РУБРИКИ |
Курсовая: Субъекты мирового хозяйства |
РЕКЛАМА |
|
Курсовая: Субъекты мирового хозяйстваКурсовая: Субъекты мирового хозяйстваМинистерство образования Российской Федерации.Восточно-Сибирский Государственный Технологический Университет.
Кафедра: «Экономической теории и мировой экономики».Курсовая работа.На тему: «Субъекты мирового хозяйства». Выполнил: студент 2-го курса, 542-1гр. Афанасьев Константин. Проверил: Улан-Удэ. 2004 год. Содержание: Введение..............................3 1. Глава. Теоретический аспект мирохозяйственных связей. 1.1. Понятие мирового хозяйства...................4 1.2. Основные субъекты мирового хозяйства: цели и задачи........5 1.3. Субъекты мирового хозяйства на микроэкономическом уровне...8 2. Глава. Роль и место субъектов мирового хозяйства в мировой экономике. 2.1. Транснациональные корпорации (ТНК).............13 2.2. Государства как субъекты мирового хозяйства..........17 2.3. Макроэкономические организации (МЭО)............27 Заключение.............................37 Список использованных источников.................39 Введение. Современная система мирового хозяйства, если прибегнуть к упрощению, может быть представлена в виде механизма, у которого есть составные части, узлы. Главными из этих частей (узлов) являются национальные экономики, а также транснациональные корпорации, интеграционные объединения, международные экономические организации. В прошлом внешнеэкономической деятельностью той или иной страны занимались преимущественно те национальные формы, для которых рынок их стран оставался главным. В последние десятилетия многие из них превратились в транснациональные корпорации (ТНК), для которых полем деятельности (торговой, промышленной, финансовой) является весь мир. В результате ТНК стали важной частью механизма мирового хозяйства. Причем их интересы не всегда совпадают с интересами национальных экономик, включая страны и их происхождение. Все больше сращиваясь, экономики многих соседних стран образуют региональные интеграционные объединения. Они существуют в разных частях света. Подобные образования стали заметной частью механизма мирового хозяйства, а некоторые интеграционные объединения вообще выступают во внешнем мире от лица входящих в них стран. В после военные годы резко возросло количество международных экономических организаций. Они все активнее принимают участие в регулировании международных экономических отношений, превратившись в заметную самостоятельную часть механизма всемирного хозяйства. Целью данной работы является: 1. Выявление основных субъектов мирового хозяйства; 2. Выяснение их структуры и истории возникновения; 3. Выявление их основных функций, задач, значения для мировой экономики. 1. Глава. Теоретический аспект мирохозяйственных связей. 1.1. Понятие мирового хозяйства. Мировое хозяйство — это совокупность национальных хозяйств и экономических взаимосвязей между ними, или совокупность производственных отношений, которые функционируют на национальном и международном уровнях. Основой развития мирового хозяйства стало формирование в XVI в. в период больших географических открытий мирового рынка, являющегося совокупностью взаимодействующих между собой национальных рынков отдельных стран, связанных международными экономическими отношениями. На его основе в XVII в. начало формироваться международное разделение труда, формой реализации которого были торговые соглашения между отдельными странами. Эти процессы обусловили возникновение и развитие мирового хозяйства. В современных условиях оно все больше приобретает черты целостности. Связано это с действием ряда объективных факторов: — во-первых, со стремлением народов мира выжить в условиях наращивания ядерных потенциалов и угрозы ядерной войны, проводимой в связи с этим политикой мирного сосуществования; — во-вторых, с развертыванием НТР. Сегодня ни одна страна мира не может самостоятельно использовать все достижения современной науки и техники, поэтому необходимо объединение усилий в этой сфере. Это будет содействовать установлению тесных экономических и .научно-технических связей между странами, формированию устойчивых структур в мировом хозяйстве; — в-третьих, с интернационализацией хозяйственной жизни, международным разделением труда. Сегодня страны мирового сообщества могут эффективно развивать производственные процессы на уровне мировых стандартов, выпускать высококачественную продукцию лишь .при условии использования различных форм специализации и кооперирования производства на международном уровне. Благодаря этому можно значительно снизить себестоимость продукции, повысить ее качество и надежность, сэкономить топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, повысить производительность труда, более рационально использовать рабочую силу. Все это также способствует налаживанию постоянных экономических связей между странами-партнерами в международной сфере; — в- четвертых, с необходимостью объединения усилий стран для решения глобальных проблем, потребностью во взаимной помощи в экстремальных ситуациях, целесообразностью объединения хозяйственных усилий стран-партнеров для освоения богатств мирового океана и космоса, сохранения приобретенных знаний и идей и их переработки, использования все более сложных информационных систем, создания международного информационного банка данных, каким могла бы пользоваться в соответствии со своими потребностями каждая страна мирового сообщества. 1.2. Основные субъекты мирового хозяйства: цели и задачи. Основными субъектами мирового хозяйства являются национальные государства, ТНК, а также международные организации и институты. ТНК являются международными по масштабам своей деятельности и национальными по капиталу и характеру контроля. Они расширяют свое могущество путем прямых инвестиций в свои заграничные филиалы и предприятия. Кроме ТНК, существуют межнациональные компании, международные по составу капитала, масштабам своей деятельности и контролю за ней, но их немного. Особенности действия экономических законов в сфере производства и обращения. Какие законы определяют развитие современного мирового хозяйства? В научной литературе, посвященной данной проблематике, называют законы стоимости, конкуренции, возрастания производительности труда, спроса и предложения, интернационализации производства. Интернационализация производства — это экономическая форма развития международного разделения труда и международного обобществления производства. В данном случае понятие «производство» (и, соответственно, «интернациональное производство») употребляется в узком значении слова. Международное разделение труда и международное обобществление производства проявляются в международной специализации, кооперации, комбинировании, концентрации производства и др. Эти процессы формируют важный элемент хозяйственного механизма на интернациональном уровне. Интернационализация производства неразрывно связана с переходом международного разделения труда от частичного к единичному. Общее разделение труда, как уже отмечалось, основывается на специализации сфер общественного производства, частичное — на предметной специализации отдельных отраслей, а единичное — на по детальной, пооперационной специализации отдельных производственных единиц. С 30-х гг. XX в. доминирующей формой общественного разделения труда становится подетальная и пооперационная специализация единичного разделения труда. Развитие этой формы происходит как в рамках национальных стран, так и в международном масштабе через рыночные и внерыночные связи между предприятиями, которые производят взаимообусловленную продукцию. За национальные границы единичное разделение труда вышло с развитием ТНК, которые стали одним из важнейших субъектов международных экономических отношений. При единичном разделении труда все хозяйственные единицы, находящиеся в разных странах, должны работать по единому технологическому плану, соблюдать единый ритм производства, количественно-качественные характеристики продукции. Если в условиях частичного разделения труда взаимосвязь обособленных друг от друга сфер производства при их слиянии в совокупный общественный производственный организм и при наличии социально-экономической обособленности сопровождалась куплей-продажей товаров, то есть имела место только опосредованная форма связи, то при единичном разделении труда все большее значение