|
|
|
|
Контрольная: Экологический контроль
Контрольная: Экологический контроль
Институт бизнеса, права и информационных технологий
Контрольная работа По дисциплине: Экологическое право На
тему: «Экологический контроль» Научный
руководитель:________________________
Студентки 1 курса
Юридического факультета
Заочного отделения
Бобковой Л.В.
Шифр зачетки:___________________
Оценка__________________________
Подпись науч.руководителя_______
План :
1. введение
2. государственный экологический контроль
3. общественный экологический контроль
4. заключение.
Введение
В соответствии с действующим законодательством основными задачами
экологического контроля являются :
- наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее
изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;
- проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы,
рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей
природной среды, соблюдение требований природоохранительного
законодательства, а так же принятие необходимых мер по и обеспечению.
Таким образом, экологический контроль состоит из двух
тесно связанных этапов.
Первый – сбор и обработка необходимых исходных данных. В законе
отмечается, что негативные изменения могут быть названы не только хозяйственной
деятельностью. Нерациональное использование природных ландшафтов для
организации отдыха и санаторно-курортного лечения может нанести серьезный ущерб
окружающей природной среде. Казалось бы, сами природопользователи в этом случае
должны, в первую очередь проявлять заботу о сохранении декоративных качеств
зеленых насаждений, чистоте водоемов. Однако имеется много примеров, когда
основные средства вкладываются в строительство капитальных сооружений. Экономия
средств на формирование ландшафта, устойчивого к рекреационным нагрузкам,
приводит к тому, что утрачивается главное условие полноценного загородного
отдыха – качество природной среды.
Цель второго этапа – осуществление мероприятий по предупреждению и
устранению экологических правонарушений на основе информации, полученной в
процессе наблюдений.
Для решения задач второго этапа сложились определенные формы и методы
экологического контроля. Формы две – предупредительная и карательная.
Соответственно применяются различные методы осуществления контроля.
Предупредительная форма экологического контроля включает в себя
разработку и введение, и действие нормативов качества окружающей природной среды
и рационального использования природных ресурсов.
Карательная форма экологического контроля применяется в тех
случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиться только
предупреждением. Она выражается в различных видах юридической ответственности.
Глава 1 государственный экологический контроль
Законом установлен круг полномочий должностных лиц и органов государственного
экологического контроля. К ним относиться право :
- посещать предприятия, учреждения и организации не зависимо от форм
собственности и подчинения, и знакомиться с документами, необходимыми для
исполнения служебных обязанностей;
- проверять работу очистных сооружений и установок, а так же
установленных природоохранных требований и нормативов;
- устанавливать нормативы и давать разрешения на сборы и выбросы
вредных веществ;
- назначать государственную экологическую экспертизу;
- требовать устранения выявленных недостатков, привлекать виновных
лиц к административной ответственности, направлять материалы л привлечении их
к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять
иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей
среде и здоровью граждан;
- принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении
функционирования любых предприятий и объектов, а так же видов деятельности, в
случае нарушения экологических требований.
Для решения круга задач, установленных действующим законодательством в рамках
экологического контроля, потребовалось объединение условий ряда
государственных органов на разных уровнях представительной и исполнительной
власти, а так же органов местного самоуправления.
В зависимости от места и назначения этих органов в системе государственного
управления их функции в части осуществления экологического контроля могут
быть либо общей компетенцией, либо специализированного, отраслевого
характера.
Обще – экологический контроль относиться к компетенции высших
звеньев государственной системы управления, которые наряду с другими функциями,
осуществляют функции государственного управления и контроля в области охраны
окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. На
федеральном уровне – это контрольное управление в администрации Президент РФ и
Правительство РФ, на региональном уровне – соответствующие органы
представительной и исполнительной власти субъектов РФ.
Действующим законодательством федеральным органом власти предоставлено право
не только, осуществлять государственный контроль за рациональным
использованием и охраной природных ресурсов, но и устанавливать порядок его
проведения. К компетенции субъектов РФ отнесено осуществление
государственного экологического контроля. Такие правовые положения
предусмотрены Основами Лесного законодательства РФ, Законом РФ « О недрах » и
др. В водном кодексе РФ эти положения более детализированы, хотя
основополагающие принципы распределения функций остались без изменения.
Полномочия федеральных органов представительной власти ограничены
установлением порядка организаций и проведения государственного контроля за
использованием и охраной водных объектов, а федеральным органом
исполнительной власти поручено его осуществление.
Специализированный экологический контроль выполняется
федеральными министерствами и ведомствами, а так же соответствующими
негосударственными структурами субъектов Российской Федерации.
