РУБРИКИ

Курсовая: Денежная система

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Денежная система

Курсовая: Денежная система

Оглавление:

Введение. 2

Глава 1. Денежная система. 4

1.1. Понятие денежной системы и её типы.. 4

1.2. Денежная масса. 10

1.3. Денежное обращение. 13

1.4. Банковская система государства. 16

Глава 2. Кредитная система. 19

2.1. Кредит его функции и формы. 19

2.2. Цели и объекты монетарной политики государства. 21

2.3. Инструменты регулирование денежного обращения. 30

2.4. Денежный мультипликатор. 34

Заключение. 36

Библиографический список: 38

Введение.

Готовность банковской системы и денежно-кредитного механизма страны

содействовать переходу экономики от кризиса через депрессию к оживлению и

подъему - один из ключевых вопросов российской экономики в ближайшей

перспективе. В свою очередь, эта готовность переориентироваться с инфляционно

спекулятивного курса на курс инвестиции, на обслуживание отраслей, способных

к росту производства товаров и услуг, зависит от слаженности действий

государства и банков. Эффективность воздействия государственных институтов на

финансово-экономический климат, в котором работают российские банки,

приобретает первостепенное значение

Банковский сектор России в сравнении с другими отраслями смог не только

адаптироваться к структурной перестройке экономики, но и радикально

обновиться в ходе реформ. За последние годы сформировались основы

двухуровневой банковской системы. Появилась группа сильных частых

коммерческих банков, способных работать в национальном масштабе и на уровне,

близком к международному. Не в последнюю очередь они подталкивают и бывшие

спецбанки, унаследовавшие государственно-бюрократический стиль работы, к

переходу в режим реального рынка и конкуренции.

Нынешняя банковская система, как и многие другие секторы экономики, - продукт

стремительного раскручивания частной инициативы при попытках государственно-

бюрократической машины регулировать этот процесс исходя из унаследованного от

прежних времен правила меньше свободы - больше порядка. Этот алгоритм

появился еще в ходе «перестройки», когда высшая власть декларировала

очередную экономическую свободу создание кооперативов, предоставление

предприятиям права самостоятельно вести внешнеторговую деятельность. Но затем

предпринимались попытки (часто с опозданием) подчинить выходящий из-под

контроля процесс методами запретов и блокирующих бюрократических процедур

Последние опирались не на закон, а на мнение чиновника, наделенного властью и

мыслящего в границах планового хозяйства.

Не только политика, но и финансовая стабилизация - это искусство возможного.

Не может быть ни рыночной экономики в целом, ни здорового банковского сектора

в особенности без обуздания инфляции и восстановления у национальной валюты

признаков реальных денег. Нельзя было ожидать от коммерческих банков

цивилизованной работы без упорядочения государством кредитно-денежной и

финансовой систем страны на основе четких «правил игры» (включая банковский

надзор и контроль), устанавливаемых опять же государством (законы,

регулирующие механизмы, предсказуемость действий правительства и Центрального

банка).

Эффективность любой экономики определяется двумя составляющими созидательной

и предприимчивой силой частных лиц, а также гибкостью хозяйственного

механизма, регулируемого государством. Однако государство - это не только

законодательная база и регулирующие инструменты, и не только «верхи», но и

клерки, госбюрократия, которые доводят управленческие решения до

экономических субъектов.

В условиях слабой конституционно-законодательной базы ход реформ и состояние

экономики и общества предопределяют не государственные регулирующие институты

и их естественно предопределенные функции, а люди, их возглавляющие и

«населяющие».

Речь, таким образом, идет не о курсе экономической политики, а о выборе

инструментов, об интенсивности и последовательности их применения. На более

раннем этапе связывание избыточной денежной массы через более эффективную

блокировку централизованных кредитов (выпуск облигаций того же

сберегательного займа хотя бы на год раньше), расчистка завалов регулирующих

(отменяющих, дополняющих и нередко противоречащих друг другу) постановлений и

распоряжений (список мер этим, конечно, не исчерпан) укрепили бы доверие и к

рублю, и к государственной власти, подготовив почву для ослабления

инфляционных ожиданий у предприниматели и банков, а также у населения.

Глава 1. Денежная система.

1.1. Понятие денежной системы и её типы

Денежная система — устройство денежного обращения в стране, сложившееся

исторически и закрепленное нацио­нальным законодательством. Она сформировалась

в XVI — XVII вв. с возникновением и утверждением капиталистического

производства, а также централизованного государства и нацио­нального рынка. По

мере развития товарно-денежных отноше­ний и капиталистического производства

денежная система пре­терпела существенные изменения.

