РУБРИКИ

Лекция: Экономическая теория

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Лекция: Экономическая теория

экономикой (бывшие социалистические государства Восточной Европы и республики бывшего СССР); - развивающиеся страны (к которым относят и социалистические, а также Монголию). Соотношения между основными группами стран по уровню развития экономики характеризуются следующими показателями: см. таблицу 4. В развитых капиталистических странах проживает около 832 млн. чел., а средний ВВП на душу населения (в долларах США 1995 г.) - примерно 22490 (у США - 27202). В странах с переходной экономикой число жителей составляет около 400 млн. чел., средний ВВП на душу населения - около 4000 (Россия в 1996 г. - порядка 3900, а в 1990 г. - 7200). Наконец, в развивающихся странах (включая КНР) проживает около 4400 млн. жителей, средний ВВП на душу населения - порядка 3400 долл. Отметим, что в число стран “третьего мира” попадают страны с существенно разными уровнями развития. Здесь и “молодые тигры” типа Гонконга (ВВП на душу населения около 25000 долл.), Сингапура (25000 долл.), Ю. Кореи, Тайваня; и Мексика, и ЮАР; и вместе с тем государства с особенно низким уровнем развития (Центрально- Африканская Республика и др. страны Африки, Афганистан и т. п.). В настоящее Таблица 4. Численность населения и ВВП (всего и на душу) по крупнейшим странам и группам стран мира в 1995 г.[29, с.16]
Страны и группы стран

ВВП всего

(млрд. долл.)

Население

(млн. чел.)

ВВП на душу (долл.)
Весь мир3547557346187
США725526727202
Япония285512522804
“Семерка”1585067723421
“Развитые”1871083222490
“Развивающиеся” (без КНР):1102631613488
в т. ч.: “привилегированные”:800711546942
- “тигры”178515511407
- “нефтяники”14861619202
- “застойные”301920081504
КНР380012213111
Восточная Европа7651236224
СНГ9042813216
Прибалтика397,85090
Россия6251484219
время насчитывается 20 государств с уровнем ВНП на душу населения меньше 275 долл. Основными формами экономических связей между странами являются: -мировая торговля; - международное движение капитала; - валютные отношения; - миграция рабочей силы; - научно-техническое сотрудничество; - совместное финансирование проектов и др.

22.2. Закономерности развития всемирного хозяйства

Главная тенденция развития всемирного хозяйства - расширение и укрепление экономических связей между странами. Ее объективной основой является углубление международного разделения труда. Оно выражается в развитии специализации и кооперирования производства. Специализация производства развивается от продуктовой к подетальной, поузловой и пооперационной. Она обусловлена наличием в стране природных ресурсов, подготовленных кадров, технологии; емкостью внутреннего рынка. Оборотной стороной специализации является кооперирование производства - установление устойчивых технологических связей между предприятиями по выпуску конечной продукции. В результате специализации и кооперирования производства происходит унификация деталей, узлов, стандартов изделий. Формируется интернациональная стоимость товаров, выраженная в форме цен мирового рынка. Сегодня предприятие, желающее выйти на мировой рынок, должно соблюдать имеющиеся стандарты и укладываться в уровень мировых цен. Иначе его продукция никому не будет нужна. Перечисленные процессы говорят о том, что развитие обобществления производства перешагнуло рамки отдельных стран и приняло форму интернационализации производства. Интернационализация производства - это постепенное превращение мирового производства в единый производительный процесс на основе международного разделения труда. Она означает, что в производстве конечного продукта прямо или косвенно участвуют работники разных стран, и взаимосвязи между ними усиливаются и усложняются. На основе интернационализации производства происходит развитие интернационализации финансов. Она заключается в том, что в экономике большинства стран все шире используется иностранный капитал; а национальный капитал все больше применяется в экономике других стран. Все более крупные объемы капиталов выходят из разных стран и перемещаются в мировой экономике. Развивается унифицированная сеть транспорта и связи, формируются единые стандарты образования. Создаются международные организации, регулирующие мировой рынок: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Генеральная ассоциация по торговле и тарифам, Всемирная торговая организация и др. Для развития всемирного хозяйства характерно, что мировая торговля растет быстрее, чем мировое производство. Это говорит об усилении вовлеченности стран в мировую экономику. Показателем степени вовлечения национальной экономики в мировую является отношение объема экспорта страны к ее ВНП (в процентах). Он особенно высок у небольших стран (Голландия, Дания и т. д.) и доходит до 70 %. У крупных стран он намного ниже (например, в США - менее 10 %), в силу большей емкости внутреннего рынка, но в любом случае имеет тенденцию к повышению. В целом в международную торговлю поступает четверть всего, что производится в мире. Международный перелив капитала растет более высокими темпами, чем мировая торговля. Закономерностью развития всемирного хозяйства является образование соглашений между монополиями разных стран о разделе мировых рынков, то есть образование международных монополий. На основе вывоза капитала развиваются транснациональные корпорации (ТНК) - корпорации, которые по своему происхождению относятся к одной стране, но имеют свои филиалы во многих странах мира, приобрели международный характер деятельности и занимают доминирующее положение на мировых рынках. Так, иностранные филиалы американских ТНК образуют своего рода “вторую экономику” США, которая по своим масштабам превосходит любую европейскую страну и приближается к самим США. Внутрифирменные, межфилиальные поставки ТНК составляют около половины всей внешней торговли США. А в целом в мировой торговле доля внутрифирменных поставок ТНК равна около 1/3. Примеры крупнейших ТНК (данные на 1996 г.): Английская компания “Ройял Датч Шелл”, занимающаяся добычей, переработкой и продажей нефти, газа и угля, имеет зарубежные активы в 79,7 млрд. долл. при общих активах в 117,6 млрд . долл. Ее зарубежные продажи составляют 80,6 млрд. долл. (чуть меньше всего экспорта России в 1997 г., который оценивался в 85 млрд. долл.) при общих продажах в 109,9 млрд. долл. На зарубежных филиалах компании занято 81000 человек при общей численности работников в 104000 чел. Американская автомобильная корпорация “Форд мотор компани” имеет активы в 117,6 млрд. долл., из них 69,2 млрд .долл. - зарубежные. Объемы продаж: общие - 137,1 млрд. долл., из них: зарубежные - 41,9 млрд. долл. Численность занятых: общая - 346990 чел., на зарубежных филиалах - 103334 чел. Американская компания “Дженерал электрик компани”: активы - 228 млрд. долл., в том числе зарубежные - 69,2 млрд. руб.; объемы продажи: общие - 70 млрд. долл., зарубежные - 17,1 млрд .долл.; численность занятых: общая - 222000 чел., на зарубежных филиалах - 72000 чел. [32] Экономическое господство ТНК в мировой экономике усиливается на основе скупки по всему миру идей, патентов, найма талантливых специалистов. Монополизируя новые технологии, ТНК целенаправленно поддерживают свой отрыв от конкурентов. Так, администрация Р. Рейгана в начале 1980-е г. г. в интересах американских ТНК добилась запрета предоставления таким странам, как СССР, КНР и Индия, технологий, имеющих возраст менее 10 лет. Запрет распространялся не только на фирмы США, но и все фирмы, закупавшие американскую продукцию. Он сохраняет силу до сих пор. Важной закономерностью развития всемирного хозяйства является региональная экономическая интеграция. Под ней понимается процесс постепенного сближения и слияния национальных экономик ряда государств определенного региона. Ею охвачены многие регионы мира: Западная Европа (ЕЭС), Северная Америка (США, Канада, Мексика), Латинская Америка (страны Андской группы), Северная Африка (арабские страны), Юго-Восточная Азия (страны азиатско-тихоокеанского региона, к которым присоединились США, Канада, Мексика, Чили). Региональная интеграция развивалась и в рамках СЭВ до его распада. Региональная интеграция капиталистических государств происходит в форме создания общего рынка (единого экономического пространства): сокращаются, вплоть до полного снятия, ограничения на движение между странами товаров, услуг, капитала, рабочей силы; сближаются вплоть до унификации налоговые системы, правовые и экологические нормы, технологические стандарты; создаются наднациональные органы регулирования экономики; проводится согласованная политика в отношении стран, не входящих в интегрируемую группировку; в перспективе готовится переход к единой валюте и созданию единого центрального банка. Региональная интеграция социалистических стран имеет принципиальные отличия по своей форме, которые будут рассмотрены позднее. Закономерностью развития всемирного хозяйства является также углубление разрыва в уровне экономического развития между развитыми капиталистическими странами и большинством развивающихся государств. Большинство последних до второй мировой войны были колониями и подвергались колониальной эксплуатации со стороны капиталистических государств. После войны с помощью СССР и других социалистических стран они добились освобождения от колониальной зависимости. Больше всего государств получило политическую независимость в 1950-60-е гг., а в целом колониальная система была ликвидирована в 1980-е гг. Однако колониальная зависимость для большинства освободившихся стран сменилась экономической зависимостью от развитых капиталистических государств. Она выражается в том, что часть созданного народами этих стран прибавочного продукта присваивается монополистическим капиталом развитых стран. Механизм эксплуатации народов слаборазвитых стран включает ценовой механизм (заниженные цены на товары из слаборазвитых стран), дискриминацию в торговых отношениях; низкую оплату труда и вывоз части прибыли филиалами ТНК; предоставление кредитов с целью установления финансовой зависимости; поддержание технологического отставания развивающихся стран и такой структуры экономики, которая делает их зависимыми от поставок из развитых стран. Страны “третьего мира” используются и для вывоза экологически вредных производств, сбыта низкокачественной продукции, как источники дешевого топлива и сырья. Вместе с тем наблюдается значительная неравномерность в уровне и темпах развития стран “третьего мира”. Ряд из них относится к числу “новых индустриальных государств” ввиду высокой доли промышленности в ВНП. В начале 1990-х гг. 90 % всего промышленного производства развивающихся стран (117 стран) приходилось на долю 22 из них, причем 60 % - на долю пяти: Бразилии, Мексики, Индии, Аргентины и Ю. Кореи. Если к ним добавить еще Индонезию, Гонконг, Тайвань и Сингапур, то доля этих девяти стран составит примерно 80 % промышленного производства стран “третьего мира”. В целом же для развивающихся стран характерна тенденция к ухудшению положения большинства населения: рост безработицы, нищеты, болезней, высокая доля неграмотного населения. Растет внешняя задолженность развивающихся государств, которая превысила 1, 7 трлн. долл. В настоящее время она превышает 40 % суммарного ВНП развивающихся стран и в 1, 3 раза больше их суммарного экспорта. Многие страны стали безнадежными должниками, что в ряде случаев заставило кредиторов (финансовый капитал развитых капиталистических стран) пойти на частичное списание долга. Так, США были вынуждены в начале 1990-х г. г. списать часть долга некоторым латиноамериканским странам. (Но до этого за 10 лет они получили с помощью своих кредитов из стран Латинской Америки чистой прибыли около 1 трлн. долл.) Развивающиеся страны сообща добиваются сокращения внешней задолженности и установления нового, более справедливого мирового экономического порядка. Однако финансовая олигархия капиталистического мира не стремится выпускать их из сферы своей эксплуатации.

