РУБРИКИ

Курсовая: Конвертируемость российской национальной валюты

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Конвертируемость российской национальной валюты

Источник: Россия в цифрах. - 1997. Завышенный валютный курс часто приводит к дефициту платежного ббаланса аланса по текущим операциям. Постоянный дефицит приводит к неконвертируемости по мере истощения резервов иностранной валюты. Для нашей страны это опять же несущественно важно, т.к. российский экспорт всегда превосходил импорт. К сожалению, его структура оставляет желать лучшего, но торговое сальдо в России всегда было положительным. Что касается цен, то после отмены диктаторской государственной ценовой политики, потребительская стоимость большинства товаров и услуг стала зависеть от рыночной ситуации. На протяжении последних лет российские цены приближаются к мировым эквивалентам. Товарная неконвертируемость, являющаяся основной причиной плохой обратимости российской национальной валюты, означает, что только относительно небольшой ассортимент товаров, услуг и имущества свободно покупается нерезидентами. Низкое качество и неразнообразие большей части российской продукции, являющиеся следствием административно-планового ведения хозяйства на протяжении 70 лет, сводит к нулю конкурентоспособность этой продукции на мировом рынке, несмотря на дешевизну российской рабочей силы. А ведь именно способность свободно переводить деньги в широкий ассортимент товаров и имущества является основным фактором, делающим западные валюты конвертируемыми. Так, на фоне более чем очевидного спада промышленного производства, нестабильности финансовой системы одномоментный переход к “конвертируемому” рублю стал причиной еще большего усугубления экономического положения в стране.

Негативные последствия введения режима “внутренней конвертируемости”

