РУБРИКИ

Шпора: История экономической мысли

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Шпора: История экономической мысли

Шпора: История экономической мысли

Предметом истории экономической мысли является изучение истории

становления и развития общественного производства, а также истори­ческого

процесса возникновения, развития и смены экономических кон­цепций (идей и

воззрений) в ходе эволюции человеческого общества.

К современным направлениям экономической мысли относят:

· неоклассицизм - направление, сформированное в 90-х годах XIX века,

основанное на идеях экономического либерализма и принципах сис­темного

анализа маржинальных (предельных) величин в исследованиях микроэкономики; в

настоящее время в задачи этого направления вхо­дят решение макроэкономических

вопросов и проблем государственно­го регулирования экономики;

· неокейнсианизм - направление, возникшее в 50 - 60 годы XX века;

взяло за основу теорию Дж. М. Кейнса, дополнив ее учением о влиянии роста

доходов на процесс воспроизводства (принципом акселерации);

· неоинституционализм - течение, возникшее в 60 - 70-е годы XX века,

которое ставило экономические процессы в зависимость от технокра-тии

(глубокого знания современной техники) и разъяснило значение экономических

процессов в социальной жизни общества;

· неолиберализм - экономическое учение о государственном

регулирова­нии хозяйственных процессов при достижении свободной конкуренции

предпринимателей и других элементов экономического либерализма;

· марксизм - направление экономической мысли, возникшее в 40-х годах

XIX века в Германии, которое выступает в защиту интересов рабочего класса; в

основе этого направления лежат представления о стоимости и прибавочной

стоимости для обоснования неизбежности победы социа­лизма.

ВОПРОС 1. Экономическая мысль Древнего мира

Выразители экономической мысли древнего мира - крупные мыслители (философы) и

отдельные правители рабовладельческих государств - стре­мились идеализировать

и сохранить навсегда рабовладение и натураль­ное хозяйство.

Доказательства идеологов древнего мира основывались преимущественно на

категориях морали, этики, нравственности и были направлены про­тив крупных

торгово-ростовщических операций, то есть против свобод­ного функционирования

денежного и торгового капитала.

Источники экономической мысли Древнего Востока:

- Вавилон - кодекс царя Хаммурапи;

- Китай — Конфуций;

- Индия - трактат “Архашастра”.

Свод законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) создан около 1760 г.

до н. э. Он уделяет особое внимание укреплению власти рабовладель­цев над

рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служилых

людей; дает возможность сделать вывод о весьма зна­чительном развитии

товарно-денежных отношений в Вавилонии.

Конфуций (Кун-цзы) (551 - 479 гг. до н. э.) заложил основы конфуциан­ства —

этико-политического учения, оказывавшего огромное влияние на развитие

духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на

протяжении более чем двух тысяч лет. Конфуцианство призывало государей

управлять народом не на основе законов и наказа­ний, а при помощи

добродетели, примером высоконравственного по­ведения, на основе обычного

права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.

Индийский трактат “Артхашастра” (буквально - “наука о пользе, о прак­тической

жизни”) — это собрание наставлений по вопросам управле­ния государством. В

трактате описывается идеальное государство с раз­ветвленной полицейской

системой и сильной царской властью, для укрепления которой допускаются любые

средства. Важнейший источ­ник сведений об общественных отношениях, экономике,

политичес­ких институтах Древней Индии. Автором трактата считается Каутчлья

(IV в. до н. э.) - древнеиндийский государственный деятель.

В соответствии с этими источниками для азиатского способа производ­ства

характерны:

· чрезмерное регулирование хозяйства посредством регламентации

сфе­ры ссудных операций и торговли;

· ведущая роль в экономике отводится собственности государства;

· неприкосновенность частной собственности.

Экономическая мысль Древней Греции связана с именами Ксенофонта, Платона и

Аристотеля.

Ксснофонт (430 - 354 гг. до н. э.) в трактате “О домашнем хозяйстве” дал

характеристику образцового, с его точки зрения, хозяйства и образцо­вого

гражданина. Его труд “О доходах” - попытка найти выход из эконо­мических

трудностей Афин. Важнейшие идеи трактата “О домашнем хозяйстве” сводятся к

следующему:

· естественным происхождением является разделение труда на

умствен­ный и физический, а людей - на свободных и рабов;

· любой товар обладает полезными свойствами {потребительная

сто­имость) и способен обмениваться на другой товар (меновая стоимость).

Платон (428 - 347 гг. до н. э.) создал теорию идеального общественного

устройства и изложил ее в своем труде “Государство”. Коренной идеей такого

устройства является идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более

приспособлен. Под справедливостью философ подразуме­вал так называемую

цельную добродетель, объединяющую мудрость, мужество и просветленное

(аффектное) состояние и представляющую их равновесие. Платон проповедовал

уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственную

регулируемость браков, обще­ственное воспитание детей, которые не должны

знать своих родителей.

Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) основывал свое экономическое учение на

предпосылке, что рабство - явление естественное и всегда должно быть основой

производства. Ключевые положения его труда “Политика”:

· обязательным является наличие частной собственности;

· все виды деятельности разделены на две группы: экономию и

хрематис-тику. Под экономией Аристотель понимал изучение естественных

явле­ний, связанных с производством потребительных стоимостей; к ней же

относил мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потреб­ностей людей.

