РУБРИКИ

Контрольная: Капитал и государственное регулирование

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Контрольная: Капитал и государственное регулирование

Контрольная: Капитал и государственное регулирование

Сущность и формы капитала

Капитал - это определенная сумма благ в виде материальных, денежных и

интеллектуальных средств, используемых в качестве ресурса в дальнейшем

производстве. Поэтому капитал есть сумма так называемых капитальных благ,

т.е. благ по производству дру­гих благ. Капитальным благом можно считать

кирпичи (из них сложат дом), станки (на них изготовят детали будущих легковых

машин), телевизор (он воспроизведет телепередачу) и т.д.

Реальный капитал делится на основной и оборотный капитал. К основному

капиталу обычно относят имущество, служащее больше одного года. В России

основной капитал назы­вают основными фондами.

К реальному оборотному капиталу следует относить только ма­териальные

оборотные средства, т.е. производственные запасы, незавершенное производство,

запасы готовой продукции и товары для перепродажи. Это экономическое

определение оборотного ка­питала.

Нередко капитал делят по сферам его применения: производственный

(промышленный), торговый, финансовый (ссудный) и т.д.

Владельцы капитала получают доход от его использования. В случае со ссудным

капиталом доход приобретает форму процента. В остальных случаях (это другие

виды денежного капитала или не весь реальный капитал) доход приобретает форму

прибыли. Она может быть в разных вариантах: прибыль фирмы, дивиденды

владельца акций, роялти владельца интеллектуального капитала Например,

собственника патента) и др.

Основной капитал

Основной капитал (основные фонды) является главной состав­ной частью капитала

фирм в большинстве отраслей, прежде всего в реальном секторе. Например, в

России в 1999 г. соотношение между основным и оборотным капиталом в целом по

промышлен­ности составляло 9:1.

Структура и анализ основного капитала

Основные фонды представлены прежде всего зданиями и сооружениями,

передаточными устройствами, машинами, обору­дованием и приборами,

транспортными средствами, инструмен­том, скотом, товарами длительного

пользования домашних хо­зяйств (домашним имуществом), а также нематериальными

акти­вами (патентами, товарными Знаками, авторскими и другими пра­вами).

Основные фонды во многом определяют производственный потенциал фирмы

(отрасли, всей страны), т.е. способность произ­вести (выпустить) за какой-то

временной период определенное количество продукции нужного ассортимента и

качества. По от­ношению к предприятиям (фирмам) сферы материального

произ­водства часто говорят об их производственной мощнос­ти

(производственных мощностях). Например, в России произ­водственные мощности

по выпуску легковых автомобилей состав­ляют около 1,2 млн. автомобилей в год.

Производственные мощности часто используются не полностью; часть из них

мо­дернизируется, часть ремонтируется, часть простаивает из-за забастовок или

отсутствия спроса на выпускаемую на этих мощ­ностях продукцию. Так, загрузка

производственных мощностей по производству легковых автомобилей в России в

1999 г. соста­вила около 80%, по производству стали - 68, тракторов - 8,

обуви - 17.

Основные фонды учитываются в статистике с помощью балан­са основного

капитала. Он представляет собой статистическую таблицу, данные которой

характеризуют объем, структуру, вос­производство и использование основных

фондов. Анализ основ­ного капитала осуществляется по многим направлениям, в

том числе:

1. Анализ основных фондов по технологической и возрастной структуре.

Технологическая структура показывает соот­ношение между так называемой

активной частью фондов (рабо­чие машины и оборудование, непосредственно

участвующие в вы­пуске продукции) и пассивной их частью (здания, сооружения и

т.д.). Возрастная структура фондов характеризует их по сроку службы.

2. Анализ стоимости основных фондов с использованием различ­ных подходов. При

оценке основных фондов по балансовой стоимос­ти за базу берется стоимость

основных фондов при постановке их на учет, точнее, в момент первоначальной

записи в баланс основных фондов или ее последующего исправления. В результате

балансовая стоимость представляет собой смешанную оценку основных фон­дов,

так как одна часть их еще числится по первоначальной стоимости (т.е.

стоимости приобретения), а другая - уже прошла переоценку и числится по так

называемой восстановительной стоимости.

Причем и первоначальная, и восстановительная стоимость может быть как полной,

т.е. на момент покупки или очередной переоценки, так и остаточной, т.е. за

вычетом износа или с добав­лением от модернизации и реконструкции.

Причем при анализе важны не только величины каждого из этих коэффициентов, но

и разница между ними. Например, при высоком коэффициенте обновления и низком

коэффициенте вы­бытия на фирме возрастает доля старых фондов (как это и

проис­ходило в нашей стране в 70—80-х гг.). При противоположном со­четании

объемы основных фондов сокращаются (что и происхо­дит в России в 90-е гг.).

Коэффициент износа - это доля в основных фондах тех фондов, возраст которых

превышает нормативные сроки. Так, на конец 1998 г. износ основных фондов в

России составил 41%, в том числе в промышленности 52% (в 1970 г. — 26%; в

1980 г. - 36; в 1990 г. - 46).

4. Анализ эффективности использования основных фондов, который

характеризуется целым рядом коэффициентов, в том числе такими, как:

• фондоотдача, рассчитываемая по формуле;

• капиталоемкость основного капитала.

Амортизация основного капитала

Вышеупомянутый износ основного капитала может быть фи­зическими моральным.

Физический износ состоит в том, что эле­менты основного капитала изнашиваются

и поэтому их стоимость снижается. Моральный износ заключается в том, что

стоимость ос­новных фондов снижается из-за появления более совершенных

фондов, а также из-за более низких издержек на их производство. Процесс

физического и морального износа основного капитала называется его

амортизацией.

Другое значение термина «амортизация» - это стоимостная оценка износа

основного капитала за определенный период вре­мени. На основе этой оценки

происходит ежегодное списание части стоимости основных фондов, так называемые

амортизаци­онные отчисления. Они поступают в амортизационный фонд, кото­рый

служит для возмещения износа основного капитала. Владель­цы основах фондов

осуществляют амортизационные отчисления согласно утверждаемым для всей страны

нормам амортизационных отчислений по балансовой стоимости основных фондов.

Расчет размеров амортизационных отчислений, или списаний, производится по

формуле:

Ежегодные амортизационные отчисления включаются в из­держки производства.

