РУБРИКИ

Доклад: Возможности макроэкономического воздействия на инвестиционную активность

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Доклад: Возможности макроэкономического воздействия на инвестиционную активность

Доклад: Возможности макроэкономического воздействия на инвестиционную активность

Министерство Российской Федерации по высшему образованию

Российская Экономическая Академия им. Г.В. Плеханова

Инженерно-экономический институт

РЕФЕРАТ

на тему: «Возможности макроэкономического воздействия на инвестиционную

активность»

Выполнила: студентка гр. 756 в/о

Саврасенкова О.В.

Проверил: Голованов Е.В.

Москва 2002 г

Содержание

Введение

1. Инвестиционный климат в России

2. Будущее – за активной инвестиционной политикой

3. Пути и проблемы повышения инвестиционной активности в России

4. Государственное стимулирование инвестиционного процесса: опыт США и

Юго-Восточной Азии

5. Инвестиции в инновационную сферу

6. Причины неадекватной оценки инвесторами российских технологий и

изобретений

7. Продвижение на рынок наукоёмкой продукции – основная задача

инновационной политики

Заключение

Список использованных источников

Введение

Сложные и во многом противоречивые для российской экономики процессы

становления рыночных отношений обусловили необходимость качественного

осмысления новых экономических и социальных явлений. Произошли существенные

изменения в характеристике и условиях проведения инвестиционной

деятельности. Появление новых организационно-правовых форм хозяйствования,

предоставление свободы предпринимательству и самостоятельность в

использовании собственных финансовых ресурсов, создание правовых и

экономических условий для привлечения капитала российских и зарубежных

инвесторов, гармонизация экономических связей и глобализация производственно-

финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, возникновение новых

финансовых инструментов и рычагов коренным образом реформируют ранее

действовавший организационный механизм долгосрочного инвестирования.

Макроэкономический подход характеризуется рассмотрением целей инвестирования

не с позиции конкретного хозяйствующего субъекта, а с позиций экономики в

целом (единой системы, в которой взаимодействуют предприятия различных форм

собственности, функционируют рынки капиталов, товаров, услуг и факторов

производства). Согласно этому подходу инвестиции должны быть направлены на

увеличение объема функционирующего в экономической системе капитала, а также

на осуществление инновационных программ, повышающих эффективность экономики .

1. Инвестиционный климат в России

После двух лет довольно энергичного подъема с середины 2001 года тенденция

изменилась - экономический рост в России начал замедляться.

Одна из основных причин - недостаточные темпы структурной перестройки

экономики. На многих российских предприятиях производственные мощности

изношены более чем наполовину, к тому же они морально устарели (зачастую уже

на момент ввода в эксплуатацию). По оценкам экспертов, сразу после кризиса

1998 года отечественная промышленность имела значительный резерв

незадействованных мощностей, что могло обеспечить 22-25% роста производства.

Сейчас этот резерв исчерпан - так же, как потенциал дешевого рубля.

Новый импульс экономическому развитию России может дать лишь значительное -

двух-трехкратное по сравнению с существующими - увеличение инвестиций. Но

основные параметры инвестиционного развития страны свидетельствуют об

обратном: в 2001 году снизились темпы роста инвестиций в основной капитал, а

объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и вовсе сократился на 11,1%.

Соответственно, если в 1999 году падение промышленного производства было

зафиксировано в десяти регионах, в 2000 году лишь в Калмыкии и Агинском-

Бурятском АО, в 2001 году вновь в 11 регионах, а в первой половине 2002 года

- уже в 28.

О дефиците инвестиций красноречиво свидетельствует и неуклонный рост уровня

износа основных фондов российской экономики. Мировой опыт показал, что

инвестиционный тип развития, напротив, характеризуется снижением этого уровня

и интенсивным притоком ПИИ (их доля в общем объеме инвестирования достигает

25-35%). Именно поэтому, когда говорят о привлечении инвестиций, имеют в виду

прежде всего осторожного и прихотливого иностранного инвестора. А он-то как

раз не хочет идти в Россию, как его ни зазывают на инвестиционных форумах и

конференциях, которых только в этом году было проведено более 70.

Прямые иностранные инвесторы вновь теряют интерес к России. Их

отпугивает пресловутый инвестиционный климат. Невзирая на все заклинания,

иностранцы не хотят оценить наши достижения последних лет.

Показательный пример - наши позиции в международных национальных (страновых)

рейтингах сравнительной инвестиционной привлекательности. В отличие от

Советского Союза, который в рейтинге журнала Euromoney за 1988 год занимал 17-е

место (сразу вслед за Италией и Тайванем), Россия пока не может подняться из

хвоста первой сотни . И что хуже всего, нет каких-либо признаков

поступательного движения.

Для сравнения: по оценке Euromoney, на сентябрь 2000 года по уровню

инвестиционной привлекательности Казахстан занимал 81-е место в мире, на

сентябрь 2001-го - 76-е, а на март 2002-го - уже 70-е место (лидер среди всех

стран СНГ). Россия за это же время пропустила вперед не только Казахстан и

Азербайджан (95-е место), но и небезызвестную Папуа-Новую Гвинею (89-е

место).

Международные рейтинговые агентства также не жалуют Россию. По крайней мере

ни одно из них никогда даже не рассматривало возможность присвоения России

рейтинга инвестиционного уровня. В результате мы проигрываем в конкурентной

борьбе на мировом рынке прямых инвестиций уже не только Китаю, странам

Восточной Европы и Балтии, но и своему более динамичному южному соседу -

Казахстану.

В то же время нельзя сказать, что международный бизнес не замечает больших

возможностей России. По индексу инвестиционной уверенности британской

компании A. T. Kearney (отражает мнение лидеров крупнейших транснациональных

корпораций о целесообразности покупки предприятий и создания бизнеса в

стране) Россия занимает уже 17-е место среди 60 стран. Это означает, что

зарубежные инвесторы хотели бы вкладывать деньги в Россию. Однако

существующие условия пока удерживает их от принятия такого решения.

