РУБРИКИ

Шпора: Территориальная организация и районирование России

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Шпора: Территориальная организация и районирование России

Шпора: Территориальная организация и районирование России

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН (ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ) Европейская Россия отличается высоким уровнем хоз-го освоения территории, составляющей 25% от площади страны. При снижении доли в населении России (1926г - 86,3%, 93г - 81,1%) ее произ-ный и научный потенциал остается постоянно преобладающим. Здесь производится более 85% пром-ной и с/х продукции, 90% научных исследований. Доля городского населения составляет 75%. Сосредоточение науки и наукоемких пром-ных произ-ств в крупных городах макрорегиона приобретает особое значение после перехода от кризисного этапа к коренной структурной перестройке экономики. В Европейской России находятся крупнейшие городские агломерации и 12 городов-«миллионеров». Здесь благоприятные природные условия как для жизни людей, так и для развития основных отраслей хоз-ва. При структурной перестройке экономики резко повысится роль наукоемких произ-ств (верхних этажей), которые приобретут также и экспортную направленность, при сокращении удельного потребления и экспорта энергии и сырья. Развитие экономики в европейских р-нах будет происходить преимущественно за счет технического перевооружения действующих предприятий, закрытия произ-ств с устаревшими технологиями, конверсии военной пром-ти при сокращении численности занятых в сфере материального произ-ва. Резко возрастет соц. сфера, особенно сфера услуг, где особую роль приобретут малые предприятия, частные или совместные. В Западном макрорегионе сформировались крупные межрайонные комплексы, объединяющие группы р-нов. Это связано с их геогр. особенностями, своеобразием ЭГП, историческими особенностями формирования хоз-ва и расселения, современными проблемами. Территория и население районов и их групп в Европейской России
Районы и их группы

