РУБРИКИ

Курсовая: Налоги и налоговые реформы в России

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Налоги и налоговые реформы в России

Курсовая: Налоги и налоговые реформы в России

Нижегородский Государственный Университет

Им. Н.И.Лобачевского

Экономический факультет

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема : Налоги и налоговые реформы в России

Выполнил :

Нижний Новгород 1998

Содержание

Введение

..........................................................................................

3

1. Понятие налоговой

системы..................................................... 4

1.1 Элементы налога и виды ставок............................................ 5

1.2 Анализ основных видов налогов.......................................... 5

2. Налоги Российской Федерации................................................ 8

2.1 Основы налоговой системы.................................................. 8

2.2 Основные налоги

................................................................. 11

2.2.1 Налог на прибыль..................................................... 11

2.2.2 Налог на добавленную стоимость........................... 18

2.2.3

Акцизы......................................................................

22

2.2.4 Подоходный налог.................................................... 23

2.2.5 Прочие федеральные налоги.................................... 29

3. Анализ действующей налоговой системы............................ 29

4. Направления налоговой реформы......................................... 31

Список используемой литературы............................................. 33

Введение

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство

воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В усло­виях

рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система

является одним из важнейших экономических регуляторов, основой фи­нансово-

кредитного механизма государственного регулирования экономики. Го­сударство

широко использует налоговую политику в качестве определенного ре­гулятора

воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система,

являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того,

насколько правильно построена система налогообложения, зави­сит эффективное

функционирование всего народного хозяйства.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в фи­нансовом

планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок не­правильный

или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма

неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство пред­приятия. С

другой стороны, правильное использование предусмотренных налого­вым

законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и

полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расши­рения

деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет

возврата налоговых платежей из казны.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и

обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими

интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной

под­чиненности, форм собственности и организационно-правовой формы

пред­приятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения

предпринимате­лей, предприятий всех форм собственности с государственными и

местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При

помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, вклю­чая

привлече­ние иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль

пред­приятия. С помощью налогов государство получает в свое распо­ряжение

ре­сурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет

на­логов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые

из­меняют распределение доходов. Система налогового обложения определяет

конечное распределение доходов между людьми.

В условиях перехода от административно-директивных методов управле­ния к

экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора

ры­ночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного

хо­зяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в

раз­витии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно

налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предме­том

дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Сей­час

существует масса всевозможной литературы по налогообло­жению в запад­ных

странах, накоплен огромный многолетний опыт. Но в связи с тем, что налого­вая

система России создается практически заново, сегодня очень мало моно­графий

отечественных авторов по налогообло­жению, в которых можно было бы найти

грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно

российской налоговой системы, отвечающей нашим российским усло­виям.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991

году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о нало­говой

системе. Среди них: "Об основах налоговой системы в Российской Феде­рации",

"О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добав­ленную

стоимость" и другие.

1. Понятие налоговой системы

Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими,

принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:

1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства

соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой

государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так

называемому равенству или неравенству налогообложения.

2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть

точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3) Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда

плательщику удобнее всего оплатить его.

4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и

удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит

казне государства. (Налог может брать и удерживать из кармана народа гораздо

больше, чем он приносит казне, если, например, его сбор требует такой армии

чиновников, жалованье которых будет поглощать значительную часть суммы,

которую приносит налог.)

На основе четырех принципов Адама Смита налогообложения к настоящему времени

сложились два реальных принципа (концепции) налогообложения.

Первый, физические и юридические лица должны уплачивать налоги,

пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично,

что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и

услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих

товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным

образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно

предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким

образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на

поддержание и ремонт этих дорог.

Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями.

Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком

размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на

национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в поддающемся на

первый взгляд оценке случае финансирования автодорог мы обнаруживаем, что

оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы автомобилей извлекают

пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой степени. И те, кто не

имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели, безусловно, значительно

выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Кроме

того, следуя этому принципу, необходимо было бы облагать налогом, например,

только малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они

получают.

Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода,

т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают

и большие налоги и наоборот.

Рациональность данного принципа заключается в том, что существует,

естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на

потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой

степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать

ежемесячно по 500000 руб. у лица получающего 5 млн. руб. дохода вовсе не

значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств

жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 5 000 руб. у

человека с доходом в 50 000 руб. Жертва последнего не только больше, но и

вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители

действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на

товары и услуги первой необходимости, затем на не столь необходимые товары и

т.д.

Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако проблема

заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-

либо возможности платить налоги. Налоговая политика правительства строится в

соответствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости

от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности

правительства в доходах.

Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в

зависимости от экономической и социальной целесообразности.

1.1 Элементы налога и виды ставок

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах

государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания

налогов, т.е. определяются элементы налога.

К ним относятся:

а) субъект налога или налогоплательщик - лицо, на которое законом

возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое

бремя может перекладываться на другое лицо поэтому рассматривают и

б) носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;

в) объект налога - доход или имуществ, с которого начисляется налог

(заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое имущество, товары и

т.д.);

г) источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог;

д) ставка налога - важный элемент налога, который определяет величину

налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной

площади, единица измерения товара и т.д.).

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые

ставки.

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу

обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).

2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к

объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в

СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 %) .

3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по

мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения

налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и

большую его долю.

4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере

роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а

может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

В общих чертах видно, что прогрессивные налоги - это те налоги, бремя

которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные

налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим

незначительными доходами.

По платежеспособности налоги классифицируют на прямые и косвенные.

Прямые налоги прямо взимаются с субъекта налога (подоходный налог с

населения, подоходный налог с предприятий, корпораций, организаций, налоги в

фонд социального страхования и т.д.). Прямые налоги прямо пропорциональны

платежеспособности.

Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные

налоги взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на

добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы

(облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные

пошлины.

1.2 Анализ основных видов налогов

Подоходные налоги. Практика подоходного налогообложения различает валовой

доход, вычеты и облагаемый доход. Валовой доход - это общая сумма доходов,

полученных из различных источников. Законодательно из валового дохода

разрешается вычесть производственные, транспортные, командировочные, рекламные

издержки. Кроме того, к вычетам относятся различные налоговые льготы -

необлагаемый минимум (определенная величина дохода, свободная от налога),

скидка с дохода лиц, имеющих на иждивении детей (в РФ - каждому из родителей на

всех детей, находящихся на иждивении), для инвалидов, льготы предприятиям,

фирмам в виде ускоренной амортизации, освобождения от налогов сумм,

направленных на благотворительные цели и т.п.

Таким образом,

Облагаемый доход = Валовой доход - Вычеты

При подоходном налогообложении чрезвычайно важно рассчитать оптимальные

ставки налогов. Если ставки чрезмерно высоки, то подрывается стимул к

нововведениям, рискованным проектам, в высоких ставках налога таится

опасность снижения трудовой активности людей.

Американские эксперты во главе с профессором Лаффером теоретически доказали,

что при ставке подоходного налога более 50% резко снижается деловая

активность фирм и населения в целом.

Трудно рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную шкалу

налогообложения доходов. Она должна быть откорректирована на практике.

Немаловажное значение в оценке её справедливости имеют национальные,

психологические и культурные факторы. Американцы, например, считают, что при

такой шкале налогообложения, которая существует в Швеции - 75% , в США никто

не стал бы вкладывать капитал в производство. Так, рост производственной

активности в США после налоговой реформы 1986 года в значительной степени

был связан со снижением предельных ставок налогообложения.

Высшая ставка налога должна находиться в пределах 50 - 70% налога.

В подоходном налогообложении различают подоходный налог с населения и

подоходный налог с предприятий, организаций корпораций.

Подоходный налог с населения относится к прямым, в большинстве стран

прогрессивным налогом.

