РУБРИКИ

Курсовая: Антиинфляционная политика государства

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Антиинфляционная политика государства

Курсовая: Антиинфляционная политика государства

Южно–Уральский Государственный университет

Факультет «Экономика и управление»

Кафедра экономики и финансов

Курсовая работа

на тему:

Антиинфляционная

политика

государства

Студент: Величко Оксана

группа ЭиУ–163

Руководитель: Баев И.А.

Челябинск

1998 год

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

1. ИНФЛЯЦИЯ

1.1. Причины инфляции

1.2. Инфляция спроса и издержек

1.3. Виды инфляции

1.4. Кривая Филипса

1.5. Последствия инфляции

2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

2.1. Фискальная политика

2.2. Кредитно-денежная политика

2.3. Монетаризм

2.4. Гипотеза естественного уровня

2.4.1. Теория адаптивных ожиданий

2.4.2. Теория рациональных ожиданий

2.5. Экономика предложения

2.6. Антиинфляционная стратегия

2.7. Антиинфляционная тактика

3. ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

3.1. Особенности антиинфляционного процесса в России

3.2. Основные направления антиинфляционной политики Российской

Федерации на 1998 год

. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов

обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает

обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения

обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она

и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто

денежному феномену. Это сложное социальное явление, порождаемое

диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция

представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития

Российской экономики.

Словарь "Язык рынка" дает следующее определение: "Инфляция - процесс

переполнения каналов денежного обращения, выраженный в обесценении денег,

росте цен на товары и услуги и снижении реального жизненного уровня

трудящихся."2) Словарь банковско-биржевой лексики определяет инфляцию как

"чрезмерную экспансию денежной массы, сопровождаемую ростом цен и сокращением

спроса."3) "Инфляция - чрезмерное увеличение количества обращающихся в стране

бумажных денег, вызывающее их обесценение," - так описывает этот термин

толкователь русского языка С.И. Ожегов.

Суммируя все эти, в общем-то идентичные, определения, можно сказать, что

инфляция - это денежный феномен, выраженный в устойчивом и непрерывном росте

цен, вызванном избытком денежной массы в обращении. Иными словами, эта

проблема возникает в ситуации, когда кассовая наличность предпринимателей и

потребителей (предложение денег) превышает реальную потребность (спрос на

деньги). Очевидно, что в таком случае субъекты хозяйственных отношений

постараются по возможности избавиться от возникших избытков денег, увеличивая

свои расходы и уменьшая денежные сбережения. Это вызовет расширение спроса,

повышение цен и снижение покупательной способности денег - отрицательные

последствия неверной денежной политики государства, чреватые значительными

экономическими и социальными потрясениями.

Вообще, корни такого явления, как инфляция, всегда кроются в ошибках

проводимой государственной политики. Причинами могут послужить весомый

дефицит бюджета, неверные мероприятия по денежной эмиссии и многое другое по

отдельности и в совокупности.

Однако, инфляция, хотя и проявляется в росте товарных цен, не может быть

сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое

явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах

рыночного хозяйства. Инфляция, имея длительную и богатую историю, и сейчас

представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития

экономики во многих странах мира.

В современном мире существует немало проблем, которые мы модем со всеми

основаниями назвать глобальными. Инфляция - одна из них. Она существовала со

времен экономического развития человечества, но целиком проявилась

сравнительно недавно, поразив сразу экономики всех стран: развитых и

развивающихся. Вся прогрессивная экономическая мысль человечества, положила

немало усилий для борьбы с ней, но инфляция окончательно побеждена не была,

т.к. появились новые и более сложные ее формы.

1. ИНФЛЯЦИЯ.

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время.

Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с

функционированием которых неразрывно связана.

Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться

в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначил

процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин

употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в

экономической литературе понятие инфляции получило в XX веке после первой

мировой войны, а в советской экономической литературе - с середины 20-х

годов.

Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов

обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает

обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения

обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она

и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто

денежному феномену. Это сложное социальное явление, порождаемое

диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция

представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития

Российской экономики.

1.1 Причины инфляции.

К важнейшим инфляционным причинам роста цен можно отнести следующие:

1. Диспропорциональность - несбалансированность государственных расходов

и доходов - т.н. дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит

покрывается за счет использования “печатного станка” что приводит к

увеличению денежной массы и как следствие - инфляции.

