РУБРИКИ

Курсовая: Общие экономико-географические характеристики Мадагаскара, Коморских и Сейшельских островов.

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Общие экономико-географические характеристики Мадагаскара, Коморских и Сейшельских островов.

/p>

Сельское хозяйство - основная отрасль экономики Мадагаскара, на которую

приходится 88 % всех занятых, около 40 % ВНП и до 80 % экспорта страны. Есть

основания утверждать, что Мадагаскар - “банановая республика” западных

государств, которые коллективно его эксплуатируют. Если в прошлом основным

эксплуататором была Франция, то сейчас усердствует “западный консорциум”.

Считается, что на острове около половины земель может обрабатываться, но в

реальности используются только 5 % их. 500 000 гектаров имеют ирригацию.

Большим недостатком сельского хозяйства Мадагаскара является слабо развитая

транспортная сеть страны - итог достаточно сложного рельефа острова и того,

что развитие транспортной сети в государствах типа Мадагаскара есть обычно

дело колонизаторов. Недоразвитость же транспортной сети - это во многом

защита от эксплуатации иностранных держав. Как бы там ни было, прогресс

сельского хозяйства затруднителен без соответствующей транспортной сети.

В сельском хозяйстве Мадагаскара задействованы около 4 000 тракторов.

Минеральные удобрения производятся на самом острове.

На сельском хозяйстве острова в полной мере отразились все перемены

доминирующих властей: некогда появились французы и вместе с ними - плантации,

на которых за гроши эксплуатировалось большое количество местного населения;

начались социалистические реформы Рацираки - и возникли коллективные

хозяйства (в основном, различного рода кооперативы). Но драматического

влияния на сельское хозяйство эти новации, скорее всего, не оказывают.

На Мадагаскаре есть свои пятилетние планы. По последнему плану большее

внимание необходимо уделять производству продуктов питания и ирригации. В

целом, взят курс на самообеспечение острова продуктами питания.

Продукты питания для внутреннего рынка

Местное население питается, в основном, рисом, маисом и бататом (сладким

картофелем). На Мадагаскаре производится и потребляется также большое

количество бананов.

Основная сельскохозяйственная культура, которая кормит население Мадагаскара,

- это рис. Хотя его производится около 2 миллионов тонн, местное производство

не покрывает всех потребностей. Периодически Мадагаскару приходится покупать

рис за рубежом. Данные по количеству производимого риса несколько

противоречивы, так что не всегда можно понять, сколько его произведено и с

чем связаны причины резких падений и взлетов производства. Только

урожайностью объяснить колебания сложно. В любом случае, для российских

компаний это - совершенно неинтересный предмет.

Трагикомической особенностью Мадагаскара является недостаточное производство

продуктов питания для внутреннего рынка. Сил и площадей для производства 80

000 тонн кофе хватает, хотя на месте оно едва потребляется и уж никак не

спасает страну от недостатка СКВ, а на продукты питания для местного

населения нет ни сил, ни времени, ни земель... - таков итог целенаправленной

политики Франции в отношении Мадагаскара, которая проводилась на протяжении

очень длительного времени. В этом отношении Мадагаскар совершенно типичен:

практически все бывшие и нынешние французские колонии в Индийском Океане

имеют совершенно одинаковые проблемы. Маврикий, Реюньон, Сейшелы, Коморы и

некоторые другие острова, ранее прекрасно кормившие свое население на

протяжении столетий, после соприкосновения с бритами и французами неожиданно

“забыли”, как производить продукты питания для самих себя.

Положение Мадагаскара с обеспечением продуктами питания можно назвать еще

достаточно благополучным. Парадоксы типа того, что на Маврикии и Реюньоне

практически нет сельских населенных пунктов, или того, что вышеупомянутые два

острова производят мизерно мало продуктов питания для внутреннего рынка, на

Мадагаскаре места все-таки не имеют. Тем не менее, есть тяжкая зависимость от

западных стран, которая искусственно последними поддерживается и развивается.

Экспортные сельскохозяйственные культуры

Традиционные экспортные культуры Мадагаскара - это кофе, ваниль и гвоздика.

Кофе является основным экспортным продуктом, который составляет около 40 %

всего экспорта страны в стоимостном выражении. В производстве кофе занято

около 25 % всего трудоактивного населения страны. Остров производит порядка

80 000 тонн кофейных зерен. Экспорт их дает Мадагаскару ежегодно от 100 до

130 миллионов долларов США, хотя в отдельные годы кофейные поступления СКВ

падают до 80 миллионов долларов.

Вероятно, стоит упомянуть, что до 1989 года существовала и процветала

Международная организация, определявшая квоты на продажу кофе. Итогом ее

деятельности было то, что страны-производители постоянно оставались с

убытками и, сколько бы они не производили кофейных зерен, из-за смехотворно

низких цен поставки на экспорт практически никогда не приносили прибыли. С

1989 года нет никаких квот и никаких ограничений. Интересно, что после этого

цены на кофе стали расти, хотя по западным теориям они должны бы начать

падать из-за столь долго декларировавшегося перепроизводства. Цена выросла с

± 1 000 долларов США за тонну зерен до 3 000 - 4 000 долларов - весьма

существенные колебания. Но все равно, международный рынок кофе продолжает

носить чисто неоколониальный характер и функционирует таким образом, что в

выигрыше остаются только западные страны.

На втором месте в экспорте страны идет гвоздика, дающая до 25 - 30 %

экспортных поступлений Мадагаскара. Ее производится от 7 до 12 тысяч тонн, но

эта статья дохода и экспорта, похоже, не имеет перспектив. Традиционный

покупатель мадагаскарской гвоздики - Индонезия - стала настойчиво

ориентироваться на самообеспечение. Производством гвоздики также занялась

Бразилия, которая в состоянии производить значительно большие объемы. Если в

1988 году от продажи гвоздики было получено 36 миллионов долларов США, то в

1988 году показатели упали до 16 миллионов долларов. Новый покупатель

гвоздики найден в лице Шри-Ланки, но, тем не менее, объемы поставок ее с

Мадагаскара постоянно сокращаются.

