|
|
|
|
Курсовая: Теневая экономика в России
Курсовая: Теневая экономика в России
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
на тему: «Теневая экономика: сущность, причины и особенности проявления в
современной России»
| | | Выполнила студентка Очной формы обучения Группы _________________________ (подпись студентки) Научный руководитель |
|
Омск-2004
Содержание
Введение______________________________________________________стр.3
Глава 1. Определение теневой экономики__________________________стр.5
1.1. Причины теневой экономики________________________________стр.8
Глава 2. Различные формы проявления теневой экономики в мире______стр.11
2.1. Борьба с коррупцией и экономической преступностью в Польше ___стр.11
2.2. Экономическая преступность в ЮАР_________________________стр.12
2.3. Фальшивомонетничество в Германии_________________________стр.13
2.4. Проституция______________________________________________стр.14
Глава 3. Особенности проявления теневой экономики в современной
России_______________________________________________________стр.16
3.1. Нарушения условий работы с денежной наличностью____________стр.18
3.2. Челноки как российский феномен____________________________стр.18
3.3. Реимпорт и реэкспорт в России______________________________стр.19
3.4. Производство и реализация спиртных напитков_________________стр.20
3.5. Теневая экономика в Страховом деле__________________________стр.21
Глава 4. Причины ухода малых предприятий России в тень___________стр.22
Глава 5. Пути выхода из теневой экономики_______________________стр.25
Заключение___________________________________________________стр.28
Список использованной литературы______________________________стр.30
Введение.
В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти
другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его
изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема “теневой”
экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
“Теневая” экономика является очень трудным для исследования предметом: это
феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить,
так как практически вся информация, которую удается получить учёному-
экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
Теневой сектор экономики представляет интерес, прежде всего с точки зрения
всего влияния на протекание большинства обычных, нормальных, экономических
явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли,
инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений
в России настолько велико, что представляет опасность для экономической
безопасности и суверенитета государства в целом, что совершенно очевидна
необходимость их анализа.
В последнее время термин «теневая экономика» употребляется достаточно часто.
И потому, наверное, что встречается он в ряду таких негативных явлений, как
рост преступности, ухудшение экологической обстановки, многие считают его
«новообразованием» последних лет. У других остались смутные воспоминания о
газетных публикациях, бичевавших теневую экономику социализма. Во всех
странах и при всех режимах были и есть люди, стремящиеся делать деньги вне
правого поля, вне законов.
До настоящего времени не существует единого понятия теневой экономики, причем
понятие это различно как в разных странах, так и у разных авторов. Для каждой
категории населения понятие теневой экономики различно. Для одних это
подпольные (трикотажные, кондитерские) цеха, для других – скрытые от
налоговой инспекции доходы. Для третьих – операции «отмывания» денег. Каждый
прав, но даже сумма этих ответов – далеко не полный образ теневой экономики.
Поэтому так важно разобраться, что же на самом деле представляет собой
теневая экономика.
Цель данной работы – дать определение теневой экономике, выявить основные
причины и предложить способы ограничения роста теневого сектора в экономике
России. Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. Дать анализ уровня развития теневого сектора в российской экономике.
2. Выявить формы теневых операций.
3. Раскрыть негативный эффект “теневой” деятельности на экономику
России.
4. Выявить пути ограничения роста “теневой” деятельности в России.
Глава 1. Определение теневой экономики, причины возникновения, формы
проявления в экономике.
Любому специалисту понятно, что в экономике каждой страны есть такая
составляющая, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные
представления о норме. Но до сих пор не устоялась терминология,
характеризующая эту составляющую. Нет должной ясности и в том, что конкретно
включает в себя соответствующий сектор экономики. Причем такая
неопределенность характерна отнюдь не только для России, хотя за рубежом
научные исследования данной проблематики начались значительно раньше, чем у
нас.
В различных странах используются следующие термины: "неофициальная",
"подпольная" и "скрытая" экономика (англоязычными авторами); "подземная",
"неформальная" (во французских изданиях), "тайная", "подводная" (в работах
итальянских специалистов); "теневая" (в немецких источниках). В зарубежной
экономической и социологической литературе нет, впрочем, не только единого
термина, определяющего явление, но и однозначного понимания самого феномена.
При первоначальной попытке вычленить и экономически определить его,
предпринятой немецкими исследователями, к "теневой" экономике были отнесены
лишь финансовые тайные сделки различного рода. Ряд немецких авторов считают,
что "теневая" экономика охватывает прежде всего криминальную деятельность;
другие определяют ее как сектор, в котором участвуют все уклоняющиеся от
выплаты налогов субъекты, третьи включают сюда не только финансовые операции,
но и экономическую деятельность, результаты которой, по их мнению, должны
учитываться в валовом национальном продукте (ВНП), четвертые идентифицируют
"теневую" экономику с "полулегальной" или "нелегальной". В литературе ФРГ
фигурирует и более широкое определение "теневой" экономики в качестве любой
деятельности вне рамок официального сектора экономики - от труда в домашнем
хозяйстве по самообеспечению и общинного производства до различных форм
подпольного предпринимательства. [Неформальная экономика и гибкий рынок
труда: теория и практика в ФРГ: Научно-аналитический обзор. М., 1987].
Таким образом, при определении особенностей "теневой" экономики немецкие
ученые выдвигают различные критерии: фискальные интересы государства,
действительную оценку размеров валового национального продукта, юридические
параметры. Тем не менее все авторы сходятся в том, что "теневая" экономика, в
рамках которой создаются доход, материальные блага и услуги, должна быть
включена в объем ВНП.
