РУБРИКИ |
Билеты: Билеты на ГОС по мировой экономике (ИрГТУ-2004) |
РЕКЛАМА |
|
Билеты: Билеты на ГОС по мировой экономике (ИрГТУ-2004)Северной Америке, Мехико, Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро (Бразилия), Буэнос-Айрес (Аргентина) – в Латинской Америке. Каир (Египет) – в Африке, Шанхай, Чунцин и Пекин (Китай), Сеул, Джакарта (Индонезия), Токио и Осака (Япония), Бомбей и Калькутта (Индия) – в Азии, Лондон и Париж – в Европе. Москва в СНГ. Для современного этапа урбанизации характерны след. особенности: 1. Быстрые темпы развития (в 1900 г. в городах проживало около 14% нас. мира, сейчас – 50%). 2. Концентрация населения в больших городах (1/3 жителей нашей планеты), 3. Переход от простых к групповым формам городского расселения, т.е. от обычных «точечных» городов к их территориальным скоплениям – городским агломерациям (Токийская, Нью-Йоркская, Большой Мехико), где население превышает 20 млн. человек. Нловек.ская, Нью-Йоркская, Большой Мехико), где население превышает 20 млн.ия), Буэнос-Айрес - в от 200 человек в дании Мьянма,овые формы урбанизации – мегаполисы, явл. результатом слияния агломераций в пределах территории, соседствующих районов, зон, стран. Крупнейшие мегаполисы – Токкайдо, объединяющий 20 агломераций, от Токио до Осаки с населением 60 млн. человек. Востваш – 40 агломераций от Бостона до Вашингтона – 50 млн. человек; Английский – от Лондона до Ливерпуля – 30 млн. человек (30 агломераций). Наиболее высокий уровень урбанизации в развитых странах мира. В Великобритании и ФРГ он превышает 90%, Швеция – 88%, Франция – 79% и т.д. В большинстве развивающихся уровень урбанизации невысок. 18. Междунар. миграция рабочей силы: сущность, причины, формы. Под международной (внешней) трудовой миграцией понимается перемещение населения через гос. границы для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями др. стран. К трудовым мигрантам не относятся коммерсанты-челноки, а также лица, выезжающие за рубеж в служебные командировки (при отсутствии контракта с иностранным работодателем). Внешняя миграция рабочей силы подразделяется на: 1. трудовую эмиграцию – выезд трудоспособ. населения из страны пребывания для долговременного или постоянного в др. стране. 2. Трудовую иммиграцию – приезд рабочей силы в данную страну из-за границы. Виды трудовой миграции: 1. Безвозвратная, при которой мигранты выезжают на постоянное место жительства в принимающей стране; 2. временно-постоянная – когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от одного года до 6 лет. 3. сезонная миграция, которая связана с кратковременным (в пределах 1 года) выездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (сельское хоз-во, рыболовство, сфера услуг). Разновидностью сезонной миграции явл. кочевничество, сохранившееся в Африке и в Зап. Азии. 4. Маятниковая (челночная, приграничная) – ежедневный переезд из 1 страны в другую и обратно мигрантов, пересекающих границу для работы в соседней стране – называют рабочими-фронтальерами. 5. Нелегальная – незаконный въезд в др. страну в поисках работы или прибытие в нее на законных основаниях (по частным приглашением в кач-ве туриста и т.д.) с последующим нелегальным трудоустройством. 6. «Утечка умов» - международ. миграция высококвалиф. кадров – ученых, редких специалистов, иногда звезд искусства и спорта. Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу. Географическими центрами иммиграции являются наиболее развитые страны, такие, как США, Канада, Австралия, большинство западноевропейских стран, а также страны с высокими доходами от продажи нефти и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и т.д.). 19. Виды транспорта и структура мирового рынка транспортных услуг. Междунар. хозяйственные отношения обуславливают громадные потоки передвижения товаров из одних стран в другие. Сама по себе транспортная сеть сформирована в рамках национальных экономических систем. Все виды транспорта, за исключением морского, имеют, прежде всего, внутрихозяйственные цели для своего функционирования. Вместе с тем они обслуживают и международные перевозки. По мере расширения и углубления международной торговли развиваются и международные транспортные связи. Важнейшими факторами их постоянного роста и качественного совершенствования явл.: 1. Темпы и объемы ВЭД. 2. Научно-тех. прогресс, использование достижений которого непосредственно влияет на качество транспортных связей. Транспортное обслуживание международных экономических отношений осущ. в 2 направлениях: 1) Перевозка товарных грузов 2) Перевозка пассажиров. За последние 20-25 лет наметилась тенденция к сокращению объемов перевозимых грузов. Этот факт свидет. не о падении темпов междунар. торговли, а о качественных переменах в структуре товарообмена, где сократилась доля топливно-сырьевой продукции как наиболее «транспортоемкой». Среди всех видов транспорта самым распр. в междунар. торговле явл. морской транспорт. Этот вид транспорта обеспеч. примерно 65% объема перевозок. Осн. ассортимент перевозок сост. наливные и навалочные грузы, т.