РУБРИКИ |
Курсовая: Дифференциация доходов и проблемы социального неравенства |
РЕКЛАМА |
|
Курсовая: Дифференциация доходов и проблемы социального неравенстваКурсовая: Дифференциация доходов и проблемы социального неравенстваСодержание Введение 2 I. Рыночный механизм распределения и дифференциации 3 доходов II. Способы изменения дифференциации доходов 8 2.1. Исходные положения концепции реформы распределения 10 2.2. Тенденции и направления рыночной трансформации механизма 13 распределения доходов в РФ III. Дифференциация доходов и проблема бедности 15 в современной Росси 3.1. Причины неравенства доходов 20 3.2. Динамика доходов и их дифференциация 20 3.3. Заработная плата: динамика; межотраслевая и межрегиональная 23 дифференциация 3.4. Доходы населения 25 IV. Система социальной защиты в России и проблемы 29 ее реформирования 4.1. Система социальной защиты и ее развитие 29 4.2. Цель стабилизационной политики - "средний класс". Его развитие в 30 постсоветский период. 4.3. Проблемы реформирования системы социальной защиты 34 4.4. Работа по развитию нормативно - правовой базы в области доходов 38 населения и реализации принятых федеральных законов Заключение 44 Литература 46 ВВЕДЕНИЕ Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение - как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя. Низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения, денежный потенциал которого частично отвлекается на покупку импортных товаров, есть одна из основных причин стагнации экономики России. Очевидно, что для оживления экономики необходимо формирование платежеспособного спроса через увеличение части доходов населения в общей сумме доходов общества - ВВП. В основном, для реанимации внутреннего рынка и поддержки отечественного производителя стратегически важно повышать доходы наиболее бедной и средней части населения. Увеличение и, конечно, своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат, является необходимым для подъема экономики. В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения: 1) рыночный механизм распределения и дифференциации доходов; 2) проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов; 3) социальная политика государства. Задачами данной работы являются: 1. Определить источники и структуру доходов населения России. 2. Раскрыть и проанализировать причины современной дифференциации доходов населения России. 3. Охарактеризовать современные направления социальной политики государства. В пределах курсовой работы невозможно рассмотреть все критерии, касающиеся данной темы, но обозначение основных проблем поможет понять всю сложность ситуации сложившейся с доходами населения в России. 1. Рыночный механизм распределения и дифференциации доходов Как и во всяком производственном отношении в распределении можно выделить материально-вещественное содержание (распределение продукта) и социальную форму (отношения между людьми по поводу этого процесса). В соответствии с этим к историческим формам распределения относятся: - натурально-вещественная форма продукта (натуральное хозяйство - феодал распределяет между собой и крестьянином продукт - пшеницу); - распределение стоимости от реализации продукта - т.е. распределение дохода. В условиях товарного производства материально-вещественное распределение продукта остается материальной основой распределения, но начинает носить внутрипроизводственный характер. В структуре распределительных отношений выделяются следующие уровни: - распределение орудий производства - предмет анализа рынков капитала; - распределение членов общества по родам производства - предмет анализа рынка труда; - распределение продукта - предметов потребления между участниками производства - предмет анализа распределения доходов в обществе. В экономической теории сложились два подхода к распределению доходов: 1. Функциональный, в соответствии с которым выделяется функциональное или факториальное, горизонтальное распределение - в зависимости от выполняемой каждым фактором производства функции в процессе производства: заработная плата - за работу, рента и процент - за ресурсы, находящиеся в чьей-то собственности, прибыль - предпринима тельский доход. 2. Персональный - персональное (личное), вертикальное распределение доходов, т.е. распределение доходов среди домохозяйств. Функциональное распределение является проблемой микроэкономики, персональное - макроэкономики. Маркс во «Введении»[ 10; 25 ] приводит заимствованную от Д.С. Милля последовательность фаз воспроизводства: производство - распределение -обмен - потребление. Она представляет собой абстрактно-логическую схему движения продукта по фазам воспроизводства. Но в условиях рынка последовательность меняется: производство - обмен — распределение -потребление. В условиях централизованно управляемой экономической системы за производством продукта следует его распределение в соответствии с планом и затем потребление. Обмен выпадает, становится формализованным, распределение осуществлялось Госпланом, министерствами. К. Маркс обосновал идеологизированную схему примата производства, современная экономическая теория концентрируется в сфере анализа обмена, в то время как классическая политэкономия - в сфере распределения. В централизованно управляемой экономике фаза распределения и особенно перераспределения на основе централизации доминирует над обменом - т.