РУБРИКИ |
Шпора: Шпоры по ОЭТ |
РЕКЛАМА |
|
Шпора: Шпоры по ОЭТК-ая способность — это комплекс потребительских и ценовых характеристик товара, определяющих его успех на рынке над другими товарами. К-ия на рынке проявляется в различных видах, в основе кот. лежат различные критерии. 1.(степень развития) Совершенная к-ия — это свободная к-ия в условиях рынка, где существует предприниматели, способные диктовать к-ам условия произ-ва и сбыта товаров. Основные черты совершенной к-ии: наличие большого кол-ва мелких и средних предприятий; выпуск однородной стандартизированной продукции; доступность рыночной информации; свободный вход в рынок. В конце XIX-го — начале XX-го века произошла смена свободной к-ии монополистской (несовершенной). В основе этого процесса лежит появление нового явления в эк-ке — капитализма — возникновение монополий. Монополия — предприятие или группа предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, что позволяет контролировать и определять цены. Несовершенная к-ия — к-ия, ограниченная властью не множества произ-ей, а продавцов, диктующих условия произ-ва и сбыта товаров. Несовершенная к-ия привела к возникновению различных моделей рынка: 1) чистая монополия — модель р., контрол-го одним или несколькими монополистами; 2) монополистическая к-ия — модель р., при кот. большое число фирм производят похожую, но не полностью взаимозаменяемую продукцию; 3) олигополия — модель р., на кот. господствуют несколько фирм, производящие стандартизированные товары. 2.(структура) Внутриотраслевая к-ия — к-ия м/у предпринимателями одной отрасли за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара. Межотраслевая к-ия — между предпринимателями различных отраслей за лучшие условия приложения капитала с целью получения наиболее высокой прибыли. 3.(методы) Ценовая к-ия — метод к-ой борьбы путем снижения цен. Неценовая к-ия — метод к-ой борьбы, кот. достигается не с помощью ценового превосходства, а путем достижения более высокого качества продукции, технического уровня производства, использование рекламы и т.д. Недобросовестная к-ия — к-ия с использованием запрещенных методов: эк-ий шпионаж; подделка продукции к-ов; распространение необъективной информации о товарах своих соперников; махинации с деловой отчетностью; подкуп и шантаж; физическое устранение своих к-ов. 21. Предприятие — основной субъект рыночной экономики Предприятие — основное звено хоз-ва, где происходит соединение раб. силы со средствами произ-ва, производятся товары и услуги в целях удовлетворения потребностей. Каждое предприятие является юридическим лицом. Функции предприятия: произ-ая (технологическая); эк-ая; социальная; внешняя эк-ая. Черты предприятий: организационное единство (определенный коллектив); определенный комплекс средств произ-ва; абсолютное имущество; единоначалие в управлении; имущественная ответственность за результаты деятельности. Класс-ия предприятий: по формам собственности (индивидуальные, частные, коллективные, государственные, семейные, смешанные, арендные); по числу работников (малые, средние, крупные); по отраслевому признаку (с/х, промышленные, строительные, транспортные, торговые, связей, финансовые, инвестиционные, научно-исследовательские и др.); по организации финансового хоз-ия (единоличные, различные товарищества, хоз-ые общества). Каждое предприятие имеет свой жизненный путь, кот. оно проходит с момента своего возникновения, как юридическое лицо, до его закрытия: создание — развитие — кризис — сонация — банкротство — ликвидация. 22. Кругооборот и оборот капитала, производственные фонды Каждое предприятие располагает определенным имуществом, кот. характеризует его физический капитал (фонды). Капитал — вся совокупность вещественных и денежных средств, используемых в производстве и обращении материальных благ. Кругооборот капитала — движение капитала из одной стадии в другую и возращение к первоначальной. Три стадии: 1.денежная (Д-Т деньги-товар-средства производства, рабочая сила); 2.производственная (ПТ', производство более ценного товара); 3.товарная Т'-Д'; Д'=Д+(дельта) Д (прибыль). Оборот капитала — кругооборот, кот. рассматривается не как отдельный акт, а как непрерывно повторяющейся процесс, отнесенный к единице времени. Время оборота капитала состоит из времени производства и времени обращения. Периоды времени производства капитала: время пребывания капитала в произ-ых запасах; раб. период; время перерывов в процессе труда; время воздействия естественных сил природы. Время обращения: время пребывания капитала в товарных запасах; время транспортировки; время реализации; время покупки новых партий средств производства. 23. Основной и оборотный капитал (производственные фонды). Физически и моральный износ. Амортизация С точки зрения скорости оборотов капитала и способа перенесения стоимости на готовый продукт, капитал делится на основной — та часть производственного капитала, кот. обслуживает произ-во в течение многих произ-ых циклов, переносит свою стоимость по частям по мере износа, участвует в обороте всей своей стоимостью и почти не изменяет в процессе произ-ва своей натурально-вещественной формы (к основному капиталу относятся: машины, оборудование, транспортные средства и т.д.); оборотный — та часть произ-го капитала, кот. полностью потребляется в каждом произ-ом цикле, полностью переносит свою стоимость на готовую продукцию, обслуживает произ-во в течение одного произ-го цикла и участвует в обороте всей своей стоимостью и вещественно. К оборотному капиталу относятся: сырье, основные материалы, полуфабрикаты, топливо, электроэнергия и т.д. Физический износ основного капитала — утрата основным капиталом потребительских свойств в результате воздействия сил природы и использования основных фондов в процессе производства. Моральный износ — преждевременное старение основного капитала в результате развития науки и техники, внедрения в производство более эффек-ых ср-в, орудий труда машин, станков и т.д. В результате износа возникает необходимость обновления, замены основного капитала. Обновление осн. кап. при частичном износе возможно осуществить путем ремонта. Обновление при полном износе осуществляется путем реновации, т.е. полной заменой старого оборудования новым. Средства на ремонт и реновацию берутся из амортизационного фонда, кот. образуется за счет амортизационных отчислений. Амортизация — это стоимость износа оборудования, кот. переносится на готовую продукцию с целью возмещения стоимости отработанных фондов после окончания срока их службы. Норма амортизации: амортизационные отчисления за год/стоимость основного капитала100% Для того, чтобы осн. кап. обновлялся в более короткий срок, используется ускоренная амортизация. Она состоит в том, что часть прибавочной стоимости без превращения ее в прибыль остается в амортизационном фонде для возмещения и расширения основного капитала. Это дает возможность предприним-ю капитализировать часть прибыли до уплаты налогов. 24. Сущность, виды и условия предпринимательства Предпринимательство — самостоятельная инициативная деятельность по произ-ву тов-ов и услуг, связанная с риском и направленная на поиск вариантов наиболее эффек-го использования ресурсов, в целях получения прибыли. Субъекты предпр-ой деятельности: индивидуумы, мелкие собственники, арендаторы, кооперативы, фирмы, гос-во. Объекты: определенная деятельность. Черты пред-ва: эк-ая самостоятельность; эк-ая свобода в выборе деятельности; инициативность, творчество; мобильность, динамичность; риск и высокая степень ответственности; свободный наем раб. силы; сам-ое формирование программы предприятия; выбор поставщиков и потребителей; свободное распоряжение прибылью, после внесения необходимых платежей; создание новых экономических структур; ориентация на эффек-ть произ-ва и повышение качества продукции. Условия для сущ-ия и развития пред-ва: создание законодательной и нормативной базы; к-ый механизм хозяйствования; формирование элементов рыночной инфраструктуры; наличие стабильной кредитно-денежной системы; гос-ая поддержка пред-ва. Виды пред-ва: производственное — такой вид деятельности, в условиях кот. пред-ль осуществляет произ-во товаров и услуг; коммерческое — пред-во, в кот. определенную роль играют товарно-денежные и товарно-обменные операции; финансово-денежное — вид деятельности по купле-продаже валют и ценных бумаг; консультативное — вид деятельности по оказанию консультационных услуг. В зависимости от масштаба деятельности различают: индивидуальное производство, коллективное, корпоративное. Типы пред-ва: собственник, предприниматель-орендатор, менеджер. 