РУБРИКИ |
Курсовая: Внешняя торговля России |
РЕКЛАМА |
|
Курсовая: Внешняя торговля РоссииКурсовая: Внешняя торговля РоссииМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ Курсовая работа По дисциплине: «Экономическая теория» На тему: «Внешняя торговля России» Выполнил: ст-ка 1 курса факультета «Экономики и финансов», специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Панарина И.В. Проверил: кандидат экономических наук Чурсина Г.В. ВОРОНЕЖ 2003 г. СОДЕРЖАНИЕ. 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕФОРМА ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ. 6 2. РОЛЬ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД. 7 3. ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ. 10 4. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ. 14 5. СОСТОЯНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ. 16 Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели активную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в избытке на то, с чем был дефицит, а у других народов на оборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству. Такой вид торговли способствовал развитию машинного производства, так как оно нередко производило продукцию из импортного сырья. Из-за применения производственных машин прибыль росла, что предшествовало относительно избыточному капиталу, что решалось его вывозом за границу, Как раз последнее способствовало формированию мирового хозяйства и общественного разделения труда. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основой международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития слаборазвитых стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень важное значение имеет внешняя торговля. В настоящее время торгово-экономические связи в основном сохранили прежние черты. Это, прежде всего, относится к структуре товарооборота, которая изменилась не так сильно. Основу товарообменных операций составили топливно- энергетические товары, черные и цветные металлы, удобрения, машиностроительная продукция. В числе причин, вызывающих сокращение объемов торговых связей, являются: всеобщий кризис денежной наличности и кассовые взаимные неплатежи; существенные различия в темпах проведения и характере экономических реформ в республиках, отсутствие координации, согласованного механизма и рыночной инфраструктуры на товарных рынках стран СНГ односторонние действия республик в области торговой, таможенной, денежно - кредитной и ценовой политики в отношении с третьими странами без учета интересов стран Содружества; и, наконец, полное отсутствие дисциплины и ответственности в выполнении достигнутых соглашений о взаимных поставках товаров. Россия, например, за 1993-1997 годы выполнила обязательства по поставкам энергоносителей в страны Содружества на 70-7$%, а получила из них товаров всего на 25-30% от объемов, обусловленных соглашениями и договорами. Кредиты, выданные Россией странам СНГ на поддержание товарооборота, не оправдали себя и привели лишь к росту задолженности. Страны СНГ являются гарантированным рынком сбыта российской продукции, не только энергоресурсов и сырья, но и высокотехнологичных изделий. Поэтому необходимо определить экономически оправданные пропорции взаимоотношений во внешнеэкономических связях России, которые бы не позволили их ослабить со странами Содружества до опасных пределов. Россия импортирует из стран СНГ многие виды сырья, материалы и технику, продовольственные я непродовольственные товары, что составляет 30% их импорта. Падение импорта в последние годы происходило еще более стремительно, чем экспорта. При этом необходимость уплаты долгов России за энергоносители поставками многих товаров, особенно потребительских, осуществляется в виде бартера, что не способствует укреплению рыночных принципов взаимоотношений Наибольшая интенсивность товарооборота России сохраняется с Украиной, Белоруссией и Казахстаном, на долю которых приходится 87,3% российского экспорта и 84% импорта со странами Содружества. Для всего Содружества торговля с Россией, несмотря на резкое сокращение, по - прежнему имеет первостепенное значение. Она составляет свыше 50% их общего внешнеторгового оборота, а для Украины, Казахстана и Белоруссии - более 70%. Тем не менее, Россия хотя и не потеряла сегодня, но значительно ослабила свои позиции на территории СНГ, и поэтому, одним из шагов России, направленных на укрепление СНГ, могла бы стать ратификация договора о создании зоны свободной торговли, подписанной в апреле 1994 года. Важнейшей задачей России во внешнеэкономической сфере остается вступление во Всемирную торговую организацию, без чего невозможно эффективно защитить интересы отечественных экспортеров. Также по согласованию с МИДом проводится реорганизация торговых представительств. Проводится отказ от малоэффективных торговых представительств. Их функции передаются посольствам. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕФОРМА ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ. В процессе перехода к рыночной экономике важное значение имеет проведение ряда внутриэкономических реформ (либерализация, перестройка государственных финансов и банковской системы, приватизация и т.д.) и, конечно же, макроэкономическая стабильность. Радикальная реформа внешнеэкономической политики, в частности внешнеторговой, также должна быть доминирующей задачей. С одной точки зрения, либерализация внешней торговли помогает добиваться и макроэкономической стабильности, и последующей структурной перестройки экономики, тем самым приближая уровень внутренних цен к внешним, делая рынок внутри страны более конкурентно способным, при этом активно используются преимущества Международного разделения труда, кооперирование производства и т.