РУБРИКИ |
Курсовая: Особенности экономического кризиса в России |
РЕКЛАМА |
|
Курсовая: Особенности экономического кризиса в РоссииКурсовая: Особенности экономического кризиса в РоссииАстраханский государственный технический университет Институт экономики Кафедра экономической теории
Курсовая работапо экономической теории на тему: «Особенности экономического кризиса в России» Научный руководитель: асс. Лебедев О.Н Выполнила: ст-тка. Гр** ****. Астрахань 2003 г.
Kurze InhaltsangabeDas Thema meiner Kursarbeit ist "Die Besonderheiten der Wirtschaftskrise in Rußland". Diese Ereigniss fordert die objektive und tiefe Analyse. Die allseitige wissenschaftliche Forschung ist dafür notwendig, um diese kränkliche Phase in der Entwicklung der öffentlichen Produktion richtig zu bewerten, sichen und die wirksamen Mittel nach der Beschränkung ihrer Dauer und der Verluste zu produzieren und zu verwenden, die Wege des Ausweges aus der Situation für den nachfolgenden Aufstieg der Ökonomik zu finden. Im ersten Kapitel sind die theoretischen Fragen des Begriffes der Wirtschaftskrise untersucht. Im zweiten Kapitel sind die Wirtschaftskrise in Rußland, die Gründe der Krise und seine Besonderheiten untersucht. Im dritten Kapitel sind den Einfluß der Wirtschaftskrise untersucht, und es sind die Wege des Ausweges angeboten. Содержание: I. Теоретические аспекты экономических кризисов 5 1.1 Теория экономического цикла.. 5 1.1.4 Нециклические колебания.. 9 1.1.5 Антициклическое регулирование. 10 1.1.6 Специфика цикличности развития в конце XX в. 12 1.2 Теоретические основы кризиса.. 13 1.3 Классификация кризисов. 13 По масштабам нарушения равновесия в хозяйственных системах. 13 По регулярности нарушения равновесия в экономике. 15 По характеру нарушения пропорций воспроизводства. 16 1.4 Факторы, влияющие на течение кризисов. 16 1.5 Воздействие кризисов на экономику.. 18 II. Экономический кризис в России.. 20 2.1 Трансформационный спад.. 20 2.2 Экономические преобразования в России.. 21 2.4 Причины кризиса в России.. 28 2.5 Особенности экономического кризиса в России.. 30 III. Влияние кризиса и выход из ситуации.. 36 3.1 Достижения и проблемы экономических реформ.. 36 3.2 Положительное влияние кризиса на экономику России 39 3.3 Пути выхода из кризиса.. 41 Список использованной литературы... 45
Введение.Кризис экономики чреват полной хозяйственной разрухой и усилением деградации общества. Поэтому требуется объективный и глубокий анализ данного явления, приобретшего в переходный период новые черты. Всестороннее научное исследование необходимо для того, чтобы правильно оценить эту болезненную фазу в развитии общественного производства, выработать и применить надежные и эффективные меры по ограничению ее продолжительности и потерь, найти пути выхода из ситуации для последующего подъема экономики. Решению таких задач поможет, в частности, выяснение закономерностей и взаимосвязей кризисов в производственной, научно-технической и социокультурной сферах, политических и государственно-правовых отношениях, экологии. Необходимость учета взаимодействия кризисов в экономике и других сферах. Ориентирами в этом могут служить следующие их свойства: всеобщность, неизбежная в цикличной динамике всех элементов общества. Периодические кризисные потрясения - закономерность живой и неживой природы; полезность. Это кажется абсурдным, и тем не менее кризисы подрывают основу устаревших систем или их элементов, расчищают дорогу для новых поколении людей и машин, технологических и экономических укладов, политического устройства; многофакторность и многомерность, вызываемые множеством переплетающихся факторов, которые в зависимости от ситуации поочередно выходят на первый план. Кризисы охватывают различные стороны системы, их нельзя определить и измерить одним обобщающим показателем, а потому требуется совокупность подходов, чтобы получить верный ориентир. И хотя возможна их классификация, не найти двух тождественных потому требуется совокупность подходов, чтобы получить верный ориентир. И хотя возможна их классификация, не найти двух тождественных кризисов; взаимодействие, проявляющееся в разных аспектах. Кризисные фазы циклов неодинаковой длительности накладываются друг на друга, резонируют, углубляют потрясения общества. Взаимовлияние испытывают смежные сферы. Так, экономический кризис обычно сопряжен с технологическим, на него оказывают негативное воздействие кризисы экологические, социокультурные, политические, государственно-правовые; заканчиваемость, которая может стать переходом к оздоровлению общества и экономики либо заменой их одной или несколькими более жизнеспособными системами; прогнозируемость. Обычно кризисы, особенно экономические, неожиданны, только задним числом выясняют и доказывают их неизбежность. Тем не менее, познав циклично-генетические закономерности динамики общества, логику смены циклов, можно предвидеть сроки наступления и характер кризиса.
I. Теоретические аспектыпонятия экономический кризис 1.1 Теория
|
Год Показатель | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 |
2.6 | 2,6 | 9,4 | 3,2 | 2.3 | 1,2 | 1,1 | 1,8 |
В конкретно российских условиях иначе и быть не могло. Катастрофическое
падение производства, вытеснение российских товаров импортными, снижение
уровня жизни народа и усиление дифференциации в уровнях доходов различных
слоев населения - эти и многие другие факторы привели к тому, что чисто
монетаристское воздействие на ценообразование очень быстро исчерпало себя:
оно приглушило инфляцию в 1995 - 1997 гг. но не остановило ее.