25. Издержки производства и их виды. Закон убывающие отдачи Издержки производства — затраты хозяйственных субъектов на производство и реализацию продукции. Существуют различные подходы к определенным видам издержек производства: 1.Марксистский В "Капитале" выделены два типа издержек производства: общественные издержки — те затраты живого и овеществленного труда, кот. несет общество на произ-во и реализацию продукции. Они образуют стоимость товара; издержки капитала — те затраты, кот. несет пред-ля на произ-во и реализацию продукции. 2.Неоклассический Виды издержек: внешние (явные) — затраты, связанные с приобретением пред-ем ресурсов со стороны; внутриние — затраты, связанные с использованием собственных ресурсов, они не отражаются в бухгалтерской отчетности; постоянные — издержки, кот. не меняются в зависимости от изменения объема произ-ва (орендная плата, страховые взносы, амортизационные отчисления, оклады управляющих) FC; переменные — издержки, кот. изменяются в зависимости изменения объема производства (затраты на сырье, материалы, топливо, энергию, заработную плату рабочих) VC; общие TC=FC+VC; средние — затраты в расчете на единицу продукции: средние постоянные AFC=FC/Q; средние переменные AVC=VC/Q; общие средние ATC=TC/Q, ATC=AFC+AVC; предельные — затраты, связанные с производством еще одной дополнительной единицы продукции MC= TC/Q. 3. Бухгалтерский. Закон убывающей отдачи: последовательное присоединение добавочных единиц переменных ресурсов (сырья, рабочей силы и т.д.) к фиксированным ресурсам (капитал, земля), начиная с определенного момента, приводит к уменьшению добавочного или предельного продукта, получаемого в расчете на каждую дополнительную единицу переменных ресурсов. 26. Понятие дохода. Структура доходов и источники их формирования. Доход — доля каждой социальной группы отдельного индивидуума в произ-ом продукте. Доходы характеризуют уровень благосостояния, как отдельных граждан, так и населения страны. Виды доходов: номинальный — кол-во денег, полученных отдельными лицами за опред-ый период времени; располагаемый — номинальный доход за вычетом обязательных платежей и налогов; реальный — кол-во материальных благ и услуг, кот. можно приобрести на располагаемый доход. Источники дохода: 1)факторные доходы: земля — рента, капитал — %, труд — заработная плата; 2)денежные поступления по линии гос-ных программ помощи в виде выплат и льгот (пенсии, стипендии, пособия по безработице).3). поступления из финансовой сист. (% по депозитам,страховки.) Основным фактором дохода, кот. получает нас-е, работающее по найму, является заработная плата, а также затраты труда, связанные с доходами типа зарплаты на предприятии, кооперативах, доходы от собственного домашнего хозяйства. 27 Теории, формы и системы зарплаты. Осн факторным доходом, полученным населением, работающим по найму, явл з/п, а также с затратами труда связаны доходы типа з/п на предприятиях, кооперативах, доходы от собственного домашнего хоз-ва. Сущ разл подходы к определению з/п. Классическая ПЭК (марксизм): А. Смит, Д. Рикардо, К. Марк. Исходила из того, что в осн. з/п лежит стоимость товаров и услуг, необходимых для сущ-я работников. Внешняя з/п выступает как цена труда, однако труд не может быть объектом купли-продажи, т.к. он не сущ-т до покупки. Продается не труд, а рабочая сила. Раб сила покупается работодателем за то, что она в процессе производства создает не только эквивалент стоимости раб силы, но и прибавочную стоимость, безвозмездно присваиваемую работодателем. Если бы работодатель оплачивал работнику весь его живой затраченный труд, то не получал бы никакого дохода. З/п трактуется как любой заработок в денежном выражении по трудовому договору. Ф-ии з/п: 1. воспроизводственная 2. стимулирующая з/п имеет низшую и высшую границы. Низшая определяется физическими потребностями работника, т.е. представляет сумму жизненных средств на уровне физического минимума, кот. дает возможность человеку его способность к труду. Высшая учитывает кроме физических потребностей социальные и духовные. Структура з/п: · основная – зависит от рез-тов труда самого работника и определяется тарифными ставками, сдельными расценками и должностными скидками. · Дополнительная – зависит от рез-тов хоз деят-ти коллектива предприятия или фирмы и выплачивается в виде премий, вознаграждений и др. поощрит. выплат. Факторы, оказ. влияние на уровень з/п: 1. стоимость средств сущ-ия 2. уровень квалификации работника 3. различия по полу и возрасту 4. нац. различия 5. монополизация рынка труда Формы з/п: · повременная – устанавливает размер вознаграждения в зависимости от отработанного времени · сдельная (поштучная оплата труда) – устанавливается в зависимости от объема выпущенной продукции. Формы оплаты труда проявляются в системах. Система з/п – это конкуренция форм з/п. o Повременная з/п имеет след. системы: простая и повременная o Сдельная з/п имеет след. системы: прямая сдельная, сдельно- прогрессивная, опорная, сдельно-премиальная и др. Уровни з/п устанавливаются с помощью тарифной системы, кот. включает: тарифно-квалификационные справочники, тарифные сетки, тарифные ставки. З/п сущ. как номинальная, так и реальная. Номинальная з/п – плата в денежной форме, кот. получают работники за отработанное время или же за произведенный объем продукции. Реальная з/п – то кол-во мат. благ и услуг, кот. работник может приобрести за номинальную з/п. Факторы, оказ. влияние на реальную з/п: 1. размер номинальной з/п 2. ! цены на товары и услуги 3. размер налогов Мин. з/п устанавливается с учетом след. факторов: § стоимость величины мин-го потребительского бюджета § общего уровня средней з/п § уровня производительности труда в обществе 28 Земельная рента. Цена земли. Аграрные отн. – отн., связанные с собств. на землю, землепользованием и землевладением. Часть аграрных отн. сост. рентные отн. Рентные отн. –отн. м/у собственником земли и ее арендатором по поводу распределения прибыли. Субъекты аграрных отн. – фермеры, арендаторы земли, коллективные с/х предприятия, отдельные лица и гос-во. В настоящее время идет процесс создания фермерских хоз-в. В отл. от крест. хоз-в, фермерские осн. на исп. наемного труда. Особенности аграрного произв-ва: 1. зависимость от природно-климатич. усл. 2. сезонный хар-р произв-ва 3. земля явл. одновременно и средством и предметом труда 4. часть произв-нного продукта исп. внутри хоз-ва 5. цены на с/х продукты определяются в соотв. с затратами труда на худших участках. Теории земельной ренты: неоклассическая и марксистская. Неоклассики определяют ренту как доход, приносимый ресурсом (землей), предложение кот. неэластично. Общее предложение земли в отл. от др. факторов относительно фиксировано природой и не может быть увеличено в ответ на более высокую цену или уменьшена в случае низкой цены. Это означает, что на рынке земли активен лишь спрос. Неоклассики считают, что с/х рабочие получают в виде дохода предельный продукт последнего рабочего. Избыток над конечным предельным продуктом поступает в виде земельной ренты земельным собственникам. Маркс рассм. земельную ренту в усл. кап-зма в след формах: 1. дифференцированная зем. рента 2. абсолютная зем. рента 3. монопольная Причиной образования 5явл. монополии на землю, как на объект хоз-ва. Следует различать дифф. ренту 1-ую, 2-ую. По плодородию и местоположению земли условно можно разделить на 3 группы: лучшие, средние, худшие. Арендаторы, ведущие хоз-во на средних и лучших землях получают доп. доход в виде дифф. ренты 1. Условие возникновения дифф. ренты1 – это различие в плодородии и местоположении участков. Дифф. рента 1 получается как разница м/у ценой произв-ва, определяемой условием произв-ва на худшем участке и индивидуальной ценой произв-ва на лучших и средних участках. Цена на с/х прод. опр. в отл. от пром. не средними усл. произв-ва, а усл. произв-ва на худших участках, т.к. лучших и средних земель недостаточно, чтобы удовлетворить потребности насел. в прод. питания. Поэтому в процесс произв-ва вовлекаются и худшие участки. Усл. возникновения дифф. ренты 2 явл. добавочное вложение капитала в один и тот же участок, кот. повышает производит труда и урожайность этих участков. Поэтому, при добавочных вложениях капитала, худшие участки могут перейти в разряд средних, а средние – в разряд лучших. Дифф рента1 связана с естеств. плодородием почвы, а дифф. рента2 – с эквивалентным плодородием (естеств. + искуств. плодородие). Дифф. рента 2 как и 1 дает сверхприбыль. Собственник земли получает за сданную в аренду землю арендную плату. Арендная плата, как правило, больше земельной ренты, т.