д. С другой точки зрения, большинство внутриэкономических проблем, с которыми в данный период времени сталкиваются различные страны - спад производства, следовательно, рост безработицы, кризисы в сфере платежей - прямым образом связано с действием факторов внешней экономики. Традиционные хозяйственные связи, которые десятилетиями складывались между республиками, входившими в состав СССР и между странами — членами СЭВ, разрушились, а отдельные технологические цепочки и некоторые единые рынки сбыта разрушили государственными границами. Для того чтобы восстановить старые и наладить новые связи, необходимо решать таможенные, валютные и другие внешнеторговые проблемы в торговле с ближним и дальним зарубежьем. Исходя из рекомендаций международных экономических организаций и опыта многих стран, либерализация внешней торговли должна была стать действенным инструментом структурной перестройки экономики, повышением конкурентоспособности и эффективности научного производства. 2. РОЛЬ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД. Взаимодействие между внутренним и внешним секторами экономики, в условиях централизованной плановой экономики, было крайне ограничено. Так как государство обладало монополией на внешнеэкономическую политику, то разделение этих двух секторов поддерживалось сознательно. Все это во многом способствовало формированию искаженной структуры цен и неэффективному распределению ресурсов, создавало благоприятные условия для существования неконкурентоспособных производств, и, в конце концов, сдерживало экономический рост. Либерализация внешнеэкономических связей и отмена государственной внешнеторговой монополии стали одним из первых существенных шагов предпринятых странами в процессе перехода от командно-административной экономике к рыночной. Стратегически важную роль в переходный период играет либерализация внешней торговли, которая в конечном итоге стимулирует процесс становления рыночных отношений. Отсюда можно выделить несколько целей либерализации внешней торговли: · реализация экономической самостоятельности предприятий и создание жизнеспособного частного сектора путем снижения степени вмешательства государства в экономику и наделение всех экономических агентов правом осуществлять внешнеторговые операции; · установление связи между внутренними и мировыми ценами, что позволяет отечественным производителям получать через рыночные цены необходимые сигналы для эффективного распределения ресурсов и выявления сравнительных преимуществ страны; · включение отечественных производителей в конкурентную борьбу на внешнем рынке и повышение международной конкурентоспособности национального производства (1.стр.8). Либерализация внешней торговли, способствуя формированию рыночного механизма (конкуренция, частное предпринимательство и свободное ценообразование), становится важным составляющим элементом программы структурной экономической перестройки. 1. Либерализация внешней торговли (особенно импорта) способствует проведению антимонопольной политики, так как вносят в экономику, где во многих отраслях доминируют предприятия - монополисты, необходимый элемент конкуренции. 2. Либерализация экспорта для национальных производителей открывает новые рынки сбыта, тем самым позволяет использовать эффект экономики от расширения масштабов производства. 3. Она ускоряет реформу цен, так как простой переход от централизованно- устанавливаемых к свободным ценам не только не устраняет, но может даже усилить ценовые диспропорции в условиях еще не сформировавшегося рынка и значительной монополизации экономики. В этом случае либерализация внешней торговли позволяет как бы «импортировать» неискаженную структуру цен. 4. Жесткие условия конкурентной борьбы на мировых рынках, быстрое расширение объемов я номенклатуры импорта заставляют и экспортеров, и предприятия, производящие продукцию, конкурирующую с импортом, снижать издержки, совершенствовать технологии, повышать качество продукции, что в итоге содействует повышению эффективности всей национальной экономики. 5. В результате либерализация внешней торговли национальные производители сталкиваются с жесткими требованиями мировых рынков и неизбежно проходят ускоренный «курс обучения» современным методам менеджмента и маркетинга, формам и методам внешнеторговых операций, кредитования, страхования и т.д. При правильно выбранном времени проведения либерализации внешней торговли, она (либерализация) дает значимый результат, так как между внешнеторговой и общеэкономической реформами существует не только прямая (в смысле содействия либерализации торговли процессу перехода к рынку), но и активная обратная связь. В частности, большое влияние на эффективность либерализации внешней торговли оказывают кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политики. Условия хозяйствования, при нестабильности курса валюты и наличии высокой инфляции, становятся нестабильными и непредсказуемыми, а цены передают неправильную информацию о состоянии рынка, поэтому рациональное распределение ресурсов и реализация сравнительных преимуществ становятся затрудненными. То есть было бы лучше, чтобы эта либерализация проводилась на фоне макроэкономической стабильности. Хотя либерализация торговли помогает проведению реформы цен и антимонопольным мерам, она является не единственным инструментом, который используется в этом процессе. Процессы приватизации и преобразование государственного сектора должны протекать одновременно с либерализацией торговли, Но на практике на первоначальном этапе осуществления экономических реформ либерализация внешней торговли чаще всего становится первым шагом, потому что позволяет ощутить остроту кризиса в экономике и ускорить достижения макроэкономической стабильности, без которой невозможно начать структурные преобразования. С одной стороны, либерализация импорта быстро позволяет наполнить внутренний рынок продукцией необходимой потребителям и в значительной степени снять проблему дефицита, тем самым снизить информационное давление на уровень внутренних цен. С другой стороны, осуществление экономических реформ на первоначальном этапе, который как обычно связан с глубоким экономическим спадом, необходима либерализация экспорта, так как она является важным фактором поддержания спроса. Наличие необходимых стимулов к экспорту и открытость экономики отечественным производителям, которые