Сжатие денежной массы привело к сокращению до минимума оборотных средств
предприятий, что в свою очередь вызвало расцвет торговли на первобытной
основе — натуральный обмен товара на товар. Он явился удобным средством ухода
от налогообложения и формой криминального бизнеса. Денежный рынок в 90-е годы
испытывал не меньшие потрясения, чем товарный. Денежно-кредитная и финансовая
политика государства трижды устраивала обвалы на денежном рынке: в 1992 г. в
инфляционном пожаре были уничтожены практически все личные сбережения
населения; в 1995 г. рухнули все частные финансовые пирамиды, значительная
часть населения вновь оказалась ограбленной; 17 августа 1998 г. - новый
острейший финансовый кризис, который нарушил все формы макроэкономического
равновесия. Проводившаяся в 1992 - 1998 гг. политика открытого национального
рынка России перед мировым рынком, политика свободной конвертируемости рубля
на основе плавающего курса валют привели к вытеснению с национального рынка
отечественных товаров, сделали страну зависимой от кредитов международных
финансовых организаций, породили астрономический государственный долг,
практически развалили рублевое денежное обращение внутри страны и вызвали
колоссальный опок -настоящее бегство - капитала за границу. В экономической
литературе фигурируют различные величины украденных у России финансовых
средств - 150, 300 и даже 800 млрд. долл. Но все признают очевидное: общая
величина российских капиталов, осевших за рубежом, практически сравнялась с
суммой внешнего долга страны и достигла четверти ВВП.
Драматичную картину оттока капитала из России дополняет процесс долларизации
экономики внутри страны: возникло такое финансовое явление, когда население
страны избавляется от рублевой наличности, скупая на нее иностранную валюту,
и прежде всего доллары. Самые приблизительные расчеты показывают, что к 1999
г. объем наличной массы долларов внутри России превышал (и превышал
значительно - в 4 - 5 раз!) объем наличной рублевой массы внебанковской
системы.
Утвержденный федеральный бюджет России на 1999 г. по доходам составил 473, 6
млрд. руб., исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме 4000 млрд. руб. и
уровня инфляции 30%. При этом курс рубля был просчитан на уровне 21,5 руб. за
доллар; следовательно, в долларовом выражении бюджет составил сумму в 22
млрд. долл. Таковы результаты либеральной денежно-кредитной и финансовой
политики России в 90-е годы.
Особое внимание в процессе экономических преобразований в России уделялось
приватизации - передаче части государственных предприятии в частную
собственность.
Всего за 1992-1997 гг. изменили форму собственности 129,5 тыс. предприятий
(объектов). Наиболее интенсивно процесс приватизации шел в 1993 г., когда
было приватизировано 42 924 предприятия, И 1994 г., когда было
приватизировано 21 905 предприятий. В последующие годы темпы приватизации
снизились: в 1995 г. — 10 152, в 1996 г. - 4997 и в 1997 г. - 2743
предприятия.
Итоги приватизации в России не оправдали надежд, которые на нее возлагались.
Решения о приватизации принимались не демократично, а директивно, т. е. не
трудовыми коллективами, которые хорошо знали специфику своего предприятия, а
Госкомимуществом.
Преобразование отношений собственности шло только в одном направлении -
государственная форма превращалась в частную. Все другие формы собственности
игнорировались. Российская модель приватизации совершенно не учитывала
экономическую и социальную эффективность деятельности приватизируемых
предприятий.
В основу оценки имущества приватизируемых предприятий была положена
остаточная стоимость основных фондов. При этом остаточная стоимость основных
фондов оценивалась на базе оптовых цен 80-х годов. Все это привело к тому,
что в условиях инфляции предприятия продавались за бесценок.
Так происходит всегда и везде, где нарушаются принципы оптимального сочетания
в использовании всех форм собственности — частной и государственной,
индивидуальной и коллективной, национально-общенародной и смешанной. Мелкие и
средние предприятия в сфере услуг, в розничной торговле и т.п. требуют иной
формы собственности, чем предприятия-гиганты в металлургии, машиностроении
или на железнодорожном транспорте.
Важным направлением экономических преобразований в России было формирование
рынка и рыночной структуры на основе разгосударствления и демонополизации
экономики. В конкретно российских условиях это привело к тому, что
государство оказалось отстраненным от важнейших процессов управления
экономикой на макроэкономическом уровне, а его место занял монополизм худшего
вида - всевластие корпорации. Государственная власть в этих условиях
оказалась слабой, а обогащение олигархии, ее всемерное усиление интенсивно
пошло через спекулятивную финансовую систему и криминальные операции.
Опыт реформирования в России позволяет извлечь следующие уроки:
1. Опыт экономических преобразований в России еще и еще раз подтвердил
очевидную истину: учиться у других народов полезно и нужно, но национальную
экономику надо развивать и реформировать по-своему. Без учета национальных,
государственных и социальных особенностей России все реформы, проводимые по
эталонам чужеземного образца, обречены на провал.
