|
|
|
|
Курсовая: Безработица
Курсовая: Безработица
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу: | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ | По теме: | БЕЗРАБОТИЦА – КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ, ЕЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ |
Выполнила студентка 5 курса
Группа ДБ – 051 СА
Юрлова Наталья Васильевна
МОСКВА 2002г Содержание
Введение | 3 | Формы безработицы и их специфика | 4 | Теоретические подходы к анализу безработицы | 11 | Динамика и структура мировой безработицы | 15 | Заключение | 19 | Список использованной литературы | 22 |
Введение
Осуществляемый в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с
большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем.
Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их
производственной деятельностью.
Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений
на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы
использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые
проблемы занятости, растет безработица.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую
наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для
большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную
психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто
является предметом политических дискуссий.
Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для
совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость.
Некоторые из государственных программ, например, программы по
профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их
будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по
безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми
сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на
уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что
законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту
безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной
государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить
альтернативные варианты решения различных проблем.
1. Формы безработицы и их специфика
Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики
как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого
экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции
и равновесия платежного баланса. Инструменты макроэкономической политики –
бюджетно-налоговая (фискальная) политика и кредитно-денежная (монетарная)
политика.
Макроэкономические модели представляют собой формализованные (логические,
графические и алгебраические) описания различных экономических явлений и
процессов с целью выявления функциональных взаимосвязей между ними. Любая
модель является упрощенным, абстрактным отражением реальности, т.к. все
многообразие конкретных деталей не может быть одновременно принято во
внимание при проведении исследований. Поэтому ни одна макроэкономическая
модель не абсолютна, она не дает единственно правильных ответов. Однако с
помощью таких обобщенных моделей определяется комплекс альтернативных
способов управления динамикой уровней занятости, инфляции и др. экономических
переменных.
Основными макроэкономическими показателями являются объем производства в
экономике, безработица, темп инфляции и торговый баланс.
Под безработицей часто подразумевают безвозвратные потери людских ресурсов,
которые можно было бы использовать для производства товаров и услуг, чтобы
удовлетворить потребности общества. В то же время она может означать
исключительные житейские трудности для безработных, а потому это серьезная
социальная проблема.
В соответствии с периодами деловых циклов уровень безработицы в любой стране
колеблется в широких пределах. Безработица возрастает во время спадов и
уменьшается в периоды подъемов.
В СССР в течение примерно шести десятилетий (начало 30-х — конец 80-х годов)
официально не отмечалось существование безработицы в стране, не велся
достаточно полный статистический учет процессов, происходящих в области
занятости. И только в конце 80-х — начале 90-х годов внимание к этой проблеме
и со стороны государства и со стороны экономической науки значительно
возросло.
Безработица в общетеоретическом плане представляет собой отражение
несовпадения предложения рабочей силы и спроса на нее, их количественное и
качественное несоответствие, она присуща любой экономической системе,
осуществляющей товарное производство. Безработица есть своеобразный синтез
экономики, политики, идеологии, традиций и морали данного общества.
Международной организацией труда безработица определяется как наличие
контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в
настоящее время к работе и ищущих работу в рассматриваемый период. Человека
можно считать безработным только при соблюдении всех трех условий.
Уровень безработицы, в свою очередь, определяется как доля безработных в
рабочей силе в целом. Под рабочей силой понимаются все работающие и все
ищущие работу, то есть сумма занятых и безработных. Лица, не работающие и не
ищущие работу, считаются находящимися вне рабочей силы.
Однако такие общие определения не гарантируют одинаковых методов определения
и измерения безработицы в разных странах. Расчеты могут различаться в
зависимости от возрастных пределов для лиц, входящих в рабочую силу,
установленного времени на поиск работы, критерии поиска работы, порядка
статистической обработки данных о количестве людей, временно отстраненных от
работы и ожидающих возвращения на свое рабочее время, а также определения
лиц, ищущих работу впервые. В одних странах опираются на обследования
домашних хозяйств, в других – на данные по социальному страхованию, в третьих
– на данные официальной статистики.
Так, например, в США безработными, считаются гражданские лица, которые:
§ не имели занятости в течение недели обследования;
§ прилагали усилия найти работу в течение предыдущих 4-х недель
(обращаясь непосредственно к нанимателю, к услугам государственной службы
занятости или к друзьям);
§ лица, временно уволенные или лица, нанятые на новую работу,
которые должны приступить к работе в течение 30 дней.