В зависимости от вида денег (деньги как товар, выполняю­щий роль всеобщего

эквивалента, или деньги как знак стоимо­сти) различают денежные системы двух

типов:

система металлического обращения, которая базируется на действительных

деньгах (серебряных, золотых), выполняющих все пять функций, а обращающиеся

банкноты беспрепятствен­но обмениваются на действительные деньги;

система бумажно-кредитного обращения, при которой дей­ствительные деньги

вытеснены знаками стоимости, а в обращении находятся бумажные (казначейские

векселя) либо кре­дитные деньги.

При системе металлического денежного обращения выделя­ются два вида

денежных систем: биметаллизм и монометаллизм в зависимости от того, сколько

металла принято в качестве всеобщего эквивалента и базы денежного обращения.

Биметаллизм — денежная система, при которой роль все­общего

эквивалента закреплена за двумя металлами (серебром и золотом).

Предусматривалась свободная чеканка монет из двух металлов и их неограниченное

обращение. На рынке устанавлива­лись две цены на один товар. Эта система

существовала в XVI — XVIII вв., а в ряде стран Западной Европы действовала и в

ХX в.

Наличие двух металлов в роли всеобщего эквивалента всту­пило н противоречие с

природой денег как единого товара, осуществляющего измерение стоимости всех

товаров. Эта сис­тема не обеспечивала устойчивости денежного обращения,

по­скольку изменение стоимости одного из денежных металлов приводило к

колебанию цен на товары. Развитие капитализма, требующее стабильности

денежной системы, единого всеобще­го эквивалента, обусловило переход к

монометаллизму,

Монометаллизм — денежная система, при которой один металл (серебро или

золото) служит всеобщим эквивалентом. При этой системе функционируют монеты из

одного благородного ме­талла и знаки стоимости, разменные на монеты. Серебряный

мо­нометаллизм существовал в России (1843 — 1852 гг.), Индии (1852

- 1893 гг.), Нидерландах (1847 - 1875 гг.), Китае (до 1935 г.). В большинстве

развитых стран в конце XIX в. биметаллизм и сереб­ряный монометаллизм

сменился золотым монометаллизмом. В России золотое обращение стало

действовать с 1897 г.

• Различают три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный,

золотослитковый и золотодевизный стандарты.

Золотомонетный стандарт, соответствующий периоду сво­бодной конкуренции и

развития производства, кредитной сис­темы и торговли, характеризовался золотым

обращением, сво­бодной чеканкой монет, беспрепятственным обменом банкнот на

золото, не запрещенным движением золота между странами. Закон денежного

обращения действовал автоматически. Этот стандарт требовал наличия золотых

запасов в эмиссионных центрах. Первая мировая война, потребовавшая больших

воен­ных затрат, вызвала рост дефицита воюющих государств и при­вела к отмене

золотомонетного стандарта в большинстве стран.

После окончания Первой мировой войны вводятся урезан­ные формы золотого

монометаллизма: -золотослитковый стан­дарт (Великобритания, Франция),

при котором банкноты об­менивались на золотые слитки, и золотодевизный

стандарт (Германия, Австрия, Дания, Норвегия и др.),при котором бан­кноты

обменивались на д е в и з ы (платежные средства в инос­транной валюте),

разменные на золото. В результате мирового экономического кризиса (1929 — 1933

гг.) были ликвидированы все формы золотого монометаллизма и утвердилась система

обращения бумажно-кредитных денег, не разменных на дей­ствительные деньги

[1].

Система бумажно-кредитных денег предусматривала господ­ствующее

положение банкнот, выпускаемых эмиссионным цен­тром страны.

В 1944 г. международная денежная система капитализма сформировалась в рамках

мировой валютной системы на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе

(США). По форме Бреттон-Вудская денежная система представляла собой

своеобразный межгосударственный золотодевизный стан­дарт. Ее главными

ориентирами являются:

золото выполняло функцию мировых денег, оно выступало средством окончательных

расчетов между странами и всеобщим воплощением общественного богатства;

кроме золота в международном платежном обороте исполь­зовались национальная

денежная единица США — доллар и английский фунт стерлингов, имеющий более

узкую сферу дей­ствия;

доллар США обменивался на золото в Казначействе США по официально

установленному соотношению, если он пред­ставлялся (с 1934 г.) центральными

банками и правительствен­ными учреждениями стран. Цена золота на свободных

рынках складывалась на базе официальной цены США и до 1968 г. не отклонялась

от нее;

национальные денежные единицы свободно обменивались через центральные банки

на доллары и между собой по твердо установленным Международным валютным

фондом (МВФ) со­отношениям. Все обратимые национальные денежные единицы через

доллар могли превратиться в золото, что обеспечивало многосторонние расчеты

между странами.

В связи с ослаблением позиций США на внешнем рынке в результате сокращения

золотых запасов страны международная

денежная система, основанная на широком использовании доллара как эталона

ценности всех денежных единиц, а 1971 — 1973 гг. потерпела банкротство:

доллар перестал быть един­ственной мировой резервной валютой; роль резервных

валют стали выполнять марки ФРГ, японская иена, а также СДР и ЭКЮ; был

прекращен обмен с 1 августа 1971 г. доллара на зо­лото; отменена официально

долларовая цена золота.

