РУБРИКИ

Диплом: Транснациональные корпорации

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Транснациональные корпорации

раньше, остается во внешнеэкономической сфере или, если говорить точнее, не

на ее территории.

Украинская экономика по своей структуре не самодостаточная, а кризис

управленческой модели и выход из реструктуризации экономики, очевидно, уже не

позволяет сформировать замкнутые промышленно-инвестициионые комплексы на

Украине. Сегодня реализация любого решения, которое касается

внутриэкономической стратегии, требует формирования и поддержания особенных

внешнеэкономических и внешнеполитических условий. Но такое задание, как

правило, оказывается не под силу ни Украине, ни ее внешнеполитическим и

внешнеэкономическим ведомствам.

Ситуация безвыходная и требует принципиально других стратегий.

Попытки украинской власти реструктуризировать украинскую экономику

бесперспективны, поскольку они целиком игнорируют современные

геоэкономические стратегии и модели поведения.

В рамках геоэкономической парадигмы ресурсы, какими еще владеет украинская

экономика, рассматриваются как элементы «большого конструктора» и

используются для создания и расширения на территории Украины инфраструктуры с

обслуживанием денежно-кредитных и производственно-инновационных комплексов

глобальной экономики. Это означает, что в основу экономической стратегии

Украины следует вложить конкретные проекты образования условий для открытия

международных банков, офшорных механизмов по обслуживанию их деятельности,

налоговых гаваней, сохранение и развитие трансконтинентальной трубопроводной,

транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры, формирование современного

портового и складского хозяйства и др. понятно, что названные проекты требуют

разработки соответствующего финансово-экономического транзита, деятельность

таможенных и налоговых служб, банковской системы и других финансово-

инвестиционных институтов в Украине.

Украина, отставая от большинства европейских постсоциалистических стран на

целое десятилетие в образовании рыночной инфраструктуры, сегодня вынуждена

переходить от этапа полуреформ к реформам. Одна из составляющих этого этапа –

проведение полномасштабной приватизации стратегически важных, а потому

довольно дорогих промышленных объектов.

Слабость национального капитала закрывает для него возможность серьезного

участка в приватизации больших промышленных предприятий и индустриальной

инфраструктуры, и ставит официальный Киев перед сложной проблемой. С одной

стороны, дальнейшее «поддержание» потенциально прибыльных объектов украинской

экономики в нереформированном виде (с расчетом на «дозревание» отечественного

капитала) приводит к ускоренной деградации и полной остановке промышленности,

провоцирует увеличение социального напряжения. С другой стороны, «неденежная»

(или «псевдоденежная») раздача имущества отечественным олигархическим и

влиятельным бизнес-группам, которое не включает реализацию инновационно-

инвестиционных проектов, обрекает промышленные объекты на окончательную

деградацию. В таких условиях стимулирование и приход иностранного капитала в

украинскую экономику эксперты считают единственным способом если не

остановить, то хотя бы приостановить процесс деиндустриализации и,

соответственно, социальной деградации в Украине.

На данный момент успешнее всего украинский рынок осваивают транснациональные

корпорации (ТНК) индустриально развитых стран – США, Германии,

Великобритании, Франции и др. [Карта-схема]

Очевидно, что, с одной стороны, приход ТНК – это позитивный аспект для

отечественной экономики, поскольку корпорации демонстрируют высокую

производительность труда и капитала, «приводят» в страну новые технологии и

эффективный менеджмент. С другой стороны – транснациональные корпорации

абсолютно равнодушны к украинскому экономическому комплексу в целом, потому

что ориентируются на включение лишь высокоприбыльных сегментов украинской

экономики в систему международного разделения труда. Такой подход угрожает

депрессией менее прибыльным отраслям экономики.

В условиях кризиса платежеспособности украинского рынка именно отечественная

промышленность и нефтегазотранспортная инфраструктура становятся объектом

«посягательств» российских компаний («Газпрома», «ЛукОйла», РАО «Единые

энергетические системы России», группы «Альфа», «Сибирский алюминий» и др.)

Таким образом, в Украине постепенно формируется такая экономическая

структура, в которой значительную роль играет транснациональный капитал

(западный или российский). Присутствие ТНК почувствуют не только сегменты и

части рынка, транснациональная политика повлияет и на украинскую экономику, и

на политику в целом.

«Организационным отступление может стать разработка комплексной системы

законодательства, которое регламентирует деятельность ТНК в Украине и

определит взаимные права и обязанности между ТНК и Украиной».[15.C.4 – 8]

Выводы по 2 разделу

Таким образом, можно выделить следующие модели поведения ТНК:

- либеральная,

- империалистическая,

- модель прямого господства ТНК,

- неомеркантильная,

- модель многонациональной ассоциации.

Среди крупнейших компаний мира американские занимают первые позиции в

производстве вычислительной техники и программного обеспечения, в авиации и

нефтепереработке, а также в производстве напитков и табачных изделий. Сфера

доминирования японских промышленных ТНК – электроника, электротехника и

металлургия. ТНК западноевропейских стран находятся в группе лидеров в

области химической промышленности и автомобилестроения. [приложение 1, карта-

схема 1]

Выделяют следующие сферы воздействия ТНК на человеческое общество:

1. экономическая,

2. финансовая,

3. социальная,

4. политическая,

5. географическая. [приложение 1, таблица 3]

Наличие ТНК – это положительный показатель для украинской экономики,

поскольку корпорации демонстрируют высокую продуктивность труда и капитала,

«приводят» в страну новые технологии и эффективный менеджмент. А с другой –

корпорации абсолютно равнодушны к украинскому экономическому комплексу в

целом, так как ориентируются на включение лишь высокоприбыльных сегментов

украинского рынка в систему международного разделения труда. Такой подход

угрожает полной депрессии менее прибыльным отраслям экономики. То есть,

транснациональный капитал повлияет и на украинскую экономику и на политику в

целом.

Раздел 3. Факультатив – как средство формирования профессиональных

интересов старшеклассников.

Объект – факультативные занятия как форма учебного процесса в школе.

Предмет – факультатив – как средство формирования профессиональных

интересов старшеклассников.

Цель – обоснование возможностей факультатива в формировании

профессиональных интересов старшеклассников и повышении качества их знаний;

разработка методических рекомендаций в помощь учителю географии по повышению

результативности факультативных занятий.

Гипотеза – в своем исследовании мы исходили из предположения о том, что

воспитательные функции факультатива будут успешно реализованы, если:

- будут формировать у старшеклассников положительные мотивы учения,

умение соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии,

- осуществлять межпредметные связи,

- дифференцировать учебные задания и использовать разнообразные

методы учебной работы, стимулирующие профессиональный интерес,

самостоятельность и познавательную активность страшеклассников.

Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили необходимость решения следующих

задач:

1) изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе и

практике школы;

2) показать зависимость между методическими условиями проведения

факультатива и уровнем сформированности профессиональных интересов

старшеклассников;

3) разработать методические рекомендации в помощь учителю географии по

проведению факультативных занятий.

Для достижения поставленных целей и задач дипломного исследования мы

использовали следующие методы и методологии:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической и

географической литературы по проблеме исследования;

2. Эмпирические методы: беседа, интервью, анкетирование,

наблюдение, педагогический эксперимент.

3. Количественная и качественная обработка и обобщение

экспериментальных данных.

3.1. Теоретическое обоснование преимуществ использования факультативных

занятий в практике общеобразовательной школы.

Проблемой изучения методов и форм организации факультативных занятий

занимались такие педагоги, как Панчешникова, Грюнберг Г.Ю., Голова В.П.,

Лисовский Л.Я., Стрезикозин В.П.

Разработкой целей и содержания факультативных курсов занималась Алферьева И.Н.

Определением путей внедрения факультативных занятий – Волков Н.П. и многие

другие.

Разработкой факультативных курсов по экономической и социальной географии –

Паламарчук Л., Половчина И.П., Ильин С.И. Они показали, что формирование

знаний и умений неразрывно связано с всесторонним и глубоким развитием

школьника как личности, с обработкой таких логических операций как синтез,

анализ, сравнение, установление межпредметных связей и т.д.

Одна из целей внедрения факультатива – удовлетворение интересов учащихся или

- его формирование – к изучению темы дипломного исследования и в обеспечении

дифференциации в обучении..