2. Будущее - за активной инвестиционной политикой

Важным рычагом воздействия на экономику страны является инвестиционная

политика государства. С её помощью государство может непосредственно

воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение

структуры общественного производства и решения многих социальных проблем.

В условиях перехода к рыночной экономике основной задачей является

освобождение государства от функции основного инвестора и создание таких

условий, при которых частный сектор в экономике был заинтересован в

инвестиционной деятельности. Для этого оно должно в первую очередь обеспечить

стабильность экономики. В условиях инфляции, а следовательно, и высоких

ставок процента банковского кредита объемы инвестиций, особенно в

долгосрочные и среднесрочные проекты, резко сокращаются, так как известна

теоретическая зависимость объема инвестиций от величины ставки процента. Эта

зависимость гласит, что чем выше ставка процента, тем ниже объем вложений

инвестиций.

В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при

помощи самых различных рычагов: финансово-кредитной и финансовой политики;

предоставления различных льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на

реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной

политики; создания благоприятных условий для привлечения иностранных

инвестиций; научно-технической политики и др. При этом государство должно

всегда помнить, что будущее экономики страны в значительной степени зависит

от того, какую оно проводит инвестиционную политику.

Исходя из целевых установок, ключевые задачи общефедеральной инвестиционно-

структурной политики сводятся к следующему:

1. сохранить от разрушения основы производственного и научно-

технического потенциала России;

2. способствовать достижению структурно-технологической

сбалансированности производственных комплексов как условия их нормального

функционирования в рыночной среде.

Для реализации этих задач требуется прежде всего, активизировать

инвестиционный процесс, сформировать механизм отбора и государственной

поддержки приоритетных направлений инвестирования на федеральном и

регионально-отраслевом уровне, подкрепить эти приоритеты адекватными им

инновационными программами.

Активизация инвестиционного процесса в свою очередь возможна лишь в контексте

безусловного осуществления комплекса мер, направленных на улучшение

финансового состояния предприятий и соответственно на увеличение

инвестиционных ресурсов, т.е. на стимулирование трансформации накоплений и

сбережений в инвестиции. Важнейшими из этих мер являются следующие:

· достижение макроэкономической финансовой стабилизации путем

снижения темпов инфляции до 12 % в год;

· сведение к минимуму инвестиционных рисков за счет

осуществления необходимых институциональных преобразований, связанных с

упорядочением и нормативно-правовым регламентированием отношений

собственности;

· укрепление институтов власти;

· развитие рынков капитала;

· стимулирование сбережений и частных инвестиций;

· предоставление государственных гарантий и страхования инвестиций.

Осуществление отмеченных важнейших мер по активизации инвестиционного

процесса должно расширить объемы высокодоходных капитальных вложений за счет

всех источников финансирования, включая бюджеты всех уровней, средства

предприятий, населения и иностранных инвесторов.

Важно отметить, что государственные инвестиции должны направляться в те

отрасли и сферы бизнеса, которые неэффективны с точки зрения частного

инвестора. К ним относятся производственная и социальная инфраструктура,

наука, образование, охрана природы.

3. Пути и проблемы повышения инвестиционной активности в российской

экономике

Невозможно рассчитывать на то, что Россия может вырваться из кризиса, не

увеличивая объемы инвестиций

Инвестиции – фактор экономического роста

Анализ статистических данных экономического развития США с конца 60-х годов

до 1997 г. и России с 1992 по 2000 г. показывает явную закономерность: хотя

базовые периоды исследования этих стран были различны, они демонстрируют

прямую зависимость годовых темпов прироста ВВП от объемов капитальных

вложений. Рост ВВП (%) легко подсчитывается по формуле: 2 +1/2 темпа прироста

капитальных вложений. Например, чтобы добиться 5%-го увеличения валового

продукта, капитальные вложения должны увеличиться на 6%. Отсюда вывод:

невозможно рассчитывать на то, что Россия может вырваться из пучины кризиса,

не увеличивая объемы инвестиций, которые являются рычагом для подъема всей

экономики. Точкой опоры такому рычагу служат институциональные

преобразования, а действующими силами - фискальная и кредитно-денежная

политика. И от того, насколько умело эти рычаги используются, и как прочна

точка опоры, зависят результаты работы.

Проблема инвестиций в России является одной из самых важных и сложных

проблем. Разумная стратегия капиталовложений может облегчить структурную

перестройку экономики, уменьшить масштабы безработицы, сохранить наукоёмкие

производства и ускорить интеграцию России в сообщество развитых стран.

Инвестиции непосредственно связаны с увеличением ВНП, а, следовательно, и

экономическим ростом страны: достаток завтрашнего дня создаётся сегодняшними

инвестициями.

Много и справедливо говорится о важности инвестиционного климата, который

определяется властями - правительством, законодателями. Необходимым условием

хорошей инвестиционной погоды является строгое использование законов, а

достаточным - поддержка бизнеса. Если с этих позиций оценивать ситуацию в

России, то ее можно охарактеризовать словами М. Салтыкова-Щедрина о том, что

глупость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения.

В чем проблема на самом деле? Существует мнение, будто собственника не

допускают к управлению, о чем свидетельствуют процессы в судах. Однако дело в

другом. Основные законы, пусть и несовершенные, в стране есть. Беда в том,

что они должным образом не исполняются. Поэтому задача - повысить

эффективность деятельности судебных властей, ответственных за применение

нормативных актов.

