РУБРИКИ |
Диплом: Концепция экологической безопасности и право природопользования в Республики Казахстан |
РЕКЛАМА |
|
Диплом: Концепция экологической безопасности и право природопользования в Республики Казахстани зависимости от вида природопользователя и целевого назначения природного объекта, предоставляемого в пользование, и субъекта права природопользования. К числу этих прав можно отнести, например, следующие. Некоторые категории субъектов права природопользования (колхозы, совхозы и т.д.), ведущие хозяйственную деятельность, наделены правами, являющимися в большинстве случаев одновременно и обязанностями, по внутрихозяйственному управлению закрепленными за ними природными объектами. Это управление представляет собой, в основном, распределение и перераспределение природных объектов, передаваемых первичными природопользователями во вторичное пользование, учет и контроль в случаях, непосредственно предусмотренных законом. Предприятия и организации - природопользователя при обращении в органы государственной власти и управления имеют право на получение от них на договорной основе информации о состоянии окружающей природной среды. Специальные обязанности, предусмотренные законом, можно показать на следующих примерах. Такие природопользователи, как предприятия и организации, обязаны, например, разрабатывать и проводить мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей среды. Временный землепользователь обязан привести нарушенный им участок земли в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Специальной обязанностью является рекультивация земель, то есть приведение земельных участков в состояние, пригодное для сельскохозяйственных или иных нужд, земельных участков по окончании использования их для строительства, добычи полезных ископаемых. Правомочия природопользователей на осуществление определенной деятельности, входящие в содержание права природопользования, могут быть ограничены в порядке, установленном законом. Это делается для обеспечения соблюдения прав и законных интересов других природопользователей и граждан, а также интересов общества и государства. Природопользователи при реализации предоставленных им правомочий не имеют права осуществлять свою деятельность вне пределов установленных ограничений. Ограничения прав и обязанностей природопользователей могут вводится при необходимости в том порядке, установленном законом, для обеспечения экологической безопасности населения, охраны окружающей природной среды и ее отдельных объектов. Ограничения могут устанавливаться вплоть до запрета отдельных видов природопользования. & 4. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Субъективное право природопользования, то есть обеспеченная законодательством возможность гражданин или юридического лица осуществлять деятельность, направленную на достижение целей, связанных с удовлетворением их интересов, приобретается и прекращается в соответствии с основаниями, предусмотренными законом и при наступлении юридических фактов. Основаниями возникновения права природопользования признаются не все юридические факты. Право природопользования возникает только на основании правомерных юридических фактов - действий. Предоставление права природопользования производится в соответствии с установленным законом порядке, включающим проведение необходимых согласований и оформление документов. Право землепользования приобретается, например, на основании предоставления земельных участков в пользование компетентным государственным органом или местной администрацией либо первичным землепользователем, имеющим по закону такое право. Наиболее значимыми основаниями возникновения права землепользования является также приобретение права собственности (или оперативного управления) на строение или сооружение, находящееся на обособленном земельном участке, переход права собственности за землю, приобретение ее в собственность (купля), в аренду, по наследству в пожизненное пользование. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии - документа, удостоверяющего право ее владельца на пользование участком недр. Права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договором пользования водным объектом. Основаниями приобретения права водопользования являются переход его в порядке правопреемства в случае смерти водопользователя - гражданин или реорганизации водопользователя- юридического лица. При переходе права пользования водными объектами от одного лица к другому в случаях, предусмотренных законом, основанием приобретения права водопользования является распорядительная лицензия. Водный сервитут устанавливается водным законодательством или договором при его регистрации государственными органами. Предоставление в пользование участков лесного фонда производится посредством прямых переговоров, лесных торгов или конкурсов. Организует и проводит их районная (городская) администрация. В них принимают участие местные подразделения государственного органа управления лесным хозяйством. Участки лесного фонда предоставляются в пользование на основании специальных разрешительных документов - лицензии, лесорубочного билета (ордера), лесного билета, содержание которых по лесному законодательству выражаются в следующем. Лицензия - документ, удостоверяющий право ее владельца на долгосрочное пользование участками лесного фонда (аренду). К ней прилагаются соглашения об условиях лесопользования, заключенные между владельцем лесного фонда и лесопользователем. Государственные органы на конкурсной основе выдают лицензии на право пользования объектами животного мира. Основанием возникновения права пользования атмосферным воздухом для выброса в него загрязняющих веществ или осуществления отдельных видов вредного физического воздействия на атмосферный воздух является разрешение специально уполномоченных на то государственных органов. Лимиты на природопользование являются формой права природопользования и одновременно одной из разновидностей его нормирования. Лимиты на природопользование - это система экологических ограничений антропогенных, и, прежде всего, техногенных воздействий на природную среду по территориям. Лицензия определяется как разрешение компетентного государственного органа на осуществление определенной деятельности владельцем лицензии. Основаниями полного или частичного, постоянного или временного прекращения права природопользования могут быть правомерные или противоправные действия, бездействия и события. К общим для всех природопользователей основаниям прекращения права природопользования можно отнести: - изъятие предоставленного в пользование природного объекта для государственных или муниципальных нужд; - источник сроков, установленных в разрешительных документах на пользование природным объектом; - возникновение предусмотренных в этих документах условий, исключающих дальнейшее осуществление пользования предоставленными природными объектами; - систематические (более двух раз или более двух раз в год либо неоднократные, что конкретно устанавливается в поресурсных законах) нарушения природопользователем правил пользования природными объектами (лесным, водным фондом и т.