22.3. Внешнеэкономическое положение России

За последние годы во внешнеэкономическом положении России произошли существенные изменения. Это распад Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), разрушение СССР, кардинальная реорганизация внешнеэкономических отношений, повлекшая за собой негативные тенденции во внешней торговле, движении капитала, валютных отношениях. СЭВ был создан в 1949 г. и просуществовал около 40 лет. Членами СЭВ были 10 социалистических государств. Кроме того, в его работе принимали участие и другие страны, не являвшиеся членами СЭВ (Югославия, Финляндия, Мексика и др.). В 1987 г. в странах-членах СЭВ проживало 480 млн. чел., они производили около 1/3 мировой промышленной продукции, примерно 1/4 мирового национального дохода. СЭВ был создан для содействия экономической интеграции социалистических стран. Его деятельность строилась на принципиально новых принципах. Среди них можно отметить такие как взаимопомощь, выравнивание уровней экономического развития путем обмена опытом и внедрения самых передовых достижений научно-технического прогресса. Экономическая интеграция в рамках СЭВ отличалась тем, что она строилась на плановой основе. Страны-члены СЭВ принимали долгосрочные программы сотрудничества (на 15 лет), с учетом их согласовывали свои народнохозяйственные планы. Все формы экономического сотрудничества (торговля, расчеты, кредиты, обмен специалистами, совместное финансирование проектов, научно-техническое сотрудничество и т. д.) осуществлялись на основе межправительственных соглашений. Взятые в них обязательства составной частью включались в государственные планы. В них определялись объемы плановых поставок товаров и их поступления, предоставление и погашение кредитов и т. д. Были созданы руководящие органы СЭВ, Международный банк экономического сотрудничества (для международных расчетов и платежей). Все расчеты производились по внутренним ценам СЭВ, отличавшимся от мировых цен, поскольку они основывались на стоимости продукции в странах СЭВ. Средством расчетов были переводные рубли. Эта денежная единица имела золотое обеспечение (0,987412 г золота), в виде наличных денег не выпускалась, а использовалась только для безналичных расчетов и платежей. Иначе говоря, интеграция в СЭВ имела планомерный характер и вела к постепенному слиянию национальных экономик стран СЭВ в единую планомерно организованную экономику. Результатом интеграции было создание единой энергосистемы, единого парка железнодорожных вагонов, системы связи, глубокой кооперации производства (на долю поставок внутри СЭВ приходилось более 2/3 всей внешней торговли стран- его участников) и т. п. Причиной распада СЭВ явился демонтаж социализма сначала в восточноевропейских странах, а затем и в СССР. Планомерная организация внешнеэкономических связей препятствовала их переходу к рыночной экономике. В 1990 г. было принято решение о кардинальном изменении отношений в СЭВ: расчеты должны были проводиться в свободно конвертируемой валюте, в мировых ценах, торговля и другие связи - устанавливаться на основе договоров между самими предприятиями (а не правительствами) и т. д. Поэтому уже в 1991 г. СЭВ перестал существовать, что привело к резкому сокращению экономических связей между его бывшими членами, разрыву сложившихся за десятилетия хозяйственных связей, значительному сокращению объемов производства во всех странах СЭВ, в том числе в СССР. Главной экономической причиной распада СССР явилось углубление экономических диспропорций в его народном хозяйстве, вызванных действием затратного хозяйственного механизма. Это выразилось прежде всего в нарастании товарного дефицита (избытка денежной массы в обращении), введении элементов карточной системы распределения в 1980-е гг. В результате росло массовое недовольство населения сложившимся положением, чем и воспользовались националистические, пробуржуазные политические силы. В СССР возникли центробежные тенденции, которые привели вначале к так называемому “республиканскому хозрасчету”, затем - к объявлению приоритета республиканских законов над союзными, провозглашению независимости и суверенности республик и, наконец к объявлению о выходе из СССР. Разрушение СССР привело к ликвидации единого экономического пространства на его территории: установлении границ и ограничений на движение товаров, капитала и рабочей силы; введении национальных валют; все большей дифференциации налогообложения и правовых норм и т. д. Результатом явилось значительное сокращение экономических связей, что негативно отразилось на экономике всех бывших республик СССР. За период с 1991 по 1997 г. странами СНГ принято огромное множество решений, заявлений о восстановлении на их территории единого экономического пространства по типу ЕЭС, то есть направленных на снятие ограничений на движение товаров, капиталов и рабочей силы, унификации налогообложения и законодательства и т. п. Однако процессы дезинтеграции усиливаются. Некоторые сдвиги на пути к интеграции достигнуты только в отношениях между Россией и Белоруссией. Таким образом, в результате распада СЭВ и СССР Россия выпала из региональной экономической интеграции, утратила значительный объем хозяйственных связей; и на территории, которая была частью единого с Россией экономического пространства, сейчас устанавливается господство западного капитала. Произошел своего рода экономический передел мира за счет России и в ущерб ей. Следствием ликвидации государственной монополии внешней торговли и валютных операций, либерализации внешнеэкономических связей явились: - резкое ухудшение структуры внешней торговли России, превратившее ее в топливно- сырьевой придаток развитых стран; - углубление кризиса в большинстве перерабатывающих отраслей промышленности и аграрном секторе экономики; - бегство капитала за границу и резкое сокращение производственных инвестиций; - значительный рост внешней задолженности, неплатежеспособность правительства и его финансовая зависимость от иностранного капитала; - долларизация российской экономики, наносящая огромный ущерб отечественному производству (она по существу означает, что Россия бесплатно вывозит часть своих ресурсов). В целом, таким образом, внешнеэкономическое положение России за последнее время резко ухудшилось, она оказалась в положении зависимого государства, втянутого в сферу эксплуатации со стороны финансовой олигархии развитых капиталистических стран.

