РУБРИКИ

Контрольная: Осмовы социального программирования в муниципальном управлении

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Контрольная: Осмовы социального программирования в муниципальном управлении

Контрольная: Осмовы социального программирования в муниципальном управлении

Министерство образования Российской Федерации

Пензенский государственный университет

Контрольная работа

по предмету: Основы социального программирования

Тема: Особенности социального прогнозирования и программирования в

муниципальном управлении

Выполнил: студент четвертого курса,

группа 99ЗГС1

Женарь Владимир Васильевич

Ульяновская область,

р.п. Николаевка,

ул. Комсомольская 29- 4

Проверил: Преподаватель:

Балаев Борис Григорьевич

Пенза 2002 г.

ПЛАН:

1. Введение

2. Особенности социального прогнозирования и программирования в

муниципальном управлении

3. Заключение

Введение

В Законе РФ "О государственном прогнозировании и программах социально-

экономического развития Российской Федерации" зафиксировано, что: "Программа

социально-экономического развития Российской Федерации -комплексная система

целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и

планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных

ориентиров".

В организационном аспекте программа социально-экономического развития - это

система документов, мер и действий, объединяющая в единый комплекс процесс

формирования целей и способ их достижения с процессами организации,

регулирования, учета и контроля практического выполнения мероприятий,

обеспечивающих достижение поставленных целей. Более того, целевая программа

определяет организационную структуру органов местного самоуправления,

призванных реализовать поставленные цели и задачи, координируя деятельность

хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального

образования.

Можно согласиться, что целевая комплексная программа представляет собой

адресный документ, в котором сбалансирован по ресурсам, исполнителям и срокам

завершения полный комплекс научно-исследовательских, социальных,

экономических, организационно-хозяйственных, производственно-технических и

других мероприятий, направленных на решение одной или нескольких

народнохозяйственных проблем. Целевая комплексная программа характеризуется

четко выраженными конечными результатами в виде набора программных

показателей, определяемых исходя из целевых нормативов.

Таким образом, программа развития муниципального образования позволяет, во-

первых, увязать действия участников воспроизводственного процесса независимо

от их ведомственной подчиненности, а во-вторых, учесть технические,

материальные и трудовые ресурсы, необходимые для достижения целей развития

муниципального образования.

Целевые программы могут классифицироваться по различным критериям:

· по характеру и специфике проблем и целей (социально-

экономические, научно-технические, региональные, производственно-

технологические, экологические, организационно-хозяйственные);

· по временному горизонту (долгосрочные, среднесрочные,

краткосрочные);

· по уровню и составу сферы влияния и сферы реализации

(межгосударственные, национальные, межотраслевые, отраслевые, региональные,

субрегиональные, локальные, сублокальные).

Большое методологическое и практическое значение для программирования

развития муниципального образования приобретает решение задачи соотношения

программы и стратегического плана. Целевая программа и долгосрочный план-

прогноз должны быть тесно связаны между собой. Программа конкретизируется в

плане и реализуется через план. Стратегический план - необходимое средство

реализации программы, поскольку он обладает директивностью, конкретностью и

направленностью. Об этом свидетельствует длительный опыт государственного

планирования не только в нашей стране, но и опыт индикативного планирования

во Франции, Японии, США и других странах.

Основное содержание долгосрочной программы составляют наиболее значимая цель,

а также характеристики комплекса мероприятий и ресурсов, используемых для ее

достижения.

Стратегический план включает характеристики множества целей, функций и

ресурсов, обеспечивающих их реализацию. Долгосрочный план имеет ряд аспектов,

отражающих содержание каждой конкретной программы.

Таким образом, разрабатываемые и утверждаемые местным сообществом комплексные

целевые программы являются исходной предпосылкой формирования долгосрочного

стратегического плана, а программы выступают как предплановые документы.

Целевая программа муниципального образования не может быть реализована без

взаимодействия с системой государственного регулирования и государственных

ресурсов федерального и регионального уровней. Она представляет собой элемент

этой системы. Вот почему для реализации программ социально-экономического

развития города или района в современных условиях необходимо налаживание

системы государственного регулирования на основе усиления экономических

функций государства. Эти функции должны быть связаны не только с

прогнозированием, программированием и с косвенным регулированием, по и с

долгосрочным индикативным планированием. Однако здесь необходимо четко

разграничить функции всех уровней управления.

Следует отметить, что, несмотря на довольно-таки длительный период применения

территориальных программ, общепринятой их структуры пока не существует, что

объясняется недостаточной научно-методической разработкой проблемы

социального программирования.