Мадагаскар вместе с Коморскими островами является самым крупным в мире

производителем ванили, и совместно они дают 85 % мирового производства.

Потребность в естественно производимой ванили резко падает. В 1960 году ее

производилось 8 000 тонн, а в 1974 году было произведено только 700 тонн.

Впоследствии показатели производства поднялись до 1 500 тонн. Причины падения

связаны с тем, что в кондитерской промышленности стали все более широко

использовать очень дешевые заменители ванили, производимые в искусственных

условиях. Прежде Мадагаскар получал от продажи ванили порядка 50 миллионов

долларов США, но в настоящее время показатели снизились до 40 миллионов

долларов.

Небезынтересно, что в производстве ванили существует картель трех стран -

Мадагаскара, Коморских островов и Реюньона. В реальности этот картель

контролируется французскими компаниями. Реюньон до сих пор является

французской колонией, а Коморские острова и Мадагаскар - это бывшие

французские колонии. Причем Коморские острова становились даже объектом

открытой интервенции со стороны Франции после обретения ими независимости.

Столь пристальный интерес к Коморам связан не в последнюю очередь с их ролью

в мировом производстве ванили и некоторых других пряностей. Сокращение

продажи ванили есть беда не столько Мадагаскара, сколько французских

компаний, которые контролируют такого рода внешнеторговые операции. Итогом

сокращения продаж стало то, что на Мадагаскаре скопились достаточно большие

запасы нереализованной ванили.

Большие площади на острове заняты хлопком. Производство его очень сильно

колеблется, и в год может производиться от 26 до 46 тысяч тонн. В основном,

хлопок производится для нужд местной промышленности, но частично идет и на

экспорт.

Мадагаскар является крупным производителем сахара, значительная доля которого

ориентирована на экспорт. Производство сахара колеблется от 90 до 120 тысяч

тонн в год. Мировой рынок сахара достаточно депрессивен и оперировать, а тем

более прогрессировать на нем весьма сложно. У Мадагаскара есть масса

конкурентов в этой области и особенно в этом регионе (юг Африканского

континента). Похоже, только Россия и некоторые другие республики СНГ страдают

от недостатка сахара. В целом же, мир более тяготится его избытком и многие

страны готовы поставлять любые количества сахара по ценам, гораздо более

низким, чем Украина предлагает соседней России.

На Мадагаскаре достаточно большое количество домашних животных (пропорция

особенно велика в соотношении с численностью населения). От 7 до 11 тысяч

тонн мяса отправляется на экспорт в страны западной Европы и некоторые

соседние африканские государства. Этот рынок также нельзя считать

действительно прогрессивным и надежным. В зависимости от квот и многих других

условий поставки мяса на экспорт могут значительно колебаться.

РЫБНАЯ ЛОВЛЯ

На фоне сокращающихся поступлений от традиционных экспортных культур

неожиданным стал рост доходов от продажи рыбы и креветок. Если в 1987 году

была продана 61 000 тонн рыбопродуктов, то в 1992 году показатели выросли до

112 000 тонн.

Особенно существенным оказалось увеличение продажи креветок - со 143 тонн до

6,5 тысяч тонн, что стало результатом неожиданно возросшего интереса

французских и японских компаний к креветкам Мадагаскара.

От экспорта рыбных продуктов Мадагаскар получил в 1992 году 45 миллионов

долларов США. Насколько устойчивым окажется этот рынок, говорить сложно.

Скорее всего, следует ожидать, что база морепродуктов в непосредственной

близости от Мадагаскара будет подорвана. Ранее остров никогда не фигурировал

как место, богатое рыбой и морепродуктами в целом, и если неожиданно начали

расти уловы, то это с большей вероятностью означает, что японские и

французские компании вынуждены были уйти из традиционных районов своих рыбных

промыслов.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

Данный раздел отчасти повторяет то, что говорилось о промышленности и

сельском хозяйстве Мадагаскара, поэтому акцентируем внимание только на

наиболее принципиальных моментах внешней торговли острова.

СТРУКТУРА ИМПОРТА И ЭКСПОРТА (в %)

1965

1985

1988

ИМПОРТ:

- Продукты питания

- Топливо

- Другие первичные продукты

- Транспортное оборудование и механизмы

- Другие готовые продукты

19

5

2

25

48

12

28

4

27

30

5

33

3

37

22

ЭКСПОРТ:

- Топливо, минеральное сырье и металлы

- Другие первичные продукты

- Текстиль, ткани и готовая одежда

- Транспортное оборудование и механизмы

- Другие готовые продукты

4

90

1

1

4

5

86

4

1

8

14

70

3

3

13

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ: ОСНОВНЫЕ ТОВАРЫ

(МЛН. ФРАНКОВ MG, ИСКЛЮЧАЯ ЗОЛОТО И ТОВАРЫ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ)

1989

1990

1991

ИМПОРТ:

Химические продукты

81 813,1116 471,988 345,8

Минеральные продукты

71 690,3187 554,3144 312,0

Сырая нефть

33 494,080 453,591 076,9

Текстиль / ткани

11 692,213 907,012 743,2

Металлопродукты

44 495,972 674,353 232,1

Машины и механизмы

74 482,6111 921,7132 212,0

Электрическое оборудование

39 938,453 549,643 995,0

Автомобили и запчасти к ним

57 009,3106 990,998 527,0

ВСЕГО (включая другие товары)

548 685,6881 328,0785 689,5

ЭКСПОРТ:

Кофе (зеленые зерна)

116 030,057 965,551 902,0

Ваниль

67 540,485 012,384 887,0

Сахар

38 594,530 400,719 125,2

Гвоздика и гвоздичное масло

55 008,032 359,446 025,6

Нефтепродукты

8 661,714 993,920 551,5

ВСЕГО (включая другие товары)

506 193,4460 343,2559 073,3

Структура импорта и экспорта Мадагаскара типична для стран “третьего мира”. В

ней присутствуют все черты, характерные для государства, возобновившего связи

с МВФ. В частности, несмотря на отчаянное экономическое положение, все

большую роль на острове играет импорт автомобилей, что до неприличия типично

для многих африканских стран. При этом в страну завозятся не действительно

необходимые автомобили, но самые дорогостоящие модели.

