РУБРИКИ |
Контрольная: Осмовы социального программирования в муниципальном управлении |
РЕКЛАМА |
|
Контрольная: Осмовы социального программирования в муниципальном управленииКонтрольная: Осмовы социального программирования в муниципальном управленииМинистерство образования Российской Федерации Пензенский государственный университет Контрольная работа по предмету: Основы социального программирования Тема: Особенности социального прогнозирования и программирования в муниципальном управлении Выполнил: студент четвертого курса, группа 99ЗГС1 Женарь Владимир Васильевич Ульяновская область, р.п. Николаевка, ул. Комсомольская 29- 4 Проверил: Преподаватель: Балаев Борис Григорьевич Пенза 2002 г. ПЛАН: 1. Введение 2. Особенности социального прогнозирования и программирования в муниципальном управлении 3. Заключение Введение В Законе РФ "О государственном прогнозировании и программах социально- экономического развития Российской Федерации" зафиксировано, что: "Программа социально-экономического развития Российской Федерации -комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров". В организационном аспекте программа социально-экономического развития - это система документов, мер и действий, объединяющая в единый комплекс процесс формирования целей и способ их достижения с процессами организации, регулирования, учета и контроля практического выполнения мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Более того, целевая программа определяет организационную структуру органов местного самоуправления, призванных реализовать поставленные цели и задачи, координируя деятельность хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования. Можно согласиться, что целевая комплексная программа представляет собой адресный документ, в котором сбалансирован по ресурсам, исполнителям и срокам завершения полный комплекс научно-исследовательских, социальных, экономических, организационно-хозяйственных, производственно-технических и других мероприятий, направленных на решение одной или нескольких народнохозяйственных проблем. Целевая комплексная программа характеризуется четко выраженными конечными результатами в виде набора программных показателей, определяемых исходя из целевых нормативов. Таким образом, программа развития муниципального образования позволяет, во- первых, увязать действия участников воспроизводственного процесса независимо от их ведомственной подчиненности, а во-вторых, учесть технические, материальные и трудовые ресурсы, необходимые для достижения целей развития муниципального образования. Целевые программы могут классифицироваться по различным критериям: · по характеру и специфике проблем и целей (социально- экономические, научно-технические, региональные, производственно- технологические, экологические, организационно-хозяйственные); · по временному горизонту (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные); · по уровню и составу сферы влияния и сферы реализации (межгосударственные, национальные, межотраслевые, отраслевые, региональные, субрегиональные, локальные, сублокальные). Большое методологическое и практическое значение для программирования развития муниципального образования приобретает решение задачи соотношения программы и стратегического плана. Целевая программа и долгосрочный план- прогноз должны быть тесно связаны между собой. Программа конкретизируется в плане и реализуется через план. Стратегический план - необходимое средство реализации программы, поскольку он обладает директивностью, конкретностью и направленностью. Об этом свидетельствует длительный опыт государственного планирования не только в нашей стране, но и опыт индикативного планирования во Франции, Японии, США и других странах. Основное содержание долгосрочной программы составляют наиболее значимая цель, а также характеристики комплекса мероприятий и ресурсов, используемых для ее достижения. Стратегический план включает характеристики множества целей, функций и ресурсов, обеспечивающих их реализацию. Долгосрочный план имеет ряд аспектов, отражающих содержание каждой конкретной программы. Таким образом, разрабатываемые и утверждаемые местным сообществом комплексные целевые программы являются исходной предпосылкой формирования долгосрочного стратегического плана, а программы выступают как предплановые документы. Целевая программа муниципального образования не может быть реализована без взаимодействия с системой государственного регулирования и государственных ресурсов федерального и регионального уровней. Она представляет собой элемент этой системы. Вот почему для реализации программ социально-экономического развития города или района в современных условиях необходимо налаживание системы государственного регулирования на основе усиления экономических функций государства. Эти функции должны быть связаны не только с прогнозированием, программированием и с косвенным регулированием, по и с долгосрочным индикативным планированием. Однако здесь необходимо четко разграничить функции всех уровней управления. Следует отметить, что, несмотря на довольно-таки длительный период применения территориальных программ, общепринятой их структуры пока не существует, что объясняется недостаточной научно-методической разработкой проблемы социального программирования. Генеральная цель социальной программы развития