РУБРИКИ |
Диссертация: Торговые пассажи, теория и практика строительства |
РЕКЛАМА |
|
Диссертация: Торговые пассажи, теория и практика строительстваДиссертация: Торговые пассажи, теория и практика строительстваС о д е р ж а н и е Введение.......................................................................3 Глава 1. Обзор формирования архитектуры городских пассажей........................................................12 1.1. Историко-экономические предпосылки и социальные и градообразующие факторы, влияющие на форми- рование и тенденций развития пассажей.........................................13 1.2. Функциональные и пространственные характеристики внутренней среды...............................................21 1.3. Основные концепции организации пространства пассажей, тенденции взаимосвязи внешних и внутренних пространств......................................................29 Выводы по главе 1.............................................................33 Глава 2. Анализ архитектурно-типологической организации городских пассажей............................................35 2.1. Основные тенденции в организации внутренних пространств, связь с другими типами торговых зданий ......................................................................................................................... 36 2.2. Архитектурная композиция и световая среда внут- ренних пространств, особенности восприятия ....................................................................... 43 2.3. Приемы и факторы функционально-планировочной организации пассажей и их связь с окружающей средой ....................................................... 50 2.4. Технико-экономические аспекты формирования пассажей ...................................................................................................................................... 58 Выводы по главе 2 .......................................................................................................... 67 Глава 3. Предложения по градостроительной, функционально-планировочной и архитектурно-композиционной организации городских пассажей ..................................................................... 71 3.1. Рекомендации по объемно-планировочной структуре ........................................ 71 3.2. Основные архитектурно-планировочные приемы ............................................... 77 3.3. Социально-экономическая эффективность предлагаемых решений .............................................................................................................. 79 Выводы по главе 3 .......................................................................................................... 84 Заключение ...................................................................................................................... 86 Библиография 94 Введение Пассаж, как тип общественного комплекса, за свою более чем 200-летнюю историю развития нашел широкое распространение в мировой градостроительной практике. Развитие пассажей объясняется целым рядом их преимуществ перед другими формами торговли и прежде всего их особой привлекательностью для людей благодаря комфорту и комплексности обслуживания, сочетанию в себе различных функций, экономии времени на покупки и услуги, общей благоприятной среде для различных видов деятельности. Кроме того большое значение имеет высокая социально-экономическая эффективность пассажей, возможность использования универсальных решений и передовых технологий. Пассажи можно рассматривать как прогрессивные самостоятельные типы торговых предприятий и как важные связующие элементы крупных торговых комплексов или сети торгово-бытового обслуживания населения городов. В настоящее время опыт проектирования и строительства пассажей в нашей стране крайне мал. Тем не менее некоторые из осуществленных проектов, таких как торговый центр в Омске, в бывшем Ленинграде, Вильнюсе и Лиепае, где пассаж является связующим звеном всего торгового центра, отличаются своеобразием и интересными решениями. Следует отметить, что в первоначальный период развития архитектуры пассажей в России основное внимание уделялось развитию центров оптовой и розничной торговли в узловых городах. Трудности в разработке научно-обоснованных принципов формирования пассажей местного значения были связаны с однотипностью первоначального использования, социальной и градостроительной значимостью. Долгое время это не позволяло подойти к проблеме типового проектирования в комплексе с предприятиями торгово-бытового обслуживания других типов, хотя существуют примеры типового строительства пассажей в чистом виде или объединенные с торговыми рядами уже более 150-ти лет назад. Изучение перспективных направлений развития пассажей в отечественной науке связано с задачами типологии конструктивных элементов, объемно-планировочной структуры, градостроительного решения участков, экономики и т.