РУБРИКИ

Курсовая: Экологическая экспертиза

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Экологическая экспертиза

Курсовая: Экологическая экспертиза

Министерство образования РФ

Вологодский Государственный Технический университет

Кафедра ГиИГ

Курсовой проект по основам природопользования

Экологическая экспертиза

Выполнил: ст. гр. ГЭ-41

Асташов К. В.

Принял: Рувинова Л. Г.

Вологда

2002

Содержание

Введение 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 5

1.1. Понятие оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) 5

1.2. Понятие экологического обоснования 6

1.2. Понятие экологического аудирования 6

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ

ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВОС)

7

2.1. ПРАВОВАЯ И НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В

РОССИИ

7

2.2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 10

2.2.1. Цели экологической экспертизы 10

2.2.2. Задачи экологической экспертизы 11

2.2.3. Принципы экологической экспертизы. 11

2.2.4. Виды и типы экологической экспертизы 13

2.2.5. Субъекты государственной экологической экспертизы 14

2.2.6 .Объекты экологической экспертизы 16

ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ (ПРОЦЕДУРА) ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

ЭКСПЕРТИЗЫ 20

3.1. Основания для проведения ГЭЭ 20

3.2. Процедура ГЭЭ 23

3.3. Порядок работы экспертной комиссия 25

3.4. Повторная государственная экологическая экспертиза. 29

ГЛАВА 4. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

ЭКСПЕРТИЗЫ 31

ГЛАВА 5. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

ГЛАВА 6. Государственная экологическая экспертизана территории Вологодской

области 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

ЛИТЕРАТУРА 43

ВВЕДЕНИЕ

Постанов­ление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 7 января 1988 г. создало

условия для формирования нового подхода к экологопользованию:

· была реформирована система природоохранных ор­ганов.

Указанным постановлением был создан надведомственный орган Госкомприроды СССР

(впоследствии — Министер­ство природопользования и охраны окружающей среды

СССР),

· было признано целесообразным создать в Москве в системе

Госкомрироды СССР, Всесоюзный научно-исследовательский центр по проблемам

охраны окружающей среды и рационального использования природных

ресурсов

· в соответствии с постановлением была создана система

экологической экспертизы.

Важным этапом в формировании экологического зако­нодательства явилось

принятие 12 декабря 1993 г. Консти­туции РФ, которая определила равноправие

различных форм собственности (государственной, муниципальной и частной) на

землю и иные природные ресурсы (ст. 9, 36), а также право граждан на

благоприятную окружающую сре­ду I,CT 42). В прежней Конституции страны

декларирова­лась только государственная собственность на природные ресурсы.

После принятия Конституции РФ практически полнос­тью было пересмотрено

законодательство Российской Фе­дерации, в том числе и экологическое.

Сформировалось но­вое экологическое законодательство Российской Федера­ции,

структура которого была уже рассмотрена выше.

Экспертиза — это исследование специалистом (экспертом) каких-либо

вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники

или искусства. Экспертные оценки представляют собой количественные и (или) пор

(ко-вые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосред­ственному

измерению, а поэтому основываются на суждениях специалистов.

Экологическая экспертиза — это установление соответст­вия намечаемой

хозяйственной и иной деятельности экологиче­ским требованиям и определение

допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения

возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную

среду и связанных с ними соци­альных, экологических и других последствий

реализации объ­екта этой экспертизы. Экологическая экспертиза проводится на

строительство новых, реконструкцию действующих заводов, фабрик, шахт, рудников,

машин, оборудования, а также мате­риалов, приборов, оказание услуг и т.п.,

использование кото­рых ведет к загрязнению окружающей среды и разрушению

экосистем, нерациональному использованию природных ресур­сов, наносит вред

здоровью населения, растительному и жи­вотному миру.

Требования к качеству и обоснованности проведения эколо­гических экспертиз

постоянно повышаются наряду с ускоре­нием научно-технического прогресса,

внедрением в производ­ство новейшей техники и технологии. В связи с этим

периоди­чески пересматриваются законодательные и нормативные ма­териалы.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ.

регулирует отношения в области экологической экспертизы. Он направлен на

реализацию кон­ституционного права граждан Российской Федерации на

благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных

воздействий хозяйственной и иной деятельности на эту среду и предусматривает

реализацию конституционного пра­ва субъектов Российской Федерации на

совместное ведение во­просов охраны окружающей среды и обеспечение

экологической безопасности. Наряду с этим законом действует постановление

Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. № 698 «Об утверждении

Положения о порядке проведения государствен­ной экологической экспертизы».