Контрольные вопросы, тесты, задачи

1. Что понимается под всемирным хозяйством? 2. По какому критерию выделяются группы стран в составе всемирного хозяйства? 3. Что образует основу развития международных экономических отношений и в каких формах она выражается ? 4. Каковы основные формы международных экономических отношений? 5. Что понимается под интернационализацией производства? В каких формах она осуществляется? 6. Какой показатель используется для оценки степени вовлеченности национальной экономики в мировой хозяйство? 7. Что понимается под региональной экономической интеграцией? Какие интеграционные группировки вы знаете? 8. Чем отличалась интеграция в СЭВ от интеграции в ЕЭС ? 9. Что понимается под транснациональными компаниями? Каковы основные методы усиления их господства в мировой экономике? 10. Каковы основные тенденции в экономике развивающихся стран? 11. Каковы способы выкачивания прибавочного продукта из слаборазвитых стран в развитые в наше время? К каким последствиям это приводит экономику развивающихся стран? 12. Каковы основные тенденции развития всемирного хозяйства в наше время? 13. Что характерно для внешнеэкономического положения России в 1990-97 гг. ? 14. Что означала бы в современных условиях экономическая интеграция стран СНГ? 15. Как влияет внешнеэкономическое положение России на внутренние процессы в ее экономике?

