РУБРИКИ

Шпора: Шпоры по экономичекой теории

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Шпора: Шпоры по экономичекой теории

кризисав России, носящий нециклич хар-р, к ней нельзя применять набор

привычных инструментов. Длительность трансф кризиса оплачивает применение

монит программ, исп которых предполагает скоростной мех-м адаптации

предприятий к рын регуляторам. Для Кейнсианских программ в России так же

имеются сущ-е огр . Рецепты зап образца, антициклического рег-я эк-ки в

чистом виде для России не пригодны, т.к. она решает совсем иные проблемы не

переход от развитого рынка к сл ступени , а процесс формированияоснов рыночн

мех-ма, кот-й встаёт на повестку дня в эк-ке развития России

61. Безработица: сущность , причины, осн формы и последствия. Взгляды на

безработицу.

Безработным считается человек, который хочет работать, может рабо­тать, но не

имеет рабочего места. Следует отметить, что в странах с командной экономи­кой

безработица официально отсутствовала. Однако зна­чительные масштабы приняла так

называемая скрытая безработица, когда число занятых в народном хозяйстве

значительно превышает потребности в них. Это явилось одной из причин низкой

производительности труда, паде­ния производственной дисциплины, неэффективности

эко­номики. Во время спада уровень безрабо­тицы растет, а в периоды подъема

сокращается. Причиной безработицы являются также экономические кризисы, во

время которых происходит массовое сокращение рабочих мест из-за бан­кротств,

снижения объемов производства и необходимости его модернизации. Фрикционная

безработица связана с временными перерывами в работе из-за поисков новой

работы. Структурная безработица возникает в связи с внедрением

достижений научно-технического прогресса в производство, когда новой структуре

рабочих мест не соот­ветствует сложившаяся профессионально-квалификацион­ная

структура рабочей силы. Циклическая безработица связана с

экономическими циклами. Добровольную безработицу, когда люди не хотят

работать из-за низкой заработной платы, отдаленности места работы от места

жительства и по другим причинам, несмотря на наличие свободных рабочих мест;

вынужденную, возникающую при избыточном предложении труда, когда невозможно

устроиться на работу даже за низкую зарплату; скрытую, когда число

работников в про­изводстве превышает объективно необходимое. Фрикционная и

структурная — имеют место всегда. Поэтому занятость считается пол­ной, если

уровень безработицы равен сумме фрикционной и структурной безработицы. Он

называется естественным уровнем безработицы. Естественный уровень

безработицы растет - законом Оукена: каждый 1 % прироста безработицы

сверх ее естественного уровня приво­дит к отставанию объема ВВП на 2,5 %.

Кейнсианский взгляд на б/р: Классич анализ не видел в б/р серьёзн эк

проблемы, на своб рынке с подвижной эк-ой такое полож долгое время сохн не

могло. Если б/р стан длит., это¼становилось из-затого, что профсоюзы

не допускали сниж з/п. СлеҼовательно б/р – Добров выбор самих рабочих.

Между тем, во время б/р 30-х несост этой позиции становилась всё более

очевидной. Все труднее было утв-ть, что б/р – временное явление, что её

работники выбир добровольно.

Стокгольмская школа и Кейнс утверждали, что сов впрос в общ-ве упр V пр-ва, а

значит и спросом на раб силу => б/р возн из-за недост спроса. Кейнс не

отрицал, что пониж з/п может привести к сокр б/р , но он относился скептически

к попыткам применять эту меру в кач-ве важнейшего лекарства против б/р.

на практ трудно снизить з/п, поэтому маловероятно, что эта стратегия удачна.

2) Сущ риск, что пониж з/п не стало бы эффективным ср-ом против б/р З/п –

ен только издержки для пр-ия , но ист доходов для потр-ля. Кейнс рекомендовал

след реш-е: гос-во должно бороться с б/р с пом экспансионистской ф ин пол-

ки. Повыш дох-ды гос-ва или пониж налоги можно увелич в эк-ке совокупн спрос

, что приведёт к повыш спроса на раб силу, что пониз Ур-нь б/р. 3) б/р явл

следствием деформации гибкости рынка.

62. Инфляция, её сущность, причины и формы проявления. Уровень инфляции и её

осн виды. Антиинфляционная политика.

Инфляция-длит и уст тенденция роста уен на прод-ию, не компенсируемая

увеличением её кач-ва. Падение покупательной способности денег, обеспечение

ден ед-цы в усл бум-ден обр.

2 вида: 1. инфляция спроса(ИС). Традиционно изменеия в ур-не цен объяснн изб

совокупным спросом. Эк-ка может попытаться тратить больше, чем она СП-на

произв. Она можетстремиться к какой то точе\ке находящейся вне кривой своих

произ возм.Произв сектор не в сост ответить на этот спрос увеличением реал V

прод-ии, тк все имеющиеся ресурсы уже полностью исп . поэтому этот избыт-й

спрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный V прод-ии и вызывает

ИС. ПРИЧИНА инфляции для условий развитой рын эк-ки амортизируется

посредством ф-лы Фишера: MV=PQ, где М- ден масса, Р- цена, V-скорость обращ

денег Q- объём пр-ва.

2. Инфл, вызванная ростом издержек пр-ва, или падением совокупного

предложения может также возникнуть в рез-те уменьшения издержек и предлож на

рынке.

Теория инфляции, обусл ростом издержек, объясн рост цен такими формами , кот

приводят к росту издержек на ед-у продукции. Издержки на ед-у продукции –

сред издержки при данном V продукции.

Общие затраты­­­­­­­­­­

Идержки на ед продукции= кол-во ед прод-ии

Повыш издержек на ед продукции в эк-ке сокращ прибыль и V продукции, кот первые

готовы предложить при сущ ур-не цен . В рез-те падения предложения тов и услуг

в масштабе всей эк-ки. Это падение предлож в свою очередь возрастания Ур-ня цен

=> по этой схеме издержки (предложение), а не спрос взвинчивают цены, как

это происходит при ИС.Если мы обратимся к правой части ф-лы MV=PQ, то обнаруж,

что инф-е импульсы могут идти и от предложения. 2 источника инфл обусл ростом

издержек: рост номинальной з/п и цен на сырьё и энергию. В реальном мире всё

сложнее. На практике трудно разл эти типы.

Типы инфляции: 1. умереннаЂ инфляция- цены растут медленно(мен 10% в год) 2

.галопирующая Ђнфл – цены раст от 20 до 200% в год . Б-во контрактов привяз к

росту цен или к иностр валюте. 3) гиперинфляция – кол-во денег в обращении

растёт астрономич темпами. Расх цен и з/п становится катастрофич.

Хаар-я инфл с научн точки зрения, отметим, что она может иметь как ценовые,

так и неценовые ф-мыпроявления. В соотв с этим различают открытый и

подавленный тип инфляции. Открытая неценовая инфл проявл в тенденции роста

цен, не связ с ростом кач-ва рпод-ии. Она серьёзно деформирует механизм

рынка. Ценовую инфл можно измерить. Если гос-во вместо возд на глубинные

причины инфл-ии начнёт продавлять формы и проявления фиксируя цены и доходы

и в крайнем случае устанавливая тотальный контроль над ценами и д-ми, то инфл

преобр в более опасный вид – подавление неценовой инфляции.Подавл сопутств

деформация рын мех-ма. Деформация может обернуться полным подавл рын эк-ки. В

разв рын эк-ке уже давно не допуск подавление симтомов инфляции.

.АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА Негативные социальные и экономические последствия

инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную

экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государсвом

регулированию денежной массы. Антиинфляционная

политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-

кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизациии

действий по регулированию и распределению доходов. Оценивая характер

антинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках

первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства)

предустатривается активная бюджетная политика - маневрирование

государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный

спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате

сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может

произойти спад

инвестиций и производства, что может привести к застою и дяже к

явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться

безработица.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При

недостаточном спросе осуществляются программы государственных

капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного

дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос

на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными

средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать

инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные

возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической

теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно

и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования

проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который

определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного

процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить

дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку

стимулирование экономического роста и искуственное поддержание занятости

путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над

инфляцией.

Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих

стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов,

главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы -

третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную

стратегию борьбы с инфляцией,

она не всегда достигает объявленной цели.

63. Денежное обр и денежная система. Законы ден обращения.