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

• презумпции потенциальной экологической опасности лю­бой намечаемой

хозяйственной и другой деятельности;

• обязательности проведения государственной экологической экспертизы до

принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

• комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду

хозяйственной и другой деятельности и его последствий;

• обязательности учета требований экологической безопас-ност и при проведении

экологической экспертизы;

• достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую

экспертизу;

• независимости экспертов при осуществлении полномочий в области

экологической экспертизы;

• научной обоснованности, объективности и законности за­ключений

экологической экспертизы;

• гласности, участия общественных организаций (объединений), учета

общественного мнения;

• ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц

за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Закон Российской Федера­ции «Об экологической экспертизе» [4] определяет

экологическую экспертизу (ЭЭ) как «установление соответствия намечаемой

хо­зяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и оп­ределение

допустимости реализации объекта экологической экспер­тизы». При этом в

российском законодательстве существует и правовое определение более частного

понятия — «государственная экологическая экспертиза» (ГЭЭ). Оно содержится в

ст. 35 и 36 Закона «Об охране окружающей природной среды» [3]:

«Государ­ственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны

окружающей природной среды, которая проводится с целью проверки соответствия

хозяйственной и иной деятельности экологи­ческой безопасности общества,

предшествующей принятию хозяйст­венного решения, осуществление которого может

оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду». Комментарий к

данному закону определяет экологическую экспертизу как «ор­ганизационно-

правовую форму предупредительного контроля и самостоятельный вид

управленческой деятельности». А эколого-правовой словарь, прилагаемый к

Комментарию, добавляет к оп­ределению «предварительную проверку соответствия

хозяйственных проектов, предпроектной документации, программ, изделий,

мате­риалов, сырья, продукции, стандартов и иных веществ, решений требованиям

экологической безопасности и охраны окружающей сре­ды (ОС)». В сопоставлении

с западной терминологией предлагается рассматривать ГЭЭ, как стадию

экологической оценки.

1.1. Понятие оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)

На первый взгляд похожие понятия ЭЭ и оценка воздействия на окружающую

среду, имеют и неко­торые различия, требующие пояснений (ОВОС).

1. ОВОС — это «процедура учета» экологических требований или их выявление и

обоснование (т.е. чисто информационная мера). Она реализуется при подготовке

оптимального решения (на стадии намерений или проектирования). В отличие от

нее ЭЭ — это «установление соответствия» экологическим требованиям уже

готового проекта и «определение допустимости» принятия решения о его

реализации (т.е. административная мера).

2. ОВОС по своей сути является процессом исследования воз­действия

проектируемой деятельности и прогноза его последствий для окружающей среды и

здоровья человека, в то время как эколо­гическая экспертиза (прежде всего

государственная ЭЭ) является процессом предварительной контрольной проверки

принимаемых хозяйственных решений на соответствие требованиям экологиче­ского

законодательства.

3. Целью ОВОС и экологического обоснования является «вы­явление и

принятие» (т.е. исследование, разработка и внедрение необходимых

природоохранных мер, адекватных существующей и прогнозируемой экологической

ситуации, в то время как цель ЭЭ — «предупреждение» (т.е. запрет, доработка

проекта или выбор лучшей альтернативы) неблагоприятных воздействий, несмотря

на принятые (или только предполагаемые) профилактические меры.

1.2. Понятие экологического обоснования

Не имеющее четкого пра­вового закрепления, понятие «экологическое

обоснование» (ЭО) определяется специалистами Госкомэкологии России [103]

как совокупность доводов (доказательств) и научных прогнозов, позво­ляющих

оценить экологическую опасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности

для экосистем и человека. Очень похожее на ОВОС эко­логическое обоснование

фактически является составной частью проекта или (реже) предшествующим ему

мероприятием. I

Рассматривая организационный ряд («жизненный цикл проек­та»): исследование —

обоснование — проектирование - эксперти­за — решение о реализации, можно

довольно точно указать место каждого из этих мероприятий. Экологическое

сопровождение про­екта должно начинаться с ОВОС, являющейся составной частью

исследования. Экологическое обоснование (ЭО) должно опираться на данные ОВОС,

являясь начальной стадией проектирования, входящей в этап технико-

экономического обоснования (ТЭО) или технико-экономического расчета (ТЭР). В

настоящее время ОВОС или входит как составная часть в проект, заменяя

отсутствующее ЭО, или проводится параллельно проектированию, подготавливая

материалы для экспертизы. Экологическая экспертиза, в свою очередь, завершает

проектную стадию, подготавливая решение о возможности (или невозможности)

реализации проекта.

1.3. Понятие экологического аудирования

Понятие экологического аудирования определяется:

• как объективный квалифицированный независимый анализ, оцен­ка, разработка

соответствующих рекомендаций и предложений по фактическим результатам любой

экологически значимой деятельно­сти;

• как предпринимательская (коммерческая) деятельность, заклю­чающаяся в сборе

и оценке информации об эколого-экономическом положении аудируемого

предприятия;

• как независимая, объективная вневедомственная оценка соот­ветствия

действующему природоохранному законодательству, нор­мативным и правовым

актам, методическим и регламентирующим документам в области охраны окружающей

среды и природопользования деятельности хозяйствующих субъектов и состояния

окру­жающей среды.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ

ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВОС)

2.1. ПРАВОВАЯ И НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РОССИИ

Правовое регулирование эколого-экспертной деятельности как одного из видов

экологического менеджмента - управления охра­ной окружающей среды,

рациональным природопользованием и обеспечением экобезопасности, является

составной частью знаний будущего эксперта. Эти знания базируются на изучении

соответст­вующих законов и подзаконных акты органов власти и управления РФ в

области экологической экспертизы и ОВОС. При этом нор­мативная база ЭЭ и

ОВОС, в свою очередь, опирается на соответ­ствующие нормативно-технические

документы (стандарты, нормы, правила и т.д.) и методические (пособия,

инструкции, рекоменда­ции, методики и др.) материалы, разрабатываемые

специализиро­ванными ведомствами и научными учреждениями.