муниципального образования - противодействие снижению уровня и продолжительности жизни населения и обеспечение его роста, выход на научно обоснованный уровень удовлетворения социально-культурных и бытовых потребностей малообеспеченных слоев населения, осуществление коренных преобразований в условиях и содержании труда работников производственной сферы муниципального образования. Реализация генеральной цели определяет собственно структуру целевой комплексной программы. В первом разделе программы даются характеристики прогнозов и основных пропорций экономического развития, динамики численности различных слоев населения и трудовых ресурсов муниципального образования. Изменение показателей этого раздела во многом обусловливается влиянием внешних факторов, поэтому установка целевых ориентиров в данном разделе не предполагается. Во втором разделе социальные цели и задачи программы разворачиваются сначала через обобщенные показатели эффективности ее реализации, обобщенные характеристики уровня жизни населения, а затем конкретизируются в комплексе показателей, отражающих деятельность, направленную на противодействие снижению уровня удовлетворения социальных и культурно-бытовых потребностей малообеспеченных, бедных и нищенствующих слоев населения. Целевым ориентиром здесь служит достижение необходимых условий жизнедеятельности населения, что предполагает социальную защиту детей и малоимущих жителей, создание условий для получения образования, профессиональной подготовки и переподготовки лиц в трудоспособном возрасте, а также определенные сдвиги в решении жилищных проблем. Социальные ориентиры, характеризующие условия проживания, предполагают охрану здоровья населения, улучшение торгового и бытового обслуживания, обеспечение нормальных условий для отдыха, спорта, туризма, развития культуры и искусства. Остальные разделы программы обосновывают обеспечение ресурсами и мероприятиями достижения целевого блока. Так, выделяются структурный блок, в котором даются характеристики основных мероприятий для достижения социальных целей, ресурсный блок, где указывается потребность в материальных и финансовых ресурсах для выполнения мероприятий программы, и блок технико- экономических обоснований, где составляются необходимые балансы для обеспечения потребностей за счет собственных ресурсов города, привлечения средств инвесторов и средств населения. Методической основой составления служат конкретные плановые методы, такие как метод балансов, нормативный, вариантный, итеративных приближений, необходимые для достижения качественно и количественно структурированных целей. Проработка целей, приоритетов и задач в развитии социальной инфраструктуры города или района предусматривает предварительную разработку соответствующих прогнозных документов о динамике уровня удовлетворения социально-бытовых и социально-культурных потребностей населения города, районов и концепции социально-экономического развития территории. Технология разработки данного раздела программы состоит в следующем: · на основе социально-экономического анализа сложившихся тенденций и определения гипотезы развития территории формируется система прогнозов динамики уровня удовлетворения основных жизненных потребностей населения; · с использованием экспертного метода и социального анализа осуществляются тенденции и основные ориентиры, которые разворачиваются в концепции социально-экономического развития муниципального образования, качественно и количественно структурирующей систему целевых показателей; · на основе метода декомпозиции генеральная цель разукрупняется в динамическую систему подцелей различных уровней. Тем самым строится эталонная модель развития муниципального образования, достижение которой характеризуется необходимой траекторией будущего развития муниципального образования. Путем использования балансового и статистических методов, методов прямых плановых расчетов и корреляционного анализа определяются значения показателей целевого блока и объемов всех видов ресурсов, необходимых для их достижения. Система примерных критериев, характеризующая основные стороны социально- экономического развития города или района может быть представлена следующим комплексом взаимоувязанных показателей: · увеличение средней продолжительности жизни населения в МО; · положительная динамика естественного прироста населения; · сокращение детской смертности и смертности населения в трудоспособном возрасте; · повышение обеспеченности населения жилой площадью по категориям жилья и уровню его благоустройства; · повышение уровня реальной заработной платы населения; · снижение заболеваемости; · динамика удовлетворения других социально-культурных и бытовых потребностей населения. Система мероприятий, разрабатываемых для достижения прогнозируемых целей и потребности в ресурсах, определяется по каждому из направлений или условий жизнедеятельности населения. В частности, подсистема структурного обеспечения целевого блока для решения жилищной проблемы включает адресную программу основных мероприятий по строительству и капитальному ремонту ветхого жилья, их стоимостную оценку. Подсистема ресурсного обеспечения удовлетворения потребностей в жилье характеризуется такими показателями, как: потребность в общей жилой площади; необходимые затраты на строительство жилья и капитальный ремонт, на