РУБРИКИ

Курсовая: Лицензионно-разрешительная деятельность ОВД

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Лицензионно-разрешительная деятельность ОВД

Курсовая: Лицензионно-разрешительная деятельность ОВД

Содержание

Введение. 2

Обеспечение правил разрешительной системы в ОВД. 3

Организация работы ОВД по обеспечению правил разрешительной системы.. 6

Порядок выдачи разрешений на приобретение и хранение оружия и боеприпасов. 15

Заключение. 25

Литература. 26

Введение

Под лицензионно-разрешительной системой в широком смысле понимается

закрепленный в правовых нормах порядок, предусматривающий обязательность

получения от уполномочен­ных государственных органов лицензий (разрешений) на

совер­шение определенных действий или получение определенных пра­вомочий

предприятиями, учреждениями, объединениями либо отдельными гражданами.

Лицензионно-разрешительная система распространяется в широкой сфере

общественных отношений. Так, в области государственной тайны лицензируется

деятель­ность предприятий, учреждений и организаций по проведению работ,

связанных с использованием сведений, составляющих госу­дарственную тайну,

созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и

оказанием услуг по защи­те государственной тайны, в области оборота

специальных техни­ческих средств регулируется деятельность физических и

юридиче­ских лиц, связанных с разработкой, производством, реализацией,

приобретением в целях продажи технических средств для неглас­ного получения

информации.

Обеспечение правил разрешительной системы в ОВД.

Разрешительная система выполняет конкретную предупреди­тельную функцию. Она

направлена на предупреждение тяжких последствий несоблюдения требований

нормативных актов, рег­ламентирующих порядок оборота предметов и веществ,

обладаю­щих повышенной общественной опасностью. С этой целью госу­дарство

объективирует свою управленческую и нормотворческую волю путем реализации

организационно-правовых мер. Так, оно:

Ø объявляет и нормативно закрепляет все действия с предметами и

веществами, обладающими специфическими свойствами, уста­навливает

соответствующие запреты на их обращение; закрепляет в нормативно-правовых

актах общие правила для всех субъектов, совершающих различные действия с

указанными предметами;

Ø устанавливает ответственность за нарушение правил оборота та­ких

предметов; создает аппарат специализированных органов для обеспечения

контроля за соблюдением должностными лицами, гражданами и юридическими лицами

установленных правил.

Лицензионно-разрешительная система осуществляется много­численными

государственными органами, среди которых важное место занимают органы

внутренних дел. Действующим законода­тельством на органы внутренних дел

возложена обязанность вы­давать разрешения на приобретение, хранение, ношение

и пере­возку огнестрельного оружия, патронов к нему, взрывчатых мате­риалов,

а также на открытие и функционирование объектов, где они обращаются. В их

обязанности также входит выдача разреше­ний на создание негосударственных

детективных служб и осуще­ствление контроля за соблюдением частными охранными

пред­приятиями и частными детективами действующего законодатель­ства.

В нормативно-правовых актах, регламентирующих лицензионно-разрешительную

систему, определен исчерпывающий пере­чень объектов, контролируемых органами

внутренних дел. Эти объекты подразделяются на три группы: предметы, вещества

и предприятия. К предметам относятся: служебное и гражданское оружие

(огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, газовые пистолеты и

револьверы, огнестрельное оружие с нарез­ным стволом, огнестрельное

комбинированное) и патроны к нему.

К предприятиям, разрешение на открытие которых выдают органы внутренних

дел относятся: предприятия, осуществляющие производство и продажу оружия;

оружейно-ремонтные мастер­ские; частные детективные и охранные предприятия,

службы безопасности, их филиалы; базы, склады, тиры, в которых нахо­дится

гражданское, служебное оружие и патроны к нему и т.д.

К веществам относятся взрывчатые материалы.

Вместе с тем законом «Об оружии» установлены ограничения на оборот

гражданского и служебного оружия. Так, на территории Российской Федерации

запрещен оборот в качестве служебного и гражданского оружия: огнестрельного,

которое имеет форму, ими­тирующую другие предметы; огнестрельного

гладкоствольного оружия, изготовленного под патроны к огнестрельному оружию с

нарезным стволом; кистеней, кастетов, сурикенов, бумерангов и других

специально приспособленных для использования в качест­ве оружия предметов

ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных снарядов;

газового оружия, снаря­женного нервно-паралитическими, отравляющими и другими

по­добными веществами.

При обнаружении указанных предметов органы внутренних дел обязаны изымать их,

а виновных лиц привлекать к ответст­венности.

В соответствии с Федеральным законом "Об оружии" городские, районные,

районные в городах управления (отделы) внутренних дел, управления (отделы)

внутренних дел УРО МВД России выдают:

· Лицензии на приобретение огнестрельного гладкоствольного

длинноствольного оружия самообороны, газовых пистолетов и револьверов,

огнестрельного бесствольного оружия отечественного производства и сигнального

оружия гражданам Российской Федерации.

· Лицензии на приобретение охотничьего пневматического оружия,

охотничьего гладкоствольного и спортивного огнестрельного гладкоствольного

длинноствольного оружия гражданам Российской Федерации.

· Лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов

на территории Российской Федерации юридическим лицам, производящим оружие или

патроны, а также имеющим лицензии на торговлю ими.

· Разрешения на хранение и ношение охотничьего пневматического,

охотничьего гладкоствольного и спортивного огнестрельного гладкоствольного

длинноствольного оружия, а также разрешения на хранение огнестрельного

гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны (без права ношения)

гражданам Российской Федерации.

· Разрешения на транспортирование оружия, а также патронов юридическим

лицам и гражданам Российской Федерации.

