РУБРИКИ

Диплом: Дефицит государственного бюджета

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Дефицит государственного бюджета

Диплом: Дефицит государственного бюджета

Дисциплина «Экономика»

Дипломная работа по теме: «Дефицит государственного бюджета»

2003

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3

ГЛАВА 1........................................................................5

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА................................................5

ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ

ЭКОНОМИКОЙ И В РОССИИ.......................................................7

ГЛАВА 2.......................................................................13

ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА, его основные виды....................13

ЦИКЛИЧЕСКИЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА..................................14

СТРУКТУРНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА..................................18

ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА.................................20

ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА....................................21

КВАЗИФИСКАЛЬНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА.............................23

ГЛАВА 3.......................................................................26

способы финансирования дефицита государственного бюджета.............. 26

Проблема финансирования дефицита государственного

бюджета в переходной экономике................................................26

ГЛАВА 4.......................................................................46

ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ.................................46

БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА...........................................49

ПОТРЕБИТЕЛИ И БУДУЩИЕ НАЛОГИ...............................................50

внешний ДОЛГ России...........................................................53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................61

СПИСОК использованной ЛИТЕРАТУРЫ.............................................63

ВВЕДЕНИЕ

Значительное общественное внимание в последние годы уделялось изменениям

дефицита государственного бюджета. Правительство нашей страны всеми силами

старалось уменьшить его и ликвидировать вообще. Что же это за понятие и почему

оно так влияет на экономику? В своей курсовой работе я постараюсь ответить на

этот вопрос. Россия считается страной с переходной экономикой, т.к. до сих пор

окончательно не перешла к рыночной экономике.

[1]

В моей дипломной работе шесть глав. В первой главе я попытался описать

бюджетную систему государства, ее структуру и формирование государственного

бюджета как в странах с развитой рыночной экономикой, так и у нас в России.

Во второй главе я характеризую основные виды дефицита государственного

бюджета и причины их возникновения. В данной главе анализируются циклический

дефицит государственного бюджета, структурный дефицит, операционный,

первичный и квазифискальный дефицит государственного бюджета. Наряду с

теоретическим анализом даются статистические материалы, а также связанные

с этим допустимые меры бюджетно-налоговой политики. В третьей главе «Проблемы

и способы финансирования дефицита государственного бюджета в переходной

экономике» рассматриваются такие пути преодоления дефицита государственного

бюджета как монетизация бюджетного дефицита, внешнее долговое финансирование,

внутреннее долговое финансирование. Оцениваются положительные и отрицательные

стороны каждого из них. Эта глава посвящена проблемам переходной экономики,

связанным с дефицитом государственного бюджета. В ней рассматриваются

долгосрочная и краткосрочная напряженность в бюджетно-налоговой сфере и ее

причины, проблемы увеличения уровня налоговых поступлений и обслуживания

государственного долга, аннулирования квазифискальных операций, а также

утверждается необходимость структурной бюджетной реформы. В четвертой главе

рассматриваются две точки зрения на государственный долг, а также влияние

существования как внутреннего, так и внешнего долга на бюджет страны в целом.

А также идет речь о существующем внешнем долге России и о влиянии его на

экономику страны в целом, перспективы его сокращения и погашения. И последним

разделом моей работы является заключение, содержащее выводы по всей работе с

заключительными выводами.

Глава 1.

Бюджетная система государства

Бюджетная система страны представляет собой сложный механизм,

характеризующий особенности взаимоотношений государства и местных

органов власти.

Структура бюджета страны зависит от её государственного устройства. В

странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы

двухъярусное построение - государственный и местный бюджеты. В странах

с федеративным государственным устройством (США, ФРГ к ним относится и

Россия) имеется промежуточное звено - бюджеты штатов, земель, регионов и

соответствующих им административных образований. Бюджет любого уровня

представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которыми

располагает и распоряжается правительство страны или администрация

конкретной территории. К бюджетам территории относятся: бюджеты крупных

регионов - штатов, земель, департаментов; бюджеты местных органов

управления - городов, графств, районов и т. д.