Площадь, тыс. км2

Население, млн. чел. (1993г)Доля городского населения, %

Плотность населения, чел./км2

Центральна Россия91846,676,651,0
Северо-запад России2129,186,043,0
Европейский Север14676,177,04,2
Урало-Поволжье136037,274,527,0
Европейский Юг35517,457,047,5
Итого4310116,475,026,7
Центральная Россия (ЦР) Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный экон. р-ны. ЦР — экон. и полит. ядро страны. Здесь сконцентрирован огромный научно-технический потенциал. В Москве занято 45% всех научных работников страны. ЦР готовит кадры высшей квалификации, т.к. здесь сосредоточены институты Российской Академии наук и отраслевых академий, проектно-конструкторские организации, концентрируются наукоемкие (в том числе оборонные) и трудоемкие произ-ва. В ее главных центрах после выхода России из кризиса будут решаться задачи отработки новейших технологий. ЦР — р-н древне- и старорусского заселения (Ростово-Суздальская земля и т.п.), центр формирования Московского, а затем Русского государства, получивший столичные функции (Москва — столица России). Среди всех р-нов ведущая роль в экономике, науке, культуре, полит. жизни на протяжении всей истории нашей страны принадлежала р-нам ЦР, особенно Центральному. ЭГП, природные условия и ресурсы. На формирование ЦР оказали воздействие прежде всего ЭГП и особенности исторического развития. Выгодное положение ЦР на водоразделах Волги, Днепра, Западной Двины и Дона в период становления Русского государства и относительной безопасности от внешних врагов способствовало быстрому заселению и освоению ее территории и повлияло на роль Москвы как «собирательницы земли русской». В дальнейшем экон. подъему и пром- ному развитию способствовало улучшение транспортных связей с др. частями страны, особенно после создания ж/д (транспортное положение). Преимущества ЭГП, наличие пром-ти и квалифицированных кадров, столичное положение определили ее роль — организатора индустриализации страны, а в настоящее время — решающую роль в проведении коренных экон. реформ. Поверхность ЦР не создала препятствий для освоения и заселения территории, для с/х и транспорта. Невысокие возвышенности на западе (Валдайская, Среднерусская, Смоленско-Московская) переходят на востоке в низменности — Верхневолжскую, Мещерскую. ЦР относительно небогата природными ресурсами. Бурый уголь, торф, строительные материалы (известняки, глина, песок) и фосфориты, соль начали активно использовать лишь в XX в. Но они только частично удовлетворяют потребности р-нов. На севере — лес и водные ресурсы. Богатство ЦР — железно-рудные ресурсы Курской магнитной аномалии. Умеренно континентальный климат с достаточным увлажнением позволяет при больших земельных ресурсов, при правильной мелиорации и агротехники получать хорошие урожаи зерновых, льна и картофеля, а на юге — сахарной свеклы. Население. ЦР — территория, где сформировался русский народ. Лишь на востоке живут марийцы, чуваши, мордва. Резко преобладает городское население. В ЦР в настоящее время около 1040 городских поселений, в том числе 364 города. Важнейшее место среди городов занимают города-«миллионеры»: Москва (8,8млн. чел.), Нижний Новгород (1,4млн.). Вокруг них сформировались городские агломерации. В ЦР более 40 древних городов (Смоленск, Ростов, Муром, Ярославль, Суздаль, Рязань, Курск, Владимир, Москва — 1147г.). Позднее возникли города-крепости на юге ЦР (Воронеж, Белгород). В XVIII в. было основано много городов; среди них Липецк, Рыбинск, Кинешма. В XIX в. созданы города из бывших фабричных сел (Иваново и др.). Много больших и малых городов создано в советское время. Сложны проблемы дальнейшего развития наиболее крупных городов. Они могут решаться лишь совместно с системой городских поселений, образующих агломерации, с окружающими их р-нами. В наши дни особое значение приобретает возрождение малых городов как центров культуры, образования, рекреации, туризма, а также перерабатывающих предприятий АПК, что позволит улучшить жизнь российской «глубинки». Сельское расселение имеет свои геогр. особенности. В северных частях ЦР селения небольшие, на юге крупные села. Ранее преобладала миграция сельского населения из ЦР, теперь ощущается резкий недостаток трудовых ресурсов в сельской местности. Начались процессы переселения части жителей зоны Севера в нечерноземные области ЦР, формирование фермерских хоз-тв, создание поселков и городков для служащих российской армии и членов их семей в связи с выводом войск из стран Европы и новых независимых государств. Основное население ЦР — русские. Лишь на северо-востоке компактно проживают чуваши, марийцы и мордва в нац. республиках. Хозяйство. Главные черты современного хоз-ва ЦР складывались под влиянием ряда факторов: 1. роли ее р-нов как главных научно-исследовательских, конструкторских и учебных баз страны; 2. старопромышленного характера; 3. наличия высококвалифицированных кадров; 4. выгодного ЭГП, в том числе столичного; 5. благоприятных транспортных связей; 6. использования преимущественно привозного сырья и энергии; 7. формирования собственной мощной металлургической базы на основе ресурсов КМА; 8. в Москве и городах ЦР была создана оборонная пром-ть, защищенная мощной противоракетной обороной. ЦР специализируется на наукоемком квалифицированном машиностроении, и в меньшей мере на отраслях, перерабатывающих природные ресурсы в конструкционные материалы (хим., металлургической, лесной пром-ти), исторически сложившейся здесь легкой (текстильной) пром-ти. Особое место занимают наука и научно-техническое обслуживание, а также управление, высшее образование, культура и искусство, а в последние годы туристско-экскурсионная деятельность. Для машиностроительного комплекса прежде всего характерны: 1. Тесная связь с научными, конструкторскими и проектными институтами и организациями. 2. Формирование на базе крупнейших машиностроительных заводов и важнейших институтов мощных произ-ных и научно-производственных объединений. Машиностроительный комплекс ЦР выделяется как разнообразием выпускаемой продукции, так и тем, что основная продукция комплекса предназначена для сей страны. Особое значение для коренной технологической перестройки самого машиностроения приобретают станкостроение, электроника, радиоэлектроника, приборостроение, вычислительная техника (Москва, Н. Новгород, Воронеж, Иваново, Рязань). Доля этих наукоемких произ-ств точного машиностроения ЦР в произ-ве страны составляет 1/2. ЦР специализируется на произ-ве энергетического и электротехнического оборудования (Москва). Здесь производится более 1/4 продукции транспортного машиностроения: автомобили, самолеты (Москва, Смоленск, Н. Новгород, Воронеж), суда (Н. Новгород), оборудование для ж/д транспорта (Коломна, Мытищи, Тверь). Аэрокосмический комплекс Москвы и ее пригородов (Калининград) и предприятия оборонного комплекса Н. Новгорода, Тулы, Владимира и др. городов в настоящее время проходят стадию конверсии, т.