е. восстанавливается присущее натуральному хозяйству экономическое распределение продукта на основе централизованного планирования и централизации всех распределительных отношений вплоть до определения заработка отдельного работника. Задача переходной экономики - восстановление присущей рыночной экономике последовательности фаз воспроизводства: П-О-Р-П. Роль распределения в экономической системе определяется выполняемыми распределением функциями: 1. дифференцирующая - определение отношения (количества), «в котором продукты достаются индивидам» [ 10; 25 ]; 2. мотивационная или стимулирующая, в зависимости от способа распределения - активное обратное влияние распределения на производство и обмен через систему мотивации хозяина или систему стимулирования наемного работника; 3. воспроизводственная (компенсационная) - обеспечение воспроизводства всех факторов производства - земли, труда, капитала, предпринимательства через компенсацию затрат каждого фактора (их вмененных издержек); 4. опосредующая - опосредование взаимосвязи производства и обмена с одной стороны, и потребления с другой. Эти функции являются общеэкономическими. 5. Социально-экономическая функция распределения - реализационная (реализация экономического господства класса собственников в обществах глубокой классовой дифференциации, или гуманистическая - в постиндустриальном обществе, обеспечивающая высокий уровень социальной справедливости через механизм перераспределения доходов). Таким образом, распределение и обмен взаимосвязаны и опосредуют производство и потребление. Формирование личных доходов не сводится только к фазе распределения, большую роль играет обмен и способ соединения со средствами производства. Среди разнообразных способов распределения наиболее эффективным является тот, который основывается на выгодном для производителя труде. Распределение должно иметь гуманистическую направленность и быть справедливым с точки зрения равенства для всех экономических субъектов с различающимися интересами правил игры -экономической деятельности. “рыночный механизм” — распределение доходов и накопление в обществе объективно оказывается настроенным на удовлетворение в первую очередь именно потребностей “элиты”. Поскольку в них преобладает деградационно- паразитическая по своему характеру составляющая, то соответственно этому обстоятельству демографически обусловленные потребности остального общества — большинства населения — при такой настройке рыночного механизма удовлетворяются по остаточному принципу. Кроме того “элите” свойственно целенаправленно “опускать” остальное общество в целях укрепления своего “элитарного” положения в обществе, для чего она сама культивирует в простонародье приверженность деградационно-паразитическому спектру потребностей (табак, алкоголь и другие наркотики, использование которых в качестве средства управления выражается в простой формуле: “пьющим народом проще управлять”), что ещё в большей степени подавляет возможности удовлетворения демографически обусловленного спектра потребностей большинства и общества в целом. Рыночный механизм в качестве регулятора распределения продукции в сфере производства и вне её в политэкономии характеризуется так называемым “законом стоимости”, согласно которому в средних ценах товаров выражаются средние в обществе трудозатраты на их производство. Однако, ввиду невозможности непосредственного измерения “трудозатрат” во многих видах деятельности “закон стоимости” оказывается метрологически несостоятельным в части обоснования ценообразования не подающимися измерению “трудозатратами”. Тем не менее, если признать факт существования цен на рынке как объективную данность, то ценовые соотношения разных продуктов (промежуточных, вспомогательных, конечных) определяют доходность и прибыльность производства каждого из них при принятых производителями технологиях и организации дела. При отсутствии или неразвитости системы макроэкономического регулирования частные предприниматели реагируют на цены, складывающиеся на рынках, расширяя и начиная производство одних видов продукции и сворачивая и прекращая производство других. Соответственно при рассмотрении процессов производства и распределения продукции в обществе на достаточно продолжительных интервалах времени так называемый “закон стоимости” регулирует межотраслевые пропорции и абсолютные показатели производства в каждой из отраслей. Рыночный механизм действительно способен отрегулировать если не всё, то очень многое в жизни общества. Но реальная свобода частного разнородного предпринимательства в условиях действия основного экономического закона капитализма — “больше прибыли прямо сейчас!” — ставит всех перед вопросом о характере и качестве этой регуляции. механизм распределения доходов состоит из трех блоков. Первый блок составляет функциональное распределение доходов. Такое распределение возможно только при условии формирования факторных рынков, устанавливающих цены факторов производства. Важнейшую роль в структуре