РУБРИКИ |
Доклад: Урбанизация |
РЕКЛАМА |
|
Доклад: УрбанизацияДоклад: УрбанизацияУрбанизация - в широком смысле - процесс повышения роли городов в развитии общества. Урбанизация - в узком смысле - рост городов, повышение удельного веса городского населения Урбанизацией (от латинского urbs - город) называется рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире, возникновение и развитие всё более сложных сетей и систем городов. Следовательно, урбанизация представляет исторический процесс повышения роли городов в жизни общества, постепенное преобразование его в преимущественно городское по характеру труда, образу жизни и культуры населения, особенностям размещения производства. Урбанизация - одна из самых важных составных частей социально-экономического развития. Предпосылками урбанизации являются: - концентрация в городах промышленности; - развитие культурных и политических функций городов; - углубление территориального разделения труда. Для урбанизации характерны: - приток в города сельского населения; - концентрация населения в крупных городах; - возрастающая маятниковая миграция населения; - возникновение городских агломераций и мегалополисов. Общие черты урбанизации, характерные для большинства стран : 1) Быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах, где происходят стихийные, не поддающиеся контролю миграции из села в город. В мире с 1950 г. население городов увеличилось в 4.37 раза.
График роста численности городского населения ( млн. чел. ) 2) Концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах, т.к. города имеют множество функций, особенно в непроизводственной сфере, они полнее удовлетворяют запросы людей, имеют развитую инфраструктуру и обеспечивают доступ к хранилищам информации. Половина населения мира живёт в городах. Более 30 городов мира имеют население более 5 млн. человек. 3) "Расползание" городов, расширение их территории. Это происходит тогда, когда вокруг крупных городов (столиц, промышленных и портовых центров) возникают пояса городов-спутников. Такие образования называются городскими агломерациями. Их неуправляемый рост очень беспокоит учёных, занимающихся этой проблемой. Крупнейшие городские агломерации сложились вокруг Мехико, Сан-Паулу, Токио и Нью-Йорка. Условные уровни урбанизации : Низкий уровень урбанизации - менее 20% ; Средний уровень урбанизации - от 20% до 50% ; Высокий уровень урбанизации - от 50% до 72% ; Очень высокий уровень урбанизации - свыше 72%. Слабоурбанизированные страны - Западная и Восточная Африка, Мадагаскар и некоторые страны Азии. Среднеурбанизированные страны - Боливия, Африка, Азия. Высокоурбанизированные страны - СНГ, Европа, Северная Америка, ЮАР, Австралия, Южная Америка. Темпы урбанизации зависят от уровня экономического развития страны. В большинстве экономически развитых странах, где урбанизация достигла достаточно высокого уровня, процесс взят под контроль, и доля городского населения не увеличивается, а даже немного уменьшается. Но урбанизация продолжает расти вглубь, приобретая новые формы. В развивающихся странах урбанизация продолжает расти вширь, а городское население быстро увеличивается. Это явление получило название городского взрыва и продолжает оставаться неконтролируемым. Однако рост населения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие. В ряде международных документов (в частности, в резолюции Международного банка Реконструкции и Развития) говорится о кризисе урбанизации в развивающихся странах. Но она продолжает оставаться в основном стихийной и неупорядоченной. Для стабилизации процесса урбанизации необходимо, чтобы происходил частичный отток населения из города в сельские районы, что приведёт к разгрузке городов и увеличению товарооборота между деревней и городом. Вероятно, Вы знаете о так называемой "проблеме больших городов", которые занимают значительную площадь земли. В качестве одного из путей решения этой проблемы строятся и проектируются сверхвысокие здания. Выдвигаются также полуфантастические проекты сооружения подземных городов, плавучих городов, подводных городов, городов-конусов, городов-деревьев, городов-башен, городов- воронок, городов-мостов и т. д. Другой метод разгрузки крупных городов предлагают аргентинские учёные. Ещё недавно широко обсуждался проект переноса столицы Аргентины из Буэнос-Айреса во Вьедму. В пользу этого приводились несколько факторов. Во-первых, будет разгружен Буэнос-Айрес, т. к. в трёхмиллионной агломерации Большого Буэнос-Айреса сосредоточена почти 1 / 10 часть всего населения страны; это не только административная, но и промышленная столица страны, а также крупнейший порт. Во-вторых, развитие нового центра способствовало бы освоению Патагонии, а как следствие, оттоку населения из Буэнос-Айреса в провинцию, более равномерному распределению населения по территории страны, что приведёт к снижению уровня урбанизации и контролированию её процесса. В наши дни урбанизация стала одним из основных факторов загрязнения окружающей среды. Именно с ней связано более 75% общего объёма загрязнения. Большие города существенно влияют на экологическую обстановку