Хотя судя по внешним признакам, российские предприятия и граждане могут теперь менять свои отечественные деньги на иностранную валюту также свободно, как это делают резиденты, скажем, в Бельгии, Швеции, Австралии или в Сингапуре. Что же касается обмена наличных банкнот, то такого либерального режима вообще нет нигде в мире. Если ограничить понимание конвертируемости той или иной степенью свободы обмена одной денежной единицы на другую, то все как будто бы правильно: механизм внутренней конвертируемости так или иначе действует; благодаря ему иностранная валюта стала более доступной для предприятий и граждан России, что сделало ограниченно “конвертируемый” рубль по сравнению с советским гораздо предпочтительней с этой точки зрения. Но если посмотреть на дело глубже, если видеть в обратимости не просто факт обмениваемости денег как таковой, а подлинную конвертаб ие льность, т.е. проявление особого свойства национальной валюты, позволяющего полноправно и полнокровно участвовать в международном разделении труда, то напрашиваются иные оценки происходящего в России - более нелицеприятные и дистанирующиеся от оптимистических ожиданий Правительства. Привычка радикалов-реформаторов идти “своим путем” в полной мере сказалась и на эксперименте с “внутренней конвертируемостью”. Во всем мире достижение обратимости валюты означало максимально возможное укрепление позиций и авторитета национальной денежной единицы внутри страны и за рубежом - на основе валютно-финансовой стабильности, относительной сбалансированности внутренних и внешних факторов производства, динамичного экономического роста. “Внутренняя конвертируемость” по-российски - это вовсе не особое, приобретенное с годами и экономически обусловленное свойство национальной валюты свободно и с минимальными издержками превращаться в равнокачественные денежные единицы других стран. Это, скорее, способ и возможность приобрести иностранную валюту и распорядиться ею без участия государства. Механизм “В внутренней конвертируемости” не только откры ваетл доступ к иностранным валютам, но и поощрили поощряет их использование для международных платежей, что неизбежно привело СКВ, и прежде всего доллар, в центр валютно-платежного устройства России. Что же касается собственной национальной валюты, то повышением ее роли и международного авторитета намеренно или по недомыслию пренебрега лиют, о чем говорят следующие обстоятельства. Во-первых, в базовом российском Законе “О валютном регулировании и валютном контроле” вообще нет ни слова об использовании рубля в качестве средства платежа по внешнеэкономическим операциям. Во-вторых, российские власти упорно уход илият от того, чтобы взять на государственный уровень организацию системы международных расчетов с использованием собственной национальной валюты ответственность ответсвенность за их осуществление, переключ аяив эту работу на страх и риск коммерческого банковского звена. Ничтожный эффект подобной ориентации был очевиден: деградирующий рубль не мо жетг выйти на международную арену без специальной государственной поддержки. В-третьих, откровенно против международного авторитета рубля “работа лает” официальная курсовая политика. Отказ правительства и Центрального банка Российской Федерации от обещанного установления регулируемого фиксированного курса, бездумное подражание западной практике практитке “плавающих” котировок - все это имело своим конечным итогом более чем тысячекратное падение рубля относительно доллара, что послужило, особенно на начальном этапе, мощным стимулом инфляционного взлета цен внутри страны. Это отбросило рубль в число самых второстепенных валют. По прошествии ряда летлеи отчетливо проявились положительные результаты использования регулир уова емого фиксированного курса в некоторых странах переходного периода. Речь идет о Чехии, Словакии, государствах Балтии, где степень инфляции оказалась во много раз ниже, чем в России и других пост-социалистических странах с “плавающими” курсами. В-четвертых, существующий порядок распоряжения валютной выручкой также не помогает укреплению позиций рубля. При относительно небольшом спросе на российскую валюту со стороны иностранцев В практически полном отсутсвии внешней конвертируемости, когда совершенно нет спроса на национальную валюту со стороны иностранцев, чрезвычайно чрезвычайно актуально стимулирование такого такого спроса со стороны резидентов. Как показывает мировой опыт, нужный эффект достигается, среди прочего, установлением обязательной продажи всехвсх поступлений в иностранной валюте в обмен на местные деньги с соответствующим соответсвующим поддерживающим воздействием вохдействием этого постоянного фактора на их валютный курс. В России уже несколько лет обещают ввести такое регулирование, однако, пока экспортеры обязаны продавать всего 50% выручки в СКВ на внутреннем валютном рынке. По официальной версии, “внутренняя конвертируемость”, должна была, среди прочего, обеспечить открытость национальной экономики перед благотворным влиянием интернационального мирового рынка. В действительности дело обернулось односторонней и беспрецедентной бесприцендентной перекачкой колоссальных коллосальных валютных средств за рубеж через частные коммерческо-банковские каналы, что нанесло стране невосполнимый ущерб. По самым скромным подсчетам заграничные активы российских коммерческих банков составляют не менее мение 20 млрд. долларов, что превышает текущие официальные валютные резервы Российской Федерации. График 2 Динамика иностранных активов коммерческих банков ($ млрд.) Источник: “Экономика и жизнь.” - 1997. - №21. Механизм “внутренней конвертируемости” требует постоянного притока иностранных платежных средств для продажи за рубли, однако способы, с помощью которых обеспечивается возможность получения СКВ на российском валютном рынке, никак не отвечает принципам здоровой сдоровой и независимой национальной экономики. В обстановке глубокого структурного экономического кризиса поддержание “внутренней конвертируемости” достигается очень дорогой ценой - ценой международного банкротства России, фактически отказавшейся платитьплатиь по своим валютным долгам продолжающей нарушать текущие текущии платежные обязательства, ценой усиления унизительной долговой зависимости от западных держав и международных организаций, расчетливо и дозировано дозированно кредитующих Россию, исходя из далеко идущих собственных интересов.

Действия Правительства Российской Федерации, направленные на достижение внешней обратимости рубля.

