|
|
|
|
Курсовая: Малый бизнес в РФ
Курсовая: Малый бизнес в РФ
ПЛАН
Введение 1. Предпринимательство: сущность, виды, субъекты 1.1. Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности 1.2. Роль малого бизнеса в экономике 2. Государственное регулирование малым бизнесом 2.1. Цели и функции государственного регулирования МБ 2.2. Основные меры государственной поддержки МБ 3. Проблемы поддержки малого бизнеса в РФ 3.1. Проблемы развития малого бизнеса в РФ 3.2. Налогообложения для малого бизнеса Заключение Список литературы | Стр. 3 4 4 12 17 17 21 25 25 31 37 38 |
ВВЕДЕНИЕ
Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая
нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к
воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи.
Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных
отношений способствует не только повышению материального и духовного
потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической
реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению
нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
К сожалению, в России ситуация все еще остается иной. Традиционная
коммунистическая модель общественного развития всегда базировалась на
необходимости подавления предпринимательского духа в обществе и
предпринимателя как носителя такого духа. Опыт перестройки (особенно ее
начального периода) показал, что отказываясь на словах от традиционной
коммунистической модели общественного развития, фактически мы во многом
продолжаем именно эту линию. Мы уже достаточно отчетливо осознали, что,
оказывается, мало провозгласить тезис, разрешающий предпринимательство, что
мало принять какие-то законы, способствующие этому... Удивительное дело —
разрешение получено, а "предпринимательского бума" не наблюдается! Почему?
Разве страна бедна ресурсами? Или кризис перепроизводства? Что, у нас нет
людей, способных осуществлять значительные предпринимательские проекты?
Всеобщее неприятие предпринимательства постепенно переходит в осознание
необходимости создания условий для его быстрейшего и эффективного развития.
За предпринимательством в России будущее, процесс накопления критической
массы неизбежно приведет к "предпринимательскому буму". Поэтому на данном
этапе чрезвычайно важно изучить поведение предпринимателя , чтобы в
последствии не допускать ошибок , сделанных ранее .
Предметом исследования курсовой работы является:
· 1.определение критериев малых форм хозяйствования - МБ - и
направления их развития в современной рыночной экономике;
· 2 Исследование проблем МБ и реализация программ поддержки МБ.
Цель курсовой работы - показать возможности улучшения финансирования и
расширения источников финансирования малого бизнеса, в том числе за счет
льгот в системе налогообложения, совершенствования форм и методов
взаимодействия программных документов федерального и регионального уровня.
Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, и списка использованной
литературы.
ГЛАВА 1
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, СУБЪЕКТЫ.
1.1. ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Как явствует из самого определения, «малый бизнес» – это предпринимательская
деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных
установленных законами, государственными органами или другими
представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого
понятия.
Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на
основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся
к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя
численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде
научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая
небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как
правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся
к малому бизнесу является:
- численность персонала;
- размер уставного капитала;
- величина активов;
- объем оборота (прибыли, дохода).
По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия
относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50.
Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше.
Практически во всех странах определяющим критерием является численность
работников за отчетный период.
В России 14 июня 1995 года был принят Федеральный закон РФ «О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ. Под
субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в
уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и
религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%,
доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся
субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность
работников за отчетный период на превышает предельных уровней:
в промышленности – 100 человек;
в строительстве – 100 человек;
на транспорте – 100 человек;
в сельском хозяйстве – 60 человек;
в научно технической сфере – 60 человек;
в оптовой торговле – 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства
в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также
физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица.
Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой мы
понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли),
которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и
инновационной предпринимательской идее.
Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической
активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей —
результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей
материализованную форму.
Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного
момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или
основание нового предприятия. Новая система управления производством,
качеством, внедрение новых методов организации производства или новых
технологий — это тоже инновационные моменты.
Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель.
Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден
взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с
государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве
помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к
категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник
(если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по
бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей
характера) (рис. 1).
Рисунок 1 Субъекты предпринимательской деятельности
Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость "завоевать”
потребителя, создать круг собственных потребителей.
Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают
следующие факторы:
• новизна товара и его соответствие интересу потребителя;
• качество;
• цена, доступность товара;
• степень универсальности товара;
• внешний вид и упаковка;
• позитивные отличительные характеристики товара от товаров других
производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;
• возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса;
• соответствие общепринятым или государственным стандартам;
• престижность и привлекательность рекламы товара и т. д.
Вывод, который можно было бы сделать из рассматриваемой проблемы, сводится к
следующему: если с точки зрения общественного производства именно
предприниматель выступает в роли активного субъекта, то с точки зрения самого
предпринимательского процесса, его содержания и эффективности активную роль
играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт.
Партнерские связи (реальные и потенциальные) играют весьма важную роль в
предпринимательстве. Каждый предприниматель при планировании своей
деятельности, при разработке бизнес-плана обязательно учитывает возможность
установления необходимых партнерских связей. К примеру, если Вы планируете
производить, скажем, кухонную мебель, то Вы, естественно, обязательно
постараетесь определить, где, у кого и на каких условиях предположительно (и
есть ли такая возможность) Вы сможете приобретать все необходимое для
организации производства (древесину, иные компоненты, фурнитуру,
оборудование, машины и т. д.). Без такого подхода невозможно планирование
предпринимательской деятельности.
Выбор партнерских связей зависит от целого ряда факторов. Партнерские связи
можно классифицировать следующим образом.
1. Долговременные (или постоянные).
2. Кратковременные (или на определенный срок).
3. Случайные.
Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель
рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса,
от формы взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его
деятельности.
Целью предпринимательской активности является производство и предложение
рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит
предпринимателю прибыль. Прибыль — это излишек доходов над расходами,
получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по
производству и поставке на рынок товара, в отношении которого
предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.
Однако получение прибыли свойственно не только предпринимательской, но и
любой другой форме деловой активности. В этой связи важно обратить внимание
на выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль,
или предпринимательский доход. Доходы от инновационной деятельности, т. е. от
введения новых методов и приемов организации производства, и составляют
предпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следует понимать
прежде всего дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый
предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению
анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от
внешних условий.
Другими словами, прибыль предпринимателя (если речь идет действительно о
предпринимателе, а не об обычном деловом человеке) складывается как бы из
двух элементов:
• обычная прибыль делового человека;
• излишек над обычной прибылью делового человека.
