РУБРИКИ

Билеты: Билеты по экономической географии

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Билеты: Билеты по экономической географии

Особенности сырьевой базы цветной металлургии:

- крайне низкое содержание полезных компонентов в сырье (1 т. олова – 300 т.

руды);

- многокомпонентность сырья;

- огромная топливо и энергоемкость сырья в процессе переработки.

Эти особенности влияют на развитие и размещение отраслей. Главным образом

размещение зависит от сырьевой базы. При этом обогащение привязано

непосредственно к местам добычи руд (при этом важно наличие воды, обогащение

связано с потреблением больших объемов воды).

Урал – старейший регион по производству цветных металлов (производится 43%

рафинированной меди, 65% цинка, значительное количество серебра, золота,

редких металлов).

Цветная металлургия развита в Северном и Северо-западном экономических

районах (алюминий, медь, никель). Развита отрасль в Восточной Сибири и

особенно на Дальнем Востоке. Особенно быстро развивается аллюминевая

промышленность (она опирается на крупнейшие топливно-энергетические и

сырьевые ресурсы). Главные центры производства – Красноярский, иркутский,

Братский, Саянский аллюминевые заводы.

Высокоразвитой отраслью является свинцово-цинковая промышленность, оловянная.

Крупным центром металлургии является Норильский горно-обогатительный комбинат.

Перспективы развития металлургического комплекса: сохранение оптимальных

технологических связей, создание конкурентной среды, привлечение средств для

технического перевооружения.1

20. Структура, значение и роль машиностроительного комплекса.

Машиностроение – одна из ведущих отраслей России, создавая наиболее активную

часть основных производительных фондов – орудия труда. На его долю приходится

более 1/3 объемов производства тварной продукции промышленности РФ.

В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексных отраслей, более

100 специализированных подотраслей и производств

1.

Комплексные отрасли – энергетическое и транспортное машиностроение,

электротехническое, станкостроение, тракторное и сельскохозяйственное

машиностроение и другие.

Выделяют, в зависимости от металлоемкости и трудоемкости, тяжелое (большое

потребление металла, малая трудоемкость); общее (средние нормы металла,

энергии, невысокая трудоемкость); среднее (малая металлоемкость, высокая

трудоемкость).

Роль комплекса в едином народно – хозяйственном комплексе: определяет пути

совершенствования и темпы роста народно-хозяйственного комплекса; выступает как

районообразующий фактор; влияет на масштабы и темпы внедрения оборудования;

создает орудия труда; отражает степень развития НТП

2.

21.Факторы и особенности размещения важнейших отраслей машиностроения.

Факторы, определяющие развитие и размещение машиностроительного комплекса:

природные условия; объемы капитальных вложений, их источники; специализация и

уровень развития районов; базовый уровень науки и техники; транспортная сеть;

наличие трудовых ресурсов; масштабы и география потребителей;

транспортабельность сырь и готовой продукции; экологическая обстановка в

регионе3.

Степень влияния конкретных факторов на размещение машиностроения:

Тяжелое – решающее влияние имеют сырьевые ресурсы; слабое влияние – трудовые

ресурсы и районы потребления.

Локомотивостроение – сильное влияние имеют сырьевые ресурсы; слабое – трудовые.

Судостроение – слабое влияние – трудовые ресурсы; решающее влияние районы

потребления.

Автостроение – решающее влияние – трудовые ресурсы.

Станкостроение – слабое влияние сырьевых ресурсов; сильное влияние трудовых

ресурсов и районов потребления продукции.

Приборостроение – решающее влияние имеют трудовые ресурсы.

Сельскохозяйственное машиностроение – слабое влияние имеют трудовые ресурсы;

решающее значение – районы потребления продукции.

Тяжелое машиностроение связанно в основном с сырьевыми базами.

Общее машиностроение – основное значение потребительский рынок.

Среднее машиностроение – районы наличия трудовых высококвалифицированных

ресурсов1.

22.Основные итоги и проблемы развития машиностроения.

В машиностроениии в наибольшей степени (после легкой промышленности)

сокращены объемы производства за последние годы. Одна из главных причин -

резкое сокращение производство оборонной продукции. Но, к сожалению, не

только ее. По отдельным показателям производства продукции в натуральном

выражении максимум приходится еще на 1970 год (например, металлорежущие

станки, некоторые с/х машины, бульдозеры, прядильные машины), по другим на

80-е - начало 90-х годов.