Поэтому предприниматели в принципе заинтересованы в увеличении списаний в

амортизационный фонд, так как эти средства более выгодно, чем прибыль,

использо­вать для финансирования инвестиций: с них не надо платить на­логов.

В современных условиях амортизационные отчисления - главный источник

финансирования капитальных вложений в раз­витых странах. Поэтому государство

часто разрешает фирмам ус­коренную амортизацию, позволяющую на основе высоких

норм амортизационных отчислений списывать стоимость основных фондов быстро,

за несколько лет. Обычно ускоренная амортиза­ция разрешается для активной

части основных фондов. Однако это может иметь следствием не только быстрое

обновление основ­ного капитала, но и увеличение той части издержек

производства, которая приходится на амортизационные отчисления.

Оборотный капитал

К оборотному капиталу, если иметь в виду его экономическое определение,

относят сырье, топливо, энергию, материалы, полу­фабрикаты, незавершенное

производство, запасы готовой продук­ции, товары для перепродажи. Если брать

бухгалтерское определе­ние оборотного капитала, то к перечисленному следует

добавить средства в расчетах с поставщиками и покупателями, денежные средства

в кассе предприятия и расходы на заработную плату. Далее речь будет идти о

бухгалтерском определении.

Оборотный капитал.

Если сравнивать по величине оборотный капитал с основным, то в большинстве

фирм и отраслей первый намного меньше второ­го. Тем не менее оборотный

капитал в соответствии со своим на­званием оборачивается в хозяйственной

жизни намного быстрее основного. В результате его вклад в себестоимость

продукции обычно намного выше, чем вклад основного капитала. Ведь основ­ной

капитал переносит свою стоимость на изготавливаемую про­дукцию в течение

нескольких лет частями (через амортизацию), а оборотный капитал - не более

года. В российской промышлен­ности в 1999 г. структура затрат (себестоимости)

выглядела так, %: амортизация - 8, материальные затраты - 61, заработная

плата и отчисления на социальные нужды - 17, прочие расходы - 14.

Отсюда понятно, почему на фирмах так велико стремление к снижению

материалоемкости, в том числе энергоемкости, метал­лоемкости и т.д.

Анализ оборотного капитала

Под материалоемкостью понимают отношение затрат сырья, топлива, энергии,

материалов и других предметов труда к стоимости произведенной продукции.

При финансовом анализе эффективности использования обо­ротного капитала

применяют и другие показатели (коэффициен­ты), в том числе:

• оборачиваемости оборотного капитала (оборотных средств)

• текущей ликвидности (коэффициент покрытия)

Оценка капитала

На практике перед каждым предпринимателем часто встает во­прос: какова

реальная рыночная стоимость его капитала (фондов, активов)? Оценка

предприятия (фирмы) представляет собой мне­ние или расчет стоимости конкретно

определенного объекта соб­ственности на заданный момент времени. На

профессиональном языке оценщиков этот процесс часто называется «оценка

бизне­са». При определении стоимости нередко используется понятие так

называемой обоснованной рыночной стоимости, т.е. цены, по которой

собственность переходит из рук продавца, желающего ее продать, в руки

покупателя, желающего ее купить.

Существует три основных подхода к Оценке предприятия: до­ходный, рыночный и

затратный. Доходный подход основы­вается на оценке будущих доходов от

оцениваемого предприятия. В соответствии с рыночным подходом стоимость

оценивае­мого предприятия определяется методом анализа продаж анало­гичных

или сопоставимых объектов, т.е. методом сравнения. Затратный подход

предусматривает, что стоимость оцени­ваемого предприятия может быть

определена на основе анализа затрат, необходимых для воспроизводства или

замены собствен­ности за вычетом морального и физического износа. Важно

под­черкнуть, что все три подхода не только не исключают друг друга, но и

взаимосвязаны.

Доходный подход

В доходном подходе, который является наиболее распростра­ненным, используются

два основных метода: капитализации до­хода и дисконтирования будущих доходов

(дисконтирования де­нежного потока). Суть метода капитализации дохода состоит

в том, что рыночная стоимость объекта прямо пропорциональна де­нежному доходу

и обратно пропорциональна ожидаемой ставке капитализации, или, иначе,

ожидаемой ставке дохода:

Под ставкой капитализации (ставкой дохода) понимается уровень доходности

данного объекта, выраженный в процентах, т.е. показатель, по смыслу близкий к

ставке дисконта, хотя и не совпадающий с ней. Этот метод имеет смысл

применять при стабильном и неизменном доходе на протяжении ряда лет. Наиболее

часто он используется при оценке недвижимости.

Метод дисконтирования денежного потока основан на прогнозе будущего денежного

дохода (денежного потока), кото­рый будет получен инвестором (покупателем)

данного предпри­ятия. Этот будущий денежный поток затем дисконтируется

(при­водится) к текущей стоимости с использованием ставки дисконта, которая

соответствует требуемой ставке дохода.

Преимущество данного метода состоит в том, что он учитывает через ставку

дисконта будущую рыночную конъюнктуру. Недоста­ток метода связан с

трудностями подготовки прогноза, некоторой неопределенностью оценки.

Рыночный подход

Рыночный подход (или подход аналога) включает три основ­ных метода оценки:

метод рынка капиталов, метод сделок и метод отраслевой оценки.

Метод рынка капиталов основан на ценах продажи акций сход­ных фирм на мировых

фондовых рынках. Для применения этого метода требуется детальная финансовая и

ценовая информация по представительной группе сопоставимых фирм. Сердцевина

мето­да - финансовый анализ, выбор и вычисление оценочных коэф­фициентов

(факторов). К последним относятся коэффициенты: цена/прибыль; цена/денежный

поток; инвестированный капи­тал/прибыль и ряд других, которые затем

применяются для обра­ботки финансовых показателей деятельности фирмы.

Метод сделок основан на анализе цен приобретения контроль­ных пакетов акций.

В этом методе используется тот же инструмен­тарий, что и в предыдущем, с той

лишь разницей, что здесь, как правило, используется ограниченный набор

оценочных коэффи­циентов (обычно цена/прибыль и цена/балансовая стоимость)

из-за недостаточности данных.