Деньги в усл рыночной эк-ки осущ непрерыное движение в сфере обращения и это

движ связ прежде всего сисп ф-ии ср-в обращения и ср-ва платежа наз ден

обращением. Успешно ф-ие ден обр предп эффективную ден сист . Устр ден сист

опр видом использ ден эквивалента, типом ден оьращения и сущ в стране мех-ом

рег-я ден отношений.

Денежное обращение - это непрерывное движение денег. В своем развитии

денежное обращение прошло три исторических этапа:

золотомонетный тип. На этом этапе денежная единица любой страны имела золотое

содержание или обеспечение;

золотобумажный тип денежного обращения. Бумажные деньги пришли двумя путями:

а) порча монет. Казначейские векселя, то есть обязательства государственной

власти, которые свободно обменивались на серебряные и медные монеты; б) через

коммерческий вексель, то есть обязательства отдельного промышленника или

торговца уплатить в определенный срок деньги за полученные в кредит товары.

Позже банкноты стали выпускать банки. Банкнота обеспечивается государством

золотом, драгоценными металлами и другими активами государственного банка.

Банковский тип денежного обращения. Он характеризуется тем, что бумажные

деньги, никак не связаны с золотом.

Сегодня функционируют так называемые банковские деньги, то есть основная

масса операций по покупке и продаже товаров совершается без участия денег

(безналичный расчет) или с помощью кредитных карточек.

Количество денежных знаков, необходимых для обращения, определяется законом

денежного обращения.

Сколько денег нужно для обращения:

К = (сумма цен товаров - продажа в кредит - взаимопогашаемые платежи +

возврат кредита)/скорость оборота денежной единицы. В упрощенном виде:

К = (масса реализуемых товаров * средняя цена товара)/ скорость оборота

денежной единицы.

При избыточном эмитировании денежных знаков происходит инфляция.

В России общая масса денег - 12% от ВНП.

Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной

формах представляет собой денежное обращение. Денежное обращение зависит от

обращения денежной единицы. У нас 6 оборотов за год. Зависит от цен и

количества товаров.

Кд=СЦ-ПК-ВП+ВК/ О

где Кд - количество денег для обращения и платежа

СЦ - сумма цен реализуемых товаров и услуг

ПК - продажа в кредит

ВП - взаимопогашающие платежи

ВК - возврат кредита

О - число оборотов денежной единицы

Закон денежного обращения, открытый К.Марксом, устанавливает количество

денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства

платежа.

Количество денег зависит от количества проданных на рынке товаров и услуг,

уровня цен и тарифов и скорости обращения денег.

Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за

известный период, т.к. одни и те же деньги в течение определенного периода

постоянно переходят из рук в руки, обслуживая продажу товаров и оказания

услуг.

Денежная масса - совокупность покупательских, платежных и накопленных

средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и

юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный показатель

движения денег.

64. Банковская система. Сущность, ф-ии и операции банков, их виды.

Банковская система - одно из высших достижений эк-кой цивилизации.

В России функционирует двухуровневая банковская система.

1 уровень - Центральный (эмиссионный) банк. “Банк банков”.

Функции Центрального Банка:

1.Денежная эмиссия.

2.Регулирование денежного обращения.

3.Реализация официальной денежно-кредитной и валютной политики.

Денежная или банковская эмиссия - функция обеспечения потребности

национальной экономики в наличных деньгах.

Основные задачи ЦБ:

Проведение политики государства в области денежного обращения, кредита и

расчетов, обеспечение устойчивой покупательной способности денежной единицы,

регулирование и контроль деятельности коммерческих банков.

Важными регуляторами макроэкономических пропорций и поведения финансовых

посредников являются методы воздействия на банковскую ликвидность (активные

средства банка): учетная политика ЦБ, политика открытого рынка и политика

минимальных резервов.

2 уровень составляют частные и государственные банковские институты или

коммерческие банки. К ним относят:

- собственно коммерческие (депозитные) банк, основная деятельность которых

связана с приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;

- инвестиционные банки, которые занимаются помещением собственных и заемных

средств в ЦБ, выступают посредниками между предпринимателями, нуждающимися в

средствах для долгосрочных вложений и вкладчиками средств на длительный срок;

- ипотечные банки, предоставляющие долгосрочные кредиты под залог недвижимого

имущества;

- сберегательные кассы и кредитные общества;

- страховые и пенсионные фонды.

В России 6 специализированных государственных банков:

1.Государственный Центральный Банк (Госбанк).

2.Промышленно-строительный банк (Промстройбанк).

3.Банк агропромышленного комплекса (Агропромбанк).

4.Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк).

5.Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сбербанк).

6.Банк внешенеэкономических связей (Внешэкономбанк).

65. Кредит: принципы, функции и формы.

Необходи­мость кредита обусловлена тем, что у одних домохозяйств, предприятий

появляются временно свободные денежные средства, а другим они требуются. В

рыночной экономике основными поставщиками денежных средств являются

до­мохозяйства (личный сектор), а потребителями — бизнес. Их взаимодействие

осуществляется через посредников: коммерческие банки, инвестиционные компании,

страхо­вые общества, брокерские конторы и т.д. Именно они аккумулируют

свободные финансовые средства и размеща­ют их среди потребителей ссудного

капитала. Система экономических отношений, возникающих в процессе

предоставления денежных или материальных средств во временное пользование на

условиях возвратности и, как правило, платности, называется кредитом.

Юридическое (физическое) лицо, предоставляющее ссуду, называют кредитором,

а берущее ее, — заемщиком. Кредит выполняет следующие основные функции:

перераспределительную; замещения наличных денег кредитны­ми деньгами и

операциями (безналичный расчет). Эти функции определяют роль кредита в процессе

воспроиз­водства. Он ускоряет развитие производства, повышает его

эффективность, обеспечивает непрерывность. В зависимости от сроков, на которые

предоставляется ссуда, различают онкольный (вы­дается на небольшой срок

и погашается по первому требо­ванию кредитора); краткосрочный (до

одного года); среднесрочный (от одного года до пяти лет);

долгосрочный (свыше пяти лет) кредиты. По составу кредиторов и заемщиков:

банковский, коммерческий, государственный, потреби­тельский, международный,

лизинг-кредит.

Банковский кредит предоставляется в основном ком­мерческими банками в

виде денежных ссуд предпринима­телям, населению. В зависимости от обеспечения

различа­ют гарантированные (обеспеченные) и негарантированные (необеспеченные)

ссуды. По срокам погашения ссуды бывают срочные, отсро­ченные и просроченные.

По харак­теру погашения различают ссуды, погашаемые единовре­менным взносом и в

рассрочку. Коммерческий кредит — это кредит, предоставляемый

хозяйствующими субъектами друг другу в товарной форме путем отсрочки платежа.

Государственный кредит имеет место, когда заемщиком выступает Государство, а

кредиторами — банки, население, предприятия. Для заимствования необходимых

денежных средств государство выпускает и продает ценные бумаги: казначейские

векселя, облигации. Покупая их, субъекты хозяйствования, население кредитуют

государство. Потребительский кредит в основном связан с

предо­ставлением населению ссуд на приобретение товаров дли­тельного

пользования. Лизинг-кредит — это предоставление в долгосрочную аренду

машин и оборудования, транспортных средств и т.д. при сохранении права

собственности на них за арен­додателем. Он делится на финансовый и оперативный.

Международный кредит получили на­звание внешние займы. Банки путем

кредитования способны создавать новые деньги. Объем средств на резервных счетах

кредитно-финансовых институтов является основным объектом денежно-кре­дитного

регулирования. Изменяя его с помощью инстру­ментов денежно-кредитной политики,

можно влиять на предложение денег с целью стабилизации совокупного объема

производства, уровня цен и занятости.

66. Рынок ценных бумаг: сущность, структура, ф-ии.

РЦБ является составной частью финансового рынка, который делится на денежный

рынок(все инструменты фин., связанные с краткосрочным обращением) и рынок

капиталов(средне и долгосрочные кредиты и ценные бумаги - акции, облигации и

т.д.)

На рынке ценных бумаг или фондовом рынке продаются и покупаются за деньги

ценные бумаги в виде акций облигаций, векселей, лотерейных билетов и т.д.

Различают первичный рынок продажи новых выпущенных бумаг после их эмиссии и

вторичный рынок продажи уже обращающихся бумаг.

Фондовый рынок исторически начинает развиваться на основе ссудного капитала,

т.к. покупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу части денежного

капитала в ссуду.

Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг является прежде

всего обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ

этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами

капиталу.