В Японии безработным считается тот, кто не работал в течение недели
обследования им одного часа, в Великобритании – кто не имеет работы в
течение недели обследования, ищет работу в течение этой недели или не может
искать ее из-за болезни, а также кто ждет результатов переговоров об
устройстве на работу. Органами трудоустройства и статистикой развитых
капиталистических стран не рассматриваются как безработные лица,
проживающие в застойных районах, где нет, и не предвидится свободных
рабочих мест. Если даже люди, проживающие в этих районах, и предпринимали
поиски работы, они быстро разочаровались. По-разному в странах относятся к
таким категориям населения, как впервые ищущие работу и возвращаются на
работу после длительного перерыва. К первой группе относится, прежде всего,
молодежь, ко второй – женщины, оставившие работу в связи с рождением и
воспитанием малолетних детей. Основной же массив безработных – это лица,
уволенные с предприятий и имеющие стаж работы. В эту категорию в основном
входят работники, потерявшие работу вследствие структурных изменений в
экономике и производстве, закрытия предприятий и учреждений, модернизации
производства, перехода на новые виды продукции и т.д. Среди них люди
различных квалификаций и профессий, готовые работать по своей специальности
на других предприятиях, пройти переподготовку и повысить свою квалификацию.
Невзирая на трудности, связанные с измерением и интерпретацией уровня
безработицы, этот показатель остается наилучшим из имеющихся при сравнении
стран по степени использования рабочей силы.
Существует несколько концепций, трактующих феномен безработицы. В
марксистской теории ее обычно связывают с процессом накопления капитала, при
котором потребность в живом труде (переменном капитале) растет медленнее, чем
в машинах и оборудовании (постоянном капитале). В западной экономической
науке господствует точка зрения, согласно которой безработица в своей основе
отражает экономическую целесообразность использования ресурсов, подобно тому
как, скажем, степень загрузки производственных мощностей отражает
целесообразность и эффективность использования основного капитала. Об этом
говорит так называемый уровень естественной безработицы, которому
соответствует макроэкономическое равновесие, при котором ожидаемая инфляция
равна фактической. Не существует стандартной общепринятой процедуры
измерения естественной безработицы. Для США она оценивается в 5,5 –6,0%. В
Европе уровень естественной безработицы значительно выше: в Великобритании,
Бельгии и Испании – он превышает 10%, однако в Германии он значительно ниже.
Уровень естественной безработицы определяется рядом факторов, в числе которых
можно назвать: демографические, поскольку естественный уровень можно
представить как средневзвешенную величину значений уровня естественной
безработицы по различным группам населения; существования минимума заработной
платы, который может устанавливаться выше уровня при рыночном равновесии;
разницу в темпах экономического роста в различных секторах экономики;
страхование на случай безработицы, облегчающее уровень безработицы;
влиятельность профсоюзов, которые добиваются реальной заработной платы для
своих членов и снижения уровня безработицы; уровень налогов на доход от
труда, определяющий разницу между заработной платой, которую выплачивают
фирмы, и заработной платой, которую работники получают на руки; гистерезис,
выражающийся в том, что положительные периоды высокой фактической безработицы
предположительно повышают уровень естественной безработицы.
Издержки безработицы распределяются в обществе неравномерно. Хотя в моральном
плане издержки безработицы могут быть очень тяжелыми для безработных и их
семей, трудно измерить эти издержки с какой – либо точностью. Поэтому
экономисты попытались подойти к измерению издержек с другой стороны: с точки
зрения снижения объема выпуска, связанного с совокупной безработицей. Для
этого необходимо различать две разновидности безработицы: структурную,
которая вызвана несоответствием структуры спроса и предложения рабочей силы,
и циклическую, которая превышает естественный уровень. Издержки от этих
разновидностей безработицы неодинаковы. Частично структурная безработица
связана с поиском работы; она, например, облегчает установление эффективного
соотношения между количеством людей, ищущих работу, и имеющихся рабочих мест.
В отношении циклической безработицы можно отметить, что, например, для США
она характеризуется в соответствии с законом Оукена:
В% = А% (U% - FEU%),
(1)
где В% - процентное изменение фактически произведенной продукции в сравнении
с национальным продуктом при полной занятости;
А% - коэффициент, показывающий, во сколько раз изменится (увеличится или
уменьшится) национальный продукт при изменении фактического уровня
безработицы на определенную процентную величину;
U% - процентное изменение уровня фактической безработицы по сравнению с
процентным изменением ее уровня полной занятости (FEU%);
Оукен вычислил, что эмпирическое значение введенного им в анализ коэффициента
для постиндустриальных западных экономик колеблется в значении А = 2.5. Это
означает, что превышение фактического уровня безработицы на один процент над
величиной (FEU%) приводит к уменьшению валового национального продукта на
2.5% по сравнению с потенциально возможным уровнем ВНП. Величину – FEU -
также называют «естественной нормой безработицы». Считается, что при
естественной норме безработицы не происходит возрастания общего уровня цен,
то есть инфляции.