• На смену Бретгон-Вудской денежной системы пришла Ямайская денежная

система, оформленная соглашением стран — членов МВФ в Кингстоне (о. Ямайка)

в 1976 г. После ратифи­кации странами этого соглашения в апреле 1978 г. были

внесены изменения в устав МВФ. Новая денежная система характеризова­лась

следующими чертами:

а) мировыми деньгами объявлялись специальные права за­имствования в МВФ —

СДР, которые становились междуна­родной счетной единицей;

б) доллар США сохранял важное место в международных рас­четах и в валютных

резервах других стран, а также продолжал иг­рать важную роль при расчетах

условной стоимости СДР;

в) юридически была завершена демонетизация золота; утра­та золотом денежных

функций, отмена его официальной цены. Однако золото осталось резервом

государства и используется для приобретения ключевых денежных единиц других

стран.

Современные денежные системы зарубежных стран, не­смотря на свои

особенности, имеют много общих черт. Они вклю­чают следующие элементы: денежную

единицу, масштаб цен, ви­ды денег, являющихся законным платежным средством,

эмисси­онную систему и государственный аппарат регулирования денеж­ного

обращения.

Денежная единица — это установленный в законодательном порядке

денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг.

Она, как правило, делится на мелкие пропорциональные части. В большинстве стран

действует деся­тичная система деления (I доллар США равен 100 центам, 1

анг­лийский фунт стерлингов равен 100 пенсам)

Масштаб цен — как выбор денежной единицы страны и как средство

выражения стоимости товара через весовое содержа­ние денежного металла в этой

выбранной единице. Последнее оп­ределение масштаба цен утратило экономическое

значение, по­скольку кредитные деньги не имеют собственной стоимости и не могут

быть выразителем стоимости других товаров.

Виды денег, являющихся законными платежными средст­вами, — прежде

всего это кредитные деньги и в первую очередь банкноты, разменная монета, а

также бумажные деньга (казначейские билеты). Так, в США в обращении находятся

бан­ковские билеты в 100,50,20,10,5,2 и 1 доллар (выпуск 500-долл. и выше

прекращен), казначейские ноты (билеты, выпускаемые Ка­значейством США) в 100

долл., а также серебряно-медные и медно-никелевые монеты в 1 доллар, 50, 25, 10

и 1 цент.

В экономически развитых странах, как правило, государственные бумажные деньги

(казначейские билеты) не выпускаются либо выпус­каются в ограниченных

количествах, тогда как в слаборазвитых стра­нах они имеют достаточно широкое

обращение. Так, в Индонезии обращаются банкноты достоинством 10000, 5000,

1000, 500, 100 рупий казначейские билеты — 200, 100, 25, 10, 5 и 1 рупий и

монеты — 100 50, 25, 10, 5, 2 и 1 сен (1 сен равен 0,01 рупии).

Эмиссионная система — законодательно установленный порядок выпуска и

обращения денежных знаков. Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию

денег из обращения) I государствах осуществляют:

центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монополь­ным правом выпуска

банковских билетов (банкнот), составляю­щих подавляющую часть налично-

денежного обращения;

казначейство (государственный исполнительный орган), вы­пускающий

мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казна­чейские билеты и монеты,

изготовленные из дешевых видов металла, на которые приходится около 10% (в

развитых стра­нах) общего выпуска наличных денег.

Эмиссия банкнот осуществляется центральным банком тре­мя путями:

предоставлением кредитов кредитным учреждениям в форме переучета коммерческих

векселей; кредитованием каз­ны под обеспечение государственных ценных бумаг;

выпуском банкнот путем их обмена на иностранную валюту.

Государство, стремясь к ослаблению возможных цикличе­ских колебаний

экономических процессов, предпринимает ме­ры к регулированию процесса

производства, используя денеж­ную и кредитную системы, которые тесно

взаимосвязаны, осо­бенно в результате господства кредитных денег.

Во многих промышленно развитых странах под влиянием усиления инфляции и

нарастания кризисных явлений в эконо­мике в середине 70-х годов получило

распространение таргетирование — установление целевых ориентиров с

целью регулирования прироста денежной массы в обращение и кредита. которыми

должны руководствоваться центральные банки.

Центральный банк по согласованию с государственными органами определяет сумму

увеличения денежной массы, ограничивая ее приростом в реальном исчислении. Эта

мера рас­сматривается как важная форма борьбы с инфляцией и обеспе­чения

стабилизации экономики. В США таргетируются все че­тыре денежных агрегата

(М1, М2, М3, М4), во Франции — толь­ко агрегат М2. Однако практика

показала слабую эффектив­ность такой формы регулирования, ибо денежное

обращение находится под влиянием различных экономических факторов, а не только

объема денежно-кредитных операций. В связи с этим в 80-е годы центральные банки

ряда стран (Канады, Японии) отказались от таргетирования.

