РУБРИКИ

: Экономическая теория

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

: Экономическая теория

своих привлеченных ресурсов, уровня учетных ставок по кредитам коммерч.

банкам, доведения до них экономических нормативов, проведение операций с ц/б.

ЦБР осуществляет рефинансирование коммерч. б., предоставляя им краткосрочные

кредиты и выступая кредитором последней инстанции. Второй уровень банковской

системы - широкая сеть коммерч. б, обеспечивающих кредитно-расчетное

обслуживание, специальные банки (ипотечные - кредитующие под залог

недвижимости, земельные - под залог земельных уч-ков, инвестиционные -

осуществляющие операции по выпуску и размещению корпоративных ц/б. Особое

место в кр. с. занимает Внешэкономбанк, преобразованный в банк по

обслуживанию внешнего долга РФ, а также Банк реконструкции и развития,

созданный гос-вом для финансирования правительственных целевых программ с

использованием бюджетных ресурсов на выдачу льготных кредитов. Также вхо-дят

союзы, ассоциации, консорциумы, специальные финансово-кредитные институты

(кредитные союзы и кооперативы, финансовые и трастовые компании, страховые

компании, частные пенсионные фонды и др. Таким образом, в РФ постепенно

форсируется кредитная система, которая строится на тех же принципах, что и в

странах с развитой рын.э.

52. Понятие финансов. Финансовая система и ее элементы.

Финансовая система - совокупность различных форм организации финансовых

отношений.

Финансовая система включает в себя следующие основные финансовые институты:

государственные финансы; финансы предприятий и организаций; финансовый рынок.

Финансы предприятий и организаций обеспечивают процесс формирования и

использования доходов первичной производственной структуры, а также

регулируют распределительные отношения на уровне микроэкономики.

Финансы государства обеспечивают формирование и использование государственных

доходов и функционируют на основе создания различных централизованных фондов.

Состав государственных финансов: государственный бюджет; государственное

социальное страхование; пенсионный фонд и фонд социального обеспечения;

имущественное и личное страхование через государственные организации;

государственный кредит;

фонды целевого назначения.

Финансовый рынок представляет собой сферу функционирования разнообразных

ценных бумаг, выпускаемых государством и предприятиями с целью привлечения

?????????

Роль финансовой системы заключается в том, чтобы с помощью финансовых

отношений влиять на темпы и пропорции социально-экономического развития

страны.

Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм двумя методами:

финансовое обеспечение (государственный бюджет);

финансовое регулирование (система налогов).

53. Государственные и местные бюджеты.

2. Бюджетная политика осуществляется с помощью бюджетной системы.

Бюджетная система государства - совокупность всех бюджетов, созданных в

государстве на различных уровнях государственных структур власти и

управления.

Бюджетная система основывается на бюджетном устройстве, которое устанавливает:

виды бюджетов; взаимоотношение бюджетов; разграничение доходов и расходов в

бюджете; определяет принципы и основы построения бюджетных систем;

законодательное осуществление и закрепление бюджетного права.

В основе бюджетной системы любой страны лежит административно-территориальное

деление.

Бюджетная система включает в себя следующие виды бюджета: государственный

бюджет; республиканские бюджеты; местный бюджет.

Бюджет (государственный) - система экономически распределенных отношений,

которая охватывает все общество.

Бюджет имеет такие структуры: доходную; расходную.

Бюджетный дефицит - сложное экономическое явление. Оно свидетельствует о том,

что страна хочет тратить больше, чем может.

Бюджетный дефицит не означает несбалансированности бюджета. Это означает

только несоответствие постоянных собственных доходов государственного дохода

его расходам.

54.ИНФЛЯЦИЯ., ФОРМЫ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ.ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ИНФЛЯЦИИ

Инфляция - кризисное состояние денежной системы, обусловленное

диспропорциональностью развития общественного производства, проявляющееся,

прежде всего в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги, что ведет

к перераспределению национального дохода а пользу определенных социальных

групп. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ.

1. неравномерный рост

цен на товары и услуги, что приводит к обесцениванию денег, снижению их

покупательной способности.

2. понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранным.

3. увеличение цены золота, выраженной в национальной денежной единице.

Природа возникновения - несоответствие между обращением товарной и денежной

массы, порождаемое чаще всего выпуском в обращение избыточных наличных и

безналичных денег, не обеспеченных товарами. В некоторых случаях применяется

специальный термин инфляционная экономика, чтобы подчеркнуть многогранность

инфляционного воздействия на различные стороны и сферы народного хозяйства и

самоподдерживающийся характер инфляционных процессов.

ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ: рост цен на мировом рынке на топливо и благородные металлы,

неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в

условиях значительного импорта зерновых.

ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ: деформация народнохозяйственной структуры, дефицит бюджета,

эмиссия и увеличение скорости

обращения денег.

ТИПЫ ИНФЛЯЦИИ:

1)."инфляция покупателей" (инфляция спроса)

Избыточный спрос приводит к взлету цен.

2)."инфляция продавцов" (инфляция предложения, инфляция издержек. В этом

случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут

издержки (в силу повышения заработков, удорожания сырья и топлива и др.).

В реальном мире ситуация гораздо сложнее, и разделить два вида инфляции

весьма сложно. Инфляция спроса продолжается до тех пор, пока существуют

чрезмерные общие расходы, а инфляция издержек сама себя ограничивает: из-за

уменьшения предложения реальный объем национального продукта и занятости

сокращается, и это ограничивает дальнейшее увеличение издержек.

ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ.

1. Ползучая инфляция, для которой характерны

относительно невысокие темпы роста цен, примерно до десяти или несколько более

процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой

рыночной экономикой. И она не представляется чем-то необычным. Средний уровень

инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3

- 3.5%.

2.Голопирующая инфляция в отличие от ползучей становится

трудноуправляемой. Темп ее роста выражается, как правило, двузначными

цифрами (до 100% в год).

3. Гиперинфляция - ежегодный темп прироста цен свыше 100%. Особенность

гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные

функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют.

На полную мощность работает печатный станок, развивается невероятная

спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить

гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Но однозначных

методов борьбы с гиперинфляцией нет.

55.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ.

1.Ухудшается экономическое положение:

· снижается объем производства, поскольку колебание и рост

цен делают неуверенными перспективы его развития;

· перелив капитала из производства

в торговлю и посреднические операции, где быстрее его оборот, больше прибыль и

легче уклоняться от налогообложения;

· рост спекуляции в результате резкого изменения цен;

· уменьшение кредитных операций;

· обесценивание финансовых ресурсов государства.

2. Возникает социальная напряженность:

снижаются реальные доходы

(количество товаров и услуг, которые можно купить на сумму номинального дохода).

перераспределение национального дохода в ущерб наименее обеспеченных слоев;

особенно страдают от инфляции люди, живущие на фиксированные доходы: пенсии,

зарплата госслужащих, пособия. Для их защиты необходима система индексации

пособий; люди, живущие на нефиксированные доходы могут и выиграть от

инфляции;

обесценивание сбережений.

непредвиденная инфляция приносит выгоду дебиторам за счет кредиторов.

Получатель ссуды берет в долг “дорогие” рубли, а возвращает - “дешевые”.

последствия инфляции в сфере распределения были бы не такими тяжелыми, если

бы люди могли предвидеть инфляцию и имели бы возможность корректировать свои

номинальные доходы.

3.Некоторые экономисты считают, что инфляция связана обратной зависимостью с

безработицей: чем выше уровень инфляции тем ниже уровень безработицы, и что

можно достичь полной занятости при довольно скромном уровне инфляции

, т.о. умеренная ползучая инфляция может содействовать оживлению экономики.

56. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА, МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ.

Антиинфляционная политика - комплекс мер по государственному регулированию

экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Два пути:

1. Дефляционная политика - направлена на сокращение бюджетного дефицита,

ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной э

миссии. В соответствии с монетаристскими рецептами

применяется таргетирование - регулирование темпа

прироста денежной массы в определенных пределах в соответствии с темпом роста

ВНП.

2.Политика регулирования цен и доходов, имеющая

целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация

доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стоимостью стандартной

потребительской корзины и согласуемая с динамикой

индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться

пределы повышения цен или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача

кредитов и т.д. МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ:

стабилизация и стимулирование производства,

совершенствование налоговой системы,

создание рыночной инфраструктуры,

повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности,

регулированию курса национальной валюты,

проведение определенных мер по регулированию цен и расходов,

достижение политической стабильности,

структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике

диспропорций.

57. ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ.

Дефляция-изъ

ятие из обращения излишних денег. Нулиф

икация - изымание старых денег из обращения. Деном

инация - изменение масштаба

цен в определенном соотношении. 61

г. - 1/10, 98г. - 1/1000. В таком

же соотношении

изменяются цены, тарифы,

з/п, срок для обмена короткий. Девальвация - изменение курса нац. ва

люты по отношению

к иностранной или изменение металлич. содер

жания ден. единицы. Р

евальвация

- повышение курса

ден. ед. по отношению к

иностр. Реформы -

кардинальное изменение мас

штаба цен. Главным условием проведения реформы

является подъем производства.

