РУБРИКИ

Шпора: История экономических учений

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Шпора: История экономических учений

Шпора: История экономических учений

Список

1. Предмет курса»История эконом учений»

2. Методы анализа истории эк. учен.

3. Задача курса ист. эк. учен.

4. Эк. мысль древнего Восто ка (Египет, Месопотамия, Индия, Кит)

5. Эк. мысль др. Греции (Ксенофонт, Платон, Аристотель).

6. Эк. мысль др. Рима (Катон, Варрон, Колумелла, братья Гракхи)

7. Эк. мысль средневековья (Саллическая правла, Капитулярий о виллах).

8. Эк. мысль кл средневековья (Фома Аквинский, 13 век).

9. Ист. условия возн. и общая хар. меркантилизма.

10. Меркантилизм в Англии (Уильям Стаффорд, Томас Мен).

11. Франц. меркант.: Монкретьен.

12. Ист. усл. возник и общ. хар. Классич. политэк.

13. Возн. кл. ПЭК. в Англ. Уильям Петти, 17 ст.

14. Возн кл. ПЭК. во Фр. Пьер де Буагильбер

15. Эк. взгляды физиократии

16. Эк. учение Адама Смита

17. Теория стоимости АС,18в

18. Эк. учение Давида Рикардо (ДР, 18-19 Англ).

19. Разв. ПЭК. в 1 половине 19в (Томас Малтус, Сениор, Милль).

20. Эк. теория Фр. в 1 половине 19ст.(Ж. Б. Сей, Ф. Бастиа).

21. Особенности эк.теории в США.в первой пол.19.Генри Кэри.

22. Критическое напр. в ПЭК. Эк. взгляды Сисмонди.

23. Эк. концепция Прудона. Франция.

24. Эк. взгляды Родбертуса.

25. Эк. программа Фердинанда Лассаля (1825 - 1864).

26. Эк. условия возникнов и общая характ зап. европ. утопических социалистов

27. Эк. взгляды Сен-Симона

28. Эк. взгляды Шарля, Фурье. Фр.

29. эк. взгляды и практ деят Роберта Оуэна (1771 - 1858) Анг

30. Историч усл. возникновения и теор. источники формирования маркс-кой ПЭК.

31. Теор. проблемы 1 тома «капитала».

32. теор проблемы 2 тома «капитала»,

33. Теор проблемы 3 тома «Капитала»,

34. Марксизм и современность.

35. Начало сист. нац. ПЭК. в Германии. Ф. Ф. Лист

36. Истор школа. Герм,2 пол.19.

37. Новая ист. школа. 70 – е 19,

38. Социальное напр. в эк- ке. Р. Штаммер, Р. Штальцман

39. Ист. усл. возн. маржинализма. Посл. треть19.(также см. 40)

40. Австрийская шк. предельной полезности.

41. Формирование неоклассической традиции в эк. теории. Кемб. школа. А. Маршалл

42. Американская школа маржинализма. Бж. Б. Кларк,

43. Эк. проблемы в трудах рев. дем. России: Герцена, Огарева, Чернышевского.

44. Соц-эк. идеи рев. и либ. народничества в России.

45. ПЭК. в России в конце 19-нач. 20 (см два предыдущих про ставку на

общинное с\х и неск. По следущих).

46. Либерально буржуазная эк. мысль в Укр. в послереф. период (см. 3

предыдущих и много последующих).

47. Либеральное народничество в Украине (все предыдущее + все, что считали

российские народники)

48. Эк. взгляды Мих. Драгоманова.

49. Эк. взгляды Сергея Подолинского. 1850-1891,

50. Эк. взгляды западноукр. эконстов: Навроцкий, Терлецкий, Павлик, Франко.

53. Развитие ПЭК. в Украине.

51. Эк. взгляды М. Зибера.

52. Эк. взгляды Туган-Барановского.

54. исторические предусловия возникновения и суть кейнсианства (+ см.

следующий вопрос).

55. Теоретическая система и эк. программа Кейнса.

56. Распростр. кейнс. и его особенности в разных странах.

57. Неокейнсианские теории эк. роста

58. Посткейнсианство.

59. Кейнсианская теория и эконом. политика.

60. Эволюция неоклассических идей в 20 ст

неоклассической теории рынка. и конкуренция

62. Неоклассическая теория эк. роста

63. Неолиберализм. Школы неолиберализма. Лондонская, фрейбургская, парижская.

(См и чикагская следующие 3 ответа).

64. Немецкий неолиберализм

65. Американский неолиберализм. Монетаризм.

66. Теория «эк. предложения» и «рациональных ожиданий

67. Неоклассический синтез +

68. Неоклассическая теория и эк. политика.

69. Идейно-теоретические основы институционализма и этапы его развития.

70. Ранний институционализм.

1. Предмет курса "История эконом учений" Ист. эк. учений - это ист.

эк. взглядов, объединенных в системы.(были концепции, кот. в учения не

объединились, ПОЭТОМУ ИСТ. ЭК.УЧЕНИЙ - ПОНЯТИЕ БОЛЕЕ УЗКОЕ, чем ист. эк. м ы с

л и , но некот.ученые, напр, англ. БЛАУГ, считают все эти понятия

тождественными). Основа ист. эк. учений – ист. политэкономии. Первые попытки

сист. эк. знания. - в др. Греции и Средневековье.Однако они не сложились в

научные системы. Эк. знания стали самост. отраслью в 16-18 ст., в эпоху

меркантилизма. М. был не столько научным учением, сколько практической

политикой. М. интересовался определением сути богатства, поощрением экспорта.

Начало науки положил Адам Смит. дальше появились критики Смиита. В частн. его

уч. Сисмонди. Потом возник утопический социализм. В конце 19 в форм.

неоклассическое напр, с ним связано появление микроэкономики. В 30-х гг. 20-го

- кейнсианство, с ним связано появление макроэкономики.