столкнулись с существенным сокращением внутреннего спроса, могут позволить поддерживать уровень производства путем развития экспорта, что способствует избежать сокращения рабочих мест и следовательно роста безработицы. Являясь одним из стратегических направлений экономических реформ в переходной экономике, либерализация внешней торговли не означает, что воздействие государства на внешнеэкономическую сферу полностью прекратиться. Новая роль государства во внешнеторговых отношениях заключается в создании необходимой нормативной базы и установление целей либерализации торговли. Оно так же должно располагать адекватными инструментами регулирования внешнеэкономических связей, Либерализация внешней торговли играет важную роль в экономике России в переходный период, так как помогает достичь мирового уровня рыночной экономики, поставить страну на один уровень развития внешнеторговых отношений с другими более развитыми государствами мира. 3. ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ. Сразу после провозглашения независимости в 1991 году во всех странах бывшего СССР начала осуществляться либерализация внешней торговли, и почти везде в первые годы реформ происходило резкое сокращение объемов торговли как внутренней, так и внешней. В целом, учтенные объемы торговли стран бывшего СССР за первые годы проведения реформ сократились более чем в две раза. Хотя в разной степени, сократились объемы торговли в этих странах, но они произошли во всех странах бывшего СССР. Так за период с 1991 года по 1994 год совокупный внешнеторговый оборот России сократился в 1,9 раза. Такое сокращение объемов внешней торговли связано с рядом причин: - глубокий экономический спад, охвативший практически все новые независимые государства, который привел к снижению потребности во многих видах импорта; - разрыв традиционных связей между предприятиями вследствие разрушения единого экономического пространства на территории бывшего СССР, что в свою очередь еще больше углубило спад производства, распад СЭВ и свертывание сотрудничества со странами Восточной Европы после перехода в 1991 году к расчетам в свободно-конвертируемой валюте по мировым ценам; - макроэкономическая нестабильность, высокие темпы инфляции и резкие колебания валютных курсов, серьезно затрудняющие внешнеэкономическую деятельность; - отсутствие в ряде стран достаточно развитой транспортной инфраструктуры (особенно в азиатских республиках, не имеющих выхода к морю); - неадекватная внешнеторговая политика, использование жестких внешнеторговых и валютных ограничений и т.д. Для того чтобы товар вышел на мировой рынок, необходима не только конкурентоспособная цена, но и ее качество. Отсталость производительной базы, крайне низкий объем инвестиций в реальный сектор и замедление структурной перестройки экономики приводят к тому, что товарная структура экспорта большинства стран бывшего СССР если и меняются, то не в лучшую сторону, то есть увеличивается доля топливно-сырьевой продукции низкой степени переработки. Так, например, в 1996 году около 80% российского экспорта приходилось на 5 товарных групп - минеральное сырье и топливо (45%), металлы (19%), химические товары, лесоматериалы и сельскохозяйственное сырье. Высокая эффективность экспорта топлива, сырья и материалов, определялась сложившимся соотношением внутренних и мировых цен, что, в свою очередь, явилось следствием сильно заметного курса рубля (1. стр.10). В товарной структуре импорта сохранился перекос в потребительскую сферу, которая сложилась в конце 70-х годов. Отличительная черта современного периода - это лишь определенная переориентация с вывоза сырья для легкой и пищевой промышленности (зерна, хлопка, тканей) на импорт готовых потребительских товаров, которые имеют высокий уровень доходности (в основном продукты питания). В целом около 60% потребительских товаров, проданных в России в 1995 году было получено по импорту, причем удельный вес импортного продовольствия на внутреннем потребительском рынке России за последние 2 года, увеличился в 3 раза и достиг в 1996 году критического уровня 54% (3. стр. 40). Например, импорт в Россию колбасных изделий и копченостей из Европы в период с 1995 года по 1997 год значительно увеличился (см. рис.1)
Рис. 1
Источник: «Российская торговля» № 11, 1998 год, стр. 7. Такая высокая зависимость от импортного продовольствия с одной стороны создает национальную угрозу для экономической безопасности страны, с другой стороны, нужно видеть то, что в результате непродуманной внешнеторговой политики, зачастую, иностранные производители просто на просто сбрасывают на Российские рынки потребительских товаров достаточно дешевую продукцию, однако, в значительной степени уступающую по качеству отечественной (см. таблицу 1). Таблица 1. Качество потребительских товаров в России. (забраковано и снижено в сортности % к общему объему проинспектированных товаров в 1996 году)
Источник: «Экономика и жизнь», № 19,1997 год, стр. 1. Происходящие за последние годы сдвиги в структуре оборота внешней торговли (характерные не только для России, но и для стран бывшего СССР) могут иметь отрицательные последствия для экономики в целом топливно-сырьевые товары и материалы, на которые приходятся большая часть экспорта, очень зависят от мирового рынка, который, в свою очередь, отличается нестабильностью. Так, в 1996 году снизились мировые цены на ряд товаров, занимающих важное место в Российском экспорте: цветные металлы, природный газ, минеральные удобрения, необработанные материалы. Кроме того, в условиях, как правило, низкой эластичности спроса на этих рынках часто возникает так называемый эффект «разоряющего экспорта», когда наращивание физических объемов приводит к снижению цен и объемов экспорта, ухудшению индекса условий торговля. С учетом растущей экономической квоты в ВВП России (рассчитанная на базе покупательной способности валют за период реформ она возросла более чем вдвое и достигла 14 %). Это создает дополнительный источник нестабильности для всей экономики. Кроме того, такая ориентация