е. переходят в значительной мере на выпуск гражданской продукции. В ЦР производят машины и оборудование для многих отраслей пром-ти, машины для населения (автомобили, фотоаппараты, пылесосы, часы). Дополняют машиностроительный комплекс предприятия, производящие конструкционные материалы. Это прежде всего черная металлургия. Основное значение имело формирование металлургии Центра на базе крупнейших в мире ресурсов КМА. Главные металлургические центры — Липецк, Старый Оскол и Тула. В центрах машиностроения — передельная и «малая» металлургия. В ЦР выделяется хим. пром-ть, производящая каучук и шины (Ярославль), волокна (Центральный р- н), пластмассы, удобрения (Подмосковье). На севере и северо-востоке ЦР получила развитие лесная, деревоперерабатывающая и целлюлозно-бумажная пром-ть, использующая в основном привозное сырье, а также хим. волокна. ЦР стала основным в стране производителем всех видов тканей. Главные центры — Москва, Иваново, города Московской (Орехово-Зуево, Ногинск), Ивановской и др. областей. Топливно-энергетический комплекс использует в основном топливо и энергию др. р-нов. Из местных ресурсов — бурый уголь, торф, гидроресурсы верхней Волги, Свири, Волхова. С востока поступает нефть на НПЗ. Электроэнергетика включает ТЭС, ГЭС и АЭС (Нововоронежская, Тверская, Курская, Смоленская) и ГАЭС. Для ЦР, где много р-нов значительной концентрации пром-ных предприятий, сосредоточения городских поселений, важно рациональное использование территорий и природных ресурсов, выделение крупных участков для рекреации, внедрения новых технологий с безотходными системами произ-ств. АПК ЦР можно географически подразделить на три р-на. Первый р-н связан с черноземными почвами на юге, где производится 10% зерна и картофеля, 20% подсолнечника, половина сахарной свеклы, 8-9% животноводческой продукции (мяса, молока, яиц). На базе с/х создана мощная пищевая пром-ть: мукомольная, маслобойная, свеклосахарная, табачная, мясная. Второй р-н АПК — в междуречье Оки и Волги, где много городов, преобладает пригородное с/х и мощная пищевая пром-ть. Третий р-н занимает север и запад ЦР, где занимаются льноводством и молочным животноводством. Для обеспечения экономики ЦР и ее городов сырьем и топливом создан мощный транспортный комплекс. Радиально-кольцевой характер имеет ж/д сеть, отходящая от Москвы. Автомобильная сеть ЦР в значительной степени напоминает конфигурацию ж/д. Начинается создание скоростной ж/д Москва—Санкт-Петербург. Намечены реконструкция и развитие новых автомагистралей и аэропортов. Главные водные перевозки Западной зоны осуществляются по Волго-балтийской системе и каналу им. Москвы. Крупнейшая в стране система авиалиний расходится от Москвы. В ЦР, где в старинных городах много памятников истории и культуры, начинает активно формироваться новая отрасль — туристско-экскурсионная. Близ крупнейших городов создаются санитарно-рекреационные р-ны. Во всех городах все большее место занимает непроиз-ная сфера, а в крупнейших — управление, наука и высшее образование. Терр-ная структура расселения и хоз-ва ЦР имеет радиально-кольцевой характер. Вдоль транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми трассами сформировались пром-ные узлы. Столица России — Москва — крупнейший пром.-транспортный узел, центр науки и культуры, управления нашей страны. Преобладает машиностроение (станкостроение, электротехническое, электронное, транспортное). Из др. отраслей значительна роль текстильной пром-ти, размещенной вдоль реки Москвы, хим., полиграфической. Радиально-кольцевая структура города дополняется новыми кольцами и радиусами. В перспективе развитие столицы предусматривает полную реконструкцию пром-ти, научных институтов, городского хоз-ва. Это позволит ликвидировать непроизводительный труд, ограничит экстенсивный рост города. В Москве, находящейся на постиндустриальной стадии развития, не предполагается создание новых пром-ных гигантов. Москва должна стать прежде всего центром науки, культуры, образования, финансовой деятельности. В городе резко возрастет роль предприятий сферы услуг при сокращении числа работающих в пром-ти и строительстве. Особое внимание будет уделено реконструкции центра города, сохранению и восстановлению ценнейших памятников архитектуры, истории. Крупнейшие города — пром-ные центры ЦР: Нижний Новгород расположен в месте слияния Оки с Волгой — центр Волго-Вятского р-на, Воронеж — главный город Центрально-Черноземного р-на, древний Ярославль, Тула, Смоленск, Рязань. На юго-востоке ЦР крупными пром-ми центрами стали столицы нац. республик: Чувашии — Чебоксары, Марийской — Йошкар-Ола, Мордовии — Саранск. Северо-Западная Россия (С-З) С-З Россия — самый небольшой по территории р-н РФ (212тыс.км2) — включает помимо компактной территории вокруг Санкт-Петербурга и к югу от него (Ленинградская, Псковская, Новгородская обл.) своеобразный российский остров на западе — Калининградскую обл. Население р-на — 9,2млн. человек (больше огромного Дальнего Востока) — составляет 6,2% от числа жителей России. Выгодное на протяжении многих веков ЭГП — на Балтийском море и водных путях (путь «из варяг в греки») — определило ранее заселение р-на, формирование Новгородской Руси, а затем основание новой столицы России — Санкт-Петербурга (1703г.). Выгоды ЭГП — р-на одного города, каким был ранее С-З, росли и в связи с созданием водных соединений на месте волоков, а позднее системы ж/д. В настоящее время ЭГП С-З определяется наличием в р-не крупнейшего российского порта на Балтике (С-Петербург), дополненного на западе Калининградским, его пограничным положением и усилением связей с Центральной Россией (особенно с Москвой) и европейским Севером. С-З помимо границы с Эстонией, Латвией и Литвой. Территория р-на с морским ледниковым рельефом небогата природными ресурсами (сланцы, фосфориты, строительные материалы, торф). Р-н обеспечен водными ресурсами (многоводные реки, 7тыс. озер, в том числе Ладожское и Онежское). Население. С-З р-н преимущественно городского населения (его доля самая высокая в России — 86%). В С-Петербурге проживает 65% городского населения р- на. Среди городов много древних (Новгород, Псков, Великие Луки, Старая Русса), имеющих ценнейшие историко-архитектурные памятники. Их дополняют архитектурно-исторические ансамбли С-Петербурга и его пригородов, представляющих важную базу для развития туризма, а также памятники культуры (Пушкинские горы). Сельское население р-на интенсивно выбывало в др. части страны и города. Хозяйство. С-З р-н специализируется на многоотраслевом машиностроении. Здесь производилось 2/3 турбин и генераторов России (С-Петербург), значительная доля оборудования для АЭС. Морские суда, оптическое и электронное оборудование, значительная доля произ-ва были связаны оборонным комплексом, где в настоящее время осуществляется конверсия. С машиностроением тесно связаны цв. металлургия (Волхов) и передельные заводы черной металлургии. На С-З развита хим., лесная, легкая и пищевая пром-ть. Крупнейшие энергетические мощности близ С-Петербурга: АЭС на Финском