РУБРИКИ

Диплом: Экономика АПК

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Экономика АПК

Высокие темны роста наблюдались в других провинциях Китая со значительно

меньшей долей участия иностранного капитала. Правительством Китая были

созданы соответствующие политические и экономические условия для бывших

китайских граждан с крупными капиталами, проживающими за рубежом, для

стимулирования иностранных инвестиций в экономику страны.

Важным преимуществом Китая является наличие богатых капиталистических

традиций, насчитывающих тысячелетнюю историю – задолго до Промышленной

революции в Европе.

Дэн Сяопин на XIV съезде КПК провозгласил, что “быть богатым совсем неплохо”,

подталкивая правящую Коммунистическую партию и бюрократию к ускорению реформы

в государственных отраслях промышленности, торопит открыть Китай всему миру.

Можно отнести к экономическим предпосылкам реформ в Китае и такой фактор, как

простое немеханизированное сельское хозяйство, использующее в основном

ручной труд. Это дает большие возможности для реформирования мелкого

аграрного сектора со всеми вытекающими отсюда преимуществами в быстром росте

числа индивидуальных крестьянских хозяйств, уровня дохода и выручки от

экспорта сельскохозяйственной продукции. и еще один весомый фактор –

Коммунистическая партия Китая. В результате последовательного курса

экономических реформ и их эффективности китайское руководство получило кредит

доверия на проведение экономических реформ за счет укрепления социальной

стабильности в Китае, причиной которой явилось крушение коммунизма в странах

Восточной Европы и России и ухудшение экономических показателей этих стран в

период проведения реформ сразу после свержения коммунистического правления.

1990-1991 годы китайцы прекрасно понимали, что руководство страны в 1980-х

годах добилось значительных успехов по сравнению с другими странами и были

благодарны ему за это, несмотря на его авторитарный политический характер.

Большинство населения Китая осознало, что реформы в экономике – это

единственный путь возрождения экономики и повышения жизненного уровня народа.

Экономическая политика правительства завоевала популярность, поскольку

отвечает чаяниям народа.

В октябре 1992 года Дэн Сяопин призвал пойти на новые меры, отличающиеся от

практиковавшихся на протяжении “минувшего десятилетия”, не “бояться

капитализма”, “не опасаться, что он подомнет под себя социализм в Китае”, при

том условии, что “социализм с китайской спецификой будет доминировать”. Новая

стратегия Коммунистической партии Китая – стремление завоевать поддержку

населения, давая людям возможность зарабатывать, становиться богаче, создавая

такие условия в рамках данной системы, чтобы человек не испытывал желания

бросить ей вызов.

К особо важным и не исследованным проблемам теории экономических реформ

относится вопрос определения эффективной технологии их осуществления и

научной разработки соответствующей ей документации, в которой укрупненно был

записан весь процесс реформирования, указаны основные виды работ,

представлена совокупность способов и средств достижения поставленных целей, в

том числе система мер, обеспечивающих практическую реализацию принятой

технологии экономической реформы.

Началом реформирования экономики в Китае явились экономические реформы в

сельском хозяйстве.

Сельское хозяйство.

Отходя от системы коммун, с 1979 года начались экономические преобразования в

сельскохозяйственном секторе. Суть этих реформ состояла по существу в

приватизации земли. Отдельные крестьяне и крестьянские семьи получили

длительные контракты на пользование землей. Право владения землей стало

наследуемым. После выполнения обязательных поставок государству коллективным

хозяйствам было разрешено оставшуюся часть продукции продавать на свободном

рынке. Изменилась роль государства как центрального планирующего и

руководящего органа. Теперь крестьянин сам решал, что и сколько производить

при условии выполнения контрактных обязательств. По оценкам Всемирного банка,

за 10 лет чистый душевой доход крестьян с поправкой на инфляцию вырос на

260%, в валовая продукция сельского хозяйства за этот период удвоилась.

Возросло производство зерна, несмотря на 10-процентно сокращение посевных

площадей. Количество кооперативов и частных предприятий увеличилось на

1162,25%и достигло 18686 тыс. Занятость в частном секторе

сельскохозяйственной экономики возросла на 222% и составила 98 млн. человек.

К 1984 году основная проблема снабжения продуктами питания была решена.

Выпуск продуктов питания возрастал на 6,9% в год, производство зерновых – на

7,4%. Стимулирующая роль государства состояла в том, что оно платило

фиксированные цены за норму выпуска, а за выработку сверхнормативной

сельскохозяйственной продукции гарантировало более высокие цены. При этом

закупочные цены в сельскохозяйственном производстве постоянно повышались.