Действующие системы личного подоходного налогообложения несколько сглаживают

неравенство в доходах после вычета налогов. График в несколько

преувеличенном виде показывает, в какой мере прогрессивные ставки налога

могут повлиять на неравенство доходов. Это видно потому, как сужается

площадь, отображающая неравенство доходов: прогрессивное налогообложение

перемещает сплошную линию влево (до пунктирной линии), ближе к линии

равномерного распределения доходов, идущей под углом в 45 градусов.

Линия А отображает неравенство в распределении доходов до уплаты налогов.

Линия Б показывает, что прогрессивные налоги приводят к более равномерному

распределению доходов, остающихся после уплаты налогов. Влияние их

представлено на рисунке, естественно, в преувеличенном виде, чтобы лучше

выявить суть вопроса.

Курсовая: Налоги и налоговые реформы в России

Подоходный налог (налог на прибыль) предприятий, объединений,

организаций, корпораций и т.д. Подоходным налогом облагается балансовая

прибыль. Ставки налогообложения устанавливаются законодательным путем.

В США налогообложение прибыли корпораций регулируется Законом о налоговой

реформе 1986 г. В соответствии с этим законом существенно снижена

максимальная ставка налога на прибыль корпораций и уменьшена степень

прогрессивности налогообложения. Максимальная ставка понизилась с июля 1987

г. с 46% до 40%, а с июля 1988 г. - до 34%. Об изменениях в шкале обложения

подоходным налогом свидетельствует следующая таблица:

Облагаемый налогом Ставки налогообложения

годовой доход до реформы 1986 г. введены в 1988г.

первые $25000 15 15
$25001-$50000 18 15
$50001-$75000 30 25
$75001-$100000 40 34
свыше $100000 46 34

Вместо четырехразрядной шкалы ставок на доходы до 100 тыс. долл.,

действовавшей ранее, с 1988 г. вводятся лишь две ставки - в 15% на первые 50

тыс. долл. и 25% на следующие 25 тыс. долл. Сверх этой суммы действует

максимальная ставка - 34%. Эти изменения уменьшили объем выплачиваемых

корпорациями налогов за 1987-1991 гг. на 116.7 млрд. долл.

Реформой 1986 г. сохранен ряд важных налоговых преференций корпорациям, но

отменена, например, социальная налоговая льгота на новые инвестиции,

действующая в той или иной форме почти во всех развитых капиталистических

странах.

В других странах ставка налога на прибыль предприятий следующие:

Страна Ставка налога (в %) на уровне центрального правительства
Аргентина 33
Бразилия 35

Великобритания

35 (для малых компаний - 25)
Греция 40 (по торговым корпорациям - 46)
Нидерланды 42
Египет 40
Ирландия 50 (для малых компаний - 40)
Португалия 30 - 35
Франция 42
ЮАР 50 (в пром - ти по добыче алмазов - 56)
Япония 35 - 40

Акцизы - вид косвенных налогов, аналогичный налогу с продаж, но

распространяется на избранные товары (сигареты, спиртные напитки, косметика,

услуги по путешествиям, на театральные билеты и т.д.).

Налог на добавленную стоимость. Впервые введен во Франции в 1954 г.

Используется в США, Великобритании и др. Налог на добавленную стоимость

взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства до данной

стадии движения товара, таким образом, в исчислении продажной цены исключается

так называемый «двойной счет». Добавленная стоимость включает заработную плату,

амортизационные отчисления, процент за кредит, прибыль, расходы на

электроэнергию, рекламу, транспорт.

Многие страны используют НДС в качестве важного источника дохода. Следует

отметить, что НДС сдерживает потребление. Можно избежать уплаты НДС,

направляя большую часть средств в сбережения, а не на потребление. Известно

также, что сбережения (средства высвобождаемые из потребления) будут

высвобождать ресурсы из производства потребительских товаров и, таким

образом, сделают их доступными для производства товаров производственного

назначения.

С 1992 года в РФ, вместо налога с оборота, введен налог на добавленную

стоимость, который составлял 28% , а с 1993 года он равен 20% от стоимости

реализованных товаров и услуг.