е. все те же топливно-сырьевые товары, сост. около 40% объема морских перевозок. Остальные 60% приходятся на генеральные грузы (готовая промышленная продукция, потребительские товары, продовольствие). На железнодорожный транспорт приходится примерно 15-17% объема междунар. перевозок. Он используется для внутриконтинентальных перевозок. Серьезным конкурентом морскому транспорту за посл. 30-40 лет стал воздушный транспорт. Учитывая преимущества последнего в скорости перемещения, он стал лидером в международных пассажирских перевозках. С внедрением скоростных и широкофюзеляжных самолетов провозная способность резко увеличилась. Но этот транспорт относительно дорогостоящий. Наименьшее значение в транспортном обслуживании и внешнеэкономич. связей занимают автомобильный и речной транспорт. На них в целом приходится около 5% объема внешнеторг. грузовых перевозок. Эти виды транспорта более локальны. Автомоб. и речные пути обеспечивают движение грузов, как правило, между гос-вами-соседями. Немалая роль принадлежит трубопроводному транспорту. Его назначение связано с систематической и бесперебойной доставкой нефти, нефтепродуктов, природного газа. Низкая себестоимость обслуживания, 7-8% всех грузовых перевозок – на нем. 20. Топливно-энергетические ресурсы и структура топливно-энергетического баланса. Природные ресурсы (топливно-энергетические, минерально-сырьевые, земельные, водные, биологические, рекреационные и др.). Суммарные общегеологические (прогнозные) запасы минерального топлива нашей планеты превышают 12,5 трлн. тонн, из них более 60% приходится на уголь, около 12% на нефть, 15% на природный газ, остальное – на сланцы, торф и другие виды топлива. Угольные ресурсы, занимающие лидирующее положение в запасах минерального топлива (разведанные запасы каменного и бурого угля превышают 5 трлн. тонн, а достоверные сост. около 1,8 трлн. тонн), встречаются на земном шаре почти повсеместно. Самый бедный углем континент – Ю. Америка. Угольные ресурсы разведаны почти в 100 странах мира. Их осн. запасы сосредоточены в развитых странах, исключение – Индия и Ботсвана, обладающие значительными запасами угля среди развивающихся стран. Примерно 80% общих геологических запасов угля приходится только на 3 страны – Россию, США и Китай. Сущ. значение имеет качественный состав углей – доля коксующихся углей, применяемых в черной металлургии. Наиболее велика их доля в запасах угля Австралии, ФРГ, России, Украины, США, Индии и Китая. В России общегеологические запасы угля составляют около половины мировых, а по разведанным уступают США и Китаю. 90% общих запасов России приходится на Сибирь и Д. Восток, где выделяется Тунгусский, Иркутско-Черемховский районы добычи и др. В целом обеспеченность мирового хоз-ва углем довольно велика – значительно больше, чем другими видами топлива. Разведанные запасы нефти оцениваются в 270 – 300 млрд. тонн, достоверные – в 140 млрд. В отличие от угольных, нефтяные ресурсы размещены на земном шаре крайне неравномерно. Более половины разведанных запасов нефти приурочено к морским месторождениям, зоне континентального шельфа, побережьям морей. Крупные скопления нефти выявлены у берегов Аляски, в Мексиканском заливе, в приморских районах северной части Ю. Америки, в Северном море, Баренцевом, Беренговом, Каспийском морях, у запад. берегов Африки, в Персидском заливе и др. местах. Особенно богаты нефтью развивающиеся страны Ближнего и Среднего Востока: Сауд. Аравия, Ирак, ОАЭ, Кувейт, Иран, Катар, Бахрейн. В Латинской Америке: Мексика, Венесуэла, Эквадор. В Африке: Алжир, Ливия, Нигерия. В Ю-В. Азии: Индонезия и Бруней. Они сосредотачивают 4/5 мировых запасов нефти. Крупными запасами располагают: Россия, США, Китай, Великобритания, Канада, Румыния, и нек. др. На РФ приходится примерно 4,8-5% мировых разведанных запасов нефти. Около 70% разведанных запасов нефти нах-ся в Томской и Тюменской областях в Зап. Сибири. Остальную часть разведанных запасов разделяют м/у собой Поволжье, Сев. район, Сев. Кавказ, Вост. Сибирь и Д. Восток. Обеспеченность разведанными запасами нефти при совр. уровне добычи в целом составляет 45 лет. В США – едва больше 10 лет, в России – 20, в Сауд. Аравии – 90, в Кувейте и ОАЭ – 140 лет. Природный газ. Его ресурсы, как правило, залегают вблизи нефтяных месторождений, поэтому наиб. запасами располагают страны, богатые нефтью (Россия, Туркмения, Узбекистан, Казахстан, США, Канада, Мексика, Венесуэла, Алжир, Ливия, Норвегия, Нидерланды, Великобритания, Китай, Бруней и Индонезия). Россия сосредотачивает 1/3 мировых разведанных запасов природного газа. Обеспеченность МЭ природным газом при совр. уровне его добычи сост. 71 год. Урановые руды. Составляют базу совр. ядерной энергетики, сконцентрированы в небольшой группе стран: Канада, США, Бразилия, в Африке: ЮАР, Нигер, Намибия, в Зап. Европе – Франция и Россия. Есть они и в Австралии. В России крупнейшие месторождения урановых руд нах-ся в Вост. Сибири на юге Читинской области. В развитии топливно-энергетической промышленности выделяют 3 главных этапа : угольный, нефтегазовый и современный. В конце 19 – начале 20 века в промышленной энергетике и международной торговле топливом господствовал уголь. Еще в 1948 г. доля угля в общем потреблении сост. 60%. Но в 50-60 г.г. прошлого столетия структура потребления существ. изменилась На первое место вышла нефть – 51% от всего баланса. Уголь – 23%, прир. газ – 21,5%, гидроэнергии – 3%, ядерной энергии – 1,5%. Такого рода изменения в структуре потребления энергоресурсов были обусловлены широким освоением новых крупных источников нефти и природного газа, рядом преимуществ этих видов сырья перед твердым топливом. Однако, начиная с 80-х г.г. в качестве приоритетного выдвигается направление, предусматривающ. переход от использования преимущественно исчерпаемых ресурсов к использованию неисчерпаемых, нетрадиционных источников энергии (энергия ветра, солнца, приливов, отливов, яд. энергии, геотермич. источники, и т.