к. она включает еще и амортизацию, и ссудный %. Абсолютная рента. В с/х любой участок, независимо от плодородия и местоположения, приносит собственнику земли доход в виде арендной платы. Причиной образования арендной платы явл.: частичн. собственность на землю, кот. создает препятствия для включения с/х в межотраслевую конкуренцию, устанавливающую среднюю прибыль. Усл. образования абсолютной ренты стало более низкое органич. строение капитала в с/х, чем в пром. Поэтому рыночная стоимость с/х товаров оказывается выше общественной цены производства. Значит, вел. прибавочной стоимости, созданная с/х рабочими превышает среднюю прибыль. Эта разница м/у рыночной ценой на с/х товары и обществ ценой произв-ва и образует абсолютную ренту. Монопольная рента. В осн монопольной ренты лежит монопольная цена, устанавливаемая на редкие виды продуктов и значительно превышающая их стоимость. Монопольная рента есть излишек рыночной цены над стоимостью. Цена земли – капитализированная земельная рента. Земля – дар природы, она не создана трудом человека, а потому не имеет стоимости, однако служит объектом купли-продажи и, сл-но, имеет цену. Цена земли=(рента/ссудный процент)*100%. С 2002г вступил в действие земельный кодекс, согласно кот. земля становится товаром и ее разрешено продавать с 2005г. Все с/х земли делятся по формам собственности на 3 группы: частная, коммунная, гос-ная. 29 Прибыль, ее виды и роль в рыночной эк-ке. Цлелвой ф-ией работы кажд. фирмы явл. максимизация прибыли. Прибыль выступает оценочным показателем работы фирмы, критерием ее эффективности и производительности. Сущ. разл. подходы к теории прибыли. Марксистский. Маркс рассм. прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости или как реализованную прибылью стоимость. Прибавочная стоимость выступает как порождение всего капитала, как избыток стоимости над издержками произв-ва, принимает форму прибыли. W=C+V+Т (прибавочная стоимость) W=K+T W=K+P (прибыль) Норма прибыли P’=T/(C+V)*100% Норма прибыли =P/(C+V)*100% P=W-K Масса прибыли равна P’*K Факторы нормы прибыли (по Марксу): 1. норма прибавочной стоимости 2. скорость оборота капитала 3. органическое строение капитала (C/V) 4. экономия на постоянном капитале (С). Неоклассическая концепция прибыли. Неоклассики рассм. два осн. вида прибыли: 1. бухгалтерская и. экономическая Бухгалтерская прибыль трактуется как разница между валовым доходом и внешними (явными)издержками. P (прибыль)=TR (валовой доход)-TC (общие издержки). Эк. прибыль трактуется как разница м/у валовым доходом и всеми издержками осуществляемыми фирмами (внеш. и внутр.). Помимо названных видов прибыль выступает в таких формах, как валовая прибыль, нормальная прибыль, придельная прибыль, максимальная прибыль и др. Ф-ии прибыли: 1. хар-ет эк. эффект полученный в рез-те деятельности предприятия 2. явл. гл. источником финансирования затрат на производственные и соц нужды предприятия 3. явл. источников формир. бюджетов разных уровней (от гос-ва и местный) 4. стимулирующая ф-ция прибыли, прибыль побуждает фирму расширять произв-ые мощности осущ-ять нововведение и снижать затраты 5. распределительная ф-ция, создание фонда денежных средств, обеспечивающих финансирование принятых к реализации программы.
Общая схема распределения прибылиПрибыль: 1первоочередные (налог на прибыль и % за кредит) 2 выплата дивидендов (акционерные предприятия) 3 чистая прибыль (фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд). Факторы, влияющие на величину прибыли: 1. снижение издержек (себестоимости) 2. повышение пр-ости труда 3. внедрение достижений НТП 4. повышение квалификации работников 5. снижение произ-ых и непроиз-ых потерь предприятий. P=(прибыль)/(стоимость осн фондов и среднегодовая стоимость оборотных средств) * 100% Роль прибыли в условиях рыночной эк-ки: 1. прибыль явл главной целью предпринимательской деят. 2. прибыль явл. осн. внутр источником формирования финансовых рес. предприятия 3. прибыль явл важнейшим источником удовлетворения соц потребностей 4. создает эк-ую базу развития гос-ва в целом По мнению многих экономистов прибыль не всегда играет положительную роль. 30. Ссудный % и факторы, определяющие ставку ссудного %. Собственники денежного капитала, банкира получают доход в виде ссудного %. Ссудный %- это форма прибыли, в которую получает денежный капиталист, отдавая деньги в суду. Предоставление денежных средств других предпринимателей осуществлять зарплату по определенной ставке. Ставка или норма ссудного % есть цена уплачиваемая за использование денег. Норма ссудного %=ссудный % за год /сужаемый капитал * 100% Норма ссудного %= 100 /1000 * 100%=10% Если имеет место инфляция то сущ.-ют различия между номинальной и реальной ставкой. Номинальная ставка-это % ставка, выраженная в денежных единицах по текущему курсу. Реальная ставка- это % ставка, выраженная в неизменных денежных единицах с поправкой на инфляцию. Гос-во проводит политику, которая получила название мягкой кредитно-денежной политики(низкая % ставка) жестокой кредитно-денежной политики( высокая % ставка). При мягкой кредитно-денежной политики предприниматели увеличивают инвестиции произ-ва. При жестокой кредитно-денежной политики уменьшаются инвестиции произ-ва и это приводит к уменьшению валового внешнего продукта. Факторы, оказывающие влияние на ставку ссудного %: риск, продолжительность времени, на которое выдается кредит, размер ссуды, налогообложение, ограничение условий конкуренции. 31. Основные макроэкономические показатели в системе национальных счетов. Макроэкономика хар-ет факторы и результаты произ-ва как единого целого в масштабе общества. для измерения результатов развитии нац. экономики используется система нац. счетов. Система нац. счетов-это совокупность макроэкономических показателей, которые хар-ют состояние экономики и служат основой для выработки экономической политики. Система нац. счетов утверждена статистической комиссии ООН и применяется с 1953г. в Украине с 1993г. Показатели нац. счетов используются в большинстве стран мира и рассматриваются международными статистическими организациями в качестве стандартов для ставнительного анализа динамики экономики различных стран. Основными макропоказателями явл.: - валовой нац. продукт (ВНП)(валовой внутренний продукт) - чистый нац. продукт (ЧНП) - нац. доход (НД) - личный доход (ЛД) ВНП- это обобщающий показатель соц.-экономического развития страны динамики экономического роста. ВНП отражает совокупность конечных результатов деятельности всех субъектов хоз-ния в сфере материального произ-ва и непроиз-ной сфере. ВНП имеет натурально-вещественную форму и стоимостную. В натурально-вещ. форме ВНП хар-ет различные группы материальных благ и услуг каждая из которых выполняет опред. функцию. В стоимостном выражении ВНП хар-ет совокупную рыночную стоимость всего объема конечного произ-ва произведенного за определенный период времени. Конечный продукт хар-ет объем товаров и услуг, которые не перепродаются, не подвергаются дальнейшей обработки или переработки, а поступает для конечного потребления. ВНП не включается в промежуточный продукт, стоимость продуктов произ-ных внутри домашнего хоз-ва, продукция произведенная на приусадебных участках, продукция произ-ная в теневой экономике, секонд хенд, чисто финансовые сделки: а) частные выплаты и платежи; б) трансфертные платежи; в) операции с ценными бумагами. ВНП по сумме доходов=Зарплата+ прибыль+%+рента+амортизация. ВНП по сумме расходов= Потребит. расход+инвестиц. расходы+Гос-ные расходы+Расходы иностранцев (чистый экспорт) ВВП- это совокупный объем конечных товаров и услуг, которые произ-ся только внутри страны, в независимости от того, кто явл. их собственником. ЧНП- представляет собой сумму конечной продукции и услуг оставшиеся за вычетом амортизации. ЧНП= ВНП- Амортизация. НД- это совокупный доход который зарабатывается владельцами факторов произ-ва.(Зарплата, прибыль, % рента). НД=ЧНП-Косвенные налоги (НДС, акцизы, пошлины). ЛД- это нац. доход за вычетом: а) взносов на соц. страхование (-) б) налогов на прибыль (-) в) нераспределенная прибыль(+) г) трансфертные платежи(+). 32. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос- это модель, которая показывает различные объемы товаров и услуг, т.е. реальный объем нац. произ-ва, который потребители, предприятия и гос-ва готовы купить при любом возможном уровне цен. Главными составляющими совокупного спроса явл. потребление, инвестиции и гос-ные расходы,на совокупный спрос оказывают влияние след. факторы: - уровень цен; - доходы населения; - налоги; - гос-ные закупки; Повышение или понижение цен на товары и услуги, которые составляет объем нац. произ-ва оказывает влияние на совокупный спрос в сторону его повышения или понижения. Чем больше уровень цен, тем меньший объем нац. произ-ва, захотят купить потребители, предприятия и гос-ва. И наоборот: чем ниже уровень цен, тем большую часть произ-ва, захотят купить потребители. На кривую совокупного спроса оказыв. влияние след. Факторы 1.