Как и любой другой рынок, РЦБ складывается из спроса, предложения и

уравновешивающей их цены. Спрос создается компаниями и с некоторых пор

государством, которым не хватает собственных доходов для финансирования

инвестиций. Бизнес и правительства выступают на РЦБ чистыми заемщиками

(больше занимают, чем одалживают), а чистыми кредитором является население,

личный сектор, у которого по разным причинам доход превышает сумму расходов

на текущее потребление и инвестиции в материальные активы (главным образом

жилье).

Основными участниками РЦБ явл. Фондовые биржи и инвестиционные фонды.

Ценной бумагой является документ установленной формы и обязательных

реквизитов удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача

которых возможны только при его предъявлении.

67. Фин отн и фин сист гос-ва. Гос бюджет.

Фин-вая система - совокупность различных форм организации фин-вых

отношений. Фин-вая система включает в себя следующие основные фин-вые

институты: гос-ные финансы; финансы предприятий и организаций; финансовый

рынок. Финансы предприятий и организаций обеспечивают процесс формирования и

использования доходов первичной производственной структуры, а также регулируют

распределительные отношения на уровне микроэкономики. Состав гос-ных

финансов: гос-ный бюджет; гос-ное социальное страхование; пенсионный фонд и

фонд социального обеспечения; имущественное и личное страхование через гос-ные

организации; гос-ный кредит; фонды целевого назначения .Финансовый рынок

представляет собой сферу функционирования разнообразных ценных бумаг,

выпускаемых гос-вом и предприятиями с целью привлечения ивестиций.Роль

финансовой системы заключается в том, чтобы с помощью финансовых отношений

влиять на темпы и пропорции социально-эк-кого развития страны. Такое влияние

осуществляется через финансово-кредитный механизм двумя методами:

финансовое обеспечение (гос-ный бюджет);финансовое регулирование

(система налогов).Бюджетная политика осуществляется с помощью бюджетной

системы.Бюджетная система гос-ва - совокупность всех бюджетов, созданных в

гос-ве на различных уровнях гос-ных структур власти и управления. В основе

бюджетной системы любой страны лежит административно-территориальное деление.

Бюджетная система включает в себя следующие виды бюджета: государственный

бюджет; республиканские бюджеты; местный бюджет.

Бюджет (государственный) - система экономически распределенных отношений,

которая охватывает все общество.

Бюджет имеет такие структуры: доходную; расходную.

Бюджетный дефицит - сложное экономическое явление. Оно свидетельствует о

том, что страна хочет тратить больше, чем может.

Бюджетный дефицит не означает несбалансированности бюджета. Это означает

только несоответствие постоянных собственных доходов государственного дохода

его расходам.

68. Гос бюджет: доходы и расходы. Гос долг.

Госбюджет — это сово­купность фин.отношений, возникающих между

го­с-вом и физ, юр. лицами по поводу создания, распределения, использования

общегос. фондов денежных средств. Чаще дают определение госбюджета как

ежегодной сметы (росписи) доходов и рас­ходов гос-ва. Структура бюджета

определяется гос-ным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство, он

включает центральный бюджет и местные бюджеты. В гос-вах с федеральным

устройством существует еще промежуточное звено. В центральном бюджете

концентрируется основная часть денежных средств гос-ва, которые используют­ся

для финансирования общегос. нужд. Рас­ходная и доходная части его могут быть

использованы в целях регулирования эк-ки. Прин­цип полноты предполагает учет по

каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Принцип правдивости

направлен против фальсификации бюджетных росписей; принцип глас­ности означает,

что правительство обязано публиковать бюд­жет, сообщать о его исполнении.

Бюджет выполняет следующие функции: распредели­тельную (через

госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода);

контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии

эко­номики и позволяет его контролировать) и регулирующую

(изменения расходов и доходов госбюджета позволяют смягчить спад производства,

снизить уровень безработицы, т. е. стабилизировать экономику). Обычно бюджет

гос-ва составляется на год. Бюджет состоит из расход­ной и доходной частей.

Наиболее крупны­ми расходными статьями бюджета в странах с рыночной эк-кой

являются поддержание уровня доходов (пенсии нетрудоспособным, инвалидам, помощь

безработным, живу­щим ниже черты бедности и т.д.); национальная оборона;

образование и здравоохранение; выплата процентов по гос-ному долгу и т.д.

Основным источником доходов бюджета являются на­логи. В доходах центрального

бюджета они составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах развитых стран на долю

налогов приходится до 50 % всех поступлений. Наибо­лее крупные налоги, как

правило, находятся в распоряжении правительства, менее крупные направляются

местны­ми властями в местные бюджеты. Во многих странах при составлении

бюджетов закла­дывается превышение расходов над доходами, что делает

государственные займы вторыми по значению источниками доходов.

Государственный долг это сумма задолженности страны другим

странам, своим или иностранным юр. и физ. лицам. В стра­нах с рыночной эк-кой

он состоит из общей суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и

суммы финансовых обязательств иностранным кредито­рам (за вычетом той части,

которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. Рост

гос-ного долга наблюдается практически во всех стра­нах, что объясняется

хронической дефицитностью гос-ных финансов. Внутренний долг

это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны,

внешний — это задолженность гражданам, организациям, правительствам

других стран.

69. Рынок ценных бумаг и мех-м его функционирования.

Свё назв РЦБ получ благодаря специф товару, кот он реализует и организует

сделки с ним. Фондовый рынок охв как отношения займа(кредитные отношения),

так и опосредует отношения совладения. РЦБ-это сектор фин рынка, аккумулирует

временно свободный капитал инвесторов, выступающий местом столкновений и

реал интересов продавцов и покупат ЦБ. Ф-ии РЦБ: 1) аккумуляция капитала в

кротчайшие сроки 2) альтернативная форма инвестиций, не треб купных вложений

3) инструмент рег-я инфляции, занятости и др. макроэк показателей. Структура

РЦБ: 1 первичные РЦБ(рынок первых и повторных эмиссий, фондовых инструментов,

на кот осущ-ся их нач размещение среди инвесторов) 2 вторичные РЦБ(рынок на

кот обр в теч своего жизн цикла; рынки разм на первичном рынке ЦБ )

Классификация ЦБ: первичные(акции, облигации, векселя, депозиты),

производные. Акция – ЦБ, свид о внесении ср-в на разв АО или или предпр и

дающая право её владельцу на получение части прибыли в виде дивидендов.Бывают

именные и на предъявителя.

70. Налоговая сист. Налоги, их виды и ф-ии. Фискальная политика: цели, типы.

Нал. служат, во-первых, главным источником пополнения доходов гос-ва, во-вторых,

являются одним из основных рычагов воздействия гос-ва на рыночную эк-ку.

Налоги представляют собой обязательные платежи, взи­маемые гос-вом с

юр. и физ. лиц с целью удовлетворения общ-ных потребностей. За­крепленная

законодательно совокупность налогов, плате­жей, принципов их построения и

способов взимания обра­зует налоговую систему. В основе

построения налоговой системы лежат следующие принципы: всеобщность (охват

налогами всех субъектов хозяйствования); обязательность (субъекты

хозяйствования обязаны уплачивать налоги в строго установленные сроки, неуплата

карается законом); равнонапряженность (взимание налогов по единым став­кам

независимо от субъекта хозяйствования).Налоги в эк-ке выполняют фискальную и

регули­рующую функции. Первая обеспечивает поступление средств в гос-ную казну,

вторая заключается в том, что можно влиять на процесс общ-ного воспроизводства:

стимулировать развитие отдельных от­раслей, расширять и сокращать

платежеспособный спрос населения и т.д. Субъектом налогообложения

выступает налогопла­тельщик-лицо, которое обязано платить налог. Объектом

налогообложения явля­ется тот доход, товар или имущество, которые

подлежат налогообложению. Источник налога это те средства, из

которых выплачивается налог (заработная плата, прибыль и т.д.).По объекту

обложения налоги делятся на прямые и кос­венные. Прямые — это

налоги на доходы физ. и юр. лиц (подоходный, налог на прибыль и т.д.) Главным

среди прямых налогов - налог на прибыль (доход).

Шпора: Шпоры по экономичекой теории К косвенным налогам относят те,

которые включаются в цену товара или услуги. Такой налог фак­тически платит

потребитель, но перечисляется он в нало­говые органы предпринимателями. Гос-во

косвенно взимает налог с потребителя. Основные косвенные налоги: налог на

добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Налог на добав.

