РУБРИКИ

Диплом: Особенности зрительного восприятия урбанизированных пространств и национальных архитектурных ансамблей

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Особенности зрительного восприятия урбанизированных пространств и национальных архитектурных ансамблей

грамотно организованная искусственная среда должна приближаться к

естественной.

1.4. Формирование комфортной визуальной среды в городе.

Красивый город, хорошо воспринимаемый жителями и положительно влияющий на них

– это гармоничный город, находящийся в гармонии с природой и основанный на

знании и учете законов природы.

Красота – это гармония достигнутая сочетанием разнообразных деталей.

Интересно, что гармоничное сочетание искусственных сооружений и природы

невозможно, если используются геометризованные формы строго функциональной

архитектуры. Строго упорядоченное городское пространство не гармонирует с

немодулируемым пространством природных ландшафтов.

Финский архитектор-экологист Р.Пиетиля воспринимал архитектуру как

продолжение естественного ландшафта и таким образом ему удавалось "вписать"

здание в ландшафт.

Ю.И. Курбатов отмечает особенности "органической" архитектуры: она следует

природным формам как образцам.

Основное условие гармонии зданий с ландшафтом – сохранение и развитие

пластических свойств участка – пластической целостности и своеобразия его

рельефа и зеленых форм.

А.Н.Тетиор предложил 5 условий гармоничной связи архитектурных форм с

ландшафтом:

1) сохранение природных "емкостей" – можно ввести в ландшафт столько

новых архитектурных объемов, сколько допустимо с точки зрения сохранения

размеров и конфигурации пространства.

2) Сохранение масштаба визуальной пространственной единицы ландшафта:

учет соотношения масштабной росту человека высоты зданий и высоты зрительных

барьеров.

3) Сохранение замкнутости визуальной единицы ландшафта.

4) Сохранение естественной конфигурации зрительных объектов.

5) Сохранение зрительных фокусов (точек, обладающих особым интересом для

обзора).

Эти условия соответствуют высказыванию известного архитектора П. Аберкраиби:

"здание может быть и красивым, но если его не приемлет окружение – лучше его

не строить." Он считал, что главное в архитектуре – гармоничное соответствие

всего построенного пейзажу.

1.4.1. Природоподобие архитектурных форм – способ формирования комфортной

среды города.

Типы архитектурных форм гармоничного, красивого города должны быть

"очаровательно разнообразны" и гармонично сочетаться с ландшафтами. Возможно,

природоподобие форм зданий является одним из наиболее простых способов

достижения гармонии с ландшафтом. Подобие форм зданий и окружающих холмов,

деревьев и т.д. не только позволяет зданиям органично сливаться с ландшафтом,

но и дает возможность получить неожиданные архитектурно выразительные фасады:

например, здание оперы в Сиднее (см. приложение), или построенный недавно

храм в Индии в форме цветка лотоса и т.д.

1.4.2 Колористика города.

Цвет является одним из мощных факторов, формирующих комфортную визуальную

среду. За счет использования широкой цветовой гаммы можно обогатить

визуальную среду и насытить её зрительными элементами. Общая идея колористики

заключается в том, что информационная макросреда участвует в формировании

регионального (национального) характера; структура характера человека

диагносцируется по предпочтению и служит основанием для цветотерапии;

цветотерапевтическое воздействие оказывает микросреда, влияя на деятельность

и производительность труда; в свою очередь, деятельность вырабатывает язык

цветов и цветовые каноны искусства. Цветоэкология, как составная часть

информационной экологии, обеспечивает взаимосвязь и гармонию естественной и

искусственной макросреды, а также макросреды с микросредой, чтобы цвет служил

всем людям и каждому человеку, обеспечивая необходимое информационное

питание, комфорт и красоту. Чтобы интересно, полезно и приятно было смотреть

вокруг.чтобы ничего не кричало, не отвлекало, не навязывало себя, не

пряталось, не вызывало отрицательных эмоций. Таким образом,ставится задача

регулирования цветового равновесия между природой и обществом, чтобы не

причинять вреда и первой и второму.

В последнее время в колористике усилился социально-психологический аспект

цветовосприятия, выражаемый в языке цветов. В нашей многонациональной стране,

обладающей широчайшим диапазоном географических условий, осознание

региональной специфики и внедрение методов ее учета в архитектурное

пректирование особенно необходимо. В таком подходе к обоснованию цветовой

стратегии остро нуждается градостроительство в экстремальных климатических

условиях – на крайнем Севере, в Сибири и Средней Азии.

В ряду региональных факторов можно выделить две основные их группы –

природные и социально-культурные. Для колористики наиболее существенными

характеристиками природных условий являются: световой климат, состояние

атмосферы, температуро-влажностный режим, многоцветие природного окружения,а

также естественные строительные материалы. Под социально-культурными

предпосылками подразумеваются: социально-экономические особенности местного

населения, традиции и современные тенденции цветовой культуры региона.

Например, скупые краски монгольского пейзажа заставляют жителей этой страны

создавать свой искусственный цветовой мир: замысловатый ,полный глубокого

смысла орнамент и яркие цвета в архитектуре храмов. Северные народы, живущие

в богатой гамме серо-голубых тонов хроматизируют ее.