Кроме вышесказанного необходимо отметить, что циклическая безработица в
условиях переходной экономики имеет ряд существенных особенностей. В
экономике переходных обществ циклическая безработица фактически превращается
в перманентную безработицу периода постоянного свертывания производства.
Более того, постепенное, временное оживление экономики в гораздо меньшей
степени приводит к рассасыванию безработицы, чем это можно было ожидать.
Причины этого достаточно понятны: модель «шоковой терапии», приводящая к
глобальному спаду, разрешает противоречия экономического роста, прежде всего
за счет трудящихся. Постепенно, конечно, создаются формы общественных работ
или другие механизмы парирования наиболее жестких последствий безработицы.
Однако циклическая безработица, связанная с устойчивой тенденцией к спаду
экономики, является главной формой безработицы в переходной экономике.
Фактически такая стабильная безработица может быть названа скорее застойной,
нежели циклической.
Застойная безработица - это форма, наиболее характерная для экономики
переходного общества. Застойная безработица как наиболее типичная форма
безработицы переходной экономики усугубляется тем, что традиции прошлого во
многом приводят к надеждам значительной части работников на возможность
решения своих проблем в будущем за счет поддержки государства, но не за счет
собственной активности.
Наряду с вышеперечисленными видами безработицы существует также такие типы как
фрикционная, добровольная и скрытая безработица. Фрикционная
безработица отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест,
места жительства. Среди совокупной рабочей силы какая-то часть постоянно
находится в движении, перемещаясь на новые рабочие места. Этот тип безработицы
включает в себя людей, которые незаняты в связи с переходом с одной работы на
другую и в течение недели рассчитывают приступить к работе на новом месте, а
также работников в тех отраслях, где временные увольнения являются нормой без
влияния на общий уровень дохода людей, например, в строительстве. В период
внедрения новых достижений технического прогресса, такое движение становится не
только неизбежным, но и более интенсивным. В какой-то мере эта безработица
является желательной т.к. многие рабочие переходят с низкопродуктивной,
малооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную
работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное
распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и больший реальный объем
реального национального продукта.
Определенный уровень фрикционной безработицы неизбежен в условиях постоянно
меняющейся рыночной экономики. Спрос на различные товары постоянно
колеблется, что в свою очередь вызывает колебания спроса на труд работников,
производящих эти товары. Далее, поскольку различные регионы производят разные
товары, спрос на труд может одновременно возрастать в одной части страны и
сокращаться в другой. Экономисты называют такие изменения в структуре спроса
на труд по отраслям и регионам структурными сдвигами. Поскольку структурные
сдвиги происходят постоянно, и рабочим требуется определенное время для смены
работы, фрикционная безработица носит устойчивый характер.
Структурные сдвиги не являются единственной причиной постоянного
высвобождения работников и фрикционной безработицы. Помимо этого, рабочие
неожиданно для себя оказываются уволенными в случае, если предприятие
становится банкротом, если качество их работы признается неудовлетворительным
или если их конкретная квалификация более не требуется.
Если речь идет о систематическом высвобождении работников предприятий,
которые должны свертывать свою деятельность вследствие ее технологической или
экономической неэффективности, вследствие того, что научно-технический и
социальный прогресс требует переструктурирования экономической жизни, то
такого рода высвобождение рабочей силы должно считаться, безусловно,
позитивным процессом, так как это высвобождение работников в одних сферах
всегда сопровождается параллельным появлением значительного числа вакансий
рабочих мест в новых отраслях и сферах деятельности, порождаемых научно-
техническим развитием. Однако все это воплощается в реальность только при
условии, что в обществе действуют социально-экономические отношения,
обеспечивающие гибкую занятость, взаимное соответствие структур рабочей силы
и производства, при том, что перестройка структуры занятости является не
принудительной, а базирующейся на свободном доступе каждого работника к
системе переквалификации, получения дополнительного образования, смене места
работы, жительства и т.д. Между тем, в конкретных условиях переходной
экономики фрикционная, структурная безработица принимает, как правило,
иррациональные формы, закрытие предприятий идет гораздо быстрее, чем
образование новых рабочих мест в перспективных отраслях, усугубляясь к тому
же и опережающим спадом в сферах, которые, напротив, заслуживают наибольшего
развития (высоких технологий, наукоемкого производства) и требуют
квалифицированной рабочей силы. В результате сегодня инженеры
переквалифицируются в продавцов и грузчиков.
Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе существует
прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам
не хотят работать.