заливе и тепловые небольшие гидростанции. Р-н снабжается нефтью и газом с европейского Севера, Поволжья и Западной Сибири. Многоотраслевой экономике р-на соответствует многоотраслевая наука (20% научных работников России). Здесь 400 научно-исследовательских институтов (360 в С-Петербурге), занятых работами в области техники, энергетики, обороны, геологии, проблем Арктики и Антарктики, охраны природы, а также культуры и искусства. С/х р-на специализируется на молочно-мясном животноводстве и льноводстве, а в пригородных р-нах — на произ-ве овощей, картофеля и птицеводстве. Санкт-Петербург (Ленинград) — самый северный из крупнейших городов мира — второй после Москвы пром-ный и транспортный узел, центр науки и культуры. Пром-ть концентрируется на юге и востоке города. Выделяется машиностроение (энергетическое, оборонное судостроение и станкостроение). Город раскинулся на островах и берегах Невы. Его памятники истории, культуры и архитектуры, а также бывшие дворцовые пригороды привлекают тысячи экскурсантов. С-Петербургский порт расширяется. Для потребностей России предполагается создание новых крупных портов к западу (на берегу Финского залива). Но их создание требует экол. оценки (экспертизы). Для С-Петербурга одна из самых сложных проблем экологическая, связанная с загрязнением вод реки Невы, Невской губы Финского залива и созданием здесь сооружений (дамбы) для предохранения города от наводнений. Областные центры — Псков, Новгород, пром-ные города с ценными историческими памятниками. Калининград (в прошлом Кёнигсберг) — порт, центр рыболовства и пром-ный узел. Европейский Север (ЕС) ЕС включает крупнейший по территории (1467км2) р-н Европейской России с населением 6,1млн. человек. Плотность населения низкая (особенно в Ненецком а.о. — 0,3 чел. на 1км2). Северные территории р-на интенсивно заселялись, повышена доля молодых возрастов, резко преобладает доля городского населения (76%), в Мурманской обл. и Коми республики, интенсивно выбывает население. Это характерно для большинства северных р-нов России с преимущественно сырьевой специализацией. Природные ресурсы. ЕС — важная топливно-энергетическая база европейской России: она концентрирует более 1/2 ее запасов топливных ресурсов (нефти, газа, угля в Печорском бассейне, торфа, сланцев), 1/2 лесных и 40% водных ресурсов зоны. Крупные запасы горно-хим. сырья (апатитов на Кольском полуострове и солей в Коми). Значительны ресурсы для цв. металлургии (нефелины, кианиты, бокситы, медно-никелевые руды), пром-ти строительных материалов и черной металлургии (Карелия, Кольский п-ов). Хозяйство. ЕС специализируется прежде всего на произ-ве продукции лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной пром-ти. Здесь заготовляется 1/4 древесины России, производится более половины всей газетной бумаги страны и 1/5 часть пиломатериалов. Развитию лесозаготовок способствует удобное ЭГП р-на по отношению к внутренним потребителям леса и внешнему рынку. Главные центры лесопиления и целлюлозно-бумажной пром-ти — Архангельск, Сыктывкар, Кондопога. Северо-запад экспортирует пиломатериалы, бумагу. Заготовка древесины идет в бассейне Северной Двины, вдоль Беломорско-Балтийского канала, ж/д Вологда — Архангельск, Котлас-Ухта. В Кольско-Карельской части р-на хоз-во представлено начальными и основными стадиями циклов цв. металлов. Это алюминиевые заводы (Кандалакша, Надвоицы), Мончегорский медно-никелевый, горно-хим. комбинат «Апатит» на Кольском п-ове и рыбоперерабатывающий в Мурманске. В северо-восточной части р-на важная проблема — формирование Тимано- Печорского ТПК на базе нефти, газа, угля, леса. На северо-востоке созданы нефтяные, газовые промыслы, открыты крупнейшие ресурсы на шельфе Баренцева моря. Ведутся проектные работы по освоению крупнейшего на европейском Севере Штокманского месторождения газа и др. нефтяных и газовых месторождений. Газ по газопроводу «Сияние Севера» подают к С-Петербургу, Череповцу и в центральные р-ны. Нефть перерабатывают близ Ухты, часть ее по нефтепроводу направляют в Ярославль и С-Петербург. В южной части европейского Севера важную роль приобрел центр металлургии и химии — Череповец. Это один из главных фокусов загрязнения окружающей среды. Поэтому намечаются меры для улучшения охраны природы и условий жизни жителей города. Центры машиностроения — Вологда и Петрозаводск дают оборудование для лесной, целлюлозно-бумажной и др. отраслей пром-ти. АПК развит слабо, хотя исторически это был важнейший р-н российского молочного животноводства и маслоделия. Эти отрасли характерны для бассейнов Северной Двины и Сухоны. Льноводство характерно на юге, а оленеводство — в тундровой зоне. Крупнейшие города европейского Севера — порты: город-герой Мурманск — центр рыбной пром-ти и арктического судоходства и Архангельск — центр лесоперерабатывающей пром-ти. Близ Архангельска создан крупнейший оборонный центр, производящий атомные подводные лодки, — Северодвинск. В настоящее время здесь производится конверсия военного произ-ва: предполагается наладить выпуск платформ, с которых будут добываться нефть и газ на шельфовых участках Баренцева моря. На Кольском п-ове и вблизи Мурманска находятся базы Северного военно-морского флота России. Роль северных портов будет возрастать для внешней торговли России в связи с уменьшением числа российских портов на Балтийском и Черном морях. Намечается постройка новой ж/д из Карелии к портам Финляндии. На европейском Севере близ г. Плесецка действует российский космодром. Европейский Юг (Северный Кавказ) В общегосударственном разделении труда р-н выделяется отраслями АПК, ТЭК, машиностроительного комплекса. Он широко известен в нашей стране и за рубежом как р-н курортов и туризма. Хозяйство. Более 50% продукции европейского Юга дает АПК. Территория неравномерно обеспечена водными ресурсами лучше обеспечены влагой западные части, северо-восток и восток р-на засушливы. Главные с/х культуры — озимая пшеница, кукуруза и рис. Пшеницу выращивают в Сальских степях, на кубано-приазовских равнинах и в Ставрополье, кукурузу — в предгорных и горных р-нах, рис — в низовьях рек. Среди технических культур главные — подсолнечник (Краснодарский край) и табак (Черноморское побережье). Европейский Юг — р-н виноградарства (Нижний Дон, Дагестан, Черноморское побережье). Животноводство многоотраслевое. Особое значение имеет тонкорунное овцеводство (Ростовская обл., Ставропольский край и равнины Дагестана). В р-не есть почти все отрасли, перерабатывающие с/х сырье: овощефруктовые, масложировые заводы, произ-во муки, круп, мясной продукции. Близость металлургической базы и удобные транспортные связи определили развитие металлоемких произ-ств машиностроительного комплекса. Центр атомного машиностроения — Волгодонск (завод «Атоммаш»). Большая часть электровозов России выпускается в Новочеркасске. Развито приборо- и станкостроение. Важнейшая отрасль хоз-ва — с/х машиностроение. Здесь производится 80% зерноуборочных комбайнов страны (Ростов-на-Дону, Таганрог), машины для возделывания винограда, табака, оборудование для пищевой пром-ти. Топливно-энергетический комплекс хорошо обеспечен собственными ресурсами. Предгорная полоса имеет запасы природного газа и нефти. В р-не находится восточное крыло Донецкого угольного бассейна. Значительны гидроресурсы горных рек. Имеются геотермальные ресурсы. Добываемый природный газ поставляется в др. р-ны европейской части страны. Часть его идет на собственные ТЭС. На реках работают ГЭС. Построена Ростовская АЭС. Общегосударственное значение приобрело курортное хоз-во (Пятигорск, Сочи, Анапа и др.). В связи с большим расходом пресной воды Кубани и Дона (для орошения) изменилось качество воды в Азовском море и ухудшился породный состав рыбы. В связи с этим в р-не необходима система работ по улучшению экол. ситуации. Урало-Поволжье (У-П) У-П расположено вдоль восточной оконечности европейской части России. Площадь 1360тыс.