Несмотря на очевидность отрицательных последствий “внутренней конвертируемости” рубля для российской экономики, Правительство Российской Федерации с 1 июня 1996 г. приняло на себя обязательства, налагаемые на страны-члены МВФ статьей VIII, согласно которым рубль становится свободно конвертируемой валютой. Согласно этим обязательствам Российская Федерация не может вводить ограничения на платежи и переводы переводч по текущим операциям, практиковать использование множественных валютных курсов или дискриминационные правила валютного регулирования. А в соответствии соответсвии с пунктом 4 этой статьи Центральный Банк Российской Федерации принимает на себя обязательства выкупать рублевые остатки, имеющиеся у других стран-членов МВФ. Выкуп может осуществлят ься либо в СДР, либо в валюте страны, его запросившей. Инструкцией Центрального банка Российской Федерации №16 “О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации” был создан механизм свободной репатриации рублевых средств, полученных нерезидентами при проведении текущих операций. В соответствии соответсвии с этой инструкцией банки и предприятия-нерезиденты впервые получили возможность конвертировать в иностранную валюту находящиеся на их рублевых счетах средства без применения замысловатых схем с использованием фиктивных договоров. Снятие ограничений на конвертируемость рублевых средств нерезидентами в условиях относительной стабильности национальной валюты не привело к массовому оттоку валюты за рубеж как ввиду незначительности объемов этих средств, так по причине простого перераспределения каналов конвертируемости от теневых к открытым. Возможность без проблем репатриировать свою рублевую выручку инициировала более активное открытие нерезидентами счетов в России. Одновременно значительно увеличился оборот средств, проходящих по этим счетам, т.е. у нерезидентов появилась серьезная заинтересованность в работе с рублями. Эту тенденцию можно проиллюстрировать на примере корреспондентских счетов банков- нерезидентов и текущих счетов фирм-нерезидентов, открытых в банках Санкт- Петербурга. Таблица 5 Остаток средств (млн. руб.)
1 января 1996 г.1 января 1997 г.
Банки18 84881 260
Фирмы11 80019 973
Источник: Деньги и кредит, 1998, №1 Работа с рублевыми счетами дает возможность нерезидентам избегать процедур валютного контроля и необходимости получения лицензий Центрального банка Российской Федерации по операциям, вольно или невольно попавших в категорию капитальных. Учитывая приведенные преимущества, можно прогнозировать постепенное увеличение доли рублевых расчетов по внешнеторговым операциям. Новым импульсом в развитии таких расчетов могла бы стать отмена требования о наличии филиала или представительства на территории России для открытия счета типа “Т”. Банки-нерезиденты могут осуществлять покупку иностранной валюты вне зависимости от рода сделки, для выполнения которой на его рублевый корсчет поступили рубли. Но есть один немаловажный нюанс: банк-нерезидент имеет возможность купить свою национальную валюту у любого уполномоченного банка, ведущего его рублевый счет; другую иностранную валюту (по умолчанию СКВ) фактически - только у банка, имеющего генеральную лицензию Центрального банка Российской Федерации, т.е. канал конвертирования и перевода за рубеж СКВ на практике ограничен наиболее сильными и квалифицированными банками. Присоединение России к VIII статье МВФ позволило нашей стране получить достаточно неплохой международный кредитный рейтинг. Ведущие мировые агентства агенства признали условия для деятельности нерезидентов на территории Российской Федерации, соответствующими соответсвующими основным требованиям международных финансовых организаций и соглашений. После соглашений.После этого иностранные инвесторы стали пересматривать свои позиции в сторону увеличения доли средств, направляемых на российский рынок. Достаточно красноречиво это подтверждается объемами вложений нерезидентов в российские государственные и корпоративные бумаги в III квартале 1997 года (по разным оценкам не менее 30 и 50% суммарной капитализации рынка соответственно соответсвенно).Однако, как показал опыт мирового финансового кризиса конца 1997 г. , иностранные деньги весьма нестабильная “субстанция”. Краткосрочные спекулятивные средства быстро приходят в страну, но при малейшей нестабильности еще быстрее убегают, вызывая “цепную реакцию” и среди отечественных инвесторов. Поскольку кризисы различного масштаба цикличны и финансовые потери для государства при этом практически неизбежны, на первый план выходит проблема поиска эффективного набора экстренных мер, позволяющих минимизировать негативные последствия кризиса. В 1997 г. д енежно-кредитная политика Центрального банка России была направлена на сдерживание резких колебаний курса национальной валюты. Это спо собствовало сни жению инфляционных ожиданий и давало возможность участникам внешнеэкономической деятельности формировать усто йчивые целевые ориентиры. В результате официальный курс рубля к доллару на конец года составил 5960 руб./$ и находился в рамках установленног о Банком России валютного коридора. Еще одним аспектом развития позитивных процессов в отношении обратимо сти российской валюты стало укрепление авторитета страны в мировом сообществе. В этом контексте нельзя не отметить значение состоявшегося в сентябре 1997 г. Приема России в Парижский клуб стран-кредиторов в качестве полноправного члена. Это должно оказать позитивное воздействие на дальнейшую интеграцию России в международную валютно-финансовую систему, повышение эффективности использования российских внеш них финансовых активов.