1922 - реформа денег 1р к 10000, 1 червонец

: 0,75г. золота. 23

г. - 1 к 1000 была конвертируемая валюта до 26г. 24

- 1 к 100, вывозили, до 28 г.- ввозили. 29 - ввели кар

точные ненастоящие

деньги 46 - не урожай - реформы нет

47-реформа за 10 дней,

деноминация 1/10. У предприятий

деньги остал 1/1. Цены остались на уровне

карточек 50 - новое соотношение рубля к доллару

, 1рубль: 0.222 г

золот. 61-девальвация 1/10, но отношение 1 рубля:

0,987 г. золота, т.е. пошла скрытая инфляция, т.к.

старые деньги лучше новых. Валютная интервенция -

введение в обращение параллельной твердой ва

люты

58.Экономический рост, его сущность, цели и основные типы.

Воспроизводство производительных сил это есть постоянное возобновление

рабочей силы, средств производства и природных ресурсов.

Воспроизводство производственных отношений это есть воспроизводство

социально-экономических форм производства и воспроизводство отношений между

людьми.

Воспроизводство бывает простое и расширенное.

Простым воспроизводством является такое воспроизводство, когда размеры

произведенного продукта и его качество остается низким из года в год.

Расширенное воспроизводство - это такое воспроизводство, когда размеры

произведенного продукта и его качество из года в год возрастает и

совершенствуется.

Расширенное воспроизводство воплощено в экономическом росте. Экономический

рост - это динамика общественного продукта и факторов его производства.

Бывает двух типов: экстенсивный и интенсивный.

При экстенсивном типе экономический рост достигается количественным

увеличением факторов производства при сохранении прежней технологии

производства.

При интенсивном типе экономический рост достигается путем качественного

совершенствования факторов производства.

НТП и НТР обуславливают необходимость и возможность перехода к новому типу

экономического роста.

Современный тип экономического роста - это развитие интенсификации

производства на основе НТР.

Показатели современного типа экономического роста:

· повышение качества продукции;

· повышение производительности труда;

· ресурсосбережения, т.е. уменьшение удельного расхода ресурсов на

единицу полезного эффекта;

· динамика фондоотдачи;

· снижение текущих затрат живого и овеществленного труда на единицу

продукции;

· интегрированный показатель нового типа экономического роста - рост

эффективности общественного производства.

Общий показатель - высокие конечные результаты.

59. Экономические кризисы и циклический характер воспроизводства.

1.Воспроизводство общественного капитала носит циклический характер.

Воспроизводственный цикл включает: кризис; депрессия; оживление; подъем.

Кризис характеризуется следующими чертами:

· падает производство;

· перепроизводство (перенакопление) промышленного капитала во всех

его функциональных формах: товарная; денежная; производительная;

· банкротство промышленных и торговых предприятий, прежде всего

средних и мелких;

· рост безработицы;

· снижение жизненного уровня.

Депрессия характеризуется следующими чертами:

· повышается степень эксплуатации;

· самовозрастает капитал медленно и постепенно;

· производство расширяется, но очень незначительно;

· постепенно рассасываются товарные запасы;

· инвестиционный капитал приспосабливается к новым ценовым

пропорциям и новой структурной перестройке.

Оживление характеризуется следующими чертами:

более или менее устойчивым расширением производства;

· повышается загрузка производственного аппарата;

· быстро увеличиваются прибыли.

Подъем характеризуется тем, что исходным пунктом циклического

подъема считается восстановление докризисного уровня производственной

активности:

· расширяется спрос на рабочую силу;

· рассасывается безработица;

· растет заработная плата;

· повышается платежеспособный спрос на предметы потребления;

· расширяется рынок для отраслей первого подразделения.

Материальной основой циклического воспроизводства является обновление

основного капитала.

2. Теоретические и практические вопросы развития конъюнктуры ????

Кондратьев открыл концепцию длинных волн общественного воспроизводства.

Эта концепция утверждает, что общественное воспроизводство развивается

циклически.

Циклы бывают:

большие (40-55 лет) - состоят из двух фаз или двух волн:

повышательной; понижательной;

малые (8-10 лет).