Отрасли

Машиностроения

Основные виды

Продукции

Год максималь-ного пр-ва19951995 в % к мах.

Тяж.,энергет. и трансп.Турбины, млн.кВт198013,25,138,6

ЭлектротехническаяЭлектрическ. Машины крупные, тыс.шт198022,84,620,2
Станкостроительная и ИнструментальнаяМеталлорежущие станки, тыс. шт197011917.614.8

в т.ч. с ЧПУ199016,70.31,8

Кузнечно-прессовые машины, тыс. шт198043.12.25,1

Автомобильная Автомобили грузовые, тыс. шт199066514421.7

Начиная с 1992 года резко снизились темпы и объемы производства по

машиностроительному комплексу в целом и по отдельным важнейшим отраслям

(электротехническое, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение).

Износ основных фондов составляет 45%, свыше 60% станки имеют возраст свыше 100

лет. Комплекс находится в критическом состоянии, борется за выживание на

внутреннем и внешнем рынках1.

Основные причины: низкое техническое оснащение; общий кризис в стране;

физический и моральный износ основных фондов, отсутствие схемы развития и

размещение комплекса в целом; невозможность быстрого освоения видов

машиностроения производимых в бывшем СССР; ограничение спроса на продукцию;

недостаточная гибкость производства в условиях перехода к рынку; старение

рабочей силы2.

Перспективы выхода: помощь со стороны государства; привлечение инвестиций как

Российских, так и зарубежных; структурная перестройка; опережающий рост таких

отраслей как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная

промышленность, производства вычислительной техники, что позволит России

набрать темпы для приближения к мировому уровню экономики

3.

23.Развитие и размещение отраслей химической и нефтехимичес-кой

промышленности. Проблемы и перспективы их развития и раз-мещения.

Основные показатели химической и нефтехимической промышленности19921995995 в % к 1992
Производство (млн.т):
минеральные удобрения 12.3

9.6

78.0
серная кислота 9.7

6.9

71.1
кальцинированная сода

2.7

1.8

66.7
каустическая сода

1.8

1.2

66.7
химические волокна и нити

0.5

0.2

40.0
синтетические смолы и пластические массы

2.5

1.8

72.0
синтетические моющие средства

0.5

0.3

60.0
мыло хозяйственное 0.2 0.1 50.0
мыло туалетное

0.1

0.06 60.0

Химический комплекс включает: химическую, нефтехимическую, микробиологическую

промышленность. Химическая и нефтехимическая промышленность имеет тесную

взаимосвязь со многими отраслями народно-хозяйственного комплекса РФ получая от

различных отраслей страны первичное и вторичное сырье, и взамен поставляют

готовую продукцию.1

На концентрацию химической промышленности оказывают существенное влияние: не

распространенность некоторых видов сырья, комплексное его использование,

комбинирование производства и развитие техники.

2

Принципы размещения – приближение производства к источникам сырья, топливно-

энергетическим ресурсам и районам потребления; рациональное разделение труда

и комплексное развитие хозяйств регионов.

Факторы размещения – сложившееся размещение химической промышленности; уровень

развития НТП, экономического развития района; размещение сырьевой и

топливно-энергетической базы; транспортное обеспечение; трудовые ресурсы;

потребительский фактор; экологический фактор.

3

Проблемы развития – обновление основных фондов современным оборудованием;

повышение уровня эффективности размещения; ускорение НТП; повышение качества

продукции; утилизация отходов; повышение уровня капитальных вложений; охрана

окружающей среды.

Направления развития и размещения: ускоренное развитие отраслей; научное

обоснование размещения; внедрение методов химической обработки различных видов

сырья; повышение уровня удовлетворения населения в товарах широкого

потребления, повышение уровня химизации сельского хозяйства и строительства;

улучшение использования не возобновимых источников природных ресурсов.

4

24.Развитие и размещение отраслей лесозаготовительной, лесохи-мической,

целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей про-мышленности.