Метод отраслевых оценок основывается на наличии устояв­шихся показателей

оценки в отдельных отраслях. Например, стои­мость рекламного агентства

оценивается в 75% годовой прибыли; стоимость агентства по аренде автомобилей

исчисляется как про­изведение числа автомобилей на 1000 долл., хлебопекарни -

как сумма 15% годового объема продаж и стоимости оборудования и товарных

запасов и т.д.

Преимущества рыночного подхода состоят в том, что он бази­руется только на

рыночных данных, отражает реальную практику покупателей и продавцов.

Недостатки этого подхода связаны с трудностями получения данных по

сопоставимым фирмам, так как он основан на прошлых событиях и не учитывает

меняющую­ся рыночную конъюнктуру.

Затратный подход

Затратный подход представлен прежде всего методом оценки накопленных активов.

Он включает оценку финансовых, матери­альных (земля, здания, сооружения,

машины и оборудование) и нематериальных (квалификация, торговая марка и др.)

активов на основе балансового отчета с учетом различного рода поправок

(износ, старение и проч.).

Преимущество данного подхода заключается в том, что он ос­новывается на

существующих активах, менее умозрителен, чем другие. Его недостаток —

трудность учета нематериальных акти­вов, перспектив фирмы (предприятия).

Государственное регулирование экономики

Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль,

выполняя больший или меньший набор хо­зяйственных и социальных функций.

Поскольку наиболее совер­шенным образом такая деятельность организована в

странах с раз­витой рыночной экономикой, проблемы государственного

регу­лирования экономики рассматриваются на примере этой группы государств.

Необходимость и сущность госрегулирования

Теория экономической политики как составная часть макроэ­кономической теории

объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными

проявлениями несовер­шенства рынка, предоставленного самому себе. При этом

речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.

1. Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых

отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии,

которые, если этому не противодейст­вует государство, своим ценообразованием

наносят ущерб благо­состоянию общества.

2. Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые

либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в

недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много

в сферах образо­вания, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.

3. Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример кото­рых - загрязнение

окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами

экологического ущерба об­ществу, физическим и юридическим лицам.

4. Неполные рынки, одним из типичных примеров которых яв­ляется рынок

страховых услуг, прежде всего медицинских и пен­сионных.

5. Несовершенство информации, во многих отношениях пред­ставляющей собой

общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при

соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия

государства.

6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, осо­бенно резко

проявляющееся в периоды кризисов (рецессии) и депрессий.

7. Излишне неравномерное распределение доходов, которое, если государство не

принимает мер для «социальной компенса­ции» малоимущим и обездоленным слоям

населения, ставит под угрозу общественную стабильность.

8. Наличие обязательных товаров (например, начальное обра­зование),

потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не

рынок.

Из указанных и других проявлений несовершенства рынка вы­текает не только

сама по себе необходимость государственного ре­гулирования, но и

экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого

регулирования.

Государственное регулирование экономики (госрегулирование) — процесс

воздействия государства на хозяйственную жизнь обще­ства и связанные с ней

социальные процессы, в ходе которого реа­лизуется экономическая и социальная

политика государства, ос­нованная на определенной доктрине (концепции). При

этом для достижения поставленных целей используется определенный набор

средств (инструментов).

Место госрегулирования в хозяйственном механизме

В системе современного капитализма хозяйственная жизнь об­щества регулируется

не столько государством, сколько рынком. Для всех стран с развитой рыночной

экономикой характерен трех­уровневый («трехслойный») хозяйственный механизм

как совокупность форм и методов регулирования хозяйственной жизни.

Исторически эти три уровня сфор­мировались не одновременно.

В современном мире бурно протекают процессы интернацио­нализации

хозяйственной жизни и ее глобализации, в которые в наибольшей мере вовлечены

страны с развитой рыночной эконо­микой. Внутриэкономическая жизнь и

внешнеэкономические аспекты госрегулирования здесь должны рассматриваться в

нераз­рывном единстве и с учетом того, что в Европейском союзе (ЕС) уже

сложились формы наднационального госрегулирования. Таким образом, в ЕС

складывается четырехуровневый механизм регулирования.

При сравнении трех «центров силы» современного капитализ­ма (США, Западная

Европа, Япония) по организации хозяйствен­ного механизма можно

констатировать, что на первом и втором уровнях «слоев» различия между ними

просматриваются в на­именьшей мере. Это вполне закономерно, ибо именно на

этих уровнях наиболее полно находит выражение сущность капитализ­ма как

социально-экономической системы, движимой мотивом частной прибыли и рыночной

конкуренцией. В то же время тре­тий уровень наиболее активно проявляется в

Западной Европе по сравнению с США и Японией. Особенно это относится к тем

ас­пектам госрегулирования, где реализуется социальная политика

западноевропейских государств.

В каждом из «центров силы» сложилась своя модель госрегули­рования. Так, в

США преобладают налогово-бюджетные методы при небольших размерах

госсобственности. Для Западной Европы характерно сочетание высокой доли

государственных расходов в ВВП с наличием (особенно в 50—80-х гг.)

значительного госсектоpa, прежде всего в финансовой сфере и отраслях

инфраструктуры. В Японии при относительно небольшой доле бюджетных расходов в

ВВП и незначительных размерах госсектора сложилась уникальная система

взаимодействия государственных органов и крупнейших корпораций для реализации

стратегических целей в экономике.

Цели госрегулирования

Имеется своего рода пирамида целей госрегулирования, которые находятся между

собой в определенной субординации, изменяющейся в результате эволюции

конкретных условий в той или иной стране в данный исторический момент.

Высшими, «центральными» целями неизменно являются формиро­вание наиболее

благоприятных условий для поддержания эконо­мического развития (включая его

социальные сферы) и общест­венной стабильности. Все прочие цели производны от

этих двух, но они периодически модифицируются в зависимости от многих

факторов и различным образом переплетаются между собой, на­ходясь в

отношениях взаимозависимости.

Во многих научных и учебных публикациях на Западе выделя­ются четыре главные

цели госрегулирования (цели первого поряд­ка), объединяемые понятием

«магический четырехугольник»: обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных

хозяйственному по­тенциалу страны; минимизация безработицы; стабильность цен;

внешнеэкономическое равновесие, выражающееся в бездефицит­ном или умеренно-

дефицитном платежном балансе. О «магичес­ком четырехугольнике» говорится в

том смысле, что одни его цели противоречат другим. Так, стимулирование

занятости населения посредством дополнительных государственных расходов

подсте­гивает рост бюджетного дефицита, а в конечном счете, и инфля­ции.

