РУБРИКИ

Курсовая: Дальневосточный экономический район

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Дальневосточный экономический район

лесосырьевые ресурсы, увеличить выход важнейших видов продукции из каждого

кубического метра заготовленной древесины и повысить эффективность отрасли.

Комплексное применение древесного сырья позволило бы уменьшить транспортные

издержки за счёт перевозок более квалифицированной древесной продукции,

сэкономить много ценной древесины, повысить эффективность лесной и

деревообрабатывающей промышленности. Имеющиеся данные показывают, что из 1000

куб.м деловой древесины получают 450 куб.м. клееной фанеры и 500 куб.м

отходов, из которых можно изготовить 320 куб.м. древесностружечных плит. Этих

плит и фанеры достаточно, чтобы заменить 2000 куб.м. пиломатериалов, для

получения которых необходимо 3000 куб.м. деловой древесины. На Дальнем

Востоке для широкого развития механической и химической переработки древесины

имеются все необходимые условия: богатейшие лесные ресурсы, топливо и

энергия, хорошая обеспеченность водой, свободные земельные участки для

промышленного строительства.

Одним из главных направлений повышения экономической эффективности лесной и

деревообрабатывающей промышленности Дальнего Востока является создание не

отдельных изолированных, хотя и мощных предприятий, а крупных

лесопромышленных комплексов, состоящих из производств по заготовке древесины,

и её последовательной и глубокой механической и химической обработке.

Достижение намечаемых объёмов производства требует расширения действующих и

строительства новых предприятий. Такой пик произошёл в 70-е — 80-е годы.

Тогда вступили в действие Совгаванский, Амгуньский, Падалинский леспромхозы,

Литовский фанерный завод, Биробиджанский лесозавод, Хорский гидролизно-

дрожжевой завод, цех домостроения на Хорском лесокомбинате, Тунгусский и

Мухенский домостроительные комбинаты и много других производств.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность наиболее развиты на Дальнем

Востоке. Особенно большое развитие они получили в Хабаровском и Приморском

краях, в республике Саха, Амурской и Сахалинской областях, откуда

значительная часть пиломатериалов поступает на экспорт. Целлюлозо-бумажная

промышленность развита на Южном Сахалине, который по выпуску бумаги лидирует

во всей Восточной экономической зоне. Производство картона размещается в

Хабаровском крае (Амурск) и на Сахалине, клееной фанеры — в Приморском и

Хабаровском краях. Деревообрабатывающая промышленность, кроме того,

представлена домостроением, производством тары, мебели, фанеры и гидролизными

заводами, но развиты эти отрасли недостаточно. Это сдерживает дальнейшее

развитие лесозаготовок, так как транспортировка круглого леса на столь

дальние расстояния в европейскую часть неэффективна, невыгоден круглый лес и

для экспорта. Поэтому в перспективе постоянное внимание будет уделяться

расширению высококвалифицированной переработки древесины, в том числе в

районе Байкало-Амурской магистрали.

В составе комплекса машиностроения и металлообработки представлены крупные

отрасли индустрии райо­на. На их долю приходится 1/5 стоимости производимой

промыш­ленной продукции и почти 1/3 промышленно-производственного персонала.

Собственно машиностроение развито лишь в Примор­ском и Хабаровском краях и в

Амурской области, в остальных об­ластях и Якутии налажены ремонтное дело и

производство некото­рых запасных частей для машин и техники местного

хозяйства.

Наибольшее развитие получили судостроение и судоремонт, прямым образом

связанные с рыбной промышленностью, мор­ским и речным транспортом.

Судостроительные и судоремонтные предприятия есть в морских и речных портах

района. На них стро­ятся малые и средние рыболовные суда и ремонтируются

круп­ные. Развиваются отрасли машиностроения по производству и ре­монту

техники для рыбной, горной и лесной промышленности. Предприятия этого профиля

имеются во Владивостоке, Хабаров­ске и некоторых других городах.

Создано сельскохозяйственное машиностроение, представленное заводом

(Биробиджан), выпускающим разнообразную технику, приспособленную к

особенностям природных условий Дальнего Востока, в том числе комбайны с

гусеничным ходом. Многочис­ленные ремонтные базы построены во всех основных

сельскохо­зяйственных районах, на некоторых из них изготавливаются запас­ные

части. Транспортное машиностроение представлено много­численными

авторемонтными предприятиями и ремонтными за­водами железнодорожного

транспорта в Уссурийске, Южно-Саха­линске и Свободном.

За последние годы заметное развитие получили электротехника, производство

энергетического оборудования, станкостроение в Хаба­ровске, Комсомольске-на-

Амуре, Уссурийске, Биробиджане и в не­которых других городах. Однако ряд

видов производимой здесь продукции вывозится в другие районы, в том числе

европейскую часть, на огромные расстояния, что нельзя признать рациональ­ным,

тем более что основное технологическое оборудование для большинства отраслей

хозяйства района завозится из других райо­нов. Самой неотложной задачей для

Дальнего Востока является значительное расширение ремонтной базы и

производства ряда массовых запасных частей к используемой здесь технике.

Промышленность строительного комплекса представлена цементными заводами в

Приморском и Хабаров­ском краях и Сахалинской области, заводами

железобетонных кон­струкций и строительных деталей главным образом в крупных

го­родах, предприятиями по производству стройматериалов. Однако масштабы

развития отрасли пока недостаточны. Особенно важное значение здесь

приобретает создание крупных баз промышленно­сти строительных материалов в

связи с опережающими темпами программы жилищно-бытового строительства в целях

значитель­ного улучшения жизни населения района и закрепления притока новых

переселенцев.

В производстве товаров народного по­требления (без пищевой промышленности)

подавляющую часть продукции дают предприятия Хабаровского и Приморского

краев. Наибольшее развитие из отраслей легкой промышлен­ности получили

швейная, трикотажная и обувная. Но и они далеко не обеспечивают своими

товарами потребности населения района. Значительная их часть поступает из

других районов России.

Топливно-энергетический комплекс района развива­ется опережающими темпами.

Энергетическое хозяйство основы­вается главным образом на использовании бурых

и каменных уг­лей. Более половины добычи бурых углей дают месторождения

Приморского края, значительную часть — Амурской и в меньшей степени

Сахалинской областей. Последняя не только обеспечивает свои потребности в

угле, но и вывозит его. Основными источника­ми добычи каменных углей в районе

были угледобывающие пред­приятия Приморья, Хабаровского края и Магаданской

области.

Ныне ведущее место в угледобыче принадлежит Южно-Якут­скому угольному

бассейну, к которому подошла железная дорога, так называемый Малый БАМ. Южно-

Якутский бассейн высокока­чественных коксующихся углей открытой добычи стал

ядром фор­мирующегося здесь одноименного территориально-производст­венного

комплекса. Комплекс включает помимо угольной про­мышленности

электроэнергетику и другие отрасли. В перспекти­ве — освоение крупных богатых

по составу железорудных место­рождений Алданского района. Сочетание южно-

якутских углей и железных руд — база для будущей черной металлургии полного

цикла. Высококачественные угли Южно-Якутского бассейна (Нерюнгри)

экспортируются в Японию и другие страны.