Каждая культура имеет свою систему цветовых символов, свой язык цвета, по-

своему выражающий содержание произведений архитектуры и других искусств.

Символический характер носила полихромия в архитектуре древних времен –

Египта, Вавилона, Индии, Китая. В архитектуре азиатских стран символизм цвета

доминировал и в дальнейшем. У мусульманских же народов контрастные цветовые

палитры трактуются как неразрывные части единого целого. Главное, чем

западная христианская цветовая символика отличалась от восточной –

оппозиционность значений цвета.

Надо отдать должное церкви: она давно оценила значение управления средой,

являясь неиссякаемым источником информации – формы, цвета, семантика

интерьеров и экстерьеров. Яркие цветовые акценты размещались обычно в

основных декоративно-пластических узлах: на ставнях окон, под фасадом крыши,

на колоннах, куполах. Обилие внешней и внутренней позолоты православных

храмов создает представление трансцедентальности, объединяющей пространство и

время. Другой способ цветовой отделки, своего рода прототип первого,

предполагал интенсивный цветовой фон. Как правило, красно-коричневый кирпич

контрастировал с белокаменными резными деталями. Стремление русских к

многоцветию выражалось в применении насыщенной окраски стен в голубой,

зелено-голубой, оранжевые цвета в сочетании с белой колоннадой, лепными

украшениями и обильной позолотой деталей. Виртуозная декоративность форм

содействовала созданию большого разнообразия визуального поля и, безусловно,

создавала комфортную среду.

Грамотно подобранный цвет способен снять зрительное напряжение, облегчить

процесс различения цветов, оптимизировать условия для зрительной работы, в

частности, обеспечить надежную фиксацию после саккады.

Проблема восприятия цветопространства городской среды является сложной и

неоднозначной. Воздействие цвета на человека проявляется -при уровнях:

психофизиологическом, психологическом, социальном. Цвет может изменить

физическое самочувствие, настроение, повлиять на субъективную эстетическую

сферу личности.

Цвет в архитектуре города призван выполнять ряд важнейших функций: он

ориентирует человека в пространстве и во времени, придает значение отдельным

компонентам среды, создает психофизиологический комфорт, формирует

содержательное и эмоционально насыщенное городское пространство.

Процесс восприятия в значительной мере коррелирован с многоуровневыми

функциями цвета в архитектуре. В зависимости от избирательной установки

личности или от перцептивной задачи, восприятие может быть:

- ориентировочным. Цветоформа выделяется из окружения. Происходит

распознавание с помощью цвета. В этот случае он рассматривается как

естественная окраска предмета;

- регламентирующим. Цвет может накладывать определенные ограничения на

поведение, диктовать предпочтения. Тогда он является носителем определенной

социальной функции;

- художественным, дающим эмоционально-духовную оценку объекта, позволяющим

осмыслить его как символ, метафору. Здесь можно говорить о знаково-

символической функции света. Так, например, в древнерусской традиции белый

цвет считался символом чистоты и веры, красный — красоты и радости, черный

означал траур.

В современном урбанизированном обществе нарушены многие тонкие связи. Среда

потеряла разноцветие – важнейший элемент полноценной работы глаз и

эмоциональных переживаний человека. Тем не менее, система символов, предметов

культуры, язык, природные условия мощно, хотя и не всегда осознанно,

воздействует на человека.

2.Экспериментальная часть.

2.1.Цели и задачи.

Целью дипломной работы является изучение особенностей

зрительного восприятия урбанизированных пространств и национальных

архитектурных ансамблей.

В данной дипломной работе поставлены следующие задачи:

1. Определение коэффициента агрессивности при предъявлении стандартных

тестов и сопоставление данного коэффицента с уже известными значениями,

полученными Филиным В.А.;

2. Определение психофизиологического состояния испытуемых, на основе

психофизиологических особенностей цвета по методике Люшера;

3. Определение коэффициента агрессивности современных архитектурных

зданий и на основе этого выявление влияния архитектурных форм зданий

урбанизированного пространства на психофизиологический комфорт человека;

4. Определение изменений коэффициента агрессивности при окрашивании

данных зданий;

5. Оценка влияния формы национальных архитектурных ансамблей на

психофизиологический комфорт человека;

6. Оценка изменений влияния национальных архитектурных ансамблей на

психофизиологический комфорт человека при их окрашивании;

7. Стабилографическая оценка агрессивности статических и динамических

визуальных агрессивных и гомогенных урбанизированных полей;

8. Нервно-соматическая оценка влияния статических и динамических

визуальных агрессивных и гомогенных урбанизированных полей.

2.2. Материалы и методы исследования.

Для изучения особенностей зрительного восприятия урбанизированных пространств

была использована методика определения воздействия агрессивных, гомогенных и

комфортных полей на психофизиологический комфорт, разработанная Филиным В.А.

Он предложил предъявлять испытуемым одновременно несколько тестов, по которым

предлагалось ответить на вопрос: Нравится ли вам данная картинка? А затем

поставить оценку привлекательности каждому тесту по пятибальной шкале.

Для повышения точности оценок предлагаемых тестов необходимо было подобрать

испытуемых с нормальными психофизиологическими характеристиками. Для этой

цели была использована методика «восьмицветового теста Люшера »,

разработанная М. Люшером.