Кондратьев вычленил 2.5 больших цикла за 140 лет хозяйственной истории:

1) с 1787-1792 по 1810-1817 гг. - повышательная волна; с 1810-1817 по 1844-

1851 гг. - понижательная волна;

2) с 1844-1851 по 1870-1875 гг. - повышательная волна; с 1870-1875 по 1890-

1896 гг. - понижательная волна;

3) с 1890-1896 по 1914-1920 гг. - повышательная волна; с 1920 до 40-х гг. -

понижательная волна;

4) с конца 40-х до начала 70-х гг. - повышательная волна; с 70-х гг. - все

80-е годы - понижательная волна.

Экономической основой длинных волн является так называемый технологический

цикл, который характеризуется тем, что в течение приблизительно двух

десятилетий перед началом повышательной фазы наблюдается оживление в сфере

технических изобретений, а затем в годы хозяйственного подъема их широкое

применение.

3.Современный цикл развития характеризуется тем, что кроме обычных

циклических кризисов общего перепроизводства существуют так называемые

структурные кризисы, которые не укладываются в рамки одного

воспроизводственного цикла. Структурный кризис поражает спрос на продукцию,

который растет медленнее, чем экономика в целом, а иногда и абсолютно

сокращается. К таким отраслям относятся: черная и цветная металлургия;

угольная промышленность.

К структурным кризисам относятся: энергетический кризис; сырьевой кризис.

60. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ И ЕГО ПОКаЗАТЕлИ.

Понятие УЖ хар

актеризует количественную меру благосостояния лю

дей и чаще всего характеризуется количественными и числовы

ми показателями. Основные измерители уровня жи

зни:

Структура и уровень

потребления основных

видов благ и услуг в натуральном выражении в

расчете на 1 чел. или 1 семьи из 4 чел.вгод;

мера обеспеченности

человека и семьи потребительскими благами: показате

ли годового

потребления пищи, одежды, обуви

, обеспеченности жилой площадью, мебелью,

товарами длительного пользования, предметами

культурно-бытового назначения и хозяйственного

обихода,

обеспеченность населения ш

колами, д/с, врачебным обслуживанием,

парикмах., банями, столовыми.

Чтобы понять, насколько такой уровень соответствует потребностям лю

дей, его сравнивают с нормативами потребления,

выработанными с учетом рекомендаций науки о питании. К числу употребляемых

показателей уровня жизни относят - денежные доходы населения, в расчете на 1

чел или семью. Важно чтобы месячный доход превышал

прожиточный минимум (потребительская

корзина). Прожиточный минимум существенно

зависит от цен, поэтому в условиях инфляции он

непрерывно меняется. Люди которые употребля

ют ниже предусмотренного прож. минимума живут

за чертой бедности. - общ

ественные фонды потребле

ния (блага и услуги предоставляемые государством

населению бесплатно или за ограниченную п

лату). - имущественные и денежные накопления. - средняя продолжительность

жизни, детская и общая

смертность, уровень заболеваемости. - кол-во

свободного времени. Если судить об уровне жизни людей по их текущему потреблени

ю, то самое существенное влияние играют доходы

и цены.

61. Структура доходов и расходов населения. Дифференциация населения по

уровню доходов.

Потребительский бюджет(ПБ) - таблица, в которой сопоставляются денежные

доходы и расходы человека или семьи. Реальные бюджеты строятся на основе

опроса, изучения анализа, статистики доходов и потребления отдельных,

наиболее представительных групп населения.

Рациональный ПБ - теоретический Б, построен исходя из рациональных норм

потребления материальных и духовных благ, услуг в определенном целесообразном

наборе.

Бюджет потребительского минимума составляется на основе набора минимально

необходимых потребительских товаров, услуг, расходов.

Доходы: З/П, пенсии, стипендии, пособия, дополнительные выплаты, доходы от

личного хозяйства, благотворительная помощь.

Расходы: продукты питания, одежда и обувь, мебель, предметы культурно-

бытового назначения и хозяйственного обихода, квартплата и бытовые услуги,

культурные нужды, табачные и вино-водочные изделия, транспорт, уплата

налогов, а также образование сбережений. Наряду с балансом доходов и расходов

на образ и уровень жизни влияют зависимость между доходами и потреблением и

дифференциация доходов. Согласно закону Энгеля при росте доходов потребление

смещается в область более дорогих и ценных товаров.

Взаимосвязь между уровнем потребления и величиной дохода наз. функцией

потребления.