На северо-востоке Сахалина — от Охи до Катангли — добывает­ся нефть. Отсюда

по двум нефтепроводам она поступает на нефтеперерабатывающие заводы

Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска. Но размеры добычи нефти на острове

невелики и далеко не удовлетворяют потребности района. Поэтому много нефти и

нефтепродуктов на Дальний Восток завозится из Западной Сибири. Успеш­но

решаются проблемы добычи нефти и газа на шельфе острова Сахалин. В

перспективе на Дальнем Востоке предстоит осваивать не только шельф Сахалина,

но и другие участки Охотского моря, в частности шельф Магаданского побережья

и западного побережья Камчатки. Нефтеносные структуры обнаружены в Беринговом

мо­ре. Высокую прогнозную оценку запасов углеводородного сырья имеет шельф

арктических морей. Для перспективного развития топливно-энергетического

хозяйства района большое значение приобретает освоение Лено-Вилюйской

газоносной провинции, природный газ которой уже поступает в Якутск.

Нефтегазоносный Сахалин связан с материком в дополнение к действующему

нефте­проводу еще и газопроводом Оха — Комсомольск-на-Амуре.

Основные электроэнергетические мощности Дальнего Востока со­средоточены в

южной части района, где они соединены в общую энергосистему. Энергоузлы

северных территорий работают изолированно, отличаются меньшей мощностью и

обеспечивают ло­кальных потребителей. Среди действующих электростанций

пре­обладают ГЭС и ТЭЦ в южной части района. Наиболее крупная ГЭС — Зейская

(1,3 млн. кВт). Осуществляется строительство са­мой крупной ГЭС в районе —

Бурейской (2 млн. кВт). Продолжает­ся создание каскадов ГЭС на Вилюе и

Колыме. На севере работают первая у нас АТЭЦ — Билибинская, а также

Паужетская геотермальная электростанция на Камчатке. Перед народным

хозяйст­вом Дальнего Востока поставлена задача полностью удовлетворять свои

энергетические потребности за счет собственных ресурсов.

2.2 Агропромышленный комплекс

В комплексном развитии Дальнего Востока важная роль принадлежит сельскому

хозяйству. Основные сельскохозяйственные угодья здесь расположены в Среднем

Приамурье, Приуссурье и на Приханкайской равнине, на их долю приходится 95 %

посевной площади района. Вся посевная площадь Дальнего Востока составляет

почти 3 млн. га, в том числе под зерновыми культурами занято примерно 40 %,

под соей — 35, под картофелем и овощами — 6-7, под кормовыми — 15-20 %.

Среди зерновых распространены пшеница, ячмень, овес и гречиха, но урожайность

этих культур пока остается ниже среднероссийской. Здесь мало вносится

удобрений под их посевы. К то­му же трудности уборки, связанные с повышенной

влажностью почв и атмосферы, часто ведут к большим потерям выращенного зерна.

Примерно половина потребности Дальнего Востока в зерне удовлетворяется за

счет ввоза из Сибири и Казахстана. В Прихан­кайской низменности выращивается

рис, но его посевы пока неве­лики. Здесь, а также в Приуссурийской

низменности выровненный рельеф для создания рисовых плантаций, достаточно

продолжи­тельный и теплый вегетационный период, плодородные почвы

благоприятствуют расширению рисосеяния.

Дальний Восток — основной район производства сои. На его долю приходится

свыше 90 % всех наших посевов этой ценной культуры. В южной части региона

всюду выращиваются карто­фель и овощи, население Приморского края и Амурской

области полностью обеспечивается этими продуктами за счет мест­ного

производства, но в целом по району потребности населения в этих культурах

пока еще полностью не удовлетворяются. Перед районом ставится задача

обеспечения населения картофелем и овощами местного производства.

На Дальнем Востоке разводят крупный рогатый скот, свиней и оленей. По

разведению крупного ро­гатого скота и свиней выделяются Приморский край и

Амурская область, оленей — Якутия, Магаданская и Камчатская области,

Чу­котский автономный округ. Однако в целом по району животно­водство развито

слабо, незначительна численность скота, его про­дуктивность ниже

среднероссийской. По мясу и молочным продуктам за счет местного производства

потребности населения удовлетворяются примерно на 1/3. Большая часть этой

продукции завозится из Западной Сибири и Казахстана.

В перспективе намечается полностью обеспечить население свежими молочными

продуктами и свежим мясом. Дальневосточ­ный район располагает возможностями

как для интенсивного, так и для экстенсивного расширения сельского хозяйства.

Дальневосточная тайга, главным образом горные, районы, бо­гата пушным и

другим промысловым зверем. Охотничий промысел и звероводство особенно развиты

в се­верных районах, по всему Сихотэ-Алиню и на Сахалине. Органи­зованы

звероводческие фермы по разведению соболей, песцов, се­ребристо-черных лисиц,

кабарги и изюбра.

Из отраслей пищевой промышленности (кроме рыбной) на Дальнем Востоке

сохраняет большое значение муко­мольная, развивающаяся в Амурской области,

Хабаровском и При­морском краях. Здесь же размещаются предприятия

маслодель­ной, сыродельной, молочной, мясной, кондитерской, сахарной

(Ус­сурийск) и других отраслей. Однако пищевая промышленность района еще

далеко не обеспечивает потребности его населения. Значительная часть

продукции пищевой индустрии завозится из Сибири и европейской части России.

Создана крупная маслобой­ная промышленность по переработке соевых бобов в

Уссурийске и Хабаровске, часть ее продукции вывозится за пределы района.

Рас­ширяются и строятся разнообразные пищевые предприятия. Среди них больше

всего мясокомбинатов, которые на севере района будут использовать возросшее

поголовье оленей, на юге — мясной скот; расширяется также сеть городских

молочных заводов.

2.3 Транспорт и экономические связи

Хозяйственное развитие района в огромной степени зависит от ускоренного

развития транспорта, так как редкая заселенность требует активного

функционирования внутрирайонных связей, основанных на тесном взаимодействии

различных видов транспорта.

В Дальневосточном районе функционируют все сущест­вующие виды транспорта, но

основную роль играет желез­нодорожный. На его долю приходится до 80%

перевозимых грузов.

Начало активного транспортного освоения южной части района связано с

прокладкой в XIX в. Транссибирской магист­рали. Она играет важнейшую

транзитную роль, обеспечивая пере­возки грузов из стран Тихоокеанского

побережья в европейские страны. За последнее время Транссибирская магистраль

обросла боковыми линиями, иногда являющимися подъездными ветка­ми к

лесозаготовительным базам, но в ряде случаев имеющими самостоятельное

значение: до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре), до Находки и

Посьета.

Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано с Байкало-

Амурской магистралью (БАМ). С построй­кой этой магистрали Россия получила

второй выход на Тихо­океанское побережье и возможность освоения различных

видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Кроме широт­ной магистрали

БАМ включает и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду, Беркакит,

Томмот, Якутск — "Малый БАМ", а также ряд линий, соединяющих Байкало-Амурскую

магистраль с Транссибирской. Строи­тельство БАМа привело к созданию ряда

комплексов на трассе и особенно важного для района Дальнего Востока — Южно-

Якутского территориально-производственного комплекса.