Тема 23. Формы международных экономических отношений

23.1. Мировая торговля

Развитие мировой торговли связано с тем, что участие в ней дает странам немалый экономический эффект. Сущность его заключается в следующем. Внешняя торговля состоит в обмене экспортируемых товаров на импортируемые (валюта служит лишь средством обмена товаров). Эффект возникает из различия национальных стоимостей товаров и их цен на мировом рынке. Его величину можно выразить формулой: Э = СИ - СЭ ; где: Э - эффект от внешней торговли, С И - стоимость импортных товаров, если бы они производились внутри страны; СЭ - национальная стоимость экспортируемых товаров. Стоимость СИ приобретается в обмен на стоимость СЭ. Если она выше ее, то страна получает дополнительную стоимость в размере Э (экономит общественный труд на данную величину). Какой бы отстающей по уровню развития производительных сил ни была страна, она может получить значительный эффект от участия в мировой торговле за счет того, что будет специализироваться на производстве и продаже товаров, для которых отношение мировой цены к внутренней цене (или к издержкам производства) наиболее высоко; и сокращать производство и приобретать за рубежом те товары, для которых это отношение наиболее низко. Возможность получения дополнительного экономического эффекта ведет к развитию специализации производства в мировой экономике и увеличению масштабов мировой торговли. Участие страны в мировой торговле характеризуется следующими показателями: - Объем экспорта и импорта. - Оборот внешней торговли = экспорт + импорт. - Сальдо торгового баланса (или: объем чистого экспорта) = экспорт - импорт. Если экспорт превышает импорт, то говорят об активном сальдо торгового баланса; в противном случае - о пассивном сальдо. Активное сальдо торгового баланса способствует развитию национального производства, поскольку означает расширение спроса на его продукцию. В условиях кризиса оно является фактором преодоления экономического спада. Пассивное сальдо, если оно сохраняется в течение нескольких лет, создает неблагоприятные условия для национального производства, является фактором образования и роста внешней задолженности. При оценке внешней торговли страны рассматривается также структура ее экспорта и импорта, которая отражает состояние экономики в целом. Структура экспорта и импорта оценивается прежде всего соотношением готовой продукции и первичных ресурсов (топливо, сырье) в ее составе. Чем выше доля готовой продукции в экспорте страны, тем выше уровень развития ее обрабатывающей промышленности, а значит, и экономики в целом. И наоборот, чем выше доля первичных ресурсов в экспорте, тем ниже уровень развития экономики в целом. (Хотя, разумеется, необходимо учитывать еще и естественные различия в уровне обеспеченности стран природными ресурсами и вытекающее отсюда разделение труда между ними). Что касается структуры импорта, то здесь имеет силу обратная зависимость: повышение доли первичных ресурсов говорит при прочих равных условиях об относительном росте уровня развития экономики, а повышение доли готовой продукции - о его снижении. На состояние внешней торговли страны влияют прежде всего следующие факторы: - Состояние национального производства (фаза промышленного цикла), конкурентоспособность его продукции на мировом рынке. - Курс национальной валюты и его динамика. Заниженный курс валюты благоприятствует росту экспорта и сдерживает рост импорта. Завышенный курс действует в противоположном направлении. - Государственное регулирование внешней торговли. Целью государственного регулирования внешней торговли является поддержка (защита) национального производства и обеспечение активного торгового баланса. Его обычно называют протекционизмом (от слова “протекция” - покровительство). Протекционизм в большей или меньшей степени присущ всем развитым странам, хотя в ряде экономических концепций (классическая и неоклассическая школы) развивается тезис о том, что свободная торговля (то есть отсутствие протекционизма) является наиболее эффективной формой организации внешней торговли. Государственное регулирование внешней торговли осуществляется следующими методами: 1) Квотирование - установление квот (предельных величин) ввоза или вывоза определенных товаров. Завозить (или вывозить) товар имеют право только те фирмы, которым выданы квоты, причем в объеме, не превышающем квоту. 2) Лицензирование - выдача разрешений на ввоз (вывоз) товаров. Без получения лицензии фирма не имеет право импортировать (экспортировать) тот или другой товар. 3) Таможенные пошлины (импортные и экспортные). Импортные пошлины ограничивают ввоз товаров, поскольку ведут к повышению их цен и снижают их конкурентоспособность на внутреннем рынке. Импортные пошлины, как правило, тем выше, чем выше степень переработки продукции. Например, в США пошлины на ввоз хлопка в среднем составляют 1,1 % цены; хлопчатобумажных тканей - 8,7 %, а готовой одежды - 22,7 %. В ЕС импорт ряда сырьевых товаров осуществляется беспошлинно, а, например, телевизоров - с пошлиной в 20-22 %. Экспортные пошлины обычно устанавливаются для ограничения вывоза наиболее важных видов ресурсов из страны. 4) Стандарты качества товаров - служат для ограничения ввоза в страну дешевой, но низкокачественной продукции. Однако они нередко используются и как дискриминационная мера, то есть сознательно завышаются, чтобы не допустить на внутренний рынок определенные виды импортных товаров. 5) Антидемпинговые меры - штрафные санкции за импорт товаров по сравнительно низким ценам (в сравнении с ценами внутреннего рынка). Их наложение равносильно введению дополнительного налога (пошлины). 6) Стимулирование экспорта отечественной продукции с помощью дотаций в разной форме, налоговых и иных льгот экспортерам. 7) Запрет ввоза тех или иных видов товаров. В нашей стране в 1990-е г. г. произошла коренная реформа организации внешней торговли. В Советском Союзе еще в 1920-е гг. была установлена государственная монополия внешней торговли. Она означала, что внешнеторговые контракты заключались либо соответствующими государственными органами или с их разрешения. Цель монополии внешней торговли заключалась в том, чтобы в максимальной степени подчинить ее общегосударственным интересам, то есть продавать и покупать на мировом рынке только то, что выгодно государству в целом, и только по ценам, которые отвечают его интересам. Государственная монополия внешней торговли просуществовала вплоть до начала рыночных реформ. Экономический эффект от внешней торговли СССР оценивался в конце 1980-х гг. величиной 60-70 млрд. рублей в год. В ходе рыночной реформы государственная монополия внешней торговли была отменена, и все юридические лица, зарегистрированные на территории России, получили право заключать внешнеторговые сделки. Роль государства в регулировании внешней торговли резко сократилась. В настоящее время оно сводится к следующим формам: 1) Квотирование и лицензирование экспорта ограниченного круга товаров, признанных стратегически важными. 2) Лицензирование импорта по ограниченному кругу товаров (промышленные отходы, ядохимикаты, вещества, содержащие наркотики, оружие, медикаменты). 3) Импортные пошлины по определенным видам товаров ( некоторые виды продовольствия, алкогольные напитки, табачные изделия, транспортные средства, изделия легкой промышленности, предметы роскоши и др.). 4) Выборочный контроль качества продовольственных товаров. С точки зрения ограничений, накладываемых на импорт товаров, российская экономика в настоящее время является более открытой по сравнению с большинством западноевропейских стран. Объем внешней торговли России резко сократился в начале 1990-х гг. , более чем в два раза: со 151,2 млрд. долл. в 1989 г. до 73,1 млрд. долл. в 1992 г. и 70 млрд. долл. в 1993 г. Затем он повышался и достиг в 1997 г.135 млрд. долл., то есть еще не поднялся до уровня 1989 г. Однако структура товарооборота существенно изменилась. Резко снизилась доля машин и оборудования в экспорте (с 22-25 % до 4-5 %), а доля топливно-сырьевых товаров значительно повысилась. Сокращение экспорта из России продукции машиностроения видно из табли- цы 5. В таблице 6 показано увеличение доли экспортируемой продукции топливно- сырьевого назначения в общем объеме ее производства в России. Сейчас на экспорт идет более 40 % добываемой нефти и более трети добываемого газа при сокращении их добычи и потребления внутри страны. Аналогичные процессы, как видно из таблицы 6, происходят и с другими основными сырьевыми товарами. Структура экспорта России в настоящее время характеризует ее как топливно-сырьевой придаток развитых стран. Это - государство, которое способно участвовать в мировой экономике в основном только путем выкачивания за рубеж своих природных ресурсов. В импорте увеличилась доля продовольствия, алкогольной продукции, промышленных товаров народного потребления, что привело к вытеснению на внутреннем рынке отечественных производителей и явилось одним из факторов глубокого экономического кризиса в аграрном секторе и легкой промышленности России. Таблица 5. Экспорт из России важнейших видов продукции машиностроения
Вид продукции1987 г.1997 г.
Станки металлорежущие, тыс. шт.8,94,1
Автомобили легковые, тыс. шт.339130
Автомобили грузовые, тыс. шт.4110
Трактора, тыс. шт.414
Холодильники, тыс. шт.130040
Фотоаппараты, тыс. шт.900200
Телевизоры, тыс. шт.1100700
Таблица 6. Доля экспорта по отношению к производству важнейших товаров (в %)
Вид продукции1992 г.1994 г.1997 г.
Нефть сырая35,440,242,7
Нефтепродукты14,825,434,0
Газ природный30,230,436,0
Минеральные удобрения69,370,472,0
Круглый лес6,811,923,1
Пиломатериалы6,620,518,9
Целлюлоза40,879,185,2
Российский рынок продовольствия сейчас наполовину заполнен импортными товарами, а по отдельным видам одежды и обуви заграничная продукция составляет от 60 до 80 %. Страна стала зависимой от экспорта продовольствия. В то же время, как свидетельствуют данные выборочного контроля, более 60 % импортного продовольствия непригодно для употребления. Для внешней торговли России в 1990-е гг. характерно положительное сальдо торгового баланса. Так, в 1997 г. с учетом неорганизованной торговли экспорт России составил около 85 млрд. долл., а импорт - около 65 млрд. долл. Причем для неорганизованной торговли (“челноки”) характерно значительное превышение импорта (14,7 млрд. долл.) над экспортом (1,3 млрд. долл.). Однако положительное внешнеторговое сальдо слабо влияет на выход страны из экономического кризиса, поскольку сопровождается огромной утечкой капитала за границу и отрицательным сальдо баланса услуг. Так, только по официальным оценкам, в страну не возвращается ежегодно порядка 7,5-8 млрд. долл. валютной выручки от внешнеторговых операций [33]. Цены на основные товары российского экспорта в последние годы падают, что заставляет поддерживать уровень валютной выручки за счет вывоза все больших количеств товаров. Так, в 1997 г. среднее снижение цен на товары российского экспорта составило около 7%, в том числе: на сырую нефть - на 5 %, на нефтепродукты - на 7 %, ферросплавы - на 18 %, целлюлозу - на 12 %, бумагу - на 22 %, алюминий - на 7 %, никель - на 8 %, медь - на 3 %, азотные удобрения - на 24 %, синтетический каучук - на 12%. Широкое развитие получила контрабанда. Следует отметить также, что сегодня мировые рынки открыты для российского экспорта только при его сырьевой направленности. Меры по включению в экспорт товаров глубокой переработки наталкиваются на количественные ограничения со стороны западных стран (текстиль, сталь и др.), на антидемпинговые процедуры и технические барьеры, применяемые на дискриминационной основе. Так, успешное появление на Канадском рынке текстиля российских мужских сорочек, которые в количественном отношении составили всего один процент от всех продаваемых рубашек, вызвало целую бурю протестов местных производителей. Во Франции, например, установлены жесткие ограничения на ввоз продукции российской металлургии и текстильной промышленности. Это относится и к другим странам [32]. В целом, как уже говорилось, во внешней торговле России в настоящее время преобладают тенденции, оказывающие негативное воздействие на экономику.