Открытая дорога фермерству – аренда земли, а также право договариваться о

ценах на произведенную продукцию – все это обеспечило и более высокие урожаи,

и доходы крестьян. Сегодня Китай уже способен сам прокормить себя хлебом

новые стимулы побуждают крестьян добиваться больших в сфере животноводства,

птицеводства.

Реформы привели к развитию промышленности на селе. В прошедшем десятилетии

там возникло около 80 млн. рабочих мест. В этом процессе проявились

предпринимательские качества китайского крестьянина.

В 1978-1979 годах были созданы специальные экономические зоны провинции

Гаундун и Фуцзянь. Их достижения основываются на комбинации относительно

низкой заработной платы и большого трудолюбия местных жителей с “ноу-хау”

зарубежных китайцев, маркетингом, охватывающим весь мир, и готовностью делать

инвестиции. Кроме того, относительно низкие ставки налогов в специальных

экономических зонах, хороший климат для инвестиций и тысячекратно

подтвержденные успехи совместных предприятий, уже давно привели к созданию в

КНР совместных китайско-американских, канадских, японских, австралийских и

немецких предприятий.

Законодательством КНР определены основные льготы для свободных экономических

зон. Они таковы:

· ставка подоходного налога для всех видов предприятий с участием

иностранного капитала составляет 15% (в целом по стране 33%);

· для предприятий, использующих передовую технологию и поставляющих более 70%

своей продукции на экспорт, введены дополнительные льготы (например, снижение

ставки подоходного налога на 10%, удлинение срока освобождения от уплаты

подоходного налога);

· для крупных предприятий с объемом иностранных инвестиций свыше 5 млн.

долларов, а также имеющих длительный период оборота капитала, подоходный

налог снижается или допускается полное освобождение от налогов на

определенный срок;

· иностранные предприниматели, инвестирующие свою прибыль с СЭЗ более чем на

пять лет, не платят с нее подоходный налог;

· производственные предприятия, учрежденные на срок не менее десяти лет,

освобождаются от налогов в первые два года прибыльной работы, а в последующие

три года выплачивают их в половинном размере;

· предприятия, созданные в сфере услуг на срок не менее десяти лет, не платят

налог в первый год с момента получения прибыли и вносят его в половинном

размере в последующие два года;

· установлены льготные ставки арендной платы на землю;

· предприятий СЭЗ полностью освобождены от уплаты таможенных пошлин при ввозе

необходимых для производственных нужд оборудования, сырья, материалов, а

также при вывозе готовой продукции на внешние рынки.

По нашему мнению, решающий вклад в ускорение экономического роста Китая

внесла стартовая структура его экономики – низкая доля в ВВП промышленности и

высокая доля сельского хозяйства. Именно с раздробления крупных коллективных

хозяйств на более мелкие, но более эффективные, началось реформирование

народного хозяйства Китая. Достигнутый благодаря этому рост

производительности имел колоссальные последствия. Крестьяне разбогатели,

стали преобразовывать сельскохозяйственную систему, обеспечивавшую доселе

только прожиточный минимум, торговать с городом и создали огромный, ранее

отсутствовавший внутренний рынок потребительских товаров. Россия же

игнорировала сельское хозяйство и такие связанные вопросы, как собственность

на землю, сельское образование, роль местных органов власти и т.д. Между тем

ее прежний широкий внутренний рынок оказался разрушенным вследствие

длительной инфляции, а также невыплат заработной платы и пенсий.

Таблица .

Отраслевая структура экономики, в %

ПоказателиКитайРоссия
1978 г.1995 г.1990 г.1997 г.
ВВП всего,100,0100,0100,0100,0
в том числе:
сельское и лесное хозяйство28,420,615,56,8
промышленность и строительство48,648,444,335,8
сфера услуг23,031,140,257,4
Все занятые, 100,0100,0100,0100,0
в том числе:
сельское и лесное хозяйство70,552,913,214,4
промышленность и строительство17,422,942,334,2
сфера услуг12,124,144,551,4

В реальной действительности, вопреки широко распространенным представлениям,

удельный вес промышленности в ВВП Китая был и остается не ниже, а даже выше,

чем в России. Однако более низкий удельный вес промышленности в России не

способствовал повышению темпов ее экономического роста по сравнению с Китаем.

Наоборот, российская экономика в эти годы переживала глубокий спад

производства. С другой стороны, более высокий удельный вес промышленности в

ВВП Китая не способствовал замедлению темпов его роста по сравнению с

Россией.