· Разрешения на хранение и использование оружия юридическим лицам с

особыми уставными задачами на основании лицензий на их приобретение.

· Разрешения на хранение и ношение оружия при исполнении служебных

обязанностей работникам юридических лиц с особыми уставными задачами.

· Лицензии на приобретение охотничьего оружия, в том числе с нарезным

стволом, и патронов к нему на территории Российской Федерации, а также

разрешения на их хранение и использование, хранение и ношение - в районах

Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организациям, ведущим

охотничье хозяйство, специализированным предприятиям, ведущим охотничий или

морской зверобойный промысел, и гражданам Российской Федерации, проживающим в

указанных местностях.

· Подтверждения о получении уведомлений для продажи оружия и патронов.

Организация работы ОВД по обеспечению правил разрешительной системы

Основными задачами органов внутренних дел по осуществле­нию

лицензионно-разрешительной системы являются: предот­вращение утраты и хищения

предметов и веществ, на которые распространяется особый порядок оборота;

недопущение их ис­пользования не по назначению; своевременное выявление и

уст­ранение нарушений установленных правил их оборота; контроль за частной

детективной и охранной деятельностью.

Отсюда следует, что лнцензионно-разрешительная система, осуществляемая

органами внутренних дел, представляет собой закрепленный в

административно-правовых нормах порядок при­обретения, транспортировки,

хранения, использования и сбыта строго определенных предметов и веществ, а

также открытия и функционирования определенных предприятий и организаций в

целях обеспечения личной безопасности граждан, общественной безопасности и

охраны общественного порядка.

Для осуществления лицензионно-разрешительной деятельно­сти в структуре ГУООП

МВД России; МВД; ГУВД субъектов РФ, окружных, городских, районных органов

внутренних дел созданы подразделения, выполняющие лицензионно-разрешительные

и контрольные функции в сфере лицензирования и контроля за частной

детективной и охранной деятельностью.

Кроме указанных подразделений вопросами лицензионно-разрешительной

деятельности (в части контроля за оборотом ору­жия, за частной детективной и

охранной деятельностью) занима­ются другие подразделения органов внутренних

дел. В частности, в этой деятельности принимают участие сотрудники уголовного

розыска, участковые инспекторы милиции, подразделения по борьбе с

преступлениями в сфере экономики и др.

Организация деятельности всех подразделений по осуществ­лению лицензионно-

разрешительной работы возложена на органы внутренних дел, в структуру которых

входят эти подразделения. В масштабе Российской Федерации организация этой

работы воз­ложена на МВД Российской Федерации. В соответствии с Поло­жением

«О Министерстве внутренних дел Российской Федера­ции» предусмотрена

организация деятельности органов внутрен­них дел по обеспечению выполнения

требований разрешительной системы. Законами «О милиции», «О частной

детективной и ох­ранной деятельности в Российской Федерации», «Об оружии» на

органы внутренних дел также возложена обязанность осуществле­ния лицензионно-

разрешительной деятельности. С этой целью в органах внутренних дел созданы

подразделения по лицензионно-разрешительной работе и контролю за частной

детективной и охранной деятельностью. Правовое положение этих подразделе­ний

детально определено большей частью в ведомственных нор­мативно-правовых актах

Министерства внутренних дел Россий­ской Федерации. В соответствии с ними

органы внутренних дел: оформляют, выдают лицензии на приобретение, хранение,

тор­говлю, коллекционирование, экспонирование гражданского и служебного

оружия, основных частей оружия и патронов к нему, выдают разрешения на

хранение и ношение оружия и патронов, разрешения на вывоз их из Российской

Федерации, а также раз­решений на перевозку, транспортирование,

функционирование стрелковых объектов, выдают лицензии на занятие частной

детек­тивной и охранной деятельностью предприятиям (объединениям), службам

безопасности и гражданам, аннулируют выданные ли­цензии и разрешения,

осуществляют контроль за оборотом ору­жия и частной детективной и охранной

деятельностью.

Оформление материалов о выдаче лицензий и разрешений. Прием заявлений от

граждан Российской Федерации о выдаче лицензий и разрешений, переоформлении или

продлении срока их действия принимается органами внутренних дел по месту их

регистрации. Граждане наряду с заявлением, предъявляют в орга­ны внутренних дел

медицинское заключение об отсутствии про­тивопоказаний к владению оружием,

связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или

наркома­нией, документ подтверждающий гражданство Российской Феде­рации и др.

Руководителями юридических лиц, претендующих на получение лицензии

предъявляется необходимый перечень доку­ментов, предусмотренные нормативными

актами. Представленные документы регистрируются в журнале регистрации

заявлений, обращений, выдачи лицензий и разрешений. В нем же произво­дится

отметка о результатах рассмотрения заявления, о выдаче заявителю лицензии или

разрешения, либо письменного уведом­ления об отказе в их выдаче. Заявление и

поступающие материа­лы, не имеющие полного перечня необходимых документов, не

подлежат регистрации сотрудниками органов внутренних дел и служат одним из

оснований отказа в выдаче лицензии или разре­шения. Материалы о выдаче лицензии

рассматриваются органами внутренних дел в течение одного месяца, о выдаче

разрешений — в течение двух недель со дня подачи заявления.

Законодательством Российской Федерации предусмотрены основания, исключающие

выдачу гражданам лицензий на приоб­ретение оружия. Так, лицензии не выдаются

гражданам: не дос­тигшим возраста, установленного законом; не предоставившим

медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к вла­дению оружием;

имеющим судимость за совершение умышлен­ного преступления; отбывающим

наказание за совершенное пре­ступление; совершившим повторно в течение года

администра­тивное правонарушение, посягающее на общественный порядок или

установленный порядок управления; не предоставившим в органы внутренних дел

документы, подтверждающие прохожде­ние проверки знания правил безопасности

обращения с оружием и другие документы, указанные в законе «Об оружии» и

законе «О частной детективной и охранной деятельности в Российской

Федерации».