Деноминация и обратимость

Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 г. “Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен” была объявлена грядущая в 1998 году деноминация. Решение Правительства с 1 января 1998 года убрать три нуля с российских банкнот аргументировалось следующим: “Деноминация воздействует на оценки людей. [ВБ1] Полновесный рубль должен укрепить доверие к нашей национальной валюте. Деноминация сделает простым и понятным соотношение с мировыми ценами, удобным для обращения масштаб цен как для населения, так и для экономики в целом. Конвертируемый россий ский рубль станет полноценной валютой. Появится заинтересованность в зарабатывании денежных средств ради того, чтобы приобрести состояние именно в рублях...” 1 .[1] “Деноминация [ВБ2] - не чисто технический акт. Она связана с макроэкономическими изменениями в стране, в частности с укреплением нацио нальной валюты...” [2] 2 . С другой стороны, большинство независимых экспертов не придают особого значения решению Правительства уменьшить нарицательную стоимость российской денежной единицы в 1000 раз. “В мировой истории [ВБ3] деноминация - дело нередкое и в подавляющем большинстве мало примечательное. Только в после Второй Мировой войны в мире было проведено свыше 600 подобных мероприятий... В но армальной экономике деноминация - чисто техническое и скучное мероприятие..” [3]

Альтернативный проект конвертируемой российской валюты

Что же ожидает российскую валюту в ее дальнейшем движении к подлинной обратимости и что надо делать, чтобы это движение привело к желаемым результатам? В настоящее время существует несколько альтернативных проектов и теоретических теоритических наработок по созданию престижной конвертируемой валюты Российской Федерации. Одним из них является предложение ввести параллельную валюту типа знаменитого “червонца”, который во времена Н Э ЕПа сумел нормализовать финансовый оборот в Советской России; и создать двойную экономическую и финансовую систему. Подобная новая валюта будет являться своеобразным мостом, связывающим рубль с конвертируемыми валютами. Элементами моста, ведущего к рублю, будут условия, по которым можно провести конверсию рубля в “червонцы”. Та часть моста, которая свяжет новые деньги с конвертируемыми валютами, будет основываться на подлинной конвертируемости “червонца”. Предлагаемые деньги большей частью предназначены для внешнеторговых сделок, чем для хождения на внутреннем рынке страны. Конкурентоспособность новых “червонцев” будет обеспечиваться на первых порах золотовалютным стандартом. В дальнейшем предполагается его отмена и полный допуск новой валюты во внутренний рынок России. Но, по мнению большинства экономистов, подобный путь достижения конвертируемости ни к чему не приведет, так как обеспечение обратимости такой валюты требует создания тех же предпосылок, что и в отношении обычного рубля. Если эти предпосылки будут постепенно складываться, то не будет необходимости в лишнем искусственном звене. В противном протином случае введение параллельной валюты может лишь окончательно запутать и парализовать систему расчетов. Кроме того, в условиях общепринятой демонетизации золота во всем мире и запрета фиксировать стоимость валюты по отношению к золоту в соответствии соответсвии с уставом МВФ любая идея золотого стандарта толкает нас на еще большую изоляцию от мирового сообщества, е шще большую несовместимость нашего денежно-кредитного и валютного механизма с остальным миром.