2. При дальнейшем развитии социально-экономических преобразований в
России следует учитывать, что в 90-е годы была разрушена вся государственная
система управления экономикой, в том числе был ликвидирован государственный
монополизм, на его место пришла не конкуренция, а монополия корпораций,
которая ведет бесконечную гонку повышения цен и одновременно сокращает
производство. В этих условиях необходима такая организация нормального рынка,
которая не знала бы всевластия и беспредела корпоративно-мафиозного
монополизма. В современных условиях России нужна такая организация рыночного
хозяйства, которая служила бы интересам государства, народа, а не интересам
олигархов. Не криминально-спекулятивный, а созидательно-регулируемый рынок
нужен современной России.
3. В России на современном этапе ее развития исключительное значение
приобретает инфляция издержек. Ценой лишения материального благополучия
громадных слоев населения (низкий уровень пенсий и заработной платы, их
несвоевременная выплата, отставание темпов роста заработной платы от темпов
инфляции) государству в отдельные периоды удавалось приостановить рост
инфляции спроса, но инфляция издержек и ныне процветает. Монопольные цены
корпораций на нефть, газ, энергоносители растут уверенными темпами. Чисто
монетаристские мероприятия по борьбе с инфляцией не дают должного эффекта по
увеличению инвестиционного спроса и роста производства. В этих условиях
назрела объективная необходимость установить над естественными монополиями
более жесткий государственный контроль, а в целом ряде случаев осуществить
национализацию этих корпораций. В нормальной социально ориентированной
рыночной экономике национализация и денационализация (в том числе
приватизация) - равноправные экономические процессы, которые имеют одинаковое
право на реальное воплощение.
4. В процессе реформирования нарушенной оказалась воспроизводственная
структура экономики России: доля добывающих отраслей растет, доля
перерабатывающих отраслей падает (они буквально раздавлены импортной
продукцией). Высокотехнологичные отечественные производства погибают. Страна
превращается в сырьевую полуколонию, поставляющую на мировой рынок дешевые
газ, нефть, лес, рыбу, меха и другую сырьевую продукцию. Рано или поздно
государству Российскому неизбежно придется устранять чисто сырьевой аспект
развития отечественной экономики, если страна хочет остаться в ряду развитых
стран мира.
5. Ключевой проблемой экономических преобразований в современной России
становится вопрос о том, как остановить падение производства, не ввергая
страну в новый виток инфляции. Новейшая мировая история не знала еще примеров
спада производства на протяжении 10 лет. Историческая перспектива России
должна состоять в том, чтобы уже в самое ближайшее время поднять экономику из
руин реформаторства, реально начать заботиться о национальной безопасности
страны и позитивно решить целый ряд социальных проблем.
Во-первых, в это время не был преодолен кризис недопроизводства.
1999 г. валовой внутренний продукт составил к уровню 1990 г. (равен 100%)
только 59%, объем промышленного производства— 50% и объем продукции сельского
хозяйства — 57%. Все это сказалось на положении экономики России в системе
международных координат. По величине создаваемого ВВП наша страна замыкает
десятку крупнейших стран мира, а. по размеру ВВП на душу населения опережаем
Индию и Китай, но отстаем от таких латиноамериканских стран, как Мексика и
Бразилия; по объему промышленного производства Россия находится на 5 месте в
мире (после США, Японии, Китая, Германии), однако в расчете на каждого
жителя она входит во вторую десятку.
Во-вторых, внешне наблюдаемое течение кризиса недопроизводства несколько
изменилось. С одной стороны, в результате быстрого инфляционного роста цен
покупательная способность населения резко снизилась и стала отставать от
предложения товаров и услуг. С другой же стороны, отечественное производство
предметов потребления непрерывно падало. Покупательский спрос в значительной
мере покрывался за счет импорта зарубежных товаров. С 1992 по 1998 г,
товарные ресурсы для розничного товарооборота за счет собственного
производства снизились с 77 до 52% всего объема таких ресурсов.
В-третьих, если на Западе во время кризисов государство резко усиливает свое
воздействие на спрос и предложение, то в России особенно в 1992—1996 гг.)
государство самоустранилось от активного противодействия спаду отечественного
производства. Ставка делалась на стихийный рынок. Но этот расчет себя не
оправдал.
Причины социально-экономического кризиса в России можно разделить на три
основные группы:
1. Причины, которые были унаследованы Россией от бывшего СССР.
Перечень причин:
1. почти полное или тотальное огосударствление экономики, и,
соответственно, собственности;
2. наличие глубоких диспропорций в экономике (76 % средств производства и
24% средств потребления);
3. антидемократический характер в государственном управлении
собственностью и экономики, т.е. абсолютное преобладание командно-
административных рычагов в управлении;
4. концентрация 96% всей собственности в руках всесоюзных министерств и
ведомств;
5. отчуждение трудящихся от средств производства и результатов труда, от
самого процесса труда, что проявлялось, прежде всего, в отсутствии
действенных стимулов к труду, к господству "уравниловки";
6. чрезмерная централизация при перераспределении национального дохода
через государственный бюджет;
7. процветала политика ограбления села, которая выражалась в
перекачивании значительной части созданного здесь национального дохода в
пользу промышленности, прежде всего через механизм цен;
8. огромный физический (около 60%) и моральный износ (около 90%) основных
фондов, низкая производительность труда.
2. Те причины, которые вызваны действиями "реформаторов" в 90-е гг.