Промышленность

Следующей составляющей экономических реформ в Китае являются реформы в

промышленности. Они начались после реформ в сельском хозяйстве. Основой

экономических реформ в Китае было изменение взаимоотношений между

монополизированным и немонополизированным секторами, причем последний

развивался очень быстрыми темпами. Изменения в структуре промышленности Китая

произошли не потому, что государственный сектор был приватизирован, а в силу

того, что негосударственный сектор рос более быстрыми темпами. Значительной

приватизации монополизированной промышленности не было. Волны малой

приватизации касались в основном розничной торговли. В промышленности частный

сектор оставался небольшим: 56% промышленного выпуска принадлежало

государственному сектору, 36 – коллективному и 5% – частному.

В результате микроэкономических мер в промышленности к 1985 году возникла

смешанная экономика, или, как ее называют в Китае, “система-двухпутка”, что

означало два способа распределения ресурсов. Административно-командная

система, реализуемая через государственные планы, стала сочетаться с рыночным

распределением и ресурсов, и продукции. новый хозяйственный механизм

предоставил государственным предприятиям возможность закупать, производить и

продавать продукцию вне рамок плана. Доля произведенной сверхплановой

продукции резко возросла. После ослабления контроля за ценами предприятия

могли продавать сверхплановую продукцию на открытом рынке по ценам на 20%

выше установленных государством. Целью проведения реформ в промышленности

было ориентирование их на получение прибыли и создание условий для того,

чтобы заработал рынок. Относительные цены претерпели резкий сдвиг в строну

немонополизированного сектора. В результате ценового сдвига правительство

создало не только правовую, но и реальную возможность развития

потребительского производства.

Экономическое развитие Китая обеспечивается не гигантскими государственными

предприятиями, а мелким бизнесом. Основная роль при этом принадлежит

контрактным предприятиям.

Создание промышленных контрактных предприятий осуществляется следующим

образом. Во-первых, у предпринимателя должна быть идея относительно бизнеса.

Важно, чтобы на производимый товар не распространялся контроль правительства

за ценами, а материалы, из которых он изготовляется, не были из ряда

дефицитных. Затем, в районном банке берется заем около 2000 долларов. Затем,

предприниматель заключает контракт в соответствии с “отчислениями” в будущем

и теми суммами, которые вкладываются в дело.

Глубоким заблуждением является то, что контрактные предприятия – это

небольшие и жилые артели. Скорее, наоборот: достаточно назвать компанию,

производящую персональные компьютеры и числовые процессоры в Пекине. На

предприятии заняты 3100 рабочих и инженеров. В 1995 году его торговый оборот

составил 425 млн. долларов. Основной фактор, привлекающий зарубежные компании

в Китай – это дешевая рабочая сила. Многие китайские предприниматели готовы

платить и больше, но, по словам президента одной из компаний, “есть проблемы

с неразумной китайской политикой взимания налогов с доходов”, так как она

лишает его возможности вознаградить своих рабочих за хороший труд. Каждый

юань, полученный сверх 800 юаней в месяц, облагается налогом в 60%.

Хозяйственный механизм, используемый при реформировании экономики Китая, в

монополизированном секторе состоял в следующем:

· спрос на промышленную продукцию госсектора оставался высоким, поскольку вся

экономика в целом стремительно развивалась;

· чуть менее половины капитальных вложений в государственный сектор

“подчинялось” централизованному планированию;

· в рамках “кредитного плана” предприятиям предоставлялись кредиты.

Сочетание быстрорастущего спроса и предоставления дешевых кредитов привело к

исключительно быстрому увеличению выпуска продукции госпредприятиями.

Политика экономических реформ в Китае в значительной степени учитывала

региональный фактор и держала курс на региональную самообеспеченность.

Региональная политика реализуется посредством передачи под контроль

провинциальных, муниципальных и местных органов власти, выведя их из

подчинения центральным министерствам. За годы реформ децентрализация

управления усилилась, что способствовало дальнейшему упрочению

государственных властных структур на местах. Уже сейчас на долю предприятий,

управляемых администрациями, кооператорами, иностранными инвесторами или

частными лицами, приходится более половины промышленной продукции Китая.

Темпы роста производительности труда на таких предприятиях вдвое выше, чем на

государственных, и они в отличие от государственных легко могут расширять

производство, не прибегая к повышению цен.