км2 (8% российской территории), население 37млн. человек (25% населения России). Отличительная черта У-П — положение на «стыке» природных и экон. зон. Она определяет многие особенности хоз-ва данной территории. Оба р-на имеют исключительно выгодное ЭГП. Соединяя экон. зоны страны, они обеспечивают бесперебойность ее внутренних связей и экон. единство. Пять природных зон, сменяющих друг друга с севера на юг, обусловливают огромное разнообразие природных условий. Природные ресурсы У-П разнообразны, т.к. приурочены к различным тектоническим структурам. Запасы некоторых полезных ископаемых (руд черных и цв. металлов, нефти) в настоящее время истощаются. Поэтому большое количество сырья и топлива ввозится. В некоторых р-нах ведутся геологоразведочные работы. Так, обнаружены новые залежи руд на Северном Урале, оренбургский и астраханский газ. Важная проблема — водная. Она связана с неравномерным распределением водных ресурсов и обилием водоемких и загрязняющих воду произ-ств (металлургии, химии и др.). Для решения водной проблемы, сохранения чистоты рек У-П создаются очистные сооружения и системы оборонного водоснабжения предприятий. Строятся крупные водохранилища и пруды. Их сейчас более 300. Население. У-П расположено в пределах основной зоны расселения и хоз-го освоения, поэтому его развитию способствует хорошая обжитость территории. Плотность населения в три раза выше средней в России. Но на севере и юге региона она ниже, чем в центральной части. Подавляющая часть жителей (74%) — горожане. Крупные города и городские агломерации как бы нанизаны на природные рубежи: Волгу с притоками, Уральский хребет. Это делает У-П непохожим на др. р-ны страны. Квалификация трудовых ресурсов У-П высока. Поволжье обеспечено трудовыми ресурсами. На Урале их недостаток. Хозяйство. Урал и Поволжье как бы роднит роль в нар. хоз-ве России. По величине производимой продукции они занимают соответственно второе и третье место среди р-нов страны. Здесь расположены крупнейшие центры научно- технического прогресса и пром-ные узлы (Уфа, Пермь, Екатеринбург, Челябинск, Казань, Самара и др.). В У-П сформировались и достигли высокого уровня развития все основные межотраслевые комплексы. Пром-ть р-нов, имея определенные общие черты, довольно существенно различается. АПК Поволжья играет общероссийскую роль, а Урал ввозит продукты питания. Специализация с/х меняется как с севера на юг, так и с запада на восток. В северных и горных р-нах Урала встречаются только очаги земледелия и животноводства. В Поволжье и Предуралье, к северу от Казани, развиты льноводство и молочно-мясное животноводство. К югу, до широты Куйбышева, расположен зерновой р-н (рожь, озимая пшеница) с мясомолочным животноводством. От Куйбышева до Волгограда — посевы яровой пшеницы, кукурузы, подсолнечника, горчицы и многоотраслевое животноводство (молочно- мясное, свиноводство, птицеводство). К югу от Волгограда расположены овцеводческие хоз-ва. В Волго-Ахтубинской пойме — овощебахчевой (арбузы, кабачки, помидоры) р-н. На юге Уральского р-на и в Зауралье всероссийское значение имеет произ-во зерна. Основное население Урала занято в пром-ти, а зерновые культуры менее трудоемкие, чем технические или огородные. В У-П расположены крупные заводы по произ-ву продукции для АПК. Тракторы выпускаются в Волгограде и Челябинске, орудия для обработки и поливки почвы — в Кургане и Ульяновске, животноводческая техника — в Перми. Значителен выпуск минеральных удобрений: калийных (Соликамск, Березники), азотных (Салават, Тольятти), фосфорных (Пермь). Из отраслей, перерабатывающих с/х сырье, выделяются мукомольно-крупяная пром- ть, размещенная в приволжских городах и на больших ж/д станциях, а также маслобойная из семян подсолнечника и горчицы. Основа транспортного комплекса У-П — Волжская речная система и пересекающие ее ж/д. Волга — центральное звено Единой глубоководной системы европейской части России. Но этот путь сезонный. Из-за огромного потока транзитных грузов широтные ж/д сложно использовать для внутренних связей. Поэтому для собственных нужд У-П важны меридиональные транспортные пути. Однако их недостает. Важный элемент транспортной системы — трубопроводный и электронный транспорт. Уральский район Это типичный пром-ный р-н. Насыщенность пром-тью в три раза больше общероссийской. Основа уральского хоз-ва — два взаимосвязанных комплекса: конструкционных материалов и машиностроительный. Черная металлургия — старейшая отрасль р-на. Она развивается преимущественно на привозном сырье. Ввозится коксующийся уголь (Кузбасс, Караганда) и 50% используемой руды (КМА, Кустанай). Крупнейшее собственное месторождение — Качканарское — обладает бедными, но легкообогатимыми рудами. Основные металлургические комбинаты — Нижнетагильский, Магнитогорский, Челябинский, Орско-Халиловский. Проблемы цв. металлургии схожи с проблемами черной. Главная — недостаток сырья, ввозимого из др. р-нов страны. Урал — второй по значимости р-н медной пром-ти (Красноуральск, Медногорск). На Урале выплавляются алюминий, никель, магний, цинк. Перспективы развития отрасли связаны с комплексным использованием руд цв. металлов. Урал — один из ведущих р-нов хим. пром-ти. Это крупный поставщик минеральных удобрений, прежде всего калийных (Березники, Соликамск). В Уральском р-не есть также предприятия содовой пром-ти (Березники, Стерлитамак), коксо- (Березники, Губаха), нефте- (Уфа, Салават, Стерлитамак, Туймазы, Пермь), газо- (Оренбург), лесохимии. В лесной пром-ти р-на ведущая роль принадлежит целлюлозно-бумажному произ-ву. По уровню развития машиностроительного комплекса Уральский р-н занимает второе место в России после Центрального. В размещении машиностроения выделяется горнозаводская полоса с традиционными уральскими отраслями: тяжелое, транспортное, энергетическое машиностроение (Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск). Подобная география объясняется тяготением предприятий к металлу и мощным ж/д магистралям. Машиностроение Пред- и Зауралья менее металлоемкое. АПК базируется на произ-ве зерна и развитом