|
|
|
|
Курсовая: Государство в смешанной экономике
Курсовая: Государство в смешанной экономике
уральский социально экономический институт
академия труда и социальных отношений
Кафедра экономической теории
курсовая работа
по курсу: Экономической теории
на тему: Государство в смешанной экономике
Выполнил студент II курса
Заочного отделения гр. №MZ-201
Специальность: Менеджмент
Ган Эдуард Феликсович
Проверил:
Оглавление:
Введение.......................................................................3
Экономические функции государства............................................ 4
Функции российского государства................................................8
Понятие и типы государства. Модели экономических систем.......................10
Методы и инструменты государственного регулирования экономики.................12
Регулирование денежного обращения.............................................15
Программы государственных затрат..............................................16
Финансово-кредитная система государства.......................................19
Налоговая система.............................................................25
Специфика налогообложения России субъектов Российской Федерации...............27
Заключение....................................................................29
Список литературы.............................................................30
Введение
Государственное регулирование экономики имеет долгую историю.
Практика здесь опережает теорию. В период раннего капитализма в Европе
существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг,
процентными ставками и внешней торговлей.
Меркантилисты 17 века - пионеры нормативной экономической теории - писали о
том, что только детальное руководство со стороны правительства способно
обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они видели в государственном
руководстве средство, обеспечивающее социальную справедливость.
С переходом к капитализму, свободной конкуренции многие заповеди
меркантилистов канули в Лету. Подход основоположников классической экономики
(18 век), лимитировавших государственное вмешательство в хозяйственную жизнь,
имеет историческое объяснение. Ведь к тому времени вершителями судеб в
экономике стали рынок и свобода выбора.
В экономическом смысле свобода предполагает две главных составляющих:
защищенное законом право частной собственности и самостоятельность принятия
решений. В 18 - 19 веках экономическая роль государства сводилась, в
основном, к охране этих первичных прав. 20 век был ознаменован почти
повсеместным укреплением экономического присутствия государства.
Со второй половины 19 века национальное производство достигло невиданных
ранее масштабов. Конец века связан со взрывом, скачком в научно - техническом
развитии и появлением ряда новых отраслей, т. е. углублением общественного
разделения труда. Все эти обстоятельства порождали потребность в координации,
в поддержании пропорций на макроуровне, в антициклическом регулировании.
Началось наступление на рынок со стороны монопольных структур: картелей,
синдикатов, олигополий. В этих условиях для обеспечения конкуренции стали
жизненно необходимы выработка антимонопольного законодательства и его
применение органами государства.
Усиление государственного регулирования диктовалось целями подготовки к
войнам, их ведения, поддержания обороноспособности. Разрабатывалась целая
система мер, включавших принудительное картелирование (Германия),
протекционизм (Япония). Формировались военно-промышленные комплексы, тесно
связанные с правительством.
Государственное регулирование экономики явилось необходимым для осуществления
социальной политики, вообще стратегии социализации в широком смысле.
Коллективное потребление или удовлетворение общественных потребностей
(здравоохранение, образование, поддержка неимущих и пр.) невозможны без
использования государственных рычагов и организаций.
И, наконец, хотелось бы особо подчеркнуть, имея в виду день сегодняшний,
потребность в государственной поддержке и подчас организации фундаментальных
научных исследований, а также защиты среды обитания.
Государственное регулирование, таким образом, обусловлено появлением новых
экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может
справиться.
И, хотя подобное регулирование в современной рыночной экономике
осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно - командной
системе, все же здесь экономическая роль государства велика, особенно по
сравнению с системой свободной конкуренции.
На сегодняшний день в отличие от модели чистого капитализма, нашу экономику
лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного
сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами
государственным сектором.
Экономические функции государства
Основы методологии и методы регулирования экономики; функции государства в
смешанной экономике; система государственного регулирования экономики.
Государство в смешанной экономике играет роль экономического субъекта,
опосредованно воздействующего на рыночный механизм в целом, причем оно не может
воздействовать непосредственно на характер происходящих экономических
процессов.
Основы методологии и методы регулирования экономики
Государственное регулирование экономики это совокупность методов воздействия
на экономику, обеспечивающих ее устойчивое развитие при формировании рыночных
отношений, в интересах общества.
Под экономикой в данном случае понимается общественный уклад страны со своей
моделью собственности, управления, организации и распределения, со своим
рынком как формой связи между субъектами производственно-экономических
отношений.
Устойчивое развитие экономики предполагает реализацию комплекса мер,
направленных на рост национального дохода, сохранение жизни и здоровья
человека, решение демографических проблем, уменьшение дифференциации в
доходах населения, искоренение бедности.
Осуществляемые в стране реформы ведут к изменению характера участия
государства в хозяйственной деятельности, сокращению доли государственной
собственности, созданию экономических условий, обеспечивающих высокую деловую
активность, повышающих роль граждан и организаций в принятии хозяйственных
решений.
Всякая крупная акция требует тщательной подготовки и осмысления. Здесь не
может быть безальтернативных вариантов. Государственное регулирование
экономики ставит своей целью создание такой хозяйственной системы, которая
ориентируется на выбор наиболее эффективных вариантов использования имеющихся
факторов производства.
Ориентиры, которыми руководствуется государство в процессе регулирования
экономики, включают показатели, характеризующие уровень экономического
развития и качества жизни: продолжительность жизни человека, доход (валовой
внутренний продукт) на душу населения, уровень занятости, степень реализации
прав человека, уровень знаний, состояние окружающей среды.
Государственное регулирование охватывает все стороны общественного
воспроизводства. Но первостепенное внимание уделяется регулированию отношений
собственности и предпринимательства, инвестиций и структурной перестройки
отраслей материального производства, социального развития и рынка труда,
финансового рынка и денежного обращения, территориальных пропорций и
региональных рынков, природопользования, внешнеэкономической деятельности.
При этом вначале, в силу сложившихся особых условий реформирования, решаются
острые экономические и социальные проблемы, в том числе структурные
преобразования, технологическое обновление, преодоление кризисных явлений.
Государство применяет различные регуляторы для воздействия на процесс
расширенного воспроизводства. При этом формы и методы государственного
регулирования всецело зависят от конкретной экономической обстановки,
характера и масштабов решаемых задач. Страны, развивающиеся в острой
экономической ситуации, нуждаются в более сильном государственном руководстве
и участии, применении прямых административных методов, чем развитые страны,
имеющие стабильное положение. При этом во всех случаях необходимое
государственное планирование экономики не может опуститься ниже определенного
предела, за которым становится невозможным - воспроизводство.
Государственное регулирование стало постоянным функционирующим механизмом в
национальном и международном масштабах. Системы свободного рынка и
директивной экономики изжили себя, что убедительно доказали великая депрессия
30-х гг. в США и распад экономики СССР в начале 90-х гг. На смену им пришла
система экономического управления, сочетающая рыночные и государственные
методы регулирования.
Однако в России в процессе реформирования основной упор был сделан на
разрушение прежней государственной системы управления и смену формы
собственности. В короткие сроки государственная форма собственности и
государственный механизм управления (бюрократический централизм) обернулись в
свои противоположности, т.е. в преобладание частной собственности и стихию
незрелого рынка. В результате этой метаморфозы в экономике произошли
нежелательные изменения (Таблица 1). Объем производства катастрофически
сократился.