д.). Энергией будущего ученые считаю Гелий, который возможно будет транспортировать с Луны. Этот элемент сможет давать огромное количество энергии, одного Шаттла с гелием должно хватить на год энергопотребления США («Известия» от 21.01.2004). В итоге доля нефть в общем потреблении стала сокращаться до 38%, вновь возрастает значение угля. Упрочил свои позиции природный газ. Более заметным становится рост использования гидроэнергии и ядерной. Нефтяная промышленность. В современном хозяйстве нефть и нефтепродукты широко используются как в энергетических целях, так и в качестве хим. сырья. Ведущую роль в мировой добыче нефти играет организация стран-экспортеров нефть – ОПЕК- 43% всей добычи. В нее входят: Иран, Кувейт, Сауд. Аравия, ОАЭ, Катар, Алжир, Ливия, Нигерия, Габон, Индонезия и Венесуэла. Весьма велика в мировом производстве нефти роль России, Азербайджана, Туркмении, Казахстана. Десятку крупнейших производителей нефти образ-ют: Сауд. Аравия, США, Россия, Иран, Норвегия, Китай, Венесуэла, Мексика, ОАЭ и Великобритания (около 100 млн. тонн в год). Природный газ. Природный газ используется как топливо и как сырье для хим. промышленности. Наличие значит. разведанных запасов, дешевизна добычи, транспортировки, использования способств. развитию отрасли. По размерам добычи прир. газа резко выделяются Россия, США, Канада. На их долю – более половины добычи. Крупнейшие производители одновременно и явл. большими потребителями природного газа, поэтому в сравнении с нефтью доля поставок прир. газа на экспорт сравнительно невелика. Крупнейшие экспортеры – Россия – 30%, Нидерланды, Канада, Норвегия, Алжир. США, будучи одним из крупнейших потребителей, использует не только свой, но и газ др. стран. Импортирует газ Япония и бОльшая часть стран Европы. Угольная промышленность. Весьма перспективна в энергоснабжении (угольные ресурсы по настоящему еще не разведаны, их общегеологические запасы значительно превосходят запасы нефти и прир. газа. Среди главных угледобыв. стран – представители всех регионов мира. Больше всего добывают угля Китай, США, ФРГ, Россия, Индия, Австралия, Польша, ЮАР, Казахстан, Украина. Примерно 10 часть мировой добычи угля, преим. коксующегося, поступает на экспорт. 21. Экстенсивное и интенсивное сельское хозяйство. Экстенсивный путь ведения сельского хозяйства - связанный с количественным увеличением (расширением, распространением) без качественного роста. Экстенсивное сельское хозяйство (в отличие от интенсивного) — система ведения сельского хозяйства, основанная на относительно небольших капиталовложениях на единицу земельной площади; характеризуется слабым применением техники, плохой обработкой земли, низкими урожаями. Примером высокоинтенсивного сельского хозяйства могут служить развитые страны, такие как США, Канада. Так, распашка целинных земель с целью получения большого количества зерновых культур, вовлечение все большего и большего количества рабочих для строительства электростанций, производство все большего количества зерноуборочных комбайнов - все это примеры экстенсивного пути увеличения общественного продукта. При этом типе экономического роста прирост продукции достигается за счет количественного роста численности и квалификационного состава работников и за счет увеличения мощности предприятия, т.е. увеличения установленного оборудования. В результате выпуск продукции в расчете на одного работника остается прежним. Интенсивный тип экономического роста характеризуется увеличением масштабов выпуска продукции, который основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства. Рост масштабов производства, как правило, обеспечивается за счет применения более совершенной техники, передовых технологий, достижений науки, более экономичных ресурсов, повышения квалификации работников. Необходимость перехода от экстенсивного к интенсивному типу развития сельского хозяйства обусловлена прежде всего возрастающими потребностями в продовольствии. Экономический рост в аграрном секторе возможен лишь на основе внедрения новых технологий с соблюдением экологических требований охраны окружающей среды. 22. Черная металлургия мира: структура и значение, ресурсы и производство, их распределение по странам и регионам. Металлургический комплекс – совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы. Он состоит из черной и цветной металлургии. Черная металлургия включает добычу и обогащение железной, марганцевой и хромовой руды, выплавку чугуна и стали, производство стального проката. Продукция черной металлургии служит основой развития машиностроения, металлообработки, строительства и т.д. Добыча железной руды возрастала с 50-х до 80-х г.г. прошлого столетия до 900 млн. тонн, затем пережила спад, но после возросла до 1 млрд. тонн. Снизилась добыча железной руды в США, Зап. Европе, в России, Казахстане и Украине. Вместе с тем растет добыча на легкодоступных месторождениях Китая, Бразилии и Австралии. Мировая выплавка стали довольно быстро увеличивалась до середины 70-х годов. Но в период энергетического и сырьевого кризиса развитие черной металлургии резко замедлилось. Выплавка стали в мире практически не растет и характеризуется заметной неустойчивостью. Это обусловлено: тенденцией к снижению металлоемкости производства в развитых странах, и растущим замещением металла пластмассами и алюминием (цв. металл). Объем производства стали, который недавно служил одним из главных показателей экономического состояния страны, утратил свое значение. Снижение роли черной металлургии объясняется общим уменьшением металлоемкости производства, сокращением расхода стали на единицу готовой продукции, повышением требований не столько к количеству, столько к качеству металла. Важнейшей тенденцией в развитии мировой черной металлургии является перемещение ее в развивающиеся страны. В 1996 г. Китай вышел в мировые лидеры по производству стали. Юж. Корея практически сравнялась по этому показателю с Германией, а Бразилия опередила Великобританию и Францию. Развивающиеся страны производят, в основном, рядовой металл. РФ по производству стали занимает 4 место, в США и Японии ведущие корпорации сокращают производства традиционной металлопродукции, но при этом расширяют выпуск качественных металлов и сложных видов проката. Рост выплавки стали происходит только в странах «нового освоения» (Австралия, Канада, ЮАР). Работа металлургического комплекса сопряжена с образованием больших объемов отходов, по загрязнению атмосферы занимает 3-е место. 