экспорта приводит к обострению экономических проблем, поскольку растет доля тех отраслей, которые оказывают наибольшее отрицательное влияние на состояние окружающей среды: металлургии, химии и нефтехимии, целлюлозной бумажной промышленности (1. стр. 11). Использование валютных поступлений от экспорта - это особый вопрос. Так как до начала либерализации внешней торговли вырученная от экспорта топлива, сырья и материалов валюта, в основном шла на импорт высококачественной продукции для производственно - технического назначения, что позволяло поддерживать в хорошем состоянии отрасли на уровне достаточном для конкурентной борьбы. А сейчас большая часть дохода от экспорта идет на погашение внешнего долга (в России в 1996 году на эту цель было израсходовано свыше 10% экспортной выручки), а часть их вообще остается и оседает на банковских счетах за границей (по данным МВЭСТРФ, экспортерам удается «прятать» за рубежом до 30% своей выручка) (1. стр. 12). В общей сложности, если раньше Россия выигрывала от внешней торговли, то сейчас проигрывает. Так как экспортирует меньше, чем импортирует. Причем импортеры пытаются сбыть на российском рынке некачественную продукцию. Но Россия сильно зависит от импорта, хотя он не высшего качества. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ. Анте экспортная ориентация была особенностью торговли стран бывшего СССР. Так как в первые годы проведения реформ было введено множество ограничений на экспорт, у которых была цель удержать товары внутри страны, а ограничения импорта, призванные защищать отечественных производителей, фактически отсутствовали. Большинство стран не применяло лицензирование импорта, а импортные тарифы были довольно низкими (по сравнению с мировой практикой). Так, в России полгода после начала либерализации тариф на импорт совсем отсутствовал, во потом его установили на умеренном уровне с последующей ликвидацией его медленного роста (см. рис. 2).
Рис. 2Россия: средний взвешенный импортный тариф.
Источник: «Мировая экономика и международные отношения» № 1, 1998 год, стр. 13. С другой стороны, ограничения на экспорт были множественными и обширными, включая экспортное квотирование и лицензирование, налоги на экспорт, ограничение числа экспертов, монопольное право государственных торговых организаций приобретать на внутреннем рынке экспортные товары, вынужденно экспортеров продать свою экспортную выручку по ниже рыночному курсу. Что касается России, то она имена квоты на экспорт нефти и нефтепродуктов, экспортные налоги на энергосистемы, природные ресурсы и другие ограничения экспорта (см. таблицу 2). Таблица 2. Показатели либерализации экспорта России (% от общего объема экспорта).
Источник: «Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы» № 1, 1997 год, стр. 40. Экспортный потенциал - это важнейшая проблема страны. Ориентация на развитие экспорта топлива и сырья бесперспективна, учитывая состояние производственно - технической базы в большинстве отраслей. В последние годы в большинстве стран бывшего СССР увеличение объемов экспорта продукции топливно-сырьевого комплекса происходило за счет сокращения внутреннего потребления, при значительном снижении объемов добычи и производства. Возможности дальнейшего увеличения традиционного экспорта, в общем, исчерпаны, вдобавок, уровень внутренних цен на топливо и другие виды сырья не только достиг мирового, но и превысил его. Так, по данным МВЭСТ России, страна уже экспортирует 43% добываемой нефти и 34% газа, более 60% проката черных металлов, около 90% цветных металлов, около 80% минеральных удобрений, треть пиломатериалов и почти 90% целлюлозы (3. Стр. 41). Следовательно, уже сейчас национальная промышленность оказалась фактически на «голодном пайке. В будущем при оживлении деловой активности в стране при существующей экспортной структуре, задачи его развития войдут в противоречие с целями национальной экономической политики, которая направлена на расширение внутреннего спроса, а так же на основные экспортные товары. С другой точки зрения, стабилизация я наращивание производства в топливно-сырьевом комплексе требует больших капитальных затрат, чему препятствует продолжающийся инвестиционный кризис. Поэтому нужно говорить не только об отмене каких - либо ограничений экспорта (это только усилит бесперспективность топливно-сырьевой составляющей экспорта), но и об активизации участия государства в реализация экспортных проектах, формировании преимуществ в продвижение отечественной продукции на мировом рынке. Главные цели развития внешней торговли: нужно поднимать отечественных производителей, чтобы наши товары были конкурентоспособными на мировом рынке, чтобы меньше зависеть от импорта. 5. СОСТОЯНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ. На данном этапе развития российская экономика находится в глубоком кризисе, из-за этого в международных экономических отношениях возникают проблемы: · плохая структура экспорта, где доминирует сырьевые и топливно- энергетические ресурсы; · экспортные объемы вступают в противоречия внутри страны, потому что объемы производства сокращаются; · неблагоприятная структура импорта, основная часть которого приходится на продовольствие, из-за этого нарушается экономическая безопасность страны; · нестабильный курс рубля препятствует осуществлять текущие торговые расчеты. По данным таможенной статистики, в 1998 году внешнеторговый оборот России (без учета неорганизованной торговли) составил 115 млрд. долларов и уменьшился по сравнению с 1997 годом на 16,7%. Сальдо торгового баланса осталось положительным, но уменьшилось на 4,5 млрд. долларов. Основными факторами, повлиявшими на развитие внешней торговли РФ в 1998 году, были: падение мировых цен на сырьевые товары, азиатский и собственные финансовые кризисы (2. стр. 12). Падение цен на энерго-сырьевые товары на мировом рынке способствовало ряду преимуществ импортерам. К таким преимуществам относятся благоприятное влияние на состояние торгового баланса, снижение инфляции, издержек и с этим связанное укрепление денежной