|
|
|
|
Курсовая: Министерство экологии республики Кыргызстан
Курсовая: Министерство экологии республики Кыргызстан
КГНУ Институт Интеграции Международных Образовательных Программ Кыргызско-Американский Факультет Компьютерных Технологий и ИНТЕРНЕТ |
|
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине “Системный анализ и теория принятия решений”
Тема: Министерство экологии и охраны природы.
выполнили:
студенты III курса
Зайцев Д.А.
Насыров И.М.
Руководитель:
Профессор АН КР
Живоглядов В.П.
Бишкек-98.
АННОТАЦИЯ
В данной работе были представлены задачи, цели и функции Министерства
экологии и охраны природы. Также функционально - структурный анализ данного
органа управления в виде схемы и описания каждой должности и их деятельности.
Принята попытка, внести несколько предложений в информацию Министерства
экологии и охраны природы, для повышения эффективности деятельности данного
органа управления и облегчения работы служащих. Рассмотрен жизненный цикл
информационной системы в виде схемы и словесного описания.
Explanation.
In given work were presented problems, purposes and functions of Ministry
nature protection and surrounding ambiences. Also function - a structured
analysis of given management body in the manner of schemes and each job title
descriptions and their activity. Accepted attempt , contribute several offers
in information a Ministry nature protection and surrounding ambiences, for
raising efficiency of given management body activity and relieving a
functioning (working) the employees. Considered life information system cycle
in the manner of schemes and verbal description . In given work were
presented problems, purposes and functions of Ministry nature protection and
surrounding ambiences. Also function - a structured analysis of given
management body in the manner of schemes and each job title descriptions and
their activity. Accepted attempt , contribute several offers in information a
Ministry nature protection and surrounding ambiences, for raising efficiency
of given management body activity and relieving, а functioning (working) the
employees. Considered life information system cycle in the manner of schemes
and verbal description
Ключевые слова: системный анализ, структура, информатизация, жизненный цикл.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение
.........................................................................4
2. Описание органа управления Министерства экологии и
охраны природы как системы
...................................................................5
2.1.Задачи, цели, построение дерева целей .......... 6
2.2.Функции. Иерархическая схема функций ...................................7
3. Функционально-структурный анализ органа
управления Министерства экологии и охраны природы..9
3.1. Распределение функций по отделам. ....................................10
3.2. Предложение по структуре. ..............................13
4. Системный подход к информатизации Министерства
экологии и охраны природы. ............14
4.1. Задачи информатизации. ................................................14
4.2. Жизненный цикл информационной системы и декомпозиция
задач информатизации. ...................................15,16
5. Термины и определения.
5.1. Иерархия терминов.....................................................17
5.2. Глоссарий.............................................................17
6. Заключение. ..............................................................18
7. Используемые источники и литература. ..............19
ВВЕДЕНИЕ
Экология - биологическая наука, изучающая организацию и функционирование
надорганизменных систем различных уровней. Часто Экологию определяют также
как науку о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой.
Современная экология интенсивно изучает также проблемы взаимодействия
человека и биосферы.
Целью данной работы является оценка деятельности Министерства экологии и
охраны природы Кыргызской республики, а также внесение предложений в структуру
и функции этого аппарата управления с помощью системного анализа.
Ecology - a biological science, studying organization and operation on
organizing different level systems. Often, Ecology defines also as a science
on relations of organisms between itself and with the surround ambience. The
Modern ecology intensive studies also problems of interaction of person and
biosphere.
Take Aim a given work is a Ministry activity evaluation of eclogues and
protection of nature a Kyrgyz republic, as well as a contributing the offers in
the structure and functions of this device of management by means of the system
analysis.
2. Схема описания органов управления Министерства экологии и охраны
окружающей сред
2.1. Задачи и цели Министерства экологии и охраны
природы
¨ обеспечение рационального использования природных ресурсов
¨ формирование жизненной среды, удовлетворяющей материальные и
духовные потребности человека
¨ разработка и проведение государственной политики в области
управления охраной окружающей среды
¨ обеспечить экологическую безопасность государства
Дерево целей
2.2. ИЕРАХИЧЕСКАЯ СХЕМА ФУНКЦИЙ ДАННОГО ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ
А
5524
А - Рациональное использование и контроль за природопользованием.
