РУБРИКИ

Доклад: Монополизм в России

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Доклад: Монополизм в России

Доклад: Монополизм в России

Тамбовский Государственный Университет им. Г.Р. Державина

ДОКЛАД

по экономической теории

на тему:

"Монополизм в России"

Выполнил

студент 120 группы

Мастер М

Тамбов 2005

Основные черты монополии

Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Собственно

говоря, в условиях монополизации рынка само существование конкуренции может

быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает

разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому

начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает

стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии

потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того

потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста,

соглашаться на его ценовые условия и т.д.

Всевластию монополиста помогает уникальность (незаменимость) продукции

последнего. Может ли житель Москвы или Владивостока добровольно отказаться от

услуг монопольного поставщика электроэнергии, чем-то ее заменив в домашнем

хозяйстве? Способны ли угольные предприятия Кузбасса перевозить свою

продукцию без помощи железной дороги? Отрицательный ответ на подобные вопросы

очевиден, также как и то, что подобное положение позволяет монополисту

диктовать свои условия с позиции силы.

Укрепляет власть монополиста над рынком и полнота имеющейся у него информации.

Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает объем рынка, может

оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и, уж

конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает.

Понятно, что сочетание всех этих обстоятельств создает для монополиста

исключительно выгодную обстановку и благоприятные предпосылки для получения

сверхприбылей. Очевидно, однако, и то, что эти преимущества мгновенно

улетучились бы, появись в отрасли хотя бы еще один производитель-конкурент.

Монополисту немедленно пришлось бы перейти от диктата по отношению к

потребителю к скрупулезному учету потребностей и интересов последнего.

Нынешнее поколение россиян, на своем опыте испытавшее крах государственного

монополизма, без труда найдет массу бытовых примеров подобных перемен.

Черствый хлеб, например, еще недавно безраздельно господствовавший в

булочных, мгновенно стал редкостью, после того как монопольная система

снабжения сменилась конкуренцией массы независимых пекарен.

Именно поэтому монополистическая структура рынка там, где она существует,

защищена целой системой практически непреодолимых барьеров на пути

вторжения в отрасль независимых конкурентов. Основными барьерами, существующими

в монополистической отрасли, являются:

1. преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии);

2. легальные барьеры (монопольное владение источниками сырья, землей,

правами на научно-технические достижения, санкционированные государством

исключительные права);

3. нечестная конкуренция.

Рассмотрим подробнее эти виды барьеров.

Как и на олигополистическом рынке, в монополизированной отрасли эффективны лишь

крупные предприятия. Шансы на возникновение монополии существуют лишь

там, где размеры создают крупные преимущества в издержках. Это положение

теории многократно проверено практическим опытом.

Дело в том, что высокие прибыли монополистов всегда были предметом зависти

мелких компаний. В истории многих стран зафиксированы попытки мелких фирм под

тем или иным названием создать картель (ассоциацию, объединение, комиссию по

стандартам и т.п., т. к. официально картели запрещены в большинстве стран) и

объединенными усилиями диктовать свои условия поставщикам и потребителям.

В современной России, например, такие шаги предпринимали импортеры чая и

производители соков. Исход этих попыток, однако, всегда был неутешителен для

их организаторов. Поскольку издержки у этой организации не были ниже, чем у

мелких производителей, ничто не мешало новым, независимым фирмам вступать в

отрасль и успешно конкурировать с картелем, а недовольным участникам самого

объединения (такие обязательно появлялись) спокойно и безнаказанно покидать

его.

Другое дело - отрасли, где крупные предприятия имеют более низкие издержки, чем

конкуренты. Это создает высокий барьер перед всеми желающими проникнуть в

отрасль, а при благоприятных для фирм-лидеров обстоятельствах и

позволяет им полностью монополизировать рынок. Примером такой фирмы может

служить российское предприятие «Центр им. Хруничева» — производитель тяжелых

космических ракет «Протон».

Кроме экономических барьеров монополию обычно защищают барьеры правовые

(легальные), причем нередко именно они играют решающую роль.

Самым распространенным источником легальных барьеров являются права

собственности. Если в собственности некой фирмы оказываются, например,

уникальные источники сырья, земли с особыми свойствами и т.п., это

автоматически создает предпосылки для монополии. Важно лишь, чтобы

производимый с использованием названных природных ресурсов продукт и сам был

уникальным и незаменимым.