Контроль органами внутренних дел за объектами лицензион­но-разрешительной

системы в основном осуществляется в двух направлениях: за оборотом оружия и за

частной детективной и охранной деятельностью. Организация контроля возложена на

руководителей МВД России, МВД республик в составе Россий­ской Федерации, ГУВД,

УВД краев, областей, УВД на транспорте, горрайорганы внутренних дел.

Осуществление контроля позволяет органам внутренних дел выявлять нарушения

правил оборота оружия, нарушений, связан­ных с деятельностью частных

детективных и охранных предпри­ятий, граждан, незамедлительно реагировать на

выявленные на­рушения и применять предусмотренные законом меры

админист­ративного и уголовного воздействия.

Ведомственными нормативными актами МВД России детали­зирована деятельность

органов внутренних дел по контролю за оборотом оружия и частной детективной и

охранной деятельно­стью. Инструкцией о работе органов внутренних дел по

контролю за оборотом гражданского и служебного оружия предусмотрены следующие

направления контроля: за деятельностью юридических лиц, осуществляющих

торговлю оружием и патронами; за переда­чей оружия; за приобретением оружия;

за коллекционированием и экспонированием оружия; за обеспечением сохранности

и безо­пасности хранения оружия; контроль за перевозкой оружия.

Сотрудники органов внутренних дел при осуществлении кон­троля за оборотом

оружия имеют право производить осмотр ору­жия в местах его производства,

торговли, экспонирования, хране­ния и уничтожения. Изымать и уничтожать

оружие и патроны, запрещенные к обороту на территории Российской Федерации.

Требовать от юридических лиц и граждан предоставления устной или письменной

информации для выполнения контрольных функций. При выявлении нарушений имеют

право давать обязательные для исполнения гражданами, должностными лицами

письменные предписания об устранении нарушений с указанием конкретного срока.

В случае выявления грубых нарушений, кото­рые могут повлечь ущерб, хищение

либо неправомерное исполь­зование оружия, производить опечатывание помещений

мест торговли оружием, их экспонирования, временно ограничивать доступ

работников к ним либо запрещать ведение торговой дея­тельности до устранения

выявленных нарушений. В случае воз­никновения обстоятельств, при которых не

обеспечивается со­хранность оружия, сотрудники милиции изымают оружие и

пере­дают его на хранение в органы внутренних дел. По фактам нару­шений

установленных правил оборота оружия выписываются письменные предупреждения, а

при совершении административ­ного правонарушения составляется протокол об

административ­ном правонарушении.

Проверка объектов хранения оружия осуществляется сотруд­никами милиции не

реже одного раза в квартал. О проверке объ­екта составляется акт проверки в

двух экземплярах. Из них один передается руководителю юридического лица, а

второй приобща­ется к наблюдательному делу. Осуществление проверок объектов,

используемых в качестве складов по хранению оружия и патро­нов, а также

торговых предприятий проводится не реже одного раза в месяц. В проведении

таких проверок непосредственное участие принимают руководители органов

внутренних дел либо их заместители — начальники милиции общественной

безопасности. Граждан-владельцев оружия проверяют не реже одного раза в год.

При изъятии оружия и патронов составляется протокол, который в течение суток

вместе с актом проверки объекта' или рапортом о проверке гражданина-владельца

оружия докладывается руково­дству органа внутренних дел для принятия решения

в установ­ленном порядке. /

Контроль за деятельностью юридических лиц, осуществляющих торговлю оружием.

При осуществлении проверок указанных орга­низаций сотрудники органов внутренних

дел в первую очередь устанавливают наличие лицензий на торговлю оружием,

разреше­ний на хранение оружия вне мест, указанных в лицензиях. Про­веряют

техническую укрепленность мест торговли, экспонирова­ния и хранения оружия,

надежность сохранности оружия в торго­вых витринах, на прилавках, а также мер

безопасности при обра­щении с ним. Вместе с тем проверяется наличие и

правильность заполнения учетной документации, порядок внутреннего контро­ля за

обращением оружия и патронов лицами, ответственными за их сохранность и ведение

учета, продавцами (материально-ответственными лицами) и работниками,

допущенными к произ­водству работ с оружием и патронами, их транспортированию и

сопровождению при перевозке, а также наличие материалов про­верок по фактам

недостачи, порчи, утраты оружия и патронов. При проведении внезапных проверок

по решениям руководителей органов внутренних дел может выясняться часть

вопросов и истребоваться документы исходя из цели проверки.

Проверки юридических лиц и граждан, занимающихся кол­лекционированием или

экспонированием оружия и патронов, осуществляются сотрудниками органов

внутренних дел совместно с представителями специально уполномоченных органов

по со­хранению культурных ценностей с учетом соблюдения требований по

обеспечению конфиденциальности сведений об оружии и их владельцах. Проверки

таких юридических лиц проводятся не реже одного раза в квартал, а граждан

Российской Федерации — не реже одного раза в год. В ходе плановых проверок

деятельности юридических лиц, осуществляющих коллекционирование и

экс­понирование оружия, сотрудники органов внутренних дел уста­навливают:

соответствие их деятельности нормативным актам, положениям уставных,

учредительных документов, внесенным в них изменениям и дополнениям, лицензиям

на коллекциониро­вание или экспонирование оружия и патронов, разрешениям на

их хранение вне мест, указанных в лицензиях; наличие актов приема (передачи)