Итак, современная денежная система зарубежных стран ха­рактеризуется

следующими основными чертами:

1) отменой официального золотого содержания денежных единиц, демонетизацией

золота;

2) переходом к не разменным на золото кредитным деньгам, немногим

отличающимся по своей природе от бумажных денег;

3) сохранением в денежном обороте некоторых стран "наря­ду с кредитными

деньгами бумажных денег в форме казначейс­ких билетов;

4) выпуском банкнот в обращение в порядке кредитования хозяйства,

государства, а также под прирост официальных зо­лотых и валютных резервов;

5) развитием и преобладанием в денежном обращении без­наличного оборота при

одновременном сокращении наличного;

6) усилением государственного регулирования денежного обращения в связи с

постоянным нарушением основополагаю­щего принципа денежной системы —

соответствия количества денег объективным потребностям экономического оборота,

ко­торое ведет к инфляционному процессу

[2].

Денежная система Российской Федерации

Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом о

Центральном Банке РФ (Банке России) от 12 апреля 1995 г., определившим

правовые ее основы.

Официальной денежной единицей в нашей стране (валю­той) является рубль.

Введение на территории РФ других денеж­ных единиц запрещено. Соотношение между

рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установле­но.

Официальный курс рубля к иностранным денежным едини­цам определяется

Центральным Банком РФ (ЦБР) и публику­ется в печати.

Исключительным правом эмиссии наличных денег, органи­зации их обращения и

изъятия на территории РФ обладает Банк России. Он отвечает за состояние

денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности

в стране.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, явля­ются банкноты и

металлические монеты, которые обеспечива­ются всеми активами Банка России, в

том числе золотым запа­сом, государственными ценными бумагами, резервами

кредит­ных учреждений, находящимися на счетах в ЦБР.

Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске

банкнот и монет новых образцов, а так­же их описание публикуются в средствах

массовой информа­ции. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимо­сти

на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на

счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот не должен быть,

меньше одного года, но не более пяти лет. При обмене не допускается какое-

либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты мо­гут быть

объявлены по закону недействительными (утративши­ми силу законного платежного

средства). Подделка и незакон­ное изготовление денег преследуются по закону.

На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и

безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). В

целях организации налич­ного денежного обращения на территории РФ на Банк

России возложены следующие обязанности:

прогнозирование и организация производства, перевозка и хра­нение банкнот и

монет, а также создание их резервных фондов;

установление правил хранения, перевозки и инкассации на­личных денег для

кредитных организаций;

определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены

поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов,

устанавливаются Банком России в соответ­ствии с действующим

законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты

осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование

расчетных систем кре­дитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок

безна­личных расчетов не более двух операционных дней в пределах субъекта

Федерации и пяти дней в пределах РФ. В качестве пла­тежных документов для

безналичных расчетов используются пла­тежные поручения, расчетные чеки,

аккредитивы, платежные тре­бования-поручения и другие платежные документы,

утвержденные Банком России.

В связи с тем, что российская денежная единица — рубль по закону не связана с

денежным металлом (золотом), фиксирован­ный его масштаб цен отсутствует.

Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется

в соответствии с основными направлени­ями денежно-кредитной политики, которая

разрабатывается и ут­верждается в порядке, установленном банковским

законодатель­ством. Банк России, наделенный исключительным правом эмис­сии

денег, особо ответствен за поддержание равновесия в сфере денежного

обращения. В отличие от периода существования дей­ствительных (золотых) денег

при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от

металлической основы, Цен­тральный банк должен создавать определенные

ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

Используя денежно-кредитную политику как средство регу­лирования экономики,

Центральный банк привлекает следую­щие инструменты:

· ставки учетного процента (дисконтную политику);

· нормы обязательных резервов кредитных учреждений;

· операции на открытом рынке;

· регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений и

другие

Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреж­дений, а также других

юридических лиц на территории РФ созда­ются расчетно-кассовые центры

при территориальных главных уп­равлениях Банка России. Эти центры формируют

оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды

денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды представ­ляют

собой запасы нс выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБР и имеют

важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых

ресурсов. Остаток на­личных денег в оборотной кассе лимитируется, и при

превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в

резервные фонды.

Резервные фонды банкнот и монет создаются по распоря­жению Банка России,

который устанавливает их величину ис­ходя из размера оборотной кассы, объема

налично-денежного оборота, условий хранения. Объективная потребность в

резерв­ных фондах обусловлена:

· необходимостью удовлетворить нужды экономики в налич­ных деньгах;

· обновлением денежной массы в обращении в связи с при­шедшими в

негодность деньгами;

· поддержанием обязательного покупюрного состава денеж­ной массы в

целом по стране и регионам;

· сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.

Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения —

документа, дающего право ЦБР подкреплять оборотную кассу за счет резервных

фондов денеж­ных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка

России в пределах эмиссионной директивы, т.е. пре­дельного размера выпуска

денег в обращение, установленного Правительством РФ

[3].

1.2. Денежная масса.

Денежная масса — совокупность покупательных, платежных и накопленных

средств, обслуживающая экономические связи и при­надлежащая физическим и

юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный показатель

движения денег.

С развитием форм товарного обмена и платежно-расчетных отношений состав и

структура денежной массы претерпели значительные изменения. В начале XX в.

при золотом обраще­нии структура денежной массы была в развитых странах

такова:

золотые монеты составляли 40%, банкноты и другие кредитные деньги — 50% и

остатки на счетах в кредитных учреждениях — 10%; накануне Первой мировой

войны — соответственно 15, 22 и 67%. Уход золотых денег сначала из

внутреннего оборота, а затем из внешнего внес качественные изменения в

структуру

денежной массы. Действительные деньги (золотые) полностью исчезли из

обращения, господствующее положение заняли не­разменные кредитные деньги,

которые стали выступать в на­личной и безналичной формах.

Для анализа изменений движения денег на определенную дату и за определенный

период в финансовой статистике стали использовать сначала и экономически

развитых странах, а за­тем и в нашей стране денежные агрегаты М0, М1, М2,

М3, М4.

Агрегат М0 включает наличные деньги в обращении: банк­ноты,

металлические монеты, казначейские билеты (в некоторых странах). Металлические

монеты, составляющие незначительную долю наличности (в развитых странах 2—3%),

дают возможность лицам совершать мелкие сделки. Обычно эти монеты чеканятся из

дешевых металлов. Реальная стоимость монеты значительно ниже номинальной, чтобы

не допустить их переплавку в целях при­быльной продажи в виде слитков.

Казначейские билеты — бумажные деньги, эмиссии кото­рых осуществляются

казначейством. Бумажные деньги ныне функционируют в слабо развитых странах.

Например, в Рес­публике Джибути в обращении находятся казначейские билеты

(достоинством 500, 5000, 1000 франков) и монеты, эмиссии ко­торых

осуществляется казначейством; казначейские билеты и монеты функционируют и в

Королевстве Тонга[4].

Преобладающая роль принадлежит банкнотам.

Агрегат М1 состоит из агрегата М0 и средств на текущих счетах

банков. Средства на счетах могут использоваться для пла­тежей в безналичной

форме, через трансформацию в наличные деньги и без перевода на другие счета.

Для расчетов с помощью средств на этих счетах их владельцы выписывают платежные

по­ручения (преобладающая форма расчетов в российской экономи­ке) либо чеки и

аккредитивы. Именно агрегат М1 обслуживает операции по реализации

валового внутреннего продукта (ВВП), распределению и перераспределению

национального дохода, на­коплению и потреблению.

Агрегат М2 содержит агрегат М1, срочные и сберегательные

депозиты в коммерческих банках, а также краткосрочные государ­ственные ценные

бумаги. Последние не функционируют как сред­ство обращения, однако могут

превратиться в наличные деньги или чековые счета. Сберегательные депозиты в

коммерческих бан­ках изымаются в любое время и превращаются в наличность

Срочные депозиты доступны вкладчику только по истечении определенного срока и,

следовательно, обладают меньшей ликвидно­стью, чем сберегательные депозиты. В

США агрегат М2 включает:

М1 — 23%(в том числе наличные деньги 7% и чековые вклады 19%),

сберегательные и срочные депозиты — 74%.

Агрегат М3 содержит агрегат М2 , сберегательные вклады в

специализированных кредитных учреждениях, а также ценные бу­маги, обращающиеся

на денежном рынке, в том числе коммерче­ские векселя, выписываемые

предприятиями. Эта часть средств, вложенная в ценные бумаги, создается не

банковской системой, но находится под ее контролем, поскольку превращение

векселя в средство платежа требует, как правило, акцепта банка, т.е. гаран­тии

его оплаты банком в случае неплатежеспособности эмитента.

Агрегат М4 равен агрегату М3 плюс различные формы депо­зитов в

кредитных учреждениях.

Между агрегатами необходимо равновесие, в против­ном случае происходит нарушение

денежного обращения. Прак­тика подсказывает, что равновесие наступает при

М2 > М1; оно укрепляется при М2 + М3 > М1.

В этом случае денежный капитал переходит из наличного оборота в безналичный.

При нарушении такого соотношения между агрегатами в денежном обращении

начинаются ослож­нения: нехватка денежных знаков, рост цен и др.