Существует несколько определений понятия факультатив, вот некоторые их них

[26.C.419]:

Факультатив (лат. facultatis - необязательный) – учебный курс,

необязательный для посещения.

Факультативный курс – необязательный учебный предмет, изучаемый учащимися

высших и средних учебных заведений по их желанию для расширения общекультурного

и теоретического кругозора или получения дополнительной специальности.

Факультативное занятие в школе – необязательные занятия, организуемые для

углубления и расширения знаний по отдельным курсам, темам или вопросам. В

соответствии с желаниями и интересами учащихся.

Факультативные занятия введены с 1967 – 68 гг. в соответствии с

Постановлением КЦ КППС и Совета Министров «О мерах дальнейшего улучшения

средней общеобразовательной школы».

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что факультативный курс – это

совокупность факультативных занятий определенной тематики, т.е. это более

широкое понятие и оно охватывает больший объем учебной информации и учебного

времени.

Классификация факультативов [25.C.278]:

1. По образовательным задачам (т.е. по содержанию образования):

- по углубленному изучению учебных предметов,

- по изучению дополнительных дисциплин, по изучению дополнительных

дисциплин с приобретением специальности,

- межпредметные факультативы.

2. Каждый из факультативов делится в зависимости от дополнительных целей

на:

- теоретические

- практические

- комбинированные

3. факультативы по развивающей цели делятся на:

- те, которые раскрывают развитие человеческой цивилизации и ее

проблемы, место и значение человечества в мире,

- те, которые раскрывают содержание разных видов человеческой

деятельности в сфере материальной и духовной культуры,

- те, которые знакомят со способами, техникой выполнения конкретного

вида деятельности, с сущностью и способами творческой деятельности,

- те, которые раскрывают структуру личности, условия развития ее

психических функций, значения и способы самопознания и самосовершенствования,

- те, которые раскрывают сущность и значение человеческого общения,

определяют уровень развития личности, ее наклонности, способности.

Анализ педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что

факультативные занятия способствуют формированию устойчивости

профессиональных интересов старшеклассников, дают возможность реализации

межпредметных связей, дифференциации учебных заданий, использованию

разнообразных форм и методов учебной работы.

Более глубокое, чем в обычных предметах, содержание факультативных курсов

требует иных методов и организации учебных занятий, в известной мере

приближающихся к вузовским. Правомерность и реальность такой постановки

вопроса подтверждается и тем, что факультативные занятия будут проводиться

только с учениками, желающими более полно удовлетворять свои научные интересы

и обнаружившими определенные способности в изучении избранных наук.

Общеизвестно, что такие ученики обладают и большими познавательными

возможностями.

Для организации факультативных занятий исходя из указанных выше их

особенностей, характерно сочетание лекционного изложения материала с

семинарами, лабораторно-практическими занятиями и лабораторными практикумами.

Поэтому, не только по содержанию, но и по своим методам и организации

факультативные занятия благоприятствуют подготовке старших школьников к

обучению в высшей сколе по избранной ими специальности.

· На факультативных занятиях несколько иное место, чем на обычных

уроках, отводится лекции. При изучении факультативных курсов, лекция в

большей мере выступает как способ передачи научной информации. Эта функция

лекции будет особенно важной на первых порах, когда еще не изданы пособия для

факультативных занятий. Правомерно поэтому значительную часть учебного

времени факультативных занятий отводить лекционному изложению новых знаний.

Лекция позволяет глубже раскрыть основные вопросы каждой темы, с меньшей

затратой времени сообщить ученикам больший объем научных знаний. Но, как

известно, высокий теоретический уровень обучения достигается не описательным

сообщением фактов, а выявлением отношений изучаемых явлений, причинно-

следственных связей и закономерностей. в ходе лекции учитель может

сопоставлять, анализировать научные факты, ставить проблемы и направлять

мысль учеников на их решение, рассуждать, доказывать, опровергать и т.д.; и

все это способствует не только глубокому усвоению материала, но и развитию

теоретического мышления старшеклассников. Лекционный метод на факультативных

занятиях применим в 10 – 11 классах.

Углубленное изучение программного материала факультативных курсов требует

работы учащихся не с учебником, а с несколькими источниками. Здесь нужно и

умение отбирать материал в соответствии с предложенным заданием, и выделять

наиболее существенное, и конспектировать.

В одних случаях она будет предшествовать лекции, вооружая учащихся знанием

фактического материала по теме лекции и готовя их к усвоению излагаемых

учителем теоретических выводов и обобщений, а в других -–знания, полученные

школьниками на лекции, будут углубляться в процессе их самостоятельной работы

над литературой.

· Одной из форм организации факультативных занятий могут быть

семинары. Семинарское занятие – это итог большой целенаправленной

самостоятельной работы школьников по заданиям учителя. В докладах и

выступлениях учащихся обобщаются результаты их работы над учебной и

дополнительной литературой и самостоятельных наблюдений. Большое обобщающее и

развивающее значение семинарских занятий состоит в том, что они приучают

старшеклассников свободно оперировать приобретенными знаниями, доказывать

выдвигаемые в их докладах и выступлениях положения, полемизировать с их

товарищами, теоретически объяснять жизненные явления.

По своему содержанию семинарские занятия можно разделить на три основные

группы. В одном случае, их целью является углубленное изучение отдельных

наиболее важных вопросов той или иной темы, в другой – всей темы, если

материал ее не представляет больших трудностей, в третьем – обобщение всего

изученного материала по большим темам или даже разделам учебной программы.

[34.C.91] Семинарские занятия следует чаще проводить для обобщения

результатов самостоятельного изучения отдельных тем программы факультативных

курсов.

· Трудно переоценить роль в системе факультативных занятий

лабораторно-практических занятий и практикумов. Задача их при этом не может

сводиться к иллюстрированию усвоенных иными методами научных понятий, они

становятся одним из самостоятельных источников новых знаний, добываемых

учащимися экспериментальным путем. Целесообразно, чтобы практикумы завершали

изучение больших тем и разделов программы факультативного курса.

Теоретический уровень позволяет последовательное сочетание лабораторных работ

и практикумов с лекционным изложением знаний и семинарскими

занятиями.[34.C.117 – 120]

«Гибкой формой отражения в школьном образовании современных достижений науки

и техники является введение в школьную практику факультативных занятий.

Поэтому развитие факультативных занятий во много определяет углубленное

приобретение знаний, способствует развитию индивидуальных интересов

школьников, выполняет роль начального звена в подготовке подрастающего

поколения к общественно полезному труду».[1.C.100 – 119]

В литературе указывают, что факультативы способствуют развитию творческой

деятельности и основательной активности обучения. Основу творческой

деятельности составляет самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний,

готовность искать альтернативу способа решения, способность комбинировать

ранее усвоенные и известные способы деятельности в новый способ. Занятия

позволяют шире использовать индивидуальный подход в обучении, тем самым

повышать уровень успеваемости, заинтересованности в изучении географии и

всесторонне развивать подрастающее поколение для профессиональной

деятельности.

3.2. Использование факультативов в курсе экономической и социальной

географии мира в целях формирования профессиональных интересов

старшеклассников.

Для изучения состояния проблемы, в практике современной школы был проведен

констатирующий эксперимент.

Констатирующий эксперимент проводился на базе СШ № 36 Жовтневого района

г.Кривого Рога. В нем принимали участие учащиеся 10-х классов (32 человека).

Цель констатирующего эксперимента – определение эффективности и

целесообразности использования факультативных занятий в становлении

профессиональных интересов старшеклассников.

На уроках учитель не имеет возможности способствовать формированию

профессиональных интересов в силу действия разных причин: ограниченностью во

времени, нежеланием, спецификой программы, методики подачи материала и

других.

Учащихся в географии привлекает новизна изучаемых фактов и явлений и изучение

регионов и стран мира. Это позволило сделать вывод о том, что у

старшеклассников есть определенный интерес к изучению географии. Факультативы

по географии учащиеся не посещают, так как они не проводятся. Анкетирование

дает возможность предположить, что профессиональные интересы старшеклассников

не сформированы или же неустойчивы, поскольку уроки географии не позволяют

эффективно и целенаправленно использовать необходимые методы и подходы,

способствующие формированию профессиональных интересов старшеклассников, в

отличие от возможностей факультативного курса.

