РУБРИКИ |
Шпора: Шпоры по экономичекой теории |
РЕКЛАМА |
|
Шпора: Шпоры по экономичекой теориикризисав России, носящий нециклич хар-р, к ней нельзя применять набор привычных инструментов. Длительность трансф кризиса оплачивает применение монит программ, исп которых предполагает скоростной мех-м адаптации предприятий к рын регуляторам. Для Кейнсианских программ в России так же имеются сущ-е огр . Рецепты зап образца, антициклического рег-я эк-ки в чистом виде для России не пригодны, т.к. она решает совсем иные проблемы не переход от развитого рынка к сл ступени , а процесс формированияоснов рыночн мех-ма, кот-й встаёт на повестку дня в эк-ке развития России 61. Безработица: сущность , причины, осн формы и последствия. Взгляды на безработицу. Безработным считается человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места. Следует отметить, что в странах с командной экономикой безработица официально отсутствовала. Однако значительные масштабы приняла так называемая скрытая безработица, когда число занятых в народном хозяйстве значительно превышает потребности в них. Это явилось одной из причин низкой производительности труда, падения производственной дисциплины, неэффективности экономики. Во время спада уровень безработицы растет, а в периоды подъема сокращается. Причиной безработицы являются также экономические кризисы, во время которых происходит массовое сокращение рабочих мест из-за банкротств, снижения объемов производства и необходимости его модернизации. Фрикционная безработица связана с временными перерывами в работе из-за поисков новой работы. Структурная безработица возникает в связи с внедрением достижений научно-технического прогресса в производство, когда новой структуре рабочих мест не соответствует сложившаяся профессионально-квалификационная структура рабочей силы. Циклическая безработица связана с экономическими циклами. Добровольную безработицу, когда люди не хотят работать из-за низкой заработной платы, отдаленности места работы от места жительства и по другим причинам, несмотря на наличие свободных рабочих мест; вынужденную, возникающую при избыточном предложении труда, когда невозможно устроиться на работу даже за низкую зарплату; скрытую, когда число работников в производстве превышает объективно необходимое. Фрикционная и структурная — имеют место всегда. Поэтому занятость считается полной, если уровень безработицы равен сумме фрикционной и структурной безработицы. Он называется естественным уровнем безработицы. Естественный уровень безработицы растет - законом Оукена: каждый 1 % прироста безработицы сверх ее естественного уровня приводит к отставанию объема ВВП на 2,5 %. Кейнсианский взгляд на б/р: Классич анализ не видел в б/р серьёзн эк проблемы, на своб рынке с подвижной эк-ой такое полож долгое время сохн не могло. Если б/р стан длит., это¼становилось из-затого, что профсоюзы не допускали сниж з/п. СлеҼовательно б/р – Добров выбор самих рабочих. Между тем, во время б/р 30-х несост этой позиции становилась всё более очевидной. Все труднее было утв-ть, что б/р – временное явление, что её работники выбир добровольно. Стокгольмская школа и Кейнс утверждали, что сов впрос в общ-ве упр V пр-ва, а значит и спросом на раб силу => б/р возн из-за недост спроса. Кейнс не отрицал, что пониж з/п может привести к сокр б/р , но он относился скептически к попыткам применять эту меру в кач-ве важнейшего лекарства против б/р. на практ трудно снизить з/п, поэтому маловероятно, что эта стратегия удачна. 2) Сущ риск, что пониж з/п не стало бы эффективным ср-ом против б/р З/п – ен только издержки для пр-ия , но ист доходов для потр-ля. Кейнс рекомендовал след реш-е: гос-во должно бороться с б/р с пом экспансионистской ф ин пол- ки. Повыш дох-ды гос-ва или пониж налоги можно увелич в эк-ке совокупн спрос , что приведёт к повыш спроса на раб силу, что пониз Ур-нь б/р. 3) б/р явл следствием деформации гибкости рынка. 62. Инфляция, её сущность, причины и формы проявления. Уровень инфляции и её осн виды. Антиинфляционная политика. Инфляция-длит и уст тенденция роста уен на прод-ию, не компенсируемая увеличением её кач-ва. Падение покупательной способности денег, обеспечение ден ед-цы в усл бум-ден обр. 2 вида: 1. инфляция спроса(ИС). Традиционно изменеия в ур-не цен объяснн изб совокупным спросом. Эк-ка может попытаться тратить больше, чем она СП-на произв. Она можетстремиться к какой то точе\ке находящейся вне кривой своих произ возм.Произв сектор не в сост ответить на этот спрос увеличением реал V прод-ии, тк все имеющиеся ресурсы уже полностью исп . поэтому этот избыт-й спрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный V прод-ии и вызывает ИС. ПРИЧИНА инфляции для условий развитой рын эк-ки амортизируется посредством ф-лы Фишера: MV=PQ, где М- ден масса, Р- цена, V-скорость обращ денег Q- объём пр-ва. 2. Инфл, вызванная ростом издержек пр-ва, или падением совокупного предложения может также возникнуть в рез-те уменьшения издержек и предлож на рынке. Теория инфляции, обусл ростом издержек, объясн рост цен такими формами , кот приводят к росту издержек на ед-у продукции. Издержки на ед-у продукции – сред издержки при данном V продукции. Общие затраты Идержки на ед продукции= кол-во ед прод-ии Повыш издержек на ед продукции в эк-ке сокращ прибыль и V продукции, кот первые готовы предложить при сущ ур-не цен . В рез-те падения предложения тов и услуг в масштабе всей эк-ки. Это падение предлож в свою очередь возрастания Ур-ня цен => по этой схеме издержки (предложение), а не спрос взвинчивают цены, как это происходит при ИС.Если мы обратимся к правой части ф-лы MV=PQ, то обнаруж, что инф-е импульсы могут идти и от предложения. 2 источника инфл обусл ростом издержек: рост номинальной з/п и цен на сырьё и энергию. В реальном мире всё сложнее. На практике трудно разл эти типы. Типы инфляции: 1. умереннаЂ инфляция- цены растут медленно(мен 10% в год) 2 .галопирующая Ђнфл – цены раст от 20 до 200% в год . Б-во контрактов привяз к росту цен или к иностр валюте. 3) гиперинфляция – кол-во денег в обращении растёт астрономич темпами. Расх цен и з/п становится катастрофич. Хаар-я инфл с научн точки зрения, отметим, что она может иметь как ценовые, так и неценовые ф-мыпроявления. В соотв с этим различают открытый и подавленный тип инфляции. Открытая неценовая инфл проявл в тенденции роста цен, не связ с ростом кач-ва рпод-ии. Она серьёзно деформирует механизм рынка. Ценовую инфл можно измерить. Если гос-во вместо возд на глубинные причины инфл-ии начнёт продавлять формы и проявления фиксируя цены и доходы и в крайнем случае устанавливая тотальный контроль над ценами и д-ми, то инфл преобр в более опасный вид – подавление неценовой инфляции.Подавл сопутств деформация рын мех-ма. Деформация может обернуться полным подавл рын эк-ки. В разв рын эк-ке уже давно не допуск подавление симтомов инфляции. .АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государсвом регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно- кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизациии действий по регулированию и распределению доходов. Оценивая характер антинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предустатривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и дяже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица. Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами. Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искуственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией. Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели. 63. Денежное обр и денежная система. Законы ден обращения. Деньги в усл рыночной эк-ки осущ непрерыное движение в сфере обращения и это движ связ прежде всего сисп ф-ии ср-в обращения и ср-ва платежа наз ден обращением. Успешно ф-ие ден обр предп эффективную ден сист . Устр ден сист опр видом использ ден эквивалента, типом ден оьращения и сущ в стране мех-ом рег-я ден отношений. Денежное обращение - это непрерывное движение денег. В своем развитии денежное обращение прошло три исторических этапа: золотомонетный тип. На этом этапе денежная единица любой страны имела золотое содержание или обеспечение; золотобумажный тип денежного обращения. Бумажные деньги пришли двумя путями: а) порча монет. Казначейские векселя, то есть обязательства государственной власти, которые свободно обменивались на серебряные и медные монеты; б) через коммерческий вексель, то есть обязательства отдельного промышленника или торговца уплатить в определенный срок деньги за полученные в кредит товары. Позже банкноты стали выпускать банки. Банкнота обеспечивается государством золотом, драгоценными металлами и другими активами государственного банка. Банковский тип денежного обращения. Он характеризуется тем, что бумажные деньги, никак не связаны с золотом. Сегодня функционируют так называемые банковские деньги, то есть основная масса операций по покупке и продаже товаров совершается без участия денег (безналичный расчет) или с помощью кредитных карточек. Количество денежных знаков, необходимых для обращения, определяется законом денежного обращения. Сколько денег нужно для обращения: К = (сумма цен товаров - продажа в кредит - взаимопогашаемые платежи + возврат кредита)/скорость оборота денежной единицы. В упрощенном виде: К = (масса реализуемых товаров * средняя цена товара)/ скорость оборота денежной единицы. При избыточном эмитировании денежных знаков происходит инфляция. В России общая масса денег - 12% от ВНП. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение. Денежное обращение зависит от обращения денежной единицы. У нас 6 оборотов за год. Зависит от цен и количества товаров. Кд=СЦ-ПК-ВП+ВК/ О где Кд - количество денег для обращения и платежа СЦ - сумма цен реализуемых товаров и услуг ПК - продажа в кредит ВП - взаимопогашающие платежи ВК - возврат кредита О - число оборотов денежной единицы Закон денежного обращения, открытый К.Марксом, устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа. Количество денег зависит от количества проданных на рынке товаров и услуг, уровня цен и тарифов и скорости обращения денег. Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период, т.к. одни и те же деньги в течение определенного периода постоянно переходят из рук в руки, обслуживая продажу товаров и оказания услуг. Денежная масса - совокупность покупательских, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный показатель движения денег. 64. Банковская система. Сущность, ф-ии и операции банков, их виды. Банковская система - одно из высших достижений эк-кой цивилизации. В России функционирует двухуровневая банковская система. 1 уровень - Центральный (эмиссионный) банк. “Банк банков”. Функции Центрального Банка: 1.Денежная эмиссия. 2.Регулирование денежного обращения. 3.Реализация официальной денежно-кредитной и валютной политики. Денежная или банковская эмиссия - функция обеспечения потребности национальной экономики в наличных деньгах. Основные задачи ЦБ: Проведение политики государства в области денежного обращения, кредита и расчетов, обеспечение устойчивой покупательной способности денежной единицы, регулирование и контроль деятельности коммерческих банков. Важными регуляторами макроэкономических пропорций и поведения финансовых посредников являются методы воздействия на банковскую ликвидность (активные средства банка): учетная политика ЦБ, политика открытого рынка и политика минимальных резервов. 2 уровень составляют частные и государственные банковские институты или коммерческие банки. К ним относят: - собственно коммерческие (депозитные) банк, основная деятельность которых связана с приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов; - инвестиционные банки, которые занимаются помещением собственных и заемных средств в ЦБ, выступают посредниками между предпринимателями, нуждающимися в средствах для долгосрочных вложений и вкладчиками средств на длительный срок; - ипотечные банки, предоставляющие долгосрочные кредиты под залог недвижимого имущества; - сберегательные кассы и кредитные общества; - страховые и пенсионные фонды. В России 6 специализированных государственных банков: 1.Государственный Центральный Банк (Госбанк). 2.Промышленно-строительный банк (Промстройбанк). 3.Банк агропромышленного комплекса (Агропромбанк). 4.Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк). 5.Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сбербанк). 6.Банк внешенеэкономических связей (Внешэкономбанк). 65. Кредит: принципы, функции и формы. Необходимость кредита обусловлена тем, что у одних домохозяйств, предприятий появляются временно свободные денежные средства, а другим они требуются. В рыночной экономике основными поставщиками денежных средств являются домохозяйства (личный сектор), а потребителями — бизнес. Их взаимодействие осуществляется через посредников: коммерческие банки, инвестиционные компании, страховые общества, брокерские конторы и т.д. Именно они аккумулируют свободные финансовые средства и размещают их среди потребителей ссудного капитала. Система экономических отношений, возникающих в процессе предоставления денежных или материальных средств во временное пользование на условиях возвратности и, как правило, платности, называется кредитом. Юридическое (физическое) лицо, предоставляющее ссуду, называют кредитором, а берущее ее, — заемщиком. Кредит выполняет следующие основные функции: перераспределительную; замещения наличных денег кредитными деньгами и операциями (безналичный расчет). Эти функции определяют роль кредита в процессе воспроизводства. Он ускоряет развитие производства, повышает его эффективность, обеспечивает непрерывность. В зависимости от сроков, на которые предоставляется ссуда, различают онкольный (выдается на небольшой срок и погашается по первому требованию кредитора); краткосрочный (до одного года); среднесрочный (от одного года до пяти лет); долгосрочный (свыше пяти лет) кредиты. По составу кредиторов и заемщиков: банковский, коммерческий, государственный, потребительский, международный, лизинг-кредит. Банковский кредит предоставляется в основном коммерческими банками в виде денежных ссуд предпринимателям, населению. В зависимости от обеспечения различают гарантированные (обеспеченные) и негарантированные (необеспеченные) ссуды. По срокам погашения ссуды бывают срочные, отсроченные и просроченные. По характеру погашения различают ссуды, погашаемые единовременным взносом и в рассрочку. Коммерческий кредит — это кредит, предоставляемый хозяйствующими субъектами друг другу в товарной форме путем отсрочки платежа. Государственный кредит имеет место, когда заемщиком выступает Государство, а кредиторами — банки, население, предприятия. Для заимствования необходимых денежных средств государство выпускает и продает ценные бумаги: казначейские векселя, облигации. Покупая их, субъекты хозяйствования, население кредитуют государство. Потребительский кредит в основном связан с предоставлением населению ссуд на приобретение товаров длительного пользования. Лизинг-кредит — это предоставление в долгосрочную аренду машин и оборудования, транспортных средств и т.д. при сохранении права собственности на них за арендодателем. Он делится на финансовый и оперативный. Международный кредит получили название внешние займы. Банки путем кредитования способны создавать новые деньги. Объем средств на резервных счетах кредитно-финансовых институтов является основным объектом денежно-кредитного регулирования. Изменяя его с помощью инструментов денежно-кредитной политики, можно влиять на предложение денег с целью стабилизации совокупного объема производства, уровня цен и занятости. 66. Рынок ценных бумаг: сущность, структура, ф-ии. РЦБ является составной частью финансового рынка, который делится на денежный рынок(все инструменты фин., связанные с краткосрочным обращением) и рынок капиталов(средне и долгосрочные кредиты и ценные бумаги - акции, облигации и т.д.) На рынке ценных бумаг или фондовом рынке продаются и покупаются за деньги ценные бумаги в виде акций облигаций, векселей, лотерейных билетов и т.д. Различают первичный рынок продажи новых выпущенных бумаг после их эмиссии и вторичный рынок продажи уже обращающихся бумаг. Фондовый рынок исторически начинает развиваться на основе ссудного капитала, т.к. покупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу части денежного капитала в ссуду. Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг является прежде всего обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами капиталу. Как и любой другой рынок, РЦБ складывается из спроса, предложения и уравновешивающей их цены. Спрос создается компаниями и с некоторых пор государством, которым не хватает собственных доходов для финансирования инвестиций. Бизнес и правительства выступают на РЦБ чистыми заемщиками (больше занимают, чем одалживают), а чистыми кредитором является население, личный сектор, у которого по разным причинам доход превышает сумму расходов на текущее потребление и инвестиции в материальные активы (главным образом жилье). Основными участниками РЦБ явл. Фондовые биржи и инвестиционные фонды. Ценной бумагой является документ установленной формы и обязательных реквизитов удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. 