Таблица 1 Основные показатели социально-экономического развития России в
1991-1996 гг. (в ценах соответствующих лет)
Показатель | 1991 г. | 1992г. | 1993 г. | 1994 г. | 1995г. | 1996 г. | Валовой внутренний продукт в фактических ценах (в трлн. руб.) | 1,4 | 19 | 171,5 | 611 | 1631 | 2256 | ВВП (в % к предш. году) | 95 | 85,5 | 91,3 | 87 | 96 | 94 | Промышленное производство (в % к предш. году) | | | 88,3 | 79,1 | 97 | 95 | В том числе потребительских товаров | 99,2 | 85 | 89 | 74 | 88 | 92 | Валовая продукция сельского хозяйства (в % к предш. году) | | 91 | 96 | 88 | 92 | 93 | Инвестиции за счет всех источников финансирования (в % к предш. году) | 85 | 60 | 88 | 76 | 87 | 82 | Розничные продажи (в % к предш. году) | 97 | 97 | 102 | 100,1 | 93 | 103 | Экспорт (в млрд. руб.) | 50,9 | 42,4 | 44,2 | 50,1 | 65,2 | 88,3 | Импорт (в млрд. руб.) | Z5114 | 37,0 | 32,8 | ° | 40,5 | 61,1 | Доходы на душу населения (в тыс. руб./мес.) | 0,446 | 4,0 | 45,2 | 206,3 | 785,1 | 934,3 | Расходы на душу населения (в тыс. руб./мес.) | 0,420 | 3,5 | 41,0 | 197,1 | 605,0 | 852,5 | Прожиточный минимум (в тыс. руб.) | - | 1,9 | 20,6 | 86,6 | 264,4 | 371 |
Показатель | 1991 г. | 1992 г. | 1993 г. | 1994г. | 1995 г. | 1996 г. | Доля граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума (в %) | | 33,5 | 31,5 | 22,4 | 24,7 | 22 | Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю | 260 | 261 | 841 | 320 | 230 | 122 | Рост денежной массы (Мз), декабрь к декабрю (в%) | | 742 | 516 | 285 | 221 | 130 | Скорость обращения М^, (раз) | - | 2,7 | 4,7 | 6,8 | 7 | 7,3 | Дефицит консолидированного бюджета в % к ВВП (по методике МФ) (по методике МВФ) | 10,4 | 5,3 11,1 | 10,3 5,3 | 10,4 7,7 | 2,9 3,8 | 3,5 7,7 |
По насыщенности рынка товарами можно было бы сделать вывод об успешном
проведении реформ. В действительности именно потребительскому рынку реформа
нанесла наиболее сильный удар. Потребление продовольствия в 1995 г. к уровню
1990 г. снизилось до 48%, причем 50% продовольствия было импортным.
В смешанной экономике, представляющей совокупность структур экономического
производства, при котором частная система управляется рыночным механизмом, а
общественные институты и правительства, опираясь на рыночный механизм,
воздействуют на экономику посредством директив и налоговой политики, само по
себе государство играет роль организатора проведения мероприятий,
корректирующих и стабилизирующих текущие процессы в экономике, но не
оказывает значительного влияния.
Рыночная экономика привносит режим конкуренции. Конкуренция и рынок
потребителя являются ключевыми условиями экономического прогресса. Изменение
же форм собственности имеет смысл тогда, когда устраняется монопольное
положение производителя. Сама смена собственности никак не влияет на
эффективность, а доходность может снизиться, так как надо платить еще и
собственнику. Частная собственность имеет преимущества в мелком производстве,
основанном на личном трудовом участии. Применительно к крупным предприятиям
большим стимулом становится не частная собственность, а приватизация
управления.
При реформировании широко использовались теории и советы западных экспертов,
которые, возможно, и грамотные специалисты, но далеки от российской
действительности. Известно, что даже положительный опыт полезен только в
конкретных условиях. Сделанный с помощью западных советников выбор модели
оказался неспособным обеспечить современный уровень организации и управления
производством. Чистый продукт, который прежде направлялся на нужды всех
граждан страны, теперь в большой степени присваивается владельцами капитала.
Следовало рыночные отношения постепенно вмонтировать в планирование, а не
ликвидировать его; дать больше самостоятельности хозяйствующим субъектам, а
не проводить дележ общенародной собственности.
Задачей государственного регулирования, поэтому является объединение в едином
механизме преимуществ обеих систем. Это тем более актуально, что в стране
осуществлен лишь первый, самый простейший этап перехода к рынку —
либерализация экономики. Второй этап — финансовая стабилизация —
затягивается, а начало последнего третьего этапа — повышение эффективности,
стимулирование производства и инвестиций, освоение модели интенсивного
экономического роста — пока не поддается прогнозированию.
Государству отводится ведущая роль в создании экономических стимулов,
заинтересованности граждан и юридических лиц в развитии производственных
отношений; гарантий безопасности в политической, социальной, экологической,
оборонной и других сферах; разработке программных и прогнозных документов,
стратегии действий долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием
на соответствующие приоритеты; введении необходимых ограничений хозяйственной
деятельности и контроля за их соблюдением.
От государства требуется обеспечение развития инфраструктурных отраслей
экономики, подавление негативных проявлений рыночного механизма,
осуществление заботы о подрастающем поколении, поддерживание образования и
культуры общества, субсидирование экологических организаций. Кроме того, если
не поставить под государственный контроль крупные монополии, то они
повышением цен сведут платежеспособный спрос до критического уровня.
Многие экономические и социальные проблемы не могут быть решены в рамках
саморегулирующегося рыночного механизма. К ним можно отнести финансирование
малорентабельных или нерентабельных, с точки зрения частного капитала,
производств, но актуальных для продолжения воспроизводства в национальных
масштабах, преодоление социального расслоения, реализацию региональных и
национальных экономических программ, решение проблемы безработицы,
налаживание денежного обращения и конвертируемости валюты, проведение научно-
исследовательских изысканий, особенно фундаментальных, и др.
Концентрация производства и капитала, наличие крупных монополий и финансово-
промышленных групп, успехи прогнозирования, компьютеризация и информатика
усиливают необходимость и расширяют возможности государственного
регулирования вплоть до учета размеров и структуры производства и рынка,
планомерного регулирования в национальном и международном масштабах.
Для решения экономических проблем общество может использовать множество
институциональных структур и координационных механизмов. Совокупность всех
экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих
имущественных отношений и организационных форм, представляет собой
экономическую систему этого общества.
Любая экономика нуждается в системе регулирования для поддержания стабильных
процессов, происходящих в ней в аспекте сохранения эффективности
производственных и социальных явлений. Поэтому регулирование экономики
государством представляет собой систему действий государства по отношению к
деятельности хозяйственных субъектов и самой рыночной конъюнктуре в целях
обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма и
решения социальных проблем.
Функции российского государства
Основные, наиболее важные направления деятельности государства проявляются в
его функциях. В функциях государства выражается его сущность, та роль,
которую государство играет в основных направлениях общественного развития и
удовлетворения потребностей граждан. Функции нашего государства реализуются в
основных направлениях деятельности внутри страны и на международной арене.
К внутренним функциям государства относятся:
1. экономическая, которая состоит в выработке и координации
стратегических направлений развития экономики страны в условиях перехода от
планового хозяйства к рыночной экономике;
2. социальная, которая состоит в совершенствовании общественных
отношений, обеспечении всестороннего развития личности, ее социальной
защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества;
3. культурно-воспитательная, направленная на формирование человека нового
общества, развитие демократии, науки, образования, обеспечение всестороннего
развития личности, воспитание высокой сознательности;
4. охрана правопорядка, которая заключается в неуклонном проведении в
жизнь гарантий законности, реальном воплощении правовых норм в поступках,
делах членов общества, в охране частной собственности, прав и законных
интересов граждан и организаций;
5. природоохранительная (экологическая) функция, направленная на защиту
окружающей среды.
К внешним функциям государства относятся:
1. оборона страны;
2. взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными странами;
3. межгосударственное экономическое и политическое сотрудничество
государств;
4. культурное и научно-техническое сотрудничество. В настоящее время
деление на внутренние и внешние функции утрачивает свое значение, так как
многие внутренние функции приобретают внешний характер (например,
экологическое направление деятельности государства, исследование космоса и
др.) и наоборот.
К основным функциям государства предлагается относить: управленческо-
обеспечительную (создание условий и правил для поддержания нормальной жизни и
развития общества) и охранительную (пресечение нарушений установленного
порядка, воздействие на нарушителей, восстановление нарушенного состояния).
Есть в юридической литературе и другое разделение функций: к внутренним
функциям относят охранительные, регулятивные, социальные, экономические,
налогообложение и взимание налогов; к внешним — оборону страны,
международную, внешнеэкономическую, внешнеполитическую деятельность.
Под функциями государства понимается направление, предмет деятельности того
или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее
обеспечение.
Функции государства осуществляются его органами. В ст. 3 Конституции РФ сказано:
«Система государственной власти в Российской Федерации основана на принципах
разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, а также
разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией,
составляющими ее республиками, краями, областями, автономной областью,
автономными округами и местным самоуправлением.
Все государственные органы, формируемые в соответствии с законом путем
демократических выборов, и должностные лица подотчетны народу.