Под хрематистикой — изучение противоестественных, с его точки зрения,

явлений, связанных с накоплением денег; сюда же причислял и крупную торговлю.

В соответствии с этим Аристотель уста­новил два вида богатства: как

совокупность потребительских стоимос­тей и как накопление денег, или как

совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства он считал

земледелие и ремесло и называл его естественным, поскольку оно возникает в

результате про­изводственной деятельности, направлено на удовлетворение

потребно­стей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид

богатства Аристотель называл противоестественным, так как оно возникает из

обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления, и размеры

его ничем не ограничиваются. Таким образом, Аристотель одобряет экономическую

деятельность и порицает хремати-стику;

· деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их

нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что

день­ги стали “всеобщим средством обмена” в результате соглашения;

· человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не может

жить вне общества и государства. Следовательно, государство важнее семьи и

отдельной личности. Рассматривая воспитание как средство укрепления

государственного строя, философ считал, что школы должны быть только

государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны полу­чать

одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.

вопрос 2. Экономическая мысль Средневековья

Источники экономической мысли Средневековья'.

· в арабских странах: Коран (610 - 632 гг.); учение Ибн-Халдуна

(1332-1406);

· в Западной Европе: идеи Августина (354- 430); идеи Фомы Аквинского

(Аквината) (1225- 1274);

· в России: “Русская правда” (XII - XIII вв.) - свод законов

Киевского государства; И. С. Пересветов (конец XV - начало XVI в.); М. Башкин

(XVI в.).

Изучение и толкование Корана — собрания проповедей, обрядовых и юридических

установлении, заклинаний и молитв, назидательных рас­сказов и притч,

произнесенных Мухаммедом в форме пророческих от­кровений в Мекке и Медине —

положили начало гражданскому и кано­ническому мусульманскому праву. Коран

освятил складывавшееся в Аравии социальное неравенство, институт частной

собственности. Со­гласно Корану одним из пяти “столпов веры”, то есть

правильного по­ведения, является обязательная благотворительность (налог

закат), наряду с которой рекомендуется и добровольная милостыня (садака).

Ибн-Халдун (Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед) (1332-1406)-

арабский историк и философ. Его основной труд носит название “Книга

назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших

с ними на земле”. Выдвинул концепцию “социаль­ной физики”, которая призывала

к:

а) осознанному отношению к труду;

б) борьбе с расточительством и жадностью;

в) пониманию несбыточности имущественного и социального равен­ства.

Главные труды Блаженного Августина - “О граде Божием” и “Исповедь”.

Августин усматривал два противоположных вида человеческой общно­сти: “град

Земной”, то есть государственность, которая основана “на любви к себе,

доведенной до презрения к Богу”, и “град Божий” - духов­ная общность, которая

основана “на любви к Богу, доведенной до пре­зрения к себе”.

Экономические воззрения Августина:

а) вид труда (умственный или физический) не должен влиять на поло­жение

человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;

б) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая

прибыль являются грехами;

в) “справедливая цена” есть цена товара, которая соответствует затра­там на

его производство.

Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма.

Фома Аквинский (Фома Аквинат) (1225 - 1274) - монах-доминиканец. С 1257

г. доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и

Неаполе.

В трактате “О правлении государей” излагает восходящие к Аристотелю

представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели

государственной власти, о моральном добре как середине между порочными

крайностями.

В своем основном произведении “Сумма теологии” дает оценку товарно-денежным

отношениям.

Ключевые догмы Фомы Аквината:

- деньги не могут порождать деньги;

- необходимо сословное деление общества;

- богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и

искусственное (золото и серебро);

признание необходимости частной собственности. “Справедливой ценой” Фома

Аквинат считал:

· цену, которая сообразна издержкам;

· цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию.

Догмы Фомы Аквинского являются характерными для позднего феодализма.

ВОПРОС 3. Меркантилизм

Меркантилизм (итал. - “купец, торговец”) - направление экономической

мысли, последователи которого видели во внешней торговле источник богатства за

счет осуществления активного торгового баланса (превышения экспорта над

импортом товаров).

Политика меркантилизма заключалась в поощрении - с целью увеличения

производства товаров для экспорта - развития промышленнос­ти, особенно

мануфактурной, в активном протекционизме, в поддержке экспансии торгового

капитала, в частности в поощрении создания монопольных торговых компаний; в

развитии мореплавания и флота, в захвате колоний; в резком повышении

налогового обложения для фи­нансирования всех этих мероприятий.

Концепция меркантилизма отражала интересы крупных торговых мо­нополий.

Меркантилизм в целом хаарктеризуется следующими чертам:

1. деньги рассматриваются как абслоютная форма богатства (при этом

частное и национальное богатство не различаются);

2. предметом исследования выступает почти исключительно сфера обращения;

3. накопление богатства (разумеется, в денежной форме) происходит в

форме прибыли от внешней торговли или же непосредственно в ходе добычи

благородных металлов.