1. разрыв хозяйственных связей со странами бывшего СССР;
2. отсутствие научно обоснованной стратегии трансформации
административно-командной системы в более развитую и совершенную
экономическую систему;
3. упразднение государственного управления и активное внедрение рыночных
рычагов, которые использовались в развитых странах мира почти столетие назад;
4. доминирование идеологии свободной рыночной экономики в законодательных
органах;
5. политика шоковой либерализации цен и ликвидация трудовых сбережений;
6. отсутствие комплексной военно-технической политики государства;
7. принятие многочисленных законов, постановлений, распоряжений
правительства, которые в результате непосильного налогового пресса поставили
в невыгодное положение производителя и в привилегированное положение
посредника;
8. отсутствие надежной финансово-банковской системы, госконтроля за
деятельностью коммерческих банков;
9. бездумное воплощение программ западных экспертов в практику, в том
числе различных международных экономических организаций, напр., мирового
банка;
10. мафиозно-номенклатурный характер разгосударствления и приватизации;
11. массовый отток капитала за границу;
12. отсутствие необходимого инвестиционного климата;
13. чрезмерное расширение управленческого аппарата;
14. чрезмерный налоговый пресс.
3. Эти причины связанные с сущностью трансформации существующей в
стране экономической системы, спецификой переживаемого переходного периода,
который, как свидетельствует опыт других стран, развивается в форме различных
глубинных кризисов, потрясений.
Спад производства в СССР (России) начался уже в 1991 г. Однако экономического
кризиса в точном научном понимании в тот период еще не было. Дело в том, что
тогда происходили явления, диаметрально противоположные кризису: спрос
намного превышал предложение, усиливался товарный голод. Спад в тот период
возник не из-за превышения производства над спросом, а из-за разрыва
хозяйственных связей, вызванного развалом СЭВ, а затем - разрушением СССР.
Кризис в полном смысле этого слова начался в 1992 г., когда появились
трудности со сбытом продукции и неплатежи. Уже весной 1992 г. размер
неплатежей оказался столь значительным, что создалась угроза полной остановки
производства. Правительство вынуждено было пойти на проведение взаимозачетов
на основе централизованных кредитов. С 1992 г. до настоящего времени
состояние российской экономики отвечает всем критериям экономического
кризиса: усиливаются трудности с реализацией продукции, растут неплатежи (на
конец 1997 г. они превысили 700 трлн. руб.), снижается рентабельность
продукции, растет число убыточных предприятий, повышается уровень безработицы
и т. д.
Кризис в России имеет существенные отличия от обычных кризисов, свойственных
капиталистической экономике:
- Он начался не в результате экономического подъема и превышения растущего
производства над неуспевающим за ним спросом, а в период падения производства
вследствие того, что спрос резко упал, стал меньше предложения и затем
снижался быстрее падения производства.
- Он возник не в капиталистической экономике, а в переходной к
капиталистической.
- По своим масштабам российский кризис превзошел все имевшие место в истории
экономические кризисы в капиталистических странах.
- В экономике России не наблюдается массового обновления основного капитала.
Напротив, идет постоянное сокращение производственных инвестиций, которые
уменьшились уже более чем в 6 раз. Это говорит о том, что необходимые
предпосылки выхода страны из кризиса не создаются, что в ближайшее время не
стоит рассчитывать на экономический подъем и что выход из экономического
спада при сохранении сложившихся тенденций будет очень затяжным.
Основной причиной, вызвавшей экономический кризис, является проведенная
рыночная реформа - не только хронологически, не только по форме, но и по
существу. Ведь сущность реформы состояла в переходе к капиталистическому
обществу в сжатые сроки. Следовательно, в считанные годы требовалось создать
класс буржуазии, который должен был стать новым хозяином производства. (То,
что в западных странах происходило в течение столетий). Это предполагало
коренное перераспределение национального богатства и национального дохода в
пользу буржуазии, за счет всего народа. Результатом его стало резкое
сокращение покупательной способности сбережений и доходов трудящихся и
невиданное обогащение (за счет приватизации, роста цен, теневой деятельности
и пр.) класса новых капиталистов.
Доходы же трудящихся формируют платежеспособный спрос на товары массового
повседневного спроса. В результате реформы он резко сократился и продолжает
падать, поскольку доля трудящихся в общей сумме доходов населения постоянно
снижается. (Так, если в 1992 г. доля заработной платы в сумме доходов
населения составляла 70 %, а предпринимательского дохода и дохода от
собственности - 16 %; то в 1996 г. эти величины соответственно составили 34 %
и 52 %)
Снижение покупательной способности трудящихся ведет к сужению емкости
внутреннего рынка и вызывает “перепроизводство”. В этом и состоит суть
переживаемого Россией экономического кризиса.
Фактором углубления кризиса является высокий уровень монополизма в российской
экономике и отсутствие эффективного государственного регулирования цен. Это
порождает хроническую инфляцию, которая ведет к обесценению производственных
фондов предприятий и вызывает сокращение производства. В результате
либерализации цен они выросли в 1992 г. более чем в 26 раз. Затем темпы
инфляции снижались. Тем не менее в 1992-94 г. г. в России имела место
гиперинфляция (рост цен более чем в 2 раза в год), разрушавшая отечественное
производство. В 1995-96 г. г. место гиперинфляции заняла галопирующая
инфляция: в 1995 г. – имел место рост цен более чем в 1,5 раза; в 1996 г. –
на 23 %. В 1997 г. цены выросли примерно на 12 %, что хотя и ниже, чем в
предыдущий период, но говорит о высоком уровне инфляции, сохраняющемся,
несмотря на все усилия правительства по ее преодолению.