эффект %-ой ставки. 2.эффект материал. 3.эффект импортных закупок. Эффект %-ой ставки: С повышением уровней цен повышается % ставки, а возросшие %-ы ставки приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций, что вызывает сокращение спроса на реальный объем нац. продукта. Эффект материальных ценностей: При более высоком уровне цен реальная стоимость финансовых активов, таких как срочные счета, акции, облигации, находящиеся у населения уменьшается. В этом случаи население сокращает свои расходы и наоборот: при снижении уровня цен покупателя способность материальных ценностей возрастает. Эффект импортных закупок: Объемы экспорта и импорта в стране зависят от соотношения цен на отечественную продукцию и аналогично продукцию зарубежом. Если уровень цен на отечественную продукцию выше, чем на импортную продукцию, то покупатели будут больше приобретать импортных товаров, что приведет к уменьшению экспорта. И наоборот: если цены на импортные товары ниже, чем на отечественные, то совокупный спрос перемещается на отечественные товары, и это приводит к сокращению импорта и увеличению экспорта. Сущ.-ют неценовые факторы совокупного спроса: 1) изменение потребительских расходов, на них влияет уровень дохода потребителя, задолженность потребителя, налоги, ожидание потребителя. 2)изменения инвестиционных расходов( %-е ставки, ожидаемые прибыли от инвестиций, налоги, избыточные мощности и технологии). 3) изменение гос-ных расходов на чистый объем экспорта. Совокупное предложение хар-ется объемом выпускаемой продукции, которую предприниматели будут продавать при каждом возможном уровне цен. Неценовые факторы совокупного предложения: 1.изменение цен на ресурсы а) внутренние ресурсы(земля, капитал, труд, предприним. способности). б) на импортные ресурсы 2. изменение производительности труда. Макроэкономическое равновесие. очень важным моментом функционирования рыночной экономики явл. установление макроэкономического равновесия. Макроэкономическое равновесие- это такое состояние нац.экономики когда устанавливается пропорциональность между ресурсами и их использованием, факторами произ-ва и результатами произ-ва между накоплением и потреблением, между совокупным спросом и предложением. Такое состояние экономики, как правило, явл. непродолжительным преходящим в экономич. динамику. 33 Потребления, сбережения, инвестиции, эффект мультипликатора. Потребление - завершающая фаза воспроизводственного процесса Потребление-это использование произведённых продуктов труда и услуг. В усл. рыночных отношений товары и услуги поступают в потребление через обмен. Уровень потребления определяют потребительские расходы на которые оказывают влияние различные факторы, важнейшими из которых явл. доход после уплаты налогов, а поскольку уровень доходов у различных слоёв населения неодинаковы, то и структура расходов их различна. По закону Энгеля, чем беднее семья, тем больше дохода она тратит на необходимые средства существования - пищу и жильё. Существуют пределы денежных средств, которые будут расходоваться на пищу по мере роста доходов. В связи с этим доля расходов на питание снижается по мере роста доходов и стабилизируется доля затрат на жильё у большинства населения опр. Часть дохода, которая остаётся у населения после уплаты налогов и не потребляется составляет сбережения В зап. Эк. лит-ре рассматривается функция потребления как отношения общего потребительского расхода к уровню дохода. (график) Линия, расположенная на графике под углом 45 показывает уровень потребления и свидетельствует о том, что уровень собственного дохода в такой семье позволяет жить без убытка. Факторы, оказывающие влияние на потребление и сбережения:1. Уровень благосостояния 2. Уровень цен 3. Ожидание 4. Потребительская задолженность 5. Налогообложение. Инвестиции-вложения в основной капитал (осн. средства произ-ва) в запасы, резервы, а также др. экономические объёкты, требующие отвлечения материальных и денежных средств в течении продолжительного времени. Инвестиции играют важную роль в макроэкономике. Во-первых: они оказывают решающее воздействие на совокупный спрос ( на занятость и объём произ-ва) во-вторых: инвестиции ведут к накоплению капитала. Источником инвестиций явл. сбережения населения и накопления предприятий. Уровень расходов на инвестиции опред. След. Факторами:1. Доходы 2. Ожидаемая норма чистой прибыли 3.ставка процента 4. Издержки 5.применяемые технологии Показателем эффективности капитальных вложений(инвестиций) явл. мультипликатор(множитель) Модели мультипликатора - увеличение(уменьшение инвестиций) ведёт к уменьшению или к увеличению объёма произ-ва и занятостью. Мультипликатор показывает размер роста объёма произ-ва в результате воздействия в каждой единицы увеличения инвестиций. Пример: Если в произ-во вложено 100млн., а объём произ-ва через год сост. 300млн., то коэф. мультипликатора будет равен 3. 35 циклический хар-р эк. развития. Эк. цикл и его фазы. Движение общ. Произ-ва не явл. равномерным и непрерывным. Эк. рост постоянно чередуется с падением повышения деловой активности её понижением. Развитие рыночной экономики происходит волнообразно или циклически. Цикличность эк. развития - это регулярно повторяющиеся колебания рыночной экономики в движении общест. Произ-ва. Эк. цикл связан с определёнными фазами времени протекания, чистотой повторения, амплитудами, показателями деловой активности. Эк. цикл определяют как развитие рыночной экономики от одного кризиса до начала другого. Эк. цикл включает след. Фазы:1.кризис 2.депрессия 3.оживление 4.подъём Кризис(спад)-это такое состояние экономики, когда происходит нарушение её равновесия, вызывающее её сокращение и преостановку произ-ва, а в наиболее тяжёлых случаях и разрушение производит. сил. Кризисы произ-ва могут быть двух основных типов:1.кризисы перепроизводства 2.кризисы недопроизводства. Кризисы перепроиз. характерны для развитых стран. Причинами явл. противоречия между производством и низким платёжеспособным спросом населения (график) Кризис проявляется в следующем: - возникновение излишних товаров относительно платежеспособного спроса на них. - Сокращение объёма произ-ва и деловой активности - Банкротство предприятий - Рост безработицы - Падение цен - Снижение ставки ссудного процента, падение жизненного уровня. Эк. кризисы могут быть общие – это циклические кризисы перепроизводства. Промежуточные отличаются от циклических тем, что не дают начало новому циклу, а прерывают на определённое время фазы подъёма или оживления. Существует такой тип кризиса как частичный - это кризис, охватывающий какую-нибудь локальную сферу (финансовый кризис) Отраслевые кризисы поражают определённую отрасль произ-ва. Структурные кризисы –это кризисы, вызванные крупными диспропорциями в развитии общества (энергетич. кризис, сырьевой, продовольственной и др. Мировые к.- это кризисы, затрагивающие экономику ведущих стран мира. Депрессия(стагнация)-это неустойчивое равновесие. Депрессия представляет собой фазу приспособления хоз. жизни к новым усл. и потребностям. Черты: § Прекращения падения объема произв-ва и их стабилизация, но на более низком уровне по сравнению с предшествующим периодом § Рассасывание тов. Запасов § Прекращение падения цен § Увел предложения денежных средств банками В фазе депрессии начальные процессы структурной перестройке эк-ки и перехода на энерго- и материалосберегающие технологии. Оживление – восстоновит фаза. Черты: § Незначит расширение произв-ва § Накот сокращение безработицы § Постепенный рост цен и ссудного процента § Рост спроса на новое пром оборудование (увел. инвестиций) Подъем (бум). Черты: § Превыщшение уровня произв-ва, достигнутого в предыдущем цикле § Сокращение безработицы до минимальных размеров § Возрастание спроса на продукцию отраслей, определяющих НТП § Значит увел спроса на сырьевые рес. § Увел цен на товары и ссудного процента Превый кризис в Англии в 1825г. С точки зрения длительности цикла различают: 1. циклы Кондратьева (45-50 лет) 2. строит цикла Кузнеца (15-20 лет) 3. циклы Джаглера (7-11 лет) 4. циклы Китчена (3-5 лет) 5. частные хоз. циклы (1-12 лет) Совр. западная эк. лит-ра не отвергая классификацию циклов на фазы применяют более агрегированное деление и выделяют всего 2 фазы: рецессия, кот. объединяет кризис и депрессию, и подъем, включающий оживление и бум. 36 Безработица и ее формы безработица – временная незанятость экономически-активного раселения (или трудоспособного насел) в обществ произв-ве. Причины: 1. структурые сдвиги в эк-ке 2. эк спад или дипрессия 3. сезонные изменения уровня произв-ва в отдельных отраслях 4. демографич изм в структуре насел 5. политика