В 1994 году, кроме налога на добавленную стоимость, введен специальный налог

с предприятий, учреждений, организаций для финансовой поддержки и обеспечения

устойчивой работы предприятий важнейших отраслей в размере 3% от

налогооблагаемой базы, установленной для налога на добавленную стоимость.

2. Налоги Российской Федерации

2.1 Основы налоговой системы

Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в

1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах

налогов. За пять с половиной прошедших лет было много, видимо даже слишком

много, от­дельных частных изменений, но основные принципы сохраня­ются.

Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной практики

установления дифференцированных пла­тежей из прибыли предприятий в бюджет,

были сделаны еще во второй половине 1990—1991 гг. в рамках союзного

государства. Но плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направле­нии

были заменены с 1992 г. более стройной структурой россий­ского налогового

законодательства.

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие

обязательные платежи определяет За­кон РФ "Об основах налоговой системы в

Российской Федерации". К понятию "другие платежи" относятся обязательные

взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд

медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость

определенных товаров, отдельные виды деятельности

налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользова­ние природными

ресурсами, имущество юридических и физиче­ских лиц, передача имущества,

добавленная стоимость продук­ции, работ и услуг и другие объекты.

Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида

только один раз за определенный Законом период налогообложения.

По налогам могут в законодательном порядке устанавливать­ся определенные

льготы. К их числу относятся:

• необлагаемый минимум объекта налога;

• изъятие из обложения определенных элементов объекта на­лога;

• освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или катего­рий плательщиков;

• понижение налоговых ставок;

• вычет из налогового платежа за расчетный период;

• целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания

налогов);

• прочие налоговые льготы.

Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать на­логи российским

законодательством возлагается на налогопла­тельщика. В этих целях

налогоплательщик обязан:

вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной

деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;

• представлять налоговым органам необходимые для исчисле­ния и уплаты налогов

документы и сведения;

• вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого им

заниженного дохода (прибыли), выяв­ленного проверками налоговых органов;

• в случае несогласия с фактами, изложенными в акте провер­ки, произведенной

налоговым органом, представлять пись­менные пояснения мотивов отказа от

подписания этого акта;

• выполнять требования налогового органа об устранении вы­явленных нарушений

законодательства о налогах.

Следует отметить еще одно обстоятельство. Правительство Российской Федерации

участвует в координации налоговой по­литики с Белоруссией, с другими

государствами, входящими в Содружество Независимых Государств, а также

заключает меж­дународные налоговые соглашения об избежании (устранении)

двойного налогообложения с последующей ратификацией этих соглашений

Государственной Думой Федерального Собрания. Если международными договорами

Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем те, которые

со­держатся в законодательстве Российской Федерации по налого­обложению, то

применяются правила международного договора. Законом "Об основах

налоговой системы в Российской Федера­ции" введена трехуровневая система

налогообложения предпри­ятий, организаций и физических лиц.

• Первый уровень — это федеральные налоги России. Они действуют на территории

всей страны и регулируются общерос­сийским законодательством, формируют

основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные

ис­точники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов

субъектов Федерации и местных бюджетов.

• Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги

краев, областей, автономной области, автоном­ных округов. Для краткости в

дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами. Этот последний

термин был введен в на­учный оборот нами еще несколько лет назад. Сейчас он

"узако­нен", поскольку используется в проекте Налогового Кодекса Рос­сийской

Федерации. Региональные налоги устанавливаются пред­ставительными органами

субъектов Федерации, исходя из обще­российского законодательства. Часть

региональных налогов отно­сится к общеобязательным на территории РФ. В этом

случае ре­гиональные власти регулируют только их ставки в определенных

пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

• Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов,

поселков и т.д. В понятие "район" с позиций налого­обложения не входит район

внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и

Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и

местных налогов.

Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в

федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: налог на добавленную

стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, подоходный

налог с физи­ческих лиц, таможенные пошлины. Перечисленные пять нало­гов

создают основу финансовой базы государства.

Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит на­лог на имущество

юридических лиц. В основном это соответст­вует мировой практике, с той

разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом на

имущество юри­дических лиц и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего

это один налог, хотя в некоторых странах имеется и такая практика, как в

России. Очень сильно поддерживает финансо­вую базу региональных бюджетов

целевой налог на нужды учре­ждений народного образования. Именно он дает

необходимые средства для развития на региональном уровне этой отрасли.

Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают: налог на имущество

физических лиц, земельный налог, налог на рекламу, налог на содержание

жилищного фонда и социально-культурной сферы и далее — большая группа прочих

местных налогов.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран,

предусматривает, что региональные и мест­ные налоги служат лишь добавкой в

доходной части соответст­вующих бюджетов. Главная часть при их формировании —

это отчислением от федеральных налогов.

Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном

проценте на долговременной основе по­ступают в нижестоящие бюджеты. Такие

налоги, как гербовый сбор, государственная пошлина, налог с имущества,

переходя­щего в порядке наследования или дарения, имея федеральный статус,

обычно полностью зачисляются в местные бюджеты.

Налог на прибыль предприятий и организаций в твердой до­ле: 13% + 22% делится

соответственно между федеральным и региональными бюджетами, а из последних

перечисляется в ме­стные бюджеты.

Акцизы, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц

распределяются между бюджетами, причем в зависимости от обстоятельств,

включая финансовое положение отдельных территорий, проценты отчислений могут

меняться. Нормативы утверждаются ежегодно при формировании феде­рального

бюджета.

Налог на имущество юридических лиц является региональ­ным налогом. Но

законодательно установлено, что половина его поступлений направляется в

местные бюджеты,

Финансовое обеспечение социально-экономического разви­тия территорий

предусмотрено Законом РФ от 15 января 1993 г. № 4807—1 "Об основах

бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов

представительных и испол­нительных органов государственной власти республик в

составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев,

областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления".

Отмечается, что уровень закрепленных доходных источников должен составлять не

менее 70% доходной части минимального бюджета субъекта Федерации, а при

отсут­ствии возможности такого обеспечения в связи с недостаточно­стью и

закрепленных и регулирующих доходов — не менее 70% доходной части без учета

дотаций и субвенций. Минимальный бюджет — это расчетная на очередной период

сумма доходов консолидированного бюджета нижестоящего уровня, покры­вающая

гарантируемые вышестоящим органом власти мини­мально необходимые расходы, часть

которых в случае недоста­точности закрепленных доходов покрывается отчислениями

от регулируемых доходов, дотациями и субвенциями.

Бюджетная система дополняется государственными внебюд­жетными фондами,

доходная часть которых формируется за счет обязательных целевых отчислений. По

своей социально-экономической сущности отчисления во внебюджетные фонды носят

сугубо налоговый характер. Источником этих отчисле­ний, как и налогов, служит

произведенный валовой внутрен­ний продукт (ВВП). Отчисления привязаны к фонду

оплаты труда и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Каждый

работодатель отчисляет от фонда оплаты труда 28% в Государственный пенсионный

фонд, 5,4% — в Фонд социаль­ного страхования, 1,5% — в Фонд занятости, 3,6% — в

Фонд обязательного медицинского страхования, а каждый работник отчисляет от

своих заработков 1% в Государственный пенси­онный фонд РФ.

Налоговая система Российской Федера­ции сегодня дополняется системой

государственных целевых внебюджетных фондов. Самый крупный и значимый из них —

Государственный пенсионный фонд. Обязательные платежи в эти фонды по своей

социально-экономической сущности имеют характер налогов, но, несмотря на

обязательность отчислений и сборов туда, многие предприятия и организации от

них уклоня­ются, порой самым простейшим способом: не встают там на учет в

качестве плательщиков. В отличие от Государственной налоговой службы эти фонды

не имеют серьезных методов кон­троля за плательщиками и воздействия на них.

Думается, что в перспективе трехуровневая система налогов должна

вобрать в себя все без исключения обязательные платежи, распределив их по

различным бюджетам.

Каждому органу управления трехуровневая система налогооб­ложения дает

возможность самостоятельно формировать доход­ную часть бюджета исходя из

собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет

(регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов

хозяй­ственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости,

внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти

полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как

доходной, так и расходной его частей.