Выполнение функций обеспечивается всем государственным механизмом, под
которым понимается система органов и учреждений государства, подразделяемых
на виды: органы государственной власти, органы государственного управления,
суды. Важной составной частью государственного механизма являются вооруженные
силы, милиция, органы государственной безопасности, исправительные
учреждения. Государственный аппарат состоит из их представителей и
осуществляет свою деятельность при широком их участии.
Орган государства является, составной частью государственного аппарата, он
наделен определенной компетенцией, властными полномочиями, правом действовать
от имени государства, опираясь в случае необходимости на содействие аппарата
принуждения. Органом государства может быть должностное лицо, выступающее
представителем органа государственного управления.
Право личности представляет собой охраняемую законом возможность что-либо
сделать, возможность поступать каким-либо образом, т.е. является осознанно
используемой возможностью реализации своих потребностей и нужд.
Понятие и типы государства. Модели экономических систем
Государство — политическая организация, при помощи которой осуществляется
управление обществом. Признаками государства являются территориальная
организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов,
законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на
определенной территории, независимо от административно-территориального
деления.
Государственная власть является суверенной, т.е. верховной, по отношению ко
всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной
по отношению к иным государствам. Государство является официальным
представителем всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.
Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на
содержание государственного аппарата власти. Государство — это особая
организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом
(механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной
деятельности.
Модели экономических систем
Основными элементами экономической системы являются: социально-экономические
отношения, базирующиеся на формах собственности на ресурсы; организационные
формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е. способ
регулирования деятельности на макроэкономическом уровне; экономические связи
между хозяйственными субъектами.
Рыночная система функционирует в качестве механизма, посредством которого
индивидуальные решения и предпочтения предаются гласности и координируются.
Тот факт, что товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях
конкуренции, означает, что существует много самостоятельно действующих
покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. В результате
экономическая власть широко рассеяна. Роль правительства ограничивается
защитой форм собственности и установлением надлежащей правовой структуры,
облегчающей функционирование рынков».
Командную экономику характеризуют общественная собственность практически на
все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений
посредством централизованного планирования. Все крупные решения, касающиеся
объема используемых ресурсов, структуры и распределения продукции,
организации производства, принимаются центральным органом. Предприятия
функционируют на основе государственных директив. Основные социально-
экономические соотношения, в том числе между средствами производства и
предметами потребления, устанавливаются централизованно.
Кроме деления экономических систем по типам, в каждой системе существуют еще
и свои национальные модели организации хозяйства, свойственные данной стране
и основанные на уровне экономического развития, исторических, культурных,
бытовых традициях.
Так, американская модель построена на всемерном поощрении предпринимательской
активности, «обогащения» наиболее активной части населения. Для уменьшения
социальной напряженности малообеспеченным группам населения гарантируется
приемлемый уровень жизни за счет частичного перераспределения национального
дохода. Эта модель основана на социально-культурных особенностях нации —
массовой ориентации на достижение личного успеха.
Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни
населения от роста производительности труда. За счет этого достигается
снижение себестоимости продукции, повышение ее конкурентоспособности на
мировом рынке. В целях поощрения предпринимательской активности не
принимаются серьезные меры по контролю за имущественным расслоением.
Существование такой модели возможно при исключительно высоком развитии
национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами
конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные
жертвы ради благосостояния страны.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на
сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального
дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Главным содержанием
данной модели является сохранение основных средств производства в частном
владении при отторжении от капитала права распоряжения доходами. Государство
располагает всего четырьмя основными фондами, зато доля государственных
расходов находится на уровне 70% ВВП, причём более половины из них
направляется на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях
высокой нормы налогообложения.
Германская модель экономики исходит из того, что в центре преобразований
находится человек с его интересами как свободная личность, сознающая свою
ответственность перед обществом. Выполняя определенные функции, человек
извлекает пользу для себя, для семьи и своей социальной группы. Функцией
государства является обеспечение хорошо отлаженной конкуренции. Наибольшее
внимание при этом уделяется мелким и средним предприятиям.
Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Причем его
роль возрастает с развитием технического прогресса, ростом масштабов
производства и углублением мирового разделения труда.
Методы и инструменты государственного регулирования экономики
Государственное регулирование экономики опирается на знание и правильное
использование объективных экономических законов развития общества.
Экономические законы отражают широкий круг основных, устойчивых связей между
явлениями и процессами хозяйственной жизни. Сознательное использование
экономических законов предполагает, во-первых, познание обществом их сущности
и механизма действия и, во-вторых, реализацию общественного знания в
практической деятельности.
Первостепенную роль в экономике играет закон спроса и предложения. Спрос
характеризуется шкалой, которая раскрывает готовность покупателей в данный
отрезок времени приобретать продукт по предложенным на рынке ценам.
Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершать
покупку. Высокая цена отбивает у потребителей желание покупать, а низкая,
наоборот, стимулирует покупку.
Потребление подвержено также действию закона убывающей предельной полезности,
согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и
меньше удовлетворения — потребители покупают дополнительные единицы продукта
лишь при условии, что цена его снижается. При более низкой цене человек может
позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая в приобретении
каких-либо альтернативных товаров. У него появляется стимул приобрести
дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже.
Зависимость объема предложения от цен фиксируется законом предложения,
который выражает желание производителей изготовить на продажу большее
количество своего продукта по высокой цене. Поставщик выступает в роли
получателя денег за продукт. Для него цена представляет собой выручку за
каждую единицу продукта и служит стимулом к тому, чтобы производить и
предлагать свой продукт для продажи.
Изменения соотношений между спросом и предложением и вызываемые ими колебания
рыночных цен регулируются законом стоимости. Если под влиянием неценовых
факторов происходит повышение спроса при неизменном предложении или
сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастает; если,
наоборот, при неизменном предложении спрос сокращается или при неизменном
спросе увеличивается предложение, то цена снижается. Цены играют роль
сигнальной системы, с помощью которой и предприниматели, и владельцы
производственных ресурсов ориентируются на рынке. Данная сигнальная система
эффективно действует в условиях свободной конкуренции.
Адекватное соответствие объективных экономических законов современному
высокому уровню развития производительных сил может быть достигнуто лишь с
помощью государственного вмешательства в экономику.
Государственное регулирование экономики — форма взаимодействия государства и
экономических субъектов, которая реализуется через социально-экономическую,
валютно-финансовую, структурно-инвестиционную и научно-техническую политику в
целях перспективного воздействия на развитие общественного производства и
решение социальных проблем посредством различных рычагов.
Крупным американским теоретиком системы государственного регулирования
экономики считается Дж.Кейнс. По его учению, факторы, управляющие «большой»
экономикой, не являются просто увеличенной версией факторов, управляющих
поведением ее «малых» частей. Различие между макро- и микросистемами
предопределяет разницу в терминах и методах анализа. И если макроэкономика
изучает национальную экономику в целом, рассматривает проблемы экономического
роста и занятости, возможности и противоречия экономического механизма, то
микроэкономика рассматривает процессы принятия экономических решений
отдельными экономическими субъектами, потребителями и др., анализирует
процессы взаимодействия экономических субъектов на отдельных рынках.
Ряд видных экономистов (М.Фридмен и др.) являются противниками
государственного вмешательства в экономику. По их мнению, рыночная система
сама по себе обладает способностью автоматически, на базе саморегулирования,
приводить себя в равновесие. Запас прочности рыночного механизма неисчерпаем,
а трудности и кризисы, возникающие в экономике, якобы навязываются извне,
носят экзогенный характер и их главным виновником является именно
государственное вмешательство, которое блокирует действие стихийных сил и в
то же время раскачивает рынок. В связи с этим они предлагают сузить рамки
государственного регулирования до минимума.
Государство обеспечивает правовую базу функционирования рыночной системы, что
выражается в предоставлении законного статуса частным предприятиям,
регламентации отношений между предприятиями, поставщиками ресурсов и
потребителями. На основе законодательства государство получает возможность
выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи
преступной экономической деятельности и применять власть для наложения
соответствующих санкций.
Государство направляет усилия на реализацию антимонопольных законов в целях
защиты и усиления конкуренции в качестве эффективного регулятора поведения
бизнеса. Государство создает условия для перераспределения дохода общества в
целях относительного нивелирования социального неравенства его членов. Эта
задача решается как через платежи малоимущим, инвалидам, больным и реализацию
конкретных социальных комплексных программ по защите интересов определенных
групп населения, так и путем льготного ценообразования на товары и продукты
первой необходимости.