Для определения денежной массы страны используют раз­ное количество агрегатов

(например, США — четыре, Франция — два). В России для расчета совокупной

денежной массы применяют агрегаты М0, М1, М2 М3 К денежным агрегатам

относят; М0 — наличные деньги в обращении; М1, кроме М0 —

средства предприятий на расчетных, текущих, специальных счетах в банках,

депозиты населения в сберегательных банках до востребования, средства страховых

компаний; М2; равняется М1 плюс срочные депозиты населения в

сберегательных банках, в том числе компенсация; М3 состоит из М2

и сертификатов, облигаций государственного займа.

К началу 1994 г. структура совокупной денежной массы Рос­сийской федерации

имела следующий состав:

М0 - 29,8%; М1(без М0) - 66,71%; М2 (без М1,) - 3,1%;

М3 (без М2) - 0,5%.[5]

Данные свидетельствуют, что почти треть денежной массы приходится на наличные

деньги. Причем этот денежный агре­гат за последние четыре года резко

увеличился. Рост наличных денег, которые обслуживают население, а в

современных условиях к ним часто прибегают юридические лица, вызывает не-

хватку денег в стране. Переход денег из безналичного оборота и наличный—

результат жесткой финансовой политики и ведет к расширению уклонения от

уплаты налогов. Кроме того, сокра­щение безналичного оборота свидетельствует

о снижении воз­можности государства влиять на реальные хозяйственные

про­цессы.

Совокупный объем денежной массы (денежный агрегат М2) увеличивался

быстрыми темпами, о чем свидетельствуют сле­дующие данные (на конец

соответствующего года): в 1992 г. — 7,14 трлн. руб.; 1993 г. — 36,72 трлн.

рубл. и в 1994 г. — 106,4 трлн.руб[6]

.

На денежную массу влияют два фактора: количество денег и скорость их оборота.

Количество денежной массы определяется государством — эмитентом денег,

его законодательной властью. Рост эмиссии обусловлен потребностями товарного

оборота и государства. В России главная причина увеличения денежной массы —

госу­дарство, огромный дефицит федерального бюджета, который в значительной

степени погашался в течение 1992 — 1994 гг. вы­пуском денег в обращение.

Товарный оборот в то же время в реальном выражении даже сократился из-за

падения темпов производства.

Другой фактор, влияющий на денежную массу, — скорость обращения денег,

т.е. их интенсивное движение при выполнении ими функций обращения и платежа. Для

расчета этого показа­теля используют косвенные методы, в том числе:

• скорость движения денег в кругообороте стоимости обще­ственного продукта

или кругообороте доходов определяется как отношение:

Валовой национальный продукт, или национальный доход

Денежная масса (агрегаты М1 или М2 )

Этот показатель свидетельствует о связи между денежным обращением и

процессами экономического развития;

• оборачиваемость денег в платежном обороте определяется отношением:

Сумма денег на банковских счетах

Среднегодовая величина денежной массы в обращении

Этот показатель свидетельствует о скорости безналичных расчетов. Применяются

и другие показатели скорости оборота

денег.

На скорость обращения денег влияют общеэкономические факторы, т.е.

циклическое развитие производства, темпы его роста, движение цен, а также

денежные (монетарные) факторы, т.е. структура платежного оборота (соотношение

наличных и безналичных денег), развитие кредитных операций и взаимных

расчетов, уровень процентных ставок за кредит на денежном рынке, а также

внедрение компьютеров для операций в кре­дитных учреждениях и использование

электронных денег в расчетах. Кроме этих общих факторов, скорость обращения

де­нег зависит от периодичности выплаты доходов, равномерности расходования

населением своих средств, уровня сбережения и накопления.

Но так как скорость обращения денег обратно пропорцио­нальна количеству денег

в обращении, ускорение их оборачи­ваемости означает рост денежной массы.

Увеличенная денеж­ная масса при том же объеме товаров и услуг на рынке ведет

к обесценению, денег, т.е. в конечном итоге является одним из факторов

инфляционного процесса.

1.3. Денежное обращение.

Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на то­вар), деньги находятся в

постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими

субъектами и органами государственной власти. Движение денег при вы­полнении

ими своих функций в наличной и безналичной фор­мах представляет собой

денежное обращение.

Общественное разделение труда и развитие товарного про­изводства являются

объективной основой денежного обраще­ния. Образование общенациональных и

мировых рынков при капитализме дало новый толчок дальнейшему расширению

де­нежного оборота. Деньги обслуживают обмен совокупного об­щественного

продукта, в том числе кругооборот капитала, об­ращение товаров и оказание

услуг, движение ссудного и фик­тивного капитала и доходов различных

социальных групп.