Структура российского законодательства в области экологиче­ской экспертизы. В

настоящее время систему российского законо­дательства в области экологической

экспертизы и ОВОС состав­ляют, нормы статей 41 (п. 3) и 42 Конституция РФ,

целевой федеральный закон «Об экологической экспертизе» [4] и ряд ста­тей

(ст. 35-39) базового закона РФ «Об охране окружающей при­родной среды» [3],

являющегося фактически основами российско­го экологического законодательства.

Помимо федеральных зако­нов действует ряд указов Президента РФ и

постановлений Правительства, конкретизирующих их. На основе Конституции и

указанных законов федерального уровня представительными и ис­полнительными

органами власти и управления субъектов федерации, а также органами местного

самоуправления постепенно разрабатываются проекты и принимаются на своем

уровне соответствующие законы (например, в республике Карелия или в

Татарстане), другие правовые акты и административные нормативно-

правовые документы соответствующего уровня.

Действующие законы регулируют в основном государственную ЭЭ, в меньшей

степени — общественную ЭЭ и практически не касаются ОВОС.

Закон «Об охране окружающей природной среды» [3] содержит специальный раздел

(разд. V), посвященный в основном государ­ственной ЭЭ, её цели и принципам

(ст. 35), в том числе прин­ципу обязательности (ст 36), объектам (ст. 37) и

ответственности за невыполнение требований ГЭЭ (ст. 38). Специальная статья

закона посвящена общественной ЭЭ (ст. 39), которая прак­тически не

регламентируется им, хотя и ставится в зависимость от государственной

экспертизы Помимо указанных статей закона, напрямую посвященных ЭЭ, в нем

присутствует ещё несколько, косвенно относящихся к данной области Это статьи

раздела IV о нормировании качества окружающей среды (ст. 25-34), а также

статьи разделов VI и VII (ст. 40-57), посвященные экологи­ческим требованиям,

учитываемым в ходе экологической экспер­тизы.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» [4] развивает нормы

указанного выше, более подробно регулирует отношения в области ЭЭ и целиком

посвящен этому вопросу (т.е. является це­левым законом). В этом законе

впервые дается определение эколо­гической экспертизы вообще, а не только

госу­дарственной (ст. 1), более подробно раскрываются принци­пы (ст. 3) и

указываются виды ЭЭ (ст. 4). Глава II закрепляет пол­номочия органов

государственной власти и местного самоуправ­ления, в т ч Президента,

Федерального Собрания и Правительства РФ (ст. 5), вопросы ведения субъектов

РФ (ст. 6) и полномочия органов местного самоуправления в области ЭЭ (ст. 9).

Кроме того, данная глава впервые вводит понятие «специально уполномоченные

государственные органы в области экологической экспертизы», распределяет их

полномочия, права и обязанности меж­ду федеральным (ст. 7) и территориальным

(ст. 8) уровнями.

Глава III закона [4] полностью посвящена государственной экологической

экспертизе, конкретизирует объекты ГЭЭ федерального уровня (ст. 11) и уровня

субъектов федерации (ст. 12), дает юридическое определение понятия

«специально уполномоченная государственные органы в области экологической

экспертизу (ст. 13), закрепляет самый общий порядок проведения ГЭЭ (ст. 14),

определяет статус и обязанности экспертной коми сии (ст. 15), её эксперта

(ст. 16) и председателя (ст. 17), а фиксирует различия в юридической силе

заключений эксперта комиссии и государственной экологической экспертизы (ст.

18).

Более подробно, чем в законе [3] глава IV закона «Об экологи­ческой

экспертизе» регламентирует общественную ЭЭ (ст. 20), определяя её объекты

(ст. 21), порядок (ст. 22) и условия проведе­ния (ст. 23), правила

регистрации ОЭЭ (ст. 24), статус её заключе­ния (ст. 25), права граждан и

общественных организаций в этой области (ст. 19).

В специальной главе (гл. V) закреплены права (ст. 26) и обязан­ности (ст. 27)

заказчиков документации, подлежащей ЭЭ. В общих чертах главой VI определен

порядок финансирования ГЭЭ (ст. 28) и ОЭЭ (ст. 29). Важнейшую роль в

механизме реализации данного закона играет глава VII, закрепившая

соответствующие виды на­рушений (ст. 30) и виды ответственности за нарушения

законода­тельства РФ об экологической экспертизе: уголовную (ст. 31),

административную (ст. 32), материальную (ст. 33) и гражданско-правовую (ст.

34). В общем виде описывается порядок разрешения споров в области ЭЭ (ст.