В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов

Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Плавание в

суровых арктических морях обеспечивается с помощью ледоколов. К Северному

морскому пути примыкает река Лена, образующая транспортную пере­мычку между

железнодорожной магистралью и морским путем вдоль берегов Северного

Ледовитого океана. Совершенно иной режим работы морского транспорта

Тихоокеанских морей. Прак­тически круглый год осуществляются внутрирайонные и

междуна­родные перевозки по Японскому и Берингову морям. Главными грузами в

перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные

материалы, нефть, рыба и продовольственные товары. Крупнейшие порты этих

морей Тикси, Ванино, Петро­павловск-Камчатский, Нагаево (Магадан),

Владивосток, Находка, Советская Гавань.

Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах, оторванных от

других транспортных путей, значение автотранспорта велико. Для дальних

перевозок есть несколько крупных автомагистралей, например, с юга в

Республику Саха ведет дорога Невер — Алдан — Якутск. Самая северная дорога

проходит от Якутска до Магадана. Большое транспортное зна­чение имеет дорога

Хабаровск — Биробиджан, Колымский тракт. Помимо автомагистралей на севере

района есть множество автозимников и дорог местного значения. Более развита

сеть автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока.

Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транс­порта как для связей с

другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок (особенно для

пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются связи с

труд­нодоступными районами. На огромных пространствах севера Дальнего Востока

наряду с другими видами транспорта сохра­няется олений транспорт.

Программные мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры,

предусмотренные Федеральной целевой программой экономического и социального

развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг., включают окончание

строительства БАМа и АЯМа (Амуро-Якутской магистрали), реконструкцию участков

Транссиба и создание единой желез­нодорожной сети Сахалина, строительство

двух мостовых переходов через Амур, расширение перегрузочных мощностей 12

морских портов, формиро­вание опорной автодорожной сети (в том числе

завершение автодороги Чи­та - Хабаровск), реконструкцию аэропортов и

обновление авиапарка. Должно быть улучшено транспортное обслуживание северных

территорий. Базовый порт Ленского бассейна после завершения АЯМа будет

перенесен в Якутск.

Анализируя потоки грузов Дальневосточного района с другими регионами станы,

необ­ходимо отметить, что район больше получает грузов, чем выво­зит.

Основной объем перевозок приходится на железные до­роги. Доля транспортных

расходов в себестоимости дальнево­сточной продукции выше, чем в других

районах. Это связано с тем, что большая часть грузов привозится издалека. В

вывозе Дальнего Востока преобладают рыбопродукты, лес и пиломате­риалы,

концентраты руд цветных металлов. Однако в послед­ние годы возрос уровень

комплексности развития района, поя­вились новые промышленные предприятия,

развиваются сопут­ствующие и обслуживающие отрасли, сфера услуг, что

сказалось на структуре грузооборота.

Удельный вес Дальнего Востока в экспорте бывшего Советского союза составлял

4,4 % , но по отдельным товарным позициям был много больше, это относится к

экспорту круглого леса (40 %), рыбы (26 %), рыбных консервов (22 %), цемента

(более 10 %). Сейчас Дальний Восток вывозит на внешний рынок только 4,6 %

своей промышленной продукции, тогда как в целом по России этот показатель

составляет 7,2 %.

Итоги внешнеэкономической деятельности за 1995 год в регионах Дальнего

Востока подтвердили рост экспортной активности. В значительной степени этому

способствовали увеличение объемов производства рыбной продукции (основного

экспортного товара), усиление экспортной направленности горно-рудной, лесной,

нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. Объем дальневосточного

экспорта составил около 950 млн. американских долларов, что на 21 процент

больше, чем за соответствующий период прошлого года. Первое место в экспорте

устойчиво занимает Приморский край (268,4 млн.долл., рост на 20 %), второе -

Хабаровский край (220,7 млн.долл., рост на 25 %).

В настоящее время основным внешнеэкономическим партне­ром на Дальнем Востоке

является Япо­ния. С этой страной был подписан ряд долгосрочных соглашений

компенсационного плана по освоению в этом регионе лесных ре­сурсов, развитию

лесоперерабатывающих производств, производ­ству целлюлозы и бумаги, развитию

угольной промышленности, транспортному строительству, расширению портового

хозяйства.

Благодаря этим и другим соглашениям ускорилось вовлечение в хозяйственный оборот

всех этих природных ресурсов, удалось со­здать новые экспортные базы в этом

удаленном от основных раз­витых районов и центров регионе, усилить его

транспортную осна­щенность. При помощи японских кредитов, например, освоены

угольные месторождения Южной Якутии (Нерюнгри), построена железная дорога БАМ —

Тында — Беркакит, в порту

Ванино соору­жены специальные причалы по перегрузке угля, леса,

контейне­ров. В погашение предоставленных кредитов Япония получает лес,

технологическую щепу, якутские угли.

Рассматриваются вопросы разработки шельфовых залежей нефти и газа Сахалина с

участием иностранных фирм. Одна из таких японских фирм "Содэко" в соот­ветствии

с соглашением с бывшим Минвнешторгом СССР уже с

1975 г. ведет геолого-поисковые работы на нефть и

газ на шельфе Сахалина. Технико-экономическое обоснование разработки неко­торых

разведанных месторождений этой фирмой в настоящее вре

­мя прорабатывается с учетом экологических проблем, интересов жителей острова и

всей России. Есть проекты освоения на такой же основе других ресурсов региона.

Так, например, для разработки комплексного рудного месторождения

Хаканджа (близ Охотска) в Хабаровском крае,

содержащего золото, серебро, марганец, должно быть создано совместное

предприятие с равными российскими и иностранными долями в уставном капитале. В

тендере на право освоения Хаканджинского

золоторудного месторождения, несом­ненно, примут участие японские фирмы.

По многим направлениям ширятся внешнеэкономические свя­зи Дальнего Востока с

Китаем. Интенсивно растет пригранич­ная торговля, совершаются сделки и

соглашения с китайскими фирмами по освоению природных ресурсов региона. Так,

на­пример, в товарообороте Приморского края доля КНР состав­ляет почти 60

%. В 1992 г. экспорт Приморья в Китай составил 100 млн.долл

., импорт — более 300 млн. Приморье вывозит в Китай минеральные удобрения,

рыбопродукты, лесоматериалы и т.д., взамен получает товары народного

потребления и продовольствие. Достигнуто соглашение между властями китайской

провинции Хэйлунцзян и Хабаровского края об охране и воспроизводстве рыб­ных

запасов пограничных рек Уссури и Амура. В настоящее время в Китае проявляется

известный интерес к российским месторожде­ниям железной руды. Это объясняется

не только тем, что россий­ская руда по качеству вдвое превосходит китайскую, но

и тем, что в ближайшей перспективе потребности черной металлургии не мо­гут

быть удовлетворены в результате собственной добычи. Поэто­му весьма вероятно

участие китайского капитала в разработке мес­торождений железной руды Южной

Якутии, Хабаровского края и Приморья, находящихся к китайским центрам

производства чугу­на и стали ближе, чем месторождения сырья в Бразилии и даже в

Индии.