1- формирует эколого-информационный банк о состоянии,
использовании и охране природных ресурсов;
2- учет использования природных ресурсов, выбросов,
сборов загрязняющих веществ, вредных воздействий на окружающую среду и их
источников;
3- определение потребности на оборудование, приборов, средств
автоматики, стандартных образцов, химических реактивов;
4 - экологический прогноз, государственная программа,
территориальные комплексные схемы охраны природы, использование и охраны
водных, земельных и других природных ресурсов;
5 - прием объектов, выбор места и отвод земель для
народнохозяйственного пользования;
6 - контроль за хищными ловчими птицами, охотничьим собаководством;
7- рекреационные мероприятия;
8 - регистрация и охрана поднадзорных судов и баз для их
стоянок; безопасность плавания судов;
9 - создание комиссии по международному сотрудничеству;
10- разработка и утверждение Положения о Красной книге;
10.1 - ведение государственного кадастра животного, растительного мира,
земельных и водных ресурсов;
10.2 - выдача разрешений на природопользование;
10.3 – мониторинг животного и растительного мира;
11- установление лимитов, выдача и анализ разрешений на:
11.1 - потребление атмосферного воздуха для производственных нужд;
11.2 - выбросы в атмосферу;
11.3 - размещение отходов и токсичных материалов и веществ в окружающей среде;
11.4 - пользование, ввоз и вывоз из страны животного и растительного мира ;
11.5 - бурение скважин на воду;
11.6 - производство работ на водных объектах;
12- организация деятельности заповедников и охотничьих хозяйств;
12.1 - организация научно-исследовательских работ для лесного, сельского и
охотничьего хозяйства;
12.2 - государственный контроль за ведением охотничьего хозяйства, охот
спорта, промысла, заготовок пушного и мехового сырья;
12.3- учет государственного охотничьего фонда и предоставление права
ведения охотничьего хозяйства.
3. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
ФУНКЦИИ ОТДЕЛЫ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | МИНИСТР | | | | | | | | | | | | | ЗАМ. МИНИСТРА | | | | | | | | | | | | | ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТНИК | | | | | | | | | | | | | ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СОВЕТНИК | | | | | | | | | | | | | ОТДЕЛ НОРМАТИВНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ | | | | | | | | | | | | | ОТДЕЛ ПРЕДПРОЕКТНЫХ И ПРОЕКТНЫХ ДОКУМЕНТАЦИЙ | | | | | | | | | | | | | ОТДЕЛ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | | | | | | | | | | | | | ОТДЕЛ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ | | | | | | | | | | | | | ОТДЕЛ КОНТРОЛЯ РЕСУРСОВ | | | | | | | | | | | | | ОТДЕЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГНОЗА И ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ | | | | | | | | | | | | | ОБЩИЙ ОТДЕЛ | | | | | | | | | | | | | ОТДЕЛ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА | | | | | | | | | | | | |
3.1 Анализ распределения функций по отделам
3.2. Предложение по структуре.
В целях получения более эффективных результатов деятельности Министерства
охраны природы Кыргызской Республики, необходимы качественные изменения в
системе управления органами Министерства. В частности, предлагается
установить компьютерные информационные системы, в каком-нибудь из отделов.
Установление компьютерной информационной системы зависит от цели, которая
преследуется, например, для управления структурой при помощи современных
технологий (отказываясь от «ручного» способа ).
В связи с этим предлагаем установить КИС в такие отделы Министерства охраны
природы, как Главное контрольно-инспекционное управление или Главное
управление экологической экспертизы. В свою очередь необходима постановка
определенных целей и задач использования КИС в этих отделах. Начнем
рассмотрение Главного контрольно-инспекционного управления.
Этот орган управления подразделяется на такие отделы, как отдел охраны среды,
отдел контроля биоресурсов и отдел нормативно-правового регулирования, можно
поставить целью сбор и обработку информации, которая затем поступает в
центральный аппарат и является неотъемлемой частью принятия решения с помощью
сети компьютерных средств. Это позволяет вести учет использования природных
ресурсов, выбросов, сбросов, загрязняющих веществ, вредных воздействий на
окружающую среду и их источников, причем можно обеспечить постоянное
обновление информации, данных о состоянии окружающей среды, количества
биоресурсов, не только по областям Республики, но и по ее районам, с тем,
чтобы осуществлять соответствующий контроль и регулирование деятельности
данной структуры управления. Также использование информационных средств в
этой сфере дает возможность связи с другими ведомственными структурами при
необходимости получения или даче рекомендаций в отношении совместной
деятельности по инспектированию и контролю. Также появится возможность
сравнения аналогичной ситуации Кыргызстана с другими республиками, так как
только совместная деятельность может привести к положительным результатам
работы. Причем, как это уже было сказано выше, использование ИС намного
облегчит как работу сотрудников Главного контрольно-инспекционного
управления, так и сотрудников всего Министерства охраны природы.