д.), нанесшие существенный вред лесному фонду либо без такового; - возникновение чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, военных действий и других); если природопользователь в течении установленного в разрешительном документе срока не пользуется или не приступил к пользованию природным объектом в предусмотренных объемах; ликвидация как субъекта хозяйственной деятельности предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому природные объекты были предоставлены в пользование; - систематическое (более двух раз или с нарушением сроков и иных условий) не внесение установленных платежей за пользование природными объектами. Основаниями прекращения права землепользования, например, являются прекращение права собственности или оперативного управления на строение или сооружение, расположенное на обособленном земельном участке; отсутствие надобности в земельном участке и ликвидация предприятия, организации, учреждения. К числу оснований прекращения права пользования земельным участком граждан относятся: добровольный отказ от пользования этим участком; прекращение трудовых отношений, в связи с которыми был представлен земельный надел в пользование, за исключением случаев, предусмотренных законом (выход на пенсию, инвалидность, полученная при исполнении служебных обязанностей, и т.д.). Право недропользования прекращается, например, по истечении установленного в лицензии срока ее действия; при отказе владельца ее от предоставленного ему права пользования недрами; при возникновении определенного, зафиксированного в лицензии условия, с наступлением которого прекращается право недропользования и по другим установленным законом основаниям. Основаниями долгосрочного прекращения права недропользования являются возникновение непосредственной угрозы жизни или здоровья людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами; нарушение пользователем недр существенных условий лицензии; систематическое нарушение им правил пользования недрами; если он в течении установленного лицензией срока не приступил к использованию недр в предусмотренных объемах; возникновение чрезвычайных ситуациях; ликвидация предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности; инициатива владельца лицензии. Основаниями прекращения права водопользования являются отказ водопользователя от пользования водными объектами; истечение срока предоставления в пользование водного объекта; смерть водопользователя - гражданина; прекращение деятельности водопользователя - юридического лица; прекращение особого пользования водными объектами; естественное или искусственное исчезновение водных объектов; переход права пользования водными объектами в порядке, предусмотренном законодательством. Принудительное прекращение права водопользования допускается только в случаях не использования объектов в течении трех лет; не использования в течении одного года водных объектов, предназначенных для водоснабжения, при ограниченности водных ресурсов; использование водных объектов не в соответствии с целями их предоставления; возникновения необходимости использования водных объектов для государственных или муниципальных нужд; несоблюдения водопользователем условий и требований, установленных в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом; запрещения использования водных объектов. Право лесопользования может быть досрочно прекращено органом власти, принявшим решение о предоставлении участков лесного фонда в пользование по предложению государственных органов управления лесным хозяйством, например, в случаях возникновения и распространения пожара по вине лесопользователя. В качестве оснований для прекращения промысла живых ресурсов континентального шельфа законом установлены: - добровольный отказ заявителя (так называют заявителя лицензии - пользователя живыми ресурсами от их промысла); - истечение срока действия лицензии на промысел; - повторное нарушение правил промысла в течении календарного года или превышение установленных лимитов вылова живых ресурсов; - нарушение закона о континентальном шельфе и международных договор; - не внесение в установленный срок платы за пользование живыми ресурсами, штрафов и сумм в возмещение ущерба; - непредставление отчетных материалов по видам живых ресурсов, объема вылова и районам промысла; - снижение продуктивности и ухудшения качественного состава видов живых ресурсов; - систематическое загрязнение вод, покрывающих континентальный шельф, по вине пользователя. Право пользования (потребления) атмосферного воздуха для производственных нужд, например, может быть не только ограничено, приостановлено, но и запрещено органами государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, в случае, когда это приводит к изменениям состояния атмосферного воздуха, оказывающим вредное воздействие на здоровье людей, растительный и животный мир. Судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав природопользования осуществляют суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с подведомственностью дел, установленных процессуальным законодательством. Наиболее четко правовая регламентация приведенных гарантий осуществлена в поресурсных законах, и, в частности, в Водном кодексе. Основными гарантами реализации и защиты права природопользования являются органы прокуратуры, другие правоохранительные органы, а также контрольные органы в сфере природопользования. & 5. Право собственности на природные ресурсы. Двойственность положения природных объектов как объектов хозяйствования и составных частей окружающей природной среды предопределяет эколого- экономическую сущность института права собственности на природные ресурсы. Земля и другие природные ресурсы объявляются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и вместе с тем объектами частной, государственной форм собственности (экономический аспект). Экологические и экономические признаки в институте собственности находятся во взаимодействии. Сочетание в одном объекте экономического и экологического признаков порождает ряд новых, дополнительных признаков, характеризующих этот институт: овеществленность, "неотделимость", "отсутствие стоимости". По признаку овеществленности отсеиваются те природные ресурсы, которые будучи составными частями природной среды, не могут быть по своим объективным качеством предметом присвоения и обращения в собственность (атмосферный воздух, климатические ресурсы, солнечная энергия). По признаку неотделимости объектов природы и собственности от окружающей природной среды проводится разница между природными и социальными объектами. Природный объект остается одновременно объектом природы и собственности и он неотделим от окружающей среды. Потеря такой экологической связи ведет к прекращению состояния собственности на природные ресурсы и возникновению права собственности на товарно-материальные ценности. Признак неотделимости в ряде случаев используется для обоснования собственности одного природного ресурса в силу принадлежности его в составе другого объекта или ресурса ( например: право собственности на животный мир как природный объект вытекает из принадлежности права собственности на другой объект природы -леса, воды. Отсутствие стоимости как совокупности затрат общественно необходимого человеческого труда, результат эволюционного происхождения природных объектов. Однако, как уже подчеркивалось, отсутствие стоимости не снимает денежной оценки земли и других природных объектов, платности всего природопользования. Согласно Конституции Республики Казахстан1 земля и другие природные ресурсы могут находится в частной и государственной формах собственности. Частная собственность стоит на первом месте. Эта форма предстает в двух видах - индивидуальная и коллективная. Земельное законодательство называет 8 оснований, по которой индивидуальная