[2]

Структурно, любой бюджет включает две части: доходы субъекта и его

расходы.

Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований. По

своей структуре расходные статьи, например государства, подразделяются

на расходы по государственному управлению, на военные расходы,

расходы на социально-экономические цели, расходы на хозяйственную

деятельность государства, расходы на осуществление внешнеэкономической

деятельности.

Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы

государственных расходов увеличиваются темпами, значительно превышающими

темпы роста ВНП. Например, в США государственные расходы в ХХ

столетии выросли более чем в 350 раз. Только за период с 1980 по

1989 годы расходы федерального бюджета увеличились в два с лишним

раза (с 433,5 млрд. дол. до 877,2 млрд. дол.).

[3]

К числу важнейших статей государственных расходов относятся затраты,

связанные с созданием наиболее благоприятных предпосылок для

функционирования производственных секторов экономики. Всё более

значительное место занимают и расходы на создание объектов социальной

инфраструктуры, в первую очередь - на образование и здравоохранение.

Значительный удельный вес продолжают занимать военные расходы.

Рассматривая военные расходы, необходимо учитывать не только прямые,

но и косвенные затраты, к числу которых относятся выплаты процентов

по военным долгам, пенсии и пособия инвалидам войны, ветеранам и т.

д.

Важной составной частью финансовой системы государства являются

местные бюджеты. За счёт их расходов финансируются, в первую

очередь, объекты коммунальной собственности, строительство дорог, школ,

развитие средств связи, а также жилищное строительство. Бюджеты

местных органов власти используются также на социально-культурные

нужды, содержание объектов здравоохранения, поддержания экологического

равновесия.

Доходы государственного бюджета состоят, в первую очередь, из налогов,

собранных как центральными, так и местными органами власти,

государственных займов, а также поступлений так называемых внебюджетных

и целевых фондов. Создание такого рода фондов обусловлено

необходимостью мобилизации крупных финансовых расходов для конкретных

целей, прежде всего, социально-экономического характера. К числу их

относятся социальное страхование, строительство дорог, охрана окружающей

среды, подготовка и переподготовка рабочей силы и многое другое.

Число их постоянно растет, примером этому может служить, к сожалению, не

наш бюджет, а федеральный бюджет США, в рамках которого насчитывается

свыше 800 подобных фондов.[4]

ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ И В

РОССИИ

Государственные финансы, в которые входят бюджеты центрального

правительства, местных органов власти всех уровней, а в ряде стран

и некоторые внебюджетные фонды, - важнейшая составная часть

хозяйственного механизма развитых стран. Это тот рычаг, с помощью

которого правительство оказывает огромное воздействие на весь процесс

производства и распределения. Бюджетная система выполняет при этом

три функции:

1. фискальную - через изъятие налогов обеспечивает необходимые

ресурсы для правительственной деятельности, то есть для покрытия

расходов на военные, экономические и социальные программы, а также

на существование аппарата управления;

2. экономического регулирования - налоги и расходы используются

как рычаги управления хозяйственной деятельностью и осуществления

определённых целей экономической политики (стабилизации экономики,

стимулирования её роста, структурных сдвигов и т. п.);

3. выравнивания доходов - то есть перераспределения доходов,

благодаря прогрессивной системе налогообложения и системе трансфертных

платежей, мало обеспеченным и безработным гражданам, инвалидам, детям,

отсталым регионам и т. п.

Главная особенность стран с рыночной экономикой состоит в том, что

с помощью бюджета финансируются по преимуществу только те

общественные потребности или сферы народного хозяйства, где частное

предпринимательство и рыночные отношения не работают или работают

плохо, а также те сферы, где требуется защита интересов отдельных

слоёв общества или населения в целом.