Сейчас внешнеэкономическая деятельность дальневосточных рег

ионов России является не только источником пополнения финансовых ресурсов,

но и важнейшим фактором, влияющим на социально-экономическую си­туацию региона

в целом. За счет внешнеэкономической деятель­ности удается в значительной

степени компенсировать отрицательные последствия отдаленности от основных

промышленных центров страны, создавать дополнительные рабочие места, расширять

рынки сбыта продукции, обеспечивать насыщение рынка товарами и бесперебойно

снабжать население продуктами пита­ния.

В экономическом плане поворот дальневосточной экономики в сторону

сопредельных стран иногда рассматривается как единственная возможность

выживания отдельных предприятий. Но созидательный потенциал

внешне­экономической специализации в условиях Дальнего Востока не

реализует­ся. Весьма вероятно, что его значение чрезмерно преувеличено и для

страны в целом. Тогда политика "открытых дверей" нуждается в серьезных

коррек­тивах, основанных на отечественной оценке прогрессивности

внешнеэко­номических связей не вообще, а для данного этапа развития страны и

с уче­том конкретных форм осуществления такой деятельности.

2.4 Экологическая оценка размещения производственных сил и перспективы

развития свободных экономических зон Дальнего Востока

В районе Дальнего Востока обострены экологические про­блемы. В связи с

очаговым характером расселения и нагрузкой на окружающую среду создается

ситуация, которая приводит к локальным нарушениям природной среды. В связи с

обширной площадью вечной мерзлоты экосистемы Дальнего Востока, осо­бенно в

Северной его части, очень хрупки. Хозяйственная дея­тельность, транспорт

ведут к уничтожению оленьих пастбищ, уменьшают их продуктивность, что влияет

на жизнеобитание народов Севера. В приморских районах экологическую

обста­новку ухудшают сбросы загрязненных вод, морской транспорт и хищническая

добыча рыбы и морепродуктов. В настоящее время Дальневосточное отделение

Академии наук России разработало долговременную программу охраны природы и

рационального использования природных ресурсов.

Помимо выше перечисленных к экологическим проблемам Дальнего Востока можно

отнести лесные пожары, последствия тайфунов и зем­летрясений, наводнения,

крушения нефтеналивных танкеров, аварии на нефтегазопромыслах и других

промышленных объек­тах, умышленный сброс в реки и моря, а также в атмосферу

вредных отходов производства.

Для решения проблем в регионе создано НПО "Экопрос", разрабатывающее и

внедряющее, в частности, концепцию инженерно-экологического обеспечения

безопасности присахалинского шельфа в местах освоения месторождений нефти и

газа.

Дальневосточный экономический район имеет большие перспективы для активизации

деловых связей с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе с

такими странами, как Япония, США, Австралия, Новая Зелан­дия, Китай. Он

обладает благоприятными условиями для формиро­вания на своей территории

совместных предприятий различ­ного типа и свободных экономических зон.

Наиболее крупные из них — СЭЗ "Находка" и "Сахалин".

Целью создания СЭЗ "Находка" является расширение торгово-экономического и

научно-технического сотрудничества с зарубеж­ными странами для обеспечения

социально-экономического раз­вития Дальнего Востока, комплексного освоения

его природных богатств, увеличения экспортных возможностей района и страны в

целом, а также для развития трансконтинентального транзита.

Территория СЭЗ "Находка" располагается в административ­ных границах г.

Находки и Партизанского района Приморского края. Город Находка имеет выгодное

географическое положе­ние и развитую транспортную сеть, расположен вблизи

крупней­ших экономических центров Азиатско-Тихоокеанского региона. Это

конечный пункт Транссибирской магистрали, а также глав­ный внешнеторговый

порт Дальнего Востока. Через Находку вдет основной поток внешнеторговых

перевозок между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона и весь

транскон­тинентальный железнодорожный транзит. В настоящее время здесь

созданы 470 совместных предприятий. В пределах зоны действуют льготные

налоговый и таможенный режимы и упро­щенный порядок осуществления экспортно-

импортных опера­ций, иностранные инвестиции пользуются правовой защитой.

Разрешается создание предприятий с иностранными инвести­циями в банковской и

страховой сферах, а также предприятий, полностью принадлежащих иностранным

инвесторам. Все предприятия и организации СЭЗ "Находка" имеют право на

внешнеэкономическую деятельность. Вывоз производимых в зоне товаров

освобождается от квот и лицензий, кроме това­ров, вывоз которых

ограничивается законом. Предприятиям, работающим в СЭЗ "Находка",

предоставлено право за счет об­разующихся у них валютных фондов выплачивать

заработную плату рабочим в иностранной валюте. Создан единый орган

административного управления — административный комитет.

СЭЗ "Находка" будет специализироваться на рыбной промышленности, судостроении

и ремонте судов, производстве холодильного оборудования для морского и

наземного транспорта, на производстве продукции электронной,

приборостроитель­ной, легкой промышленности, продукции медико-

фармаколо­гического производства, производстве продукции на базе био­ресурсов

океана и местной флоры, стройиндустрии, международном туризме, а также

развитии транспортно-складского хо­зяйства и отраслей агропромышленного

комплекса.

Для обеспечения функционирования СЭЗ предусматривает­ся проведение

мероприятий по развитию строительной индуст­рии, жилищно-коммунального

хозяйства и объектов социаль­ной сферы, созданию дополнительных мощностей

энерго- и теплоснабжения, реконструкции и увеличению пропускной способности

грузовых железнодорожных станций Находка и Находка-Восточная. Необходимо

решить вопрос о передаче во­енного аэродрома в районе г. Находки для

гражданского ис­пользования. Предполагается создание в Находке валютной

биржи, центра международной торговли, представительства МИД, биржи труда.

Намечено строительство крупных складов, которые будут сдаваться в аренду

иностранным фирмам для временного хранения товаров и поставок их в третьи

страны.

Свободной экономической зоной "Сахалин "является терри­тория в

административных границах Сахалинской области вме­сте с включенными в нее

районами континентального шельфа. В рамках СЭЗ предполагается создание

субзоны, или мини-зоны, "Курилы", которая включает территорию в

администра­тивных границах Северо-Курильского, Южно-Курильского и Курильского

районов.

В настоящее время в рамках СЭЗ "Сахалин" действуют льготный налоговый

таможенный режим, упрощенный порядок осуществления экспортно-импортных

операций, специальный государственный орган управления — администрация СЭЗ

"Сахалин". В целях рационального хозяйственного использова­ния природных

ресурсов в СЭЗ действует Государственная ин­вестиционная корпорация по

освоению природных ресурсов, которая предоставляет в установленном порядке

лимиты, квоты и лицензии на использование природных ресурсов. Для расши­рения

банковского обслуживания и финансовой поддержки свободного

предпринимательства, содействия развитию малого бизнеса, а также крестьянских

фермерских хозяйств в СЭЗ соз­дается специальный коммерческий банк

регионального разви­тия (Банк развития Сахалина) с привлечением иностранных

акционеров. Разведка и разработка на территории зоны нефти и газа,

драгоценных металлов и других природных ресурсов регулируются администрацией

СЭЗ "Сахалин". В пределах зоны могут создаваться предприятия, осуществляющие

в соответст­вии с законодательством России любые виды деятельности.

