РУБРИКИ

Доклад: Аничков Мост

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Доклад: Аничков Мост

Доклад: Аничков Мост

Аничков Мост

Первый мост через Фонтанку по приказу Петра I начали строить в 1713 году, на

что из казны выделили 50 рублей. Мост этот стоял в створе нынешней

Итальянской улицы. Он получил свое название по фамилии командира

адмиралтей­ского «работного батальона» М. О. Аничкова. Мост обвет­шал, и в

1726 году на Большой Першпективой дороге (как тогда назывался Невский

проспект) построили второй Анич­ков мост. Его сделали подъемным — для

прохождения по Фонтанке судов с мачтами. Тогда же на месте современного дома

на набережной Фонтанки (№ 29/66) поставили гаупт­вахту. Находившаяся в ней

стража следила, чтобы в город не входили «подозрительные люди». В

царствование Петра II (внука Петра Великого), в 1728 году, столицу перенесли

в Москву. «Не хочу ходить по морю, как дедушка!»,—говорил юный Петр II. Лишь

в 1732 году Санкт-Петербург вновь стал столицей. Для торжественной встречи

новой царицы—Анны Ивановны у Аничкова моста соорудили триумфальные ворота,

украшен­ные 17 статуями, картинами на исторические сюжеты, симво­ликой и

приветственными надписями. Около двадцати лет стояло это сооружение, статуи

развалились, картины превра­тились в линялые тряпки, и в 1751 году арку

разобрали. К этому времени Аничков мост подвергся частичной ре­конструкции—в

1742—1749 годах его укрепили на сваях. И, наконец, в 1780-х годах мост

радикально перестроили — наподобие сохранившегося моста имени Ломоносова.

Строи­тельство было закончено в 1787 году. Аничков мост с четырьмя гранитными

башнями являлся пристанищем для «простолюдинов» — рядовых обывателей столицы,

которые здесь вели неспешные разговоры, нанима­лись на поденную работу,

лузгали семечки и наблюдали не­торопливое прохождение барж по реке. Все

оживленнее становилось движение на Невском прос­пекте (как с 1783 года стала

именоваться главная'улица сто­лицы), и на проезжей части гранитного Аничкова

моста не­редко возникали «пробки» из карет и извозчичьих повозок. В 1838 году

началось строительство нового Аничкова мо­ста, соответствующего ширине

Невского проспекта. Строил его инженер А. Д. Гетман. Работы велись почти

десять лет. Авторство литых чугунных перил Аничкова моста, в кото­рых

скомпонованы изображения русалок и морских коньков, в литературе нередко

приписывается А. П. Брюллову. Но они являются копией перил моста через

Купферграбен — рукав реки Шпрее в центре Берлина, у начала улицы Унтер-ден-

Линден, построенного по проекту Карла Фридриха Шинкеля в 1822—1824 годах.

Чугунные решетки берлинского моста выполнены по рисункам К. Ф. Шинкеля. Его,

возможно, и сле­дует считать автором важных деталей парапета Аничкова мо­ста.

22 ноября 1841 года на новом Аничковом мосту уже была воздвигнута первая из

конных групп П. К. Клодта. На тор­жестве открытия моста Николай I (его не

отличала изыскан­ность выражения своих эмоций), хлопнув по плечу скульпто­ра,

заявил громогласно: «Ну, Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец!»...

История этих скульптурных композиций восходит к нача­лу 1830-х годов, когда

после сооружения К. А. Тоном гра­нитной пристани у Академии художеств решено

было создать еще два таких же причала на левом берегу Невы, вблизи Зимнего

дворца. И тогда Петру Карловичу Клодту поручили вылепить четыре бронзовые

фигуры «укротителей коней», что­бы попарно установить их на новых пристанях

левого бере­га Невы. П. К. Клодт, выходец из древнего лифляндского рода, к

этому времени уже был известен своими работами. Отец его умер в бедности, и

молодой Клодт начал свою карьеру воен­ной службой. Но вскоре его властно

увлекло искусство ваяния. После окончания артиллерийского училища в 1826 году

Клодт вышел в отставку и поступил в Академию художеств. Работал он неутомимо.

