|
|
|
|
Доклад: Дефицит государственного бюджета
Доклад: Дефицит государственного бюджета
Министерство общего и профессионального образования РФ
ТИУиЭ Реферат
По учебной дисциплине
«Экономическая теория»
на тему:
«Дефицит государственного бюджета»
Выполнила:
Проверила:
Прохорова Л.С.
Таганрог, 2000 г.
Бюджетный дефицит и государственный долг: определения, количественная оценка
и показатели.
Государственный долг — общий размер задолженности правительства
владельцам, государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных
дефицитов (минус бюджетные излишки).
Внутренний государственный долг — задолженность государства гражданам,
фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг,
выпущенных ее правительством.
Внешний долг — задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и
учреждениям.
Частный долг — общий размер задолженности негосударственного сектора
владельцам частных ценных бумаг.
Государственный и частный долг являются элементами кругооборота
"доходы-расходы". По мере роста доходов растут и сбережения, которые должны
быть использованы домашними хозяйствами, фирмами, правительством и остальным
миром. Создание долга — это механизм, посредством которого сбережения
передаются лицам, осуществляющим расходы. Если потребители и бизнес не склонны
к заимствованиям, и, следовательно, частная задолженность растет недостаточно
быстро, чтобы абсорбировать растущий объем сбережений, эта функция выполняется
приростом государственного долга. В противном случае экономика отойдет от
состояния полной занятости ресурсов.
Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными
расходами и доходами. Количественная оценка бюджетного дефицита и долга
объективно усложняется следующими факторами:
1) Обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается
амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к объективному
завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга.
2) Важная статья государственных расходов — обслуживание задолженности,
то есть выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга
(амортизация долга).
Государственные расходы должны включать только реальный процент по
государственному долгу, равный RrD, а не номинальный
процент, равный RnD, где D — величина
государственного долга, Rr — реальная ставка процента, R
n – номинальная ставка процента. Объявленный в отчетах
официальный бюджетный дефицит часто завышается на величину (D,
так как, по уравнению Фишера, p = Rn —Rr .
При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть весьма значительной, так
как в периоды роста инфляции Rr =( Rn – p)/( 1+p ).
Завышение бюджетного дефицита связано с завышением величины государственных
расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. Возможны ситуации,
когда номинальный (официальный) дефицит госбюджета и номинальный долг растут, а
реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности
бюджетно-налоговой политики правительства. Поэтому при измерении бюджетного
дефицита необходима поправка на инфляцию:
Реальный дефицит госбюджета | = | Номинальный дефицит госбюджета | – | Величина долга на начало года | x | Темп инфляции |
3) При оценках дефицита государственного бюджета на макроуровне, как
правило, не учитывается состояние местных бюджетов, которые могут
иметь излишки. Нередко местные органы власти целенаправленно искажают
статистическую информацию о состоянии местных бюджетов, чтобы снизить
налоговые отчисления в федеральный бюджет. Эта закономерность
характерна практически для всех переходных экономик, в которых наметилась
тенденция к фискальной децентрализации. В итоге при оценке дефицита
федерального бюджета происходит завышение.
4) Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом госбюджета как в индустриальных,
так и в переходных экономиках, в том числе и в России, существует его
скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной)
деятельностью Центрального банка, а также государственных предприятий и
коммерческих банков.
К числу квазифискальных операций относятся:
а) финансирование государственными предприятиями избыточной занятости и
выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или
путем накопления взаимной задолженности;
б) накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях
экономических реформ от Центрального банка, большого портфеля недействующих
ссуд (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов
домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты выплачивают, в основном, за
чет льготных кредитов ЦБ, причем портфели "плохих долгов" в переходных
экономиках весьма значительны;
в) финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от мероприятий по
стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов
правительству (на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов
рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание недействующих ссуд, а
также рефинансирование ЦБ сельскохозяйственных, промышленных и жилищных
программ по льготным ставкам и т.д.
Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического
бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается
целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках "жесткого" курса
правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.
Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита и государственного
долга не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем
более, что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВНП. Поэтому
целесообразно использовать относительные показатели задолженности.
В макроэкономическом анализе также используется сравнительная динамика
показателей
ВНП Долг
———————————— и ———————————————.
Численность населения страны Численность населения страны
Причины устойчивости бюджетного дефицита и увеличения государственного долга.
Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения
государственного долга являются:
а) увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других
социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита
позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав
увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;
б) циклические спады и "встроенные стабилизаторы" экономики;
в) сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без соответствующей
корректировки госрасходов).
Налоговые поступления в государственный бюджет Т и показатель
налогового бремени в экономике T/Y (где У — совокупный выпуск) в долгосрочной
перспективе имеют тенденцию к снижению, так как:
1) в целях стимулирования экономики целенаправленно сокращается "налоговый
клин";
2) все системы налогообложения включают значительное количество льгот;
3) нередко налоговые сборы снижаются из-за неудовлетворительной организации
налогообложения (неэффективный таможенный контроль, неудовлетворительные
налоговые службы, низкая собираемость налогов и т.д.). Этот фактор особенно
рельефно обнаруживается в переходных экономиках, в том числе и в российской;
4) в переходных экономиках налоговые отчисления в бюджет также падают из-за
спада в традиционных отраслях производства;
5) усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с
проведением "популярной" макроэкономической политики увеличения госрасходов
и снижения налогов перед очередными выборами;
6) повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в
результате:
— увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и
здравоохранение (преимущественно в тех странах, где возрастает доля пожилого
населения);
— увеличения государственных расходов на образование и создание новых
рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого
населения).
Первичный дефицит государственного бюджета механизм самовоспроизводства долга
Одним из факторов экономического роста является соотношение (долг / ВНП)
Динамика этого соотношения зависит от следующих факторов:
1) от величины реальной ставки процента, которая определяет размер процентных
выплат по долгу;
2) от темпов роста реального ВНП;
3) от величины первичного дефицита госбюджета.
Первичный дефицит госбюджета представляет собой разность между
величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом
финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и
коэффициент его обслуживания, то есть возрастает "бремя долга" в экономике.
Увеличение первичного излишка позволяет избежать самовоспроизводства
долга.
BD общий = (G + N + F) – Т, где
G – Государственные закупки
N – Выплаты по обслуживанию долга
F – Трансферты
T – Налоговые поступления в бюджет
BD первичный = ( G + F ) – Т,
N=DxRR,
где N — выплаты по обслуживанию долга, D — величина долга, R
R — реальная ставка процента.
Механизм самовоспроизводства государственного долга:
BD первичный => государственные займы =>
государственный долг => N => BD общий => новые
государственные займы => долг => N и т.д.
Если реальная ставка процента превышает темп роста реального ВНП, то увеличение
государственного долга становится неуправляемым: весь прирост реального ВНП
уходит на выплату процентов по обслуживанию долга и возрастает соотношение
долг/ВНП, характеризующее бремя долга.
Для прогнозирования динамики соотношения долг/ВНП используется зависимость:
Dl=l(RR – DY/Y) – s,
где Dl — изменение соотношения долг/ВНП; l — исходное значение
соотношения долг/ВНП; RR — реальная ставка процента; DY/Y
темп роста реального ВНП; s — доля первичного бюджетного излишка в ВНП.
Для снижения соотношения долг/ВНП необходимо два условия:
1) реальная ставка процента должна быть ниже, чем темп роста реального ВНП;
2) увеличение доли первичного бюджетного излишка в ВНП должно быть
постоянным. Наличие первичного дефицита госбюджета является фактором
увеличения долгового бремени.
Список используемой литературы.
1. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для
вузов. – М., 1998 г.
2. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.
– М., 1999 г.
3. Политическая экономия. Учебник для высших учебных заведений. Под
редакцией Медведева В.А. М.: Политиздат, 1988.
4. Курс экономической теории /под. ред. Чепурина М.Н.
|
|
|
|
|