приобретает прямое непосредственное взаимодействие между его звеньями. В процессе международного обобществления производства между кооперирующимися предприятиями развиваются постоянные и тесные связи, которые мало зависят от стихии товарного обмена на мировом рынке. Об устойчивости и растущем динамизме этих процессов свидетельствуют такие данные: доля частей, узлов и компонентов в общем объеме импорта машин и оборудования возросла в 1984 г. в сравнении с 1970 г. в США с 16,6 до 37,4%, в Японии — с 15 до 53,7 % в Нидерландах — с 29 до 52,3, в Италии — с 32 до 40,1, в Швеции — с 30 до 53,7. В целом, доля оборудования и транспортных средств в мировом экспорте за период 1937-1996 гг. увеличилась приблизительно с 11% до-39 %, а доля продовольствия уменьшилась с 23% до 7 %. Такой динамизм и устойчивость интернационализации единичного разделения труда обусловлен начавшимся с середины 70-х гг. новым этапом НТР, связанным с автоматизацией материального производства и обращения, научно-технического творчества, внедрением биотехнологий, освоением космического пространства и др. Именно с этого времени международное разделение труда и международное обобществление производства растут и углубляются особенно интенсивно. Интернационализация производства способствует повышению его эффективности в отдельных странах, ускоренному развитию науки и техники, повышению жизненного уровня населения. Она стала экономически необходимой для каждой страны, что свидетельствует о такой черте закона интернационализации производства, как внутренне необходимый характер его связей и отношений. Таким образом, закон интернационализации производства выражает внутренне необходимые, устойчивые и существенные связи между процессом перерастания производством национальных границ, с одной стороны, и постепенным формированием на интернациональном уровне механизма сочетания личных и вещественных факторов производства, взаимодействия человека с природой, воспроизводства самого человека — с другой. 1.3. Субъекты мирового хозяйства на микроэкономическом уровне. Сердцевину любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства не может быть потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, то есть создают основу для потребления и преумножения национального богатства. Экономику государства упрощенно можно рассматривать как совокупность всевозможных предприятий, находящихся в тесной производственной, кооперированной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой и государством. От того, насколько эффективно работает предприятие, каково их финансовое состояние, зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства. Если схематично представить всю систему хозяйственного управления в стране в виде пирамиды, то ее основанием являются предприятия. Государственная, региональная, ведомственное управление может рассматриваться по отношению к процессам, происходящим на уровне предприятия, только как надстроечные, вторичные явления. Любые изменения в системе хозяйственного управления будут бессмысленными, если они благотворно не сказываются на деятельности предприятия. Предприятие[1] – самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибылей. Предприятие как юридическое лицо – это предприятие (организация, фирма, концерн), отвечающее определенным признакам, установленным законодательством страны. К числу признаков юридического лица относятся: наличие своего имущества; самостоятельная имущественная ответственность; право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью, а также осуществлять от своего имени иные дозволенные законом действия; право от своего имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже, иметь самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке. При любой форме хозяйствования предприятия играют важнейшую роль в экономике государства. С макроэкономических позиций предприятия являются основой для [2]: · Увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта, валового национального продукта; · Возможности существования всего государства и выполнения им своих функций. Это связано с тем, что значительная часть государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов с предприятия; · Обеспечения обороноспособности государства; · Простого и расширенного воспроизводства; · Развития национальной науки и ускорения НТП; · Повышения материального благосостояния всех слоев граждан страны; · Развития медицины, образования и культуры; · Решения проблемы занятости; · Решения многих других социальных проблем. Эту роль предприятия будут выполнять только в том случае, если они эффективно функционируют. Вся история развития общественного производства свидетельствует и доказывает, что наиболее эффективно предприятия функционируют в условия цивилизованного рынка, для которого характерны наличие различных форм собственности, здоровая конкуренция, демонополизация экономики, свободное ценообразование, наличие развитой рыночной инфраструктуры, преимущество потребителя по сравнению с производителем и другие необходимые атрибуты. Плановая или административно-командная экономика, как показывает исторический опыт СССР и других стран СЭВ (в настоящее время опыт Северной Кореи и Кубы), не создает необходимых условий для эффективного функционирования предприятий прежде всего из-за отсутствия конкуренции, свободы действий в предпринимательской деятельности, неразвитости малого бизнеса и кредитно- финансовых отношений, чрезмерного вмешательства государства в деятельность предприятия и других причин. В условиях плановой экономики основная цель предприятия заключалась в выпуске продукции определенной номенклатуры и ассортимента исходя из годового плана, который, в свою очередь, вытекал из пятилетнего плана. Под этот план предприятию доводились необходимые ресурсы и конкретные поставщики, а также указывались и потребители продукции, т.е. предприятия заранее знали, какими ресурсами они располагали на год, от каких предприятий их получат и в какой срок. Заранее они знали, куда сбывать свою продукцию и по каким ценам. Типология фирм может основываться на разных критериях - размере, особенностях организации, форме собственности, типе рыночного поведения. Исходя из целей нашего анализа, определим типы фирм в зависимости от рыночного поведения. Предпринимательская фирма представляет собою образование, которое принадлежит одному владельцу. Обычным для нее является объединение функций управления и собственности и нацеленность на максимизацию прибыли. Чаще всего такие фирмы представлены небольшими по размерам и специализированными по характеру деятельности хозяйственными субъектами, рыночное поведение которых в наибольшей степени соответствует конкурентным признакам. Капиталистическая фирма - это принадлежащее многим владельцам капитала образование, имеющее сложную организационную структуру. Существующая в виде акционерного общества, она представляет собою крайнюю форму отделения собственности от управления. Целевые устремления таких фирм обычно трудно выразить в определениях максимизации, так как они имеют множественность целей. Для фирм капиталистического типа характерно стремление к закреплению и расширению своей доли рынка, и поиск оптимального соотношения между уровнем капитализации прибыли и дохода на капитал. Поэтому именно в таких фирмах проблема «принципал-агент» проявляется наиболее остро. Рыночное поведение капиталистической фирмы будет зависеть как от внешних условий функционирования, так и способности обеспечить координацию долгосрочных целей ее участников. Самоуправляющаяся фирма представляет собою образование, принадлежащее коллективу работников. Как само это явление, так и рыночное поведение самоуправляющихся фирм пока мало исследованы. Теоретически, принимая в качестве такой цели такой фирмы максимизацию трудового дохода, можно предположить, что кривая предложения самоуправляющейся фирмы будет иметь отрицательный наклон. Это обусловлено тем обстоятельством, что при росте предельного продукта труда повышение рыночной цены продукции будет поощрять фирму к использованию большого количества труда, так как это способствует максимизации трудового дохода. В итоге предложение фирмы будет увеличиваться по мере роста цены. Напротив, если предельный продукт труда снижается, стремясь достигнуть поставленной цели, фирма будет сокращать занятость, а значит и предложение. Учитывая, что