2. Методы анализа истории эк. учен. а)историч., он же хронологич.б)

логич.в) объединенный с анализом соц-эк. условий, в кот. форм. эк. взгляды.г)

основан на анализе эволюци и концепций д) метод мотивационный или классовый

(Маркс). Совр. авторы предл. разделить на 3 этапа: дорыночный, нерегулируемого

рынка и эк. уче-ния рег. (соц-ориентированного) рынка. Не кот. пытаются отр.

роль идеологии в эк. теории. Ноб. лаучеат Морис Алле считает, что эк. - не

наст. наука, так как ее исходный материал связан с интересами и идеологией.

3.Задача курса ист. эк. учен. Понимание и развитие совр. эк. теорий.

Преподавание ист. эк. мысли началось в конце 19 в. Первое фундамент. иссл. -

Шумпетер,1954. Нужно изучать ист. чтобы понимать. например, почему развитые

страны в своей эк. политике перешли от кейнсианских рецептов кнеоклассическим

теориям.

4.Эк мысль древнего Востока(Египет, Месопотамия,Индия, Кит)

В произв. древ. авт. отражены эк. вопросы, кот. регламентировали хоз.

деятельность. Это документы, в основном, нормативного характера. Эк. знанию там

(впрочем, как и любому другому) свойственны догматизм, априорность, даже

символизм. С $ тысячелетия до н. э. начались: статистика, учет и анализ хоз.

деят.,менеджмент=управление (отдельным хоз. и государством).

Д р е в н и й Е г и п е д : дошли до нас произведения гос. чиновников:

организация+управление гос. хозяйством, про отношения собственности,

рабовладение, товарно-денежные отношения. Были зем. кадастры учитывался скот,

проводились переписи населения.

М е с о п о т а м и я: в отл. от Египта, быстро развивается частная собств. и

тов.-ден. отношения, усиливается соц. расслоение общества. Законы "Кодекс

Хаммурапи" 18 в. до н. э. : аренда, найм, ростовщичество. Защищает

собственность, в частности, царя, храма, госслужащих и воинов.

Д р е в н я я И н д и я: трактаты буддийские и брахманистские. Буддизм

проповедует отказ от собственности для достижения нирваны как «вершины» счастья

и спасения. Рабство - помеха нирване, долговая кабала - страшное горе.

Родоначальник людей - Ману. В "Законах Ману" эк. рассматривается как сфера

деятельности касты вайшья. Идеалом был эк. независимый хозяин. "Артхашастра" -

трактат о гос.упр. и гос. доходах (состоят из налогов, штрафов, из доходов от

торговли, кот. отдаются царю за то, что он охраняет страну).

Д р. К и т а й: В 4-3 ст. до н. э. возникли философские и

полит. учения, в рамках кот. развивалась и эк. мысль. Ведущее напр. к о н ф у

ц и а н с т в о: вечный и неизменный порядок иерархия отношений. Правитель

должен сокращать свои расходы и заботиться о людях: Уменьшить налоги, разделить

гос. богатство по справедливости чтобы правителя не свергли. Полное подчинение

централизованной власти. Конф. считали, что земледелие - основное занятие,

поэтому поддержка ремесел и торговли вредна для гос. Д а о с и з м -

современник конфуцианства ("дао" - закон) - закон подразумевается как природное

движение всего сущего.Все соц. зло - следствие нарушения этого закона. Кит. эк.

мысль выражена в трактате неизв. авторов "Гу-ань-цзи":"Рынок - это то, из чего

узнают про порядок и беспорядок в гос". Трактат рекомендует создать гос. фонды,

в кот. правитель должен накапливать половину урожая для стабилизации цен на

хлеб. Рекомендована нормированная эмиссия денег. Отрицательное отношение

кпротекционизму ремеслам: считается, что осн. источник благ - с\х.

5.Эк. мысль др. Греции (Ксенофонт, Платон, Аристотель).

Их идеи легли в основу всей эк. науки. начало эк. взглядов отн. к раннему

рабовладельческому обществу ( 10-4 в до н. э)

Ксенофонт среди множества книг, написал "Домострой", где, в частности, искал

путь преодоления противоречий в рабовладельческом обществе, вызванных способом

производства, где рабы - говорящий инструмент. Пришел к выводу, что своб должны

упр, рабам – физ. труд. Был сторонником нат. хоз. как более надежного. Считал

с\х главным. Ввел понятие меновой ценности: естественная ценность –

потребительская, но для того, кто, например, не умеет играть на флейте, она

становится ценностью только тогда когда он ее продаст. Осуждал ростовщичество.

Платон много написал в виде диалогов Сократа, основное -"Государство" и

"Законы". Предложил концепцию идеального гос. Считал, что гос., кот. состоит из

богатых и бедных - это, по сути 2 гос.: гос. богатых и гос. бедных. Неравенство

вытекает из самой природы людей поэтому оно непреодолимо: принцип построения

гос. – разделе- ние труда. Но каждый должен получать по способностям. Делит

население на: философов кот. упр гос.; воинов и тех, кто занимается хоз.

деятельностью. Философы и воины не должны иметь собственности, из содержит гос.

Рабы - говорящие орудия.

Аристотель - самый выдающийся мыслитель античности, ученик Платона. Так же,

как Платон, создал проект наилучшего гос. Основа его - средний класс.

Землевладение – гос.+частное. Осн. производства - рабский труд (рабство -

естественное явление, а рабам быть рабами по природе своей не только

справедливо, но и полезно). Ввел слово "экономика": искусство получения благ

необходимых для жизни и для гос. Разграничил богатство для потребления и

богатство для накопления. Дал анализ развития торговли и денег.

6.Эк. мысль др. Рима (Катон, Варрон, Колумелла, братья Гракхи)

Рим возник как город в 8 в до н. э., как империя охватившая Средиземноморье -

в 3 в. Трактат "Земледелие" Катона-старшего: для всех государств в то время

главная проблема - земледелие. Советует сурово обр. с рабами: сеять между ними

вражду, кормить и одевать в зав. от их работы и поведения. Каждый раб должен

полуать "урок", т. е. объем работы.( Это было до восстания рабов под

руководством Спартака.)