При этом следует отметить, что с 1997 г. основной формой снижения реальных
доходов трудящихся стало не общее повышение цен, а снижение государственного
финансирования образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства,
транспорта и связи, что привело к их значительному удорожанию для всего
населения. Поскольку в 1997 г. денежные доходы в виде заработной платы и
пенсии повысились незначительно, то их реальная величина в силу удорожания
перечисленных услуг сократилась у большинства тружеников.
Хроническая инфляция затрудняет развитие производства и может вызывать его
сворачивание. Она порождает постоянное обесценение оборотных средств
предприятий и, как следствие – сокращение спроса последних на средства и
предметы труда, усиление их зависимости от кредитно-финансовых учреждений,
прежде всего – от банков.
Деятельность финансово-кредитных учреждений, которые в результате рыночной
реформы стали частными, коммерческими, направлена прежде всего на увеличение
их частной прибыли. Финансово-кредитная система стала гигантским насосом,
откачивающим деньги из производственной сферы на спекулятивно-финансовую
деятельность. Ее доходы растут значительно быстрее, чем доходы производства.
Если в 1992 г. добавленная стоимость, полученная в непроизводственной сфере
составляла 84 % от добавленной стоимости в производственной сфере; то в 1996
г. она была уже на 41 % больше ее.
В результате рыночной реформы функция производственных капиталовложений была
передана прежним хозяином (государством) новому - классу буржуазии.
Государственные инвестиции резко сократились. Однако и частные инвестиции в
российскую экономику также резко сократились.
Разумеется, какие-то средства вкладывают и в отечественную экономику. Это
прежде всего отрасли, спрос на продукцию которых растет. Сюда относятся, в
первую очередь, те из них, которые удовлетворяют растущие запросы и прихоти
самой буржуазии, а также отрасли, ориентированные на экспорт. Происходит
изменение структуры отечественной экономики, которое, однако, не означает ее
подъема, поскольку общий спад перекрывает повышение объемов производства в
отдельных отраслях.
Фактором углубления экономического кризиса явилась и реформа организации
внешнеэкономических связей. Отметим, что реорганизация внешнеэкономических
отношений привела к обвальному спаду производства в ряде ключевых отраслей
отечественного производства (сельское хозяйство, легкая промышленность,
машиностроение), утрате продовольственной самостоятельности страны,
превращению ее в топливно-сырьевой придаток развитых стран, экономически
зависимое государство.
Углублению экономического кризиса способствует и жесткая финансово-кредитная
политика российского правительства, искусственно сжимающая рыночный спрос.
Характерной чертой политики правительства является и его неспособность
противодействовать росту теневой экономики, доля которой в настоящее время
оценивается в 40-50 % и которая также является одним из основных факторов
углубления кризиса легальной экономики, развала финансовой системы страны.
Для выхода из кризиса требуется прежде всего кардинально изменить
экономическую политику государства так, чтобы она обеспечила все необходимые
условия для начала массового обновления технической базы производства.
Конкретных и разнообразных предложений по реализации таких изменений
разработано достаточно. Несмотря на их серьезные различия между собой, они
имеют то общее, что направлены на усиление централизованного начала в
экономике, повышение экономической роли государства, благоприятствование
развитию отечественного производства. Однако нынешнее руководство России
отказывается менять экономический курс, поскольку оно взяло обязательства
перед международными финансовыми организациями по его неукоснительному
проведению в жизнь (в обмен на получение кредитов). Оно фактически действует
под диктовку иностранного капитала.
При сохранении России в системе мирового капиталистического хозяйства, то
есть в сфере господства международной финансовой олигархии, иного пути для
российской экономики нет, кроме утраты ею экономической независимости и
превращения в топливно-сырьевой придаток развитых капиталистических
государств. На этом пути будет продолжаться рост безработицы и обнищание
трудящихся. Экономика России будет приобретать все более неблагоприятную,
однобокую структуру. Основная часть обрабатывающей промышленности, аграрного
сектора, транспорта, энергетики будет и дальше разрушаться. Рост возможен
лишь в добывающих и сырьевых отраслях, да и то при подчинении иностранному
капиталу, который по дешевке приберет эти отрасли в свои руки.
Темпы общего спада производства могут снизиться, но предпосылок доля подъема
экономики нет, и вряд ли они будут созданы, если учесть постоянное сокращение
производственных капиталовложений. Экономика будет как-то поддерживаться на
плаву только за счет исключительно дешевой рабочей силы, то есть деградации
значительной части людей труда – главной производительной силы страны.
ситуации
экономических реформ
К положительным результатам можно отнести то, что некоторые мероприятия
российской экономической реформы все-таки были проведены.
1. Приватизация. К концу 1994 г. около 70% всех предприятий было
приватизировано и находилось в частных руках. Было приватизировано около 2/3
бывших государственных предприятий; 90% мелких компаний являются частной
собственностью; 80% предприятий в секторе обслуживания также являются частными.
Это дало возможность иностранным инвесторам покупать российские предприятия,
а предприятиям — возможность получить необходимый капитал.
Однако земельная реформа продвигается более медленно. Фермеры боятся
неопределенности и потенциальных проблем, которые могут сопровождать
приватизацию земель и возникновение свободных рынков.
2. Ценовая реформа. За некоторыми исключениями, Россия отказалась от
государственных фиксированных цен, В январе 1992 г. правительство перестало
контролировать около 90% всех цен. Международная ценность рубля упала до
текущих высоких цен «черного» рынка и стала определяться спросом и
предложением.