Чтобы выявить начальный уровень знаний старшеклассников, по теме дипломного

исследования, была проведена самостоятельная работа по следующим вопросам:

1. Что такое ТНК?

2. Чем ТНК отличается от фирмы в нашем городе?

3. Приведите примеры ТНК

4. Определите значение ТНК и их развития для мирового хозяйства в целом.

Ответы были рассмотрены в ракурсе 3 уровней знаний, которые предполагают:

· Высокий уровень – полное и точное знание специфики

деятельности ТНК, с конкретными примерами. Реализация творческого подхода к

заданиям, умение сравнивать, давать анализ, делать выводы.

· Средний уровень – довольно глубокое знание основных

понятий и процессов, с подтверждением и подкрепления их фактами, но без

конкретизации.

· Низкий уровень – поверхностная ориентация в основных

понятиях, непоследовательность ответов, связанная со слабой теоретической базой

знаний.

Результаты изложены в таблице № 2.

Таблица 2. Начальный уровень знаний учащихся по теме дипломного исследования

Уровни

Кол-во учеников

% соотношение

Высокий уровень620%
Средний уровень825%
Низкий уровень1855%

Анализируя результаты таблицы № 2, можно сказать, что начальная база учащихся

по теме дипломного исследования слабая, так как преобладают ответы низкого

уровня – 55%, а высоким и средним уровнем знаний не владеет даже половина

класса – 45%.

Следовательно, знания требуют улучшения результатов путем внедрения

факультативного курса по теме: «Историко-географические особенности

становления и развития транснационального капитала».

3.3. Программа и ход опытно-экспериментальной проверки результативности

факультативных занятий в становлении профессиональных интересов учащихся.

В основу экспериментальной работы были положены результаты констатирующего

эксперимента, то есть анализ причин, которые объясняют низкий уровень

мотивации и отсутствие интереса у большей части к географии, низкий уровень

знаний по теме дипломного исследования у старшеклассников, а в связи с этим –

практической необходимостью углубленного изучения данной темы.

По ходу формирующего эксперимента были поставлены такие задачи:

1) разработка курса факультативных занятий по данной теме,

2) углубленное изучение темы с целью формирования профессиональных

интересов и географического мировоззрения,

3) стимулирование профессионального интереса путем привлечения разных

методов обучения.

Суть формирующего эксперимента состояла в том, что были проведены

факультативные занятия по теме дипломного исследования среди учеников,

интересующихся изучением географии.

Работая над экспериментальной программой, мы исходили из положения о

развивающем характере обучения, направленного на саморазвитие личности,

сотрудничество учителя и ученика и индивидуализацию обучения, чтобы

обеспечить творческое развитие каждого ребенка.

Для повышения эффективности изучения этой темы факультативы подходят

благодаря своим организационным возможностям:

1) добровольный выбор учеником,

2) маленькая группа,

3) психолого-педагогические особенности учеников,

4) возможности использования индивидуального подхода,

5) высокая активность деятельности,

6) возможность реализации межпредметных связей.

В дидактике установлена следующая закономерность: «способствование

факультативных занятий формированию у учащихся знаний, умений и навыков, а

также овладению приемами учебной работы необходимых для дальнейшего

образования и самообразования, позволяют учеников почувствовать себя

мастерами выбранного дела.».

При разработке экспериментальной программы были учтены такие принципы, как:

научность, перспективность, последовательность, наглядность, доступность,

индивидуальность.

При выборе и сочетании методов обучения мы руководствовались следующими

критериями:

1. Соответствие целям и задачам обучения.

2. использование и привлечение методов, позволяющих формировать

профессиональные интересы старшеклассников.

3. Соответствие содержанию данной темы.

4. Соответствие учебным возможностям школьников: возрастным (физическим,

психологическим), уровню подготовленности (образованности, воспитанности,

развития), особенностям возрастных интересов.

5. Реализация дифференциации обучения и повышение познавательной активности.

Все это дало возможность преодолеть традиционные подходы в обучении и

разработать программу занятий факультативного курса по теме «Историко-

географические особенности становления и развития транснационального

капитала» (для учащихся 10 класса из 8 занятий, 1 час в неделю). Они

представлены в таблице 3. Данная программа может быть расширена с целью более

глубокого изучения, что связано со спецификой данной темы, - может быть

использована во всех темах курса социальной и экономической географии.

Таблица 3. Программа факультативных занятий.

№ занятия

Тема факультативного занятия

Форма занятия

Кол-во часов

1Вводное: «Определение ТНК. Модели поведения. Причины возникновения».Мини-лекция1
2«Типология ТНК и ее усовершенствование».Практическая работа1
3«Этапы исторического развития и формирования транснационального капитала»Комбинированный урок1
4«Влияние ТНК на экономику развитых и развивающихся стран. Формы деятельности ТНК».Комбинированный урок с элементами нестандартного1
5«Корпоративные гиганты XXI века».Пресс-конференция1
6«Взаимосвязь деятельности ТНК с проблемами безработицы и занятости».Беседа за круглым столом1
7«Страны базирования ТНК. Региональный аспект».«Лекция с ошибками»1
8«Тэньэшка»Игра1

Разработки факультативных занятий приведены в Приложении 2.

3.4. Результаты экспериментально-исследовательской работы.

О результатах проведенной работы свидетельствуют такие показатели:

1. повышение интереса к изучению географии,

2. активная работа на уроках,

3. умение выражать свое мнение и привести аргументы в защиту своего

решения,

4. позитивное отношение к изучению ТНК и тем курса, тесно с ними связанных,

5. проявление профессиональной заинтересованности в географии,

После проведения формирующего эксперимента была проведена диагностическая

контрольная работа по следующим вопросам:

1. Что такое ТНК? Этапы становления транснационализации.

2. Функции, которые выполняют ТНК для мирового хозяйства (положительные,

отрицательные, нейтральные).

3. Влияние ТНК на общество.

4. Связь ТНК и рыночных отношений.

5. Назовите примеры ТНК и сферы влияния, отрасли базирования.

6. В какой сфере вы бы предпочли занять место? Ответ обоснуйте.

Проследим результаты из таблицы 4.

Таблица 4. Уровни знаний старшеклассников после эксперимента.

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Кол-во учеников

%

Кол-во учеников

%

Высокий320956
Средний425638
Низкий95516

Таблица показывает возросшее количество верных ответов на вопросы контрольной

работы у старшеклассников экспериментально группы, что свидетельствует о

возросшем качестве знаний учеников и положительной мотивации обучения, о

самостоятельности и познавательной активности старшеклассников.

Предложенный курс создает условия для повышения уровня и качества знаний

учащихся, формированию устойчивых профессиональных интересов, задействованию

резервных возможностей учеников, что позволяет говорить о результативности

данного вида работы:

Диплом: Транснациональные корпорации

Диаграмма 2. Сравнительные результаты педагогического эксперимента.

Среди учащихся экспериментальной группы большинство имеют высокий и средний

уровни знаний. Ответы на вопросы контрольной работы были глубокими и полными,

учащиеся проявляли творческий подход при написании.

Тогда как старшеклассники контрольной группы имеют ответы с преобладанием

среднего и низкого уровня знаний. При этом ответы были поверхностными и не

конкретными.

Учащиеся экспериментальной группы стали охотнее работать самостоятельно,

используют полученные знания в курсе географии. Улучшилось эмоциональное

настроение на уроках. У ребят развились такие черты как любознательность,

логика высказывания мыслей, эрудированность, самокритичность, - именно эти

качества составляют профессиональную наклонность учеников к географии.

Результаты повторного анкетирования показали формирование устойчивых

интересов к изучению географии, положительного отношения к факультативным

занятиям, и становлению устойчивых профессиональных интересов

старшеклассников. Следовательно, факультатив дает возможность для реализации

воспитательных функций, что и требовалось подтвердить в ходе педагогического

эксперимента.

Выводы по 3 разделу.