На протяжении многих лет у Мадагаскара почти постоянный торговый дефицит, все

более возрастающий в последние годы. Среди причин обычно называют ухудшение

состояния мирового рынка кофе, ванили, а также гвоздики. Но основное, скорее,

не это, а восстановление связей с Международным Валютным Фондом, которые не

могут гарантировать ничего, кроме постоянного дефицита и нескончаемых

кредитов, только усиливающих экономическую зависимость страны.

Значимой причиной сокращения валютных поступлений стало ограничение доступа

на рынок ЕЭС продукции текстильной промышленности Мадагаскара. Западная

Европа резко редуцировала квоты на импорт текстиля со всего мира и стала

проводить в этом отношении самую жесткую протекционистскую политику: интересы

процветания стран с развитой рыночной экономикой требуют изоляции и защиты от

мировых конкурентов.

ОСНОВНЫЕ ТОРГОВЫЕ ПАРТНЕРЫ

(МЛН. ФРАНКОВ MG)

1989

1990

1991

Импорт

Экспорт

Импорт

Экспорт

Импорт

Экспорт

Бельгия +

Люксембург

13 626,616 430,019 501,69 259,417 390,55 483,1

Франция

190 378,1144 419,6259 664,7126 248,8246 479,2143 531,8

Германия

33 560,139 942,455 554,337 211,765 454,555 810,3

Италия

21 441,516 289,125 070,711 641,025 367,015 788,9

Япония

34 414,154 580,953 232,841 133,151 722,347 526,9

Нидерланды

12 460,56 393,319 501,69 259,417 390,55 438,1

Великобритания

14 909,411 242,940 560,16 960,021 787,417 086,0

США

25 710,263 203,334 652,377 669,753 688,977 009,8

ВСЕГО (включая остальные страны)

548 685,6506 193,4881 328,0640 342,2785 689,5559 073,3

ОСНОВНЫЕ ТОРГОВЫЕ ПАРТНЕРЫ (МЛН. US $)

1965

1970

1975

1980

СВ*

%

СВ*

%

СВ*

%

СВ*

%

Импорт: всего

138,1100170,4100366,9100676,5100

Франция

86,462,593,154,7149,940,9254,237,6

США

6,14,49,75,714,54,026,63,9

Саудовская Аравия

--1,71,033,79,22,10,3

Германия

5,74,115,49,130,78,463,89,4

Япония

2,11,54,62,714,23,934,45,1

СССР

0,00,00,00,00,10,03,20,5

Катар

0,00,05,93,532,68,9Нет данныхНет данных

1981

1982

1983

1984

СВ*

%

СВ*

%

СВ*

%

СВ*

%

Импорт: всего

473,0100439,0100411,5100412,2100

Франция

177,937,6149,033,9146,235,5128,831,2

США

20,94,427,26,235,28,650,612,3

Саудовская Аравия

11,22,473,816,824,45,924,35,9

Германия

47,510,127,36,217,64,316,13,9

Япония

14,93,125,05,716,94,113,93,4

СССР

4,10,94,51,06,71,62,70,7

Катар

Нет данныхНет данных12,42,827,56,727,46,7

* СВ - стоимостное выражение

Данная таблица демонстрирует динамику состава торговых партнеров Мадагаскара.

Характерно, что доля новичков в торговле с Мадагаскаром может достаточно

быстро расти, что весьма важно для российских компаний. В то же время

основной костяк торговых партнеров Мадагаскара остается неизменным. На

современном этапе, когда снова стали реанимироваться давние связи с Францией,

нет оснований считать, что новички обречены на особый успех в контактах с

островом. Скорее, внешнеторговая политика Мадагаскара формируется сейчас в

Париже и в кабинетах мадагаскарских марионеток Франции. Это положение,

безусловно, временное, но, пока у власти остается нынешнее руководство, оно

будет сохраняться.

Чтобы лучше представить динамику отношений Мадагаскара с его торговыми

партнерами, стоит учесть приведенные в следующей таблице показатели:

Показатели роста

1965 - 1969

1970 - 1974

1975 - 1979

1980 - 1984

Всего

6,710,513,7- 9,4

Франция

2,31,56,9- 12,7

США

21,415,337,013,7

Саудовская Аравия

121,427,7Нет данных61,2

Германия

25,29,814,4- 24,1

Япония

17,724,821,8- 16,6

СССР

0,0Нет данных104,8- 3,3

Катар

0,041,4Нет данныхНет данных

Некоторый драматизм изменений связан, в основном, с небольшими объемами

внешней торговли Мадагаскара. Заключение любого сколько-нибудь значимого

контракта с компанией из новой страны приводит к драматическим скачкам во

внешнеторговых показателях. Нет оснований сомневаться, что российские

корпорации также могут существенно повысить свои “ставки”, но другое дело -

насколько это разумно ?..

ТУРИЗМ

Потенциально Мадагаскар может быть интересным и перспективным местом для

туризма. Дешевизна страны, как правило, гарантирует дешевизну сервиса, а это

очень существенно не только для российских, но и для западных туристов. Но

для интенсивного развития туризма существует масса препятствий, связанных, в

основном, с неразвитостью инфраструктуры. Много сложностей и в том отношении,

что знаменитая природа Мадагаскара сохранилась весьма неважно и только в

редких, удаленных местах. Хотя на острове, действительно, есть все, о чем

принято писать в классической страноведческой и туристической литературе, -

лемуры, знаменитое дерево путешественников и проч., но в естественном виде

все это существует в небольших количествах и не вполне удобных для посещения

местах.

Количество иностранных туристов на Мадагаскаре существенно колеблется по

годам. В 1983 году их было 15 тысяч, в 1990 году - 39 тысяч, в 1991 году - 22

тысячи, в 1992 году - 35 тысяч.

Есть планы доведения количества туристов до 100 тысяч человек ежегодно, но

это, скорее, только планы, хотя для их реализации уже затеяли строительство

нескольких новых отелей 4-звездного уровня.