Второй элемент и выступает в качестве предпринимательского дохода (прибыли),
т. е. формы общественного вознаграждения за проявленный инновационный подход,
новаторство в производстве.
Всякий предприниматель, таким образом, выступает в качестве делового
человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории
предпринимателей, если речь идет о действительном феномене предпринимателя.
Развитие предпринимательства возможно лишь при наличии необходимых субъектов
такого рода деятельности. Эти субъекты и делают возможным развитие рыночных
отношений (а не наоборот, как это видится многим в России). Появление
субъектов предпринимательства подразумевает наличие определенной общественной
ситуации, когда идеологическая, политическая и социально-экономическая
обстановка провоцирует "предпринимательский бум".
Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне, таким
образом, возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации —
предпринимательской среды, под которой понимается прежде всего рынок,
рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т. е. его
личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение,
которое, с его точки зрения, будет наиболее эффективным, действенным и
максимально прибыльным.
Предпринимательство как особая форма экономической активности может
осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В
соответствии с этим различают: а) предпринимательство государственное; б)
предпринимательство частное.
Государственные предпринимательство есть форма осуществления экономической
активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами
управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим
законодательством) управлять государственным имуществом (государственное
предприятие), или б) органами местного самоуправления (муниципальное
предприятие). Собственность такого рода предприятий есть форма обособления
части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств,
других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то
обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом,
находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их
обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).
Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности
от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или
предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей
силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).
По мере развития мелкого предпринимательства образуются различные формы
организации частных фирм. На данный момент известны три основные правовые
формы: единоличные, партнерства и корпорации.
Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого
бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить
лицензию от местных властей и зарегистрировать торговое имя. Деловые
партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между
которыми заключается контракт на совместное владение предприятием.
Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип - корпорации. Это
организационная форма наиболее характерна для крупного и среднего бизнеса,
хотя из общего числа всех корпораций, например в США, 98% - небольшие
семейные фирмы. И хотя формально управление корпорацией должно быть отделено
от ее владения, нередко бывают случаи, когда корпорацией владеет и
руководит один собственник при помощи подставных лиц, которые реально не
вкладывают в нее средства и не принимают участия в управление ею.
Конечно, каждый из этих видов — государственное и частное предпринимательство
— имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во
многом совпадают. И в том и в другом случае осуществление такой деятельности
предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход,
стремление к максимизации прибыли. Схожей является и типология обоих видов
предпринимательства.
Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной на
извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:
1) осуществление непосредственных производительных функций, т. е.
производство товара (продукта) или оказание услуги (например,
машиностроительная фирма, туристская компания, инжиниринговая фирма или
конструкторское бюро);
2) осуществление посреднических функций, т. е. оказание услуг, связанных с
продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно
приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его
потребителю.
Предпринимательская деятельность, связанная с непосредственным производством
товаров, может носить:
1) традиционалистский характер {традиционалистское предпринимательство),
2) инновационный характер (инновационная предпринимательская деятельность,
инновационное предпринимательство).
Предпринимательство в сфере непосредственного производства товаров может,
таким образом, ориентироваться на производство и поставку на рынок
традиционных или инновационных товаров. Практика предпринимательской
деятельности в любой ее форме включает в себя инновационный процесс.
Приводимое выше деление типов предпринимательской деятельности основывается
на убеждении, что производство и поставка на рынок традиционных товаров
осуществляется также с использованием каких-то новых методов или приемов,
связанных с организацией производства, техническими элементами производства
или изменениями качественных характеристик производимого товара.
Рынок, как известно, представляет собой место встречи двух основных субъектов
экономических (хозяйственных) отношений. А раз это так, то на рынке должны
присутствовать или сами производитель и потребитель, или же их представители.
Лица (юридические или физические), представляющие интересы производителя или
потребителя (а часто и действующие от их имени), но сами не являющиеся
таковыми, называются посредниками.
Предпринимательская активность в сфере посредничества позволяет совместить в
самые сжатые сроки экономические интересы производителя и потребителя.
Посредничество, с точки зрения производителя, повышает степень эффективности
работы последнего, поскольку дает возможность сосредоточить свою активность
только на самом производстве, передавая посреднику функции по продвижению
товара к потребителю. Кроме того, включение посредника в отношения между
производителем и потребителем существенно сокращает срок оборачиваемости
капитала, а значит, повышает прибыльность производства.
Предпринимательская деятельность в посредничестве осуществляется всегда в
какой-то конкретной форме. Самой распространенной формой посредничества
является агентирование, т.е. такой тип отношений, в которых агент выступает
посредником между производителем и потребителем.
Агент — лицо, действующее от имени и в интересах производителя товара или
потребителя. Лицо, в интересах и от имени которого действует агент,
называется принципалом. Принципалом может быть как собственник товара,
поручающий агенту продать его, так и потребитель товара, поручающий агенту
купить этот требуемый товар.
Таким образом, посредничество с участием агента включает взаимоотношения уже
не двух, а трех субъектов (рис. 2).
Рисунок 2 Схема отношений производителя и потребителя с участием агента .
Типы агентов
Различают несколько типов агентов:
1) агенты производителей;
2) полномочные агенты по сбыту;
3) агенты по закупкам.
Наиболее частые причины банкротства малых предприятий - это неудачи в сфере
сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта. Но
все же, несмотря ни на что, количество вновь создаваемых фирм превосходит
число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа
предприятий малого и среднего бизнеса в экономике.
Причем достаточно важно то, что часто малое предприятие становится банкротом
не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится
таковой.
Отсюда можно говорить о трех моделях развития мелкого предпринимательства:
· консервация масштабов деятельности с последующим сохранением
статус-кво;
· медленное расширение деловой активности;
· быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а
затем и в крупные компании.
Вывод. Предпринимательская деятельность может осуществляться, как мы уже
отмечали, в различных формах. Эти формы взаимодополняют друг друга, превращая
процесс производства и продвижения товаров и услуг к потребителю в целостный
и достаточно эффективный процесс (рис.3).
1.2. РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ
Для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых
предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Это вся сфера услуг, в том
числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и
оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения;
торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России
экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить
ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и
сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор
экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро
реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся
ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является
основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет
социальную базу проводимых реформ.
Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает
глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая
эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши,
образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-
третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй,
самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых
рыночная экономика невозможна.
Хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство
воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего
в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и
степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе
предпринимательства и делового администрирования.
Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних
предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.
Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья
более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как
самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают
узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и
узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной
промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких
предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий.
Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и
выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их
производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей
монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений,
монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на
произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась
тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и
кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас
производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого
технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на
рынках с крупными компаниями и монополиями.
Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную
борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к
текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к
существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно
им.
Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей,
холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает
потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию,
которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей
громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или
создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже
достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания
престижа крупной фирмы.
Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских
стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая
предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.
В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность
труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в
дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников
(сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры
поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные
для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого
бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность,
а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями,
которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.
Необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут
дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен,
среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-
за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был
заторможен.
Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете
последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего
экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных
олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля
привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и
услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на
плаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать. Кто же сейчас
может поддержать российскую экономику? Это дело и нужно отдать в руки мелкого
и среднего предпринимательства. Экономически это выгодно, потому что
появление большого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест, малым
предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной
валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и
регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок
субъектов Российской Федерации. И одним из самых главных преимуществ является
то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению
конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на
последних этапах развития, что привело к созданию. монополий и сосредоточению
власти, как политической, так и экономической, в руках небольшой группы
людей, которые обладали огромными капиталами. Особенно важно создание малых
предприятий в сфере банковского дела. Ведь не секрет, что в России сейчас
весь капитал (около 80%) сосредоточен в руках 10 крупнейших Московских банков
таких как ОНЕКСИМ, МЕНАТЕП, РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ, МОСТБИЗНЕСБАНК и других.
Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что
они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают
значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об
этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого
дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности
производят предприятия малого бизнеса.
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюктуры рынка,
придает рыночной экономике не обходимую гибкость. Существенный вклад вносит
малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей
высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Нельзя
также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на
экологическую обстановку. Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление
прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области
электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно
переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие
другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и
составной частью реформирования экономики России.
Все малые предприятия довольно быстро реагируют на внешние условия и
видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую
продукцию. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной
продукции, ориентированно в основном на местные рынки сбыта.
Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-
12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских
началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это
означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики
еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.
Тем не менее, по-прежнему социально-экономическое положение примерно 7,6 млн.
человек населения России так или иначе связано с малым бизнесом, а количество
официально зарегистрированных в России малых предприятий-850 000, почти не
меняется за последние пять лет. «Экономический вес» малого бизнеса в народном
хозяйстве России характеризуется следующими данными. В 2001г. на долю малых
предприятий приходилось 22 % ВВП России и 17 % численности постоянно
работающих на предприятиях страны (с учетом 4,5 миллионов индивидуальных
предпринимателей) со всем экономически активным населением, что в 3-4 раза
ниже уровня западноевропейских стран.. Только по основному виду деятельности
в 2001г. малыми предприятиями было произведено продукции в объеме 5,9 % от
всего объема оказанных услуг или произведенной продукции (в том числе, более
20 % объема подрядных строительных работ). МП дают 7 % всей прибыли в
промышленности России. Важное значение имеет вклад малого бизнеса в оживление
инвестиционного процесса в стране. В 2001г. инвестиции малых предприятий в
основной капитал составили более 2,6% .Из них 67 % пришлось на частные
инвестиции. В целом это 7 % инвестиций в основной капитал в российской
экономике. Именно динамичное развитие малого бизнеса сделало возможным
некоторое увеличение объема промышленного производства в России в 1997г. по
сравнению с аналогичным периодом 1996г. Малый бизнес играет исключительно
важную роль в «подпитке» бюджетов всех уровней, особенно региональных и
местных. В 1996г. бюджеты всех уровней получили от МП доходов на сумму 36,7
трлн. руб., в том числе федеральный бюджет - 15,4 трлн. руб. Собираемость
налогов по МП значительно выше, чем в целом по всем категориям российских
предприятий. От 30 до 50 % реального оборота малого бизнеса, по оценка,
продолжает оставаться в “тени”.
Преобладающая доля российских МП функционирует в достаточно узкой
хозяйственной нише (преимущественно, торгово-посредническая деятельность),
сама природа которой ограничивает полное раскрытие преимуществ малых форм
предпринимательства и производства. В 1996-1997 гг. наблюдалось некоторое
опережение в темпах развития МП сферы промышленности и строительства, однако
эти темпы структурных изменений не могут быть признаны удовлетворительными,
т.е. соответствующими задаче резкого усиления роли малого бизнеса в процессах
социально-экономической стабилизации и подъема производства в стране.
Сказанное выше свидетельствует о недостаточной эффективности действующей в
настоящее время в российской экономике системы государственной и общественной
поддержки МП. По существу, несмотря на известные концептуальные и
институциональные продвижения, эта система так и не смогла подняться выше
методов деятельности, которые сложились на самых начальных этапах реформ и
развития российского частного предпринимательства, в частности, сферы малого
бизнеса. Продолжают доминировать формы и инструменты политики поддержки,
характерные для «стартового» этапа реформ, когда принципиальное значение
имело расширение «поля малого бизнеса» (т.е. числа МП), а не их качественные
показатели их деятельности (степень хозяйственной зрелости, производственная
и инновационная активность, вовлеченность в систему производственно-
кооперационных связей, в т.ч. и с крупным бизнесом и пр.). В осуществляемых
мерах государственной поддержки по-прежнему наблюдается негативная тенденция
«самоизоляции» малого бизнеса и проблематики его интересов от общего
контекста экономических и социальных реформ. Недостаточно понимание того, что
долговременное развитие сферы МП, тем более, в реальном секторе, возможно
только при условии общего оздоровления российской экономики и ее основы в
виде крупных предприятий, которые, в свою очередь, должны получить стимулы
активного кооперационного и иного взаимодействия с малым бизнесом.
ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
2.1.ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.
Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в
развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и
малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной
государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую
очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов
продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского
кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических
центров, развития системы страхования, организации материально-технического
снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства,
разработка и реализация конкретных комплексных программ.
Актуальность вопроса о государственном регулировании деятельности малого
бизнеса обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех
экономически развитых странах. Россия не является в этом смысле исключением,
так как развитие малого бизнеса поможет России решить некоторые вопросы
связанные с выводом экономики из кризиса. Малый бизнес в экономике России
может выполнять различные функции, поэтому государственным органам управления
необходимо взять на себя все вопросы связанные с регулированием деятельности
малого бизнеса. Сюда относятся такие вопросы как помощь и поддержка малого
бизнеса, так и стимулирование его развития.