Иностранным вложениям -"зеленый свет"

Для привлечения зарубежных инвестиций необходимы следующие условия:

во-первых, предоставить зарубежным инвесторам возможность реализовывать

произведенные товары за деньги, причем не менее 20% этого объема

целесообразно экспортировать за пределы России. Основные иностранные

капиталовложения идут в сферы, в которых есть экспорт, и западные фирмы не

хотят создавать в России производства, которые требуют импортных оборотных

средств;

во-вторых, фирмам, получающим инвестиции нужна надежная перспектива сбыта

изготовленной продукции. К сожалению, российская система взимания НДС в

торговле со странами СНГ, в частности в расчетах с Украиной, не способствует

такому развитию;

в-третьих, на предприятиях предстоит ввести прозрачный бухгалтерский учет, а

менеджмент мог контролировать потоки финансов и товаров. По мнению зарубежных

партнеров, им дорого обходится ведение двойной бухгалтерии: одной - по

международным стандартам для собственной штаб- квартиры и второй - по

российским правилам для налоговой службы РФ;

в-четвертых, иметь ликвидное обеспечение;

в-пятых, для иностранного инвестора в России предпочтительнее ориентироваться

на умеренно пессимистичный прогноз развития предприятия и иметь стратегию

выхода из бизнеса - продать ли предприятие, разделить его между акционерами

или найти какой-то третий вариант.

Кроме того, успех инвестиционной политики определяет ряд правовых и

организационно-технических мер. В частности, на среднесрочную и длительную

перспективу необходимо обеспечить:

защиту прав собственности;

зависимость менеджеров от акционеров;

дисциплину исполнения контрактов;

повышение действенности институтов государственной власти;

содействие малому бизнесу;

доступность кредитных ресурсов;

развитие банковской системы и фондового рынка;

собственность на землю и функционирование ипотеки.

Для обоснования этих мер аргументов много. Достаточно сказать, что для

получения разрешения на реализацию инвестиционного проекта во времена СССР на

сбор необходимых виз нужно было потратить 3 мес., а сегодня - около 1 года.

Мало того, что инвестор заплатил соответствующие пошлины, каждая инстанция

требует личного присутствия заявителя при рассмотрении его дела. При этом ему

станут давать различного рода рекомендации, которые обойдутся в

дополнительные платежи.

В свою очередь меры на краткосрочную перспективу предусматривают:

политическую стабильность в стране;

предсказуемость действий властей;

стабильность налогов;

низкий уровень инфляции;

бухгалтерский учет по международным стандартам;

предупреждение банкротств с целью захвата собственности;

свобода входа на рынок.

Деньги - не главный инвестиционный капитал

Этот, казалось бы, парадоксальный факт подтвердили опросы руководителей 700

предприятий, которые на первый план иностранной помощи вывели эффективный

менеджмент. Он достигается путем обучения российских специалистов в вузах и

на фирмах промышленно развитых стран, в ходе работы совместных предприятий.

Способствует улучшению управляемости производства и продажи акций западным

инвесторам, которые подталкивают российские администрации изучать мировой

опыт и активнее применять его в своих компаниях. Опасаться же, что Запад

"купит Родину" нет причин. Статистика показывает, что даже на фирмах со 100%-

ным участием иностранного капитала большую долю управленцев составляют

российские специалисты. В частности, компания "Проктер энд гембл" переобучила

большую группу менеджеров из России на своих западных фирмах и в перспективе

готова использовать их в качестве руководителей филиалов в других странах.

Другое пожелание предпринимателей к иностранным инвесторам - оказать помощь в

выпуске конкурентоспособной продукции. Но партнеры сами стремятся к этой

цели, и эта задача решается путем предоставления им права на экспорт не менее

20% производимой продукции, что является также гарантией выпуска товаров на

уровне мировых стандартов.

Еще одно условие соглашения с зарубежными инвесторами - облегчение доступа

российских предприятий на мировые рынки, что достигается не только за счет

преодоления языкового барьера и изучения международных правил игры. Гораздо

важнее - получение необходимых квот на экспорт товаров, произведенных с

помощью стран-инвесторов. Потому что многие современные производства столь

велики (производство ядерного топлива, кремния и т.д.), что российский рынок

может потреблять лишь 20-30% выпускаемой продукции. Остальные товары должны

идти за пределы России.

И лишь на четвертом месте по требованиям российской экономики к иностранным

инвесторам находится приток капитала. Да и то не на любые проекты. В свое

время Министерству экономики РФ пришлось неоднократно отбиваться от

иностранных банков, высказывавших желание в одном случае предоставить кредит

на 1 млрд. долл. для закупки импортной лесозаготовительной и

деревообрабатывающей техники, в другом - на поставку зарубежных

зерноуборочных комбайнов. Но эти предложения не были приняты: они оставляли

российских производителей аналогичной техники без работы, а трудовые

коллективы - без источника существования. Да и импортные комбайны, и тракторы

не по карману аграриям, не способным купить даже отечественные машины.

Лучший выход из этой ситуации - приобретение зарубежными инвесторами акций

российских предприятий и участие в их реконструкции.

Возможные источники инвестирования

1. В экономике большинства стран инвестиции осуществляются за счет внутренних

резервов. Среди них на первом месте стоит амортизация, на которую в

общем объеме валовых вложений приходится 60-70%. В России производственные

фонды огромны, но половина не используется, а потому и амортизация с них не

начисляется. Как ресурс она работает лишь в том случае, когда списывается

используемый капитал. Если же основные фонды заморожены, то становятся

бременем: их надо содержать, вносить налоги за землю, охрану, отопление и т.д.

Государству необходимо приложить максимум усилий для создания экономического

механизма, дающего возможность перемещать активы, не нашедшие применения, от

одного юридического лица к другому, способного их эффективно использовать.

Это может быть продажа имущества, сдача его в аренду, финансовый лизинг, т.е.

любая из схем создания среды, позволяющей активам перемещаться. Результат

таких сделок может быть весьма значительным. Если, например, неиспользуемые

активы в экономике РФ оценить по остаточной стоимости и взять только 10% их

продажной цены, то получим сумму, эквивалентную 200 млрд. руб.