Тенденции к ужесточению валютной политики

Несмотря на стремление Правительства как можно сильнее либ е и рализировать валютные отношения в России большинство экономистов считают ужесточение валютного политики необходимым на сегодняшний момент условием. При этом речь идет не о возврате к государств енной валютной монополии, а об установлении на месте с трудом управляемого валютного рынка, оп ираю щегося на современный режим “ конвертируемости ”, разумной взвешенной системы государственных валютных ограничений, к которым прибегали и продолжают прибегать д ругие страны при кризисных и чрезвычайных обострениях экономической ситуации . Конкретные предлагаемые сторонниками усиления валютного контроля меры заключаются в следующем: совершенствовани е и ужесточение работы валютных бирж с целью ограничения размеров спекулятивных сделок; изменение курсовой политики (постепенный переход к фиксированному курсу рубля); серьезная активизация контрольных функций Центрального банка, с тем чтобы на всех уровнях четко отслеживалась грань между текущими валютными операциями и операциями капитального характера; установлени е обязательного 100-процентного обмена валютных поступлений на рубли, причем с таким расчетом, чтобы максимальная доля обмениваемой валюты сосредотачивалась в Центральном банке; вытеснение доллара из экономического и денежного оборота внутри страны; организация на государственном уровне упорядоченного использования ру бля как средства международных расчетов и платежей, начиная со стран ближнего зарубежья. 1

Перспективы конвертируемости российской национальной валюты.

Но похоже П равительство Российской Федерации пока не собирается при слушиваться к подобным вполне обоснованным предложениям продолжая ид ти по пути либирализации либерализации валютных отношений. Но как долго сможет Росси йская финансовая система поддерживать действующий режим практически свободного обмена рублевых средств на иностранные валюты? Сей час это полностью зависит от поступления валютных средств в Центральный банк Российской Федерации . Пока еще удается поддерживать золото -валютные золотовалютные резервы на определенном уровне. График 3 Золото -валютные Золотовалютные резервы Центрального банка Российской Федерации на протяжении 1997 - 1998 гг . Курсовая: Конвертируемость российской национальной валюты Источник: Финансовая газета. 1998 г. №16 Пополнение валютных резервов России напрямую зависит от внешнето ргового баланса Российской Федерации. В условиях либирализации либерализации торговых отношений с заграницей за пореформенные годы российский экспорт всегда превышал импорт. Внешнеторговое сальдо постоянно оставалось положительным, что способств ова ло притоку иностранной валюты в страну. Таблица 6 Внешнеэкономические отношения Российской Федерации.

1992

1993

1994

1995

1996

1997

Внешнеторговый оборот млрд. $

96,6

103,3

118,6

142,2

149,9

153,5

Экспорт млрд. $

53,6

59,6

68,1

81,3

88,4

86,6

Импорт млрд. $

43,0

44,3

50,5

60,9

61,5

66,9

Внешнеторговое сальдо млрд. $

+10,6

+15,3

+17,6

+20,4

+26,9

+19,7

Источник: Россия в цифрах.(краткий статистический сборник) 1997. Но структурой экспорта Россия напоминает большинство слаборазвитых государств, влачащих жалкое существование в основном за счет перекачки сырьевых ресурсов за рубеж: Структура российского экспорта за 1996 г.(в %)1 Дальнее зарубежье Курсовая: Конвертируемость российской национальной валюты Ближнее зарубежье Курсовая: Конвертируемость российской национальной валюты Но долго так продолжаться может! Природные ресурсы не бесконечны, и при сегодняшнем неограниченном вывозе их за пределы Российской Федерации будущие поколения могут остаться ни с чем. Экстенсивное расширение добычи полезных ископаемых и увеличение их экспорта приводит к постепенному снижению цен на эти ресурсы. Подобная ситуация стала причиной падения цен на нефть больше, чем на 30% (с $140/тон. до $90/тон.), что в свою очередь стало причиной снижения в 1997 г. стоимостного выражения российского экспорта на 2% по отношению к 1996 г., хотя добыча нефти продолжает расти. В результате политики Правительства, направленной на стабилизацию финансовых отношений и на сокращение темпов инфляции, появились тенденции снижения российского экспорта и повышения импорта товаров и услуг. График 4 Тенденции развития внешней торговли России (млрд. $) В результате подавления завышенности курса доллара стало менее выгодно экспортировать из России , и, напротив, импорт ста л связан с меньшими затратами. Все это неизбежно привело к снижению за 1997 г. внешнеторгового саль до на 6,8 млрд. долларов. При сохранении подобной тенденции конвертируемость рубля обречена на неминуемую гибель в ближайшем будущем. Не которые американские эксперты считают, что при нынешнем сложении ситуации о братимость российской валюты потерпит абсолютный крах уже в середине 1998 года. Хотя по данным Центрального банка в течении марта его валютные резервы пополнились на $600 млн. Но в любом случае, для достижения подлинной конверти руемости российской валюты необходимо менять структуру экспорта. А это во зможно только в условиях развивающегося на рыночной основе производства. К сожалению, российская промышленность сейчас далеко не в лучшем состоянии : Таблица 7 Валовой национальный продукт на протяжении пореформенных лет. (в % к пред. году)