Государство перераспределяет также ресурсы общества для стимулирования
развития так называемых общественных благ (медицинского обслуживания,
образования, библиотек, музеев, армии, автомагистралей, дорог и др.), которые
рыночная система не заинтересована производить, но без которых жизнь общества
невозможна.
Методы государственного регулирования условно подразделяются на
административные и экономические.
Административные методы базируются на силе государственной власти, разделяясь
на меры запрета, разрешения и принуждения.
В странах с развитой рыночной экономикой сфера административных средств
ограничивается главным образом охраной окружающей среды, созданием
минимальных условий существования малообеспеченных слоев населения, а также
пресечением развития теневого бизнеса.
Экономические методы подразделяются по воздействию на средства денежно-
кредитной и бюджетной политики. Это — регулирование учетной ставки
(осуществляется Центральным банком); установление и изменение размеров
минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в
Центральном банке; операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг,
такие как эмиссия государственных долговых обязательств, торговля ими и
погашение.
Средствами бюджетной политики осуществляется прямое государственное
экономическое регулирование. Через государственный бюджет перераспределяется
в интересах государства значительная часть национального дохода.
Для покрытия государственных расходов используются налоги. Но задача
государственных органов — не просто обложить налогами те или иные источники
поступления средств, а создать тонко ориентированный механизм воздействия на
хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются
временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочки уплаты
налогов.
Сознательное маневрирование налогами и правительственными расходами в целях
изменения реального объема национального производства и занятости, контроля
над инфляцией и экономическим ростом называют дискреционной фискальной
политикой. Она вызывает рост общественного производства или снижение его
величины. Фискальная политика, ориентированная на борьбу с безработицей,
предусматривает рост правительственных расходов, т.е. возможность бюджетного
дефицита. Элементами фискальной политики, имеющей целью коррекцию инфляции
спроса, становится сокращение правительственных расходов при росте налогов,
т.е. явление бюджетных излишков.
Форма воздействия государства на экономику может варьироваться в различных
проявлениях в зависимости от степени необходимости внесения элемента
государственного регулирования в экономический процесс. Система
государственного регулирования представляет собой совокупность экономических
регуляторов, косвенно воздействующих на механизм рынка, участников
экономического процесса и т.д. — цены, налоги, нормы, банковские проценты,
санкции.
На разных этапах экономического развития государство по-разному использует
возможности фискальной политики для стабилизации общественного
воспроизводства.
Эффективной мерой государственного регулирования экономики является
увеличение дефицита государственного бюджета (или сокращение его
положительного сальдо) в период спада и уменьшение его дефицита в период
инфляции. Применяемые при этом стабилизаторы не способны полностью
скорректировать нежелательные изменения величины чистого национального
продукта. Поэтому для коррекции инфляции или спада в значительных масштабах
применяются дискреционные фискальные мероприятия, т.е. изменения налоговых
ставок, налоговой структуры и величины расходов.
Особое место в ряду средств государственного регулирования занимает
ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним
образование и реализация скрытых резервов. Суть такого регулирования состоит
в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и
сооружений от калькулируемого переноса стоимости вещественных носителей
основного капитала на производимые товары и услуги, что, в свою очередь,
является средством стимулирования накопления, структурных изменений в
экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость.
Государственное регулирование экономики предусматривает применение также
дотаций и фиксированных цен.
Дотация — это как бы «налог наоборот». Потоварная дотация устанавливается
либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме в расчете
на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя их
непосредственно могут получать и потребители.
Установление фиксированных цен — более «грубые» методы вмешательства
государства в рыночные механизмы. Фиксированные цены, отличающиеся от цен
равновесия, устанавливаются, как правило, на продукцию агропромышленного и
нефтегазового комплексов и некоторые другие виды продукции и услуг.
Регулирование денежного обращения
Необходимость регулирования денежного обращения диктуется, прежде всего,
борьбой с инфляцией, которая дезорганизует экономику, сокращает
платежеспособный спрос предприятий и населения.
Объективным фоном инфляции является возможность получения огромных прибылей
за счет роста цен. В условиях директивной экономики такая возможность
подавляется государственным контролем за ценами и доходами. Либерализация
цен, естественно, стала мощным толчком к открытой инфляции; экономика
устремилась к мировым ценам, не имея для этого соответствующей
производительности труда, структуры экономики, оплаты труда.
Неконтролируемость доходов привела к обесценению денег в сфере обращения, а
рост издержек — к параличу платежеспособного спроса в сфере производства.
К постоянному удорожанию ведет также снижение эффективности использования
производственных ресурсов: мощностей, рабочей силы и других. На удорожание
затрат приходится около 40% роста инфляции, на прирост денежной массы — не
более 15%. Рост затрат порождает недостаток доходов для поддержания
воспроизводства, что и стимулирует повышение цен. Фактором инфляции является
также наличие многочисленных перекупщиков на пути продвижения товаров от
производителя к конечному потребителю.
Хотя причины инфляции имеют многоплановый характер, правительство в борьбе с
ней вначале избрало в основном одно направление — сжатие совокупного спроса
за счет снижения государственных расходов, увеличения налогов, обесценения
вкладов населения.
В 1995 г. инфляция существенно сократилась. Однако она остается все еще
высокой по меркам развитых стран, ее снижение достигнуто дорогой ценой:
уменьшаются инвестиции, не растет объем производства, ухудшилось положение в
социальной сфере. Поэтому преодоление инфляции остается одной из главных
задач развития экономики, состоящей в том, чтобы уменьшить ее до безопасного
уровня (1—2% в месяц) без снижения производства и жизненного уровня
населения. Это решение усложняется тем, что факторы, обеспечивающие понижение
инфляции, имеют противоречивый характер. Так, меры по поддержке предприятий в
интересах повышения эффективности производства одновременно могут
способствовать и росту инфляции. Рост доходов, потребления, инвестиций,
усиление протекционизма действуют в том же направлении, хотя и необходимы для
оживления производства.
На характер борьбы с инфляцией накладывает отпечаток то обстоятельство, что
теперь денежное обращение России и размеры бюджетного дефицита находятся под
контролем Международного валютного фонда (МВФ). Жесткие параметры,
устанавливаемые МВФ прежде всего в сфере эмиссии, вызвали к жизни выпуск
денежных суррогатов. Ими являются товарный и вексельный кредиты, казначейские
налоговые освобождения, правительственные гарантии под кредиты коммерческих
банков, выдаваемые получателям бюджетных средств.
Поскольку прямое кредитование Центральным банком правительственных расходов
МВФ запрещается, применяется выпуск правительственных гарантий под кредиты
коммерческих банков, т.е. кредит берет не правительство, а бюджетополучатель.
Такой заем не считается источником покрытия бюджетного дефицита, и проценты
по нему относятся за счет ассигнований на конкретные статьи бюджетных
расходов (оборона, сельское хозяйство и т.д.), а не за счет статьи
«Обслуживание государственного долга».
Программы государственных затрат
Государственный бюджет и государственный долг; кредитно-денежная политика;
регулирование денежного спроса и предложения банковской системы; взаимодействие
центрального банка и правительства
В государственном регулировании экономики важную роль играют расходы,
осуществляемые центральным правительством и местными администрациями. Отнесение
расходов к государственным происходит и по признаку цели, которые характерно
отличаются от целей затрат в частном секторе. Зачастую они не предусматривают
получение прибыли, как, например, при выплате пособий по социальному
обеспечению или расходах на оборону. Программы государственных затрат имеют
сложную структуру и средства осуществления.
Программы государственных затрат
Государство имеет в основе своей работы утвержденную смету образования, и
использования денежных средств на определенный период времени. Размеры этого
финансового плана зависят от уровня доходов и расходов конкретного
государства. Его доходная часть формируется за счет общегосударственных
налогов, обязательных платежей и других источников. В расходную часть
отбираются различные затраты для поддержания функций государства (содержание
органов государственной власти, финансирование оборонных расходов),
выполнения общественно полезных функций (расходы на здравоохранение,
образование, науку и так далее). Однако зачастую расходы государства
превышают его доходы, что вызывает образование долга, который делится на
внутренний и внешний. Государственный долг является суммой задолженности
государства по непогашенным займам, обязательствам и процентам по ним.
Государственный долг не следует рассматривать как отрицательное явление, и он
изучается в тесной связи с государственным бюджетом.