К сожалению, в российской практике слабо используется и прямая аренда, в

которой могут быть заинтересованы многие малые и средние фирмы. Понятно, что

благодаря ей можно лишь частично укомплектовать новое производство. Поэтому

на помощь может прийти другой экономический инструмент - финансовый лизинг на

вторичное оборудование. Сегодня в России примерно 800 лизинговых компаний. Но

подавляющая их часть действует в европейской части страны. Поэтому очень

важно, чтобы информация о простаивающей технике и тех, кому она нужна,

своевременно доводилась до потребителя.

2. Серьезным источником инвестирования экономики могут стать российские

капиталы, "бежавшие" из страны. Если принять среднюю цифру 25 млрд.

долл., которые ежегодно переводились под различными предлогами в западные

банки, то за 10 лет сумма составит не менее 250 млрд. долл., что в 2 раза

превосходит весь внешний долг РФ. Часть из них - примерно 5% - потрачена на

приобретение недвижимости, предметов роскоши и т.д., но остальные 95% лежат

мертвым грузом. Мертвым, разумеется, для России, но не для западных банков,

которые имеют с этих сумм весьма приличный доход.

Между тем финансово-экономическая ситуация в мире меняется. Во-первых,

политика в России в отношении бизнеса претерпела радикальные изменения,

причем в лучшую сторону. В стране складывается климат, привлекательный для

инвестиций, между властью и бизнесом устанавливаются отношения взаимного

уважения и доверия. Во-вторых, на Западе финансовые потоки стали подпадать

под все более жесткий контроль.

Но обольщаться на этот счет не следует. Расстаться с суммой, которая в 5 раз

превышает российский долг Парижскому клубу, на Западе вряд ли захотят.

Потому-то и запускаются многочисленные фальшивки, затеваются скандалы, цель

которых доказать "грязный характер" российских капиталов и тем самым наложить

эмбарго на их возвращение на родину.

3. Источником инвестиций являются сбережения, складывающиеся из

заработной платы, жалования, ренты, дивидендов, трансфертных платежей, прибыли

и других поступлений. Понятие "сбережение" имеет два различных значения: первое

- откладывать, а не расходовать; второе - позволять ресурсам работать. Каждый

из этих двух аспектов имеет разные последствия: первый - благоприятствующие

экономическому росту, а, следовательно, и колличественному увеличению ВНП,

второй - тормозящие нормальное развитие экономики.

Таким образом, конструктивный аспект сбережений связан не только с финансовой

стороной, которая лишь порождает откладывание расходов, сколько с отказом от

требований на землю, труд или капитал в пользу их производительного

использования.

Источником инвестиций являются сбережения широких слоёв населения.

Привлечение средств населения в инвестиционную сферу путём продажи акций

приватизированных предприятий и инвестиционных фондов, в частности, могло бы

рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как один из путей

защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать инвестиционную

активность населения можно путем установления в инвестиционных банках более

высоких по сравнению с другими банковскими учреждениями процентных ставок по

личным вкладам, привлечение средств населения на жилищное строительство,

предоставление гражданам, участвующим в инвестировании предприятия,

первоочередного права на приобретение его продукции по заводской цене и т.п.

Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть

посреднических финансовых организаций - инвестиционных банков и фондов,

страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако

важно по возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в

фондовые ценности, установив строгий государственный контроль за предприятиями,

претендующими на привлечение средств населения.

4. Государственное стимулирование инвестиционного процесса: опыт США и

Юго-Восточной Азии

Основная задача макроэкономической политики в сфере модернизации промышленной

структуры страны - создание условий для динамичного инвестиционного процесса.

Страны, которые за сравнительно короткий срок после второй мировой войны

модернизировали свою промышленную структуру (Япония, Южная Корея, Тайвань,

некоторые западноевропейские государства), отличались очень высоким удельным

весом инвестиций в валовом национальном продукте. Стимулирование инвестиций в

целях модернизации промышленной структуры проводилось и в США как в начале

60-х годов, так и в 80-е годы.

Страны Юго-Восточной Азии активно использовали следующие инструменты

воздействия государства на динамику инвестиционного процесса: государственные

инвестиции, причем не только в инфраструктуру; налоговые стимуляторы

инвестиций; сдерживание цен на оборудование посредством льготных таможенных

пошлин на его импорт; воздействие на процентные ставки и поддержание их на

уровне ниже рыночного.

Государственный кредит и контроль цен

а) Роль государственных кредитно-финансовых институтов.

б) Регулирование процентных ставок.

Важную роль в финансировании инвестиционных программ фирм играл банковский

кредит, причем государство активно воздействовало и на стоимость кредита, и

на направление его потоков.

Интересен опыт США, поскольку сочетание инфляции с падением уровня

производства, с которыми они столкнулись в начале 80-х годов, в какой-то мере

сродни ситуации в России в первой половине 90-х годов при всем различии в

масштабах проблем.

Роль банковских кредитов в финансировании компаний существенно превосходила

роль рынков капитала.

При всех страновых различиях в финансировании деятельности корпораций

доминирующую роль играли внутренние источники (нераспределенная прибыль и

амортизационные отчисления) и банковские кредиты. В то же время роль

акционерного капитала была довольно слабой (за исключением, пожалуй,

Тайваня). Как отмечают специалисты Всемирного банка, 'лишь по мере созревания

экономики предпринимались усилия по созданию и повышению эффективности рынков

акций и облигаций. Хотя значение этих рынков возрастало, они не были ключевым

фактором в мобилизации инвестиционных ресурсов в этих странах в период их

наиболее динамичного развития'.

Важную роль в финансировании инвестиционных программ во многих динамично

развивавшихся странах играли государственные финансовые институты. Например,

в кредитно-финансовой сфере Южной Кореи преобладали государственные

институты, тогда как частные банковско-кредитные институты появились лишь в

первой половине 80-х годов и к началу 90-х годов находились в рудиментарном

состоянии.

Государственные кредитно-финансовые институты сыграли значительную роль в

модернизации промышленной структуры в Японии, особенно на начальной стадии.

За счет займов государственных финансовых институтов в 1955 г.