Необходимо отметить, что практика государственного регулирования экономики,
включая и целенаправленные меры поддержки малого бизнеса, реализуется не
только на федеральном, но и все более на региональном уровне.
Важно и то, что в условиях активных трансформационных процессов в обществе и
экономике практика государственной поддержки МП как и его правовая и
институционально-инструментальная система, не может иметь застывшего
характера. Эта система должна постоянно развиваться и совершенствоваться,
отражая собой как новые тенденции и потребности развития самих МП, так и все
более зрелый, сложившийся характера самой рыночной системы хозяйствования и
интегрированных в нее рычагов государственного регулирования. Сказанное в
полной мере касается и такого важнейшего рычага этой политики как система
государственных - федеральных и региональных программ поддержки МП.
Важное место в работе занимает блок вопросов, касающихся современной роли
программно-целевого метода управления и государственного регулирования
социально-экономических процессов и перспектив его использования в политике
государственной поддержки МП на федеральном и региональном уровне. Указанный
метод широко известен и имеет многолетнее применение в мировой экономической
практике. В приложении к сфере МП программно-целевой метод государственного
регулирования предполагает, прежде всего, выявление стратегического
потенциала малых форм хозяйствования в решении ключевых вопросов социально-
экономического развития, в том числе и на региональном уровне. Целевой метод
требует четкого определения приоритетов государственной политики и,
соответственно, каждой из программ, что в рассматриваемом круге проблем
концентрируется на создании условий для наиболее полного раскрытия потенциала
МП, обеспечивающего устойчивый рост и структурное совершенствование данного
сектора экономики, повышение его эффективности, конкурентоспособности и
инвестиционной привлекательности и, конечно, максимального вклада в
экономический рост в целом.
При разработке целевой программы необходимо максимально использовать
системные противоречия и взаимодействия: между краткосрочными и долгосрочными
целями, социальными целями и целями структурной политики, между
количественными и качественными параметрами, между стремлением к выравниванию
уровней развития регионов и целями достижения максимальной прибыльности при
минимальном риске, стремление к самоокупаемости системы государственной
поддержки МП и необходимости реализации социально-значимых «затратных»
мероприятий, между необходимыми затратами на реализацию мер поддержки и
острой ограниченностью реальных ресурсов. Метод целевого программирования, на
котором должны основываться программы поддержки МП, подразумевает точное
выполнение каждого мероприятия программы в установленные сроки, т.е.
интегрирует необходимые элементы обязательности и даже директивности. Кроме
того, в программе должны быть обозначены количественные параметры и критерии
оценки степени выполнения включенных в нее мер, их экономического и
социального эффекта.
В хозяйственное практике экономически развитых стран для программ такого типа
обычно предполагается неизбежным некоторое отклонение от «абсолютного»
выполнения, но не более чем на 5-10%. Однако в России широкомасштабная
практика недофинансирования подобных программ делает не редкостью их
выполнение не более чем на 10%. Это происходит несмотря на принятие решений,
номинально гарантирующих полное финансовое обеспечение выполнения всех
программных мероприятий, которые в итоге остаются «на бумаге». В результате
подобные программы на практике оказываются не директивно-целевыми, а чисто
индикативными, включающими в себя набор правильных, но деклоативных
положений. Этим подрывается и дискредитируется сам программно-целевой подход
к осуществлению мер поддержки МП.
Программно-целевой метод требует максимального учета региональной специфики
при реализации конкретных мероприятий. При этом сама программа действия в
области МП должна быть самым тщательным образом увязана с другими целевыми
программами, прямо или косвенно имеющими отношение к кругу затрагиваемых
социально-экономических отношений, в данном случае - к сфере малого
предпринимательства.
Программно-целевой метод практического осуществления мер государственной
поддержки МП представлен двумя формально завершенными федеральными
программами (1994-1995 гг., 1996-1997гг.; создана аналогичная программа на
1998-1999гг.), а также значительным числом региональных программ на уровне
субъектов Федерации. Таковые программы имеет примерно 70 субъектов Российской
Федерации. В ряде регионов России, имеющих прочные экономико-правовые основы
местного самоуправления, апробируются возможности разработки аналогичных
программ на местном уровне (например, на уровне административных округов г.
Москвы). Указанные программы не покрывают собой всю совокупность мер
государственной поддержки МП (например, установленные законом налоговые и
иные льготы для МП действуют независимо от каких-либо программ, хотя
программы часто интегрируют в себя задачу обоснования и вынесения на
рассмотрение соответствующих органов власти и управления предложений по
совершенствованию налоговой и иной политики в отношении малого бизнеса).
Однако можно предположить, что неудовлетворительный характер мер
государственной поддержки МП на федеральном и, особенно, на региональном
уровне - сегодня это на 2/3 проблема несовершенства соответствующих целевых
программ и, в частности, их межуровневого взаимодействия.
В принципе, основные требования к государственным программам поддержки МП
изложены в ст. 7 Федерального закона «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации». Здесь содержится такое важное,
но по сути так и не реализованное требование, как внесение Правительством РФ
данной федеральной программы на рассмотрение Федерального собрания перед
представлением федерального бюджета на соответствующий год. Законом
установлен ряд важных требований к государственным программам поддержки МП.
Таковые должны содержать:
· меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки МП на
соответствующем программе уровне;
· приоритетные виды и перспективные направления деятельности МП;
· предложения по изменению действующих/установлению новых налоговых
льгот МП, а также по выделению средств соответствующих бюджетов на поддержку
малого предпринимательства;
· меры по обеспечению передачи субъектам МП незавершенных
строительством и пустующих объектов; мощностей нерентабельных и убыточных
предприятий;
· меры по массовому вовлечению людей в предпринимательскую
деятельность, в том числе, с особым акцентом на расширение указанных
возможностей для социально-незащищенных слоев населения и многое другое.
Однако такие установки носят чрезвычайно общий характер. В результате, на
сегодня не сложилось целостного представления о необходимом содержании и,
главное, формах взаимодействия государственных федеральных и региональных
программ поддержки МП пока не существует. Формальным является и отсылка
закона к обязательности финансирования названных программ, бесконечная
корректировка которых по критерию их реального финансирования деструктивно
воздействует на всю систему взаимодействия в области государственной
поддержки МП на федеральном и региональном уровне.