Таким образом, Россия, переходя к рыночным отношениям, внедрила у себя

налоговую систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных

федеративных государствах. По ряду параметров можно наблюдать сходство с США

и Гер­манией при сохранении некоторых специфических российских особенностей.

2.2 Основные налоги

Рассмотрим подробно наиболее важные виды налогов:

2.2.1 Налог на прибыль

Одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных

и местных бюджетов служит налог на при­быль предприятий и организаций.

За пять с половиной лет роль и значение его несколько менялись, но независимо от

этого он входил и продолжает быть одним из двух основных налогов.

Налог регламентируется Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и

организаций". Налог является прямым, его сумма зависит от конечного

финансового результата предприятия-налогоплательщика. А плательщики — все

предприятия и орга­низации, в том числе и бюджетные, являющиеся юридическими

лицами по законодательству РФ, включая предприятия с ино­странными

инвестициями, международные объединения и орга­низации, осуществляющие

предпринимательскую деятельность, филиалы и другие аналогичные подразделения,

имеющие от­дельный баланс и расчетный счет, иностранные фирмы, осуще­ствляющие

предпринимательскую деятельность на территории России.

С 1994 г. плательщиками налога на прибыль стали коммер­ческие банки и иные

кредитные учреждения, на деятельность которых два предыдущих года

распространялся Закон РФ "О налоге на доходы банков".

Объектом обложения является валовая прибыль, уменьшенная (или

увеличенная) в соответствии с положениями Закона "О на­логе на прибыль

предприятий и организаций". Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли

(убытка) от реализации про­дукции (работ, услуг), основных фондов, иного

имущества пред­приятия и доходов от внереализационных операций, уменьшен­ных на

сумму расходов по этим операциям. Прибыль от реали­зации продукции (работ,

услуг) определяется как разница между выручкой без налога на добавленную

стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в

себе­стоимость продукции. Перечень затрат, включаемых в себестои­мость,

установлен Положением о составе затрат по производству и реализации продукции

(работ, услуг), включаемых в себестои­мость продукции (работ, услуг), и о

порядке формирования фи­нансовых результатов, учитываемых при налогообложении

при­были[1].

Предприятия и организации, поставляющие свою продукцию на экспорт, при

исчислении прибыли из выручки от реализации продукции исключают экспортные

тарифы.

При определении прибыли от реализации основных фондов или другого имущества

учитывается превышение продажной це­ны над первоначальной или остаточной

стоимостью фондов или имущества, увеличенной на индекс инфляции.

В состав доходов от внереализационных операций включа­ются: доходы от

долевого участия в деятельности других пред­приятий, от сдачи имущества в

аренду, дивиденды по акциям, облигациям и другим ценным бумагам и пр. Сюда же

входят суммы средств, полученные безвозмездно от других предприятий при

отсутствии совместной деятельности (так называемая фи­нансовая помощь).

Либерализация внешнеэкономической деятельности привела к тому, что

предприятия часто получают доходы в свободно конвертируемой валюте. В этом

случае они подлежат налогооб­ложению по совокупности с выручкой, полученной в

рублях. При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются в руб­ли по

курсу Центробанка РФ, действовавшему на день опреде­ления предприятием

выручки от реализации продукции.

Для целей налогообложения валовая прибыль уменьшается на суммы рентных

платежей, вносимых в бюджет из прибыли; доходов от долевого участия в

деятельности других предприятий, кроме доходов, полученных за пределами

Российской Федера­ции; доходов казино, видео салонов, от проката видео- и

аудиокассет, от игровых автоматов с денежным выигрышем; прибыли от проведения

массовых концертно-зрелищных мероприятий, прибыли от посреднических операций

и сделок. Перечисленные виды налогов облагаются отдельно. Бюджетные

учреждения и некоммерческие организации, имеющие доходы от

предприни­мательской деятельности, вносят налог с получаемой от такой

деятельности суммы превышения доходов над расходами.