стоимость уплачивают юр. лица, а также пред-тели, осуществляющие свою

деятельность без образования юр. лица. Акцизы — налог,

устанавливаемый на отдельные виды товаров, работ, услуг, которые имеют

монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Ими облагаются вино-водочные

изделия, пиво, табачные изде­лия, ювелирные и меховые изделия и т.д. Таможенные

пошлины взимаются таможнями с това­ров, перевозимых через границу по ставкам,

предусмот­ренным таможенным тарифом.

Под фискальной политикой понимают совокупность мер,

предпринимаемых правитель­ственными органами по изменению гос-ных рас­ходов и

налогообложения для достижения поставленных перед эк-кой целей. Ее основными

задачами являются обеспечение устойчивого эк-кого развития, увеличение

занятости ,снижение инфляции. Фискальная политика в зависимости от механизмов

ее реагирования на изменение экономической ситуации де­лится на

дискреционную и автоматическую (политику встроенных стабилизаторов). Под

дискреционной фискальной политикой понимают сознательное манипулирование

правительством государст­венными расходами и налогами. Выработать правильную

фискаль­ную политику чрезвычайно трудно, во-первых, в эк-ке действуют как

параллельные, так и разнонаправленные факторы, которые трудно учесть.

Во-вторых, для проведения в жизнь фискальной политики требуется время

(год—полтора), а за этот период эк-кая ситуация может резко измениться.

71. Сущность и осн концепции гос рег-я рыночной эк-ки.

В разв рын эк-ки след вычленить неск важн закономерностей. Одна из них имеет

тенденцию к пост усл . Время приводитк тому, что во взыимод вступает всё

большее число эк аспектов. Порой это связ с немалыми издержками. Однако,

доминирующий итог- рост рез-ти рын мех-ма. Эк процессы 17-18в создали

качественно новую основу для др взаимосвязи соц-эк процессов между рын и гос.

Мех-ми. Разв хоз силы на опр этапе стало нуждаться в усил поодерживающих и

корректирующих мер гос-ва. Задача гос-ва помогать рын мех-му методами обесп

его инфраструктур той сферы(сист прав норм, усл вмеш-ва и внутр уст нац

валюты, сист общ благ) Такая инфраструкт нужна рын мех-му для более Эф-ой его

саморегуляции. Эф соц-эк процессов оказ столь высоким , что в 1 пол 20в

динамизим эк-ки стал чрезмерным. В то же время у хоз сист ещё не слож мех-м,

кот в процессе экспансии мог бы мог бы предупреждать о границах, пределах

необх для собл общеэкономич равн-ия. «Великая депрессия»-решающий урок.Итог

эк взрыва- вывод о том, что роль гос соуч необх поднять на новый качественный

уровень , найти более эф вариант взаимосвязи 2-х соц-эк явлений. С уч

динамики рын мех-ма гос меры должны выйти за рамки нейтр поведения в рамки

«ночного сторожа». Эк-ка стала нужд в более сложн комплексе гос мер. Возникло

явл «экономическая политика» В рамках новой стратегии гос-во резко расширило

сист мер инфраструкт хар-ра. Но гл , что потр от него новое кач сост произв

мех-ма- нахождение - нахожд способов вмеш , его коррекции отн-ся меры по

поддерж макроэк равновесия в услдальнейшего роста рын эк-ки. Само понятие

равновесия рассм, рассм не только по эк , но и на соц соц эл-ы, что вызвано

ростом самосозн граждан в ходе раз эк-ки. Потребовалось создание обширной

сист соц страх. 1-е ростки эк пол-ки были связ со стратегией тн точечного

возд, в её рамках нач отн самост явл , практ тамож, соц, пром и др формы пол-

ки. В нач 20 в на смену пришёл комплексный вариант. Эк пол-ка приобрела более

взимосвяз общеэк хар-р.

72. Концепции рег рын эк-ки: классическая, неоклассическа, кейнсианская,

монетаристская, институциональная.

а) Меркантелисты.

История гос-ного регулирования восходит к концу средневековья. В то время

основной эк-кой школой была школа меркантелистов. Она провозглашала активное

вмешательство гос-ва в эк-ку. Меркантелисты утверждали, что главный

показатель богатства страны-количество золота. В связи с этим они призывали

поощрять экспорт и сдерживать импорт.

б) Классическая теория.

В соответствии с классическим подходом гос-во должно обеспечивать

безопасность жизни че-ка и его собственность, разрешать споры, иными словами,

делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо

делает это неэффективно. В своем описании системы рын-ной эк-ки Адам Смит

доказывал, что именно стремление пред-теля к достижению своих частных

интересов является главной движущей силой эк-го развития, увеличивая в

конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.

Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности

должны быть гарантированы основные эк-кие свободы, а именно свобода выбора

сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

в) Кейнсианская теория.

Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль

гос-ва. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает эк-

ку в состоянии депрессии. По его теории, гос-во должно активно вмешиваться в

эк-ку по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-

настоящему обеспечивали бы выход эк-ки из кризиса. Кейнс считал, что гос-во

должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина

кап-ских кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько

инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-

финансовая политика и др.

Модель гос-ного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить

циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий.

Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между

возможностями гос-го регулирования и объективными эк-ми условиями.

Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов

роста. В 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был опровергнут

закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти

одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали

инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная

перестройка системы гос-ного регулирования и сложилась новая,

неоконсервативная модель регулирования.

г) Неоклассическая теория.

Сторонники эк-ки предложения считают необходимым воссоздать классический

механизм накопления и возродить свободу частного пред-ства. Эк-кий пост

рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из

двух источников: за счет собственных средств, т. е. капитализации части

прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой

теорией гос-во должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и

повышения произ-ти производства.

Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги

ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым

затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому

неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе

рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

В неоконсервативной модели гос-во может лишь косвенно влиять на эк-ку.

Главная же роль в реализации эк-го развития страны отводится рыночным силам.

73. Основные формы и методы гос рег-я.

Необходимость регулирования и функции государст­ва. Государственное

регулирование экономических про­цессов обусловлено как объективной

необходимостью обес­печения общественного контроля за развитием социально-

экономических процессов, так и положением государства в качестве носителя

законодательной и административной власти.

Приоритет государственной власти связан с особым положением и специфическими

функциями государства, позволяющими оперативно вмешиваться в ход экономичен

кого процесса. Следует иметь в виду и финансово-эконо­мическую мощь

государства. Решение названных задач осуществляется посредством выполнения

государством определенных функций: право­вой, воспроизводственно-

технологической, прогностичес­кой, регулирующей, обеспечения текущих

потребностей населения.

Регулирующая роль государства — государ­ство использует прямые и

косвенные методы, формирует инфраструктуру, поддерживает сбалансированность

обще­ственного производства. Методы регулирования. Их можно условно

подразде­лить на прямые и косвенные. Прямые базируются на

административных мерах воздействия. кос­венные, могут носить

административный, но чаще экономический характер - антимонопольную политику,

ценообразо­вание, налоговую систему, налоговую инспекцию и систе­му

государственных заказов.

74. Экономич ф-ии гос-ва в рын эк-ке. Границы гос рег-я.

Гос-во активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль гос-ва в рыночной эк-ке проявляется через следующие важнейшие функции:

а) создание правовой основы для принятия эк-ких решений. Гос-тво разрабатывае

и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет

права и обязанности граждан;

б) стабилизация эк-ки. Правительство использует бюджетно-налоговую и

кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для

сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня

цен и национальной валюты;

в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Гос-во организует

производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно

создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта,

определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития

образования, здравоохранения и т. д.;

г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Гос-во гарантирует

минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по

безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.

Очень важен вопрос о границах гос вмеш в эк-ку. Если гос-во пусть даже

руководствуясь благими намер переступает предел, то происх деформация рын

мех-ма. В этом случ рано или поздно прих говорить о разгосударствлении эк-ки.

В эк т сущ разл точки зрения по поводу границ.Ответ на вопрос будет звисеть

от того, что отвеч кейнсианцы или сторонники неоклассической теории, но в люб

случ надо иметь в виду, что гос рег нужно пользоваться осторожно, не осл рын

стимулы.

75. Причины возн, осн черты командно-административной эк-ки. Её кризис и

необх реф-ия.

Возникновение и эволюция командно-административной экономики - один из

наиболее сложных и противоречивых процессов. Основная причина, обусло­вившая

зарождение и существование в течение многих десятилетий различных моделей

экономики данного типа - это общесистемный кризис и обнаружившаяся

историческая предельность капиталистического способа производства.