Необходимо, на мой взгляд, рассказать и об ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 3 июля 1998 г. N
697 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998 - 1999 ГОДЫ
Цель Программы - создание благоприятных условий для устойчивой деятельности
малых предприятий путем совершенствования нормативно - правовой базы,
развития инфраструктуры поддержки, освоения новых форм и механизмов
финансовой поддержки малого предпринимательства.
Задачи Программы - преодоление административных барьеров, максимальная
легализация деятельности субъектов малого предпринимательства, ускорение
освоения новых кредитно - инвестиционных механизмов, создание региональных
центров поддержки предпринимательства, развитие международного сотрудничества
и экспортного ориентирования малых предприятий, укрепление социального
статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей.
2.2. ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
Очевидно, что ситуация с развитием малого предпринимательства во многом
зависит от эффективности его поддержки в субъектах Российской Федерации. Так,
органы исполнительной власти, поддерживающие малые предприятия, действуют
примерно в 70 регионах. Наиболее успешно эта поддержка оказывается в Москве,
Санкт-Петербурге, Новгородской, Нижегородской областях и ряде других
субъектов федерации. Здесь выполняются намеченные региональные программы,
инвестиционные проекты.
В Москве, например, малые предприятия дают примерно 40 % налоговых
поступлений в бюджет города. Столица единственный регион в РФ, где число
вакансий превышает число безработных.
Хуже обстоит дело в Читинской области, Магаданской и ряде других областей,
где пока что отсутствует необходимая инфраструктура поддержки малого
предпринимательства.
Инфраструктура представляет собой действующую структуру элементов, способных
оказать содействие субъектам малого предпринимательства на льготных условиях.
Целью формирования инфрастуктуры является создание благоприятных условий для
развития малого предпринимательства путем обеспечения комплексной и адресной
поддержки в различных направлениях: информационном, консультационном,
обучающим и т.д. В России формирование основных элементов инфраструктуры
малого предпринимательства начато в 90-х гг. Данный раздел является одним из
основных направлений как первой, так второй федеральных программ
государственной поддержки малого предпринимательства и соответствующих
программ в регионах. Принят ряд правительственных постановлений по данному
вопросу (о развитии лизинга, о развитии сети региональных агентств поддержки
предпринимательства, об информационном обеспечении). Некоторые региональные и
местные власти, объединения предприятий так же проявляют определенную
активность в развитии инфраструктуры. Ряд объектов инфраструктуры создан и
создаются в рамках реализации международных программ (программа TACIS,
«Морозовский проект», план «Хашимота» и другие). В Самаре уже почти 11 лет
успешно функционирует Учебно-деловой центр «Морозовский проект», который был
создан для возрождения традиций честного и умелого ведения российского
бизнеса. Основной задачей центра является подготовка специалистов для сферы
малого и среднего бизнеса. Но этим дело не ограничится - центр помогает
выпускникам найти свое место в жизни, поддерживает инвестициями и
информацией, создавая таким образом систему сопровождения начинающих
бизнесменов.
В целом, в большинстве регионов страны наблюдается тенденция к уменьшению
количества малых предприятий. Так, по сравнению с 1995 годом число
предприятий малого бизнеса сократилось во всех регионах, кроме Северо-
западного и Волго-Вятского, а также Калининградской области, где произошел
некоторый рост. В настоящее время можно говорить о сворачивании в стране
легального малого бизнеса.
Одним из методов государственной поддержки МБ являются фонды поддержки МБ.
Фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая
организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов,
мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства,
путем аккумулирования средств, поступающих от приватизации государственного и
муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных
взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от
выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам
от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого
предпринимательства.
Фонд поддержки малого предпринимательства является юридическим лицом.
Основными направлениями деятельности фонда поддержки малого
предпринимательства являются:
- содействие в формировании рыночных отношений на основе
государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции
путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для
реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого
предпринимательства;
- участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном
отборе, а также в реализации федеральных, региональных (межрегиональных),
отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки
малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции,
насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест;
- участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей
равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого
предпринимательства;
- поддержка инновационной деятельности предпринимательских
структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов
продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;
- содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций
для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной
среды и развитию малого предпринимательства;
- организация консультаций по вопросам налогообложения и
применения норм законодательства.
Порядок налогообложения, освобождения субъектов малого
предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты
устанавливается в соответствии с налоговым законодательством. В случае если
изменения налогового законодательства создают менее благоприятные
условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее
действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей
деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке,
который действовал на момент их государственной регистрации.
Законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации
устанавливаются льготы по налогообложению субъектов малого
предпринимательства, фондов поддержки малого предпринимательства
,инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций ,а
также предприятий, учреждений и организаций, создаваемых в целях выполнения
работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг.
ТПП(торгово-промышленная палата РФ) считает, что несомненно должна возрасти
государственная финансовая поддержка малого бизнеса. Сегодня из каждых
заработанных 280 рублей предприниматель получает из федерального бюджета на
развитие в лучшем случае 1 рубль. А нужно, чтобы на эти цели ему возвращалось
не менее 2-3 % от поступающих от него же в бюджет налогов. Помимо
государственной поддержки, необходимо срочно внедрить современные системы
микрофинансирования банковского и небанковского секторов. Мы с этим
непростительно затянули.
Появившиеся в последние годы залогово-гарантийные объединения, кредитные
кооперативные – хорошая перспектива. Именно по этому ТПП РФ весьма
заинтересована в скорейшим продвижение законопроекта «О кредитной
кооперации».
К тому же ТПП стремится создать во всех региональных палатах систему
экспертизы представляемых малым бизнесом проектов. Примаков убежден, что это
будет способствовать ускорению получения ими финансовой поддержки.
В последнее время все чаще говорят о строительстве многофункциональных
деловых центров для нужд малых предприятий. Это, безусловно, полезная мера.
Но общение с предпринимателями убеждает, что наиболее острой для малого
бизнеса является все же проблема не столько офисных, сколько производственных
помещений.
Существующие процедуры передачи ему государственного имущества
забюрократизированы донельзя, создается множество лазеек для коррупции,
арендная плата непомерно высока. Важно и как можно скорее разработать
нормативный документ, определяющий порядок передачи малого бизнесу
неиспользуемых помещений.
Проблем в малом бизнесе, как известно, огромное множество. Для упорядочения
их разрешение ТПП РФ завершает подготовку своей программы действий. Это будет
уже конкретный перечень мероприятий, увязанный по ресурсам, срокам,
исполнителям. ТПП в мае опубликует свою программу.