2. Инфляционно опасные инвестиции - преимущественно милитаризация

экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного

платежеспособного спроса, а как следствие - увеличению денежной массы.

Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной причиной хронического

дефицита государственного бюджета а также увеличения государственного долга

для покрытия которого выпускаются дополнительные бумажные деньги.

3. Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его

части. Современный рынок в значительной степени огополистичен. Поскольку

огополист заинтересован в сокращении производства и предложения товаров

создается дефицит используемый им для поддержания или поднятия цены на

товар.

4. Импортируемая инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости

экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны.

Возможности для борьбы у государства довольно-таки ограничены. Метод

ревальвации собственной валюты, иногда применяемый в таких случаях, делает

импорт более выгодным, одновременно затрудняя экспорт.

5. Инфляционные ожидания - возникновения у инфляции

самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают

к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной

платы и запасается товарами впрок ожидая их скорое подорожание. Производители

же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно

закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие

и раскачивают тем самым маховик инфляции.

1.2 Инфляции спроса и издержек

В теориях, разрабатываемых западными экономистами, выделяются в качестве

альтернативных концепций инфляция спроса и инфляция издержек. Эти концепции

рассматривают различные причины инфляции.

Инфляция спроса означает нарушение равновесия между совокупным спросом и

совокупным предложением со стороны спроса. Основными причинами здесь могут быть

расширение государственных заказов (военных и социальных), увеличение спроса на

средства производства в условиях полной и почти 100% загрузки производственных

мощностей, а также рост заработной платы в результате согласованных действий

профсоюзов. Вследствие этого в обращении возникает избыток денег по отношению к

количеству товаров, повышаются цены. В такой ситуации избыток в обращении

платежных средств наталкивается на ограниченное предложение товаров.

Курсовая: Антиинфляционная политика государства Инфляцию спроса можно проиллюстрировать графически (рис. 1).

Курсовая: Антиинфляционная политика государства Увеличение денежной массы по

указанным выше причинам в течение короткого промежутка времени сдвигает кривую

совокупного спроса вправо (AD1 à AD2), и если

экономика находится на промежуточном (2) или классическом (3) отрезках кривой

совокупного предложения, то это ведет к росту цен, что представляет инфляцию

спроса.

Инфляция издержек означает рост цен вследствие увеличения издержек

производства. Причинами увеличения издержек могут быть олигополистическая

практика ценообразования и финансовая политика государства, рост цен на сырье,

действия профсоюзов, требующих повышения заработной платы и др.

Инфляция издержек может быть изображена графически (рис. 2). Смещение кривой

совокупного предложения влево (AS1 à AS2) в

результате действия указанных причин отражает увеличение издержек на единицу

продукции, возрастают цены, сокращается реальный объем производства или

реальный ЧНП.

Поскольку общее повышение цен приводит к снижению реальных доходов населения,

то неизбежны как требования профсоюзов увеличить номинальную заработную плату

трудящихся, так и государственная политика компенсации денежных потерь от

инфляции. Возникает порочный круг: рост цен вызывает требования повышения

доходов населения, что, в свою очередь, приводит к новому скачку цен, так как

растут издержки предпринимателей на заработную плату. При этом успешная

государственная антиинфляционная политика предполагает, что программы

индексации доходов не могут быть полностью исчерпывающими для всех слоев

населения или одинаковыми для работников различных отраслей экономики.

На практике нелегко отличить один тип инфляции от другого, они тесно

взаимодействуют, поэтому рост зарплаты, например, может выглядеть и как

инфляция спроса и как инфляция издержек.

Необходимо отметить, что ни в одной экономически развитой стране одновременно

не наблюдались во второй половине ХХ в. длительное время полная занятость,

свободный рынок и стабильность цен. Цены росли постоянно, а с конца 60–х

годов – даже в периоды экономических спадов и застоя, когда недогрузка

производства могла доходить до значительных размеров.

А ведь рост цен в фазе кризиса – явление невероятное для циклов XIX – первой

половины ХХ веков. Такое явление получило название стагфляции, что означает

инфляционный рост цен в условиях стагнации, застоя производства,

экономического кризиса.