Основные показатели лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности 1992 1995 1995 в % к 1992
1234
Вывозка древесины, млн. плотных куб.м23811548.3
Бумага, тыс.т3608277176.8
в т.ч. газетная9431457154.5

При размещении отраслей лесного комплекса надо учитывать: особенности

лесохозяйственного производства; принципы и факторы размещения; типы

лесопромышленных районов; качественную сторону базы; ее перспективы; задачи

стоящие перед комплексом1.

Факторы размещения: сырьевой, географическое положение района, наличие

трудовых ресурсов, транспортная сеть, потребительский рынок.

Принципы размещения: комплексность; приближение к районам лесозаготовок,

непрерывность и неистощимость лесных ресурсов, рациональное использование

2.

Основные районы лесозаготовок: Север и Волго-Вятский район. Перспективные – в

восточных районах.

25. Структура строительного комплекса. Факторы и особенности размещения

строительной индустрии.

Основные показатели199219951995 в % к 1992
1234
Цемент, млн.т61.736.459.0
Сборные ЖБК и ЖБИ, млн.куб.м58.626.945.9
Строительный кирпич, млрд. шт усл. кирпича21.713.562.2

Строительный комплекс включает в себя промышленность стройматериалов и широкую

сеть различных строительных организаций3

.

В промышленность строительных материалов входят: цементная промышленность;

промышленность сборного железобетона; производство извести; гипса; оконного

стекла; асбестовая и другие4.

Факторы размещения: природно-климатические условия; наличие сырьевой базы;

объемы капитальных вложений; уровень экономического развития региона; наличие

собственной строительной базы и мощностей в регионе и т.д.

Особенности комплекса влияющие на размещение и развитие: наличие собственной

специализированной материально-технической базы; комплексность развития;

обособленность отраслей внутри комплекса; целевая направленность на обеспечение

целостности комплекса; маневренность отдельных его звеньев

5.

Отрасли строительных материалов тяготеют к сырьевому и потребительским

факторам. Преимущественно сырьевая ориентация – цементная, производство

кирпича, асбестовых и шиферных изделий, стекла, гипса и др.

Преимущественная потребительская ориентация: железобетонные изделия и бетон,

мягкая кровля.

Строительный комплекс – звено любого территориально-производственного комплекса

1.

26. Развитие и размещение отраслей легкой промышленности. Факторы,

особенности, определяющие их размещение и развитие.

Основные показатели легкой промышленности 199219951995 в % к 1992
1234
Ткани всех видов, млн. кв.м5090178035.0
Обувь, млн.пар22052.523.9

Производством товаров народного потребления занимаются практически все отрасли

ЕНХК, но наибольшая роль отводится легкой промышленности, которая обеспечивает

население тканями, одеждой, обувью и другими предметами потребления, она

использует преимущественно сельскохозяйственное сырье

2.

Состав легкой промышленности: текстильная, швейная, кожевенная, меховая и

обувная промышленности.

В основе размещения предприятий легкой промышленности лежат общие принципы с

ориентацией на сырьевые, трудовые ресурсы и потребительский фактор

3.

Все отрасли делятся по их тяготению к районам потребления и источникам сырья на

три группы (за исключением первичной обработки сырья)

4:

- С одновременной ориентацией – хлопчатобумажная, шерстяная, шелковая,

трикотажная.

- На потребителе – обувная, швейная.

- На сырье – льняная.

Все отрасли тяготеют к трудовым ресурсам – все отрасли трудоемки.

27. Структура и значение агропромышленного комплекса (АПК).

Валовая продукция сельского хозяйства составила в 1995 году 15.7 % в ВОП

России (1992г. - 8.6 %) и 16.9 % в национальном доходе страны (1992 - 9.8 %).

В сельском и лесном хозяйстве трудилось 10.5 млн. чел. (9.7 млн.чел.) или

15.7 % (14.3 %) от общей численности занятых в народном хозяйстве.