животноводстве. Основные элементы терр-ной структуры хоз-ва — две меридиальные полосы: Серов—Екатеринбург—Орск и Соликамск—Оренбург. Поволжский район Ядро хоз-ва р-на составляют несколько тесно взаимосвязанных межотраслевых комплексов: машиностроительный, конструкционных материалов, топливно- энергетический. Центральное место принадлежит машиностроительному комплексу. Поволжье — автомобильный «цех» страны. Автозавод «ВАЗ» (Тольятти) производит легковые автомобили, Камский комплекс автозавода — большегрузные автомобили, Ульяновский автозавод — вездеходы «УАЗ», в Энгельсе изготавливаются троллейбусы. Машиностроение Поволжья сосредоточено в пром-ных узлах (Самара, Саратов, Волгоград и др.). Среди отраслей, производящих конструкционные материалы, ведущая — хим. пром- ть. Она представлена горно-хим., добывающей серу, поваренную соль, химией органического синтеза, которая развивается на базе нефтегазовой пром-ти вблизи нефтеперерабатывающих предприятий и источников электроэнергии, а также произ-вом и переработкой полимерных материалов. Выпускаются каучук и полиэтилен, удобрения и кинофотопленка, резиновые изделия и бытовая химия. Крупнейший в России производитель каучука и изделий из него — Нижнекамский нефтехим. комбинат. Др. крупные центры — Тольятти, Волжский, Самара. Разнообразен топливно-энергетический комплекс. Ведущее звено — добыча нефти. Она в Поволжье обходится дешевле, чем в др. местах России, за исключением Западной Сибири. Поволжье — важнейший р-н нефтеперерабатывающей пром-ти России. Здесь перерабатывают не только свою, но и тюменскую и мангышлакскую нефть. Предприятия расположены главным образом в Куйбышевской обл. Поволжье специализируется на произ-ве электроэнергии. Создание энергосистемы европейской части России стало возможно только благодаря строительству Волжских гидроэлектростанций. Построена Балаковская АЭС. АПК Поволжья имеет большое значение для всей России. Дельта Волги и Каспийское море — важные р-ны рыболовства. Основной элемент терр-ной структуры хоз-ва — крупнейшие пром-ные узлы, расположенные вдоль Волги. ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН РОССИИ Восточный макрорегион занимает площадь 12,8млн.км2. Это более половины (75%) страны и в то же время значительно больше территории любой страны мира. Здесь проживает 32млн. человек (всего 22% населения России). Огромная территория Восточного региона концентрирует основные топливно- энергетические и сырьевые ресурсы страны, стала осваиваться последовательно с запада на восток. Разнообразие ЭГП, природных условий и ресурсов отдельных частей Восточного макрорегиона в значительной мере определяет его экон.-геогр. своеобразие, проблемы и перспективы развития. ЭГП частей Восточного макрорегиона существенно различается. Разнообразные ресурсы Западной Сибири (газ, нефть, уголь) активно используются в западных р-нах. Дальний Восток в силу его чрезвычайной удаленности (от Москвы до Владивостока 9,5тыс.км) может отправлять на межрайонный обмен лишь наиболее ценные или остродефицитные для страны ресурсы (цв. и редкие металлы, рыбопродукты). В то же время массовая продукция лесной, угольной и др. отраслей пром-ти Дальнего Востока имеет большое значение для внешней торговли страны. Резко различаются северные и южные р-ны. Обширные территории Севера с суровыми условиями природы слабо заселены и освоены. Зона Севера занимает более 1/2 территории Западной Сибири, 2/3 Восточной Сибири и более 3/4 Дальнего Востока. Зона Севера нормативна. Это значит, что все затраты (нормативы) оцениваются здесь в зависимости от суровости природы и удаленности территории от освоенных р-нов. Удорожание всех работ на Севере в 2-5 раз. В последние годы наблюдается отток населения с азиатского Севера, т.к. общий кризис в стране особенно сказался на ухудшении условий жизни людей в северных р-нах с сырьевой специализацией. Строительство ведется в условиях многолетней мерзлоты, обширных болот, сильнейших зимних морозов. Северные территории макрорегиона чрезвычайно богаты природными ресурсами, но здесь легкоранима природа. На азиатском Севере концентрируется более 3/4 энергетических ресурсов страны, запасов спелой древесины, водных (и гидроэнергетических) ресурсов, преобладающая доля цв. и редких металлов, запасы хим. сырья. Население. За последнее столетие население Восточной зоны быстро росло как абсолютно, так и относительно (т.е. в сравнении с населением страны): в 1897г. - менее 6млн. человек, в 1926г. - 12,3млн. человек, в 1990г. - 32,3млн. человек. Средняя плотность населения крайне низка. Население концентрируется на юге — вдоль трассы Транссибирской ж/д магистрали. В то же время темпы заселения были высоки, особенно в зоне Севера. Например, если в 1925г. в Ханты-Мансийском а.о. проживало около 40тыс. человек, то в 1990г. — более 1,3млн. человек. В Восточном макрорегионе резко преобладает городское население, составляя в целом 74%; при этом на Дальнем Востоке оно достигает наивысшего уровня — 76%. В настоящее время здесь расположено около 230 городов и более 600 поселков городского типа — одно-функциональных поселений, связанных в основном с добычей природных ресурсов. Это также отражает его специфику. На Востоке есть города-«миллионеры» (Новосибирск — более 1,4 млн. человек и Омск — более 1,2млн. человек). Роль Восточного макрорегиона в экономике России постоянно возрастает. Хозяйство. Восточный макрорегион — главная топливно-энергетическая база страны, основной производитель алюминия, поставщик руд цв. металлов, рыбы и лесопродуктов. В перспективе добыча ресурсов не будет возрастать. Она должна сопровождаться их глубокой комплексной переработкой. Здесь в перспективе должны динамично развиваться энергоемкие и малотрудоемкие отрасли машиностроения при глубокой конверсии оборонных предприятий. Восточный макрорегион при его громадной территории слабо обеспечен транспортом. Поэтому именно здесь осуществлялось крупное транспортное строительство (БАМ, дороги на западносибирский Север, Амуро-Якутская магистраль — АЯМ и др.). Современное геополитическое и экон.-геогр. положение России, усложнение связей через порты Балтийского и Черного морей, ставшие портами независимых государств, увеличивают значение портов Дальнего Востока. Возрастание роли стран Азиатско-Тихоокеанского региона для внешнеэкономических связей России еще более усиливает их значение. При дальнейшем развитии экономики, учитывающем интересы охраны природы, формировании новых ТПК в Восточной зоне требуется опережающее развитие транспорта, соц. сферы, а также научных баз в Сибири и на Дальнем Востоке на основе крупных академических центров — Новосибирска, Томска, Красноярска, Иркутска, Владивостока, Хабаровска, а также конверсии научных центров оборонного профиля. В Восточной зоне три р-на: Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Все они различаются масштабами и степенью заселенности, а также освоенности территории. Территория и население районов Восточного макрорегиона
Крупные районы