системы и удешевление кредита, которое главным образом способствует экономическому росту. Параллельно для стран - экспортеров (куда входит и Россия) - падение цен на их основные товары стало катастрофой. Начавшийся в 1997 году спад российского экспорта продолжался до 1998 года. Главная причина этого: ухудшение его динамики одновременно с резким спадом цен на нефть на мировом рынке, в том, что резервы увеличения вывоза сырья при ограниченных возможностях экспорта промышленной продукции уже исчерпаны. Так же неблагоприятное воздействие на развитие экспорта оказал повышенный курс рубля, который поддерживался до августа 1998 года. В этом же году в азиатских странах российского экспорта, так же была неблагоприятная ситуация, так как она усугублялась под действием валютного фактора. Если курсы азиатских валют резко упали, то отечественный рубль удерживали искусственным путем в рамках валютного коридора на протяжении большей части 1998 года, что привело к резкому снижению спроса на российские товары на тех рынках, где их национальная валюта была более устойчива. Так же серьезным препятствием для развития экспорта является дискриминация многих отечественных товаров на иностранных рынках. В начале 1999 года в этой области одним из громких дел было введение в США ограничений на импорт российской стали. Это был очень сильный удар для России, т, к. под угрозой оказалось будущее отечественной металлургии, для которой значение экспорта очень важно, так как до этого конфликта из России вывозилось не менее половины стали. Разногласия так же ведутся по поводу экспорта вооружений и продукции двойного назначения. В этой области свои условия попытались диктовать США, тем самым вмешивались в отношения России с ее торговыми партнерами. В этом же году были введены ограничения на российские товары, ввозимые в Казахстан (государство СНГ, которое входит в таможенный союз), в частности на продовольствие. Это случилось из-за того, что девальвация рубля улучшила возможности для российского экспорта, в том числе в странах СНГ. Но рост вывоза товаров из Россия сильно усугубило таможенный баланс ее партнеров, что привело к в ведению торговых ограничений, предусмотренных соглашением о таможенном союзе. При всей его значимости такое решение создает барьер в отношениях между странами содружества, что в свою очередь ухудшает положение российских экспортеров. Импорт играет неоднозначную роль в экономике России, так как благодаря ему, на протяжении 90-х годов, удовлетворялся спрос на потребительские товары. Обеспечивается получение передовой технологии и оборудования - это положительная черта импорта. Отрицательная черта в том, что дешевый импорт вытесняет продукцию отечественных производителей, из-за этого следует низкий уровень занятости и доходов населения, уменьшая поступления налогов в бюджет и затягивая начало экономического роста. После обострения финансового кризиса, появились многочисленные проблемы в сфере импорта. Объем импорта сократился. Так как основным импортом является продовольствие и продукция машиностроения, то падение импорта уменьшило наполнение российского рынка продовольственными товарами и усложнило процесс модернизации промышленности, где большую роль играет иностранная техника. Так же негативно кризис отразился на «челночной торговли», которая занимает большое место в обороте внешней торговли России. По данным Госкомстата, в 1997 году объем «челночного импорта» составил 16 млрд. долларов. Доля ввозимого текстиля на российском рынке уже составляет, по некоторым оценкам более 80%. Применять квоты для индивидуалов, как показывает практика, бесполезно, поэтому планируется использовать в качестве регулятора таможенный сбор, чтобы регулировать неорганизованный импорт (3. стр. 3). Параллельно этому, девальвацию рубля рассматривают не только как дестабилизирующий фактор, а как эффективный способ поддержки отечественных производителей. Так как раньше основная часть экспортной выручки шла на потребительский импорт, то сейчас наши производители получают возможность получить обратно позиции, которые потеряли. Так же важна и такая перспектива, как улучшение торгового баланса России, и тенденции к сокращению положительного сальдо, но этим шансом надо еще умело воспользоваться, то есть закрепиться на рынке, тем самым, вложив нужные средства в производство, и в повышение других неценовых параметров конкурентоспособности. Экспорт для России был и остается главным вопросом развития страны. Так как причины не только в том, что России необходим внешнеторговый обмен для закупки товаров, которые не производят в стране, но и в ее необычном географическом положении, которое выгодно и обязывающее. Еще со времен Петра 1 российский экспорт стал предметом особого государственного внимания, так как началось широкое освоение европейского рынка. В это время в экспорте преобладали: сырье и сельскохозяйственные продукты (около половины всех поставок), а так же продукты мелкотоварного и мануфактурного производства (более 40%), вывоз которых увеличивался и становился более разнообразным. После усовершенствования производства изменений в экспорте достигло железо, парусное и льняное полотно и многое другое, но после 1770-х годов снова стали преобладать в вывозе сельскохозяйственные продукты из-за возросшего спроса на хлеб в Западной Европе. На рубеже 19-20 веков динамичный экспорт способствовал становлению национальной индустрии. За время с 1890 года по 1913 год вывоз из страны возрос на 120%, тем самым поднял Россию на 6-7 позицию в мире по экспорту, опередив Италию и Австро-Венгрию, и сравняв ее с Голландией. На современном этапе развития российской экономики экспорт, кроме получения валютных средств, так же обеспечивает загрузку отечественных предприятий и сохранение рабочих мест. В связи с ростом внутренних неплатежей продолжается направленность многих видов продукции на внешний рынок. Доля экспорта в объеме производства, практически всех конкурентоспособных товаров, возрастает (см. таблицу 3). Таблица 3. Доля экспорта в объеме производства (%).