Структура продукции с/х по категориям хозяйств (%) 1992 1995

Хозяйства всех категорий 100 100

в т.ч. с/х предприятия 66 55

хозяйства населения 33 43

крестьянские (фер.) х-ва 1 2

Индексы объема продукции с/х по категориям хозяйств (1995 в % к 1990)

Хозяйства всех категорий 67

т.ч. с/х предприятия 49 хозяйства населения 119

Покупка важнейших видов с/х техники предприятиями с/х (тыс.шт)

1992 1995

Тракторы 65.4 9.7

Грузовые автомобили 47.9 4.7

Тракторные прицепы 30.8 2.5

Зерноуборочные комбайны 17.3 4.4

Обеспеченность с/х предприятий тракторами и комбайнами

1992 1995

Нагр. пашни на 1 трактор, га

92 108

Посевов на 1 зерноуборочный

комбайн, га 160 173

Продажа нефтепродуктов с/х предприятиям (млн.т) 1992 1995

Автобензин 9.4 3.3

Дизельное топливо 16.5 7.1

Внесение удобрений в с/х предприятиях (млн.т) 1993 1995

Минеральные 4.3 1.5

Органические 241 127

АПК обеспечивает важнейшую потребность человека в продуктах питания и

обеспечивает продуктами другие отрасли народного хозяйства.

Сельское хозяйство производит 12 % валового общественного продукта и более 15

% национального дохода России. Сельское хозяйство – центральное звено АПК.

В структуре АПК выделяют три сферы1:

1. Производящие отрасли (растениеводство, животноводство, рыбное

хозяйство, лесное хозяйство).

2. Обслуживающие отрасли (ветеринарная, тракторное и сельскохозяйственное

машиностроение, комбикорма, сельское производственное строительство и др.).

3. Перерабатывающие отрасли (пищевая, отрасли легкой промышленности),

связанные с первичной обработкой льна, отрасли обеспечивающие заготовку,

хранение, транспортировку, реализацию продукции.

Структура АПК далека от совершенства, сельское хозяйство является в нем

главным звеном, в развитых странах главная роль принадлежит третьей сфере

АПК.

28.Развитие и размещение растениеводства.

Посевные площади с/х культур (в хозяйствах всех категорий, млн.га):

1992 1995

Вся посевная площадь

114.6 102.5

зерновые 61.9 54.7 технические 5.9 6.5

в т.ч. подсолнечник 2.9 4.1

картофель и овоще-бахчевые

4.3 4.3

кормовые 42.5 37.1

Площадь чистых паров

13.0 17.4

Валовый сбор и урожайность основных с/х культур

Валовый сбор (млн.т) 1992 1995

Зерно 106.9 63.4

Сах.свекла 25.5 19.1

Картофель 38.3 39.9 Урожайность (ц с 1 га)

Зерно 17.2 11.6

Сах.свекла 178 176

Картофель 113 117

Растениеводство – основа сельского хозяйства так как от ее развития зависит

уровень животноводства. Первостепенное значение имеет здоровое хозяйство

(занято половина посевных площадей). Основные культуры: пшеница озимая и яровая

(Северный Кавказ, Центрально-черноземный район, Поволжье, Урал, Сибирь);

кукуруза (Северный Кавказ, Центрально-Черноземный район, Южное Поволжье);

крупяные продукты – просо, гречка, рис; масличные культуры – подсолнечник,

горчица; технические культуры – лен-долгунец (Центральный, Волго-Вятский,

Северный, Северо-западный районы), сахарная свекла (Центрально-Черноземный

район, Северный Кавказ). Картофель выращивается почти повсеместно, но товарная

отрасль в Центральном, Волго-Вятском, Центрально-Черноземном районах и Западной

Сибири. Основные посевы овощей – Северный Кавказ, Поволжье,

Центрально-Черноземный район1.

Принципы развития и размещения сельского хозяйства: наименьшие затраты труда при

максимуме производства; пропорциональность между сельским хозяйством и

промышленностью; приближение перерабатывающих отраслей к источнику сырья, а

сельского хозяйства к потребителям; учет природных условий; наличие развитой

транспортной сети; укрепление материально-технической базы; наличие

квалифицированных кадров; укрепление сельского хозяйства, самостоятельности

регионов; учет потребностей в сельском хозяйстве продукции

2.

29.Развите и размещение животноводства.