В результате проведенного педагогического эксперимента мы пришли к следующим

выводам:

1. Изученное состояние данной проблемы в практике школы не отвечает ее

теоретическому изложению в научно-педагогической литературе. Классно-урочная

система не позволяет полностью раскрыть все аспекты географической науки и

сформировать профессиональную направленность старшеклассников, а количество

уже введенных курсов по географии невелико,

2. факультативный курс позволяет целенаправленно вести обучение с целью

его углубления и расширения, что повышает уровень географического

мировоззрения, развивать коммуникативность, творческие и исследовательские

способности учеников, что мы экспериментально подтвердили,

3. нами разработана программа факультативных занятий по теме дипломного

исследования из 8 занятий.

Следовательно, программа факультативных занятий может быть приемлемой для

использования в практике общеобразовательной школы.

Таким образом, в ходе проведенного эксперимента была подтверждена

поставленная гипотеза, тем не менее, использование факультативных занятий

представляет собой широкое поле деятельности для дальнейших исследований.

Выводы

Исходя из теоретического и экспериментального анализа можно сделать следующие

выводы:

Первое – В истории развития ТНК можно выделить следующие этапы:

1 этап - Конец 19 века – зарождение ТНК (колониальный тип)

2 этап - С начала 40-х гг. 20 века – становление ТНК (ЭРС)

3 этап - 60 – 80-е годы 20 века – развитие транснационального капитала

4 этап - 80-е годы 20 века – господство корпоративных гигантов (весь мир)

Второе - Каждому этапу эволюции соответствует определенная

организационная форма ТНК:

- ТНК первого поколения – колониально-сырьевые, в виде картелей,

синдикатов и первых трестов;

- ТНК второго поколения – военно-технические, трестового типа;

- ТНК третьего поколения – технико-потребительские, в форме

концернов и конгломератов;

- ТНК четвертого поколения – глобальные ТНК.

Существуют следующие модели поведения ТНК:

- либеральная,

- империалистическая,

- модель прямого господства ТНК,

- неомеркантильная,

- модель многонациональной ассоциации.

Третье – Для реализации поставленной задачи нами была разработана

типология ТНК по различным принципам, некоторые приведем ниже

I. По количеству «стран-хозяев»

1) разделенные:

Нидерланды/Великобритания «Роял-Датч_Шелл»,

Нидерланды/Великобритания «Юнилевер»,

2) собственные:

Япония «Сони, Франция «Рон-Пуленк», США «Ай-Би-Эм» и другие.

II. По количеству отраслей специализации

1) односпециализированные:

США «Дженерал Моторс» - автомобильная промышленность;

2) ТНК смежной специализации (комплексные):

Швейцария «Нестле» – пищевая промышленность и производство напитков;

США «Мобил» - нефть (добыча, переработка, продажа);

3) универсальные ТНК

США «Филип Морис» – пищевая и табачная промышленность;

Швейцария «Новартис» – торговля и машиностроение;

III. По процентному соотношению занятых за рубежом

1) от 10 до 25% от общего количества занятых сосредоточено за рубежом

(червертичные ТНК),

2) от 26 до 50% (пограничные ТНК): США «Дженерал Электрик» (40%),

3) от 51 до 75% (кардинальные ТНК): Нидерланды/Великобритания «Роял-Датч-

Шелл» (61%),

4) от 76 до 95% (заграничные ТНК или управленческие): Великобритания

«Диагео» (82%),

IV. По месту продажи выпускаемой продукции

1) внешнеориентированные:

США «Ксерокс» – 50% продается за рубежом,

Канада «Сиграм» – 97% продается за рубежом,

2) ориентированные на внутренние потребности:

Япония «Иточу» – 59% продажи в стране базирования,

США «Дженерал Моторс» – 80% продажи в стране базирования,

Перчень крупнейших ТНК представлен в таблице 1.

Четветое – Нами были установлены различия отраслевой структуры ТНК по

основным регионам:

Среди крупнейших компаний мира США первые позиции в производстве

вычислительной техники и программного обеспечения, в авиастроении и

нефтепереработке, а также в производстве напитков и табачных изделий. Сфера

доминирования японских промышленных ТНК – электроника, электротехника и

металлургия. ТНК западноевропейских стран находятся в группе лидеров в

области химической промышленности и автомобилестроения.

В целом на экономически развитые страны приходится большее число крупнейших

ТНК мира (95%), среди которых особо выделяются компании США, Японии, Франции,

Германии, Великобритании (и по числу в списке крупнейших и по объемам

продаж). Растет и число крупных ТНК развивающихся стран (Республики Корея,

Австралия, Тайвань, Бразилия.) (Изображены на карте-схеме 1, см. приложение

1)

Пятое - Нами были выделены последствия деятельности ТНК на человеческое

общество:

1. экономическая,

2. финансовая,

3. социальная,

4. политическая,

5. географическая.

(см. приложение 1, таблица 3)

Шестое – Нами были рассмотрены моменты развития транснациональных

корпораций на Украине. Было выявлено, что наилучшим образом украинский рынок

осваивают ТНК индустриально развитых стран – США, Германии, Великобритании и

Франции, а также в условиях кризиса платежеспособности украинского рынка именно

отечественная промышленность и нефтегазотранспотрная инфраструктура становится

объектом влияния российских компаний(«Газпром», «ЛукОйл», «Группа «Альфа»,

«Сибирский алюминий» и лр.)

Наличие ТНК – это положительный показатель для украинской экономики,

поскольку корпорации демонстрируют высокую продуктивность труда и капитала,

«приводят» в страну новые технологии и эффективный менеджмент. А с другой –

корпорации абсолютно равнодушны к украинскому экономическому комплексу в

целом, так как ориентируются на включение лишь высокоприбыльных сегментов

украинского рынка в систему международного разделения труда. Такой подход

угрожает полной депрессии менее прибыльным отраслям экономики. То есть,

транснациональный капитал повлияет и на украинскую экономику и на политику в

целом.

В результате проведенного педагогического эксперимента мы пришли к следующим

выводам:

1. Изученное состояние данной проблемы в практике школы не отвечает ее

теоретическому изложению в научно-педагогической литературе. Классно-урочная

система не позволяет полностью раскрыть все аспекты географической науки и

сформировать профессиональную направленность старшеклассников, а количество

уже введенных курсов по географии невелико,

2. Факультативный курс позволяет целенаправленно вести обучение с целью

его углубления и расширения, что повышает уровень географического

мировоззрения, развивать коммуникативность, творческие и исследовательские

способности учеников, что мы экспериментально подтвердили,

3. Нами разработана программа факультативных занятий по теме дипломного

исследования из 8 занятий,

4. Программа факультативных занятий может быть приемлемой для

использования в практике общеобразовательной школы.

Литература

1. Баринова Н.И., Елховская Л.И., Николина В.В. Внеурочная работа по

географии. – М.: Просвещение, -1988, - 145с.

2. Башинская А. Влияние международной экономической интеграции на

функционирование транснациональных корпораций» // Экономика Украины. – 1997.

- № 7. – с.25-29

3. Волкова Н.П. Педагогіка: посібник для студентів вищих навчальних

закладів. – К.: Академія, - 2001. – 576с.

4. В.В.Волошин. Справочник экономиста-международника. – М.: АПН. –

1984. – 785с.

5. Данченко А. Время сливаться в экстазе // Бизнес. – 2000. -№ 36. –

с.60

6. Деримов М.. Шпагат между этикой и прибылью // «Капитал. – 1997. -

№ 3. – с.19-20

7. Деримов М. Афоризмы босса из «Нестле» // Капитал. – 1997.- № 7-8.

–с.8 ‑ 10

8. Деримов М. Босой босс компании «Адидас» // Капитал. – 1997. - № 9.

– с.14 – 16

9. Деримов М. Властелины мира // Капитал. – 1998. - № 1. – с.70-75

10. Дидактика современной школы: пособие для учителей / Б.С. Кобзарь,

Г.Ф.Кумарина, Ю.А.Кусый и др. Под ред. Онищука. – К.: Родник, 1987. – (Пед.

б-ка). – 351с.