Бюджетные расходы идут на такие основные статьи, как: содержание

вооружённых сил и государственного аппарата; финансирование социальной

инфраструктуры (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение,

наука и пр.); финансирование хозяйства; выплата процентов по

государственному долгу.[5]

Соотношение между этими глобальными категориями определяется многими

факторами: социальной и экономической структурой в конкретной стране,

долей государственного сектора, историческими и политическими

традициями, общей стратегией регулирования экономики. Сравнительная

характеристика структуры бюджетных расходов в США, Японии, ФРГ и

Англии в конце 80-х - начале 90-х годов представлена в таблице

(т.к. некоторые виды расходов опущены, то приведенные суммы отличаются от

показателя «все расходы»).

Таблица 1 (15, с.44)

Государственные расходы по функциям в % к ВВП

США

Япония

1990 г.

ФРГ

1989 г.

Англия 1990 г.

1. Общественные товары, в т. ч. 9,34,99,29,7
оборона6,00,92,54,3

2. Общественные услуги,

в т. ч.

6,0 10,810,912,2
образование4,73,74,25,0
здравоохранение0,94,86,05,1
жилищное строительство0,42,20,72,1
3. Трансферты, в т.ч.11,97,818,513,4
поддержание доходов7,87,215,79,9
административные расходы0,60,62,41,6
Прочие трансферты3,50,00,41,8

4. Экономические услуги,

в т. ч.

4,64,44,54,0
капиталовложения1,72,91,41,8
субсидии0,60,51,80,5
5. Проценты по государственному долгу5,14,02,73,5
6. Все расходы36,9 32,545,843,2

Таблица 2 (16,с. 15)

Структура расходов консолидированного бюджета

РФ в 1995 году

Основные расходные статьи

Доля в % к ВВП

Доля в % к бюджетным

Расходам

РАСХОДЫ ВСЕГО

Из них:

29,8100
Государственное управление0,72,3
Международная деятельность1,7
Национальная оборона3,010,0
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности1,6
Промышленность, энергетика, строительство2,111,4
Сельское хозяйство и рыболовство1,3
Социально-культурные мероприятия, в т. ч.:7,924,0
образование3,512,0
культура и искусство0,5
здравоохранение и физкультура2,5
социальная политика1,3
Прочие11,540,0

Как видно, структура расходов российского бюджета существенно отличается.

За годы реформ, прежде всего, произошло резкое снижение доли военных

расходов - с примерно 20% ВВП в 1990 г. до 3% ВВП в 1995 г. (в

США к 1995 г. они снизились до 3,7% ВВП). Но самое главное

различие состоит в том, что удельный вес социальных расходов (статья

“Социально-культурные мероприятия”) в России значительно ниже уровня

развитых стран. Крайне низка у нас доля финансирования науки, причём

она непрерывно снижалась: с 1,03% в 1991 г. до 0,41% в 1995 г. (в

развитых странах этот показатель колеблется в пределах 2-2,7%).

[6]

Главным источником покрытия государственных расходов являются налоги.

Подавляющую часть налоговых поступлений дают три источника: во-первых,

индивидуальный подоходный налог, от которого поступает примерно треть

всей суммы (кроме Франции, где его доля довольно низка - 13,4%);

во-вторых, налог на заработную плату, доля которого колебалась в

конце 80-х годов от 19% в Англии до 46% во Франции; в-третьих,

налоги на потребление. Если в США и Японии эти налоги давали по

18% поступлений, то в европейских странах их фискальная роль была

гораздо выше. Удельный вес налогов на потребление, главным образом

благодаря существованию здесь налога на добавленную стоимость,

колебался в пределах 30%. Общим для всех перечисленных стран -

является низкая доля поступлений от налога на прибыли корпораций.