Административно-командная экономика исторически возникла в форме

хозяйственной системы «военного коммунизма» во время гражданской войны и

иностранной интервенции в России. Данная система характеризовалась

макси­мальным ограничением товарно-денежных отношений и, в целом,

экономических стимулов. Попытка повысить эффективность хозяйства была

предпринята в усло­виях НЭПа, что привело к созданию первой исторической

модели смешанной, экономики, в рамках которой сочетались методы

государственного макроэкономического регулирования и рыночные стимулы,

особенно на микро- и мезоуровнях Достаточно эффективная хозяйственная система

НЭПа была ликвидирована конце 20-х годов, после чего утвердились типичные

формы административно-командной экономики с присущей им бюрократической

централизацией управле­ния, ограничением товарно-денежных отношений, и

преобладанием неэффективных экстенсивных методов хозяйствования.

После второй мировой войны различные модели административно-командной

экономики распространились во многих странах, но это распро­странение

продемонстрировало, что, независимо от всех страновых и региональ­ных

особенностей, хозяйство остается неэффективным. В 50-е годы начинаются

попытки реформирования командной экономики, но их ограниченный характер не

способствовал успеху этих попыток. Кризис административно-командной сис­темы

углубился и в конце 80-х годов привел к ею разрушению.

Проблемы реформирования.

В 80-е годы необходимость отказа от командно-бюрократи­ческой организации

экономики стала абсолютно очевидной; осо­знание этой необходимости приобрело

всеобщий характер. Оконча­тельно выявилась природа командно-бюрократического

общества как ложной альтернативы капитализму, как тупиковой ветви на пути

объективно необходимого преодоления антагонизма собственности и труда,

действительно присущего капиталистическому обществу. Половинчатые реформы не

смогли изменить командно-бюрократическую экономику, по­скольку не затрагивали

вопросов собственности. Кардинальное реформирование отношений собственности

предполагает переход к таким социально-экономическим формам, которые

адекватны современным производительным силам и спо­собствуют их дальнейшему

развитию. В настоящее время такой переход необходимо связан с процессом

сближения социальных качеств собственности и труда.

76. Основные черты и закономерности переходной экономики. Зарубежный опыт

перехода к рынку современного типа. Особенности переходного типа в России.

Процессы перехода к рын. эк-ке различные страны переживали в различные

периоды эк-ой истории: страны Зап. Европы в конце 17 века и первой половины

19, в России в период 1861-1913гг. Например Германия активно использовала в

годы первой мир. в-ны прямой контроль над производством и распределением

производимой продукции, превратив эк-ку в тотально милитаризированную. В

сходном положении оказалась и Япония после 2-ой мир. в-ны. Она тогда

располагала военно-гос-ой эк-ой и нуждалась не только в восстан-ии

разрушенного хоз-ва, но и в реформировании. Переход ФРГ и Японии к рын.

эк-ке нового типа (1948-49) осущ- ся с помощью шоковой терапии посредством

либерализации цен и жестких антиинфляционных мер, строгого внешнеэк-го и

валютного контроля. Был устан-ен эффективный гос. контроль за ценами

многих групп товаров и услуг. Иностранный капитал исп-ся для стабилизации

зарубежных платежей и для начального восстан-ия эк-ки и его роста. Опыт ФРГ

и Японии важен с точки зрения не только недопущения разрывов эк-их связей

между предприятиями, но и их укрепления. Это осущ-сь с помощью превращения

предприятий в акцион. общ-ва, но и сущ-ть без рын. связей с другими

акционерными обществами и отдельными предприятиями. Но вначале все же

сохранялась бюрократическая опека гос-ва над национализированными в прошлом

предприятиями В Германии, Японии, и многих др. западноевропейских гос-ах и

странах Азии благодаря проведенным реформам за 5-6 лет был достигнут

довоенный уровень пр-ва.

Что касается восточноевропейских стран, из наиболее распространенных

вариантов перехода к рын. эк-ке –эволюционного и радикального, то они избрали

2-ой вариант, кот. Представлен в виде «шоковой терапии». Такой метод был

избран в Польше. Здесь кардинальным изменениям подверглись общ-ая соб-ть,

превратившаяся в частную, фин-ая и банковская сис–мы. Тов.-ден. отн-ия

приобрели всеобщий хар-ер. Была принята монетарная политика, сократилась

эмиссия денег, отменены налоговые льготы, дотации на различные товары и т.

д. Также была проведена политика ограничения доходов и либерализация цен. В

рез-те Польша уже в первые годы реформ добилась стабилизации эк-ки, усил-ия

фин. сис-мы, сократился внеш. долг, активнее заработал рынок.

Китай изобрел эволюцион. путь преобразования командно-адм. эк-ки в рыночную.

Реформа в Китае началась в конце 70-х г., когда наблюдался рост пр-ва, но

этот рост происходил за счет частного сектора. В Китае был сохранен частный

сектор со своими товарным хар-ом, на долю кот. приходилось 60% розничной

торговли. В с/х было занято больш-во нас-ия , крестьянам была дана свобода

выбора выхода из коммун, их перевели на семейный подряд. Но была повышена их

ответственность за пр-во сельхозпродукции и реализации ее гос-ву по

договорным расценкам на основе твердых гос. заказов. Предприятиям

предоставляется право самост-но вести дело, оставлять часть прибыли на

развитие пр-ва , также предприятия гос. сектора превратились в акцион. общ-

ва. В обл-ти фин. сферы сохран-ся гос. цены (фиксированные и плавающие).

Китай привлекает к себе иностранный капитал, создавая для этого усл-ия.

Растет вывоз китайских товаров за рубеж.

77. Реформирование отнош-ий соб-ти и формир-ие рын. конкурентной среды в

усл-ях переходного периода.

Многочисленные попытки реформирования командной экономики остава­лись

малоуспешными, пока они не затрагивают основу производственных отно­шений -

отношения собственности. Господство государственной собственности и

бюрократического централизма не оставляло места для реального действия

ры­ночных закономерностей.

Переход от формального к реальному рынку возможен лишь в том случае, если

товарно-денежные операции осуществляются на основе принципа эквива­лентности

и подчинены целям реализации экономических интересов хозяйст­вующих

субъектов. Это требует придания участникам экономических взаимодей­ствий

качеств реальных собственников. На смену обезличенной государственной

собственности должна прийти система многообразных форм собственности,

субъ­екты которых обладают качествами реальных товаропроизводителей.

Адекватное современному состоянию экономики место необходимо при этом отвести

частной собственности, отражающей степень и характер обособленности отдельных

эле­ментов и процессов в системе производительных сил. Частная собственность

мо­жет выступать как в индивидуальной, так и, что в большей мере отражает

особен­ности современного хозяйства, в коллективной форме.

Существенной трансформации подлежит система государственной собст­венности -

она не только ограничивается по масштабам, но и внутренне качественно

преобразуется. Переход к рынку возможен лишь в том случае, если пред­приятия

государственного сектора наделяются правами и ответственностью,

пре­вращающими их в реальных субъектов рыночного хозяйственного механизма.

Го­сударство как собственник может быть представлено, главным образом, через

участие в капитале предприятий и в присвоении части их доходов (помимо

нало­гов) соответственно доле в капиталах.

Переход к рынку предполагает развитие различных разновидностей сме­шанной

собственности, а также муниципальной и иных региональных форм соб­ственности;

собственности общественных организаций т.д. Главный критерий трансформ ^ии

отношений собственности - экономическая эффективность вновь возникающих

хозяйственных единиц, комплексов и их взаимодействий. Новые отношения

собственности должны соответствовать объективным тенденциям раз­вития

производительных сил, способствовать формированию рыночной конку­рентной

среды и росту эффективности экономики.

формирования конкурентной среды

Хозяйственный механизм в переходный период направлен на создание экономики с

высокой степенью конкурентной активности. Это предполагает фор­мирование

соответствующей конкурентной среды. Под последней понимается рыночная система

отношений, а также свобода предпринимательства, ничем, кроме гражданского

законодательства, неограниченная независимость, которая позволяет принимать

оптимальные с его точки зрения предпринимательские ре­шения принимать

оптимальные с его точки зрения предпринимательские реше­ния. Конкурентная

среда - это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие

рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере

приложения капитала.