Скрытая безработица - это феномен отечественной экономической мысли, западные
исследователи о ней ничего не говорят, хотя вплотную подходят к ней, обсуждая
возможность снижения заработной платы вместо увольнения, скрытая безработица
в качественном плане отражает ту часть занятых, которая стала излишней в
связи со спадом производства. Это достаточно мобильная часть, которая в
случае изменения конъюнктуры рынка, финансового или нормативно-правового
состояния предприятий, а также по собственному желанию работников может быть
либо высвобождена, либо эффективно занята. Следовательно, скрытая безработица
является скорее даже не безработицей, а неэффективной занятостью.
Кроме того, существует добровольная безработица – это люди, которым лучше не
работать, чем получать предлагаемую заработную плату, а также вынужденная –
такая безработица, которая возникает в условиях фиксированной зарплаты.
Наряду с вышеперечисленными, существуют также сезонная, технологическая,
региональная, застойная, молодёжная безработица и другие виды безработицы.
2. Теоретические подходы к анализу безработицы
В западной экономической литературе причины безработицы исследуются
преимущественно на основе чисто экономического подхода. При этом безработица
рассматривается как макроэкономическая проблема недостаточно полного
использования совокупной рабочей силы. Часто причины безработицы объясняются
несбалансированностью рынка труда или неблагоприятными изменениями на этом
рынке.
Наибольшее распространение в западной экономической науке получили
классическая и кейнсианская теории безработицы.
Классическая теория занятости, (А. Смит, Д. Рикардо, а также Дж.Милль, А
Маршалл), строится на убеждении в том, что рынок обладает достаточными
способностями для эффективной координации всех процессов, происходящих в
области занятости, в обеспечении полного использования ресурсов труда,
которые имеются в обществе. По мнению классиков, причина безработицы в
слишком высокой заработной плате, что порождает избыток предложения труда.
Это результат определенных требований самих наемных работников. Свободная
игра рыночных сил — спроса, предложения, заработной платы — обеспечит
необходимую координацию в сфере занятости. Экономисты-классики утверждали,
что ставки заработной платы должны и будут снижаться. Общее уменьшение спроса
на продукцию выразится в снижении спроса на труд и другие ресурсы. При
сохранении ставок заработной платы это моментально приведет к появлению
излишков рабочей силы, т.е. вызовет безработицу. Однако, не желая нанимать
всех рабочих по первоначальным ставкам заработной платы, производители
считают выгодным нанимать этих рабочих по более низким ставкам заработной
платы. Спрос на труд падает, и рабочие, которые не смогут наняться по
старым, более высоким ставкам, должны будут согласиться на работу по новым,
более низким ставкам. Если существует избыточное предложение труда, то
снижение заработной платы должно уменьшить его, но, в то же время, поднять
спрос на труд. Если же заработная плата в этой ситуации не снижается, этому
препятствуют сами работники, их профсоюзы, то тем самым они "добровольно"
соглашаются на существование какого-то количества безработных.
Будут ли рабочие охотно соглашаться работать по пониженным ставкам? По мнению
экономистов-классиков, конкуренция со стороны безработных вынуждает их к
этому. Конкурируя за свободные рабочие места, безработные будут
способствовать снижению ставок заработной платы до тех пор, пока эти ставки
не будут столь низкими, что предпринимателям представится выгодным нанимать
всех имеющихся рабочих. Поэтому экономисты-классики пришли к выводу, что
вынужденная безработица невозможна. Любой желающий работать по определяемой
рынком ставке заработной платы может легко найти работу.
Кейнсианская теория занятости сформировалась в основном в 30-х годах XX века.
Она связывается с именем английского экономиста Дж М Кейнса, наиболее
выдающегося исследователя в области макроэкономики. Кейнс является
родоначальником современной теории занятости. В 1936 г в своей работе "Общая
теория занятости, процента и денег" он предложил принципиально новое
объяснение безработицы. Кейнсианская теория занятости резко отличается от
классического подхода. Жесткий вывод этой теории состоит в том, что при
капитализме не существует никакого механизма, гарантирующего полную
занятость. Полная занятость скорее случайна, а не закономерна.
Классики не видели в безработице сколь-нибудь серьезной проблемы. Однако
реально происходящие события все меньше соответствовали классическим
постулатам. Массовый взрыв безработицы произошел в начале 30-х годов в период
"Великой депрессии".
В кейнсианской концепции занятости последовательно и обстоятельно
доказывается, что в рыночной экономике безработица носит не добровольный
характер (в неоклассическом его понимании), а вынужденный. По мнению Кейнса,
неоклассическая теория действительна лишь в пределах отраслевого,
микроэкономического уровня, и поэтому она не в состоянии ответить на вопрос о
том, чем определяется действительный уровень занятости в экономике в целом.
Кейнс показал, что объем занятости определенным образом связан с объемом
эффективного спроса, а наличие неполной занятости, т. е. безработицы,
обусловлено ограниченностью спроса на товары. Кейнс утверждал также что, что
3-4% населения остаются без работы в силу противоречивого характера
экономики, ее структурной перестройки, обновления технологии.