23. Цветная металлургия мира: структура и значение, ресурсы и производство, их распределение по странам и регионам. Цветная металлургия включает добычу и обогащение руд цветных, благородных и редких металлов, их выплавку, производство сплавов и переработку вторичного сырья. Развитие мировой цветной металлургии на протяжении длительного времени характеризовалось устойчивым ростом. Мировое потребление основных цветных металлов за 1973-1997 г.г. возросло с 26 до 37 млн. тонн. В настоящее время производится 70 различных видов цветных металлов. Основная доля выплавки приходится на алюминий (45,4%), медь – 25,3%, цинк-15,8%, свинец-11%. Заметное место на рынке цветной металлургии занимают также никель, олово, кобальт, вольфрам, молибден. Одной из обобщающих характеристик уровня развития экономики в современных условиях стало потребление алюминия на душу населения. Алюминий и его сплавы в условиях все возрастающих конструкционных и экологических требований вытесняет черные металлы и их сплавы там, где снижение массы изделий обеспечивает экономию топлива и увеличение скорости. Среднедушевое потребление алюминия в середине 90-х годов составляло в кг: 31,3, в Японии – 31,6, в Германии: 21, в России – 3. Для цветной металлургии развитых стран характерны следующие отличительные черты: а. растущая доля сырья вторичного металлолома, б. повышенное внимание к выплавке редких металлов (титана, магния, ниобия), в т.ч. и стратегически важных. в. преобладание производства проката и готовой продукции. г. выплавка тяжелых металлов окончательно переместилось в развивающиеся страны, которые все больше и больше осваивают заключительные стадии производства. Алюминий: Россия, США, Канада, Австралия. Россия в 90-е годы стала мировым лидером по экспорту черных и цветных металлов. 20% алюминия, 11% – меди. Это объясняется высоким спросом внешнего роста по причине дешевизны, падающего спроса на внутреннем рынке из-за экон. спада в 90-е годы. 24. Машиностроение: особенности развития в постиндустриальную эпоху. Машиностроение явл. главной отраслью мировой промышленности, на его долю приходится около 35% стоимости мировой пром. продукции. В развитых странах на продукцию этой отрасли приходится 32-38% стоимости промышл. производства, в странах с переходной экономикой – 20 – 25%, в Новоиндустриальных странах – 15-25%. Выделяют 4 главных машиностроительных региона мира: ведущее место среди них по масштабам производства занимает Северная Америка-30%, которая выделяется по производству сверхмощных компьютеров, самолетов, ракетнокосмической техники и др. видов вооружений. Регион Зап., Центр., и Восточной Европы дает около 30% продукции мирового машиностроения. 3-й регион, включающий страны Восточной и Юго-Вост. Азии, производит около 25% продукции мирового машиностроения. В этот регион продолжает перемещаться производство судов, автомобилей, бытовой электроники. Япония концентрирует усилия на наукоемких производствах. 4-й регион образуют Россия и др. бывшие советские республики. СНГ относятся к группе стран, обладающих полной номенклатурой машиностроительного производства. В этих странах большое развитие получили отрасли ВПК, сравнительно несложное производство (сельхоз. техника и станки), в то же время по наукоемким отраслям, кроме авиационной и ракетно-космической промышленности и бытовой электроники. У них отмечается серьезное отставание. Машиностроение подразделяется на общее, транспортное и электротехнику. Последние годы опережающими темпами растет электроника, умеренными – общее машиностроение, тогда как доля транспортного машиностроения уменьшается. В развитых странах преобладает производство оборудования, станкостроения, выпуск с/х машин и несложного оборудования перемещается в развивающиеся страны. В структуре транспортного машиностроения произошел интенсивный рост автомобилестроения; судостроение и выпуск подвижного состава ж/д уменьшается. Автомобилестроение во второй половине 20-го века превратилось в одну из наиб. динамичных отраслей машиностроения. Мировой выпуск автомобилей вырос с 10 млн. штук в 1950 г. до 50 млн. штук в середине 90-х. 70% из них – легковые авто. На первое место по производству авто вышла Япония. Резко растет производство легковых авто в НИС (Новоиндустр. странах) – Южная Корея, Бразилия. В РФ и СНГ отмечается высокая доля грузовых машин. Судостроение развивалось в 60-е годы и первую половину 70-х. – в эпоху «дешевой нефти». Южная Корея вышла на 1-е место в мире, опередив Японию. Крупными производителями судов стали: НИС – Бразилия, Аргентина, Мексика, а также Китай и Тайвань. В электротехнич. промышленности увеличилось производство энергетического оборудования. Особенно быстро растет электронная индустрия. Выделяют 2 подотрасли: военно-промышленная и бытовая электроника. Главными центрами являются США и Япония. Бытовая электроника, ориентирующаяся на дешевую рабочую силу, получила развитие в НИС и Китае. Развитые страны постепенно свертывают выпуск бытовой электроники, переключаясь на импорт ее из НИС. В целом вторая половина XX в. стала периодов, когда машиностроение перестало быть уделом лишь развитых стран и получило широкое распространение в развивающемся мире. На машины, оборудование и транспортные средства в структуре мирового экспорта приходится 37%, в экспорте развитых стран – 43%, развивающихся стран – 19. Свыше 80% мировой торговли машинами и оборудованием приходится на развитые страны. Доля развивающихся стран в мировом экспорте машин и оборудования составляет около 10%. На Россию приходится менее 1% мирового экспорта машиностроительной продукции. 