Легальной защитой пользуются и права интеллектуальной собственности. Так,

надлежащим образом оформленное и зарегистрированное изобретение

(подтверждающий это документ называется патентом) дает его владельцу

монопольное право на производство соответствующей продукции в течение

определенного времени. Владелец патента может единолично осуществлять свое

монопольное право, а может за вознаграждение в полном или частичном объеме

предоставлять его другим лицам (выдавать лицензию). Скажем, может продать

лицензию на производство и сбыт запатентованной продукции в определенной

стране на условиях уплаты известного процента цены с каждой проданной единицы

товара.

Напротив, отсутствие патента лишает изобретателя всяких привилегий. Так

проявляется правовая природа данного барьера: есть патент — есть право, нет

патента — нет и прав. Для нашей страны это обстоятельство имеет огромное

значение, поскольку практически все изобретения советской эпохи не защищены

международными патентами и вплоть до настоящего времени используются

иностранцами бесплатно.

С проявлениями нечестной конкуренции государство борется самым жестким

образом. Дело в том, что крупный производитель в борьбе с более мелкими

конкурентами обладает массой преимуществ, фактически сводящихся к применению

грубой силы. Такими методами можно заставить банк приостановить кредитование

конкурентов, железные дороги — транспортировку их грузов (именно это проделал

когда-то Джон Д. Рокфеллер) и т.п. Появляется возможность вытеснить конкурента

и установить монополию даже там, где честным путем она никогда бы не сложилась.

Важной разновидностью нечестной конкуренции является демпинг — умышленная

продажа продукции ниже себестоимости с целью вытеснения конкурента. Крупная

фирма — потенциальный монополист — имеет большие финансовые резервы. Поэтому

она способна долго торговать себе в убыток по заниженным ценам, вынуждая к

тем же действиям конкурента. Когда последний не выдержит и разорится,

монополист вновь поднимет цены и компенсирует свои убытки.

В России проблема монополизации экономики стоит очень остро. Главная

особенность монополизации российского рынка состоит в том, что она сложилась

как "наследница" государственного монополизма социалистической экономики.

Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный

комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось

составной частью общегосударственной суперструктуры. При этом удовлетворение

потребности всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего

одному-двум заводам. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были

полными монополистами в производстве своей продукции. Еще чаще встречалась

ситуация, когда число производителей по всей гигантской стране не превышало

2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью

страны, 290 (89%) было подвержено сильной монополизации. [3.369]

Таким образом, если в странах с рыночной экономикой монополизация обычно

проходила путем организационного объединения первоначально независимых

компаний, то социалистический монополизм базировался на сознательном создании

только одного производителя (или очень узкой группы производителей).

Начало рыночных реформ в нашей стране привело к резкому усилению

монополистических тенденций. Отчасти это было связано с распадом СССР и

ослаблением экономических связей между бывшими союзными республиками. К

прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся

единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на

сократившейся территории.

Однако гораздо большее значение имело изменение условий хозяйствования.

Благодаря им резко усилились последствия монополизации и ее влияние на

экономику. Дело в том, что превращение российских заводов в частные

предприятия создало мощный стимул для получения монопольных прибылей. А

свобода установления цен и выбора объемов производства дали в руки фирм

средства достижения этой цели. Все три важнейших последствия монополизации

(занижение производства, завышение цен, получение монопольных сверхприбылей),

до той поры сдерживавшиеся социалистическим государством, вырвались наружу.

При этом старый порок советских монопольных производителей — неэффективность

— сохранился везде, где осталась монополия. Усиление проявлений монополизма,

в свою очередь, негативно повлияло на общий ход реформ в стране.

Пользуясь своей монопольной властью, монополисты резко ограничили

предложение. Сознательное уменьшение выпуска продукции в сочетании с

повышением цен российскими предприятиями-монополистами явились важнейшей

микроэкономической причиной особой глубины кризиса в России.

Естественные монополии

В некоторых отраслях без всяких ограничений действует правило: чем больше

масштаб производства, тем ниже издержки. Это создает предпосылки для

укрепления в такой отрасли одного единственного производителя. Подобное

состояние рынка является монополией - ситуацией, чреватой рядом крупных

проблем для хозяйства. В данном случае, однако, монополия возникает

вследствие естественных причин: технологические особенности производства

таковы, что единственный производитель обслуживает рынок более эффективно,

чем это способны сделать несколько конкурирующих фирм. Такую монополию

экономисты называют естественной, или технологической. Ее классическим

примером являются различные виды инфраструктуры.