ВОПРОС 4. Ранний и поздний меркантилизм

Для раннего меркантилизма (монетаризма) характерно следующее:

· всестороннее ограничение импорта товаров;

· вывоз золота и серебра из страны карался смертной казнью;

· установление высоких цен на экспортируемые товары;

· система биметаллизма (фиксированное соотношение между золотыми и

серебряными монетами).

Главным в раннем меркантилизме являлась теория денежного баланса,

обосновывавшая политику, направленную на увеличение денежного богатства часто

законодательным путем. В целях удержания денег в стра­не запрещался их вывоз

за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы были

обязаны истратить на покупку местных изделий,

Характерные черты позднего меркантилизма:

· снятие жестких ограничений по импорту товаров и вывозу денег;

· доминирует идея “торгового баланса”;

· протекционизм экономической политики государства;

· определяющей функцией денег признается функция средства обращения;

· система монометаллизма.

Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса,

который обеспечивается путем вывоза готовых изделий своей страны и при помощи

посреднической торговли, в связи с чем разре­шался вывоз денег за границу.

При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать

дороже в другой.

Прогрессивность меркантилизма состоит в ориентации на развитие

ка­питалистической мануфактуры.

Ограниченность меркантилизма в том, что в качестве сферы исследова­ния

выбиралась лишь сфера торговли.

Ранние меркантилисты богатство отождествляли с золотом и сереб­ром, поздние

же под богатством понимали избыток продуктов, кото­рый оставался после

удовлетворения потребностей страны, но кото­рый должен на внешнем рынке

превратиться в деньги. В связи с недостатком денег их функции ранние

меркантилисты сводили к сред­ству накопления, а поздние меркантилисты видели

в деньгах также и средство обращения. Вместе с тем, отстаивая посредническую

торгов­лю, поздние меркантилисты по существу трактовали деньги как капи­тал.

Меркантилистами в наиболее законченном виде была развита метал-листическая

теория денег: они выдвинули учение о полноценных метал­лических деньгах как

богатстве нации. Устойчивая металлическая валю­та, по их мысли, представляла

собой одно из необходимых условий экономического развития общества.

Наиболее известные последователи меркантилизма в Англии:

У. Стаффорд (1554 - 1612). Главный труд - “Краткое изложение некото­рых

обычных жалоб различных наших соотечественников”. Написан с позиции защиты

активного регулирования денежного обращения. По мнению автора, фальсификация

денег и их отлив за границу вызывают рост цен и ухудшают материальное

положение народа. Решение эконо­мических проблем он видел в запрещении вывоза

золота и серебра, в регламентации торговли с целью ограничения импорта.

Во Франции:

Ж. Б. Кольбер (1619- 1693). Его экономическая политика была направле­на на

подъем промышленности, в результате чего интересы сельского хозяйства Франции

оставались на втором плане. Добивался увеличения государственных доходов в

первую очередь за счет активного торгового баланса: путем создания

мануфактур, поощрения промышленности, увеличения вывоза промышленных изделий

и ввоза сырья, сокращения ввоза готовых изделий иностранного производства.

Зарождение классической политической экономии

Классическая политическая экономия - экономическое течение конца XVIII -

начала XIX века, призванное для решения проблем свободного частного

предпринимательства.

Создало трудовую теорию стоимости. Вершиной классической полити­ческой

экономии являются труды Д. Рикардо, показавшего, что сто­имость товаров,

единственным источником которой является труд ра­бочего, лежит в основе

заработной платы, прибыли, процента и ренты.

К характерным особенностям классической политической экономии можно отнести

.следующие:

· Классическая политическая экономия основана на учении о трудовой

теории стоимости.

· Главный принцип - “laissez faire” (“предоставьте делам идти своим

хо­дом”), то есть полное невмешательство государства в вопросы экономи­ки. В

этом случае “невидимая рука” рынка обеспечит оптимальное рас­пределение

ресурсов.

· Предметом изучения является в основном сфера производства.

· Ценность товара определяется издержками, затраченными на его

про­изводство.

· Человек рассматривается только как “экономический человек”,

кото­рый стремится к собственной выгоде, к улучшению своего положения.

Нравственность, культурные ценности во внимание не принимаются.

· Эластичность численности рабочих по заработной плате выше единицы.

Это значит, что любое увеличение заработной платы ведет к росту чис­ленности

рабочей силы, а любое уменьшение заработной платы - к уменьшению численности

рабочей силы,

· Целью предпринимательской деятельности капиталиста является

полу­чение максимума прибыли.

Главным фактором увеличения богатства является накопление капитала.

Экономический рост достигается путем производительного труда в сфере

материального производства.

· Деньги — орудие, облегчающее процесс обмена товарами

ВОПРОС 5. Экономическое учение У. Петти (Учение о ренте, цене земли и

ссудном проценте)

Родился в г. Рамси (Англия) в семье суконщика. Получил образование в Лейдене,

Париже и 3 года обучался в Оксфордском университете. В 27 лет получил степень

доктора. Спустя 10 лет стал крупным землевладельцем.

В 1658 году У. Петти был избран в парламент, где выдвинул идеи

рефор­мирования налоговой системы, организации статистической службы, проекты

улучшения торговли.