Излагая свои взгляды, Дж.Кейнс опровергает теорию А.Пигу и показывает, что
безработица присуща рыночной экономике и вытекает из самих ее законов. В
кейнсианской концепции рынок труда может находиться в состоянии равновесия не
только при полной занятости, но и при наличии безработицы. Это объясняется
тем, что предложение труда, по мнению Кейнса, зависит от величины номинальной
заработной платы, а не от реального ее уровня, как полагали классики.
Следовательно, если растут цены и реальная заработная плата понижается, то
рабочие при этом не отказываются работать. Спрос же на труд, предъявляемый на
рынке предпринимателями, является функцией реальной заработной платы, которая
изменяется при изменении уровня цен: при повышении цен рабочие смогут купить
меньше товаров и услуг и наоборот. В результате Кейнс приходит к выводу, что
объем занятости в большей степени зависит не от работников, а от
предпринимателей, поскольку спрос на труд определяется не ценой труда, а
величиной эффективного спроса на товары и услуги. Если эффективный спрос в
обществе недостаточен, поскольку он определяется прежде всего предельной
склонностью к потреблению, которая падает по мере роста доходов, то занятость
достигает равновесного уровня в точке, расположенной ниже уровня полной
занятости.
Кроме того, занятость значительной части рабочей силы определяется таким
компонентом совокупных расходов, как инвестиции. Отношение между увеличением
занятости и ростом инвестиций характеризует мультипликатор занятости, равный
мультипликатору спроса. Рост инвестиций ведет к увеличению первичной
занятости в отраслях, непосредственно связанных с инвестициями, что
оказывает, в свою очередь, воздействие на отрасли, производящие предметы
потребления, и в результате все это приводит к росту спроса, а значит, и
совокупной занятости, увеличение которой превосходит прирост первичной
занятости, непосредственно связанной с дополнительными инвестициями.
Занятость по Кейнсу — это функция объема национального производства (дохода),
доли потребления и сбережения. Поэтому для обеспечения полной занятости
необходимо поддерживать определенную пропорциональность между:
а) затратами на создание ВНП и его объемом;
б) сбережениями и инвестициями.
Если затраты на производство ВНП недостаточны для обеспечения полной
занятости, в обществе возникает безработица. Если они превышаю необходимые
размеры, возникает инфляция.
В кейнсианской концепции делается два важных вывода:
· гибкость цен на товарном и денежном рынках, а также заработной платы
на рынке труда не является условием полной занятости; даже если бы они и
снижались, это не привело бы к сокращению безработицы, как считали
неоклассики, так как при снижении цен падают ожидания владельцев капитала
относительно будущих прибылей;
· для повышения уровня занятости, а обществе необходимо активное
вмешательство государства, поскольку рыночные цены не в состоянии поддержать
равновесие при полной занятости. Лекарство от безработицы — экспансионистская
политика государства, опирающаяся главным образом на использование фискальных
инструментов. Изменяя налоги и бюджетные расходы, государство может влиять на
совокупный спрос и на уровень безработицы.
3. Динамика и структура мировой безработицы
В последние годы на мировом рынке труда сложилась следующая ситуация с
безработицей. Экономический подъем в большинстве развитых государств в 2000
г. дальнейшее улучшение ситуации с занятостью. В США среднегодовой уровень
безработицы понизился до 4 % численности рабочей силы по сравнению с 4,2% в
1999 г. и являлся минимальным с 1969 г. Коэффициент загрузки
производственных мощностей достиг 82,1%. Безработица в Великобритании
сократилась до минимального с 1975 г. уровня 3,7% численности рабочей силы.
Уменьшился до 9,6% уровень безработицы в Германии и до 9,7% во Франции. Тем
не менее, безработица в странах западной Европы оставалась значительно более
высокой, чем в США, что отражало различия в системах регулирования трудовых и
социальных отношений. В Японии уровень безработицы не изменился и оставался
равным 4,7% численности рабочей силы. Это объяснялось сокращением занятости
на малых предприятиях, а также уменьшением темпов роста и последующим
сокращением внутреннего спроса во втором и третьем кварталах 2000 г.
Безработица в Южной Корее в среднем за год сократилась по сравнению с 1999 г.
Однако к концу года вновь наметился ее рост, который, по всей вероятности,
будет продолжаться в связи с реструктуризацией крупных конгломератов. Данные
по безработице представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Уровень безработицы в ведущих в экономическом отношении странах мира, в % от
численности рабочей силы.
