РУБРИКИ

Диплом: Детективная деятельность

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Детективная деятельность

Диплом: Детективная деятельность

Министерство общего и профессионального образования российской федерации

Пермский государственный университет

Высший юридический колледж

Закон “О частной детективной и охранной деятельности”: практический аспект

Выпускная квалификационная работа студента II курса заочного отделения,

Новикова Артема Александровича

Научный руководитель:

Чудин Николай Михайлович

Пермь 2000 г.

Введение......................................................................................................

3

Глава I. Проблемы деятельности частных охранных

структур.......................................................................................................

6

Глава II. Общие вопросы деятельности частных охранных

структур.....................................................................................................

16

§ 1. Коммерческая

тайна...................................................................... 16

§ 2. Обеспечение защиты секретной информации..................... 21

§ 3. Технические средства негласного получения

информации и способы борьбы с

ними........................................................................ 38

Заключение............................................................................................

44

Библиографический список.................................................... 46

Нормативные

акты..................................................................................

46

Специальная

литература.........................................................................

47

Введение

Кардинальные изменения в общественной жизни, политическая, экономическая

нестабильность, возникновение новых форм собст­венности, рост числа новых

субъектов хозяйственной деятельности, стремительное развитие

предпринимательства и расширение частно­го сектора экономики неизбежно

повлекли за собой изменение сис­темы субъектов борьбы с преступностью в

России. В период реформ утратили прежнее значение отдельные общественные

формирова­ния, такие как добровольные народные дружины, в то же время

возникли новые субъекты борьбы с преступно­стью. В частности, интенсивно

развивался институт частной детек­тивной и охранной деятельности.

В настоящее время некоторые должностные лица МВД и депутаты Государственной

Думы предлагают отказаться от вооруженной частной охраны вообще. За этими

структурами оставить лишь такие незначительные функции, как неофициальный

частный сыск, сторожевую охрану и прочее, но без оружия. А всю вооруженную

охрану передать в МВД.

Это мнение существует, но возможно ли в условиях рыночной экономики

реализовать такие идеи?

Известно, что большая часть денег налогоплательщиков идет на содержание

государственного аппарата, в том числе на содержание правоохранительных

органов. Государство в той или иной степени создает гарантии безопасности

своих граждан и их собственности. Безусловно, эти гарантии могут быть, более

высокими в наиболее развитых в экономическом плане государствах. Вот только

способно ли государство обеспечить полную гарантию безопасности своих

граждан и их собственности? Все цивилизованные страны прошли по пути не

только разрешения деятельности частных охранных и детективных структур, но и

различными способами стимулируют их развитие.

Своей деятельностью негосударственные охранные предприятия вносят

существенный вклад в борьбу с преступностью в РФ. Обеспечение охраны

коммерческих и отдельных государственных структур, проверка торговых и

финансовых партнеров, проверка благонадежности граждан при устройстве на

работу, все это способствует сокращению темпов роста правонарушений,

сохраняет от расхищения значительные материальные и финансовые средства, а в

целом - способствует стабилизации экономики и улучшению криминогенной

ситуации в стране.

В настоящее время частной охранно-сыскной деятельностью в РФ занимается около 25

тысяч частных охранных предприятий и служб безопасности, представляющих на

договорных условиях услуги по защите жизни и здоровья граждан, охране грузов,

консультации по защите от преступных посягательств, монтаж средств сигнализации

и охрану порядка на различных мероприятиях. К этому же кругу предприятий

необходимо отнести фирмы, обеспечивающие производство программно-технических

комплексов защиты информационных систем, предприятия обеспечения

информационной, коммерческой, пожарной и экологической безопасности. Создано

значительное количество негосударственных учебных центров и школ,

специализирующихся на подготовке частных детективов и охранников. Только в

Москве зарегистрировано, около 4 тысяч негосударственных охранно-сыскных

предприятий и служб безопасности при банках, фирмах, общественно-политических

объединениях; выдано более 28 тысяч лицензий на право занятия частной охранной

и детективной деятельностью.[1]

В нынешней острой криминогенной ситуации частные охранно-сыскные предприятия

стали неотъемлемой частью системы внутренней безопасности государства. Они

вносят существенный вклад в дело сдерживания роста преступности и борьбы с

нею.

Попытка бездумного удушения, разрушения негосударственных охранных

предприятий законодательным, путем, либо волевыми решениями отдельных

недальновидных политиков сыграли бы явно на руку преступному сообществу.

Такие действия способны резко обострить и без того сложный социальный климат

в стране, поскольку сделали бы безработными сотни тысяч здоровых, хорошо

подготовленных, имеющих боевой опыт бывших офицеров и лишили бы средств к

существованию их семьи.