Варрон, 1 в н. э. Трактат "О с\х". Считал доходность хозяйств зависящей

только от качества почв, ну и иногда от выгодного месторасположения (близко к

сбыту). отметил низкую эффективность рабского труда.

Колумелла, трактат с тем же названием. После восстания Спартака выгоднее

стало ...сдавать землю, особенно удаленную от сбыта в городах, в аренду и

нанимать свободных!

В 1 в. н. э. в условиях глубокого эк., полит. и морального кризиса возникло

христианство. Оно осуждало деление на богатых и бедных, соц. неравенство,

ростовщичество, предлагало делить блага по труду. В 4 в. - Августин Блаженный

придумал формулу: "кто не работает, тот не должен есть" - вместе с другими

христианскими постулатами ее потом присвоили большевики, не ссылаясь на

источник, поскольку вели борьбу и с христианством тоже.

7.Эк. мысль средневековья(Саллическая правла, Капитулярий о виллах). В

5-17 века эк. мысль не выделилась еще в самост. область Эк. преимущ аграрная. В

трактатах – практ. рекомендации. По распоряжению короля франков Хлодвига в 5 в.

сделали запись обычаевого права "Саллическая правда". Там отрапжен и эк. строй

франков в период распада родовых отношений и возникновения имущественного

неравенства. Уже разграничены понятия движимого и недвижимого имущества.

Движимое можно закладывать и передавать по ниаследству старшему сыну. За

убийство раба надо платить компенсацию его хозяину, т.к. раб - имущество. В 9

в. после падения государства

франков "Саллическая правда" потеряла значение. "Капитулярий о виллах" Карла

Великого (или его сына Людовика Благочестивого), начало 9 века н. э. -

регламентация управения вотчиной. Земя – собств. хозяина вотчины, население - в

основном его крепостные. "Хорошие мастера" - ремесленники - также живут в

имении. Хозяйство натуральное, оброк сдается тоже натурой, создаются

продовольственные запасы.

8. Эк мысль кл средневековья (Фома Аквинский, 13 век). Фома

канонизирован уже через 50 лет после смерти, теолог. Выступал за централизацию

власти ("происходит от Бога") и признавал соц. иерархию ("Одни должны обр.

землю другие строить дома а часть, будучи свободна от хлопот, должна посвятить

себя духовному труду"). Признавал необходимость частной собств. Обмен

(торговля) должен происходить без обмана и ради общей пользы. Цена справедлива,

когда учитывает к-во вложенного труда. С другой стороны, превышение цены

справедливо если учитывает возможный убыток продавца от продажи. Осуждал

ростовщичество.

Проблема денег: 14 век, Франция трактат Николы Орема "Трактат о

происхождении, природе, юридической основе и изменениях денег". Ист. эк. мысли

Украины: "Русская правда" 11-12 ст., свод за-

конов древнего права. защищает право на землю и креп. крестьян князей и

знати, их же право брать налоги и ренту. В "Повести временных лет" Нестор

Летописец рассматривает доходы Киевского двора:

доходы от хозяйствования, дань и сборы с населения, штрафы, пошлины на суд и

торговлю, военная доб. Полное отделение ремесла от земледелия. Одинаково важны

физ. и ум. труд. "Поучение детям" Владимира Мономаха. "Галицко-Волынская

летопись", 13 ст.

9.Ист. условия возн. и общая хар. меркантилизма.

В Зап. Евр. зародился в 15 в., наиб. распр. в 17. Предусловия: распад. феод.,

зарожд. капиталистических отношений., развитие. кап. типа производства,

ускоренное возникновение мировых рынков после великих геогр. открытий,

потребность в больших партиях товаров обусловила превр. мастерских в

мануфактуры. торг. капиталл стал осн. формой кап. огромные кап. сосредоточились

у купцов и монополистов.

Мерк. возник на основе обобщения опыта первоначального накопления как первая

попытка объяснить суть и ускорить этот процесс. Отражал интересы зарожд

буржуазии. Меркантилисты были не проф.

ученые, а практики: служ. торг. компаний, купцы, решали практ. вопросы, кот.

и выносили в заглавия своих трактатов. В центре рождение "денег из денег",

хрематистика, раньше отвергаемая как

аморальная. Идут от конкретного к абстрактному, что хорактерно для начального

периода всякой науки. Не создали и не могли создать развернутой теории кап, не

определили его законов а суто

прак вопросы эк политики.

Идеология: 1) богатство - только то, что может быть реализовано в деньгах; 2)

производство надо поощрять потому, что оно создает предусловия богатства, а не

потому, что нужно обществу или государству, как считали до того 3)

непосредственным источником богатства есть сфера о б о р о т а 4) она же есть

источник прибыли, так как товар перепродается дороже, чем

покупается,5)наилучшая сфера оборота - внешняя торговля, 6) баланс

внешнеторговой сферы должен быть активным, то есть больше прод. чем покупать.

2 этапа разв Мерк.:1)монетарный,ранний 2)мануфактурный,развитой. Ранний:

1)привлечь как можно больше денег из-за границы, сохр. деньги в своей стране.

Запрещалось вывоз драг. мет. за границу, иностранных купцов вынуждали на всю

выручку закупать местные товары, высокая пошлина на импорт. Поздний:

протекционизм экспорту нац. продукта, мореплаванию,

завоев. рынков, пошл. на вывоз сырья, сняты огр. на вывоз денег.

10. Меркантилизм в Англии (Уильям Стаффорд, Томас Мен).

В Англии мерк. развился сильнее ввиду ее достижений в моренплавании. 200

лет был офиц. политикой гос.

Cтаффорд в 1581»Сжатое изложение жалоб наших соотечеств» - в

форме беседы между рыцарем, ферм., ремесл., купцом и докт. богословия. -

доказывает вредность вывоза монеты за гр., ибо от этого рост. цен. и ухудш.

полож. народа. Вывоз сырья приводит к ввозу его в обр. виде.