Источник: Е.Т. Гайдар «Экономика переходного периода», 1998 год, стр. 843. В структуре экспорта по прежнему преобладают топливно-сырьевые ресурсы, на долю которых приходится более 70% российского экспорта, что отражает возрастающую зависимость сырьевых отраслей промышленности от спроса на внешнем рынке и вносит элементы нестабильности в развитие экспорта, который основан на вывозе сырья, так как доля последнего в мировой торговле имеет тенденцию к снижению, а мировые цены на него подвержены резким колебаниям. С 1992 года экспорт нефти и газа сократился примерно на 19%, а в последние годы стабилизировался на уровне около 120 млн. тонн. Так как страны СНГ задерживают платежи по этим продуктам, то прогнозируется сокращение им их поставок. Экспорт продукции этого комплекса показан в таблице 4. Таблица 4. Экспорт нефти, нефтепродуктов и природного газа из России в 1990 -1996 гг.
Источник: Е.Т. Гайдар «Экономика переходного периода», 1998 год, стр. 845. Рост физических объемов и средних экспортных цен за 1996 год по сравнению с 1995 годом по странам дальнего зарубежья составил по нефти соответственно 9% и 21% по нефтепродуктам 26% и 25% по природному газу 5% и 11,6%. Удельный вес этих товаров, в общем объеме экспорта в страны дальнего зарубежья, достиг 18,2%, 9,8% и 15% против 16,1%, 7% и 14,8% соответственно в 1995 году (5. стр. 845). Стабильный рост экспорта черных и цветных металлов с начала реформ привел к тому, что металлургия стала самой экспортно-ориентированной отраслью России - 37% продукция поставляется за рубеж. Сейчас металлургия является вторым по стоимостному объему экспорта сектором российской экономики. Так как в период с 1991 года по 1996 год спрос на продукцию черной металлургии внутри страны снижается, то производители старались большую часть экспортировать. Так, в 1991-1996 гг. по прокату черных металлов наблюдался интенсивный рост экспорта с 18% до 63% от объема производства. Аналогичная тенденция имела место по листовой холоднопрокатной стали, экспорт которой за этот же период возрос примерно в 3 раза, а стали листовой горячекатной экспорт возрос с 24% до 63% от объема производства. По продукции - трубам стальным, имело место снижение экспорта более чем в 2 раза от общего объема производства. Это обусловлено значительным сокращением поставок продукции в страны СНГ (5. стр. 846). В структуре экспорта большую часть составляют сырье и полуфабрикаты, что показано в таблице 5. Таблица 5. Структура экспорта черных металлов.
Источник: Е.Т. Гайдар «Экономика переходного периода», 1998 год, стр. 846. Так как к концу 1995 года цены на большинство изделий черной металлургии поднялись выше мировых, то экспорт проката черных металлов, листовых сталей и стальных труб стал нерентабельным. В 1996 году для экспорта цветных металлов на мировых рывках сложились неблагоприятные условия, то есть увеличение стоимости экспорта происходило за счет увеличения физических объемов поставок при снижении экспортных цен, В 1996 году возрос физический объем экспорта черных металлов на 10%, меди на 12%, никеля на 9%, алюминия на 16%. Доля черных и цветных металлов в общем объеме экспорта в страны дальнего зарубежья составила 18% против 17% в 1995 году (5. стр. 847). Невостребованность продукции химической промышленности на российских товарных рынках привела к активизации экспортных поставок. Так, за период с 1991 года экспорт полистирола возрос в 2,2 раза, экспорт полиэтилена в 3,2 раза, минеральных удобрений на 7% (5. стр. 847). В связи с низким спросом со стороны российских потребителей производства минеральных удобрений в значительной степени переориентировалось на экспорт. Если в 1991 году вывозилось 30% произведенных удобрений, то 1995 году - 78%, Экспортные поставки химии и нефтехимии в 1996 году занимали важное место в экономики страны, так как объем экспорта химической продукции составил 5,5 млрд., долларов, что составляет 6,3% в общем объеме экспорта России. Но со снижением мировых цен на эти товары, их экспорт сократился примерно на 7% Удельный вес экспорта от объема производства в 1996 году составил по полиэтилену - 56%, полипропилену - 50%, полистиролу - 59%, в смоле поливинилхлоридной - 29%, каучукам синтетическим - 61% и минеральным удобрениям-76%. Лесопромышленный комплекс, который базируется на использовании крупных возобновляемых лесосырьевых ресурсов, относится к экспортно-ориентированным отраслям. Доля конкурентоспособной продукции, реализуемой на внешнем рынке, составляет 50% от общего объема выпуска. Структура экспорта лесопродукции складывается в пользу ее сырьевых видов - круглого леса (34%) и целлюлозы (14%). Что касается машин и оборудования, то в советские времена доля этого экспорта в общем объеме экспорта СССР достигла почти 26%. Значительную часть поставок составляла продукция для стран СЭВ, выпускаемая по межгосударственным протоколам и соглашениям. Спад в торговли машинами и оборудованием наметился еще в конце 80-х годов, а в 1991 году произошло ее резкое сокращение (по сравнению с 1990 годов почти в 3 раза). В 1992 году падение российского