В условиях свободных цен государство не может диктовать предприятиям их
уровень и поэтому влияет на динамику цен косвенно, через рычаги бюджетно-
налогового, денежно-кредитного, валютного и антимонопольного регулирования.
Бюджетная система аккумулирует финансовые ресурсы и обеспечивает их
перераспределение в соответствии с принятыми критериями. Перераспределение
осуществляется на основе централизованного государственного регулирования. В
рамках производственной сферы оно имеет преимущественно отраслевой характер,
а финансирование социальной сферы — региональный с помощью бюджетных
трансфертов. В перераспределении участвуют бюджета различных уровней. Главным
регулятором денежных потоков является федеральный бюджет.
Денежные средства мобилизуются в бюджет и выделяются из бюджета на
безвозвратной и возвратной основах. Типичным является безвозвратный метод
мобилизации и выделения средств из бюджета. Примером безвозвратного выделения
средств являются трансферты регионам за счет федерального фонда финансовой
поддержки субъектов РФ. Трансферты позволяют финансировать надежно текущие
защищенные статьи бюджетов.
Мобилизация средств в бюджет на возвратной основе осуществляется в виде
займов на внутреннем и внешнем финансовых рынках. Заемные средства
используются главным образом для финансирования бюджетного дефицита. Это
ведет к росту государственногодолга. Увеличение его размера до критической
черты свидетельствует о неспособности органов госуправления использовать
централизованные финансовые ресурсы.
Не повышают инфляцию кредиты международных финансовых организаций. Однако ими
пользоваться следует осторожно, так как использование внешних кредитов ведет
к увеличению государственного внешнего долга, росту расходов по его
обслуживанию.
Выделение средств из бюджета на возвратной основе осуществляется в виде ссуд
под проценты, привязываемые к учетной ставке ЦБ РФ. Бюджетное кредитование
обусловлено обесцениванием финансовых ресурсов предприятий, изъятием из
денежного оборота прибыли, дефицитом инвестиционных ресурсов, ростом
задолженности.
Бюджетные ссуды выделяются на пополнение оборотных средств (закупка
сельскохозяйственной продукции в федеральные продовольственные фонды,
краткосрочная финансовая поддержка, обеспечение топливом и др.). Формируются
целевые фонды финансирования отдельных мероприятий на условиях бюджетного
кредитования. Бюджетные ссуды выдаются также на финансирование
государственных инвестиционных программ, формирование лизингового фонда, а
также предприятиям, осуществляющим структурную перестройку.
Федеральный бюджет утверждается с учетом критериев, обеспечивающих нормальное
денежное обращение в стране. Предельный размер дефицита бюджета
устанавливается в процентах к валовому внутреннему продукту. При этом на
покрытие дефицита бюджета мобилизуются антиинфляционные источники: внутреннее
финансирование, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг, а
также внешнее финансирование, т.е. исключается кредитование Правительства РФ
Центральным банком РФ, что было прежде питательной основой для инфляции.
В случае снижения поступлений в бюджет в сравнении с утвержденными в нем
размерами более чем на 10% правительство принимает решение о введении
секвестра (процента сокращения расходов) на утвержденные бюджетные расходы.
При секвестре ассигнования не сокращаются по защищенным статьям бюджетных
расходов.
Ограничение дефицита бюджета требует расширения его доходной части для
наращивания государственных инвестиций прежде всего за счет повышения
собираемости налогов.
Вводятся прямые ограничения на рост цен в отраслях-монополистах: на
энергоресурсы, транспортные тарифы. Поощряется заключение соглашений между
поставщиками и потребителями продукции о сдерживании роста цен.
Для связывания денежных доходов населения расширяется система государственных
ценных бумаг, ограничивается наличная денежная масса в обороте юридических
лиц, усиливается контроль за отнесением выплат по труду на себестоимость
продукции.
Проблема дефицита бюджета и государственного долга, в конечном счете, связана
с производством и занятостью рабочей силы. Увеличение государственных
расходов даже с помощью денежной эмиссии ведет к росту производства и спроса.
Поэтому для сбалансированности бюджета необходимо сократить либо потребление,
увеличив налоги, либо государственные расходы, урезав, например, социальные
программы, что ведет к сокращению занятости. Оба варианта грозят
общественными потрясениями.
В составе трехсторонней комиссии по тарифным соглашениям правительство ведет
диалог с предпринимателями о заключении договора между государством,
предпринимателями и профсоюзами, включающего установление определенной
зависимости между ростом производительности труда, заработной платы и цен.
Экономическая мысль Запада признает необходимость дефицитов для проведения
политики экономического роста, так как решение трудных проблем только
денежно-кредитными методами возможно в ограниченных рамках. Естественно,
предполагается, что в период высокой экономической активности дефицит
уменьшается и даже компенсируется положительным сальдо. При продуманной
общеэкономической стратегии, цивилизованном финансировании дефицита бюджета
он не ведет к спаду, инфляции, понижению уровня жизни. Об этом
свидетельствует, в частности, опыт США.
В США был принят закон об обязательном сбалансировании бюджета, который
дважды пересматривался. Сроки достижения сбалансированности переносились, но
закон так и не заработал. Попытка администрации президента Рейгана в начале
80-х гг. решить проблему спада монетарным способом не удалась, пришлось
использовать классическое кейнсианство.
Экономическая политика государства имеет различные формы и задачи. Одной из
ее составных частей является кредитно-денежная политика, которая
концентрирует свое внимание на достижении широких целей. Среди них —
стабильность занятости и цен, экономический рост и равновесие платежного
баланса. Это осуществляется через воздействие на такие характеристики рынка,
как денежная масса, процентные ставки и прочие. В изучении этой части
экономической политики необходимо выделить конечный эффект на достижение
поставленных целей при принятии тех или иных мер, что и рассматривается в
следующем материале.
Финансово-кредитная система государства
В доперестроечный период финансово-кредитная система являлась в основном
проводником принятых решений. В настоящее время формируется финансовый рынок
как сфера обращения (купли-продажи) денежных ресурсов, ценных бумаг,
иностранных валют. Он предоставляет субъектам предпринимательства
многовариантную возможность получения источников финансирования или выгодного
вложения временно свободных средств.
Банки, страховые организации и другие финансово-кредитные учреждения, а также
эмитенты оказывают финансовые услуги, привлекают и предоставляют на
коммерческой основе средства. Предприятия имеют возможность делать вклады в
банк на рублевые или валютные счета, на депозиты, приобретать или продавать
ценные бумаги и т.д. Каждое предприятие на основе глубокого изучения
конъюнктуры финансового рынка с учетом действующего законодательства по его
регулированию формирует оптимальный портфель финансовых вложений и
заимствований.
При выборе вариантов операций на финансовом рынке его субъектами учитываются
различия между ценами продаж и покупок, ставками привлечения и предоставления
кредитов, которые определяются как законами рынка, так и мерами
государственного регулирования в лице органов законодательной и
исполнительной власти РФ, Центрального банка России, а также органов
экономического управления в регионах.
По своей структуре финансовый рынок делится на несколько сегментов:
- рынок кредитов (денежных ресурсов национальной валюты);
- фондовый рынок (рынок ценных бумаг);
- валютный рынок.
Рынок кредитов (денежных ресурсов национальной валюты). Общие принципы
современной кредитной политики устанавливаются законодательством о банках и
банковской системе, указами Президента РФ. Непосредственно рынок кредитов
регулируется Центральным банком РФ, который определяет денежно-кредитную
политику, тогда как коммерческие банки призваны воплощать ее в жизнь.
Коммерческие банки независимы, но действуют в единой денежно-финансовой
системе и поэтому вынуждены подчиняться правилам регулирования и надзора,
установленным законодательством и ЦБ РФ. К нормам регулирования,
затрагивающим интересы клиентов коммерческих банков, относятся:
- - обязательное отчисление средств (в рублях и валюте) в резервный
фонд ЦБ;
- - получение кредитов под проценты из резервного фонда.
Все банки отчисляют средства в резервный фонд ЦБ. Из этого фонда в
критических ситуациях банки получают кредиты под проценты на уровне учетной
ставки. Нормы обязательных резервов составляют: по счетам до востребовании —
20%, по срочным обязательствам — 15%, по текущим валютным счетам — 2%.