д. Вне этой сферы остались проблемы архитектуры, отражающие композиционно-художественные и функционально-пространственные требования, предъявляемые обществом к пассажам как средоточию городской активности. Отдельные аспекты этих проблем затрагивались в разработках ряда институтов, направленных на преодоление одностороннего понимания архитектуры пассажей, так как градостроительной и утилитарной функциями не исчерпываются сложность и разнообразие данных объектов как основы формирования общественных центров города. Это свидетельствует о становлении нового подхода к организации пассажей городского значения, который признает соцкультурную функцию наиболее важным структурообразующим фактором. Данный подход и принят за основу в настоящем исследовании. С развитием строительной технологии, совершенствованием форм розничной и оптовой торговли, ростом населения крупных городов и целым рядом социальных и технических достижений, проектирование пассажей, особенно в составе крупных торговых центров, приобретает сложный специализированный характер. В то же время качественные характеристики пассажей, как типа, параметры и элементы пространственных зон, принципы организации и ситуации применения непрерывно совершенствуются. Не прекращается развитие системы композиционных принципов, которая связана с возникновением новых интегрированных типов зданий с включением пассажей как связующих элементов с центральной или коммуникативной нагрузкой, усложнением эмоциональных требований к внутренним пространствам, развитием градостроительства и научным исследованиям транспортных и грузовых потоков, изменением эстетических представлений и самих элементов архитектуры. Огромное значение для расширения использования и развития пассажей в нашей стране имеет изучение зарубежной практики, накопившей огромный опыт в проектировании и строительстве пассажей. Использование и переосмысление наиболее интересных приемов и принципов этой практики составляет неотъемлемую часть развития отечественной типологии пассажей. За последние 15–20 лет за рубежом появилось довольно много принципиально новых идей, которые существенно изменили прежние модели пассажей и подход к их организации. Постепенно возникло новое поколение пассажей, пришедших на смену традиционной, исключительно функциональной структуре с традиционным молом. Новаторство в проектировании стало средством утверждения уникальности и неповторимости, основанном на высокоразвитом рынке и постоянно обновляемой моде. Теперь огромное значение стало предаваться высокому качеству архитектуры, стилю, среде, которые рассматриваются теперь не как роскошь, а как непреложное требование современной торговли. Новые тенденции чаще проявляются в творческом проектировании, на страницах журналов, чем на улицах городов, в реальном воплощении. Массовое же строительство опирается в основном на сложившиеся стереотипы и стандарты, в лучшем случае используя вариации на темы традиционных моделей. Поскольку в таких случаях композиционные возможности довольно ограничены, то поиск индивидуальности часто сводится к поиску эффектных комбинаций материалов и отделки. Однако следует отметить и некоторые моменты, которые во многих странах оказывают ощутимое влияние и на массовую практику. С одной стороны, это, прежде всего, касается развития в пассажах неторговых функций. Объединение торговли с развлекательными центрами, питанием, игровыми элементами и т.п. повышает покупательскую активность за счет увеличения числа посетителей и отсутствия чисто прагматического интереса. Изменяется характер активности потребительского поведения по отношению к торговле, как к деятельности, связанной с отдыхом, познанием. Все это требует дополнительных пространств, демонстрирующих одновременно комфорт, стиль, а также незаурядный элемент фантазии. Такое направление связано с рядом проблем, которые в общем виде можно сформулировать так: отсутствие строго определенного мнения о путях развития пассажа ни как самостоятельного типа, ни как элемента в составе целого комплекса. С другой стороны, немаловажным фактором развития пассажей стало установление стабильного соотношения открытых и крытых пространств в общественных и торговых зданиях в пользу последних. Этому не в последнюю очередь послужила практика реконструкции пешеходных торговых улиц в системы крытых торговых центров, связанных пешеходным и транспортным движением. К тому же, в последнее время сильно повысились требования к эмоциональной насыщенности интерьеров. Таким образом появилась необходимость не только в целостной и согласованной внутренней среде, но и в потенциальной возможности для раскрытия индивидуальности и повышения ее творческой активности. Основные предпосылки подхода к организации пассажей на современном этапе и обобщение новейшей архитектурной практики и теоретической архитектурной мысли позволяют выявить соответствующие принципы формирования архитектурной среды, понять направления в изменении и развитии отдельных элементов структуры, представить развитие пассажа как самостоятельного типа и, главное, как связующего элемента общественного или торгового комплекса. Актуальность исследования. Пассаж городского значения является предметом индивидуального проектирования, и его композиция целиком определяется автором. Но в процессе творчества архитектор неизбежно руководствуется системой общих композиционных принципов, складывающихся на основе обобщения конкретных примеров сложившейся практики. Эти общие композиционные закономерности и есть стилевые признаки архитектуры современного поколения пассажей, и одновременно — руководство к действию архитектора наряду с другими факторами. Обобщений же по отдельным вопросам этой важной темы пока не достаточно. Но развиваясь и закрепляясь в лучших достижениях современности, композиционные закономерности и архитектурные приемы существуют, и должны быть изучены для совершенствования проектирования. Цель исследования: выявить закономерности формирования внутренней среды пассажей и их роль и связи с другими формами общественных и торговых зданий, а также разработка предложений по совершенствованию их архитектурной и функциональной организации. Задачи исследования. Теоретические: — анализ и обобщение опыта проектирования и строительства; — классификация