В России для обозначения рассматриваемого феномена также используются разные
термины: "нелегальная", "внелегальная", "подпольная", "криминальная",
"неформальная", "теневая" и т.п. Причем "теневая" и "неформальная" экономика
трактуются то как тождественные, то как различающиеся понятия. Во втором
случае под "теневой" понимается экономика сугубо криминальная [Исправников
В.О., Куликов В.В. "Теневая" экономика в России: иной путь и третья сила.
М.,1997].
В контексте вышеизложенного предпочтительным представляется термин "теневая
экономика", которым логично обозначать всякую экономическую активность, не
зарегистрированную официально уполномоченными органами. За редкими
исключениями (связанными, например, с функционированием домашнего хозяйства)
"теневая" составляющая экономики - это такой уклад экономических отношений,
который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным
правилам хозяйственной жизни, т.е. находится вне рамок правового поля.
Все теневые экономические деяния условно можно разделить на три группы.
Первая - это неофициальная экономика (ее еще называют второй, параллельной,
неформальной). Те самые подпольные цеха, незаконное предпринимательство в
различных секторах народного хозяйства. Наибольший ущерб обществу наносят они
при производстве алкоголя, рыбной продукции, в области добычи, переработки и
оборота драгоценных металлов и камней.
Вторая группа - это фиктивная экономика. За ширмой официально
зарегистрированной организации (коммерческой или общественной), совершаются
противоправные действия. Например, вывоз капитала из России по фиктивным
контрактам или неуплата налогов. Налогообложение - один из самых болезненных
узлов российской экономики, клубок множества проблем.
Третья группа теневой экономики - черная экономика: производство и продажа
наркотиков, разбой, грабежи, кражи, вымогательство и иные преступления, в
результате которых одни люди обогащаются, нанося вред другим, обществу и
государству. К этой же группе относятся монополистические действия на рынке,
ограничения конкуренции, например.
В реальной жизни бывает сложно отнести какое-то явление к конкретной форме.
Например, получение официальным должностным лицом премии за якобы сделанную
работу, скажем, якобы прочитанные лекции, с одной стороны относится к черной
экономике (взяточничество), а с другой стороны - к фиктивной (отмывание
незаконно полученных денег). Но это уже проблемы классификации.
В работе В.Радаева приведена еще одна классификация теневой экономики - по
характеру и степени регистрации хозяйственных операций. С этой точки зрения
теневая экономика (и вся неформальная экономика в целом) делится на следующие
сегменты:
1. Деление по мотивам действий хозяйствующих агентов в отношении отчетности:
а) скрытая экономика (hidden economy) - экономическая деятельность,
сознательно укрываемая хозяйствующими агентами от статистических и налоговых
органов;
б) потерянная экономика (missing economy) - экономическая деятельность, не
попадающая в отчеты в результате неполного охвата обследуемых единиц
наблюдения, неосведомленности и непроизвольных ошибок экономических агентов.
2. Деление по охвату деятельности статистическим учетом:
а) учтенная экономика (recorded economy) — экономическая деятельность, не
отражаемая в отчетности самих экономических агентов, но учитываемая
статистикой в результате специальных дорасчетов;
б) неучтенная экономика (unrecorded economy) — экономическая деятельность,
выпадающая и из отчетов, и из окончательных статистических данных.
Существует несколько основных элементов теневой экономики, а именно:
- сокрытие предприятия (осуществление регулярной организованной хозяйственной
деятельности без регистрации);
- сокрытие хозяйственных операций (неотражение их в договорах и отчетности);
- сокрытие найма рабочей силы (наем без оформления трудовых договоров);
- сокрытие доходов (уход от налогов).
Наряду с теневой существует также фиктивная экономика (fictitious economy),
связанная с отражением в статистической и бухгалтерской отчетности
несуществующей хозяйственной деятельности (например, перевод денег за не
поставленную продукцию).
Как уже отмечалось выше, интерпретация показателей экономической деятельности
страны предполагает существование четкого представления о том, что же именно
стоит за теми или иными данными, особенно, при изучении такого сложного
явления, как теневая экономика. При всей очевидности, это положение зачастую
игнорируется: нет ссылок на источник данных и методологию их получения.
1.1. Причины теневой экономики
Обычно выделяют три группы факторов, которые способствуют развитию теневой
экономики.
1. Экономические факторы:
· высокие налоги (на прибыль, подоходный налог и т.д.);
· переструктуризация сфер хозяйственной деятельности (промышленного и
сельскохозяйственного производства, услуг, торговли);
· кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику
в целом;
· несовершенство процесса приватизации;
· деятельность незарегистрированных экономических структур.
2. Социальные факторы:
· низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов
экономической деятельности;
· высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение
доходов любым способом;
· неравномерное распределение валового внутреннего продукта.
3. Правовые факторы:
· несовершенство законодательства;
· недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению
незаконной и криминальной экономической деятельности;
· несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью.
Теневая экономика порождает ряд следствий, негативно сказывающихся на
экономике государства в целом. Вот лишь некоторые из этих следствий:
· Сокращается налоговая база. Как следствие, растет налоговый пресс на
легальный сектор экономики.
· Снижается конкурентоспособность легальной экономики. Это в свою очередь
подталкивает и другие экономические структуры к уходу в тень.
· Усиливается ресурсное обеспечение коррупции, что ведет к росту ее масштабов.
· Неконтролируемые крупные финансовые ресурсы позволяют влиять на
государственную политику, СМИ и избирательные компании различного уровня. Это
также способствует развитию коррупции.