Только дело, в основе которого - здравый смысл, способно остановить
говорильню.[2]
ГЛАВА 3
ПРОБЛЕМЫ ПОДДЕРЖАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ.
3.1 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Экономическая стабильность в России наступит лишь тогда, когда малый бизнес
станет заметен в экономике, а его роль в производстве ВВП достигнет хотя бы
половины. Иначе мы будем сидеть на сырьевой игле, безнадежно мечтая о среднем
классе.
Все дело – во всемирном стимулировании развития малого бизнеса. Большие
надежды здесь связываются с Концепцией государственной политике поддержки и
развития малого предпринимательства, одобренной на заседании Государственного
совета в декабре 2001 года.
Правда, реальны опасения, что выработанные меры могут быть просто «заболтаны»
и сведутся к формально-бюрократическим процедурам. Чтобы подобного не
случилось, Евгений Примаков предлагает ежегодно на заседании Государственного
совета рассматривать ход и промежуточные результаты выполнения этой
Концепции.[2]
Сворачиванию малого бизнеса способствует множество проблем. Некоторые из них
представлены в виде диаграммы «Основные проблемы малого бизнеса выявленного
при статистическом опросе».[3]
1- трудности с приобретением сырья, оборудования
2- угроза рекета
3- рост цен на сырье, материалы
4-трудности с арендой и приобретением помещений
5- проблемы со сбытом товаров и услуг
6-нехватка денежных оборотных средств
7- нормативно-правовые и административные барьеры
8- дефицит средств на развитие
9- большие налоги
Подпольная деятельность неизбежно влечет за собой коррупцию – единственную
возможность выжить. Раз систематически нарушается закон, то подкуп и взятки
неизбежны. Ведь даже в новых условиях для легальных бизнесменов с сырьем и
оборудованием имеются проблемы, его крадут или добывают с помощью взятки.
Подкуп принял невиданный размах. Если у начинающего предпринимателя нет
связей, то как показывает опыт, вероятность того, что он выплывит, только 10
%. Считается, что две трети нашего товарооборота идет через «черный рынок»,
потому легко представить и масштабы коррупции – прямого результата
безраздельного господства у нас государственной собственности. Подобная
государственная экономика аморальна. В ней то, что законно, неэффективно, а
эффективно то, что незаконно. И в странах Запада есть коррупция. Но там
промышленник, предприниматель идет на подкуп, чтобы получить сверхприбыль,
какие-либо привилегии. У нас же, чтобы получить право на существование.
Командно-административная система не просто препятствует появлению легального
«белого рынка».«Черный рынок» - основа ее существования, он эту систему
кормит. Чем больше запретов и ограничений, тем лучше живется государственному
чиновнику. Самый главный рэкет у нас – это государство. В таких условия,
когда одни законы периодически сменяются другими или не исполняются, когда не
существует общих правил игры и каждый представлен сам себе, только очень
отчаянные люди ориентируются на бизнес в производстве. Большинство
предпринимателей предпочитают заниматься посредническими операциями или
ожидают лучших времен. Риск предпринимательства очень большой. Расплодилось
великое множество «бизнесменов на час».
Практически все положения правительственного проекта Налогового кодекса
направлены на удушение малого предпринимательства, взымание с него такого
объема налогов, который безусловно окончательно погубит и без того с трудом
сводящий концы с концами мелкий и средний бизнес.
В Министерстве финансов считают такой налоговый пресс вполне допустимым. В
качестве доказательства приводится цифра 22 % от валового внутреннего
продукта – именно столько у нас и собирается налогов. Однако собираемость
налогов – отнюдь не показатель тяжести налогового пресса. При точном подсчете
цифра будет иной, примерно 60 %, что принципиально меняет дело. Если же брать
за точку отсчета чистую прибыль, то для малых предпринимателей на деле
выплаты налогов и сборов по действующим законам составят 103-107 % от
прибыли. Предпринимателю в таком случае не остается ничего. Правительственный
Налоговый кодекс дает беспредельные полномочия исполнительной власти .
министерство финансов и налоговые службы будут принимать решения по поводу
того, какая деятельность является экономической, а какая нет. Это –
продвижение по пути расширения полномочий исполнительной власти, не
свойственно нормальному налоговому законодательству.
В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и
материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег",
быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в
другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали
импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из
государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения,
не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли,
многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.
Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о
предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе -
как о спекулянте.
Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная
неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие
бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении,
неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь
государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма
реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в
получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов
поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к
сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и
посредническую деятельность.
Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий,
работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее
положение. Кроме того, существует большое количество предприятий,
зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров
народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее
занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы,
теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на несколько
десятков торгово-закупочных.
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование,
отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение
эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на
расширение производства, а на борьбу за выживание.
Но главная причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень
финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей
с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на
приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное
воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства
оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка
специализированного оборудования, слабость информационной базы.
Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес -
непрекращающийся глубокий спад производства.
Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий
малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству
продукции.
Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития
малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы.
Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране
налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет
вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями
развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России
малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют
предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление
совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в
развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на
инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период
становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость
дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля
деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее
важных, приоритетных отраслей.
Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько административной
является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не
обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по
борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне
центрального правительства принимается огромное количество решений в
поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек,
желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то,
чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного
самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые
шаги на пути к становлению своего предприятия. И много хороших идей гибнет
именно в «коридорах власти», так и не получив «добро» на дальнейшее развитие.
Естественно бюрократия тесно связана со взяточничеством. Поэтому
государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах РФ,
так как сами субъекты будут продолжать такую политику. Им выгодно
это, потому что это способ губить на корню людей не угодных власти и,
конечно, большой кусок в карман государственным чиновникам.
Сложность ситуации заключается в том, что принципы управления, свойственные
государству федеративного типа, конечно, не позволяют Центру диктовать
субъектам Федерации когда и какие законы принимать. Однако, возможны меры
иного свойства. Так, неоднократно предлагалось пойти на свертывание или
заметное сокращение всех форм федеральной помощи регионам в реализации их
программ поддержки МП, если в указанных регионах отсутствуют соответствующие
законы, четко обозначающие права и ответственность региональных органов
государственной власти и управления в деле развития и государственной
поддержки МП. Разумеется, столь жесткие меры целесообразно было бы подкрепить
включением в федеральную программу пункта о разработке силами экспертов и
специалистов некоего «модельного варианта» закона субъекта РФ «О развитии и
государственной поддержки МП» и ее апробации в нескольких республиках и
регионах России.