финансировалось 32% закупок нового промышленного оборудования в японских

фирмах, в 1965 г. - 16%, в 1980 г. - 17,6% и в 1990 г. - 8,1%.

Наиболее сильное влияние на развитие японской промышленности оказывали три

государственных финансовых института - Банк развития, Экспортно-импортный

банк и Корпорация по финансированию малого бизнеса. В начале 80-х годов доля

предоставленных ими займов японским фирмам составляла: в производстве

металлоизделий - 15,7%, черной металлургии - 12,4, производстве строительных

материалов - 12,9, общем машиностроении - 8,4, цветной металлургии - 7,7,

химической промышленности - 6,3, электротехническом машиностроении - 5,7%.

Важные функции выполняли займы, предоставляемые государственным Банком

развития. В значительной степени за счет этих займов финансировались

электроэнергетика, газо- и водоснабжение (более половины займов, полученных

компаниями указанных отраслей хозяйства). К тому же они играли роль

катализатора займов частных финансовых учреждений в отрасли и сферы

деятельности, носящие приоритетный, с точки зрения государства, характер.

Займы Банка развития покрывали обычно 30-50% стоимости инвестиционного

проекта и Важное направление стимулирования государством инвестиционного

процесса в странах Юго-Восточной Азии - регулирование уровня процентных

ставок.

Как утверждает американский экономист А. Амсден, 'на протяжении большей части

25-летнего периода южнокорейского экономического развития долгосрочный кредит

распределялся правительством, избранным фирмам по негативным реальным

процентным ставкам в целях стимулирования развития определенных отраслей'.

Специалисты Всемирного банка отмечают, что в указанных странах налоговая,

тарифная и валютная политика не только снимала часть инвестиционного риска с

фирм-инвесторов и в умеренных масштабах подавляла процентные ставки, но и

контролировала импорт капитала, а также поддерживала относительно низкие цены

на инвестиционные товары.

Налоговая система как стимул инвестиционного процесса:

а) Скидки с налогов на прибыль.

б) Другие налоговые льготы

Можно выделить два важнейших направления налоговой политики государства,

влияющих на развитие промышленности.Во-первых, воздействуя посредством

налогов на уровень сбережений населения, амортизационных фондов фирм и их

нераспределенной прибыли, т. е. на величину потенциальных источников

финансирования инвестиционных программ фирм, государство влияет на важнейшие

макроэкономические пропорции, в частности, на распределение национального

дохода между накоплением и потреблением.

Во-вторых, используя целенаправленные налоговые льготы, а также

законодательство, государство воздействует на соотношение между инвестициями

фирм в активную и пассивную часть основных фондов, на скорость

воспроизводства основного капитала в промышленности страны, стимулирует

инвестиции промышленных фирм в приоритетные, с точки зрения государства,

направления, влияет на региональное размещение промышленных инвестиций.

В период структурной перестройки промышленности, последовавшей за

энергетическим кризисом 70-х годов, во многих странах значительно усилилось

внимание к проблемам налоговой политики. По утверждению М. Фелдстайна,

председателя совета экономических консультантов Р. Рейгана, 'выживание нашей

экономики зависит от характера налоговой системы, которую мы будем иметь'.

Экономическая программа администрации Р. Рейгана была ориентирована на борьбу

с резко усилившейся во второй половине 70-х - начале 80-х годов инфляцией как

бы с двух сторон: с одной стороны, через сдерживание совокупного спроса

(посредством замедления роста бюджетных расходов и ужесточения монетарной

политики) и, с другой - через стимулирование предложения основных факторов

производства - рабочей силы (посредством усиления мотивации к труду с помощью

значительного, рассчитанного на 3 года снижения подоходного налога) и

капитала (посредством стимулирования сбережений, понижения налога на прибыль,

ускорения амортизации стоимости основных фондов). 'При определении стратегии

сокращения налогов, - отмечал М. Фелдстайн, - следует особо учитывать, что

все важные экономические решения базируются на ожиданиях... Значение имеют не

налоговые ставки в момент принятия решений, а ожидаемые в будущем ставки'.

Важную роль в формировании дополнительных источников финансирования

инвестиционных программ сыграли изменения в амортизационном законодательстве

и значительное понижение налога на прибыль компаний. В ходе налоговой реформы

80-х годов в США были значительно сокращены сроки службы основных фондов,

применяемые при расчете подлежащей налогообложению прибыли, и уменьшено

количество классов основных фондов с неодинаковыми сроками службы, что

существенно упрощало процедуру расчета амортизации их стоимости.

На протяжении многих лет одним из наиболее широко распространенных налоговых

стимуляторов инвестиционного процесса служила скидка с налога на прибыль в

размере определенного процента капиталовложений фирм в оборудование и

производственное строительство.

Так, в США с 1962 г. по 1986 г. фирмы имели право вычитать из налога на

прибыль до 10% затрат на новое оборудование. При этом размер скидки

увязывался со сроками амортизации оборудования. В 1981-1986 гг. фирмы имели

право вычитать из налога на прибыль 6% расходов на оборудование со сроком

амортизации до 4 лет и 10% расходов на оборудование со сроком амортизации

более 4 лет.

Величина указанной скидки ограничивалась определенной частью налога на

прибыль (в разные годы от 50 до 90% налога на прибыль). Если размеры скидки

превышали установленный предел, фирма могла переносить соответствующую часть

скидки или на 3 года назад (в этом случае она получала право на возвращение

части выплаченного налога на прибыль), или на 15 лет вперед, с правом на

вычет соответствующей суммы из налога на будущую прибыль.

В увеличенных размерах инвестиционная налоговая скидка применялась в США и в

других развитых рыночных экономиках в период энергетического кризиса - для

поощрения капиталовложений фирм в энергетическое оборудование, использующее

альтернативные нефти и природному газу энергоносители, энергосберегающее

оборудование, а также оборудование, снижающее загрязнение окружающей среды.