Действительно, экономически нецелесообразно строительство двух альтернативных

аэропортов или прокладка рядом друг с другом двух конкурирующих железных

дорог.

Бессмысленно и дробить естественные монополии. Например, даже если разделить

железнодорожную сеть, монопольно эксплуатируемую одной компанией, на

несколько региональных участков и передать их в собственность независимым

компаниям, то естественный источник монополизма все же не будет устранен. Из

города А в город Б все равно можно будет проехать только по одной дороге. В

результате единый рынок услуг по перевозке будет разделен на ряд локальных.

Вместо одной монополии возникнет несколько (каждая на своем участке). Уровень

конкуренции не повысится. Более того, из-за трудностей согласования работы

региональных компаний могут возрасти общие издержки железнодорожной отрасли.

Важен и макроэкономический аспект проблемы. Инфраструктурные сети, являющиеся

естественными монополиями, обеспечивают взаимосвязь экономических субъектов и

целостность национальной хозяйственной системы. Не даром говорят. что в

современной России экономическое единство сраны не в последнюю очередь

определяется едиными железными дорогами, общим электро- и газоснабжением.

Таким образом, разрушение естественных монополий недопустимо, но это не

значит, что государство не должно вмешиваться в их деятельность, напротив,

оно должно регулировать деятельность естественных монополий, чтобы избежать

злоупотреблений с их стороны.

Принципы антимонопольной политики

Монополия сопряжена с целым букетом резко отрицательных последствий для

экономики страны: недопроизводство, завышенные цены, неэффективное

производство. Клиента фирмы-монополиста вынужден мириться с высокими ценами,

соглашаться с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением

технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями

пренебрежения интересами потребителя. Еще более опасно то, что монополия

полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка.

Всевластию же монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль

ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах

разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь

государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в

наше время нет ни одной развитой страны (и Россия в этом смысле не составляет

исключения), где бы отсутствовало специальное антимонопольное

законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его

исполнением.

Вместе с тем проведение антимонопольной политики сопряжено с рядом

объективных трудностей. Как уже отмечалось, для отраслей, в которых возможно

установление монополистической структуры, характерен большой оптимальный

размер предприятия, т.е. минимум средних долгосрочных издержек достигается

при очень больших объемах производства. Малое производство в потенциально

монополистических отраслях крайне неэффективно. Собирая автомобили на

крошечных предприятиях нельзя добиться столь же низких издержек, как на

сборочном конвейере АвтоВАЗа.

И это далеко не частный случай. Можно говорить о невозможности, превращения

монополизированной отрасли в отрасль совершенной конкуренции как об общем

правиле. Преобразованиям такого рода препятствует положительный эффект

масштаба. Даже если государство настоит на своем и вопреки росту издержек будет

принудительно насаждать мелкое производство, искусственно сформированные

карликовые предприятия окажутся неконкурентоспособными в международном плане.

Рано или поздно их задавят иностранные гиганты.

В силу названных причин прямое дробление фирм-монополистов в развитых

рыночных экономиках встречается достаточно редко. Обычная цель

антимонопольной политики — не столько борьба с монополистами как таковыми,

сколько ограничение монополистических злоупотреблений.

Особенно остро вопрос стоит относительно естественных монополий. Их высокая

экономическая эффективность делает абсолютно недопустимым их дробление. Как

монополисты, данные структуры пытаются решать свои проблемы прежде всего за

счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны — самые

разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях,

разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи.

При этом естественный характер монопольного положения хотя и создает

возможности для эффективной работы, отнюдь не гарантирует, что эти

возможности будут на практике реализованы. Действительно, теоретически РАО

«ЕЭС России» может иметь более низкие издержки, чем несколько конкурирующих

электроэнергетических фирм. Но где гарантии того, что оно хочет удерживать их

на минимальном уровне, а, скажем, не станет увеличивать расходы высшего

руководства фирмы.

Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в

государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные

товары и за объемом их производства (скажем, путем определения круга

потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию).