Люшер М. предложил разложить перед испытуемым восемь цветных карточек на

одинаковом расстоянии друг от друга. Испытуемому предлагается проранжировать

цвета в порядке предпочтения, при этом ориентироваться на цвет как таковой,

не связывая его с какими-либо вещами. Это необходимо для того, чтобы

сигнальное значение определенного цвета совпадало с возможностями и ведущей

установкой его организма, т.е. именно этот цвет будет оценен как наиболее

приятный.

Данный тест основан на предположении о том, что предпочтения одних цветов

другим определенным образом связаны с устойчивыми личностными

характеристиками испытуемого.

Для стабилографической оценки агрессивности статических и динамических

визуальных урбанизированных полей по была разработана методика, которая

заключалась в исследовании устойчивости человека в процессе поддержания им

вертикальной позы, до и после просмотра видеокассеты с агрессивным или

гомогенным полем.

А также для оценки агрессивности статических и динамических полей была

использована методика определения влияния данных полей на сомато-вегетативную

систему, заключающаяся в исследовании сомато-вегетативных показателей

(внимание ) до и после просмотра видеокассеты с агрессивным или гомогенным

полями.

2.3. Эксперимент № 1.

В данной работе мы определяли зрительное восприятие каждого отдельно взятого

человека с целью подбора испытуемых для оценки тестов, используемых в

дальнейших экспериментах данной дипломной работы, а также дла того, чтобы

стандартные карты-тесты послужили ориентиром для оценки более сложных

архитектурных форм. Для проведения эксперимента была использована методика

выявления степени агрессивности визуальной среды, разработанная Филиным В.А.

В эксперименте приняли участие 60 человек в возрасте 19-22 лет, не имеющие, в

большинстве, случаев нарушения со стороны органов зрения и отличающиеся по

профессиональному признаку, по темпераменту, а также по месту проживания.

Испытуемым одновременно предъявляли несколько тестов, по которым предлагалось

поставить оценки привлекательности по пятибальной шкале стандартным тестам,

которые уже оценивались (Филин В.А.) и имеют средние значения коэффициента

агрессивности. Данное тестирование позволит нам выявить, каким образом

человек воспринимает видимую среду в зависимости от его идивидуальных

особенностей.

В качестве теста была разработана анкета (см. приложение), позволяющая

оценить степень агрессивности стандартного теста. Критерием для оценки

служили психофизиологические ощущения испытуемых на предлагаемые им тесты

Коэффициент агрессивности расчитывался по формуле:

Кагр= ( 1/Р) *100, где Р – среднее число баллов.

В результате эксперимента было выявлено, что 7% испытуемых (4 человека)

поставили одному из предъявляемых тестов не соответствующую для него оценку,

хотя расхождений в других тестах не было или они были не существенными.

93% испытуемых (56 человек) поставили предложенным тестам оценки с

несущественным расхождением значений.

Результаты сравнения полученных нами данных с уже существующими представлены

в таблице 1.

В целях получения достоверных результатов в последующих экспериментах, по

данным тестирования испытуемые были поделены на две группы: первая группа –

испытуемые поставившие стандартным тестам наиболее близкое значение к уже

существующим значениям (56 человек ); вторая группа - испытуемые у которых

были некоторые расхождения с уже существующими данными (4 человека).

Как и в работе Филина В.А. наиболее агрессивным был назван тест «прожектор » ( К

агр=81,3% - у первой группы, Кагр=54,0% - у второй группы, при

стандартном значении Кагр=83%), а наименее агрессивным - тест

«гомогенное белое поле » ( Кагр =30,3% - у первой группы, Кагр

=29,63% - у второй группы, при стандартном значении Кагр =31%)

Таким образом, для проведения дальнейших тестирований в данной дипломной

работе мы подобрали примерную группу с приближенными к стандарту значениями

зрительного восприятия. Но это не означает, что со второй группой людей мы не

будем проводить тестирования. А также данный эксперимент послужил ориентиром

для оценки наиболее сложных архитектурных форм.

2.4.Эксперимент № 2

Для повышения точности подбора испытуемых необходимо учитывать

психофизиологический базис личности. С этой целью проведен дополнительный

эксперимент для выявления психофизиологического состояния каждого

испытуемого. В данном эксперименте использовалась методика «восьмицветового

теста Люшера».

Люшер М. предположил, что предпочтения одних цветов другим определенным

образом связаны с психофизиологическими личностными характеристиками

испытуемого. Это и было заложено в основу тестирования.

В выбранной методике тест Люшера определяет отношение испытуемого к четырем

основным и четырем дополнительным цветам. К основным цветам относятся: №1 –

синий; № 2 – зеленый ; № 3 – красный; № 4 – желтый. К дополнительным цветам

относятся: № 5 – фиолетовый; № 6 – коричневый; № 7 – черный; № 0 – серый.

Каждый цвет имеет свои символические значения. Основные цвета сиволизируют

психологические потребности (удовлетворенность, привязанность, потребность в

самоутверждении и т. д.). Дополнительные цвета символизируют негативные

тенденции: тревожность, стресс, страх, огорчение.