К числу значимых методологических проблем относится и усиление комплексного
характера осуществляемых мер поддержки малого бизнеса через систему
государственых программ. Речь в данном случае идет о преодолении ситуации,
когда поддержка оказывается не комплексно, «однобоко» и, как следствие, -
весьма часто малорезультативно. Например, значительные средства - как на
федеральном, так и на региональном уровне - тратились и по-прежнему тратятся
на обучение предпринимателей. Однако часто такие усилия не дают должной
отдачи, т.к. действующие программы поддержки не содержат идеи
«автоматического» подкрепления полученных знаний предпринимателей необходимым
им минимумом «стартового капитала», возможностью получения лизинговых услуг
или приобретения франчайзы, возможностью достаточно льготной аренды
производственного/торгового помещения и пр. Реализация комплексного характера
поддержки требует качественно нового подхода к сбалансированности и
взаимоувязке различных блоков государственных программ с учетом реальной
потребности тех или иных категорий малых предпринимателей - как действующих,
так и потенциальных - в тех или иных мерах (формах) поддержки. При этом,
если ранее приоритет неизменно отдавался поиску стартового капитала, то
теперь все более актуализируется проблема так называемой «имущественной
поддержки» МП путем выделения им нежилых помещений, перераспределения
территорий и помещений предприятий за счет разукрупнения или реструктуризации
фактически бездействующих предприятий ли предприятий-банкротов, конверсионных
предприятий, путем создания на их основе специальных производственных баз и
технопарков и пр.
Организационно-институциональные проблемы государственных программ поддержки
МП порождены отсутствием на сегодняшний день единой полномочной и
ответственной исполнительной вертикали осуществления государственной политики
в отношении малого бизнеса, в том числе и в плане реализации целевых программ
поддержки МП. На сегодняшний день структура органов власти и управления,
обеспечивающих государственную поддержку и взаимодействие с МП в различных
регионах России весьма неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов
Российской Федерации этими вопросами занимает множество органов с различным
статусом, функциями, полномочиями и ответственностью. Более того, часто эти
органы формально представляют разные направления социально-экономической
деятельности (а именно, министерства, комитеты, департаменты, управления,
отделы и пр.). Это приводит к неопределенности на местах статуса
заказчика/исполнителя региональных программ развития и поддержки МП, а также
негативно влияет на возможности взаимодействия специализированных федеральных
и региональных органов поддержки МП, в частности, в процессе согласования и
взаимодействия соответствующих федеральных и региональных программ. Примерно
такая же ситуация складывается и с юридическим (организационно-правовым)
статусом региональных фондов поддержки МП (спецализированные региональные
фонды сейчас имеются примерно в 3/4 всех субъектов Федерации), что затрудняет
их рабочее взаимодействие с Федеральным фондом поддержки, а также местными
финансово-кредитными институтами, так или иначе действующими в интересах
малого бизнеса.
Особой проблемой в финансовом аспекте реализации целевых государственных
программ поддержки МП является усиление роли банковских институтов. Речь идет
об их участии в финансировании (точнее - софинансировании) государственных
программ поддержки МП с общей перспективой замещения «фондовой» модели
финансово-операционного обеспечения указанных программ (рассчитанной
преимущественно на бюджетную «подпитку» программ, а в целом - только на
начальный этап формирования всей практики государственной поддержки малого
бизнеса) преобладающей ролью специализированных банков. Нынешнее же
взаимодействие МП с банковско-кредитным сектором экономики следует расценить
как неудовлетворительное. Это взаимодействие банков “заморозилось” на уровне
преобладающего значения краткосрочного кредитования, причем преимущественно
сферы торгово-посреднеческих операций МП. Роль банков как источника
инвестиционной деятельности МП, их реструктуризации незначительна. Это
связано с причинами, лежащими как на стороне банков, так и вне их.
Ряд интересных возможностей заключен в усилении взаимного кредитования
предприятий малого бизнеса, которые уже активно действуют во многих регионах
России.
Эти основные недостатки, да и многие другие сдерживают развитие малого
бизнеса в нашей стране.
3.2. Законопроект о льготном налогообложении для малого бизнеса.
На мой, пока еще не профессиональный взгляд, помощь правительства малому
бизнесу, должна стать неотъемлемой частью его работы. Состояние малого
бизнеса мне представляется чем-то вроде индикатора экономики страны в целом,
являясь одной из самых незащищенных частей экономики, малый бизнес тяжелее
всего переносит кризисы, которые в нашей стране происходят с завидным
постоянством и поддержка государства ему просто необходима.
К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и
организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в
качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования
образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного
механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития
малых предприятий.
По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого
предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:
- нормативно-правовое;
- финансово-кредитное;
- обеспечение безопасности;
- информационно-техническое;
- организационное;
- кадровое и консультационное обеспечение;
- внешнеэкономическая деятельность.
Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-
кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического
снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание
равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.
В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов
рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг,
инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной,
консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной
государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства,
включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к
этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры,
обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение
иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.
Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства
государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а
при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением
использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых
инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.
Формирование системы законодательного обеспечения малого предпринимательства
в России началось с принятия федеральных законов «О кооперативах в СССР» и
«О государственной поддержки малого предпринимательства в РФ». Данные
законопроекты позволили сформировать государственные структуры, призванные
заниматься развитием и поддержкой малого предпринимательства. Однако сегодня
с учетом складывающейся ситуации в сфере малого бизнеса требуется внесение
изменений в эти законы.
Главным барьером на пути развития малого бизнеса остается удушающее его
налогообложение. Опасаюсь, что законотворческая деятельность в этой области
сегодня идет вразрез с требованием Концепции государственной политике
поддержки и развития малого предпринимательства, одобренной на заседании
Государственного совета в декабре 2001 года.
Уже 31 декабря 2001 года (через две недели после ее принятия) подписывается и
с 1 января вступает в силу Федеральный закон № 198-ФЗ о внесении изменений в
Налоговый кодекс РФ и некоторые законодательные акты о налогах и сборах. В
результате жизнь предпринимателей резко ухудшилась.
В своем Послании к Федеральному Собранию Президент РФ прямо заявил о
необходимости приостановить действие единого социального налога на малый
бизнес, призвав руководствоваться здравым смыслом.
