РУБРИКИ

: Стратоплан для космолета

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

: Стратоплан для космолета

: Стратоплан для космолета

: Стратоплан для космолета

Стратоплан для

космолета

Реферат по введению в авиационно-

космическую технику

Студент группы 03-109 Михеев Павел.

...Во второй полвине 50-х годов было принято говорить и писать о

соревновании в космосе между Советским Союзом и США. Прошли годы, титула

"космических держав" удостоились Китай, Франция, Индия, на околоземных орбитах

побывали представители многих стран, пока еще не обладающих собственными

ракетами или многоразывыми кораблями. Вместе с тем увеличивается и число

членов международного " космического клуба" . В частности, к вступлению в

него уже подготовилась и Германия.

В 20-е годы мир переживал своего рода космический бум. Один за другим

выходили романы о межпланетных путешествиях (вспомните хотябы "Аэлиту" А.

Толстого), возникали общества исследователей других планет, в газетах

появлялись сенсационные известия известия о таинственных световых сигналах,

якобы присланных с Марса, о пришедших ниоткуда радиособщениях, никак не

поддающихся расшифровке.

Во многих странах инженеры и изобретатели принялись эксперементировать с

ракетными двигателями, работавшими на твердом и жидком топливе. В нашей

стране этим занимались Ф. Цандер и С. Королев, в США - Р. Годдард, в германии -

И. Венигер и Г. Оберт.

Однако вскоре ажиотаж вокруг космоса и реактивной техники сменился покрытыми

мраком секретности работами над новыми видами вооружений, авиационных

моторов.Уже в 1938-1941 годах состоялись первые полеты опытных летательных

аппаратов в Германии, Италии и СССР - с реактивными двигателями. В нашей стране

были сосданы реактивные системы залпового огня для Красной Армии и реактивные

снаряды для авиации.

В нацисткое Германии в 1943 году под руководством В. фон Брауна создали

одноступенчатую баллистическую ракету А-4 (она же "Фау-2") массой 12,9 тонн.

Она преднозначалась для бомбардировки Лондона и других крупных промышленных

центров с дистанции 260 км.

После войны некоторые образцы ракетного оружия, научные материалы, виднейшие

специфлисты, в том числе и фон Браун оказались за океаном, в США. Что же

касается ФРГ и ГДР, то там хоть и занимались исследованиями космоса, но ничего

даже отдаленно напоминающего баллистические ракеты не было создано. И первые

немецкие космонавты на околоземные орбиты на советском "Союзе" и американском

"Шаттле".

Лишь сравнительно недавно стало известно, что в ФРГ вовсю идут исследования и

практические работы над аэрокосмической системой многоразового применения.

Специалисты концерна "Мессершмитт - Бельков - Блом" в 1986 году остановились

"на концепции, в основе которой были труды одного из пионеров

космонавтики, профессора Ойгена Зенгера (1905-1964)". Видимо прежде чем

рассказывать об этом проекте, который в некоторых чертах схож с американским

кораблем многоразового применения "Шаттл" и советским "Бураном", стоит

вспомнить, кто такой Зенгер и почему он считается "отцом немецкой

космонавтики".

Закончив курс в 1923-1929 годах в высших технических школах Граца и Вены,

этот молодой австриец еще пять лет проработал ассистентом в последней, потом

перешел в Ракетный научно-исследовательский институт в Трауне. В годы второй

мировой войны Зенгер работал над совершенствованием планеров которые, кстати, с

1939 года весьма широко применялись немцами в десантных операциях.

Одновременно он, как и многие авиаконструкторы и двигателестроители в

Германии и других воюющих странах, трудился над реактивными авиамоторами,

которые обещали военным самолетам невиданные скорости. Один из них, тягой в 2,4

тыс.л.с,

был установлен на выделенном для экспериментов бомбардировщике До-217 фирмы

"Дорнье", но в серийное производство не пошел.

В 50-е годы Зенгер много и плодотворно работал в научно-исследовательских

учережденеях ФРГ, специализирующихся на ракетной тематике. Его избирали

президентом Международной астронавтической федерации и Немецкого общества

ракетной техники и межпланетных полетов в Штутгарте. Перу профессора

принадлежат капитальные труды по космонавтике, например, "Ракетная

авиатехника", "К механике фотонного реактивного двигателя". Заслуги О. Зегнера

были высоко оценены как соотечественниками, дважды наградившими его медалью Г.