Поголовье скота (в хозяйствах всех категорий; на 1.01; млн.голов)

1993 1996

КРС 52.2 39.7

в т.ч. коровы 20.2 17.4

Свиньи 31.5 22.6

Овцы и козы 51.4 28.0

Производство основных продуктов животноводства (в хозяйствах всех категорий) 1992 1995

Мясо (в уб. весе), млн.т 8.3 5.9

Молоко, млн.т 47.2 39.3

Яйца, млрд.шт 42.9 33.7

Шерсть (в физ.весе), тыс.т 179 94

В животноводство входит: скотоводство (разведение крупного рогатого скота,

свиноводство, овцеводство, коневодство, верблюдоводство, прочие виды

скотоводства); оленеводство; кролиководство; звероводство; собаководство;

птицеводство; пчеловодство; рыбоводство1

.

Развитие сельского хозяйства базируется на рациональном использовании земли,

как главного средства производства.

Животноводство дает 60% валовой продукции сельского хозяйства.

Эффективное производство невозможно без создания прочной кормовой базы.

Кормовая база зависит от природных условий и в результате влияет на развитие

и размещение отдельных отраслей животноводства.

Развитие крупного рогатого скота и овцеводство размещается там, где есть

значительные сенокосные и пастбищные угодья, свиноводство и птицеводство

ориентированны на земледельческую кормовую базу. От природных условий зависит

продолжительность пастбищного и стойлового содержания, выбор структуры стада,

поголовья, технологии откорма и выращивания животных.

30.Состав, структура и факторы размещения перерабатывающих отраслей АПК.

Пищевая промышленность важнейшая часть АПК – относящаяся к перерабатывающей

отрасли.

Состав отраслей2: пищевая промышленность

(сахарная, хлебопекарная, кондитерская, соляная, табачная, безалкогольная,

спиртовая и т.п.); мясная и молочно-мясная (мясная, масложировая,

клее-желатиновая); рыбная промышленность; мукомольно-крупянная; комбикормовая

промышленность.

В зависимости от происхождения сырья отрасли группируют по 3 группам3:

1. растительное сырье,

2. животного происхождения,

3. не сельскохозяйственное сырье (рыбная, производство безалкогольных

напитков, соляная).

Специфика сырья и готовой продукции ставит размещение отраслей в определенные

рамки. С позиции территориального развития и размещения отрасли пищевой

промышленности делят на пять групп1:

1. отрасли в каждом городе, с/х районном центре (хлебопекарная,

пивобезалкогольная);

2. в крае, области, республике (кондитерская, макаронная, табачная);

3. экономическом районе (крахмалопаточная, масложировая);

4. на растительном сырье малотранспортабельная (сахарная, плодоовощная,

первичное виноделие, чайная, табачно-ферментационная)

5. производство в конкретных районная (соляная, производство минеральных

вод).

31. Единая транспортная система страны. Значение, показатели и перспективы

развития транспорта.

Транспорт общего пользования и необщего пользования (ведомственный).

К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на

коммерческой основе (за плату) грузов и пассажиров (включая граждан,

пользующихся правом бесплатного проезда на общественом транспорте).

Основные показатели по видам транспорта общего пользования в 1995г:

ВидыПеревозки грузов

Грузооборот

(млрд.)

Пассаж

(млн.)

Пас.об.

(млрд.)

Транспортамлн.т % В %90т-км %в%90(чел) %п-км %
в с е г о3456100351510045374100554100
Железно-дорожн.10289.7121334.518334.019234.7
Автомо-бильный14411.7310.9...
Трубопро-водный78322.7189954.0-
Морской631.82808.030.00.30.1
внутр. водный1404.1902.6250.11.10.2
Воздушный0.60.01.60.0320.17213.0
Автобусный

-

-2281750.318833.9
Таксомо-торный

-

-660.110.2
Трамвайный

-

-756416.7254.5
Троллей-бусный

-

-888419.6285.1
Метропо-литены

-

-41509.1468.3

Перевозки пассажиров и пассажирооборот за последние годы в целом сократились,

по отдельным видам транспорта значительно. Например, по такси перевозки в 92-

95г.г, сократились в 4 раза, а число городов в России, где имелись такси

сократилось за эти три года с 442 до 204. По морскому транспорту сокращение

в 3 раза, внутренним водным и воздушным- почти вдвое. (Влияние дотаций на

городской транспорт, пассажирский ж/д за счет грузовых перевозок).