Томаса Мена считают авт. теор. торг. баланса. Был купцом и

одним из директ. Ост. - Индской компании. Деньги в обороте сравн. с

посеянным зерном. Попытки удержать зол. и сер. сдерживают купцов: своб.

торг. даст. больше. Низкие цены облегч. конкур. на внеш. рынке. Богатство

не только деньги, но и зем., дары природы.

11. Франц. меркант.: Монкретьен. Из - за религ. распрей и войн

экономика. Фр. отстала в разв. на 100 лет (от Англии), мерк. там сделал

ударене на стим. торг. В 17 в. кор. Генрих4 запрет. выв. сырья (шерсти, шелка)

и ввоз тканей. Насадил мануфактуры, принял участ. в колонизации Канады.

Монкретьен в 1615 ввел политэк. термин защитник «третьего

сословия» (первые 2 - духовенство и аристокр.) - безродных богатых, важнейшей

частью кот. считал торговцев. Первост. знач. придавал природным богатствам.

Исходя из англ. опыта, разраб. эконом. меры для ожиивл. народного хоз. Считал,

что золото само по себе не делает страну богатой: »не достаток зол. сер.,

жемчугаалмазов делает гос. богат., а наличие предметов, необх. для жизни: у

кого их больше, у того больше достаток». Заботился о положении крестьян.

12. Ист. усл. возник. и общ. хар. Классич. политэк. (в дальнейшем

ПЭК). Рекомендации мерк. уже не могли реш. пробл. развития кап. отнош. в эпоху

пром. капитализма. Кроме того гос. рег. мешало бурж. Бурж. рев. в 17в. в Англ.

начала эпоху полит. и пром. революций в Евр. Активизация науч. мысли в

естествознании и математике способств. ее актив. и в экономике. Возникла

классич ПЭК. Она началась когда иссл. переходит от процесса обращен. к проц.

производства и исследуются внутр. зав. бурж. отн. в произв. Таким обр. из

размышл. о том, как лучше упр. хоз. страны, эк. превр. в наук. о закон. эк.

жизни, то есть полноценную науку. От системы регламентных правил к эк. свободе.

13. Возн. кл. ПЭК. в Англ. Уильям Петти, 17 ст. Называл ПЕК «полит.

арифметика» или «полит анатомия»: медик по обр., рассм. эк. страны как живой

орг., »полит тело». Его наз. и отцом эк. статистики. в отл. от мерк., кот. не

пошли дальше описат. метода, П заложил осн. абстракт. метода. В отл. от мерк.,

считает богатство суммой движ+недвиж имущ. Богатство нации гл. обр созд.

прибылью от внеш. торг. Производство - осн. Петти осн. трудовую теорию

стоимости. Автор крылатого выражения: »Труд - отец богатства, земля - его

мать». Зарплату понимает как цену труда. Вывод, что рабочий получ. не всю

создан. им стоим., а лишь прожит миним, привел П к понятию «добавленного

продукта». Цену земли связывает с прибыльностью участка. Разв. идею обратной

проп. зависимости между величиной ден. массы и проц. ставкой. Нац. доход созд.

и в сфере мат. произв., и в сфере услуг (мерк. отрицали пследнее). Вводит в

осн. капитал квалификацию работников. Идеи П по опред. нац. дохода и его расчет

легли в осн. разв. в 30 - 40 годы 20ст. системы национальных счетов.

14. Возн кл. ПЭК. во Фр. Пьер де Буагильбер(П де Б). Условия:

крестьяне разорялись в 17 - 18 в. из - за войн и роскоши двора.С потерей

военного могущества позиции во внеш. торг. заметно ослабились. П де Б (17 -

18в), в отл. от мерк., источником богатства счит. не оборот, а произв., в

частн, с\х. Природу отождествл с провидением, то есть с Богом, а действие эк.

законов приравн. к объективным законам природы. Источник богатства - труд.

Считает, что наруш. равновесия в рын. эк. задушит все в гос. Деньги нарушают

природное равновесие. Маркс наз. П де Б, как и Пет, основат. труд. теор.

стоим. выгоды.

15. Эк. взгляды физиократии (Ф). Ф - франц. экономисты 2 полов. 18ст,

от гр.»физис» - природа и «кратос» - власть. Появление ф обусловлено социально

- эк. усл. Фр. того времени: мануфакт.капитализм + мерк. Сохранение феод. отн.

в деревне тормозило эк. разв. Ф разработали основу реформиров. с\х. Одна из

причин быстрой гибели школы - невозм. осущ. реф. в усл. абсолютной монархии.

Были близки с фил.энциклопедистами. Использовали методы точных наук и

считали законы развит. общества объектив. Боролись с мерк. Ввели понятия

«продуктивного» и «непродуктивного» труда. Первый в с\х создает прибавочный

«чистый продукт», все остальные виды труда - считали бесплодными. В отл. от

мерк., рассм. капитал в овеществленной форме. Воспроизводство и оборот

Франсуа Кене изложил в»Эк. таблице», которую Маркс назвал

гениальной.

16. Эк. учение Адама Смита (АС, 18в) Выдающ. англ. эк. мануф.

периода. В трудах его и его посл. Давида Рикардо (см. 18) кл.

ПЭК. достигла наивысшего разв. Первоисточник богатст. труд; действие

объективных законов направлено на благо человечества; в условиях »естественного

порядка», то есть своб. конкур., руководит “невидимая рука», то есть

объективные законы. Руководствуясь эгоист. интересами, человек оптимизирует

свои усилия, а это превращается в выгоду для всего общества. Показал, что

деньги - товар, кот. отделился от массы других в результате развития обмена, но

доход общества - это товары, а не деньги.

17. Теория стоимости АС. Как и его совр., пользуется термином (Ц)

»ценность», а не «стоимость». Ц у него им. 2 знач: потребительская и меновая.