25. Особенности развития третичной сферы в современном мире. Всемирное хозяйство с точки зрения его отраслевой структуры подразделяется на 3 сектора: 1. первичный – сельское хоз-во и лесное, 2. вторичный – промышленность 3. третичный – услуги. В экономике развитых стран на этапе пост-индустриального развития ведущую роль играет сектор услуг – 60% ВВП. К сфере услуг относят: традиционные отрасли, транспорт и связь, торговля. 2. такие отрасли хоз. деятельности как финансы, кредит и страхование, консультационные, информационные и др. деловые услуги. 3. социально-культурные отрасли: наука и научное обслуживание, образование, бытовое, жилищное и коммунальное хоз-во, искусство, туризм, и др. рекреационные услуги. Одна из наиболее динамичных отраслей услуг – туризм, особенно международный. Число международ. туристов постоянно растет. Туризм обеспечивает работой по всех странах мира свыше 100 млн. человек. В России туризм развит весьма слабо. Число туристов, выезжающих из России за рубеж значительно превышает число иностр. туристов, посещающих РФ. Это неблагоприятный для России баланс возможных поступлений от туризма. В зависимости от уровня развития сферы услуг страны можно подразделить на 3 группы: 1. страны постиндустриального типа – высокий уровень развития, 2. к странам со средним уровнем развития сферы услуг относят НИС (Новоиндустр. страны) Юго-Вост. Азии и Лат. Америки, а 3 страны с переходной экономикой, для которых характерен относительно высокий уровень развития одной или 2-х отраслей сферы услуг при недостаточности развития этого сектора в целом. 3. большинство развивающихся стран входит в группу с низким уровнем развития сферы услуг. На мировом рынке услуг преобладают развитые страны. На них приходится около 70% мирового экспорта и примерно такая же доля импорта услуг (США). Доля развивающихся стран в мировой торговле услугами постепенно увеличивается. Некоторые из них стали крупными экспортерами услуг (Ю. Корея – инженерно-консультационных и строительных; Мексика – туристических). Россия с переходной экономикой располагает значительными возможностями для развития туризма, транзита, морских перевозок, инженерно-консультационных и строительных услуг. 26. Туризм как отрасль мирового хозяйства: понятие, структура, типология, значение. Значительную и все увеличивающуюся долю в международной торговле услугами составляет туризм. Туристом, в соответствии с международной статистикой, явл. любой человек, посещающий другую страну с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране. Различают 3 осн. вида международного туризма: 1. Рекреационный, 2. Научный, 3. Деловой. Рекреационный туризм – который связан с отдыхом в широком смысле слова. Сюда могут входить поездки с целью лечения, занятий спортом, посещения спортивных соревнований, встречи с друзьями и родственниками. Научный туризм – это участие в научных симпозиумах, конгрессах, конференциях. Деловой туризм – это встречи с деловыми людьми, посещение предприятий, международных выставок с ознакомительной целью и возможностью в последующем заключения контракта. В наст. время индустрия туризма явл. одной из наиболее динамично развивающихся отраслей сферы услуг мирового хозяйства. За последние годы темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире в среднем составили 5,1% ежегодно, а валютных поступлений – 14%. Международный туризм является одной из 3-х крупнейших отраслей в мире, уступая лишь автомобилестроению и нефтедобывающей промышленности. По прогнозам экономистов, в 21 веке туризм станет ведущей экспортной отраслью в мире. Для многих государств иностранный туризм явл. важнейшим фактором роста национальной экономики и существенным источником поступлений от экспорта. Например, 50% ВВП Багамских островов образуется за счет иностранного туризма. Доходы Испании от туризма сост. около 19 млрд. долл. (около 5% ВВП).США – 45,2 млрд. долларов – свыше 5% стоимости экспорта, Турции – 20% стоимости экспорта. Мировой опыт показывает, что значение туризма для развития экономики страны велико. Во-первых, выездной туризм создает условия для расширения производства товаров и услуг в результате увеличения платежеспособного спроса за счет иностранных покупателей. Так, иностранные туристы покупают значительную часть некоторых товаров: во Франции – одежду и косметику, в Италии – обувь, в Швейцарии – часы. Во-вторых, туризм способствует созданию доп. рабочих мест в непроизводственной сфере. В-третьих, туризм способствует повышению деловой активности, обмену информации, научными знаниями. Индустрия туризма отличается достаточно высокой капиталоемкостью. В крупных туристических центрах в структуре затрат 50-60% сост. затраты на размещение и питание, хотя инвестиции в индустрию туризма относятся к числу наиболее перспективных, но в связи с высокой капиталоемкостью и трудоемкостью, а также сезонностью отрасли, капитал довольно избирательно относится к сфере туризма. В развитых странах часть затрат, связанная со строительством дорожной сети, оборудованием зон отдыха, организацией выставочных центров и т.