Наиболее широко используемыми индексами инфляции являются индексы роста цен,

в том числе индексы потребительских цен (рассчитывается для группы товаров и

услуг, входящих в потребительскую корзину среднего городского жителя) и

индексы цен производителей (включает в себя три группы товаров: конечные

товары, не проданные потребителям, промежуточные товары, а также сырье,

подготовленное для дальнейшей обработки).

1.3 Виды инфляции.

В зависимости от характера инфляции и темпов нарастания инфляционных

процессов различают три типа инфляции: умеренная инфляция, галопирующая

инфляция и гиперинфляция. Для умеренной инфляции характерны относительно

невысокие темпы роста цен – 10% и немногим более в год. Галопирующая инфляция

в отличие от умеренной имеет более высокие темпы роста цен – от 20 до 200% в

год. Для гиперинфляции характерна огромная скорость роста цен. Которая

выражается в ежемесячном росте свыше 50%, а годовой рост составляет

четырехзначную цифру. В зависимости от роста цен по разным товарным группам

принято выделять сбалансированную и несбалансированную инфляцию.

Сбалансированная инфляция выражается, как правило, пропорциональным

изменением цен на разные товары. Несбалансированная инфляция определяет

изменение цен разных товаров по отношению друг к другу в разных пропорциях. В

зависимости от степени предвидения инфляция подразделяется на ожидаемую

(прогнозируемый рост цен) и неожидаемую (непрогнозируемый рост цен). По

степени распространения инфляционных процессов принято выделять локальную (в

рамках отдельных стран) и мировую (охватывает группу стран или целые регионы)

инфляцию.

Формы инфляции разнообразны, но в их основе лежат либо внешние причины, либо

внутренние. К внешним причинам относятся:

Ø рост цен на мировых рынках;

Ø сокращение поступлений от внешней торговли;

Ø отрицательное сальдо внешнеторгового баланса;

Ø отрицательное сальдо платежного баланса.

Внутренние причины инфляции, как правило, связаны с:

Ø деформацией экономики в сторону отставания отраслей

потребительского сектора и гипертрофированного развития отраслей тяжелой

индустрии и особенно военного машиностроения;

Ø монополией государства на денежную эмиссию, внешнюю торговлю и

правительственные расходы; монополией крупнейших корпораций, фирм, компаний

на установление цен на рынках, не согласующихся с их собственными издержками;

Ø монопольным положением профсоюзов на регулирование ставок

заработной платы своих членов путем заключения трудовых соглашений с

предпринимателями, включающих обязательство последних повышать ставки в

соответствии с ростом инфляции;

Ø непомерно высокими налогами или процентными ставками за кредит.

Степень влияния инфляционных процессов на экономику во многом определяется

особенностями инфляции и зависит от степени прогнозирования инфляционных

процессов и степени адаптации экономических институтов к этим процессам. Это

позволяет подразделять издержки на издержки ожидаемой инфляции и издержки

неожидаемой инфляции. Издержки ожидаемой инфляции всегда связаны с

сокращением массы наличных денег на руках населения, частым пересмотром цен,

неустойчивостью относительных цен, нарушением принципов налогообложения и

неудобствами пересчетов с поправкой на инфляцию. Издержки неожидаемой

инфляции более противоречивы и связаны с перераспределением дохода или

материальных ценностей между кредиторами и заемщиками, с понижением реальной

стоимости сбережений и сокращением реальных доходов социальных групп с

фиксированным уровнем дохода. Указанные причины и последствия инфляции носят

характер обобщения, но это не умоляет их значения.

1.4 Кривая Филлипса

Инфляция оказывает серьезное воздействие на занятость. В 1958 г. английский

экономист О. Филлипс предложил модель инфляции спроса, наглядно показывающую

это воздействие. Позднее эта кривая была модифицирована (рисунок 3).

Курсовая: Антиинфляционная политика государства Если правительство страны

рассматривает уровень безработицы U1 (ему соответствует темп роста цен Р1) как

чрезвычайно высокий, то для его понижения проводятся бюджетные и

денежно-кредитные мероприятия, которые стимулируют спрос. Это ведет к

расширению производства, созданию новых рабочих мест. Норма безработицы

снижается до величины U2, но одновременно возрастают темпы инфляции до Р2.