Разрешается создание предприятий с иностранными инвести­циями в банковской и

страховой сферах. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием

месторождений топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов на

террито­рии зоны, осуществляется на основе лицензий. Местные орга­ны власти

Сахалинской области в соответствии с действующим законодательством разрешают

предприятиям с иностранными инвестициями долгосрочную (на срок до 50 лет)

аренду земли, рыбопромысловых угодий и других природных объектов, а так­же

зданий и сооружений.

Свободная экономическая зона "Сахалин" должна специализироваться на рыбном

промысле, переработке рыбы и морепродуктов, газохимии, отечественном и

иностранном туризме, гостиничном хозяйстве.

В субзоне "Курилы" Сахалинской области предприятиям и организациям

предоставлено право самостоятельно использо­вать производимую ими продукцию,

в том числе для поставки на экспорт, а также распределять полученные лимиты

на добычу рыбы и морепродуктов в Курильском промысловом районе. Они

освобождены от обязательной продажи на внутреннем-валютном рынке валютной

выручки от реализации товаров (работ, услуг), произведенных на территории

соответствующих районов Куриль­ских островов. Здесь предусматривается

строительство и реконст­рукция аэропортов, автомобильных дорог, объектов

энергетики, развитие морских перевозок, средств связи, портового хозяйства и

портовых сооружений. Специализация субзоны "Курилы" — рыбный промысел и

переработка рыбы и морепродуктов.

ГЛАВА 3: Основные перспективы развития Дальневосточного экономического района

Перспективы развития Дальнего Востока в условиях рынка связаны с освоением

новых природных ресурсов и дальнейшим формированием Юж­но-Якутского

территориально-производственного комплекса.

В перспективе в районе БАМа возможно также создание еще одного нового

комплекса, основу которого составит черная ме­таллургия на базе коксующихся

углей южной Якутии и железо­рудных месторождений этого же района.

Получит дальнейшее развитие Зейско-Свободненский ком­плекс на основе

энергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения,

добычи олова и других по­лезных ископаемых. Здесь уже введена в эксплуатацию

Зейская ГЭС, Ургальский ТПК будет создаваться на базе Бурейской ГЭС и

разработки углей Ургальского месторождения. Энергетическая база нового

комплекса усилится за счет строительства тепловой электростанции. Возникнут

отрасли машиностроения — произ­водство дорожных машин, будет создана мощная

ремонтная ба­за. На основе использования богатейших лесных ресурсов нач­нут

развиваться лесная и лесохимическая промышленность.

В районе г. Комсомольска-на-Амуре намечается создание мощного химического

комплекса на базе западно-сибирской нефти, нефти сахалинского шельфа,

якутского природного газа, южно-якутских углей, местных апатитов и фосфоритов

Удско-Селемджинского района.

На северо-западе от Комсомольска-на-Амуре находятся крупные месторождения

олова — Буржальское и Комсомольское и уже рабо­тает комбинат, который в

дальнейшем может быть расширен.

На восточном участке трассы БАМа формируется Совгаванский ТПК. Советская

Гавань превратится в мощный транспортный узел Дальнего Востока. Идет

реконструкция порта, введена паромная пе­реправа на Сахалин через Татарский

пролив Ванино — Холмск. Рас­тет судоремонтная и рыбоперерабатывающая

промышленность.

В перспективе намечается ввести в эксплуатацию около 40 млн. га сибирской и

дальневосточной тайги. Планируется заготовку древеси­ны довести до 6 млн.

куб. м. (особенно ели, пихты). Новое строитель­ство в районе Дальнего Востока

потребует развития мощной строи­тельной базы. Предусмотрено сооружение ряда

новых цементных заводов и других объектов строительной индустрии.

В настоящее время продолжает развиваться Южно-Якутский ТПК: построены мощный

угольный разрез, обогатительная фабри­ка, Нерюнгринская ГРЭС. Южно-Якутский

ТПК формируется на базе сочетания высококачественных углей и железных руд. В

бас­сейне р. Алдан, к северу от Станового хребта (в 80—100 км) и неда­леко от

южно-якутских высококачественных железных руд, нахо­дится Южно-Якутский

каменноугольный бассейн. Угли отличаются высоким качеством и пригодны для

коксования. Здесь разведаны Чульмаканское, Нерюнгринское и другие

месторождения. Мощ­ность пласта на Нерюнгринском месторождении превышает 50

м. На Чульмаканском месторождении пласты угля имеют горизон­тальное

простирание. В Южно-Якутском бассейне введена в экс­плуатацию шахта

производительностью 6 млн. т угля в год.

Вблизи угольного бассейна находятся Алданский железоруд­ный бассейн с

содержанием железа в руде до 42%. Наиболее изученными являются месторождения

Таежное, Пионерское, Сиваглинское, запасы которых составляют 2,5 млрд. т.

В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые кварциты, это дает

возможность создать в перспективе крупную базу для черной металлургии на

Дальнем Востоке.

В зоне Южно-Якутского минерального комплекса выявлены значительные

месторождения апатитов, большие залежи слюды, корунда, сланцев и других

полезных ископаемых.

Выход якутским углям на БАМ и к Транссибирской магист­рали дает железная

дорога БАМ — Тында и ее продолжение от Тынды на Беркакит. Высококачественные

коксующиеся угли Южно-Якутского бассейна в значительной своей части будут

поступать в южные районы Дальнего Востока на металлургиче­ские заводы и на

экспорт в Японию. Их вывоз в Японию пойдет через крупный порт — Восточный.

Вместе с тем освоение богатейших ресурсов Дальнего Востока требует огромных

капиталовложений. Необходимы поэтому приори­тетная инвестиционная программа

для региона и привлечение ино­странных инвестиций, в первую очередь соседних

государств — Япо­нии, Китая, Южной Кореи. В настоящее время уже есть решение

о совместном с Японией освоении нефтяных ресурсов сахалинского шельфа.

Подписано Соглашение с Китаем о демаркации государст­венной границы по Амуру,

совместной эксплуатации ряда речных островов. Будут создаваться совместные

предприятия. Создана сво­бодная экономическая зона «Находка», которая успешно

развивается и приносит региону немалые дивиденды.

Первоочередной экономической задачей Дальневосточного района являются

укрепление энергетической базы, перевод теп­ловых электростанций на более

эффективное газовое топливо, реконструкция их и наращивание мощностей. В

недалекой пер­спективе эта проблема будет решена за счет строительства

маги­стрального газопровода от Ковыктинского месторождения газа в Иркутской

области на Дальний Восток и в соседние государства — Китай, Японию

Наиболее перспективным направлением в экономическом развитии региона является

развитие промышленности по добыче и переработке природного сырья за счет

конверсии оборонного комплекса, предприятиями которого перенасыщен регион.