Можно отметить, что в отношении туризма Мадагаскар сильно уступает таким

островным государствам как Маврикий, который ежегодно посещают около 250

тысяч туристов, и другим островам Индийского океана. Он значительно уступает

и таким странам как ЮАР, Ботсвана, Намибия (хотя в целом они оккупируют

существенно иные ниши международного туризма, но отчасти пересекаются с

Мадагаскаром). В развитии международного туризма на Мадагаскаре акцент

делается на экзотической рыбной ловле, но это не вполне убедительное

развлечение, чтобы заставить туристов пересекать половину земного шара

исключительно ради этого странного занятия. Учитывая постоянную политическую

нестабильность острова, в обозримом будущем он вряд ли сможет привлекать

большее количество туристов.

Единственное, что может изменить положение, - это налаживание связей

Мадагаскара с ЮАР. В таком варианте количество иностранных туристов в лице

белых южноафриканцев может быть достаточно велико, но это станет возможным

только в случае широкомасштабного развития связей Мадагаскара и ЮАР.

В то же время нельзя не отметить серьезного противоречия между декларациями о

развитии туризма на Мадагаскаре и желательности его интенсификации и реальным

положением дел. Попасть туристу на Мадагаскар весьма сложно. Существуют

реальные проблемы с получением виз, которые обязательны для всех, независимо

от гражданства. По Мадагаскару практически нет столь уважаемых западными

путешественниками и отдыхающими туристических пакетов, которые сочетали бы

отдых на побережье с турами по острову. Даже из ЮАР, расположенной в

непосредственной близости, организовать поездку на Мадагаскар очень сложно.

Интересным противоречием туристического бизнеса Мадагаскара является вопиющее

несоответствие дешевизны страны и удручающе низкого уровня доходов ее

населения с дороговизной гарантированного качественного сервиса. Если не

ставить своей целью возвращение назад к природе, то за туристический сервис

приходится платить очень немало. По стоимости туристических услуг Мадагаскар

не уступает западным странам, но при этом сохраняется высокая вероятность

того, что, несмотря на заплаченные деньги, сервис не будет достаточно

качественным.

Все это, естественно, осложняет развитие туризма на острове. В целом, нельзя

не заметить, что Мадагаскар - достаточно закрытая страна, где в реальности не

особенно приветствуются визиты иностранных туристов. Как это часто бывает в

жизни, декларации очень сильно расходятся с реалиями.

Коморские острова

Острова известны своей сверхъестественной и уникальной живой природой,

"освоившей" эти древние земли (местные жители называют их "terra firma") с

многочисленными лавовыми полями и хаосом скал, великолепной "местной" Луной,

из-за красоты которой арабские источники даже именовали эти острова

"Лунными", морскими портами, вечно забитыми белыми "дхоу" рыбаков и яхтами

туристов и красочной историей султанов и предсказателей, плантаторов и

восточных принцесс. В природном плане острова часто называют настоящим

"подводным Парком Юрского периода". В 1938 местный хранитель музея нашел в

рыбацкой корзине местного жителя странное животное. Впоследствии эта находка

прославила архипелаг, стала его "визитной карточкой" и изображена на почтовых

марках Комор - это был знаменитый целакант (латимерия), древнейшая известная

науке рыба из надотряда кистеперых, живших в девонском периоде (около 380

млн. лет назад) и считавшаяся вымершей. Несмотря на все это обаяние,

Коморские острова остаются наименее часто посещаемыми и наименее развитыми в

туристическом плане из всех островов в регионе. Это связано с репутацией

островов как "туристического болота" по причине слабой инфраструктуры отдыха

и имеет некоторое отношение к постоянным политическим переворотам,

гражданским бунтам и заговорам, которые происходят здесь с сезонной

точностью.

Сейшельские острова

Структура ВВП Сейшельских островов в 1993 - 1997 гг. (в млн. сейшельских рупий).

19931994199519961997
Сельское хозяйство

55,0

55,8

54,7

55,0

55,6

Лесоводство

1,7

1,8

1,9

1,9

1,9

Рыболовство

45,8

44,0

44,4

46,4

52,3

Промышленность

238,7

261,7

287,5

300,0

334,2

Ремесла

20,8

17,3

18,7

21,7

21,5

Энергетика

7,7

16,7

32,9

34,0

37,4

Водоснабжение

6,0

3,7

18,3

18,5

20,2

Строительство

188,2

180,7

190,9

208,1

218,5

Транспорт и связь

673,3

690,5

717,5

765,9

823,8

фрахт транспорта

419,3

386,3

389,2

395,3

440,4

водный транспорт

57,5

64,0

56,5

74,4

73,7

воздушный транспорт

21,4

47,3

53,6

57,8

57,2

пассажирский транспорт

41,2

38,0

48,2

53,3

53,8

экскурсионные перевозки

27,2

24,6

28,0

30,3

30,0

связь

106,7

130,3

142,0

154,8

168,7

Отели и рестораны

207,8

215,1

226,3

250,5

248,0

Финансовые и банковские услуги

214,0

247,6

254,6

267,5

286,0

Правительственные службы

343,5

344,6

338,8

350,5

371,0

Другие сектора сферы услуг

51,6

52,0

62,7

64,5

65,1

Процент с банковских услуг

-98,1

-89,9

-131,4

-135,0

-137,8

Налоги на импорт

475,8

399,1

302,0

273,3

309,7

ВВП в рыночных ценах

2 431,8

2 440,4

2 419,8

2 522,8

2 707,4

Сельское хозяйство составляет незначительную часть ВВП и предоставляет работу

не более 10% экономически активного населения. Пахотные земли ограничены,

почвы бедны и выращиваемые культуры ограничены кокосовыми орехами, корицей и

ванилью. Сейшелы обладают хорошо развитой и современно оборудованной

рыболовной отраслью. Улов тунца идет не только на внутренний, но и на внешний

рынок. На экспорт идет даже добываемый гуано.

Промышленность представлена небольшими предприятиями по переработке

продовольствия.