прав-ва и пофсоюзов в области зарплаты 6. сокращение армии 7. конверсия (переквалификация военных предприятий в гражданские 8. миграции в реальной эк жизни безработица – превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. Сттруктура безработицы по ее причинам включает 4 осн категории раб силы: потерявшие работу в рез-те увольнения, добровольно оставившие работу, пришедшие на рынок после перерыва, впервые пришедшие на рынок труда. Уровень безработицы – отн кол-ва безработных к общему числу работоспособных. УБ=Б/РС*100%. Эк-ка не может ф-ровать при 100% использовании ресурсов (впервую очередь трудовых). Она должна располагать резервами, кот можно привести в действие в усл циклического развития эк-ки. Полная занятость в рыночной эк-ке определяется как занятость, составляющая менее 100% раб силы и равная сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Этот уровень наз естественным уровнем безработицы Прим.: в США в 60-х – 4,3%, в 70-х –6,6%, в 80-х – 7%, в 90-х – 6% безработных. В Европ странах средний уровень – 5%, а в Швеции и Японии –3%. Формы безработицы: 1. фрикционная, связанная с перемещением людей с одной работы на др. 2. структурная 3. сезонная 4. циклическая, полная и частичная, скрытая и явная, добровольная и вынужденная, молодежная и женская. Закон Оукена–отражает отношения м/у уровнем безработицы и отставанием объема ВВП. Согласно этому закону превышение текущего уровня безработицы на 1 % над предполагаемым естественным уровнем увеличивает отставание объема ВВП на 2,5 %. Соц-эк последствия: не производится какая-то часть товаров и услуг, снижение налоговых поступлений гос-ву от з/п, деквалификация раб силы, снижается уровень жизни семьи безработного, усиливается эксплуатация труда и т.д. 38 объективная необходимость гос. регулирования эк-ки. Эк. ф-ии гос-ва. Гос-во призвано корректировать те недостатки, кот. присущи рыночному механизму. Как известно, рынок имеет негативные стороны: не способствует сохранению невоспроизводимых рес. и защите окр. среды; не может регулировать исп-ние рес., принадлежащих всему человечеству, напр. рыбных богатств океана. В усл. рынка порой игнорируются потенциально негативные последствия принимаемых решений и не создаются стимулы для произв-ва тов. и усл. коллективного пользования, не гарантируется право на труд и доход, не обеспечивается целенаправленное развитие фундаментальных иссл. в науке. Рынок в основном ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Он подвержен нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными процессами. Гос-во берет на себя ответственность за создание отн. равных усл. для взаимного соперничества фирм, для эффективной конкуренции, за ограничения монополизированного произв-ва. Гос-ву требуется направлять эк. рес. на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать произв-во обществ. тов. и усл. Участие гос-ва в эк. жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулир. рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Не стоит забывать и о внешней политике, регулир. платежного баланса и валютных курсов. В усл. рынка гос. регулир. Эк-ки (ГРЭ) представляет собой систему мер законодат., исполн. и контролирующего хар-ра, осущ. гос. учреждениями с целью приспособления сущ. соц-эк. системы к изменяющимся усл. хозяйствования. Цели: достижение эк. и соц. стабильности, обеспечение нац. конкурентных преимуществ, эк. безопасности, адаптации рыночного механизма к разл. ситуациям. Эк. ф-ии совр. гос-ва многообразны и сложны: • поддержка функц-ния рыночной системы и созд. конкурентной среды, защита конкуренции через антимонопольное законодат.; • перераспределение дохода и богатства, корректировка распределения рес. с целью изм. структуры нац. продукта, стабилизации эк-ки посредством контроля над уровнем занятости и инфляции; • ограничение действия некот. эл-в рыночного механизма. Так, жесткое ограничение использования рыночных эл-в наблюдается в сфере распределения бюджетных рес. на поддержание и охрану обществ. порядка, нац. оборону, транспортную систему, обслуживание инфраструктурных комплексов, водоснабжение и т. д. Ограничения применяются и в сфере совокупного потребления и обеспечения общественно-нормальных усл. жизни, образования, мед. обслуживания. Гос. органы обеспеч. функци-ние систем образования, здравоохранения, экол. контроля с учетом рыночных и обществ. интересов; • достижение и сохранение нац. конкурентных преимуществ в мировой эк-ке. Эти ф-ии гос-ва осущ. посредством развития способности фирм конкурировать в новых и традиционно сложившихся отраслях на мировом рынке. 39 Формы, методы и инструменты гос. регулир. Формы гос. регулирования: законодат., административн., судебные. Общепринято деление методов гос. регулир. на правовые, адм., эк., прямые, косвенные. Правовое регулир. сост. в установлении гос-вом правил «эк. игры» для фирм-производителей и потребителей. Опр. формы и права собств., усл. заключения контрактов и функц-ния фирм, взаимные обязательства профсоюзов и работодателей и др. Адм. регулир. включают в себя меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т. д.. С помощью системы адм. мер осущ. гос. контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. Эк. методы предполагают влияние на совокупный спрос, предложение, степень концентрации капитала, структуризацию эк-ки и соц. усл., исп. факторов . роста. С этой целью исп.: •бюджетная и фискальная политика; •денежно-кредитная политика; •программирование; •прогнозирование и планирование. Финансовая политика предполагает использ. бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения нац-эк. и соц. целей. Денежно-кредитная политика предполагает использ. метода косвенного воздействия Центрального банка на эл-ты рыночного механизма. Высшей формой гос. рег. явл. программирование, прогнозирование и планирование. Объектами таких целевых программ явл. отрасли (в том числе аграрная), регионы, соц. усл., направления научных исследований и т. д. Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные. Наиболее распространены общенац. программы по восст. эк-ки, структурной перестройке, приватизации, послекризисной стабилизации эк-ки. Среди методов прямого ГРЭ преобладают разл. формы безвозвратного финансирования в виде субвенций или субсидий. Целью таких методов явл. достижение приоритетов развития, защита обществ-необходимых секторов эк-ки и групп населения. Могут быть негативные последствия в виде деформации реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентности, ослабления балансирующей функции рынка. Прямое ГРЭ осущ. через инвестиции в опр. отрасли хоз-ва. Оно может идти по 2 направл.: или развитие гос. предприним. (напр., угольная пром.), или субсидирование предприятий негос. сектора. Гос-во реализует программу поддержки таких сфер, как образование, здравоохр., охрана окр. среды. Гос-во оказывает также прямое регулир. воздействие на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз опр. видов сырья, создавая льготное кредитование экспорта либо представляя гос. гарантии под внешние кредиты. Гос-во осущ. и прямое воздействие на нац. рынок путем гос. заказа. Под ним понимают гос. задание фирме на произв-во опр. вида прод. в опр. сроки и в опр. размерах на уникальную, особо дефицитную прод. К косвенным отн.: кредитно-денежные методы, налоговые, бюджетные, индикативное планирование. 40 сущность и ф-ии финансов. Финансовая система. Эк. структура любого общества не может функц-ть без нормально организованного потока денежных средств м/у гос-вом и производств. структурами, гос-вом и разл. слоями насел., м/у регионами и отдельными гос- вами. Такие денежные потоки отражают процессы реальной жизни общества, устанавливая связи и отн. м/у гражданами и юрид. учреждениями. Через финансовый механизм гос-во реализует все свои ф-ии по управлению, ограничению, контролю и аудиту за производств. и финансовыми структурами. В ходе выполнения этих ф-ий финансы исп-ся в качестве индикатора роста нац. эк-ки, роста благосостояния, а также как инструмент устранения негативных моментов в эк. росте. Они стимулируют снижение издержек произв-ва и их конкурентоспособность на мировом рынке, формируют структуру произв-ва, межотраслевые и территориальные пропорции. Сл-но, финансы – это система отношений по поводу распределения и исп. фондов денежных средств или финансовых рес. через особые фонды и учреждения. Становление финансовых отн. происходит одновременно с развитием товарно- денежных отн. в целях обслуживания потребностей гос-ва в организации эк. и культ. жизни, содержании аппарата управления, армии, здравоохр., образования, пенсионного обеспечения и т. д. Реализуются финансовые связи через финансовую систему, кот. включает в себя бюджеты разл. уровней, фонды соц., имуществ. и личного страхования, валютные резервы гос-ва, денежные фонды предприятий и фирм, коммерческих и некоммерческих структур и прочие специальные денежные фонды. В рамках эл-тов финансовой системы формируются финансовые рес., как количественно определенная и специально предназначенная сумма денежных средств. Чем более развиты рыночные отн., чем сложнее и многообразнее эк. связи в гос- ве, тем сложнее финансовая система и тем больше ее финансовые рес. Развитость и размер финансовых рес. обеспечивают более широкую маневренность гос-ва в выполнении внутр. и внеш. эк. ф-ий. Различают финансы хозяйствующих субъектов, населения и государства. 