Сто­ят задачи дальнейшего развития рыночных отношений, создания рыночной

инфраструктуры, переориентации экономики на по­требности населения, развития

свободных экономических зон, решения экологических и демографических проблем

и расшире­ния транспортно-экономических связей с другими регионами и

зарубежными странами. Приоритетной задачей в регионе долж­на стать задача

всемерного развития малого бизнеса, совместных предприятий с совместными

странами.

15 апреля 1996 г. Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу

экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-

2005 гг. Государственными заказчиками Программы были Минэкономики

(координатор), Минтруд, Госкомпром, МВЭС, голов­ным разработчиком - Совет по

размещению производительных сил и эко­номическому сотрудничеству (СОПСиЭС).

Программа предусматривает три этапа, отражающие изменения при­оритетов,

внутренних и внешних условий: первый (1996-1997 гг.) - осуще­ствление

неотложных мер по выходу из кризиса; второй (1998-2000гг.) - экономическая и

социальная стабилизация; третий (2001-2005 гг.) - концен­трация усилий на

задачах структурной перестройки и обеспечения устойчи­вого развития. Она

включает основные подпрограммы: комплекс первооче­редных мер государственной

поддержки (его реализация составляет содер­жание первого этапа Программы);

структурная перестройка экономики; со­действие занятости и стабилизации

населения; экономическое сотрудниче­ство со странами АТР.

В составе первоочередных мер по стабилизации социально-эконо­мического

положения в регионе предусматривается ликвидация дефицита энергоснабжения

путем увеличения поставок энергоресурсов из Сибири и обеспечения устойчивого

объема добычи местного угля. Дотационная под­держка предприятий топливно-

энергетического комплекса должна соче­таться с политикой сдерживания тарифов

на электроэнергию. Для сниже­ния транспортных затрат, особенно при

осуществлении экономических свя­зей с центральными регионами, планируется

расширить применение льгот­ных тарифов на дальние расстояния и перевозки в

порожних направлениях, рационализировать транспортные схемы обеспечения

региона с учетом возможностей импорта из стран АТР. Предусмотрены меры по

ликвидации последствий стихийных бедствий, происшедших в последние годы на

Са­халине, Курильских островах, Камчатке, в Приморском и Хабаровском кра­ях,

а также намечено приступить к решению долгосрочных задач по со­зданию

необходимой научной и материально-технической базы для предупреждения

стихийных бедствий и ликвидации их последствий.

На первом этапе должна быть ликвидирована основная часть просро­ченной

задолженности, урегулированы взаимоотношения между федераль­ным и

региональными бюджетами, решены другие злободневные вопросы финансово-

экономических отношений.

Структурная перестройка экономики. В программе систематизиро­ваны прогнозы

развития отраслей экономики и возможности улучшения структуры производства с

учетом изменения регионального, национального и мирового рынков. Хотя

основная специализация Дальнего Востока и За­байкалья остается прежней -

добыча и переработка минерального сырья, лесопромышленный и рыбохозяйственный

комплексы - внутри этих отрас­левых комплексов будут происходить качественные

перемены: преимуще­ственно будет увеличиваться производство продукции с

глубокой перера­боткой природного сырья, конкурентоспособной на внутреннем и

внешнем рынках.

В горнорудной промышленности намечено значительно расширить сы­рьевую базу по

добыче золота, титана, олова, полиметаллов. Начнется ос­воение Удоканского

месторождения медной руды, будут создаваться новые и реконструироваться

действующие мощности по выплавке олова, свинца и цинка.

Основное направление развития лесопромышленного комплекса - уве­личение

производства и экспорт пиломатериалов, целлюлозы, бумаги, а также другой

продукции глубокой переработки древесины. Не предусматривается восстановление

максимальных объемов лесозаготовок (уровень 1989 г.), учитывая тенденции

внутреннего спроса, изменения мировой ко­нъюнктуры и необходимость

рационализации лесопользования.

Подпрограмма "Рыбохозяйственный комплекс" предполагает увеличе­ние улова рыбы

и добычи морепродуктов в 2000 г. до 3,5 млн. т и в 2005 г. - до 3,8 млн. т.

Должен существенно возрасти нерыбный промысел, в первую очередь кальмаров и

других моллюсков, ракообразных, а также марикультуры. Планируется выделение

средств на приобретение судов, содержание научно-исследовательского и

аварийно-спасательного флота, намечается реконструкция и техническое

перевооружение обрабатывающих пред­приятий для выпуска продукции,

пользующейся устойчивым спросом.

Главное изменение в топливно-энергетическом комплексе - это освоение нефтяных и

газовых месторождений на шельфе о. Сахалин и в Якутии. В 2005 г. добыча газа

составит 22 млрд. м3 (из них 10 млрд. м3 - на экс­порт),

нефти - 20,8 млн. т, что позволит удовлетворить потребности региона в

нефтепродуктах на 50 - 60% (в настоящее время - 7 - 8%). Добыча угля может

возрасти до 85 млн. т, что почти полностью обеспечит потребности региона в

твердом топливе. В электроэнергетике предусматривается ввести на полную

мощность Бурейскую ГЭС, увеличить выработку электроэнергии в 2005 г. до 70,7

млрд. кВт. ч.

Основные структурные изменения в машиностроении - организация производства

оборудования для отраслей специализации, развитие станко­строения,

приборостроения, электротехники, главным образом путем пере­специализации

действующих оборонных предприятий. В Программу вклю­чены конверсионные

программы по 22 предприятиям. Будут создаваться малые предприятия по

производству наукоемкой продукции, а также заво­ды по сборке продукции на

базе комплектующих изделий, импортируемых из стран Восточной и Юго-Восточной

Азии. Предусматривается выпуск авиационной техники гражданского назначения с

использованием двойных технологий.

Ставится задача преодолеть спад сельскохозяйственного производства на основе

улучшения его специализации с учетом природных условий. Обосновывается

увеличение производства зерна до 3,2 млн. т, сои - до 600 тыс. т, полное

обеспечение потребности макрорегиона в картофеле и на 70% - в овощах.

Программные мероприятия по развитию транспортной инфраструк­туры включают

окончание строительства БАМа и АЯМа (Амуро-Якутской магистрали),

реконструкцию участков Транссиба и создание единой желез­нодорожной сети

Сахалина, строительство двух мостовых переходов через Амур, расширение

перегрузочных мощностей 12 морских портов, формиро­вание опорной автодорожной

сети (в том числе завершение автодороги Чи­та - Хабаровск), реконструкцию

аэропортов и обновление авиапарка. Должно быть улучшено транспортное

обслуживание северных территорий. Базовый порт Ленского бассейна после

завершения АЯМа будет перенесен в Якутск

Содействие занятости и социальная защита населения. Программа включает

мероприятия по обеспечению высокодоходной занятости, закреп­лению населения,

поддержанию достойного уровня жизни с учетом услож­ненных условий

жизнедеятельности. Должна быть усовершенствована сис­тема региональных

социальных компенсаций.