Обычно связь м. потреблением и доходами близка к линейной. Если бы семьи

тратили все свои доходы на потребление, то функция потребления имела бы вид

прямой, расположенной под углом 45 град к осям координат. Но не все доходы

тратятся на текущее потребление, часть из них откладывается на накопление и

представляет собой расходы будущих периодов.

Прямая имеет вид: Y = k * X (X - доходы,Y - потребление).

k < 1. k - характеризует склонность к потреблению.

Денежные доходы распределяются не равномерно между людьми, т.е. имеет место

дифференциация доходов. Степень неравенства устанавливается путем сопоставления

величины денежных доходов, получаемых 10% группой людей с самыми низкими

доходами и с самыми высокими. Более обстоятельный подход к оценке степени

неравномерности распределения доходов заключается в построении кривой

распределения доходов(кривая Лоренца). X - процент дохода, Y -

процент населения. Из графика видно: 60% населения получают 40% общего дохода.

Если бы доходы всех семей были одинаковы, то это была бы прямая под углом 45

град.

62.Безработица, ее причины и формы, методы преодоления.

Безработица - социально-экономическое явление, ори котором часть

активного населения не может приложить свою рабочую силу. Безработным в

Российской Федерации признаются граждане, которые не имеют работы и заработка

зарегистрированы в службе занятости в целях подходящей работы и готовы

приступить к ней.

Порождается безработица в условиях рыночной экономики под действием

конкуренции на рынке труда, усиливается в период экономических кризисов и

последующего резкого сокращения спроса на рабочую силу.

Основной контингент безработных в России - люди пожилого возраста, женщины,

молодежь.

Различают три вида безработицы: фрикционную, структурную, циклическую

. Фрикционная безработица существовала всегда, так как связана с переменой места

работы, и граждане в поисках лучшей работы идут на это добровольно.

Структурная безработица связана с изменением структуры производства и, как

результат, несовпадением предложения рабочей силы и спроса на нее.

Циклическая безработица возникает в определенные моменты в жизни общества: во

время спада производства, депрессии и т. д., когда спрос на рабочую силу

очень низок.

Безработица принимает самые разнообразные формы: временную, сезонную,

региональную, молодежную и т.д.

Ожидается, что к 2000г. проблемы безработицы еще более обострятся, поэтому

государство, стремясь не допустить или минимизировать безработицу, должно

активно выполнять социально-защитные, регулирующие функции. Причины

безработицы в России:

структурная перестройка экономики, диспропорции ее развития;

закрытие неконкурентоспособных, убыточных и потерпевших банкротство предприятий;

высвобождение работников в результате внесения прогрессивных методов

хозяйствования (аренда, кооперация и т.д.) и приватизация предприятия;

внедрение в производство новой техники и технологии;

структурная перестройка предприятий, отсутствие работы по специальности;

ликвидация экологически вредных производств под влиянием общественного мнения.

Уровень безработицы минимален в странах политически стабильных, экономически

развитых, с отлаженной системой социальной защиты.

Важным для ликвидации безработицы, специфическим для состояния в России

является снятие административных, правовых и экономических ограничений,

препятствующей свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института

прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной

собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости

населения. Меры по сокращению безработицы следующие:

1.Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих

мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др.

специальности и т.д.);

2.Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов

и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сел./хоз. продукции);

3.Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости

населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские

хозяйства);

4. Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям

и профессиям

5. Использование гибких форм занятости ( надомный труд, неполный рабочий

день, неделя);

6. Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение

ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.

63.Государственная политика по социальной защите безработных.

В Законе РФ “О занятости населения в РФ” определена политика госуд-ва в

области занятости населения, права граждан в области занятости, а также вопросы

регулирования, организации занятости и создания государственной службы

занятости населения.

Закон определяет организационные, правовые и соц.-экономические гарантии

реализации прав человека на получение работы в условиях рыночной экономики,

равноправия форм собственности. Он создает условия, обеспечивающие занятость

населения с учетом норм Конституции России и международного права. В

международную организацию труда наша страна вступила в 1954г. МОТ

осуществляет Всемирную программу занятости, в соответствии с которой оказывает

странам мира практическую помощь в выборе политики, призванной привести к

созданию большего числа мест в промышленности, в сел/хоз., на общественных

работах и в других секторах, а также в выборе технологий и программ подготовки,

которые будут полностью использовать трудовые ресурсы в целях экономического и

социального прогресса.

