РУБРИКИ |
Билеты: Билеты по экономической географии |
РЕКЛАМА |
|
Билеты: Билеты по экономической географииОсобенности сырьевой базы цветной металлургии: - крайне низкое содержание полезных компонентов в сырье (1 т. олова – 300 т. руды); - многокомпонентность сырья; - огромная топливо и энергоемкость сырья в процессе переработки. Эти особенности влияют на развитие и размещение отраслей. Главным образом размещение зависит от сырьевой базы. При этом обогащение привязано непосредственно к местам добычи руд (при этом важно наличие воды, обогащение связано с потреблением больших объемов воды). Урал – старейший регион по производству цветных металлов (производится 43% рафинированной меди, 65% цинка, значительное количество серебра, золота, редких металлов). Цветная металлургия развита в Северном и Северо-западном экономических районах (алюминий, медь, никель). Развита отрасль в Восточной Сибири и особенно на Дальнем Востоке. Особенно быстро развивается аллюминевая промышленность (она опирается на крупнейшие топливно-энергетические и сырьевые ресурсы). Главные центры производства – Красноярский, иркутский, Братский, Саянский аллюминевые заводы. Высокоразвитой отраслью является свинцово-цинковая промышленность, оловянная. Крупным центром металлургии является Норильский горно-обогатительный комбинат. Перспективы развития металлургического комплекса: сохранение оптимальных технологических связей, создание конкурентной среды, привлечение средств для технического перевооружения.1 20. Структура, значение и роль машиностроительного комплекса. Машиностроение – одна из ведущих отраслей России, создавая наиболее активную часть основных производительных фондов – орудия труда. На его долю приходится более 1/3 объемов производства тварной продукции промышленности РФ. В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств 1. Комплексные отрасли – энергетическое и транспортное машиностроение, электротехническое, станкостроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и другие. Выделяют, в зависимости от металлоемкости и трудоемкости, тяжелое (большое потребление металла, малая трудоемкость); общее (средние нормы металла, энергии, невысокая трудоемкость); среднее (малая металлоемкость, высокая трудоемкость). Роль комплекса в едином народно – хозяйственном комплексе: определяет пути совершенствования и темпы роста народно-хозяйственного комплекса; выступает как районообразующий фактор; влияет на масштабы и темпы внедрения оборудования; создает орудия труда; отражает степень развития НТП 2. 21.Факторы и особенности размещения важнейших отраслей машиностроения. Факторы, определяющие развитие и размещение машиностроительного комплекса: природные условия; объемы капитальных вложений, их источники; специализация и уровень развития районов; базовый уровень науки и техники; транспортная сеть; наличие трудовых ресурсов; масштабы и география потребителей; транспортабельность сырь и готовой продукции; экологическая обстановка в регионе3. Степень влияния конкретных факторов на размещение машиностроения: Тяжелое – решающее влияние имеют сырьевые ресурсы; слабое влияние – трудовые ресурсы и районы потребления. Локомотивостроение – сильное влияние имеют сырьевые ресурсы; слабое – трудовые. Судостроение – слабое влияние – трудовые ресурсы; решающее влияние районы потребления. Автостроение – решающее влияние – трудовые ресурсы. Станкостроение – слабое влияние сырьевых ресурсов; сильное влияние трудовых ресурсов и районов потребления продукции. Приборостроение – решающее влияние имеют трудовые ресурсы. Сельскохозяйственное машиностроение – слабое влияние имеют трудовые ресурсы; решающее значение – районы потребления продукции. Тяжелое машиностроение связанно в основном с сырьевыми базами. Общее машиностроение – основное значение потребительский рынок. Среднее машиностроение – районы наличия трудовых высококвалифицированных ресурсов1. 22.Основные итоги и проблемы развития машиностроения. В машиностроениии в наибольшей степени (после легкой промышленности) сокращены объемы производства за последние годы. Одна из главных причин - резкое сокращение производство оборонной продукции. Но, к сожалению, не только ее. По отдельным показателям производства продукции в натуральном выражении максимум приходится еще на 1970 год (например, металлорежущие станки, некоторые с/х машины, бульдозеры, прядильные машины), по другим на 80-е - начало 90-х годов.