внутренней структуры, закономерности архитектурно- композиционной и — функционально-пространственной организации; — предложения по перспективам развития. Практические: — разработка системы оценки пространственной структуры (ряд показателей качественного и типологического характера); — предложения по новым приемам решения архитектурно-композиционных и функционально-пространственных проблем; — обоснование социально-экономической эффективности новых типов решений. Объект исследования: пассажи городского значения (отечественный и зарубежный опыт). Предмет исследования: внутренняя среда пассажей, обусловленная взаимодействием составляющих и примыкающих к ней пространств различных объектов и предприятий и сложным комплексом современных требований, в том числе пешеходными, транспортными и грузовыми потоками, функциональным зонированием, уровнем развития современной технологии и социальными требованиями. Границы исследования: функционально-пространственный и архитектурно-композиционные аспекты организации внутренней среды. Предмет защиты: 1. Обоснование значимости композиционного совершенствования внутренней среды пассажей для развития системы обслуживания; 2. Принципы архитектурной организации внутренних пространств во взаимосвязи с городским окружением и другими типами общественных и торговых зданий; 3. Предложения по организации внутренних пространств пассажей как связующих элементов и обоснование их социально-экономической эффективности. Исследовательская гипотеза. Композиционная задача проектирования внутреннего пространства пассажа — отражение единства и взаимосвязи различных торговых и обслуживающих предприятий и учреждений. Для реализации композиционных и функциональных преимуществ пассажа необходима, с одной стороны, пространственная коммуникативная целостность и, с другой стороны, вариантность пространственных структур, составляющих и примыкающих зон. Единство внутреннего и внешнего пространств осуществимо в виде непрерывного перехода от одного к другому, определяемое городским окружением и функциональными связями. Методика исследования направлена на выработку количественных и качественных (типологических) характеристик архитектурно-композиционной среды пассажей. 1. Методика анализа: сравнительный анализ по литературным источникам, натурным обследованиям, логическое моделирование (факторы влияния, закономерности, принципы); поисковое проектирование макетно-модельным способом. 2. Приемы анализа: дифференциация системы, выделение подсистем и элементов; формирование комплекса условий для характеристик системы; выявление закономерностей изменения системы в процессе развития. 3. Средства описания: графическая форма, словесная форма, системная модель. Сложность и недостаточная изученность архитектурно-композиционного строения крупных пассажей обусловили необходимость рассмотрения в работе вопросов, касающихся современной методики проектирования, психологии поведения и восприятия, эстетики и теории архитектуры. Для иллюстрации отдельных положений предпочтение отдано наиболее характерным примерам, дающим конкретные практические рекомендации по проектированию. В работе использованы материалы трех групп научно-исследовательских работ, затрагивающие те или иные аспекты данной проблемы: — основополагающие труды по общим вопросам формирования общественно-торговых и деловых многофункциональных комплексов В.А. Абызова, И.П. Васильевой, А.А. Гаврилиной, А.И. Урбаха, а также Н. Беддингтон, Д. Гослинга, Б. Майтленда; — проблемные публикации и исследования по вопросам истории развития и современной организации пассажей и торговых комплексов В.А.Лаврова, А.А. Максимова, С.М. Шумилкина, А.И. Урбаха, Н.П. Кириенко, Т.М. Розанова, И. Зайдлера, М. Колчак, И. Эпплтона и др.; — исследования по архитектурно-композиционным проблемам современной практики А. Мирошина, Ю. Земцова, А.И. Урбаха, М. Лина, Д.К. Берштейна и др. Диссертация состоит из трех глав посвященных соответственно обобщению опыта развития и формирования городских пассажей, анализу факторов, влияющих на композиционные решения, и раскрытию принципов архитектурной организации, и обоснованию предложений по совершенствованию. Глава 1. Обзор формирования архитектуры городских пассажей Несколько десятилетий назад в подходе к проектированию пассажей произошел принципиальный перелом, который можно было бы охарактеризовать в первую очередь отходом от строгости исторически сложившихся моделей пассажей и пересмотром принципиальных установок. К настоящему моменту в современной архитектуре сложился еще один концептуальный подход – использование старых традиций на базе новых технологий, уже опробованных в предыдущий период развития пассажей. Проблема, поставленная изменением моделей торговой среды, привела к изменению пространственного поведения вообще, как основополагающего принципа всей городской традиции. Экстремальное изменение масштабов городов оказалось несовместимо с гораздо более медленно меняющейся психикой человека; стремительное индустриальное развитие, продиктовавшее в последнее время совершенно определенные тенденции развития в архитектуре, вошло в конфликт с человеческим аспектом. Для реализации своих намерений человек должен понять свои истоки и новые пространственные связи и объединить их в новую пространственную концепцию. При этом, если раньше основной задачей архитектора было помочь человеку найти необходимую точку опоры, конкретизировать его образы и желания, то теперь в центре внимания – обеспечение возможности вариантных решений внутреннего пространства, не утрачивая при этом его неповторимости и ни в коем случае не теряя его функциональности. В результате в свое время резко вырос интерес к эстетической стороне внутренней среды и ее связи с соц.