собственность граждан признается государством: ведение крестьянского хозяйства, АПХ, садоводство, животноводство, дачное, гаражное строительство, предпринимательская деятельность. Коллективная форма частной собственности на землю представлена в законе двумя видами: долевой и совместной. Такая форма возникает как среди граждан, так и среди юридических лиц - колхозов, акционерных и других хозяйствующих сообществ и товариществ. Государственная форма собственности на землю и на другие природные ресурсы лишались своего монопольного положения, своей исключительности. Предоставление земель - комплексный институт земельного права, сочетающий в себе административные и земельные отношения. Предоставление земель в собственность имеет место тогда, когда по тем или иным объективным причинам не применяются рыночные способы приобретения права собственности. Представление земель базируется на определенных принципах, выработанных законодательной практикой. К их числу относятся: компетентность органа государства, принимающего решение о наделении землей; законность - это означает строгое соблюдение законов при вынесении решений и соблюдение прав и интересов граждан в реализации их права на получение земельного участка в частную собственность; целевое предоставление земель означает, что полномочный орган, принимающий решение о предоставлении земель, должен и может предоставить земельные участки только в соответствии с их целевым назначением. При предоставлении земель должен соблюдаться приоритет земель сельскохозяйственного назначения. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться только для сельского хозяйства. Предоставление земель осуществляется на основе решения администрации, принимаемого после изучения документов заявителя или по итогам конкурса или аукциона. В пределах установленной нормы земельные участки предоставляются гражданам бесплатно, а сверх этой нормы - за плату по договору купли-продажи. Наряду с административными способами регулирования отношений земельной собственности повышается удельный вес гражданско - правовых средств приобретения права земельной собственности. Земельные участки в пределах нормы предоставляется бесплатно, сверх установленной нормы - по договору купли - продажи. Продажа земельных участков производится на основе договора, заключаемого между собственником земли и покупателем, по результатом конкурса или аукциона. Договоры заключаются по типовой форме и подлежат нотариальному удостоверению и регистрации в соответствующем комитете по земельным ресурсам и землеустройству. Помимо договора, заключаемого непосредственно между продавцом и покупателем, права на землю могут быть приобретены в результате проведенного конкурса или аукциона. Стороны оформляют договор, нотариально удостоверяют его и регистрацию проводят по ценам конкурсного или аукционного отбора. Устанавливаются следующие основные положения этого вида приобретения права собственности на землю: а - правом приобретения пользуются все субъекты земельных отношений, включая иностранных граждан и юридических лиц. б - приобретение земельных участков собственность оформляются договором купли продажи. в - договор купли-продажи приватизируемого участка земли заключается в месячный срок со дня подачи заявления продавцу. г - продажа земельного участка собственником приватизированных предприятий для расширения и дополнительного строительства производиться на конкурсной или аукционной основах за счет земель, не обремененных правами пользователей или арендаторов. д - в правилах приватизации земельного участка значится запрет на продажу земель общего пользования в городах, земель заповедников, памятников природы, других особо охраняемых объектов и территорий, а также земель, предназначенных для ведения сельского хозяйства и использования недр. Основания прекращение права собственности на землю и другие ресурсы природы предусматриваются в природоресурсовых законах - Указе "О земле". Указе "О недрах и недропользовании, Лесном и Водном кодексе, законе "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира" и др. В земельном законодательстве предусматривается 14 оснований прекращения права собственности на землю. Они могут быть распределены на три группы. К первой относятся случаи прекращения по объективным основаниям: ко второй - из-за нарушений условий использования земель, Третьей - из-за нарушения земельного законодательства. К случаям прекращения по объективным основаниям относятся: добровольный отказ от земельного участка, продажа его, мена, дарение, переход по наследству, смерть собственника либо прекращение деятельности предприятия, организации. Следует назвать изъятием земель для государственных надобностей. Оно хотя и ущемляет права собственника земли, но делает это в интересах общественного блага. В числе необходимых условий пользования землей Указ называет обязанность освоения участка в течение установленного срока, рационального использования земельных угодий, уплаты земельного налога или арендной платы. Невыполнение названых требований дает основание администрации ставить вопрос о прекращении прав на землю. Собственник сельскохозяйственных земель обязан в течение года принять меры к ее освоению. Для остальных земель подобный срок освоения установлен в два года. Невыполнение данного требования без уважительных причин может повлечь за собой прекращение прав на землю с изъятием земельного участка. Обязанность рационального использования земель применительно к землям сельскохозяйственного назначения состоит с обеспечении в течение последних 5 лет уровня урожайности сельскохозяйственных культур не ниже нормативного, установленного по кадастровой оценке земель. Уплата земельного налога - непременная обязанность собственника, владельца и пользователя земель. Систематическое невыполнение данной обязанности в течение 2-х лет и непогашенные задолженности в течение последующего года закон рассматривает в качестве основания прекращения земельных отношений. Основы земельного законодательства выделяют три вида нарушений, которые способны оказать влияние на положение собственника земли, а также ее владельца или пользователя: не целевое использование земель, использование земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, к ухудшению экологической обстановки. Целевое использование земельного участка указывается при выделении земли собственнику, владельцу или пользователю. Собственник не вправе совершать действий, направленных на изменение целевого предназначения земли. В этом одно из ограничений прав собственника в интересах рационального использования земель как достояния всех народов. Использование одних объектов природы не должно причинять вреда другим природным объектам и окружающей природной среде в целом. Данное правило, вошедшее в принцип экологического права. Глава IY. ЛИМИТИРОВАНИЕ И ДОГОВОРНЫЕ ФОРМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ. & 1. Лимитирование природопользования. Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям - природопользователем на определенный срок объемы предельного использования природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую природную среду. Лимиты устанавливаются государственными органами охраны окружающей природной среды. Лимитирование природопользования также как и лицензирование обусловлено ограниченностью запасов природных ресурсов. Природопользование может осуществляться в двух направлениях: изъятие природного вещества из природы, внесение антропогенного вещества в природу. Отсюда лимитирование делится на два вида: 1)предельно допустимые нормы изъятия природного вещества из природной среды. 