Туристические показатели Сейшельских островов в 1993 - 1997 гг.

19931994199519961997
Сельское хозяйство (в тоннах)
- Экспорт копры

181

112

353

0

0

- Копра на складах

380

282

344

393

237

- Экспорт корицы

435

414

487

318

229

- Корица на складах

242

469

414

280

241

- Чай

246

246

226

223

270

Консервированный тунец (в тоннах)
- произведено

4 531

5 075

7 495

12 708

40 596

- экспорт

4 466

7 362

6 291

12 813

19 467

- Сигареты (млн. штук)

65,0

49,0

56,0

62,0

70,0

- Крупный рогатый скот (голов)

297

329

189

162

91

- Свиньи (голов)

4 826

8 516

6 739

5 302

5 162

Производство электроэнергии в 1996 и 1998 гг.

19961998
Всего (млн. кВт)

125

125

На ТЭС (в % от общего)

100

100

На ГЭС (в % от общего)

0

0

На АЭС (в % от общего)

0,00

0,00

На других типах ЭС (в % от общего)

0,00

0,00

Сектор услуг - самый большой и доходный в экономике Сейшельских островов. В

нем занято до 57% рабочей силы. Начиная с открытия на острове Маэ

международного аэропорта, индустрия туризма стала расти значительными темпами

и на сегодняшний день приносит 3/4 всей иностранной валюты.

Туристические показатели Сейшельских островов в 1993 - 1997 гг.

19931994199519961997
Посетило всего (тыс. чел.)

116,2

109,9

120,7

131,0

130,1

Процентное изменение туристов

17,8

-5,4

9,8

8,5

-0,7

Цель посещения (тыс. чел.)
- отдых

93,0

92,8

94,5

111,4

110,8

- бизнес

9,8

9,0

10,2

6,3

6,4

- транзит

13,4

8,1

16,1

13,2

12,8

Прибыль от туризма (в млн. рупий)

325,4

355,8

386,2

426,5

426,0

География посетителей (проценты)
- Европа

80,9

81,5

76,9

75,6

78,6

- Франция

22,9

20,3

20,6

19,5

19,3

- Великобритания

16,3

17,6

14,6

11,8

12,3

- Германия

15,9

18,7

16,0

15,7

16,5

- Африка

11,6

10,0

11,8

10,2

10,8

- ЮАР

4,3

4,3

5,4

4,2

4,1

- о-в Реюньон

2,8

2,3

2,9

2,3

2,2

- Азия

3,4

4,8

5,3

8,6

4,9

- Ближний Восток

1,5

1,9

1,7

4,4

1,3

- Страны Западного полушария

3,3

3,0

5,2

5,1

5,2

- США

2,7

2,5

4,3

4,3

4,1

- другие регионы

0,8

0,6

0,7

0,5

0,5

Внешняя торговля страны в 1995 и 1998 гг. (млн. дол. США).

19951998
Экспорт

53

91

Импорт

340*

403

*) Данные за 1997 г.

Состав экспорта: рыба, корица, копра, реэкспорт нефтепродуктов

География экспорта: Франция, Великобритания, Нидерланды, Италия,

КНР, Германия, Япония

Состав импорта: машины и оборудование, продовольствие, нефтепродукты

География импорта: ЮАР, Великобритания, КНР, Сингапур, Франция, Италия

Внешняя задолженность в 1994 г. - 170 млн. дол., в 1997 - 149 млн. дол

10. Банковская система

Мадагаскар

Малагасийский франк, равный 100 сантимам. И-за сильной инфляции номинал

находящихся в обращенн денежных знаков постоянно меняется. Валюту можно

обменять в любом отделении банка, в аэропорту, в обменных пунктах. На улице

деньги менять запрещается. Международные кредитные карточки возможно

использовать только в столице и в крупных торговых точках. Для путешествия по

провинции рекомендуется запастись франками в мелких купюрах, т.к. уровень

жизни населения невысок и обменять крупные купюры нереально. Чаевые лучше

давать в местной валюте, в ресторанах они составляют 10% от общей стоимости

заказа.

Коморские острова

Kоморский франк (CF). Лучшее место для обмена валюты - Банк Интернасиональ

дес Коморес (BIC) - достаточно эффективный банк, который обменивает все

валюты, но лучше всего иметь с собой французские франки. Есть несколько

отделений BIC и в Морони и в Муцамуду. Кроме того, можно обменять валюту в

супермаркетах, гостиницах и ресторанах, но курс обмена в них значительно

хуже. Кредитные карточки и туристические чеки практически не имеют хождения,

хотя использовать их всё-таки возможно в том-же BIC. На рынках и в небольших

магазинах принято торговаться, есть целая система этикета торговли, которая

может способствовать значительному снижению цены. Процесс должен быть

нетороплив, и проведен в духе взаимного восхищения мастерством торговли.

Враждебные или взволнованные предложения только увеличат цену товара. Чаевые

не приняты, хотя в более "офранцуженных" районах чаевые всё-же составляют до

5%, впрочем, за хорошее обслуживание возможно оставить обслуживающему

персоналу любую сумму на усмотрение гостя.

Сейшельские острова

Сейшельская рупия (рупи), равная 100 центам. В обращении банкноты

достоинством 10, 25, 50, 100 рупий и монеты в 1 и 5 рупий и 1, 5, 10 и 25

центов. Валюту вы можете обменять по официальному курсу в любом из банков,

аэропорту. В крупных банках, отелях и магазинах к оплате принимаются основные

кредитные карты. Курс обмена регулярно печатается в местных газетах. Курс

обмена дорожных чеков более предпочтителен, чем наличной валюты. Банки обычно

открыты с 8.30 до 14.00 в будние дни, по субботам - до 11.00. Лучше уточнять

время работы банков в каждом конкретном случае. Чаевые давать не принято -

они обычно уже включены в счет.

11. Внешнеэкономические связи и связи с Россией

Мадагаскар

Интеграция.

В последние два года страны-участницы КИО ведут работу по созданию Зоны

свободных обменов, призванной воплотить в себе реальные результаты проходящих

в рамках этой региональной организации интеграционных процессов.