3. Низкий уровень безработицы. Несмотря на огромные структурные
изменения, связанные с переходом к рынку, массовая безработица пока не
наступила. Весной 1994 г. безработица была чуть ниже 6%, что, по международным
стандартам, почти соответствует полной занятости.
Отрицательная сторона реформ состоит в том, что многие российские рабочие
были вынуждены смириться со значительным снижением зарплаты, чтобы сохранить
свои рабочие места. В результате произошло резкое падение уровня жизни и
одновременно стало расти неравенство доходов.
В процессе экономического перехода Россия столкнулась со значительными
проблемами.
1. Инфляция. Инфляция в России была огромной. Существует несколько
источников возникновения такой инфляции.
Во-первых, в январе 1992 г. были «отпущены» цены и, как ожидалось, цены на
многие товары мгновенно выросли в 3—4 раза .
Во-вторых, российские домохозяйства создали огромные запасы денег и вкладов в
сберегательных банках в течение многих лет ожидания времени, когда редкие
потребительские товары появятся в изобилии. После либерализации цен избыточная
денежная масса хлынула на рынок и способствовала усилению инфляции и
падению рубля.
Третьим и наиболее важным источником инфляции был крупный государственный
дефицит, финансируемый за счет увеличения предложения денег. Дефицит, в свою
очередь, имеет много корней. Во-первых, приватизация государственных
предприятий привела к тому, что правительство потеряло важный источник
поступлений — прибыли предприятий. Во-вторых, характерная для переходного
времени неопределенность привела к массовым уклонениям от уплаты налогов.
Многие местные власти не платили налогов центральному правительству.
Многие приватизированные предприятия не платили новый установленный 28%-ный
налог на добавленную стоимость. Антиалкогольная кампания правительства также
привела к потере поступлений от продажи алкогольной продукции. В-третьих,
государство предоставило крупные субсидии промышленности и сельскому
хозяйству и увеличило социальные пособия, чтобы смягчить проблемы переходного
периода.
Одним из заметных побочных эффектов инфляции в России было резкое снижение
международной ценности рубля. Такие резкие изменения международной ценности
рубля, очевидно, повредили международной торговле России.
2. Сокращение объемов производства и снижение уровня жизни. Реальный
объем производства начал снижаться уже в 80-х годах, но в процессе реформ его
снижение ускорилось. В столбце табл. 2 отражен процесс снижения объема
производства в 1991—1994 гг. Отметим, что максимальное снижение реального ВВП
наблюдалось в 1992 г. и составило 19%, а в 1994 г. - 12%.
Таблица 2 Инфляция и реальный ВВП в России
таблица 40-2, Инфляция и реальный ВВП в России. 1991-1994 гг. | ||
год | Уровень инфляции (в %] | Рост реального ВВП (в %] |
1991 | 93 | -13 |
1992 | 1353 | -19 |
1993 | 896 | -12 |
1994 | 292 | -12 |
Причины такого резкого снижения объемов производства состоят: 1) в высокой
инфляции, которая привела к неблагоприятным условиям для получения кредитов
и инвестирования; 2) в разрушении международных торговых связей России со
странами бывшего коммунистического блока Восточной Европы; 3) в банкротстве и
закрытии многих бывших государственных предприятий, которые не могли выжить
в новых рыночных условиях; 4) в изменении структуры размещения ресурсов и
снижении роли армии.
Мы знаем, что продукция — это доход. Снижение реального объема производства
означает снижение жизненного уровня в России. Сельскохозяйственным рабочим,
государственным служащим и пенсионерам пришлось нелегко, и, как мы уже
отмечали, многим работникам пришлось смириться с резким сокращением зарплаты
для того, чтобы сохранить свое рабочее место.
3. Неравенство и социальные издержки. В течение переходного периода
экономическое неравенство увеличилось. Как уже отмечалось, многие
сельскохозяйственные рабочие, пенсионеры и государственные служащие очень
обеднели. Появилась также небольшая обогатившаяся элита — одни связаны с
частным предпринимательством, другие — с коррупцией, нелегальной деятельностью
и спекуляцией. Значительные трения между «выигравшими» и проигравшими»
подогревают сомнения общества относительно желательности рыночной экономики.
Экономическая безопасность отсутствует, ухудшились медицинское обеспечение и
образование; реально сократилось число школ; резко снизилась
продолжительность жизни. В 1988 г. продолжительность жизни мужчин в России
составляла 65 лет. В 1994 г. она составляла 59 лет — на 13 лет меньше, чем
американских мужчин.
Россия по-прежнему находится в состоянии острейшего экономического кризиса.
Фондовый рынок близок к коллапсу, возможность и необходимость девальвации
национальной валюты остается актуальнейшей проблемой экономических прений.
Однако кризис может оказать неожиданно благотворное воздействие на российскую
экономическую действительность, поскольку он обнажил все проблемы
нашего хозяйства.
Руководствуясь сухими теоретическими схемами реорганизации национальной
экономики, в России создали конструкцию, не готовую к быстрому развитию. Даже
в самые благополучные годы, когда и инфляция, и всевозможные ставки денежного
рынка были достаточно низкими, мы не смогли добиться ничего, кроме
однопроцентного роста валового национального дохода. И на большее
рассчитывать не приходится. Хозяйство страны разорвано на несвязанные части -
промышленность, финансовый сектор, бюджет. Каждый осознает только свои
интересы, никто никому не доверяет. Неспешное преодоление этой разорванности
при соблюдении всех норм чисто монетаристского управления было бы допустимо,
если бы у нас в запасе были годы благополучной мировой конъюнктуры и
абсолютной лояльности нам иностранных конкурентов. Но такого запаса у нас
нет, а значит, пора заняться совершенствованием хозяйственной системы
"вручную".