· Неконтролируемые крупные финансовые ресурсы позволяют влиять на
государственную политику, СМИ и избирательные компании различного уровня. Это
также способствует развитию коррупции.
· Происходит перераспределение национального дохода в пользу элитной группы,
обусловленное коррупцией и контролем криминальных групп над теневой
экономикой. Это ведет к сильному имущественному расслоению и росту
конфронтации в обществе.
· Происходит утечка капиталов за границу.
· Расширяется неконтролируемая торговля низкокачественными товарами и
товарами, опасными для потребителя.
· Трудность оценки масштабов теневой экономики приводит к большим ошибкам в
определении важнейших экономических и социальных показателей развития
общества. Это затрудняет выработку верных управленческих решений на различных
уровнях.
Кроме того, в предыдущем пункте было сказано об ошибках в государственном
управлении, к которым ведет наличие развитой теневой экономики и неверная
оценка ее масштабов.
ГЛАВА 2. Различные формы проявления теневой экономики в мире.
Прежде чем осветить основные явления теневой экономики нашего государства,
стоит сказать о той же проблеме в других странах мира.
Объем теневой экономики различаются в страновом разрезе очень существенно.
По оценкам Контрольной группы по борьбе с легализацией незаконно
приобретенных денежных средств (Великобритания), доля теневой экономики в
Германии составляет 9% ВВП, в США – 10% ВВП, в Италии, Греции, Испании – 25%
ВВП. В самой же Великобритании этот показатель оценивается на уровне 7% ВВП.
[Макаров Д. Рыночной экономике – правовое государство. // Вопросы экономики.
– 1998. - №3. – с.45].
Что касается экономики ряда латиноамериканских стран (Колумбия и др.), то
специалисты склонны оценивать долю теневого сектора в их экономики 70% ВВП.
2.1. Борьба с коррупцией и экономической преступностью в Польше.
Польшу в последние несколько лет захлестнула волна коррупции и экономической
преступности. В 1997 году по сравнению с 1995 годом число экономических
преступлений увеличилось на 14% (с 98,3 тыс. до 110,6 тыс.). Уменьшилась доля
таких преступлений, как присвоение общественного имущества, спекуляция,
нелегальная торговля валютой, возросло количество связанных с
бесхозяйственностью (с 87 тыс. до 142 тыс.), фискальных преступлений (с 14,1
тыс. до 24,8 тыс.), в том числе налоговых – с 7,1 тыс. до 10,3тыс.[Бухарин Н.
Борьба с коррупцией и экономической преступностью в Польше.//ЭКО.–1993.-
№33.с.153]
Можно выделить несколько видов хозяйственных преступлений в Польше.
· В деятельности банков и других финансовых учреждений
– предоставление фиктивных банковских гарантий, нарушение банковского права и
порядка проведения банковских операций, использование фальшивых авизо и чеков
без покрытия, вывоз за границу средств на основе фиктивных контрактов и
договоров, открытие за границей без разрешения властей именных счетов,
фиктивное страхование сделок и другое.
· В области приватизации – занижение стоимости
предприятий, продажа предприятия полностью или части его имущества по цене
меньшей, чем предлагают другие покупатели, поручение оценки предприятий тем
консалтинговым фирмам, которые берут за эту оценку большие суммы, чем их
конкуренты и так далее.
· В области налогообложения – сокрытие оборота и
доходов, создание фирм для одной или нескольких сделок, фиктивных фирм и др.
Характерно, что в Польше, где в последние годы коммунистического режима
предприниматели научились ловчить и хитрить, заниматься полулегальным и
нелегальным бизнесом, продолжают эту практику и в условиях свободного рынка.
Частный сектор, в котором производится 45% ВНП и занято 54% трудоспособного
населения, даёт только 20% поступлений в госбюджет.
· Преступления, связанные с контрабандой, отмыванием
«грязных» денег и т.д. В Польше предметами контрабанда чаще всего являются
сигареты, алкоголь, наркотики, телевизоры и др.
2.2. Экономическая преступность в ЮАР.
Характерной особенностью социальной жизни Южной Африки – большое количество
оружия в многолюдных местах. Похоже, для многих в ЮАР оружие стало обычным
атрибутом повседневной жизни. Но это всего лишь оборотная сторона явления, в
основе которого лежит очень высокий уровень насилия и преступности в стране.
И, как признают политики, без решения этой проблемы страна не может успешно
развиваться.
По данным статистики, в последние годы уровень нисколько не снижается, а по
ряду направлений даже возрастает. И это несмотря на то, что после
состоявшихся в апреле минувшего года всеобщих выборов так называемое
политическое насилие явно поутихло.
Тяжкие преступления совершаются в ЮАР каждые 17 секунд, и их число в 1994
году превысило показатели 1990 года на 17%. Ограбление жилья происходит в
среднем каждые 1 мин. 55 сек., кражи из автомашин – 2 мин. 57 сек. В ЮАР
совершается в 8 раз больше убийств в пересчете на 1000 жителей, чем в США.
Большое распространение получили кражи автомобилей и захват их подчас на
многолюдной улице. В 1993 году в ЮАР было угнано более 90 тысяч автомобилей
общей стоимостью в 3,3 млрд. рандов (около 1 млрд. долларов). И эта цифра ещё
более возросла в минувшем году. В этой связи страховые компании повышают
страховые сборы и требуют установления на автомашины систем сигнализации и
блокировки.