Протяженность путей сообщения (на конец 1995 года, тыс. км): железнодорожные

пути, всего - 151, в т.ч. общего пользования - 87; автомобильные дороги,

всего - 949, в т.ч. общего пользования - 533; трамвайные пути - 3,

троллейбусные линии - 4.6, метрополитенные пути - 0.4; трубопроводы

магистральные, всего - 210, в т.ч. газопроводы - 148, нефтепроводы - 47,

нефтепродуктопроводы - 15; внутренние водные судоходные пути - 84, в т.ч. с

гарантированными глубинами - 34.

На начало 95г. в РФ насчитывалось 2.4 тыс. речных причалов общего пользования

с протяженностью причального фронта 184 км и 43 морских торговых порта с

причалами в 44.5 км.

Единая транспортная система - взаимосвязанная и взаимодействующая совокупность

путей сообщения, транспортных узлов, транспортных и технических средств и

сооружений для всех видов транспорта по обслуживанию производства,обращения и

перевозки пассажиров1.

Значение транспорта: связывающее звено между отраслямипромышленности и сельского

хозяйства; выступает в качестве районообразующего фактора; способствует

укреплению обороноспособности страны; способствует эффективности деятельности

всех отраслей ЕНХК; оказывает услуги населению

2.

Перспективы развития: увеличение инвестиций в отрасль; привлечение имностранного

капитала, налаживание поставщиков транспортного комплекса - транспортное

машиностроение, приборостроение, стройиндустрия и др. В самом комплексе

необходима тесная координация всех видов транспортаи отраслей н/х;

необходимость разгосударствления; остро стоят проблемы транспортного

обеспечения пассажирских перевозок; снижение вредного воздействия на

окружающюю среду и человека1.

32. Развитие и размещение автомобильного транспорта.

Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования (млн.т; %):

Виды транспорта1992%1995%
Транспорт - всего48491003456100
автомобильный18621441

До настоящего времени около 40 % сельских населенных пунктов РФ не имеют

связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего

пользования, 7 % райцентров не соединено автодорогами с твердым покрытием с

областным центром.

Автотранспортное использование в основном для перевозок небольших потоков

грузов на небольшие расстояния (из-за высокой себестоимости и малой

грузоподъемности).

Достоинство: высокая скорость доставки, возможность доставки до места

назначения без перегрузки.

Составной частью автотранспорта являются автодороги, они делятся на дороги

общего пользования и ведомственного назначения (44%). Дороги общего

пользования классифицируют на 3 типа: магистральные (без ограничения скорости

для грузового и легкового транспорта); магистрали со скоростным ограничением;

местные дороги (не изолированы от пешеходов).

Дороги имеют федеральное, республиканское, областное, местное назначение.

Техническая оснащенность проявляется через показатели – расчетная скорость,

пропускная способность, ширина полосы.

Дороги бывают с твердым покрытием (77,5%) и грунтовые, по пропускной

способности дороги имеют 5 категорий.

Значение при рынке автотранспорта возросло, в силу его большей

конкурентоспособности, он в своем развитии имеет те же проблемы, что и вся

транспортная сеть2.

33. Развитие и размещение железнодорожного транспорта.

Перевозка грузов (млн.тонн) 1992 - 1640, 1995 - 1028.

Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в грузоперевозках (56,7%) и

пассажирообороте (34%). Железнодорожный транспорт характеризуется

относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью,

независимостью от времени суток, года, условий погоды. Возможность больших

перевозок снижает его себестоимость, позволяет экономить топливо за счет

применения электроэнергии. Он останется в перспективе ведущим в транспортном

комплексе.

Основные грузы; уголь, кокс, нефть, строй материалы, с/х продукция, металл,

машиностроение, лес и др.

Размещение неравномерно. Густой и разветвленной сетью обладают европейские

регионы. Конфигурация сети: радиально-кольцевая с центром в Москве, от

которой отходят основные магистрали в направлении Донбасс, Одесса, Казань,

Самара, Саратов, Волгоград, Рига, Архангельск и др.

В восточной части ярко выраженное широтное направление с малой

разветвленностью. Важнейшая магистраль - Трансконтинентальная дорога

связывающая Центр с Уралом, Сибирью и дальним Востоком.