факторных рынков играет рынок труда. Второй блок - это социальное перераспределение. Оно обусловлено государственным вмешательством в процесс рыночного, социально индифферентного распределения доходов и осуществляется с помощью налогового и трансфертного механизмов. Третий блок - распределение, обусловленное деятельностью групп с особыми интересами. Такое распределение связано с двумя предыдущими типами распределения доходов в обществе. Выделение такого способа распределения доходов обусловлено его специфической (промежуточной) экономической природой. Особенности распределения в переходной экономике определяет третий блок распределительных механизмов в силу его высокой “эффективности”. Это обусловлено существенными институциональными изменениями. Но прежде чем переходить к институциональному анализу, необходимо выявить причинно- следственную обусловленность неэффективности сложившегося в переходной экономике механизма распределения доходов. Основной причиной этого, по нашему мнению, является отсутствие конкурентных, а в некоторых случаях, например, для земли - рынков вообще. Рынок труда в силу ограничений по мобильности работников, а также вследствие своей монопсонической структуры функционирует лишь в зачаточной форме. Реальное рыночное ценообразование на рынке труда можно наблюдать только в Москве, Санкт-Петербурге, да и то среди высококвалифицированных работников[25]. Фактическое отсутствие указанных рынков, как легальных и массовых, приводит к росту соответствующих трансакционных издержек и препятствуют свободному движению ресурсов с целью повышения эффективности их использования. Именно в нецелостности системы рынков современной российской экономики многие исследователи видят основную причину значительного спада производства[26], а, следовательно, и снижения доходов основной массы населения. Однако следует отметить, что в условиях глубокого экономического кризиса доходы различных факторов производства и групп в обществе падают не в одинаковой пропорции. Эффективные рынки будут формироваться только тогда, когда цели экономических организаций обеспечат достаточно высокую мотивацию хозяйствующих субъектов для осуществления рыночного обмена. В силу этого рынки выступают как коллективное благо для той или иной группы[27] экономических субъектов. Причем, группы могут быть как большими, так и малыми. Традиционно выделяются два институциональных условия, выступающих необходимой основой формирования рынков[28]: институт частной собственности и свобода заключения контрактов (вернее, их конкурентное заключение, предусматривающие выбор способа контрактации). Относительно низкие доходы большинства наемных работников в России[29] определяются отсутствием институциональной составляющей, необходимой для развитого рынка труда. Распределение доходов также зависит от того, кто выступает в качестве институционального инноватора. Например, на российском рынке труда, основным институциональным инноватором является государство. Это обусловлено в первую очередь тем, что почти половина (49 %[30]) занятых нанимается государством, а также неорганизованностью и отсутствием реальной конкурентной силы у предложения труда и представляющих его профсоюзов. Фиксируя низкий уровень оплаты в госсекторе и ограничивая заработную плату в предпринимательском секторе высокими налогами на фонд заработной платы, государство тем самым стимулирует создание, наряду с легальным, сопоставимых по емкости теневого рынка, а также рынка вторичной занятости. Согласно теории Г. Лайбкепа, отношение отдельных экономических агентов к предполагаемой институциональной инновации определяется чистыми выгодами, достающимся им от ее осуществления[31]. Слабые профсоюзы во многом выгодны государству, поскольку в этом случае институциональные изменения, которые оно индуцирует, направлены лишь на формальное закрепление существующих практик ценообразования на рынке труда[32]. Анализируя влияние распределения доходов на институциональные изменения, довольно трудно установить строгую причинно-следственную связь между изменениями в пропорциях распределения доходов и формированием институциональных структур. Это свидетельствует о сложности данных социально- экономических взаимодействий. Если придерживаться эндогенной концепции институциональных изменений, то распределение доходов неизбежно индуцирует трансформацию институциональной структуры экономики. Наоборот, согласно экзогенной концепции, внедрение институциональных инноваций детерминирует изменения пропорций в распределении и перераспределении доходов в обществе. Выявить реализацию приведенных двух алгоритмов институциональных изменений возможно при анализе влияния низких доходов и бедности на формирование соответствующих институтов, а также деятельности групп с особыми интересами, направленной на институциональное закрепление изменений в пропорциях распределения доходов. II. Способы изменения дифференциации доходов К числу особенностей распределения в переходной экономике относятся следующие процессы: - восстанавливается естественная, присущая товарному производству последовательность фаз воспроизводственного процесса: П-О-Р-П; - обеспечивается многофункциональность распределения; - осуществляется переход от уравнительного монораспределения по труду к многообразию форм и способов распределения доходов. В целом можно выделить следующие способы распределения: 1. Марксистская трудовая теория стоимости: для рабочих - по стоимости рабочей силы, для капиталистов - по вложенному капиталу, при социализме распределение будет осуществляться по труду и через общественные фонды потребления. 