рост предельного продукта чаще всего характерен для сравнительно малых значений переменного ресурса и имеет узкие рамки, уместно предположить, что кривая предложения самоуправляющейся фирмы будет иметь отрицательный наклон. Государственная фирма обычно трактуется как фирма, принадлежащая государству. Более точно ее можно определить как фирму, в которой определяющие решения в отношении ее деятельности принимаются государством или его органами. Обычно государственные фирмы рассматривают в качестве некоммерческих, финансируемых за счет общества и действующих вне конкурентного поля общественных институтов, деятельность которых направлена на максимизацию общественных выгод. Данная трактовка вполне отвечает значительной части государственных фирм, целевые ориентиры которых устанавливаются государством, а их функционирование носит характер естественных монополий, когда объем предложения и цена регулируются государственными органами. Однако она отнюдь не правомерна к той части государственных фирм, которые действуют в качестве предпринимательских предприятий. Поведение таких фирм, при всех особенностях управления ими, вполне согласуется с рыночными требованиями. Особо следует отметить, что в последние годы все большая часть государственных фирм трансформируется в структуры предпринимательской типа при сохранении за ними статуса государственной собственности. Директорская фирма представляет собою тип фирмы, ключевые решения в которой принимаются управляющими. Такие фирмы характеризуются размытостью прав собственности и ориентированы на максимизацию выгод, получаемых менеджерами. Как мы видим субъектами мирового хозяйства на микро уровне, т.е. на уровне национальных экономик, выступают различные фирмы. В следующей главе мы рассмотрим макро уровень, уровень на котором в последнее время всё активнее происходят процессы глобализации, интеграции и.т.д. 2. Глава. Роль и место субъектов мирового хозяйства в мировом хозяйстве. 2.1. Транснациональные корпорации (ТНК). Для современной мировой экономики характерен стремительно идущий процесс транс национализации. В этом процессе основной движущей силой выступают транснациональные корпорации (ТНК). Они представляют собой хозяйственные объединения, состоящие из головной (родительской, материнской) компании и зарубежных филиалов. Головная компания контролирует деятельность входящих в объединение предприятий путем владения долей (участием) в их капитале. В зарубежных филиалах ТНК на долю родительской компании – резидента другой страны – обычно приходится более 10% акций или их эквивалента. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. наблюдается беспрецедентный размах внешнеэкономической деятельности (международных экономических операций), в которой ТНК являются торговцами (коммерсантами), инвесторами, распространителями современных технологий и стимуляторами международной торговой миграции. Они во многом определяют динамику и структуру, уровень конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг, а также международное движение капитала и передачи технологии (знаний). ТНК играют ведущую роль в интернационализации производства, получающем все более широкое распространение процесса расширения и углубления производственных связей между предприятиями разных стран [3]. Основным фактором эффективной деятельности ТНК выступает международное производство товаров и услуг, которое представляет собой выпуск продукции материнскими компаниями ТНК и их зарубежными филиалами на базе интернационализации производства. К концу 90-х гг. международное производство товаров и услуг достигло 7% мирового ВВП. Почти все крупнейшие ТНК по национальной принадлежности относятся к «триаде» - трем экономическим центрам нашей планеты: США, ЕС и Японии. В последние годы активно развивают свою деятельность на мировом рынке транснациональные корпорации новых индустриальных стран. Отраслевая структура ТНК диверсифицирована: 60% международных компаний заняты в сфере производства (они специализируются прежде всего на электронике, автомобилестроении, химической и фармацевтической промышленности), 37% - в сфере услуг и 3% - в добывающей промышленности и сельском хозяйстве. Покажем основные Источники эффективной деятельности ТНК. Анализ деятельности ТНК и теорий прямых иностранных инвестиций позволяет выделить следующие основные источники эффективной деятельности ТНК (по сравнению с чисто национальными компаниями): · Использование преимуществ владения природными ресурсами (или доступа к ним), капиталом и знаниями, особенно результатами НИОКР, перед фирмами, осуществляющими свою предпринимательскую деятельность в одной стране и удовлетворяющими свои потребности в заграничных ресурсах только путем экспортно-импортных сделок; · Возможность оптимального расположения своих предприятий в разных странах с учетом размеров их внутреннего рынка, темпов экономического роста, цены и квалификации рабочей силы, цен и доступности остальных экономических ресурсов, развитости инфраструктуры, а также политико-правовых факторов, среди которых важнейшим является политическая стабильность; · Возможность аккумулирования капитала в рамках всей системы ТНК, включая заемные средства в странах расположения зарубежных филиалов, и приложение его в наиболее выгодных для компании обстоятельствах и местах; · Использование в своих целях финансовых ресурсов всего мира. Так, по данным Министерства торговли США, общие активы зарубежных филиалов американских корпораций в середине 90-Х гг. оценивались в почти 2 трлн. Долл. Источниками их финансирования выступают не только иные столько головные американские компании, сколько физические и юридические лица из принимающих и третьих стран. Для этого зарубежные филиалы ТНК широко используют займы коммерческих и финансовых институтов принимающего государства и третьих стран, а не только стран базирования материнской компании; · постоянная информированность о конъюнктуре товарных, валютных и финансовых рынков в разных странах, что позволяет оперативно переводить потоки капиталов в те государства, где складываются условия для получения максимальной прибыли, и одновременно распределить финансовые ресурсы с минимальными рисками (включая риски от колебания курсов национальных валют); · рациональная организационная структура, которая находится под пристальным вниманием руководства ТНК, постоянно совершенствуется; · опыт международного менеджмента, включая оптимальную организацию производства и сбыта, поддержание высокой репутации фирмы. Источники эффективной деятельности этого типа динамичны: они обычно увеличиваются по мере роста активов компании и диверсификации ее деятельности. При этом необходимыми условиями реализации этих источников выступают надежная и недорогая связь головной компании с зарубежными филиалами, широкая сеть долговых контактов зарубежного филиала с местными фирмами, принимающей страны, умелое использование их возможностей, предоставляемых законодательством этой страны. В структуре международного производства товаров и услуг в 90-е гг. следует отметить преимущественный рост капиталовложений в сферу услуг. В частности, по оценкам экспертов ЮНКТАД, более 50% прямых иностранных инвестиций крупнейших ТНК в середине 90-х гг. направлялись в сектор услуг, включая НИОКР и маркетинговые исследования На производственной и сбытовой стратегии многих ТНК отражается международная конвергенция производства и потребительского спроса. Например, американская ТНК «Ксерокс» проводит НИОКР в исследовательских центрах, коллективы научных работников и конструкторов которых функционально и географически располагаются с таким расчетом, чтобы новые технологические процессы и продукция оперативно внедрялась по всей производственной и сбытовой сети ТНК. Корпорация объединяет НИОКР и производственные процессы в сеть предприятий таким образом, чтобы сотрудники участвовали в разработке и выпуске строго стандартизированной продукции. Совершенствование информационных технологий и средств связи и транспорта приводит к увеличению количества товаров и услуг с идентичными или подобными потребительскими свойствами, которые пользуются спросом на многих рынках. Примерами могут служить модная одежда, бытовая электроника, продукты питания, ресторанные и гостиничные услуги. Используя растущий феномен единства вкусов потребителей, многие ТНК, такие как «Кока-кола» (США), «Мак