23.2. Международное движение капитала

Развитие вывоза капитала за границу связано со вступлением капитализма в стадию монополистического капитализма. В тех странах, в экономике которых установилось господство монополий, образовался своего рода избыток капитала, поскольку его применение внутри страны вело к снижению уровня цен и нормы прибыли монополий. В целях увеличения нормы прибыли монополии стали вывозить капитал в другие страны. Международное движение капитала приобрело более важное значение, чем мировая торговля. Формы вывоза капитала: - предпринимательская - создание предприятий на территории других стран; - ссудная - предоставление кредитов; - прямые инвестиции - инвестиции, достаточные для установления контроля над предприятием; - портфельные инвестиции - участие в капитале предприятия, но не достаточное для установления контроля над ним; - вывоз государственного капитала; - частные (негосударственные) инвестиции. Цели экспорта капитала: - проникновение на внутренние рынки других стран (минуя таможенные барьеры); - вывоз экологически вредных производств; - получение доступа к дешевым первичным ресурсам (топливным, сырьевым); - использование более дешевой рабочей силы; - получение более высокого ссудного процента; - укрывание доходов и снижение налогов. С другой стороны, и страны - импортеры капитала могут получать определенный экономический эффект. Он заключается в: - повышении занятости и росте производства; - дополнительных инвестициях в экономику; - приобретении иностранной техники и технологии; - расширении экспорта и замещении импорта; - обучении национальных кадров иностранному опыту. Поэтому многие страны пытаются увеличить приток иностранного капитала в их экономику. В настоящее время ведущую роль в экспорте и импорте капитала играют развитые капиталистические страны. На них приходится более 80 % экспорта и более 60 % импорта капитала. (До второй мировой войны их доля в экспорте капитала была около 100 %, но примерно 70 % капитала вывозилось в колониальные страны (нынешние развивающиеся)). Правда, в последние годы доля развивающихся стран в импорте капитала повысилась с 30 % в 1995 г. до 37 % в 1996 г. А их доля в экспорте инвестиций поднялась с 10 до 15 %. При этом необходимо отметить, что ведущие позиции в экспорте капитала занимают крупнейшие ТНК. На долю 100 крупнейших транснациональных корпораций приходится 1/5 часть всех зарубежных активов. Всего на 1996 г. зарубежные активы ТНК составили около 9 триллионов долл. Лидируют в ввозе и вывозе капитала США. Причем накопленные иностранные инвестиции в США превышают суммарные зарубежные активы американских компаний на несколько сотен миллиардов долл. Прямые иностранные инвестиции американских компаний в 1996 г. составили 85 млрд. долл. Примерно такими же были и прямые зарубежные инвестиции в экономику США. Около 40 % прямых инвестиций было вывезено американскими компаниями в Европейский Союз и около 33 % - в развивающиеся страны. Второе место по вывозу капитала занимает Великобритания. Ее прямые зарубежные инвестиции в 1996 г. составили 54 млрд. долл. В целом же страны ЕС сделали прямых зарубежных инвестиций в 1996 г на сумму в 105 млрд. долл., а ввезли их на сумму в 176 млрд. долл. [32]. Для Японии характерно многократное превышение вывоза капитала над его ввозом. Развивающиеся страны в 1996 г. получили 129 млрд. долл. прямых инвестиций и вложили за границей 51 млрд. долл. По импорту капитала среди них лидирует КНР, которая ввезла прямых инвестиций в 1996 г. на сумму 42 млрд. долл. (второе место в мире после США). А по экспорту капитала из развивающихся стран - Ю. Корея. Масштабы международного перелива капитала (прямые инвестиции) в настоящее время оцениваются суммой 370-380 млрд. долл. в год. Причем в последние годы для международного рынка капитала характерен его дефицит (превышение спроса над предложением) , и он направляется прежде всего в те страны, где обеспечивается наиболее высокая норма прибыли. Для привлечения иностранного капитала во многих странах создаются свободные экономические зоны; то есть территории, на которых значительно ослаблено государственное регулирование, ниже уровень налогов, уменьшены барьеры на пути движения товаров, капитала и рабочей силы. Существует множество разновидностей свободных экономических зон, различающихся прежде всего целями их создания (свободные порты, складские и транзитные, экспортно-производящие, научно-технические (технологические парки), комплексные, банковские, туристические и др.). Свободные экономические зоны создаются как правило в развивающихся странах, но они есть и в наиболее развитых государствах (например, в США некоторые специалисты насчитывают около 200 свободных экономических зон. Свободными портами являются такие крупнейшие города Америки, как Нью-Йорк, Бостон, Сан-Франциско, Чикаго). В период рыночной реформы коренное изменение претерпело и участие нашей страны в мировом рынке капитала. До реформы СССР брал кредиты и предоставлял займы иностранным партнерам. На момент его развала долг Советскому Союзу составлял 145 млрд. долл., а долг Советского Союза - около 80 млрд. долл. Должниками СССР были в основном социалистические и развивающиеся страны, а кредиторами - ряд развитых капиталистических стран и государств-членов СЭВ (Венгрия, Чехословакия). С помощью Советского Союза за рубежом было построено более 5 тысяч промышленных предприятий, но все они были отданы национальным правительствам в обмен на последующие поставки продукции из этих стран. С участием советского капитала за рубежом работало около 170 предприятий, главной задачей которых было - обеспечить развитие советского экспорта в соответствующие страны. После развала СССР Россия взяла на себя все его внешние обязательства и активы. Платежи по долгам Советскому Союзу возвращаются России, но на других условиях, а поэтому в меньших объемах. Одновременно за период рыночной реформы резко увеличился внешний долг России и превысил 170 млрд. долл. включая долги бывшего СССР. Российское правительство с 1991 г. стало неплатежеспособным и ежегодно ведет переговоры о перенесении сроков возврата займов и о предоставлении дополнительных кредитов. Усиливается его финансовая зависимость от международного капитала и неспособность изменить курс реформ в интересах развития национального производства. С середины 1980-х гг. в СССР, а затем в России был взят курс на привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме, чего не было с конца 1920-х гг. Стали создаваться совместные предприятия и филиалы иностранных компаний. Число предприятий с иностранными инвестициями в настоящее время превысило 13 тысяч. Общая сумма накопленного иностранного капитала в них оценивается в 15-16 млрд. долл. В общем объеме накопленных иностранных инвестиций в России лидируют инвесторы из США (27,5 %), Нидерландов (13,5 %), Швейцарии (13 %), Великобритании (8,5 %) и Германии (6 %). Наиболее привлекательными отраслями российской экономики для иностранного капитала являются финансовая сфера (26 %), коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (14 %), топливная (12 %) и пищевая промышленность (12 %), торговля и общественное питание (5 %), машиностроение и металлообработка (5 %). В региональной структуре основная доля накопленных иностранных инвестиций приходится на 5 субъектов Российской Федерации: г. Москва (53,1 %), г.Санкт- Петербург, Тюменская, Московская и Архангельская области. Их доля составляет 72,7 % (11,4 млрд. долл.) в общем объеме накопленных иностранных инвестиций [32]. Главная цель, которая ставилась перед привлечением иностранного капитала, - получение новейшей технологии и значительных инвестиций в целом не достигается. Вместе с тем многие российские предприятия (металлургия, машиностроение, нефтедобыча и т. п.) переходят под контроль иностранного капитала через скупку их акций. В результате реформы внешнеэкономических связей началось самое настоящее бегство капитала из России, размеры которого по официальным данным превысили уже 623 млрд. долл. [30]. Основные формы, в которых это происходит, следующие: - занижение цен вывозимой продукции; - авансовые платежи за будущие поставки (которые не приходят); - поставки товаров в кредит (который не возвращается); - завышенные цены на импортные товары; - образование за границей незаконных счетов и перевод на них денег и др. Масштабы вывоза капитала из России намного превосходят его обратное движение. Получается, что в настоящее время именно Россия финансирует западную экономику, а не наоборот. Экономике России это, как уже говорилось, наносит огромный экономический ущерб. Для привлечения иностранного капитала российское руководство приняло решение о создании на ряде территорий свободных экономических зон: Калининградская область (“Янтарь”); порт Находка; Благовещенск; Зеленоград; Выборг и др., всего 13. Однако для обеспечения нормального функционирования этих зон требуются значительные государственные капиталовложения, которыми государство в настоящее время не располагает. Поэтому создание свободных экономических зон на большинстве территорий идет медленно. Исключением является Калининградская область.