67. Фин отн и фин сист гос-ва. Гос бюджет. Фин-вая система - совокупность различных форм организации фин-вых отношений. Фин-вая система включает в себя следующие основные фин-вые институты: гос-ные финансы; финансы предприятий и организаций; финансовый рынок. Финансы предприятий и организаций обеспечивают процесс формирования и использования доходов первичной производственной структуры, а также регулируют распределительные отношения на уровне микроэкономики. Состав гос-ных финансов: гос-ный бюджет; гос-ное социальное страхование; пенсионный фонд и фонд социального обеспечения; имущественное и личное страхование через гос-ные организации; гос-ный кредит; фонды целевого назначения .Финансовый рынок представляет собой сферу функционирования разнообразных ценных бумаг, выпускаемых гос-вом и предприятиями с целью привлечения ивестиций.Роль финансовой системы заключается в том, чтобы с помощью финансовых отношений влиять на темпы и пропорции социально-эк-кого развития страны. Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм двумя методами: финансовое обеспечение (гос-ный бюджет);финансовое регулирование (система налогов).Бюджетная политика осуществляется с помощью бюджетной системы.Бюджетная система гос-ва - совокупность всех бюджетов, созданных в гос-ве на различных уровнях гос-ных структур власти и управления. В основе бюджетной системы любой страны лежит административно-территориальное деление. Бюджетная система включает в себя следующие виды бюджета: государственный бюджет; республиканские бюджеты; местный бюджет. Бюджет (государственный) - система экономически распределенных отношений, которая охватывает все общество. Бюджет имеет такие структуры: доходную; расходную. Бюджетный дефицит - сложное экономическое явление. Оно свидетельствует о том, что страна хочет тратить больше, чем может. Бюджетный дефицит не означает несбалансированности бюджета. Это означает только несоответствие постоянных собственных доходов государственного дохода его расходам. 68. Гос бюджет: доходы и расходы. Гос долг. Госбюджет — это совокупность фин.отношений, возникающих между гос-вом и физ, юр. лицами по поводу создания, распределения, использования общегос. фондов денежных средств. Чаще дают определение госбюджета как ежегодной сметы (росписи) доходов и расходов гос-ва. Структура бюджета определяется гос-ным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство, он включает центральный бюджет и местные бюджеты. В гос-вах с федеральным устройством существует еще промежуточное звено. В центральном бюджете концентрируется основная часть денежных средств гос-ва, которые используются для финансирования общегос. нужд. Расходная и доходная части его могут быть использованы в целях регулирования эк-ки. Принцип полноты предполагает учет по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Принцип правдивости направлен против фальсификации бюджетных росписей; принцип гласности означает, что правительство обязано публиковать бюджет, сообщать о его исполнении. Бюджет выполняет следующие функции: распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода); контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать) и регулирующую (изменения расходов и доходов госбюджета позволяют смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, т. е. стабилизировать экономику). Обычно бюджет гос-ва составляется на год. Бюджет состоит из расходной и доходной частей. Наиболее крупными расходными статьями бюджета в странах с рыночной эк-кой являются поддержание уровня доходов (пенсии нетрудоспособным, инвалидам, помощь безработным, живущим ниже черты бедности и т.д.); национальная оборона; образование и здравоохранение; выплата процентов по гос-ному долгу и т.д. Основным источником доходов бюджета являются налоги. В доходах центрального бюджета они составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится до 50 % всех поступлений. Наиболее крупные налоги, как правило, находятся в распоряжении правительства, менее крупные направляются местными властями в местные бюджеты. Во многих странах при составлении бюджетов закладывается превышение расходов над доходами, что делает государственные займы вторыми по значению источниками доходов. Государственный долг — это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юр. и физ. лицам. В странах с рыночной эк-кой он состоит из общей суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. Рост гос-ного долга наблюдается практически во всех странах, что объясняется хронической дефицитностью гос-ных финансов. Внутренний долг — это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны, внешний — это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран. 69. Рынок ценных бумаг и мех-м его функционирования. Свё назв РЦБ получ благодаря специф товару, кот он реализует и организует сделки с ним. Фондовый рынок охв как отношения займа(кредитные отношения), так и опосредует отношения совладения. РЦБ-это сектор фин рынка, аккумулирует временно свободный капитал инвесторов, выступающий местом столкновений и реал интересов продавцов и покупат ЦБ. Ф-ии РЦБ: 1) аккумуляция капитала в кротчайшие сроки 2) альтернативная форма инвестиций, не треб купных вложений 3) инструмент рег-я инфляции, занятости и др. макроэк показателей. Структура РЦБ: 1 первичные РЦБ(рынок первых и повторных эмиссий, фондовых инструментов, на кот осущ-ся их нач размещение среди инвесторов) 2 вторичные РЦБ(рынок на кот обр в теч своего жизн цикла; рынки разм на первичном рынке ЦБ ) Классификация ЦБ: первичные(акции, облигации, векселя, депозиты), производные. Акция – ЦБ, свид о внесении ср-в на разв АО или или предпр и дающая право её владельцу на получение части прибыли в виде дивидендов.Бывают именные и на предъявителя. 70. Налоговая сист. Налоги, их виды и ф-ии. Фискальная политика: цели, типы. Нал. служат, во-первых, главным источником пополнения доходов гос-ва, во-вторых, являются одним из основных рычагов воздействия гос-ва на рыночную эк-ку. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые гос-вом с юр. и физ. лиц с целью удовлетворения общ-ных потребностей. Закрепленная законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему. В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы: всеобщность (охват налогами всех субъектов хозяйствования); обязательность (субъекты хозяйствования обязаны уплачивать налоги в строго установленные сроки, неуплата карается законом); равнонапряженность (взимание налогов по единым ставкам независимо от субъекта хозяйствования).Налоги в эк-ке выполняют фискальную и регулирующую функции. Первая обеспечивает поступление средств в гос-ную казну, вторая заключается в том, что можно влиять на процесс общ-ного воспроизводства: стимулировать развитие отдельных отраслей, расширять и сокращать платежеспособный спрос населения и т.д. Субъектом налогообложения выступает налогоплательщик-лицо, которое обязано платить налог. Объектом налогообложения является тот доход, товар или имущество, которые подлежат налогообложению. Источник налога — это те средства, из которых выплачивается налог (заработная плата, прибыль и т.д.).По объекту обложения налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые — это налоги на доходы физ. и юр. лиц (подоходный, налог на прибыль и т.д.) Главным среди прямых налогов - налог на прибыль (доход). К косвенным налогам относят те, которые включаются в цену товара или услуги. Такой налог фактически платит потребитель, но перечисляется он в налоговые органы предпринимателями. Гос-во косвенно взимает налог с потребителя. Основные косвенные налоги: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Налог на добав. стоимость уплачивают юр. лица, а также пред-тели, осуществляющие свою деятельность без образования юр. лица. Акцизы — налог, устанавливаемый на отдельные виды товаров, работ, услуг, которые имеют монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Ими облагаются вино-водочные изделия, пиво, табачные изделия, ювелирные и меховые изделия и т.д. Таможенные пошлины взимаются таможнями с товаров, перевозимых через границу по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом. Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению гос-ных расходов и налогообложения для достижения поставленных перед эк-кой целей. Ее основными задачами являются обеспечение устойчивого эк-кого развития, увеличение занятости ,снижение инфляции. Фискальная политика в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую (политику встроенных стабилизаторов). Под дискреционной фискальной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Выработать правильную фискальную политику чрезвычайно трудно, во-первых, в эк-ке действуют как параллельные, так и разнонаправленные факторы, которые трудно учесть. Во-вторых, для проведения в жизнь фискальной политики требуется время (год—полтора), а за этот период эк-кая ситуация может резко измениться. 