оружия и договоров, заключенных с владель­цами оруящя и патронов об участии в

проведении экспонирова­ния либо актов приема изъятого и конфискованного

оружия, пе­реданных музеям уполномоченными на то органами для

соответ­ствующего хранения, актов историко-культурных и искусствовед­ческих

экспертиз на коллекционируемое оружие и паспортов на коллекции, отдельные

модели коллекционируемого оружия; по­рядок внутреннего контроля за обращением

оружия, документов выдачи оружия хранителям, специалистам и лицам,

ответствен­ным за проведение экспертиз, исследовательские работы,

экспо­нирование, транспортирование и другие виды работ; порядок до­пуска

работников юридических лиц к работе с оружием, перевоз­ке, сопровождения при

перевозках, экспонировании, а также ор­ганизация допуска посетителей в залы с

экспозициями, специали­стов в фондохранилища, обеспечение сохранных мер;

своевременность и полнота устранения нарушений, выявленных при проверках

сотрудниками органов внутренних дел, исполнение предписаний.

При проведении проверок условий хранения оружия и патро­нов, имеющихся у

граждан, сотрудники внутренних дел выясня­ют:

— соответствие имеющегося оружия выданным лицензиям и разрешениям, а также

хранящихся у граждан патронов моделям зарегистрированного оружия;

— наличие запирающегося на замок сейфа, металлического шкафа, ящика, обитого

железом;

— условия, исключающие доступ посторонних лиц к оружию.

Осуществление контроля за перевозкой и транспортированием оружия и патронов.

Сотрудники органов внутренних дел в данном случае выясняют: соответствие

деятельности предприятий-перевозчиков требованиям, предъявляемым к обороту

оружия и, в частности, к правилам перевозки; наличие лицензий, копий дого­воров

на перевозку оружия; наличие товарно-транспортных, со­проводительных и иных

документов, на основании которых осу­ществляется перевозка; документов,

удостоверяющих личность сопровождающих лиц и подтверждающих их право на

хранение и ношение оружия; наличие необходимого количества охранников.

В ходе осуществления контроля за частной детективной и ох­ранной

деятельностью органы внутренних дел используют пре­доставленное им право в

соответствии с Законом «О частной де­тективной и охранной деятельности в

Российской Федерации» и ведомственными нормативными актами МВД России. Одним

из них является Инструкция «О порядке лицензирования и осущест­вления

органами внутренних дел контроля за частной детектив­ной и охранной

деятельностью», которой предусмотрены следую­щие направления:

~ проверка соответствия частной детективной и охранной деятельности,

осуществляемой ее субъектами, видам этой дея­тельности;

— проверка соблюдения в частной детективной и охранной деятельности порядка

приобретения, учета, хранения, ношения и использования огнестрельного оружия

и специальных средств;

— участие совместно с другими компетентными органами не­государственных

образовательных учреждений в контроле за осу­ществлением подготовки кадров

для частных детективных и охранных предприятий, служб безопасности, в том

числе огневой подготовки;

— рассмотрение материалов налоговых инспекций по вопро­сам соблюдения

налоговых и иных финансовых обязательств ча­стными детективными и охранными

предприятиями, службами безопасности.

При осуществлении контроля за частной детективной и ох­ранной деятельностью

сотрудники органов внутренних дел имеют право в пределах своей компетенции

требовать от частных детек­тивных и охранных предприятий, служб безопасности,

негосудар­ственных образовательных учреждений предоставления соответст­вующих

документов, а также получать необходимую для этого устную или письменную

информацию.

Материалы проверок приобщаются к учетным и личным де­лам, имеющимся в

подразделениях по лицензионно-разрешительной работе. Учетные дела ведутся на

объекты, где обращается оружие и взрывчатые вещества, охранные предприятия.

Личные дела заводятся на лиц, владеющих оружием, частных детективов. В них

содержатся материалы, представляемые вместе с заявлени­ем о получении

лицензии, справки из органов здравоохранения, проверочные материалы и т.д.

Личные дела владельцев оружия хранятся в органе внутренних дел по месту их

регистрации. При перемене места-жительства личные дела пересылаются в орган

внутренних дел, где владелец оружия будет зарегистрирован. Лич­ные деда на

владельцев охотничьего оружия с нарезным стволом находятся в лицензионно-

разрешительных подразделениях МВД, ГУВД, УВД.

В процессе осуществления контроля за оборотом оружия и частной детективной и

охранной деятельностью сотрудники орга­нов внутренних дел обязаны выявлять

нарушения правил оборота оружия, а также нарушения в деятельности частных

детективов и охранников, при обнаружении нарушений органы внутренних дел

принимают необходимые меры к их устранению. С этой целью в соответствии с

действующим законодательством органам внутрен­них дел предоставлено право:

—- безвозмездно изымать и уничтожать в установленном по­рядке оружие,

запрещенное к обороту на территории Российской Федерации;

— изымать оружие и патроны, предусмотренные законом «Об оружии» при наличии

следующих оснований: отсутствия лицен­зий на производство гражданского и

служебного оружия и патронов к нему, торговлю им, их приобретение,

коллекционирование или экспонирование, а также разрешений на хранение или

хране­ние и ношение оружия; аннулирование в установленном порядке указанных

лицензий и разрешений; нарушений юридическими лицами или гражданами

установленных правил передачи, приоб­ретения, коллекционирования,

экспонирования, регистрации, учета, хранения, ношения, перевозки,

транспортирования и при­менения оружия; выявления самодельных или переделанных

вла­дельцем гражданского или служебного оружия и патронов к нему с измененными

баллистическими и другими техническими харак­теристиками; смерти собственника

гражданского оружия до ре­шения вопроса о наследовании имущества, а также

смерти граж­данина, имевшего на законных основаниях боевое или служебное

оружия; ликвидации юридического лица;

— при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для

исполнения гражданами и должностными ли­цами предписаний об устранении этих

нарушений;

— аннулировать лицензии и разрешения на приобретение, хранение, хранение и

ношение оружия, выданные гражданам, при нарушении ими правил оборота оружия,

систематически нару­шающим общественный порядок; при наличии медицинского

заключения, препятствующего владению оружием; имеющим су­димость за

совершение умышленного преступления; страдающим психическими заболеваниями.