Доходы преступников оказываются несоизмеримо выше налагаемых на них взысканий
в случае задержания. И поэтому, как утверждают криминалисты, многие считают
совершение преступлений столь выгодным, что это стало своеобразным стилем
жизни. В 1993 году южноафриканская полиция уничтожала изъятых у преступников
наркотиков на сумму в 1 млрд. рандов (около 300 млн. долларов), хотя это
составляет лишь 15% от предлагаемого объема подпольной торговли наркотиками
на территории
ЮАР. За десять первых месяцев минувшего года было изъято более 12 тысяч
стволов огнестрельного оружия [Никишов е. Червь преступности подтачивает
экономику ЮАР].
2.3. Фальшивомонетничество в Германии.
Германию охватила паника: с каждым годом в стране появляется все больше и
больше немецких марок итальянского, польского и ближневосточного
производства.
Однако все это секретное и высокоточное мастерство государственных художников
оказалось бессильно против бытовых цветных ксероксов, которых только в
Германии в обращении находится около 8 тысяч. Причем доступ к ним никто не
контролирует.
В середине июля 1993 года полиция Кельна нанесла удар по фальшивомонетчикам
самый ощутимый за последние четыре года. Полиция конфисковала партию
фальшивых банкнотов на сумму 1,9 миллиона марок. Статистика немецкой полиции
констатирует геометрическую прогрессию выпуска в обращение подделок. В 1990
году было зарегистрировано 590 случаев с фальшивыми марками, в 1991 году – 18
226, в 1992 году – 37 287, прогноз на 1994 год был тоже неутешительный –
более 70 тысяч. [ Реннер Т. Ренессанс фальшивомонетчиков. // Новое время. –
1993. - №33.- с.33].
Развитие и производство бытовой копировальной техники, ее доступность для
каждого бюргера стали причинами соблазна быстрого обогащения. Особой
популярностью пользуются цветные ксероксы фирмы «CANON». Их технические
возможности позволяют воспроизводить цветовую гамму оригинала с точностью до
25 тысяч точек на одном квадратном сантиметре. Почти 80 процентов изъятых в
прошлом году из обращения подделок были выполнены именно на цветных
ксероксах.
2.4. Проституция.
Вебстеровский словарь толкует проституцию как «акт или практику сексуального
удовлетворения, совершаемый за деньги». В нашей стране как-то устоялось, что
проституция – это престижная профессия, пользующаяся популярностью у молодежи
и нареканиями со стороны старшего поколения.
В Соединенных Штатах Америки это занятие нелегально во всех штатах, кроме
Невады. Однако риск заразиться венерическими заболеваниями или СПИДом, как
правило, невысок, вследствие повсеместной массовой пропаганды здорового
образа жизни. Следует сказать, что в США существует множество организаций,
борющихся за права проституток и оказывающих им психологическую, медицинскую
и даже материальную помощь, если они лишаются работы. С другой стороны, почти
все виды проституции преследуются законом, под действие которого попадают не
только путаны, но и их клиенты, а также те, кто способствует акту
проституции. Однако, несмотря на уголовную ответственность, размеры
проституции ничуть не уменьшаются – доходы от этого вида теневого бизнеса в
США продолжают расти.
В Голландии в 1998г. проституция была полностью легализована, представители
этой профессии даже имеют свой профсоюз. Налоги с данного вида деятельности
поступают в государственную казну, реально пополняя ее. Похожая ситуация
сложилась во Франции, где с 1946г. по предложению французской
коммунистической партии проституция также узаконена. Но появление
проституток на улицах не разрешается, и жестоко преследуется сутенерство.
Только в Париже официально зарегистрировано около 50000 «жриц любви» [
Шебуков Р. Планета «красных фонарей». // Аргументы и факты. – 1998. - №4. –
с.15.]. Однако даже во Франции существуют отделы полиции, по борьбе с
проституцией. В основном, выявляется и пресекается организация сети, в
которой действуют сутенеры. Таким образом, в начале 1997г. удалось пресечь
действия мафии, привлекавшей к проституции граждан России.
Несмотря на положительный опыт Нидерландов и Франции, предложения по
легализации проституции в других странах Европы вызывает жесткие и
категоричные протесты со стороны общественности и большинства политических
деятелей. Но даже в странах, где подобная деятельность узаконена, все равно
существует теневая сторона этого бизнеса, доходы которой реально подсчитать
невозможно.
ГЛАВА 3. Особенности проявления теневой экономики в современной России.
Хотя процесс формирования капиталистического общества в России находится в
самом начале, некоторые черты российского капитализма уже определились. Можно
сказать, что в стране возникает "теневой капитализм". Одной из его
характерных черт является институциализация теневой экономике, превращение ее
в устойчивый элемент экономической системы, тесное переплетение с легальной
хозяйственной деятельностью, а так же огромные ее масштабы.
Взрывной рост теневой экономики оказался совершенно неожиданным последствием
перехода России к капиталистической системе. В эпоху горбачевской перестройки
общепринятым было мнение, что теневая экономика - это порождение, присущих
советской системе особенностей, дефектов, которые можно устранить
либерализацией и введением частной собственности в рамках "перехода к рынку"
(теневая экономика СССР (в дореформенный период) составляла 20% от
официальной).
Если исходить из недавнего доклада известного американского "мозгового
треста" Rand Corporation, российский теневой сектор имеет давнюю историю.
Постоянный дефицит товаров народного потребления и система фиксированных цен
(которые были значительно ниже рыночных) еще в 70-е гг. создали в СССР
предпосылки для широкомасштабных "спекуляций" и торговли "из-под прилавка".
Огромный размах приняло присвоение государственной собственности (феномен
"несунов"). Сюда можно добавить также приписки на производстве. С одной
стороны, они позволяли фиктивно выполнять спускаемые сверху планы, а с другой
- скрывать воровство материалов и оборудования, которые затем перепродавались
на черном рынке. Несмотря на суровые "официальные" наказания, теневая
экономика процветала, помогая сглаживать неизбежные при центральном
планировании ошибки в распределении ресурсов.