В переходной экономике конкурентная среда несовершенна: не упорядоче­ны права

частной собственности и механизмы их защиты, еще полностью не сло­жилась

система банков и других финансовых организаций, не отлажены договор­ные

отношения между экономическими агентами. Для этого периода характерны слабая

видовая дифференциация фирм, преобладание отдельных их видов. Мно­гие из них

стремятся извлечь выгоду из монопольного положения. Конкурент­ность рынков

развита недостаточно. Широкое распространение получают различ­ные

законодательные органы, система лоббирования интересов министерств и

от­дельных регионов при утверждении государственных программ развития. Все

это подчеркивает слабость и неразвитость режима конкуренции.

Формирование в переходной экономике конкурентной среды - сложный и весьма

длительный процесс. Он предполагает демонополизацию и разгосударст­вление

экономики, в том числе коммерциализацию государственных предприятий и

развитие частного сектора. Не менее важно в этом процессе создание рыночной

инфраструктуры, антизатратных механизмов, постепенное прекращение

субсиди­рования цен, и, наконец, - обеспечение конкурентных рынков.

Проводя, например, демонополизацию экономики, следует помнить, что этот

процесс предполагает не разукрупнение существующих производителей, а создание

для них конкурентов на основе диверсификации производства, форми­рования

новых производств аналогичной продукции, а также доступ на рынок иностранных

конкурентов. Конкурентная среда в сформировавшейся рыночной экономике

предпола­гает, что хозяйствующие субъекты строят свои отношения на доверии.

Причем чем выше величина потенциального проигрыша по отношению к величине

потенциального выигрыша, тем выше должен быть уровень доверия. Отсутствие

циви­лизованной конкурентной рыночной среды привело, например, в России к

появ­лению "новых предпринимателей", весьма отличающихся от западных. Они,

пре­жде всего, не организаторы производства, а, как они сами себя называют,

"биз­несмены", ищущие в каждый данный момент максимальной и, главное, быстрой

наживы.

На формирование конкурентной среды существенное влияние оказывает

хозяйственный риск, высокий уровень неопределенности. Это значит, что

участ­ники экономических отношений не могут точно предвидеть промежуточные и

ко­нечные результаты своих действий. В переходный период предприниматели

Рос­сии работают в условиях дополнительного риска и неопределенности. Этому

спо­собствуют: кризис в экономике и связанное с этим падение объемов

производст­ва, разрыв хозяйственных связей, неплатежи; неустойчивость

политического по­ложения; незавершенность формирования рыночной

инфраструктуры; несовершенство законодательных актов.

78. Разгосударствление и приватизация в усл перех к рын эк-ке в Р. В

ставшем обыденном представлении приватизация – это процесс преобразования на

различных условиях государственной собственности в собственность частных лиц.

Формы собственности предопределяют и соответствующие им темпы хозяйствования.

Иными словами, любое разгосударствление, происходящее в бывших

социалистических странах, с их тотальным господством государственной

собственности, должно быть признано приватизацией. Однако, чтобы приватизация

оказалась содержательным процессом и привела к формированию подлинно рыночной

экономики, необходимы меры по созданию рыночной среды, адекватной частной

собственности на средства производства. В ином случае приватизация сведётся к

юридическому оформлению раздачи бывшей государственно-номенклатурной

собственности в руки отдельных представителей бывшей номенклатуры без всяких

положительных последствий для экономики в целом, прежде всего для повышения

эффективности народного хозяйства. Это будет переход от совместной

номенклатурной к индивидуально-номенклатурной собственности. С этой точки

зрения процесс приватизации шире просто разгосударствления и может

рассматриваться как одна из предпосылок и одновременно результатов процесса

перехода к рыночной экономике.

Разгосударствление собственности – термин «отечественного производства»,

родившийся в странах бывшего союза. Во всех других государствах процесс

преобразования государственной собственности называется приватизацией.

Разгосударствление экономики – процесс формирования многоукладной, смешанной

экономики, децентрализация управления, освобождение государства от функций

прямого хозяйственного управления.

Разгосударствление собственности осуществляется путём как создания новых

частных, коллективных предприятий, так и производствами действующих

государственных.

79. Особ-ти хоз-го механизма и изменение эк-их ф-ий гос-ва при переходе к

рынку.

Экономика переходного периода, принимающая рыночную форму, пред­полагает

соответствующий хозяйственный механизм, без чего она не может себя

реализовать.

Хозяйственный механизм представляет собой совокупность конкретных

экономических форм хозяйствования, методов управления, организационных

структур и правовых форм, посредством которых осуществляется экономическое

развитие общества. Сфера его действия распространяется не только на

производ­ство, но и на общество в целом. Хозяйственный механизм выступает

системой организации общества как вершителя производительного процесса,

подчиняется определенным объективным общественным закономерностям. Поэтому

можно утверждать, что каждому этапу развития экономики присущ свой особый

хозяйст­венный механизм. Переходная экономика порождает промежуточный тип

хозяй­ственного механизма - уже не административно-командного, но еще и не

совсем рыночного. Это переходное состояние характеризует экономику общества с

двух сторон. Во-первых, со стороны изменения в управлении (демонополизация,

де­централизация, переход от вертикальных к горизонтальным связям и др.). Во-

вторых, речь идет об управлении самим переходом от одной экономической

сис­темы к другой. В переходной экономике постепенно создаются условия для

возникнове­ния новой модели управления, в основе которой находятся

интеграционные про­цессы, ориентированные на долгосрочную перспективу. В

прежней системе хо­зяйствования экономические преобразования являлись прежде

всего результатом политических решений, нежели экономической

целесообразности. В России, как наследие недавнего прошлого, в переходный

период наблюдается тесное переплетение политической и экономической власти в

функционировании хозяйственно­го механизма. В частности, властные полномочия

в значительной мере продол­жают определять доступ к собственности и

возможности предпринимательской деятельности. В становлении хозяйственного

механизма переходной экономики особую роль приобретают формирование

конкурентной среды; деятельность предприятий в условиях многообразия форм

собственности; денежные и финансово-кредитные отношения; открытые

внешнеэкономические отношения.

80. Соц-ая политика гос-ва в усл-ях переходного периода.

Совр-ая высокоразвитая рын. эк-ка харак-ся усилением взаимосвязи соц-ых и

эк-их факторов. При этом эк-ая эффективность во все большей степени

становится зависимой от соц-ых параметров хоз-ва: инвестиции в «человеческий

капитал» превращаются в наиболее рентабельную и стратегически приоритетную

форму капиталовложения. Этим предопределена особая роль соц. политики,

значение которой еще более весомо для стран с переходной эк-ой. Социальная

политика призвана обеспечить формирование и расширение социальной базы

реформ, регулирование отношений между предпринимателями и работниками, защиту

интересов малообеспеченных слоев населения и других его групп, испытывающих

объективные трудности в связи с рыночной перестройкой хозяйства. Объектами

социальной политики являются также правовые идеологи­ческие и иные

надстрочные факторы реформирования, борьба с экономической преступностью,

экономическая ориентация производства и другие стороны обще­ственных

отношений. Главным субъектом социальной политики является госу­дарство в лице

центральных институтов власти, но важную роль в придании ре­формам

необходимой социальной ориентации играют и другие общественные ин­ституты -

партии и профсоюзы, объединения предпринимателей и потребителей, средства

массовой информации, фирмы и регионы.

Очевидно, что успех реформ зависит от того, происходит ли в ходе их

осуществления улучшение экономического положения основной массы населе­ния. В

связи с этим, деятельность всех субъектов социальной политики должна быть

направлена на расширение социальной базы реформ, на постоянное увели­чение

числа людей, доходы, уровень и образ жизни которых растут и качественно

совершенствуются по мере углубления реформационных преобразований. Следу­ет

пресекать экономические тенденции псевдопредпринимательства, возникаю­щие в

условиях политической и правовой неопределенности, изменение норм

экономического поведения, этики и психологии. В особой защите нуждаются

группы населения, по объективным причинам не способные эффективно вклю­чаться

в конкурентную борьбу - больные и престарелые, семьи с большим коли­чеством

иждивенцев, малообеспеченные слои, лишенные «стартового капитала» и д.р.

Системы социального обеспечения и социальных гарантий при переходе к рынку не

только не должны ликвидироваться, но, напротив, подлежат всемерному развитию

и совершенствованию. Особо важным компонентом социальной политики в

переходный период является регулирование-занятости, имеющее, помимо

экономического, большое политическое, идеологическое и психологическое

значения. Необходимы как ме­ры финансовой поддержки безработных с помощью

пособий, так и, прежде со структурной пере­стройкой экономики.

81. Формир-ие открытой эк-ки в переходный период.