2)предельно допустимые нормы выбросов, сбросов вредных веществ в природную среду. Лимиты изъятия и выемки ресурсов устанавливаются под общей шапкой рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Делятся они по определенным объектам: -по землям действуют утвержденные Госстроем нормы отвода земель для автомобильных дорог, железнодорожных дорог, аэропортов, магистральных трубопроводов, нефтяных и газовых скважин и т.д. -по водным объектам утверждены органами водного хозяйства лимиты потребления водя для земледелия, животноводства, систем коммунального водоснабжения и канализации. В области охраны и использования лесов лимитирующим показателем являются лесосека, в области охраны и использования животного мира существуют лимиты по отстрелу и отлову животных и рыб. О дополнительных мерах по охране животного мира Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 26 марта 1992 г. N 281 (Извлечение) (САПП Республики Казахстан, 1992 г., N 13, ст. 210) В целях усиления охраны животного мира на территории республики и повышения ответственности за незаконное добывание или уничтожение фауны Кабинет Министров Республики Казахстан постановляет: 1. Установить, что к ценным охотничьим видам диких животных, на которых промысловая, любительская и спортивная охота производится по лицензиям, относятся: млекопитающие: лось, марал, асканийский олень, косуля, сайгак, сибирский горный козел, кабан, соболь, ондатра, сурки (кроме сурка Мензибара), выдра (кроме среднеазиатской), медведь (кроме тяньшанского); птицы: глухарь, фазан. 2. Установить, что, независимо от привлечения к административной или уголовной ответственности, граждане, иностранные и должностные лица, а также предприятия, учреждения и организации любой формы собственности, допустившие нарушения правил рыболовства и охраны рыбных запасов, незаконную добычу или уничтожение ценных видов рыб, морских млекопитающих и водных беспозвоночных, обязаны возместить материальный ущерб в размерах согласно приложению. Юридическим и физическим лицам, иностранным гражданам, задержанным при попытке контрабандного вывоза за пределы Республики Казахстан продукции тибетской медицины, охотничьего и рыбного промысла, предъявляется исковая сумма в свободно конвертируемой валюте по существующим мировым ценам на момент задержания в двукратном размере. Министерству финансов Республики Казахстан изыскать необходимые средства для выплаты премиального вознаграждения охотникам и отдельным гражданам за сданные системе Казпотребсоюза шкуры волков, волчат и шакалов. Приложение к постановлению Кабинета Министров Республики Казахстан от 26 марта 1992 г. N 281 Р А З М Е Р Ы возмещения за незаконный вылов, добычу и уничтожение ценных видов рыб, морских млекопитающих и водных беспозвоночных
Белуга 22 Шип 15 Осетр, севрюга 10 Стерлядь, гибриды осетровых, белорыбица, каспийский лосось, нельма, таймень 3 Аральский лосось, сырдарьинский лжелопатонос, щуковидный жерех (из Красной книги) 6 Ленок (ускуч), налим, хариус, чир, муксун, форель, аральский усач, сельдь черноспинка 2 Сазан, карп, белый амур, толстолобик, долгинская сельдь 1,5 Сиг, рипус, ряпушка, пелядь, кефаль, кутум, рыбец, маринка, камбала-глосса, сом, жерех 1 ещ, карась, линь, язь, чехонь, плотва, вобла, елец, белоглазка, красноперка, судак, змееголов, пузанок, минога 0,5 Оман, подуст, берш, окунь, шемая 0,1 Рак 0,1 Артемия салина, гаммарус и другие водные беспозвоночные 2 Каспийский тюлень 100 Примечание. За ущерб, причиненный незаконной заготовкой икры лососевых, сиговых рыб, жереха и щуки, взыскивается сумма в размере трехкратной стоимости, а за икру осетровых - в десятикратном размере заготовленной икры по ее рыночным ценам на высший сорт. Премьер-министр Республики Казахстан Об упорядочении платы за отстрел диких животных иностранными гражданами в Республике Казахстан Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 30 сентября 1993 года N 976 В целях упорядочения расчетов охотопользователей с иностранными гражданами за добычу диких животных Кабинет Министров Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: Утвердить единые по республике минимальные цены на добычу диких животных для организаций, занимающихся иностранным охотничьим туризмом, независимо от ведомственной подчиненности, согласно приложению. Премьер-министр Республики Казахстан Приложение к постановлению Кабинета Министров Республики Казахстан от 30 сентября 1993 г. N 976 ЕДИНЫЕ МИНИМАЛЬНЫЕ ЦЕНЫ на добычу диких животных иностранными гражданами в Республике Казахстан Долларов США за одну голову <*> Дикие животные Архар 12000 Бухарский олень 7000 Волк 200 Джейран 500 Лось 600 Марал 1800 Медведь 2000 Муфлон 8000 Кабан 400 Косуля 500 Сайгак 400 Сибирский горный козел 1500 Дичь Глухарь (весной) 500 Глухарь (осенью) 50 Гусь 6 Кеклик 5 Тетерев (весной) 100 Тетерев (осенью) 10 Утка 3 Фазан 10 Сноска. Без учета оплаты услуг посредников О проведении научно-исследовательских работ по изучению возможности ограниченного изъятия животных, занесенных в Красную Книгу Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 28 марта 1995 г. N 348 В целях изучения биологических, морфологических и кариологических особенностей, возможности ограниченного изъятия диких животных (копытных), занесенных в Красную Книгу, и рационального использования отбираемых для этих целей особей Кабинет Министров Республики Казахстан постановляет: 1. Принять предложение Министерства экологии и биоресурсов Республики Казахстан, согласованное с Институтом зоологии Национальной академии наук Республики Казахстан, о проведении в 1995-1997 годах по хоздоговору между Институтом зоологии и Комитетом лесного хозяйства Министерства экологии и биоресурсов Республики Казахстан научных исследований по изучению биологии, экологии, состояния численности, возможности ограниченного хозяйственного использования устюртского муфлона, казахстанского архара и джейрана, занесенных в Красную Книгу Республики Казахстан. 2. Поручить Министерству экологии и биоресурсов Республики Казахстан выдавать Комитету лесного хозяйства ежегодно до 1997 года включительно разрешения на добычу 20 муфлонов, 20 архаров и 10 джейранов для проведения указанных исследований. Для проведения сравнительных морфологических и кариологических исследований выдать Комитету лесного хозяйства в 1995 году разрешения на добычу по одному экземпляру каратауского и джунгарского архаров и в 1996 году - разрешения на добычу по одному экземпляру тянь-шанского и алтайского архаров. [ 16_02_00 3. В целях наиболее рационального использования добываемых животных и получения валютных средств для природоохранных целей и других нужд областей, где проводятся исследования, разрешить Комитету лесного хозяйства Министерства экологии и биоресурсов Республики Казахстан привлекать для их добычи иностранных охотников, с оплатой добытых ими трофеев в безналичной иностранной валюте. [ 16_02_00 Валютные средства, получаемые за добычу диких животных на территории Республики Казахстан, после обязательной продажи валюты согласно действующему законодательству зачисляются на спецсчета, открываемые в установленном порядке организациям, подведомственным Комитету лесного хозяйства Министерства экологии и биоресурсов Республики Казахстан. Расходование указанных средств осуществляется в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами по использованию спецсредств. 