Подразумевается, что такая зона будет образована на основе 100% отмены

государствами-членами КИО (Мадагаскаром, Маврикием, Сейшелами, Коморами или,

по крайней мере, двумя из них) таможенных пошлин во взаимной торговле.

В ходе дискуссии по вопросам реализации этого проекта выяснилось, что Сейшелы

и Коморы не готовы пойти на отмену таможенных пошлин, представляющих собой

один из важнейших источников доходов в госказну этих государств. Тем не

менее, учитывая, что основной спонсор КИО в лице ЕС жестко обусловил

возможность продолжения финансирования конкретных программ развития этой

организации созданием в ее рамках Зоны свободных обменов, Сейшелы и Коморы

официально поддержали этот проект, однако при этом с самого начала

подразумевалось, что они к нему реально не присоединятся. Уже в начале 1998

г. было ясно, что Зона свободных обменов КИО на практике будет представлять

собой двустороннее маврикийско-малагасийское соглашение о взаимной отмене

таможенных пошлин.

К середине 1998 г. Мадагаскар и Маврикий достигли принципиального согласия по

основному спорному вопросу – правилам определения происхождения товаров.

Мадагаскар, опасаясь наплыва на свой внутренний рынок реэкспортом через

офшорные зоны Маврикия дешевых товаров из азиатских стран, которые могли бы

составить серьезную конкуренцию продукции местных производителей, настаивал

на том, что товар должен считаться произведенным в стране, если в ней

произведено не менее 45% его стоимости. Столкнувшись с твердой позицией

малагасийского руководства, маврикийцы, предлагавшие сначала более

либеральные правила КОМЕСА (товар считается произведенным в стране, если в

ней произведено не менее 40% его стоимости), были вынуждены уступить. Таким

образом, стороны пришли к итоговому соглашению о том, что льготный режим

будет распространяться на товары, целиком произведенные в стране (продукция

сельского хозяйства, рыболовства, добывающей промышленности); товары, при

производстве которых доля импортного сырья составила не более 60%; товары, не

менее 45% стоимости которых было произведено в стране-участнице соглашения.

Мадагаскар и Маврикий также договорились о том, что первым этапом на пути

создания Зоны свободных обменов КИО станет образование Зоны преференциальных

обменов на основе 80% снижения таможенных пошлин.

Выполняя взятые на себя обязательства, малагасийское руководство

предусмотрело в законе о госбюджете на 1999 г. 80% снижение с 1 янв., а затем

и полную отмену к концу года на условиях взаимности с другими членами КИО

таможенных сборов на ввоз товаров, произведенных участниками соглашения.

Соответствующую подготовку прошли малагасийские таможенники. До стран КИО

была доведена через генсекретариат организации информация о таможенных

чиновниках (с приложением образцов их подписей и печатей), имеющих полномочия

удостоверять сертификаты о происхождении товаров. Наконец, в фев. 1999 г.

Мадагаскар официально уведомил генсекретариат КИО о своей готовности

осуществить на взаимной основе с другими странами КИО снижение таможенных

пошлин на 80%.

К авг. 1999 г. правительство Маврикия также завершило соответствующие

законодательные и организационные процедуры и проинформировало об этом КИО. В

результате с 6 сент. 1999 г. решение о снижении Мадагаскаром и Маврикием на

80% таможенных пошлин на ввоз товаров, произведенных в этих странах, вошло в

силу. Сделан первый конкретный шаг на пути к созданию Зоны свободных обменов

КИО, которая, как ожидается, станет реальностью после подписания на очередном

саммите КИО (состоялся в дек. 1999 г. на Реюньоне) соответствующего торгового

соглашения, включающего в себя положения всех ранее одобренных сторонами

технических документов, оговаривающих порядок и правила предоставления

таможенных льгот.

В ближайшей перспективе Сейшелы и Коморы будут уклоняться от участия в Зоне

свободных обменов КИО. Что касается Мадагаскара и Маврикия, то они вряд ли

рассчитывают на быстрое получение заметной экономической отдачи от реализации

этого проекта (торговые операции с Маврикием не превышают 4% от общего объема

внешней торговли Мадагаскара) и рассматривают его скорее как полигон для

отработки и апробации различных моделей региональной интеграции.

О деятельности КИО в рамках программы ПРИДЕ. Региональная интегрированная

программа развития торговых обменов (ПРИДЕ), созданная в июне 1996 г., является

важнейшим механизмом реализации общей стратегии КИО, направленной на

активизацию в рамках этой региональной организации интеграционных процессов.

Занимая второе место по объемам финансирования (в 1996 г. на ее осуществление

было выделено 9,3 млн.экю со стороны ЕС и 1,2 млн.экю Францией), эта программа

расценивается странами-участницами КИО в качестве ключевой.

Целями ПРИДЕ декларируются усиление региональной интеграции посредством

либерализации внутрирегиональных обменов, сближение подходов стран-участниц

по вопросам проводимой ими политики в области торговли и инвестиций, создание

благоприятных условий для предприятий региона по наращиванию экспорта в

государства КИО и третьи страны через повышение конкурентоспособности их

продукции и доступ к современной коммерческой информации.

Региональная дирекция ПРИДЕ базируется на Мадагаскаре (г.Антананариву), в

ее штат входят двадцать сотрудников. Организационно дирекция состоит из

регионального директора, двух его заместителей и четырех отделов:

административно-финансового, отдела содействия развитию обменов, отдела

стандартизации качества продукции, службы электронной базы данных ИНФОНЕТ. На

местах работа проводится через представительства ПРИДЕ в каждом из государств

КИО.

Осуществление программы организуется и контролируется Комитетом управляющих,

в состав которого входят по два представителя от стран-участниц

(соответственно по одному от государственного и частного секторов),

представители малагасийского минэкономики и финансов, ЕС, генсекретариата

КИО. Комитет определяет стратегию работы программы, утверждает ее рабочие

планы, контролирует правильность расходования средств.

Деятельность ПРИДЕ осуществляется по четырем основным направлениям:

содействие экономическим и торговым обменам, стандартизация качества

продукции, распространение коммерческой информации, финансовая поддержка

предприятий.