Первое серьезное экономическое сочинение Петги - “Трактат о налогах и сборах”

(1662 г.). Среди других известных произведений можно отметить следующие:

“Политическая анатомия Ирландии” (1672 г.), “Политическая арифметика” (1576

г.), “Несколько слов по поводу денег” (1682 г.).

У. Петти - первый автор трудовой теории стоимости, в основе кото­рой лежит

учение о естественной цене (стоимости). Различал внутрен­нюю стоимость,

которую и называл “естественной ценой”, и рыночную цену. Стоимость определял

затраченным трудом, устанавливая количе-• ственную зависимость величины

стоимости от производительности труда.

Считал, что образование богатства происходит в сфере материального

производства благодаря именно труду. Широко известна фраза У. Петти:

“Труд есть отец и активный принцип Богатства, а земля - его мать”.

Утверждал, что торговля не является источником создания националь­ного

богатства.

Выступал против притока драгоценных металлов, так как видел в нем источник

роста цен.

Говорил о существовании пропорции денег для торгового обмена: из­быток денег

ведет к росту цен, а недостаток - к сокращению объемов производимых работ и

низкому уровню налоговых платежей.

Создал экономическую статистику (политическую арифметику) и пред­ложил метод

исчисления национального дохода.

В целом учение У. Петти описательно, но при анализе ряда экономи­ческих

явлений приближается к раскрытию их сущности.

3. Рента - прибавочный продукт, остающийся после издержек (заработ­ной

платы и семян). Конкретные проявления — земельная рента и де­нежная рента, то

есть процент.

У. Петти ввел понятие “дифференциальной земельной ренты”, причины

существования которой видел в различном плодородии и местонахож­дении земель.

Цена земли есть сумма годичных рент за 21 год. (Количество лет опреде­ляется

исходя из времени одновременной продолжительности жизни трех поколений.)

Ссудный процент У. Петти считает платой за неудобства, причиняемые кредитору

при ссуживании денег. Уровень процента не должен превы­шать размера ренты с

того количества земли, которое можно купить на ссуду.

ВОПРОС 8. Экономические взгляды П. Буагильбера

Пьер Буагильбер (1646- 1714) - основатель классической школы эконо­мической

мысли во Франции.

Родился в 1646 году в семье дворянина. Получил юридическое образо­вание. С

1677 по 1689 год занимал должность судьи, а затем генерального начальника

судебного округа Руана.

В 1696 году выходит книга П. Буагильбера “Подробное описание поло­жения

Франции”, в которой автор дает жесткую критику политики мер­кантилизма. В

1707 году - труды “Обвинение Франции” и “Трактат о природе богатства”, в

которых дается характеристика кризисной ситуа­ции в экономике Франции.

Пьер Буагильбер дал обоснование трудовой теории стоимости (незави­симо от У.

Петти). В ней величина “истинной стоимости” определялась затратами труда.

Источником богатства он считал сферу производства, а сфере обмена отводил

роль условия для развития экономики.

Выступал против однобокого поощрения промышленности, защищая развитие

сельскохозяйственного производства, в котором видел основу экономического

роста Франции.

В понятие “богатство” включал не только деньги, но и все многообра­зие благ и

вещей-

Недооценивал роль денег как товара, считая, что они мешают обмену товаров по

“истинной стоимости”. В деньгах он усматривал основное зло и причину народных

бедствий и полагал, что для искоренения власти денег необходимо свести их

роль к простому орудию обращения.

Является предшественником физиократов.

3< Французская школа классической политической экономии, в отличие от

английской, вела решительную борьбу с политикой меркантилизма.

Француз П. Буагильбер видел в деньгах причину нарушений справедли­вого обмена

между товарами; англичанин У. Петти считал деньги двига­телем развития

экономики.

Французская классическая школа считала, что цель производства - по­требление,

поэтому большее внимание уделяла изучению потребитель­ной стоимости.

Английская школа оценила значение капитализма в раз­витии производительных

сил и взяла за основу меновую стоимость.

П. Буагильбер идеализировал сельскохозяйственное производство, а У.Петти был

сторонником развития промышленности.

Французская школа выражала интересы мелкой буржуазии, а английс­кая школа -

промышленной буржуазии.

ВОПРОС 7. Экономическая теория физиократов (Кэне)

Физиократия (с греч. - “власть природы”) - направление классической

политической экономии во Франции, которое центральную роль в эко­номике

отводило сельскохозяйственному производству.

Физиократы подвергали критике меркантилизм, считая, что внимание производства

должно быть обращено не на развитие торговли и накоп­ление денег, а на

создание изобилия “произведений земли”, в чем, по их мнению, заключается

подлинное благоденствие нации.

Физиократизм выражал интересы крупного капиталистического фермерства.

Центральные идеи теории физиократии таковы.

Экономические законы носят естественный характер (то есть понятны каждому), и

отклонение от них ведет к нарушению процесса производ­ства.

Источник богатства есть сфера производства материальных благ - зем­леделие.

Только земледельческий труд является производительным, так как при этом

работают природа и земля.

Промышленность считалась физиократами сферой бесплодной, непро­изводящей. Под

чистым продуктом они понимали разницу между сум­мой всех благ и затратами на

производство продукта. Этот избыток (чи­стый продукт) - уникальный дар

природы. Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера

чистого продукта.

Бесплодной считалась и торговая деятельность.