Расходы на выплату по районным коэффициентам, надбавкам за стаж, северным

льготам и повышенные затраты на транспорт и содержание жилищно-коммунальной

сферы предлагается компенсировать государствен­ным предприятиям - в форме

субсидий из федерального бюджета, а пред­приятиям и организациям частной и

смешанной форм собственности - в форме налоговых льгот. Отток части населения

из районов Крайнего Севе­ра неизбежен, но в Программе предусмотрены

мероприятия по упорядоче­нию этого процесса, которые позволят максимально

сократить экономиче­ские и психологические потери за счет организованного

содействия пересе­лению в основном в южные районы Дальнего Востока. Природные

ресурсы северных территорий должны осваиваться параллельно с созданием в

юж­ной зоне тыловых баз и постоянного жилья для работающих на северных

предприятиях вахтовым методом.

Активизация экономического сотрудничества со странами АТР. Для увеличения

экспортного потенциала региона, стимулирования иностранных инвестиций и

создания благоприятных условий для иностранных предпринимателей

предполагается ввести особый порядок экспорта для предприятий региона,

налоговые льготы, компенсирующие неблагоприятные условия предпринимательства,

систему гарантии и снижения риска для иностранных инвесторов. Для этого

потребуются соответствующие из­менения в российском и местных

законодательствах, усовершенствование механизмов соглашений о разделе

продукции, залога месторождений при­родных ресурсов, формирования свободных

экономических зон и т. п. Ста­вится вопрос о создании международного

Дальневосточного банка реконст­рукции и развития.

Первоочередными объектами привлечения иностранных инвестиций на Дальнем

Востоке являются: освоение нефтегазовых месторождений на Са­халине и в

Якутии, участие в разработке месторождений алмазов в Якутии, золота на

Камчатке, олова в Хабаровском и Приморском краях, освоение лесных ресурсов

Хабаровского края, рыбных ресурсов восточных морей, рекреационных - на

Камчатке, сооружение транспортно-складских и порто­вых комплексов в Находке,

на р. Амур и побережье Татарского пролива, строительство мостов через р. Амур

у Хабаровска и Благовещенска, а также различные формы свободных экономических

зон, технопарки и технополисы.

Для активизации внешнеторговой деятельности необходимо законода­тельно решить

вопросы о придании особого статуса приграничным терри­ториям, использовании

субъектами Федерации на свои нужды части сумм таможенных пошлин

Главный вопрос, который неизменно вставал на всех стадиях рассмот­рения

проекта Программы и который останется таковым на всех этапах ее выполнения, -

где взять средства на осуществление Программы, учитывая труднейшую финансовую

ситуацию в стране?

Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию Программы - 371 трлн.

руб. (в ценах 1995 г.) - на первый взгляд кажется фантастиче­ской. Но в

среднем на год (реально, начиная с 1997 г.) - это 41 трлн., или менее 8 млрд.

долл. И это на 40% территории всей России! А главное, до­полнительные

средства на Программу составляют лишь 114 трлн. руб.; ос­тальные 257 трлн.

руб. (т.е. 69%) - это затраты на осуществление других уже принятых

федеральных программ на территории Дальнего Востока и Забайкалья. При этом

дополнительная сумма в меньшей степени ложится на федеральный бюджет (не

более 20 - 30%), а большую часть должны со­ставить средства бюджетов

регионов, инвестиционные фонды министерств и ведомств, собственные средства

предприятий, средства залоговых фон­дов, иностранные инвестиции. Кроме

прямого финансирования из феде­рального бюджета государственная поддержка

должна оказываться в виде государственных гарантий кредитов отечественных и

зарубежных банков, предоставленных на наиболее эффективные инвестиционные

проекты, включенные в Программу. Таким образом, в принципе сама Программа

должна рассматриваться как "государственная гарантия" для привлечения

финансовых ресурсов.

Программа включает и механизмы реализации, в том числе систему управления.

Представления о структуре управления несколько изменились после утверждения

Программы. Теперь ее высшим органом является Пра­вительственная комиссия,

формируемая на паритетных началах из пред­ставителей федеральных органов и

глав администраций территорий Даль­него Востока и Забайкалья. Главным

исполнительным органом станет Ди­рекция Программы. Для управления финансами

Программы будет создан Фонд реконструкции и развития Дальнего Востока и

Забайкалья, основ­ными задачами которого являются аккумуляция финансовых

средств из государственных федеральных и региональных источников, привлечение

частного отечественного и иностранного капиталов, обоснование предос­тавления

государственных гарантий для реализации проектов, имеющих первостепенную

важность, и т.д. Основную долю в капитале Фонда будут иметь государство и

местные органы управления.

но решать сложные проблемы научного и методического характера, возни­кавшие в

ходе разработки, модернизируя многие первоначальные замыслы. Не все проблемы

удавалось проработать достаточно глубоко, остались не­которые нестыковки,

неопределенности количественных оценок. По­нимая неизбежность такого рода

недостатков, разработчики предусмотрели механизм их устранения уже в ходе

реализации. С этой целью введен спе­циальный раздел "Дальнейшее развитие

Программы".

Заключение

Дальневосточный район занимает территорию 6,2 млн. км2. В его состав

вводят Хабаровский и Приморский края, Республика Саха (Якутия), Амурская,

Сахалинская, Камчатская и Магаданская области. В районе самая низкая по стране

плотность населения — 1,1 чел. на 1 км2 против 8,6 чел. а России.

Наиболее населена узкая полоса вдоль Дальневосточного участка Транссиба. В

районе расположено 64 города. Крупнейшие города — Владивосток (648 тыс.

жителей», Хабаровск (601 тыс. жителей) и Комсомольск-на-Амуре (315 тыс.

жителей).

Дальний Восток отличается наиболее высоким в стране положительным сальдо

миграции населения. Интенсивность миграции здесь значительно выше, чем в

целом по России. В общем увеличении населения в последние годы на

естественный прирост при­ходилось 65 %, а на приток извне — 35 %.

Развитие социальной сферы в районе отстает от уровня России в целом. Вместе с

тем показатели темпов роста розничного товарооборота торговли, включая

общественное питание на Дальнем Востоке выше, чем в среднем по России.

Дальний Восток поставляет народному хозяйству страны алмазы, золото, олово,

вольфрам, ртуть, висмут, плавиковый шпат, цинк, свинец. Он дает 87 % общего

производ­ства сои, 40 % улова рыбы и морепродуктов, 9 % вывозки древесины, 7

% производства целлюлозы, 16 % внешнеторгового морского оборота.

На Дальний Восток приходится 30 % гидроэнергетических ресурсов страны, 34 %

ее геологических и 5 % балансовых запасов ископаемых углей. Учтенные запасы

угля состав­ляют 13 млрд. т, а прогнозные — в 15 раз больше, причем 34 %

разведанных запасов находятся в Якутии, где расположены Южно-Якутский,

Зырянский и Ленский угольные бассейны. Запасы угля концентрируются также в

Приморском и Хабаровском краях, Амурской области. Разведаны три группы

железорудных месторождений: Якутская (маг­нетит), Чапо-Токкинская и

Приамурская (железистые кварциты), имеются крупные за­пасы магнезиального

сырья — бруситов, медных руд, борного сырья — датолита, фосфат­ного сырья. В

обширной шельфовой зоне, кроме нефти и газа, обнаружены и разведуются залежи

железа, марганца, магния, олова, золота, вольфрама, титано-магчетитовых

песков

На Дальний Восток приходится 26,8 % запасов древесины, причем высока доля

ценных пород. Биологические ресурсы в двухсотмильной морской зоне России

оценива­ются в 25,8 млн. т, в том числе 23 млн. т — рыбные. Открытая часть

Тихого океана распо­лагает 26 млн. т этих ресурсов и 30 млн. т криля в

тихоокеанском секторе Арктики. Существенное значение имеют развитие промысла

морского зверя, заготовка пушнины, диких ягод, грибов, лекарственных

растений.