Если исключить Японию (21,1%), то эта доля составляла лишь 7% в

США, 4% во Франции, 5% в ФРГ и около 11% в Англии. Это говорит о

том, что налоговые системы построены таким образом, чтобы максимально

снизить налогообложение предпринимательского сектора, с тем, чтобы

предприятия имели благоприятные возможности для инвестирования

получаемых прибылей.[7]

С 1992 года российский бюджет в основном перешел на те виды

налогов, которые характерны для стран с рыночной экономикой, -

подоходный налог, налог на прибыль предприятий, имущественный налог,

налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. Сразу же большую

роль стал играть налог на добавленную стоимость, хотя его пресс

постепенно снижали: в 1992 г. он дал 37,5% всех бюджетных

поступлений. А в 1995 г. - 22,0%. Что касается поступлений по

остальным видам налогов, то их структура почти не изменилась.

Значительную часть бюджетных поступлений дают прямые налоги на

прибыль предприятий, хотя их доля несколько снизилась - с 29 до

26%. Если учесть, что налоги на предприятия забирают до 80%

прибыли, то становится ясно, что их главная роль - фискальная,

никакого простора для инвестиционной деятельности такие налоги не

оставляют. Ничтожно малую долю дают налоги с населения - 8%. По-

видимому, необходима более прогрессивная шкала налогообложения

физических лиц, которая до 80-х годов во всех странах Запада была

весьма дифференцированной,

с высокими предельными ставками.

В данной главе мной было рассмотрено понятие гос.бюджета, его основные

составляющие: расходную и доходную статьи. К функциям бюджетной системы

относятся: фискальная политика, экономическое регулирование, выравнивание

доходов. Из рассмотрения структуры расходов бюджета в развитых странах по

сравнению с российской можно сделать следующий вывод: в РФ крайне низка доля

финансирования науки, социально-культурных мероприятий, доля военных расходов

значительно снижена. Главным источником гос. расходов в развитых странах

являются такие налоги как: подоходный налог, налог на з/плату, налог на

потребление. В России основными являются: подоходный налог, налог на прибыль

предприятий, имущественный налог, НДС, акцизы, но в России налог с населения

соответствует 8%, таким образом, нам нужна более прогрессивная шкала

налогообложения физических лиц.[8]

Глава 2.

Понятие бюджетного дефицита, его основные виды

Бюджетный дефицит - это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета

превосходят его доходы. Государственный долг - это сумма задолженности

государств своим или иностранным физическим или юридическим лицам. В

зависимости от этого различают внутренний и внешний государственный долг.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный

дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо

путем эмиссии денег. Даже бездефицитный государственный бюджет не может

свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг.

Поэтому к дефициту государственного бюджета следует подходить очень

внимательно.

В данной главе рассматриваются основные виды бюджетных дефицитов, такие как:

Ø Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных

стабилизаторов.

Ø Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и

доходами бюджета в условиях полной занятости.

Ø Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за

вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.

Ø Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего

дефицита и всей суммой выплат по долгу.

Ø Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета,

обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.

Циклический дефицит государственного бюджета.

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является

результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный"

(автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить

амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к

частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в

индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения,

система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и

система участия в прибылях. "Встроенные" стабилизаторы экономики относительно

смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной

политики так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства

правительства.

При дискреционной фискальной политике в

целях стимулирования совокупного спроса в период спада экономической активности

правительство принимает специальные решения, направленные на увеличение уровней

занятости и выпуска. В ходе осуществления этих решений вследствие увеличений

госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих

мест)[9] или снижения

налогов правительство целенаправленно создает дефицит

госбюджета. Соответственно, в период подъема в целях сдерживания инфляционных

тенденций целенаправленно создается бюджетный излишек.

Дискреционная политика правительства связана со значительными

внутренними временными лагами, так как изменение структуры госрасходов или

ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в

парламенте.

При недискреционной фискальной политике

бюджетные дефициты и излишки возникают

автоматически, в результате

действия встроенных стабилизаторов экономики, так как эти механизмы

"включаются" без непосредственного вмешательства правительства.

Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования

занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где

объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием

адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов

макроэкономического управления.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин

циклических бюджетных дефицитов, которые выполняют функции автоматических

"амортизаторов" колебаний совокупного спроса. Он вызван автоматическим

сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением)

государственных трансфертов на фоне циклического спада (подъема) деловой

активности (рис. 1).

Диплом: Дефицит государственного бюджета

Пояснения: В фазе циклического подъема совокупный доход увеличивается (Y2 >

Y0), и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные

платежи автоматически снижаются. В результате возрастает циклический бюджетный

излишек, и инфляционный бум относительно сдерживается. В фазе циклического

спада совокупный доход снижается (Y1 < Y0), и поэтому налоги автоматически

падают, трансферты растут. В итоге увеличивается циклический бюджетный дефицит

на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что

относительно ограничивает глубину спада.

Величины циклических дефицитов (излишков) определяются степенью "крутизны"

графиков налоговой и бюджетной функций. Угол наклона налоговой функции T

определяется величиной предельной налоговой ставки t, а угол наклона функции

государственных расходов G - величиной, которая характеризует соотношение

между изменением суммы получаемого трансферта и изменением величины дохода.

Чем выше уровень дохода, тем выше вносимый налог и ниже трансферт, получаемый

от государства.

Даже в том случае, когда все государственные расходы G упрощенно представлены

как неизменная величина, не зависящая от динамики текущего дохода, степень

встроенной стабильности экономики оказывается тем выше, чем выше уровень

налоговых ставок t и чем, соответственно, круче линия T. В положении T1

величины циклических бюджетных дефицитов и излишков больше, чем в положении T2,

и поэтому встроенные стабилизаторы оказывают более сильное воздействие на рост

или снижение совокупного спроса.[10]

При прочих равных условиях величины циклических бюджетных дефицитов и

излишков, а также степень встроенной стабильности экономики оказываются тем

выше, чем выше уровень предельных налоговых ставок, а также чем выше

соотношение между изменением суммы государственных трансфертов и изменением

величины национального дохода.

В то же время, увеличение степени встроенной стабильности экономики

противоречит другой, более долгосрочной цели бюджетно-налоговой политики -

укреплению стимулов к расширению предложения факторов производства и росту

экономического потенциала. Стимулы к инвестированию, к предпринимательскому

риску и к труду оказываются относительно сильнее в условиях постепенного

снижения предельных ставок налогообложения. Однако это снижение

сопровождается сокращением величин циклических бюджетных дефицитов и

излишков, а следовательно, и снижением степени встроенной стабильности

экономики.

Выбор приоритетов между краткосрочными и долгосрочными эффектами бюджетно-

налоговой политики является сложной макроэкономической проблемой и для

индустриальных, и для переходных экономик.

В 80-е годы во многих индустриальных странах были введены системы

индексирования ставок личного подоходного налога в зависимости от темпов

инфляции в сочетании со снижением предельных ставок налогообложения. Эти

изменения в налоговой системе являются элементом сложной налоговой реформы,

нацеленной на долгосрочный рост экономического потенциала.

При этом степень встроенной стабильности экономики оказывается относительно

невысокой - например, в США встроенные стабилизаторы способствуют уменьшению

колебаний национального дохода приблизительно на одну треть.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний

равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают

амплитуду этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных

дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики,

так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает

экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при

любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы, как правило,

сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики.

Структурный дефицит государственного бюджета

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между

расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит

нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного

дефицита и структурным дефицитом.

Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных

странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени

циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства. Сложности

определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня

безработицы и потенциального объема выпуска затрудняют расчеты структурных

излишков и дефицитов государственного бюджета, хотя именно на основе динамики

этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной

политики в долгосрочном плане.