Учитывая прогнозируемый экспертами затяжной кризис российской экономики,

сохранение остроты криминогенной обстановки, на обозримую перспективу

совершенно логичным было бы дальнейшее развитие и укрепление института

частных охранных предприятий и служб безопасности. Поэтому наиболее

продуманным, полезным с государственной точки зрения, было бы подкрепленное

законодательно решение о дальнейшем стимулировании развития и

совершенствовании уже существующей и действующей системы частных охранных

структур, работа по ее более органичному включению в общую систему органов

безопасности страны.

Таким образом, выбранная мной тема “Закон “О частной детективной и охранной

деятельности”: практический аспект” представляется очень актуальной.

Важность темы связана с необходимостью определения места, частных охранных и

детективных предприятий в борьбе с преступностью, а также создания условий,

необходимых для оптимального включения част­ной охранно-сыскной деятельности

в эту деятельность.

Работа состоит из двух глав.

В первой главе рассматриваются проблемы деятельности частных охранных

предприятий в свете действия закона “О частной детективной и охранной

деятельности”, обосновывается закономерность и необходимость их

возникновения, и роль в борьбе с организованной преступностью.

Во второй главе раскрывается понятие коммерческой тайны и секретной

информации, средств и методов их защиты, принципы подбора кадров для

предприятий, правила работы с документами содержащими конфиденциальную

информацию, практические рекомендации по организации работы службы

безопасности коммерческого предприятия.

Частная охранная и детективная деятельность появилась сравнительно недавно,

поэтому специальная литература по этой тематике практически отсутствует. При

написании работы использовался автореферат диссертации на соискание ученой

степени кандидата юридических наук О. А. Евлановой, в котором рассмотрен

криминологический аспект участия частных детективных и охранных предприятий в

борьбе с преступностью, статья В. В. Марущенко в сборнике “Мир безопасности”

посвященная проблемам развития негосударственных служб безопасности. При

обзоре вопросов обеспечения защиты коммерческой тайны и использовании

специальных технических средств использовались работы Э. Соловьева

“Коммерческая тайна и ее защита” и Дж. Стокса “Защита коммерческой

информации”, а также специализированные периодические издания “Мир

безопасности” и “Безопасность и бизнес”.

Глава I. Проблемы деятельности частных охранных структур

К числу изменений, произошедших в последние годы в право­вой сфере, следует

отнести передачу части функций государствен­ных правоохранительных органов и

спецслужб негосударственным детективным и охранным агентствам (ДОА), службам

безопаснос­ти предприятий и организаций, в которых в настоящее время

рабо­тают сотни тысяч человек.

Правовой основой частной детективной и охранной деятельно­сти являются

Конституция Российской Федерации, Закон Россий­ской Федерации “О частной

детективной и охранной деятельности” от 11 марта 1992 года и другие законы и

правовые акты Российской Федерации. В соответствии со ст.1 указанного выше

закона частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание

на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях

зашиты законных прав и интересов. Подобная дея­тельность может осуществляться

предприятиями, имеющими спе­циальное разрешение (лицензию) органов внутренних

дел Россий­ской Федерации.

В законе также указано, что граждане, занимающиеся частной детективной

деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные

действия, отнесенные законом к исключи­тельной компетенции органов дознания;

действие законов, закреп­ляющих правовой статус работников правоохранительных

органов, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную дея­тельность,

не распространяется.

Законом предусмотрено два вида частной детективной и охран­ной деятельности:

сыск и охрана.

В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками

процесса;

2) изучение рынка, сбор информации для дедовых переговоров, выявление

некредитоспособных или ненадежных деловых парт­неров;

3) установление обстоятельств неправомерного использования в

предпринимательской деятельности фирменных знаков и наи­менований,

недобросовестной конкуренции, а также разглаше­ния сведений, составляющих

коммерческую тайну;

4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об

отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и

иных контрактов;

5) поиск без вести пропавших граждан;

6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учрежде­ниями,

организациями имущества;

7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с уча­стниками

процесса. В течение суток с момента заключения кон­тракта с клиентом на сбор

таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо,

производящее доз­нание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве

находится уголовное дело. В целях охраны предусмотрены следующие виды услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана имущества собственников, в том числе при его транс­портировке;

3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-

пожарной сигнализации;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по воп­росам

правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприя­тий.

Указанные выше услуги, особо подчеркивается в Законе, могут оказывать лишь

физические или юридические лица, имеющие ста­тус частного детектива, частного

детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного

охранного предпри­ятия либо охранно-сыскного подразделения. Физические и

юриди­ческие лица, не имеющие такого статуса, не вправе оказывать сыск­ные и

охранные услуги.

Частным детективом признается гражданин Российской Феде­рации, получивший в

установленном порядке лицензию на част­ную сыскную деятельность и выполняющий

перечисленные в зако­не сыскные услуги. Совмещение этой деятельности с

государствен­ной службой не допускается.