В качестве нормы цветовых предпочтений Люшером была принята следующая

последовательность цветов: №3, №4, №2, №5, №1, №6, №0, №7. Эта

последовательность является эталоном психофизиологического благополучия.

В данном эксперименте приняли участие те же 60 человек, что и в предыдущем.

Им предлагалось разложить 8 цветов в порядке предпочтения, при этом оценивать

цвет как таковой, не связывая его с какими-либо вещами ( как указывалось в

методике выше).

В результате эксперимента было выявлено, что 5% (~3 человек) испытуемых

поставили на первые четыре позиции дополнительные цвета, 7% (~4 человека)

испытуемых - на первые три позиции, и еще 5% (~3 человека ) на третье и

четвертое место поставили также дополнительные цвета. Итого у 17% испытуемых

не совпадала последовательность расположения цветов. Это служит указанием на

наличие какого-либо психологического конфликта или состояния физиологического

неблагополучия человека. Кроме того, 7% испытуемых, у которых в предыдущем

эксперименте были расхождения значений при оценке стандартных тестов

гомогенных и агрессивных полей, в данном эксперименте опять показали

результат не совпадающий и со стандартной последовательностью Люшера ( т.е.

они составляют 7% из 17 %).

83% испытуемых на первые четыре позиции поставили основные цвета, это говорит

о том, что у данных испытуемых нет отклонений психофизиологических состояний

от нормы. Эти испытуемые помогут нам более точно определить степень влияния

современных агрессивных, гомогенных, и комфортных визуальных полей на

психофизиологический комфорт человека.

Результаты предпочтений цветов рассмотрены в таблице № 2 по группам

испытуемых (первая – с нормальными психофизиологическими характеристиками;

вторая – с наличием психологического конфликта или физиологических отклонений

от нормы.

Данный метод считается дополнительным для определения психофизиологического

состояния человека и поэтому его советуют использовать в серии методик для

повышения надежности полученных результатов. В нашем случае он дополняет

предыдущий эксперимент.

Результаты эксперимента помогли нам определить группу наиболее психологически

и физиологически благополучных людей, и группу с наличием какого-либо

психологического конфликта или состояния физиологического неблагополучия

человека. Первую группу испытуемых мы возьмем как за основную группу с

которой будут проводиться дальнейшие эксперименты, а вторую как

дополнительную.

2.5. Эксперимент № 3

В данной работе представлены результаты изучения влияния архитектурных форм

зданий урбанизированного пространства на психофизиологический комфорт

человека. А также формирование комфортной визуальной среды города с помощью

цвета. Для оценки урбанизированного пространства была использована методика

анализа визуальной среды по выявлению степени агрессивности зданий,

разработанная Филиным В.А.

Задачи эксперимента заключаются в том, чтобы определить коэффициенты

агрессивности современных архитектурных зданий и на основе этого выявить

влияние архитектурных форм зданий урбанизированного пространства на

психофизиологический комфорт человека. В числе других была поставлена задача

определения изменений коэффициента агрессивности при окрашивании данных

зданий, а также выявление влияния цвета как психофизиологической

характеристики на формирование комфортной городской среды.

В эксперименте приняли участие 50 человек в возрасте 19-25 лет, не имеющие, в

большинстве, случаев нарушения со стороны органов зрения и отличающиеся по

профессиональному признаку, по темпераменту, а также по месту проживания. В

качестве теста была разработана специальная анкета (см. приложение),

позволяющая оценить степень агрессивности визуальной среды, критерием которой

служили психофизиологические ощущения испытуемых на предлагаемые им фотогафии

(тесты) (см. приложение ), а также оценить влияние цвета как

психофизиологической средообразующей характеристики. В результате, были

выявлены степени агрессивности данных архитектурных зданий, и изменения этой

характеристики с помощью цвета.

На основе психофизиологического тестирования была проведена оценка

комфортности зрительного восприятия отдельных зданий современной архитектуры

(9 тестов) по черно-белым снимкам по пятибальной шкале (1 –очень плохо, 5

–очень хорошо ). Затем испытуемым предлагалось оценить эти же здания но по

цветным снимкам по тому же принципу. Кроме того, необходимо было ответить на

вопросы: нравится ли данное архитектурное здание? Опишите что вы чувствуете

глядя на него?

После этого расчитывался коэффициент агрессивности каждого теста по формуле:

Кагр= ( 1/Р) *100, где Р – среднее число баллов.

Результаты эксперимента представлены в таблице № 3 и на графике № 3.

В результате проведенной работы выяснилось, что при оценке черно-белых снимков

наиболее благоприятным воздействием обладал тест №1 «Шахматный дворец » (К

агр=21%). При его описании наиболее встречаемым ответом являлся: - Купол

очень украшает здание. Данное здание является примером сочетания современной

архитектуры с национальными архитектурными элементами, что и привлекает к себе

внимание.

Наибольшей привлекательностью обладали тесты № 5 «Жилой комплекс Газпром» (К

агр =22% ) и № 3 «Сберегательный банк России » (Кагр=22%). Для

теста №5 наиболее часто повторяющимися ответами на вопрос «Что вам понравилось

в данном архитектурном здании? » являлись: - арки, расположение окон на

округлых выступах,округленные углы здания. Все эти элементы округлости смягчают

агрессивность окон, и привлекают к себе внимание. Для теста № 3 наиболее

повторяющимся ответом являлся: «расположение стен здания под разными углами».