35). Закрепляется принцип верховности международного законодательства в

области ЭЭ над российским национальным (ст. 36), а также содержатся нормы

(ст. 38) о при­ведении в соответствии с данным законом всех правовых актов

Президента, Правительства, ведомств и субъектов Российской Федерации, а также

органов местного самоуправления по вопро­сам ЭЭ и реализации объектов,

подлежащих ей.

Указанные выше федеральные законы формируют основы законодательства в

области ЭЭ, но практически, не являясь законами прямого действия, они требуют

наличия конкретизирующих и дополняющих их подзаконных нормативных и правовых

актов Президента и Правительства РФ, ведомств, субъектов федерации и органов

местного самоуправления. К данной нормативно-правовой документации в области

ЭЭ и ОВОС относятся следующие подзаконные акты:

— постановления Правительства РФ

— указы Президента РФ

— нормативные документы специально уполномоченных государ­ственных органов

в области ЭЭ России и терри­ториальных органов этого комитета

— приказы

— нормативные документы и материалы других ведомств по ЭЭ

— документы Минздрава России

— документы

— документы Госатомнадзора России

— документы Росгортехнадзора и иных ведомств

— нормативные документы и материалы субъектов федерации в области ЭЭ.

— Международные документы. Существуют и рекомендательные материалы,

которые в России не применяются, но берутся в качестве прототипов при

подготовке национальных документов в области ЭЭ и ОВОС. (Одним из важнейших

международных документов в изучаемой области является Международная Конвенция

об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте [39].

Конвен­ция, которую в 1991 году учредил ещё СССР) Технические документы.

— Государственные стандар­ты, нормы, правила и порядки, перечни и

классификаторы (ГОС­Ты, ОСТы, СНиПы, СП, СанПиНы, СН, ОСП, ОНТП, НРБ, ПБТРВ,

НВН и др ), а также руководства, методики, методические и др рекомендации,

справочные и иные пособия (РД, РДС, ОНД, МУ, МР и т.д.)

— Экологическим требованиям Их число огромно (см перечень в приложении к [1]),

2.2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Теория экологической экспертизы включает цели, задачи (основные функции),

принципы, типизацию объектов и субъектов, вносящую различия в процедуру (ЭО)

и экологическим аудитом (ЭА) представляют собой комплекс экспертных

мероприятий, охватывающих основные этапы процесса непрерывного учета

экологического фактора при переходе к устойчивому развитию. Данный процесс

предложено называть экологическим сопровождением хозяйственной деятельности

(ЭСЩ) [29] (точнее — экологическое регулирование хозяйственной деятельно­сти

— ЭРХД), которое должно осуществляться на всех её ста­диях — от возникновения

идеи через обоснование и реализацию замысла, до реабилитации и достижения

приемлемого качества окружающей среды (ОС) после завершения деятельности в

рамках этого замысла.

Если государственная ЭЭ обеспечивает учет экологических требований на стадии

принятия управленческого решения, то ОВОС — на стадии его подготовки (ещё во

время проектиро­вания). При этом общественная ЭЭ может сочетать и то и

другое, обеспечивая компромисс интересов всех участников планируемой

деятельности.

2.2.1. Цели экологической экспертизы

Цели экологической

экспертизы заключаются (по закону) в предупрежде­нии возможных неблагоприятных

воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и

связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации

объекта экологической экспертизы [4]; а также в обеспечении реализации

конституционных прав граждан России на информацию, благо­приятную природную

среду и экологическую безопасность [40].

Зарубежное (международное) природоохранное законодатель­ство

рассматривает цель экологической экспертизы несколько шире. Например, в

соответствии с Директивой ЕЭС № 337/85 [39] - ЭЭ считается «воплощением

предупредительной экологической политики», подразумевающей оценку

экологического воздействия проектов хозяйственного развития на окружающую

среду, активное участие общественности на всех стадиях проведения

экологической экспертизы и принятия решения об окончательной реализации этих

проектов, широкое информирование о результатах ЭЭ, проведение консультаций

между заинтересованными ведомствами и другими юридическими лицами, а также

публикацию конечных результатов переговоров и консультаций [41].

При этом ОВОС, в отличие от ГЭЭ, проверяющей соответствие уже подготовленного

решения экологическим требованиям, нацелена» прежде всего на выявление

недостатков проекта и принятие необходимых мер по его улучшению с точки

зрения экологических показателей.

Цель общественной ЭЭ в явном виде до сих пор не определена, но, по-видимому,

именно она является прямым проявлением права граж­дан на достоверную

экологическую информацию.

2.2.2. Задачи экологической экспертизы

Задачи экологической экспертизы:

1. Организация и проведение (на стадии

подготовки решения) всесторонних, объективных, научных исследований и анализа

объектов экспертизы с позиций эффективности, полноты, обоснованности и

достаточности предусмотренных в них мер, правильности опре­деления заказчиком

степени экологического риска и опасности намечаемой или осуществляемой

деятельности, а также обеспече­ние экологического прогнозирования на основе

информации о со­стоянии и возможных изменениях экологической

обстановки вследствие размещения и развития производительных сил, не

приводящих к негативному воздействию на ОС, т.е. определение вероятности

экологически вредных воздействий и возможных их социальных, экономических и

экологических последствий.