3a счет гос. финансов решаются такие соц. программы, как защита окр. среды, эколог. мониторинг, создание земельного кадастра, конверсия военно-пром. предпр. и т. д., а также соц. вопросы: помощь ветеранам, инвалидам, вынужденным переселенцам, военнослужащим, уволенным в запас, и др. Гос. финансы обеспеч. обороноспособность и защиту. К концу XX столетия в большинстве стран гос. финансы стали активно исп. для достижения результатов стабильного роста – повышения конкурентной способности нац. эк-ки, ускорения НТП, преодоления региональной неравномерности в распределении и исп. рес. и трудового потенциала. 41 гос. бюджет. Главным звеном финансовой системы явл. гос. бюджет. Это крупнейший денежный фонд, находящийся в распоряжении прав-ва. Гос. бюджет образует централизованный фонд денежных рес. прав-ва для содержания гос. аппарата, вооруж. сил, здравоохр., образования, выплаты соц. пособий. Бюджет явл. мощным рычагом гос. регулир. эк-ки, воздействия на хоз. конъюнктуру, осущ. мер по ее стабилизации. Воздействие гос-ва на эк-ку происходит путем финансирования, выдачи субсидий и т. д. Бюджет совр. гос-ва – сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотнош. соц-эк. интересов разл. групп и партий. Это компромисс м/у собственниками и работающими по найму, по вопросам налогообложения, доходов и з/п, по поводу расходов на соц. цели. С помощью бюджета гос-во осущ. сочетание централизованных и местных интересов регионов ч/з распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов. Направления исп-ия: поддержание конъюнктуры и эк. рост через субсидии и инвестиции, катализатор развития НТП, повышение конкурентоспособности нац. прод. на внеш рынках, расходы на развитие аграрного сектора, на вооружение, мат обеспечение внешнеэк связей, содержание аппарата, обслуживание внутр и внеш гос долга, расходы на кредитование экспорта, для обеспечения поставок на внутр рынок зарубежных товаров. Как эк. документ бюджет отражает полит. и соц. динамику общества. Доходы гос. бюджета на 85% формируются за счет налоговых поступлений, прибыли казенной пром., поступлений от приватизации собств. и т. д. Общая сумма доходов в идеале должна покрывать запрограммированные расходные статьи бюджета. В случае если расходы превышают доходную часть в общей структуре, образуется бюджетный дефицит. Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами. Образовавшийся остаток доходов прав-во может исп. на непредусмотренные программой или планом расходы, осущ. долгосрочные выплаты по гос. долгу или перенести этот остаток в бюджет следующего периода (года). Бюджетный дефицит по меж/нар. стандартам не должен превышать 5 % от ВВП. Покрывается он внутр. и внеш. гос. займами в виде продаж гос. ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов. Во время эк. потрясений, кот. могут постигнуть гос-во, прав-во нередко прибегает к эмиссии денег для покрытия бюджетного дефицита. Последствия такой эмиссии перерастают в неконтролируемую инфляцию. 42 налоги, их сущность, виды и ф-ии. Налог — это принудительно изымаемые гос-вом или местными властями средства с физ. и юрид. лиц, необходимые для осущ. гос-вом своих ф-ий. Сборы эти производятся на осн. гос. законодательства. Исп. налогов в качестве инструмента централизованного воздействия на эк. развитие гос-ва имеет длит. историю с периода широкого развития товарно- денежных отношений. Первый денежный поголовный налог на граждан был введен еще в Римской империи во II веке. В совр. усл. налоги выполняют 2 осн. ф-ии: фискальную и эк-кую. Фискальная – осн. Используя ее, гос-во формирует денежные фонды. Эк. – предполагает исп. налогов в качестве инструмента перераспределения нац. дохода, заинтересованности производителей и предприним. в развитии разнообразных видов деят. по производству товаров и услуг. Используя эту ф-ию налогов, гос-во оказывает влияние на реальный процесс произв-ва и инвестирования капитальных вложений. Взимание налогов основывается на исп. разл. ставок налогов: • Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку, партию товара, услугу и т. д.). • Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. • Прогрессивные ставки предполагают прогрессивное повышение ставки налога по мере возрастания дохода. Этот вид ставок служит инструментом изъятия средств у лиц, получающих большие доходы. • Регрессивные ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода. Эти ставки наиболее выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее обременительны физ. и юрид. лицам, обладающим незначит. доходами. По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги — это обязательные платежи, включенные в цену тов. или усл. Значит. часть их образуют акцизы. По использованию налоги подразделяются на общие, поступающие в общую доходную часть бюджета, и специальные (целевые). Они используются строго на опр. цели. Это налоги, например, на продажу бензина, топлива, смазочных масел и др. В соотв. с гос. устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на федеральные и местные. 43. сущность, ф-ции и формы кредита. Кредитная сделка — это купля-продажа с отсроченным платежом. Кредит — это форма сущ-ния (движения) ссудного фонда, своеобразная форма реализации собственности на ссудный фонд. Ссудный фонд представляет собой часть централизованного денежного фонда и ассоциируется с некой суммой денег. Он связан с двумя процессами: с формированием и использ-м на условиях возвратности временно свободных денежных средств. Кредит выполняет важные ф-ии в обеспечении микро- и макроэк. равновесия. С помощью кредита осущ. перераспределение капитала м/у разл. отраслями и предпр. Осн. принципы кредитования – срочность и возвратность – позволяют выступать кредиту эффективным дисциплинирующим средством рыночного механизма. Кредит осущ. свое движение в разл. формах. Коммерческий кредит исп. при продаже товара с отсрочкой платежа. Цель – ускорение реализации тов. и усл. Документом при осущ-нии сделки в форме коммерч. кредита выступает вексель. Вексель – это одна из разновидностей ценных бумаг. Он представляет собой особый вид письменного долгового обязательства, дающий его владельцу право требовать по истечении определенного срока уплаты обозначенной в нем суммы. Банковский кредит предоставляется банками в форме денежных ссуд предприним. и другим заемщикам. Кредитором выступает банк. Банковские кредиты делятся на краткосрочные, когда кредит выдается сроком до года и используется на формир. оборотного капитала, и долгосрочные, выдаваемые на срок больше года. Банковский кредит более эластичен, чем коммерческий, так как он не ограничен суммами кредитных сделок, их сроками и направленностью. Следующей формой явл. гос. кредит, когда заемщиком выступает гос-во, а кредитором – главным образом население. Оформляется эта форма кредита в гос. займах, целевых беспроцентных займах, казначейских обязательствах. В условиях становления рынка получает развитие потребительский кредит, предоставляемый на бытовые цели, и меж/нар. кредит, кот. обслуживает межгос. связи. Новыми формами кредитных отн., кот. успешно применяются в цивилизованных странах, являются лизинг-кредит, факторинг, фарфейтинг и др. Лизинг – это безденежная форма кредита, форма аренды с передачей в пользование машин, оборудования и др. мат. средств с последующей постепенной выплатой их стоимости. Право собств. на имущество остается за арендодателем, а арендатор пользуется им опр. время до полной оплаты стоимости этого имущества. Факторинг — это перекупка или перепродажа чужой задолженности или коммерческие операции по доверенности. Форфейтинг–это долгосрочный факторинг, связанный с продажей банку долгов, взыскание кот. наступит через 1-5 лет. 44 Банки, ихъ виды и ф-ии. Банк —эк. институт, занимающийся привлечением и размещением денежных рес. Можно выделить 3 важнейших эл-та совр. кредитной системы: - центральный банк - коммерческие банки -специализированные финансовые учреждения (страховые, ипотечные, сберегательные) Банковскими операциями явл. операции, кот. могут осущ. исключительно банки и др. кредитные организации: 1) привлечение денежных средств физ. и юрид. лиц во вклады (до востребования и на опр. срок); 2) размещение указанных выше привлеченных средств от своего имени и за свой счет; 3) открытие и ведение банковских счетов физ. и юрид. лиц; 4) осущ. расчетов по поручению физ. и юрид. лиц, в том числе банков- корреспондентов, по их счетам; 5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физ. и юрид. лиц; 6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; 7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; 8) выдача банковских гарантий. Крупные коммерч. банки предоставляют клиентам полный спектр услуг, включая кредиты, прием депозитов расчетов и т.