Аннулирование лицензии или раз­решения влечет изъятие имеющегося оружия и

патронов к нему;

— аннулировать лицензии на занятие частной детективной и охранной

деятельностью в случаях нарушения либо неисполнения требований

законодательства, регулирующего частную детектив­ную и охранную деятельность,

либо при неисполнении предписа­ний органов внутренних дел частными

детективными и частными охранными предприятиями.

При установлении правонарушений, образующих составы преступлений, и

административных правонарушений, сотрудники органов внутренних дел привлекают

виновных лиц к уголовной или административной ответственности.

Порядок выдачи разрешений на приобретение и хранение оружия и боеприпасов.

Выдача лицензий (разрешений). Компетенция органов внут­ренних дел в

выдаче лицензий и разрешений неодинакова. Так, городские, районные, районные в

городах, отделы (управления) внутренних дел, подразделения, подчиненные 8 ГУ

МВД России имеют право выдавать лицензии на приобретение огнестрельного

гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, газо­вых пистолетов и

револьверов, огнестрельного бесствольного оружия отечественного производства и

сигнального оружия; ли­цензии на приобретение охотничьего пневматического

оружия, охотничьего гладкоствольного и спортивного огнестрельного

гладкоствольного длинноствольного оружия; лицензии на приоб­ретение

гражданского, служебного оружия и патронов к нему на территории Российской

Федерации юридическим лицам, производящим оружие или патроны, а также имеющим

лицензии на их торговлю; разрешения на хранение и ношение охотничьего

пнев­матического, охотничьего гладкоствольного и спортивного ору­жия;

разрешения на транспортирование оружия и патронов граж­данам и юридическим

лицам; разрешение на хранение и ношение оружия.

Линейные управления (отделы) внутренних дел на транспорте выдают лицензии на

приобретение гражданского и служебного оружия и патронов, разрешение на их

хранение, перевозку юри­дическим лицам с особыми уставными задачами

Министерства путей сообщения Российской Федерации, Федеральной авиаци­онной

службы Российской Федерации, служб речного и морского флота Министерства

транспорта Российской Федерации, а также разрешения на хранение и ношение

оружия их работниками при исполнении служебных обязанностей.

МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации имеют право выдавать лицензии и

разрешения на торговлю, коллекцио­нирование, экспонирование оружия, на

приобретение оружия с нарезным стволом, разрешения на ввоз и вывоз оружия

гражда­нам России и иностранным гражданам.

Главное управление охраны общественного порядка МВД России выдает лицензии и

разрешения, оформление которых производится МВД, ГУВД, УВД субъектов

Российской Федерации и горрайорганов внутренних дел. Кроме того, ГУООП

согласовы­вает выдачу, продление срока действия и переоформления

Мини­стерством экономики России лицензий на производство граждан­ского и

служебного оружия юридическим лицам.

В соответствии с приказом МВД РФ № 292, утвердившим Инструкцию о порядке

лицензирования и осуществления орга­нами внутренних дел контроля за частной

детективной и ох­ранной деятельностью МВД России, МВД республик, ГУВД (УВД)

краев, областей, городов, автономных образований, гор-райорганы внутренних

дел выдают, продлевают срок действия лицензий на занятия частной детективной

и охранной деятельно­стью предприятиям (объединениям), службам безопасности и

гражданам. Вышеуказанным органам внутренних дел предостав­лено также право

аннулировать выданные ими лицензии.

Выдаваемые органами внутренних дел лицензии и разреше­ния являются

документами подтверждающими права гражданина, юридического лица на

осуществление указанного в разрешении вида деятельности, а также права

приобретения, хранения, ноше­ния оружия. Сроки действия выдаваемых лицензий и

разрешений различны. Так, разрешение на хранение и ношение гражданского

оружия выдается сроком на пять лет. Лицензия, подтверждающая право занятия

частной детективной деятельностью выдается сро­ком на три года. По истечении

указанного в лицензии срока дей­ствия, он продляется теми органами внутренних

дел, где выдава­лась лицензия.

Материалы о выдаче лицензий рассматриваются органами внутренних дел в срок до

одного месяца, о выдаче разрешений - до двух недель со дня подачи заявления.

Лицензии и разрешения выдаются после оплаты установленных размеров

единовременных сборов, утвержденных постановлением Правительства Российской

Федерации от 8 июня 1998 г. N 574 "О размерах единовременных сборов,

взимаемых за выдачу лицензий, разрешений и сертификатов, предусмотренных

Федеральным законом "Об оружии, а также за продление срока их действия".

Без взимания единовременных сборов выдаются:

а) лицензии на приобретение, разрешения на хранение, ввоз (вывоз) и

транспортирование основных частей огнестрельного оружия;

б) лицензии на приобретение патронов юридическим лицам на территории

Российской Федерации;

в) лицензии на коллекционирование и экспонирование патронов юридическим лицам

и гражданам;

г) разрешения на использование оружия (в тире, стрелково-стендовом комплексе,

на стрельбище);

д) разрешения на перевозку оружия и патронов.