При исчислении прибыли для целей налогообложения наибо­лее важно правильно

определить себестоимость продукции (работ, услуг). Опыт работы Государственной

налоговой инспекции по г. Москве свидетельствует, что именно здесь финансовыми

и бухгалтерскими службами предприятий допускается наибольшее количество ошибок,

выявляемых при документальных проверках. Здесь же допускают умышленные

искажения те, кто пытается уй­ти от налогообложения, ведь любое завышение

себестоимости снижает базу обложения налога на прибыль. Не все фактические

затраты, произведенные предприятием, можно включать в себе­стоимость продукции

(работ, услуг). Некоторые виды затрат мож­но производить только из прибыли,

остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов. Некоторые затраты

включа­ются в себестоимость, но не целиком, а лишь в пределах утвер­жденных

нормативов. Примером последних являются командиро­вочные расходы,

представительские расходы и т. п. В себестоимость продукции (работ, услуг)

включаются:

затраты, непосредственно связанные с производством про­дукции (работ,

услуг), обусловленные технологией производ­ства;

• затраты, связанные с использованием природного сырья, зе­мель, древесины,

воды и т. д.;

• затраты на подготовку и освоение производства;

• затраты некапитального характера, связанные с совершенст­вованием

технологии и организации производства, с улуч­шением качества продукции;

• затраты на проведение опытно-экспериментальных работ, изобретательскую и

рационализаторскую работу;

• затраты по обслуживанию производственного процесса.

Сюда входят расходы по обеспечению производства сырьем, материалами,

топливом, энергией, инструментами и пр., по поддержанию в рабочем состоянии

основных производственных фондов — технический осмотр, ремонт, по обеспечению

выпол­нения санитарно-гигиенических требований, нормальных усло­вий труда и

техники безопасности;

• текущие затраты, связанные с эксплуатацией фондов приро­доохранного

назначения: очистных сооружений, фильтров, золоуловителей, расходы по очистке

сточных вод, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, другие виды

текущих природоохранных затрат. Особо надо сказать о пла­тежах за выбросы или

сбросы загрязняющих веществ в при­родную среду. За предельно допустимые

выбросы платежи

осуществляются за счет себестоимости продукции, а за их превышение — за счет

прибыли, остающейся после уплаты налогов;

• затраты, связанные с управлением производством. Сюда от­носится содержание

аппарата управления, включая матери­ально-техническое и транспортное

обслуживание его дея­тельности, а также содержание и обслуживание технических

средств управления; вычислительных центров, узлов связи, средств сигнализации

и т. д., расходы на командировки, оп­лата информационных, консультационных и

аудиторских ус­луг, услуг сторонних организаций по управлению производ­ством,

если штатным расписанием не предусмотрены какие-либо функциональные службы,

представительские расходы. В состав себестоимости из числа расходов на

управление нельзя включать затраты, связанные с ревизией финансово-

хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия, проводимой по

инициативе одного из участников или собст­венников этого предприятия. Не

включаются также затраты по созданию и совершенствованию систем и средств

управ­ления, это ложится на собственную прибыль;

затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;

• затраты по транспортировке работников к месту работы и обратно в

направлениях, где отсутствует транспорт общего пользования;

• выплаты, предусмотренные законодательством о труде;

• отчисления на государственное социальное страхование, пенсионное

обеспечение, в государственный фонд занятости, в фонд обязательного

медицинского страхования, в специ­альные отраслевые и межотраслевые

внебюджетные фонды;

• платежи по кредитам банков в пределах ставки, установлен­ной

законодательством. Платежи по кредитам сверх этих ставок относятся на

финансовые результаты;

• оплата услуг кредитных учреждений по выдаче сотрудникам заработной платы,

осуществлению торгово-комиссионных (факторинговых) операций;

• затраты, связанные со сбытом продукции: упаковка, хране­ние, погрузка,

транспортировка, реклама в пределах установ­ленных норм, участие в выставках,

ярмарках и т. д.;

• затраты на воспроизводство основных производственных фондов, включаемые в

себестоимость продукции в форме амортизационных отчислений на полное

восстановление;

• износ по нематериальным активам;

• налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в

соответствии с установленным законода­тельством порядком.