п., обычно финансируются государством, а частный капитал финансирует строительство и эксплуатацию предприятий по обслуживанию туристов. В туристической индустрии прослеживается процесс концентрации капитала, ведущей к образованию монополий, например, в Великобритании процесс слияния значительного количества турагенств в крупные национальные туроператорские группировки начался более 10 лет назад и в настоящее время там наблюдается высокая степень концентрации туристического бизнеса. Все большее распространение получают новые формы сбыта, что связано с внедрением в туристический бизнес организаций и предприятий из смежных секторов экономики. Продажей туристических услуг стали заниматься гостиничные и ресторанные объединения, торговые дома, универсальные магазины, издательства и др. предприятия, которые уже приобрели репутацию, имеют свою клиентуру и налаженную сбытовую сеть. 27. Наука как отрасль мирового хозяйства: особенности функционирования в условиях рыночной экономики. Следует различать фундаментальный и прикладной характер науки. Фундаментальная наука – это науч. исследования, имеющие чисто научный характер, далекий от коммерческого применения. Как правило, в таких исследованиях заинтересовано государство, т.к. эти исследования не дают «сиюминутной» выгоды – это исследования, которые наверняка будут полезными в дальнейшей перспективе. Например, исследования атомов. Когда-то эти исследования носили чисто научный характер, но в 20 веке они принесли громадный успех тем странам, которые развили эти исследования и довели до какого-л. результата: создание атомной бомбы, создание атомных электростанции. Теперь эти разработки приносят явные блага – безопасность страны, электроэнергия и т.п. Поэтому государство, не заинтересованное в чисто научных исследованиях, может отстать и многое потерять в недалеком или отдаленном будущем. Прикладная наука – наука, используемая для исследования явлений, непосредственно связанных с нашей жизнью. Например, экономика. В современных условиях наука – это целая отрасль для «выработки» знаний и исследований, которые могут приносить огромные выгоды и прибыль. Поэтому в настоящее время чрезвычайно развит коммерческий обмен научными открытиями и изобретениями. Они занимают значительную долю международного рынка. Это товар. Необходимо отметить, что научными центрами преимущественно являются богатые развитые страны, которые могут материально обеспечить свою заинтересованность в научных разработках и достижениях. Крупнейшие научные центры – США, Россия (и некоторые страны бывш. СССР), Европа. Наш сильный научный потенциал обязан наследию, оставшемуся со времен СССР. Имеет место быть такая проблема, как «утечка мозгов». Это наблюдаем и мы в нашей стране, когда лучшие ученые кадры уезжают за рубеж, тем самым их дальнейшие открытия и достижения берет себе во благо уже другая страна. К примеру, многие лучшие выпускники математических школ СССР сделали себе отличную карьеру на Западе: в США, Европе, тем самым увеличивая потенциал тех стран, где они работают. Вот почему необходима мощная государственная поддержка собственным научным объединениям, НИОКР – науч.-исслед. бюро. Необходимо и поощрять и создавать условия для эффективного обмена научными знаниями с др. странами. 28. Понятие валютных отношений и валютной системы. Вал. система – форма организации валютных отношений, закрепленная национальным законодательством (нац. система) или межгос. соглашением (мировая и региональная системы). Валютные отношения представляют собой разновидность ден. отношений, возникающих при функционировании денег в международном обороте. Деньги, обслуживающие международ. отношения, наз-ся валютой. Различают национальную, мировую и региональную валютные системы. Национальная валютная система сформировалась в рамках нац. денежной системы, которая регламентировала порядок ден. расчетов данной страны с др. гос-вами. Постепенно она обособилась от ден. системы. Основные элементы национальн. валютной системы: - национальная валюта, - национ. регулирование международной валютной ликвидности, - режим курса национальной валюты, - нац. регулирование валютных ограничений и условий конвертируемости нац. валюты, - режим нац. рынков валюты и золота, нац. органы, осуществляющие валютн. регулирование. На основе национальных валют. систем формир-ся механизмы межгос. регулирования междунар. и валютных отношений – мировая и региональная валютные системы. Основные элементы мировой и региональн. валют. системы: - виды денег, выполняющих функцию междунар. платежей и резервного средства; - межгос. регулирование междунар. валютной ликвидности; - межгос. регулирование валют. ограничений и условий конвертируемости; - режим мировых рынков валюты и золота; - междунар. валют.-кредит. организации, осуществляющие межгос. регулирование валютных отношений. Нац. валют. система базируется на нац. валюте. Нац. валют. система базируется на нац. валюте. Национальная валюта – денежная единица страны, существует в наличной форме (банкноты, монеты), и в безнал. форме (остатки на банк. счетах). Ее эмитентами явл. национальные коммерч. и Центральный банки. Резервная валюта – конвертируемая национальная валюта, выполняющая функцию международных платежей и резервного средства. Междунар. денежные единицы явл. национальн. коллективными валютами, особым видом мировых кредитных денег. Они отличаются от национальных валют по эмитенту (выпускаются международ. кредитными организациями), по форме (в безналичной). Золото выполняет функцию международного резервного средства. 