текущий ремонт и эксплуатационные расходы; ввод общей жилой площади; ввод жилой площади за счет нового строительства (ведомственного, муниципального, частных инвесторов, кооперативного); ввод жилой площади за счет капитального ремонта (ведомственного, муниципального, частных инвесторов); затраты на ввод общей жилой площади за счет нового строительства и капремонта (из госбюджета, от частных инвесторов, из средств населения); затраты на текущий ремонт и эксплуатационные расходы; необеспеченная потребность в общей жилой площади; необеспеченная потребность в финансовых ресурсах. Справочными показателями могут быть общая площадь жилого фонда города, а также его структура по формам собственности, в частности площадь муниципального, ведомственного, частных инвесторов, кооперативного приватизированного жилого фонда и т.д. Подсистема обеспечения развития материальной базы народного образования предусматривает разработку целевой программы создания и реконструкции объектов народного образования с указанием инвесторов, сроков выполнения мероприятий и стоимости работ. Подсистема ресурсного обеспечения развития народного образования характеризуется такими показателями, как объем необходимых затрат на строительство общеобразовательных школ и мест в них, объем необходимых затрат на текущие расходы, количество вводимых общеобразовательных школ и мест в них, объем затрат на строительство школ из госбюджета и частных инвесторов; объем затрат на текущие расходы, потребность в строительстве детских дошкольных учреждений, необходимые затраты на их строительство, текущие и эксплуатационные расходы; ввод мест в ДДУ, необходимые затраты на строительство ДДУ, на текущие и эксплуатационные расходы и т.д. Кроме того, эта подсистема предусматривает необходимые финансовые затраты на обучение и переподготовку высвобожденных работников, выделяемые затраты на обучение и переподготовку высвобожденных работников; необеспеченную потребность в финансовых ресурсах для развития материальной базы народного образования и переподготовку кадров. Аналогично строятся подсистемы структурного обеспечения социальной защиты, мероприятия, входящие в систему структурного обеспечения социальной защиты, здравоохранения, культуры и др. Программа стабилизации социального развития муниципального образования опирается на разработку целого ряда предплановых документов: социального паспорта города или района, стабилизационных программ развития предприятий и организаций, а также результатов изучения общественного мнения и социологических опросов населения. Необходимо отметить, что каждый раздел и подраздел программы должен составляться в единой форме, предусматривающей: · основные показатели; · мероприятия, направленные на обеспечение целевого блока; · ресурсное обеспечение (потребность в финансовых ресурсах и источники ее покрытия); · технико-экономическое обоснование. Постановка генеральной цели социально-экономического развития в соответствии с приоритетами, развертывание этой цели в систему подцелей, конкретизация их количественными значениями показателей являются одной стороной проблемы. Другая - не менее, а возможно, и более важная задача-формирование критериев достижения поставленных целей. Для оценки степени достижения целей могут быть использованы критерии: · нормативности, предполагающий сравнение достигаемых целей с нормативной моделью; · эффективности использования вовлекаемых ресурсов; · экономической эффективности выполняемых мероприятий программы; · соотношения общей суммы инвестиций по программе к объему централизованно выделяемых бюджетных ресурсов. Успешная реализация программы предполагает согласованность и координацию ее с государственными органами регионального управления, а также согласованность с другими программами, разрабатываемыми в муниципальном управлении (научно- технического развития, транспортной и т.д.). Заключение Решение таких объемных задач, как переход к более высокому качеству жизни, требует оценки ситуации, возникшей в социальной сфере, определения приоритетных направлений дальнейшего развития социально-культурных отраслей, нуждающихся в привлечении дополнительных ресурсов. В реализации этих направлений необходимо учитывать возможность диверсифицированного их финансирования как из государственных, так и из частных источников. Участие всех заинтересованных лиц в финансировании социальной сферы делает необходимым определение их места и роли в этом процессе, так же как и определение места и роли других субъектов: организаций, предприятий, населения. Такой подход требует разработки соответствующего механизма организации и управления процессами развития социальной сферы. Очевидно, что программно- целевой метод является в этих условиях необходимым инструментарием в управлении таким сложным объектом, как социальная сфера, формой и средством подчинения субъектов хозяйствования целям и задачам социального развития. Список литературы 1. Закон РФ "О государственном прогнозировании и программах социально- экономического развития Российской Федерации"/ Российская газета. 1995, 26 июня. 2. Территориально-отраслевые комплексные программы интенсификации производства Кулибанов B.C.: Уч.пособие. - М: Высшая школа, 1990. 3. Тенденции развития и потенциал системы местного самоуправления. Копылов Ю.М. ISBN В. 2002 г. |
|
© 2007 |
|