Страны | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | США | 5,4 | 5,0 | 4,5 | 4,2 | 4,0 | Япония | 3,4 | 3,4 | 4,1 | 4,7 | 4,7 | Германия | 10,4 | 11,5 | 11,0 | 10,5 | 9,6 | Франция | 12,3 | 12,5 | 11,9 | 11,2 | 9,7 | Италия | 11,7 | 11,7 | 11,8 | 11,4 | 10,6 | Великобритания | 7,2 | 5,5 | 4,7 | 4,3 | 3,7 | Канада | 9,6 | 9,1 | 8,3 | 7,6 | 6,8 |
Процесс рассасывания безработицы, который наблюдался в странах с развитой
рыночной экономикой в минувшем году, носил во многом “рваный” характер. По
мере увеличения спроса на труд в результате ускорения темпов экономического
развития первыми покидают ряды безработных наиболее квалифицированные кадры.
Так, в США в удельный вес безработных среди менеджеров и специалистов
снизился в 2000 г. по сравнению с предыдущим годом на 7,5%, среди
специалистов со средним техническим образованием на 18,1%, в то время, как
среди работников сферы услуг - на 4%, квалифицированных рабочих - на 5,2%,
неквалифицированных - на 3,3%. Возможность трудоустройства для лиц с низким
уровнем образования и профессиональной подготовки даже в условиях
экономического подъема остается весьма проблематичной. В западноевропейских
странах именно эти работники составляют ядро застойной, длительной
безработицы, удельный вес которой, несмотря на благоприятную экономическую
конъюнктуру, продолжает увеличиваться. Если в 1985 г. доля длительно
безработных (тех, кто не имеет работы более года) составляла в странах
Западной Европы 0,9% экономически активного населения, в1993 - 4,7%, а в 1994
г. - 6,6%.
Несмотря на некоторое сокращение молодежной безработицы, молодые люди до 24
лет по-прежнему составляют около 1/3 всех лиц, не имеющих работы, а в
Испании, Бельгии и Италии - около половины. К этим проблемам рынка труда
следует добавить сохранение значительных разрывов в уровне безработицы в
отдельных географических районах. Они связаны с различиями в экономическом
развитии регионов, их отраслевой специализации, особенностями государственной
политики занятости. Например, уровень безработицы в Тихоокеанском регионе США
(7,2%) в 1,7 раза превышает соответствующий показатель для Центрального
северо-западного района (4,2%).
Сохранение высокой безработицы, особенно среди отдельных групп населения
(длительно безработные, молодежь) вынуждает правительства промышленно
развитых стран наращивать государственное финансирование на рынке труда. По
сравнению с 1999 - 2000 гг. удельный вес расходов на проведение политики
занятости в ВВП увеличился (%): в Великобритании - с1,6 до 2,2, в Швейцарии -
с 0,3 до 1,9, в Португалии - с 1,1 до 2, в Испании - с 3,2 до 3,6, Норвегии -
с 2,2 до 2,9, во Франции - с 2,6 до 3,3, в Германии - с 2,1 до 3,8, в Японии
- с 0,3 до 0,4. В 1996-1997 гг. лишь страны, в которых произошло значительное
снижение уровня безработицы, могли позволить себе сократить расходы на
программы занятости, и то, прежде всего за счет сокращения выплат пособий по
безработице. Так, в США доля финансирования таких программ по сравнению с
1999 - 2000 гг. снизилась с 0,73% до 0,69% ВВП, в Канаде - с 2,45 до 2,20.
В подавляющем большинстве промышленно развитых стран основные усилия
направлялись на осуществление программ переподготовки и переквалификации
безработных. Они составляют в среднем 30-60% всех расходов на проведение
активных мероприятий на рынке труда. На второе место вышли расходы на
поддержание занятости среди молодежи. И, наконец, в отдельных странах
(Нидерланды, Люксембург, Германия) значительных размеров достигает
финансирование программ помощи в трудоустройстве инвалидов.
Имеющиеся прогнозы свидетельствуют о том, что в ближайшие годы возможно лишь
незначительное улучшение на рынке труда. Замедление темпов роста занятости до
1,1% при сохранении стабильных темпов роста экономически активного населения
(0,9%) позволит снизить уровень безработицы не более чем на 0,2%. Таким
образом, проблема недоиспользования трудовых ресурсов в промышленно развитых
странах сохранит свою остроту.
Что касается стран Центральной Восточной Европы, то здесь складывается
следующая ситуация. В связи с падением производства в странах ЦВЕ сократилась
численность занятого в народном хозяйстве населения. Если в 80-ых годах во
всех странах ЦВЕ она возросла на 5 % (в Словении на 16%), то в 90-ые годы
снизилась на 13% (в Венгрии и Болгарии почти на 30%). Обобщенные сведения о
динамике численности занятых в странах ЦВЕ приводятся в таблице 2.
Таблица 2.
Динамика численности занятых в странах ЦВЕ в 1989 – 1999 годы (1989 год=100%).