2. Неоклассическая теория - по факторам производства. 3. Современная теория - интеграция всех способов распределения. В процессе распределения формируются персональные доходы населения: - номинальный доход - полученная в течение определенного периода сумма денег; - располагаемый доход - номинальный доход за вычетом налогов; - реальный доход - количество товаров, которые можно приобрести на располагаемый доход. Структура номинальных доходов: - факторные доходы: - заработная плата (25% ВВП ); - доходы от собственности, земли, предпринимательской деятельности (45,9%); - доходы от личного подсобного хозяйства (1,7%); - трансферты (7,8%) - пенсии, пособия по безработице, малоимущим, компенсации на детей; - доходы через финансово-кредитную систему - по государственному и частному страхованию, банковские ссуды, рост стоимости акций, процент по вкладам, выигрыши по лотереям, компенсации. Распределение по труду было господствующей формой распределения в условиях реального социализма, т.е. 90%-го контроля государства (в 1992 г., по Гайдару его доля составила 55%, а норма 40-45%). Но в порах госэкономики существовали и другие способы распределения - например, криминогенные формы - взятки, использование служебного положения для личного обогащения, элементарное воровство существовали практически всегда. С 60-х годов (экономическая реформа) - появились элементы распределения по доходу со своих средств производства (фонды экономического стимулирования) и теневая экономика, а также доходы от своей должности. Структура отношений распределения в условиях реального социализма [12;50]: - распределение по труду - охватывало в 1990 г. 114,6 млн. чел. (80,2 % официальных доходов); - распределение через общественные фонды потребления - 7,4 %; - доходы от личного подсобного хозяйства - 3,1 % ; - другие формы распределения - 9,3 % . В составе заработной платы около 17-30 % [7; 116] занимали доходы работников от своих средств производства, своей собственности (по капиталу) - фонды экономического стимулирования (премии). Значительную долю доходов (по оценкам, 60-170 млрд. руб.1[6], по официальной статистике - 99,8 млрд. руб. [12;50]) население получало через занятость в неофициальной (теневой экономике), в которой было занято около 30 млн. чел. Работники партийно-государственного аппарата и руководители предприятий (5,9 млн. чел. с членами семей) получали доходы по труду, по привилегиям и криминогенным формам. Заключенные, бомжи (1 млн. чел., в 1937 г. 10-13 млн. чел. было в ГУЛаге [8; 13]) выпадают из отношений распределения. Шабашники (временные строители, 6 млн. чел.) участвовали в распределении доходов через распределение по труду, криминогенные формы, приписки. Таким образом, в условиях реального социализма существовали три формы (способа) распределения: - по труду; - по доходу со своих средств производства, от своей должности; - криминогенные формы. Способ распределения определяется способом участия в производстве, а он зависит от отношения к средствам производства. Но в условиях экономики дефицита получение одинаковой суммы дохода не обеспечивало одинаковый уровень потребления. Он определялся доступом к благам, их распределению и местам реализации, наличием привилегий, номенклатурного статуса -нелегальный рынок, карточки, очереди (распределение по активности в сфере реализации). Результат 70-летнего действия распределения по труду, призванного преодолеть присущую буржуазному обществу глубокую социальную дифференциацию: - богатые - 2-3% семей (3% в США); - малообеспеченные - 86% (20% в США); - средний класс - отсутствует (60% и 17% обеспеченных в США). 2.1. Исходные положения концепции реформы распределения Концепция реформы распределения основывается на следующих исходных положениях: 1) многообразию форм собственности, адекватному технологической неоднородности современного производства, соответствует многообразие форм и способов распределения доходов; 2) эффективность обратного воздействия распределения на производство зависит от формируемых тем или иным способом распределения мотивов экономического поведения и, прежде всего, мотивов труда; 3) генетической основой мотивации активного экономического поведения является диалектика труда и собственности; 4) абстрактно-всеобщими направлениями реформирования системы распределения в обществах современной цивилизации являются обособление хозяйствования и индивидуализации присвоения. В переходной экономике обеспечивается переход от стимулирования труда наемного работника к формированию интегральной системы, включающей (или основанной) мотивацию. Мотив труда - это внутреннее побуждение, самостимулирование деятельности, направленной на удовлетворение потребностей экономических субъектов [9; 138]. Стимул