Оберта, так и иностанными коллегами. В СССР он удостоен мепдали Ю. Гагарина.

Именем Зенгера назван один из кратеров на обратной стороне Луны.

Ну а теперь поговорим о его идеях, которыми воспользова-лись инженеры

"Мессершмитт - Бельков - Блом". Начнем с того, что еще в 1931 году Зегнер,

тогда еще начинающий физик, спроектировал и построил в мастерских Венского

университета реактивный двигатель с оригинальной сферической камерой сгорания

диаметром 50 мм и сщплом длиной 254 мм. Весьма своеобразно была решена им

проблема охлаждения - остуженное топливо сначала проходило через наружную

рубашку камеры сгорания,

отнимая ее тепло, и только после этого попадало в камеру, где и смешивалось

с газообразным или распыленным окислителем - кислородом. Двигатель неоднократно

испытывался на стенде причем он безотказно работал по 15 с, а однажды и

полминуты, развивая солидную по тем временам тягу для опытного образца - 25

кгс.

...Вскоре после "аншлюса" - захвата Австрии нацистской Германией, в 1938

году, Зенгер вместе стеоретиком И. Бредтом приступил к созданию математической

модели перспективного,

сверхдальнего и сверхскоростного стратегического бомбарди-ровщика, завершив

ее к 1942 году.

По их замыслу, гиперзвуковой реактивный самолет взлетной массой 100т. ,

длиной 28м , с крылом размаха 15м должен был взлетать с обычного аэродрома с

помощью мощного ускорителя - реактивной тележки. После старта машина

разгонялась до скорости 6км/с, одновременно поднимаясь на высоту 160км, чтобы

затем перейти в планирующий полет по пологой траектории, время от времени как

бы ныряя в плотные слои атмосферы, чтобы, оттолкнувшись от них, взмыть в

стратосферу. Уже пятый "нырок" бомбовоз совершил бы в 12,3 тыс.км от своего

аэродрома, девятый - в 15,8 тыс.км. В заданной точке экипаж должен был

сбросить на цель 300кг бомб, затем опуститься до высоты 40км и планировать к

посадочной площадке, чтобы огромная машина коснулась бетонки на скорости

145км/ч. При необходимости бомбовоз мог проделать в верхних слоях атмосферы и

беспересадочный полет вокруг земли.

Специалисты "Мессершмитт - Бельков - Блом" и создали концепцию многоразового

орбитального аппарата, воспользовавшись

рядом идей Зенгера: системой охлаждения камеры сгорания силовой установки

криогенным топливом, гиперзвуковым носителем орбитального космолета с

планирующим возвращением того и другого на обычный аэродром.

...Это будет, наверное космическая "Одисея" по-немецки. На одном из крупных

германских аэродромов обслуживающий пер

соналзавершиттщательный предполетный осмотр двухкилевого сомолета "Зенгер",

на первый взгляд напоминающего сверхзвуковой авиалайнер со стреловидным крылом,

только без обычных илюминаторов по бортам. На "спине" у него примостится

короткокрылый самолет-бесхвоска "Хорус" весм более 23т.

Экипаж занимает места, включает мощные двигатели, "этажерка" вырулевает на

взлетную полосу, останавливается, пропуская только что приземлившийся рейсовый

авиалайнер. "Полный газ", машина отрывается от бетонки и начинает набирать

высоту и скорость.

Первое время ее силовая установка работает подобно обыч-ному турбореактивному

двигателю. Но после того, как скорость "Зенгера" достигает 3,5 М, ее переведут

на режим более выгодного в таких условиях прямоточного воздушнореактивного.

Наконец стратоплан разгонится до намеченной скорости и поднимется на 31-37км.

Там согласно программе полета произойдет расстыковка комплекса. "Зенгер" пойдет

на снижение, чтобы совершить посадку на том же аэродроме.

А "Хорус" устремится ввысь, на околоземную орбиту. Там исследователи

приступят к выполнению научных программ, запуску искусственных спутников, а то

исполнят роль космического такси, доставив на будующую орбитальную станцию,

которую сейчас создают в странах Западной Европы, сменный экипаж или 3,3т

приборов и оборудования, забрав приготовленные астронавтами материалы.

Одновременно с "Хорусом" немецкие конструкторы проектируют анологичный по

устройству, но непилотируемый космоплан "Каргус". За счет экономии на местах

для пилотов и системах жызнеобеспечения масса полезной нагрузки будет достигать

7,5т.