Началу движения денег предшествует их концентрация у субъектов. Они

сосредоточиваются в кошельках населения, в кассах юридических лиц, на счетах

в кредитных учреждениях, в казне государства. Чтобы зародилось движение

денег, необхо­димо возникновение потребности в деньгах у одной из двух

сторон. Спрос на деньги возникает при осуществлении сделок, деньги нужны для

обращения, платежей за товары и услуги. Их объем определяется номинальным

валовым внутренним про­дуктом. Чем больше общая денежная стоимость товаров и

ус­луг, тем больше требуется денег для заключения сделок. Спрос на деньги

предъявляют и для накопления, которое выступает в разных формах: вкладах в

кредитных учреждениях, ценных бу­магах, официальных государственных запасах.

Денежное обращение осуществляется в двух формах: на­личной и безналичной.

Нлично-денежное обращение — движение наличных денег в сфере обращения и

выполнение ими двух функций (средства пла­тежа и средства обращения). Наличные

деньги используются:

для кругооборота товаров и услуг;

для расчетов, не связанных непосредственно с движением товаров и услуг, а

именно: расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, пенсий; по

выплате страховых возме­щении по договорам страхования; при оплате ценных

бумаг и выплат по ним дохода; по платежам населения за коммуналь­ные услуги и

др.

Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за

определенный период времени между населением и юридическими лицами, между

физическими ли­цами, между юридическими лицами, между населением и

госу­дарственными органами, между юридическими лицами и госу­дарственными

органами.

Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег:

банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей,

банковских векселей, че­ков, кредитных карточек). Эмиссию наличных денег

осуществ­ляет центральный (как правило, государственный) банк. Он выпускает

наличные деньги в обращение и изымает их, если они пришли в негодность, а

также заменяет деньги на новые образцы купюр и монет.

В России в связи с огромным расширением налично-денежного оборота в последние

несколько лет[7] предприняты

попытки ограничить для юридических лиц этот оборот. Для хозяйствующих субъектов

установлен лимит наличных денег. Ежедневно они подсчитывают все поступившие и

выданные деньги и зачисляют их в оборотную кассу. Если остаток денег в конце

превысит установленный лимит, то сумма сверх лимита зачисляется в резервный

фонд. Однако на практике эти и дру­гие ограничения действуют еще слабо.

Безналичное обращение движение стоимости без

участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам кредитных

учреждении, зачет взаимных требовании. Развитие кредитной системы и появление

средств клиентов на счетах в банках и других кредитных учреждении привели к

возникнове­нию такого обращения.

Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных

карточек и других кредитных инструментов.

Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между:

· предприятиями, учреждениями, организациями разных форм

собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях;

· юридическими лицами и кредитными учреждениями по по­лучению и

возврату кредита;

· юридическими лицами и населением по выплате заработной платы,

доходов по ценным бумагам;

· физическими и юридическими лицами с казной государства по оплате

налогов, сборов и других обязательных платежей, а также получению бюджетных

средств.

Размер безналичного оборота зависит от объема товаров в стране, уровня цен,

звенности расчетов, а также размера рас­пределительных и

перераспределительных отношений, осуще­ствляемых через финансовую систему.

Безналичное обращение имеет важное экономическое значение в ускорении

оборачива­емости оборотных средств, сокращении наличных денег, сни­жении

издержек обращения-

В Российской федерации форма безналичных расчетов оп­ределяется правилами

Банка России, действующими в соответ­ствии с законодательством. Определено,

что расчеты предприя­тий всех форм собственности по своим обязательствам с

дру­гими предприятиями, а также между юридическими лицами и физическими за

товарно-материальные ценности производятся, как правило, в безналичном

порядке через учреждения банка.

В зависимости от экономического содержания различают две группы безналичного

обращения: по товарным операциям и финансовым обязательствам.

К первой группе относятся безналичные расчеты за товары и услуги, ко второй —

платежи в бюджет (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и другие

обязательные плате­жи) ч внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд,

упла­та процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями.

Между налично-денежным и безналичным обращением су­ществуют взаимосвязь и

взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в

другую, наличные деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и

об­ратно. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в

кредитном учреждении, следовательно, безна­личное обращение немыслимо при

отсутствии наличного. Од­новременно наличные деньги появляются у клиента при

сня­тии их со счета в кредитном учреждении.

Таким образом, наличное и безналичное обращение образу­ет общий денежный

оборот страны, в котором действуют единые деньги одного наименования.

1.4. Банковская система государства

Банк - это организация, созданная для привлечения денежных средств и

размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и

срочности. Основное назначение банка – посредничество в перемещении денежных

средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям.

Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и

кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного

механизма. Она включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других

кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную

эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы.

Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.

В истории развития банковских систем различных стран известно несколько их

видов:

а) двухуровневая банковская система (Центральный банк (ЦБ) и система

коммерческих банков (КБ));

б) централизованная монобанковская система;

в) уникальная децентрализованная банковская система - Федеральная

резервная система США.