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

ВНП

85,5

91,3

87,3

97,4

95,2

100,4

100-102

Источник: Россия в цифрах. - 1997, “Деньги и кредит” - 1998. - №1.

Заключение

Если, как утверждает Правительство Российской Федерации, этот год все же стан ет переломным для российской экономики, и нам удастся достичь реального, стабильного роста производства, то российский рубль вполне способен стать действительно конвертируемой денежной единицей , занять достойное место среди валют мирового значения , и приносить российской экономике все те выгоды, о которых говорилось в самом начале этой работы. Но в данный момент обратимость валюты Российской Федерации связана с огромными издержками для Центрального банка и не оказывает того положительного влияния на национальную экономик у, кот ор ое планировалось при ее утверждении.

Приложения

Некоторые понятия, используемые в данной работе

1. Валюта Российской Федерации: a) находящиеся в обращении рубли в виде банковских билетов Центрального банка РФ и монеты; b) средства в рублях на счетах банков и других учреждений РФ; c) средства в рублях на счетах банков и других учреждений за пределами РФ на основании соглашения, заключаемых правительст вом РФ и Центральным банком РФ с соответствующими органами иностранного государства об использованияи на территории данного государства валюты РФ в качестве законного платежного средств а. 2. Ценные бумаги в валюте РФ: a) платежные документы ( чеки, векселя и т.д. ), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства в рублях. 3. Иностранные ценности : a) Иностранная валюта; b) ценные бумаги в иностранной валюте; c) драгоценные металлы (Au, Ag, Pl); d) природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды и т.д. 4. Резиденты: a) физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ ; b) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ , с местонахождением в РФ; c) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местона хождением в РФ; d) дипломатические и иные официальные представительства РФ, наход ящиеся за пределами Российской Федерации; e) находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резиден тов, указанных в пунктах “b ” и “c” . 5. Нерезиденты: a) физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ; b) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств , с местонахождением за пределами РФ; c) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ; d) находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства , а также международные организации, их филиалы и представительства ; e) находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов, указанных в пунктах “b” и “c”. 6. Валютные операции: a) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте; b) ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей; c) осуществление международных денежных переводов. 7. Текущие валютные операции: a) пере воды в РФ и из РФ для осуществления расчетов без отрочки платежа по экспроту и импорту товаров, работ и услуг, а также ждя осуществления расчетов, связанных с кредитованием экпортно-импортных операций на срок на более 180 дней; b) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; c) переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов повк ладам, инвистициям, кредитам и прочим операциям, связанны м с движением капитала; d) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции. 8. Валютные операции, связанные с движением капитала: a) прямые инвестиции, то есть вложение в уставной капитал предприяти я с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием; b) портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг; c) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и ин ое имущество, включая землю и ее недра, относимое к его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на не движимость;предоставление и получение отсрочки платежа на срок 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг; d) предоставление и получение кредитов на срок более 180 дней; e) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями. 9. Уполномоченные банки банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии Центрального банка Российской Федерации на проведение валютны х операции. [4]