71. Сущность и осн концепции гос рег-я рыночной эк-ки. В разв рын эк-ки след вычленить неск важн закономерностей. Одна из них имеет тенденцию к пост усл . Время приводитк тому, что во взыимод вступает всё большее число эк аспектов. Порой это связ с немалыми издержками. Однако, доминирующий итог- рост рез-ти рын мех-ма. Эк процессы 17-18в создали качественно новую основу для др взаимосвязи соц-эк процессов между рын и гос. Мех-ми. Разв хоз силы на опр этапе стало нуждаться в усил поодерживающих и корректирующих мер гос-ва. Задача гос-ва помогать рын мех-му методами обесп его инфраструктур той сферы(сист прав норм, усл вмеш-ва и внутр уст нац валюты, сист общ благ) Такая инфраструкт нужна рын мех-му для более Эф-ой его саморегуляции. Эф соц-эк процессов оказ столь высоким , что в 1 пол 20в динамизим эк-ки стал чрезмерным. В то же время у хоз сист ещё не слож мех-м, кот в процессе экспансии мог бы мог бы предупреждать о границах, пределах необх для собл общеэкономич равн-ия. «Великая депрессия»-решающий урок.Итог эк взрыва- вывод о том, что роль гос соуч необх поднять на новый качественный уровень , найти более эф вариант взаимосвязи 2-х соц-эк явлений. С уч динамики рын мех-ма гос меры должны выйти за рамки нейтр поведения в рамки «ночного сторожа». Эк-ка стала нужд в более сложн комплексе гос мер. Возникло явл «экономическая политика» В рамках новой стратегии гос-во резко расширило сист мер инфраструкт хар-ра. Но гл , что потр от него новое кач сост произв мех-ма- нахождение - нахожд способов вмеш , его коррекции отн-ся меры по поддерж макроэк равновесия в услдальнейшего роста рын эк-ки. Само понятие равновесия рассм, рассм не только по эк , но и на соц соц эл-ы, что вызвано ростом самосозн граждан в ходе раз эк-ки. Потребовалось создание обширной сист соц страх. 1-е ростки эк пол-ки были связ со стратегией тн точечного возд, в её рамках нач отн самост явл , практ тамож, соц, пром и др формы пол- ки. В нач 20 в на смену пришёл комплексный вариант. Эк пол-ка приобрела более взимосвяз общеэк хар-р. 72. Концепции рег рын эк-ки: классическая, неоклассическа, кейнсианская, монетаристская, институциональная. а) Меркантелисты. История гос-ного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной эк-кой школой была школа меркантелистов. Она провозглашала активное вмешательство гос-ва в эк-ку. Меркантелисты утверждали, что главный показатель богатства страны-количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт. б) Классическая теория. В соответствии с классическим подходом гос-во должно обеспечивать безопасность жизни че-ка и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рын-ной эк-ки Адам Смит доказывал, что именно стремление пред-теля к достижению своих частных интересов является главной движущей силой эк-го развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные эк-кие свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли. в) Кейнсианская теория. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль гос-ва. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает эк- ку в состоянии депрессии. По его теории, гос-во должно активно вмешиваться в эк-ку по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по- настоящему обеспечивали бы выход эк-ки из кризиса. Кейнс считал, что гос-во должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина кап-ских кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно- финансовая политика и др. Модель гос-ного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями гос-го регулирования и объективными эк-ми условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. В 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы гос-ного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования. г) Неоклассическая теория. Сторонники эк-ки предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного пред-ства. Эк-кий пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т. е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией гос-во должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения произ-ти производства. Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям. В неоконсервативной модели гос-во может лишь косвенно влиять на эк-ку. Главная же роль в реализации эк-го развития страны отводится рыночным силам. 73. Основные формы и методы гос рег-я. Необходимость регулирования и функции государства. Государственное регулирование экономических процессов обусловлено как объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально- экономических процессов, так и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти. Приоритет государственной власти связан с особым положением и специфическими функциями государства, позволяющими оперативно вмешиваться в ход экономичен кого процесса. Следует иметь в виду и финансово-экономическую мощь государства. Решение названных задач осуществляется посредством выполнения государством определенных функций: правовой, воспроизводственно- технологической, прогностической, регулирующей, обеспечения текущих потребностей населения. Регулирующая роль государства — государство использует прямые и косвенные методы, формирует инфраструктуру, поддерживает сбалансированность общественного производства. Методы регулирования. Их можно условно подразделить на прямые и косвенные. Прямые базируются на административных мерах воздействия. косвенные, могут носить административный, но чаще экономический характер - антимонопольную политику, ценообразование, налоговую систему, налоговую инспекцию и систему государственных заказов. 74. Экономич ф-ии гос-ва в рын эк-ке. Границы гос рег-я. Гос-во активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов. Роль гос-ва в рыночной эк-ке проявляется через следующие важнейшие функции: а) создание правовой основы для принятия эк-ких решений. Гос-тво разрабатывае и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан; б) стабилизация эк-ки. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты; в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Гос-во организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.; г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Гос-во гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д. Очень важен вопрос о границах гос вмеш в эк-ку. Если гос-во пусть даже руководствуясь благими намер переступает предел, то происх деформация рын мех-ма. В этом случ рано или поздно прих говорить о разгосударствлении эк-ки. В эк т сущ разл точки зрения по поводу границ.Ответ на вопрос будет звисеть от того, что отвеч кейнсианцы или сторонники неоклассической теории, но в люб случ надо иметь в виду, что гос рег нужно пользоваться осторожно, не осл рын стимулы. 75. Причины возн, осн черты командно-административной эк-ки. Её кризис и необх реф-ия. Возникновение и эволюция командно-административной экономики - один из наиболее сложных и противоречивых процессов. Основная причина, обусловившая зарождение и существование в течение многих десятилетий различных моделей экономики данного типа - это общесистемный кризис и обнаружившаяся историческая предельность капиталистического способа производства. Административно-командная экономика исторически возникла в форме хозяйственной системы «военного коммунизма» во время гражданской войны и иностранной интервенции в России. Данная система характеризовалась максимальным ограничением товарно-денежных отношений и, в целом, экономических стимулов. Попытка повысить эффективность хозяйства была предпринята в условиях НЭПа, что привело к созданию первой исторической модели смешанной, экономики, в рамках которой сочетались методы государственного макроэкономического регулирования и рыночные стимулы, особенно на микро- и мезоуровнях Достаточно эффективная хозяйственная система НЭПа была ликвидирована конце 20-х годов, после чего утвердились типичные формы административно-командной экономики с присущей им бюрократической централизацией управления, ограничением товарно-денежных отношений, и преобладанием неэффективных экстенсивных методов хозяйствования. После второй мировой войны различные модели административно-командной экономики распространились во многих странах, но это распространение продемонстрировало, что, независимо от всех страновых и региональных особенностей, хозяйство остается неэффективным. В 50-е годы начинаются попытки реформирования командной экономики, но их ограниченный характер не способствовал успеху этих попыток. Кризис административно-командной системы углубился и в конце 80-х годов привел к ею разрушению. Проблемы реформирования. В 80-е годы необходимость отказа от командно-бюрократической организации экономики стала абсолютно очевидной; осознание этой необходимости приобрело всеобщий характер. Окончательно выявилась природа командно-бюрократического общества как ложной альтернативы капитализму, как тупиковой ветви на пути объективно необходимого преодоления антагонизма собственности и труда, действительно присущего капиталистическому обществу. Половинчатые реформы не смогли изменить командно-бюрократическую экономику, поскольку не затрагивали вопросов собственности. Кардинальное реформирование отношений собственности предполагает переход к таким социально-экономическим формам, которые адекватны современным производительным силам и способствуют их дальнейшему развитию. В настоящее время такой переход необходимо связан с процессом сближения социальных качеств собственности и труда. 