данного региона. Жители называют их "смогополисами". По данным химических исследований, проведённых обществом " Greenpeace ", шлейф загрязняющего и теплового воздействия крупных городов прослеживается на расстояние до 50 км, охватывая площадь в 800 - 1000 квадратных километров. В последнее время официальные органы и общественность экономически развитых стран принимают различные меры по охране и улучшению городской среды. Однако развивающиеся страны в условиях крайнего недостатка средств не могут обеспечить не только переход к малоотходным технологиям, но и строительство перерабатывающих вторсырьё комбинатов. В экономически развитых странах предпринимаются большие усилия по регулированию процесса урбанизации, управлению им. В этой работе, которая нередко осуществляется методом проб и ошибок, принимают участие демографы, экологи, географы, экономисты, социологи, в общем все, кому небезразлична будущность всего человечества. Пока люди не управляют процессом урбанизации, но для человека нет ничего невозможного, и в скором времени урбанизация будет взята под контроль. Основные стадии урбанизации 1) Развитие и рост городов (растущих как бы в отдельности). Это - "точечная" концентрация. Город накапливает потенциал, усложняет свои функциональную и планировочную структуры. Проблемы его становятся все масштабнее и приобретают возрастающую остроту, однако их решение в рамках самого города становятся все затруднительнее ввиду ограниченности территориальных ресурсов. 2) Формирование агломераций. Постгородская стадия развития расселения. Агломерации становятся ключевой формой территориальной организации производительных сил и расселения. Агломерирование носит выборочный характер, но в то же время весьма распространено. Агломерации играют ведущую роль во всех развитых и в ряде развивающихся странах. Крупный город находит в них свое дополнение и одновременно обретает новые возможности для решения своих проблем, в том числе и экологических. Выдающийся потенциал крупного города реализуется полнее. 3) Формирование опорного каркаса расселения. Рассредоточенная концентрация. Территориальное устройство страны с формированием опорного каркаса приобретает новое качество. Возрастает прочность государственной территории. Опорный каркас ориентирует пространственное развитие экономики, образующая его совокупность узлов и линий выделяет центры и оси приоритетного развития. Важность опорного каркаса, большая для любой страны, особенно возрастает в России вследствие ее огромной территории и сильной дифференциации пространства. В этих условиях велико значение опорного каркаса как фактора территориально-хозяйственной интеграции всех регионов России. В Нью-Йорке в рамках подготовки к проведению Международного года пожилых людей (1999 год) прошла двухдневная конференция по вопросам старения и урбанизации. Темой конференции стал лозунг "Старение и урбанизация: вызовы и возможности. К сообществу для всех". В работе конференции приняли участие эксперты в области архитектуры, финансов, средств массовой информации, технологии, управления, дизайна и здравоохранения. В ходе заседаний были рассмотрены вопросы урбанизации и путей обеспечения участия пожилых людей в принятии решений по экономическим, гендерным и политическим вопросам. По прогнозам ученых, ожидается, что в период с 1980 по 2020 год число людей в возрасте 60 лет и старше увеличится на 240 % и достигнет к 2030 году 1.4 миллиарда человека, в то время как 70 % мирового населения будет жить в городских районах. Конференция по вопросам старения и урбанизации была организована Центром ООН по населенным пунктам (Хабитат) и Секретариатом Международного года пожилых людей. Российская урбанизация на перепутье: город-сад или город-огород Около 75% российского населения проживает в пределах городской черты, а потому, вне всякого сомнения, Россия — страна городов. Однако, похоже, этого никто не замечает. Страна “борется за урожай” и добывает нефть, тогда как для городской экономики характерна совсем иная структура: услуги, финансы, торговля, строительство. Что ждет российские города в XXI веке? В “сценариях” была предпринята попытка представить возможные пути развития российских городов в средне- и долгосрочной перспективе. Разумеется, практика всегда богаче "чистых" теоретических схем, и реальный процесс пойдет по более сложному пути. Однако идея разработки сценариев как раз и состоит в том, чтобы попытаться обрисовать своего рода экстремумы развития, то или иное сочетание которых, определяемое реальными социально-экономическими условиями, и будет, на взгляд авторов, характеризовать развитие городов России — от "города в жестко централизованном государстве" до "города гражданского общества", через весь спектр возможных комбинаций моделей. Институт экономики города разработал сценарии развития городов России в XXI веке для Клуба 2015, объединяющего профессиональных и успешных российских менеджеров. На первом этапе разработки сценариев были выделены условные модели систем управления российских городов, выраженные через набор конкретных параметров (образ жизни населения, взаимоотношения