представляет собой внешнее воздействие на экономического субъекта, наемного работника. Свободный труд немыслим без мотивации. Мотивация возникает при условии собственнического (хозяйского) положения непосредственного производителя, это активная его характеристика. Заработная плата - это стимул к труду, внешнее воздействие, экономическое принуждение к труду, пассивная характеристика экономического субъекта. Отсутствие внутренних мотивов труда в условиях неперсонифицированных форм присвоения (государственная, колхозная собственность) обусловливало эффект привыкания к тем или иным стимулам и необходимость непрерывного разрастания составных элементов систем стимулирования труда. Поскольку мотивация обусловлена единством труда и собственности, то в экономической истории выделяются следующие исторические этапы их диалектики: - начальное единство труда и собственности на базе общинной собственности (результат слабости отдельной личности); - полная поляризация труда и собственности в условиях рабства; - парцелляризация земли (превращение непосредственного производителя из говорящего орудия в хозяйствующего субъекта), как первый шаг к соединению труда и собственности в условиях феодализма; - возврат к полной поляризации труда и собственности в период становления капитализма, на основе машинизации труда; - альтернативные варианты соединения работника и собственника - на основе госсобственности (реальный социализм) и на основе демократизации капитала (страны запада). В настоящее время складываются следующие способы распределения в формирующихся секторах экономики: 1. Государственный сектор - сужение его через приватизацию, коммерциализацию (на основе аренды или передачи в полное хозяйственное ведение) ведет к сокращению сферы действия распределения по труду, т.к. коллективы госпредприятий участвуют в распределении как владельцы средств производства, присваивают предпринимательский доход, как и другие субъекты рыночной экономики. Но доминирующей формой личного распределения (персонального) является распределение по труду в соответствии с единой тарифной сеткой, т.е. по индивидуальным или бригадным затратам труда. 2. Корпоративный сектор - т.к. основан на объединении собственности граждан (частной), то распределение для всего коллектива собственников осуществляется по капиталу (доходу с находящихся в общей собственности средств производства) и присваивается предпринимательский доход. Внутри коллектива собственников распределение осуществляется по труду, если собственность общая, по паям, если долевая и по капиталу, если акционерная. Но это реализуется в конечном распределении (по итогам года, квартала), в течение года распределение осуществляется по труду в соответствии с ETC. 3. Частный сектор - здесь формируются: доход на собственность (процент на капитал) и предпринимательский доход, который включает: - вознаграждение работника - собственника за труд по управлению производством (Д.С. Милль, Ж.Б. Сэй, А. Маршалл); - эффект использования передовых технологий, коммерческих и организационных нововведений (Й. Шумпетер); - эффект правильной оценки степени риска, т.е. будущей неопределенной экономической ситуации (Ф. Найт). 4. Теневой сектор (30-50% ВВП, в развитых странах - 5-6% ВВП) - существенно возросли доходы, что обусловлено как инфляционным их ростом, так и усилением налогового прессинга, заставляющего предпринимателей использовать противозаконные способы получения дохода (наличный оборот, укрываемый от налогообложения). П. Бунич: «Наш рынок на 80% теневой, криминальный, а крупный бизнес - на 100%». 5. Формируются принципиально новые элементы распределительного механизма, например, распределение по унаследованному капиталу. Обеспечение потомкам более достойных условий жизни - важнейший мотив труда, хотя в условиях инфляции мотивация накопления существенно снижается. Таким образом, новая концепция распределения доходов основывается на реализации мотивов экономического поведения собственника, возникающих при условии индивидуализации присвоения в рамках всех крупномасштабных форм собственности. Поэтому восстановление более высоких мотивационных потенций распределительного механизма соответствует этапам развития (степени развитости) индивидуализации присвоения и обособления хозяйствования. Новый механизм распределения обусловливает создание соответствующего механизма перераспределения доходов. Он выступает стержнем распределительной системы постиндустриальных стран, т.к. через систему трансфертных платежей обеспечивает социальную защиту не имеющим собственности слоям населения. Но перераспределительные процессы имеют определенные границы, за пределами которых тормозят развитие производства. Требования справедливости в распределении доходов не должно снижать мотивацию роста доходов хозяйствующих субъектов. Наконец, вопрос о регулировании доходов в переходной экономике решается через индексирование заработной платы в соответствии с инфляционным ростом пек, а также прогрессивное налогообложение, контроль за использованием доходов. Изложенные концептуальные положения реформы механизма распределения доходов обусловливают необходимость анализа основных направлений рыночной трансформации механизма распределения в РФ. 2.2. Тенденции и направления рыночной трансформации механизма распределения доходов в РФ Доход - категория, неизвестная советской экономике. Поэтому первое направление рыночной трансформации - легализация рыночных доходов, в т. ч., и считавшихся нетрудовыми (спекулятивных) т.