основами проектирования при создании выразительных архитектурных образов. Новая концепция торговли в целом теперь не только продать товар, как это было раньше, а создать определенную среду, атмосферу торговой деятельности и увеличить количество посетителей, привлекая их дополнительными функциями пассажа и его связью с городской средой и с другими элементами и формами торговых и обслуживающих зданий. Так повышается роль эстетики, социологической и функционально-технологической основы композиционного проектирования. Концентрация и интеграции функций придают пассажам особые качества, отличающие его от других торговых зданий. Многофункциональность отражает тенденцию непрерывного обогащения функций и технологий, усложнение пространственных взаимодействий. 1.1. Историко-экономические и градообразующие предпосылки и социальные факторы, влияющие на формирование и тенденции развития пассажей. Появлению во второй половине XVIII века пассажей как новой формы торговых зданий способствовало много факторов. Социально-экономические преобразования петровской эпохи и последующее бурное развитие торговли России обусловили активно развернувшееся в этот период строительство зданий торгового назначения. В русской архитектуре того времени получают широкое распространение несколько устойчивых типов торговых зданий, различных по своей планировочной и объемной структуре – «торговый двор», «торговый ряд», купеческий дом с лавками в первом этаже, товарные склады. Проектирование торговых сооружений во второй половине XVIII века осуществлялось с учетом их активной роли в архитектурно-пространственной организации городского ансамбля. Проекты торговых центров в Петербурге, Твери, Ярославле, Нижнем Новгороде, Калуге, Костроме, Касимове, Солигаличе и проектные материалы регулярных планировок городов подтверждают это (схема 2). Концентрация городской торговли в одном определенном месте, на территории торга, и запрещение купцам торговать в других частях города было необходимо для осуществления таможенного контроля за ввозом и вывозом из города товаров и для сбора пошлин с купцов. Розничная торговля осуществлялась в лавках торговых рядов и являлась привилегией местных купцов и жителей слобод, а все приезжие иноземные и иногородние русские купцы имели право вести в городе только оптовую торговлю и только на территории специально отведенных для них торговых дворов. Такой порядок торговли сложился еще в XVI веке и был закреплен соборным уложением царя Алексея Михайловича в 1649 году. Жесткое разграничение городской торговли на розничную и оптовую сказалось на особенностях организации торга. Распад феодальной системы и дальнейшее развитие общественного разделения труда обусловили в XVII веке значительный рост населения русских городов и, следовательно, более интенсивное по сравнению с предыдущим периодом развитие внутренней торговли. Происходит децентрализации торговли, появляются торговые места в других частях городов, в ряде случаев складывается несколько торговых зон. Параллельно формируются и самостоятельные оптовой торговли – комплексы товарных складов («магазейнов»), расположенных обычно вблизи транспортных путей. Все это требует появления новых архитектурных и планировочных решений. Во второй половине XVIII – начале XIX века происходит грандиозная по своим масштабам градостроительная деятельность, направленная на переустройство старых и создание новых русских городов. Анализ регулярных планов городов этого периода показывает, что применялись различные схемы планировок торговой части. В одних городах торг проектируется в зоне административно-общественного центра, в других он составляет самостоятельный планировочный узел. При застройке могли использоваться здания различного типа. Можно выделить три основных типа торговых зданий (схема 1) по их функциональному назначению: — здания для розничной торговли. Сюда относятся обывательские дома с лавками и торговые ряды; — здания для розничной и оптовой торговли. К этому типу принадлежат торговые ряды и торговые дворы, а также склады с многочастной внутренней планировкой; — здания для оптовой торговли. К ним, помимо торговых дворов, в основном относятся склады с различной внутренней планировкой (многочастной и зальной). Наряду с широко распространенными торговыми рядами появляется новый специфический тип торговых зданий – пассажи, где торговые ряды образовывали внутреннею крытую галерею с верхним светом. Причем зачастую в Европе с наружной стороны пассажи обстраивали открытой галереей торговых рядов. В Европе первые пассажи появились в Париже: галереи де Бос (1788), пассажи Фейдо (1791) и Каир (1799). Но особенное распространение в Европе рассматриваемый тип зданий получил в 20-30-е годы XIX века, когда пассажи были построены в городах Франции, Англии, Бельгии, Германии, Италии. В отличие от европейских, русские пассажи впервые появились не в городах и были вызваны не условиями городской жизни, а на ведущих ярмарках страны, в зоне наибольшего сосредоточения торговли, где ограничений в размерах торговых зданий не имелось, так как они размещались на больших открытых площадках, а требовалась необходимая защита от непогоды. Впервые пассаж был применен на Коренной ярмарке под Курском (рис. 1), у монастыря Коренная пустынь, второй по значению ярмарки России после Макарьевской. Проект был выполнен Дж. Кваренги в 1783 году, а строительство было закончено в 1812 году. Пассаж сохранял торговое значение до 1878 