Помимо некоторых видов затрат, отмеченных выше, не под­лежат включению в

себестоимость продукции (работ, услуг) рас­ходы, не связанные непосредственно с

производством продукции. Это работы по благоустройству территории, оказанию

помощи сельскому хозяйству, строительству, оборудованию и содержа­нию

культурно-бытовых объектов, оказанию помощи или уча­стию в деятельности других

предприятий и организаций.

Современное предприятие может не только получать доходы в иностранной валюте,

но и нести расходы в валюте. Они в пре­делах перечисленных выше статей

учитываются в составе себе­стоимости продукции. Основной вопрос здесь —

определить точно день расходов, так как они тоже пересчитываются в рубли по

курсу Центробанка. При приобретении за иностранную ва­люту материальных

ценностей берется курс Центробанка на дату оприходования их в бухгалтерском

учете, а при импортных опе­рациях датой служит день составления грузовой

таможенной декларации. Расходы по оплате каких-либо выполненных для

предприятия работ или услуг, произведенные в иностранной ва­люте,

пересчитываются в рубли по курсу на дату составления актов принятия работ

(услуг). Если в иностранной валюте вы­плачена заработная плата, берется курс

валют на последний ка­лендарный день того периода, за который она начислена.

Затра­ты, произведенные за счет средств, выданных под отчет, пере­считываются

в рубли по курсу, установленному на день утвер­ждения авансового отчета.

За пять лет ставка налога на прибыль предприятий и органи­заций несколько раз

претерпевала изменения. Первоначально при принятии соответствующего Закона

она была установлена в размере 32%, а для посреднической деятельности — 45%.

Так она функционировала в 1992—1993 гг. Напомним, что кредит­ные учреждения

платили вместо налога на прибыль налог на доходы банков. В 1994 г. и ставки,

и механизм взимания налога на прибыль подверглись переменам. Налог на доходы

банков был отменен и кредитные учреждения стали вносить в бюджет налог на

прибыль. Этот налог как бы раздвоился и стал состоять из двух частей:

федеральной и региональной. Было установлено, что 13% прибыли любого

предприятия независимо от формы собственности и подчиненности поступает в

федеральный бюд­жет. Региональные власти могут установить налог еще в

пределах 25%. Если они не примут решения, то налог на прибыль в региональные

и местные бюджеты взимается по ставке 22%. Та­ким образом для предприятия

данный налог повысился с 32% в 1993 г. до 35—38% в 1994 г. В следующем году

произошли новые уточнения. Теперь законодательные органы субъектов Федера­ции

могут устанавливать ставку налога на прибыль не выше 22%. Практически

повсеместно в Российской Федерации общая ставка налога составляет в настоящее

время 35% (13+22). Более высокие ставки применяются к банкам, биржам,

брокерским конторам и прибыли от посреднической деятельности. Для них ставка

регионального налога может быть установлена до 30%, а общая ставка —до 43%.

Отдельные виды прибыли, получаемой юридическими лица­ми, облагаются особо.

Так, прибыль от дивидендов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным

бумагам, выпущенным в Российской Федерации, облагается по ставке 15%. Этот

размер ставки применяется к прибыли от долевого участия в других

предприятиях, созданных на территории Российской Федерации.

Доходы от игорного бизнеса, включая игровые автоматы, об­лагаются по ставке

90%, прибыль видео салонов — 70%.

Сумма прибыли, полученная за пределами Российской Фе­дерации, включается в

общую сумму прибыли, подлежащую на­логообложению. В состав затрат, имевших

место для получения дохода за границей, включается и сумма уплаченного там

налога на прибыль. Но при этом размер засчитываемой суммы не мо­жет превышать

сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в Российской Федерации по прибыли,

полученной за границей.

Налог на прибыль предприятий и организаций, оставаясь сугубо федеральным,

играет важную роль в регулировании всей бюджетной системы страны. С самого

начала он был определен в качестве регулирующего источника доходов.

Отчисления от него направлялись в бюджеты субъектов Федерации и местные

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.