Лицензия на работу в качестве частного детектива выдается органов внутренних

дел в течение месяца со дня подачи заявления гражданином, претендующим на ее

получение, сроком на 3 года.

В законе указаны ограничения на выдачу лицензии:

1) гражданам, не достигшим 21 года;

2) гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу

психического заболевания, алкоголизма или наркома­нии;

3) гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления;

4) гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении пре­ступления (до

разрешения вопроса об их виновности в установ­ленном законом порядке);

5) гражданам, уволенным с государственной службы, из судеб­ных, прокурорских

и иных правоохранительных органов по ком­прометирующим их основаниям;

6) бывшим работникам правоохранительных органов, осуществ­лявшим контроль за

частной детективной и охранной деятель­ностью, если со дня их увольнения не

прошел год;

7) гражданам, не представившим необходимые документы.

Если гражданин не согласен с отказом в выдаче лицензии, он может обратиться в

вышестоящий орган внутренних дел или в суд. Частным детективам запрещается:

1) скрывать от правоохранительных органов ставшие им извест­ными факты

готовящихся или совершенных преступлений;

2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

3) собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политичес­кими и

религиозными убеждениями отдельных лиц;

4) осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в слу­жебных или

иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных

или частных лиц;

5) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граж­дан;

6) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь,

достоинство и имущество граждан;

7) фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение кли­ента;

8) разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях

вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;

9) передавать свою лицензию для использования ее другими ли­цами.

Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных

переговоров и телеграфных сообщений либо связан­ных с нарушением гарантий

неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом

ответственность.

Частные охранные предприятия вправе создавать объединения, имеющие ста­тус

юридического лица. Такие объединения должны получить соответствующую лицензию

в органах внутренних дел. Руководите­ли объединений обязаны иметь высшее

юридическое образование и лицензию на частную сыскную деятельность.

Обслуживание клиентов частным детективным предприятием (объединением)

осуществляется в соответствии с заключаемым письменным договором на оказание

услуг, где указывается содер­жание поручения, срок его выполнения, цена

договора, меры от­ветственности сторон.

Лицензии, выданные частным охранным предприятиям и их объединениям, должны

своевременно продлеваться. Лицензия подлежит аннули­рованию в случаях

нарушения закона, налоговых и иных финансо­вых обязательств. Аннулирование

лицензии может быть обжало­вано в вышестоящий орган внутренних дел или в суд.

Оказание указанных выше услуг в сфере охраны (защита жиз­ни и здоровья,

охрана имущества, охранная сигнализация и т.д.) разрешаются только

предприятиям, специально учреждаемым для их выполнения. Эти предприятия

обязаны иметь лицензию, выда­ваемую в установленном порядке органами

внутренних дел.

Охранная деятельность не распространяется на объекты, под­лежащие

государственной охране, перечень которых утверждается Правительством

Российской Федерации.

Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны

имущества собственников, а также использо­вать технические и иные средства,

не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства

оперативной ра­дио- и телефонной связи.

Охранникам запрещается использовать методы сыска. Смешанная охранно-розыскная

деятельность может осуществ­ляться путем создания ассоциаций частных охранных

и частных детективных предприятий с сохранением их самостоятельности и прав

юридических лиц. Предприятия различных форм собственно­сти, действующие на

территории Российской Федерации, вправе создавать свои службы безопасности

для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной

безопасности. Ру­ководитель и персонал таких служб обязаны получить лицензии

и действовать на основании Закона о частной детективной и охранной

деятельности и уставов, согласованных с органами внутренних дел. Службе

безопасности запрещается оказывать какие-либо услуги, не связанные с

обеспечением безопасности своего предприятия.

В процессе осуществления частной детективной деятельности разрешается

применять специальные средства и огнестрельное ору­жие только в случаях и

порядке, предусмотренных законом, и в пределах предоставленных лицензией. К

специальным средствам относятся: препарат “Черемуха-10”, газовый пистолет,

наручники, салка резиновая, жилет защитный, шлем защитный. Охранник либо

частный детектив при применении специальных средств или огне­стрельного

оружия обязан: предупредить противника о намерении их использовать,

предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за

исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств

или огнестрель­ного оружия создает непосредственную опасность его жизни и

здо­ровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия; стре­миться в

зависимости от характера и степени опасности правонару­шения и лиц, его

совершивших, а также оказываемого противодей­ствия к тому, чтобы любой ущерб,

причиненный при устранении опасности, был минимальным; обеспечить лицам,

получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить в воз­можно

короткий срок о происшедшем органы здравоохранения и внутренних дел;

немедленно уведомить прокурора обо всех случа­ях смерти или причинения

телесных повреждений.

Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраня­емую собственность,

может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть

незамедлительно передано в орган внутренних дел (милицию).

Частные детективы и охранники имеют право применять спе­циальные средства в

следующих случаях: для отражения нападе­ния, непосредственно угрожающего их

жизни и здоровью; для пре­сечения преступления против охраняемой ими

собственности, ког­да правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

Охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях: для

отражения нападения, когда их собствен­ная жизнь подвергается

непосредственной опасности; для отраже­ния группового или вооруженного

нападения на охраняемую соб­ственность; для предупреждения (выстрелом в

воздух) о намере­нии применить оружие; а также для подачи сигнала тревоги или

вызова помощи. О каждом случае применения огнестрельного ору­жия охранник

обязан незамедлительно информировать орган внут­ренних дел по месту

применения оружия.

Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой

стаж и стаж для назначения пособий по государ­ственному социальному

страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации

и в Фонд государствен­ного социального страхования Российской Федерации.

Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной де­ятельностью,

работающие по найму, подлежат обязательному стра­хованию за счет средств

соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья

или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных

дей­ствий.

Оказание сопротивления, угроза или насилие в отношении лиц. занимающихся

оказанием охранных услуг в связи с исполнением ими своих обязанностей, влечет

ответственность в соответствии с законом.

Контроль и надзор за частной детективной и охранной деятель­ностью на

территории Российской Федерации осуществляют Мини­стерство внутренних дел

Российской Федерации и иные министер­ства и ведомства.

Надзор за исполнением Закона о частной детективной и охран­ной деятельности

осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему

прокуроры.

В конце 80-х годов в экономике нашей страны появился частный сектор. Это в

свою очередь активизировало криминальный элемент, который стал активно

объединяться в различного рода группы, а так­же вливаться в организованную

преступность, проявлять усиленный интерес к денежным средствам в наличной и

безналичной формах, пос­тупающим в коммерческие банки и коммерческие

предприятия. Под вли­янием развития частного сектора пропускающая через

себя огромные товарные массы и колоссальные денежные суммы стала

совершенство­ваться и организованная преступность. Ее ряды стали более

профес­сиональны, отлично технически оснащены, вооружены современными ви­дами

как отечественного, так и зарубежного оружия, транспортными средствами,

интернационализированы. Расширились связи не только межрегиональные, но и

международные. Появилось множество разнооб­разных фирм, под вывеской которых

организованная преступность наш­ла себе прикрытие. Мафиозные структуры в

последнее время укрупня­ются, сливаются во все более профессиональные

организации с глубо­кой конспирацией, с единым центром управления. Основными

объектами таких профессиональных преступных организаций становятся банки,

крупные фирмы, большие коммерческие предприятия. Для подчинения их своему

влиянию они прибегают к самым различным способам: от уст­ройства своих людей

в эти организации до рэкета, похищения людей, заказных убийств.

После того, как в противовес надвигающейся организованной преступности на

законном основании стали появляться частные детек­тивные и охранные службы,

возглавляемые профессионалами высокого класса, организованная преступность в

борьбе за место под солнцем стала привлекать в свои ряды профессионалов

своего дела, что при­вело к профессионализации организованной преступности.

В настоящее время там задействованы наряду с закоренелыми преступниками и

мо­лодыми юнцами бывшие работники МВД, участники афганской, чеченской воин,

спортсмены с мировыми именами, люди с высшим образованием, разбирающиеся в

финансовой, банковской деятельности, в компьютер­ной технике.

В настоящее время существует опасность проникновения мафиоз­ных структур в

органы государственного управления, занятия ими больших государственных

постов. Решение этой задачи позволит мафии получать всевозможные льготы и

уходить от ответственности за со­вершенные преступления. Ее деятельность

строится на подавлении всяческого сопротивления и непослушания, а также на

коррупции, ко­торая затронула все органы государственной власти. Как

отмечает профессор А.И. Долгова: "Особенностью организованной преступности

является ее смыкание с властью, использование ею властных структур для

разработки системы защиты себя от ответственности. Опираясь на властные

структуры и на их представителей, она начинает успешно противостоять

обществу и государству".[2] Организованная

преступность тратит на подкуп влиятельных людей во всех структурах огромные

суммы денег, чтобы получить возможность использовать их положение в своих

корыстных целях. Надо отметить, что ряд чиновников сами ищут связи с членами

мафиозных структур, чтобы предложить свои ус­луги за определенное

вознаграждение.

Организованная преступность в нашей стране дошла до такого уровня своего

развития, когда ее попытки слиться с государственными структурами затрагивают

уже не только экономическую, но и поли­тическую сферу.