года, до перевода ярмарки в Курск. В основе планировки пассажа лежала структура традиционного гостиного двора – замкнутого прямоугольника, в котором три стороны составляли пассажные линии, а четвертая, выходившая на главную торговую площадь, представляла двухэтажные торговые ряды с открытыми галереями и зданием биржи посередине. Интерес представляет архитектурное построение самого пассажа. Вдоль центральной линии, имеющей одинаковые размеры по ширине и высоте (около 6,5 м), группировались два ряда небольших ячеек-лавок размером 3х6 метров. При этом во внешнее и внутреннее пространство ярмарки пассажи были обращены глухими фасадами и лишь в последствии к внешней стороне были пристроены ряды лавок. Освещение торговой линии, как и самих лавок, осуществлялось окнами, располагавшимися в боковых стенах повышенной центральной части. На Коренной ярмарке Кваренги впервые предпринял попытку ограниченного включения пассажа в архитектурно-планировочное построение гостиного двора, отведя ему дополнительную роль в общей композиции и не нарушая традиционных функциональных основ ярмарочной торговли. Еще более грандиозный проект гостиного двора-пассажа был создан Дж. Кваренги для знаменитой Макарьевской ярмарки в 1799 году (рис. 2). Пассажная линия протянулась вдоль главного корпуса более чем на 850 метров. В этом проекте Кваренги объединил приемы построения пассажа и торговых рядов, чем заложил принцип объединения пассажа с другими типами и элементами торговых зданий. Если в пассажах на Коренной ярмарке каменные фасады представляли глухие плоскости, то здесь пассаж был заключен со всех сторон рядами торговых лавок с открытыми галереями. Также был разработан прием более гибкого использования торгового пространства между пассажем и галереей: архитектор не делил большие изолированные лавки каменными стенами, а сохранил лишь основные внутренние опоры, что позволяло бы купцам иметь лавки различной площади, в зависимости от характера и количества товара. Важной особенностью проекта было наличие трех торговых этажей, что безусловно отражало значение здания, как главного архитектурного акцента в панораме низкого волжского левобережья и Макарьевского монастыря. Однако, в связи с изменением источника финансирования, проекту не дано было осуществиться. Проект же 1804 года вобрал в себя многое от своего несостоявшегося предшественника. Главное место в новом плане Макарьевской ярмарки также отводилось пассажу длинной 125 метров. Здесь уже были предусмотрены не только торговые, но и складские, жилые и конторские помещения. Группа пассажей на Коренной и Макарьевской ярмарках показывает развитие нового типа здания по пути усложнения его пространственного построения за счет объединения с торговыми рядами. Русские пассажи не имели прямых аналогов с европейскими постройками: пассажи того времени в Париже были деревянными и представляли собой узкие крытые галереи. В первой трети XIX века пассажи становятся очень популярными в Европе. Новинки моды нашли свое отражение в России в виде двух галерей в Москве и в Петербурге. Если в пассажах XVIII - начала XIX века доминировала торговая утилитарная функция и это отражало ярмарочный характер торговли, которая продолжалась 1-2 месяца, а в остальное время пассажи пустовали, то в городской среде важной чертой стало их объединение с различными общественными залами, кафе. Пассажи стали служить не только местом торговли, но и местом развлечений. Так стал формироваться принцип многофункциональности пассажей. К тому же появившееся в Париже торговые линии пассажей Панорамы (1824) и Жофрей и Вердо (1835), общая протяженность которых достигла 400 метров, дали новый пример организации не только внутриквартального пространства, но и объединения нескольких кварталов единой торговой галереей. Данные пассажи проходили через три квартала и даже пересекали широкий бульвар Монмартра, но это не являлось препятствием для их функционирования. Эти примеры сыграли роль образцов и предопределили появление новый русских пассажей. Первым столичным торговым зданием возведенным по типу пассажа была Галицынская галерея по проекту архитектора М.Д. Быковкого в 1842 году. Она заняла место переулка, продолжавшего улицу Софийку и имела одну торговую линию и трехчастное построение: два объема, выходившие на улицу были трехэтажными, а основной пассаж – двухэтажным. Протяженное (75 метров) пространство пассажа служило не только местом торговли, но и для общения, встреч, гуляний. В 1848 году в Петербурге также появляется пассаж, возведенный графом Я.Э. Стенбок-Фермором между Невским проспектом и Михаловской площадью, напротив Гостиного двора. Для этого он купил два смежных участка, где собирался построить крытую проходную галерею наподобие Лондонских и Парижских пассажей. В новом пассаже длинной около 180 метров предполагалось разместить зимний сад и театральный зал, на первом этаже и в подвале должны были быть магазины, на втором этаже – служебные помещения, а на третьем – квартиры. В 1846 году проект был утвержден с некоторыми изменениями: были отменены зимний сад и подвальное расположение магазинов, а театральный зал был заменен на концертный. Петербургский пассаж показывает пример наиболее сложного для своего времени как по пространственному, прежде всего по высотному построению, так и в функциональном отношении торгового здания. Таким образом, в период классицизма наряду со строительством традиционных торговых рядов начали возводиться специфические торговые сооружения – пассажи. В это же время выявилась и тенденция их развития, выраженная в двух направлениях: усложнения внутренней