Определение Ц как суммы доходов свидетельст. о том, что АС заложил осн. теории

факторов производства, которая в 19ст. стала господствующей. Осн. ценности

товаров сост. труд, овеществленный в них. Разделяет цену на: рын., ту, по кот.,

продается, и естественную, в кот. входят доходы, соответств. 3 факторам

производства (труд+кап.+земля): зарплата рабочего, прибыль и рента. Хозяева

каждого из этих 3 факторов образ. соответственно классы: наемных работников,

предприн. и собственников земли. Это основные классы о - ва, их доходы

первичны. Остальныне группы получают вторичные доходы в результ.

перераспределения. Рента отл. от других ценообразующих факторов: прибыли и

зарплаты. Она не обусловливается, как труд и кап., вкладом со стороны

собственника земли. Вся сфера немат. произ - ва ( деятельность чиновников,

армии и т. д.) у АС непродуктивна. Капитал – гл. движ. сила эк. прогр. Под кап.

АС понимает запас продукции, кот. приносит прибыль, или с помощью кот. труд

созд. новые блага. Делит кап. на основной и оборотный. Еще Петти включ.

человеческий опыт, способности в осн. кап. Оборотный кап. сост. из денег,

запасов продовольствия, сырья, а также готовой продукции на складах и в маг.

Основной капитал формируется и пополняется за счет оборотного. Впервые о личном

интересе как движ. силе прогресса. Англ. историк эк. мысли Блауг писал, что АС

нет равных по точности проникновения в суть эк. процесса

18. Эк. учение Давида Рикардо (ДР, 18 - 19 Англ). Главн. труд

«Осн ПЭК. и налогообложения». Идеолог пром. бурж. Не только разрабатывал эк.

программы бурж. разв., но активно участв. в полит. борьбе бурж. с

землевладельцами. Развил идеи АС про личный интерес как гл. движ. силу обществ.

развития (при усл. полной своб. и равных возможностей). Разраб. теорию

стоимости. Как и АС, отожд. капитал со средствами произв. Основной пробл. ПЭК.

назвал распределение. Созд. теор. денег, особенно актуальную в связи с прекр. в

1797 Англ. банком обмена банкнот на золото. Прибыль на кап. определил размерами

кап. (а не только к - вом вложенного труда, как до него). Равновеликие кап.

дают одинаковую приб. незав. от того, какое кол - во труда они задействуют. С

разв. о - ва норма приб. имеет тенденцию падать. Ей противодействует развитие

произв. сил. Показал отличия между внеш. и внутр. торговлей. Налоговая

способность страны пропорц. не валовому, а чистому доходу. Отрицал

возможность перепроизводства и кризисов.

19. Разв. ПЭК. в 1 половине 19в (Томас Малтус, Сениор, Милль). Кл.

школа ПЭК, основанная АС и ДР, оказала на них большое влияние благодаря своей

универсальности. В центре внимания экономистов новой волны все еще вопр. эк.

развития, роста масштабов производства. Они все еще считали капитал продуктом.,

и что гос. не должно вмеш. в рын. отн.

Их новые идеи: рассмотрена немат. сфера, где результат не имеет тов.

выражения, применительно к этому расширена трактовка стоимости. Поняли роль

субъективного фактора, напр., свойства товара удовлетворять потребности. Именно

в рамках этих теорий начало многофакторного системного анализа -неоклассическое

направление.

Милль - отец (Джеймс) - философ, позитивист, с его именем

связано много культурных и науч. начинаний. Отец Джона Стюарта Милля. Вопреки

Мальтусу, считал, что сначала работник и капиталист. выступают как совладельцы

будущего товара. Прибыль используется для воспроизводства овеществленного, а

зарплата - живого труда. Землевладелец противостоит другим классам, поскольку

имеет часть в распределении продукта, не имея отн. к его созданию;

Паразитирует на обществе и не заинтересован в прогрессе земледелия, так как

это снизит цену на с\х прод. Предложил конфискационный уровень гос. налогов,

что привело бы к фактической национализации земли. К-во денег в обороте имеет

значение для стабилььности эк. развития. Предвидел опасность инфляции, кот. из

одной сраны провоцирует инфляцию в других.

Мальтус анонимно издал памфлет «Очерк о законе

народонаселения в связи с будущим усовершенствованием о-ва»: за кот. его досих

пор критикуют: о-во пребывает в равновесии, когда кол. благ соотв. кол.

населения. При отклонении нач. действ силы, кот. востановят равновесие. Закон:

население растет в геом. прогрессии, средства производства - в арифм.

прогрессии. Гос. должно вмешиваться в рост. народонас., иначе неизбежны войны

за дополнителььные территории и блага, эпидемии, безработица, бедность. Открыл

цикличность эк. разв. и механизм предотвращения кризисов. Открыл соотношение

между фондом накопления и инвестиционным кап.: если потребление в масштабах

страны превышает производство, то кап. в масштабах страны падает (его

приходится инвестировать, чтобы уд. потр.) и ее богатство разрушается

из-за недостаточной способности производить; если произв. прев. спрос, исчезает

стимул производить это механизм саморегулирования экономики (гениально).

Сформулировал закон падения зарплаты до прожит. минимума из-за перенаселения:

уровень занятости в усл. спада нельзя регулировать с помощью зарплаты. Открыл

закон уменьшения плодородия: каждый последующий вклад в земледелие в условиях,

когда вынужденно исползуются менее плодородные почвы, будет менее продуктивен,

чем предыдущий. Дал определение а бсолютной ренты: та, что есть даже при

наихудших почвах и является производной собственности на землю. Его теория

распределения поставила землевладелцев в оппозициюко всем другим классам, не

имеющим таких исключительных условийдля присвоения части не созданной ими

продукции. На 100 лет раньше Кейнса откр. закон эффективного спроса. »Если бы

мальтус, а не Рикардо, был основой ПЭК. 19 ст,- писал Кейнс,- насколько мудрее

и богаче был бы мир сейчас».

Сениор. Обр. внимание на роль монополизации. »Кто удерживается

от потребления своего кап. для себя с расчетом вложит его ради будущего, тот и

есть капиталист». Пользовался матем. аппаратом.