В процессе перехода к рын. эк-ке важное место отводится внешнеэк-им

факторам. Постсоциалистические страны переходят от прежних систем к открытой

эк-ке. Сущность данного процесса предполагает интеграцию этих стран в систему

мирохозяйственных связей, максимальное использование преимуществ

международного разделения труда. Переход России к открытой экономике

происходит в очень сложных усло­виях, носит противоречивый характер. В,

частности, в последние годы были сня­ты практически все ограничения во

внешнеэкономической деятельности. Это привело к большим негативным

последствиям. Вместо ожидавшегося улучшения . экономических результатов

произошло ухудшение количественных и качествен­ных характеристик

международного обмена России. За 1992-1995гг. ее внешне­торговый оборот

сокращался быстрее, чем уменьшался валовой внутренний про­дукт. В последние

годы усилилась финансовая и технологическая зависимость от промышленно-

развитых стран. Россия потеряла ряд важных внешних рынков сбыта, особенно

машин и оборудования, военной техники. Раскрытие российско­го рынка перед

Западом фактически в одностороннем порядке привело к тому, что отечественные

производители стали вытесняться не только с внешнего, но и с внутреннего

рынков. Крупные масштабы приобрел неконтролируемый вывоз многих товаров из

страны. В результате российская экономика, по данным Минэ­кономики, за весь

период реформ потеряла 210-230 миллиардов долларов, кото­рые осели в западных

странах. Нарастает долларизация экономики. Обращающая­ся внутри страны

иностранная валюта превысила по объему всю рублевую массу. Россия по размерам

внешнего долга в мире уступает лишь Мексике и Бразилии. В то же время

масштабы привлечения иностранных инвестиций в российскую эко­номику мизерны.

Они составляют лишь десятые доли процента в общемировой величине имеющихся

инвестиций.

Выход из сложившейся ситуации связан с изменением ориентиров. Исход­ной

проблемой здесь является достижение синхронизации внутренней и внешней

либерализации экономики. С одной стороны, речь идет о разумном

протекцио­низме (на строго определенный срок, достаточный и вместе с тем

жестко установ­ленный, для решения нашими предприятиями насущных проблем

обеспечения конкурентоспособности своей продукции). С другой стороны, о

поддержке экс­порта. Представляется, что ближайшая задача стимулирования

экспорта продук­ции обрабатывающих отраслей- поддержка отечественной

индустрия в отноше­нии возвращения утраченных за несколько последних лет

позиций на рынках стран СНГ. Действенным средством может быть кредитная

поддержка экспорта продукции обрабатывающей промышленности в страны

Содружества.

Формирование открытой российской экономики требует серьезной струк­турной

перестройки. Исключительно важное значение приобретает переход от

традиционного товарного обмена к более высоким формам сотрудничества. Ак­цент

должен быть сделан на расширении участия России в международном разде­лении

труда, усилении роли внешнеэкономических связей в экономическом росте и

структурных преобразованиях. Среди наиболее надежных средств закрепления

отечественных товаропроизводителей на мировых рынках (прежде всего стран СНГ)

- формирование различного рода транснациональных, совместных с

хозяй­ствующими субъектами из этих государств, предпринимательских и

коммерче­ских структур. В рамках таких транснациональных объединений можно

наиболее эффективно в современных рыночных условиях развернуть

производственную кооперацию и инновационную деятельность, повысить качество

управления про­изводством и финансовой деятельности.

Следует отказаться от примитивного представления об открытости эконо­мики как

снятие административных ограничений на внешнеторговые операции. Наконец,

формирование рыночной экономики открытого типа может быть реаль­но доступно

только при активной преобразующей роли государства. В условиях растущей

интеграции национальных экономик в мировое хозяйство и усиления их открытости

значение регулирующих функций национального государства во

внешнеэкономической жизни страны возрастает.

84. Глобальные экономические проблемы современного мира

1 Проблема преол бедности и отсталости. Она хар-на преждевсего для

развивающихс стран, где прож 2/3 населения. Огр масштабы бедности и

отсталости выз сомнение в том . что можн вообщ говорить о норм разв и

прогрессе чел общ-ва. Пробл услуг тем , что достиж научно-техн прогресса

обходт стороной многие из этих тран. Больинство экономистов считает, что

определяющее значение в решении пробл бедности и отсталости имеет разработка

в развив стр эффективных нац сратегий развития, опир на внутр экономич

ресурсы на осн комплексного подхода. 2. Проблема мира и демилитаризации

Пробл сохр мира и избежания разр ядерной войны, вопр да недавнего врем как

глоб пробл №1 сейчас утратила прежнюю остроту и фатальность. 3

Продовольственная пробл Мир прод пробл наз одной из главн нерешённых пробл

20в. 4 Проблема природных рес-ов. В 20в обозначилась пробл исчерпаемости и

нехвтки природных ресурсов особ энергетических и минеральногосрья. В сущн

глоб энрг-сырьевая пробл предст собой 2 оч близк по хар-ру происх пробл:

энергетич и сырьевую При этом пробл обесп энергией явл в знач мере произв от

пробл сырьевой, по скольку практ большая часть исп в наст время сп-ов получ

энргии по сути явл перераб специфич энерг сырья. 5 Экологич пробл Э разв во

всё боьш мере стало осущ без надл учёта возм окр природной среды, доп хоз

нгрузок на неё , потен ёмкости биосферы 6 демографическая проблема Демогр

пробл в общем виде закл в неблагоприятн для эк рзв динамики. Населения и

сдвигах его возр структуре Данная пробл склад по- разному в развивающ и в раз

и в постсоциалистич странах. 7 Проблема устойчивого развития 8 Пробл разв

человеч потенциала. Разв эк люб стран и эк в целом, особ в совр эпоху, опр её

чел потен , те труд рес-ми и гл – их кач-ом. А оно прояв прежде всего в виде

квалиф и трудовой морали. 9 Новые глоб проблемы – проблема Мирового океана и

проблема освоения космоса.

85. Зарождение эк теории

Данная тема занимает особое место в структуре общей экономической теории, так

как она является своеобразным методологическим введением в изучаемый курс.

Необходимо выяснить, что исследует общая экономическая теория, какие приемы

она для этого использует, какую роль играет в развитии общества.

Сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре,

если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел

знаниями экономической теории. При изучении этой темы студенты получают

представление о целом ряде новых категорий, иных постаново проблем,

оперировать которыми, расширяя их и обогащая, придется на протяжении изучения

всего дальнейшего курса.

Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы,

касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере

относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди

пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким

законам развивается экономика.

Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна, и противоречива. Она охватывает

экономику, политику, культуру и т. д. Различные стороны общественной жизни

изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая

наука

Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-философы

Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить

отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать

состояние.

Экономическая мыль Древней Греции и ученые той поры, например Платон (427 –

347 гг. до н. э.) и Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.), сформировали

исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности

материальных благ, равновеликом обмене эквивалентов.

Мыслители Древнего Рима – Сенека (4 – 65 гг. до н. э.), Лукреций Кар (39 – 55

гг. до н. э.) и др. исследовали экономические причины разложения и гибели

рабства, главной из которой, по их мнению, было отсутствие материального

интереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономических

концепций христианства, к>торое в последующем историческом процессе развития

человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь.

Христианские мыслители и проповедники объявили простой хозяйственный труд

необходимым и святым делом, считая, что «Если кто не хочет трудиться, тот пусть

и не есть». Христианское учение обосновывало принципы справедливого

ценообразования, социальной, а не индивидуальной оценки благ с учетом затрат

труда.

Однако мыслители древности еще не выделяли экономические явления из всей

суммы общественных процессов, не создали систематизированного учения об

экономике.

Итак, как прикладная наука о ведении хозяйства, экономическая наука возникла

в период рабовладельческого строя. Но только в XVI – XVII вв. появилось ее

название – политическая экономия (от греческих слов: «политейя» - общество,

«ойкос» - дом, хозяйство, «номос» - закон). Таким образом, политическая

экономия – наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках

государства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается в

начале XVII в.

88. Экономические воззрения основоположников классической политической

экономии: У.Петти, П.Буагильбера,. Политическая экономия А.Смита и Д.Рикардо.

Петти. Методология его исследования.

К сер XVII века англ капитализм вступает в мануф стадию. Типичной фигурой

эпохи, когда перв накопление капитала заверш и нач в развернутых формах

непосредственно капиталист произв, был основатель классической школы бурж

полит экон, англ эк У.Петти (1628-1687). Он был прежде всего идеологом бурж,

он отстаивал неприкосновенность частн собст перед лицом как притязаний

феодалов, так и требований неимущих слоев населения.