планировочной структуры, при этом особое внимание уделялось архитектурному оформлению интерьеров самих пассажей, и объединения торговых линий с помещениями культурно-развлекательного, административного и жилого назначения, что существенно повысило их общественную значимость в структуре города. Пассажи конца XVIII – средины XIX века – важный этап в становлении и развитии этого типа зданий, предшествующий их широкому строительству в капиталистический период. Новый период в концепции развития пассажей пришел вместе с промышленной революцией, принесшей в строительство железо и стекло. Новаторски мыслившие архитекторы начали приспосабливать конструкции из стекла для создания больших, хорошо освещенных и в то же время вполне экономичных интерьеров. В 1828 году Уорен и Баклин спроектировали «Аркады», трехэтажные торговые галереи в городе Провиденсе, штат Род-Айленд. По мере того как в середине XIX века стеклянные пространства увеличивались в размерах, архитекторы все чаще обстраивали их обычными зданиями. Развитие транспорта способствовало интеграции культур, Европа заново открывает для себя восток, что не могло не сказаться и в архитектуре. Идея восточного базара, фактически прародительница современного пассажа, подталкивает архитекторов к идеи крытых торговых улиц. Так в 1867 году Д. Менчони создает галереи Виктора Эммануила в Милане (рис. 3), которые сочетают в себе и идею восточного крытого базара, и образ зданий всемирных выставок. Сооружение пассажей и променадов в торговых центрах достигло наивысшей точки в здании ГУМа, архитектор А.Н. Померанцев, в Москве в 1889-1893 годах. 1.2. Функциональные и пространственные характеристики внутренней среды Функциональная организация пассажей достаточно подробно изучена в современной типологии, ее проблемам посвящено значительное количество работ. В большинстве из них подчеркивается, что важнейшим функциональным и композиционным элементом построения внутренней среды является общественное пространство. По степени связи с внешней средой оно интерпретируется как замкнутое или открытое, по форме — протяженное. Общественное пространство позволяет в той или иной мере создать специфическую эмоциональную среду, способствующую интенсификации общественно-торговой деятельности, возникновению контактов посетителей, обеспечению условий для отдыха и развлечений. Приводится, например, следующие функции общественного пространства в построении целостного интерьера: объединение помещений, выделение зон, ориентация посетителей, обеспечения резерва развития. Один из вариантов общественного пространства — пассаж. В ряде работ исследователи, отмечая идентичность характера основных процессов, протекающих в различных предприятиях пассажей, объединяют их в автономные системы — функциональные зоны. Так торгово-промышленная зона предназначена для обслуживания посетителей, организации досуга, информации и развлечений; хозяйственная — для производственных и вспомогательных процессов, связанных с торговлей и обслуживанием; транспортная — для доставки и разгрузки товаров, а так же подъезда посетителей. Причем зачастую подземные помещения используются под вспомогательные и транспортные функции, а надземные под обслуживающие, развлекательные и деловые, хотя такое деление отнюдь не обязательно, и современные проекты подтверждают это (торгово- развлекательный центр на Манежной площади). В процессе развития моделей пассажей происходит постепенная дифференциация функциональных зон по уровням, что способствует превращению вертикальных коммуникаций в важнейший элемент взаимосвязи между зонами . Однако, на современном этапе проектирования пассажей принцип функционального зонирования существенно изменяется, приобретая «пространственный» характер. Крупные структурные композиции часто включают в себя целые фрагменты городской среды, превращая их в один или несколько своих уровней. Благодаря совершенствованию технологий стало возможной организация на одном уровне и даже в одном и том же пространстве процессов, протекающих в различных функциональных зонах. Повышается интенсивность использования территории пассажей и прилегающих комплексов, увеличивается число предприятий, совершенствуется предметно-пространственная среда, развиваются формы попутного обслуживания и т.д. При этом наряду с ростом значимости коммуникационных систем непрерывно продолжается процесс сокращения вспомогательных и обслуживающих помещений. Отмечается, в частности, что с укрупнением предприятий торговли, входящих в состав пассажей, наметилась тенденция к изменению пропорций между торговыми площадями и складскими помещениями в направлении увеличения первых и сокращения вторых (более подробно этот вопрос рассмотрен в главе по технико- экономическому обоснованию), что позволит значительно увеличить пропускную способность объектов. Необходимым условием перспективного планирования становится обеспечения возможности вариантности торговых площадей самого пассажа и увеличения торговых залов, примыкающих комплексов, без значительной реконструкции. Необходимо отметить ряд аспектов, связанных с принципом гибкого планирования, цель которого универсальное использование помещений пассажей (табл. 1). Во-первых, изменение в технологии. Совершенствование технологического процесса, позволяющего использовать механизацию и повысить уровень комфорта обслуживания, требует новой функциональной организации сооружений, рабочих площадей и других помещений (табл. 2). Исходя из этого, многие объекты пассажа целесообразно проектировать на основе универсальной конструктивной системы с укрепленной сеткой опор с