Джон Стюарт Милль - сын. Его книга »Принципы ПЭК»(1848) на

протяжении 2 – й. половины 19ст. была осн. учебником для эк-ов. В 11 лет

корректировал гранки знаменитой книги отца, в 13 полемизирует с известными

эк-ами, в 16 -первые статьи по теории стоимости. Философ, либерал,

парламентарий. Считал, что у коммунизма проблемы более легкие, чем у кап.

Предложил эволюцию капитализма в соц. - ориентированную экономику. 4 теоремы

Милля:

1 - временно неинвестированный кап. сдерживает развитие, а добавочно

вовлеченный создает раб. места и прочее благо;

2 - сбережения превращ в кап. в процессе потребления;

3 - отложенное будущее потребление состоится на расширенной основе толко

благодаря производительному потреблению;

4 - капитал это средства, потраченные на организацию и потдержку

продуктивного труда.

Определил содержание категории цены не как синоним стоимости (как раньше), а

как цена использования+цена обмена. А обменная цена вещи, ее ценность - это ее

свойство удовлет потр. и быть редкостной. Разделял взгляды мальтуса на пробл.

народонаселения и его выводы, что с ростом народонас. зарплата падает. Прибыль

кап. - трактует, как Сениор: награда за воздержание от потребления. Оспаривал,

что законы обмена, действ. в границах одной страны - действ. и в междунар торг.

нельзя утв., что превышение экспорта над импортом лучше: важно, насколько они

способствуют экономии расхода труда и кап. Создал теорию междунар. торг. более

прогр., чем ДР, так как основал ее на анализе конкр. ситуаций. Опр. границы

вмеш. гос. в эк. Говорил что прогрессивное (динамичное) цивилизованное о-во

отлич. высокие технологии, рост. общ. продукта, объемов произв.,

народонаселения, власть над природой, знание законов прир. и о-ва, степень

защищенности личности и собственности. Наемный труд сменят акционеры, кот. сами

будут назначать и увольн. менеджеров, а основа прогр.- рост. инвестиционного

кап. (очень современно звучит). Разделял взгляды своего отца, что абс. рента

должна принадлежать гос., по сути, земля должна быть национализирована.

20. Эк. теория Фр. в 1 половине 19ст. (Ж. Б. Сей, Ф. Бастиа).

Сей (конец18 - первая треть19) - последователь АС. Ввел

логическую схему исследован., ставшую стандартом: произв.- распр.- потр.

Деление труда на прод. и непрод. не имеет смысла, так как услуги приносят

пользу. Трансформировал идею АС о трудовом источ. богатства в сумму 3 пассивных

факторов: человеческий+кап+земля и 4-й фактор производства - предприниматель.

Отделил его от владельца кап. (он рискует, вокруг него оборачивается

все). Создал спец. курс индустриальной экономики. Будущее за индустрией, т. к.

она делает продукт дешевле. Ошиб., считая невозм. перепроизв. и криз. («закон

Сея»).

Фредерик Бастиа. Занимался ПЭК. всего 6 лет, идеи взял у англ.

и амер. экономистов, подходил поверхностно. Землевладельца рассм. как

собственника прошлых расходов на улучшение почвы, то есть тоже капиталиста,

кот. получает процент за прошлые услуги. Считал, что гармония интересов

достигается, когда личный интерес подчинен общественному. Его новое слово в

ПЭК: теория примата потребителя над производством. Отрицал все формы

госвмешательства, оптимистически считал, что в границах капиталистической

экономики все проблемы всех аспектов общественной жизни сами собой разрешатся.

Считал важным развитие нематериальной сферы (мораль, культура).

21. Особенности эк. теории в США. в первой пол.19.Генри Кэри.

Северные штаты были полной противоположностью Европе: неогр. земля, плодородие,

высокая зарплата, низкие цены, рост. населения, (без подтверждения прогнозов

Мальтуса), импорт капитала и новейших технологий, объединение независимых,

(никогда не было феодализма!) небедных людей для решения общих конструктивных

задач (а не для классовой борьбы), размах строительства: строились города,

дороги, железные дороги и т. д. Либерализм отношений. Соответственно эк.

наука, хоть и развивалась под влиянием англ. школы, представляет разительный

контраст. с ней.

Генри Чарльз Кэри основатель либеральной эк. теории

обоснованно критикует европу. Собственные взгляды: »Полезность вещей есть мера

власти человека над природой. Стоимость вещей есть мера власти природы над

чел., она имеет тенденцию к снижению, снижается с объединением людей». Цена

вещи - мера сопротивления желанию купить ее. Его теория оригинальна, так как

анализирует факты, характерные только для Сев. Америки. Открыл закон роста доли

работников в нац. продукте: рост производительности труда приводит к

обесценению прошлых усилий, поскольку сила естественного сопротивления

уменьшается, а влияние объединенных усилий со временем растет. Считал закон эк.

роста неограниченным. считал, что у капиталистов и рабочих должна быть гармония

интересов: заботясь о своих целях, капиталист вынужден улучшать условия труда и

положение рабочих.

22. Критическое напр. в ПЭК. Эк. взгляды Сисмонди. Идеи классиков эк.

либерализма о гармонии частных и общественных интересов не подтвердились.

Развитие капитализма сопровождалось имущественным расслоением и обеднением

большей части населения, мелкое производство гибло, начались кризисы.

Сисмонди называл себя учеником АС и не социалистом, но за

высшеперечисленное и он критиковал капитализм. Главный труд, 1819: »Новые

начала ПЭК, или О богатстве в его отношении к народонаселению». Отрицает само

классическое определение предмета ПЭК: должна быть наука не о богатстве, а о

материальном благополучии людей, кот. зависят от государства. Свобода

конкуренции приводит к разрушению мелкого производства, то есть к отчуждению

собстввенности от труда. В этом отчуждении видит главную опасность, особенно в

с\х. Считал, что противоположность интересов богатых и бедных будет усиливаться

с развитием производства. Государство обязано вмешиваться в эк. жизнь. Кризисы

- результат внутренних противоречий капитализма, результат общего

перепроизводства и недопотребления, так как потребитель разорен, рынок

сужается. Поскольку кризисы будут постоянно, то развитие капитализма

невозможно. Обращается к правительствам стран, чтобы они своей властью

остановили развитие капитализма. Идеи С взяли на вооружение социалисты.