Исходя и изложенного можно сделать вывод, что в настоящее время

обеспечение безопасности получает особенную актуальность. Хорошая охрана

стоит больших денег и пользуется большим спросом. Надо учитывать и то, что

запрещение частных охранных служб и част­ной детективной деятельности

приведет к тому, что нелегальные ма­фиозные структуры возьмут эту

деятельность в свои руки, чего, ес­тественно, допустить нельзя.

В настоящее время правоохранительная система с ее характерис­тиками все

меньше соответствует новым характеристикам преступнос­ти.

Правоохранительные органы на данном этапе не в силах решить задачу охраны

всех коммерческих банков, коммерческих структур и отдельных граждан,

занимающихся частным бизнесом. Это в свою оче­редь привело к тому, что в

последние годы в России стали появлять­ся охранные организации и службы

безопасности, которые на неле­гальной основе были противопоставлены растущей

преступности. Эко­номические и политические потребности способствовали

тому, что в 1992 году был принят Закон "О частной детективной и охранной

деятельности в Российской федерации", который подвел под эту деятель­ность

правовую базу. После принятия этого Закона частные охранные структуры и

службы безопасности стали активно разрастаться и по­полняться

квалифицированными кадрами из МВД, ФСБ, прокуратуры, что в конечном счете

отрицательно сказалось на работе государственных Правоохранительных структур.

Отток квалифицированных кадров в пер­вую очередь объясняется тем, что в

частных организациях заработная плата в несколько раз выше, чем в

государственных структурах. Гово­ря о частных службах безопасности и частной

детективной деятель­ности, не надо забывать, что в начале 90-х годов

произошло большое сокращение в армии и многие офицеры оказались перед

выбором, куда идти работать. Значительное число офицеров этого контингента

нашли свое место в подобных структурах, чем в определенной мере была ре­шена

задача их трудоустройства. Руководству этих служб также вы­годно было

принимать на работу военных. Снимались затраты на обу­чение, тренировку,

да и в отношении дисциплины - военная выучка давала о себе знать.

В настоящее время только в Москве зарегистрировано около двух тысяч подобных

организаций. Увеличению их количества способствовал принятый в 1993 году Закон

"Об оружии", по которому лица, работаю­щие в частных правоохранительных

структурах, при определенных ус­ловиях могли получить лицензию на

приобретение и ношение оружия. Но государству не безразлично, в чьи руки

попадет оружие, что, ес­тественно, дает право соответствующим государственным

органам осу­ществлять контроль за деятельностью частных правоохранительных

структур и в определенной мере взаимодействовать с ними. По запро­сам

независимых служб безопасности были выданы лицензии 32,5 тыс. человек, из

которых 28 тыс. работают в правоохранных структурах, а другие занимаются

частной детективной деятельностью.[3]

Для более эффективного отражения опасности со стороны мафиоз­ных структур

легальные частные правоохранительные фирмы в послед­нее время стали

объединяться в различного рода ассоциации для ока­зания взаимопомощи.

Например, - в 1994 году объединились такие мос­ковские охранные фирмы, как

"Правопорядок", "Миг", "Баярд", "Ново" и "Российская служба экономической

безопасности". Ими был создан -единый координационный совет. Также была

образована ассоциация "Безопасность предпринимательства и личности". В ее

координацион­ный совет вошли руководители служб безопасности таких банков,

как "Сбербанк", "Столичный банк", "Дорожный банк". Подобное объедине­ние

легальных силовых структур обусловлено жизненной необходи­мостью.

Усиление контроля за деятельностью охранных предприятий, служб

безопасности и частных детективных организаций, объясняется тем, что эта

деятельность является объектом пристального внимания мафиозных структур,

которые хотели бы взять ее под свой контроль. Различными способами они

стараются внедрить в такие службы своих людей, что, к сожалению, часто, как

показывает практика, получает­ся. Необходимость ужесточения контроля за

лицами, работающими в таких структурах, обусловлена сложившейся в

настоящее время в на­вей стране криминогенной обстановкой, растущей

преступностью. Да и сами такие службы должны предоставлять отчеты о своей

деятельности в государственные органы и докладывать о всех случаях

применения оружия, а также уведомлять о планируемых мероприятиях, что

позво­лит избежать стычек между такими службами и сотрудниками милиции.

Вышеизложенное говорит о том, что необходим жесткий контроль со стороны

государственных и частных силовых структур за деятель­ностью преступных

формирований для своевременных профилактических мероприятий, связанных с их

ликвидацией. Вопрос взаимодействия частных силовых структур и частных

детективных служб с государс­твенными структурами должен быть поставлен на

государственный уро­вень. В настоящее время основную часть руководства

частных охран­ных служб и служб безопасности составляют бывшие сотрудники

МВД, ФСБ и прокуратуры. Они сохранили свои связи с прежним местом рабо­ты,

что может, при правильной постановке вопроса, содействовать координации

деятельности государственных и частных правоохрани­тельных структур.