Генеральная цель социальной программы развития муниципального образования -

противодействие снижению уровня и продолжительности жизни населения и

обеспечение его роста, выход на научно обоснованный уровень удовлетворения

социально-культурных и бытовых потребностей малообеспеченных слоев населения,

осуществление коренных преобразований в условиях и содержании труда

работников производственной сферы муниципального образования.

Реализация генеральной цели определяет собственно структуру целевой

комплексной программы. В первом разделе программы даются характеристики

прогнозов и основных пропорций экономического развития, динамики численности

различных слоев населения и трудовых ресурсов муниципального образования.

Изменение показателей этого раздела во многом обусловливается влиянием

внешних факторов, поэтому установка целевых ориентиров в данном разделе не

предполагается.

Во втором разделе социальные цели и задачи программы разворачиваются сначала

через обобщенные показатели эффективности ее реализации, обобщенные

характеристики уровня жизни населения, а затем конкретизируются в комплексе

показателей, отражающих деятельность, направленную на противодействие

снижению уровня удовлетворения социальных и культурно-бытовых потребностей

малообеспеченных, бедных и нищенствующих слоев населения.

Целевым ориентиром здесь служит достижение необходимых условий

жизнедеятельности населения, что предполагает социальную защиту детей и

малоимущих жителей, создание условий для получения образования,

профессиональной подготовки и переподготовки лиц в трудоспособном возрасте, а

также определенные сдвиги в решении жилищных проблем. Социальные ориентиры,

характеризующие условия проживания, предполагают охрану здоровья населения,

улучшение торгового и бытового обслуживания, обеспечение нормальных условий

для отдыха, спорта, туризма, развития культуры и искусства.

Остальные разделы программы обосновывают обеспечение ресурсами и

мероприятиями достижения целевого блока. Так, выделяются структурный блок, в

котором даются характеристики основных мероприятий для достижения социальных

целей, ресурсный блок, где указывается потребность в материальных и

финансовых ресурсах для выполнения мероприятий программы, и блок технико-

экономических обоснований, где составляются необходимые балансы для

обеспечения потребностей за счет собственных ресурсов города, привлечения

средств инвесторов и средств населения.

Методической основой составления служат конкретные плановые методы, такие как

метод балансов, нормативный, вариантный, итеративных приближений, необходимые

для достижения качественно и количественно структурированных целей.

Проработка целей, приоритетов и задач в развитии социальной инфраструктуры

города или района предусматривает предварительную разработку соответствующих

прогнозных документов о динамике уровня удовлетворения социально-бытовых и

социально-культурных потребностей населения города, районов и концепции

социально-экономического развития территории.

Технология разработки данного раздела программы состоит в следующем:

· на основе социально-экономического анализа сложившихся

тенденций и определения гипотезы развития территории формируется система

прогнозов динамики уровня удовлетворения основных жизненных потребностей

населения;

· с использованием экспертного метода и социального

анализа осуществляются тенденции и основные ориентиры, которые

разворачиваются в концепции социально-экономического развития муниципального

образования, качественно и количественно структурирующей систему целевых

показателей;

· на основе метода декомпозиции генеральная цель

разукрупняется в динамическую систему подцелей различных уровней. Тем самым

строится эталонная модель развития муниципального образования, достижение

которой характеризуется необходимой траекторией будущего развития

муниципального образования. Путем использования балансового и статистических

методов, методов прямых плановых расчетов и корреляционного анализа

определяются значения показателей целевого блока и объемов всех видов

ресурсов, необходимых для их достижения.

Система примерных критериев, характеризующая основные стороны социально-

экономического развития города или района может быть представлена следующим

комплексом взаимоувязанных показателей:

· увеличение средней продолжительности жизни населения в МО;

· положительная динамика естественного прироста населения;

· сокращение детской смертности и смертности населения в

трудоспособном возрасте;

· повышение обеспеченности населения жилой площадью по

категориям жилья и уровню его благоустройства;

· повышение уровня реальной заработной платы населения;

· снижение заболеваемости;

· динамика удовлетворения других социально-культурных и

бытовых потребностей населения.

Система мероприятий, разрабатываемых для достижения прогнозируемых целей и

потребности в ресурсах, определяется по каждому из направлений или условий

жизнедеятельности населения. В частности, подсистема структурного обеспечения

целевого блока для решения жилищной проблемы включает адресную программу

основных мероприятий по строительству и капитальному ремонту ветхого жилья,

их стоимостную оценку.