Фирмам, инвестирующим в указанное оборудование, разрешалось вычитать из

налога на прибыль до 20% таких капиталовложений.

Инвестиционная налоговая скидка применялась и в качестве инструмента

региональной политики. Например, в Канаде фирмам разрешалось вычитать из

налога на прибыль 7% их затрат на новое оборудование и производственное

строительство. Для фирм, инвестировавших в районы со сложными природно-

климатическими условиями, размер повышался соответственно до 20-50%, а в

районы с низкими темпами экономического развития - до 10%.

Правомерно рассматривать как стимул к инвестиционной деятельности и налоговые

льготы, направленные на активизацию деятельности фирм в области НИОКР.

В некоторых странах предоставляется скидка с налога на прибыль в размере

части прироста соответствующих расходов фирмы. Например, в США и Японии из

налога на прибыль вычитается 20% прироста таких расходов (в США - по

сравнению с их среднегодовым уровнем за предыдущие три года, а в Японии - с

максимальным годовым уровнем в предыдущий период).

В США применяются специальные налоговые стимулы, чтобы усилить сотрудничество

фирм с университетами. Американские фирмы имеют право вычитать из налога на

прибыль 20% их расходов на финансирование фундаментальных научных

исследований в университетах. Кроме того, фирмам разрешается вычитать из

валового дохода при расчете облагаемой налогом прибыли стоимость научной

аппаратуры и оборудования, безвозмездно передаваемых ими университетам, а

также некоммерческим научно-исследовательским организациям. Эти льготы

способствовали развитию на базе университетов крупных научно-

исследовательских центров, в рамках которых налаживаются тесные связи между

университетской наукой и промышленными фирмами.

5. Инвестиций в инновационную сферу

Без инноваций не бывает длительного и мощного экономического подъема. Эту

аксиому капитализма российскому хозяйству еще только предстоит усвоить. Но

оно почти наверняка усвоит ее, потому что, если этого не произойдет,

экономика наша даже не рухнет (крушение, по крайней мере, красиво), а просто

незаметно растворится, поглощенная более творчески активными капиталами.

Казалось бы, довериться этой аксиоме легко. Вся экономическая история

свидетельствует в ее пользу. Нельзя припомнить ни одной по-настоящему

экономически сильной страны, которая набрала бы свою мощь иначе, как

предложив миру радикальное нововведение. Англия - собственно индустриальная

машина и активная межстрановая торговля. Америка - конвейер Форда и

всепроникающая информатизация. Япония - магнитофон Sony и жесточайший

контроль качества.

Нам могут возразить, указав на примеры Кореи, Китая и ряда латиноамериканских

стран, вполне прилично росших на базе простого копирования. Но, во-первых, ни

одна из этих стран (за исключением Китая) не достигла мощи, хотя бы близкой к

странам - экономическим лидерам. Во-вторых, рост этот оказался неустойчивым

(что доказала серия последних кризисов развивающихся стран), а феномен Китая

объясняется закрытостью его экономики и огромным влиянием государства.

Россия сегодня в этом смысле - полнейший антипод Китая. Сегодняшняя

российская экономика более похожа на хозяйственную среду Европы и США конца

XIX века, с ее мало чем регламентированной свободой, высоким градусом

конкурентности и непрерывной чередой кратковременных подъемов и неприятных

кризисов. Только одна черта отличает наше хозяйство от тогдашнего

капиталистического - творческая сдержанность и невысокий инновационный

потенциал.

Мы пошли по пути проторенному - решили продавать сырье и копировать товары

народного потребления, придуманные когда-то Западом. Это было естественно для

нас, только-только расставшихся с советским планом, и это было мощнейшей

инновацией. Но вот прошло десять лет, и стало ясно: этот путь нас плохо

кормит. Что дальше?

Нынче перед российской экономикой стоят три большие задачи: расчистка

завалов, препятствующих энергичному развитию внутреннего рынка, создание

разветвленной финансовой системы и выращивание мощного и гибкого

инновационного сектора хозяйства. Решение всех трех задач будет в течение

десятилетия питать наш экономический рост, но у последней - построение

инновационного рынка - особая роль. Именно этот хозяйственный сегмент

позволит России найти свое особое место в международном разделении труда и

благодаря этому стать партнером, равным более экономически сильным на

сегодняшний день контрагентам.

Но что значит создать инновационный рынок? Значит ли это, что мы должны

быстро определить некоторые основные направления развития НТП и резко

увеличить финансирование академической науки по этим направлениям? На наш

взгляд, нет. Похоже, что в условиях открытого рынка такие централизованные

действия не дадут эффекта. Основные усилия и ресурсы должны быть потрачены на

создание широкой инфраструктуры уже спонтанно развивающегося инновационного

рынка. Инфраструктуры, которая позволит соединить инновационное предложение и

спрос на инновации.

Наш научно-технический потенциал все последнее десятилетие не давал покоя и

отечественным предпринимателям, и людям западным. В какой-то момент, в самом

конце 90-х, стало казаться, что все - Россия в научном смысле исчерпана. Она

лишилась и школ, и кадров, и перспектив. Однако именно сейчас на наших глазах

происходит перелом. Все чаще мы обнаруживаем успешные коммерческие

предприятия, деятельность которых основана на производстве нововведений. Как

правило, руководят такими фирмами люди, удачно совместившие в себе научную

базу и коммерческую жилку. Но даже этим, уже опытным, инновационным

менеджерам не хватает мощной рыночной инфраструктуры. Каковы будут ее задачи?

Задача номер один - облегчение поиска актуальных нововведений. Задача номер

два - стимулирование спроса на новые разработки со стороны крупных

отечественных компаний. Третья задача - система финансирования венчурных

проектов. Четвертая - система, облегчающая выход инновационных фирм на западный

фондовый рынок. Иначе говоря, создание инновационного рынка сегодня - это,

прежде всего создание каналов коммуникаций производителей, потребителей и

финансистов.