Кроме регулирования цен определенную пользу — особенно в нашей стране — может

принести и реформирование структуры естественных монополий. Дело в том, что в

России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство

естественно-монопольных благ, так и производство таких благ, которые

эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как

правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется

монополист-гигант, представляющий целую сферу национальной экономики.

РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», Министерство путей сообщения — ярчайшие

примеры подобных объединений. В состав РАО «Газпром» наряду с Единой системой

газоснабжения России (т.е. естественно-монопольным элементом) входят

геологоразведочные, добывающие, приборостроительные предприятия, проектно-

технологические структуры, объекты социальной сферы (т.е. потенциально

конкурентные элементы). В ведении МПС находится как инфраструктура (железные

дороги, вокзалы, информационная система), так и немонопольные виды

деятельности (подрядно-строительные и ремонтные организации, предприятия

общепита). РАО «ЕЭС России» объединяет и электросети, и электростанции.

Поэтому существует возможность развивать конкуренцию в тех видах деятельности

естественных монополий, где она может быть достигнута.

В отличие от естественной, искусственная (или предпринимательская) монополия

складывается в тех отраслях, где единственный производитель не обладает

повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами.

Установление монополистического типа рынка поэтому не является неизбежным для

такой отрасли, хотя на практике может и сложиться, если будущему монополисту

удасться устранить конкурентов.

Употребление термина "искусственная монополия" в экономической и юридической

литературе обладает следующей особенностью: этим понятием объединяют и

достаточно редко встречающееся на рынке господство единственного монополиста,

и более распространенную ситуацию преобладания на нем нескольких в той или

иной мере сотрудничающих фирм, т. е. речь сразу идет о чистой монополии и о

двух разновидностях олигополии - картеле и картелеподобной структуре рынка.

Такое расширенное толкование термина "монополия" оправдано тем, что во всех

перечисленных случаях доминирующие на рынке фирмы в той или иной мере

способны действовать как единое целое, т. е. проявляют признаки

монополистического господства на рынке.

В случае искусственного монополизма основным направлением антимонопольной

политики является противодействие формированию таких монополий, а порой и

разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр

санкций: это и предупредительные меры (например, запрет слияния крупных

фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные, штрафы за ненадлежащее

поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая

демонополизация, т. е. принудительное раздробление монополиста на несколько

независимых фирм.

Первый в истории России законодательный акт, регламентирубщий порядок

конкурентного поведения фирм в условиях рыночного хозяйства и содержащий

"правила" игры" для конкурентов, был принят в марте 1991 г. Это закон РФ "О

конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

В 1995 г. в текст Закона были внесены изменеия и дополнения.

Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является

Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Его

права и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению

аналогичных органов в других странах с рыночной экономикой.

В соответствии с новой трактовкой Закона безусловным монополистом может

считаться предприятие, контролирующее 65% и более товарного рынка.

Предприятие, контролирующее 35-65% рынка, тоже может быть признано

монополистом, но для этого антимонопольные органы должны доказать, что имеет

место "доминирующее положение" хозяйствующего субъекта на рынке, изучив

конкретную рыночную ситуацию.

«Доминирующее положение» дает фирме возможность оказывать решающее влияние на

конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или

иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Установлен

перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующим

положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания

дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к

предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов,

нарушение установленного порядка ценообразования. В качестве соглашений

хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о

ценах на товары и услуги, о ценах на аукционах и торгах, о разделе рынка, об

ограничении доступа к рынку.

Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием,

присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также

за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций,

паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном

разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий

и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.

Какую политику проводит государство по отношению к естественным монополиям? В

данном случае возникает противоречие. С одной стороны, фирмы — естественные

монополисты, как любые монополисты, устанавливают высокие монопольные цены,

сокращая объем производства продукции, и получают сверхприбыли. С другой

стороны, как указывалось выше, конкуренция в отраслях с естественной

монополией экономически неэффективна. Поэтому государство, сохраняя

естественные монополии, принимает меры к ограничению их отрицательных

последствий для общества, прежде всего контролируя цены на их продукцию.

Значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой

местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране

региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои

предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз

конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям

монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по

антимонопольной политике. Впрочем, как и в других областях современной

российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую

справедливость своих требований, далеко не всегда оказываются в силах одолеть

сопротивление местных властей.

В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в

стадии становления и требует радикального совершенствования.


© 2007
Использовании материалов
запрещено.