Если говорить о Главном управлении государственной экологической экспертизы,
то всесторонне известно, что только после одобрения проектов этим управлением
можно их внедрить. Следовательно, здесь речь идет о создании, обработке и
выборе пред проектной и проектной документации, используя КИС. Таким образом
ставится цель об упорядочении всей этой документации и ее анализе для выбора
наиболее оптимального проекта или, в целом, решения с помощью КС.
Опять-таки, при рассмотрении какого-либо проекта данное управление принимает
во внимание множество важных пунктов:
n социально-экологическое развитие регионов, на которых намереваются
осуществить проект;
n все санитарно-гигиенические нормы будущего проекта, использование
технологий, материалов, веществ, их характеристики, и самое главное
экологическую ситуацию этих регионов.
Отсюда вытекает следующее:
q сеть компьютерных средств будет содержать всю информацию по данным
пунктам и, таким образом, обеспечит быстрый и легкий доступ к этим данным, а
также дает возможность выбора альтернатив путем сравнения и оценки информации
q Все те проекты, которые не подходят экологическим нормам,
установленными Главным управлением государственной экологической экспертизы,
будут «отметаться» информационной системой в целях их переработки, внесения
дополнений или изменений, либо в целях их отмены.
4. Системный подход к информатизации
Министерства экологии и охраны природы.
4.1. Задачи информатизации.
Предложенные выше варианты информатизации Министерства экологии и охраны природы
требуют большого количества затрат на оборудование и переквалификацию кадров
каждого отдела. Учитывая нынешнюю ситуацию в экономике Кыргызстана, мы
предлагаем создать единый отдел как определенный элемент системы. Это мог бы
быть Справочно-информационный отдел с сетью компьютерных средств,
ставящий перед собой следующие задачи:
1. создание баз данных (например: база данных источников загрязнения, базу
данных залежей природных ископаемых)
2. обеспечение информацией относительно:
n экологической ситуации в Республике вообще;
n экологической ситуации в различных регионах;
n использования ресурсов;
n учет выбросов, вредных воздействий на окружающую среду и их источников;
n состояния животного и растительного мира по регионам и т.д.
Кроме того, данные будут обновляться на каждый день (неделю, месяц и т.д.).
Информационная система должна быть универсальной, то есть каждый отдел будет
иметь доступ к получению нужной информации, межрегионального, так и
межгосударственного характера. Более того, министр может также обратиться в
этот отдел для получения информации нужной для принятия оптимального решения.
4.2. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Каждая система в процессе своей жизни проходит такие этапы как: рождение,
развитие, функционирование, гибель (рис. 1) или же при дальнейшем развитии
проходит этап диагностики (рис.2).
(рис.1)
(рис.2)
Декомпозиция задач информатизации.
1. Оценивая ситуацию в органах управления Министерства, приходим к
выводу, что данная система управления довольна, традиционна для сегодняшнего
времени, требующего новых технологий для сбора, обработки и хранения
информации. Нынешняя модель управления затрачивает намного больше усилий,
времени и средств и дает меньшую эффективность, чем модель, использующая
информационные технологии.
2. В связи с этим мы предлагаем создать справочно-информационный отдел, с
помощью которого будет обеспечиваться:
2.1 быстрый и легкий доступ к информации;
2.2. экономия времени:
2.3. автоматический контроль за экологической обстановкой в республике;
2.4. постоянное обновление информации;
2.5. связь как внутри республики, так и вне нее.
3. Информационная система данного отдела должна содержать следующее:
3.1. база данных по различным разделам (Например, таких как: база данных
источника загрязнения; катастрофических явлений, залежей природных ископаемых
и т.п.)
3.2. система сравнения данных и оценки принимаемых решений.
4. Система, удовлетворяющая всем требованиям, реализуется. Если при
реализации системы нормально функционирует, без отклонений, то переходим к
пункту 5.
5. Созданная новая система должна постоянно поддерживаться, то есть
должен проводиться мониторинг функционирования системы, постоянное обновления
данных.