23. Эк. концепция Прудона. Франция. В 1840 издает в париже книжку «Что

такое собственность» с идеей: собственность - это кража. В 1846 его «Система

эк. противоречий, или Философия нищеты «стала поводом для написания Марксом в

ответ «Нищеты философии». Эк. взгляды П – мелкобурж. социлизм. Проект.

«реформирование» капитализма путем выкупа рабочими средств производства,

акционир. Пробовал безуспешно осуществить акционерный банк. Эк. идеи

рассматирвал как воплощение “абсолютного разума», в отрыве от реальности.

Предлагал давать рабочим беспроцентные кредиты: по его мнению, это должно было

ликвидировать эксплуатацию. Введением «рабочих денег» хотел установить в

обществе равенство и справедливость.(Надо заметить, что еще в 30 годы Оуэн в

Англии осуществилрабочий банк, кот. выдавал внутренние деньги за

соответствующий эквивалент труда. На эти деньги рабочие могли покупать, что им

надо. Их даже покупали, как акции. Когда Оуэн отошел от руководства банком -

банк разорился. Идеи трудовых комун, обеспечивающих себя, были чрезвычайно

популярны, так в Англии тогда их было до 300). Но в послереволюционной Франции

- П мыслил гораздо радикальнее, он был вообще против государства. Правительство

считал ненужным, так как процесс обмена, по его мнению, гарант справедливости.

Его идеи взяли анархисты.

24. Эк. взгляды Родбертуса. После его смерти в 1875 был опубликован

его «Капитал». Заявлял, что Маркс украл у него теорию прибавочной стоимости.

Социалист, но, в отл. от маркситов, противник полит. действий пролетариата.

Сторонник исключительно эк. форм борьбы. А осуществлять реформы должно

государство. Единственная мера ценности - труд. Заложил основы теории

абсолютной ренты. А именно: в с\х таже сумма стоимостей, а, значит,

есть и прибавочная стоимость. Стоимость создается меньшим капиталом, чем в

промышленности: тут нет сырья. Поэтому и превышение прибыли в с\х должно

возникать. Оно и есть земельная рента. (Был неправ: ведь в некот. отраслях

промыш. нет сырья – напр.: в транспорте, а приб. стоимость есть; к томуже

удобрения и семена - являются сырьем). Заслуга: четко разделил экономическую и

социальную стороны распределения богатства. Считал, что доля рабочих в

национальном продукте уменьшается со временем в пользу капиталистов и

землевладельцев. Признает необходимой ликвидацию част. собств. Компромисс видел

в усилении роли гос. в распределении нац. продукта.

25. Эк. программа Фердинанда Лассаля (1825 - 1864). Нем. социалист,

считал себя учеником Маркса. Больше практик, пропагандист. Актуальным считал не

«власть рабочим» - это решит проблемы в будущем, а всеобщее избирательное право

и создание ассоциаций производителей. В них рабочие были бы и

предпринимателями. Их вознаграждение увеличилось бы до полного эквивалента их

труда. Капитал для ассоциаций должно дать гос., а заставить это сделать может

только всеобщее избирательное право. В то время в Германии было много всяких

ассоциаций, касс взаимопомощи, кооперативов без участия гос. или любого

постороннего капитала, до сих пор сохранился кооператив «Райфайзен». (Идея асс.

без поддержки государства принадлежит Луи Блану, задолго до марксистов).

26. Эк. условия возникнов и общая характ зап. европ. утопических

социалистов.(Включить в ответ также 27), 28), 29)). Идеал государства -

обрисовал еще Платон. Коммунизм первых христианских стиан. В Европе в 16 - 18

ст. быстро шло расслоение общества, нравы были далеки от гуманности, хотелось

справедливости. Утопии базируются не на познании экономической

действительности, а на умозрительных моделях.

Томас Мор (1478-1532) выдающийся англ. мыслитель, казнен

Генрихом8 за критику абсолютизма. Знатный и богатый, сочувствовал бедным и

бесправным. В 1516 опубликовал «Утопии»: модель справедливого общесва,

основанного на общественной собственности, уравниловке, всеобщем труде.

Томмазо Кампанелла (1588-1639), монах, борец за освобождение Италии от

Испанской монархии, 30 лет за это провел в тюрье, там написал «Город солнца» -

проект идеального гос. Общественная собственность (кроме жилья), общество

состоит из с\х коммун. (В Парагвае в 17ст. 30 лет существовало коммунистическое

государство иезуитов, распалось из-за отсутствия стимулов к труду.) Условия

раннего капитализма критиковали все, в том числе его сторонники. Разница в том,

что утописты отрицали частную собств. и верили, что общество можно основать на

сознательности и сделать это немедленно, в тех условиях. Следует заметить что в

то время идеи утопистов были весьма популярны в обществе.

27. Эк. взгляды Сен-Симона. Фр. граф, крупный землевладелец,

обогатился и во время франц. рев., занимался коммерцией (1760-1815). »О промыш

системе», »О старой и новой полит. сист.», »Катехизис(«закон божий»)

промышленников». Ввел деление о-ва на рабовл., феод. и индустриальный периоды,

что и теперь стандартно. Каждый период имеет «органичную» стадию, когда у

власти класс, играющий в этот период важнейшую роль, и «критическую», когда на

власть претендует другой класс, хозяйственная функция кот. растет. В результате

- борьба и возникновение новой формации. Капитализм - промежуточная стадия

между феод. и индустриализмом. Лодари - пережиток феодализма, когда можно было

жить, не работая самому феодалу и его рыцарям

Гл. недостаток капитализма: отсутствие объединяющей базы, анархия, рожденная

частной собственностью и разъединяющая политику и экономику. »Собственники

непродуктивный класс, элемент феодализма». Новое о-во будет о-вом тружеников

на индустриальной основе. В нем:

1) Экономическая форма: ассоциации, промышленные группы на базе объединенных

капиталов;

2) В будущем - от мелких ассоц. к единой национализированной собственности;

3) Вложенный капитал имеет такое же право на вознаграждение, как вложенный труд;

4) Ассоциация ликвидирует конкуренцию: единый центр с планом, разраб. учеными;

5) Эк. строй придет на смену политическому: управлять надо не людьми, а

объектами;

6) переход возможен только под руководством государства.