Обязательные нормы резерва необходимы для обеспечения достаточной ликвидности
коммерческих банков, контроля банковской деятельности. Их размер зависит от
активности этих банков в области долгосрочного кредитования и степени
рискованности банковского кредитования. Наличие множества рисков невозврата
средств заставляет отбирать объекты для финансирования по результатам аудита
по жестким международным стандартам. Независимо от кредитополучателя, сроков,
гарантов инвестиции должны иметь высокие (до 100%) резервные покрытия,
обеспечиваться ликвидным залогом.
ЦБ осуществляет контроль за коммерческими банками и по другим направлениям:
накопление ими собственного капитала, усиление гарантийных обязательств,
обеспеченность кредитного портфеля, проведение операционных действий по
наличному и валютному обороту и т.д.
В чистом виде рынок кредитов представлен на межбанковском уровне и на уровне
взаимоотношений коммерческих банков с предприятиями и населением. ЦБ РФ
уходит от прямого целевого кредитования отраслей, заменяя этот способ
распределения централизованных кредитных ресурсов кредитными аукционами.
Центральный банк организует кредитный аукцион с объявлением минимальной
процентной ставки, а результаты аукциона позволяют фиксировать ее реальную
величину. Учетная ставка ЦБ влияет на динамику рыночных ставок, одновременно
и аукционные торги корректируют учетную ставку.1
В условиях рынка при осуществлении экономической политики выявляются
возможности воздействия на денежный рынок с целью его регулирования. Основой
для осуществления государственного регулирования денежного спроса и
предложения является банковская система. В России она представляет собой
двухуровневую систему с Центральным банком и коммерческими банками, которые
отбираются и лицензируются государственными органами. Это позволяет
государству проводить последовательную политику, воздействуя экономическими
методами на денежный спрос и предложение через банковскую систему.
В настоящее время в России самая высокая в мире процентная ставка по
кредитам, векселям и депозитам. Она устанавливается на уровне не более чем 5
процентных пунктов ниже межбанковской рыночной процентной ставки.
Величина процентной ставки влияет на стимулы получения коммерческими банками
ссуд. Учетная ставка должна быть относительно низкой и стабильной (колебания
не должны превышать 15—20% в год). В этом случае у банков и заемщиков
снижаются риски по кредитным операциям. Запаздывание с регулированием учетной
ставки увеличивает спрос на деньги, тормозит долгосрочное кредитование.
Банкам нельзя долгое время кредитовать под проценты, которые ниже темпа
инфляции, т.е. субсидировать экономику за свой счет.
Официальные данные о движении цен весьма ненадежны, поэтому о реальности
учетной ставки лучше судить, сопоставив ее с динамикой курса твердой валюты.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления устанавливают
предельные объемы эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти
соответствующего уровня.
Рынок ценных бумаг (РЦБ). Федеральным органом исполнительной власти по
проведению государственной политики в области РЦБ является Федеральная
комиссия по рынку ценных бумаг (Федеральная комиссия). Ее полномочия не
распространяются на эмиссию долговых обязательств Правительства РФ и ценных
бумаг субъектов РФ. Основные функции Федеральной комиссии:
- - разработка направлений развития рынка ценных бумаг;
- - утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии;
- - установление обязательных требований к ведению реестра;
-
- лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Подавляющую часть ценных бумаг составляют государственные долговые
обязательства, удостоверяющие отношения займа, должником которого выступает
государство (органы власти и управления). Так, государственные краткосрочные
облигации (ГКО) выпускаются в целях антиинфляционного финансирования расходов
бюджета. Оборот по ГКО намного превышает оборот по всем остальным ценным
бумагам вместе взятым. ГКО существуют в безбумажной электронной форме; срок
обращения 3, 6 и 12 месяцев. Цены на ГКО устанавливают в Минфине РФ,
продаются они по цене ниже номинала. Приобретают ГКО банки, страховые
компании, промышленные и др. предприятия. Аукционные торги могут идти
ежедневно. Коммерческие банки торгуют ГКО по лицензии ЦБ РФ и поддерживают
вторичный рынок этих бумаг. Для физических лиц минимальная сумма продажи ГКО
10-15 тыс. руб. Доход от ГКО обеспечивает разница между ценой продажи и
номиналом. Доход определяется по формуле:
где Д — доходность к погашению;
Н — номинал;
П — покупная цена;
т — количество дней до погашения;
С — ставка налога.
Торговля ГКО проводилось в г. Москве через дилеров межбанковской валютной
биржи. Территориальные отделения Центрального банка выполняли функции
финансовых брокеров, принимали заявки на покупку и продажу ГКО.
В последние годы государство все более активизирует политику на финансовом
рынке. Минфин РФ конструирует эмиссии разных видов ценных бумаг,
приспосабливаясь к меняющейся ситуации и удовлетворяя интересы инвесторов и
населения. Пока не сложился полноценный рынок корпоративных ценных бумаг
государственные ценные бумаги остаются вне конкуренции как по доходности, так
и по надежности сохранения заемного капитала.
Вексель сочетает свойства ценной бумаги, долгового обязательства и расчетного
средства. Он предполагает обоюдное согласие покупателя и продавца на отсрочку
платежа — продавец получает не деньги, а гарантию уплаты в будущем.
Нормативными актами вексель определяется как ценная бумага, удостоверяющая не
обусловленное обязательство векселедателя (плательщика) выплатить владельцу
векселя (векселедержателю) определенную сумму денег, как средство оформления
товарного кредита в виде отсрочки уплаты денег.
Интерес к векселю как средству кредитно-расчетных отношений повысился с
принятием Указа Президента РФ от 19 декабря 1993 г. № 1662 «Об улучшении
расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное
проведение».
Вексель не подвержен инфляции, векселей нельзя выпустить больше, чем надо. Он
обеспечен обязательствами векселедателя. Его сила также в установленном
законом порядке взыскания долга в случае отказа от платежа. При отсутствии
средств на счете должника кредитор, на которого приходится 30% и более
просроченных обязательств должника, приобретает право обратить сумму долга на
имущество должника, включая недвижимость.
Векселедержатель (владелец) простым векселем кредитует векселедателя
(плательщика), который выплачивает в определенный срок долг векселедержателю.
Переводным векселем векселедатель делает распоряжение третьему лицу (должнику
векселедателя) об уплате долга, т.е. платит не векселедатель, а третье лицо,
на которое переводит свое обязательство векселедатель. Обычно этим лицом
выступает банк, который путем акцепта принимает на себя обязательство
оплатить по векселю и взимает комиссионный процент. И простой, и переводной
векселя передаются из рук в руки с помощью индоссамента (специальной
передаточной надписи на обороте векселя).
Предприятие, выписывающее товарный вексель, обеспечивает его основными и
оборотными средствами. Векселя надежных предприятий обращаются как средство
платежа наравне с деньгами. Коммерческие банки, учитывая векселя промышленных
предприятий, обращают внимание на их обеспеченность, так как в противном
случае предоставленные ЦБ РФ кредиты придется возвращать коммерческому банку
за счет своих средств. Банки стремятся покупать векселя надежных предприятий.
Сроки действия товарных векселей единого образца дифференцируются в
зависимости от отраслевой принадлежности заемщика. Они являются основанием
для бесспорного взыскания задолженности по поставкам, обеспечения банковских
ссуд на оплату товарно-материальных ценностей. По истечению срока действия
векселя непогашенные обязательства предъявляются к безусловному взысканию со
счета должника в судебном порядке.
Разновидностью товарного векселя является коммерческий вексель, т.е.
обязательство должника-покупателя продукции перед кредитором-поставщиком. Он
используется для разрешения кризиса неплатежей. Ввиду низкой платежной
дисциплины товарные векселя не получили пока широкого распространения.
Банки не только учитывают векселя, выписанные физическими и юридическими
лицами, но и сами проводят эмиссию векселей, т.е. документов под внесенные на
депозит суммы. Банковский вексель удостоверяет то, что лицо внесло в банк
депозит, который он обязуется погасить при предъявлении в срок векселя.
Держатель банковского векселя имеет право требовать платежа не только от
векселедателя (банка), но и от любого лица, чья подпись есть на документе.
Предприятие, использующее банковский вексель, высвобождает денежные средства,
погашает взаимную задолженность, экономит время на расчетах по сравнению с
перечислением безналичных денег.
Банковский вексель обеспечен уставным капиталом банка и зарезервированными в
ЦБ РФ суммами. Однако сумма задолженности, которую банки должны погасить
своими векселями, обычно во много раз превышает финансовые активы банка. И
если все одновременно предъявят к оплате векселя, то у банка может
образоваться дебетовое сальдо.