76. Основные черты и закономерности переходной экономики. Зарубежный опыт перехода к рынку современного типа. Особенности переходного типа в России. Процессы перехода к рын. эк-ке различные страны переживали в различные периоды эк-ой истории: страны Зап. Европы в конце 17 века и первой половины 19, в России в период 1861-1913гг. Например Германия активно использовала в годы первой мир. в-ны прямой контроль над производством и распределением производимой продукции, превратив эк-ку в тотально милитаризированную. В сходном положении оказалась и Япония после 2-ой мир. в-ны. Она тогда располагала военно-гос-ой эк-ой и нуждалась не только в восстан-ии разрушенного хоз-ва, но и в реформировании. Переход ФРГ и Японии к рын. эк-ке нового типа (1948-49) осущ- ся с помощью шоковой терапии посредством либерализации цен и жестких антиинфляционных мер, строгого внешнеэк-го и валютного контроля. Был устан-ен эффективный гос. контроль за ценами многих групп товаров и услуг. Иностранный капитал исп-ся для стабилизации зарубежных платежей и для начального восстан-ия эк-ки и его роста. Опыт ФРГ и Японии важен с точки зрения не только недопущения разрывов эк-их связей между предприятиями, но и их укрепления. Это осущ-сь с помощью превращения предприятий в акцион. общ-ва, но и сущ-ть без рын. связей с другими акционерными обществами и отдельными предприятиями. Но вначале все же сохранялась бюрократическая опека гос-ва над национализированными в прошлом предприятиями В Германии, Японии, и многих др. западноевропейских гос-ах и странах Азии благодаря проведенным реформам за 5-6 лет был достигнут довоенный уровень пр-ва. Что касается восточноевропейских стран, из наиболее распространенных вариантов перехода к рын. эк-ке –эволюционного и радикального, то они избрали 2-ой вариант, кот. Представлен в виде «шоковой терапии». Такой метод был избран в Польше. Здесь кардинальным изменениям подверглись общ-ая соб-ть, превратившаяся в частную, фин-ая и банковская сис–мы. Тов.-ден. отн-ия приобрели всеобщий хар-ер. Была принята монетарная политика, сократилась эмиссия денег, отменены налоговые льготы, дотации на различные товары и т. д. Также была проведена политика ограничения доходов и либерализация цен. В рез-те Польша уже в первые годы реформ добилась стабилизации эк-ки, усил-ия фин. сис-мы, сократился внеш. долг, активнее заработал рынок. Китай изобрел эволюцион. путь преобразования командно-адм. эк-ки в рыночную. Реформа в Китае началась в конце 70-х г., когда наблюдался рост пр-ва, но этот рост происходил за счет частного сектора. В Китае был сохранен частный сектор со своими товарным хар-ом, на долю кот. приходилось 60% розничной торговли. В с/х было занято больш-во нас-ия , крестьянам была дана свобода выбора выхода из коммун, их перевели на семейный подряд. Но была повышена их ответственность за пр-во сельхозпродукции и реализации ее гос-ву по договорным расценкам на основе твердых гос. заказов. Предприятиям предоставляется право самост-но вести дело, оставлять часть прибыли на развитие пр-ва , также предприятия гос. сектора превратились в акцион. общ- ва. В обл-ти фин. сферы сохран-ся гос. цены (фиксированные и плавающие). Китай привлекает к себе иностранный капитал, создавая для этого усл-ия. Растет вывоз китайских товаров за рубеж. 77. Реформирование отнош-ий соб-ти и формир-ие рын. конкурентной среды в усл-ях переходного периода. Многочисленные попытки реформирования командной экономики оставались малоуспешными, пока они не затрагивают основу производственных отношений - отношения собственности. Господство государственной собственности и бюрократического централизма не оставляло места для реального действия рыночных закономерностей. Переход от формального к реальному рынку возможен лишь в том случае, если товарно-денежные операции осуществляются на основе принципа эквивалентности и подчинены целям реализации экономических интересов хозяйствующих субъектов. Это требует придания участникам экономических взаимодействий качеств реальных собственников. На смену обезличенной государственной собственности должна прийти система многообразных форм собственности, субъекты которых обладают качествами реальных товаропроизводителей. Адекватное современному состоянию экономики место необходимо при этом отвести частной собственности, отражающей степень и характер обособленности отдельных элементов и процессов в системе производительных сил. Частная собственность может выступать как в индивидуальной, так и, что в большей мере отражает особенности современного хозяйства, в коллективной форме. Существенной трансформации подлежит система государственной собственности - она не только ограничивается по масштабам, но и внутренне качественно преобразуется. Переход к рынку возможен лишь в том случае, если предприятия государственного сектора наделяются правами и ответственностью, превращающими их в реальных субъектов рыночного хозяйственного механизма. Государство как собственник может быть представлено, главным образом, через участие в капитале предприятий и в присвоении части их доходов (помимо налогов) соответственно доле в капиталах. Переход к рынку предполагает развитие различных разновидностей смешанной собственности, а также муниципальной и иных региональных форм собственности; собственности общественных организаций т.д. Главный критерий трансформ ^ии отношений собственности - экономическая эффективность вновь возникающих хозяйственных единиц, комплексов и их взаимодействий. Новые отношения собственности должны соответствовать объективным тенденциям развития производительных сил, способствовать формированию рыночной конкурентной среды и росту эффективности экономики. формирования конкурентной среды Хозяйственный механизм в переходный период направлен на создание экономики с высокой степенью конкурентной активности. Это предполагает формирование соответствующей конкурентной среды. Под последней понимается рыночная система отношений, а также свобода предпринимательства, ничем, кроме гражданского законодательства, неограниченная независимость, которая позволяет принимать оптимальные с его точки зрения предпринимательские решения принимать оптимальные с его точки зрения предпринимательские решения. Конкурентная среда - это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. В переходной экономике конкурентная среда несовершенна: не упорядочены права частной собственности и механизмы их защиты, еще полностью не сложилась система банков и других финансовых организаций, не отлажены договорные отношения между экономическими агентами. Для этого периода характерны слабая видовая дифференциация фирм, преобладание отдельных их видов. Многие из них стремятся извлечь выгоду из монопольного положения. Конкурентность рынков развита недостаточно. Широкое распространение получают различные законодательные органы, система лоббирования интересов министерств и отдельных регионов при утверждении государственных программ развития. Все это подчеркивает слабость и неразвитость режима конкуренции. Формирование в переходной экономике конкурентной среды - сложный и весьма длительный процесс. Он предполагает демонополизацию и разгосударствление экономики, в том числе коммерциализацию государственных предприятий и развитие частного сектора. Не менее важно в этом процессе создание рыночной инфраструктуры, антизатратных механизмов, постепенное прекращение субсидирования цен, и, наконец, - обеспечение