11. Ильин С.И. Деловые игры к факультативному курсу «Человек и рынок» //

География и основы экономики в школе. – 1999. – № 1. – с.21-27

12. Костинский Д. А теперь про чэболи и ни о чем более // Еженедельник

«География». – 2002. - № 7. – с.4

13. Курпас А., Боронецкий В. Под чужую Дэу Дудку // Капитал. – 1997. - №

9. – с.89-90

14. Коценко В.И. Педагогические функции и содержание факультативного

обучения в основной школе // Педагогика и психология. – 1997. - № 2 .- с.24-

31

15. Лупаций В. Від геополітики до геоекономіки // Крєзнавство. Географія.

Туризм.-2002. -№ 9, -с.4-8

16. Методика обучения географии в средней школе: Учебное пособие для

студентов педагогических институтов по географической специальности / под.

Ред. А.М.Панчешниковой. – М.: Просвещение, - 1983. – 320с.

17. Мовсесян А. Информационные аспекты транснационализации // МЭМО. –

1998. - № 2. –с.32-38.

18. Мовсесян А., Огнивцев С.. Транснациональный капитал и национальные

государства // МЭМО. – 1999. - № 6. –с.13-21

19. Моесеев П.М. Модели глобализации // География в школе.–2002.-№ 2 –с.3-11

20. Мясникова Л. Глобализация экономического пространства и сетевая

несвобода // МЭМО. – 2000. - № 8. – с.3-10

21. Мясникова Л. Военная экономика: упор на эффективность и экономию

средств» // МЭМО. – 2002. - № 8, с. 27-35

22. Окопова Е.С. и др. Мировая экономика и международные экономические

отношения / Е.С.Окопова., О.М. Воронкова, Н.Н.Гаврилка. – Ростов-на-Дону.:

Феникс, - 200. – 416с.

23. Островская Е. Рыночная система воспроизводства: развитие и

неравномерность // МЭМО. – 2001. - № 3. – с.15-22

24. Паламарчук Л. Факультативные занятия «География населения с основами

демографии» / География и основы экономики в школе. – 2002. - № 2. – с.10-14

25. Педагогический словарь: В 2-х т. – М.: АПН, - 1960. – Т-2. – 766 с.

26. Педагогическая энциклопедия. В 4-х томах / Гл. ред. И.А.Когеров,

Ф.Н.Петров. – М.: Советская энциклопедия. Т-4, -1966, -911с.

27. Подлосый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. Для студ. Пед.Вузов: В 2-

х кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС. – 1999. –Т-2, Процесс воспитания. –

256с.

28. Половина И.П. Экспериментальная программа факультативных занятий по

географии для 11 класса общеобразовательной школы // География и основы

экономики в школе. – 1997. - № 2. – с.11-13

29. Родионова И.Н. Макрогеография промышленного мира. – М.: Московский

лицей. – 2000. – 239с.

30. Саликова А. Эта агрессивная «Бульгари». //Капитал.–1997.-№ 9

–с.56‑57

31. Саликова А. Головокружительная нехватка персонала // Капитал. – 1998.

- № 7-8. – с.110-113

32. Саликова А. Движение вперед в тумане // Капитал. – 1998. - № 1.– с.67-69

33. Смирнов В.З. Хрестоматия по истории педагогики. – М.: Уч.Пед.Гиз, –

1961. – 590с.

34. Стрезикозин В.П. Организация процесса обучения в школе. –М.:Академия,

- 1978. –277с.

35. Социально-экономическая география зарубежного мира / Под. Ред.

Вольского. – М.: Крон-Пресс. – 1998. – 592 с., с илл.

36. Филипенко А.С. Экономика зарубежных стран. – М.: Издательский центр

«Академия», – 1992. – 260с.

37. Фіцула М.М. Педагогіка. Посібник. – К.: Академія, - 2000. – 433с.

38. Форми навчання в школі. Книга для вчителя за ред. Ю.Мальованого – К.:

Освіта, 1992. – 160с.

39. Чернышова Я., Яковлев А. Монополизм поневоле, или рассказ о том, как

административная система управления, хронический дефицит, чрезмерная

концентрация и специализация производства превратили большинство наших

предприятий в монополистов // Наука и жизнь. – 1990. - № 11. – с.2‑10

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1. стр. 1

50 лидирующих транснациональных корпораций (ТНК) мира,

ранжированных по величине зарубежных активов, 1997 г.

Ранг

Название корпорации

Страна базирования

Отрасли специализации

Активы, млрд. долл.

Продажи, млрд. долл.

Число занятых ,сел.

Индекс транснациоанльности*,, %

По зар-убежным ак-тивамПо кодексу транс-нацио-наль-ностизарубежныевсегоЗарубежныеВсегозарубежныеВсего
184Дженерал ЭлектрикСШАЭлектротехника, электроника97,4304,024,590,811100027600031,1
280Форд МоторСШААвтомобильная промышленность72,5275,448,0153,617410536389235,2
344Ройал-Датч-ШеллНидерл./Великобр.Нефть: добыча, переработка, продажа70,0115,069,0128,06500010500058,9
491Дженерал МоторсСШААвтомобильная промышленность70,0228,951,0178,26500060800029,3
529ЭксонСШАНефть: добыча, переработка, продажа54,696,1104,8120,3650006000065,9
675ТойотаЯпонияАвтомобильная промышленность41,8105,050,488,56500015903540,0
754АйБиЭмСШАПроизводство компьютеров39,981,548,978,513481586946553,7
850ФольксвагенГерманияАвтомобильная промышленность39,957,042,765,013390627989256,8
94НестлеШвейцарияПищевая пром-сть, пр-во напитков31,637,747,648,321944222580893,2
1071Даймлер-БенцГерманияАвтомобильная промышленность30,976,246,169,07480230006844,1
1139МобилСШАНефть: добыча, переработка, продажа30,443,636,864,3222004270059,7
1274ФиатИталияАвтомобильная промышленность30,069,120,250,69487724232240,8
1316ХехстГерманияХимическая промышленность29,034,024,330,09487713737476,5
142Асеа Браун БовериШвейцарияЭлектротехника29,029,830,431,320057421305795,7
159БайерГерманияХимическая промышленность29,030,330,432,020057414460082,7
1648Эльф-АкитэнФранцияНефть: добыча, переработка, продажа26,742,025,642,3405008370057,6
1760НиссанЯпонияАвтомобильная промышленность26,557,627,849,74050013720151,1
185ЮнилеверНидерл./Великобр.Пищевая пром-сть, пр-во апитков25,630,844,846,426284026931592,4
1956СименсГерманияЭлектроника25,667,140,060,620114138600052,1
2010Рош ХолдингШвейцарияФакрмацевтика25,637,612,712,9418326164382,2
2134СониЯпонияЭлекторника25,648,240,351,14183217300062,8
2278МицубисиЯпонияРазные отрасли21,967,141,5120,441832840136,9
231СиграмКанадаПроизводство напитков21,822,29,49,7418323100092,6
2432ХондаЯпонияАвтомобильная промышленность21,536,531,545,44183210940064,1
2538БМВГерманияАвтомобильная промышленность20,331,826,435,95214911762460,7

Продолжение на стр.2

Таблица 1, стр.2

Ранг

Название корпорации

Страна базирования

Отрасли специализации

Активы, млрд. долл.

Продажи, млрд. долл.

Число занятых ,сел.