е. денежного выражения результатов деятельности физического или юридического лица, регулярно и законно поступающего в его непосредственное распоряжение. Условием получения дохода становится всякое активное участие в экономической жизни, предполагающее необходимость делать нечто полезное для других людей, а не только работа на госпредприятии. В обмен на это полезное участие люди передают нам часть находящихся у них денег. Т.е. получение дохода - свидетельство участия лица в экономической жизни, а размер дохода - показатель масштаба такого участия. Важной тенденцией является формирование многообразия функциональных (факториальных) доходов в зависимости от источника, спроса и предложения фактора производства, т. е. в соответствии с многообразием форм собственности: - заработная плата наемных работников; - жалованье служащих в госсекторе; - рента земельных собственников и домовладельцев; - доходы мелких собственников (комбинация заработной платы, прибыли, ренты, процента и дивидендов). Перераспределительное вмешательство государства также формирует новые формы персонального (вертикального) распределения доходов, т. е. фактического распределения доходов по отдельным группам населения -домохозяйствам; которые не зависят от источников, объединяют прибыль, пособие по безработице в одно понятие дохода и устанавливают объективную имущественную иерархию в обществе: - пособие по безработице ( выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75 % среднемесячной заработной платы, следующие 4 месяца - 60 %, последние 5 месяцев - 45 %), - компенсационные выплаты - на детей, на хлеб, пенсионерам; - индексация доходов, вкладов; - установление минимальной заработной платы. Новые способы распределения доходов формируются в соответствии с индивидуализацией присвоения через формирование частной индивидуальной собственности, выделение доли работника в имуществе предприятия и формирование корпоративной собственности. Без такой индивидуализации присвоения в рамках крупномасштабных форм собственности, как показала практика отчуждения работника от собственности на западе и востоке, положительный импульс, заложенный в коллективной собственности, реализоваться не может. Важную роль в трансформации распределительных отношений играет обособление хозяйствования, т.е. отделение дохода работника, группы от общего государственного или сверхконцентрированного коллективного «котла» (пирога). Эта тенденция характерна для всех стран, углубляющих рыночные начала. Она реализуется через приватизацию государственной собственности или выделение отдельных производств, подразделений в рамках единой фирмы с полноценным присвоением дохода в рамках ограниченного коллектива. К числу способов обособления хозяйствования относятся приватизация, полное хозяйственное ведение, аренда, разукрупнение. Историко-генетический анализ позволяет выделить следующие этапы рыночной трансформации механизма распределения в РФ: 1. Коллективный подряд (хозяйственное ведение) (начало 80-х годов) представлял собой реализацию государственной собственности. 2. Аренда имущества государственного или колхозно-кооперативного предприятия (с середины 80-х годов) выступала как юридическая форма реализации государственной собственности через разделение права собственности и права хозяйствования. 3. Приватизация имущества и земли в индивидуальную частную собственность (малую) и общую долевую (совместную). III. Дифференциация доходов и проблема бедности в современной России Допущение безработицы, наряду с другими факторами обусловливает дополнительную необходимость в переходной экономике создания механизма перераспределения доходов. Закон РФ «О занятости населения в РФ» [18 ] с мая 1991 г. легализовал статус безработного. К числу общеэкономических причин безработицы относится: - высокий трудосберегающий эффект новых технологий; - непрерывная структурная перестройка; -потребность в квалифицированных, творчески мыслящих работниках. В переходной экономике добавляются дополнительные причины: - чрезмерная занятость в советской экономике; - падение производства - на 50 % в 1991-99 гг.; - глобальная структурная перестройка; - уменьшение степени государственного патернализма. Занятость в России в условиях глубокого экономического кризиса сокращалась темпами, существенно уступавшими темпам снижения ВВП страны. В 1992-1997 гг. на каждый процент снижения ВВП страны уменьшение численности занятых в экономике составляло в среднем 0,34%. В целом за период реформ занятость в России сократилась на 10 млн. чел. Однако при этом не произошло сколько- нибудь значительного в масштабах всей страны всплеска открытой безработицы. В результате экономических реформ к середине 1999 года общее количество безработных составило 10,4 млн. человек, из которых лишь 1,6 млн. человек являются официально зарегистрированными безработными. [13 ]. Государственные