«Магия» как раз и состоит в том, чтобы двигаться во всех четырех направлениях

более или менее равномерно.

Из высших целей госрегулирования вытекают различные цели второго порядка. К

ним можно отнести, например, создание благоприятных институциональных условий

для увели­чения прибыли и развертывания конкуренции, стимулирование

умеренного (в соответствии с имеющимися ресурсами) экономи­ческого роста,

непрерывную модернизацию производственного аппарата в соответствии с

требованиями научно-технической ре­волюции, сглаживание экономического цикла,

обеспечение соци­ально приемлемого уровня занятости самодеятельного

населения, предотвращение и нивелирование чрезмерных различий в дохо­дах,

поддержание высокой конкурентоспособности националь­ных производителей на

мировом рынке, поддержание внешнеэко­номического равновесия (т.е. обеспечение

бездефицитности пла­тежного баланса или по меньшей мере терпимого дефицита),

удовлетворительное состояние окружающей среды.

Из целей первого и второго порядка вытекают цели третье­го порядка и т.д.

Число таких целей неопределенно. Причем в каждой стране одни из них

появляются, а другие уходят в небытие по мере их достижения или вследствие

обнаруживающейся их не­достижимости. Некоторые из них отходят на задний план,

а затем вновь становятся актуальными.

Средства государственного регулирования экономики

В условиях развитой рыночной экономики государство для ре­ализации отмеченных

выше и других целей использует целый набор средств как экономического, так и

неэкономического ха­рактера. К ним относятся следующие инструменты (термины

«средство» и «инструмент» в экономической теории и практике равнозначны и

далее используются как синонимы).

Административно-правовые средства

Эти средства нацелены на формирование основ экономичес­кого строя. Так, все

страны с развитой рыночной экономикой об­ладают весьма многогранным и

совершенным хозяйствен­ным правом, которое последовательно претворяется в

жизнь. Попытки обойти его, например, в сфере имущественных отноше­ний или

налогов, строго преследуются по закону. Правда, и в раз­витых странах

экономические преступления широко распростра­нены, но с ними государство

ведет бескомпромиссную борьбу. Продукт теневой экономики в этих странах

составляет от 4 до 13% ВВП. Это, конечно, немало, но существенно меньше, чем

в других частях мира.

Ведущую роль в хозяйственном праве стран с развитой рыноч­ной экономикой

играют принимаемые парламентами законы, в деталях регулирующие даже мелкие

вопросы хозяйственной жизни. В целом в законодательстве развитых стран

особенно четко прописаны вопросы имущественных (владение, пользова­ние,

распоряжение, наследование, аренда, залог, банкротство и др.), рыночных

(права и обязанности продавцов и покупателей, условия конкуренции,

противодействие олигополиям и монопо­лиям) и налоговых отношений.

Административные средства чрезвычайно многочислен­ны и разнообразны. Они

применяются на уровне не столько цент­ральных (федеральных) правительств,

сколько штатов и земель (в федеративных государствах), провинций и регионов

(в унитарных государствах), а также местных (муниципальных) органов.

Наряду с административно-правовыми в госрегулировании на Западе используются

экономические средства: финансо­вые и денежно-кредитные, а также

государственная собствен­ность и внешнеэкономический инструментарий.

Последние в от­личие от первых воздействуют не на рамочные условия

хозяйство­вания (экономический строй), а на протекание процесса

воспро­изводства в народном хозяйстве, на темпы и пропорции (отраслевые,

региональные и др.) этого процесса.

Денежно-кредитный инструментарий

Вторым по значению средством госрегулирования является де­нежно-кредитный

инструментарий. Денеж­но-кредитная политика включает в себя следующие

основные эле­менты:

а) маневрирование учетной ставкой центрального (государст­венного)

эмиссионного банка (ЦБ), т.е. изменение процента, взи­маемого ЦБ при

приобретении коммерческих векселей у частных банков. Это влияет на общий

уровень ссудного процента, ибо частные банки взимают процент, как правило,

превышающий на 1-1,5 процентных пункта учетную ставку ЦБ;

б) изменение нормы минимальных резервов, т.е. процентного отношения денежных

фондов, которые коммерческие банки должны отвлекать от проводимых ими

операций и хранить на своих беспроцентных счетах в ЦБ, к величине текущих и

долго­срочных вкладов в этих банках;

в) операции на так называемом открытом рынке, т.е. акты купли-продажи

государственных ценных бумаг (казначейских векселей, облигаций и др.),

совершаемые между ЦБ и частными банками.

При помощи денежно-кредитного инструментария государст­во в лице ЦБ влияет на

объем денежной и кредитной массы, вели­чину ссудного процента и тем самым -

на темпы и пропорции воспроизводства капитала.

Во всех западных странах центральные банки, хотя их уставные капиталы целиком

или большей частью принадлежат государству, не находятся в прямом подчинении

правительствам или парла­ментам и выступают как относительно независимые

агенты, отве­чающие за твердость и стабильность национальных валют.

Степень независимости ЦБ определяется целым рядом факто­ров, прежде всего

следующими:

§ возможностью для руководства ЦБ действовать самостоя­тельно, не

подчиняясь указаниям извне;

§ правилами назначения и снятия с должности руководящих сотрудников,

сроком их полномочий;

§ правилами урегулирования конфликтов между ЦБ и други­ми

государственными органами, особенно правительством;

§ возможностью для ЦБ по правовым или иным соображени­ям отказаться от

покрытия дефицита госбюджета путем предо­ставления кредита правительству.

По степени независимости ЦБ в западной литературе эксперта­ми обычно

выстраивается следующая цепочка: Швейцария, Герма­ния, Австрия, США. Наименее

независимыми считаются цент­ральные банки Норвегии, Японии, Бельгии, Испании

и Италии.

Государственная собственность

Государственная собственность также используется для воздействия на темпы и

пропорции экономического развития.

В настоящее время ни в одной из развитых стран нет инте­грированного

государственного сектора. Предприятия с государ­ственным участием подчиняются

общим правилам рыночной эко­номики.