Доналдс» (США), «Нестле» (Швейцария), «Филипп Морис» (США), «Проктор энд Гэмбл» (США), «Тойота мотор» (Япония), «Юнилевер» (Великобритания – Нидерланды), используют в маркетинговой стратегии единые для всех своих зарубежных филиалов характеристики продукции и товарные знаки. Одновременно в соответствии со стратегией, направленной на производство товаров и услуг специально для рынка принимающей страны, многие головные компании ТНК контролируют и направляют деятельность своих зарубежных филиалов, учитывая особенности национальных рынков. Следовать такой стратегии международные компании вынуждены из-за социокультурных и природных различий, торговых (технических) барьеров, возводимых некоторыми принимающими странами, и их требований к закупке на местном рынке компонентов для выпускаемой зарубежными филиалами ТНК готовой продукции. Такая стратегия характерна для ТНК, специализирующихся на производстве пищевых продуктов и готовой одежды. Но и в других отраслях производства товаров и услуг международным компаниям приходится следовать специфичным условиям спроса в принимающих странах. Например, корпорация «Асеа Браун Бовери» (Швеция – Швейцария) выпускает в Швейцарии по государственным заказам локомотивы, спроектированные специально для горных железных дорог , в Индии местный филиал той же ТНК производит локомотивы в соответствии с индийскими государственными стандартами и с использованием комплектующих изделий, изготовленных в Индии. 2.2. Государства как субъекты мирового хозяйства. Для начала рассмотрим промышленно развитые страны, так как эти страны являются наиболее мощьными вмасштабе национальных экономик. Промышленно развитые страны играют ведущую роль в мировом хозяйстве, так как капитал не может функционировать, не расширяя границ своих внутренних рынков. В середине 90-х гг. 19% ВВП промышленно развитых стран реализовывалось за рубежом, а 20% создавалось за счет импортных товаров и услуг, больше половины компаний производят продукцию за границей. Наиболее высокий уровень открытости экономики у малых промышленно развитых стран, где доля экспорта и импорта обычно превышает 50% ВВП. Торговля развивалась после войны более высокими темпами, чем производство, но уступала движению капитала. Наиболее высокие темпы роста - 50-60-е гг. - 9%, сейчас - 4,5%. 70-е гг. - на долю промышленно развитых стран приходилось 71,4% мировой торговли. С увеличением спроса на сырьевые товары - 90-е гг. - 75%, 95-й г. - 69%. Наиболее высокие темпы роста экспорта у Японии в послевоенные годы, наиболее низкие - у Англии. Наибольший торговый оборот на душу населения - у малых стран. В последнее время наблюдаются следующие тенденции развития промышленно развитых стран: 1) возросла интеграция хозяйства промышленно развитых стран; 2) резко увеличился положительный эффект внешнеэкономических связей (90-е гг. - у большинства стран положительное сальдо торгового баланса); 3) все обмены в основном происходят внутри самой подсистемы промышленно развитых стран, она воспроизводит сама себя, использует другие подсистемы для сохранения своего лидирующего положения. Позиции промышленно развитых стран в последние годы укрепились за счет бывших стран социалистического лагеря. Экономический рост промышленно развитых стран в период с 70 по 95 гг. характеризовался умеренными темпами. Объем производства увеличился более, чем в 2 раза. Особенно высокими темпами развивались малые промышленно развитые страны. 50-60-е гг. процесс обновления основного капитала. Резко сократилась занятость в сельском хозяйстве. Промышленность обеспечивала более высокую степень затрат капитальных и трудовых ресурсов. Причины снижения темпов роста: влияние внешнеэкономических связей, влияние экономии на масштабах производства, потребительский спрос стал фрагментарным. Изменились условия воспроизводства, произошел рост военных расходов - 5,5% ВВП. В 90-е гг. наблюдалась тенденция к снижению расходов на военные нужды - 3-4% ВВП. В 70-80-е гг. а экономическую политику промышленно развитых стран оказали влияние внешние факторы: изменение цен на сырьевые товары, что привело к увеличению дефицита бюджета (0,2% ВВП для всех стран). В 80-х гг. дефицит был 4,1%, в 92 и 93 - 3%. На изменение доходов повлиял рост налогов, причиной увеличения расходов с 28% ВВП в 60-е гг. до 60% в 90-е гг. стало проведение социальных программ. Тенденция к росту государственного долга во многих странах - достигает 70% ВВП во многих странах (государственный долг Германии превышает ВВП Италии). В 50-х гг. по уровню доходов на душу населения последние места занимали Япония, Португалия и Греция, а в 60-е гг. место Японии заняла ЮАР. Сейчас США, Япония и ФРГ занимают лидирующие места. Создание нового технологического базиса производства: автоматизированные системы производства и управления производственным процессом. Упор делается на науку и повышение квалификации рабочей силы, ресурсосбережение. Изменился подход к экономическому росту как к таковому. В 50-70-е гг. - установка на экономический рост любой ценой. Сейчас - установка на качественный рост. Стабилизация роли промышленно развитых стран в мире. В 70- 80-е гг. - 68% мирового производства, в 90-е гг. процент возрос. В ВВП увеличилась доля сферы услуг (68%). В промышленном производстве мира сократилась роль промышленно развитых стран. В 65-м г. промышленно развитые страны давали 77% продукции обрабатывающей промышленности, в 90-м - 63% промышленное производство восточноевропейских стран при этом сократилось вдвое, что повлекло к установлению доминирования западных стран в производстве средств производства. Текстильные изделия и обувь доля сократилась до 60%, также сокращение произошло в черной металлургии. В обрабатывающей промышленности развитые страны удерживают преобладающее положение по высокотехнологичным производствам. Менее технологичные отрасли переводятся на рубеж. Концентрация усилий в области научно-технических исследований. В сельском хозяйстве - доля существенна. 60% доля животноводства и 40% - растениеводство, доля технических культур растет, доля зерновых - сокращается. В 67-м - 39%, в 94-м - 51% мяса и 40% зерна. Полностью закончена индустриализация сельскохозяйственного производства. В ВВП развитых стран доля с/х составляет 2,5%, занято около 2,5% населения в с/х, что свидетельствует о высоком уровне интенсификации сельского хозяйства. В мире всего 31 ведущих финансовых центра, 2/3 которых находится в промышленно развитых странах. По конкурентоспособности произведенных товаров, по уровню технологий, квалификации кадров, по обладанию капиталом - лидирующие позиции принадлежат развитым странам. Рассмотрим промышленно развитые страны. Эти страны лишь начинают приближаться, по основным макроэкономическим показателям к промышленно развитым о причинах отставания будет сказано ниже. Большинство государств этой группы образовались в результате национально- освободительной войны, распада колониальной системы в 50-60-е гг. 20 в. В Лат. Америке государства обрели независимость в 19 в. Особенность состоит в том, что наряду с индустриальными существуют доиндустриальные типы производственных сил - многоукладность социально-экономической структуры. Существует 2 основные формы распределения продукта: безвозмездная и возмездная. В сельском хозяйстве высокий процент продукции изымается докапиталистическими методами. Слаборазвитость и отсталость стран обуславливает низкий уровень развития производительных сил. Существует внешнеэкономическая ориентация на промышленно развитые страны - аграрно- сырьевая специализация производительных сил. ТНК глубоко проникли в экономику развивающихся стран, что создает неблагоприятные условия для конкуренции. ТНК навязывают монопольные цены, занижая их при закупке. Между ТНК и национальной экономикой сложились устойчивые отношения доминирования и экономического подчинения. Структура общества значительно отличается от промышленно развитых стран. Страны переживают частое обострение социальной обстановки. В 1999 г. на долю развивающихся стран приходилось 18% ВВП мира, 13,6% мирового промышленного производства. Страны обладают богатейшими природными и людскими ресурсами, однако ресурсы распределены неравномерно: 45 стран обладают преобладающей часть. ресурсов всех развивающихся стран. В 2/3 развивающихся стран вообще нет значительных запасов минерального и энергетического сырья.