Кризис подталкивает к компромиссам. Правительство уже несколько раз
проговаривало идею о регулировании рынка. И это не вызывает былого отторжения.
Все чаще слышатся реплики промышленников о необходимости увязывания
индивидуальных деловых стратегий с общенациональной. Финансисты отмалчиваются,
но, по крайней мере, не выступают против. Психологически хозяйство готово к
объединению, как никогда.
Никакое разумное, хотя и вполне либеральное правительство не отказывалось от
управления хозяйством "вручную". Когда компания Boeing переживала кризис,
американское правительство, дабы не потерять коллектив, сначала организовало
для его сотрудников частные фирмы, а потом выкупило их, для того чтобы
вернуть коллектив на Boeing. Немцы во время кризиса 50-х годов обеспечивали
заказами свою металлургию. Министерство финансов Японии парой телефонных
звонков остановило фондовый кризис в 1987 году.
То, к чему сегодня медленно склоняется деловое сообщество России, называется
структурной политикой. Это скорее не план, а схема развития хозяйства.
Государство, ориентируясь на сегодняшние и завтрашние рыночные условия,
определяет, какие отрасли сегодня являются для него важнейшими. Исходит оно
при этом из целого ряда предпосылок: какие доходы сегодня может приносить тот
или иной сектор хозяйства, где находятся наши долгосрочные конкурентные
преимущества, какие предприятия уже готовы к росту.
Но на голом энтузиазме власти хорошую структурную политику не организуешь.
Необходимо встречное желание бизнеса найти именно те направления, где страна
может реально "рвануть". Острый экономический кризис - лучший момент для того,
чтобы это стремление проявилось.[4]
Каков же выход из этой ситуации? Если отвлечься от частностей, то отечественных
экономистов по данному вопросу можно разделить на два больших лагеря:
радикальных либералов и градуалистов.
Радикальные либералы (сторонники курса «шоковой терапии») выступают за
быстрые и решительные системные, институциональные преобразования как
экономики, так и всего общества, за ломку многих государственных структур
командно-распределительной системы. При этом радикалы опираются на
монетаристскую концепцию, выдвигают на первый план освобождение цен, требуют
жесткого регулирования денежной массы, государственных кредитов и субсидий,
ликвидации бюджетного дефицита. Для радикалов финансовая стабильность первична
по отношению к антикризисной политике.
Пропагандисты «шоковой» модели в качестве ее преимуществ выдвигали два
соображения. Во-первых, быстрота в проведении преобразований (вряд ли
кто-либо согласился бы на «многолетний» шок). Поэтому длительность «шока», как
обещали российскому населению в начале 1992 г., ограничивалась одним
полугодием. Во-вторых, радикалы пообещали при начале проведения реформы, что
суммарная плата (потери) от «шоковой терапии» должны быть значительно
меньше, чем это было бы в случае осуществления эволюционной модели
реформирования экономики. Недаром в конце 80-х годов сторонники «шоковой»
модели любили часто прибегать к публицистическому приему, задаваясь вопросом —
что лучше: рубить коту хвост по частям или разом?
Либералы считают, что причины затянувшейся депрессии в России вызваны
недостаточной радикальностью реформ. Так, по мнению А. Илларионова,
экономический рост в стране связан с так называемым индексом экономической
свободы. Составляющие этого индекса следующие:
· повышение темпов прироста денежной массы над темпами прироста реального
ВВП;
· темпы инфляции;
· объемы производства на государственных предприятиях в процентах к ВВП;
· удельный вес государственного потребления в процентах к ВВП;
· уровень налогового обложения импорта и экспорта к внешнеторговому обороту.
Значения составляющих индекса определяются как обратные отношения значений
соответствующих показателей каждой страны. Тогда 100% — показатель абсолютно
либеральной политики, а 0 % — абсолютно антилиберальной. По расчетам А.
Илларионова, уровень 83-86 % имеют в настоящее время Гватемала, Гонконг,
Нидерланды, Парагвай, США, Япония, Сингапур, Швейцария. Менее 50 % у Египта,
Заира, Сомали, Израиля, Никарагуа. Россия же стоит на последнем месте — 33-34
%, что якобы и объясняет затянувшуюся депрессию в нашей стране (по
утверждению Илларионова, при индексе свободы в 50-60 % страна переживает
нулевые темпы роста, при 80 % — 2,4 % в год).
Экономисты данного направления считают, что наиболее важной проблемой России
является избавление от значительной части (от 1/3 до 2/3) ее индустриального
потенциала, которая либо «вообще не нужна», либо «нежизнеспособна» в рыночных
условиях. В данном случае начало стабилизации якобы следует ожидать, когда
народное хозяйство избавится от 60 % машиностроения, 70 легкой и химической
промышленности, 50 угольной, 65 деревообрабатывающей, 36 металлургии, а ВНП
сократится до 30-35 % к уровню 1990 г. (в 1996 г. он несколько превышал 40
%). По словам одного из радикальных либералов Н. Шмелева: «Наше общество,
видимо, уже пришло к пониманию того факта, что падение производства отнюдь не
всегда и не во всех отраслях есть зло, оно может быть и благом. И в этом
смысле продолжающееся снижение объемов производства в ряде отживающих
отраслей будет и дальше служить признаком не упадка, а, наоборот,
«выздоровления» нашей экономики».