Необходим координирующий это взаимодействие ор­ган, в функции которого

должно входить решение тех или иных проб­лем обеих сторон, ибо они

фактически занимаются решением одних и тех же проблем, но каждый в этой

деятельности идет своим путем. Местным администрациям и районным отделениям

милиции следует ис­пользовать такое взаимодействие с наибольшей

эффективностью для наведения порядка на своей территории и активнее

подключать част­ные правоохранительные структуры к решению задач борьбы с

наркома­нией, рэкетом, хулиганством, а в более сложном варианте и с

орга­низованной преступностью. Учитывая современный этап развития наше­го

общества, на котором рост преступности происходит ежемесячно, необходимо,

на наш взгляд, оказывать частным охранным структурам посильную помощь,

содействовать повышению профессионального уровня их сотрудников, создавать

максимум условий для их сотрудничества с государственными силовыми

структурами в решении общих проблей. диктуемых временем. От такого

взаимодействия не в малой мере зави­сит успех борьбы с преступностью, а в

конечном счете улучшение экономической и политической стабильности России.

Из пресс-конференций больших руководителей МВД, из публикаций в печати,

[4] из выступлений по радио и телевидению можно сделать вы­вод, что

большинство сотрудников всех звеньев правоохранительных органов выступают за

расширение взаимодействия и укрепление сот­рудничества с частными охранными

структурами, особенно в обеспече­нии охраны общественного порядка, создании

народных дружин. Такое взаимодействие государственных силовых структур и

частных охранных фирм должно быть строго регламентировано.

В настоящее время, на наш взгляд. Законы "О частной охранной и детективной

деятельности", "Об оружии" требуют дополнения. В подзаконных актах к ним

необходимо более четко обозначить область взаимоотношений государственных

органов и частных охранных струк­тур, четче определить круг прав и

обязанностей субъектов этих вза­имоотношений, установить санкции за их

нарушение. Решая эти вопро­сы, необходимо привлекать к их разработке не

только сотрудников государственных органов, но и представителей частных

охранных структур, предпринимателей.

Проблема повышения действенности борьбы с преступностью давно обсуждается, в

том числе в средствах массовой информации, на парла­ментских слушаниях, но ее

решение практически не продвигается. В этих условиях развитие

организованной преступности - явление зако­номерное. Тем более когда активно

проходят процессы разгосударс­твления, разобобществления, приватизации

сопровождаемые использо­ванием любых средств при переделе собственности.

Здесь и легализация нажитого преступным путем, и широкое раз­витие

вымогательства, и наемные убийства, и незаконные валютные операции. Все

это можно было бы предвидеть, в определенной мере предупредить, но то, что

этого не произошло, на мой взгляд, не явля­ется случайным.

Теперь частным охранным предприятиям нужно работать в новых условиях,

считаться с ре­альным положением дел, продолжать работать напряженно над тем,

что­бы каким-то образом выходить на нужный уровень правового и прежде всего

законодательного обеспечения правоохранительной деятельности как

государственных структур, так и негосударственных.

Негосударственные структуры в деле охраны правопорядка и в том числе в

борьбе с организованной преступностью сегодня играют весьма существенную

роль.

Заслуживает внимания опыт работы подобного рода структур в развитых

промышленных странах за рубежом. Так, заводы "Боинга", "Круппа",

"Макдональда", других крупных фирм не охраняют государс­твенные службы. В

Германии частных охранников и детективов в два раза больше, чем в

государственной полиции. В США, в Англии соот­ношения примерно равные. И

правовое регулирование деятельности та­ких служб, организация их взаимодействия

с государственными правоохранительными органами являются тщательно

продуманными. Например, в США законодательно установлено три класса

лицензирования частной охранной и детективной деятельности. Детектив класса “А”

имеет право заниматься только сбором информации, класса “В” - иметь оружие и

оказывать сторожевые и охранные услуги, класса “С” - выполнять как

охранно-сторожевые, так и детективные услуги. Причем примерно 90% частных

детективов в США имеют лицензии класса “А”, при тенденции уменьшения количества

лицензий “В”, “С”.[5]

После того, как в первом чтении был принят Закон "О поправках в Федеральный

закон "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации",

состоялось несколько солидных мероприятий, международная конференция,

организованная ассоциацией "Безо­пасность предпринимательства и личности",

собрался форум руководи­телей служб безопасности Московского региона,

включая Ассоциацию российских банков и ее службу безопасности. Все участники

указанных обсуждений пришли к выводу, что в том виде, в каком законопроект

прошел первое чтение, он объективно работает на торможение развития и

эффективной деятельности института негосударственных охран­но-сыскных

структур. Будем надеяться, что Комитет по безопасности Го­сударственной Думы

России примет и будет отстаивать поправки, до­полнения и изменения с тем,

чтобы закон в новой редакции способс­твовал защите налогоплательщиков и

усилению правопорядка.