Считалось, что по мере продвижения страны к капитализму масштабы теневой
экономики будут сокращаться, а легальной - возрастать. Произошло же все
наоборот.
А сейчас теневая экономика присутствует почти повсюду – ее основа – это
недекларирование части деятельности. Невозможно сказать, сколько работников
сейчас занято теневой экономикой, потому что работник “серого” предприятия не
знает, какая часть его труда декларируется предприятием, а какая нет. Если
образ теневой экономики СССР – независимый черный рынок, то образ нынешней
теневой экономики – ларек, в котором в каждый момент присутствуют необходимые
накладные, но никто не знает, сколько раз эти накладные подменяются и
переписываются.
По данным МВД РФ в 1990-91гг. в теневой экономике производилось 10-11% ВВП, в
1993 эта доля составила 27%, в 1994г. - 39%, в 1995 - 45%, в 1996 - 46%. По
тем же данным с теневой экономикой так или иначе связано примерно 58-60 млн.
человек. [По материалам Интернет-источника http://corruption.ru]
Заметно меньшую и, возможно, более реалистичную оценку дает Госкомстат
России. За первые годы реформ (1992-1994гг.) доля теневой экономики в ВВП
составляла приблизительно 9-10%, в 1995 - 20%, в 1996 - 23%. При этом, по
оценкам МВД, 41 тыс. предприятий, половина банков и более 80% совместных
предприятий могут иметь связи с организованной преступностью. По мнению
авторов доклада "Теневая экономика в России", в этой области занято около 30
млн. человек.
По данным Московского института социоэкономических проблем, если в 1973 году
теневой сектор в СССР равнялся примерно 3% ВВП, в 1990-1991 гг. - 10-11%, то
в 1993 году он составлял 27% ВВП, а еще через три года - уже 46%.[ По
материалам интернет-источника http://corruption.ru]
Хотя приведенные данные заведомо неточны, ясно, что масштабы теневой
экономики в России сейчас весьма велики, они значительно возросли с момента
начала экономической либерализации и продолжают расти. Более того, теневой и
легальный виды деятельности сейчас настолько переплетены, что нередко их
почти невозможно отличить друг от друга.
3.1. Нарушения условий работы с денежной наличностью.
До настоящего времени отсутствуют меры финансовой и административной
ответственности за нарушения предприятиями, организациями и учреждениями
условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в
Российской Федерации, включая ответственность:
· за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими
юридическими лицами сверх установленного в Российской Федерации предельного
размера расчетов наличными деньгами в двустороннем порядке;
· за несоблюдение согласованных с кредитной организацией условий
расходования на месте поступающих в кассу предприятия наличных денег, а также
их использования без согласования с обслуживающим банком;
· за препятствование предприятиями проведению проверок кредитными
организациями соблюдения установленных условий работы с денежной наличностью;
· за ненадлежащее оформление и ведение первичных бухгалтерских
документов по учету кассовых операций и (или) их отсутствие.
3.2. Челноки как российский феномен.
Характерной формой проявления теневой экономики во внешнеэкономической сфере
является уход от налогообложения неорганизованной торговли так называемых
"челноков".
На долю неорганизованной торговли в общем внешнеторговом обороте России
приходится 10-12 %. В товарообороте неорганизованной торговли доля стран СНГ
составляет примерно 30 %. В дальнем зарубежье осуществляется примерно две
трети всех закупок российских "челноков". Основные объемы неорганизованного
импорта поступали из Турции, Италии, Китая, Сирии, ОАЭ, Таиланда, Польши, а
также из Литвы и Украины.
3.3. Реимпорт и реэкспорт в России.
Серьезный ущерб национальной экономике наносят также осуществляемые чрез
страны СНГ операции по реимпорту товаров из третьих стран и, наоборот,
реэкспорту российских товаров в страны дальнего зарубежья.
Из-за пробелов в законодательстве в обход таможенно - банковского и,
соответственно, валютного контроля широкие масштабы приобретают так
называемые "толлинговые" операции, когда заключается экспортный контракт на
поставку сырья, которое за границу фактически не вывозится и перерабатывается
на месте, но уже как зарубежное давальческое сырье, и в итоге чистый конечный
продукт вывозится за пределы Российской Федерации без уплаты соответствующих
налогов и пошлин. Именно по такой схеме примерно 80 % фактически
произведенного в России чистого алюминия вывозится за рубеж. Подобные факты
вскрыты на ряде предприятий черной и цветной металлургии, где в ходе
выборочных проверок 18 экспортных контрактов на общую сумму 152,1 млн
долларов установлено непоступление валютной выручки более чем на 28,1 млн
долларов. В настоящее время ситуация обостряется, поскольку толлинговые
операции приняли массовых характер не только в цветной и черной металлургии,
но и в легкой, текстильной и других отраслях промышленности.
Масштабный характер приобрели операции по незаконному вывозу значительных
партий морепродуктов за пределы Российской Федерации.
3.4. Производство и реализация спиртных напитков.
Состояние отечественного рынка крепких спиртных напитков характеризуется
сокращением объемов собственного производства ликеро-водочных изделий
(порядка трети потребляемых крепких спиртных напитков), увеличением доли
продукции низкого качества, в том числе фальсифицированной и опасной для
потребления, ростом неучтенного и подпольного производства алкоголя и его
контрабанды.
По имеющимся данным подтверждается вывод о том, что основная доля неучтенного
алкоголя производится на предприятиях, имеющих соответствующие лицензии, но
отражающих в отчетности только меньшую часть своих объемов производства.