В рамках работы по содействию обменам проводится организация или оказание

содействия торговым миссиям, встречам предпринимателей; оказание прямой

поддержки предприятиям; отслеживание позитивных или негативных тенденций в

интеграционных процессах. ПРИДЕ организует на регулярной основе во всех

государствах КИО тематические конференции (по морским перевозкам,

животноводству, рыбной ловле), к участию в которых привлекаются эксперты и

предприниматели региона.

Стандартизация качества продукции включает в себя оказание прямого содействия

предприятиям (в основном малагасийским и коморским, где эта проблема стоит

особенно остро) в области аудита, идентификации их потребностей,

консультационных услуг, подготовки технических проектов.

Коммерческая информация распространяется через региональную базу данных КИО

ИНФОНЕТ по сети Интернет. База данных содержит постоянно обновляющиеся

обширные сведения по макроэкономическим показателям, законодательству,

основным предприятиям стран КИО, документы КИО и т.п.

Финансовая поддержка частных предприятий (доля участия в которых государства

составляет менее 49% от их уставного капитала) осуществляется через Фонд

ПРИДЕ (5 млн. экю). Средства выделяются по обоснованным заявкам на цели

подготовки персонала, повышения конкурентоспособности продукции, участия в

региональных выставках, конференциях, ярмарках, проведения маркетинговых

исследований и т.п. При этом устанавливается предельная сумма финансирования

проекта – 10 тыс.экю на безвозмездной основе или 20 тыс.экю в качестве

кредита для отдельного предприятия, которое за время действия ПРИДЕ (5 лет)

может участвовать не более чем в 15 проектах, для реализации которых

предельная общая сумма составляет 30 тыс.экю безвозмездно или 150 тыс.экю в

качестве кредита.

Экспорт.

Отношения с ЕС. Они всегда были тесно связаны с функционированием т.н.

Ломейских конвенций, определяющих механизм многостороннего взаимодействия между

ЕС и странами АКТ, в число которых входит и Мадагаскар. Развитие политических и

экономических связей с ЕС является одним из приоритетов современной внешней

политики Maдагаскара, особенно в преддверии подписания в 2000 г. V Ломейской

Конвенции, которая должна существенным образом изменить традиционную схему

отношений Евросоюза со странами АКТ. ЕС является главным экономическим

партнером Мадагаскара: 50% совокупного малагасийского импорта приходится

на страны – члены ЕС; в ЕС направляется до 65% малагасийского экспорта. Что

касается финансовой помощи Мадагаскару, то и в этом плане Евросоюз занимает

первое место благодаря многочисленным программам Европейского фонда развития и

стабилизационного фонда СТАБЕКС. За 40 лет ЕС выделил Мадагаскару 620 млн.экю

на развитие инфраструктуры, сельского хозяйства, образования и здравоохранения.

В 1997 г. в Брюсселе между Мадагаскаром и ЕС было подписано соглашение о

реализации программы восьмого ЕФР на 188 млн.экю. Эта помощь, направляемая на

строительство дорог, развитие сельского хозяйства, образования,

здравоохранения и частного сектора экономики, начала поступать на Мадагаскар

в 1998 г. Кроме того, Евросоюз принял активное участие в оказании

безвозмездной помощи Мадагаскару в ликвидации последствий тропических

циклонов, а также в борьбе с нашествием саранчи. На эти цели в 1997 г.

Евросоюз выделил 800 тыс.экю и дополнительно 20 млн.долл. в 1998 г.

4 нояб. 1998 г. в Антананариву был подписан Договор об использовании третьего

транша стабилизационных выплат из фонда СТАБЕКС в размере 41 млн.экю с целью

покрытия дефицита бюджета Мадагаскара, обусловленного нестабильностью выручки

от экспорта сельхозпродуктов. Помощь была выдана под реализацию конкретных

программ в области дорожного строительства, создания мощностей по переработке

ванили, какао и кофе, повышения эффективности и реформирования деятельности

министерств финансов, сельского хозяйства и торговли.

Предоставляя реальную помощь Мадагаскару, ЕС руководствуется, прежде всего,

своими собственными интересами и периодически оказывает на Антананариву

весьма жесткое давление. Одним из примеров такого давления может служить

блокирование Евросоюзом помощи на структурное реформирование малагасийской

экономики в 35 млн. экю (на 1998-99 гг.), увязываемой ЕС с выделением

Мадагаскару второго и третьего траншей кредитов на структурную перестройку

экономики по линии МБРР и МВФ.

До сих пор не решен вопрос о снятии эмбарго на экспорт малагасийской говядины

в страны – члены ЕС, введенного Евросоюзом в 1997 г., под предлогом

несоответствия качества малагасийского мяса европейским стандартам.

Проводя в жизнь антидемпинговую политику, ЕС ввел также эмбарго на импорт

малагасийских морепродуктов, себестоимость которых ниже европейских и

которые, к тому же, не облагались ввозными пошлинами.

В марте 1998 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере

рыболовства между ЕС и Мадагаскаром на 1998-2001 гг., по которому

выплачивается финансовая компенсация в 2,2 млн. экю (168 тыс. на

рыборазведку; 300 тыс. на стипендий; 175 тыс. на Национальную школу морского

обучения; 125 тыс. на оказание помощи кустарным рыбным промыслам).

В рамках Ломейских конвенций ЕС настаивает на активизации участия Мадагаскара

в КИО и АРСИО и его присоединении к САДК, которым Евросоюзом оказывается

существенная финансовая помощь.

Дальнейшее взаимодействие ЕС со странами АКТ будет определяться положениями V

Ломейской конвенции, подписание которой должно состояться в 2000 г. Евросоюз

хотел бы открыть механизм Ломейских конвенций, в т.ч. и для стран, не

входящих в группу АКТ, против чего, естественно, выступает Мадагаскар,

опасаясь уменьшения помощи Евросоюза ее традиционным получателям.

Последняя встреча стран-членов ЕС и АКТ, состоявшаяся в Дакаре с 8 по 10 фев.