Доля сырья в импорте показана на рисунке 2.2.1. Рис. 2.2.1. В наибольшей зависимости от импорта минерального и энергетического сырья находится Южная Азия. На развивающиеся страны приходится 80% прироста населения. Высокий уровень демографической нагрузки: в Тропической Африке - 49,4%, в Восточной Азии - 35,4%, В Южной Азии - 42,6%. В первые годы после обретения независимости наблюдались высокие темпы роста ВВП: 1965 - 80-е гг. - 5%, но в 1982-92 гг. темпы упали до 2,7%. Стабильно высокие темпы увеличения производства в Восточной Азии, в Латинской Америке и Тропической Африке произошло сокращение темпов экономического роста. За 1950- 86 гг. произошло снижение доли наименее развитых стран в общем ВВП развивающихся стран с 32% до 16%. За 80-е гг. произошло снижение темпов роста промышленного производства во всех регионах развивающегося мира, за исключением Южной Азии. Внешне экономические связи могут содействовать расширению и модернизации фонда накоплений. Внешний сектор предоставляет возможность получать средства производства и новую технологию, являющиеся необходимым фактором экономического развития, внешнеэкономические связи расширяют рамки внутренних рынков, ускоряют экономический рост. В 1993 г. примерно 19% совокупного ВВП развивающихся стран реализовалось за рубежом. В воспроизводстве основного капитала в современных секторах и в потреблении высших по доходу слоев общества высок импортный компонент. О высокой зависимости развивающихся стран от внешнеэкономических связей свидетельствует отношение внешнеэкономического оборота у ВВП или коэффициент открытости экономики. Наибольшая открытость экономики характерна для стран Африки и Ближнего Востока. Структура экономической торговли оказывает влияние на развитие развивающихся стран: самые высокие темпы роста имели страны, в экспорте которых доля продукции обрабатывающей промышленности превышает 50% (6,8% годовых роста), страны с диверсифицированным экспортом - 3,6%, страны, в которых преобладают услуги - 2,5%, страны, поставляющие в основном минеральное и сельскохозяйственное сырье - 1,4%, нефтеэкспортеры - 0,4%. В период с 1970 по 92 гг. доля развивающихся стран в экспорте услуг возросла с 11% до 15% мировых. Возросла доля финансовых и культурных услуг и понизилась доля транспорта и туризма. Структура импорта: понизилась доля готовых изделий (возросла самообеспеченность), возрос удельный вес в закупках сельхозсырья, понизилась доля в закупках машин и транспортных средств, уровень обмена технологиями понизился с 13% в н. 70-х гг. до 7,1% в к. 80-х гг. Исключение из тенденции по сокращению движения технологий составляют 4 страны НИС, Азии и Таиланд. Южная Корея стала экспортировать технологии, усилился приток технологий в Китай, Мексику, Бразилию. Развивающиеся страны делятся на несколько групп по формам получения новой технологии: для Азиатских - основная роль - импорт машин и оборудования, в Латинской Америке - иностранные прямые инвестиции, в Африке - техническое сотрудничество в форме даров - основной источник поступления технологии. Различные типы производства неодинаково участвуют в МРТ, наиболее тесно с мировым рынком связан иностранный сектор. По мере увеличения уровня экономического развития вывоз товаров на мировые рынки расширяют крупные и средние частные компании. С 70-х гг. на мировой рынок стали выходить государственные предприятия в качестве экспортеров своей продукции. В целом произошел рост потенциала развивающихся стран, повысилась доля готовых изделий (машиностроение). Изменение в уровне мировых цен усугубляет дефициты торговых балансов, что привело к общему ухудшению условий торговли. Для поддержания внешних и внутренних балансов развивающиеся страны прибегают к внешнему финансированию, видя в притоке капитала средство накопления. В 90-х гг. произошел приток всех видов капитала в развивающиеся страны. В середине 70-х гг. ряд стран стали субъектами помощи. Среди стран-доноров - арабские страны ОПЕК (на них приходится 16% помощи из развивающихся стран). Существует система градирования стран по уровню дохода. Подсистемы развивающихся стран разделяются по уровню экономического развития, по показателю ВВП на душу населения. Ø 1 группа с низким доходом - государства, в которых ВВП на душу составляет не больше 610 долларов (большинство стран Тропической Африки, Гаити и главным образом государства Южной Азии). В эту группу входят наименее развитые страны, где ВВП меньше 100 долларов по курсу 1968 г., низкий удельный вес среднедушевой добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности (не более 10%), уровень грамотности. Относится 46 стран, из которых 32 в Тропической Африке, 11 в Азии, Гаити и Западный Самоа. Ø 2 группа со средним доходом: по душевой ВВП 611-7620 долларов (расчеты по 90-му г.). 20 африканских стран (Конго, Намибия, Ботсвана, Сев. Африка), 10 азиатских стран (Иордания, Йемен, Ливан), страны Латинской Америки и Карибского бассейна + Папуа Новая Гвинея, несколько стран-НИС (Аргентина, Бразилия, Мексика, Южная Корея). НИС - это страны с по душевым ВВП (78 г. - больше 1000 долларов + доля обрабатывающей промышленности в ВВП не менее 20%). Ø 3 группа: государства с ВВП больше 7620 долларов (1990 г.). 2 категории стран: нефтеэкспортеры (Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия) и НИС (Гонконг, Сингапур). Самый высокий по душевой ВВП в развивающихся странах в Саудовской Аравии - 18 тыс. долларов по данным на 90-й г. На развивающиеся страны приходится 80% прироста населения мира. Высокий уровень демографической нагрузки: Тропическая Африка - 49,4%, Восточная Азия - 35,4%, Южная Азия - 42,6%, Латинская Америка - 42,1%. За 1960-95 гг. объем производства развивающихся стран увеличился в 4 раза. В динамике экономического роста наблюдалось 2 периода: для 60-70-х гг. были характерны высокие темпы прироста ВВП, в 80-х гг. произошло снижение среднегодовых темпов прироста во все регионах, кроме Восточной Азии. Общие темпы роста ВВП в развивающихся странах сократились с 5,8% в 1960-70-х гг. до 4,7% в 1991-95 гг. Почти во всех регионах рост производства происходит на экстенсивной основе. В 90-х гг. развивающиеся страны уступали промышленно развитым по производительности труда в 9,1 раз. Тяжелое бремя на экономику оказывают военные расходы, которые в 90-х гг. составили около 3,5% совокупного ВВП развивающихся стран. Оказывается влияние на экономический рост и внешними факторами: повышение, а затем понижение цен на сырье (1973-85 гг.). Обострение долговой проблемы. Для большинства стран в 70-80-е гг. было характерно дефицитное финансирование. В странах с низкими темпами роста наблюдается высокая инфляция, что привело к падению конкурентоспособности на внешних рынках. Существует также проблема неравномерности экономического развития, огромный разрыв в темпах роста стран с высокой и низкой экономической динамикой. В ряде стран процесс увеличения населения опережает рост производства. Произошло снижение доли ВВП на душу населения в Африке, Латинской Америке, Западной Азии в период 1981-90-х гг. ВВП в текущих ценах в 80-е гг. понизился, в 94-м г. он составил 19% мирового ВВП. Происходит быстрое развитие промышленности, за 60-90-е гг. объем промышленного роста - в 4 раза, а доля развивающихся стран в мировом промышленном производстве составила 20%. Объем производства обрабатывающей промышленности увеличился в 6 раз. Доля развивающихся стран в мировом производстве потребительских товаров возросла с 13% в 65 г. до 18% в 90 г. На развивающиеся страны приходится 16% мирового производства полупроводников, 33% табачной промышленности, 18% текстильной промышленности. Процесс индустриализации вызвал спрос на продукцию производственного назначения, что сопровождалось переливом капитала в соответствующие отрасли. Возросла доля средств производства в объеме обрабатывающей промышленности. Доля развивающихся стран в мировом производстве средств производства составила в 90-м г. - 9% (для сравнения в 65 г. - 5%). Возросла доля средств производства в НИС, которые производят 5,5% мирового производства микросхем. Наблюдается тенденция к росту доли производства развивающихся стран во всех основных отраслях. Следущая группа стран о которых стоит сказать - это новые индустриальные страны (НИС). Эти страны порожают динамикой развития своей экономики. Исследование современных проблем развития стран третьего мира указывает на значительные изменения, происходящие как внутри этого блока стран, так и в его отношениях с остальным миром. Все более подвижными