Непоказанная или "теневая" часть производства никакими налогами не
облагается, расчеты за нее осуществляются наличными деньгами.
Введение налоговых постов на спирто - производящих предприятиях резко
сократило количество покупателей спирта, многие из которых не состояли на
налоговом учете, использовали поддельные печати существующих структур или
использовали фиктивные документы на получение спирта этилового.
Массовый контроль за поступлением и реализацией крупных партий алкогольной
продукции, создание специальных постов и другие подобные меры носят в большей
степени профилактический характер и вынуждают руководителей предприятий
отражать в бухгалтерской отчетности сделки, попадающие в поле зрения
налоговой полиции. Правонарушения выявляются, как правило, при оперативном
сопровождении подобных мероприятий.
В целях предотвращения нелегального производства и реализации на территории
Российской Федерации алкогольной продукции и обеспечения полноты сбора
налогов введен порядок обязательной маркировки алкогольной продукции,
производимой на территории Российской Федерации, специальной маркой,
подтверждающей легальность ее производства.
В то же время на рынке получило обращение большое количество поддельных
марок, что сводит на нет усилия по контролю за количеством выпускаемой
алкогольной продукции. Действия дельцов теневого бизнеса в сфере оборота
алкогольной продукции становятся более изощренными. Согласно имеющейся
информации на высоком полиграфическом уровне налажено подпольное изготовление
акцизных марок в странах Балтии (Эстония, Литва) и в Финляндии, откуда марки
доставляются производителям нелегальной алкогольной продукции в Москве и
Санкт-Петербурге.
3.5. Теневая экономика в Страховом деле.
Правонарушения затронули и такую сравнительно новую для России сферу
деятельности, как страховое дело. К наиболее распространенным нарушениям
законодательства здесь относятся осуществление нелицензированной
деятельности, неправильное оформление договора страхования, неправильное
установление страховых сумм, задержки принятия решения о возможности
страховой выплаты. Особо опасными являются такие правонарушения как
незаконные выплаты, выплаты по фальшивым свидетельствам, инсценирование
страхового случая, завышение страховых сумм, финансовые операции, связанные с
ложным банкротством.
Особое место в перечне правонарушений на страховом рынке в последнее время
приобретают махинации, связанные с деятельностью совместных предприятий или
брокерских страховых компаний. По имеющимся данным лишь за текущий год через
страховые и брокерские фирмы из России в иностранные банки переведено более
300 млн долларов США. По оценкам экспертов Росстрахнадзора до 90 % общей
выручки брокерских и перестраховочных компаний остается за рубежом.
Глава 4. Причины ухода малых предприятий России в тень.
Сегодняшняя экономическая политика по отношению к предпринимателю выражена
очень просто: "Мы тебя будем давить, а ты выживай как хочешь". Поэтому
предприниматель оказывается перед дилеммой: либо нарушить закон, либо
разориться. И чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться
существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные
условия для функционирования отечественных производителей.
Основными причинами ухода малых предприятий в "теневую экономику" являются:
жесткий налоговый прессинг, возможность альтернативных расчетов (наличные,
бартер и др.), административный характер арендных отношений (неразвитость
рынка недвижимости), административно-бюрократические барьеры при регистрации,
получении лицензий и т.д. По некоторым оценкам теневая экономика охватывает в
малом бизнесе от 30 до 40 % объема продукции, услуг (оборота).
Субъекты малого предпринимательства, участвующие в теневой экономике, могут
быть разделены на три группы:
· 1 группа - сугубо криминальные малые предприятия, изначально
создаваемые с преступными целями (мошенничество, отмывание денег, незаконная
предпринимательская деятельность). Они формируют своеобразный каркас теневой
экономики в сфере малого предпринимательства и обладают достаточно мощными
ресурсами, силой и влиянием.
· 2 группа - теневики-хозяйственники, в значительной степени
находящиеся в тени, поскольку выход в легальную экономику обернется для них
существенной потерей доходов либо закрытием своего дела. Они во многом
дополняют каркас, созданный группой 1, однако в перспективе это возможная
основа среднего класса.
· 3 группа - предприниматели без образования юридического лица и
наемные работники - своего рода "солдаты" теневой экономики. Значительную
часть этой группы составляют лица, для которых нерегистрируемая деятельность
является вынужденной.
Ситуация с материальным положением основной массы населения в России
складывается совершенно по-иному, чем диктуется правилами рыночного
хозяйствования. Налицо резкое снижение даже прежнего невысокого уровня жизни:
по достоверным оценкам, это падение составляет не менее 40% по отношению к
1991 году. Либерализация цен свела к нулю сбережения основной массы
населения, и тем самым был осуществлен крупномасштабный акт по
перераспределению доходов.
Вопрос о бедности - это и вопрос о минимальной заработной плате, соотношении
последней с прожиточным минимумом. Если в 1990 году она составляла 80 руб., в
полтора раза превышая его, то с 1992 года она в четыре-пять раз меньше
прожиточного минимума. Это означает, что минимальная заработная плата
утратила роль важнейшей социальной гарантии.
Бедность усугубляется задержками с выплатой заработной платы, пенсий,
пособий. Неплатежи как массовое явление - нонсенс для рыночной экономики, и
для решения этой проблемы нужны, конечно, экстренные меры правового и
административного характера (о чем в последнее время настойчиво говорят
высшие должностные лица). Но дело не только в этом. Нельзя всю вину за
неплатежи валить на умышленных и неумышленных неплательщиков, хотя таковых и
немало. Корни проблемы гораздо глубже: само государство - неплательщик,
прибегающий к неплатежам как к средству подавления инфляции. К тому же
большинство предприятий "лежит" (в том числе из-за неоплаты государством
своих заказов), и у них просто нет средств для выплаты заработной платы и
осуществления других платежей. И если их заставить погасить задолженность,
они просто лишатся остатков оборотных средств и... остановятся окончательно.