Сен-симонисты: теория эксплуатации, заложили все конструктивные идеи

социализма. (В то же время все они были активными предпринимателями, банкирами

и управленцами Франции).

28. Эк. взгляды Шарля, Фурье. Фр. 1772- 1837, купец, считал,

что капитализм надо реформ. и собств. на средства производства сделать общей.

Идет дальше Сен-Симона в историческом подходе: капитализм - одна из

бесчисленных фаз. Схема исрии: дикость, патриархат, варварство и цивилизация.

Все периоды смешаные: влияние более цивилизованных народов на менее не всегда

позитивно. (Еще бы, ведь на его глазах уничтожили индейцев). Вывод: в каждом

обществе в большей или меньшей мере есть черты всех, как прошлых, так и будущих

периодов. Социальная гармония будет в обществе, основаном на равности и

справедл. Учение о природе чел. (теория страстей). Из природы чел. вытекает

потребность уничтожить конкуренцию и плановое производство, потому что только

тогда - страсть каждого будет цементировать общую деятельность. Только тогда

труд станет привлекательным. Торговля - источник всех пороков. Монополизм и

другие недостатки капитализма приводят к обеднению, революциям, кризисам.

Поэтому производство и капитал надо централизовать. Будущее ассоциация, кот. Ф

назвал «Гармонией». Первичная единица - »фаланга», 1500 чел, между фалангами

товарные отношения, внутри фаланги сохр. част. собств. распределение соотв.

труду каждого или вкладу его капитала, или таланту: коэф 5: 4: 3. Переход.

период к Гармонии Ф назвал «гарантизмом», когда каждому гарантирован прожит.

минимум, независимость и т. д. В его модели нет экспроприации, а только

кооперация, Ф считал, что она более приемлемая хоз. форма для всех, чем

коммунизм. У него были практ. последователи.

29. эк. взгляды и практ деят Роберта Оуэна (1771 - 1858) Анг. Прошел

путь от мальчика на побегушках в магазине до фабриканта и руководителя

правления большой компании. В 1800 купил на границе Англиии Шотландии фабричный

поселок с 4 фабриками и создал образцовую колонию с бесплатным жильем,

столовыми, детсадами, кассами взаимопомощи, коротким раб. днем (10ч. вместо

17), школами. Однако перенести идею на все англ. о-во не удалось, и в 1824 О

уезжает в США, где в 1825 покупает землю и осн. с\х о – во «Новая гармония»,

просущ. 3 года. Затем возвр. в англ., создает «Нац. банк справедливого обмена

труда», кот. был успешным, пока руковод. сам О. банк за пропорциональные к-ва

труда выдавал внутренние деньги, за кот. рабочие могли покупать. Основа прогр.:

создание соц. среды, благоприятной для развития человека и его труда. Чел. -

продукт среды, и изменить его может только среда - одна из гл. идей. Противник

любых форм ч. собст. Формировать среду должно государство. Прибыль – результат

несправ. обмена. Причина кризисов - не перепроизводство, а недопотребление,

потому что рабочий не имеет средств потребить эквивалент собственного труда.

Новая пром. система может существовать без капиталистов. Создавал фабричное

законодательство, но от своего авторства, т. к. готовый закон изуродовали.

Создал план ликвидации безработицы. В то время в Анг. действовало 300

кооперативных общин. Последние 20 лет жизни проповедовал евангелизм.

30. Историч усл. возникновения и теор. источники формирования марксистской

ПЭК. К 40-м годам участились кризисы, как эк, так и соц.-полит: 1789 -

Великая фр. рев, 1805-15 – наполеон. войны, 1830 - восст. в Польше, Франции,

20-е г. - борьба Греции и др. против тур. ига, борьба Италии за независимость,

Болгарии, Балканских стран, возникновение профсоюзов, полит. реф. в Германии,

1848 восстанием охвачена вся Европа. 1844 - восстание силезских ткачей. В

Англии - движение чартистов. М и Э разрабатывали теорию рев. борьбы, (что

неудивительно глядя на высшеописанную ситуацию). Для формулирования такой

доктрины, предшественники и современники уже сформулировыали достаточно

системных подходов, концепций и идей (теоретические источники - см. все

предшествовавшие имена в 18 - 19ст). В частности, Оуэн, Фурье, Сен -Симон.

Метод анализа у М и Э -исторический. Математикой они почти непользовались.

31. Теор. проблемы 1 тома «капитала». Гл. цель этого 15 - летнего

исследования - »открыть эк. закон развития совр. о-ва». 1 том назыв «Процесс

производства капитала». Гл. проблема - производство прибавочной стоимости. Все

категории и процессы в достаточной степени были разъяснены предшественниками. В

1 томе капитала рассматривается: деньги как товар, пропорции в процессе обмена,

превращение простого товарного производства в капиталистическое, раб. сила как

товар, зарплата как его цена на рынке, превращение части прибавочной стоимости

в капитал и его накопление ради расширенного производства, соотношение частей

капитала, концентрация и централизация капитала, закон относительного

перенаселения.

32. теор проблемы 2 тома «капитала», его после смерти Маркса дописал

Энгельс, (поскольку это была заказная и оплаченная издателем работа): полное

изложение взгляда на капитал в то время. Название: »Процесс оборота капитала».

Определение оборотных форм в создании прибавочной стоимости и капитала.

Определение противоречий оборота. 1 стадия: кап-ист. покупает раб. силу и

средства производства, превращая свой капитал из денег в товар и создает таким

образом продуктивный капитал (труд+средства произв). На 2 стадии производится

товар, а с ним прибавочная стоимость, кот. в 3 стадии - товара - превращается

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.