Список литературы

1) Белова Т.А. - Текущие валютные счета организаций - М. - Консалтбанкир - 1995. 2) Борисов С.М. - Азбука обратимости или что надо знать о конвертируемости валют . - М. - Финансы и статистика - 1991. 3) Борисов С.М. - Рубль: золотой, червонный, советский, российский... Пр облема конвертируемости. - М. - Инфра-М - 1997. 4) Бункина М.К. - Деньги, банки, валюта. - М. - АО”ДИС” - 1994. 5) Валовая Т.Д. - Валютный курс и его колебания - М. - Финстатинформ - 1995. 6) Внешнеэкономический бизнес в России - Справочник - М. - Республика - 1997. 7) Дадашев А.З. - Финансовая система России. - М. - Инфра-М - 1997. 8) Как сделать рубль конвертируемым? (По материалам международног о конкурса на лучшую работу по конвертируемости рубля (Москва-Вашингтон, август 1989 - май 1990г.) ) - М. - Финансы и статистика - 1990. 9) Коровкин В.В. - Оформление валютных операции - М. - ПРИОР - 1995. 10)Носкова И.Я. - Финансовые и валютные операции. - М. - Консалтбанкир - 1996. 11)Россия в цифрах - Краткий статистический сборник - М. - Издательский центр Гос комстата России - 1997. 12)Салуцкий А. - Загадка “черного вторника” - М. - ВетеранМП - 1995. 13)Финансовая стабилизация в России . - под ред. Илларионова А.Н. - М. - Прогресс академия - 1995. 14)Финансы в России - Статистический сборник - М. - Госкомстат России - 1996. ллроллллоооооооооооооллллдддддддддалорпалооорррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррр Российский экономический журнал - 1998 - № 15)Алмазова Ольга - Конвертировать любой ценой? - Экономика и жизнь - 1996 - №26. 16)Баранова Т.М., Буданова Д.А. - О рег улировании операций нерезидентов на российском финансовом рынке . - День ьги и кредит - №№43,44,46 - 1998 - №1 7. 17) Борисов С.М. - Конвертируемый рубль ? - Деньги и кредит - №6 - 1995 , - №5 1 - 1998 . 18) Глазьев С., Маневич В. - Социально-экон омическая эволюция России: об итогах-97 и сценариях ближайшего. - Российский экономический журнал МЭ и МО - №1 - 1998. - 1998 - №1. 19) Миклашевская Н. - Платежный баланс - Российский экономический журнал - №1 - 1997, Мировая экономика и международные отношения - №1 - 1998 - №1 . 20)Основные тенденции развития экономики России : итоги 1997 и прогнозы на 1998 . Финансы - - Деньги и кредит - №6 - 199 58 - №1 . 20) Финансовая Россия - 10.96. Шагалов Г., Маневич В., Перламутров В. - Переход к внешней конвертируемости рубля. - Российский экономический журнал - 1997 - № 1. 