Отсюда следуют два важных вывода. Во-первых, государство раз и навсегда
должно отказаться от задержек с оплатой своих долгов как средства борьбы с
инфляцией. Во-вторых, проблема неплатежей в народном хозяйстве не будет
решена до тех пор, пока политика подавления отечественного производства не
сменится политикой его стимулирования. Резюме анализа причин расширенного
воспроизводства "теневого" хозяйствования в России: в облике российской
экономики все явственнее проступают черты, характерные для так называемой
латиноамериканской модели. Последняя предполагает наличие одного мощного
финансового или связанного с природными богатствами источника валютных
поступлений; формирование из тех, кто причастен к данному источнику, узкого
слоя сверхбогатой элиты, которая служит опорой власти и срастается с ней;
удержание основной массы населения в состоянии малой обеспеченности.
Следствием всего этого и является особая роль "теневой" экономики.
Глава 5. Пути выхода из теневой экономики.
В настоящее время трудно отрицать необходимость срочной разработки концепции
и программы государственной политики в отношении теневой экономики. Доктор
экономических наук, руководитель Фонда социально-экономических исследований
"Перспективные технологии" В. О. Исправников в своей статье "Как вывести
капиталы из "тени"" предлагает следующее. Важно ответить на два вопроса, -
считает он, - Во-первых, сегодня в отряд теневиков переходят не только сугубо
криминальные, но и обыкновенные отечественные предприниматели, задушенные
налогами, замученные постоянной сменой "правил экономической игры".
Позволительно ли отождествлять тех и других или подход государства должен
быть дифференцированным?
Во-вторых, в теневой экономике увязли огромные капиталы. По экспертным
оценкам, лишь в чулках у населения России находится до 70млрд. долл. - это
примерно три сегодняшних госбюджета, да за границу за годы реформы ушло до
300млрд. долл. [Вопросы статистики-1999 №12] Вместе с тем только "челноками"
в последние годы импортируется товаров в объеме ежегодного нефтяного экспорта
страны. Происходят это в условиях разразившегося кризиса капиталовложений,
когда инвестиционная деятельность неуклонно приближается к точке полного
затухания. Необходимо выработать стратегию привлечения этих ресурсов на нужды
экономического роста.
Формируя концептуальную основу линии в отношении теневой экономики, следует
иметь в виду три обстоятельства. Во-первых, возврат к монополии
государственной собственности и административно-распределительной системе уже
исключен. Во-вторых, необходима смена модели реформирования экономики в
целом, причем во главу угла новой модели должны быть поставлены интересы
отечественных производителей и потребителей. В-третьих, для осуществления
этой смены предстоит привести в действие все заинтересованные силы, включая и
те, которые увязли в теневой экономике.
С учетом вышесказанного необходимо, с одной стороны, изменить общие условия
хозяйствования, а с другой - осуществлять социальную программу интеграции на
здоровой основе теневой и легальной экономики. Надо выработать нацеленный на
параллельное решение этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с
совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий
развития предпринимательства.
В целях создания и поддержания благоприятной хозяйственно-правовой среды для
бизнеса нужна постоянная корректировка легитимных условий деятельности
предпринимателей, приоритетная по отношению к ужесточению репрессивных,
уголовно-правовых методов. Прежде всего это относится к налоговому режиму.
Представляется уместным обратиться к опыту новой экономической политики 20-х
гг., которая, как известно, включала и линию на легализацию скрытых
капиталов. Существенную роль тогда сыграла разумная налоговая политика: налог
составил 25% дохода частника, который сразу же активизировался, причем в
первую очередь в сферах, работающих на потребителя. Когда же было решено
вытеснить частника, налоги начали повышать: начала до 30%, а затем, с
переходом к индустриализации и массовой коллективизации, до 90% и более.
Согласно же нынешнему Налоговому кодексу, суммарная налоговая ставка остается
выше 30% ВВП. А с социальными выплатами (пенсионный, дорожный фонды и т.п.) -
до 50%. Тогда как необходимо сокращение налогооблагаемой базы до 26-28% ВВП
(без учета социальных выплат); реструктурирование налоговой задолженности,
прежде всего для малого бизнеса в перерабатывающей и легкой промышленности;
освобождение от налогового пресса части прибыли, идущей на расширение
производства и создание новых рабочих мест; перенос центра тяжести налогового
бремени из сферы производства в сферу личного потребления, на доходы и
имущество граждан, применение рентных платежей.
Также предстоит разработать и реализовать действенные меры защиты населения
со стороны государства от финансового мошенничества, обеспечить гарантии
защищенности сбережений и капиталов (как, разумеется, и самого института
частной собственности).
А главное, конечно же, создать благоприятное экономическое и правовое
пространство на территории нашей страны. Любому бизнесу свойственны подъемы и
падения. Если подъем переживается сравнительно легко, то любое падение в
"теневом бизнесе" - катастрофа. Каждый из участников станет доказывать, что
другие своровали больше. Хорошо если это кончится только разводом. С каждым
днем все весомее и значимее становится такое понятие, как репутация фирмы.