В переходных экономиках проблема дефицита государственного бюджета еще более

усложняется в связи с тем, что, как правило, широко практикуется

манипулирование его размерами - искусственное увеличение или, чаще,

уменьшение величины бюджетного дефицита в текущем году. Это манипулирование

может, например, осуществляться с помощью следующих инструментов:

Ø "налоговая амнистия", которая позволяет налогоплательщикам,

ранее уклонявшимся от уплаты налогов, внести за один раз всю сумму, равную

определенной части общего налогового сбора;

Ø мероприятия по сбору просроченных налоговых платежей;

Ø введение временных или добавочных налогов;

Ø отсрочка расчетов с поставщиками;

Ø отсрочка выплаты заработной платы работникам государственного

сектора;

Ø отсрочка обязательной индексации заработной платы в соответствии

с динамикой уровня инфляции;

Ø расширенная практика приватизации государственной собственности,

включая распродажу прав на исследовательские и изыскательские работы.

В переходных экономиках дефицит государственного бюджета определяется в

большей мере текущими мерами государственного регулирования, чем циклическими

колебаниями экономики. Только после корректировки текущего бюджетного

дефицита с учетом воздействия этих мер и влияния общих экономических

колебаний может быть получен характерный для переходных экономик аналог

структурного дефицита, который иногда определяется как коренной дефицит

бюджета.

Измерение его нередко оказывается еще более сложным, чем оценки структурного

дефицита. Поэтому при разработке стратегий стабилизации и структурных реформ

в переходных экономиках приходится опираться на обычные оценки бюджетного

дефицита, хотя оптимальная долгосрочная фискальная политика должна быть в

большей мере сориентирована скорее на коренной, нежели на фактический

дефицит.

Таблица 3 (13, с.78)

Доля общего дефицита государственного бюджета в ВВП в некоторых странах с

переходной экономикой (в %)

Страны

1992

1993

1994

1995

1996

Эстония-0,3-0,7-1,3-0,8-1,4
Венгрия-6,8-6,7-8,6-6,7***
Латвия-0,80,6-4,0-3,4-1,3
Литва***-4,9-4,7-3,0-3,4
Монголия-12,7-14,6-24,6-11,1-10,9
Польша-8,0-4,0-2,0-2,7-2,7
Словакия-11,9-7,1-1,3-0,4-1,5
Армения-31-56,1-16,4-9,9-9,3
Азербайджан2,8-15,3-10,5-5,4***
Беларусь0,1-4,2-2,8-2,6-2,6
Болгария-15,0-15,7-7,0-6,0-4,7
Грузия-25,7-26,2-16,3-5,7***
Казахстан-7,3-1,2-6,8-3,3-2,8
Киргизия-17,4-13,5-8,4-10,4***
Румыния-4,6-0,1-1,0-2,5-2,2

Россия

-18,9

-7,6

-10,1

-5,0

-5,6

Таджикистан-30,5-23,6-2,7-12,0***
Украина-29,3-10,3-8,8-3,5***

Операционный дефицит государственного бюджета

Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом

инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное

погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей

государственных расходов.

Нередко объявленный в отчетах бюджетный дефицит завышается на основе

преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных процентных

выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике

номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение

государственных расходов может оказаться достаточно существенным.

Возможны ситуации, когда номинальный официальный дефицит государственного

бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что

затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства.

Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию:

реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным

дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на

темп инфляции.

Первичный дефицит государственного бюджета

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между

величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного

дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

У различных стран с переходной экономикой возможности выбора приоритетных

способов финансирования бюджетного дефицита не одинаковы, хотя и ограничены.

Возможности для преимущественно безинфляционной стабилизации бюджета, как

правило, незначительны и финансирование осуществляется при активном участии

Центрального Банка.

В то же время в таких странах, как, например Чехия, Словакия и т.д., где к

началу переходного периода не наблюдалось значительного нарушения рыночного

равновесия, а правительство имеет твердое намерение осуществлять рыночные

реформы и пользуется доверием, финансирование бюджетного дефицита из любого

источника сопряжено с меньшими издержками, чем, например, в Беларуси, России

и других государствах бывшего СССР, где ощущается резкий недостаток средств,

поступающих как из внешних, так и из внутренних источников.