Заявления граждан о выдаче лицензий и разрешений принимаются в приемные дни в

установленное время сотрудниками подразделений лицензионно-разрешительной

работы органов внутренних дел либо сотрудниками, на которых возложены такие

обязанности, в специально выделенных для этих целей служебных помещениях.

Обращения руководителей юридических лиц рассматриваются органами внутренних

дел по месту регистрации юридических лиц.

Заявления граждан Российской Федерации о выдаче лицензий и разрешений,

переоформлении и продлении срока их действия подаются в орган внутренних дел

по месту жительства.

Обращения о ввозе иностранными гражданами принадлежащего им оружия и патронов

для участия в спортивных соревнованиях, в целях охоты или экспонирования

представляются юридическими лицами, заключившими соответствующие контракты

либо направившими приглашения в установленном порядке.

Иностранные граждане для получения лицензии на приобретение гражданского

оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, а также

разрешения на их вывоз из Российской Федерации представляют в ГУООП МВД

России ходатайство дипломатических представительств государств, гражданами

которых они являются.

Сведения о приеме граждан, их паспортные данные, данные юридических лиц

заносятся в журнал регистрации заявлений, обращений, выдачи лицензий и

разрешений. В нем, одновременно, осуществляется регистрация представленных

документов, производятся отметки о результатах их рассмотрения, а также

записи о выдаче заявителю лицензий или разрешений либо письменных уведомлений

об отказе в их выдаче.

Перед регистрацией сверяются паспортные данные граждан с указанными в

заявлениях, а поступившие материалы проверяются на соответствие требованиям в

ОВД, положениям учредительных и регистрационных документов юридических лиц.

К документам, составленным на иностранных языках, прилагаются их переводы,

заверенные в установленном порядке

О регистрации поступивших материалов заявителю выдается талон-уведомление, с

указанием лица, принявшего документы и даты регистрации заявления. Заявления

и поступившие материалы в течение двух суток докладываются руководству органа

внутренних дел для рассмотрения и вынесения письменных поручений

исполнителям.

При получении лицензии на торговлю или коллекционирование оружия и патронов

руководителю юридического лица необходимо представить:

а) заявление;

б) заверенные копии учредительных документов и свидетельства о

государственной регистрации юридического лица;

в) договоры об аренде помещений, зданий, складов, используемых для хранения

или размещения оружия и патронов, либо документы, подтверждающие право

собственности на данные помещения;

г) лицензию на ведение музейной деятельности, выданную Минкультуры России

(представляется только музеями);

д) акты комиссионных обследований помещений, предназначенных для хранения и

размещения оружия и патронов, сотрудниками лицензионно-разрешительной работы

органов внутренних дел с привлечением представителей государственного

санитарно-эпидемиологического, пожарного и архитектурного надзоров, а также

специалистов Минкультуры России (при выдаче лицензий на коллекционирование);

е) акт, составленный подразделением вневедомственной охраны при органе

внутренних дел по месту нахождения объекта о соответствии оборудования мест

хранения оружия и патронов, торговли ими (закрытых витрин залов

экспонирования) требованиям МВД России;

ж) копии приказов руководителя юридического лица о назначении: заместителя

руководителя юридического лица или лица, ответственного за сохранность оружия

и патронов; работников (хранителей музеев), ответственных за хранение и

выдачу оружия и патронов в местах их размещения, на которых возложена

ответственность за их сохранность; работников, допущенных к продаже,

хранению, выдаче и проведению разрешенных видов работ с оружием и патронами.

Для получения лицензии на коллекционирование гражданского оружия, холодного

художественно-оформленного оружия, копий и реплик антикварного оружия, а

также иного разрешенного для коллекционирования оружия граждане Российской

Федерации представляют по месту жительства в орган внутренних дел:

а) заявление;

б) документ, удостоверяющих личность и гражданство Российской Федерации;

в) две фотокарточки размером 3х4 см.

При коллекционировании огнестрельного и иного номерного оружия, заявителю

дополнительно необходимо представить список номерного учета имеющегося

оружия, а при намерении включить в состав формируемой коллекции (собрания)

наградное оружие - указать его данные. К списку прилагаются подлинники

лицензий и разрешений.

Для получения лицензий на приобретение оружия и патронов при первоначальном

обращении руководители организаций (за исключением руководителей юридических

лиц-поставщиков, а также юридических лиц, занимающихся коллекционированием

оружия и патронов), должны представить в орган внутренних дел:

а) заявление;

б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной

регистрации юридического лица;

в) документы, подтверждающие законность владения (использования) помещений,

зданий и складов для хранения или размещения оружия и патронов;

д) акты комиссионных обследований помещений, зданий и складов для хранения

оружия и патронов сотрудниками лицензионно-разрешительной работы органов

внутренних дел с привлечением представителей органов внутренних дел,

государственного санитарно-эпидемиологического, пожарного и архитектурного

надзоров;

е) акты, составленные подразделениями вневедомственной охраны при органах

внутренних дел по месту нахождения объектов о соответствии оборудования их

помещений для хранения оружия и патронов требованиям МВД России;

ж) копию приказа руководителя юридического лица о назначении лица,

ответственного за сохранность оружия и патронов;

и) списки работников юридических лиц, допущенных к хранению, выдаче,

производству разрешенных видов работ с оружием и патронами и (или) прошедших

периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с

применением огнестрельного оружия;

к) расчет потребного количества оружия с учетом норм его обеспечения для

данной организации, утвержденных Правительством Российской Федерации либо МВД

России (для отдельной категории юридических лиц).

В последующем лицензии на приобретение оружия и патронов выдаются юридическим

лицам по представлению заявлений, сведений о наличии имеющегося оружия и

других материалов, необходимых для принятия решения.