Начиная с 1992 года резко снизились темпы и объемы производства по машиностроительному комплексу в целом и по отдельным важнейшим отраслям (электротехническое, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение). Износ основных фондов составляет 45%, свыше 60% станки имеют возраст свыше 100 лет. Комплекс находится в критическом состоянии, борется за выживание на внутреннем и внешнем рынках1. Основные причины: низкое техническое оснащение; общий кризис в стране; физический и моральный износ основных фондов, отсутствие схемы развития и размещение комплекса в целом; невозможность быстрого освоения видов машиностроения производимых в бывшем СССР; ограничение спроса на продукцию; недостаточная гибкость производства в условиях перехода к рынку; старение рабочей силы2. Перспективы выхода: помощь со стороны государства; привлечение инвестиций как Российских, так и зарубежных; структурная перестройка; опережающий рост таких отраслей как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производства вычислительной техники, что позволит России набрать темпы для приближения к мировому уровню экономики 3. 23.Развитие и размещение отраслей химической и нефтехимичес-кой промышленности. Проблемы и перспективы их развития и раз-мещения.
Химический комплекс включает: химическую, нефтехимическую, микробиологическую промышленность. Химическая и нефтехимическая промышленность имеет тесную взаимосвязь со многими отраслями народно-хозяйственного комплекса РФ получая от различных отраслей страны первичное и вторичное сырье, и взамен поставляют готовую продукцию.1 На концентрацию химической промышленности оказывают существенное влияние: не распространенность некоторых видов сырья, комплексное его использование, комбинирование производства и развитие техники. 2 Принципы размещения – приближение производства к источникам сырья, топливно- энергетическим ресурсам и районам потребления; рациональное разделение труда и комплексное развитие хозяйств регионов. Факторы размещения – сложившееся размещение химической промышленности; уровень развития НТП, экономического развития района; размещение сырьевой и топливно-энергетической базы; транспортное обеспечение; трудовые ресурсы; потребительский фактор; экологический фактор. 3 Проблемы развития – обновление основных фондов современным оборудованием; повышение уровня эффективности размещения; ускорение НТП; повышение качества продукции; утилизация отходов; повышение уровня капитальных вложений; охрана окружающей среды. Направления развития и размещения: ускоренное развитие отраслей; научное обоснование размещения; внедрение методов химической обработки различных видов сырья; повышение уровня удовлетворения населения в товарах широкого потребления, повышение уровня химизации сельского хозяйства и строительства; улучшение использования не возобновимых источников природных ресурсов. 4 24.Развитие и размещение отраслей лесозаготовительной, лесохи-мической, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей про-мышленности.
При размещении отраслей лесного комплекса надо учитывать: особенности лесохозяйственного производства; принципы и факторы размещения; типы лесопромышленных районов; качественную сторону базы; ее перспективы; задачи стоящие перед комплексом1. Факторы размещения: сырьевой, географическое положение района, наличие трудовых ресурсов, транспортная сеть, потребительский рынок. Принципы размещения: комплексность; приближение к районам лесозаготовок, непрерывность и неистощимость лесных ресурсов, рациональное использование 2. Основные районы лесозаготовок: Север и Волго-Вятский район. Перспективные – в восточных районах. 25. Структура строительного комплекса. Факторы и особенности размещения строительной индустрии.
Строительный комплекс включает в себя промышленность стройматериалов и широкую сеть различных строительных организаций3 . В промышленность строительных материалов входят: цементная промышленность; промышленность сборного железобетона; производство извести; гипса; оконного стекла; асбестовая и другие4. Факторы размещения: природно-климатические условия; наличие сырьевой базы; объемы капитальных вложений; уровень экономического развития региона; наличие собственной строительной базы и мощностей в регионе и т.д. Особенности комплекса влияющие на размещение и развитие: наличие собственной специализированной материально-технической базы; комплексность развития; обособленность отраслей внутри комплекса; целевая направленность на обеспечение целостности комплекса; маневренность отдельных его звеньев 5. Отрасли строительных материалов тяготеют к сырьевому и потребительским факторам. Преимущественно сырьевая ориентация – цементная, производство кирпича, асбестовых и шиферных изделий, стекла, гипса и др. Преимущественная потребительская ориентация: железобетонные изделия и бетон, мягкая кровля. Строительный комплекс – звено любого территориально-производственного комплекса 1. 26. Развитие и размещение отраслей легкой промышленности. Факторы, особенности, определяющие их размещение и развитие.