4. Министерству экологии и биоресурсов Республики Казахстан установить контроль за использованием разрешений и после завершения работ информировать Кабинет Министров Республики Казахстан о результатах проведенных исследований. Первый заместитель Премьер-министра Республики Казахстан Об утверждении Перечня видов и подвидов животных, занесенных в Красную книгу Республики Казахстан, Перечня видов охотничьих животных, разрешенных к добыче в Республике Казахстан, Перечня охотничьих животных, добыча которых разрешается по лицензиям в Республике Казахстан Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 21 августа 1995 г. N 1152 В соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 21 октября 1993 г. N 2463 "О порядке введения в действие Закона Республики Казахстан "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира" Кабинет Министров Республики Казахстан постановляет: Утвердить прилагаемые: Перечень видов и подвидов животных, занесенных в Красную книгу Республики Казахстан; Перечень видов охотничьих животных, разрешенных к добыче в Республике Казахстан; Перечень охотничьих животных, добыча которых разрешается по лицензиям в Республике Казахстан. Премьер-министр Республики Казахстан Утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 21 августа 1995 г. N 1152 Перечень видов и подвидов животных, занесенных в Красную книгу Республики Казахстан<*> Сноска. Внесены изменения постановлением Пpавительства РК от 16 янваpя 1996 г. N 60. Млекопитающие Белозубка малютка Европейская норка Выухоль Перевязка Кожанок Бобринского Медоед Белобрюхий стрелоух Среднеазиатская речная выдра Широкоухий складчатогуб Гепард Азиатская широкоушка Барханный кот Ночница Иконникова Манул Сурок Мензбира Каракал Индийский дикобраз Центральноазиатская или Селевиния туркестанская рысь Пятипалый карликовый тушканчик Туранский тигр Карликовый тушканчик Гептнера Снежный барс Бледный карликовый тушканчик Казахстанский кулан Жирнохвостый карликовый Туркменский кулан тушканчик Тугайный благородный олень Гигантский слепыш Джейран Хомячок Роборовского Алтайский горный баран Желтая пеструшка Туркменский горный баран Красный волк Кызылкумский горный баран Тянь-шаньский бурый медведь Казахстанский горный баран Лесная куница Тянь-шаньский горный баран Каменная куница Каратауский горный баран Птицы Розовый пеликан Фламинго Кудрявый пеликан Лебедь-кликун Желтая цапля Малый лебедь Малая белая цапля Гусь-сухонос Колпица Краснозобая казарка Каравайка Мраморный чирок Туркестанский белый аист Черный турпан Черный аист Горбоносый турпан Белоглазая чернеть Бурый голубь Савка Скопа Алтайский улар Змееяд Стерх Орел-карлик Журавль-красавка Степной орел Серый журавль Могильник Султанка Беркут Дрофа Орлан-долгохвост Стрепет Орлан-белохвост Джек Бородач Кречетка Стервятник Серпоклюв Кумай Тонкоклювый кроншнеп Кречет Кроншнеп-малютка Балобан Азиатский бекасовидный веретенник Шахин Реликтовая чайка Сапсан Черноголовый хохотун Филин Чернобрюхий рябок Илийская саксаульная сойка Белобрюхий рябок Синяя птица Саджа Большая чечевица Пресмыкающиеся Пестрая круглоголовка Центральноазиатская ящурка Зайсанская круглоголовка Полосатый полоз Серый варан Краснополосый полоз Желтопузик Желтобрюхий полоз Глазчатая ящурка Четырехполосый полоз Земноводные Семиреченский лягушкозуб Сибирская лягушка Данатинская жаба Круглоротые, рыбы Каспийская минога Белорыбица Сырдарьинский лжелопатонос Кутум Шип (аpальская и илийская популяции)<*> Щуковидный жерех, лысач Волжская многотычинковая сельдь Аральский усач Каспийский лосось Туркестанский усач Аральский лосось Илийская маринка Таймень Чуйская остролучка Нельма Балхашский окунь (балхаш-илийская популяция)<*> Утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 21 августа 1995 г. N 1152 ПЕРЕЧЕНЬ видов охотничьих животных, разрешенных к добыче в Республике Казахстан<*> [ 16_02_00 Сноска. Внесены изменения - постановлением Пpавительства РК от 16 янваpя 1996 г. N 60. Млекопитающие Сибирский, или алтайский, крот Лось Енотовидная собака Сайгак Шакал Сибирский горный козел Волк Обыкновенная белка Корсак Тонкопалый суслик Лисица Азиатский бурундук Бурый медведь Длиннохвостый суслик Енот-полоскун Желтый суслик Соболь Рыжеватый суслик Росомаха Краснощекий суслик Солонгой Тянь- шаньский суслик Ласка Малый суслик Горностай Байбак, или степной сурок Колонок Серый, или Степной хорек алтайско- тянь-шаньский, Американская норка сурок Барсук Длиннохвостый, или красный Выдра сурок Пятнистая, или степная, кошка Обыкновенный хомяк Рысь Ондатра, или мускусная крыса Кабан Водяная полевка, или водя ная крыса Кабарга Благородный олень Алтайский цокор Сибирская косуля Заяц-толай, или песчаник Речной бобp<*> Заяц русак Каспийский тюлень<*> Заяц-беляк Птицы Краснозобая гагара Большой баклан Чернозобая гагара Большая выпь Малая поганка Кваква Черношейная поганка Большая белая цапля Красношейная поганка Серая цапля Серощекая поганка Рыжая цапля Большая поганка Черная казарка Серый гусь Тулес Белолобый гусь Бурокрылая ржанка Пискулька Золотистая ржанка Гуменник Галстучник Огарь Малый зуек Пеганка Монгольский зуек Кряква Каспийский зуек Чирок-свистунок Восточный зуек Клоктун Морской зуек Серая утка Хрустан Свиязь Чибис Шилохвость Камнешарка Чирок-трескунок Кулик-сорока Широконоска Черныш Красноносый нырок Фифи Красноголовая чернеть Большой улит Травник Хохлатная чернеть Щеголь Морская чернеть Поручейник Морянка Перевозчик Обыкновенный гоголь Мородунка Гага-гребенушка Плосконосый плавунчик Синьга Круглоносый плавунчик Луток Турухтан Длинноносый крохаль Кулик-воробей Белая куропатка Песочник- красношейка Тундряная куропатка Длиннопалый песочник Тетерев Белохвостый песочник Глухарь Краснозобик Рябчик Чернозобик Гималайский улар Острохвостый песочник Кеклик Песчанка Пустынная куропатка Грязовик Серая куропатка Гаршнеп Бородатая куропатка Бекас Перепел Лесной дупель Фазан Азиатский бекас Пастушок Горный дупель Погоныш Дупель Малый погоныш Вальдшнеп Погоныш-крошка Большой кроншнеп Коростель Средний кроншнеп Камышница Большой веретенник Лысуха Малый веретенник Степная тиркушка Луговая тиркушка Вяхирь Кольчатая горлица Клинтух Обыкновенная горлица Сизый голубь Большая горлица Скалистый голубь Малая горлица Большой кpохаль<*> Майна<*> Сквоpец<*> Розовый сквоpец<*> Утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 21 августа 1995 г. N 1152 ПЕРЕЧЕНЬ охотничьих животных, добыча которых разрешается по лицензиям в Республике Казахстан<*> [ 16_02_00 Сноска. Внесены изменения постановлением Пpавительства РК от 16 янваpя 1996 г. N 60. Млекопитающие Лось Кабан Марал Соболь Асканийский олень Ондатра Косуля Сурки (кроме Мензбира) Сайгак Выдра (кроме среднеазиатской) Сибирский горный козел Медведь (кроме тянь-шаньского) Речной бобp<*> Птицы Глухарь Фазан Об утверждении лимитов добычи охотничьих животных в Республике Казахстан на сезон охоты в 1996 году Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 августа 1996 г. N 1018 В соответствии со статьей 13 Закона Республики Казахстан от 21 октября 1993 г. N 2463 "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира" (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1993 г., N 18, ст. 439), в целях рационального использования ресурсов животного мира и упорядочения организации охоты на диких животных в республике Правительство Республики Казахстан постановляет: Утвердить лимиты добычи лицензионных видов охотничьих животных в Республике Казахстан на 1996 год согласно приложениям 1 и 2. Заместитель Премьер-Министра Республики Казахстан Приложение 1 к постановлению Правительства Республики Казахстан от 16 августа 1996 г. N 1018 Численность и лимит на отстрел лицензионных видов охотничьих копытных животных и медведя на сезон охоты 1996 года ----------------------------------------------------------------------------- ------------------- Наименование ! Лось !