2. Оценка соответствия экологическим

стандартам экспортируе­мых объектов, намечаемых к реализации, на стадиях,

предшест­вующих принятию решения об их реализации, или соответствия названным

стандартам уже осуществляемой деятельности, обеспе­чение государственного

экологического контроля за качеством подго­товки инициатором (заказчиком)

проектов решений о развитии намечаемой им деятельности, а также подготовка

объективных, научно-обоснованных выводов (заключений) и своевременная

передача их государственным и иным органам, принимающим решение о реализации

объекта экспертизы.

3. Информирование всех заинтересованных лиц (в

т.ч. общественности) о возможных неблагоприятных воздействиях на окружающую

природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных

последствиях намечаемой деятельности в целях нахождения баланса интересов и

компромиссного решения для снятия возни­кающих социально-психологических

напряжений и предотвраще­ния конфликтов на данной почве (задачи ОЭЭ).

2.2.3. Принципы экологической экспертизы.

Принципы экологической экспертизы в действующем российском законодательстве

довольно хорошо проработаны и закреплены в Законе «Об охране окружающей

природной среды» (ст. 35) [3], выделяющем среди них принципы: обязательности,

научной обоснованности, независимости (вневедомственности) в организации и

проведении, широкой гласности и участия обществен­ности, а также в законе «Об

экологической экспертизе» [4], добав­ляющем принципы презумпции потенциальной

экологической опас­ности и приоритета экологической безопасности,

комплексности оценки, достоверности и полноты информации, гласности,

ответст­венности. Кроме того, в неявном виде существует и действует принцип

«платности» экологической экспертизы. Остановимся на важнейших из указанных

принципов.

1. Принцип обязательности.

Являясь ведущим, гласит что «ГЭЭ является обязательной мерой охраны окружающей

природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения (ст. 36), а

финансирование и осуществление работ по всем проектам и про­граммам

производится только при наличии положительного заключе­ния ТЭЭ...» (ст. 70)

[3]. Закон «Об экологической экспертизе» [4] добавляет и конкретизирует

обязательность ТЭЭ моментом ее про­ведения до принятия решения о реализации

объекта ЭЭ и обяза­тельностью учета требований экологической безопасности.

Кроме того, он закрепляет нормы, касающиеся обязательности заключе­ния ГЭЭ и

его исполнения (ст. 18): «... положительное заключение ГЭЭ является одним из

обязательных условий финансирования и реа­лизации объекта государственной

ЭЭ...», а также то, что «... право­вым последствием отрицательного заключения

государственной ЭЭ является запрет реализации объекта ГЭЭ». Это касается и

между­народно-правовой деятельности: «...несоблюдение требования обя­зательного

проведения ГЭЭ проекта международного договора явля­ется основанием признания

его недействительным». На практике обязательность ЭЭ проявляется в основном по

отношению к про­ектам и 'программам, осуществление которых может оказывать

вредное воздействие на окружающую природную среду.

2. Принцип научной обоснованности,

объективности и законности заключений ГЭЭ. Рассматривается в законах [3, 4]

в совокупности и означает, что ЭЭ представляют собой

научно-исследовательский процесс и должны производиться на современном

научно-техническом уровне с использованием новейших форм и методов научных

исследований квалифицированными учеными-экспертами. При этом в результате

должна быть осуществлена не столько- фик­сация допущенных нарушений, сколько

оценка их последствий, разработаны рекомендации органам или лицам, принимающим

решения, а также выполнены необходимые прогнозы их реализа­ции в действующих

объектах.

3. Принцип независимости и

вневедомственности. Относится в ос­новном к ГЭЭ и означает, что непременным

условием ее эффек­тивности является функциональная и финансовая независимость

организующих ЭЭ органов и проводящих ее экспертов (преиму­щественно внештатный

статус последних, их надлежащее финан­совое, организационное,

материально-техническое и другое обес­печение). Это создает условия для

свободного волеизъявления эколого-экспертной комиссии, которая в своей работе

должна руководствоваться только фактами, научными методами их обос­нования и

действующими законами. Общественная ЭЭ в теории предполагает ещё большую её

независимость, однако сегодня на практике оказывается вдвойне зависимой: один

раз - от ГЭЭ (пока та не признает её результатов), а второй раз - от групповых

обще­ственных интересов (ведь её организуют и проводят как правило уже с

заранее сформировавшейся целью — доказать невозможность принятия решения о

реализации объекта). ОВОС также нельзя рассматривать как полностью независимую,

т.к. лица, её прово­дящие, как правило, зависимы (причем финансово) от

заказчика документации или ОВОСа.