Процентный вексель выписывается без указания срока действия, т.е.
оплачивается по предъявлению. Процентная ставка по векселю определяется
финансовым рынком и изменяется еженедельно. Вексель, выписываемый на дату,
является беспроцентным, или дисконтным (дисконт-скидка с номинала), так как
выписывается на большую сумму, чем за него платит покупатель.
Предприятие, выбирая стратегию участия в операциях на РЦБ, изучает финансовое
состояние эмитентов и других заемщиков (из каких источников они платят
проценты и возвращают долги и т.д.). По запросу предприятия как
потенциального инвестора эмитент обязан подготовить для него бизнес-справку.
Надежнее иметь дело с крупными банками, выпускающими ценные бумаги, так как у
них собственная защита средств дополняется обязательным резервированием части
привлеченных средств в Центральном банке.
Чтобы ориентироваться в кратко- и долгосрочных тенденциях РЦБ, нужно
проводить корреляционный анализ факторов, сопоставлять ставки
рефинансирования с текущими депозитными ставками, учитывать динамику курса
валют. Выигрывает на рынке ценных бумаг тот, кто умеет предвидеть ситуацию на
месяц вперед.
Валютный рынок. В настоящее время валютный рынок функционирует на основе
сложившихся принципов внутренней конвертируемости рубля. Юридические и
физические лица имеют право собственности на валютные ценности и могут
распоряжаться ими без ограничения сумм и форм расчетов. Свободный обмен
рублей на иностранную валюту распространяется только на российских лиц (не
допускается для иностранцев) и ограничивается текущими внешнеэкономическими
операциями (торговлей, краткосрочными кредитами, переводом прибылей по
инвестициям, денежными некоммерческими переводами), т.е. не включает
инвестиционную деятельность.
Обмен рублей на иностранную валюту в безналичной и наличной формах
осуществляется по негосударственным каналам (через уполномоченные банки,
обменные пункты, валютные биржи) по рыночным курсам. В качестве официального
курса ЦБ, который в обязательном порядке должен использоваться участниками
рыночного оборота в учетно-расчетных операциях, в том числе для налоговых
целей, до последнего времени применялись котировки Московской межбанковской
валютной биржи (ММВБ).
Международные расчеты (между российскими лицами и иностранцами) ведутся через
уполномоченные коммерческие банки в свободно конвертируемой валюте (при этом
50% экспортной выручки подлежат обязательной продаже за рубли). Расчеты в
рублях допускаются, но без каких-либо государственных гарантий.
Режим внутренней конвертируемости рубля сложился после либерализации торгово-
экономических и валютных связей России с внешним миром. В результате
государство утратило контроль за валютным оборотом, отдав его во власть
негосударственных структур. Действует, по существу, стихийный механизм
распределения и перераспределения иностранной валюты внутри страны.
Более того, официально отдается приоритет свободно конвертируемым валютам в
качестве платежных средств по внешнеэкономическим сделкам, не организована
система международных расчетов с использованием собственной валюты. А главное
заключается в том, что внутренняя конвертируемость, т.е. возможность
приобретения и распоряжения иностранной валютой при минимальном вмешательстве
государства, не приближает к внешней конвертируемости, которая способствовала
бы упорядочению связей экономики страны с мировым рынком. Идет процесс ухода
валюты с внутреннего рынка и оседания ее в заграничных банках.
Свободный доступ к более сильным валютам ведет к принижению роли национальной
денежной единицы, превращению рубля во второстепенную валюту.
С июля 1995 г. внутренний валютный рынок регулировался государством с помощью
установления условно-фиксированного курса рубля, т.е. валютного коридора, а
официальный его курс привязывался к курсу ММВБ. С 17 мая 1996 г. введен
механизм установления официального курса рубля на основе котировок ЦБ РФ,
исходя из соотношения спроса и предложения на иностранную валюту на
межбанковском и биржевом валютных рынках, динамики показателей инфляции и
платежного баланса, положения на международных рынках иностранных валют,
изменения величины государственных золотовалютных резервов. Ежедневно ЦБ РФ
объявляет курсы покупки и продажи долларов CUTA по своим операциям на
межбанковском и биржевом валютных рынках. При этом разница между этими
курсами не должна превышать 1,5%. На основе этих курсов ЦБ РФ осуществляет
валютно-обменные операции с банками, являющимися ведущими участниками
межбанковского валютного рынка. Официальный курс рубля к другим свободно
конвертируемым валютам и валютам основных внешних экономических партнеров
России устанавливается с учетом динамики их обменного курса к доллару США на
международных валютных рынках. Официальный курс рубля к прочим иностранным
валютам» международным счетным и временным денежным единицам устанавливается
ежемесячно с учетом динамики обменного курса этих валют к доллару США.
ЦБ РФ ограничивает колебания текущего обменного курса рубля на биржевом и
межбанковском валютных рынках установленными пределами.
Переход к установлению официального обменного курса рубля на базе ежедневных
котировок ЦБ РФ осуществляется в целях повышения стабильности валютного
рынка, защиты отечественных товаропроизводителей и сбережений населения.
Правительство РФ и ЦБ намерены обеспечивать возможность беспрепятственной
покупки и продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке и
поддерживать обменный курс рубля мерами бюджетной, денежно-кредитной и
валютной политики.
Одновременно предпринимаются меры по переходу к полной конвертируемости рубля
(Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 721 «О мерах по обеспечению перехода
к конвертируемости рубля»).
Для того чтобы рубль признавался на международных валютных рынках, необходимы
динамичный экономический рост, достаточные валютные резервы для осуществления
интервенции Центральным банком на валютных рынках, ограничения доступа к
иностранной валюте в наличной форме и др. условия. Опыт стран, обеспечивающих
полную конвертируемость, свидетельствует, что ей предшествует строгий
административный контроль за движением иностранных валют со стороны
государства: твердые фиксированные курсы, обязательная 100%-ная продажа
экспортных и иных валютных поступлений небольшому числу уполномоченных банков
и другие меры.
Рассмотрение экономической политики указывает на необходимость контроля за
финансовой и банковской системой страны, так как все экономические процессы,
с одной стороны, влияют на состояние этой системы, а с другой стороны, сами
находятся под ее влиянием благодаря значительной экономической мощи, как
правило, сосредоточенной в финансовых и банковских кругах. В этих условиях
обычно создается государственное учреждение — центральный банк — с уставом,
предоставляющим ему значительную независимость от правительства. Этот факт
призван оградить центральный банк от попыток использовать денежную эмиссию
для финансирования бюджетного дефицита. Изучение взаимоотношений
правительства и центрального банка основано на сопоставлении прав и функций
последнего с учетом того, что статус центрального банка значительно
варьируется в зависимости от рассматриваемой страны.
Налоговая система
Понятие налога и налоговой системы; исходные принципы построения налоговой
системы; функции и классификация налогов; организация налоговой службы
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с
хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном
порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе
с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного
устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В
современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов
государства. Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм
используется для экономического воздействия государства на общественное
производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического
прогресса. Первичным элементом налоговой системы является налог, который в
любом своем виде представляет собой платеж одного экономического субъекта
другому на основании существующих принципов и правил, если эти субъекты не
имеют непосредственного экономического взаимодействия.
[1]
Сущность налогов и принципы налогообложения
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности,
вырабатывает и осуществляет соответствующую политику — экономическую,
социальную, экологическую, демографическую и др. Регулирующая функция
государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно-финансового,
денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве
средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного
регулирования экономики.
Бюджетно-финансовая система включает отношения по поводу формирования и
использования финансовых ресурсов государства — бюджета и внебюджетных
фондов. Она призвана обеспечивать эффективное развитие экономики, реализацию
социальной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией»
бюджетно-финансовой системы являются налоги.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на
классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание
армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено экономически
выраженное существование государства», — справедливо подчеркивал К.Маркс.
Налоги, таким образом, — это порождение государства, и в этом своем качестве
они существовали и могут в принципе существовать вне товарно-денежных
отношений. К примеру, в некоторых докапиталистических общественных формах
главными доходами государства были различного рода натуральные поборы. Кроме
того, основная масса населения вынуждена была выполнять натуральные
повинности.