В совокупной товарной продукции промышленности и сельского хозяйства на долю

промышленности приходится 88 %. В структуре промышленности доля добывающих

отраслей достигает трети.

На Дальнем Востоке значительно выше, чем по РФ в целом, удельный вес цветной

металлургии, лесной, деревообрабатывающей, рыбной промышленности,

электроэнер­гетики, промстройматериалов и ниже доля машиностроения, легкой и

химической про­мышленности. Дальнейшее развитие цветной металлургии

связывается с алмазодобывающей промышленностью (Удачинский промузел);

переходом золотодобычи с россыпной на рудную базу, в том числе за счет

месторождений Охотско-Чукотского вулканогенного пояса; в оловодобывающей

промышленности — с вводом второй очереди Депутатского горно-обогатительного

комбината. Стоит задача увеличить производство свинца, цинка, плавикового

шпата, сурьмы, вольфрама.

В рыбной промышленности, традиционной отрасли специализации района, основ­ная

задача — ликвидировать диспропорцию в развитии флота и его береговой базы. В

перспективе расширение океанического рыболовства будет сопровождаться

увеличением прибрежного лова. Большое значение придается мероприятиям по

охране и разведению лососевых рыб. Одним из перспективных направлений

является товарное разведение мор­ского гребешка и других моллюсков, а также

водорослей. Рост вылова рыбы будет сопро­вождаться переработкой по новой

технологии низкокачественного рыбного сырья в про­дукты повышенной пищевой

ценности.

Перспективы развития лесного комплекса Дальнего Востока связываются с

соз­данием производств по глубокой химико-механической переработке древесины,

обеспе­чением экспорта лесной продукции, с более высокой степенью ее

переработки.

В машиностроении предусматривается изменить специализацию ряда предприятий

Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Владивостока и других городов в

соответствии с потребностями развития региона. В топливно-энергетической

промышленности — обес­печить потребности в топливе и энергии за счет

собственных ресурсов. На Дальнем Востоке действуют Вилюиская ГЭС-1 и ГЭС-2,

Колымская ГЭС, строятся Вилюйская ГЭС-3, Бурейская ГЭС. Первое место по

добыче угля занимает Приморский край, второе — Амурская область. В химической

промышленности можно выделить объединение "Бор". Это крупнейший поставщик на

экспорт боросодержащих продуктов.

На Дальнем Востоке развито сельское хозяйство. Площади посевов превышают 2900

тыс. га, имеется 1750 тыс. голов крупного рогатого скота, 1233 тыс. северных

оленей, 1615 тыс. свиней, значительное количество птицы. В животноводстве

наиболее острая проблема — укрепление кормовой базы, которая должна

развиваться путем более полного использования естественных пастбищ, сенокосов

и полевого кормопроизводства. Важнейшая задача сельского хозяйства региона —

обеспечение потребностей населения в малотранс­портабельной и скоропортящейся

продукции (картофеле, овощах, молочных продуктах) за счет собственного

производства. В южных районах Дальнего Востока перспективно выращивание сои,

риса, развитие пчеловодства (13 % сбора меда в стране), изготовление

медикаментов из растительного и животного сырья; в северных районах —

заготовка пушнины (промысловой и звероводческой), переработка рыбы, оленьего

мяса и т.д.

Большое значение имеют интенсивная эксплуатация БАМа, а также расширение сети

железных и автомобильных дорог внутрирайонного значения. Крупнейшие

перс­пективные транспортные объекты — железная дорога Беркакит — Томмот —

Якутск (протяженность 830 км); недостающие звенья Северо-восточной

автомагистрали; автомагистрали Б.Невер — Якутск — Магадан и Северо-Чукотская;

завершение электрификации Транссиба, строительство новых и реконструкция

существующих портов и железнодорожных подходов к ним.

Принципиальное значение для Дальнего Востока имеет создание свободных

экономических зон (Находка), совместных предприятий, специализированных на

строительстве рыборазводных заводов, судоремонтных и судостроительных

мощностей, разведении морепродуктов, создании объектов деревообработки и

целлюлозно-бумажной промыш­ленности. Целесообразно создание на льготных

условиях совместных предприятий по производству промышленной и бытовой

электроники. Уже создаются совместные предприятия в пищевой промышленности,

судоремонте. Южно-корейские бизнесмены предложили услуги по модернизации

морских портов. Развиваются связи с Японией и США по линии рыбной

промышленности, судоремонту, туризму. Весьма эффективно создание

туристических компаний по развитию в регионе транспортной и сервисной систем.

Список литературы

1 Бизнес-карта России. Дальний Восток. Промышленность. Кн.1/ Сост. О.В.

Юферев и др. - М.: МП "НИК", 1992. - 296с.

2 "Живописная Россия" /Под ред. П.П. Семенова, Москва-СПб., 1895. т. 12, стр. 1.

3 Размещение производственных сил: Учебник для вузов/ Под ред. В.В.

Кистанова, Н.В. Копылова. - 3-е изд., - М.: Экономика, 1994. - 588 с.

4 Региональная экономика: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. -

2-е изд. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 472с.

5 Регионоведение: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - М.:

Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998., 424с.

6 Экономическая география СССР: Учебник для экон. спец. Вузов / Под ред. А.Д.

Данилова, В.В. Кистанова и С.И. Ледовских. - 2-е изд. - М.: Высш. шк., 1983,

504 с.

7 А. Грандберг. Экономическая интернационализация Северного морского

пути.//Международная жизнь 1997 №7

8 Баринова Н. Трудовая миграция на Дальнем Востоке//экономист. 1997г. №3.

9 Бусыгина И. Российский Дальний Восток//Мировая экономика и международные

отношения. 1995г. №7.

10 Быстрицкий С., 3ayсаев В., Лебедев М. Рыночные преобразования на Дальнем

Востоке//Экономист. 1998г. №9.

11 Гранберг А., Ишев В. Программа экономического и социального развития

Дальнего Востока и Забайкалья: первые шаги//Экономист. 1997г. №9.

12 Гудкова Е.В., Гетьман А.А. Предприятия машиностроения Дальнего Востока в

условиях экономической реформы//ЭКО. 1998г. №4.

13 Дальний Восток - возможность сотрудничества со странами Азиатско-

Тихоокеанского региона//Экономист. 1996г. №6.

14 Федоров В. "Находка" может оказаться для кого-то настоящей находкой//Рынок

ценных бумаг. 1996г. №4.

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.