Внешнеэкономический инструментарий

Данный инструментарий воздействует на различные стороны внешнеэкономических

отношений стран Запада - торговлю, миг­рацию капиталов и рабочей силы,

валютно-расчетные отношения. К нему относятся таможенные пошлины и

количественные огра­ничения импорта (квоты на ввоз определенных товаров);

субси­дии и налоговые льготы отечественным экспортерам; налоговые и другие

льготы иностранным инвесторам; квоты на привлечение рабочей силы из-за

рубежа; покупки или продажи национальных валют центральными банками на

валютных биржах для стабилиза­ции обменных курсов соответствующих денежных

единиц.

Регулирование инвестиций

Капиталовложения в экономику, социальную инфраструктуру и все прочие сферы

общественной жизни оказывают определяю­щее влияние на рост ВВП, занятость

населения, уровень и качест­во его жизни. Именно поэтому воздействие на

инвестиционный процесс следует рассматривать как главное направление

госрегу­лирования. Все прочие направления так или иначе связаны с ним.

Прежде всего, государство воздействует на общие, «рамочные» условия

инвестирования, формируя для капиталовложений благоприятный климат.

Посредством денежно-кредитной политики оно обеспечивает движение ссудного

процента в таких пределах, в которых у частного капитала, безусловно, имеются

стимулы для инвестирования. Параллельно с этим предоставляются налоговые

льготы общеэкономического характера, которыми могут восполь­зоваться все

производители. Так, реинвестируемая, т.е. вновь вкладываемая в производство,

часть прибыли либо вообще не об­лагается налогами, либо облагается ими по

льготной (понижен­ной) ставке. В отличие от этого распределяемая, т.е. в

конечном счете используемая для потребления, часть прибыли облагается

налогами по обычной шкале.

Наряду с общеэкономическим осуществляется целенаправлен­ное регулирование

инвестиций в рамках структурной поли­тики.

Госрегулирование сбыта

После промышленных революций XIX в. в странах Запада сло­жилась устойчивая

тенденция к превышению предложения над спросом. Дело в том, что машинное

производство, имея колос­сальные преимущества перед предшествующим ему

мануфактур­ным производством, многократно увеличило предложение това­ров. Это

не сопровождалось такими изменениями в обществе, ко­торые бы обеспечили

аналогичное увеличение спроса.

Временное соответствие между спросом и предложением стало устанавливаться в

ходе и результате циклических кризисов. Что касается превышения спроса над

предложением, то оно, как пра­вило, выступало как кратковременное явление в

каждом конкрет­ном случае, ибо рыночная экономика обладает богатейшими

воз­можностями быстро адаптироваться к изменяющимся требовани­ям потребителя.

Фискальная часть госрегулирования сбыта реализуется посред­ством взимания

различных налогов: с оборота и добавленной сто­имости, акцизов и др. При этом

с некоторых товаров первой необходимости, например продовольственных, налоги

на добавленную стоимость и с оборота, как правило, взимаются по пониженным

ставкам.

Важным средством стимулирования сбыта являются госу­дарственные закуп к и

сельскохозяйственной продукции, которая в значительной мере используется для

гу­манитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедст­вий или

военных действий в зарубежных странах, а также общего экономического

содействия третьему миру. Закупки осуществля­ются полномочными

государственными органами по регулируе­мым ценам.

Чаще всего государственные заказы достаются национальным производителям, если

они в состоянии их выполнить. После вступления в действие в 1993 г.

Маастрихтских соглашений об об­разовании экономического и валютного союза в

рамках ЕС здесь также предпринимаются попытки создать единый,

интегрирован­ный рынок государственных заказов.

Наконец, госрегулирование сбыта осуществляется путем воз­действия на

ценообразование. Государство прямо устанав­ливает цены лишь там, где оно

является основным или единствен­ным собственником экономических ресурсов

(железнодорожные и почтовые тарифы и т.д.). Как правило, оно оказывает

сильное влияние на прочие цены и тарифы экономическими средствами косвенного

действия - регулированием величины оптовых и роз­ничных наценок, косвенными

налогами и акцизами.

Госрегулирование рынка труда

Оно нацелено главным образом на сокращение безработицы и обеспечение высокого

уровня занятости самодеятельного населения, а также на достижение

соответствия предложения рабочей силы в отраслевом и региональном разрезе

спросу на нее в количе­ственном и качественном отношении. С этим тесно

связаны при­нимаемые в рамках социальной политики меры поддержки

безра­ботных. При этом необходимо иметь в виду, что приближению к указанным

целям способствует государственное стимулирование капиталовложений и

экономического роста, ибо увеличение ВВП, как правило, в той или иной степени

влечет за собой сохранение уже имеющихся и создание дополнительных рабочих

мест.

Во многих развитых странах законодательство о труде включа­ет в себя

установление минимальной заработной платы. Однако на практике оно нередко не

выполняется.

Содействие НИОКР

На современном этапе научно-технической революции проч­ность позиций той или

иной страны в мировом хозяйстве решаю­щим образом определяется ее

достижениями в области научно-ис­следовательских и опытно-конструкторских

работ (НИОКР). Это в полной мере осознано правящими кругами всех развитых

госу­дарств. Во всех странах Запада на НИОКР расходуется более 2% ВВП, а в

наиболее продвинутых в этой области странах (США, Германия, Франция,

Великобритания, Швейцария, Япония) - около 3% или даже несколько больше.

Затраты крупнейших кон­цернов (ТНК) на НИОКР, особенно в электротехнической и

электронной, химической и автомобильной промышленности, как правило,

достигают 8-12% их оборота и 15-20% их совокуп­ных затрат (издержек).

Государства Запада финансируют подавляющую часть затрат на фундаментальные

исследования. Частный капитал лишь час­тично спонсирует такие исследования

через различного рода ис­следовательские фонды и общества, которые

организуются на частноправовой или публично-правовой основе и имеют

сме­шанные источники финансирования.

Кроме того, государство поощряет особенно активный в инно­вационном процессе

венчурный (рисковый) бизнес, например, путем создания необходимых для его

функционирова­ния технологических парков, т.е. специально обустроенных для

НИОКР и инноваций территорий.