д. Этим они отл. от специализир. учреждений, кот. ограничены опр. ф-ями. Банки осущ. активные и пассивные операции. С помощью пассивных операций банк мобилизует рес., а с помощью активных осущ. их размещение. Ресурсы банка формир. за счет собственных, привлеченных и эмитированных средств. К собств. средствам относится акционерный и резервный капитал, а также нераспределенная прибыль. Собств. средства составляют незначит. часть рес. совр. банка. Осн. часть рес. банка привлекается в виде вкладов (депозитов), а также контокоррентных и корреспондентских счетов. Центр. банк, или, как еще его называют "банк банков", - это центр кредитной системы гос-ва. Это орган, кот. регулирует и контролирует деят. всех институтов нижнего уровня банковской системы. В переходной эк-ке основу образуют коммерч. банки. В мировой практике сущ. разл. модели взаимоотношений м/у Центробанком, прав-вом и парламентом. Созданы такие механизмы, кот. не дают права прав-ву свободно распоряжаться рес. банка для финансирования бюджетных расходов. У нас такие механизмы отсутствуют. Важные ф-ии в рыночной эк-ке выполняют разнообразные небанковские финансово- кредитные учреждения с информационными системами, которые работают на базе финансово-кредитных телекоммуникаций. Это лизинговые компании, трастовые, инвестиционные, выпускающие акции, факторинговые, фарфейтинговые, клиринговые палаты, страховые общества, занимающиеся страхованием финансовых рисков, пенсионные фонды. Совр. кредитная система создает усл. для «молниеносных расчетов» без соотв. бумажных документов путем электронных импульсов через межбанковскую телекоммуникацию. 45,46 мировое хоз-во. Мир. эк-ке (мировому хоз-ву, всемирному хоз-ву) можно дать широкое и узкое определение. По широкому опр., мир. эк-ка – это сумма всех нац. экономик мира. По узкому опр. – это совокупность только тех частей нац. экономик, кот. взаимодействуют с внешним миром. Однако различие м/у двумя опр. становится все менее заметным, так как в любой стране остается все меньше отраслей и подотраслей, которые не взаимодействуют с внешним миром прямо или косвенно, например, через те отрасли нац. эк-ки, кот. активно торгуют на внеш. рынке. М/у странами сущ. меж/нар эк. отн. (внешнеэк. связи, мирохоз-ные связи), т.е. хоз. отн. м/у юрид. и физ. лицами разных стран. Их можно классифицировать по следующим формам: меж/нар. (мировая) торговля тов. и усл., меж/нар. движение капитала, меж/нар. миграция рабочей силы, меж/нар. торговля знаниями (меж/нар. передача технологии), а также меж/нар валютно-расчетные отн. Мировой (всемирный) рынок тов. и усл., т.е. совокупность нац. рынков (по узкому опр. — это совокупность только тех тов. и усл., кот. продаются и покупаются на внешнем рынке) сложился к концу XIX в. После того как к началу XX в. к этому добавилось мощное меж/нар. движение факторов произв-ва, стало возможным говорить о более широком понятии мирового (всемирного) хоз-ва. Коренная причина возникновения и развития меж/нар. эк. отн. заключается в различии в наделенности стран факторами произв-ва (эк. рес.). С одной стороны, это ведет к меж/нар. разделению труда, с другой – к перемещению этих факторов м/у странами. Усиление участия страны в мировом хоз-ве, наз. интернационализацией ее хоз. жизни, измеряется набором показателей: экспортной квотой, долей иностранных товаров на внутр. рынке, объемом экспорта тов. и усл. на душу населения, отн. иностр. капиталовложений к ВВП страны, их долей в ее ежегодных инвестициях, долей иностр. рабочей силы в общем числе занятых, долей иностр. патентов и лицензий в общем кол-ве зарегистрир. в стране патентов и лицензий. В свою очередь уровень интернационализации растет во многом в рез-те деят. ТНК (транснациональных корпораций), число и размах хозяйствования кот. особенно быстро увел. начиная со 2-й пол. XX в. Их деят. базируется на прямых инвестициях, принимающих форму зарубежных филиалов ТНК. Деят. ТНК все больше превращает мир. хоз-во в единый рынок тов., усл., раб. силы и капитала. Подобный процесс наз. Глобализацией, кот. является более высокой стадией интернационализации. Глобализация осущ-ся прежде всего через регионализацию, когда Внешнеэк. связи страны ориентируются на свой и соседние регионы. На базе регионализации идет меж/нар эк. интеграция, т.е. срастание экономик соседних стран в единый региональный хоз. комплекс на основе глубоких и устойчивых эк.. связей м/у их компаниями. Так возникают интеграционные объединения, призванные регулировать интеграционные процессы м/у странами-участницами. Хотя на протяжении большей части XX в. гос. регулир. эк-ки усиливалось, в последние 10-летия преобладает тенденция к дерегуляции (либерализации). Различают внутри- и внешнеэк. либерализацию. Последняя начала сменять внешнеэк. протекционизм как главное направление во внешнеэк. деят. развитых стран в 50-60 гг., а в остальных группах стран – позже. В рез-те, экономики большинства стран мира превращаются во все более открытые, хар-ующиеся более высокими темпами эк. роста по сравнению с закрытыми эк-ками. На глобальном уровне механизмы управления и регулир. меж/нар. эк. отн. более полно представлены в системе Организации Объединенных Наций (ООН). Этими вопросами занимаются, в частности, Эк. и соц. совет (ЭКОСС) и Комитет по эк. и финансовым вопросам ООН. В 1974 на II сессии Генеральной Ассамблеи ООН были утверждены Декларация и Программа действий по усовершенствованию меж/нар эк. порядка и Хартия эк. прав и обязанностей гос- в. Эти документы явл. определяющими в формировании меж/нар эк. политики всех гос-в. Глобальное эк. регулир. осущ. также Меж/нар. валютный фонд (МВФ), Меж/нар. банк реконструкции и развития – Мировой банк (МБРР), Всемирная организация торговли (ВОТ). 34 Эк. рост, типы, показатели, факторы. В совр. ЭТ под эк. ростом обычно понимаются не кратковременные взлеты и падения реального объема произв-ва относительно естественного значения, а долговременные изменения естественного уровня реального объема произв-ва, связанные с развитием производит. сил на долгосрочном временном интервале. Сущность реального эк. роста сост. в разрешении и воспроизведении на новом уровне осн. противоречия эк-ки: м/у огранич. рес. и безгранич. потребностей. Разрешаться это противоречие может двумя осн. способами: 1, за счет увел. производств. возможностей, 2, за счет наиболее эффективного исп. имеющихся производств. возможностей и развития обществ. потребностей. Однако на этом процесс не завершается: на каждом новом этапе развития при расширении производств. возможностей опять не все обществ. потребности удовлетворяются. Развитие производств. возможностей обусловливается не только и не столько кол-нным ростом обществ. потребностей, сколько изм. их структуры, повышением в структуре потребит. предпочтений доли одних потребностей и уменьш. доли др. Производственные рес. и структура выпуска, как правило, не могут изменяться столь же быстро, как структура потребностей. Отсюда следует, что стремление осн. субъектов эк-ки к эк. росту существует всегда независимо от того, какой уровень развития достигнут в обществе. Однако реальные усл. произв. далеко не всегда позволяют реализоваться потенциалу роста. В этих усл. наступает депрессия, или эк. спад, кот. может быть обусловлен как внутр. эк. факторами, так и внеш. В ЭТ сложились 2 осн. подхода к трактовке форм проявления эк. роста. Наиболее распростр. явл. понимание эк. роста как итоговой хар-стики развития нац. эк- ки за опр. период, измеряемый либо темпами роста реального объема ВНП (НД), либо темпами увел. этих показателей в расчете на душу населения. В настоящее время в теориях роста превалирует 2-й способ измерения. Под эк. ростом подразумевается такое развитие нац. эк-ки, при кот. темпы увеличения реального нац. дохода превышают темпы роста населения. Могут быть выделены 2 осн. типа эк. роста: экстенсивный и интенсивный. При экстенсивном типе эк. роста расширение объема мат. благ и усл. достигается за счет исп. большого кол-ва работников, средств труда, земли, сырья, топливно- энерг. рес. и т.