Индекс транснациоанльности, %

По зар-убежным ак-тивамПо кодексу транс-нацио-наль-ностизарубежныевсегоЗарубежныевсегозарубежныеВсего
2631Алькатель АльстомФранцияЭлектроника20,341,925,931,05214918954964,8
278ФилипсНидерландыЭлектротехника, электроника20,125,533,066,520623025226886,4
2821Ньюс КорпорейшнАвстралияСредства массовой информации20,030,79,510,72062302822072,8
2958Филип МорисСШАПищевая и табачная промышленность19,455,932,156,120623015280051,1
3042Бритиш ПетролеумВеликобританияНефть: добыча, переработка, продажа19,232,636,571,3376005265059,2
3157Хьюлет ПакардСШАЭлектроника18,531,723,842,93760012190051,1
3220ТотальФранцияНефть: добыча, переработка, продажа18,525,223,441,9376005439173,2
3368РеноФранцияАвтомобильная промышленность18,334,918,535,64586014131545,7
3418Кэбл энд ВайерлесВеликобританияТелекоммуникации18,321,67,811,5337404655074,7
3579МицуиЯпонияРазные отрасли17,955,552,3132,6337401099435,8
3630Рон-ПуленкФранцияХим. пром-сть и фармацевтика17,827,511,515,0337406837765,7
3735ФиагГерманияРазные отрасли17,432,715,927,6337409556153,3
3841БАСФГерманияХимическая промышленность17,426,823,932,23374010497959,5
3982ИточуЯпонияТорговля16,756,848,7117,72600887833,3
4076Ниссе ИваиЯпонияТорговля16,640,432,375,52068639838,8
4172ДпоиСШАХимическая промышленность16,642,720,430,720689800041,8
4225ДиагеоВеликобританияПроизводство напитков16,629,717,622,6637617916171,0
4319НовартисШвейцарияХим. пром-сть и фармацевтика16,036,721,021,5714038723974,4
4494СумитомоЯпонияТорговля и машиностроение15,443,015,195,271403869425,9
4588ЭниИталияНефть: добыча, переработка, продажа14,649,412,534,3232398017831,7
4686ШевронСШАНефть: добыча, переработка, продажа14,335,513,840,686103936232,1
4752Доу КемикэлСШАХимическая промышленность14,323,611,320,086104286156,4
4869ТексакоСШАНефть: добыча, переработка, продажа14,129,622,345,286102931345,3
4961Белл Кэнэда ЭнтерпрайзисКанадаТелекоммуникации13,628,215,523,2861012200050,9
5065КсероксСШАПр-во копировальной техники13,527,79,018,286109140048,7

*Индекс транснациональности показывает степень внешней деловой активности той

или иной корпорации, характеризует степень выхода за пределы страны

базирования и проникновение в экономику других стран. Индекс рассчитывается

как среднее из трех процентных отношений: 1. Отношение зарубежных активов к

общей сумме активов. 2. Отношение зарубежных продаж к общей сумме продаж. 3.

Отношение занятых за рубежом к общей суме занятых.

Таблица 2, стр.1

20 крупнейших в мире компаний-поставщиков продукции военного назначения, 1998

г.)

МестоКомпанияСтранаОсновные виды продукции военного назначения*Продажа продукции военного назначения, млн. долл.Общий объем продаж, млн. долл.Доля продукции военного назначения и общем объеме продаж, %Чистая прибыль, млн. долл.
1«Локхид-Мартин»США С, Р, КС, ПУ, ВЭ, КУ, СВ16600,026000,063,81000,0
2«Боинг»СШАС, Р, КС, ПУ, ВЭ, КУ, В, СВ, ТО15600,056200,027,81216,0
3«Рейтеон»СШАС, Р, КС, ПУ, ВЭ, С, ВС14822,019530,075,9864,0
4«Бритиш аэроспейс»ВеликобританияС, Р, АУ, ВЭ, БМ, К, АР, СВ, ВС, ТО10546,011686,090,2
5«Дженерал Электрик»ВеликобританияР, КС, ВЭ, К, КУ, АР, СВ, ТО5866,612653,746,4
6«Нортроп-Груммэн»СШАС, ПУ, ВЭ, КУ, СВ, ТО5700,08900,064,0194,0
7«Томсон-КСФ»ФранцияР, КС, ПУ, ВЭ, К, КУ, АР, СВ, ВС, ТО4500,97205,762,6
8«Дженерал Дайнэмикс»СШАВЭ, БМ, К, КУ, Д, СВ, ВС, ТО4161,04970,083,7264,0
9«Даймлер-Крайслер аэроспейс»ГерманияС, Р, КС, ПУ, ВЭ, Д, В, СВ, ТО3087,010290,030,0642,0
10«Юнайтед текнолоджиз»СШАКС, Д, В, ТО3000,025700,011,71255,0
11«Мицубиси хеви индастриз»ЯпонияБМ, К2926,125596,011,4158,5
12«Литтон Индастриз»СШАКС, ПУ, ВЭ, К, КУ, СВ, ТО2500,04399,956,8181,4
13«ТРВ»СШАКС, ПУ, ВЭ, КУ, СВ2419,011886,020,4477,0
14«Росвооружение»РоссияГосударственная орг-ция по экспорту вооружения2300,02300,0100,0106,0
15«Рейнметал групп»ГерманияВЭ2246,34818,046,6
16«Роллс-Ройс»ВеликобританияР, ПУ, Д, ТО2238,37461,130,0
17«Дирексьон де констрюксьон навал»ФранцияПУ, ВЭ, К, КУ, АР, Д, СВ, ТО2010,32010,3100,01331,0
18«Эллайд сигнал»СШАКС, ПУ, ВЭ, Д, СВ2000,015100,013,2329,9
19«Дассо авиасьон»ФранцияС1974,73596,454,966,0
20«Ньюпорт ньюс шипбилдинг»СШАК, ТО1713,01862,092,0

*АР – артилейрийские системы, БМ – бронированные машины, В – вертолеты, ВС –

вооружение и военная техника для сухопутных войск, ВЭ – военная электроника,

Д – двигатели, К – надводные корабли и/или подводные лодки, КС – космические

системы, КУ – компьютерные услуги, ПУ – профессиональные услуги, Р – ракеты,

С – самолеты, СВ – средства связи, ТО – техническое обслуживание и

модернизация.

Источник: Defense News? 26.07.1999 P.S.[21.C.29]

Последствия деятельности ТНК

Сфера воздействия

+

-

1. ЭкономическиеРасширение экономической базы государства. Передача новейших технологий. Рост общей деловой активностиПолучат развитие преимущественно экологически «грязные» отрасли. Полезные ископаемые часто экспортируют без переработки. Промышленная продукция не предназначена для местного рынка
2. ФинансовыеПриток в страну иностранных капиталов. Улучшение состояния платежного балансаБольшая часть доходов будет возвращаться в страну базирования ТНК. Подавление местных финансовых институтов.
3. СоциальныеРост занятости. Повышение уровня жизни рабочих и служащих в филиалах ТНК. Вероятное повышение квалификации местных кадров.Востребованным окажется лишь малоквалифицированный труд. В связи с механизацией и автоматизацией трудовых процессов потребность в рабочей силе незначительна.
4. ПолитическиеСтимулирование проведения политических реформ, путем внедрения ТНК в экономику страны.Диктат политических условий правительству страны-приемника. Решения принимаются за границей на основе глобальных интересов ТНК.
5. Географичес-киеУлучшение ЭГП страны в связи с выходом производимой продукции на мировой рынок.Использования природных условий и ресурсов ТНК в своих целях – для обогащения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тема «КОРПОРАТИВНЫЕ ГИГАНТЫ XXI ВЕКА».

Цель:

· Ознакомление учеников со спецификой деятельности ТНК на конкретных

примерах. Показать разнообразие сфер интересов корпораций и методов

управления.

Познакомиться с ведущими торговцами и бизнесменами современного мира.

· Осуществить помощь в укреплении экономической активности в условиях

рынка, расширить мировоззрение учеников, оказать опосредованное влияние на

становление профессиональных интересов старшеклассников.

· Развить у старшеклассников мироощущение, умение держаться перед

аудиторией, дискуссировать, делать выводы.

Тип урока: пресс-конференция.

Оборудование: карта мира, рисунки товарных знаков ТНК, схем, показывающих

деятельность ТНК, о которых будет идти речь, указка, иллюстрации, фотографии.

Методы: объяснительно-иллюстрационный, рассказ, дискуссия.

Ход урока

Организация класса.

Подготовка к уроку начинается заблаговременно. Выбираются докладчики и

распределяются роли:

Журналисты: ж-л «Капитал»

ж-л «Вокруг света»

газета «Рынок и время»

ж-л «Бизнес»

Ведущий: представитель Генеральной ассамблеи ООН.

Доклады на тему. Назначаются докладчики.:

1 секция «Корпоративная Вселенная»:

1. «Роял-Датч-Шелл» - стратегия деятельности».

2. «Сфера деятельности и заслуги корпорации «Бульгари».

3. «Концерн «Орлан» – жизнь украинского производителя».

4. «Радикальные взгляды на бизнес компании «Нестле».

5. История создания знаменитой «Адидас».

2 секция «Властелины мира». Рассказы о громких именах империи

предпринимательства.

По окончании прослушивания докладов дается 3 минуты журналистам для

обсуждения вопросов для интервью.