По всем видам природных ресурсов в целом организация и осуществление
государственного контроля возложена Правительством РФ на Госкомэкологии
России. По характеру специализации государственные контролирующие органы
подразделяются на отраслевые и функциональные. Госэпиднадзор является
отраслевым контролирующим органом. К числу функциональных органов
государственного экологического контроля относятся МВД России и др.
Специфика отраслевых государственных органов заключается в том, что в сфере
их компетенции относиться один вид природных ресурсов. Роскомзем следит за
охраной и рациональным использованием земель, Роскомвод – водных ресурсов,
Рослесхоз – лесов и т.д.. В некоторых случаях сферу интересов отдельных
ведомств попадает еще один вид природных ресурсов. Так, Роскомрыболовство
имеет значение состояние водных объектов, но только с узкоотраслевых позиций
воспроизводство и продуктивности рыбных запасов. Роскомнедра , помимо
контроля за рациональным использованием полезных ископаемых, осуществлял
контроль за выполнением экологических требований в отношении подземных вод.
Несмотря на имеющиеся различия, общим правовым положением для всех
государственных органов экологического контроля является его надведомственный
характер, позволяющий контролировать в пределах своей юрисдикции деятельность
всех предприятий, организаций, учреждений и отдельных граждан.
В соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, в первую
очередь составляется протокол об экологическом правонарушении. Следующим
шагом является предписание об устранении экологического правонарушения,
которая подготавливается на основании ст. 70 Закона РСФСР « Об охране
окружающей природной среды » и является обязательным для исполнения в
установленные сроки. Та же статья, а так же ст. 261 Кодекса РСФСР об
административных правонарушениях служит основанием для вынесения
постановления о наложении штрафа.
К мерам государственного экологического контроля относиться и постановление о
возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде юридическими лицами
и гражданами, а так же предписание об ограничении ( приостановлении ) или
прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности.
Должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических
преступлений, несут уголовную ответственность. Представление о привлечении
физических лиц к уголовной ответственности направляются в следственные органы
инспекторами по охране природы, охране рыбных ресурсов и др.
Глава 2 общественный экологический контроль
В Росси имеются так же профессиональные союзы, которые в соответствии с
Законом РСФСР « об охране окружающей природной среды », наряду с другими
общественными объединениями могут осуществлять экологический контроль, в
настоящее время в большей степени заинтересованы в укреплении финансового
положения предприятий. Но как только экономическая обстановка
стабилизируется, общественные объединения и организации активизируют свою
работу по контролю за исполнением хозяйствующими субъектами
природоохранительного законодательства. Определенная работа в этом
направлении проводиться уже в настоящее время Федерацией независимых
профсоюзов России ( ФНПР ), в аппарате ФНПР имеется отдел по проблемам труда
экологии, которым подготовлены методические материалы по осуществлению
общественного экологического контроля. По инициативе ФНПР создана
информационно – инновационная общественная экологическая ассоциация «
Партнеры за устойчивое развитие », к числу основных задач которой относиться
координация мероприятий по сотрудничеству общественных организаций и
объединений между собой, а так же государственными структурами в части
реализации проектов и программ, обеспечивающих экологически устойчивое
развитие народного хозяйства РФ.
В целях расширения, укрепления и развития правовой базы общественного
контроля проводились слушания, например, по обслуживанию общероссийского «
Положения об оценке воздействия на окружающую среду », разрабатывается проект
« Положения об общественном экологическом контроле », при подготовки которого
учитываются предложения и замечания различных общественных организаций и
отдельных граждан.
Хотя по возможностям получения информации и применения мер воздействия на
нарушителей природоохранительного законодательства общественный экологический
контроль уступает государственному, но вместе с тем он обладает и серьезным
преимуществом – реальной независимостью от государственных структур и
ведомственных интересов. И вследствие этого общественный контроль в большей
степени отражает экологические интересы населения.
Заключение
В процессе проведения экологического контроля должностными лицами специально-
уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды
принимаются различные меры правового регулирования по предупреждению,
выявлению нарушений природоохранительного законодательства и привлечению
виновных к ответственности.
Список использованной литературы:
1. Конституция РФ
2. Ермаков в.д. Сухарев А.Я. экологическое право России М.: 1997 год
3. Гражданский кодекс РФ ( комментированный )
4. Уголовный кодекс РФ ( комментированный )
5. Закон РФ « об экологии »
Содержание
1. План.........................2
2. Введение......................3
3. глава 1 государственный экологический контроль.......5
4. глава 2 общественный экологический контроль......8
5. заключение......................10
6. список использованной литературы...........11
10 августа 2002 год _______________Бобкова Л. В.
подпись
|
|
|
|
|