Руководители юридических лиц-поставщиков и организаций, занимающихся

коллекционированием оружия и патронов, для получения лицензии на приобретение

оружия и патронов представляют заявление, а также копии заключенных

контрактов (договоров) о поставках оружия и патронов.

Юридические лица, занимающиеся испытанием изделий на пулестойкость, вместе с

заявлением представляют копии заключенных контрактов (договоров). На

основании указанного заявления соответствующие органы внутренних дел

запрашивают в Минэкономики России подтверждение о возможности использования

заявленного оружия в технологическом процессе организации согласно имеющейся

технической документации.

Органы по сертификации оружия и патронов, испытательные лаборатории (станции)

для получения лицензии на приобретение оружия и патронов представляют

заявление, при этом соответствующий орган внутренних дел может запросить

вышеуказанное подтверждение Государственного комитета Российской Федерации по

стандартизации и метрологии.

Музеи, для получения лицензии на приобретение в Музейный фонд Российской

Федерации интересующего их оружия, одновременно с письменным обращением

представляют в ГУООП МВД России:

а) копию договора дарения (мены) отдельных моделей оружия (коллекций),

заверенную в установленном порядке, либо письменное заявление дарителя, а

также в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, документы,

подтверждающие право собственности дарителя на передаваемые экспонаты;

б) ходатайство Минкультуры России о приобретении конкретных моделей оружия с

указанием сведений о них.

Приобретение музеями коллекций оружия и патронов в Государственную часть

Музейного фонда Российской Федерации у юридических лиц и граждан

осуществляется без получения лицензий по письменному обращению музеев,

согласованному с органами внутренних дел.

Оформление юридическим лицам лицензий на приобретение патронов производится в

порядке, установленном для оформления лицензий на приобретение оружия.

При этом для приобретения патронов взамен израсходованных, утраченных либо

сданных на уничтожение заявителем дополнительно представляются:

а) акты списания патронов, утвержденные руководителями юридических лиц и

согласованные с соответствующим органом внутренних дел;

б) раздаточно-сдаточные ведомости на патроны, израсходованные при проведении

учебных и иных стрельб, или другие документы, подтверждающие законность их

списания;

в) акты приема (передачи) патронов в органы внутренних дел на уничтожение.

После этого заявителю выдается уведомление на оплату установленного

единовременного сбора за выдачу лицензии с указанием суммы и банковских

реквизитов МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УРО и ГФЭУ МВД

России, а также номера счета на перечисление установленной части денежного

сбора в Государственный фонд борьбы с преступностью.

При наличии обстоятельств, препятствующих выдаче лицензии, выносится

соответствующее мотивированное заключение за подписью лица, осуществлявшего

рассмотрение заявления и поступивших материалов, которое утверждается одним

из руководителей органа внутренних дел, имеющим право подписи лицензий.

На основании мотивированного заключения заявителю направляется письменное

уведомление об отказе в выдаче лицензии с указанием конкретных норм

законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации,

нормативных правовых актов МВД России, повлекших принятие отрицательного

решения.

Материалы о выдаче лицензий на коллекционирование и экспонирование оружия и

патронов в 2-недельный срок со дня регистрации заявления вместе с актами

комиссионного обследования объектов юридического лица или места проживания

гражданина направляются в Минкультуры России либо уполномоченные им

территориальные органы по сохранению культурных ценностей для согласования в

установленном порядке.

Порядок регистрации приобретенного оружия, оружия, полученного в подарок, по

наследству, наградного оружия и патронов к ним

Приобретенное оружие, полученное в качестве награды, дарения, по наследству,

в том числе зарегистрированное Минкультуры России в Музейном фонде Российской

Федерации либо включенное в специальную коллекцию, в двухнедельный срок

подлежит регистрации в органах внутренних дел.

Регистрация короткоствольного оружия, переданного военнослужащим и

сотрудникам государственных военизированных организаций, находящимся на

пенсии, производится по месту их регистрации органами внутренних дел после

представления:

а) заявления;

б) заверенной копии приказа руководителя государственной военизированной

организации;

в) приходно-расходного документа, выданного соответствующей службой

вооружения государственной военизированной организации;

г) протокола контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом;

д) медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к владению оружием;

е) двух фотокарточек размером 3х4 см.

Для регистрации приобретенного (полученного) оружия и патронов, юридические

лица (за исключением юридических лиц-поставщиков) представляют:

а) паспорта на оружие и дубликаты лицензий с отметками юридических лиц-

поставщиков о приобретении оружия и патронов;

б) приходно-расходные документы (наряды, счет-наряды, накладные, акты приема,

передачи) на получение оружия и патронов во временное пользование;

в) разрешения на транспортирование оружия и патронов;

г) списки номерного учета оружия и данные о количестве патронов по типам и

партиям изготовления, выданные юридическими лицами-поставщиками либо

организациями, передающими оружие.

При регистрации вновь приобретенного (полученного) оружия ранее выданные

разрешения на хранение, хранение и использование оружия и патронов подлежат

сдаче для переоформления без изменения срока их действия.

Для регистрации оружия и патронов, переданных в государственную часть

Музейного фонда Российской Федерации, а также соответствующим органам,

учреждениям и подразделениям в целях формирования специальных оружейных

коллекций, музеи и указанные юридические лица представляют акт включения в

коллекцию, обмена или передачи отдельных моделей оружия, патронов (коллекций)

и акты историко-культурной и искусствоведческой экспертиз, зарегистрированные

в специально уполномоченном органе Минкультуры России по сохранению

культурных ценностей.