Видимо, поэтому основной задачей экономических реформ сегодня является самое

сложное: как превратить находящиеся в государственном владении отрасли

тяжелой индустрии из “динозавров”, проедающих государственные деньги, в

коммерческий бизнес. Эти компании производят прежде всего средства

производства, а не потребления и поглощают до 35% капиталовложений в год,

превышая те 25%, которыми их ограничили еще 10 лет назад. Это будет нелегко,

так как 250 млн. городских китайцев связано в основном с государственными

предприятиями, причем получают от них не только зарплату, но и жилье,

медицинское обслуживание и пенсии.

Внешнеэкономическая деятельность.

Процесс экономического реформирования в Китае сопровождался последовательными

шагами по либерализации внешнеэкономической деятельности. Размер фактически

взимаемых импортных таможенных пошлин сократился с 17,7% объема импорта в

1978 году до 2,5% в 1996 году. В отличие от этого в России произошел переход

от относительно либеральной внешнеторговой политики к протекционизму. Доля

импортных пошлин в общем объеме импорта возросла с 0,7% в 1992 году до 5,3% в

1997 году.

Таблица .

Внешнеэкономическая политика и ее результаты

ПоказателиКитайРосия
1978 г.1996 г.1992 г.1997 г.
Импортные пошлины в % к импорту17,72,50,75,3
Темпы прироста, %
Экспорта2,317,1-20,00,5
Импорта2,819,5-36,03,8
В % к ВВП
Экспорт5,117,125,627,7
Импорт6,315,236,722,0
Удельный вес машин и оборудования в экспорте, %4,721,18,98,1
Иностранные инвестиции, в % к ВВП0,15,10,20,9

Китай практически не использовал такой инструмент протекционистской политики,

как девальвация национальной валюты. Среднегодовые темпы снижения валютного

курса в 1979-1997 годах (8,3%) были достаточно умеренными. В отличие от этого

среднегодовые темпы снижения валютного курса в России оказались почти в 12

раз выше.

К итогам проведения либеральной внешнеэкономической политики в Китае следует

отнести повышение годовых темпов прироста объемов внешней торговли с 2-3% в

1978 году до 17-20% в 1996 году, а также увеличение удельных весов экспорта и

импорта в ВВП соответственно с 5 и 6% накануне реформ до 17 и 15% в 1996

году. Объем китайского экспорта за 19 лет возрос в 15,2 раза и превысил 152

млрд. долларов, импорта – в 12,5 раза. Приток прямых иностранных инвестиций в

китайскую экономику возрос с 0,11% ВВП в 1978 году до 5,08% в 1997 году.

Активизация участия Китая в международном разделении труда способствовала

повышению темпов его экономического роста.

Усиление протекционизма в российской внешнеэкономической политике привело к

сокращению годовых темпов прироста экспорта и импорта соответственно с 7 и 9%

в 1993-1994 годах до 0,5 и 3,8% в 1997 году. В результате экспортно-импортная

квота (отношение экспорта и импорта к ВВП) в 1997 году (22-28%) оказались на

уровне, весьма близком к показателям дореформенного 1990 года (26-37%). В

последние годы отмечен прирост прямых иностранных инвестиций в экономику

страны, однако их объемы даже в 1997 году остаются на порядок ниже

иностранных инвестиций в экономику Китая. Отсутствие заметного прогресса в

процессе интеграции российской экономики в мировую не оказало и существенного

воздействия на повышение темпов ее роста.

В апреле 1996 года в Китае было объявлено о новом снижении импортных тарифов

по 4994 наименованиям продукции – шаг, призванный облегчить вступление страны

в ВТО. Это позволит снизить средний уровень тарифов почти на 13 процентных

пунктов – до 23%. Однако некоторые ключевые направления, как, например,

автомобилестроение, остаются под строгим тарифным контролем. Снижение тарифов

в первую очередь касается сырья и высокотехнологичной продукции, в которых

очень нуждается китайская промышленность.

Китай продолжает активно привлекать иностранный капитал. За восьмую пятилетку

(1991-1995 годы) иностранные инвестиции в его экономику увеличились в восемь

раз, и к концу 1996 года достигли 164,2 млрд. долларов. Одновременно

постоянно увеличивается размер внешних заимствований. Ежегодный объем

иностранного капитала, получаемого Китаем в виде кредитов и займов, вырос с 9

млрд. долларов в 1993 году до 17,5 млрд. в 1995 году.

Подведем некоторые итоги.

В Китае не ставится задача изменения общественной системы, реформа

направлена на устранение ее недостатков. За время ее реализации

валовая продукция сельского хозяйства увеличилась более чем вдвое, а

объем промышленной продукции, выпускаемой сельхозпредприятиями, – в 23

раза. Главная причина ее высокой эффективности – правильный выбор

концептуальной несущей платформы, учитывающей особенности этой

страны.