Производством товаров народного потребления занимаются практически все отрасли ЕНХК, но наибольшая роль отводится легкой промышленности, которая обеспечивает население тканями, одеждой, обувью и другими предметами потребления, она использует преимущественно сельскохозяйственное сырье 2. Состав легкой промышленности: текстильная, швейная, кожевенная, меховая и обувная промышленности. В основе размещения предприятий легкой промышленности лежат общие принципы с ориентацией на сырьевые, трудовые ресурсы и потребительский фактор 3. Все отрасли делятся по их тяготению к районам потребления и источникам сырья на три группы (за исключением первичной обработки сырья) 4: - С одновременной ориентацией – хлопчатобумажная, шерстяная, шелковая, трикотажная. - На потребителе – обувная, швейная. - На сырье – льняная. Все отрасли тяготеют к трудовым ресурсам – все отрасли трудоемки. 27. Структура и значение агропромышленного комплекса (АПК). Валовая продукция сельского хозяйства составила в 1995 году 15.7 % в ВОП России (1992г. - 8.6 %) и 16.9 % в национальном доходе страны (1992 - 9.8 %). В сельском и лесном хозяйстве трудилось 10.5 млн. чел. (9.7 млн.чел.) или 15.7 % (14.3 %) от общей численности занятых в народном хозяйстве.
АПК обеспечивает важнейшую потребность человека в продуктах питания и обеспечивает продуктами другие отрасли народного хозяйства. Сельское хозяйство производит 12 % валового общественного продукта и более 15 % национального дохода России. Сельское хозяйство – центральное звено АПК. В структуре АПК выделяют три сферы1: 1. Производящие отрасли (растениеводство, животноводство, рыбное хозяйство, лесное хозяйство). 2. Обслуживающие отрасли (ветеринарная, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, комбикорма, сельское производственное строительство и др.). 3. Перерабатывающие отрасли (пищевая, отрасли легкой промышленности), связанные с первичной обработкой льна, отрасли обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку, реализацию продукции. Структура АПК далека от совершенства, сельское хозяйство является в нем главным звеном, в развитых странах главная роль принадлежит третьей сфере АПК. 28.Развитие и размещение растениеводства.
Растениеводство – основа сельского хозяйства так как от ее развития зависит уровень животноводства. Первостепенное значение имеет здоровое хозяйство (занято половина посевных площадей). Основные культуры: пшеница озимая и яровая (Северный Кавказ, Центрально-черноземный район, Поволжье, Урал, Сибирь); кукуруза (Северный Кавказ, Центрально-Черноземный район, Южное Поволжье); крупяные продукты – просо, гречка, рис; масличные культуры – подсолнечник, горчица; технические культуры – лен-долгунец (Центральный, Волго-Вятский, Северный, Северо-западный районы), сахарная свекла (Центрально-Черноземный район, Северный Кавказ). Картофель выращивается почти повсеместно, но товарная отрасль в Центральном, Волго-Вятском, Центрально-Черноземном районах и Западной Сибири. Основные посевы овощей – Северный Кавказ, Поволжье, Центрально-Черноземный район1. Принципы развития и размещения сельского хозяйства: наименьшие затраты труда при максимуме производства; пропорциональность между сельским хозяйством и промышленностью; приближение перерабатывающих отраслей к источнику сырья, а сельского хозяйства к потребителям; учет природных условий; наличие развитой транспортной сети; укрепление материально-технической базы; наличие квалифицированных кадров; укрепление сельского хозяйства, самостоятельности регионов; учет потребностей в сельском хозяйстве продукции 2. 29.Развите и размещение животноводства.