Биограф Клодта рассказывает, что «повсюду, где только предоставлялся удобный

случай,— в манеже, на улице, в каретной упряжке, в возу, в размахах бега и в

спокойном состоянии, он наблюдал различные дви­жения, позы, аллюры и привычки

лошадей. Не имея иного учителя, кроме природы, он слушался только этого

одного неизменного профессора и строго изучал сперва только голо­ву, потом

склад и все части, стараясь передать их с безуп­речной точностью до последней

жилки». Созданные Клодтом (в гипсе) два изваяния «Конь с водничим» были

высоко оценены Академией художеств. Этими скульптурами решено было украсить

Аничков мост. Клодту поручили отлить в бронзе по два экземпляра каждой из

кон­ных групп. Скульптор лично произвел отливку двух изваяний. По приказу

Николая I Клодт отлил также в бронзе две копии своих скульптур для отправки

в Берлин. Этот подарок Николая I прусскому королю вызвал в Берлине всеобщее

восхищение. Статуи установили в немецкой столице на высоких постаментах перед

королевским дворцом. Петербургская Академия художеств писала в своем

офи­циальном отчете, что статуи Клодта в Берлине «произвели та­кой всеобщий

восторг, какого там никогда не было». Обра­щено было внимание и на то, что

надписи на статуях, от правленных в Берлин, были сделаны Клодтом на русском

языке. Прусский король Фридрих-Вильгельм IV в 1845 году прислал в Санкт-

Петербург ответный подарок—изваяния двух Слав. По приказу Николая I их

поставили на высоких колоннах у начала Конногвардейского бульвара, в

ознаменование боевых заслуг конной гвардии. По обеим сторонам Аничкова моста

в то время стояли по две одинаковые группы «Коня с водничим». Но так было не

долго. В начале 1840-х годов Николай I в знак благодарности за то, что его

жене оказывались в Италии пышные приёмы, распорядился снять с одного конца

Аничкова моста два бронзовых изваяния и выслать их в дар королю Сицилии

Фердинанду II. Так две конные группы Клодта оказались в Неаполе. Там их

разместили на площади, параллельно фасаду королевского дворца, где они

прекрасно смотрятся в профиль и, лучше чем в Берлине, обогащают фасад

невысокого и сравнительно скромно оформленного здания. Свидетельством

международного признания таланта и мастерства Клодта явилось его избрание в

состав Академии художеств Берлина, Рима и Парижа. На опустевшей стороне

Аничкова моста временно установили гипсовые, тонированные под бронзу копии

конных групп. Одновременно Клодт получил заказ на отливку их в бронзе. Но

скульптор не повторил первую пару статуй—он создал две новые композиции на

тему обуздания дикого коня. Образовалась состоящая из четырех групп

своеобразная последовательность, запечатлевшая победу человека над животной

силой. В первой группе— вздыбленный дикий конь н поверженный на землю

человек: вторая группа—юноша поднял на колено и сдерживает рвущегося вперед

коня. Третья группа—юноша поднялся с колен и уздой осаживает все еще

разгоряченного коня. Четвертая группа—конь укрощен, он покорился водничему.

Замысел—дать последовательные фазы укрощения коня—Клодт акцентировал такими

деталями: в группах, обращенных в сторону Адмиралтейства, кони подкованы,

покрыты попонами. На последней (у д. № 29/66) группе во рту коня удила, он

покорен человеку. Клодт остался в памяти людской не только своими ликолепными

творениями, но и выдающимися душевным чувствами. Беспредельно скромный, с

натруженными руками ваятеля и мастерового-литейщика, он был известен своей

добротой и бескорыстием. Клодт постоянно бедствовал, очень часто все свои

доходы раздавал неимущим. После смерти Клодта в «имуществе» его с трудом

сыскали 50 рублей...

В 1941 году, когда фронт приближался к Ленинграду, конные группы были сняты с

пьедесталов и бережно закопаны в саду, примыкающем к Аничкову дворцу. Это

спасло изваяния. В ночь на 6 ноября 1942 года 250-килограммовая фа­шистская

бомба разорвались на Аничковом мосту. Взрывная волна смела в Фонтанку 30

метров чугунной решетки и тум­бы, державшие перила. Осколки бомбы повредили

гранитные постаменты, вырвали из них крупные куски камня. Еще во время войны

погибшие звенья решетки были заново отлиты и установлены на прежних местах.

Незадолго до окончания войны конные изваяния вновь заняли прежние места на

пье­десталах. В перспективе Аничкова моста на площади у Московско­го вокзала

сверкает золотая звезда на обелиске, отмечающем подвиг города-героя. Она

перекликается с золотой каравеллой на шпиле Адмиралтейства в другом конце

доходящего через Аничков мост главного проспекта Санкт-Петербурга.


© 2007
Использовании материалов
запрещено.