городских властей и бизнеса, особенности управления бюджетом и некоторые другие). В "государственной" модели (город в "унитарном государстве") образ города как социального организма размыт, критерием для принятия управленческих решений становятся директивы из центра, а не интересы горожан. В "городе бюрократов- предпринимателей" местная бюрократия ведет себя как предприниматель, управляя городскими процессами с точки зрения собственных экономических интересов, и подвергает бюджетные средства рискам, вкладывая их в коммерческие проекты. В модели "город-комбинат" судьба каждого города, количественные и качественные параметры урбанизации, ее пространственная "разверстка" определяются деловыми интересами корпораций. Модель, условно названная "народной", характеризует город на пути к гражданскому обществу. Ее можно рассматривать как переходный этап на пути к формированию наиболее эффективной модели городского управления. В условиях модели "город — гражданское общество" становление механизмов городского управления, свойственных развитому гражданскому обществу, позволяет добиться максимальной экономической и социальной эффективности, оно опосредованно влияет на образ жизни людей, способствуя их превращению в социально активных и ответственных граждан. Добавление второй характеристики городов — мобильности населения — позволило перейти к двумерному координатному пространству, предоставляющему возможности для сценарного описания. Мобильность определяется как возможность для человека свободно изменить место жительства, жилище, профессию и другие социальные параметры жизни при существовании соответствующих правовых и экономических условий.
Первый квадрант координатного пространства — "город-сад", самый привлекательный с точки зрения среды жизни граждан, отличающийся высоким качеством управления и мобильной средой. Второй квадрант — "город-общежитие": характер управления и мобильность населения в нем определяются экономической целесообразностью развития промышленных корпораций или "государственными интересами". Третий квадрант — "город-огород", Россия сырьевая, базирующаяся на советской модели экономических и политических ценностей, с неразвитостью демократических институтов и ограниченной мобильностью населения. Именно в этом квадранте и пребывает Россия сегодня, здесь, собственно, и находится исходная точка всех сценариев. Четвертый квадрант — "город-мираж", с высоким качеством управления и низкой мобильностью населения, вариант при любом развитии событий почти невероятный. Все представленные сценарии есть не что иное, как варианты движения из "города-огорода" в "город-сад": либо через "город-общежитие", либо напрямую — через "игольное ушко" точки пересечения осей. Сценарий I — "Хождение по мукам". Еще достаточно долгое время сохраняются многочисленные административные барьеры, "работающие" в интересах бюрократов различных уровней и одновременно снижающие для населения возможность реализовать демократические свободы и получить качественные услуги общественного сектора. Преобладающей моделью развития городов по данному сценарию будут различные варианты комбинации “бюрократической” и “государственной” моделей. Местные бюрократии не заинтересованы в повышении мобильности городского населения, а государство регулирует перемещение населения административными методами. Москва и Санкт-Петербург “вырываются” за пределы основной массы российских городов (см. схему).
Сценарий II — "Через тернии к звездам". На фоне устойчивого экономического роста широко распространяется “корпоративная” модель со всеми ее плюсами и минусами и постепенно трансформируется в модель "гражданское общество". Корпорации начинают более адекватно реагировать на общественные запросы. Развиваются демократические институты, обеспечивающие эффективное местное самоуправление, основанное на широком общественном участии. Формальные препятствия для мобильности населения снижаются, развивается ипотека, более эффективно используется жилой фонд. Выправляется система расселения, Москва и Санкт-Петербург приобретают свойства “мировых” городов, формируется полноценная сеть средних и малых городов (см. схему).
Сценарий III — "Повезло так повезло". Путь постепенного перерастания “бюрократической” модели развития в модель "гражданское общество". От ситуации, когда граждане фактически самоустраняются от участия в управлении на местном уровне, дискредитированном деятельностью бюрократов-предпринимателей, происходит переход к реальному местному самоуправлению. Повышение прозрачности управления, постепенный рост информированности населения стимулируют развитие его гражданской позиции, активности и ответственности за развитие города, принятие управленческих решений и осуществление конкретных действий на местах. Информационная закрытость теряет всякий смысл и становится невозможной, местная бюрократия вынуждена налаживать диалог с гражданами. Формируется мощный импульс повышения экономической и социальной эффективности управления на местном уровне. Растет урбанизация, система расселения фокусируется на нескольких десятках крупных городов (см. схему).
|
|
© 2007 |
|