целью создания пространств, меняющих во времени свои функции и параметры. Свободную планировку при укрупненной сетке колон широко применяют в отечественной практике строительства. Для расчленения внутренних пространств используют стационарные и раздвижные перегородки, ширмы-экраны, мебель и торговое оборудование. Совершенствование конструктивной системы может идти по нескольким направлениям: введение укрупненной сетки колонн с равными габаритами (до 12х12 м); устройство трансформирующейся сетки колонн (сдвижка рядов колонн между собой); устройство конструкций, позволяющих устраивать различные по размерам участки перекрытий и отступы от наружного ограждения от линии колонн общественных пространств и коммуникационных узлов (ферм, стержневых систем, оболочек), внедрение более эффективных материалов. Надо заметить, что именно последнее предопределило развитие и популяризацию пассажей еще на рубеже веков. Попытки следования великолепию дворцов привели к использованию вновь появившихся тогда материалов: фантастические композиции из стекла и железа стали обрамляться внешней железной оболочкой. Вторым важным аспектом в развитии гибкой планировки является моральный износ отдельных элементов конструктивно-планировочного решения. К ним относятся торговые залы, складские помещения, а также бытовые и административные, которые служат ограниченный срок и, следовательно, должны допускать быструю и экономически эффективную реконструкцию. Одним из средств повышения универсальности торговых сооружений является объединение в блоки их наиболее долговременных элементов: конструкций каркаса, покрытий, инженерного оборудования, и размещения этих блоков в плане так, чтобы при возможных трансформациях не потребовалась их реконструкция. Организация специализированных предприятий в структуре пассажа позволяет значительно расширить ассортимент товаров внутри определенной товарной группы, что ведет к увеличению товарооборота, повышению комфорта обслуживания, появлению специфической атмосферы в пассаже, существенно повышающей его привлекательность для посетителей. Применение новых технологий ведет к переменам, касающимся основ организации каждой из функциональных зон. Необходим поиск такого пространственного решения, которое способствует уравновешиванию потоков посетителей на разных уровнях, усилению дефференциации между устройствами внутри пассажа, обслуживающими пассажирский и грузовой транспорт. Наиболее значительные перемены в функциональной организации крупных пассажей были вызваны качественным развитием центральных общественных пространств. Рост архитектурно-композиционного значения единого внутреннего пространства способствовал выделению торгово-пешеходной зоны как ядра всей структуры, вокруг которого формируются все остальные зоны. Поэтому можно говорить о всевозрастающей роли пассажа не как самостоятельного торгового объекта, а в связи с целыми торговыми и обслуживающими комплексами. Иными словами, возникла необходимость рассмотрения подобных комплексов как сложных целостных систем. Пассаж становится, с одной стороны, связующим остовом для многофункциональных деловых и общественно-торговых центров, с другой стороны, пассаж используют при проектировании пешеходных зон, с третьей стороны, именно в нашей стране, пассаж нашел свое применение в строительстве "малых пассажей", чему примером могут служить различные объекты, в т.ч. на территории бывшей ВДНХ. Основными структурообразующими элементами современных крупных пассажей можно назвать три подсистемы: — пространственно-коммуникационный остов (общая пешеходная зона); — функциональная ткань (предприятия); — система обеспечивающих коммуникаций, куда входят пешеходные пути, общественный надземный и подземный транспорт. Это позволяет достаточно четко представить структуру пассажа как системы, не оставляя без внимания основные связи, организующие эту систему. Выделенные три элемента будут в дальнейшем приняты за основу для анализа архитектурно- композиционных вопросов. Главной системообразующей связью крупного городского пассажа является функционально-пространственное единство связанных с ним объектов, которое в свою очередь обусловлено внутренними и внешними связями. Внутренние факторы определяют целостность объекта, как организма, и гармонию этой целостности. Внешние же факторы выражают связи объекта с окружением и гармонизацию этих связей. Методы системного подхода позволяют учесть взаимодействие этих факторов и представить пространственную структуру крупного городского пассажа как динамическое равновесие между внутренних факторами, определяющими связанность целого, и внешними факторами, ограничивающими его. Взаимодействие факторов осуществляется на основе вполне определенных качеств пространства: масштаба, величины, формы, членений, пластики, цвета, расположения элементов и т.д. В результате можно предположить следующее. Определение зависимостей между функциональными требованиями и пространственными характеристиками внутренней среды, и затем анализ найденных связей в зависимости от градостроительной ситуации позволит выделить доминирующую систему формирования пространственной структуры пассажа в целом как единства пространственных зон. Для применения изложенной методики в конкретных исследованиях и проектировании необходимо иметь ввиду два обстоятельства, существенных в формировании внутреннего пространства пассажа и связанных с ним комплексов. Во-первых, традиционная индивидуальность внешних факторов. Требования, предъявляемые им к архитектурной среде объекта в целом, сугубо специфичны из- за большого разнообразия частных случаев (особенности города, характер участка, окружающая застройка, традиции региона и т.