экспорта несколько замедлилось и сокращение составило 9,3% от уровня 1991 года. СССР являлся одним из крупнейших экспортеров оружия. В 1990 году его военный экспорт составил 14 млрд., долларов, из которых на долю России приходилось не менее 9-10 млрд. долларов. С тех пор международная и внутренняя обстановка кардинально изменилась. Россия экспортирует только оборонительную технику. Появились конкуренты со сторон других стран СНГ, в частности Украины. Но в таких условиях экспорт этих товаров в 1992 году достиг 8 млрд., долларов, что составляет около 15% от всей экспортной выручки того года. В 1993 году была создана Государственная Компания «Росвооружение», которая осуществляет около 95% российского оружейного экспорта. В 1994 году Государственная Компания выручила от этого 1,7 млрд., долларов. В 1995 году принесло бюджету около 2,8 млрд. долларов, в 1996 году - 3,4 млрд. долларов (5. стр. 851). Экспорт важнейших товаров России на примере января 1996 года показан в таблице 6. В структуре импортных закупок в ходе проведения реформ кардинальных изменений не произошло. Двумя основными товарными группами в импорте остаются продовольственные товары машинное оборудование. Но в 1996 году их доля возросла, что отражает кризисное состояние экономики страны. К расширению импорта продовольствия привел спад сельскохозяйственного производства, которое связано с ухудшением снабжения населения отечественным продовольствием. Таблица 6. Экспорт важнейших товаров России за январь 1996 года.
Источник: «Экономика и жизнь», 1996 год, № 11, стр. 40. Так, если в 1989 году удовлетворение спросов рынка импортными товарами не превышало 20%, то в 1996 году оно составило более 50%, (5. стр. 851). Структура российского импорта показана в таблицах 7 и 8, Среди основных факторов, способствующих значительной роли в экономике, важную роль играет сближение пен внутреннего рынка с мировыми как результат проводимой политики либерализации внутренних цен. Таблица 7. Структура российского импорта (%).
* без учета межреспубликанских поставок. ** структура импорта из стран дальнего зарубежья, без учета неорганизованной торговли. Таблица 8. Неорганизованный импорт (млрд., долларов).
Источник: Е. Т. Гайдар «Экономика переходного периода», 1998 год, стр. 852-833. Высокие транспортные расходы, затраты на энергоносители, невыгодные условия кредитования привели к тому, что средние оптово — отпускные цены предприятие на внутреннем рынке на основные виды продовольствия превышают затраты на приобретение его по импорту. Средняя цена импортной продукции в настоящее время ниже средних цен приобретения этой продукции у отечественных производителей по прокату черных металлов, стальным трубам, полиэтилену, шинам для легковых автомобилей, говядине, животному и подсолнечному маслу, сахару на 7%-34%. Несмотря на введенные пошлины, эти товары выгодней приобретать по импорту. Так, доля импорта растительного масла в объеме продаж на внутреннем рынке увеличилась с 15% 1994 году до 29% 1995 году, по маслу животному, соответственно с 21% до 38%, по мясопродуктам -19% до 24% (5. стр. 853). В условиях низкого качества и бедного ассортимента выпускаемой в России бытовой и радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых приборов, одежды и обуви увеличилась их доля импорта. Так, если в 1991 году доля импортных телевизоров составляла 8%, в 1995 году она возросла до 60%, трикотажных изделий - с 14% до 78%, обуви с 8% до 82% (5. стр. 854). Товарное насыщение внутреннего рынка, тяжелая ситуация в сфере не платежей, низкая инвестиционная активность, снижение платежеспособного спроса внутри страны, а так же предпринятые меры по регулированию импорта оказали сдерживающие влияния на расширения ввоза товаров из-за рубежа. В1996 году импорт /с учетом неорганизованной торговли/ составил 59,8 млрд. долл. и снизился за этот год на 2%, в том числе из стран дальнего зарубежья - 42,3 млрд., долларов, что на 4% ниже уровня 1995 года. В связи со спадом в 1996 году инвестиций в России доля машин и оборудования в общем импорте сократилось до 31,8% против 33,7% в прошлом году, в том числе дальнего зарубежья до 37% против 39%. Стоимостный объем импорта продукции машиностроения в 1996 году был на 8% ниже уровня 1995 года, прежде всего, за счет сокращения импорта машинно- технической продукции из стран дальнего зарубежья (на 9%). Определяется высокая насыщенность российского рынка продовольственными товарами и непродовольственными, на фоне снижения объемов производства в отечественном АГЩ легкой и текстильной отраслях. Такой уровень зависимости от импорта предполагает необходимость защиты отечественных производителей, которая обеспечивается применением специальных компенсационных пошлин при установленных фактах недобросовестного импорта, введением в некоторых случаях количественных ограничений на импорт соответствующего товара и другие меры, которые способствуют предотвращению ущерба. На примере января 1996 года хорошо показан импорт важнейших товаров в этот месяц (см. таблицу 9). Таблица 9. Импорт важнейших товаров России за январь 1996 года.