Страны | 1990г. | 1991г. | 1992г. | 1993г. | 1994г. | 1995г. | 1996г. | 1997г. | 1998г. | 1999г. | Болгария | 93,9 | 81,6 | 75,0 | 73,8 | 74,3 | 75,2 | 75,3 | 72,3 | 72,2 | - | Венгрия | 96,7 | 86,7 | 78,1 | 73,2 | 71,8 | 70,4 | 69,8 | 69,8 | 70,7 | 72,9 | Польша | 95,8 | 90,1 | 86,3 | 84,3 | 85,1 | 86,7 | 88,3 | 90,8 | 92,9 | - | Румыния | 99,0 | 98,5 | 95,5 | 91,1 | 91,5 | 86,7 | 85,7 | 82,4 | 80,5 | - | Словакия | 98,2 | 85,9 | 86,8 | 84,6 | 83,7 | 85,7 | 84,5 | 82,6 | 81,8 | - | Словения | 96,1 | 88,7 | 95,5 | 81,3 | 79,3 | 79,1 | 78,7 | 78,6 | 78,7 | 80,2 | Хорватия | 97,1 | 89,2 | 79,3 | 76,6 | 74,8 | 73,9 | 74,6 | 72,9 | 78,8 | 76,5 | Чехия | 99,1 | 93,6 | 91,,2 | 89,7 | 90,4 | 92,8 | 93,4 | 91,6 | 90,2 | - | Югославия | 97,0 | 94,1 | 90,9 | 88,3 | 86,5 | 85,3 | 84,8 | 89,9 | 89,7 | - | Все страны ЦВЕ | 97,0 | 90,7 | 85,0 | 82,6 | 82,7 | 82,3 | 82,7 | 82,7 | 83,1 | - |
При населении примерно в 130 млн. человек в 1989 г. в странах ЦВЕ численность
занятых составила порядка 70 млн. В 1999 г. население региона достигла почти
150 млн. человек, а численность занятых сократилась до 60 млн. Интересно
отметить, что ни одна страна ЦВЕ в 1999 г. не имела такого уровня занятости,
который был, достигнут десятилетием ранее. Более того, такие страны ЦВЕ, как
Польша, Словения и Словакия, которые в 1999 г. по объему ВВП уже превысили
уровень десятилетней давности, по численности занятых отставали от уровня
1989 г. Такие данные говорят о том, что уровень производительности труда в
этих странах заметно вырос. Все это вылилось в существенный рост
безработицы.
Общая численность безработных в регионе ЦВЕ в 1999 г. превысила 6 млн.
человек против 2,8 млн. человек в 1990 году, т.е. возросла более чем в два
раза. Норма безработицы (отношение числа зарегистрированных безработных к
общей численности рабочей силы) за эти годы также резко возросла и составила
в 1999 году 12,4%. Наибольший уровень безработицы сейчас имеет место в
Югославии (29%), наименьший в Чехии (9%). Весьма высок уровень безработицы в
Хорватии (19%) и Словакии (18%). На фоне положение с безработицей в Беларуси
не выглядит уж столь безнадежным. Необходимо также отметить, что, несмотря на
начавшийся после 1994 г. рост производства в странах ЦВЕ норма безработицы
там почти не снизилась, а в 1999 г. практически вернулась к уровню,
соответствующему кризисному периоду их развития, т.е. периоду 1990-1993
годов. Данные по безработице в странах ЦВЕ представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Нормы безработицы в странах ЦВЕ в 1990-1999 годах (%).
Страны | 1990г. | 1994г. | 1995г. | 1996г. | 1997г. | 1998г. | 1999г. | Болгария | 1,8 | 12,8 | 11,1 | 12,5 | 13,7 | 12,2 | 16,0 | Венгрия | 1,7 | 10,9 | 10,4 | 10,5 | 10,4 | 9,1 | 9,6 | Польша | 6,5 | 16,0 | 14,9 | 13,2 | 10,3 | 10,4 | 13,0 | Румыния | 1,3 | 10,9 | 9,5 | 6,6 | 8,8 | 10,3 | 11,5 | Словакия | 1,6 | 14,8 | 13,1 | 12,8 | 12,5 | 15,6 | 19,2 | Словения | - | 14,2 | 14,5 | 14,4 | 14,8 | 14,6 | 13,0 | Хорватия | - | 17,3 | 17,6 | 15,9 | 17,6 | 18,6 | 20,8 | Чехия | 0,7 | 3,2 | 2,9 | 3,5 | 5,2 | 7,5 | 9,4 | Югославия | - | 23,9 | 24,7 | 26,1 | 25,6 | 27,2 | 27,4 | Все страны ЦВЕ | - | 13,6 | 12,5 | 11,7 | 11,9 | 12,6 | 14,6 |
Таким образом, проанализировав развитие уровня безработицы в странах ЦВЕ
можно сделать вывод о том, что при создавшемся положении безработицы
необходимо противодействовать нарастающей ее волне и в связи с этим уже
сейчас принимаются решительные меры. Так, правительства Польши, Словакии,
Болгарии и ряда других стран развернули деятельность, направленную на
разработку программы создания новых рабочих мест. Например, Министерство
народного образования Польши подготавливает реформу профессионального
обучения, осуществление которой должно начаться в 2002 году. В конечном итоге
меры, применяемые в настоящее время с различной степенью успеха странами ЦВЕ
по снижению инфляции, условиям дешевых кредитов, снижению наивысшей налоговой
ставки, принятию более гибкого трудового законодательства и резкому повышению
расходов на образование, приведут к решению такой социально значимой проблемы
как безработица.