конкурентных рынков. Проводя, например, демонополизацию экономики, следует помнить, что этот процесс предполагает не разукрупнение существующих производителей, а создание для них конкурентов на основе диверсификации производства, формирования новых производств аналогичной продукции, а также доступ на рынок иностранных конкурентов. Конкурентная среда в сформировавшейся рыночной экономике предполагает, что хозяйствующие субъекты строят свои отношения на доверии. Причем чем выше величина потенциального проигрыша по отношению к величине потенциального выигрыша, тем выше должен быть уровень доверия. Отсутствие цивилизованной конкурентной рыночной среды привело, например, в России к появлению "новых предпринимателей", весьма отличающихся от западных. Они, прежде всего, не организаторы производства, а, как они сами себя называют, "бизнесмены", ищущие в каждый данный момент максимальной и, главное, быстрой наживы. На формирование конкурентной среды существенное влияние оказывает хозяйственный риск, высокий уровень неопределенности. Это значит, что участники экономических отношений не могут точно предвидеть промежуточные и конечные результаты своих действий. В переходный период предприниматели России работают в условиях дополнительного риска и неопределенности. Этому способствуют: кризис в экономике и связанное с этим падение объемов производства, разрыв хозяйственных связей, неплатежи; неустойчивость политического положения; незавершенность формирования рыночной инфраструктуры; несовершенство законодательных актов. 78. Разгосударствление и приватизация в усл перех к рын эк-ке в Р. В ставшем обыденном представлении приватизация – это процесс преобразования на различных условиях государственной собственности в собственность частных лиц. Формы собственности предопределяют и соответствующие им темпы хозяйствования. Иными словами, любое разгосударствление, происходящее в бывших социалистических странах, с их тотальным господством государственной собственности, должно быть признано приватизацией. Однако, чтобы приватизация оказалась содержательным процессом и привела к формированию подлинно рыночной экономики, необходимы меры по созданию рыночной среды, адекватной частной собственности на средства производства. В ином случае приватизация сведётся к юридическому оформлению раздачи бывшей государственно-номенклатурной собственности в руки отдельных представителей бывшей номенклатуры без всяких положительных последствий для экономики в целом, прежде всего для повышения эффективности народного хозяйства. Это будет переход от совместной номенклатурной к индивидуально-номенклатурной собственности. С этой точки зрения процесс приватизации шире просто разгосударствления и может рассматриваться как одна из предпосылок и одновременно результатов процесса перехода к рыночной экономике. Разгосударствление собственности – термин «отечественного производства», родившийся в странах бывшего союза. Во всех других государствах процесс преобразования государственной собственности называется приватизацией. Разгосударствление экономики – процесс формирования многоукладной, смешанной экономики, децентрализация управления, освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления. Разгосударствление собственности осуществляется путём как создания новых частных, коллективных предприятий, так и производствами действующих государственных. 79. Особ-ти хоз-го механизма и изменение эк-их ф-ий гос-ва при переходе к рынку. Экономика переходного периода, принимающая рыночную форму, предполагает соответствующий хозяйственный механизм, без чего она не может себя реализовать. Хозяйственный механизм представляет собой совокупность конкретных экономических форм хозяйствования, методов управления, организационных структур и правовых форм, посредством которых осуществляется экономическое развитие общества. Сфера его действия распространяется не только на производство, но и на общество в целом. Хозяйственный механизм выступает системой организации общества как вершителя производительного процесса, подчиняется определенным объективным общественным закономерностям. Поэтому можно утверждать, что каждому этапу развития экономики присущ свой особый хозяйственный механизм. Переходная экономика порождает промежуточный тип хозяйственного механизма - уже не административно-командного, но еще и не совсем рыночного. Это переходное состояние характеризует экономику общества с двух сторон. Во-первых, со стороны изменения в управлении (демонополизация, децентрализация, переход от вертикальных к горизонтальным связям и др.). Во- вторых, речь идет об управлении самим переходом от одной экономической системы к другой. В переходной экономике постепенно создаются условия для возникновения новой модели управления, в основе которой находятся интеграционные процессы, ориентированные на долгосрочную перспективу. В прежней системе хозяйствования экономические преобразования являлись прежде всего результатом политических решений, нежели экономической целесообразности. В России, как наследие недавнего прошлого, в переходный период наблюдается тесное переплетение политической и экономической власти в функционировании хозяйственного механизма. В частности, властные полномочия в значительной мере продолжают определять доступ к собственности и возможности предпринимательской деятельности. В становлении хозяйственного механизма переходной экономики особую роль приобретают формирование конкурентной среды; деятельность предприятий в условиях многообразия форм собственности; денежные и финансово-кредитные отношения; открытые внешнеэкономические отношения. 80. Соц-ая политика гос-ва в усл-ях переходного периода. Совр-ая высокоразвитая рын. эк-ка харак-ся усилением взаимосвязи соц-ых и эк-их факторов. При этом эк-ая эффективность во все большей степени становится зависимой от соц-ых параметров хоз-ва: инвестиции в «человеческий капитал» превращаются в наиболее рентабельную и стратегически приоритетную форму капиталовложения. Этим предопределена особая роль соц. политики, значение которой еще более весомо для стран с переходной эк-ой. Социальная политика призвана обеспечить формирование и расширение социальной базы реформ, регулирование отношений между предпринимателями и работниками, защиту интересов малообеспеченных слоев населения и других его групп, испытывающих объективные трудности в связи с рыночной перестройкой хозяйства. Объектами социальной политики являются также правовые идеологические и иные надстрочные факторы реформирования, борьба с экономической преступностью, экономическая ориентация производства и другие стороны общественных отношений. Главным субъектом социальной политики является государство в лице центральных институтов власти, но важную роль в придании реформам необходимой социальной ориентации играют и другие общественные институты - партии и профсоюзы, объединения предпринимателей и потребителей, средства массовой информации, фирмы и регионы. Очевидно, что успех реформ зависит от того, происходит ли в ходе их осуществления улучшение экономического положения основной массы населения. В связи с этим, деятельность всех субъектов социальной политики должна быть направлена на расширение социальной базы реформ, на постоянное увеличение числа людей, доходы, уровень и образ жизни которых растут и качественно совершенствуются по мере углубления реформационных преобразований. Следует пресекать экономические тенденции псевдопредпринимательства, возникающие в условиях политической и правовой неопределенности, изменение норм экономического поведения, этики и психологии. В особой защите нуждаются группы населения, по объективным причинам не способные эффективно включаться в конкурентную борьбу - больные и престарелые, семьи с большим количеством иждивенцев, малообеспеченные слои, лишенные «стартового капитала» и д.р. Системы социального обеспечения и социальных гарантий при переходе к рынку не только не должны ликвидироваться, но, напротив, подлежат всемерному развитию и совершенствованию. Особо важным компонентом социальной политики в переходный период является регулирование-занятости, имеющее, помимо экономического, большое политическое, идеологическое и психологическое значения. Необходимы как меры финансовой поддержки безработных с помощью пособий, так и, прежде со структурной перестройкой экономики. 