Территория, млн. км2

Население, млн. чел (1993г)Доля городского населения, %

Плотность населения, чел./км2

Западно-Сибирский2,415,2736,2
Восточно-Сибирский4,19,2722,2
Дальневосточный6,27,9761,3
Восточная зона12,732,373,22,5
Западно-Сибирский район Западно-Сибирский р-н сосредоточивает почти половину населения (46%) Восточного макрорегиона зоны, занимая 1/5 ее территории. ЭГП р-на, расположенного на границах Западного и Восточного регионов и Казахстана, достаточно благоприятно. Оно обеспечивается системой транспортных магистралей, по которым осуществляются интенсивные связи: ж/д — широтных и меридиональных (Транссибирской, Южно-Сибирской, Туркестано-Сибирской), трубопроводных. Более 90% территории р-на занимает Западно-Сибирская низменность и лишь 8% — горы. В недрах Западной Сибири концентрируется нефть, газ — в р-нах Ближнего и Дальнего Севера (в основном в Тюменской обл.), в Кемеровской обл. — Кузнецкий угольный бассейн. Железные руды добывают в Горной Шории. В р-не имеются цв. металлы, запасы соли (Кулундинские озера), крупные запасы леса и водные ресурсы. Основное население сосредоточено на юге р-на (лесостепные и степные пространства). Наибольшая плотность населения — в Кемеровской обл. (более 32 человек на 1км2). Крупнейшие города — Новосибирск, Омск, Барнаул, Новокузнецк, Кемерово, Тюмень. Трудовые резервы р-на ограничены. В экономике р-на главную роль играют топливно-энергетический комплекс (добыча нефти, газа, угля), комплекс отраслей, перерабатывающих природные ресурсы в конструктивные материалы (металлургическая, хим., лесная пром-ть), и АПК (зерновое хоз-во). Выделяются две крупные части: северная и южная. В северной (Тюменская обл., север Омской и Томской обл.) формируется огромный Западно-Сибирский ТПК. Основу хоз. специализации комплекса определяет нефтяная и газовая пром-ть, а также лесная. В Западной Сибири (преимущественно в Тюменской обл.) добыча нефти росла до 1988г, составив 400млн.т. В последние годы происходит значительное падение добычи нефти (в 93г - до 244млн.т - 70% России, 60% СНГ), что связано с общим соц.-экон. кризисом в России, распадом связей с поставщиками оборудования для нефтяной пром-ти, ухудшением условий жизни нефтяников. Создан совет стран СНГ по топливному комплексу для модернизации нефтяной пром-ти, улучшения снабжения промыслов и нефтяников. Добыча газа медленно росла до 93г, особенно за счет месторождения Ямбург. В перспективе будут использованы новые нефтяные и газовые базы на Севере, в том числе на полуострове Ямал. От р-нов добычи нефти (Сургут, Нижневартовск) и газа (Уренгой, Ямбург) протянулись системы трубопроводов — преимущественно на запад России, в страны СНГ и Европы. Основные центры северной части расположены в освоенной полосе. Города. Омск расположен на Иртыше при пересечении с сибирской магистралью, бывший центр казачества, торговый и административный город. Крупный научно- промышленный узел (нефтехимия, машиностроение, в том числе оборонное, в котором происходит конверсия). Томск — центр науки с развитым машиностроением и хим. пром-тью. Находятся старейшие в Сибири вузы. Тюмень — первый русский город в Сибири (1586г) наряду с Тобольском, центр разнообразной пром-ти, организационный центр нефтегазовой пром-ти р-на. В южной части Западной Сибири сформировался мощный Кузнецко-Алтайский комплекс на основе угольных и рудных ресурсов, с/х освоения лесостепных пространств. Он в настоящее время находится в стадии глубокого кризиса. Центр металлургии Сибири — Новокузнецк и хим. центр Кемерово со сложной экол. обстановкой (повышенное загрязнение атмосферы и р. Томь). Крупнейший и в то же время молодой город Сибири — Новосибирск (1,5млн. чел.) с выгодным ЭГП. Расположен близ Кузбасса на Оби с ж/д (Транссибирской, Туркестано-Сибирской), центр многоотраслевого машиностроения и науки (в пригороде Академгородок — система научно-исследовательских институтов). К западу от Кузбасса находится житница Сибири — Алтайский край (пшеница, сах. свекла, овощи, животноводство), к югу — Горно-алтайская республика (переработка леса, горное животноводство), транспортная ось которой — Чуйский тракт соединяет Россию с Монголией. Восточно-Сибирский район Р-н занимает 1/3 территории Восточной зоны, на которой проживает 29% ее населения. ЭГП. Восточная Сибирь удалена на огромное расстояние как от Атлантического, так и от Тихого океана, что определяет континентальность климата. Более 3/4 ее поверхности занимают горы и плоскогорье. Реки Енисей и его притоки (Ангара, Нижняя и Подкаменная Тунгуска), Лена и др. представляют собой крупнейшие в стране источники дешевой гидроэнергии и воды. Жемчужина Восточной Сибири — оз. Байкал, концентрирующее 1/5 часть мировых ресурсов сверхчистой пресной воды. Восточная Сибирь сосредоточивает 50% угольных ресурсов стран СНГ (Тунгусский, Канско-Ачинский, Таймырский, Иркутский бассейны). В Канско-Ачинском бассейне уголь добывают открытым способом (здесь 80% углей России, которые можно добывать этим способом). Имеются крупные потенциальные запасы нефти и газа. Уникальные месторождения цв. металлов — в р-не Норильска (комплексные медно- никелево-кобальтовые руды), на трассе БАМ — Удокан (медь), полиметаллов (низовья Ангары), а также олова, молибдена, бокситов, нефелинов. Обнаружены залежи железных руд по долине Ангары (разрабатываются Ангаро-Илимские месторождения), в Забайкалье и на юге Красноярского края. В р-не много нерудных полезных ископаемых: графита (р. Курейка — в низовьях Енисея), слюды, асбеста, поваренных и калийных солей. Преобладает городское население (72%). Русские составляют 80% жителей. Коренное население — буряты, тувинцы, хакасы — живут в южной части р-на в республиках (Хакасия, Тува, Бурятия) и бурятских а.о.; эвенки, долганы — на севере в Таймырском и Эвенкийском а.