Метод исследования экономики приобретает у Петти новые черты. Он стремится

проникнуть в сущность экон явл и процессов, найти их не внешние, а глубинные

причины. Петти пытается представить эк как целостную систему, что означает

реализацию метода абстракции, впервые примененного в бурж политэкономии.

Огромное знач он придавал также колич анализу, изучению колич выраж эк

процессов, явившись основателем и статистической науки.

Учение Петти о стоимости.

Источник вещественного богатства он видит в труде. На этом базируется и

достижения в анализе товара, его стоим; впервые сделан шаг в разработке

теории товарного произв: указана не только необходимость соизмеримости

товаров, но и объективная основа этой соизм. «Естественная цена»,по его

мнению, может выраж в благородных металлах. Он отождествляет стоим с менов

стоим, а мен стоим с деньгами.

Петти при оценке величины стоим счит необходимым учитывать то, что товары

«произведены землей и человеч трудом». Поиск единой меры, сводящей к единой

основе влияние на стоим труда и земли, приводит Петти к еще более ошибочному

положению о том, что в качестве этой меры выступает зарплата.

Петти заложил основы труд теории стоим, он указал на труд как на естественную

основу рын цены. Однако в трактовке стоим Петти допускал мерк колебания: он

отождествлял стоим с мен стоим, а мен стоим с благор метал. Не понимая

двойств хар труда, Петти смешивал абстр труд с конкр, причем под абстр трудом

он в неяв форме подразумевал конкр труд, созд золото и серебро.

Экономические взгляды П.Буагильбера.

Идеи классич бурж политич экономии во Фр впервые были выдвинуты Буагильбером

(1646-1714). Он занимал важные посты в администрации Людовика14. По его

мнению именно крестьяне явл создателями богатств, присваиваемых др классами

общ.

Изучение роли матер произв, значения деят крестьян для экономики страны

привело его к осознанию зависимости м\у стоим и трудом. Он отмечал различие

м\у рын ценой и стоим, кот наз «истинной» или «справедоивой», стоимостью.

«Справедливую» стоимость он опр трудом, затраченным на произв товара. Он

отмечает, что стоим находит свое выраж ч\з приравнивание труда, воплощенного

в одном конкретном товаре, к труду, затрач на произв др конкр товара. Его

теория стоим носит более общий характер.

А.Смит.

В его работах главное место занимает бесспорно «Исследование о природе и

причинах богатств народов» (1776).

В основе исследования- производство материальных благ.

Научный успех Смита можно объяснить тем, что сущность экон явлений им

выявилась прежде всего из исслед самого произв. Причем произв. представлялось

как произв в целом, предполагая при этом единство непосредственного произв.

материальных благ, их распр. обмен и потребл. на этой основе С. показал, что

необходимо относиться к хоз. как к системе. Этот подход позволил выявить

законы самого обществ хоз.

С. серьезное внимание уделял обществ распр труда, производит. и интенсивности

труда.

Он подчеркивал важность понимания факторов произв., произв ресурсов ,а также

числа людей и на этой основе выводил производит. труда. Смит уделяет внимание

экон отнош и их соц хар. Рикардо.

Теория трудовой стоимости.

Свои идеи он не только базирует на теории труд стоим, но и отстаивает ее. .

Подтверждая идею трудовой стоимости о том, что стоим товара опред колич

труда, затраченного на их произв, Рикардо критикует Смита за ту

противоречивость, кот проявил он в трактовке стоим. Саму стоим и определение

ее рабочим временем он сч абсолютным законом как для простого произв, так и

для капиталист. Он прямо указал, что «стоим товара или колич товара, на кот

он обменивается, зависит от относит труда, кот необходимо для его произв, а

не от большего или меньшего вознаграждения, кот уплачивается за этот труд».

Рикардо уделял внимание связи между ростом производительности и величиной

стоим, сведению сложного труда к простому и тому, что стоим товаров сложного

труда больше стоим продуктов простого труда.

Рикардо указывал на то, что хотя силы природы и участв в создании потреб

стоим, но не участв в создании стоим.

Рикардо о распределении стоимости.

Рикардо отждествлял труд и рабочую силу, ему казалось, что рабочий продает не

свою рабочую силу, а сам труд. Он видит, что стоим товара создается трудом

рабочего и величина ее опред колич труда, а в обмен на свой труд рабочий

получает меньшую стоим в виде зарплаты. Если не был бы нарушен закон стоим,

то вся стоим принадлежала бы рабочему.

Рикардо о рентных отношениях.

Он обосновал вывод, что рента явл результатом труда ,частью стоим с/х продукта.

Рикардо о сущности денег.

Рикардо сч, что деньги явл товаром и что золото и серебро, выполняющие роль

денег обладают стоим, завис от колич труда, затрач на их произв

89. Теоритические основы марксизма. Теория товара, двойственного

характера труда. Теория прибывочной стоимости.

Полит экон особо заметно превр в научную эконом теорию благодаря возн марк

шк, родонач кот был Маркс (1818-1883), а также Энг. Марксизм повлиял на

многочисленные воззрения экономистов, философов, на политикуи т.д.

Идейные истоки марксизма.

Эта экон теория создав не на голом месте. Маркс и Энг внимательно относились

ко всему теоретич наследию предшественников- экономистов, воспринимая все

лучшее, отвергая все неприемлемое, и на этой основе исследовали капит способ

произв, открывая его законы. Был впервые разработан метод диалектического

материализма, благодаря кот стало возможным познание мира и общ с наууч

позиций Реальное применение этого метода прослеживается во многих работах М,

особенно в «Капитале».

Марксисты активно использовали в своих науч изысканиях наследия философов,

спос формир науч метода позн, без чего немыслима наука вообще и экономич.

Экономич учения М и Э.

Первое экон исследование.

В 40 г. М приходит к выводу, что экон теория играет опред роль в системе

взглядов на рзвитие общества, смене одной общ формации другой, более

прогрессивной. При этом особое значение придается взаимос производит сил и

произ отнош, развитие кот прив к смене общественно-экон формаций. В этом М

видит экон закон развития общ, в частности, что явл основной целью его науч

работы. Эта работа осущ в сотруднич с Энг. Энг отмечает, что человеч деят с

развитием част собств распалась на труд и капитал, и что эти обе части

враждебно выступают друг против друга, частн собств явл источ взаимной

враждеб м\у людьми. Энг приходит к выводу о необходимости уничт частной

собст.

С част собств Энг связывал и торговлю. Он харак ее как источник общесв,

нравств разложения, не вдаваясь в сущность торговли, которая служит прогрессу

общества.

М и Э проникались идеей о том, что в разв общ лежит произв матер благ, что

определяющим станов производит силы, развитие которых влечет за собой и экон

отнош.

В центре внимания М и Э было изучение полит экон. Это труд, разделение

экономии, зарплата, прибыль рента, капитал, товар и его св-ва.

«Капитал» Маркса.

Структура «Капитала».

«Капитал» по своей структуре имеет строгую, научн последоват, позвол понять

не только сущн экон теор мар-ма, но и проследить методологию анализа сложных

экон процессов.,происход в капит общ. Это проявл в том, что М стремится

выяснить сущность капитал экон отнош с помощью прибав стоим, капитала, создав

теорию прибав стоимости. Этому посвящ 1-й том «Книга 1: процесс производства

капитала».2-й «Книга 2:процесс обращения капитала» посвящен движению

капитала, в процессе кот происх смена его форм. Здесь он раскрыв конкретн

формы капитала, принадлеж разл классам капитал об-ва. В 3-ем «Книга3:процесс

производства и обращения капитала». М увидел проявления внешние прибыли, и др

экон категорий. 4-й том «Теории прибавочной стоимости».

Элементарная клеточка буржуазного общества.

«Элем клет» М счит товар с его свойствами. М писал в «Капитале», что

«богатство обществ, в которых господствует капиталист способ произв,

выступает как «огромное скопление товаров, а отдельный товар, как

элементарная форма этого богатства». Товар, потреб стоим, стоим, меновая

стоим, деньги порождают товарно-ден отношения.

В «Капитале» М развивает теорию трудовой стоим, придает ей глубокий научный

характер. М свой анализ посвятил качественной стороне стоим и труда,

создающего стоим. Используя диалект метод познания, М рассматривал товарное

произ, его категории, законы как исторически приходящие.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.