становятся ядра экономических районов и их границы, «экономические линии», образующие все более усложненный и иерархически разветвленный инфраструктурный каркас территории. Специализация хозяйства освободившихся стран, определяемая природными ресурсами, а также избыточностью трудовых ресурсов, начинает испытывать на себе воздействие других факторов, и, в первую очередь, — транспортно-инфраструктурного. Ведь именно транспортная составляющая служит реализации новых зарождающихся в недрах мирового хозяйственного развития процессов. Здесь и изменения внешнеэкономической ориентации развивающихся стран, и структурные сдвиги хозяйства в национальных рамках, и ускоряющиеся интеграционные тенденции, и диверсификация импортных потребностей, и резко изменившаяся за последние годы внешнеполитическая ситуация. И все же роль ресурсопользования в развитии освободившихся стран очень значительна. Несмотря на все новейшие структурные сдвиги, она во многих случаях продолжает доминировать. Повышение роли транспортно-географического положения ряда развивающихся стран привело к усилению дифференциации, выделению из блока так называемых новых индустриальных стран (НИС). Отметим особенности экономического развития «новых индустриальных стран». Процессы дифференциации, протекающие во всех подсистемах мировой экономики, следовательно, и в развивающемся мире привели к выделению особой группы стран и территорий, которые получили название «новые индустриальные страны» (НИС), или «новые индустриальные экономики» (НИЭ). Эти государства отличаются в настоящее время более высоким экономическим ростом, чем промышленно развитые страны, и существенно более высоким уровнем развития хозяйства по сравнению с основной группой развивающихся стран. К НИС относят такие страны и территории, как Республика (Южная) Корея, Тайвань, Гонконг (Сянган), Сингапур, Малайзия, Таиланд, Аргентина, Бразилия, Мексика. В отношении некоторых НИС вместо слова «страна» часто применяется термин «территория». Так, Тайвань - часть Китая; Гонконг сохранял до середины 1997г. статус колонии, которая перешла под юрисдикцию КНР; Республика Корея появилась в результате разделения единого государства на две части. Появление феномена НИС отражает экстенсивный рост мировой рыночной подсистемы за счет подключения к ней субсистем. По многочисленным прогнозам специалистов, XXI век станет именно периодом азиатско-тихоокеанской мощи. Если понимать термин «Азиатско-тихоокеанский регион» (АТР) несколько более узко, то становится ясно, что наиболее динамичной становится группа государств Восточной и Юго-Восточной Азии, которую возглавляет Япония и следующие за ней Республика Корея, Сингапур, Тайвань, позднее присоединившиеся Малайзия, Таиланд и Филиппины, а также Индонезия. Именно в этом субрегионе и формируется обширное азиатское «технологическое пространство». Стратегии экономического развития азиатских НИС опирались на экспортно- ориентированное производство, прежде всего готовых изделий. Поэтому эти страны превратились в крупнейших поставщиков на мировой рынок обуви, одежды, текстильных изделий, бытовой электронной аппаратуры, персональных компьютеров, легковых автомобилей и других видов высокотехнологичной продукции. Начиная с 80-х гг. постепенно меняется место НИС не только в мирохозяйственных связях, где им удалось найти свои «ниши», но и в современной мировой экономике. Признанием их возросшей роли в мировом хозяйстве стало принятие в конце 1996 г. Республики Корея в члены престижного элитарного клуба промышленно развитых стран - Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Отмечается все ярче проявляющееся их воздействие на мировое хозяйственное развитие, на процесс интернационализации, на тенденцию формирования многополярной (вместо существовавшей до последнего времени биполярной) системы мирового хозяйства. К НИС «первой волны» относятся четыре «азиатских тигра» — Республика Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань. Страны «второй волны» включают Малайзию, Таиланд, Филиппины, Индонезию. Начав 30 лет назад с производства и завоевания рынка текстильными изделиями и товарами широкого потребления, эти страны очень быстро утвердились сначала в сборке, а потом и в полном производстве электронного и электрического оборудования, станков, морских судов (Южная Корея вышла на 2-ое место в мире после Японии), автомобилей. НИС в своем становлении как бы повторяли путь послевоенной Японии, которая, по сути, на определенном этапе передала им выпуск массовых образцов промышленных изделий. В основе быстрого роста экономик НИС лежат широкомасштабные реформы образования в сочетании с традиционной дисциплинированностью и высокой организованностью населения этих стран, приоритеты финансирования научных и прикладных исследований, создание свободных экономических зон для привлечения иностранного капитала. 2.3. Международные экономические организации (МЭО). Одими из важнейших субъектов в мировом хозяйстве явлются международные экономические организации. Мы рассмотрим основные и наиболнн крупные из них. Главный экономический орган – ЭКОСОС состоит из 54 членов (1/3 их ежегодно переизбирается на трехлетний срок) и обычно проводит дважды в год свои сессии. Он является основным органом по координации экономической и социальной деятельности ООН и соответствующих специализированных учреждений и институтов (путем проведения исследований, подготовки докладов и рекомендаций). Под руководством ЭКОСОС работают региональные экономические комиссии: Европейская экономическая комиссия (ЕЭК, место пребывания – Женева, Швейцария, 55 государств-членов); Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО, Бангкок, Таиланд, 49 государств-членов); Экономическая и социальная комиссия ООН для Западной Азии (ЭСКЗА, Алеман, Иордания, 13 государств-членов); Экономическая комиссия ООН для Африки (ЭКА, Аддис-Абеба, Эфиопия, 53 государства-члена); Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК, Сантьяго, Чили, 41 государство-член). Основной задачей этих комиссий является содействие проведению согласованных мероприятий по экономическому сотрудничеству в рамках соответствующего региона. Комиссии проводят исследования, распространяют информацию и статистические материалы. В составе комиссий имеются соответствующие комитеты. Постоянно действующим исполнительным органом каждой комиссии является ее секретариат. Рассмотрим по подробнее работу некоторых МЭО. 1. Многосторонние торгово-экономические организации В настоящее время в мире насчитывается примерно 300 международных торгово- экономических организаций с широким, средним и узким составом участников. Основную роль в формировании мировых торговых потоков играет сравнительно небольшой круг торгово-экономических организаций. Правовой основой ВТО, начавшей действовать с 1 января 1995 года, являются ГАТТ в редакции 1994 года (поэтому новую организацию часто называют ВТО/ГАТТ), а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС); Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Сюда же входят несколько десятков соглашений, договоренностей, решений, протоколов и деклараций, имеющих одинаковую силу для стран членов. Некоторые документы ВТО уточняют и дополняют статьи ГАТТ, сохранившие свое главенствующее положение среди всех документов ВТО. Подавляющее число этих документов является обязательным для стран-членов ВТО и лишь четыре соглашения обязательны для стран, выразивших заинтересованность в них участвовать. Местопребывание ВТО – Женева (Швейцария). Ныне в нее входят 128 государств; и еще свыше 30 стран, включая Россию и Китай, имеют статус наблюдателя и ведут переговоры о присоединении [4]. Главная цель ВТО заключается в дальнейшей либерализации торговли товарами и услугами посредством совершенствования торговых правил. Важнейшая задача в области регулирования связанных с внешней торговлей инвестиций – разработка многосторонних правил, подобных существующим многосторонним правилам во внешней торговле (в рамках Соглашения по торговым аспектам инвестиционных мер – ТРИМС). Высшим органом ВТО является Конференция министров, состоящая из представителей государств-членов. Она созывается на сессии не менее одного раза каждые два года. За выполнение текущей работы отвечает Генеральный совет, созываемый по мере необходимости – обычно 8-10 раз в год. Он также проводит заседания в качестве Комиссии по урегулированию споров (рассмотрение процедур урегулирования споров) и Комиссии по контролю за торговой политикой (регулярный контроль торговой политики