меры борьбы с безработицей: 1) из средств Фонда занятости оплачивались на начальных этапах простои предприятий; 2) создана Служба занятости, включающая региональные Центры занятости населения; 3) поощрение государственными субсидиями частичной занятости под заработную плату; 4) разделение рабочих мест - 1 рабочее место предоставляется 2 рабочим с разделением заработка — налоговые льготы таким компаниям; 5) досрочный выход на пенсию - широко использовался в госаппарате в начале переходного периода; 6) расширение программ переподготовки - по 118 профессиям и специальностям в Ростовской области; 7) социальная помощь безработным - пособие, путевки детям, подарки к новому учебному году. Появление такого социального феномена, как безработица, воздействует на распределение доходов в сторону углубления дифференциации. Этому же способствует развитие предпринимательской активности населения, которой обладают не более 10% трудоспособных. Об этом свидетельствует кривая Макса Лоренца, каждая точка которой показывает, какую долю в суммарном доходе имеет тот или иной процент семей с определенным уровнем доходов.
Какова же пропасть между богатыми и бедными? Одним из наиболее известных способов измерения этого неравенства является построение кривой Лоренца, названной так по имени американского экономиста и статистика Макса Лоренца. Речь идет о персональном, а не функциональном распределении доходов. Абсолютное неравенство означает, что и 20%, и 40%, и 60%, и т.д. населения не получают никакого дохода, за исключением одного‑единственного, последнего в ряду (линия OF) человека, который присваивает 100% всего дохода. Ломаная линия ОЕ – это линия абсолютного неравенства. В реальности фактическое распределение дохода показано линией OABCDE. Чем больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов. Если мы разделим заштрихованную площадь на площадь треугольника OFE, то получим показатель, отражающий степень неравенства в распределении доходов. Если площадь не заштрихованного участка графика обозначить буквой Т, то можно получить следующее отношение: ; где G – показатель, измеряющий степень неравенства в доходах. Этот показатель в экономической теории называется коэффициентом Джинн, по имени итальянского экономиста и статистика Коррадо Джини (1884-1965). Очевидно, чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь фигуры Т, и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к 1. Надо отметить, что этот коэффициент не может равняться ни единице, ни нулю, т.к. цивилизованная рыночная экономика исключает подобные крайности благодаря целенаправленному перераспределению доходов. Интересно сравнить величину этого коэффициента в странах с развитой рыночной экономикой и в России. Так, в начале 80-х годов коэффициент составлял: в Японии ‑ 0,270, Швеции ‑ 0,291, ФРГ - 0,295, США - 0,329, Бразилии ‑ 0,565. Изменения коэффициента G в России, рассчитанного на основе данных о среднедушевом доходе, видны по таблице Разница между доходами самых низкодоходных и высокодоходных групп населения (децильный коэффициент) составляла в 1993 г. 1:11, в 1995 г. -1:16, в 2003 г. 1:14,1. Коэффициент К. Джини - это отношение площади фигуры, ограниченной кривой Лоренца, к площади треугольника OEF. Он показывает изменение в дифференциации семей по уровню получаемых доходов, степень концентрации доходов. В связи с ростом дифференциации населения по уровню получаемых доходов в переходной экономике вогнутость кривой Лоренца увеличивается и коэффициент Джини растет, достигая 39,4% в 1999г. Традиционно население использует доходы по следующим направлениям потребительских расходов: - товары кратковременного пользования (продовольствие); - товары длительного пользования; - услуги. Рынки этих товаров различаются степенью свободы доходополучателей. Наименьшую степень свободы имеют доходополучатели на рынках товаров кратковременного пользования. Удельный вес расходов на питание в структуре личного дохода — показатель уровня жизни в стране: чем меньше -тем выше уровень благосостояния. В развитых странах - 10-12%, у нас - 56 % доля продовольствия. Особенностью переходной экономики является высокая доля расходов на продовольствие, что свидетельствует о низком уровне жизни. Денежные доходы 38 % россиян в 2002 г. были ниже прожиточного минимума. Социальная защита населения осуществляется через механизм перераспределения доходов. С неравенством тесно связана проблема бедности. Это относительное понятие, определяется через введение черты бедности. Впервые механизмы социальной защиты созданы в Германии в 1883 году Бисмарком. Государство выделяет деньги на программы, в т. ч. и по борьбе с бедностью: - трансфертные платежи - пособия по безработице, пенсии малообеспеченным слоям населения; - регулирование цен на социально значимую продукцию (медицинские препараты); - индексация фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом уровне инфляции; - обязательный минимум заработной платы; - прогрессивное налогообложение. Государственная поддержка малоимущих - это попытка осправедливить рыночное распределение доходов. Но возникает вопрос, справедливо ли рыночное распределение? Оно экономически эффективно, т.