Выполнив задание,космолет опустится в плотные слои атмосферы и подобно

"Зенгеру" спланирует на посадку.

Орбитальный полет немецкого челнока состоится еще не скоро. Пока же

специалисты заняты выполнением первого этапа научно-исследовательских работ.

Самую значительную сумму на него - 220 млн. марок - выделило Федеральное

минестерство научно-исследовательских и технологических разработок, еще 86 млн.

- Германский научно-исследовательский институт авиации и космонавтики, 30млн.-

Немецкая аэрокосмическая промышленность. Ряд заданий по проекту "Зенгер"

выполняют фирмы-подрадчики, различные научные и исследовательские учереждения и

университеты, в частности Аахена, Брауншвейга, Мюнхена и Штутгарта.

Уже проводятся изыскания в области аэродинамики. В ближайшее время намечено

создать базисные технологии и новые материалы, чтобы затем на их основе

спроектировать, изготовмть и испытать прототипы силовых установок,

навигационного оборудования и других систем, устройсв и агригатов. При этом

немецкими обозревателями не раз подчеркивалась, что перспективная техника и

технологии найдут применение не только в аэрокосмическом проекте, но и в

авиационной промышленности, да и в других отраслях экономики. Иными словами.

заранее предусмотрено то. что у нас поспешили бы окрестить конвесией

аэрокосмического комплекса в интересах народного хозяйства.

...Приоритетными разработками концепции "Зенгер" считаются двухступенчатая

схема носителя и орбитального космопланаоба многоразового применения,

комбинационный двигатель первой ступени, работающий на сжиженном водороде и

расчитанный на эксплуатацию в двух режимах, и ракетная установка второй

ступени.

Работы над воздушно-реактивным прямоточником концерн "Мессершмитт - Бельков -

Блом" начал летом 1988 года, а в декабре уже провел стендовые испытания

прототипа. Его диаметр не превышает 350мм, тогда как у "настоящего" достигнет

полутора метров. Исследователи моделировали скорость 4,7 М, одновременно

изыскивая оптимальную форму камеры сгорания.

Кстати, у прототипа она охлпаждалась пластмассовым кожухом, а в будущей

силовой установке решено воспользоваться идеей Зенгера: перед тем как поступить

в камеру сгорания, охлажденное до 230°C горючее пройдет по сети трубопроводов,

пронизывающих ее тонкостенную оболочку, чтобы темпиратура внутри не привышала

плюс 1700°С. Как рассчитывают немецкие специалисты, непрерывно охлаждаемая

силовая установка станет меньше изнашиваться от перегрева.

После первого было еще четыре десятка эксперементальных пусков прототипа, и

все прошли вполне благополучно. Например

7 июля 1990 года его вывели на режим, сответствующий реальному полету

будущего "Зенгера" на высоте 20 тыс. м со скоростью, равной четырем звуковым,

при этом тяга составила около тонны. Реактивные двигатели космоплана также

будут поглощать экологически чистый водород.

...После того как появятся прототипы других систем "Зенгера", изготовят

гиперзвуковой экспериментально-технологический самолет "Хитекс".

По мнению немецких экспертов, аэродинамический комплекс "Зенгер" позволит

ученым проводить работы в околоземном пространстве, изучая, осваивая, а потом,

как подчеркивали представители акционерного общества "Дойче Аэроспейс" на

аэрокосмической выставке в сентябре 1990 года, "и эксплуатируя его".

"Система самолетного типа с горизонтальными стартом и посадкой, оснащенная

воздушными водородными двигателями, представляет собой на сегодняшний день

наилучшее решение названной проблемы", - считают специалисты "Мессершмитт -

Бельков - Блом" и "Дойче Аэроспейс".

Немецкие ученые и инженеры полны надежд, что будующий комплекс окажется

выгоднее не только не только француской

ракетной системы "Ариан", с помощью которой думают забрасывапть на орбиту

корабль многоразывого применения "Гермес", но и тех устройств, которые

обеспечивают старты "Шатла" и "Бурана". Имеются в виду связки рактных

ускорителей и сверхмощные ракетоносители. Видимо, не случайно англичане

заинтерисовались советским транспортным самолетом Ан-226 "Мрия",

чьи качества позволяют им удешевить доставку в околоземное пространство своих

возвращаемых аппаратов "Хотол". По крайней мере, договоренность между

специалистами Англии и СССР в этом отношении уже достигнута.


© 2007
Использовании материалов
запрещено.