1999 г., выявила ряд серьезных разногласий, возникших между ЕС и странами АКТ

по вопросу подписания новой Ломейской конвенции (в т.ч. по таким

направлениям, как демократизация и рациональное использование выделяемых

средств).

Еще один принципиальный момент связан с предоставлением ЕС странам АКТ

статуса наибольшего благоприятствования в торговле, что идет вразрез с

нормами ВТО. ЕС выступает за постепенную замену тарифных преференций на

соглашения о зоне свободной торговли между Евросоюзом и организациями

регионального сотрудничества стран АКТ. Переходный процесс, по мнению ЕС,

должен составить 5 лет; Мадагаскар же считает, что адаптация страны к

глобальным процессам в мировой экономике потребует не менее десяти лет.

Связи с Россией.

СССР признал Мадагаскар 26 июня 1960 г. (в день провозглашения

независимости). Дипотношения установлены 29 сент. 1972 г., посольство СССР в

Антананариву открыто в 1974 г., посольство Мадагаскара в Москве – в 1976 г.

Мадагаскар официально признал Россию как государство-продолжатель СССР 2 янв.

1992 г.

Между СССР и Мадагаскаром осуществлялся активный обмен делегациями, включая

официальные визиты президента Д.Рацираки в СССР с (в 1978 г. и 1986 г.).

Экономическое и техническое сотрудничество регулируются межправительственным

Соглашением от 1974 г., протоколами к нему и другими документами.

22 мая 1979 г. было подписано Соглашение об учреждении Советско-малагасийской

межправительственной комиссии по экономическому и техническому сотрудничеству

и торговле (МПК). В 1979-86 гг. состоялось пять заседаний комиссии. При

финансовом (кредиты) и техническом содействии СССР на Мадагаскаре

осуществлялись 14 проектов, включая строительство мельничного комбината,

средневолновой радиостанции, центра подготовки механизаторов сельского

хозяйства, ветеринарной станции, опытного зернового хозяйства, автодороги (80

км.) и др.

Торговые отношения регулируются Соглашением 1975 г. В 1980-90 гг. ежегодный

товарооборот с Мадагаскаром достигал 40-50 млн.долл. за счет поставок из СССР

на кредитных условиях нефтепродуктов, комплектного оборудования, авиационной

и автотехники, тракторов, строймашин, запчастей, специмущества и встречных

поставок кофе, гвоздики, ванили, сизаля, изделий из текстиля, аккумуляторов,

кварца и т.д.

В связи с прекращением с 1991 г. поставок на кредитной основе российский

экспорт на Мадагаскар резко сократился, сузилась номенклатура товаров.

Совокупная выплата Мадагаскаром задолженности товарными поставками в 1991-95

гг. не превышала 32 млн.долл.

Товарооборот в 1998 г. составил 1,5 млн.долл. Мадагаскару запроданы партия

тракторов МТЗ, 1200 т. строительного металла. Малагасийцами закуплен вертолет

МИ-2, проявлен интерес к закупкам самолетов-амфибий. В Россию отгружено 150

т. кварца.

Культурное и научное сотрудничество осуществляется на базе

межправительственного Соглашения 1977 г. и протоколов к нему. В СССР было

подготовлено 2000 малагасийских специалистов.

Из-за переживаемых Мадагаскаром финансово-экономических трудностей

сотрудничество в области подготовки кадров приостановлено. Вместе с тем,

министры высшего и профессионально-технического образования Мадагаскара в

ходе встречи в Москве в окт. 1997 г. с замминистром образования России

подтвердили интерес малагасийской стороны к возобновлению направления

студентов на обучение в российских вузах.

Посол России на Мадагаскаре и по совместительству на Коморских островах –

А.М.Макаренко (верительные грамоты вручил 14 авг. 1997 г.). Посол Мадагаскара

в РФ – Ранаиву Н.В.Андриаманухисуа (верительные грамоты вручил 15 дек. 1998

г.).

Введение

Предмет: Мадагаскар, Коморские и Сейшельские острова

Объект: Экономико-географические характеристики Мадагаскара, Коморских и

Сейшельских островов

Цель: дать характеристику экономико-географическому положению Мадагаскара,

Коморских и Сейшельских островов

Задачи: дать характеристику географическому положению, краткий исторический

очерк, описать население, государственно-политический строй, природные

ресурсы, промышленность (добывающая, сельское хозяйство), место страны в

мировой экономике и динамику экономического развития, отраслевую структуру

экономики, банковскую систему, внешнеэкономические связи и связи с Россией.

Заключение

В данной работе были решены следующие задачи: дана характеристика

географическому положению, краткий исторический очерк, описаны население,

государственно-политический строй, природные ресурсы, промышленность

(добывающая, сельское хозяйство), место страны в мировой экономике и динамику

экономического развития, отраслевую структуру экономики, банковскую систему,

внешнеэкономические связи и связи с Россией.

Содержание:

Введение

1. Географическое положение

2. Климатические условия

3. Краткий исторический очерк

4. Население

5. Государственно-политический строй

6. Природные ресурсы

7. Промышленность (добывающая, перерабатывающая, сельское хозяйство)

8. Место страны в мировой экономике, динамика экономического развития

9. Отраслевая структура экономики

10. Банковская система, валюта

11. Внешнеэкономические связи и связи с Россией

Заключение

Список литературы

Список литературы:

общероссийский журнал "Украинское обозрение",

декабрь 2001

www.liter.net

www.africana.ru

www.jewellernet.ru

nature.worldstreasure.com

www.mtur.ru

www.100top.ru

news.ng.ru

www.vokrugsveta.ru

worlds.ru

www.7news.ru

geoportal.narod.ru

www.pridetour.ru

grinzzo.spb.ru

defacto.examen.ru

www.skazka.com.ru

spravochnik.narod.ru

eh.ttknn.net

filatelist.narod.ru

www.wgeo.ru

www.ng.ru

allworld.wallst.ru

www.triada-pride.ru

www.offshore-now.com

sme-port.com.ua

www.treasureisland.ru

worlds.ru

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.