Среднюю оценку привлекательности получили здания «Олимпийская деревня » (К

агр=28%), «Академия Народного Хозяйства» (Кагр=40%), «здание на

проспекте Вернадского» (Кагр=42%).

Наиболее агрессивными из предложенных тестов являются «Российский Университет

Дружбы Народов» (Кагр=62%), «Российская Академия Наук» (Кагр

=75%), «Дом правительства республики Калмыкия» (Кагр=83%). Данные

здания представляют собой типичный пример агрессивной визуальной среды. Наличие

одинаковых окон , прямых углов, т.е. большое число повторяющихся элементов и

серый цвет полностью соответствуют понятию агрессивная среда.

Проанализировав цветные снимки этих же зданий мы получили следующие данные:

Наибольшей привлекательностью обладает тест № 6 «Олимпийская деревня » (К

агр=21,09%), а также тест № 5«Жилой комплекс Газпром» (Кагр

=21,27%)

Наиболее распространенными характеристиками описания привлекательности теста № 6

«Олимпийская деревня » являлись: цвет придает зданию свежесть , раскраска

оживляет здание, очень красиво, ярко, оригинально. Данный комплекс хотелось бы

особенно выделить, т.к. при оценке черно-белого теста значение Кагр

=28%, а при оценке цветного теста оно улучшилось до Кагр =21%.

Значение коэффициента агрессивности у теста №5 «Жилой комплекс Газпром»

изменилось также в лучшую сторону. Данные изменения значений коэффициента

агрессивности являются доказательством влияния цвета как психофизиологической

характеристики на формирование комфортной городской среды.

У тестов № 1 «Шахматный дворец» и № 2 «Академия Народного Хозяйства»

значения коэффициентов агрессивности ухудшились и стали равны 23% и 46%

соответственно. В данном случае подбор цвета был произведен неудачно, т.к.

синий цвет придает огромным гомогенным плоскостям холодность, безжизненность.

Тесты № 7 «Дом правительства республики Калмыкия», № 8 «Российская Академия

Наук», обладающие наибольшей агрессивностью в черно-белом варианте стали еще

агрессивней в цветном, хотя они окрашены в белый цвет, который символизирует

чистоту, свежесть. В данном случае, белый цвет подчеркивает одинаковые окна,

выделяя их еще сильнее,что придает зданию больше агрессивности.

На основе данных психофизиологического влияния архитектурных форм можно

сказать, что данные эксперимента наглядно показывают влияние современных

силуэтов архитектурных зданий на психофизиологический комфорт человека и

подтверждают негативное влияние агрессивных и гомогенных визуальных полей.

Результаты оценки черно-белых и цветных зданий показали,что цвет является

мощным психофизиологическим фактором формирования визуальной среды.

Формирование комфортности с помощью цвета определяется правильным

рациональным подбором цветовой гаммы для каждого отдельного здания и

комплекса зданий в целом.

2.6.Эксперимент № 4

В данной работе представлены результаты изучения влияния национальных

архитектурных силуэтов зданий на психофизиологический комфорт человека. А

также формирование комфортной визуальной среды города с помощью цвета. Для

оценки форм национальных архитектурных ансамблей была использована методика

анализа визуальной среды по выявлению степени агрессивности зданий,

разработанная Филиным В.А.

Задачи эксперимента заключаются в том, чтобы оценить влияние формы

национальных архитектурных ансамблей на психофизиологический комфорт

человека, а также оценить изменение их влияния при окрашивании.

В эксперименте приняли участие 50 человек в возрасте 19-25 лет, не имеющие, в

большинстве, случаев нарушения со стороны органов зрения и отличающиеся по

профессиональному признаку, по темпераменту, а также по месту проживания. В

качестве теста была разработана специальная анкета (см. приложение),

позволяющая оценить степень агрессивности визуальной среды, критерием которой

служили психофизиологические ощущения испытуемых на предлагаемые им

фотогафии-тесты (см. приложение ), а также оценить влияние цвета как

психофизиологической средообразующей характеристики.

Испытуемым предлагалось ответить на вопросы составленной анкеты, по 8 черно-

белым снимкам и поставить каждому из них оценку по пятибальной шкале, после

чего предлагалось оценить эти же здания но по цветным снимкам по тому же

принципу. Кроме того, необходимо было ответить на вопросы: нравится ли данное

архитектурное здание? Опишите что вы чувствуете глядя на него?

После этого расчитывался коэффициент агрессивности каждого теста по формуле:

Кагр= ( 1/Р) *100, где Р – среднее число баллов.

В результате, были выявлены степени агрессивности данных национальных

ансамблей, и изменения этой характеристики с помощью цвета.

Результаты эксперимента представлены в таблице № 4 и на графике № 4.

Как мы видим из таблицы и графика все черно-белые тесты, за исключением

одного «Мемориальная синагога», имеют очень малую степень агрессивности, т.е.