Благородный! Кабан ! Косуля ! !олень (в т. ! ! ! !ч. марал) ! ! ----------------------------------------------------------------------------- ------------------- !числ.!лимит!числ.!лимит!числ.!лимит!числ!лимит Акмолинская 113 11 - - - - 107 10 Актюбинская 48 - - - 850 170 196 21 Атырауская - - - - 162 16 - - Алматинская - - 594 31 1223 110 1084 63 Восточно-Казахстанская 1000 10 1200 120 300 30 7500 750 Жамбылская - - - - 473 87 689 94 Жезказганская - - - - 280 28 - - Западно-Казахстанская 173 17 - - 1027 180 - - Карагандинская - - - - 450 25 180 10 Кзыл-Ординская - - - - 386 30 - - Кокшетауская 326 24 910 91 205 20 2706 200 Кустанайская 339 32 - - 249 11 3719 119 Павлодарская 265 6 - - - - 1174 56 Мангистауская - - - - 200 30 - - Северо-Казахстанская 106 8 105 10 114 13 3993 368 Семипалатинская 370 34 105 6 450 50 1600 162 Талдыкорганская - - 2420 84 970 96 1296 129 Тургайская - - - - 658 50 - - Южно-Казахстанская - - - - 530 53 - - ИТОГО 2740 142 5334 342 8527 999 24244 1982 _________________________________________________________________ Наименование ! Сибирский ! Кабырга ! Медведь ! горный ! ! ! козел ! ! ----------------------------------------------------------------------------- ---------------------- !числ. !лимит !числ. !лимит !числ. ! лимит____ Алматинская - - - - - - Актюбинская - - - - - - Атырауская - - - - - - Алматинская 2677 141 - - - - Восточно-Казахстанская 700 56 400 20 800 56 Жамбылская 749 74 - - - - Жезказганская - - - - - - Западно-Казахстанская - - - - - - Карагандинская - - - - - - Кзыл-Ординская - - - - - - Кокшетауская - - - - - - Кустанайская - - - - - - Павлодарская - - - - - - Мангистауская - - - - - - Северо-Казахстанская - - - - - - Семипалатинская - - - - - - Талдыкорганская 6814 448 - - - - Тургайская - - - - - - Южно-Казахстанская 400 40 - - - - ИТОГО 11340 759 400 20 800 56 Приложение 2 к постановлению Правительства Республики Казахстан от 16 августа 1996 г. N 1018 Численность и лимит добычи сурка в 1996 году ----------------------------------------------------------------------------- -------------- Область !Численность, тыс! Лимит добычи, тыс. ! голов ! голов ----------------------------------------------------------------------------- --------------- Акмолинская 912,4 Промысла не будет Актюбинская 7,5-8,0 То же Атырауская 50,5 5,0 Восточно-Казахстанская 70,3 6,0 Жамбылская 8,5 Промысла не будет Жезказганская 2,5 0,4 Западно-Казахстанская 2,0 Промысла не будет Карагандинская 369,2 25,0 Кокшетауская Данные не Промысла не будет представлены Кустанайская 66,3 0,8 Павлодарская 72,6 Промысла не будет Северо-Казахстанская 16,8 1,0 Семипалатинская 40,1 1,0 Талдыкорганская 3,3 Промысла не будет Тургайская 133,7 То же Всего 1756,2 39,2 Об утверждении лимита добычи сайгаков в Республике Казахстан в 1996 году Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 октября 1996 г. N 1243 В соответствии со статьями 13 и 20 Закона Республики Казахстан "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира" (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1993 г., N 18, ст. 439), в целях рационального использования ресурсов животного мира и упорядочения организации охоты на сайгаков в республике Правительство Республики Казахстан постановляет: 1. Утвердить лимит добычи сайгаков на 1996 год в количестве 60 тыс. голов. 2. Комитету лесного хозяйства по согласованию с Министерством экологии и биоресурсов Республики Казахстан на основе научных рекомендаций распределить лимит добычи сайгаков по их популяциям, обеспечить выдачу разрешений на право добычи сайгаков и осуществление контроля за ведением промысла, охраной и воспроизводством этих животных. 3. Министерству экологии и биоресурсов Республики Казахстан установить государственный контроль за использованием, состоянием охраны и воспроизводства животного мира. Заместитель Премьер-Министра Республики Казахстан Об утверждении лимитов добычи охотничьих животных в Республике Казахстан на сезон охоты 1996 года Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 окятбря 1996 года № 1317 В соответствии со статьей 13 Закона Республики Казахстан от 21 октября 1993 года 933300 "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира" ( Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1993г., № 18, ст. 439), в целях рационального использования ресурсов животного мира и упорядочения организации охоты на диких животных республике Правительство Республики Казахстан. Утвердить лимиты добычи охотничьих животных в Республике Казахстан на 1996 год согласно приложения 1 и 2. Первый заместитель Премьер - Министра Республики Казахстан Приложение 1 к постановление Правительства Республики Казахстан от 30 октября 1996 года № 1317 Л И М И Т Ы на отстрел лицензионных охотничьих видов пушных зверей Республики Казахстан на сезон охоты 1996 года
Акмолинская 2400 Актюбинская Промысла нет Атырауская 5000 Алматинская 11000 Восточно-Казахстанская 1500 630 100 Жамбылская 4900 Жезказганская Промысла нет Западно-Казахстанская Промысла нет 265 Карагандинская 2100 Кзыл-Ординская Промысла нет Кокшетауская 1565 Кустанайская 3750 Павлодарская Промысла нет Мангистауская - Северо-Казахстанская 5045 Семипалатинская 2700 Талдыкорганская 18740 Тургайская 2100 Южно-Казахстанская 2795 ИТОГО 63595 265 620 100 Приложение 2 к постановлению Правительства Республики Казахстан от 30 октября 1996 года № 1317 Л И М И Т Ы на отстрел лицензионных охотничьих видов птиц в Республике Казахстан на сезон охоты 1996 года
Алматинская 3500 Восточно-Казахстанская 274 Жамбылская 8000 Кокшетауская 6 Талдыкорганская 8116 Южно-Казахстанская 1000 Всего 280 20616 Об утверждении лимитов добычи охотничьих животных в Республике Казахстан на сезон охоты 1997 года Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 июля 1997 года № 1101 В соответствии со статьей 13 Закона Республики Казахстан от 21 октября 1993 года 933300 "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира" ( Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1993г., № 18, ст. 439), в целях рационального использования ресурсов животного мира и упорядочения организации охоты на диких животных республике Правительство Республики Казахстан. Утвердить лимиты добычи охотничьих животных в Республике Казахстан на 1997 год согласно приложения 1 и 2. Первый заместитель Премьер-Министра Республики Казахстан Приложение 1 к постановлению Правительства Республики Казахстан от 11 июля 1997 г. № 1101 Численность и лимит добычи охотничьих видов копытных животных и медведя на сезон охоты 1997 года (голов)
Акмолинская 280 25 386 30 Актюбинская 119 15 468 70 Алматинская 3299 108 4855 120 3784 210 Атырауская 226 23 Восточно-Казах. 1200 120 8640 858 880 87 Жамбылская 759 84 494 62 Западно-Казах. 223 13 304 30 1699 192 Карагандинская 180 10 730 167 Кызылординская 592 30 Костанайская 284 19 3190 120 912 66 Мангистауская 300 30 Павлодарская 230 10 1320 65 Северо-Казах. 418 38 998 99 6589 474 273 27 Южно-Казах. 253 35 971 184 Итого: 1435 105 5497 327 26595 1841 11329 1048 продолжение таблицы