4. Принцип широкой гласности и

участия общественности. Пред­полагает доступность и достоверность

информации о ходе прове­дения экспертизы, принятых решениях и их учете органом

управ­ления при реализации объекта экспертизы; возможность общественных

организаций и граждан получать такую информацию доводить до сведения лиц,

принимающих решения, свою пози цию; обязательность для последних сообщать о

принятых решени­ях и т.д. Этот принцип обеспечивается, в частности, ст. 84 и 86

закона [3], предусматривающими административную ответственность за отказ в

предоставлении, или несвоевременное предостав­ление, или искажение

экологической информации, а также воз­мещение причиненного таким

правонарушением вреда. Гласность и достоверность экологической информации тесно

связаны с при­влечением общественности к участию в проведении государствен­ной

ЭЭ. Формы такого участия, подразумеваемые российским законодательством,

многообразны: это рассмотрение предложений граждан и общественных объединений о

самом проведении эколо­гической экспертизы, возможное включение представителей

об­щественности в состав экспертных комиссий, ознакомление насе­ления с

результатами государственной ЭЭ, проведение референду­мов и т.д.

2.2.4. Виды и типы экологической экспертизы

Виды и типы экологической экспертизы в законодательстве России [3, 4]

определены два вида ЭЭ — государственная и общественная. Что касается типов

ЭЭ, то в России они законодательно пока не закреплены, но могут быть

классифицированы по типу объекта, субъекта и этапа проводимой экспертизы.

Существуют и специфические типы ЭЭ (при приватизации, страховании,

инвестиционной деятельности и т.д.).

Не вдаваясь в подробности типов объектов экспертизы, можно выделить 3

основных группы «по типу объекта»: ЭЭ предплановых, предпроектных и проектных

материалов. Класси­фикация по типу субъекта, уполномоченного проводить

эксперти­зу, приводит к отраслевому рассмотрению и ведомст­венному

согласованию как предварительному этапу экспертизы. Учитывая, что по

российскому законодательству таких ведомств и федеральных служб, имеющих

(кроме Госкомэкологии России) отношение к экологической экспертизе и частным

оценкам в дан­ной области, насчитывается около десяти, следует отметить, что

и типов ЭЭ в этом случае оказывается также довольно много. Одна­ко

«ведомственный» подход, оправданный при анализе отдельных видов ресурсов или

воздействий на ОС, не вполне приемлем в случае комплексной экологической

экспертизы. Именно поэтому для координирования, организации и проведения ГЭЭ

законодательством и административно Госкомэкологии России определен в

качестве органа, осуществляющего межведомственные связи и общую координацию в

сфере экологической экспертизы.

Отнесение типа ЭЭ к этапам хозяйственной деятель­ности ещё более сложно, т.к.

таких этапов может быть около шестиста (планирование, проектирование,

строительство, выпуск обору­дования, штатное или аварийное осуществление

деятельности и, наконец, её прекращение или ликвидация материальной

структу­ры этой деятельности). Типизация экспертиз усложнена тем, что на

каждом этапе деятельности одновременно или последовательно могут проводиться

несколько мероприятий, несущих сегодня в себе экспертные функции:

экомониторинг и предварительный экоаудит, экологическое обоснование, ОВОС и

собственно ЭЭ (государственная и/или общественная), а также постаудит. В

итоге получается матрица «парных» типов ЭЭ, например, «ОВОС проек­та», или

«ГЭЭ программы ликвидации (перепрофилирования и т.д.) предприятия», или

«экоаудит документации по приватизации предприятия» и т.д.

2.2.5. Субъекты государственной экологической экспертизы

Субъектами государственной экологической экспертизы закон [3] определяет

«государственные органы и экспертные комиссии...», а в законе [4] уточняются

их полномочия на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации и

вводится понятие «специально уполномоченные государственные органы в области

экологической экспертизы» (ст. 13). Таковыми по закону являются: «федеральный

специально уполномоченный на то государственный орган в области охраны

окружающей природной среды — Госкомэкологии России и его территориальные

органы, которые имеют исклю­чительное право на проведение государственной

эко­логической экспертизы, и осуществляют соответствующие функции через свои

подразделения, специализированные в области организации и проведения ГЭЭ».

При изменении условий природопользования в процессе проектирова­ния или по

истечении срока действия согласований необходимо провести дополнительные

согласования этих изменений до представления материа­лов в территориальные

органы государственной экологической экспертизы.

Закон «Об экологической экспертизе», рассматривая субъекты ЭЭ, определяет

понятия «экспертная комиссия государст­венной экологической экспертизы» (ст.

15) и «эксперт государст­венной ЭЭ» (ст. 16). Кроме того, этот же закон

закрепляет кон­кретные полномочия в области ЭЭ Президента, Федерального

Собрания, Правительства, а также органов судебной власти РФ (ст. 5),

определяет вопросы ведения субъектов РФ (ст. 6), а также полномочия, права и

обязанности федерального и территориаль­ных специально уполномоченных

государственных органов в об­ласти экологической экспертизы (ст. 7 и 8).

В учебно-правовой и другой литературе [11, 13] указы­вается, что субъектами

ЭЭ и ОВОС должны выступать, как прави­ло, три стороны: заказчик, подрядчик

(исполнитель) и потребитель.

Заказчиком является властная государственная структура, наде­ленная

соответствующим правом назначать подобную ЭЭ или проводить ОВОС.