обладают наибольшей привлекательностью их коэффициенты агрессивности

колеблются от 21% до 23%. Наиболее часто повторяющимися характеристиками

были: очень красивые храмы, богатая архитектура и т.д. в данных зданиях

визуально привлекательными являются башенки, шпили колонны, купола, арки,

резные узоры, которые позволяют глазу фиксировать изображение, обеспечивая

тем самым психофизиологический и информационный комфорт организма.

Наибольшей степенью агрессивности, отличающейся от всех других, обладал тест № 4

«Мемориальная синагога» (Кагр =34%). Наиболее встречающимися

ответами являются: здание безлико, однородно и т.д. Это здание является

представителем современной архитектуры, на нем расположены голые плоские

поверхности, что и не понравилось респонденам.

Данный эксперимент показывает, что храмы создавались по принципу формирования

комфортной среды, очертания башен, шпилей практически заимствованы из

природы, поскольку такое же завершение имеют деревья, кустарники, раснения,

горы,составляющие основную массу зрительных элементов в окружающей среде.

Даже наши предки знали, что для глаз хорошо. В современных силуэтах зданий

прослеживается упрощение и стремление градостроителей к прямым линиям и

большим голым плоскостям. В такой среде глазу после саккады не на чем

остановиться, увеличеие амплитуды не спасает дело, а саккады тем не менее

идут чередой,оставаясь не реализованными.

В городской среде церковные храмы, костелы, мечети являются своеобразными

доминантами, которые создают легко узнаваемую панораму каждого города. Начало

зрительного восприятия идет с восприятия силуэта, с фиксации «блестящих глав,

возносящихся к небесам» здесь возникают сначала большие саккады при переносе

взгдяда с одной верхней точки на другую, а затем – микросаккады в момент

фиксации. Вместе с рельефом, ландшафтом, другими архитектурными объектами

храмы являются основными опорными точками зрительного восприятия городской

среды.

При оценке цветных тестов храмов значения коэффициента агрессивности

улучшились, т.е. комфортность храмов возросла. Это еще раз доказывает,что в

прошлом архитекторы могли умело обогатить визуальную среду, тщательно

проанализировав всю палитру, структуру и динаку цветовых компонентов

природного окружения, национальные особенности архитектуры и природные

условия.

2.7. Эксперимент № 5.

Стабилограф – специальный прибор,предназначенный для изучения устойчивости

стояния. Он сконструирован на основе принципов электрического измерения

механических величин.

Стабилография основана на графической регистрации колебаний общего центра

тяжести тела человека, находящегося на специальной стабилографической

платформе в вертикальном положении.

Методика проведения стабилографического исследования, использованная в данной

работе, заключалась в следующем. Для того, чтобы результаты исследования

испытуемых были сравнимы, мы стремились к унификации условий проведения

исследования. Стабилографическое исследование проводилось обычно во второй

половине дня через 3-4 часа после приема пищи. Перед началом проведения

обследования пациенту объясняли порядок проведения исследования и предлагали

встать на платформу. Обращалось внимание на положение стоп испытуемого, они

не должны выступать за определенные ограничители, обозначенные на платформе.

Нами применялся статический стабилометрический тест в устойчивой вертикальной

позе в двух модификациях:

1) проба до просмотра видеозаписи с агрессивной визуальной средой;

2) проба после 15 минутного просмотра видеозаписи с статическими

агрессивными полями;

3) проба после 15 минутного просмотра видеозаписи с динамическими

агрессивными визуальными полями;

Серия №1.

Проба до просмотра видео записи проводилась следующим образом: Сначала в

программу стабилографических исследований вводились параметры испытуемого:

имя, рост, вес, регистрационный номер и он заносился в картотеку. Затем

испытуемый вставал на стабилографическую платформу, помещая свои ступни в

пределах обозначенных контуров. Испытуемый должен стоять прямо, держа руки по

швам, и не напрягаясь (поза Ромберга). Во время измерения испытуемый должен

зафиксировать свой взор на точке, находящейся на уровне его глаз примерно в

полуметре от лица. Измерения проводились в течении 30 секунд, затем следовал

звуковой сигнал, свидетельствующий о прекращении измерения. Затем испытуемый

просматривал видеозапись с статической агрессивной визуальной средой и

проводились измерения в той же позе Ромберга в течении 30 секунд. Далее

компьютер обрабатывал поступивший сигнал и выдавал информацию в виде

стабилограммы и ее параметров.

Исследование проводилось в нормальных физиологических условиях. Во время

обследования испытуемый не ощущал каких-либо неудобств от исследования, он

свободно стоял на жесткой стальной площадке. При этом нет необходимости

балансировать для поддержания равновесия. Методика обеспечивала возможность

точного количественного и пространственного анализа устойчивости поддержания

вертикальной позы с полной компьютерной обработкой зафиксированных

результатов.

Получаемую информацию заносили в базу данных, при этом в любой момент времени

возможно выведение любых промежуточных результатов и параметров на экран

монитора.

В эксперименте участвовало 5 человек. В результате эксперимента выяснилось,

что после просмотра видеозаписи с статическими полями наблюдался большой

разброс отклонений положения тела от вертикальной оси.

Серия №2.

Проба до просмотра видео записи проводилась таким же образом как и в первый

раз. Затем испытуемый просматривал видеозапись с динамической агрессивной

визуальной средой проводились измерения в той же позе Ромберга в течении 30

секунд. Далее компьютер обрабатывал поступивший сигнал и выдавал информацию в

виде стабилограммы и ее параметров.