Физиократы проанализировали вещественные составные части капита­ла, различая

“ежегодные авансы”, годичные затраты и “первичные аван­сы”, представляющие

собой фонд организации земледельческого хо­зяйства и затрачивающиеся сразу на

много лет вперед. “Первичные авансы” (затраты на земледельческое

оборудование) соответствуют основному капиталу, а “ежегодные авансы”

(ежегодные затраты на сельскохозяй­ственное производство) - оборотному

капиталу.

Деньги не причислялись ни к одному из видов авансов. Для физиокра­тов не

существовало понятия “денежного капитала”, они утверждали, что деньги сами по

себе бесплодны, и признавали лишь одну функцию денег - как средства

обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из

“обращения и лишает их единственной полезной функции - служить обмену

товаров.

Физиократы дали определение “первоначальным авансам” (основной ка­питал) -

затраты на земледельческое оборудование и “ежегодным аван­сам” (оборотный

капитал) - ежегодные затраты на сельскохозяйствен­ное производство.

Налогообложение физиократы сводили к трем принципам:

· налогообложение является источником дохода;

· наличие соотношения между налогами и доходами;

· издержки взимания налогов не должны обременять.

'” Основоположник школы физиократов Франсуа Кенэ (1694- 1774) был при­дворным

медиком Людовика XV, а проблемами экономики занялся в 60 лет.

Ф. Кенэ - автор “Экономической таблицы”, в котброй показано, как со­вокупный

годовой продукт, создаваемый в сельском хозяйстве, распре­деляется между

классами: производительным (лица, занятые в сельском хозяйстве, - фермеры и

сельские наемные рабочие), бесплодным (лица, занятые в промышленности, а

также купцы) и собственниками (лица, получающие ренту, - землевладельцы и

король). В этом произве­дении Ф. Кенэ представил основные пути реализации

общественного про­дукта в виде направленного графа с тремя вершинами

(классами), объе­динив все акты обмена в массовое движение денег и товаров,

но при этом исключив процесс накопления.

Само обращение годового продукта состоит из пяти актов: 1) класс

землевладельцев покупает у класса фермеров средства питания на 1 миллиард

ливров. Вследствие этого к классу фермеров возвращается один миллиард ливров

и одна треть годового продукта выходит из обра­щения; 2) класс

землевладельцев на второй миллиард ливров получен­ной ренты покупает у

“бесплодного” класса промышленные изделия; 3) класс “бесплодных” на

полученный за свои товары миллиард ливров покупает у класса фермеров продукты

питания. Следовательно, к клас­су фермеров возвращается второй миллиард

ливров и две третьи части продукта выходят из обращения; 4) класс фермеров

покупает у “бес­плодного” класса на миллиард ливров промышленные изделия,

иду­щие на восстановление инструментов и материалов, стоимость кото­рых вошла

в стоимость произведенного годового продукта; 5) класс “бесплодных” на этот

миллиард ливров закупает сырье у класса ферме­ров. Таким образом, обращение

годового продукта обеспечивает возме­щение использованных фондов сельского

хозяйства и промышленнос­ти как предпосылку возобновления производства.

Налоги, по мнению Ф. Кенэ, должны взиматься только с земельных собственников

в размере 1/3 чистого продукта.

Ф. Кенэ разработал концепцию естественного порядка, в основе кото­рой лежат

моральные законы государства, то есть интересы отдельного лица не могут идти

вразрез с общими интересами общества.

ВОПРОС 8. А. Смит. Методология учения (основоположник науки политическая

экономия)

Адам Смит (1723- 1790) родился в Шотландии в семье чиновника. В 1740 году

закончил университет в г. Глазго и был направлен для повы­шения образования в

Оксфордский университет. В 28 лет был избран профессором философии и морали

университета в Глазго,

В 1759 году он издал свою научную работу под названием “Теория мо­ральных

чувств”, которая принесла ему широкую популярность,

В 41 год А. Смит отказался от работы в университете и занял место

воспи­тателя в семье видного политического деятеля. В это время (1764—1766

гг.) он много путешествовал по Европе, лично познакомился с французскими

учеными Ф. Кенэ, А. Тюрго и начал работу над своим главным трудом

“Исследование о природе и причинах богатства народов”.

С 1778 года А. Смит был назначен на должность комиссара таможни в Эдинбурге,

с 1787 года — ректор университета в Глазго.

2< Появление книги А. Смита “Исследование о природе и причинах богат­ства

народов” явилось завершением этапа становления политической экономии как науки,

В ней автор четко определил предмет, методологию и общую основу политической

экономии как особой отрасли знания.

Предметом экономической науки, по Смиту, является общественное жо-номическое

развитие и рост благосостояния общества. При этом развтие экономики опирается

на материальные (физические) ресурсы общества, использование которых ведет к

созданию благ и богатства народа.

Методология учения А. Смита основана на концепции экономического либерализма,

основные положения которой заключаются в следующем:

интересы отдельных лиц совпадают с интересами общества;

· “экономический человек”, по Смиту, есть лицо, наделенное эгоизмом

и стремящееся ко все большему накоплению богатства;

· непременным условием действия экономических законов является

сво­бодная конкуренция;

· погоня за прибылью и свободная торговля А. Смитом оценивается как

деятельность, выгодная всему обществу;

· на рынке действует “невидимая рука”, при помощи которой свободная

конкуренция управляет действиями людей через их интересы и ведет к разрешению

общественных проблем наилучшим способом, максималь­но выгодным как отдельным

лицам, так и всему обществу в целом.