Возникшие условия могут вызвать «перегрев» экономики, серьезные кризисные

явления, что вынудит правительство ввести кредитные ограничения, сократить

расходы из государственного бюджета и др. В результате темпы роста цен снизятся

до уровня Р3, а безработица возрастет, ее норма составит U3.

Практика экономического регулирования показала. Что кривая Филлипса может

быть применима для экономической ситуации в короткие периоды, поскольку в

долгосрочном плане (5–10 лет), несмотря на высокий уровень безработицы,

инфляция продолжает нарастать, что объясняется целым комплексом

обстоятельств.

Среди этих обстоятельств важно выделить политику стимулирования совокупного

спроса. Стремление правительства ценой инфляции купить более низкий уровень

безработицы можно считать успешным только тогда, когда у хозяйствующих

агентов удается создать так называемые ложные ожидания. Так, работающие по

найму, наблюдая рост ставок номинальной заработной платы, увеличивают

предложение труда. И тогда рост инфляции (и связанный с ней рост заработной

платы) может уменьшить безработицу. Но дело в том, что со временем население

начинает распознавать истинную цену привлекательности высоких ставок денежной

(номинальной зарплаты). Ведь в условиях инфляции рост реальной заработной

платы – это не обязательно то же самое, что и рост номинального ее уровня. И

если люди обнаруживают, что на полученные деньги можно купить все меньшее

количество товаров и услуг, иллюзиям приходит конец: никто более не

намеревается увеличивать предложение своего труда в ответ на рост денежной

заработной платы. Предприниматели сокращают спрос на труд. Требования рабочих

по найму повышения реальной заработной платы ведут к уменьшению прибылей и,

следовательно, вынуждают предпринимателей ограничивать найм работников.

При помощи кривой Филлипса можно графически изобразить стагфляцию. Ведь это

означает правостороннее смещение этой кривой на рисунке 3 когда возросший

уровень цен сопровождается растущей безработицей. Считается также, что кривая

Филлипса может быть использована для экономического анализа альтернативы

инфляции и безработицы лишь в условиях умеренной инфляции с постоянным

темпом. При неожиданных экономических потрясениях темп инфляции возрастает

также неожиданно и может сопровождаться резким увеличением безработицы.

1.5 Последствия инфляции.

Последствия инфляции сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы содействуют

росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного

оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное

препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную

напряженность в обществе.

Галопирующая инфляция дезорганизует хозяйство, наносит серьезный

экономический ущерб как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде

всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет

проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же неравномерный

рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает структуру

потребительского спроса. Цена перестает выполнять свою главную функцию в

рыночном хозяйстве – быть объективным информационным сигналом.

Инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в

лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к денежному

накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы, возрождает

бартер.

В условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и

учреждения, предоставляющие кредит. Интернационализация производства

облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя международные

валютные и кредитные отношения.

Инфляция имеет и социальные последствия, она ведет к перераспределению

национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что

обуславливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной зарплаты

от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все

категории наемных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, рантье,

доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы

инфляции.

2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают

правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При

этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос

– ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта

дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических

обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится

задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают комплекс

адаптационных мероприятий (индексация и т. п.).

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два

подхода. В рамках первого подхода (его разрабатывают представители

современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика –

маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на

платежеспособный спрос.

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и

повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции.

однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к

застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если

спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений

и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются прежде

всего в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно

немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос

на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными

средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать

инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные

возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления,

выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко

воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится

формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет

количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким

образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство

должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного

спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное

поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к

потере контроля над инфляцией.

Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в

ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии,

диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и

предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию

нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать

ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

2.1 Фискальная политика

Фискальная политика – это манипулированием государственным бюджетом

(правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых

целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции.

Рассмотрим дискреционную сдерживающую фискальную политику, под которой

понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными

расходами с целью контроля над инфляцией. Она включает в себя: (1) уменьшение

правительственных расходов, или (2) увеличение налогов, или (3) сочетание (1)

и (2). Во всех этих случаях наблюдается сокращение равновесного чистого

национального продукта.

Либеральные экономисты, которые считают, что государственный сектор должен

быть расширен, для того чтобы компенсировать разнообразные погрешности

рыночной системы, могут рекомендовать ограничение совокупных расходов в

период роста инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты,

считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут

выступать за сокращение совокупных расходов в период роста инфляции за счет

сокращения государственных расходов. Активная фискальная политика,

направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся,

так и на сокращающийся государственный сектор.