Государство устанавливало налоги в натуральном выражении с учетом
специализации того или иного хозяйства, местности. С расширением функций
феодального государства, образованием централизованных государств (абсолютных
монархий) возрастала роль налогов в формировании государственной казны, в
проведении протекционистской политики. В эпоху становления и развития
капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для
содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков
сырья и сбыта готовой продукции — казне нужны были дополнительные средства.
Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего
продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы
осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:
- -- работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные
блага и получающие определенный доход;
- - хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере
предпринимательства.
За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства,
аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах.
Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями
хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства — с другой,
по поводу формирования государственных финансов.
Налог выполняет две функции: экономического рычага, регулирующего соотношение
потенциалов экономических субъектов; формирования доходной части бюджета, без
которой теряется смысл всей экономической системы из-за нарушения цикличности
действия элементов структуры экономики.
Специфика налогообложения России субъектов Российской Федерации
Анализ производственного цикла на предприятии был бы не полным, если бы не
содержал описания макроусловий налогообложения. Для изучения экономической
среды в России необходимо выделить и проанализировать элементы налогообложения
в РФ с точки зрения использования на практике положений, заложенных в
законодательных документах. В этой связи необходимо более подробно остановиться
на общих сведениях налогообложения и, в частности, в России.
Роль налогов в формировании финансов государства
Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая
связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных
фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций -—
социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по
развитию фундаментальной науки и др. Как составная часть производственных
отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому
базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены
потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из
объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему,
совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе
страны.
Факторы социального и экономического порядка стимулируют обновление
производственных отношений в части налогов. Так, переход к рыночной системе
хозяйствования объективно потребовал от государства проведения коренной
перестройки налоговой системы и бюджетной политики. Формирование рынка труда,
его функционирование не могут быть эффективными без создания государственного
фонда содействия занятости. Такой фонд образуется за счет обязательных
отчислений хозяйствующих субъектов (работодателей) на стадии распределения
первичных доходов. Так же создается фонд обязательного медицинского
страхования. В этом проявляется диалектика взаимосвязей между экономическим
базисом и политической надстройкой.
В переходный период взаимовлияние экономики и бюджета выражается в усилении
инфляции при спаде производства либо в развитии экономики на дефляционной
основе и зависит от того, как организовано формирование доходной и расходной
частей бюджета.
Дефляция — это целенаправленное относительное сокращение избыточной денежной
массы, проводимое правительством путем увеличения налогов, повышения учетной
ставки, продажи государственных ценных бумаг и т.д.
Опыт бывших социалистических стран Европы, где реформирование экономики было
начато раньше, показал, что дефляционные меры, в основном, сводятся к
следующему.
Вводится жесткое законодательное ограничение объема бюджетного дефицита и
способов его погашения. Дефицит погашается выпуском государственных
привлекательных (с индексацией доходов на темпы инфляции) ценных бумаг,
продажей государственных прав на участие в капитале акционерных обществ,
доходами от приватизации и т.д. Использование кредитов Центрального банка
резко ограничивается и переводится на коммерческую основу.
Существенно перестраивается структура расходной части бюджета. В ней
повышается доля социальных выплат и снижается доля расходов хозяйственного
назначения. Прежде всего снижаются (на 70-80% и более) дотации убыточным
государственным предприятиям, вводится в действие механизм ликвидации или
оздоровления неплатежеспособных предприятий через процедуру банкротства.
Перестраивается и структура доходной части бюджета. Бремя налогов в
значительной мере переносится (например, в Венгрии реформой 1988—1990 гг.) со
сферы производства на сферу обращения и потребления. Этим стимулируется
расширение производства как исходной базы роста имущества и доходов, а
следовательно, и базы налогообложения, Возрастают неналоговые поступления
бюджета (от приватизации и сдачи в аренду госимущества, от операций на рынке
ценных бумаг и др.). Частично используются налоги прямой антиинфляционной
направленности (превышение определенного размера оплаты труда облагается
налогом, вводятся дополнительные платежи из доходов предприятий-монополистов,
устанавливается прогрессивное налогообложение личных доходов).
Таким образом, жесткая рестриктивная бюджетная политика в условиях
переходного периода становится объективной необходимостью. Без нее
стабилизации в экономике и финансах не добиться.
Причины инфляционных процессов в России состоят в увеличении прибыльности
предприятий при сокращении как объемов производства, так и реализации товаров
и услуг, монополизме производителя и отсутствии конкуренции, ликвидации
взаимозависимости между увеличением доходов и производительностью труда.
Последствия инфляционных процессов общеизвестны: эмиссия денег и их
обесценение, растущая дефицитность госбюджета, увеличение государственного
долга.
В числе причин инфляции особо следует указать на экономическое поведение
хозяйствующих субъектов, которые, ссылаясь на высокий уровень
налогообложения, идут на завышение цен (там, где это возможно) в целях
получения необходимой массы прибыли, сократившейся от очередного роста
налоговой ставки.
Увеличение доли налоговых отчислений от балансовой прибыли в основном
обусловлено ростом средней заработной платы, превышающим ее нормируемый не
облагаемый налогом уровень, выплатами ряда налогов и сборов, которые ранее
относились на себестоимость (налог на имущество, налог на рекламу и др.).
Налоговая емкость ВВП должна быть оптимальной: «золотая середина»
определяется на стадии бюджетного планирования (прогнозирования) исходя из
потребности государства в финансовых ресурсах и необходимости сохранения
(создания) системы эффективного функционирования экономики.
Заключение
Государство опосредованно или напрямую вмешивается во многие сектора рыночной
экономики. Минимально необходимые границы регулирования реального рынка
определяются организацией денежного обращения, производством общественных
товаров и устранения внешних эффектов.
Максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику
определяются перераспределением доходов, обеспечением некоторого уровня
занятости, противодействием монополизму и инфляции, развитием
фундаментальных исследований, проведением региональной политики, реализацией
национальных интересов в мировой экономике.
Государство выполняет свои функции, применяя экономические и
административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны.
Существуют области, где применение административных методов эффективно и не
противоречит рыночному механизму.
Предоставляемые государством общественные товары призваны удовлетворять
коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и
которые в связи с этим не может произвести рынок. Общественные товары
связывают с одной стороны, коллективные потребности, с другой - налоговую и
бюджетную политику государства.
Для производства общественных товаров государство осуществляет
налогообложение, которое в соответствии с критерием Виксселля должно
формироваться по прогрессивной шкале. Структура бюджетных расходов должна
соответствовать структуре спроса на общественные товары.
В некоторых ситуациях рыночный механизм не может автоматически обеспечить
равновесие из-за внешних эффектов, возникающих в процессах рыночного
производства и потребления. Государство вмешивается в экономику и
обеспечивает псевдорыночное равновесие. Через специальный налог (налог Пигу)
оно осуществляет перераспределение доходов в пользу тех, кто несет не
учтенный рынком ущерб. Государство вмешивается в ценообразование, чтобы цена
на товары и услуги учитывали внешние эффекты.
Выход государства за отчерченные максимальные границы делает необходимым
разгосударствление экономики. Проблема особенно актуальна для стран,
переходящих от тотального огосударствления экономики к рынку. Хорошо
зарекомендовали себя такие способы разгосударствления, как приватизация
собственности, либерализация рынков, оздоровление государственного сектора,
создание смешанных предприятий.
Одним из важнейших преимуществ приватизации является антиинфляционный эффект.
Для успешного проведения приватизации необходимо выполнение ряда условий.
Список литературы
1. ВИДЯПИНА В.И., БАКАЛАВР ЭКОНОМИКИ (Хрестоматия) Т.2. электронная
версия lib.vvsu.ru/books, 2002 г.
2. Курс экономики. Учебник для ВУЗов. Издательство «Факел». Москва 1997.
3. Макконнелл К. Брю С. Экономикс Том 1.
4. Петров В.А. Основные направления бюджетной политики до 2001 года –
Финансы. 1998 г. №5.
5. Фишер С. и др. Экономика. Гл. 4.
6. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов.
Под редакцией кандидата экономических наук, доцента А.С.Булатова.
Издательство БЕК. Москва 1995 г.
[1] Вопросы налогообложения
рассматриваются на материале учебного пособия «Налоги» (под ред. Черника Д.Г. —
3-е изд. — М.: Финансы и статистика, 1997).
|
|
|
|
|