к. дифференцирует участников производства, иначе нет заинтересованности в работе ни у бедных - поддержит государство, ни у богатых - все равно отнимут. Неравенство в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но сопровождается имущественной дифференциацией. Выбор между равенством и неравенством доходов - это выбор между несправедливой экономической эффективностью и неэффективной социальной справедливостью. Оптимальное соотношение между эффективностью и равенством -трудноразрешимая проблема рыночной экономики: зачем женщине работать, если она получает пособие на ребенка. В экономической науке сложились следующие взгляды на социальную справедливость: 1. Эгалитарный (уравнительный), в соответствии с которым все получают поровну. 2. Роулсианский (Дж. Роулс, ам. философ), при котором максимизируется полезность наименее обеспеченных слоев населения. 3. Утилитарный (И. Бентам, англ. экономист), по которому должна максимизироваться общая полезность всех членов общества: «обеспечение счастья для возможно большего числа людей - главная функция государства». 4. Рыночный, в соответствии с которым признается справедливым рыночное распределение. Существенное влияние на снижение доходов в переходной экономике оказывает инфляция. Она ведет к сокращению робертсонианского лага (интервала времени между воздействием и его эффектом), в частности, лага потребления, т.е. промежутка времени между получением дохода и намерением произвести покупку. Лаговую функцию потребления анализировал М. Фридмен. Сокращение этого лага в переходной экономике обусловлено инфляционными ожиданиями, которые побуждают население к осуществлению покупок, либо финансовым сбережениям. Таким образом, формирующиеся в обществе переходного периода доходы являются вторым полюсом равновесного состояния экономики, первый из которых - предложение конечных продуктов. Способ распределения доходов, их общий уровень вводят еще дополнительные условия в модель равновесия спроса и предложения Вальраса - так называемый Парето-оптимум. В. Парето доказал, что равновесие лишь тогда существует, когда устанавливается не только равновесие спроса и предложения, но и равновесное благосостояние участников рыночных отношений. Это идеал рынка, в котором не только сбалансирован обмен, но и растет благосостояние всех его участников. Оптимум Парето или его критерий благосостояния гласит: любое изменение, которое никому не повредит и улучшит положение некоторых, следует рассматривать как общее улучшение. Но в реальной практике материальной формы оптимума Парето нет. Регулирование доходов осуществляется через перераспределительный механизм, создаваемый государством: - налоги с больших доходов; - трансферты для малоимущих. Итак, трансформация механизма распределения доходов в рыночной экономике обусловливает существенное углубление дифференциации населения по уровню получаемых доходов, по которой Россия приблизилась к уровню развивающихся стран. Это обусловливает негативное влияние глубокой дифференциации на формирующуюся в переходном обществе институциональную структуру. 3.1. Причины дифференциации Один из источников социальной напряженности в любой стране - разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами: 1) величиной имущества всех видов, находящегося в собственности отдельных граждан; 2) величиной текущих доходов граждан. Люди получают доходы в результате того, что либо создают собственный бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам. А те используют эту собственность для производства нужных людям благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому: 1) разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты); 2) разная успешность использования факторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом); 3) разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины). 3.2. Динамика доходов и их дифференциация Реальные располагаемые денежные доходы населения в первом полугодии 2003 г. составили 55% от уровня 1990 г., хотя уже в 1997 г. они достигали почти 73,5% уровня 1990 г. При этом реальные доходы упали менее значительно, чем реальная начисленная заработная плата и реальный размер назначенных месячных пенсий. Их уровень составляет 41% и 37%, соответственно, от уровня 1990 г. Парадоксальный, на первый взгляд, результат, заключающийся в том, что , казалось бы, определяющие компоненты душевого дохода понизились более существенно, чем сам доход, объясняется просто. Действительно, в 1990г. суммарная доля оплаты труда и социальных трансфертов составляли 88,8% денежных доходов населения : 74,1% - оплата труда и 14,7% - социальные трансферты. К 1995 г. суммарная доля оплаты труда и социальных трансфертов понизилась до 50,9% (из них 37,8% - оплата труда и 13,1% - социальные трансферты) и стабилизировалась на уровне 51% - 55%. В 1998 г. эта доля составила 52,9% (38,7% - оплата труда и 14,1% - социальные трансферты). Снижение в денежных доходах населения удельного веса оплаты труда и социальных трансфертов связано целиком и полностью со снижением доли оплаты труда с 74,1% в 1990г. до 38% - 40% в 1998 - 2000г.г. за счёт роста за тот же Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|