В некоторой степени необходимые изменения в относительные уровни

государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Эта так называемая

автоматическая, или встроенная стабильность не включена в рассмотрение

дискреционной фискальной политики.

Если налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и ЧНП, то

бюджетные излишки, которые имеют тенденцию автоматически появляться во время

экономических подъемов, будут содействовать преодолению возможной инфляции.

Налогово-бюджетная политика и инфляция.

Фискальная политика может сыграть позитивную роль в борьбе с инфляцией.

Курсовая: Антиинфляционная политика государства

Предотвращение прогнозируемой инфляции. Экономическая система какое-то

время находится в состоянии равновесия в точке Е1 (реальный объем

производства поддерживается на естественном уровне). Проект государственного

бюджета на будущий финансовый год пессимистичен: по мнению экспертов, вероятно

усиление инфляционных моментов, которое обусловливается предполагаемым ростом

следующих компонентов совокупного спроса: резким повышением спроса на

экспортные товары, бума потребительских расходов, повышением уровня планируемых

инвестиций и затрат. Без принятия неотложных мер такое положение вещей сдвинет

экономическую систему вправо-вверх (т.е. вызовет движение вдоль кривой

совокупного предложения АS1 к точке Е2).

Результатом явится общее повышение уровня цен с Р1 до Р2,

но рост инфляции на этом не закончится. Общий рост цен на товары и услуги

заставит фирмы со временем изменить свои ожидания относительно заработной платы

и цен на привлекаемые факторы производства и другие ресурсы. Вследствие этого

на краткосрочных временных интервалах кривая совокупного предложения сместится

вверх в положение АS2. Когда реальный объем производства вновь

упадет до своего естественного уровня, уровень цен будет продолжать

увеличиваться до тех пор, пока не достигнет состояния нового долгосрочного

равновесия Р3. Использование «сдерживающей» налогово-бюджетной

политики – один из путей устранения угрозы инфляции. Государственный бюджет на

следующий год может быть составлен таким образом, чтобы сокращение объема

государственных закупок и заказов сочеталось с увеличением чистых налогов,

компенсируя ожидаемое оживление совокупного спроса в частном секторе экономики.

Правильное сочетание сокращения объема государственных заказов, трансфертных

платежей и повышения налогов удержит кривую совокупного спроса в желаемом

положении АD1, а экономическую систему – в состоянии стабильности.

Экспансионистская фискальная политика как генератор инфляции. В

предыдущем примере представители власти корректируют бюджет для предотвращения

роста инфляции и пекутся о благосостоянии своего народа. Однако люди бывают

разные. Например, экономическая система находится в равновесии в точке Е1

, и эксперты рассчитывают на стабильность ситуации в обозримом будущем. Но

приближаются выборы. Члены Конгресса, желая угодить избирателям, намерены

увеличить выплаты из государственного бюджета, снизить налоги и незамедлительно

внедрить дорогостоящие проекты для создания новых рабочих мест. Президент

накануне перевыборов тоже хочет провести свою избирательную кампанию в

атмосфере роста реального объема производства и сокращения безработицы.

Сознавая общность своих интересов, Конгресс и Президент составляют проект

нереально расширенного государственного бюджета на год предстоящих выборов. Как

только эти планы начнут реализовываться, экономическая система выйдет из

стационарного состояния (переместится из точки Е1 в Е2).

Как и хотелось, реальный объем производства возрастает, безработица сократится,

повышение уровня цен при этом будет незначительным. Избиратели останутся очень

довольны, а результаты выборов – практически предопределенными.

Однако в следующем году заработная плата, цены на ресурсы и привлекаемые

факторы производства начнут увеличиваться как по мановению волшебной палочки.

И по мере того, как фирмы будут приспосабливать свои ожидания к новым

условиям, вздувая цены с целью компенсации затрат, резко вырастут не только

цены на товары и услуги, но и произойдет сокращение объема производства,

сопровождаемое увеличением безработицы.

Автоматическая фискальная политика

Тот тип фискальной политики - изменение заказов, касающихся государственных

закупок и заказов, структуры налогообложения и трансфертных платежей с целью

повышения или понижения совокупного спроса, называется дискреционной

налогово-бюджетной политикой.