Встает вопрос сколько же предприниматель может платить, чтобы не испытать
искушения уйти «в тень»? Вариант, предложенный в начале апреля
правительством, не решает проблемы. Этот вывод прозвучал в решениях III
Всероссийской конференции представителей малых предприятий, одним из
учредителей которого была и ТПП РФ.[2]
По поручению Президента России Минэкономразвития подготовило законопроект о
льготном налогообложении для малого бизнеса. 4 апреля он был рассмотрен на
заседании правительства и до 10 апреля с учетом замечаний должен быть внесен
в Государственную Думу.
О социальной значимости малого бизнеса и его роли в обеспечении
экономического роста говорится давно. Нацелившись снимать препоны на пути
малого предпринимательства, правительство решилось на налоговые послабления.
В .В. Путин:'' Речь идет о сокращении совокупного налогового бремени,
нагрузки на предприятия МБ и на упрощение системы учета и отчетности.
Предлагается ввести две системы уплаты налогов: упрощенную и вменённую''.
Единый налог на вмененный доход: 15 % от вмененного дохода, расчитанного по
особым правилам.
Два варианта упрощенной системы налогообложения: 8% - налог с выручки (без
учета расходов, связанных с извлечением прибыли, но за вычетом сумм,
направленных на пенсионное страхование работников); 20 % -налог с чистой
прибыли (все доходы минус все расходы, связанные с извлечением этой прибыли).
Условия перехода на упрощенную систему налогообложения: объем годовой выручки
не выше 10 миллионов рублей; численность работников - не более 20 человек.
Предлагается ввести упрощенную систему налогообложения, на которую могут
перейти только самые малые предприятия, и специальный режим применения
единого налога на вменяемый доход для отдельных видов деятельности (в сфере
мелкой розничной торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг
физическим лицам, ремонта, техобслуживания и мойки автомобилей,
автотранспортных и ветеринарных услуг). При этом применяются ограничения по
площадям торгового зала (зала общественного питания) – не более 70 квадратных
метров.
Еще не успели высохнуть чернила на новых законопроектов, как они подверглись
критике.
Спорят об ограничениях упрощенной системы налогообложения, причем наиболее
уязвимым выглядит положение о численности занятых. Действительно, у закона о
поддержки малого предпринимательства совсем другие категории отнесения
предприятий к малым – от 30 до 100 работников в зависимости от отрасли. А
действующий закон об упрощенной системе налогообложения рассчитан на
предприятия, где не более 15 работников.
Предлагаемый законопроектом предел численности – 20 человек - неплохо было
бы увеличить для отдельных видов деятельности. Но в тоже время нужно выбирать
что-то одно: либо серьезные послабления самому незащищенному слою малого
бизнеса, либо урезанные льготы в отношении широкого круга малых и средних
предприятий. Позволят ли нужды казны помочь сразу всем? Возможны, конечно, и
компромиссы –дифференциация льгот в зависимости от численности, применение
дополнительных критериев.
Авторам проекта часто пеняют на то, что они не собираются отменять взносы в
Пенсионный фонд (зачисляемые в соответствии с законодательством на личные
счета сотрудников в системе персонифицированного учета). Да, возни с этими
взносами много, но без них работники малых предприятий не лишились бы
накопительной и страховой пенсии. Причем идущие на эти цели 14 % - это
далеко не 35,6 % сегодняшней общей ставки ЕСН. К тому же эти взносы не
добавляются к остальным налогам, как у других работодателей, а вычитаются из
налоговой базы.
К плюсам новой упрощенной системы, связанным с особенностями начисления
налогов, можно отнести кассовый метод. Определять доходы по мере поступления,
а расходы по мере их осуществления – гораздо удобнее, чем действовать по
методу начисления, который с 2002 года распространен на большинство
плательщиков налога н прибыль. Вместо ежемесячной уплаты налога возможно
будет ежеквартальная.
Новый порядок позволит сразу и полностью списывать все расходы, в том числе
капитального характера, при уплате налога на прибыль. Не нужно будет ждать
годами, как предписывают нормы амортизации. А если на основные фонды
потрачены большие средства, налоговая база может получиться отрицательной и
убытки можно переносить на следующие периоды.
И наконец, замена комплекса налога одним, «упрощенным», сократит расходы на
ведение бухгалтерского и налогового учета, что особенно важно для начинающих
бизнесменов.
Правда, неясно, останется ли система действительно упрощенной после всех
согласований и корректировок. Все мы помним историю трансформации неплохой
идей о ЕСН, который сейчас не назовешь единым и простым в начислении налога.
А в методике действующего ныне налога на вменяемый доход сложно разобраться
даже самим налоговикам.
Станут ли предлагаемые властью комплексные меры мощным стимулом развития
частной инициативы – покажет практика.
Беспокоит одно. Даже самые лучшие законы не работают, когда сталкиваются с
нашими традициями – произволом бюрократии, административным рэкетом, желающих
многочисленным проверяющим кормится за счет предпринимателей и ответным
стремлением уйти в «тень».[1]
Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный
зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к
сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что
имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний
бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства,
так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое
предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно
видно из данной работы. Следовательно лучшим выходом из создавшейся в России
кризисной ситуации была бы государственная политика правительства,
направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства
в нашей стране.
Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и
среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно,
большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в
системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной
политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку
воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию
современной стратегии экономического роста в течение долговременного
перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной
разработки новой государственной политики в области малого
предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих
отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного
приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и
формирование всероссийского рынка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время многое говорится о возрождении российского
предпринимательства. Однако, если быть точным, то, что сегодня происходит в
социально-экономической жизни России, есть попытка вторичного возрождения
предпринимательства в нашей стране. Первая попытка (после октября 1917 г.)
была предпринята в процессе реализации так называемой новой экономической
политики (НЭП), единственной — как представлялось в то время — формы вывода
России из экономического и социального кризиса.
Наличие в любом обществе условий для предпринимательства, существование в
таком обществе предпринимательского корпуса — это не только дань моде. Это и
показатель уровня экономической свободы граждан, и отражение понимания
прогрессивного характера предпринимательства со стороны представителей
властных структур, определяющих, разрабатывающих и реализующих экономическую
политику, в том числе и в отношении предпринимательства.
Видимо, было бы неверно соглашаться с распространенным тезисом о том, что
будущее России — за предпринимательством. Будущее России — за всеми нами и во
многом будет определяться нашей способностью выработать эффективную концепцию
бытоуложения. Но будущее России — и за предпринимателями. Поэтому требуется
профессиональный подход каждого, кто решил заняться этой формой экономической
деятельности, к исполнению своих предпринимательских функций.
|
|
|
|
|