Недаром с 2000 года этот актив включен в баланс предприятия. Кое-кто из
бывших теневиков уже в полной мере осознал это и изо всех сил старается
отмыть свою сомнительную, в недалеком прошлом, репутацию. Это и участие в
шумных благотворительных акциях и интервью, в которых говорится о выплаченных
в бюджет страны суммах налогов и так далее. Вчерашние нелегальные бизнесмены
строят гигантские торговые комплексы, разворачивают рекламные компании, вслух
говорят о своих высоких оборотах. Подчас складывается впечатление, что
некоторые сознательно провоцируют налоговые органы на проверку. Когда им это
удается, оказывается, что финансовая отчетность этих фирм в полном порядке.
Это и есть борьба за репутацию. Сегодня они считают, что выгоднее переплатить
налоги государству, чтобы завтра о нем говорили, как о добропорядочном
бизнесмене, исправно платящем налоги. Не за горами время, когда не платить
налоги будет считаться дурным тоном. Ничего удивительного в этом нет. Россия
постепенно осваивается в мировом экономическом и юридическом пространстве, в
котором нет места компаниям, имеющим сомнительную репутацию на родине. По
крайней мере, очень хочется на это надеяться.
Заключение.
Во всех странах с рыночной структурой экономики была, есть и, по-видимому,
будет существовать так называемая теневая экономика. Масштабы ее могут
различаться, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Это
все равно что преступность, масштабы явления можно уменьшить, но
ликвидировать вовсе – практически невозможно. Теневая экономика имеет много
названий – незаконная, нелегальная, скрытая – но суть этого явления не
меняется. Теневая экономика - это сокрытие доходов, неуплата налогов,
контрабанда, наркобизнес, фиктивные финансовые операции. Доходы от этих видов
деятельности поистине грандиозны, они исчисляются десятками миллиардов
долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными
органами, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры
которого никому не под силу.
Вот почему данные процессы, происходящие в обществе каждого государства,
необходимо тщательно изучать, и лишь затем принимать хорошо проработанные
меры по их устранению. В своей работе я попыталась осветить основные явления
теневой экономики, как в нашем государстве, так и на примере других стран
мира, сравнивая ее проявления в различных отраслях. Опираясь на зарубежный
опыт и анализ отечественной практики, нельзя не увидеть, что определяющую
роль в резком росте размеров "теневой" экономики в России сыграли явные
просчеты и ошибки в проведении экономических преобразований. Именно это
привело к формированию дестимулирующего механизма легальной экономической
деятельности и дестабилизации материального положения основной массы
населения.
В развитых странах, в том числе и в России, продолжается коррумпирование
высших правительственных кругов. Подобные тенденции, разумеется, неизбежны,
однако, особое опасение вызывает наше государство, где доля теневого сектора
экономики продолжает стремительно расти. Тем не менее, есть и относительно
благополучные регионы мира, где теневая деятельность не превышает 8–15% ВВП
(Великобритания, США, Германия). Опираясь на опыт именно этих стран
необходимо проводить экономическую политику как в России, так и в других
экономически нестабильных государствах мира.
К сожалению, полностью уничтожить теневой бизнес невозможно. Если есть
открытая экономика – будет и скрытая. Это в натуре человека. Другое дело, что
снизить ее объемы можно.
Но для этого России необходима постоянная, долгосрочная, целенаправленная
работа. И не только честных правоохранителей, законодателей, но и самих
граждан. Если не учитывать это, бороться с теневой экономикой бесполезно.
Карательные меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере
для страны огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен
труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для
общего дела — задача, достойная истинных реформаторов.
Таким образом, в заключение можно сказать, что задачи, которые были
определены в начале данной работы, выполнены и цель достигнута, т.е. изучены
теоретические основы теневой экономики и произведен анализ её проявления в
современной России.
Список использованной литературы:
1.Вопросы экономики. - 1998. - № 10. - с. 59-81
2.Вопросы статистики. - 1999. - № 12. - с. 21-27
3.Независимая газета. - 1999. - 23 марта. - с. 15
4.Вопросы экономики. - 1998. - № 3. - с. 40
5.Экономика и Время. - 2000. - № 26 (313). - статья 39
6.С.Глинкина. К вопросу о криминализации российской экономики. - Politekonom.
1997. № 1, с. 49—51.
7.Л. Пономаренко. Подходы к определению параметров "теневой экономики". —
Вопросы статистики. 1997. № 1, с. 23-24.
8.Неформальная экономика и гибкий рынок труда: теория и практика в ФРГ:
Научно-аналитический обзор. М., 1987.
9.Исправников В.О., Куликов В.В. "Теневая" экономика в России: иной путь и
третья сила. М.,1997.
10.Радаев В. « Теневая экономика в СССР/России: основные сегменты и динамика».
11.Макаров Д. Рыночной экономике – правовое государство. // Вопросы
экономики. – 1998. - №3. – с.45.
12.Бухарин Н. Борьба с коррупцией и экономической преступностью в
Польше.//ЭКО.–1993.-№33.с.153
13.Никишов е. Червь преступности подтачивает экономику ЮАР.
14.Реннер Т. Ренессанс фальшивомонетчиков. // Новое время. – 1993. - №33.- с.33.
15.Шебуков Р. Планета «красных фонарей». // Аргументы и факты. – 1998. - №4.
– с.15.
Интернет - источники:
16.Бекряшев А.К. и Белозеров И.П. (Омск)" Теневая экономика и экономическая
преступность "
17.http://www.rags.ru/s_center/tenevaya/analiz.htm
18.http://institutional.boom.ru
19.http://www.bereg.ru
20.http://newasp.omskreg.ru/bekryash
21.http://НТВ.ru
22.http://www.compromat.ru
23. http://www.rubricon.com
24. http://www.satcor.ru
|
|
|
|
|