Однако на практике уровень государственных заказов, так же как и уровень

чистых налогов, может измениться даже при отсутствии каких-либо изменений в

законах, их регулирующих. Это происходит потому, что многие законы,

касающиеся структуры налогообложения и затратных механизмов, составлены таким

образом, что параметры фискальной политики автоматически изменяются при

перемене экономических условий. Такие изменения государственных закупок и

заказов и чистых налогов, которые называются автоматической налогово-

бюджетной политикой, наиболее тесно связаны с изменениями реального объема

производства товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок.

Изменения реального объема производства. Уровень реального объема

производства – один из базовых экономических параметров – в данном случае

приобретает особую важность, ибо воздействует как на доходную (от поступления

налогов), так и на расходную части бюджета. Увеличение реального объема

производства повышает реальные доходы от всех главных источников налоговых

поступлений, включая подоходные налоги , отчисления на социальное страхование,

налоги на прибыли корпораций, с продаж и с оборота. В то же время увеличение

реального объема производства сокращает реальные расходы правительства на

трансфертные платежи. В основном это происходит за счет того, что увеличение

реального объема производства естественно снижает безработицу. Учитывая оба эти

обстоятельства, можно считать, что увеличение реального национального продукта

сокращает дефицит государственного бюджета как в реальном, так и в номинальном

его измерении.

Изменения уровня цен. Повышение уровня цен также воздействует на обе

части государственного бюджета – доходную и расходную. При неизменном уровне

реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные

государственные (федеральные) доходы от налогов. Там, где налоговые ставки не

индексируются, т.е. не изменяются автоматически при изменении темпов инфляции,

инфляция также может вызвать увеличение доходов от налогов. (Классический

пример – федеральный подоходный налог. Однако подоходные налоги в экономической

практике США ныне индексируются и не ложатся дополнительным бременем на плечи

налогоплательщиков). В то же время повышение уровня цен увеличивает номинальные

расходы. Это происходит отчасти потому, что большинство трансфертных программ

не индексированы в зависимости от роста стоимости жизни, отчасти – так как

инфляция поднимает цены на товары и услуги, приобретаемые правительственными

органами в рамках госзаказа. Заметим, что некоторые виды государственных

закупок «проходят» по статьям бюджета в номинальной величине. Такое положение

вещей приводит к тому, что номинальное увеличение расходов будет меньше

необходимого при росте уровня цен, так что реальные расходы снизятся.

Если все статьи бюджета индексируются , то повышение уровня цен никак не

влияет на реальный дефицит государственного бюджета. На практике бюджет

индексирован далеко не полностью, вследствие чего номинальные размеры налогов

как в абсолютном, так и в процентном отношении растут быстрее, чем

номинальные величины государственных закупок и затрат. Таким образом,

повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем

дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще

более значительно.

Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок

увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это

увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов

государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок.

Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как

реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.

Автоматическая стабилизация. Существует ситуация, когда в экономической

системе наблюдается оживление, реальный объем производства увеличивается,

уровень цен растет, а безработица сокращается. Каждое из этих явлений приводит

к пополнению государственного бюджета в реальном исчислении, то есть к

увеличению прямых поступлений, сокращению выплат и трансфертов, либо к обоим

этим процессам одновременно. Какие бы вопросы формирования государственного

бюджета мы ни рассматривали, заложенные в налогово-бюджетной политике механизмы

всегда направлены на сдерживание совокупного спроса во время оживления и

подъема экономики. Наоборот, при наступлении экономического спада темпы роста

реального объема производства замедляются, и возрастает безработица. При этом

темпы инфляции снижаются, даже если сокращение деловой активности недостаточно

масштабно, чтобы вызвать значительное снижение уровня цен. Посему во время

рецессии и экономического спада реальный дефицит государственного бюджета

возрастает.

Поскольку встроенные в налогово-бюджетную систему механизмы обязаны

компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и

инвестиций, такие бюджетные составляющие, как подоходные налоги и выплата

пособий по безработице называются автоматическими стабилизаторами. Эти

механизмы служат для смягчения реакции экономической системы на изменения

объемов потребления плановых инвестиций частного сектора и сальдо экспортно-

импортных операций.