Рассмотрим, установившуюся в России структуру двухуровневой системы. Первый

уровень банковской системы образует ЦБ страны, выполняющий следующие функции:

1) осуществление эмиссии национальных денежных знаков, организация их

обращения и изъятие из обращения, определение стандартов и порядка ведения

расчетов и платежей;

2) проведение общего надзора за деятельностью кредитно-финансовых

учреждений страны и исполнение финансового законодательства;

3) предоставление кредитов коммерческим банкам;

4) выпуск и погашение обязательств по государственным ценным бумагам;

5) управление счетами правительства, осуществление зарубежных

финансовых операций;

6) осуществление регулирования банковской ликвидности с помощью

традиционных для ЦБ методов воздействия на КБ: проведения политики учетной

ставки, операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами и

регулирования норматива обязательных резервов КБ.

«Современной» будем называть банковскую систему, формирующуюся на

территории Российской Федерации с августа 1988г. (именно тогда был принят закон

СССР «О кооперации», в котором объединениям кооперативов было предоставлено

право, создавать кооперативные банки).

На сегодняшний день правовой основой функционирования российской банковской

системы являются следующие нормативные акты: Закон РСФСР «О банках и

банковской деятельности», Закон «О центральном банке РСФСР (Банке России)» и

новая редакция Закона РФ «О банках и банковской деятельности».

Современная банковская система России представляет собой двухуровневую

систему. Первый уровень системы - Центральный банк РФ (Банк России), на

втором уровне находятся банки и небанковские кредитные организации.

Рассмотрим подробнее структуру современной российской банковской системы и

основные различия между банками и небанковскими кредитными организациями.

На сегодняшний день банковская система России приобрела следующий вид:

Ø Центральный банк РФ (Банк России);

Ø Сберегательный банк;

Ø коммерческие банки;

Ø банки со смешанным российско-иностранным капиталом;

Ø иностранные банки, филиалы банков-резидентов и нерезидентов;

Ø союзы и ассоциации банков;

Ø иные кредитные учреждения.

Перечислим основные принципы формирования двухуровневой банковской системы.

1) Принцип управляемости. Процесс создания и последующего развития банковской

системы должен идти под сознательным контролем общества, государства, самого

банковского сообщества.

2) Принцип адекватности. Во-первых, банковская система в целом и каждый ее

элемент на любом этапе развития должны соответствовать окружающей их

действительности. Во-вторых, этот принцип говорит о необходимости достижения

и поддержания соответствия между элементами самой банковской системы. При

этом должна обеспечиваться технологическая совместимость с банковскими

системами других стран.

3) Принцип функциональной полноты. Система может нормально функционировать и

развиваться только в том случае, когда содержит все необходимые элементы в

нужных пропорциях (разнообразные коммерческие банки, кредитные учреждения,

вспомогательные организации).

4) Принцип саморазвития. Банковская система должна обладать способностью к

самосовершенствованию, что предполагает отлаживание механизмов реагирования

на неблагоприятные факторы, сглаживание последствий кризисных явлений,

обеспечение безопасности, распространение передового опыта.

5) Принцип открытости. В соответствии с этим принципом признается необходимым:

- свобода входа и выхода из банковской системы в рамках законности (снятие

всех искусственных, неправомерных ограничений при регистрации новых

банковских учреждений, их филиалов и иных подразделений, реорганизации и

ликвидации элементов банковской системы);

- развития разнообразных форм цивилизованного отношения между элементами

банковской системы;

- информационной прозрачности действий всех участников рынка банковских

услуг, включая Центральный банк;

- развития отношений конкурсности на базе строго определенных правил

проведения конкурсов, минимизации влияния личных отношений на соответствующие

решения государственных органов управления.

6) Принцип эффективности. Так как коммерческие банки, кредитные учреждения и

вспомогательные организации являются организациями коммерческими, принцип

эффективности естествен для их деятельности. Но этот принцип включает и

другие аспекты, также важные для системы. В соответствии с ним деятельность

банковских учреждений должна быть эффективной не только для них самих, но и

для их клиентов и для народного хозяйства. Также деятельность банковской

системы должна быть эффективна и в социальном плане.

7) Принцип адекватного правового сопровождения. Деятельность банков касается

вопросов первостепенной государственной важности, поэтому нуждается в

серьезной правовой регламентации. Особое значение здесь имеют:

- адекватность принимаемых законов и иных нормативных актов реальным

процессам в экономике и обществе;

- полнота охвата этих процессов нормами права;

- внутренняя непротиворечивость и своевременность разработки правовой базы

банковской деятельности[8].

Глава 2. Кредитная система

2.1. Кредит его функции и формы.

Современная кредитная система — это совокупность различных кредитно-

финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и

осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. Через кредитную

систему реализуются сущность и функции кредита. Кредит есть движение

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.