о. Размещено население крайне неравномерно. Основная его доля сосредоточена вдоль Транссибирской магистрали, в лесостепных и степных котловинах, окруженных горами. Население растет в значительной степени за счет миграций. Проблема трудовых ресурсов остра. Требуется проведение трудосберегающей политики. Экономика Восточной Сибири включает добывающие произ-ва и электроэнергетику в топливно-энергетическом комплексе, а также формирующиеся на их базе энергоемкие произ-ва цв. металлургии и хим. пром-ти. В р-не создано алюминиевое произ-во в Братске, Красноярске, Саяногорске, Шелехове, медно-никелевое произ-во — в Норильске. Крупнейшие центры хим. пром-ти — Красноярск, Ангарск, Усолье Сибирское. Созданы центры по переработке древесины (Братск, Красноярск, Лесосибирск, Усть-Илимск, Байкальск). В р-не Красноярска были созданы крупнейшие произ-ва оборонного комплекса, в которых в настоящее время проводится конверсия. В Восточно-Сибирском экон. р-не сложились взаимосвязанные произ-ва мощных ТПК на основе гидроэнергетических ресурсов Енисея и Ангары (построены Братская, Красноярска, Иркутская, Саяно-Шушенская ГЭС), запасов угля, леса и различных руд. Сформировались Братско- Усть-Илимский ТПК (2 НЭС, алюминиевая, деревоперерабатывающая пром-ть, добыча железной руды) и Иркутско-Черемховский ТПК (добыча угля, ГЭС, хим., лесная, машиностроительная пром-ть). Формируются Саянский ТПК (ГЭС, машиностроение, энергоемкие произ-ва, интенсивное с/х), Канско-Ачинский ТПК (энергетика на базе угля, ГЭС, лесоперерабатывающая, хим., машиностроительная, алюминиевая пром-ть), Нижнеангарский ТПК, где будут также использоваться гидроэнергетические и лесные ресурсы, осваиваться месторождения цв. металлов. В Забайкалье ведется подготовка к освоению крупнейшего медного месторождения — Удокан. АПК не удовлетворяет полностью потребности населения. С/х — мясомолочное и мясное скотоводство, овцеводство. Произ-во зерна сосредоточено в Минусинской котловине, Канско-Ачинской и забайкальских степях. Оленеводство развито на Енисейском Севере. Крупнейшие научные и пром-ные центры — Красноярск и Иркутск. Особенно сложные проблемы экономики р-на связаны с чрезвычайной концентрацией хим., металлургических, оборонных произ-ств в сверхмощных пром-ных узлах и ТПК, созданием предприятий-загрязнителей в Байкальском регионе. В Восточной Сибири при слабом развитии тепловых электростанций создана система крупнейших ГЭС. В итоге в засушливые годы ГЭС не обеспечивает потребности р-на в энергии, а при избытке воды в реках сбрасывается огромное количество воды, минуя турбины. К тому же создание ГЭС-гигантов привело к затоплению больших площадей с/х и лесных угодий и экол. проблемам в крупнейшем городе р-на — Красноярске. В последние годы резко снизился уровень жизни как в северных р-нах, так и в крупных пром-ных центрах на юге Восточной Сибири. Решение этих проблем определяют задачи и перспективы развития Восточной Сибири: это конверсия обороны предприятий; отказ от ориентации на строительство крупнейших комплексов, в том числе энергетических; создание верхних этажей произ-ств экологически чистых; переход от создания ТПК ресурсного типа к научно-производственным комплексам; улучшение условий жизни населения; решение экол. проблем; развитие сферы услуг, и особенно рекреационной и туристской сфер. Дальневосточный район Крупнейший по территории в стране Дальний Восток занимает почти 1/2 площади Восточной зоны, где проживает менее 1/4 ее населения. Дальний Восток — богатейший р-н по разнообразию природных ресурсов. Здесь есть цв. и редкие металлы (олово, золото, вольфрам, полиметаллы), алмазы, уголь, нефть, газ, гидроэлектроресурсы, минеральные ресурсы, богатства океана, лес, пушнина. За исключением руд цв. металлов и редких металлов, ресурсы слабо изучены и требуют больших геологических работ для подготовки их пром-го освоения. Р-н чрезвычайно контрастен по природным и экон. условиям. На юге заселены плодородные равнины Амурской обл., Приморского и Хабаровского края. Здесь муссонный климат, хорошие условия для с/х и жизни людей. Вдоль Транссибирской магистрали концентрируются пром-ть, население и главные города. В Магаданской обл. и Саха (Якутия) в суровых условиях Севера чрезвычайно затруднено освоение территории. На Тихоокеанском побережье, Камчатке, Сахалине, Курильских островах хоз-ное освоение сдерживается слабым развитием соц. сферы и транспорта. В Дальневосточном р-не преобладают добывающие произ- ва цв. металлургии, лесная и рыбоперерабатывающая пром-ть. Р-н находится на стадии формирования. В перспективе намечается активное создание верхних основных этажей отраслей. Если до последнего времени Дальний Восток, и особенно его северные территории, быстро заселялся, то в настоящее время характерен отток населения с Севера. Поэтому в настоящее время на Дальнем Востоке, особенно в р-нах с экстремальными природными условиями, преимущественно сырьевой специализации, требуются большие средства, в том числе для улучшения условий жизни малочисленных р-нов. На дальнем Востоке будет продолжено формирование ТПК, создание технополисов. В р-не формируется Южно-Якутский ТПК (уголь, электроэнергетика, в перспективе металлургия), ведутся работы по освоению др. участков зоны Байкало-Амурской магистрали. Основные транспортные оси зоны Севера — р. Лена и Северный морской путь. На юге намечено опережающее развитие топливной пром-ти, электроэнергетики, а в перспективе машиностроения. Для закрепления кадров в этом труднодоступном р- не особое внимание уделяется развитию комплекса по произ-ву товаров для населения и сферы услуг. Особое значение получает конверсия оборонной пром-ти пром-ных узлов на юге р-на. Важная роль Дальнего Востока в нар. хоз-ве страны связана с развитием через его порты и границу внешней торговли России со странами Азиатско- Тихоокеанского региона. Крупнейший город — Владивосток, расположен на берегу удобной бухты Золотой Рог, при подходах Транссибирской ж/д магистрали к морю, до недавнего времени закрытый для гражданских судов и мировой торговли, — становится важным торговым портом. Крупные порты — Восточный, Находка, Ванино. Сухопутная столица Дальнего Востока — Хабаровск — пром-ный и научный центр. Комсомольск-на-Амуре — центр машиностроения, вокруг которого формируется новый ТПК. Главные с/х житницы — Зейско-Бурейская и Приханкайская низменности (произ-во зерна, в том числе риса, а также сои, картофеля, овощей, мяса). Пригородное хоз-во развито в Приморье и близ крупных городов, оленеводство — на Севере.
экономический р-нудел. вес, %состав субъектов РФ
территориянаселениереспубликикраяобластигорода фед. значавт. обл.авт. окр.

Европейская часть

22,5

78,5

16

2

38

2

-

1

центральный2,820,5--121--
центрально-черноземный15,2--5---
поволжский3,111,22-6---
волго-вятский1,55,73-2---
северный8,74,22-3---
северо-западный1,26,2--41-1
северокавказский2,111,5721---
уральский4,813,72-5---

Восточная часть

74,8

21,8

5

4

11

-

1

8

западносибирский14,210,2115--2
восточносибирский24,26,2312--4
дальневосточный36,55,4124-12

Итого:

100

100

21

6

49

2

2

10


© 2007
Использовании материалов
запрещено.