23.3. Валютные отношения

Валютные отношения - это отношения, связанные с функционированием денег в качестве мировых денег, то есть с использованием денег в международных расчетах и платежах. Валютные отношения выступают в форме валютных операций. Объектом этих операций является валюта и другие валютные ценности. Под валютой понимают национальные и иностранные денежные знаки. К другим валютным ценностям относят: - драгоценные металлы (золото, серебро, металлы платиновой группы); - необработанные драгоценные камни; - ценные бумаги, по которым могут быть приобретены иностранная валюта и другие валютные ценности. Содержанием валютных операция является: - переход права собственности на валютные ценности; - расчеты и платежи за товары, услуги, по кредитам; - перемещение валютных ценностей через границу; - обмен валют. С валютными отношениями связано понятие платежного баланса страны. Он выражает совокупность всех поступлений валюты в страну и платежей за границу. В платежном балансе выделяются: 1) баланс текущих операций (расчеты за товары и услуги, переводы, краткосрочные кредиты); 2) баланс движения капитала (инвестиции, долгосрочные кредиты). Если поступления валюты по текущим операциям и движению капитала превышают их платежи за границу по этим статьям, то платежный баланс положителен. В противном случае (когда за границу уходит валюты больше, чем поступает в страну) имеет место дефицит платежного баланса. Дефицит платежного баланса означает сокращение (на величину дефицита) золотовалютных резервов государства. Положительный платежный баланс, напротив, означает прирост этих резервов на величину положительного сальдо. Поскольку золотовалютные резервы государства ограничены и должны поддерживаться на уровне не ниже минимально необходимого, хронический дефицит платежного баланса неизбежно ведет к росту внешней задолженности страны. И наоборот, положительное сальдо платежного баланса позволяет сокращать внешнюю задолженность. Поскольку каждое государство имеет свою национальную валюту, то для осуществления международных расчетов и платежей необходим обмен валют. Обмениваемость валют друг на друга называется их конвертируемостью. Конвертируемость валют бывает полная (обмен на любые валюты без ограничения) и частичная (существуют большие или меньшие ограничения на обмен валют: обмениваемость не на все валюты, не для всех экономических субъектов). Выделяют также внутренне конвертируемые валюты - они обмениваются резидентам (гражданам страны и юридическим лицам, зарегистрированным на ее территории) без ограничений - для сделок с нерезидентами (то есть использования в международных платежах и расчетах; при этом сделки с резидентами в иностранной валюте запрещены, кроме специальных случаев). Валютный курс - это выражение цены денежной единицы одной страны в денежных единицах другой страны, или пропорция обмена валют друг на друга. Самый главный фактор, определяющий курс валют, - это паритет их покупательной способности. Он представляет собой такое соотношение валют в их обмене друг на друга, которое выражает равенство их покупательной способности. Например, паритет покупательной способности доллара к рублю в конце 1980-х гг. выражался соотношением: 1 доллар = 0.65 рубля. Это означало, что на один доллар в среднем можно было купить столько же товаров, сколько на 0,65 рубля. Паритет покупательной способности рассчитывается на основе определенного набора товаров (потребительской корзины). Определяется суммарная цена этого набора в одной валюте и в другой, а затем находится соотношение между ними. На паритет покупательной способности оказывает влияние скорость обесценения валют (темп инфляции). Если, например, в начальный момент паритет покупательной способности доллара к рублю выражался соотношением 1 долл. = 0,65 руб., а за некоторый период цены в России выросли в 10000 раз, а в США в 1, 7 раза, то паритет покупательной способности в результате станет равным 1,7 долл. = 6500 руб., или 1 долл. = 3824 руб. На валютный курс влияет также состояние национальной экономики. В период экономического кризиса курс национальной валюты падает ниже паритета покупательной способности. Это способствует росту экспорта и сокращению импорта, что облегчает выход страны из кризиса. В период экономического подъема, наоборот, происходит повышение курса сверх паритета покупательной способности. На уровень валютного курса оказывает влияние и уровень ссудного процента в стране. При его повышении спрос на валюту растет и ее курс также увеличивается. И наоборот, при снижении ставки процента курс валюты, как правило, падает. Государство также может оказывать влияние на уровень курса национальной валюты через систему государственного регулирования внешнеэкономических отношений. При этом возможны следующие основные варианты: 1) свободное установление курса национальной валюты на валютном рынке; 2) государство прямо устанавливает курс обмена национальной валюты, обязательный в сделках; 3) сочетание рыночного механизма с государственным регулированием в установлении валютного курса (“регулируемое плавание”). Как уже говорилось в теме 3, в настоящее время между развитыми странами заключены соглашения о совместном регулировании курсов обмена своих национальных валют. Механизм этого регулирования не является жестким, а сочетает в себе как рыночное установление валютных курсов, так и “коридоры” колебаний курсов, которые должны выдерживаться с помощью мер государственного воздействия (в основном в форме операций на валютном рынке центральных банков по скупке или продаже валюты). Он представляет собой, таким образом, “регулируемое плавание”. Следует также отметить, что значительное влияние на колебания курса валют могут оказывать крупные транснациональные финансовые группировки, осуществляющие спекулятивные операции с валютой. В настоящее время ежедневно в денежных спекуляциях на биржах мира используется примерно 1 триллион долларов, что в 29-30 раз превышает стоимость продаваемых товаров и услуг. Если самые мощные государства действуют согласованно, они могут направить в день для борьбы со спекуляцией 14 млрд. долл. Весь объединенный фонд 23 развитых стран (ОЭСР) составляет 550 млрд. долл. - всего лишь половину ежедневной стоимости обменных сделок. По оценке газеты “Гарвард бизнес ревью”, на каждый доллар, обращающийся в производственной сфере мировой экономики, приходится 20-50 долларов, обращающихся в чисто финансовой сфере. Финансовые спекулянты могут резко понизить курс любой валюты и даже спровоцировать экономический кризис в той или другой стране, как это было зимой 1997-98 гг. в странах Юго-Восточной Азии. В этой связи отметим, что развитие спекулятивного финансового капитала вызывает быстрый рост государственного долга во всех странах, в том числе - и развитых. Так, официальный долг стран ОЭСР в 1978 г. составил 40 % их ВНП, в 1988 г. он увеличился до 54 %, а в 1994 г. - до 70 % ВНП. [34]. Правительства все в большей мере используют рост государственного долга для финансирования бюджета и погашения предыдущих займов. В нашей стране до рыночной реформы имела место государственная монополия на валютные операции. Обмен валют и другие валютные операции совершались исключительно государственными органами (банками). Курс обмена также устанавливался Государственным банком СССР, причем в различных валютных операциях мог применяться разный обменный курс. Все поступление иностранной валюты в страну попадало в распоряжение государства и использовалось в общегосударственных интересах, согласно единому народнохозяйственному плану. В ходе рыночной реформы государственная валютная монополия была ликвидирована. Был создан валютный рынок. Для регулирования валютного курса стало применяться в основном косвенное государственное регулирование (валютные операции центрального банка). С 1995 г. стал использоваться “валютный коридор”, введенный с целью ограничения колебания курса под воздействием валютных спекулянтов. Политика российского правительства нацелена на приближение курса рубля к паритету его покупательной способности. В настоящее время он ниже паритета в 1,3-1,5 раз (в начале 1992 г. он был ниже его более чем в 10 раз). Приближение курса рубля к паритету его покупательной способности выражается в том, что падение курса рубля идет медленнее, чем рост внутренних цен. Правда, введение жесткого “валютного коридора” в 1995 г. нанесло удар по экспортерам (снижение выручки по сравнению с растущими затратами на производство продукции) и явилось одним из фактором углубления экономического кризиса в стране. Поэтому в 1996 г. был введен “наклонный коридор”, учитывающий обесценение рубля на внутреннем рынке России. Реформа организации валютных отношений явилась одним из факторов долларизации российской экономики. Доля затрат населения на приобретение валюты в общей сумме его доходов постоянно растет и превысила в начале 1997 г. 20 % (население купило инвалюты в 1 квартале 1997 г. на сумму 13.8 млрд. долл.). Как уже говорилось, это свидетельствует о разрушении отечественной денежной системы и росте теневой экономики. Операции коммерческих банков на валютном рынке отвлекают огромные финансовые ресурсы от инвестиций в производство, что также усугубляет кризисные явления в экономике.