В это время ведущий читает стихотворение[1]:

Он все надеется» Без скуки безотрадной

Копается в вещах скучнейших и пустых;

Сокровищ ищет он рукою жадной -

И рад, когда червей находит дождевых!..

И как слова его раздаться здесь могли,

Где духи реяли, всего меня волнуя!

Увы! Ничтожнейший из всех сынов земли,

На этот раз тебя благодарю я!

Ты разлучил меня с отчаяньем моим;

А без тебя я впал бы в исступленье:

Так грозно-велико восстало то виденье,

Что карликом себя я чувствовал пред ним!

К зерцалу истины, сияющей и вечной,

Я, образ божества, приблизиться мечтал,

Казалось – я быть смертным перестал

В сиянии небес и славы бесконечной;

Превыше ангелов я был в своих мечтах,

Весь мир хотел обнять, и, полный упоенья,

Как бог, хотел вкусить святого наслажденья -

И вот возмездие за дерзкие стремленья:

Я словом громовым повержен был во прах!

О нет, не ровен я с тобою,

Тебя я вызвать мог тоскующей душою,

Но удержать тебя я силы не имел.

Так мал я, как велик казался, - но жестоко

Ты оттолкнул меня; одно мгновенье ока -

И вновь я человек, - безвестен мой удел!

Доклады зачитываются за трибуной, после объявления темы доклада ведущим-

председателем Генеральной ассамблеи ООН.

СЕКЦИЯ 1

Доклад 1 (выдержки).

Вне всякого сомнения, «Шелл» громадна. Она функционирует в 130 странах всех

континентов и контролирует каждый аспект производства нефти. Имея главное

управление как в Лондоне, так и в Гааге, компания располагает 101000

работниками, 54 очистительными заводами и 47000 газовыми станциями.

«Шелл» – это одна группа, но две весьма крупные компании: «Роял Датч

Петролеум» со штаб-квартирой в Гааге, владеющей 60% капитала группы, и «Шелл

трэнспорт энд трейдинг» со штаб-квартирой в Лондоне, контролирующая 40%.

«Шелл» – это замкнутая компания, обремененная причудливыми способами

контроля, средневековой организационной структурой и противоречивым

общественным имиджем. Многие ее менеджеры, как это ни странно, редко общаются

и с вышестоящими и с подчиненными. Президент «Шелл» Корнелиус Хоргитретер

сейчас пытается изменить все: от способа действия своих менеджеров до правил

ведения бизнеса. А ведь по всем своим параметрам занимает почетное место на

вершине мира. Третий год подряд «Шелл» возглавляет список 500 компаний,

добившихся наибольшей совокупной прибыли (заработала 8,9 млрд. долл. В 1996

г.). Хоргитретер хочет создать быструю, гибкую организацию, которая была бы

открыта для инноваций и способна продвинуть «Шелл» в новые прибыльные сферы

бизнеса.

Для осуществления этих целей президент «Шелл» занимается перевоспитанием

своих кадров. 100 главных менеджеров даже прошли личностные тесты Майера-

Бригга (распространенный инструмент менеджмента, классифицирующий людей по 16

типам), чтобы определить, кто подходит для новой «Шелл», а кто нет.

Если эксперимент Хоркгитретера сработает, то, по мнению некоторых менеджеров

«Шелл», компания сможет к 2001 году увеличить свою прибыль до 17 млрд. долл.

Вопросы журналистов:

Ж-л «Капитал»: Не наблюдаются ли предложения от потенциальных конкурентов

о создании объединений с вашей корпорацией?

Ответ: Заключили альянс с «Газпромом», при этом планируем увеличить свои

фонды и выйти на пьедестал относительно других нефтяных компаний – показать

свой рост.

Ж-л «Рынок и время»: Вы затронули вопрос о разработке новой стратегии

поведения «Шелл». В чем она проявится?

Ответ: действительно, корпорация нуждается в новой стратегии. И вот

возник план заняться продажей хот-догов и футболок. Во Франции рестораны «Шелл»

приносят валовую прибыль более 70%, а бензин – только 10%. В следующие

несколько лет планируется глобальное расширение сети магазинов готовых

продуктов «Селект», которые, как правило, прикреплены к определенной газовой

станции.

Ж-л «Вокруг света»: В профессиях какого рода нуждается ваша компания на

современной ступени?

Ответ: Любая нефтяная компания нуждается в специалистах такого рода как:

геологи, в первую очередь, специалисты бурового дела, летчики, экологи,

нефтяники, химики и управленческий персонал плюс менеджеры.

Доклад 2.

Италия принадлежит к тем средиземноморским странам, где процветает торговля

драгоценностями. Такие фирмы, как Gucci, Prada, Ferrogamo вкладывают огромные

деньги в маркетинг, развитие новых видов продукции и создание глобальных

марок. Но ювелирной компании «Бульгари» удалось выделиться даже в этой группе

весьма сильных компаний.

«Бульгари» продает драгоценности ценой от тысячи до миллиона долларов, и мы

намерены изменить мнение о том, что она нацелена только на клиентуру из высшего

класса».

Сотирио Бульгари, греческий серебряных дел мастер, основал «Бульгари» в Риме

в 1857 г. Поскольку в нынешнем столетии дорогие урашения приобрели

популярность у принцесс и звезд Голливуда, репутация компании поднялась

прямо-таки в поднебесье. Ныне она продает большое количество ювелирных

изделий и часов, четыре вида духов и настольные принадлежности. В октябре

прошлого года вниманию покупателей были представлены шелковые галстуки ценой

$277. А в настоящее время менеджеры фирмы заняты кожаными сумками и очками,

производимыми по лицензионному соглашению с итальянской оптической компанией

Luxottica.

Появление в 1993 г. одеколона «Bulgari Eau Parfumee» имело такой успех, что

сейчас компания предлагает уже 4 вида парфюмерной продукции, на которые

приходится около 14% всего ее сбыта. Основанное в Швейцарии производство

Bulgari Parfumes приняло необычную идею, согласно которой чай является

основным компонентом духов. Планируют расширить сферу деятельности в США и

Азии. На сегодняшний день фирма владеет 54 магазинами, 200 розничными

торговцами часами и 5500 парфюмерными торговыми точками. Промышленные

аналитики определяют посленалоговый доход 35,5 млн. долл.

Вопросы журналистов:

Ж-л «Бизнес»: В чем проявляется ваша деятельность в зарубежном мире?

Ответ: планируем расширять свою сферу деятельности. Совсем недавно наши

магазины появились во Франции, Гонолулу и Сингапуре. А дальше, «по расписанию»,

Абу-Даби.

Ж-л «Капитал»: Как у вас в Италии, и, в частности, внутри корпорации,

обстоят дела со специалистами высшего уровня? Знакома ли вам ситуация с

молодыми образованными «золотыми воротничками», которые пользуются в Америке

большим спросом?

Ответ: Специалисты есть, и, мало того, у нас в Италии нетерпение и

самоуверенность определяют сегодняшнего молодого служащего. Каждый мечтает

заработать миллионы и пробить себе дорогу, чтобы подняться по корпоративной

лестнице с галстуком на шее и сделать это до 30-летнего возраста. Так что,

выбор остается за нами!

Ж-л «Вокруг света»: Какие навыки и профессии необходимы для ведения

ювелирного дела?

Ответ: Нам необходимы люди, имеющие навык ночной работы с мелкими

деталями, с художественным образованием и творческим подходом к своей работе. А

профессии, необходимые для нашего дела, это ювелиры, гравировщики, органщики,

продавцы, часовщики, парфюмеры, менеджеры.

Доклад 3 (выдержки)

31 мая 1921 года Общество Автомобилей Форда выпустило автомобиль №5000000.

Теперь он стоит в моем музее, рядом с маленькой газолиновой тележкой, с

которой Форд начал свои опыты и которая в первый раз пошла весной 1893 года

Это было как раз тогда, когда овсянки прилетели в Дирборн, а они всегда

возвращаются 2-го апреля. Оба экипажа совершенно различны по своему внешнему

виду и почти столь же непохожи по строению и материалу. Только схема,

странным образом, почти не изменилась за исключением некоторых завитушек,

которые выбросили в нашем современном автомобиле. Та маленькая старая

тележка, несмотря на свои два цилиндра, пробегала двадцать миль в час и

выдерживала, при своем резервуаре всего в 12 литров, полных шестьдесят миль.