29. История развития мировой валютной системы. Как абсолютно обособленная и развитая часть МЭО международная финансовая система – МВФС сложилась во 2-й половине 20-го века. Исторически ее формирование связано с господством во всем мире денежной системы золотого стандарта. Золотой стандарт означал такое денежное обращение, которое базировалось на золоте и предполагало полный и беспрепятственный обмен бумажно-денежной массы на золото. Организационно это закреплялось международным соглашением, подписанным более чем 20 странами Европы и Америки в 1867 г. в Париже. Парижская система провозгласила золото всеобщей формой мировых денег. Междунар. расчеты сливались с принципами национальных денежных систем. Денежное обращение было представлено на 60% бумажной массой, которая имела твердое обеспечение металлом, и на 40% - в золотых монетах. Стоимость нац. валюты жестко фиксировалась. Регулирование курсов валют обеспечивалось через пределы, ограниченные «золотыми точками». Система золотого стандарта просуществовала до 1 Мировой войны. В годы войны золотой стандарт стал рушиться. Огромные расходы ведущих государств мира на подготовку и ведение войны сделали невозможным золотое денежное обращение. Постепенно происходило «вымывание» золота из обращения и замена его бумажными деньгами. Правительства стали отказываться от свободного и беспрепятственного обмена бумажной массы на золото. Некоторые европейские страны, в перв. очередь, Великобритания, предприняли попытку вернуться к золотому стандарту. Система золотого стандарта просуществовала до 1 Мировой войны. В годы войны золотой стандарт стал рушиться. Огромные расходы ведущих государств мира на подготовку и ведение войны сделали невозможным золотое денежное обращение. Постепенно происходило «вымывание» золота из обращения и замена его бумажными деньгами. Правительства стали отказываться от свободного и беспрепятственного обмена бумажной массы на золото. Некоторые европейские страны, в перв. очередь, Великобритания, предприняли попытку вернуться к золотому стандарту. На международной конференции а Генуе в 1922 г. страны договорились о сохранении позиций золота как универсального международного платежного средства. В ряде стран обратились к системе частичного обмена бумажных денег на золото. Такой обмен осуществлялся на большие массы золота: от 100 тройских унций и выше (31,1 грамм – тройская унция). Данная система получила название золото-слиткового стандарта. Но она так и не смогла спасти золотой стандарт. Кризисные явления в экономике многих государств, неконтролируемый рост бумажно-денежной массы в 20-х г.г. оказали дестабилизир. влияние на междунар. торговлю и платежные балансы. 2-я Мировая война помешала кардинальному решению о перестройке МВФС. В июле 1944 г. по инициативе США в Бреттон-Вудсе была созвана международная конференция, на которой обсуждалось будущее послевоенное устройство мира, в частности новые принципы развития МВФС. Было решено отказаться от свободно плавающих курсов нац. валют и ввести твердые курсы. Но принципы фиксации предлагались иные, чем в системе золотого стандарта. Они были связаны с возросшей ролью доллара США как эталона расчетов и главного международного платежного средства. Страны, ставшие членами МВФ (Междунар. валютного фонда – новой организации), поддержали политику твердых валютных курсов и выработали совместные принципы регулирования междунар. расчетов. Сердцевиной МВФС становится не золото, а доллар США как валюта экономически самого могущественного государства в мире. В данной системе, Бреттон-Вудской, США заняли исключительные позиции, т.к. все страны в международных расчетах должны были расплачиваться либо долларами, либо золотом. Кредитная эмиссия федеральной резервной системы (ФРС), таким образом, обеспечивала преимущества США как мировому кредитору. Бреттон-Вудская система, получившая название золотодевизного стандарта, успешно существовала до начала 70-х г.г. Уже в конце 60-х США не могли поддерживать курс доллара на уровне 35$ за унцию золота. Сумма краткосрочных обязательств США как мирового кредитора существенно превышала объем запасов золота, поддерж. курс доллара. Под давлением западноевропейских конкурентов США девальвировали доллар в 1971-м г. до 38$ за унцию и заявили о прекращении его обмена на золото. В среднем на 12-15% были девальвированы вылюты европейских стран (германская марка, швейцарский и французский Марк, голландский гульден), вследствие чего существенно укрепились их позиции как международно-признанных платежных средств. На смену Бреттон-Вудской пришла новая система расчетов – Ямайская. Главная направленность Ямайских решений – демонетаризация золота, которое полностью вышло из обращения, сохранив за собой лишь резервные функции как одного из ликвидных ресурсов. С 1978 г. отменена официальная цена золота как денежного товара. МВФ получил право продажи запаса золота. Страны-члены МВФ утвердили необходимость свободного курсообразования. После 1976 г. всякие ограничения в курсовых колебаниях были сняты. В качестве средств междунар. расчетов утвердились национальные денежные единицы. Причем абсолютные позиции США были потеснены другими СКВ – немецкой маркой, голландским гульденом, французским франком, швейцарским франком, японской иеной, а также международными расчетными единицами – СДР и ЭКЮ. В 90-х г.г. перечисленные европейские СКВ заменила общая валюта ЕС – Евро. 30. Роль международных финансово-кредитных институтов в регулировании валютных отношений. Международные валютно-финансовые и кредитные организации играют все более заметную роль в мировой экономике. Во-первых, их деятельность позволяет внести необх. регулирующее начало и определенную стабильность в функционировании валютно-расчетных отношений. Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания валютно-расчетных отношений между странами, причем это их функция неизменно усиливается. В третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых и кредитных организаций в сфере изучения, анализа, и обобщения информации о тенденциях развития и выработке рекомендаций по важнейшим проблемам мирового хоз-ва. Междунар. валютно-кредитные и финансовые институты – это междунар. орг-ии, в той или иной мере выполняющие функции регулирования межд-х валютных, кредитных и финансовых отношений, проведение исследований по проблемам валютно-кредитной и финансовых сфер мирового хоз-ва, выработке рекомендаций и предложений. МВФ (Межд. валют. фонд) - одна из ведущих международных финансово-кредит. организаций, место пребывания – Вашингтон. Представление кредитов МВФ осуществляется в форме продажи фондам свободно конвертируемой валюты (СКВ) на национальную валюту страны-должника, а погашается кредит посредством выкупа нац. валюты заемщикам за СКВ (своб.конв. валюту) или СДР. Кредиты МВФ явл-ся своеобразной лакмусовой бумажкой для частного капитала. Это объясняется тем, что получая кредит, страна обязуется проводить экономич. политику, в рез-те которой она накопит валютные резервы и, как следствие, может погашать долги частным кредиторам. Группа Всемирного банка состоит из 5 тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является оказание развитыми странами финансовой помощи развивающимся. В эту группу входят: 1. МБРР сосредотачивает свои усилия на предоставлении кредитов относительно богатым развивающимся странам. МБРР занимается проблемами долгосрочного экономического развития. Приоритетными для МБРР (Межд. банк реконструкции и развития) явл-ся такие структурные преобразования, как либерализация внешней торговли, приватизация, реформы системы образования и т.д. Банк специализируется на 2-х видах кредита: целевые кредиты – для финансирования конкретных инвест-проектов, программные кредиты – призваны помочь правительству осуществить структурные реформы в ключ. областях экономики. 2. МАР (Межд. ассоциация развития) осущ. предоставление особо льготных кредитов беднейшим развивающимся гос-вам, которые не в сост. брать кредиты у Всемир. банка. Целями МАР явл. поощрение экономич. развития, повышения производит. труда, а также уровня жизни в государствах-членах. 3. Междунар. фин. корпорация – МФК занимается содействием экономическому росту развивающихся стран путем оказания поддержки частному сектору. МФК – крупнейший в мире источник прямого финансирования проектов частных капиталовложений в развивающихся странах. МФК предост. кредиты сроком от 5 до 15 лет высокорентабельным частным предприятиям, но в отличие от МБРР без гарантии правительства. 4. Междунар. агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) – осущ. поощрения иностр. инвестиций в развивающихся гос-вах путем предоставления гарантий иностр. инвесторам от потерь вызываемых некоммерч. рисками. 5. ЕБРР – кредитная организация, создан для оказания помощи странам Центр. и Вост. Европы и бывшего СССР. Место пребывания – Лондон. ЕБРР – универсальное учреждение и объединяет различ. направления: предост. кредиты правительствам 25 стран и одновременно уделяет внимание поддержке частного сектора в этих странах. 31. Виды валютных операций, режимы валютного курса. Важным элементом международных валютных отношений явл. валютный курс как соизмеритель стоимостного содержания валют. Он представляет собой соотношение между денежными единицами разных стран, определенное их покупательной способностью, и рядом др. факторов. Валютный курс необходим для международных валютных, расчетных, кредитно-финансовых операций. Стоимостной основой курсовых соотношений валют явл. их покупательная способность, выражающая средние национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции. К факторам, влияющим на валютный курс, относятся: темпы инфляции, уровень процентных ставок, деятельность валютных рынков, состояние платежного баланса, валютная политика. Режим валютных курсов. Различают Фиксированный и Плавающий валютные курсы. Например, в 1944-73 г.г. в рамках Бреттонвузской валютной системы валютный курс мог колебаться лишь в пределах +/- 1% паритета. Для поддержания курса, фиксированного в этих пределах, Центробанки были обязаны проводить валютную интервенцию. При снижении курса валюты, например, к доллару, эмиссионный банк продает доллары, скупая нац. валюту. А при повышении курса – покупает доллары и продает нац. валюту. С марта 1973 г. страны перешли к «плавающим» валютным курсам, однако преобладает регулируемое гос-вом плавание курсов валют. В ЕВС (един. валют. система) установлены относительные пределы взаимных колебаний курсов (+/- 2,25% с 1979 г. +/- 15% с августа 1993 г.). Снижение курса нац. валюты обычно выгодно экспортерам, т.к. они получают экспортную премию (надбавку) при обмене вырученной подорожавшей иностр. валюты на подешевевшую национальную. Экспортеры стремятся при этом увеличить свои прибыли путем расширения вывоза товаров по ценам ниже среднемировых. При режиме фиксированного валютного курса ЦБ устанавливает курс нац. валюты на опред. уровне по отношению к валюте какой-либо страны, к которой привязана валюта данной страны, к «валютной корзине» (метод измерения средневзвешенного измерения одной валюты по отношению к опред. набору других валют) или к |
|
© 2007 |
|