23.4. Международная миграция рабочей силы

Одной из закономерностей развития мировой экономики является рост международной миграции рабочей силы. На начало 1990-х гг. в мире насчитывалось около 25 миллионов трудящихся-мигрантов. С учетом членов их семей, мигрантов-сезонников, нелегальных мигрантов, рабочих-фронтальеров (ежедневно ездят на работу за границу) общая численность международной миграции в 4-5 раз выше. Более половины всех мигрантов - выходцы из развивающихся стран. Направления миграции - как в развитые страны, так и в развивающиеся. Причины миграции - различия между странами в уровне безработицы, уровне оплаты труда, уровне обеспеченности народного хозяйства трудовыми ресурсами определенных профессионально-квалификационных групп. Приезд работников-мигрантов в страну позволяет экономить на затратах по их обучению и подготовке (если речь идет о квалифицированных работниках); снизить издержки производства (мигранты, как правило, соглашаются на более низкую оплату труда, на меньшие социальные гарантии, чем местные работники); обеспечить потребность в рабочей силе на непривлекательных работах, в неблагоприятных условиях труда (на что нередко не соглашаются местные рабочие), на работах, требующих специальной подготовки и не обеспеченных кадрами местных специалистов; увеличивать за счет труда иностранцев финансирование социальных и других программ правительства. С другой стороны, для стран-экспортеров рабочей силы миграция работников дает: поступление денежных переводов в иностранной валюте; снижение уровня безработицы; обучение национальных кадров иностранному опыту работы, что используется при их возвращении назад на родину. Основными центрами миграции в настоящее время являются США, Западная Европа, Австралия, страны Ближнего Востока - экспортеры нефти и др. Как правило, правительства стран-импортеров рабочей силы ограничивают и регулируют миграцию. В России в настоящее время наблюдается, с одной стороны, отток рабочей силы за границу; а с другой, - ее приток из бывших республик Советского Союза. В целом сальдо миграции положительное (+200-300 тысяч человек в год), что способствует некоторому снижению темпов сокращения населения России (естественная убыль, то есть превышение смертности над рождаемостью, составляет 800-1000 тыс. чел. в год). Вместе с тем такая направленность миграции отражает процесс дезинтеграции на территории бывшего СССР. В Россию едет в основном русскоязычное население, связи России с этими государствами ослабевают.

Контрольные вопросы, тесты, задачи

1. Какими факторами обусловливается развитие мировой торговли и в чем выражается экономический эффект от участия в ней той или другой страны? 2. Какими объемными показателями характеризуется состояние внешней торговли? 3. Какие изменения в структуре и объеме экспорта и импорта страны относятся к позитивным и какие - к негативным? 4. Какие факторы влияют на состояние внешней торговли? 5. Каковы цели государственного регулирования внешней торговли? В чем состоят его основные методы? 6. Уровень внутренних цен товаров (в тыс. руб.): А - 140; Б - 150; В - 160; Г - 180. Уровень цен мирового рынка (в долл.): А - 2; Б - 3; В - 4; Г - 5. Как должна строиться внешняя торговля страны и в каком направлении изменяться структура ее экономики ? 7. Если выразить в единой валюте зависимость спроса и предложения на кожаные изделия от уровня их цены, то для Египта они будут иметь вид: Qd = 100 - 2P и Qs = 40 + 2P ; а для Италии: Qd = 50 - 2P и Qs = 20 + 2P ; где: Qd - спрос, Qs - предложение, Р - уровень цен. Транспортные издержки между этими странами будем считать незначительными. Определить: как изменятся цены и объем продаж кожаных изделий в Египте при установлении свободной торговли кожаными изделиями между Египтом и Италией. 8. В условиях предыдущей задачи определить: какая из стран будет предпринимать меры по ограничению импорта путем введения торговой пошлины? Как скажется введение импортных пошлин (по сравнению с состоянием свободной торговли) на ценах, объемах производства и продаж кожаных изделий в Египте? в Италии? 9. В чем основное содержание реформы организации внешней торговли в России в 1990-е гг.? Как она повлияла на состояние внешней торговли нашей страны? 10. Какие негативные тенденции имеют место во внешней торговле России в настоящее время? 11. Какими объективными причинами обусловлен вывоз капитала в современном мире? 12. Каковы основные формы и цели экспорта капитала ? 13. Каковы основные цели импорта капитала ? 14. Какой величиной оценивается в настоящее время ежегодный перелив капитала между странами в форме прямых инвестиций; объем накопленных прямых инвестиций иностранного происхождения в мировой экономике? 15. Каковы основные направления международного перелива капитала? 16. Какова роль основных групп стран и ТНК в международном переливе капитала? 17. Что понимается под свободными экономическими зонами и каковы основные цели их создания ? 18. Какую роль играл СССР в международном переливе капитала? 19. Каковы основные формы экспорта капитала из России в настоящее время, его факторы и последствия для экономики России? Что понимается под “утечкой капитала” и каковы ее размеры? 20. Каковы цели и основные формы импорта капитала в Россию в 1990-е г.г.? 21. Какой величиной оценивается объем накопленных иностранных инвестиций в России в настоящее время? Что характерно для их отраслевой структуры? 22. Почему растет внешний долг России? Как это влияет на российскую экономику? 23. Каковы цели создания свободных экономических зон в России? Где они создаются и каковы их особенности? 24. В чем различие между понятиями: “валюта” и “деньги”? 25. Что понимается под валютными ценностями и валютными операциями? 26. Что понимается под платежным балансом и его сальдо? Как влияет состояние платежного баланса на экономику страны (какие процессы выражает)? 27. Что понимается под конвертируемостью валюты? Какой она бывает? 28. Что понимается под валютным курсом? Паритетом покупательной способности валют? 29. Каковы основные факторы повышения курса валюты ? и его понижения ? 30. Какие процессы в экономике страны вызывает: а) повышение курса ее валюты? б) его понижение ? 31. С 1970 по 1990 г. г. уровень цен в стране, где денежная единица песо, вырос в 15 раз; а в стране, где денежная единица франк, - в 5 раз. В 1970 г. равновесный обменный курс составлял 9 песо за 1 франк. Каким должен быть обменный курс песо к франку в 1990 г. при равной покупательной способности обеих валют ? 32. С какими целями и какими методами осуществляется государственное регулирование курса валют? 33. Каковы экономические причины международной миграции рабочей силы? Его основные направления? 34. Каковы последствия международной миграции рабочей силы для стран-импортеров и стран-экспортеров рабочей силы? 35. В чем основное содержание реформы внешнеэкономических связей в России в 1990-е гг.? 36. Какова роль реформы организации внешнеэкономических связей в развитии экономического кризиса в России в 1990-е гг.? Ответ обоснуйте.