Задача политической экономии, по А. Смиту, состоит в увеличении мо­гущества и

богатства страны.

Экономическое учение А. Смита (Учение о разделении труда, Теория

денег,.Теория стоимости)

В основе экономических взглядов А. Смита лежит следующая идея: про­дукты

материального производства - это богатство нации; а величина последнего

зависит от:

· доли населения, занятого производительным трудом;

· производительности труда.

Главный фактор увеличения уровня производительности труда - разде­ление

труда, или специализация. (Вспомните хрестоматийный пример с булавочной

мануфактурой.)

Результатом разделения труда являются:

· экономия рабочего времени;

· совершенствование навыков работы;

· изобретение машин, облегчающих ручной труд.

Деньги, по А. Смиту, есть особый товар, который является всеобщим средством

обмена.

А. Смит считал, что издержки обращения должны быть минимальными, и поэтому

отдавал предпочтение бумажным деньгам.

О” В теории стоимости ярко выражена противоречивость взглядов А. Смита. В

своих работах он дает три подхода к понятию “стоимость”:

1) стоимость определяется затратами труда',

2) стоимость определяется покупаемым трудом, то есть количеством труда, на

которое можно приобрести данный товар. Это положение спра­ведливо для

простого товарного производства, а в условиях капиталис­тического

производства - нет, так как товаропроизводитель при обмене получает больше,

чем затратил на оплату труда;

3) стоимость определяется доходами, то есть источниками дохода, к которым

ученый относил заработную плату, прибыль и ренту. Это опре­деление носит

название “догма Смита” и легло в основу теории факто­ров производства.

Признавая, что в стоимость единичного товара, кроме доходов, входит также

стоимость потребленных средств производства, Смит, однако, утверждал, что их

стоимость создается живым трудом в других отраслях, так что в конечном счете

стоимость совокупного общественного про­дукта сводится к сумме доходов. Таким

образом, получается, что сто­имость средств производства, созданная трудом

прошлых лет, исчезла.

Заработная плата - это “продукт труда”, вознаграждение за труд. Размер

заработной платы зависит от экономической ситуации в стране, по­скольку при

увеличении богатства увеличивается спрос на труд.

Прибыль - это “вычет из продукта труда”, разница между стоимостью

произведенного продукта и заработной платой рабочих.

Земельная рента - это также “вычет из продукта труда”, который созда­ется

неоплаченным трудом работников.

Капитал - это часть запасов, на которую капиталист ожидает получить доход.

Главный фактор накопления капитала, по А. Смиту,- бережливость.

А. Смит ввел деление капитала на основной и оборотный. Под основным

капи­талом ом понимал капитал, не вступающий в процесс обращения, а под

оборотным - капитал, который меняет форму в процессе производства.

Однако в соответствии со своей теорией стоимости, которая не учиты­вала

стоимости средств производства, созданной трудом прошлых лет, он игнорировал

постоянный капитал.

О- Принцип полного невмешательства государства в экономику страны -“laissez

faire” - является условием богатства. Государственное регулиро­вание

необходимо при возникновении угрозы всеобщему благу.

А. Смит сформулировал четыре правила налогообложения:

· пропорциональность ' граждане государства обязаны платить налоги

со­размерно получаемым средствам;

· минимальность - каждый налог должен взиматься так, чтобы он

извле­кал у населения возможно меньше сверх того, что поступает в

государ­ство;

· определенность - должны быть четко установлены время уплаты,

способ и размер налога. Эта информация должна быть доступна любому

нало­гоплательщику;

· удобство для плательщика - время и способ уплаты налога должны

соот­ветствовать требованиям плательщиков.

Ученый выступал в защиту свободной торговли между странами. Пока­зал

взаимовыгодность международной торговли исходя из различных уровней издержек

производства в различных странах.

ВОПРОС 10. Д. Рикардо - экономист эпохи промышленной революции. Методология

исследования

В конце XVIII века в экономике Англии (и многих других стран) произо­шел

промышленный переворот.

Начался переход от мануфактуры к крупному индустриальному произ­водству

(заводам, фабрикам), крупному землепользованию.

Промышленная революция сопровождалась следующими событиями:

· высокие темпы экономического развития;

· резкое увеличение числа городского населения за счет притока из

сель­ской местности;

· использование на крупных производствах неквалифицированного труда

рабочих, а также женщин и детей;

интенсивность труда возрастала, а размер заработной платы снижался;

· массовый характер приобрела безработица;

рост неравенства среди людей;

· возникло противостояние между промышленниками и землевладельца­ми;

инфляция и быстрый рост цен в результате войны между Англией и Францией.

Давид Рикардо (1772 - 1823) - экономист эпохи промышленной рево­люции -

родился в семье биржевого маклера в Лондоне. Учился в торго­вой школе.