Однако для более точной оценки возможностей долгового финансирования

бюджетного дефицита целесообразно сравнивать общие размеры государственного

долга не только с ВВП, но и с объемом денежной массы (агрегатом М2).

Таблица 4 (13, с.37)

Показатели долгового бремени в некоторых странах

Страны Отношение долга Отношение долга
к ВВП (%%)

К денежной массе

(М2) в %

Великобритания4947
Испания6559
Люксембург1,61,5
Швейцария 2318
Япония8775
Исландия55144,4

Россия

47

378

Действительное бремя государственного долга для той или иной страны

предопределяется прежде всего способностью (или неспособностью) государства

его обслуживать. А эта способность правительства мобилизовать наличные

денежные ресурсы в большой степени зависит от величины денежной массы, чем от

размеров ВВП.

В условиях, когда показатель монетизации экономики, равный соотношению между

объемом денежной массы М2 и ВВП, достаточно близок к единице, отношения

объемов государственного долга к ВВП и к М2 если и не совпадают, то

достаточно близки по значению. Картина существенно изменяется тогда, когда

из-за низкого доверия к национальной валюте (вследствие, например, ранее

пережитой высокой инфляции) уровень монетизации экономики низок.

В этом случае показатель долг/М2 оказывается в несколько раз выше, чем

показатель долг/ВВП в экономике, величина которого обычно характеризуется

соотношением "долг/ВВП". Наличие первичного бюджетного дефицита является

фактором увеличения и основной суммы долга, и коэффициентов его обслуживания,

что приводит к самовозрастанию задолженности. Увеличение доли первичного

бюджетного излишка в ВВП позволяет избежать такого самовоспроизводства долга

и его неуправляемого роста.

Квазифискальный дефицит государственного бюджета

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с

измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета,

обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

Ø финансирование государственными предприятиями избыточной

занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам

выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной

задолженности;

Ø накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных

стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля

недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств

госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти

кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов

Центрального Банка;

Ø отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также

финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации

обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству

(например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования

коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование

Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ

правительства по льготным ставкам и т.д.) деятельностью Центрального Банка,

государственных предприятий и коммерческих банков, как в индустриальных, так

и в переходных экономиках.

Таблица 5 (14, с. 22-23)

Доля бюджетного дефицита в процентах от ВВП

Параметры

Годы

1980-1989

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

Ведущие индустриальные страны

Фактический дефицит-3,0-2,1-2,7-3,8-4,5-3,5-3,3-2,9-2,3
Относительное-0,42,70,5-0,4-1,8-1,2-1,4-1,4-1,1
отклонение к ВВП
Структурный дефицит-2,8-3,3-3,0-3,5-3,3-2,7-2,5-2,1-1,6

Остальные индустриальные страны

Фактический дефицит-4,1-2,5-3,2-4,7-6,0-5,4-4,4-2,9-2,0

Относительное

отклонение к ВВП

-0,62,51,1-0,1-2,3-1,6-1,2-1,2-1,1
Структурный дефицит-3,8-4,3-4,8-4,7-4,3-3,8-3,5-2,1-1,4

Примечания к таблице:

1. Группа индустриально развитых стран объединяет страны "большой
семерки".
2. Показатель "относительное отклонение ВВП" представляет собой
величину относительного отклонения фактического объема ВНП от
его потенциального уровня.
3. Группа индустриальных стран в 1980-89 гг. включала Австралию,
Австрию, Бельгию, Данию, Ирландию, Испанию, Нидерланды, Новую
Зеландию и Швецию. В последующий период в нее также были включены
Греция, Норвегия, Португалия и Финляндия.

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.