Акмолинская Актюбинская Алматинская 11573 654 Атырауская Восточно-Казах. 700 56 300 15 1070 66 Жамбылская 775 55 Западно-Казах. Карагандинская Кызылординская Костанайская Мангистауская Павлодарская Северо-Казах. Южно-Казах. 917 128 Итого: 13965 893 300 15 1070 66 Примечание: Изъятие самцов диких копытных животных не должно превышать 40% от утвержденного лимита ( за исключением лимита отстрела марала по Алматинской области) Сноска. В примечании внесены изменения - постановлением Правительства РК от 7 октября 1997 года № 1420 Приложение 2 к постановлению Правительства Республики Казахстан от 11 июля 1997 г. № 1101 Численность и лимит добычи сурка на сезон охоты 1997 года ( тыс. голов)
Акмолинская 729,1 26,4 Актюбинская 26,5 1,4 Алматинская 56,0 5,2 Восточно-Казахстанская 110,1 9,3 Карагандинская 371,5 25,4 Костанайская 119,9 1,3 Павлодарская 72,6 0,3 Северо-Казахстанская 43,3 3,0 Итого: 1529,0 72,3 Об утверждении лимитов добычи сайгака, пушных зверей и пернатой дичи в Республике Казахстан на сезон охоты 1997 года П О С Т А Н О В Л Е Н И Е Правительства Республики Казахстан от 24 октября 1997 года № 1454 В соответствии со статьей 13 Закона Республики Казахстан от 21 октября 1993 года 933300 "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира" ( Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1993г., № 18, ст. 439), Правительство Республики Казахстан п о с т а н о в л я е т: Утвердить лимиты добычи сайгака, пушных зверей и пернатой дичи в Республике Казахстан на сезон охоты 1997 года согласно приложениям 1, 2 и 3. Премьер-Министр Республики Казахстан. Приложение 1 к постановлению Правительства Республики Казахстан от 24 октября 1997 года № 1454 Численность и лимит добычи сайгака на сезон охоты 1997 года ( особей)
Бетпакдалинская 248000 20000 Уральская 250000 20000 Устюртская 252000 10000 Итого: 750000 50000 Приложение 2 к постановлению Правительства Республики Казахстан от 24 октября 1996 года № 1454 Численность и лимит добычи пушных зверей на сезон охоты 1997 года
Алматинская 30620 13300 Акмолинская 10580 1000 Атырауская 41000 8000 Восточно-Казах. 19180 500 2100 480 Жамбылская 18820 6050 Западно-Казах. 120 1200 120 Карагандинская 9800 2550 Костанайская 15950 2400 Павлодарская 4550 Северо-Казах. 25680 8230 Южно-Казах. 1300 650 Итого: 177600 42770 1200 120 2100 480 Приложение 3 к постановлению Правительства Республики Казахстан от 24 октября 1997 года № 1454 Численность и лимит добычи пернатой дичи на сезон охоты 1997 года (особей)
Алматинская 49180 6470 Восточно-Казахстанская 2600 520 Жамбылская 25540 6385 Кызылординская 13860 2200 Северо-Казахстанкая 885 27 Южно-Казахстанская 19520 950 Итого: 3485 547 108100 16005 & 2. Договорная форма природопользования В условиях административного методы регулирования природопользования лицензия как акт распорядительного органа власти является единственным документом регулирующим взаимоотношение сторон, а договор служил средством уточнения прав, обязанностей, сроков и т.д. По мере дальнейшей экономизации охраны окружающей природной среды договор принимает более самостоятельную форму. Наибольшее развитие получает тип договора - аренды. Наиболее характерна в земельных отношениях. Недра, вода, леса, животный мир остается государственной собственностью - многоуровневый, т.е. собственность республики, областей, краев и т.д. Вслед за арендой в области лесопользования, водопользования, рыбного и охотничьего хозяйства возможны и другие виды договоров. Так закон о недрах говорит о конценссиях, закон об охране окружающей среды предусматривает - договор о комплексном природопользовании. Но несмотря ни на что основанием возникновения экологического природоресурсового отношения будет считаться лицензия, а договор - средством ее конкретизации и выполнения. Предметом аренды являются использование земельных, водных, недренных, лесных, рекрационных и иных ресурсов. По договору аренды одна стороны - арендодатель обязуется передать другой стороне - арендатору для целевого использования определенные виды природных ресурсов. На установленный договором срок, а арендатор обязуется вносить обусловленную договоров арендную плату и соблюдать правила рационального использования природных ресурсов. В качестве арендодателя выступает владелец природных ресурсов. Таковыми может быть: республика, край, область, город, район и т.д. Арендатором может быть любое правоспособное юридическое и физическое лицо. Цель договора аренды ресурсов не может ограничиться только хозяйственной эксплуатацией, а может преследовать но и экологические, лечебно-оздоровительные и иные цели. Содержание арендных отношений является права и обязанности сторон и прежде всего арендатора, которые в общем можно свести к следующему: а) целевое использование ресурса б) рациональное использование ресурса в) выполнение обусловленных договором мероприятий по охране и воспроизводству ресурса, пресечению его истощения и разрушения г) соблюдение экологических требования д) уважение прав и интересов соседних природопользователей е) возмещение причинных убытков ж) своевременная плата за пользование рерсусом. Для заключения арендных отношений нужно соблюсти следующие условия: 1. подача заявки заинтересованной организации с указанием цели аренды ресурсов. 2. изучение возможностей использования природных ресурсов для обозначенных целей. 3. изучение способностей заявителя для реализации данной цели на условиях договора. 4. проведение конкурса или аукциона 5. оформление заявки по результатам конкурса или аукциона и заключения договора. В практике арендных отношений в области природопользования нет единого срока заключения договора. Все зависит от цели договора и свойств природного ресурса. Земельная аренда имеет долгосрочный характер с переходом в собственность. Лесная и водная аренды имеют меньшие сроки , охотничьи угодья заключаются на 205 лет. Арендодатель вправе досрочно расторгнуть договор аренды при невыполнении арендатором его условий. Наряду с субъективными основаниями расторжения договора на практике применяются и объективные условия - изъятие природного ресурса по постановлению государственного органа в результате ликвидации юридического лица, заключившего договора. Арендатор несет имущественную ответственность за неисполнение договора. Практика арендных отношений в области природопользования только, что начинается и не везде еще имеет прочную нормативно-правовую основу. Стремление войти в рынок природных ресурсов без ущерба для состояния окружающей среды породило - целую серию новаций в сфере природопользования. Пока эти новации в сфере природопользования не идут дальше деклараций, не имеют практического применения, но претендуют в качестве рыночных элементов экологических структур. Длительное время муссируется идея об экологическом маркетинге. Суть ее в том, чтобы меры по охране окружающей среды сделалась объектом прибыли или наоборот прибыль получаемая от использования природных ресурсов обеспечивала охрану и воспроизводство природных ресурсов. Дебатируется вопрос о развитии рынка экологических услуг на базе договорных связей с привлечением частного капитала и с расширением частно - предпринимательской деятельности. Для рассмотрения экологических заслуг в качестве предмета договорных связей необходимо прежде всего найти точное определение понятия " экологической услуги". Если понимать экологические услуги в качестве широкого спектра деятельности в помощь государству предпринимательским сектором экономики, что сфера