Важное значение имеют Южно-Сибирская и Среднесибирская железные дороги,

проходящие через Казахстан.

Нерациональные перевозки на железнодорожном транспорте продолжают сохранятся

так, как они связаны с недостатками развития и размещения производства многих

отраслей народного хозяйства РФ1.

34. Развитие и размещение водного транспорта.

Во внешнеэкономической деятельности РФ важную роль играет морской транспорт.

Он является одним из источников получения валютных средств.

Россия имеет 39 портов и 22 портовых пункта. Основные грузы: нефть, руды,

строй материалы, каменный уголь, зерно, лес.

Морской транспорт классифицируется: международный (дальнего плавания);

каботажный (перевозки между портами одного моря – малый каботаж, разных морей

– большой каботаж).

Россия имеет перегрузочные комплексы сухогрузов и наливные суда, но после

распада СССР осталась без комплексов по перевалке калийных солей, нефтяных

грузов и сжиженного газа. Структура транспортного флота очень нерациональна

2.

Речной транспорт имеет небольшой удельный вес из-за основных перевозок в

широтном направлении, а речной – в международном, сезонный характер речных

перевозок, малая скорость движения.

Преимущества: низкая себестоимость; низкие капитальные вложения на

обустройство путей сообщения.

Грузы: минеральные стройматериалы, нефть, лес, нефтепродукты, уголь, зерно.

Большая часть грузооборота – европейская часть страны. Важнейшая магистраль

Волга с притоком Камой. На Севере – Северная Двина, Онежское, Ладожское

озера, Нева.

Большое значение имеет создание единой глубоководной системы и строительство

каналов (Беломоро-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, Московско-

Волжский).

В связи с освоением ресурсов на Востоке имеет большое значение Обь, Иртыш,

Енисей, Лена, Амур (особенно там, где отсутствуют сухопутные пути сообщения)

1.

35. Географическое положение, территория и границы России.

Административно-территориальное устройство.

Северная страна. Самая большая по территории - 17 млн. кв. км (весь мир - 149).

АТР: самое сложное в мире. 89 АТЕ (субъекты Федерации, регионы):

21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных

округов, 2 города федерального подчинения.

РФ - крупнейшее государство на планете. Она занимает часть Восточное Европы

Северную Азию. Омывается водами Азовского, Черного, Балтийского, Каспийского

морей, Северного Ледовитого и Тихого океанов. Граничит с 14 государствами, по

морю с Японией и США2.

РФ имеет различные климатические зоны - пояса: арктический, субарктический,

умеренный; различные типы почв от тунуровых до черноземных.

Управление страной осуществляется через конкретные формы административно-

территориального деления (республики, края, области, районы).

Административно-территориальное деление РФ базтруется на принципах изложенных в

статье 5 конституции3.

Экономико-географическое положение РФ в целомблагоприятно.

36. Экономическое районирование: основные принципы, типы и системы

экономических районов.

Территория и численность постоянного населения РФ по ЭР на 1.01.97г:

Террит. (т.кв.км)

в %

к итогу

Население Всего

(тыс.ч)

в %

к итогу

% город.

насел.

123456

Р Ф

17075

100

147609

100

72.9

С

1466

8.6

5900

4.0

75.7

С-З

196

1.2

8009

5.4

86.6

Ц

483

2.8

29704

20.1

82.8

В-В

265

1.5

8452

5.7

69.8

ЦЧ

168

1.0

7873

5.3

61.3

П

536

3.1

16907

11.5

72.9

С-К

355

2.1

17616

11.9

55.3

У

824

4.8

20421

13.8

74.4

З-С

2427

14.2

15137

10.3

70.9

В-С

4123

24.2

9143

6.2

71.4

Д

6216

36.4

7514

5.1

75.8

К о.

15

0.1

932

0.6

77.7

Принципы районирования: экономический (рассматривает районы как составную часть

ЕНХК страны); национальный (учитывает национальные особенности-стремления к

самостоятельному административному образованию); административный (обеспечивает

единство экономического района)1.

Современное районирование РФ включает в себя три основные звена: крупные

экономические районы; среднее звено (края, области, республики); низовые

районы (городские, сельские).

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.