5. Термины и определения
5.1. Иерархия терминов
Понятия системного анализа и теории принятия решений систематизированы по
следующим разделам:
1. Основные понятия 2. Воздействия и сигналы
3. Виды управления 4. Принципы управления
5. Управляющие объекты 6. Системы
управления 7.
Типовые законы управления 8. Элементы систем управления
9. Структуры систем управления.
5.2. Глоссарий (список терминов и их определения).
АСУ - (автоматизированная система управления). Ряд технологий
производства, позволяющих осуществлять управление работой оборудования при
помощи ЭВМ.
Адаптивная структура - организационная структура, позволяющая
гибко реагировать на изменения в окружающей среде, и тем самым
принципиально отличающаяся от механической (или
бюрократической) структуры
Внутренние переменные - ситуационный фактор внутри организации. К ним
относятся цели, структуры, задачи ,технологии и люди.
Горизонтальное распределение труда - разделение работы в организации на
составляющие компоненты.
Дивизиональная организационная структура - тип организационной структуры,
разработанный в интересах больших организаций для которых функциональные
структуры уже перестают быть эффективными. Основными типами структур с
отделениями являются региональные и продуктовые структуры, а также структуры
ориентированные на покупателя.
Задача - предписанная работа, серия рабочих функций, которые должны быть
завершены в определенной форме в рамках ограниченного периода времени.
Иерархическая структура - организационная структура, характеризуемая
многоуровневым управлением и незначительным объемом управления на каждом
уровне.
Информационно-управляющая система - Формальная система обеспечения
руководителей информацией, необходимой для принятия решений.
Классическая школа управления - подход к управлению, сложившийся на
раннем этапе и основанный на идентификации общих принципов для их рационального
использования в организации
Контроль-процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей.
Планирование-процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения.
Подразделение - формальная группа в организации, отвечающая за выполнение
конкретного набора задач для организации в целом.
Рациональное решение - выбор, подкрепленный результатами объективного
анализа. Рациональное решение в отличие от основанного на суждении не зависит
от опыта, накопленного в прошлом.
Решение- выбор альтернатив.
Технология-любое средство преобразования исходных данных, будь то люди,
информация или физические материалы - для получения желаемых продукций или
услуг.
Цели - конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых
хотела бы добиться группа, работая вместе.
Эффективность производства - рыночная стоимость произведенной продукции,
деленная на суммарные затраты.
6. Заключение
В данной работе была предпринята попытка проанализировать сегодняшнее
состояние структуры и функций Министерства экологии и охраны природы. Было
внесено предложение отказаться от традиционных форм управления и создать
отдел с сетью компьютерных информационных средств, облегчающих процесс сбора
и обработки информации, необходимой для принятия решений.
Но мы представили данную модель в структуре центрального аппарата
Министерства. Хотелось бы чтобы в будущем подобные отделы существовали в
каждом отдельном регионе или области. Согласованная деятельность, новые
технологии - вот гарант успеха.
Также существует много недостатков в нашей республике по охране природы. В
том числе: естественный бытовой, заводской мусор вывозится на большие свалки
за город, что приводит к нарушению и к загрязнению водных ресурсов, водоемов,
культурных полей, атмосфер, а также является разносчиком разных заболеваний.
На примере западных стран, где на высоком уровне построены заводы по
сортировки и переработки мусора:
¨ не допускать открытый сбор мусора в контейнерах;
¨ ввести в обязанность заводам по изготовлению пластиковых мешков (что дает
экологическую чистоту при вывозе).
На заводах сортировать и уничтожать мусор в виде:
¨ топлива (что дает отопление одной из частей города);
¨ из резиновых и пластмассовых изделий переплавлять на бытовые предметы;
¨ металл, железо, как ценнейший материал для нашей республики отправлять на
заводы для переплавки;
¨ стекло и посуду переплавлять на стекольном заводе в Токмоке на
стеклянные изделия.
Ведь экология окружающей среды играет огромную роль для человечества. Давайте
охранять ее эффективными способами и совместными усилиями.
7. Используемые источники и литература.
1. Положение о Министерстве экологии и охраны природы Кыргызской Республики.
2. Схема управления Государственного комитета по охране природы Кыргызской
Республики.
3. Лекции по "Системному анализу и теории принятия решений ".
|
|
|
|
|