Таким образом, госрегулирование НИОКР производится на стыке науки, техники,

экономики, образования и ряда других сфер общественной жизни и представляет

собой весьма сложный и социально значимый феномен.

Социальные аспекты госрегулирования

Во всех странах Запада государство активно регулирует не только собственно

экономику, но и теснейшим, неразрывным об­разом связанные с ней социальные

процессы. При прямом учас­тии государства или, во всяком случае, под его

регулирующим и контролирующим воздействием в этих странах в послевоенный

период созданы, достаточно эффективно (хотя и не без проблем) функционируют и

продолжают развиваться разветвленные систе­мы социального страхования:

пенсионного, медицинского и по безработице. Наиболее активно социальная

политика проводится в странах Западной Европы. Так, если в Японии и США в

1995 г. удельный вес всех затрат на социальные нужды в расходах цент­ральных

(федеральных) бюджетов составил соответственно 45,2 и 55%, то в большинстве

западноевропейских стран — 60% и более, а во Франции и Австрии - даже 72,55 и

77,8%.

Внешнеэкономическое регулирование

Внешнеэкономическое госрегулирование воздействует на все важнейшие аспекты

внешнеэкономической деятельности разви­тых стран: их участие в международной

торговле товарами и услу­гами, миграции капитала и рабочей силы, а также

валютно-расчетные отношения.

Внешнеторговый режим развитых стран характеризуется наи­высшей степенью

либерализации, что является закономерным следствием высокой международной

конкурентоспособности их национальных экономик. После Второй мировой войны

процесс либерализации внешней торговли этих стран, сменив негативные

тенденции к протекционизму и автаркизму, принял поступатель­ный характер.

Указанная степень либерализации внешней торговли развитых стран достигнута

прежде всего за счет либерализации товарообме­на между ними. По отношению к

развивающимся и бывшим со­циалистическим странам (особенно к государствам -

членам СНГ) применяется менее либеральный режим и нередко пускают­ся в ход

антидемпинговые процедуры.

Либерализация отнюдь не означает, что государство в странах Запада играет

пассивную роль во внешней торговле, особенно в экспорте. Напротив, оно

всячески поддерживает своих экспорте­ров, в том числе посредством

субсидирования экспорта и особен­но гарантирования экспортных кредитов. Такие

меры внешнеэко­номического госрегулирования подрывают равенство условий

конкуренции для различных национальных производителей на мировом рынке, т.е.

свободу торговли, и поэтому являются уже в течение ряда лет предметом

обсуждения в ВТО/ГАТТ. Были до­стигнуты принципиальные международно-правовые

договорен­ности о постепенном сокращении, а затем и прекращении помо­щи

национальным экспортерам (в том числе экспортерам сель­скохозяйственной,

судостроительной и ряда других видов продук­ции). Эти договоренности

постепенно претворяются в жизнь, однако помощь продолжает оказываться на

стадиях НИОКР и производства, предшествующих сбыту на внутреннем рынке или

экспорту.

Государства Запада создали либеральный - регистрационный (а не разрешительно

запретительный, как это было в первые послевоенные годы) режим для

иностранных инвести­ций. Фирмы, целиком принадлежащие иностранному капиталу

или контролируемые им, обладают такими же юридическими и экономическими

правами и обязанностями, как и национальные хозяйствующие субъекты. В ряде

случаев государство для привле­чения особенно желательных иностранных

инвестиций стимули­рует последние различными способами, например, созданием

со­ответствующей инфраструктуры - дорожной сети, водоснабже­ния,

электроэнергетических сетей и т.д..

Все страны Запада в настоящее время обладают первоклассны­ми свободно

конвертируемыми валютами, вследствие чего для них характерна либеральная

валютная политика; какие-либо валютные ограничения, к которым вновь и вновь

вынуждены прибегать развивающиеся и бывшие социалистические страны, на

За­паде применяются крайне редко, в исключительных случаях. Воз­действие на

курс национальной валюты в сторону его повышения или понижения осуществляется

при помощи валютных интервен­ций центральных банков, скупающих или

дополнительно предла­гающих свои валюты, а также средств денежно-кредитной

поли­тики, особенно дисконтной. Повышение учетной ставки (при прочих равных

условиях) способствует увеличению спроса на дан­ную валюту и росту ее

обменного курса, понижение ставки дает обратный эффект.

Формы государственного регулирования экономики

По характеру воздействия на процесс экономического разви­тия можно выделить

две основные формы государственного регу­лирования экономики: краткосрочное

антициклическое регули­рование (конъюнктурная политика) и среднесрочное и

долгосроч­ное целевое регулирование (оно включает структурную политику и

политику общего стимулирования экономического роста на оп­ределенную

перспективу).

Антициклическое регулирование

До Второй мировой войны, а во многих странах до середины 50-х гг. воздействие

государства на состояние хозяйственной конъюнктуры осуществлялось

спорадически, от случая к случаю и диктовалось обычно чрезвычайными

обстоятельства, т.е. свер­шившимися фактами негативного характера. В первой

половине 50-х гг. такое воздействие приобрело непрерывный характер,

пре­вратившись в антициклическое регулирование, кото­рое западными учеными и

политиками обычно именуется «конъюнктурная политика». Оно нацелено на

сглажива­ние циклических колебаний хозяйственной конъюнктуры, пред­отвращение

особенно глубоких циклических кризисов и такой массовой безработицы, которая

угрожала бы самим устоям ры­ночного хозяйства и демократического общества, а

также на со­здание благоприятных условий для среднесрочного и долгосроч­ного

регулирования экономики, способствующего ее непрерыв­ной модернизации и

прогрессу.

В 50-е - первой половине 70-х гг. в подавляющем большинст­ве стран Запада

антициклическое регулирование осуществлялось преимущественно на базе

кейнсианской теории. Высокие госу­дарственные расходы на собственные

инвестиции (например, в транспортную сеть и прочие отрасли хозяйственной и

социальной инфраструктуры), стимулирование частных инвестиций и закупки

товаров через государственные заказы увеличивали совокупный спрос и

поддерживали конъюнктуру. Кейнсианская политика во многом способствовала

тому, что в указанный период темпы роста ВВП оказались самыми высокими в

истории капитализма, а уро­вень безработицы - самым низким (более того, спрос

на рабочую силу, особенно в Западной Европе, превысил ее предложение, что

положило начало ее массовому импорту из-за рубежа). Такая по­литика

диктовалась не только внутриэкономическими потребнос­тями послевоенного

восстановления и перестройки народного хо­зяйства, но и обстановкой острой

борьбы двух общественных сис­тем и «холодной войны».