Подрядчиком (исполнителем) может являться НИИ или подобное ему учреждение,

которому будет поручено провести эксперт­изу (или ОВОС). Обычно исполнителем

ЭЭ является самостоятельная экспертная комиссия, подобранная территориальным

или фе­деральным органом Госкомэкологии России и утвержденная им.

Потребителем следует считать организацию (предприятие, учреждение), объекты

или документы которой стали предметом экспертного анализа, а также население.

В ходе дальнейшего развития экспертного процесса, например, при назначении

дополнительной или повторной экспертизы, обжаловании заключения экспертной

комиссии, т.е. при расширении круга эколого-экспертных отно­шений, число

субъектов и их виды могут меняться. В соответствии с этим в самом широком

смысле в качестве субъектов ЭЭ можно рассматривать следующие:

— работников государственных органов контроля и надзора, а также других

организаций и учреждений, выяв­ляющих первичную информацию о нарушениях

законов, норм, правил и стандартов в отношении уже действующих объектов

эко­логической экспертизы или аудита (ЭА);

— представителей научно-исследовательских и проектных орга­низаций, не

входящих в состав экспертных комиссий, но создаю­щих те самые материалы и

документы, подлежащие экспертизе (экологические обоснования и/или материалы

ОВОС);

— персонал, работающий на действующих объектах, подлежа­щих ЭЭ или ЭА и

широкая общественность, проводящие ОЭЭ или участвующие в ГЭЭ в качестве

наблюдателей.

2.2.6 .Объекты экологической экспертизы

В законодательстве обозначены лишь общие типы объектов, подлежащих

экологиче­ской экспертизе: все предплановые, предпроектные и проектные

материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории

РФ, независимо от их сметной стоимости и принад­лежности, а. также

экологические обоснования лицензий и сертифи­катов [3].

К предплановым материалам (работам) относятся документы ин­формационно-

методического характера, содержащие экономические, социальные, собственно

экологические и иные характеристики объ­екта планирования. К предплановым

работам обычно относят: про­гнозы развития отраслей хозяйства,

территориальные комплекс­ные схемы охраны природы и состояния окружающей

природной среды и т.д. К предплановой документации относятся: генераль­ные

схемы расселения, схемы и планы развития городов и терри­торий, в том числе

районной планировки (застройки) населенных пунктов, комплексные схемы охраны

и использования отдельных природных ресурсов, схемы различных специальных зон

и терри­торий (в т. ч. зон экологического бедствия, свободных экономиче­ских

и эколого-экономических зон).

К предпроектным материалам относятся: материалы выбора площадки

строительства (трассы), технико-экономические обос­нования (ТЭО), основные

положения на строительное проектиро­вание и соответствующие задания,

специальные условия на строительное проектирование и т.д.

К проектным материалам относятся типовые и индивидуальные рабочие проекты на

строительство, реконструкцию, развитие, тех­ническое перевооружение,

ликвидацию предприятий, зданий, со­оружений и др. объектов, а также иная

рабочая и сметная доку­ментация.

Объектами ЭЭ являются также материалы экологических обоснова­ний лицензий. К

объектам экологической экспертизы законом отнесены также экологические

обоснования сертификатов.

Наиболее полно и подробно в действующем российском зако­нодательстве объекты

государственной ЭЭ определены в Законе «Об экологической экспертизе» [4].

Кроме вышеуказанных типов объектов экспертизы и оценки закон закрепляет

следующие (ст. 11): проекты правовых актов РФ и ее субъектов, нормативно-

технических и инструктивно-методических документов, утвер­ждаемых органами

государственной власти РФ и ее субъектов; проекты материалов, подлежащих

утверждению органами государ­ственной власти РФ и ее субъектов; проекты

материалов, предше­ствующих разработке прогнозов развития и размещения

произво­дительных сил на соответствующей территории и т.д. (всего около 20

типов материалов).

Существенно новым с точки зрения объектов ЭЭ является то, что к ним относятся

теперь и действующие объекты, требующие повторной государственной ЭЭ, хотя

ранее уже имевшие её положительное за­ключение.

Повторная государственная экологическая экспертиза про­водится в случаях:

необходимости доработки объекта (по замечаниям ГЭЭ); при изменении условий

природопользования; реализации объ­екта экспертизы с отступлениями от

документов, получивших ранее положительное заключение ГЭЭ или внесения

изменений в эти до­кументы; внесения в проектную документацию изменений после

получения положительного заключения государственной ЭЭ; истече­ния срока

действия положительного заключения ГЭЭ.

Разработан конкретный Перечень видов (объектов) хозяйственной и иной

деятельности, при подготовке обосновывающей документатции на строительство

которых ОВОС проводится в обязательном порядке. Перечень закреплен в

Положении «Об оценке воздействия на окружающую среду в РФ» [10]. Он содержит

ЗЗ основных типа объектов и видов деятельности, характеризуемых предельными

значениями мощности, производительности, тепло­вой нагрузки (например, ТЭЦ),

объемом отходов или хранящихся веществ, другими количественными

характеристиками объектов,! позволяющими судить об их экологической вредности

или опасности.