И теперь она такова же, как в первый день. Схема развивалась гораздо менее

быстро, чем конструкционная техника и применение материалов. Разумеется, и

она усовершенствовалась; современный Форд - «Модель T» – имеет четыре

цилиндра, автоматическое пусковое устройство и, вообще, является во всех

отношениях более удобным и практичным экипажем. Он проще своего

предшественника, но почти каждая его часть уже заключалась в первоначальной

модели.

Изменения вытекали из опытов в конструкции, а вовсе не из нового принципа,

т.е. важный урок в том, что лучше приложить все силы для усовершенствования

хорошей идеи вместо того, чтобы гнаться за другими, новыми идеями. Хорошая

идея дает ровно столько, сколько можно осилить сразу.

Жизнь фермера заставляла Форда изобретать новые и лучшие транспортные средства.

Генри Форд родился 30 июля 1863 года, на ферме недалеко от Дирборна в

Мичигане, и первое его впечатление, свидетельствует, что в хозяйстве было

слишком много труда сравнительно с результатами.

«Важнейшим событием моих детских лет была моя встреча с локомобилем, милях в

восьми от Детройта, когда мы однажды ехали в город. Мне было тогда двенадцать

лет. Вторым по важности событием, которое приходится на тот же самый год,

были подаренные мне часы.

Этот локомобиль был виной тому, что я погрузился в автомобильную технику. Я

пробовал строить модели, и несколько лет спустя мне удалось составить одну,

вполне пригодную. С той поры, как я, двенадцатилетним мальчиком, встретился с

локомобилем до сегодняшнего дня вся сила моего интереса была направлена на

проблему создания автоматически движущейся машины», - так пишет Генри Форд в

книге своих воспоминаний.

Газета «Рынок и время»: Какие навыки и профессии востребованы в вашей

корпорации?

Ответ: Мы нуждаемся в специалистах машиностроительных специальностей,

конструкторских и токарных, а также менеджеров и обслуживающего персонала.

Ж-л «Капитал»: Известно, что ваша корпорация участвует в

международных переплетениях с другими крупными автомобильными гигантами. Чем

это выгодно для вас?

Ответ: Мы получаем выгоды от комбинированного производства, обмена

техническими нововведениями и расширения рынка сбыта.

СЕКЦИЯ 2.

Предисловие ведущего: кто правит миром? Раньше считалось, что те, в чьих

руках государственная власть, то есть: монархи, президенты, премьеры,

правительство, парламент. Но в последнее время западная пресса все чаще

показывает портреты подлинных владык, до сих пор совершенно неведомых тем

сотням миллионов людей, чья жизнь предопределена их решениями и действиями.

Каждый из этих гегемонов контролирует свои сектор экономики и глобального рынка

бизнеса.

Звучат сообщения:

1. Энди Гроув, босс корпорации «Интел» – повелитель «блох»

2. Сэр Ричард Сикс, президент фармацевтического концерна «Глаксо-Велкоум»

3. Рэм Вяхирев, президент «Газпрома» – хозяин энергии.

4. Майкл Эйснер, президент «Уолт Дисней мопани».

5. Билл Роуди, президент «ЭмТиВи» - обладатель «плана» музыки.

25 крупнейших состояний мира

(по данным журнала «Форбс», 1997 г.)

Имя, страна, фера деятельности

Состояние, в млрд. долл.

1Султан Хассанал Балкиах, Бруней, нефть и газ38
2Билл Гейтс, США «Майкрософт»36,4
3Семья Уолтон, США, торговля27,6
4Уоррен Боффит, США, биржа23,2
5Король Фахд, Саудовская Аравия, нефть, инвестиции, недвижимость20
6Сухарто, Индонезия, инвестиции16
7Шейх Джабер аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах, Кувейт, нефть, инвестиции, недвижимость15
8Ли Шауки, Гонконг, недвижимость14,7
9Пауль Захер, Швейцария, «Ла Рош»14,3
10Пол Аллен, США, «Майкрософт»14,1
11Братья Куок, Гонконг, недвижимость12,3
12Семья Хаас, США, «Леви Страусс»12,3
13Форрест Эдвард Марс, США, «Марс», Вискас», «Анкл Бен»12,3
14Семья Квандт, Германия, «БМВ»11,7
15Тео и Карл Альбрехты, Германия, торговля11,5
16Ван Линьцай, Тайвань, страхование, финансовые услуги11,3
17Кеннет Томсон, Канада, издательская деятельность11
18Ли Кошин, Гонконг, инвестиции и недвижимость11
19Курт Энгельхорн, Германия, фармацевтическая промышленность11
20Шейх Заид ибн Султан аль-Нахайян, ОАЭ, нефть, инвестиции10
21Семья Ханиэль, Германия, фармацевтическая промышленность9,3
22Сэмюэл и Дональд Ньюхаузы, США, СМИ9
23Ханс и Гед Раусинг, Швеция, упаковка9
24Семья Каргилл, США, корпорация «Каргил»8,8
25Лилиан Беттанкур ,Франция, «Ореаль»8,4

Игра «ТЭНЬЭШКА»

Количество участников не ограничено, но оптимально – больше 3-х человек.

Игра представлена 57 карточками, которые состоят из:

10 карточек – сферы деятельности ТНК

o производство компьютеров

o электроника

o химическая промышленность

o цветная металлургия

o авиационная промышленность

o автомобилестроение

o пищевая промышленность

o продукция военного назначения

o газовые ТНК

o нефтяные ТНК

Сферы деятельности делятся на 5 групп (те по 2 в каждой), они равноценны:

o газовые - нефтяные

o продукция военного назначения – пищевая

o автомобилестроение - авиационная

o химическая – цветная металлургия

o производство компьютеров – электроника

Но имеют разную значимость относительно друг друга:

1. военная – пищевая (I) – 100 тэньэшек

2. газовые – нефтяные (II) – 80 тэньэшек

3. химическая – цветная металлургия (III ) – 60 тэньшек

4. автомобилестроение – авиация (IV) – 40 тэньэшек

5. производство компьютеров – электроника (V) – 20 тэньэшек

Это выражается и в игровой распевке:

Война и еда – будем жить всегда,

Тепло греет нас – это нефть и это газ,

Химикаты и металл – дает надежду на завтра нам,

Плюс машины, самолеты берутся за работу,

Ну а после отдохнем и к компьютеру пойдем.

20 карточек – названия компаний этих сфер интересов

20 карточек – названия стран базирования

1 карточка – регулирующая компания (играет роль джокера)

7 карточек - страны базирования, не относящихся к странам-хозяевам.

Каждому раздается по 6 карточек. Если у кого-то имеются 3 «связанные» карточки:

[название компании] + [сфера деятельности] + [страна базирования] = «Лотос»

Кто имеет «Лотос», тот и ведет игру.

При этом он кладет одну из карточек из «Лотоса» и ему каждый сбрасывает

карточку либо их этой же сферы деятельности, либо из параллельной, а если нет

– любую ненужную карточку. А тот, у кого был «Лотос», эти карточки складывает

к себе в банк, для накопления тэньэшек.

Если не был высвечен параллельный «Лотос» при игре, то права хода остается за

этим игроком и он выкидывает любую карточку, но по достоинству как можно выше

и зарабатывает тэньэшки. Если у кого-то имеются большие по достоинству

карточки – условия игры диктует он. Игра продолжается пока не разберут все

карточки.

Тот, кто последним сделал ход и положил в свой банк тэньэшки, получает 50

тэньэшек прибыли. После – каждый игрок подсчитывает накопленный капитал,

исходя из того что:

ЮНКТАД – 75 тэньэшек (игровой амулет),

Название ТНК – 80 тэньэшек,

Страна базирования – 25 тэньэшек,

Отрасль – 30 тэньэшек,

«Черновая» страна-резиденция – 15 тэньэшек.

Задача игры заключается в том, чтобы достичь накопления капитала в течение

нескольких игр, до 500 тэньэшек. Так определяется победитель

[1] Иоганн Вальтер Гете. «Фауст»

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.