В животноводство входит: скотоводство (разведение крупного рогатого скота, свиноводство, овцеводство, коневодство, верблюдоводство, прочие виды скотоводства); оленеводство; кролиководство; звероводство; собаководство; птицеводство; пчеловодство; рыбоводство1 . Развитие сельского хозяйства базируется на рациональном использовании земли, как главного средства производства. Животноводство дает 60% валовой продукции сельского хозяйства. Эффективное производство невозможно без создания прочной кормовой базы. Кормовая база зависит от природных условий и в результате влияет на развитие и размещение отдельных отраслей животноводства. Развитие крупного рогатого скота и овцеводство размещается там, где есть значительные сенокосные и пастбищные угодья, свиноводство и птицеводство ориентированны на земледельческую кормовую базу. От природных условий зависит продолжительность пастбищного и стойлового содержания, выбор структуры стада, поголовья, технологии откорма и выращивания животных. 30.Состав, структура и факторы размещения перерабатывающих отраслей АПК. Пищевая промышленность важнейшая часть АПК – относящаяся к перерабатывающей отрасли. Состав отраслей2: пищевая промышленность (сахарная, хлебопекарная, кондитерская, соляная, табачная, безалкогольная, спиртовая и т.п.); мясная и молочно-мясная (мясная, масложировая, клее-желатиновая); рыбная промышленность; мукомольно-крупянная; комбикормовая промышленность. В зависимости от происхождения сырья отрасли группируют по 3 группам3: 1. растительное сырье, 2. животного происхождения, 3. не сельскохозяйственное сырье (рыбная, производство безалкогольных напитков, соляная). Специфика сырья и готовой продукции ставит размещение отраслей в определенные рамки. С позиции территориального развития и размещения отрасли пищевой промышленности делят на пять групп1: 1. отрасли в каждом городе, с/х районном центре (хлебопекарная, пивобезалкогольная); 2. в крае, области, республике (кондитерская, макаронная, табачная); 3. экономическом районе (крахмалопаточная, масложировая); 4. на растительном сырье малотранспортабельная (сахарная, плодоовощная, первичное виноделие, чайная, табачно-ферментационная) 5. производство в конкретных районная (соляная, производство минеральных вод). 31. Единая транспортная система страны. Значение, показатели и перспективы развития транспорта. Транспорт общего пользования и необщего пользования (ведомственный). К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) грузов и пассажиров (включая граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на общественом транспорте). Основные показатели по видам транспорта общего пользования в 1995г:
Перевозки пассажиров и пассажирооборот за последние годы в целом сократились, по отдельным видам транспорта значительно. Например, по такси перевозки в 92- 95г.г, сократились в 4 раза, а число городов в России, где имелись такси сократилось за эти три года с 442 до 204. По морскому транспорту сокращение в 3 раза, внутренним водным и воздушным- почти вдвое. (Влияние дотаций на городской транспорт, пассажирский ж/д за счет грузовых перевозок). Протяженность путей сообщения (на конец 1995 года, тыс. км): железнодорожные пути, всего - 151, в т.ч. общего пользования - 87; автомобильные дороги, всего - 949, в т.ч. общего пользования - 533; трамвайные пути - 3, троллейбусные линии - 4.6, метрополитенные пути - 0.4; трубопроводы магистральные, всего - 210, в т.ч. газопроводы - 148, нефтепроводы - 47, нефтепродуктопроводы - 15; внутренние водные судоходные пути - 84, в т.ч. с гарантированными глубинами - 34. На начало 95г. в РФ насчитывалось 2.4 тыс. речных причалов общего пользования с протяженностью причального фронта 184 км и 43 морских торговых порта с причалами в 44.5 км. Единая транспортная система - взаимосвязанная и взаимодействующая совокупность путей сообщения, транспортных узлов, транспортных и технических средств и сооружений для всех видов транспорта по обслуживанию производства,обращения и перевозки пассажиров1. Значение транспорта: связывающее звено между отраслямипромышленности и сельского хозяйства; выступает в качестве районообразующего фактора; способствует укреплению обороноспособности страны; способствует эффективности деятельности всех отраслей ЕНХК; оказывает услуги населению 2. Перспективы развития: увеличение инвестиций в отрасль; привлечение имностранного капитала, налаживание поставщиков транспортного комплекса - транспортное машиностроение, приборостроение, стройиндустрия и др. В самом комплексе необходима тесная координация всех видов транспортаи отраслей н/х; необходимость разгосударствления; остро стоят проблемы транспортного обеспечения пассажирских перевозок; снижение вредного воздействия на окружающюю среду и человека1. 32. Развитие и размещение автомобильного транспорта. Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования (млн.т; %):