Перечень экологически опасных объектов и ви­дов хозяйственной деятельности,

уточненный ВНИИ природы [6]:

1. Объекты ядерно-топливного цикла — установки,

предназна­ченные для производства или обогащения ядерного топлива,

реге­нерации отработанного ядерного топлива или сбора, удаления и переработки

радиоактивных отходов, ТВЭЛ, ядерных боеприпасов и реакторов.

2. Топливно-энергетические объекты — атомные,

гидравличе­ские и тепловые электростанции и крупные установки для сжига­ния

топлива мощностью 300 Мвт и более.

3. Черная и цветная металлургия — установки для

доменного и мартеновского производства, предприятия черной и цветной

ме­таллургии, машиностроительные и металлообрабатывающие пред­приятия, за

исключением производства без литейных и предпри­ятий, на которых отсутствуют

цеха химической обработки руд.

4. Нефтехимическая, нефте- и газоперерабатывающая

промыш­ленность, за исключением заводов по производству смазочных материалов

из сырой нефти и установок по производству сжижен­ного газа из угля и

битуминозных сланцев мощностью до 500 т/сут.

5. Химическая промышленность — химические комбинаты,

пред­приятия по извлечению, производству и переработке асбеста и асбе-

стсодержащих продуктов (асбестоцементной продукции — мощ­ностью свыше 20 тыс.

т./год, фрикционных материалов — мощно­стью свыше 50 т/год готовой продукции,

прочих изделий — в объёмах и свыше 200 т/год), стекла, минеральных удобрений,

пестицидов и| других ядохимикатов.

6. Коксохимическое производство, заводы термической

перера-м ботки твердого топлива.

7. Добыча и переработка всех видов полезных ископаемых,

включая нефть и газ.

8. Целлюлозно-бумажная промышленность — производство

дре­весной массы, целлюлозы, полуцеллюлозы, бумаги, картона с су­точным

объмом 200 т и более.

9. Легкая промышленность — фабрики по очистке, промывке

и отбеливанию шерсти, кожевенные заводы, красильные фабрики и другие

предприятия за исключением производств пряжи и тканей из хлопка, льна и

шерсти при отсутствии красильных и отбельных це­хов, обуви, шелков, трикотажа

и кружев, швейных фабрик.

10. Строительная индустрия — предприятия с

гидромеханизиро­ванной добычей песчано-гравийных материалов, цементные и

известковые заводы.

11. Микробиологическое производство, заводы антибиотиков.

12. Нефте-, газо- и нефтепродуктопроводы диаметром труб

бо­лее 300 мм и магистральные водоводы.

13. Склады для хранения нефтяных (общей емкостью более 5

тыс. м3), нефтехимических, химических продуктов, ядохимикатов, минеральных

удобрений (емкостью 5 тыс. т и более), пестицидов (мощностью 850 т и более),

наземные хранилища природного газа, подземные хранилища горючих газов.

14. Производство, хранение, транспортировка и уничтожение

боеприпасов, взрывчатых веществ и ракетного топлива.

15. Магистральные автомобильные дороги, автострады

общего­сударственного, республиканского, областного (краевого) значе­ния,

аэропорты длиной взлетно-посадочной полосы 1500 м и более.

16. Торговые морские порты, а также внутренние водные пути и

порты на них, принимающие суда грузоподъемностью 1350 т и более.

17. Железные дороги дальнего сообщения, станции и пункты

очистки и промывки вагонов.

18. Животноводческие комплексы — свиноводческие (50 тыс.

голов и более), по откорму молодняка КРС (6 тыс. голов и более), КРС (1200

коров и более), птицефабрики (400 тыс. кур-несушек и более, 3 млн. бройлеров

и более).

19. Мелиоративные системы площадью более 1000 га,

магист­ральные каналы.

20. Системы водоснабжения крупных городов (водозаборы

по­верхностных вод производительностью более 1 м3/сек и подзем­ных вод при

заборе воды 10 млн м3/год и более).

21. Крупные плотины (высотой более 15 м) и водохранилища.

22. Объекты, полигоны термической, химической переработки,

утилизации и захоронения нерадиоактивных (промышленных,

сельскохозяйственных и др.) отходов.

23. Санитарно-технические сооружения и установки

комму­нального назначения — мусоросжигательные и мусороперерабаты-вающие

заводы, свалки для складирования отходов органического происхождения

(включая скотомогильники), твердых бытовых отходов районного

(областного) значения.

24. Вырубка лесов на больших площадях (при сооружении

гид­ротехнических и других промышленных объектов).

25. Космодромы.

Примечание: На все объекты, расположенные в зонах экологического бедствия,

чрезвычайных экологических ситуаций, оценка воздействия проводится в полном

объёме.

ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ (ПРОЦЕДУРА) ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Процедура, включающая в себя случай и основания для назначе­ния, условия

организации и порядок проведения, организационные формы и правила,

учитываемые аспекты, а также конечные резуль­таты, отличается для различных

видов и типов экологических экс­пертиз. Рассмотрение этих различий, прежде

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.