Литература

1) Шишкин А. Ф. Экономическая теория: Учебник для студентов экон. спец. В 2 книгах. - М.: Владос, 1996. - Книга 1 - 656 с. - Книга 2 - 350 с. 2) Мостовая Е.Б. Основы экономической теории: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. - 496 с. 3) Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов вузов - М.: Общество “Знание” России, 1996 - 476 с. 4) Экономическая теория: Учебник /Под ред. Базылева Н. И., Гурко С. П. - Минск.: БГЭУ, 1996. - 507 с. 5) Учебник по основам экономической теории /Камаев В. Д., Семенов В.Ф., Сорокин Д.Е и др. - М.: Владос, 1994. - 384 с. 6) Курс экономической теории /Под общ. ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. - Киров: МГИМО МИД РФ, 1994 - 624 с. 7) Политическая экономия /Под ред. Радаева В. В. - М.: МГУ, 1992 - Ч.1.- 414с. 8) Политическая экономия: Учебно-методическое пособие для преподавателей /Под ред. Сидоровича А.В., Волкова Ф.М. - М.: МГУ, 1993. - 407 с. 9) Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. /Общ. ред. Пороховского А.А. - М.: Республика, 1992. - Т.1 - 399 с.- Т. 2. - 400 с. 10) Словарь современной экономической теории Макмиллана /Общая ред. Пирса Д. У.: Пер. с англ. /Научн. ред. перевода Автономов В.С. - М.: Инфра-М, 1997. - 608 с. 11) Маркс К. Капитал. Т. 1-3. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 23- 907 с. -Т. 24 -527 с. - Т. 25 - Ч. 1 - 508 с., Ч.2- 570 с. 12) Энгельс Ф. Анти-Дюринг //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т.20. - С.150-161, 287-325. 13) Ленин В.И. Государство и революция //Полн. собр. соч. 5-е изд. - Т.33. - С.83-102. 14) Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма // Полн. собр. соч. 5-е изд. - Т. 27. - С.299-426. 15) Сталин И.В. Экономические проблемы социализма в СССР. - М.: Госполитиздат, 1952. - 195 с. 16) Теория потребительского поведения и спроса /Под ред. Гальперина В.М. - Спб.: Экономическая школа, 1993. - 380 с. 17) Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег: Пер. с англ. //Антология экономической классики: В 2 т./Предисловие, составление Столярова И.А. - - Т.2. - М.: 1993. - С.137-434. 18) Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т. Пер. с англ./Ред. Радынова О.Г. - М.: Прогресс, 1993. - Т.1. - 415 с. - Т.2. - 310 с. - Т.3. - 351 с. 19) Самуэльсон П. Экономика: В 2 т.: Пер. с англ. /ВНИИСИ и МГП “Пегас” - М.: Алгон, 1992 - Т.1 - 380 с. - Т.2 - 390 с. 20) Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение: В 2 т.: Пер. с англ. /Под ред. Валдайцева С.В. - М.: Финансы и статистика, 1992. - Т.1. - 362 с. - Т.2. - 371. 21) Овчинников Г.П. Макроэкономика. - Спб.: ЭТИС, 1993. - 230 с. 22) Политическая экономия современного капитализма: Учебное пособие /Под ред. Торкановского В.С. - СПБ.: Спб УЭФ, 1993. - 405 с. 23) Долан Э. Дж., Кэмпбелл К. Д., Кэмпбелл Р.Дж. Деньги. банковское дело и кредитно-денежная политика: Пер. с англ. /Общ. ред. Лукашевича В., Ярцева М. - Спб.: Санкт-Петербург оркестр, 1994. - 496 с. 24) Политическая экономия: Учебник для вузов /Медведев В.А., Абалкин Л.И., Ожерельев О.И. и др. - М.: Политиздат, 1989. - 735 с. 25) Современные Соединенные Штаты Америки: Энциклопедический справочник Арбатов Г.А., Брутенц К.Н., Иванян Э.А. и др. - М.: Политиздат, 1988. - 542 с. 26) Словарь современной экономической теории Макмиллана. Общая ред. Пирса Д.У.: Пер. с англ./Науч. ред. Автономов В. С. - М.: ИФРА, 1997. - 608 с. 27) Корнаи Я. Дефицит: Пер. с венг. /Ред. Маркова Д., Усиевич М. - М.: Наука, 1990. - 591 с. 28) Альтернатива: выбор пути /Руководители авт. кол: Бобков В.Н., Сергеев А.А.– М.: Мысль, 1990. – 461 с. 29) Муртазин Э. Современный неоколониализм //Диалог, 1997. - №10. - с.15-31. 30) Черненко Е. Экономический кризис разрушает социальную сферу общества //Диалог, 1997. - № 9. - с.41-44. 31) Проскурин А.П. Война за Центробанк //Экономическая газета, 1998. - № 8. - с.4, 8. 32) Комаров В.В. Приток инвестиций не зависит от экономического строя //Экономическая газета, 1998. - № 7. - с.7. 33) Макрушенко В.А. Взгляд на монополию внешней торговли: шанс есть! //Экономическая газета, 1998. - № 7. - с.6. 34) Чеченцев В. Крот истории роет //Экономическая газета, 1997. - № 49. - с.8. 35) Страны ОЭСР в 1995-97 гг. //Экономика и жизнь, 1998. - № 2. - с.41.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.