До настоящего времени около 40 % сельских населенных пунктов РФ не имеют связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования, 7 % райцентров не соединено автодорогами с твердым покрытием с областным центром. Автотранспортное использование в основном для перевозок небольших потоков грузов на небольшие расстояния (из-за высокой себестоимости и малой грузоподъемности). Достоинство: высокая скорость доставки, возможность доставки до места назначения без перегрузки. Составной частью автотранспорта являются автодороги, они делятся на дороги общего пользования и ведомственного назначения (44%). Дороги общего пользования классифицируют на 3 типа: магистральные (без ограничения скорости для грузового и легкового транспорта); магистрали со скоростным ограничением; местные дороги (не изолированы от пешеходов). Дороги имеют федеральное, республиканское, областное, местное назначение. Техническая оснащенность проявляется через показатели – расчетная скорость, пропускная способность, ширина полосы. Дороги бывают с твердым покрытием (77,5%) и грунтовые, по пропускной способности дороги имеют 5 категорий. Значение при рынке автотранспорта возросло, в силу его большей конкурентоспособности, он в своем развитии имеет те же проблемы, что и вся транспортная сеть2. 33. Развитие и размещение железнодорожного транспорта. Перевозка грузов (млн.тонн) 1992 - 1640, 1995 - 1028. Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в грузоперевозках (56,7%) и пассажирообороте (34%). Железнодорожный транспорт характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью, независимостью от времени суток, года, условий погоды. Возможность больших перевозок снижает его себестоимость, позволяет экономить топливо за счет применения электроэнергии. Он останется в перспективе ведущим в транспортном комплексе. Основные грузы; уголь, кокс, нефть, строй материалы, с/х продукция, металл, машиностроение, лес и др. Размещение неравномерно. Густой и разветвленной сетью обладают европейские регионы. Конфигурация сети: радиально-кольцевая с центром в Москве, от которой отходят основные магистрали в направлении Донбасс, Одесса, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Рига, Архангельск и др. В восточной части ярко выраженное широтное направление с малой разветвленностью. Важнейшая магистраль - Трансконтинентальная дорога связывающая Центр с Уралом, Сибирью и дальним Востоком. Важное значение имеют Южно-Сибирская и Среднесибирская железные дороги, проходящие через Казахстан. Нерациональные перевозки на железнодорожном транспорте продолжают сохранятся так, как они связаны с недостатками развития и размещения производства многих отраслей народного хозяйства РФ1. 34. Развитие и размещение водного транспорта. Во внешнеэкономической деятельности РФ важную роль играет морской транспорт. Он является одним из источников получения валютных средств. Россия имеет 39 портов и 22 портовых пункта. Основные грузы: нефть, руды, строй материалы, каменный уголь, зерно, лес. Морской транспорт классифицируется: международный (дальнего плавания); каботажный (перевозки между портами одного моря – малый каботаж, разных морей – большой каботаж). Россия имеет перегрузочные комплексы сухогрузов и наливные суда, но после распада СССР осталась без комплексов по перевалке калийных солей, нефтяных грузов и сжиженного газа. Структура транспортного флота очень нерациональна 2. Речной транспорт имеет небольшой удельный вес из-за основных перевозок в широтном направлении, а речной – в международном, сезонный характер речных перевозок, малая скорость движения. Преимущества: низкая себестоимость; низкие капитальные вложения на обустройство путей сообщения. Грузы: минеральные стройматериалы, нефть, лес, нефтепродукты, уголь, зерно. Большая часть грузооборота – европейская часть страны. Важнейшая магистраль Волга с притоком Камой. На Севере – Северная Двина, Онежское, Ладожское озера, Нева. Большое значение имеет создание единой глубоководной системы и строительство каналов (Беломоро-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, Московско- Волжский). В связи с освоением ресурсов на Востоке имеет большое значение Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур (особенно там, где отсутствуют сухопутные пути сообщения) 1. 35. Географическое положение, территория и границы России. Административно-территориальное устройство. Северная страна. Самая большая по территории - 17 млн. кв. км (весь мир - 149). АТР: самое сложное в мире. 89 АТЕ (субъекты Федерации, регионы): 21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов, 2 города федерального подчинения. РФ - крупнейшее государство на планете. Она занимает часть Восточное Европы Северную Азию. Омывается водами Азовского, Черного, Балтийского, Каспийского морей, Северного Ледовитого и Тихого океанов. Граничит с 14 государствами, по морю с Японией и США2. РФ имеет различные климатические зоны - пояса: арктический, субарктический, умеренный; различные типы почв от тунуровых до черноземных. Управление страной осуществляется через конкретные формы административно- территориального деления (республики, края, области, районы). Административно-территориальное деление РФ базтруется на принципах изложенных в статье 5 конституции3. Экономико-географическое положение РФ в целомблагоприятно. 36. Экономическое районирование: основные принципы, типы и системы экономических районов. Территория и численность постоянного населения РФ по ЭР на 1.01.97г:
Принципы районирования: экономический (рассматривает районы как составную часть ЕНХК страны); национальный (учитывает национальные особенности-стремления к самостоятельному административному образованию); административный (обеспечивает единство экономического района)1. Современное районирование РФ включает в себя три основные звена: крупные экономические районы; среднее звено (края, области, республики); низовые районы (городские, сельские). |
|
© 2007 |
|