Надо признать, что сегодня без негосударственной системы обеспечения

безопасности, в том числе защиты государственных интересов обойтись нельзя.

Если бы одни государственные правоохранительные органы могли решать эту

задачу, можно было бы ограничивать деятель­ность негосударственной системы.

Но государственные органы сегодня не в состоянии противостоять даже

преступности - наиболее опасным нарушениям закона. Поэтому надо быть

реалистами и ставить перед не­государственной службой безопасности четкие,

содержательные зада­чи, давать ей соответствующие полномочия, но и

разумеется, контроли­ровать ее деятельность. А сейчас происходит то, что

изначально ста­вится цель: усилить контроль, установить жесткую систему

контро­ля. Контроль важен, но он не может рассматриваться как цель

законо­дательного регулирования. Как одна из задач - это безусловно.

Целью все-таки должно быть обеспечение безопасности, охрана право­порядка.

Должное функционирование негосударственных правоохранительных структур,

служб безопасности зависит и от научного обеспечения этой деятельности, от

подготовки кадров, от многих других факторов. Причем немаловажную роль

призвана играть и пресса. В средствах массовой информации редко

обсуждаются вопросы деятельности негосударствен­ных служб безопасности. Все

эти службы как бы уравниваются, а их деятельность нередко воспринимается

как только внешне охранная, де­ятельность телохранителей.

В прессе можно эти вопросы обсуждать более широко и более яс­но. И лучше,

когда это будут делать люди, которые видят проблему и со стороны, и как бы

изнутри.

Существует также проблема кадров. Если человек заканчивает службу в

правоохранительных органах (в МВД, в службе безопасности, в прокуратуре, в

налоговой полиции и т .п.) и приходит в негосу­дарственную. структуру, он

понимает, что работа в ней носит специфи­ческий характер. Нужна

дополнительная подготовка. Необходимо разви­вать системы такой

подготовки, в том числе при участии государс­твенных органов. Здесь придется

решать комплекс крайне важных проб­лем. И если это все не делать срочно,

обеспечение безопасности не­государственных структур и даже структур, где

государственная доля является преобладающей, будет строиться на

полулегальной или даже неправовой основе. В этом бывают заинтересованы

отдельные сотрудни­ки государственных структур, наживающиеся на оказании

помощи в виде предоставления необходимой информации и т.п.

Глава II. Общие вопросы деятельности

частных охранных структур

§ 1.

Коммерческая тайна

Существование в нашей стране в недавнем прошлом двух терминов - военная и

государственная тайна - говорило о полном отсутствии логики в понятии

секретности. Во всем мире под государственной тайной понимают сведения,

относящиеся к внешней политике и обороне, а у нас государственной тайной был

охвачен громадный объем информации.

До недавнего времени и в Российской Федерации никто с определенностью не мог

ответить на вопрос, что же все-таки является государственной тайной. В

результате страдали граждане, чьи права и свободы, огораживаясь ширмой

секретности, нарушали чиновники. Конец этому беспределу положил принятый

летом 1993 года Закон Российской Федерации "О государственной тайне". В нем

наконец-то четко определено: "Государственная тайна - это защищаемые

государством сведения в области его военной, внешнеполитической,

экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной

деятель­ности, распространение которых может нести ущерб безопасности

Российской Федерации". (Ст. 2 Закона)

В нем законодатели разъяснили, чего не должны знать россияне: о содержании

стратегических и оперативных планов, о направлениях развития вооружения и

военной техники, о количестве, устройстве и технологии производства ядерного

оружия, о силах и средствах гражданской обороны, о системах специальной связи

и т. д.

Зато теперь они вправе получить сведения о чрезвы­чайных происшествиях и

катастрофах, о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях,

о состоянии экологии, охраны труда, здравоохранения, санитарии, преступности,

о привилегиях, компенсациях и льготах, которые предоставляет государство

гражданам, должностным лицам, предприятиям и учреждениям, о фактах нарушений

прав и свобод человека, о размерах золотого запаса и государственных валютных

резервов, о фактах нарушения законности органами государственной власти и их

должностными лицами.

В настоящее время сделан еще один шаг - разделение тайны на государственную и

коммерческую. Таким образом, из области публичного права выделился институт

частного права, который защищает интересы предпринимателей.

Чем отличается коммерческая тайна от государственной?

Сведения, составляющие государственную тайну, установлены соответствующим

перечнем и подлежат защите со стороны государства.