д.). Во-вторых, стабильная универсальность внутренних факторов. Требования этой группы в основном могут быть описаны стереотипами (например, поведения людей в общественно-торговой среде, распределения потоков посетителей, технологии торгового обслуживания, объединения предприятий и т.д.). Суммируя вышесказанное, отметим, что на современном этапе развития пассажа как типа, в связи с появлением крупных структурных композиций, на смену функциональному зонированию приходит принцип пространственного зонирования. Здесь можно говорить о ряде его основных положений, предусматривающих: — пространственную интеграцию идентичных функционально-технологических процессов различных зон; — пространственный характер организации каждой зоны и взаимосвязей между ними; — выделение общественного пространства пассажа как функционального и композиционного ядра целого комплекса; — повышение значимости коммуникационных систем как для посетителей, так и для товаров; — усиление функциональных и пространственных связей внутренней среды пассажа и городского окружения. 1.3. Основные концепции организации пространства пассажей, тенденции взаимосвязей внешних и внутренних пространств. Активность торговли, как одного из важнейших жизненных факторов, стимулируется различными средствами информации — телевидением, журналами, а также самой атмосферой торговой среды. Торговая деятельность как городская традиция полна смысла только в том случае, когда она связана с определенным местом и окрашена характером этого места. Городской пассаж — это идея, принцип, но не всегда определенная форма, его внутреннее пространство, являясь частью городской среды, должно решаться по принципу многофункциональности самого городского пространства. Самой распространенной идеей является трактование пассажа как модели улицы, города. Внутреннему пространству и физически и метафорически придаются свойства двух основных качеств города: качество пути (торговая улица) и качество места (торговая ячейка, зал). Эта двойственность отражает природу пассажа, как всякого крупного общественного здания, — оно частично принадлежит городскому уровню, но в то же время и уровню дома, так как обеспечивает человеку определенный уют. Современный крупный городской пассаж живет посредством своих путей — торговых моллов и атриумов. Происходит трактование пространства в нескольких смысловых измерениях (рис. 3, 4). Таким образом модель города, воплощенная в нем, становится в известной степени полноценной и имеет право на существование (рис. 5). Современный этап развития торговли приводит к новым принципам проектирования торговых пространств, характеризуемым несравненно более высоким профессиональным и общекультурным уровнем. Первый из них связан с системой реальных пространственных размеров, которые постигает человек, попадая в центральное пространство — крытый пассаж. Второй — исторический: от культивированных исторических образов до современной индустриальной эстетики. Третий принцип основан на ряде элементов экстерьера в интерьере. В настоящее время все большую актуальность приобретает подход к проектированию пассажей как объектов связанных не только с организацией потребления, но и выступающих в качестве носителей коммуникативной функции. Формирование таких пространств развивает архитектурные приемы прошлого, возвращая городу его традиционные элементы. При этом важно, что введение элементов окружающего городского пространства во внутреннюю среду пассажа может стать одним из основных факторов, помогающих сблизить качества реально существующего пространства и того пространственного образа, который складывается в сознании посетителя. Этой цели сейчас великолепно служат пешеходные зоны. Для анализа взаимосвязи внешнее-внутреннее необходимо выделить конкретные общие критерии, на основании чего возможно сравнение этих двух типов среды. Основными характеристиками среды могут быть названы: наличие главного (общественного) и второстепенных пространств, их органичная взаимосвязь, информационная насыщенность всех зон, масштабная многоплановость и т.д. Основные характеристики внешней и внутренней среды пассажа качественно аналогичны в функциональном и пространственном отношениях, и по этим направлениям возможен анализ их взаимосвязи и взаимовлияния. Факторы формообразования, определяющие свойства этих пространств, также принадлежат к единой системе, — они имеют одинаковую функциональную структуру и различаются только компонентами. Это подтверждается, в частности, и методикой применения одной формальной модели для различных архитектурных подсистем (например, внешнее-внутреннее, рис. 6). Рассмотрим композиционные средства взаимодействия. Несомненно, одним из важнейших является система композиционных осей (схема 4). Она отображает структуру пассажа и его объемную форму — это и зримое выражение системы внутренних пространств, и элемент композиции ансамбля, в ней проявляется опосредованное взаимодействие двух активных сред. Данный фактор имеет решающее значение, так как взаимосвязь и соподчинение композиционных осей отдельных фрагментов пассажа позволяет добиться целостности всего ансамбля. Выбор системы осей, как правило, определяется градостроительной ситуацией. Вторым важным композиционным средством является система граничных пространств и элементов. Ими могут быть: входы и въезды в здание, пешеходные галереи, информационно-распределительные пространства, «зимние сады» и т.д. Тенденция использования средств экстерьеризации интерьера особенно отчетливо |
|
© 2007 |
|