В указанный период в Западной Европе и Японии, правда, от­мечались

циклические колебания темпов роста ВВП, но не было сколь-нибудь заметных

циклических кризисов. В США такие кризисы наблюдались неоднократно, с более

или менее ярко выра­женной периодичностью, но они не шли ни в какое сравнение

с «великим кризисом», когда капиталистическое производство было отброшено на

30-40 лет назад. Отдельные кризисные про­явления быстро преодолевались

кейнсианскими методами. Осо­бенно впечатляющим в этом смысле было преодоление

всего за 5-6 месяцев первого в послевоенной истории ФРГ циклического кризиса

1966-1967 гг.

Кейнсианское дефицитное финансирование антициклическо­го регулирования и

экономического роста способствовало бы­строму расширению денежного обращения

и развертыванию ин­фляционных процессов. В том же направлении действовала

«мяг­кая» денежно-кредитная политика государства, нацеленная на обеспечение

низкого уровня ссудного процента, благоприятству­ющего инвестициям. Для этого

также различными способами уве­личивалась обращающаяся денежная масса, что

давало инфляци­онные эффекты.

Такие эффекты сознательно принимались в расчет. Умеренная, ползучая инфляция

рассматривалась как неизбежная плата за рост и меньшее зло по сравнению с

глубокими циклическими кризисами и массовой безработицей. Кейнсианская

политика в целом, безус­ловно, способствовала созданию высокоразвитой системы

соци­ального обеспечения и страхования, ее финансированию, хотя это и было

связано со значительными инфляционными издержками.

Дефицитное финансирование по рецептам Дж.М.Кейнса по­степенно неизбежно вело

к глубокому бюджетному кризису и переходу ползучей инфляции в галопирующую.

То, что этот кри­зис действительно разразился, стало очевидным к 1974—1975

гг., когда Запад столкнулся (вследствие совпадения по времени пос­ледствий

целого ряда негативных факторов) с «букетом» кризи­сов — циклического и

структурных (энергетического, экологичес­кого, сырьевого). Бюджетный кризис

был обусловлен и тем, что кейнсианское дефицитное финансирование

экономического роста и социального обеспечения дополнялось дефицитным

фи­нансированием крупных военных расходов, необходимость кото­рых

обосновывалась «холодной войной».

В 80-90-е гг. конъюнктурная политика в целом приобрела более плавный и

сдержанный характер. В массированных неокейнсианских мероприятиях по

«закачиванию» в экономику до­полнительного инфляционного спроса для

антициклического ре­гулирования динамики ВВП и занятости в этот период уже не

было необходимости вследствие перехода развитой рыночной экономики к

очередному долгосрочному более или менее устой­чивому росту, обусловленному

технологическими сдвигами (новый этап научно-технической революции, прежде

всего на базе массового распространения микроэлектроники). Динамика ВВП и

занятости стали определяться не столько движением спроса, сколько

технологическим развитием и мирохозяйственными фак­торами. По этой причине

конъюнктурная политика сконцентри­ровалась на ее антиинфляционных аспектах —

поддержании сло­жившихся в первой половине 80-х гг. и характерных также для

90-х гг. низких темпах инфляции и недопущении ее новых скачков в моменты

резкого повышения темпов роста ВВП.

Переходу к более сдержанной и предсказуемой конъюнктур­ной политике

способствовало и значительное усовершенствова­ние, благодаря прогрессу

экономической науки;, инструментария и методики прогнозирования конъюнктуры,

которая применяется различными исследовательскими институтами и центрами.

Долгосрочное регулирование

Данная форма нацелена на обеспечение модернизации эконо­мики и ее прогресс.

Она предполагает использование в соответст­вии с избранными государством в

каждый период приоритетами структурной политики и политики роста

взаимоувязанных сред­несрочных и долгосрочных прогнозов и программ для всей

эконо­мики, а также отдельных отраслей и регионов.

В теории и практике госрегулирования данная форма получила различные

названия: макроэкономическое, рамочное и индикативное планирование,

планификация, глобальное регулирование и проч. Что же касается

«программирования», то под ним на Запа­де понимаются по-разному трактуемые

феномены из области ин­форматики и производства программного продукта для

ЭВМ.

В основе рамочного планирования лежит среднесрочное (на 4-5 лет) и

долгосрочное прогнозирование эконо­мического развития. Среднесрочные

прогнозы, как правило, раз­рабатываются по «скользящему» методу, т.е.

ежегодно корректи­руются и продлеваются на год (скажем, прогноз на 1994-1998

гг. преобразуется в прогноз на 1995-1999 гг.). Первоочередное на­значение

этих прогнозов состоит в том, что они служат отправным пунктом для расчета

ожидаемых доходов и расходов госбюджета в прогнозируемый период.

Как правило, правительство поручает разработку подобных прогнозов

одновременно нескольким авторитетным и постоянно выполняющим его заказы

научно-исследовательским институтам. Из нескольких прогнозов выбирается один

или производится какой-то симбиоз из них. В результате формируется целевой

про­гноз, служащий основой среднесрочного планирования финан­сов.

Предпринимаются попытки более или менее взаимоувязанно использовать для

реализации установок такого прогноза весь рас­смотренный выше инструментарий

госрегулирования.

Достижению макроэкономических целей, которые преследует правительство, служат

также отраслевые и региональные программы, содержание которых определяется

приоритетами государственной структурной политики. Последняя наце­лена на

смягчение кризиса, стабилизацию или экономическую экспансию тех или иных

отраслей или регионов - «структурно-кризисных» (по каким-либо причинам

слаборазвитых в данной стране или депрессивных) или новых, зарождающихся. Для

нужд структурной политики используются такие инструменты, как кре­дитные

гарантии и льготы, субсидии и налоговые послабления. В ЕС национальные

отраслевые и региональные программы соче­таются с «коммунитарными», т.е.

совместными для стран - чле­нов Союза.

Среди отраслей хозяйства подобными льготами длительное, заранее не

ограниченное время пользуется, прежде всего, аграр­ный сектор развитых стран.