Для содействия занятости населения, удовлетворения потребности граждан в

работе, предотвращения безработицы и социальной защиты от ее последствий на

республиканском и местном уровнях разработана Государственная программа

содействия занятости. Государственные республиканская и региональная

программы занятости предусматривают:

1.Увеличение числа рабочих мест, повышение экономической заинтересованности

предприятий, учреждений в продуктивных и гибких формах занятости населения;

2. Меры содействия занятости населения в сельской местности;

3.Обеспечение занятости нуждающихся в социальной защите граждан пенсионного

возраста;

4. Совершенствование системы воспроизводства рабочей силы в увязке с

развитием рабочих мест, подготовкой и переподготовкой, повышением

квалификации, профессиональной переориентацией населения, повышением

эффективности использования трудовых ресурсов;

5. Создание условий для направления высвобождаемых работников в первую

очередь в развивающиеся отрасли народного хозяйства;

6. Совершенствование организац-й структуры госуд-й службы занятости,

формирование ее материальной, кадровой, информац-й, статистич-й, финансовой и

научно-методической базы;

7. Содействие добровольному перенаселению граждан с выделением

соответствующих материальных и финансовых средств.

Государственная политика в области занятости населения направлена также на

поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, на координацию

деятельности государственных органов занятости, профессиональных союзов,

ассоциаций предпринимателей в разработке, реализации и контроле за

выполнением мер по обеспечению занятости населения, международное

сотрудничество в решении проблем занятости населения.

Для реализации политики занятости населения в РФ созданы служба занятости. В

республиках в составе РФ также созданы службы занятости населения: в краях,

областях, автономных округах, городах. Существуют и коммерческие бюро,

агентства, оказывающие платные услуги в трудоустройстве граждан за рубежом,

допускается только по лицензиям. Лицензии выдаются при наличии сертификата,

полученного от Федеральной госуд-й службы занятости. В обязанности службы

занятости входят: анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую

силу; информация о состоянии рынка труда; учет свободных мест, регистрация

безработных; выплата пособий и т д.

64.Сущность и основные черты всемирного хозяйства.

Единого понимания среди исследователей нет. Существует 3 основных подхода к

определению понятия мировой экономики или мирового хозяйства.

1)Мировое хозяйство - совокупность национальных хозяйств, истоки в австро-

венгерской школе 19 в. Совокупность национальных хозяйств, связанных

политическими и экономическими отношениями.

2)Мировая экономика - система международных экономических отношений. Единая

связь между национальными хозяйствами.

3)Мировая экономика - экономическая система, самовоспроизводящаяся на уровне

производительных сил, производственных отношений. Объединены экономические

силы, производственные отношения, правовые нормы.

Основа существования мирового хозяйства - целостность и устойчивость. Только

так возможна циркуляция продуктов в планетарном масштабе.

Сложность и иерархичность мирового хозяйства. Неравномерность в развитии. 1/3

покупательной способности у США, Японии и Германии при 9% населения. Цель

мирового хозяйства - удовлетворение спроса и человеческих потребностей.

Порядок функционирования мирового хозяйства базируется на нормах частного и

государственного права.

Мировое хозяйство - историческая и политико-экономическая категория.

Глобальное мировое хозяйство сложилось к н. 20 в. Мировой рынок образовался с

периода Великих Географических Открытий. Начало мировому хозяйству положило

мировое производство. Что повлекло переплетение мирового предпринимательского

и ссудного капитала. Мир поделен на сферы влияния, процесс формирования

международных монополий. В н. 20 в. мировое хозяйство состояло из: колоний и

метрополий.

Концепции глобальной экономической системы:

Империализма и неоимпериализма. Объясняет мировое хозяйство как

борьбу между ведущими странами за рынки. Империализм - стадия в развитии при

господстве финансового капитала и монополий, большое значение приобретает вывоз

капитала, процесс раздела мира трестами и монополиями в экономическом плане и

территориально между государствами.

Ленин, Бухарин, Люксембург. Социально-либеральное направление Гоббса.

Модернизации и неоэволюции.

1) Переход к современному экономическому обществу, в котором господствуют

духовные ценности. Традиционные общества управляются по-старому, не принимая

нововведений. Вебер видел в основе связанно-развивающиеся рыночные хозяйства,

протекционизм. Теория получила небольшое распространение.

2) Преобразование из традиционных обществ через процесс социальной

дифференциации. Доминировала в первой половине 20 в.

Зависимости.

Основал аргентинский экономист Фрейшнер. Существует 3 направления: концепция

зависимости и неразвитости, зависимого развития, воспроизводства зависимости.

Капиталистический рынок хозяйств одновременно порождает экономическое

развитие и неразвитость.

Мировой системы.