Проблемы фискальной политики:

1. Временной лаг распознавания. Проходит некоторый промежуток времени

между началом инфляции и тем моментом, когда происходит сознание этого факта.

2. Административная задержка. Колеса правительства часто крутятся

довольно медленно.

3. Функциональное запаздывание. Имеет место временной лаг между тем

моментом, когда принимается решение о фискальных мерах, и временем, когда эти

меры начнут оказывать воздействие на уровень цен.

4. Политические проблемы. Фискальная политика формируется на

политической арене, и это в значительной степени осложняет ее использование

для целей стабилизации экономики.

5. Эффект вытеснения некоторых инвестиционных капиталов на денежном рынке.

6. Шоки совокупного спроса, имеющие корни за рубежом.

7. Эффект чистого экспорта. Сокращая внутреннюю ставку процента

сдерживающая фискальная политика имеет тенденцию увеличивать чистый экспорт.

Результатом этого является снизившийся внешний спрос на национальную валюту,

обесценение этой валюты и, следовательно, увеличение чистого экспорта

(совокупный спрос увеличивается, отчасти противодействуя сдерживающей

фискальной политике).

2.2 Кредитно-денежная политика.

В кредитно-денежной политике для ограничения предложения денег, для того

чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используется

политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении резервов

коммерческих банков. Это делается следующим образом:

1. Центральные банки должны продавать государственные облигации на

открытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков.

2. Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие

банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.

3. Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков

увеличивать свои резервы посредством заимствования у центральных банков.

Среди трех видов денежного контроля (операции на открытом рынке, изменение

резервной нормы, изменение учетной ставки) наиболее важным регулирующим

механизмом являются операции на открытом рынке.

Три основных инструмента кредитно-денежной политики периодически дополняются

некоторыми менее важными средствами контроля в форме селективного

регулирования, которое касается фондовой биржи, покупок в рассрочку и

увещевания.

Воздействие ограничительной (рестрикционной) денежно-кредитной политики.

Систему каналов, по которым реализуется влияние денег в экономической

системе, называют передаточным механизмом. Рисунок 5 иллюстрирует работу

этого механизма в ситуации, когда экономическая система подвергается

воздействию одномоментного изменения количества денег.

Рис. 5

Курсовая: Антиинфляционная политика государства

Курсовая: Антиинфляционная политика государства

Первоначально рынок денег, модель которого изображена в части а рисунка

5 находится в состоянии равновесия в точке Е1. Кривая предложения

денег занимает положение МS1, а кривая спроса на деньги находится в

положении МD1; следовательно, равновесное значение номинальной нормы

процента равно R1. При этом значении будут осуществлены реальные

плановые инвестиции в объеме, обозначенном в части б рисунка символом I

1. Данный уровень плановых инвестиций, наряду с заданными условиями,

касающимися объемов потребления, государственных закупок и чистого экспорта,

учитывается в качестве структурообразующего элемента при построении кривой

совокупного спроса АD1 в части в. Таким образом, точка е

1, в которой пересекаются кривые совокупного спроса АD1 и

совокупного предложения АS, является точкой первоначального равновесия

экономической системы. Уровень равновесия реального объема производства

обозначен символом у1, а Р1 соответствует равновесному

уровню цен.

Фиксируя в качестве исходного положения экономической системы точку Е2

(рынок денег), центральный банк пересматривает тактическую цель своей

денежно-кредитной политики и уменьшает количество денег в обращении. Графически

это можно интерпретировать в виде сдвига кривой предложения денег влево.

Растущая норма процента вызывает сокращение объема плановых инвестиций. Оно с

свою очередь, сдвигает кривую совокупного спроса влево, заставляя снижаться

уровни цен и реального объема производства. Это означает уменьшение величины

номинального дохода, что заставляет кривую спроса на деньги также сдвинуться

влево, но не настолько, чтобы избежать некоторого повышения нормы процента.

Новое равновесие на краткосрочном временном интервале устанавливается тогда,

когда рынок денег возвращается в состояние Е1, а экономическая

система в целом вновь оказывается в точке е1.

Подводя итоги, можно сказать, что на краткосрочных временных интервалах

последствия ограничительных действий в рамках денежно-кредитной политики

состоят в следующем:

1. Повышение нормы процента.

2. Уменьшение уровня реального объема производства.