6. Причины неадекватной оценки инвесторами российских технологий и

изобретений

Несмотря на значительное превосходство некоторых отраслей российской науки

над зарубежными отечественные изобретения и разработки до сих пор пользуются

незначительным успехом на мировом рынке. Бурный интерес, подогреваемый

политической конъюнктурой, в начале 90-х годов сменился плохо скрываемой

прохладой, а иногда и вовсе нежеланием работать с российскими учеными и

партнерами.

Значит ли это, что Россия навсегда отстала от мировых тенденций в развитии

наукоемких технологий? Или, может, квалификация наших ученых низка? Ответим

сразу на эти вопросы. Нет. Ни первое, ни второе.

Помимо традиционно известных проблем, которые стоят перед российской наукой,

а именно: плохое финансирования научных центров, научный и неприкладной

характер множества НИОКР и многие др., есть еще один момент, на который мало

обращается внимание. Дело в том, что большинство российской науки до сих пор

не научилось работать по правилам рынка. Большинство ученых мало

представляют, как можно использовать их изобретения, каковы шансы их

коммерческого успеха. Более того, ученые мало понимают в каких отраслях, и

какие компании могли бы заинтересоваться изобретением или технологией. Налицо

проблема отсутствия институтов эффективной коммерциализации технологий.

Даже если ученый понял к кому можно обратиться по поводу продажи своей

технологии, он сталкивается с отсутствием должного внимания и понимания того,

что он делает.

Подавляющее большинство ученых не то, что не могут грамотно составить бизнес-

план, они с трудом объясняют, нужно ли вообще какой-нибудь компании его

изобретение. Некоторые недобросовестные корпорации пользуются этим, по сути,

воруя чужие труды. А ученые остаются ни с чем, зачастую даже не понимая, что

их использовали.

Дело тут не в том, что наши ученые такие уж наивные. Просто они в данном

случае занимаются не своим делом. Коммерческую жилу в изобретениях и для

технологий должны искать профессиональные экономисты. Привлекать инвестиции -

финансисты.

У активно работающего ученого за это не должна болеть голова. Более того, ему

вовсе не обязательно обивать пороги корпораций, которые могли бы купить их

продукт интеллектуального труда. Этим должны заниматься профессиональные

компании, которые как раз и специализируются на поиске практического

применения изобретений, переговорах с инвесторами, написании бизнес-планов.

Это самостоятельный блок работы, который не менее трудоемок (а часто и

гораздо более), чем весь процесс НИОКР.

Ведь хорошая технология и изобретение далеко не достаточное условие для

успешного производства. Как показывает практика, у крупной корпорации есть в

запасе огромное количество изобретений и технологий, которые она до поры до

времени держит в запасе, ожидая подходящего момента, чтобы их внедрить в

производство. Более того, у крупных компаний, например, масштаба Siemens,

есть свои огромные подразделения, которые как раз и занимаются разработкой

новых технологий и интеграцией их в производственный процесс. Siemens

ежегодно тратит порядка 5 млрд. долларов на инновационную деятельность.

Дело в том, что перспективная технология требует огромных вложений, и к

моменту предложения еще чего-либо взамен компании потребуется пересмотреть

планы на несколько лет вперед. Более того, уже запущенные технологии должны

выработать свой ресурс, и отказ от них означал бы колоссальные убытки для

компании. Поэтому вполне логично наблюдать ситуацию, когда на предложения

ученого подавляющее большинство компаний отвечают отказом (хотя чаще на

предложения вообще никто не обращает внимания). Чтобы знать 'нужный момент'

для предложения, нужно хорошо разбираться в бизнесе этой компании.

На западе для выполнения этих функций уже существует целое направление,

которое переплело в себе деятельность по поиску перспективных технологий и

знаний с опытом организации бизнеса. Эти компании могут профессионально

проанализировать технологию, придать ей коммерческую составляющую, найти

перспепективных покупателей.

Скорее всего, рост числа компаний, которые бы предоставляли подобные услуги,

является ключевым фактором повышения конкурентоспособности российских

технологий.

7. Продвижение на рынок наукоемкой продукции - основная задача

государственной инновационной и инвестиционной политики

Одной из важнейших задач развития государственной экономики, решаемой

федеральными органами исполнительной власти, является обеспечение

кардинального повышения конкурентоспособности отечественных производств.

Главной причиной низкой конкурентоспособности отечественных товаров на

мировом рынке наукоемкой продукции является застарелая болезнь советской

экономики - невосприимчивость к инновациям, негибкое реагирование на рыночную

ситуацию, несмотря на то, что российские научные разработки зачастую

превосходят зарубежные аналоги или не имеют их вовсе.

Создание благоприятных условий для развития инновационных процессов - забота

органов государственной власти. Без сильной целенаправленной государственной

политики в области инновационной деятельности добиться коренного перелома в

повышении конкурентоспособности отечественных производств невозможно.

Налоговая и таможенная системы, законодательное обеспечение охраны и защиты

прав на интеллектуальную собственность должны создавать у всех участников

инновационного процесса - ученых и разработчиков, производителей и инвесторов

- высокие мотивации в быстром достижении коммерческого успеха.

Созданная с активной государственной поддержкой инновационная инфраструктура

- инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы,

информационные системы, фонды поддержки инноваций, в том числе венчурные,

развитая система подготовки и повышения квалификации специалистов в области

менеджмента - позволяет расширить масштабы инновационных процессов, вовлекая

в них все новых и новых участников.

Мировая практика имеет богатый опыт активизации инновационных процессов

применительно к разным экономическим и политическим условиям,

воспользовавшись которым мы можем значительно сократить время выхода

экономики нашей страны на инновационный режим развития.