членов ВТО). Четыре соглашения ВТО обязательные только для заинтересованных стран (о торговле гражданской авиатехникой, о правительственных закупках по молочным продуктам и говядине), привели к созданию особых органов управления, подотчетных Генеральному совету. Генеральный совет делегирует свои функции трем основным органам: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность. Совет по торговле товарами ведет наблюдение за применением и действием соглашением, касающихся торговли товарами. В этом ему оказывает помощь ряд комитетов и других органов, занимающихся вопросами доступа на товарные рынки, мерами по санитарии и фитосанитарии, проблемами, связанными с торговыми аспектами инвестиций, вопросами субсидий и компенсаций, оценки таможенных пошлин, технических барьеров в торговле, антидемпинговой практики, лицензирования импорта, мониторинга торговли текстилем. Совет по торговле услугами сосредотачивает усилия на вопросах телекоммуникационных средств, передвижения физических лиц, услуг по морским перевозкам. С ним тесно взаимодействует Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам, а также Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, которые занимаются вопросами, касающимися соответствующих соглашений, заключенных в рамках ВТО. Секретариат ВТО возглавляемый генеральным директором и его четырьмя заместителями, несет ответственность за обеспечение деятельности органов ВТО в том, что касается ведения переговоров, осуществления соглашений и предоставления технической помощи развивающимся странам. Еще в 1993 году Россия направила заявку на вступление в ГАТТ. Но в конце того же года по завершении многолетних переговоров о либерализации мировой торговли в рамках Уругвайского раунда страны – участницы ГАТТ договорились о создании ВТО. Поэтому в декабре 1994 года России пришлось обновить свою заявку. 2. Международный валютный фонд (МВФ) – одна из ведущих международных финансово-кредитных организаций. Фонд учрежден в 1946г. Местопребывание – Вашингтон (США). В МВФ входят 182 страны, в том числе Россия (с 1 июля 1999г.) В Бреттон-Вудсе (США, 1944г.) СССР принимал участие в выработке Устава МВФ, но « холодная война» помешала ему подписать соглашение о создании Фонда. В 1997г. Ресурсы МВФ были увеличены до 28,8 млрд. долл. Они формируются за счет взносов стран-членов Фонда. Устав МВФ изменялся в 1969г. (с введением специальных прав заимствования - СДР), в 1976-1978гг. (с ликвидацией Бреттон-Вудской валютной системы) и в ноябре 1999г. (с включением санкции - приостановлением права голосования по отношению к государствам, не погасившим свою задолженность перед МВФ). Предоставление кредитов МВФ осуществляется в форме продажи Фондом свободно конвертируемой валюты (СКВ) на национальную валюту-должника, а погашается кредит посредством выкупа национальной валюты заемщиком за СКВ СДР. Базой кредитных сумм является квота уставного Фонда МВФ, которая приходится на страну члена организации. Так, квота России составляет 2,99%(4,3 млрд. СДР). Для сравнения, квота США равняется 18,2% (26,5 млрд. СДР). Эта организация оказывает воздействие на экономические процессы в России через реализацию программ финансовой стабилизации и корректировок платежного баланса. В своей деятельности МВФ руководствуется принципом обусловленности, согласно которому страны-члены могут получить от него кредиты лишь при условии, что они обязуются проводить определенную экономическую политику. В качестве таких условий МВФ обычно выдвигает сокращение бюджетного дефицита, снижение темпов роста денежной массы и поднятие процентных ставок по кредитам выше уровня инфляции. Кредиты МВФ являются своеобразной лакмусовой бумажкой для частного капитала. Это объясняется тем, что, получая кредит, страна обязуется проводить экономическую политику, в результате которой она накопит валютные резервы и, следовательно, сможет погашать долги частным кредиторам. Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, состоящий из представителей стран-членов, назначенных на пять лет, он собирается один раз в год. За исключением ряда полномочий (определение условий и прием новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и др.) Совет управляющих может делегировать исполнение своих задач Исполнительному совету. Исполнительный совет (Директорат) отвечает за текущие дела МВФ. Семь из 24 исполнительных директоров назначаются странами с наибольшими квотами ( Германия, Великобритания, Китай, Франция, Саудовская Аравия, США и Япония), остальные избираются управляющими из других стран с соблюдением принципов регионального представительства. Среди исполнительных директоров представлена и Россия. Назначение и выборы производятся один раз в два года. Заседания Исполнительного совета проходят несколько раз в неделю. Директорат назначает директора-распорядителя (по традиции – это представитель Европы), который не может быть ни управляющим, ни исполнительным директором. Директор-распорядитель председательствует на заседаниях Директората (без права голоса, за исключением случаев, когда голоса разделяются поровну) и возглавляет административный аппарат фонда. 3. Международная торговая палата (МТП) была основана как неправительственная организация в 1919 году. Эта наиболее авторитетная в мире организация частного предпринимательства, объединяющая свыше 6000 компаний, полторы тысячи национальных союзов предпринимателей в 110 развивающихся и развитых стран, имеющая зарубежные представительства более чем в 50 странах. Местопребывание – Париж (Франция)[5]. В своей деятельности МПТ преследует следующие основные цели[6]: · Содействие развитию предпринимательства в мире путем поощрения торговли, инвестиций и открытых рынков, свободного движения капиталов; · Принятие эффективных и последовательных мер в экономической и правовой сферах в целях содействия гармоничному развитию и свободе международной торговле; · Защита системы частного предпринимательства. Членство в МТП может быть приобретено двумя путями6 принадлежность к национальной организации МТП и прямое членство в странах, не имеющих национальной организации. В январе 1993 года Торгово-промышленная палата РФ была принята в МТП. Высшим руководящим органом МТП является Совет, который собирается, как правило, дважды в год. Члены Совета назначаются национальными комитетами и группами. Исполнительный совет, в состав которого входят от 15 до 21 члена, избирается Советом МТП. Он несет ответственность за проведение в жизнь политики МТП. Исполнительный совет проводит не менее трех сессий в год. Генеральный секретарь, избираемый Советом МТП, является также секретарем Исполнительного совета. Международная штаб-квартира, возглавляемая генеральным секретарем координирует всю деятельность МТП. Она состоит из пяти основных департаментов, Международного арбитражного суда Международного бюро торговых палат, Института права и практики в сфере бизнеса, служб МТП по борьбе с экономической преступностью, всемирного совета по вопросам окружающей среды и др. Международная торговая палата наделена консультативным статусом в ООН с тем, чтобы иметь возможность представлять взгляды деловых кругов развитых и развивающихся стран. Она поддерживает отношения с основными межправительственными и неправительственными международными экономическими организациями. 4. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была создана в 1961 году двадцатью государствами-учредителями. Местонахождение – Париж (Франция). Членами ОЭСР на 1 января 1999 года были 29 стран, большинство из них развитые: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония. ОЭСР принимает два вида решений: постановления, обязательные для всех стран-членов, и так называемые джентльменские соглашения, имеющие добровольный характер, но обычно соблюдаемые[7]. Россия сотрудничает с ОЭСР с 1994 года, после подписания Декларации о сотрудничестве и Соглашения о привилегиях и иммунитете. В мае 1996 года Россия подала заявление и начала переговоры о вступлении в Организацию в качестве полноправного члена. Главные задачи ОЭСР заключаются в анализе состояния экономик стран-членов и составлении дважды в год прогноза их развития на ближайшие полтора года, разработке рекомендаций в области регулирования хозяйства на макро- и отраслевом уровне, включая международную торговлю, а также координации политики в области финансовой помощи развивающимся государствам. Являясь органом по согласованию основных направлений экономической политики развитых стран, ОЭСР готовит материалы для крупных международных соглашений. Главная цель соглашения – либерализовать условия прямых взаимных капиталовложений в экономику государств-участников, обеспечить открытие рынков инвестиций и уравнять права национальных и иностранных вкладчиков. Высшим органом ОЭСР является Совет, состоящий из представителей государств- членов. Он заседает обычно один раз в год на уровне министров под председательством одного из них. В этих заседаниях принимают участие, как правило, министры иностранных дел, финансов, торговли или экономики. На уровне постоянных представителей (в ранге послов) Совет собирается не менее двух раз в месяц под председательством генерального секретаря. Решения Совета (резолюции, рекомендации) прин6имаются, как правило, консенсусом. Свыше 150 специализированных комитетов, рабочих групп и экспертных комиссий охватывают самый широкий спектр экономических и социальных проблем. Так, в Комитет содействия развитию входит в настоящее время 21 государство-член и Европейская комиссия; статус наблюдателя имеют Международный банк реконструкции и развития и Международный валютный фонд. Комитет является центральным органом по координации помощи, оказываемой ОЭСР развивающимся странам. В его задачи входят повышение эффективности этой помощи, содействие созданию в развивающихся государствах жизнеспособных экономических систем и включение их в мировую экономику. Организация регулярно распространяет аналитические и статистические материалы: основные экономические показатели, включая состояние бюджета, внешней торговли, финансов, промышленности и энергетики мира. Выпускаются специальные монографии, журналы, серийные издания, экономические отчеты и прогнозы, технические и статистические бюллетени и другие. 5. Международный банк реконструкции и развития (МБРР), как уже отмечалось, часто называют Всемирным банком. Его местопребывание – Вашингтон (США). В настоящее время он объединяет более 180 стран мира. Уставный капитал составляет 142 млрд. долларов. Страны оплачивают 20% своих квот в уставном капитале, причем 2% - в конвертируемой валюте, а 18% - в национальной валюте. Высший орган МБРР – Совет управляющих. Каждая страна – член банка представлена одним членом в Совете управляющих, обычно на уровне министра. В настоящее время МБРР сконцентрировал свое внимание на оказании помощи развивающимся государствам и странам с переходной экономикой, в том числе СНГ. Россия стала членом МБРР 16 июня 1999г [8]. В отличие от МВФ, деятельность которого актуальна в периоды кратковременных макроэкономических кризисов, МБРР занимается проблемами долгосрочного экономического развития. Приоритетными для МБРР являются такие структурные преобразования, как либерализация внешней торговли, приватизация, реформы системы образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру. МБРР выдает долгосрочные займы, как правило, на коммерческих условиях, хотя бедным странам предоставляются кредиты по льготным, сильно заниженным процентным ставкам. Банк специализируется на двух видах кредитов. Целевые кредиты предназначаются для финансирования конкретных инвестиционных проектов, например, строительство дорог, мостов, электростанций. Программные кредиты призваны помочь правительству осуществить структурные реформы в ключевых областях экономики, например, провести либерализацию внешнеэкономических связей. В этом случае кредит – не обеспечение определенного инвестиционного проекта, а средство общего финансирования государственного бюджета в соответствии с кардинальным изменением экономической политики. Совет управляющих, как говорилось выше, состоит из назначаемых странами- членами управляющих (министров финансов или председателей центральных баков), каждый из них имеет заместителя. Срок полномочий управляющих составляет пять лет (возможно повторное назначение). Совет управляющих заседает обычно один раз в год (ежегодное собрание). Он может передать часть своих полномочий директорам-исполнителям (за исключением о приеме новых членов, повышении деятельности МБРР и др.). Решения принимаются простым большинством голосов, по важным вопросам необходимо собрать 85% их. При голосовании в Совете управляющих все голоса каждой страны зависит от ее доли в капитале банка (США имеют более 17% голосов, т.е. столько же, сколько имеют 140 развивающихся государств. Квоты России и Украины составляют соответственно 1,8 и 0,8%). Директора-исполнители (избираются на два года) отвечают за текущую работу. Из 24 директоров пять назначаются пятью членами МБРР (Великобритания, Германия, США, Франция, Япония), имеющими наибольшую долю в его капитале, остальные избираются управляющими с учетом их принадлежности к определенной группе стран. Среди директоров-исполнителей представлена и Россия. Президент избирается директорами-исполнителями сроком на пять лет, он не может быть ни управляющим, ни директором, ни представителем управляющего или директора. Президент ведет текущие дела Всемирного банка. В 1994 году МБРР открыл в Вашингтоне, Лондоне, Париже и Токио информационные центры, предлагающие информацию о проектах в странах-членах. Здесь можно получить проектную документацию, результаты экспертиз, национальные программы охраны окружающей среды, доклады об отдельных странах и секторах экономики (информация о народном хозяйстве стран и их специфических особенностях, уровне жизни, государственных расходах и т.д.). Заключение. Итак, рассмотрев субъекты современного мирового хозяйства, мы выявили следующее. На данный момент ими являются: на макроэкономическом уровне: отдельные международные организации, транснациональные корпорации, отдельные региональные интеграционные группировки. Все международные экономические организации обычно подразделяются на две категории: межправительственные (межгосударственные), участниками которых являются непосредственно государства, и неправительственные, в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации. Для современной мировой экономики характерен стремительно идущий процесс транс национализации. В этом процессе основной движущей силой выступают транснациональные корпорации (ТНК). Они представляют собой хозяйственные объединения, состоящие из головной (родительской, материнской) компании и зарубежных филиалов. Головная компания контролирует деятельность входящих в объединение предприятий путем владения долей (участием) в их капитале. В зарубежных филиалах ТНК на долю родительской компании – резидента другой страны – обычно приходится более 10% акций или их эквивалента. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. наблюдается огромный размах внешнеэкономической деятельности (международных экономических операций), в которой ТНК являются торговцами (коммерсантами), инвесторами, распространителями современных технологий и стимуляторами международной торговой миграции. Они во многом определяют динамику и структуру, уровень конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг, а также международное движение капитала и передачи технологии (знаний). Каждый субъект несёт в себе определённые функции и задачи. Сегодня видя их можно говорить о тенденциях и путях развития мировой экономики, об интернационализации, интеграции, глобализации. Эти процессы неотвратимы и неизбежны. Мировое хозяйство представляет собой сложный механизм, в котором составными частями выступают субъекты мирового хозяйства. Возможно, в ближайшем будущем, появятся новые субъекты МХ, отражающие тенденции развития мирового хозяйства. Использованная литература 1. А.С. Булатов Мировая экономика – М.: Юристъ, 2002 – 734 с. 2. И.В. Сергеев Экономика предприятия - М.: Финансы и статистика, 2003 – 335 с. 3. А.С. Булатов Экономика. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001 – 896 с. 4. В.К. Ломакин Мировая экономика. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – 728 с. 5. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения – М.: Юристъ, 2002 – 366 с. 6. Семищев А.С. Микроэкономика – М., Санкт Петербург: Питер 2002 – 448 с. 7. Гатина Г.Ф., Мерзликин В.А., Щукина Н.Н. Мировая экономика – М.: Инфра-М 2001 – 384 с. [1] И.В. Сергеев Экономика предприятия - М.: Финансы и статистика, 2003 стр.6 [2] Там же - стр.7 [3] Мировая экономика/под ред. А.С. Булатова – Юристъ, 2002, с.276 [4] Мировая экономика/под ред. А.С. Булатова. – Юристъ,2002, с.348 [5] Мировая экономика/под ред. А.С. Булатова. – Юристъ, 2002, с.354 [6] Там же, с.354 [7] Мировая экономика/под ред. Проф. А.С. Булатова.- Юристъ, 2002, с.344 [8] Мировая экономика/под ред. Булатова – Юристъ, 2002, с.358 |
|
© 2007 |
|