С 14 лет Д. Рикардо помогал в торговых и биржевых операциях отцу. К 26 годам

без опеки отца добился финансового благополучия и вер­нулся к занятиям по

математике, естествознанию и другим наукам. К 38 годам стал крупным

финансовым магнатом.

В 1817 году Д. Рикардо опубликовал свой главный труд “Начала полити­ческой

экономии и налогового обложения”.

В 1819 году он оставил бизнес и был избран членом в палату общин парламента.

В своей парламентской деятельности добивался либерализа­ции экономики,

свободы торговли и т. д.

Д. Рикардо в “Началах” заложил основу модельного метода в исследова­ниях

экономической теории.

Основные положения методологии исследования Д. Рикардо:

- система политической экономии представлена как единство, подчинен­ное

закону стоимости;

- признание объективных экономических законов, то есть законов, не зависящих

от воли человека;

- количественный подход к экономическим закономерностям, то есть Д. Рикардо

была сделана попытка найти количественное соотношение между такими

категориями, как стоимость, заработная плата, прибыль, рента и т. д.;

Д. Рикардо стремился выявить закономерности, исключая случайные явления, то

есть придерживался абстрактного метода.

Главную задачу политической экономии Д. Рикардо видел в определении законов,

управляющих распределением продукта между классами.

Экономические взгляды Д. Рикардо

Д. Рикардо, различая потребительную и меновую стоимость, считал, что

последняя обусловливается количеством затраченного труда, а также величиной и

продолжительностью капиталовложений.

Цена товара в краткосрочном периоде определяется спросом и предло­жением, а в

долгосрочном - издержками на производство товара.

Изменение заработной платы работников ведет к изменению прибыли

предпринимателя, а не цены, причем рост заработной платы ведет к снижению

прибыли, и наоборот. Это положение называют “системой раздора между

классами”.

Снижение стоимости денег как товара ведет к росту заработной платы и

повышению цен на товары.

Заработная плата, по Д. Рикардо, представляет собой доход наемного рабочего,

плату за труд.

Заработная плата зависит от демографических процессов. Чем больше предложение

рабочих рук, тем ниже заработная плата работников, и наоборот.

Заработная плата удерживается в пределах прожиточного минимума в силу

естественного закона численности народонаселения - “железный закон”

заработной платы.

Положение рабочего класса, несмотря на экономический рост, будет ухудшаться

из-за роста цен на сельскохозяйственную продукцию.

Тенденция падения заработной платы может быть остановлена при кон­троле

заработной платы со стороны государства.

Прибыль, по мнению Д. Рикардо, есть избыток стоимости над заработ­ной платой;

это продукт неоплаченного труда рабочего.

Рост производительности труда является одним из способов увеличе­ния прибыли.

Д. Рикардо сформулировал “закон падения нормы прибыли”. Его суть в

сле­дующем: падение производительности труда сельскохозяйственного

про­изводства приведет к росту цен на продукты питания и росту минималь-

ной заработной платы, которая будет занимать большую часть в стоимо­сти

продукции, а следовательно, норма прибыли будет снижаться.

Рента - это избыток стоимости над средней прибылью, который обра­зуется за

счет различного плодородия и местоположения земель.

Основанием на получение ренты служит собственность на землю. К факторам,

образующим ренту, Д. Рикардо относил:

I/ различное плодородие участков;

· местоположение участка относительно рынка сбыта продукции.

Д. Рикардо правильно охарактеризовал дифференциальную ренту как разницу между

стоимостью продуктов сельского хозяйства на лучших и на худших участках.

Д. Рикардо признавал “закон убывающего плодородия почвы”.

sl Главным условием роста экономики является устойчивое денежное об­ращение.

Лучшей базой денежной системы Д. Рикардо считал золото. Возможен замен золота

на бумажные деньги, но по твердому курсу.

Ценность бумажных денег зависит от их количества в обращении.

6. Д. Рикардо сформулировал теорию сравнительного преимущества. В этой

теории Д. Рикардо доказал выгодность (преимущество) международной торговли на

основе сопоставления сравнительных издержек. То есть если различные страны

обладают сравнительным преимуществом по различ­ным экспортным товарам, то

международное разделение труда и тор­говля между этими странами являются

взаимовыгодными.

вопрос 12. Экономическая мысль начала XIX в. во Франции. Ж. Б. Сей

Жан Батист Сей (1767 - 1832) родился в Лионе в семье купца. На мировоззрение

Ж. Б. Сея огромное влияние оказала буржуазная револю­ция во Франции 1789

года. В этом году Ж. Б. Сей стал секретарем адми­нистратора Клавьера (в 1792

году получившего портфель министра фи­нансов). В 1799 году он был назначен па

пост члена Трибуната в Комитете финансов. С 1830 года возглавил кафедру

политической экономии в Коллеж дс Франсе.

Его основным произведением является “Трактат политической эконо­мии, или

Простое изложение способа, которым образуются, распределяют­ся и потребляются

богатства” (1803 г.). В 1828 - 1829 годах вышла его работа “Полный курс

практической политической экономии”, которая стала ито­гом всей жизни Ж. Б.

Сея.

Jid” “Закон рынков” - это центральное место в учении Ж. Б. Сея: обмен

про­дукта на продукт автоматически ведет к равновесию между куплей и

продажей.