В эксперименте участвовало 5 человек. В результате эксперимента выяснилось,

что после просмотра видеозаписи с динамическими полями наблюдался еще больший

разброс отклонений положения тела от вертикальной оси. Данные наблюдения

свидетельствуют о том, что динамические и статические поля оказывают

неблагопрятное воздействие на вестибулярный аппарат).

3. Выводы.

Для того, чтобы оценить, насколько удобна, красива, едина среда, в которой мы

живём, необходимо обратиться к мнению горожан, узнать их взгляды

национальной, создаваемой веками архитектуру и взгляды на новые современные

здания, на организацию зон отдыха, на планирование пешеходных улиц и

транспортных магистралей. Помочь в этом могут психофизиологические методы,

учитывающие особенности человеческого восприятия, памяти, эмоций.

Данные экспериментов показывают, что на сегодняшний день визуальную среду

города нельзя назвать комфортной. Наши города заполонены большим количеством

гомогенных и агрессивных полей, а также для них характерно наличие темно-

серых цветов.

Гомогенные поля, характеризующиеся небольшим количеством элементов либо их

отсутствием, "заставляют" работать наши глаза в неэкономном режиме

(увеличивается количество и амплитуда саккад), что в свою очередь приводит к

эмоциональному дискомфорту человека.

Агрессивные поля также пагубно влияют на психофизиологическое состояние

человека. Для них характерно большое число одинаковых элементов, равномерно

рассредоточенных на некой поверхности. Длительное пребывание в агрессивной

визуальной среде сначала создает ощущение дискомфорта, а в последствии может

привести к психическим расстройствам.

Колористика большинства городов также не отличается разнообразием, чаще -

два- три цвета. При этом в городской среде -изобилие больших плоскостей и

статичных объектов. Все это привело к резкому отличию городской визуальной

среды от естественной, в которой человек сформировался как биологический вид.

Данная проблема наиболее актуальна в мегаполисах.

Данные эксперимента свидетельствуют о том, что постоянная визуальная среда,

ее насыщенность зрительными элементами оказывают сильное воздействие на

состояние человека, в особенности на его орган зрения, то есть действует как

любой другой экологический фактор, составляющий среду обитания человека.

К числу факторов, постоянно меняющих визуальную среду человека, следует

отнести и работу новой осветительной техники: ламп дневного света, импульсных

ламп, лазерных источников.

Существенным образом изменило визуальную среду современного человека массовое

внедрение в его жизнь транспортных средств разного назначения. Водитель

автомобиля получает дополнительную зрительную нагрузку, когда смотрит на

перемещающиеся объекты, убегающий асфальт, мелькающие деревья, солбы, дома,

несущиеся навстречу автомобили, сигнальные огни. Данные проведенного нами

эксперимента свидетельствуют о том, что динамические поля производят сильное

воздействие на вестибулярный аппарат человека. Аналогичную картину видит

человек, находящийся в качестве пассажира в автобусе, троллейбусе.

Помимо этого неблагоприятное визуальное воздействие на человека оказывают

находящиеся в каждой квартире телевизоры, и массовое внедрение в повседневную

жизнь компьютеров. Так как они оказывают значительное негативное воздействие

на зрительную систему человека.

Комфортные видимые среды, для которых характерно большое разнообразие

элементов в окружающем пространстве, положительно влияют на

психофизиологическое состояние человека, так как в таких средах все механизмы

зрения работают в предпочтительном режиме. Из проведенных экспериментов

видно, что здания старинной национальной архитектуры и их цветовая гамма

являются одним из ярких примеров, комфортного воздействия на человека.

4. Заключение.

Визуальная среда - один из главных компонентов жизнеобеспечения человека. До

тех пор, пока человек большую часть времени пребывал в естественной природной

среде, проблем в области видеоэкологии практически не было. Но процессы

урбанизации внесли существенные изменения в жизнь человека. И касается это не

только плохого воздуха, загрязненной воды и повышенной радиации, о которых

много и часто говорят в связи с экологическими проблемами. Резко изменилась

видимая среда человека, ее цветовая гамма, структура окружающего прстранства.

Господство темно-серого цвета, огромное количество больших плоских

поверхностей, преобладание прямых линий и прямых углов, статичность большей

части объектов - все это имеет очень важное значение для жизнедеятельности

человека, в частности для его зрения. И если к естественной природной среде

глаза человека эволюционно приспособились за многие миллионы лет, то в

городской среде он оказался сравнительно недавно, по существу только в XX

веке. Естественно за это время не смогли перестроится основные механизмы

зрительного восприятия. А ведь постоянное видимое поле, его насыщенность

зрительными элементами оказывают воздействие на состояние человека, действуют

так же, как любой другой экологический фактор.

Информативность зрительного восприятия зависит как от физических факторов

внешней среды (например, гомогенности или агрессивности видимого поля), так и

от психофизиологических факторов эволюционно и экологически обусловленных

(таких как механизм саккад).

Глаз наиболее чувствителен к измененным и насыщенным, а не к монотонным

изображениям, которые не несут никакой информации. Поиск информативных

визуальных изображений связан с физиологией глаз: сканированием, изменением

ритма и амплитуды саккад.