20) Экономика и жизнь - №26 - 1996, - 1997 -1998. 1 Ïåðåâîäíîé ðóáëü - ïåðâàÿ íàäíàöèîíàëüíàÿ âàëþòà, ñîçäàííàÿ íà äîã о âîðåííîé îñíîâå êîëëåêòèâíîé âîëåé ãîñóäàðñòâ-ó÷àñòíèêîâ ÑÝ äëÿ îñóùåñòâëåíèÿ ìåæäóíàðîäíûõ ïëàòåæåé è ðàñ÷åòîâ ìåæäó ýòèìè ãîñóäàðñòâàìè. Ïåðåâîäíîé ðóáëü äåéñòâîâàë ñ 1964 ïî 1990 ãîä. Çà ýòî âðåìÿ îáùèé îáúåì âíåøíåýêîíîìè÷åñêèõ ñäåëîê, îïëà÷åííûõ ýòîé âàëþòîé, ñîñòàâèë ñâûøå 4,5 òðëí. ïåðåâîäíûõ ðóáëåé ( 6,25 òðëí. äîëëàðîâ). Ïåðåâîäíîé ðóáëü çàïðåùàëîñü èñïîëüçîâàòü âî âíóòðåííåì îáîðîòå. Ïåðåâîäíîé ðóáëü áûë âàëþòîé öåí, ïëàòåæà è äîëãà. Ýìèòèðîâàëñÿ êîëëåêòèâíûì áàíêîâñêèì ó÷ðåæäåíèåì - Ìåæäóíàðîäíûì áàíêîì ýêîíîìè÷åñêîãî ñîòðóäíè÷åñòâà. 1 ÑÄÐ (ñïåöèàëüíûå ïðàâà çàèìñòâîâàíèÿ) - ìåæäóíàðîäíûå ðåçåðâíûå ñðåäñòâà, ñîçäàííûå ÌÂÔ â 1969 ã. íà îñíîâå ìåæãîñóäàðñòâåííîé äîãîâîðåííîñòè êàê èñòî÷íèê äîïîëíèòåëüíîé ëèêâèäíîñòè. ÑÄÐ ÿâëÿåòñÿ ïðèíîñÿùèìè äîõîä àêòèâàìè, ðàñïðåäåëåííûìè ÌÂÔ ìåæäó âñåìè ãîñóäàðñòâàìè-÷ëåíàìè ïðîïîðöèîíàëüíî èõ êâîòàì. Ñòîèìîñòü ÑÄÐ îïðåäåëÿåòñÿ ïîêàçàòåëÿìè “êîðçèíû” 5 ãëàâíûõ âàëþò: äîëëàðà, íåìåöêîé ìàðêè, ÿïîíñêîé èåíû, ôðàíöóçñêîãî ôðàíêà è àíãëèéñêîãî ôóíòà ñòåðëèíãîâ. 1 Ñ ïðåêðàùåíåèì прекращением â êîíöå 1991 ã. äåÿòåëüíîñòè âàëþòíîé áèðæè êàê îáùåñîþçíîãî ãîñóäàðñòâåííîãî èíñòèòóòà . 9.01.92 áûëà ó÷ðåæäåíà Ìîñêîâñêàÿ ìåæáàíêîâñêàÿ âàëþòíàÿ áèðæà(ÌÌÂÁ), îðãàíèçîâàííàÿ êàê ñàìîñòîÿòåëüíîå àêöèîíåðíîå îáùåñòâî çàêðûòîãî òèïà, àêöèîíåðîì êîòîðîãî â ÷èñëå ïðî÷èõ ÿâëÿåòñÿ Öåíòðàëüíûé áàíê Ðîññèè. ÌÌÂÁ ïîëó÷àåò êîììèñèîííû å комиссионные â äîëëàðàõ â ðàçìåðå 0.1% îò ÷èñòîé ñòîèìîñòè ïîêóïîê ðó áëåé. Öåíòðàëüíûé áàíê Ðîññèè ó÷àñòâóåò â ðàáîòå ÌÌÂÁ â îñíîâíîì êàê ïðîäàâåö äîëëàðîâ, ïðåñëåäóÿ öåëü ñãëàäèòü êðàòêîñðî÷íûå êîëåáàíèÿ âàëþòíûõ êóðñîâ.  íàñòîÿùåå âðåìÿ â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè äåéñòâóåò 8 ìåæáàíêîâñêèõ âàëþòíûõ áèðæ, ñðåäè êîòîðûõ íàèáîëåå âàæíîå çíà÷åíèå ñîõðàíÿåò ÌÌÂÁ, ãäå îñóùåñòâëÿåòñÿ îêîëî 80% áèðæåâûõ ñäåëîê ïî êóïëå-ïðîäàæå èíîñòðàííîé âàëþòû. 1 Ñì.: Õîëüöìàí Ô. 2 Ðàñ÷åòû àâòîðà (èíäåêñ ïîòðåáèòåëüñêèõ öåí/èíäåêñ êóðñà $, äàííûå èç òàáëèöû 4) 1 Ñì. Ýêîíîìèêà è æèçíü. - 1997. - ¹50. [2] 2 Ñì. Êàðïèêîâ Å. // Î äåíîìèíàöèè // Ýêîíîìèêà è æèçíü. - 1997. - ¹50. [3] 1 Ñì.: Áîðèñîâ Ñ.Ì. // Êîíâåðòèðóåìûé ðóáëü? // Äåíüãè è êðåäèò. - 1995 - ¹6. 1 Ñì.: Ôèíàíñîâàÿ Ðîññèÿ // 10.97. [4] Çàêîí “Î âàëþòíîì ðåãóëèðîâàíèè è âàëþòíîì êîíòðîëå” - Ñòàòüÿ 1. [ВБ1] [ВБ2] [ВБ3]

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.