Подсистема ресурсного обеспечения удовлетворения потребностей в жилье

характеризуется такими показателями, как: потребность в общей жилой площади;

необходимые затраты на строительство жилья и капитальный ремонт, на текущий

ремонт и эксплуатационные расходы; ввод общей жилой площади; ввод жилой

площади за счет нового строительства (ведомственного, муниципального, частных

инвесторов, кооперативного); ввод жилой площади за счет капитального ремонта

(ведомственного, муниципального, частных инвесторов); затраты на ввод общей

жилой площади за счет нового строительства и капремонта (из госбюджета, от

частных инвесторов, из средств населения); затраты на текущий ремонт и

эксплуатационные расходы; необеспеченная потребность в общей жилой площади;

необеспеченная потребность в финансовых ресурсах.

Справочными показателями могут быть общая площадь жилого фонда города, а

также его структура по формам собственности, в частности площадь

муниципального, ведомственного, частных инвесторов, кооперативного

приватизированного жилого фонда и т.д.

Подсистема обеспечения развития материальной базы народного образования

предусматривает разработку целевой программы создания и реконструкции

объектов народного образования с указанием инвесторов, сроков выполнения

мероприятий и стоимости работ.

Подсистема ресурсного обеспечения развития народного образования

характеризуется такими показателями, как объем необходимых затрат на

строительство общеобразовательных школ и мест в них, объем необходимых затрат

на текущие расходы, количество вводимых общеобразовательных школ и мест в

них, объем затрат на строительство школ из госбюджета и частных инвесторов;

объем затрат на текущие расходы, потребность в строительстве детских

дошкольных учреждений, необходимые затраты на их строительство, текущие и

эксплуатационные расходы; ввод мест в ДДУ, необходимые затраты на

строительство ДДУ, на текущие и эксплуатационные расходы и т.д.

Кроме того, эта подсистема предусматривает необходимые финансовые затраты на

обучение и переподготовку высвобожденных работников, выделяемые затраты на

обучение и переподготовку высвобожденных работников; необеспеченную

потребность в финансовых ресурсах для развития материальной базы народного

образования и переподготовку кадров.

Аналогично строятся подсистемы структурного обеспечения социальной защиты,

мероприятия, входящие в систему структурного обеспечения социальной защиты,

здравоохранения, культуры и др.

Программа стабилизации социального развития муниципального образования

опирается на разработку целого ряда предплановых документов: социального

паспорта города или района, стабилизационных программ развития предприятий и

организаций, а также результатов изучения общественного мнения и

социологических опросов населения.

Необходимо отметить, что каждый раздел и подраздел программы должен

составляться в единой форме, предусматривающей:

· основные показатели;

· мероприятия, направленные на обеспечение целевого блока;

· ресурсное обеспечение (потребность в финансовых

ресурсах и источники ее покрытия);

· технико-экономическое обоснование.

Постановка генеральной цели социально-экономического развития в соответствии

с приоритетами, развертывание этой цели в систему подцелей, конкретизация их

количественными значениями показателей являются одной стороной проблемы.

Другая - не менее, а возможно, и более важная задача-формирование критериев

достижения поставленных целей. Для оценки степени достижения целей могут быть

использованы критерии:

· нормативности, предполагающий сравнение достигаемых

целей с нормативной моделью;

· эффективности использования вовлекаемых ресурсов;

· экономической эффективности выполняемых мероприятий

программы;

· соотношения общей суммы инвестиций по программе к

объему централизованно выделяемых бюджетных ресурсов.

Успешная реализация программы предполагает согласованность и координацию ее с

государственными органами регионального управления, а также согласованность с

другими программами, разрабатываемыми в муниципальном управлении (научно-

технического развития, транспортной и т.д.).

Заключение

Решение таких объемных задач, как переход к более высокому качеству жизни,

требует оценки ситуации, возникшей в социальной сфере, определения

приоритетных направлений дальнейшего развития социально-культурных отраслей,

нуждающихся в привлечении дополнительных ресурсов.

В реализации этих направлений необходимо учитывать возможность

диверсифицированного их финансирования как из государственных, так и из

частных источников. Участие всех заинтересованных лиц в финансировании

социальной сферы делает необходимым определение их места и роли в этом

процессе, так же как и определение места и роли других субъектов:

организаций, предприятий, населения.

Такой подход требует разработки соответствующего механизма организации и

управления процессами развития социальной сферы. Очевидно, что программно-

целевой метод является в этих условиях необходимым инструментарием в

управлении таким сложным объектом, как социальная сфера, формой и средством

подчинения субъектов хозяйствования целям и задачам социального развития.

Список литературы

1. Закон РФ "О государственном прогнозировании и программах социально-

экономического развития Российской Федерации"/ Российская газета. 1995, 26

июня.

2. Территориально-отраслевые комплексные программы интенсификации

производства Кулибанов B.C.: Уч.пособие. - М: Высшая школа, 1990.

3. Тенденции развития и потенциал системы местного самоуправления.

Копылов Ю.М. ISBN В. 2002 г.


© 2007
Использовании материалов
запрещено.