При монотонности или гомогенности окружающей среды исчезает информативность

визуальной среды, что приводит к нарушению нервных процессов в ЦНС,

дискомфорту и агрессивности. К сожалению многие современные архитекторы,

дизайнеры, колористы и производители текстильной промышленности не учитывают

особенности зрительного восприятия.

Архитектура - это долговечный, дорогостоящий и материалоемкий пласт культуры,

в котором материализованы гигантские физические и интеллектуальные усилия

цивилизованного общества. Эти усилия не должны быть напрасными. Прежде всего

объекты архитектуры должны радовать глаз. Они должны положительно

воздействовать в эмоциональном и нравственном отношении на человека, который

находится под их влиянием всю жизнь и, конечно, они не должны наносить ущерб

здоровью горожанина.

Большой задачей Службы видеоэкологии г. Москвы является разработка карты

визуального "загрязнения" города. Такая карта позволит представить масштабы

бедствия и наметить пути улучшения визуальной среды. Это весьма трудоемкая

задача, особенно в крупных городах с миллионым населением.

Одновременно должны быть разработаны методические рекомендации по допустимым

нормам агрессивных и гомогенных полей в городской среде.

Таким образом, уделяя внимание проблемам окружающей среды, мы должны

учитывать не только экономические и экологические, но и эстетические аспекты

данной проблемы, включающие в себя формирование окружающей нас видимой среды.

Список используемой литературы:

1. Филин В.А. Закономерности саккадической деятельности

глазожвигательного аппарата. Автореферат дис. д-ра биол. наук М: 1987г. 44 с.

2. Глезер В.Д. К характеристике глаза как следящей системы //

Физиологический журнал .1959г. Т 15 № 2 с 271-279.

3. Ярбус А.Л. Роль движений глаз в процессе зрения. М: Наука, 1963.

166 с.

4. Архитектура и бионика (под ред. Лебедева Ю.С. ) М:

Строииздат,1990г. 269 с.

5. Архитектура и экология России: традиции, современность, будущее

// сборник тезисов и докладов распубликанской научной конференции (ноябрь,

1993) Новосибирск: «Пасман и Шувалов», 1993. 225с.

6. Гибсон Г. Экологические процессы зрительного восприятия. М:

Прогресс 1988, 380 с.

7. Габайдулина С. Цвет как психологическая характеристика городской

среды. //Колоритика города (Материалы Международного семинара) М: 1990. Т 1.

С. 175-181.

8. Голд Дж. Психология и география. Основы поведенческой географии.

(перевод с англ. ) М: Прогресс, 1990. 304с.

9. Грегори Р. Глаз и мозг (перевод с англ.) М: Прогресс. 1970. 272 с.

10. Линч К. Образ города (перевод с англ.) М: Стройиздат, 1982, 328 с.

11. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры. М: 1994. 192 с.

12. Филин В.А. Архитектура как проблема видеоэкологии. М: ВНИИТАГ,1990.

С.119-123.

13. Филин В.А. Цветовая среда города как экологический фактор. //

Колористика города (материалы Международного семинара) М: 1990. Т 1. С 55-60.

14. Филин В.А. Видимая среда в городских условиях как экологический

фактор. М: Наука, 1990.

15. Филин В.А. Видеоэкология и архитектура. М: МЦВ,1995. 52 с.

16. Яргина З.Н. Эстетика города. М: Стройиздат, 1991. 366 с.

17. Филин В.А. Видеоэкология. М: ТАСС-Реклама, 1997. 317 с.

18. Архитектура и природа (под ред. Н.Филипповского ) М: Знание, 1987.

С 10-11.

19. Иконников А.В. Архитектура ХХ века. Реальность и утопии. М: РААСН,

1996.

20. Иконников А.В. Искусство, среда, время: эстетическая организация

городской среды. М: 1985. 336 с.

21. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект

зрительного восприятия. М: Стройиздат, 1977. 125 с.

22. Леушина Л. И. Ассиметрия полушарий головного мозга и опознание

зрительных образов. Л: 1990.

23. Линч К. Совершенная форма в градостроительстве. М:1986.

24. Тетиор А.Н. Архитектурно-строительная экология (Здоровые города).

М: 1995. 446 с.

25. Тетиор А.Н. Город и природа. М: 1996.

26. Тетиор А.Н. Здоровый город ХХI века (основы архитектурно-

строительной экологии). М: РЭФИА, 1997. 699 с.

27. Тетиор А.Н. Строительная экология. Киев, 1992.

28. Воробьев Г.,Иванова Е. Колористика и экология.//Колористика города

(материалы Международного семинара) М: 1990. Т II. С.55-61.

29. Филин В.А. Проблема видеоэкологии городской среды. //Колористика

города (материалы Международного семинара) М: 1990. Т II. С 62-79.

30. Алексеева Т. Психологический подход в цветовом архитектурном

моделировании. //Колористика города (материалы Международного семинара) М:

1990. Т II. С 132-137.

31. Елизаров В. Региональные факторы формирования колористики города.

//Колористика города (материалы Международного семинара) М: 1990. Т II. С

260-276.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.