Основал Валерштейн. Делит мир на три центра: мировые ядра, периферийные

страны, полупериферийные страны. Существует зависимость в их развитии друг от

друга и от центра.

В последние десятилетия возникла теория, связанная с движением капитала,

интернационализацией хозяйства развитых стран. Противостоит всем другим

концепциям. Взаимоотношения не от в зависимости, а от взаимозависимости и

партнерства.

65. Формы и тенденции международных экономических отношений.

Международные экономические отношения (МЭО) - система хозяйственных связей

между национальными экономиками отдельных стран, соответствующими субъектами

хозяйствования. МЭО - особая сфера деятельности, основанная на международном

разделении труда. МЭО находят практическое выражение в обмене между странами,

представляющими их предприятиями, фирмами и организациями продукцией

(товарами и услугами) международной торговле, научно-технических,

производственных, инвестиционных, валютно-финансовых и кредитных,

информационных интернациональных связях, перемещении между ними трудовых

ресурсов. МЭО объективно вытекают из процесса разделения труда, международной

специализации производства и науки, интернационализации хозяйственной жизни.

Становление и развитие МЭО определяются усилением взаимосвязи

взаимозависимости экономик отдельных стран. Углубление и развитие МРТ, а

значит МЭО, зависят от естественных (природных, географических,

демографических и т.п.) и приобретенных (производственных, технологических)

факторов, а также социальных, национальных, этнических, политических и

нравственно-правовых условий. Указанные выше практические составные

направления и формы МЭО охватывают ряд сфер мирохозяйственной деятельности:

· международная торговля;

· международная специализация производства и научно-технических работ;

· обмен научно-техническими результатами;

· информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами;

· движение капиталов и рабочей силы;

· деятельность международных экономических организаций, хозяйственное

сотрудничество в решении глобальных проблем.

МЭО, являющиеся полем и результатом приложения труда, капитала, природных и

других ресурсов представляют собой одну из сфер рыночного хозяйства со

свойственными ему основными признаками. В этой сфере рыночные отношения

предполагают:

· множественность их объектов и субъектов;

· определяющее воздействие спроса и предложения;

· их взаимосвязь с ценами при необходимой гибкости и подвижности последних;

· конкуренцию.

Это дополняется свободой предпринимательства.

66. Свободные экономические зоны.

В последние десятилетия получила широкое распространение новая форма

внешнеэкономических отношений в виде создания на территории страны свободных

экономических зон.

СЭЗ представляет собой ограниченный район, часть территории страны, в

пределах которой действует льготный режим хозяйствования и

внешнеэкономической деятельности, предприятиям предоставлена более широкая

свобода экономических действий.

Правительства различных стран, создавая СЭЗ, преследуют самые разнообразные

цели. К таким относятся: активизация деятельности предприятий, расположенных

на их территории; модернизация промышленности; насыщение внутреннего рынка

высококачественными товарами; развитие внешнеэкономических связей; расширение

экспорта и импорта; привлечение иностранных инвестиций; освоение новых

технологий; развитие экономически отсталых районов; повышение квалификации

рабочей силы и т.д.

Для СЭЗ устанавливаются специальные, облегченные таможенные, торговые режимы,

предоставляется широкая свобода перемещения капитала, товаров и специалистов,

применяется льготный режим налогообложения предприятий.

СЭЗ могут располагаться как на небольшой площади, так и охватывать территорию

целых областей.

В зависимости от профиля деятельности, целей создания зон и характера

предоставления свободы различают следующие зоны:

свободные таможенные территории (освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и

вывоз товаров);

экспортные промышленные зоны (создаются для развития в них промышленности,

производящей продукцию на экспорт);

зоны свободной торговли (характеризуются снятием ограничений на торговлю);

зоны совместного предпринимательства (предназначены для осуществления бизнеса

с участием предпринимателей из разных стран);

свободные “открытые” зоны (характеризуются высокой степенью доступа в них

граждан других стран для ведения экономической деятельности);

технологические зоны (ставят своей целью развитие прогрессивных технологий);

комплексные зоны (сочетают свойства остальных).

Высокую эффективность в развитии экономики имеют небольшие зоны экспортного

производства и таможенные зоны, обладающие выгодными экономико-

географическими условиями. В таких зонах предоставляются льготы для ведения

хозяйства иностранным и отечественным предпринимателям, создается необходимая

производственная и социальная инфраструктура, соответствующая мировым

стандартам. Зоны этого вида создаются, как правило, в непосредственной

близости от крупных международных морских портов, аэропортов, железнодорожных

узлов. Такие зоны не требуют крупных финансовых и материальных ресурсов. Они

способствуют повышению эффективности внешних экономических связей.