81. Формир-ие открытой эк-ки в переходный период. В процессе перехода к рын. эк-ке важное место отводится внешнеэк-им факторам. Постсоциалистические страны переходят от прежних систем к открытой эк-ке. Сущность данного процесса предполагает интеграцию этих стран в систему мирохозяйственных связей, максимальное использование преимуществ международного разделения труда. Переход России к открытой экономике происходит в очень сложных условиях, носит противоречивый характер. В, частности, в последние годы были сняты практически все ограничения во внешнеэкономической деятельности. Это привело к большим негативным последствиям. Вместо ожидавшегося улучшения . экономических результатов произошло ухудшение количественных и качественных характеристик международного обмена России. За 1992-1995гг. ее внешнеторговый оборот сокращался быстрее, чем уменьшался валовой внутренний продукт. В последние годы усилилась финансовая и технологическая зависимость от промышленно- развитых стран. Россия потеряла ряд важных внешних рынков сбыта, особенно машин и оборудования, военной техники. Раскрытие российского рынка перед Западом фактически в одностороннем порядке привело к тому, что отечественные производители стали вытесняться не только с внешнего, но и с внутреннего рынков. Крупные масштабы приобрел неконтролируемый вывоз многих товаров из страны. В результате российская экономика, по данным Минэкономики, за весь период реформ потеряла 210-230 миллиардов долларов, которые осели в западных странах. Нарастает долларизация экономики. Обращающаяся внутри страны иностранная валюта превысила по объему всю рублевую массу. Россия по размерам внешнего долга в мире уступает лишь Мексике и Бразилии. В то же время масштабы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику мизерны. Они составляют лишь десятые доли процента в общемировой величине имеющихся инвестиций. Выход из сложившейся ситуации связан с изменением ориентиров. Исходной проблемой здесь является достижение синхронизации внутренней и внешней либерализации экономики. С одной стороны, речь идет о разумном протекционизме (на строго определенный срок, достаточный и вместе с тем жестко установленный, для решения нашими предприятиями насущных проблем обеспечения конкурентоспособности своей продукции). С другой стороны, о поддержке экспорта. Представляется, что ближайшая задача стимулирования экспорта продукции обрабатывающих отраслей- поддержка отечественной индустрия в отношении возвращения утраченных за несколько последних лет позиций на рынках стран СНГ. Действенным средством может быть кредитная поддержка экспорта продукции обрабатывающей промышленности в страны Содружества. Формирование открытой российской экономики требует серьезной структурной перестройки. Исключительно важное значение приобретает переход от традиционного товарного обмена к более высоким формам сотрудничества. Акцент должен быть сделан на расширении участия России в международном разделении труда, усилении роли внешнеэкономических связей в экономическом росте и структурных преобразованиях. Среди наиболее надежных средств закрепления отечественных товаропроизводителей на мировых рынках (прежде всего стран СНГ) - формирование различного рода транснациональных, совместных с хозяйствующими субъектами из этих государств, предпринимательских и коммерческих структур. В рамках таких транснациональных объединений можно наиболее эффективно в современных рыночных условиях развернуть производственную кооперацию и инновационную деятельность, повысить качество управления производством и финансовой деятельности. Следует отказаться от примитивного представления об открытости экономики как снятие административных ограничений на внешнеторговые операции. Наконец, формирование рыночной экономики открытого типа может быть реально доступно только при активной преобразующей роли государства. В условиях растущей интеграции национальных экономик в мировое хозяйство и усиления их открытости значение регулирующих функций национального государства во внешнеэкономической жизни страны возрастает. 84. Глобальные экономические проблемы современного мира 1 Проблема преол бедности и отсталости. Она хар-на преждевсего для развивающихс стран, где прож 2/3 населения. Огр масштабы бедности и отсталости выз сомнение в том . что можн вообщ говорить о норм разв и прогрессе чел общ-ва. Пробл услуг тем , что достиж научно-техн прогресса обходт стороной многие из этих тран. Больинство экономистов считает, что определяющее значение в решении пробл бедности и отсталости имеет разработка в развив стр эффективных нац сратегий развития, опир на внутр экономич ресурсы на осн комплексного подхода. 2. Проблема мира и демилитаризации Пробл сохр мира и избежания разр ядерной войны, вопр да недавнего врем как глоб пробл №1 сейчас утратила прежнюю остроту и фатальность. 3 Продовольственная пробл Мир прод пробл наз одной из главн нерешённых пробл 20в. 4 Проблема природных рес-ов. В 20в обозначилась пробл исчерпаемости и нехвтки природных ресурсов особ энергетических и минеральногосрья. В сущн глоб энрг-сырьевая пробл предст собой 2 оч близк по хар-ру происх пробл: энергетич и сырьевую При этом пробл обесп энергией явл в знач мере произв от пробл сырьевой, по скольку практ большая часть исп в наст время сп-ов получ энргии по сути явл перераб специфич энерг сырья. 5 Экологич пробл Э разв во всё боьш мере стало осущ без надл учёта возм окр природной среды, доп хоз нгрузок на неё , потен ёмкости биосферы 6 демографическая проблема Демогр пробл в общем виде закл в неблагоприятн для эк рзв динамики. Населения и сдвигах его возр структуре Данная пробл склад по- разному в развивающ и в раз и в постсоциалистич странах. 7 Проблема устойчивого развития 8 Пробл разв человеч потенциала. Разв эк люб стран и эк в целом, особ в совр эпоху, опр её чел потен , те труд рес-ми и гл – их кач-ом. А оно прояв прежде всего в виде квалиф и трудовой морали. 9 Новые глоб проблемы – проблема Мирового океана и проблема освоения космоса. 85. Зарождение эк теории Данная тема занимает особое место в структуре общей экономической теории, так как она является своеобразным методологическим введением в изучаемый курс. Необходимо выяснить, что исследует общая экономическая теория, какие приемы она для этого использует, какую роль играет в развитии общества. Сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниями экономической теории. При изучении этой темы студенты получают представление о целом ряде новых категорий, иных постаново проблем, оперировать которыми, расширяя их и обогащая, придется на протяжении изучения всего дальнейшего курса. Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается экономика. Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна, и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т. д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние. Экономическая мыль Древней Греции и ученые той поры, например Платон (427 – 347 гг. до н. э.) и Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.), сформировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материальных благ, равновеликом обмене эквивалентов. Мыслители Древнего Рима – Сенека (4 – 65 гг. до н. э.), Лукреций Кар (39 – 55 гг. до н. э.) и др. исследовали экономические причины разложения и гибели рабства, главной из которой, по их мнению, было отсутствие материального интереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономических концепций христианства, к>торое в последующем историческом процессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь. Христианские мыслители и проповедники объявили простой хозяйственный труд необходимым и святым делом, считая, что «Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не есть». Христианское учение обосновывало принципы справедливого ценообразования, социальной, а не индивидуальной оценки благ с учетом затрат труда. Однако мыслители древности еще не выделяли экономические явления из всей суммы общественных процессов, не создали систематизированного учения об экономике. Итак, как прикладная наука о ведении хозяйства, экономическая наука возникла в период рабовладельческого строя. Но только в XVI – XVII вв. появилось ее название – политическая экономия (от греческих слов: «политейя» - общество, «ойкос» - дом, хозяйство, «номос» - закон). Таким образом, политическая экономия – наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках государства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается в начале XVII в. 88. Экономические воззрения основоположников классической политической экономии: У.Петти, П.Буагильбера,. Политическая экономия А.Смита и Д.Рикардо. Петти. Методология его исследования. К сер XVII века англ капитализм вступает в мануф стадию. Типичной фигурой эпохи, когда перв накопление капитала заверш и нач в развернутых формах непосредственно капиталист произв, был основатель классической школы бурж полит экон, англ эк У.