3. Понижение уровня цен.

Обратившись к политике дорогих денег для ограничения инфляции , мы обнаружим,

что чистый экспорт сократиться. Это означает рост торгового дефицита.

(Проблема: инфляция à политика дорогих денег – более высокая процентная

ставка – à возросший спрос на национальную валюту за границей à

стоимость национальной валюты повышается à чистый экспорт

сокращается–сокращается совокупный спрос). Следовательно, политика дорогих

денег, проводимая для смягчения инфляции, противоречит задаче корректировке

дефицита торгового баланса.

2.3 Монетаризм

Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны

и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень

макроэкономической стабильности. Таким образом, рыночная система, если она не

подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики,

обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Монетаристы

являются ярыми сторонниками свободного рынка. Государственное управление

считается неэффективным, вредным для индивидуальной инициативы и содержащим

нередко политические ошибки, которые дестабилизируют экономику.

Основополагающим уравнением монетаризма является уравнение обмена:

MV = PQ,где М – предложение денег, V – скорость обращения денег в

кругообороте доходов; P – уровень цен или, точнее, средняя цена, по которой

продается каждая единица физического объема производства; Q – физический объем

производимых товаров и услуг.

Монетаристы видят в денежном предложении единственный фактор, определяющий

уровень производства, занятости и цен. Теоретические рассуждения монетаристов

проистекают из того, что расширение денежного предложения повышает спрос на

все виды активов, а также на текущий объем производства. Следовательно, в

условиях полной занятости цены на все факторы возрастут. Кроме того,

монетаристы считают скорость обращения денег стабильной – в том смысле, что

ее колебания невелики и она не изменяется в ответ на изменение самого по себе

денежного предложения. Значит, изменения денежного предложения оказывает

предсказуемое воздействие на уровень номинального ЧНП (=PQ).

Монетаристы полагают, что, хотя изменение М может вызвать краткосрочные

изменения в реальном объеме производства и занятости, поскольку рынок

приспосабливается к этому изменению, в длительной перспективе изменение М

воздействует на уровень цен. Монетаризм исходит из того, что передаточный

механизм проще и гораздо яснее, чем предполагает кейнсианская модель.

Монетаристский передаточный механизм схематически изображен на рисунке 6. С

точки зрения монетаристов, изменение совокупного спроса влияет на номинальный

ЧНП в длительной перспективе преимущественно через изменение уровня цен.

Рисунок 6

Монетаристы значительно умаляют фискальную политику как средство

перераспределения ресурсов и стабилизации. Они полагают, что абсолютная

беспомощность и безрезультатность фискальной политики обусловлена эффектом

вытеснения. Предположим государство создает бюджетный дефицит, продавая

облигации, то есть занимая деньги у населения. Но занимая деньги, государство

вступает в конкурентную борьбу с частным бизнесом за фонды. Государственные

займы расширяют спрос на деньги, поднимаются процентную ставку и вытесняют

значительное количество частных капиталовложений, которые в противном случае

были бы прибыльными. Конечный результат воздействия бюджетного дефицита на

совокупные расходы непредсказуем или несуществен.

Большинство монетаристов не советуют использовать политику дешевых и дорогих

денег для смягчения подъемов и спадов экономического цикла. С точки зрения

монетаристов, экономическая нестабильность порождается скорее неправильным

кредитно-денежным регулированием, чем внутренней неустойчивостью экономики.

Поэтому монетаристы предлагают монетарное правило, согласно которому денежное

предложение увеличивается в соответствии с долгосрочным ростом реального ЧНП.

Курсовая: Антиинфляционная политика государства С точки зрения монетаристов,

совокупный спрос смещается вправо или влево главным образом в результате

соответственного расширения или сокращения денежного предложения. Монетаристы

считают кривую совокупного предложения крутой, или, если взять крайний случай,

вертикальной. Почти вертикальная линия отражает классическую основу

монетаризма.

С точки зрения монетаристов, изменение совокупного спроса влияет

преимущественно на уровень цен и оказывает слабое воздействие на реальный

ВНП. Данный вывод следует из предположения, что если Центральный банк

придерживается монетарного правила, то объем производства в экономике все

время находится на уровне почти полной занятости. Если те, кто делают

политику, попытаются использовать стабилизационные меры, их усилия окажутся

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.