Крупные СЭЗ ввиду значительности их территорий требуют концентрации большого

объема средств, необходимых для создания там соответствующей инфраструктуры.

Поэтому реальная отдача капиталовложений в такие зоны может иметь место через

продолжительное время. _ В начале 70-х годов СЭЗ существовали уже в 10

странах. В начале 90-х годов СЭЗ существовали примерно в 70 странах, а общее

число их составило примерно 600 зон. Торговый оборот СЭЗ весьма значителен и

охватил около 8 процентов объема мировой торговли.

Недостаток применяемой в России стратегии формирования свободных зон

заключается в стремлении к расширению их территорий, что ведет к снижению

эффективности решения задач.

67.Международное движение капиталов.

Суть вывоза капитала заключается в том, что за рубеж переносится уже не акт

реализации прибыли, заключенной в цене экспортируемых товаров, а сам процесс

ее создания. Это предопределяет экономический интерес стороны, вывозящей

капитал, что, однако, сочетается с заинтересованностью принимающей стороны в

привлечении иностранного капитала. В последние годы наблюдается значительный

рост вывоза капитала. Это объясняется рядом причин.

1.Ускорение экономического роста и научно - технического прогресса требуют

для своей реализации все новых капиталовложений. 2.Перенос производства

трудоемкой продукции в развивающиеся страны позволяет сужать издержки

производства за счет более дешевой рабочей силы.

3.Вложение капитала в добывающие отрасли за рубежом обеспечивает постоянные

источники сырья.

4.Вложение капитала в обрабатывающую промышленность развитых стран позволяет

преодолевать таможенные барьеры, стоящие на пути расширения экспорта.

5.Недостаток капитала в принимающих странах в целом или в отдельных секторах,

отраслях, инфраструктуре при наличии других благоприятных факторов.

Важную роль играют экологические факторы - перенос вредных для окружающей

среды производств в развивающиеся страны.

С 70-х годов объем зарубежной продукции ТНК стал превышать объем мировой

торговли. На зарубежное производство приходится четверть ВНП промышленно

развитых стран.

В экспорте прямых капиталовложений доминируют США, ЕС и Япония (примерно 4/5

общего объема вывоза и ввоза капитала. Главным полем приложения иностранного

капитала стали сами промышленно развитые страны. На развивающиеся страны

приходится 30-33% новых прямых инвестиций. Это ограничивает масштабы

вовлечения развивающихся стран в процесс интернационализации производства на

основе современных требований НТР.

Направление движения капитала потеряло свою былую односторонность (из

промышленно развитых стран в развивающиеся). Сейчас движение капитала идет в

обоих направлениях. Многие из стран являются одновременно экспортерами и

импортерами капитала. Особенно это характерно для взаимопроникновения

американских и западноевропейских капиталов.

Увеличилась доля прямых инвестиций по сравнению с портфельными. Это

свидетельствует о стремлении монополий взять полностью под свой контроль

зарубежные предприятия.

Со второй половины 60-х годов преимущественной сферой стала новейшая

технология и сфера услуг.

Экспорт капитала осуществляется не только частными монополиями с целью

извлечения прибыли, но и правительствами и международными валютно-финансовыми

организациями исходя из военно-стратегических и политических интересов.

Государственный капитал вкладывается за рубежом в первую очередь в

инфраструктуру: строительство портов, транспорта, систем связи, тем самым

создавая благоприятные условия для вложения частных инвестиций.

Государственный капитал экспортируется в различных формах:

безвозмездные субсидии и дотации преимущественно наименее развитым странам;

государственные долгосрочные кредиты на развитие (на 25-40 лет);

государственные гарантии частных кредитов.

Для страны - экспортера ухудшается платежный баланс, хотя впоследствии (когда

начнут поступать прибыли от этих вложений) платежный баланс будет улучшаться.

Экспорт капитала расширяет рынки сбыта для страны - экспортера. Но в то же

время сужает рынок труда, так как рабочие места уходят за рубеж.

Для импортера капитала его ввоз означает приток валюты, повышение занятости,

внедрение новых технологий. Но в то же время теряется контроль над отдельными

секторами национальной экономики.

Выход России из экономического кризиса немыслим без привлечения иностранного

капитала.

68. Международная торговля.

Международная торговля растет и развивается в связи с выгодностью и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2007
Использовании материалов
запрещено.