Одним из стратегических направлений структурного оздоровления российской

экономики является развитие предпринимательства в научно-технической и

производственной сферах. Важнейшим звеном предпринимательского сектора

являются малые предприятия. Обладая гибкостью и мобильностью, они быстро

реагируют на потребности рынка, обновляя или создавая в короткие сроки

конкурентоспособную продукцию. Таким образом, они становятся необходимым

элементом технологии продвижения результатов научных исследований и

разработок в производство. Существенно более высокие экономические показатели

достигаются в Инновационно-промышленных комплексах (ИПК), где успешно

действующие малые предприятия организационно и финансово интегрируются с

крупным производством с целью полномасштабного освоения новой продукции.

Широкомасштабное развитие инновационных процессов нереализуемо без

привлечения значительных внебюджетных финансовых средств в инновационные

проекты. Известные особенности российского финансового рынка потребовали

разработки специального механизма привлечения частного капитала в область

высоких технологий. Основной смысл этого механизма заключается в отборе

разработок, имеющих высокий коммерческий потенциал, и долевом способе

финансирования инновационного проекта.

Переход на инновационное развитие России требует наличия достаточного

количества кадров, способных управлять инновационным процессом и осуществлять

реализацию инноваций. Такое развитие невозможно без массового появления новой

для России категории специалистов-менеджеров по коммерциализации технологий и

управлению технологическими инновациями и инновационными фирмами.

Минпромнауки России совместно с Минобразованием и Минтрудом России

разработана и начала реализовываться программа по созданию многоуровневой

системы подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-

технической сфере. В рамках ее выполнения создано первое в России высшее

учебное заведение такого профиля - Российский государственный университет

инновационных технологий и предпринимательства.

Без выявления тенденций развития рынка технологий по отраслям и регионам

невозможно определение перспективных направлений развития инновационной

сферы. Чтобы иметь возможность отстаивать интересы отечественных

товаропроизводителей, необходимо постоянно наблюдать динамику изменения

потребностей в отраслях экономики. Это позволит оказывать своевременную и

адресную государственную поддержку перспективным проектам, имеющим потенциал

к широкому внедрению в производство.

Одним из эффективных механизмов реализации инновационного процесса в условиях

рыночной экономики является проведение информационно - рекламных мероприятий,

отечественных и международных инновационных и специализированных выставок.

Главная цель этих мероприятий - использование возможностей выставок как

инструмента маркетинга научно-технических и инновационных разработок, для

рекламы продукции и услуг и поиска перспективных деловых партнеров.

Заключение

В вопросе привлечения инвестиций в российскую экономику ничтожно мало

неясного. Основная масса специалистов, экономистов, чиновников и экспертов,

конечно, расходятся в деталях: так, одни считают, что России нужны

иностранные инвестиции; другие - что в последние годы рост шел, главным

образом, за счет внутренних инвестиционных ресурсов; третьи - что в России

мало денег, да и те, которые есть, не идут в реальный сектор; четвертые - что

деньги в России есть, но нужно их эффективно использовать. Но все они

солидарны в главном: инвестиции в экономику - это позитивно. При этом

общеизвестно, что для того, чтобы ситуация стала еще позитивнее, необходимо

развивать отечественный фондовый рынок, стимулировать инвестирование в

перерабатывающие отрасли, реализовать, наконец, заявленные идеи налоговой

реформы, дебюрократизировать экономику и развивать корпоративную культуру.

Среди мер по привлечению и активизации инвестиций следует назвать:

- достижение национального согласия между различными властными структурами,

социальными группами, политическими партиями и прочими общественными

организациями;

- радикализация борьбы с преступностью;

- замедление темпов инфляции;

- мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные

нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

- запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

- предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным

инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью

компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с

другими направлениями их деятельности;

- - создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и

конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых

компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих

рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и

заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их

реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под ключ";

- создание в кратчайшие сроки Национальной системы

мониторинга инвестиционного климата в России;

- привлечение инвестиций при помощи отечественного фондового рынка;

- создание системы финансирования научно-исследовательских разработок;

- разработка и внедрение новых инновационных программ в целях

привлечения инвестиций в экономику и т.д.

Интересно только, когда об этих мероприятиях можно будет говорить, как о

свершившихся фактах?

Но всё-таки хотелось бы закончить на оптимистической ноте.

Герман Греф, министр экономического развития и торговли РФ, на своем

выступлении перед Европейским деловым клубом в феврале 2002г.сказал

следующее: «Темпы роста российской экономики становятся более устойчивыми, но

снижаются. При этом очень важным является такой показатель, как рост

зарубежных инвестиций. Подведены итоги за 9 месяцев 2001 года: в нефинансовый

сектор поступило 9,7 миллиардов долларов США иностранных инвестиций, что

больше чем на 23% превышает соответствующий показатель 2000 года. И общий

объем накопленных инвестиций на октябрь 2001 года составил 34,4 млрд.

долларов США. В том числе прямые инвестиции - 17,7 млрд. Это - очень хороший

показатель. Неплохая динамика - это один из индикаторов того, что курс на

улучшение делового климата в стране, выбранный Правительством, дает

результаты и поддерживается инвесторами.»

В октябре Министерство экономического развития и торговли внесло в Думу новую

редакцию Федерального закона «Об инвестиционной деятельности на территории

РФ». По мнению разработчиков законопроекта, он должен стимулировать

привлечение прямых иностранных инвестиций и способствовать инвестиционной

активности отечественных финансовых и промышленных структур.

Список использованных источников

1. Экономические реформы в России: итоги первых лет (1991 – 1996). М.:

Наука, 1997. – 271 с.

2. Ендовицкий Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной

деятельности: методология и практика/ Под ред. Проф. Л.Т, Гиляровской. – М.:

Финансы и статистика, 2002. –400 с.: ил.

3. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. Для вузов. – М.: Гуманит.

Изд. Центр ВЛАДОС,1999. – 520 с.

4. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. Пособие. – 2-е изд.,

перераб. И доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 304 с.: ил.

5. Еженедельные деловые журналы «Эксперт», «Профиль»

6. Газеты «Коммерсант»


© 2007
Использовании материалов
запрещено.