договорных отношений довольно широка и многообразна. В то же время она подается унификации на основе единого типового договора на оказание экологической услуги. Сторонами в данном договоре являются как административные органы, Министерства экологии и природных ресурсов, выступающих в роли оптового или индивидуального заказчика так и обычные природопользователи и предприятия - исполнители экологических услуг, действующие в качестве подрядчиков, Причем подрядчиком может выступать и отдельное лицо, обязующееся по договору выполнить конкретную услугу. Если смысл подумать о целесообразности подготовки типового договора на экологическую услугу, где наряду с общими нормами подрядного договора, предусматриваются гражданским кодексом, отразить специальные черты, характерные для экологической деятельности в период врастания в рынок. Под комплексным природопользованием понимается использование одного или нескольких природных ресурсов одновременно с учетом охраны окружающей природной среды и соблюдением требований рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Необходимость оформления комплексного природопользования договорными обязательствами обусловлено тем, что практически всегда использование одного или одних ресурсов неизбежно затрагивает интересы охраны ее рационального пользования других ресурсов. Пример: Лицензия на разработку недр с целью добычи полезных ископаемых не регулирует вопросов охраны земель, вод, лесов, чьи интересы неизбежно затрагиваются при развертывании добычи полезных ископаемых. Этот пробел устраняется заключением и исполнением договора. Его заключению предшествует решение вопросов связанных с пользованием конкретными ресурсами, завершающееся получением лицензии. На основе лицензии природопользователь ставит перед органами охраны окружающей природной среды вопрос о заключении договора. Комитет по экологии города, района и т.д. изучает все документы о намерениях и назначает экологическую экспертизу. Цель экспертизы - провести оценку воздействия использования природного ресурса на состояние других ресурсов и окружающую среду в целом. Лицензия и положительное заключение экологической экспертизы - два документа требующиеся по закону "Об охране окружающей среды" для заключения означенного договора о комплексном природопользовании. Договор заключается исполнительной властью города, района и т.д. Договор возлагает на природопользователя обязанность рационального использования воспроизводства природного ресурса и соблюдения требований охраны окружающей среды и норм экологической безопасности. За невыполнение этих условий договора или нарушение их природопользователь несет ответственность и обязан возместить причиненный вред. Договор на комплексное природопользование - новый договорных связей. Он нуждается в тщательной теоретической обработке и практической апробации. Во-первых нужно разработать типовую форму во-вторых решить вопрос о наличии связи с данным договором других договорных отношений по одному и тому же предмету. Иначе говоря может ли существовать договор аренды на использование природного ресурса при наличии договора о комплексном природопользовании, в котором повторится ряд вопросов, прав и обязанностей, вводить дополнительный вид лицензии. Это все приведет к излишним бумагам и ненужным документам, которые не способствуют улучшению природопользованию, а лишь к бюрократизму. З А К Л Ю Ч Е Н И Е Подводя итоги проделанной исследовательской работы по теме "Концепция экологической безопасности и право природопользования в Республики Казахстан" хочется отметить, что данная проблема требует своей дальнейшем разработки. В этом аспекте государством предпринята определенные мероприятия по совершенствованию экологических отношений, но тем не менее приходится констатировать, что состояния современного экологического законодательства на сегодняшний день громоздко и зачастую противоречиво, что создает определенные предпосылки для его нарушения и нередко полного неисполнения. Поэтому основной проблемой законодательных органов является систематизация экологического законодательства и приоритетом ее кодификации. В условиях перехода к рыночным отношениям, в сфере экологического предпринимательства возможны ее конструктивные преобразования. В частности в виде проведения политики платности природопользования, когда бы поступившие средства составляя экологический фонд определенных регионов, были бы направлены на мероприятия по улучшению экологической обстановки нашей страны. К тому же, необходимо предпринимать меры по ужесточению контроля в системе право природопользования и наделить контролирующие, компетентные органы дополнительными полномочиями по ликвидации случаев правонарушений связанных с нанесением вреда и ущерба окружающей природной среды, что приводит к дезбалансам экологических связей и экологических систем. Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я I. Нормативные материалы 1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года. 2. Закон Республики Казахстан "Об охране окружающей среды" от 15 июля 1997 года. 3. Закон Республики Казахстан "Об особо охраняемых природных территориях" от 15 июля 1997 года. 4. Закон Республики Казахстан "Об экологической экспертизе" от 18 марта 1997 года. 5. Концепция экологической безопасности Республики Казахстан от 30 марта 1996 года. 6. Лесной кодекс РК от 23 марта 1993 года. 7. Водный кодекс РК от 31 марта 1993 года. 8. Закон Республики Казахстан "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира" 1993г. 9. Указ "О земле" от 22 декабря 1995 года. 10. Указ "О недрах и недропользовании" от 27 января 1996 года. 11. Закон Республики Казахстан "Об охране атмосферного воздуха" 1992 года. 12. Кодекс об административных правонарушениях РК 13. Гражданский кодекс Республики Казахстан. 14. Постановление Кабинета Министров РК от 26 марта 1992 года № 281 "О дополнительный мерах по охране животного мира" 15. Постановление Кабинета Министров от 39 сентября 1993 года № 976 "Об упорядочении платы за отстрел животных иностранными гражданами в РК". 16. Постановление Кабинета Министров от 28 марта 1995 года № 348 "О проведении научно-исследовательских работ по изучению возможности ограниченного изъятия животных занесенных в Красную Книгу. 17. Постановление Кабинета Министров от 21 августа 1995 года № 1152. 18. Постановление Кабинета Министров от 16 августа 1996 года № 1018 "Об утверждении лимитов добычи охотничьих животных в РК на сезон охоты 1996 г." II. Список использованной литературы: 1. Природно-ресурсовое право и правовая охране ОПС. М.1988г. 2. Петров В.В. Экологическое право России. 3. Байсалов С.Б. 250 вопросов и ответов по охране природы. Алма-Ата, 1987г. 4. Байсалов С.Б. Природа и закон. Алма-Ата 1996г. 5. Ерманов В.Д, Сухарев А.Я. "Экологическое право России" М. 1996г. 6. Ерофеев Б.В. Экологическое право РК, Алматы, 1995г. 7. Стамкулов А.С. Экологическое право РК. Алматы. 1995г. 8. Байдельдинов Д.Л. Экологическое законодательство РК Алматы. 1995. 9. Сагыбаев Г. Основы экологии. Алматы. 1995г. 10. Бринчук М.М. Правовая охрана окружающей среды от загрязнения токсичными веществами М. 1990г. 11. Реймерс Н.Ф. Природопользование. М. 1990г. 12. Фурсов В.И. Ерголиев Т. Общая экология. Алматы. 1996г. 13. Экологические очерки. Москва 1988г. 14. Экологический курьер № 14, 15, 16 15. "Государство и право" № 4 1997г. 1 Конституция РК от 30 августа 1995 Жетi жар№ы 1995. Ст. 6 ч.3. Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|