Петти (1628-1687). Он был прежде всего идеологом бурж, он отстаивал неприкосновенность частн собст перед лицом как притязаний феодалов, так и требований неимущих слоев населения. Метод исследования экономики приобретает у Петти новые черты. Он стремится проникнуть в сущность экон явл и процессов, найти их не внешние, а глубинные причины. Петти пытается представить эк как целостную систему, что означает реализацию метода абстракции, впервые примененного в бурж политэкономии. Огромное знач он придавал также колич анализу, изучению колич выраж эк процессов, явившись основателем и статистической науки. Учение Петти о стоимости. Источник вещественного богатства он видит в труде. На этом базируется и достижения в анализе товара, его стоим; впервые сделан шаг в разработке теории товарного произв: указана не только необходимость соизмеримости товаров, но и объективная основа этой соизм. «Естественная цена»,по его мнению, может выраж в благородных металлах. Он отождествляет стоим с менов стоим, а мен стоим с деньгами. Петти при оценке величины стоим счит необходимым учитывать то, что товары «произведены землей и человеч трудом». Поиск единой меры, сводящей к единой основе влияние на стоим труда и земли, приводит Петти к еще более ошибочному положению о том, что в качестве этой меры выступает зарплата. Петти заложил основы труд теории стоим, он указал на труд как на естественную основу рын цены. Однако в трактовке стоим Петти допускал мерк колебания: он отождествлял стоим с мен стоим, а мен стоим с благор метал. Не понимая двойств хар труда, Петти смешивал абстр труд с конкр, причем под абстр трудом он в неяв форме подразумевал конкр труд, созд золото и серебро. Экономические взгляды П.Буагильбера. Идеи классич бурж политич экономии во Фр впервые были выдвинуты Буагильбером (1646-1714). Он занимал важные посты в администрации Людовика14. По его мнению именно крестьяне явл создателями богатств, присваиваемых др классами общ. Изучение роли матер произв, значения деят крестьян для экономики страны привело его к осознанию зависимости м\у стоим и трудом. Он отмечал различие м\у рын ценой и стоим, кот наз «истинной» или «справедоивой», стоимостью. «Справедливую» стоимость он опр трудом, затраченным на произв товара. Он отмечает, что стоим находит свое выраж ч\з приравнивание труда, воплощенного в одном конкретном товаре, к труду, затрач на произв др конкр товара. Его теория стоим носит более общий характер. А.Смит. В его работах главное место занимает бесспорно «Исследование о природе и причинах богатств народов» (1776). В основе исследования- производство материальных благ. Научный успех Смита можно объяснить тем, что сущность экон явлений им выявилась прежде всего из исслед самого произв. Причем произв. представлялось как произв в целом, предполагая при этом единство непосредственного произв. материальных благ, их распр. обмен и потребл. на этой основе С. показал, что необходимо относиться к хоз. как к системе. Этот подход позволил выявить законы самого обществ хоз. С. серьезное внимание уделял обществ распр труда, производит. и интенсивности труда. Он подчеркивал важность понимания факторов произв., произв ресурсов ,а также числа людей и на этой основе выводил производит. труда. Смит уделяет внимание экон отнош и их соц хар. Рикардо. Теория трудовой стоимости. Свои идеи он не только базирует на теории труд стоим, но и отстаивает ее. . Подтверждая идею трудовой стоимости о том, что стоим товара опред колич труда, затраченного на их произв, Рикардо критикует Смита за ту противоречивость, кот проявил он в трактовке стоим. Саму стоим и определение ее рабочим временем он сч абсолютным законом как для простого произв, так и для капиталист. Он прямо указал, что «стоим товара или колич товара, на кот он обменивается, зависит от относит труда, кот необходимо для его произв, а не от большего или меньшего вознаграждения, кот уплачивается за этот труд». Рикардо уделял внимание связи между ростом производительности и величиной стоим, сведению сложного труда к простому и тому, что стоим товаров сложного труда больше стоим продуктов простого труда. Рикардо указывал на то, что хотя силы природы и участв в создании потреб стоим, но не участв в создании стоим. Рикардо о распределении стоимости. Рикардо отждествлял труд и рабочую силу, ему казалось, что рабочий продает не свою рабочую силу, а сам труд. Он видит, что стоим товара создается трудом рабочего и величина ее опред колич труда, а в обмен на свой труд рабочий получает меньшую стоим в виде зарплаты. Если не был бы нарушен закон стоим, то вся стоим принадлежала бы рабочему. Рикардо о рентных отношениях. Он обосновал вывод, что рента явл результатом труда ,частью стоим с/х продукта. Рикардо о сущности денег. Рикардо сч, что деньги явл товаром и что золото и серебро, выполняющие роль денег обладают стоим, завис от колич труда, затрач на их произв 89. Теоритические основы марксизма. Теория товара, двойственного характера труда. Теория прибывочной стоимости. Полит экон особо заметно превр в научную эконом теорию благодаря возн марк шк, родонач кот был Маркс (1818-1883), а также Энг. Марксизм повлиял на многочисленные воззрения экономистов, философов, на политикуи т.д. Идейные истоки марксизма. Эта экон теория создав не на голом месте. Маркс и Энг внимательно относились ко всему теоретич наследию предшественников- экономистов, воспринимая все лучшее, отвергая все неприемлемое, и на этой основе исследовали капит способ произв, открывая его законы. Был впервые разработан метод диалектического материализма, благодаря кот стало возможным познание мира и общ с наууч позиций Реальное применение этого метода прослеживается во многих работах М, особенно в «Капитале». Марксисты активно использовали в своих науч изысканиях наследия философов, спос формир науч метода позн, без чего немыслима наука вообще и экономич. Экономич учения М и Э. Первое экон исследование. В 40 г. М приходит к выводу, что экон теория играет опред роль в системе взглядов на рзвитие общества, смене одной общ формации другой, более прогрессивной. При этом особое значение придается взаимос производит сил и произ отнош, развитие кот прив к смене общественно-экон формаций. В этом М видит экон закон развития общ, в частности, что явл основной целью его науч работы. Эта работа осущ в сотруднич с Энг. Энг отмечает, что человеч деят с развитием част собств распалась на труд и капитал, и что эти обе части враждебно выступают друг против друга, частн собств явл источ взаимной враждеб м\у людьми. Энг приходит к выводу о необходимости уничт частной собст. С част собств Энг связывал и торговлю. Он харак ее как источник общесв, нравств разложения, не вдаваясь в сущность торговли, которая служит прогрессу общества. М и Э проникались идеей о том, что в разв общ лежит произв матер благ, что определяющим станов производит силы, развитие которых влечет за собой и экон отнош. В центре внимания М и Э было изучение полит экон. Это труд, разделение экономии, зарплата, прибыль рента, капитал, товар и его св-ва. «Капитал» Маркса. Структура «Капитала». «Капитал» по своей структуре имеет строгую, научн последоват, позвол понять не только сущн экон теор мар-ма, но и проследить методологию анализа сложных экон процессов.,происход в капит общ. Это проявл в том, что М стремится выяснить сущность капитал экон отнош с помощью прибав стоим, капитала, создав теорию прибав стоимости. Этому посвящ 1-й том «Книга 1: процесс производства капитала».2-й «Книга 2:процесс обращения капитала» посвящен движению капитала, в процессе кот происх смена его форм. Здесь он раскрыв конкретн формы капитала, принадлеж разл классам капитал об-ва. В 3-ем «Книга3:процесс производства и обращения капитала». М увидел проявления внешние прибыли, и др экон категорий. 4-й том «Теории прибавочной стоимости». Элементарная клеточка буржуазного общества. «Элем клет» М счит товар с его свойствами. М писал в «Капитале», что «богатство обществ, в которых господствует капиталист способ произв, выступает как «огромное скопление товаров, а отдельный товар, как элементарная форма этого богатства». Товар, потреб стоим, стоим, меновая стоим, деньги порождают товарно-ден отношения. В «Капитале» М развивает теорию трудовой стоим, придает ей глубокий научный характер. М свой анализ посвятил качественной стороне стоим и труда, создающего стоим. Используя диалект метод познания, М рассматривал товарное произ, его категории, законы как исторически приходящие. |
|
© 2007 |
|