Источник: «Экономика и жизнь», 1996 год, №11, стр. 40. В 1997 году российский внешнеторговый оборот по сравнению с прошедшим годом увеличился на 2,4% и составил 15$ млрд. долларов. Впервые с 1993 года рост внешнеторгового оборота был обусловлен увеличением импорта, который составил 67,6 млрд., долларов, что на 8,6% больше, чем в 1996 году. При этом экспорт сократился на 2% в составил 84,4 млрд. долл.. Доля стран «Дальнего зарубежья» в российском товарообороте выросла в 1997 году до 77,2% против 76,6% 1996 года. Внешнеторговый оборот с ними, включая неорганизованную торговлю, составил 119,6 млрд. долл. и по сравнению с предыдущим годом вырос на 3,2% в том числе импорт - на 13,8% (60,1 млрд. долл.). Экспорт впервые с 1992 года сократился на 3,3% (69,5 млрд. долл.). Рост импорта при сокращении положительного сальдо торгового баланса, которое в 1997 году составило 19,4 млрд. долл., что на 30,5% ниже уровня предыдущего года. Внешнеторговый оборот со странами СНГ в 1997 году составил в текущих ценах 35,4 млрд. долл. и по сравнению с 1996 годом снизился на 0,2%, Весь год сальдо торгового баланса со странами СНГ было положительным (0,4 млрд. долл.). Тенденция к снижению объемов внешней торговли наметилась еще во 2 полугодии 1996 года и продолжилась в 1997 году. В общем объем товарооборота России удельный вес стран содружества понизился до 22,8% (в 1996 году этот показатель составлял 23,4%) (5. стр. 866). Экспортно-импортная структура взаимной торговли России и стран СНГ остается постоянной: в экспортных поставках превалирует энергоносители, а импортные, по-прежнему, в основном состоят из продовольствия. Я считаю, что у России есть все необходимые предпосылки для достижения уровня внешней торговли, который соответствует ее потенциалу, то есть емкий внутренний рынок, сырьевые ресурсы, способность удовлетворить не только внутренние нужды, но и потребность крупнейших стран мира, достаточно высокий технический уровень по ряду отраслей промышленности (авиастроение, космические технологии, энергетическое машиностроение и другие). Во внешней торговле особое значение должно предаваться созданию благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Наша страна должна принимать меры, чтобы стать более предсказуемой для внешнего инвестирования. В области экспорта приоритетным направлением должна стать поддержка высокотехнологичного и наукоемкого экспорта. Регулирование импорта должно осуществятся только тарифными методами с постепенной либерализацией. Нужно уменьшить зависимость страны от импортного продовольствия, то есть увеличить производство АПК России. Кроме этого, Россия должна получить доступ к механизму урегулирования торговых споров. Хотя он и не идеален, но дает возможность не только оспаривать и отменять необоснованные ограничения, во и играет важную роль, удерживания страны от произвольных односторонних действий. Россия должна стать членом Всемирной Торговой Организации (ВТО), чтобы получить возможность продвижения своих интересов через участие в качестве полноправного партнера, в формировании международного торгового режима, который охватывает все новые сферы и в перспективе может распространиться так же на взаимосвязь торговли и экологии, социальные стандарты, электронную торговлю. Россия должна бороться за равноправие на мировом рынке. 1. «Мировая экономика и международные отношения», А.Холопов «Роль либерализации внешней торговли в период переходный», №1, 1998 г., стр.5-17. 2. «Мировая экономика и международные отношения», «Состояние российской торговли», №8, 1999 г., стр.13. 3. «Экономика и жизнь», №48, 1996 г., стр.40; №19, 1997 г., стр.1; №15, 1998 г., стр.3; №11, 1999 г., стр.42; №12, 2000 г., стр.25; №10, 2001 г., стр.45. 4. «Российская торговля», №11, 1998 г., стр.7; №5, 2001 г., стр.15. 5. Е.Т.Гайдар «Экономика переходного периода», 1999 г., стр.827-856. 6. «Открытый урок» еженедельное приложение к «Учительской газете», №19, 1998 г., стр.6; №45, 2000 г., стр.3. 7. Д.Д.Дэниэлс, Ли.Х.Радеба «Международный бизнес», 2001 г. 8. А.Комаров «Рассмотрение споров по внешнеторговым делам» - «Хозяйство и право», №8, 2000 г. |
|
© 2007 |
|