Заключение
Важнейшим показателем – индикатором социально-демографической безопасности
выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы в России связано с
развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве
материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и
структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по
ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; не занятость и
активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ);
отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в
случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя).
Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью
обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной
службой занятости. Опыт прибалтийских стран свидетельствует, что такое
прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы,
поскольку из-за низких пособий по безработице, а также малого шанса получить
статус безработного люди не спешат регистрироваться. Если западные страны
обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может снижать
стимулы к поиску нового рабочего места, и увеличивает продолжительность
безработицы, то в России нищенские пособия способствуют сохранению невысокого
официального уровня безработицы. Таким образом, низкий уровень безработицы в
большей мере связан с действующей системой регистрации безработицы,
чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями
переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего
трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест,
которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.
Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или иная
проблема занятости, тем выше вероятность использования прямого
административного воздействия. Поскольку решение вопроса о наличии
избыточной занятости в отечественной экономике является приоритетным, именно
меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепции регулирования
экономических отношений занятости в России. Эта концепция должна включать:
- макроэкономическое регулирование, создающее общую среду,
содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика,
разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий для мелкого
бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;
- государственную политику занятости, воздействующую на
формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными,
правовыми, финансово-кредитными методами;
- регулирование занятости на предприятиях за счет
активизации действий кадровых служб предприятий в направление создания
внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами
занятости;
- регулирование отношений занятости с помощью общественных
организаций субъектов этих отношений.
Главными стратегическими целями регулирования занятости в России должны быть
не поддержание и стимулирование общего уровня занятости населения в народном
хозяйстве на базе его неизменной структуры (либо сокращение уровня
официальной безработицы), а повышение экономической и социальной
эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание
условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование
экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень
избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых
работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению
подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников
отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя
сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в
виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь
государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной
занятости – это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна
идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых
изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об
организации обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.
Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы совершенствования
государственной статистики в области занятости населения, формирования и
регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие статистической
информации по вопросам использования рабочей силы на негосударственных
(коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов
подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда
и т.д. В работе статистических органов в области занятости населения
наблюдается значительный крен в сторону изучения проблем безработицы и
социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. В то же время обойдены
вниманием вопросы эффективности использования рабочей силы на предприятиях и
в организациях различных форм собственности, движения рабочих мест,
подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и т.д. Подобные
статистические исследования помогут, в частности, выявить, как развитие
новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры
занятости, на многообразие различных видов деятельности населения.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной
занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения
является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда,
механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться
применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной
перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
Список использованной литературы - Адамчук В.В. и др.
Экономика и социология труда: Учеб. Для вузов по экон.спец./ВЭФЭИ –
М,:ЮНИТИ, 1999.
- Сакс Джеффри Д., Ларрен Фелипе Б.
Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. АНХ при прав. РФ. – М.:
Изд-во «Дело», 1996.
- Дорнбуш Рудигер, Фишер Стенли
Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА – М, 1997.
-
Тодаро Микаель П. Экономическое развитие: Учебник для экономических вузов:
Пер. с англ. – М.: Экон. Фак.МГУ, ЮНИТИ, 1997.
- Рынок труда
и социальная политика в Центральной и Восточной Европе: Переходный период
и дальнейшее развитие: Пер. с англ./Под ред. Н.Барра. – М.:ИКЦ «ДИС»,
1997.
- Гайгер Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная
экономика. – М.:ИНЦ «ДИС», 1997.
- Павлов В. Чем измеряется
безработица // Финансы.Учет.Аудит. – 2001. -№4
- Новиков М.М.
Через рыночный механизм занятости – к высшей производительности труда
(Аналитический взгляд на рыночные преобразования в экономике) //
Бухгалтерский учет и анализ. – 2001. - №5
|
|
|
|
|