По мнению Ж. Б. Сея, совокупный спрос и совокупное предложение всегда

уравниваются, или, другими словами, стоимость созданных то­варов выражается

совокупными доходами, на которые и покупаются товары по стоимости, поэтому

кризисы перепроизводства в рыночном хозяйстве невозможны. Он допускал лишь

возможность перепроизвод­ства отдельных товаров.

С первой частью этого утверждения можно согласиться, так как спрос порождает

предложение, но вторая часть себя не оправдала. Этот закон верен, если

считать, что деньги всего лишь орудие обмена, но в рыноч­ной денежной

экономике возможно перепроизводство - избыток пред­ложения над денежным

спросом. Дело в том, что развитие товарного обмена усиливает противоречие

между стоимостью и потребительной стоимостью, приводит к выделению денег как

товара особого рода, к возникновению разрыва между актами купли и продажи.

Формируя закон стоимости, Ж. Б. Сей исходил из следующих верных . положений:

t/ сбыт одних товаров оказывает положительное влияние на сбыт других.

Успешная торговля в одной отрасли дает средства для покупки других отраслей;

\/ чем больше товаропроизводителей, тем обширней сбыт продуктов;

I/ при поддержке потребителей (регулирование уровня заработной пла­ты)

происходит развитие производства, так как увеличивается плате­жеспособный

спрос.

Экономические воззрения Ж. Б. Сея сводятся к следующему.

Деятельность предпринимателей и рабочих является источником богат­ства.

Равноправными факторами создания стоимости Ж. Б. Сей считал зем­лю, труд и

капитал. Соответственно трем основным источникам он вы­делил три вида

доходов: заработная плата (за труд), процент (плата за капитал) и рента

(плата за землю).

Деньгам он отводил роль орудия обмена, так как людям нужны не деньги, а то,

что на них покупают.

Стоимость зависит от:

</ полезности товара;

· издержек на производство товара;

f/ спроса (прямая зависимость) и предложения (обратная зависимость).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что Ж. Б. Сей отказался от трудовой

теории стоимости А. Смита.

Билет 11: Экономическая мысль начала XIX в. в Англии. Т- Мальтус

1. Краткая биография.

2. Теория народонаселения.

3. Экономические воззрения Т. Мальтуса.

I” Томас Роберт Мальтус (1766 - 1834) - видный представитель экономи­ческой

мысли начала XIX в. в Англии. Родился Т. Мальтус в семье помещи­ка. Он

закончил Джезус-колледж Кембриджского университета, получив ученую

богословскую степень, а с 1793 года начал предпринимательскую деятельность. С

1797 по 1801 год был викарием в Суррее.

В 1798 году Т. Мальтус опубликовал книгу “Опыт о законе народонаселе­ния”.

Затем в течение ряда лет эта книга дополнялась автором и издава­лась еще не

раз. Основной идеей книги явилась теория народонаселения.

С 1805 года Т. Мальтус руководил кафедрой современной истории и политической

экономии в колледже Ост-Индской компании, там же исполняя обязанности

священника. Через 10 лет вышло в свет другое произведение Т. Мальтуса -

“Исследование о природе и возрастании зе­мельной ренты”. В этой работе автор

попытался раскрыть природу зе­мельной ренты и механизм ее формирования.

2< Основные положения теории народонаселения состоят в следующем:

</ способность человека к воспроизводству по темпам прироста значительно

превосходит способность роста продовольственных ресурсов потому, что население

растет в геометрической прогрессии, а запасы ресурсов - в арифметической;

t/ рост народонаселения жестко ограничивается средствами существования.

В природе, по Мальтусу, соответствие между численностью населения и

количеством средств существования достигается эпидемиями, голо­дом, войнами,

непосильным трудом, истребляющим огромные массы людей.

Проблему чрезмерного роста населения Т. Мальтус решал через изме­нение

заработной платы. Рост населения ведет к падению заработной платы и

ограничивает рост населения в будущем. Иными словами, низ­кий уровень жизни

рабочих определяется биологическими законами, а не социальными проблемами.

Т. Мальтус выступал против государственной поддержки нищих, так как видел в

этом поощрение неблагоразумных за счет взимания нало­гов с трудолюбивых

граждан. Критически относился автор “Опыта” и к идее уравнивания доходов.

Деление на богатых и бедных полезно, пото­му как возможность улучшения своего

состояния и боязнь понижения являются двигателем улучшения благосостояния

общества.

Проблему ограниченности ресурсов Т. Мальтус видел в следующем:

V ресурсы Земли ограничены;

· из-за вовлечения в оборот худших земель отдача вложенного труда и

капитала будет снижаться.

З” Мальтус в своих экономических взглядах представлял интересы крупной

земельной аристократии (лендлордов).

Теория прибыли Т. Мальтуса повторяет воззрения Д. Рикардо. Прибыль

определяется как разница между стоимостью товара и издержками тру­да и

капитала в производстве.

Т. Мальтус является автором положения о реализации совокупного об­щественного

продукта. В нем он утверждает, что достигнуть достаточного уровня спроса и

полной реализации производимой продукции невоз­можно без участия в этом

процессе не только производительного клас­са, но и непроизводительного — так

называемых третьих лиц, которые могут создать необходимый дополнительный

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.