На его поддержку там затрачивается, как правило, 3-4%, а в Швейцарии - даже

6% национального ВВП. В ЕС содействие сельскому хозяйству всех стран-членов

оказывается из единого аграрного фонда (ФЕОГА), на который приходится 3/4

всех бюджетных расходов Союза. Такое содейст­вие нацелено на достижение и

поддержание как минимум само­обеспечения стран - членов ЕС основными

продуктами питания умеренного пояса (зерно, мясо, молоко и т.д.) и сохранение

доста­точно сильной прослойки крестьянства как одной из важных опор

социальной стабильности общества.

Кроме того, длительной поддержкой на безвозмездной основе пользуются

структурно-кризисные отрасли промышленности, объем производства которых по

тем или иным причинам имеет тенденцию к свертыванию. Так, в Западной Европе к

ним отно­сятся угледобыча, текстильная промышленность, черная метал­лургия и

судостроение. Предоставляемая им помощь, прежде всего финансовая,

обеспечивает плавное сокращение производст­ва до масштабов, при которых

выпускаемая продукция конкурен­тоспособна и может находить сбыт. Эта помощь

смягчает также негативные социальные последствия кризиса указанных отраслей

для занятых в них работников, которые переучиваются на новые специальности,

получают единовременные пособия или имеют возможность досрочно уйти на

пенсию. Типичный пример «коммунитарной» (в рамках интеграционного

объединения) програм­мы такого рода - «план Давиньона» для черной металлургии

стран - членов ЕС.

Новейшие, «устремленные в будущее» отрасли, как правило, получают

государственную поддержку на временной основе, до освоения ими рентабельного

массового производства принципи­ально новой продукции.

Такую помощь, в частности, повсеместно получила микро­электроника, а в

Западной Европе - еще и гражданское авиастро­ение (изготовление европейских

аэробусов «А-310»), Подобная помощь может быть как безвозмездной, так и

льготной, возврат­ной (после достижения соответствующей рентабельности).

Из регионального фонда ЕС осуществляются «коммунитарные» программы

экономического содействия структурно слабым регионам. Вся территория ЕС

разделена по уровню экономичес­кого развития на пять категорий регионов. Чем

ниже уровень эко­номического развития данного региона и соответственно его

кате­гория, тем большую поддержку он получает от ЕС. «Коммунитарные»

региональные программы в каждой стране — члене ЕС до­полняются национальными.

Возможности и границы государственного регулирования экономики

Возможности и границы эффективности госрегулирования не могут получить точной

количественной оценки уже потому, что они имеют много аспектов. Многие

проявления эффектив­ности госрегулирования, например социальная стабильность

в обществе, вообще не имеют однозначных количественных парамет­ров. Кроме

того, практически невозможно вычленить вклад каж­дого из трех «слоев»

хозяйственного механизма в обеспечение приемлемых темпов экономического

роста, увеличение занятости или повышение эффективности общественного

производства. Вследствие этого можно предложить лишь некоторые качест­венные

оценки возможностей и границ госрегулирования.

Госрегулирование в целом, безусловно, доказало свою высо­кую эффективность.

После того, как оно было встроено в хозяйст­венный механизм

капиталистического общества, развитие стран Запада характеризуется высокой

экономической динамикой, бы­стрым ростом эффективности общественного

производства, более или менее умеренной безработицей, заметным повышени­ем

уровня и качества жизни населения, смягчением противоречий и достаточной

социальной стабильностью. Всем этим рыночно-государственно регулируемый,

социально ориентированный современный капитализм выгодно отличается от

капитализма сво­бодной конкуренции.

В то же время эффективность госрегулирования далеко не без­гранична, Так, оно

не может преодолеть цикличность капиталис­тического воспроизводства,

порождающую в понижательных фазах цикла (кризис, депрессия) массу тяжелых

экономических и социальных проблем. В течение длительных периодов оно не в

со­стоянии, несмотря на все усилия, обеспечить приемлемого, соци­ально

терпимого уровня безработицы, а тем более полной заня­тости самодеятельного

населения. Именно так обстоит дело в пос­ледние два десятилетия XX в., когда

сдвиги в технологической базе производства и обострение мирохозяйственной

конкуренции привели на Западе к свертыванию производства и уменьшению

количества рабочих мест в ряде отраслей и ускорению замещения живого труда

трудом, овеществленным в дополнительных элементах основного капитала

(машинах, оборудовании и т.п.). При без­работице, которая в последние два

десятилетия в большинстве стран Запада колеблется в пределах 10-12% и более,

неуклонно обо­стряется проблема финансирования системы социального

страхо­вания и ее поддержания на достигнутом качественном уровне.

Целевые установки «магического четырехугольника» во многом противоречат друг

другу. Это отчетливо проявилось на протяжении всего периода после Второй

мировой войны. Так, неокейнсианская модель госрегулирования 50-х - первой

половины 70-х гг. благоприятствовала быстрому экономическому росту и резкому

повышению уровня занятости, но одновременно она дей­ствовала в сторону

постепенного вызревания бюджетного кризиса и развязывания крупномасштабной

инфляции. Экономика к концу «кейнсианской эры» оказалась «зарегулированной».

Обло­жение доходов предпринимателей и лиц наемного труда налогами и взносами

на нужды социального страхования достигло такого уровня, при котором

оказались в значительной мере подорванны­ми стимулы к накоплению капитала

путем реинвестирования при­были, а также к более интенсивному и

производительному труду. Все это, а также ряд других факторов поставили на

повестку дня проблему так называемого дерегулирования экономики, которое

стало осуществляться с конца 70-х гг. на гребне неоконсе­рвативной волны в

политической жизни стран Запада.

Дерегулирование включало три основных аспекта: а) распрода­жу части

государственной собственности, которая, например, в США принесла в

федеральный бюджет 40 млрд. долл.; б) установ­ление режима жесткой экономии

бюджетных расходов (т.е. их ог­раничение и, по возможности, сокращение), что

удалось в гораздо меньшей степени, чем первое; в) уменьшение налогов,

преследо­вавшее цель повысить их собираемость и стимулировать экономи­ческий

рост, который бы обеспечил общее увеличение массы со­бираемых налогов

(удалось в еще меньшей степени).


© 2007
Использовании материалов
запрещено.