д. Сохраняются постоянные пропорции м/у темпами роста реального объема произв-ва и совокупных издержек на его создание. Интенсивный тип, напротив, хар-ется тем, что расширение произв-ва обеспеч за счет качественного совершенствования: применения прогрессивных технологий, исп. рабочей силы, имеющей большую квалификацию и более высокую производит труда, и т.д. В этом случае темпы роста реальных объемов произв-ва будут превышать темпы изм-ния реальных совокупных издержек. (В действит экстенсивный и интенсивный типы в чистом виде не сущ). Факторами эк. роста наз. те явл. и процессы, кот. определяют масштабы увеличения реального объема произв-ва, возможности повышения эффективности и качества роста. По способу воздействия на эк. рост различают прямые и косвенные факторы. Прямыми наз. те, кот. непосредственно определяют физ. способность к эк. росту. Косвенные факторы влияют на возможность превращения этой способности в действительность. В состав прямых входят 5 осн. факторов, непосредственно определяющих динамику совокупного произв-ва и предложения: • увел. численности и повышение качества трудовых рес.; • рост объема и улучш. качественного состава осн. капитала; • совершенствование технологии и организации произв-ва; • повышение кол-ва и качества вовлекаемых в хоз. оборот прир. рес.; • рост предприним. способностей в обществе. В сост. косвенных входят такие факторы предложения, как снижение степени монополизации рынков, уменьшение цен на производств. рес., снижение налогов на прибыль, расширение возможности получения кредитов и т. п., а также факторы спроса и распределения.
37 ИнфляцияИнфляция – превышение денежной ед., находящ. в обращении над суммой товарных цен и появление в рез-те этого денег, не обеспечен-х товарами и услугами. И вытекает из нарушения требований закона денежного обращения. M(кол-во денег в обращ)=PQ/V; MV>PQ-И; MV=PQ (P-цена, Q-кол-во, V-скорость обращения) Причины И: 1Дефицит госбюджета 2Кризис и депрессия 3Опережение роста з/пл 4Милитаризация эк-ки 5 Высокий уровень монополизации И. классифицируется по разл. критериям: 1) По формам проявления И делится на: открытую(явная) и скрытую(подавленная). Открытая И. характерна для рыночной эк-ки. Она проявляется в повышении ур-ня тов. цен. Скрытая И. хар-на для командно-адм. системы, когда гос-во удерживает цены на определенном уровне, но это приводит к дефециту товаров, вызывает развитие спекуляции и функционирование черного рынка. 2)По темпам роста цен: а)Ползучую(умеренную) И от 4 до 10% в год б) Галонирующая И от 10 до 200% в) ГиперИ. свыше 50% в месяц 1993-10300% в год, 1994-501% 1995-281, 1996-гривна 97-10%, 98-20%, 99-19%, 2000-оживление эк-ки 6% в год 2001-9% 3) по происхождению: а) И спроса б) И предложения(издержек) И спроса возникает в усл. Избыточного совокупного спроса . когда произ-во не может отреагировать на его возрастание, увеличение V ВНП И предложения(изд) означает рост цен в рез-те повышения номин. З/пл, увеличения цен на сырье, топливо, обор-ие. Результатом такого повышения яв-ся рост издержек на ед. продукции, что вызывает рост цен. В механизме воспроиз- ва отпр. И важнейшую роль играют: 1. Инф-ые ожидания 2. Ин-ая спираль: Цена –з/пл-цена Последствия И: 1Обесценивание сбережений 2 Сокращение текущего потребления 3 Уменьшение заинтересованности в произ. труде 4Усилив-ся бег от денег к товарам 6 Подавляются стимулы к денеж накоплению 47 Валютная система и Валютный курс Валютная система — это совокупность валют, правил и норм их исп. и взаимного обмена, применения платежных средств, а также денежно-кредитных отн., связанных с исп. валюты. К валютной системе отн. органы, кот. регулируют выпуск и обращение валюты. Различают мировую, и нац. валютные системы. Нац. валютная система устанавливает принципы организации и регулир. валютных отн. внутри отдельной страны. Она явл. частью денежной системы данной страны, но относительно самостоятельна и имеет право выхода за национальные границы. В каждой стране особенности такой системы определяются уровнем развития эк-ки и внешнеэк. связей. На основе нац. валютных систем сформир. меж/нар. (мировая) валютная система Меж/нар. (мировая) валютная система – это совокупность способов, средств и органов, с помощью кот. осущ-ся денежные расчеты в пределах мирового хоз-ва. Ее составляющей явл.: формы меж/нар. средств платежа (мировые деньги); унифицированные рамки валютных курсов; усл. взаимной конвертации валют и валютных рынков; меж/нар. регулирование валютных ограничений и меж/нар. валютно-финансовые орг. Мировая валютная система в своем развитии прошла три осн. этапа: золотой, золотовалютный (долларовый) и бумажно-валютный стандарты. Под валютным курсом понимается цена одной денежной ед., выраженная в денежной ед. другой страны. Различают курс покупателя, т.е. цену, по кот. банк покупает иностр. валюту за нац-ную, и курс продавца, по кот. он продает иностр. валюту за нац-ную. Разница между курсом продавца и курсом покупателя составляет маржу, кот. тратится на покрытие расходов по организации валютных операций и формирует прибыль банков. Валютный курс зависит от множества факторов: от спроса и предложения валюты на рынке. Высокие темпы инфляции в стране обесценивают нац. валюту, и ее курс начинает снижаться по отн. к валютам стран, где темпы инфляции ниже. Поэтому обязательно рассчитываются реальные курсы валюты, т.е. паритет покупательной способности, кот. представляет собой соотн. цен на аналогичные тов. и усл., произведенные в сравниваемых странах. Кроме этого, на курс валюты могут оказать влияние развитие валютной спекуляции, популярность и доверие к опр. валюте, реальные сроки меж/нар. расчетов и, конечно, валютная политика гос-ва. Обменный курс может быть двух типов. Первый - это свободно плавающий валютный курс, или свободный флоатинг. В этом случае гос-во полностью находится вне пределов валютного рынка, и курс устанавливается только на основе спроса и предложения валют, т.е. он абсолютно гибкий. Другой тип сущ. тогда, когда гос-во жестко фиксирует обменные курсы. 48. Денежная система. Формы денег. Деньги – это особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Ф-ии: 6. мера стоимости (т.к. затрачен абстрактный чел труд). Сначала функц-ли в форме слитков, затем в форме монет. После открытия китайцами бумажных денег, они стали проникать и в Европу. Бумажные деньги функц-ли в течение длит времени, как знаки золота и серебра. Каждой бумажной единице соотв. опр. кол-во (весовое) золота и серебра. Т.е. каждая страна вводила свой масштаб цен – фиксированный вес золота и серебра денежной единице. До 2 мир войны 1доллар = 0,888 гр. золота, фунт стерлингов = 2 гр золота, 1 руб = 0,987. 7. средство обращения, т.е. роль посредника в обращении товар – деньги – товар. Деньги функц-ют как реальные, но могут быть неполноценными. 8. деньги как средство накопления, образования сокровищ 9. деньги как средство платежа 10. мировые деньги Отсюда денежная система — это форма организации денежного обращения в стране, т.е. движения денег в наличной и безналичной формах. Она включает следующие элементы: денежную единицу, масштаб цен, виды денег в стране и порядок их эмиссии, порядок обращения денег и платежей, а также гос. аппарат, осущ-щий регулир. денежного обращения. Денежное обращение -- «кровеносная» система эк-ки. От его успешного функц-ния зависит хоз. активность, эк. рост, благополучие общества. В странах с рыночной эк-кой денежный оборот складывается из наличных и безналичных денег. Под наличными деньгами понимаются монеты, банковские билеты (банкноты) и казначейские билеты. Монеты служат в качестве разменных денег, позволяют совершать любые мелкие покупки. В обращение их вводит центр. банк. Первоначально банкноты выпускались всеми банками как векселя вместо обычных денег. Впоследствии они приобрели силу законного и единственного платежного средства с принудительно устанавливаемым гос-вом курсом, т.е. стали нац. деньгами. Их выпуск (эмиссию) осущ. только центральный банк. Казначейские билеты – те же бумажные деньги, но выпускаемые непосредственно гос. казначейством -министерством финансов или спец. гос. финансовым органом, ведающим кассовым исполнением гос. бюджета. Под безналичными деньгами понимаются средства на счетах в банках, различные депозиты (вклады) в банках, депозитные сертификаты и гос. ценные бумаги. Эти вклады называются также банковскими деньгами. Хранение денег на текущих счетах получило в странах с рыночной эк-кой наибольшее распространение. Функц-вание этих счетов обеспечивается через чековое обращение. Чек -это переводной вексель, выставленный на банк и оплачиваемый по предъявлении. Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|