[6] Коммерческая тайна перечнем не определена, поскольку она всегда разная

применительно к различным предприятиям или фирмам. Другое отличие состоит в

том, что государственная тайна охраняется силой государства в лице

соответствующих органов, а коммер­ческая тайна - службой безопасности

предприятия. При этом следует иметь в виду, что коммерческие секреты могут быть

государственными секретами, однако государственные секреты не могут быть

коммерческой тайной, поскольку в противном случае шла бы торговля

государственными интересами.

В повседневной жизни коммерческая тайна всегда выступает в форме коммерческих

секретов. Поэтому всякая тайна есть секрет, но не всякий секрет есть тайна.

Исходя их этого попробуем дать определение коммерческой тайны и коммерческого

секрета.

Коммерческая тайна - преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям

экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах

производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой

деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и

возможными угрозами экономической безопасности фирмы. Коммерческая тайна

возникает тогда, когда она представляет интерес для коммерции.

Коммерческие секреты - форма проявления коммер­ческой тайны. Представляют

собой сведения в виде документов, схем, изделий, относящиеся к коммерческой

тайне фирмы и подлежащие защите со стороны службы безопасности от возможных

посягательств путем похи­щения, выведывания, утечки информации. Они

различаются по следующим признакам:

• по природе коммерческой тайны (технологические, производственные,

организационные, маркетинговые, интеллектуальные, рекламные);

• по принадлежности собственнику (собственность предприятия, группы

предприятий, отдельного лица, группы лиц и т. д.);

• по назначению коммерческих секретов. Документы, содержащие коммерческие

секреты, могут иметь гриф "Конфиденциально", "Строго конфиден­циально",

"Конфиденциально, только адресату" и другие.

Правила засекречивания сведений, составляющих государственную тайну,

утверждены Постановлением правительства России. Сведения, содержащие

государ­ственную тайну, по степени их секретности подразделяются на три

категории: сведения особой важности, совершенно секретные сведения и просто

секретные.

К сведениям особой важности отнесены сведения, разглашение которых нанесет

ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких областях:

военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной,

контрразведывательной и оперативно-розыскной деятель­ности.

К совершенно секретным - сведения из тех же областей, разглашение которых

нанесет ущерб интересам одного ведомства или одной отрасли экономики.

К секретным - все остальные сведения, составляющие государственную тайну.

Составленные перечни секретных сведений будут доводиться до органов

государственной власти, а также предприятий и организаций, имеющих дело с

государ­ственной тайной, но не целиком, а только в части, их касающейся.

Пересматриваются перечни не реже, чем раз в 5 лет, а также при изменении

международной обстановки, появлении новых достижений в области науки и

техники и т. д.

Носитель коммерческого секрета - лицо, осведомленное о коммерческих секретах

предприятия или фирмы (руководители и допущенные к коммерческим секретам

исполнители).

Носителей коммерческих секретов следует отличать от источников закрытой

коммерческой информации ("ноу-хау", схемы, документы, технологии, изделия,

образцы).

Секретность в условиях рыночного хозяйствования защищает производителя от

недобросовестной конкуренции, к которой относятся различные противоправные

действия в виде скрытого использования торговой марки, подделки продукции

конкурента, обманной рекламы, подкупа, шантажа и т. п. Не последнее место в

этом ряду занимает "промышленный шпионаж".

Сегодня стало почти массовым явлением беззастенчивое заимствование

интеллектуальной и промышленной собственности: сотрудники предприятий,

являясь одновременно членами кооперативов, малых предприятий или совместных

предприятий, используют методики, программы и технологии, разработанные на

отечественных предприятиях и являющиеся их интеллектуальным капиталом.

Западные партнеры стремятся незаконным путем получить закрытую информацию,

представляющую для них экономический интерес. Поэтому обеспечение

экономической безопасности предприятия, фирмы и любой другой формы

хозяйствования требует защиты коммерческой тайны.

В США, ФРГ, КНР, Японии и других странах защита коммерческой тайны

обеспечивается системой промыш­ленной секретности, которая базируется на

соответ­ствующей правовой базе. При этом основную роль в обеспечении ее

сохранности играют сами фирмы, а не государственные органы.

В Соединенных Штатах, имеющих наиболее совершен­ное законодательство в

области защиты информации, Закон о коммерческой тайне или по принятой там

терминологии - "фирменных секретов" ("секретов производства") - был принят

только в 1979 году, и то не всеми штатами. Согласно этому закону коммерческой

тайной является информация, которая:

• имеет самостоятельную экономическую стоимость благодаря тому, что не

является общеизвестной или доступной людям, которые могут ее использовать в

коммерческих целях;

• является объектом разумных усилий по защите. Разумеется, если что-то

названо коммерческой тайной, то это действительно должно ею быть, что бывает

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.