Другое направление отечественной экономической мысли, градуалисты,
придерживаются прямо противоположных позиций. Они являются сторонниками
длительного, постепенного и осторожного перехода к рынку с сохранением многих
старых структур (gradual—постепенный), по примеру Китая или Вьетнама.
Градуалисты, зачастую опираясь на кейнсианскую концепцию, требуют серьезного и
подчас прямого государственного вмешательства в экономику, поддержки
государственного сектора и планирования. Они рассматривают сокращение ВНП как
национальную катастрофу. В ответ на упоминавшуюся уже притчу о «коте»
градуалисты обвиняют радикалов в том, что последние объявили хвостом кота
гораздо более половины его тела, что вместо хвоста отсекается голова.
Градуалисты утверждают, что чисто монетаристскими методами действительно можно
довести инфляцию до 2-3 % в месяц, но если ничего существенно не менять в
нынешней российской экономике, это окажется лишь очередным кратковременным
эпизодом. Глубокая болезнь российской экономики, считают градуалисты,
заключается в ее обвальном спаде производства и сырьевой переориентации, утрате
внутреннего рынка для многих отечественных товаров, падении уровня жизни
населения[5].
Перед российской экономикой по-прежнему стоят проблемы, часть старых решена,
большинство сохранились, возникли новые. Все эти проблемы придется решать
новой волне реформаторов. Остается рассчитывать на то, что, как это обычно
бывает в России, старые ошибки не повторятся опять.
Кризис развеял слепую веру в то, что рынок сам по себе решит все проблемы, а
монетаризм является единственно возможным способом реформирования народного
хозяйства. Пока действовали созданные экономической политикой механизмы
саморазрушения экономической и финансовой систем экономический рост был
невозможен. Крах финансовых пирамид, омертвивших значительную часть
национального богатства, открывает возможности для кардинального изменения
экономической политики. Сегодня в наших руках уникальный шанс - сформировать
основы цивилизованной рыночной экономики России XXI века, в которой
творческая свобода и предпринимательская инициатива граждан будет подкреплена
и защищена разумной и взвешенной политикой государственного регулирования
экономических процессов.
1. Безелер У., Сабов З., Хайнрих Й., Кох В. Основы экономической теории:
принципы, проблемы: Германский опыт и российский путь. СПб издательство
«Питер», 2000 г.
2. Борисов Е.Ф. Учебник. Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2002.
3. В. Морозов. Анатомия кризиса – политика отсроченной инфляции //
Вопросы экономики, 1998. - №9. - С. 26-40.
4. В.М. Давыдов, А.В. Боровиков, В.А. Теперман. Локальные кризисы или
мировой феномен // ЭКО, 1999. - №7. - С. 124-143.
5. Виноградов В. В. Экономика России: Учеб. пособие. – М.: Юрист, 2001.
6. Воронин Ю. Ориентиры выхода из экономического кризиса//Экономист,
2001. – №5. – . С. 11-21.
7. Делягин М. Накануне//Эксперт, 2000. - №38 (250)
8. Е. Ясин. Поражение или отступление? // Вопросы экономики, 1999. - №2.
– С. 4-29.
9. Илларионов А. Как был организован российский финансовый
кризис.//Вопросы экономики, 1998. – №11-12.
10. Иохин В. Я. Основы экономической теории. Учебник. – М.: Юрист, 2000.
11. Козырев В.М. Основы современной экономики. Учеб. для студ. вузов. – М:
Финансы и статистика, 2000.
12. Кризис как старт для подъема// Эксперт, 1998. – N26 (143).
13. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х
т. Т.1 и 2.: Пер. с 13-го англ. Изд. – М.: ИНФРА-М, 2001.
14. Мау В. Политическая природа и уроки финансового кризиса // Вопросы
экономики, 1998. - №11. – С.4-20.
15. Райзберг Б.А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный
экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2000.
16. Рубцов Б. Чему учат кризисы//Эксперт, 2002. – №1-2 (309).
17. Сухарев О. Экономический рост или кризис.//Инвестиции в России, 2003. – №
3.- С. 15-24.
18. Теория переходной экономики. Учебное пособие. Т.2. Макроэкономика/ МГУ
Под ред. Красниковой Е.В. – М: Теис, 1998.
19. Шмелёв Н. Кризис внутри кризиса//Вопросы экономики, 1998. – №10. – С.
4-18.
20. Штайльманн К. Природа экономического кризиса в России и сценарий выхода
из него// Проблемы теории и практики управления, 1999. – №5.
21. Экономическая теория. Учеб. для студ. вузов. под ред. Камаева 8-е изд.
перераб. и доп.- М: Гуманит. изд. центр Владос, 2002.
22. Экономическая теория: Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учеб. для
вузов 3-е изд-ие, - СПб: Изд. СПб ГУЭФ, изд. «Питер», 2000.
[1] Макконел Экономикс С154
[2] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш.,
Стародубщева Е. Б. Современный экономический словарь.
[3] Экономическая теория. Учеб. для студ. вузув. под ред. Камаева С. 605
[4] Кризис как старт для подъема//Эксперт, 1998.-№26 (143).
[5] Экономическая теория: Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. С. 347-349.
|
© 2007 |
|