Юридические лица, имеющие право хранения и использования оружия в целях

реализации своих уставных задач, для получения разрешений на хранение и

ношение оружия штатным работникам при исполнении служебных обязанностей

представляют в органы внутренних дел следующие документы:

а) письменное обращение руководителя организации с указанием фамилий, имен,

отчеств работников, которым необходимо выдать разрешения на хранение и

ношение оружия;

б) заверенные копии приказов руководителя юридического лица о назначении лиц,

ответственных за обеспечение сохранности оружия и патронов, а также о

персональном закреплении имеющегося оружия за работниками, которым

предоставлено право его хранения и ношения;

в) ксерокопии паспортов лиц, за которыми закреплено оружие для выполнения

служебных обязанностей, которые после сличения с подлинниками заверяются в

установленном порядке;

г) медицинское заключение на каждого работника об отсутствии противопоказания

к владению оружием, справки из наркологического и психоневрологического

диспансеров;

д) две фотокарточки размером 3х4 см на каждое лицо, а также по одной

дополнительной фотографии при закреплении за работником более одного образца

оружия в соответствии с установленными нормами обеспечения.

Одновременно с документами для регистрации граждане Российской Федерации

представляют приобретенное оружие в органы внутренних дел для осмотра,

который проводится сотрудником лицензионно-разрешительной работы на основании

требований к техническому состоянию оружия и патронов, обеспечивающих их

безопасное использование. При этом проверяется соответствие номерных данных

оружия сведениям, указанным в дубликатах лицензий, приходно-расходных,

транспортных и иных учетных документах.

Осмотр оружия и патронов юридических лиц проводится в вышеустановленном

порядке по месту их хранения.

Осмотр оружия проводится также при продлении срока действия лицензий и

разрешений, выданных юридическим лицам и гражданам.

Аннулирование лицензий и разрешений, связанных с оборо­том оружия, частной

детективной и охранной деятельностью про­водится органами внутренних дел в

следующих случаях: добро­вольного отказа от лицензии или разрешения,

ликвидации юри­дического лица либо смерти собственника оружия;

систематиче­ского (не менее двух раз в течение года) нарушения либо

неис­полнения юридическими лицами или гражданами требований нормативно-

правовых актов, регулирующих оборот оружия; воз­никновения обстоятельств,

исключающих возможность получения лицензии или разрешения; конструктивной

переделки владельцем гражданского или служебного оружия и патронов к нему,

по­влекшей изменение баллистических и других технических харак­теристик

оружия и патронов к нему; нарушения либо неисполне­ния частным детективом

(предприятием, объединением), частным охранником (предприятием) требований

нормативных актов, ре­гулирующих частную детективную и охранную деятельность.

Принятию решения об аннулировании лицензии или разре­шения за систематическое

нарушение или несоблюдение установ­ленных правил оборота оружия должно

предшествовать письмен­ное предупреждение владельца лицензии или разрешения

орга­ном, выдавшим лицензию или разрешение. В предупреждении указывается,

какие именно правовые нормы и правила нарушены или не исполнены, и

назначается срок для устранения допущен­ных нарушений.

В случае аннулирования лицензии или разрешения повторное обращение за их

получением возможно для юридических лиц по истечении трех лет со дня их

аннулирования, а для граждан — по истечении пяти лет со дня их аннулирования.

При добровольном отказе от лицензии сроки для повторного обращения за их

полу­чением не определены.

Заключение

Лицензионно-разрешительная система осуществляется много­численными

государственными органами, среди которых важное место занимают органы

внутренних дел. Действующим законода­тельством на органы внутренних дел

возложена обязанность вы­давать разрешения на приобретение, хранение, ношение

и пере­возку огнестрельного оружия, патронов к нему, взрывчатых мате­риалов,

а также на открытие и функционирование объектов, где они обращаются. В их

обязанности также входит выдача разреше­ний на создание негосударственных

детективных служб и осуще­ствление контроля за соблюдением частными охранными

пред­приятиями и частными детективами действующего законодатель­ства.

Основными задачами органов внутренних дел по осуществле­нию лицензионно-

разрешительной системы являются: предот­вращение утраты и хищения предметов и

веществ, на которые распространяется особый порядок оборота; недопущение их

ис­пользования не по назначению; своевременное выявление и уст­ранение

нарушений установленных правил их оборота; контроль за частной детективной и

охранной деятельностью.

Контроль органами внутренних дел за объектами лицензион­но-разрешительной

системы в основном осуществляется в двух направлениях: за оборотом оружия и

за частной детективной и охранной деятельностью. Организация контроля

возложена на руководителей МВД России, МВД республик в составе Россий­ской

Федерации, ГУВД, УВД краев, областей, УВД на транспорте, горрайорганы

внутренних дел.

Осуществление контроля позволяет органам внутренних дел выявлять нарушения

правил оборота оружия, нарушений, связан­ных с деятельностью частных

детективных и охранных предпри­ятий, граждан, незамедлительно реагировать на

выявленные на­рушения и применять предусмотренные законом меры

админист­ративного и уголовного воздействия.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. 1993г.

2. О милиции: Закон РСФСР от 18.04.91 г. (с изменениями и дополнениями,

внесёнными законами РФ от 18.02.93 и 01.06.93 г.) // ведомости Съезда

народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР - №16 1991 г. ст. 503; //

Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного совета РФ - № 10 1993 г.

ст. 360, №32 ст.1231.

3. Кодекс об административных правонарушениях РФ

4. Приложение к приказу МВД РФ от 12 апреля 1999 г. N 288 Инструкция по

организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом

гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской

Федерации

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814

"О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов

к нему на территории Российской Федерации"

6. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник. Часть

особенная, под редакцией проф. А.П., Коренева. М. 1997г.


© 2007
Использовании материалов
запрещено.