По поводу направления реформы, необходимость которой не вызывала

споров, существовали разные мнения. Решали посредством расчетов и

проверки вариантов. Особенно и то, что реформа, рассчитанная на длительный

срок, обеспечивающий возможность организации и проведения предварительных

производственных проверок, не форсируется: от начала экспериментальной

проверки систем или их отдельных элементов иногда проходит от 3 до 7

лет. Но особое место занимает порядок решения земельного вопроса. В

Китае право собственности на землю отделено от права ее

использования. Земельные ресурсы остаются общим достоянием,

ассоциированным собственником которого является живущий в настоящее

время народ, который представляет государство. Это позволило стране

включить землю в рыночные отношения, но объектом купли-продажи

является здесь не право собственности, а право пользования.

Реализуется этот принцип через аренду, условия которой обеспечивают

как единоличным, так и коллективным арендаторам полную хозяйственную

свободу и право собственности на результаты труда.

Аренда выступает в данном случае тонким инструментом преобразования

отношений присвоения без каких-либо глубинных потрясений и

разрушений основ общего экономического строя путем постепенных,

эволюционных преобразований. По Закону об управлении землей в Китае

сохранена общественная форма земельной собственности - государственная и

коллективов, которая рассматривается как непоколебимый принцип

экономической системы. Реформа в Китае, почти вдвое повысившая

жизненный уровень практически всех слоев населения, пользуется широкой

крестьянской поддержкой.

Тем не менее в стратегическом плане, учитывая, что в Китае личный

интерес земледельца является приоритетным, а индивидуальное, частное

владение землей при кооперативной форме хозяйства высокоэффективно и

более экономично, прослеживается тенденция к перемещению права

собственности на землю от государства непосредственно к земледельцу.

Во-первых, существует монополия крестьянина на землю как объект

хозяйства. Во-вторых, конечная цель структурных изменений в землевладении

– реализация принципа концентрации земли в руках умелых, “культурных”

хозяев, в том числе через аренду, с последующим выкупом,

Наконец, в стране усиливается тенденция к формированию рынка земли.

Начальным его этапом является купля-продажа монопольного права

хозяйствования на земле, экономически обособленной подрядными, а тем

более арендными отношениями крестьянской семьи. Так что приверженцам

госмонополизма в земельных отношениях или общинного отторжения

крестьянина от собственности на землю перспективы аграрной реформы и в

Китае не сулят ничего хорошего.

Анализ реформ, проводимых в России и в Китайской Народной

Республике, резкая противоположность результатов реформирования

свидетельствуют о том, что концепция аграрных экономических

преобразований, проводимых в России, нуждается в серьезной

корректировке. Об этом говорит и проведенный 25 апреля 1993 г.

референдум, на котором большинство Российских крестьян не поддержало

осуществляемую руководством России аграрную политику.

Чем скорее будет использован китайский опыт, тем быстрее страна выйдет из

продовольственного кризиса. Причем без слепого копирования чужих

сценариев, будь то китайский или западноевропейский. России нужна своя

модель, отражающая ее действительность, многообразие условий,

учитывающая исторически сложившиеся взгляды и жизненные устои.

Анализ и обобщение практики зарубежного аграрного реформирования дают

основание для некоторых выводов. Во-первых, перед реформами

ставились отчетливые социально-экономические конечные задачи, которые,

с одной стороны, выражали требования момента и перспективы, с

другой - определяли стратегию и тактику работы по

реформированию аграрной сферы, причем с учетом предпосылок и

условий. Население знало причины реорганизаций, методы их проведения,

направления и “адрес” движения. В данном случае использовался

принцип превращения идеи в силу, когда она овладевает массами.

Во-вторых, отсутствие политического нажима в проведении реформ,

стимулирование их проведения реальными экономическими рычагами и,

главное, результатами. В-третьих, взвешенное конструктивное участие

государства, обеспечивающее в процессе проведения реформ условия,

необходимые для нормального функционирования хозяйствующих субъектов.

В- четвертых, эластичный, эволюционный характер реформирования,

отсутствие стремлений превращения их в политические революции и смены

общих экономических систем.

Во всех странах, где проводилась аграрная реформа, ее составными

программами были: техническая подготовка земель, расширение кредита и

организация сбыта продукции, социальная поддержка сельского населения,

финансируемые государством. Земельные реформы, как правило, сопровождались

развитием кооперативных отношений. Характерно в этом отношении сельское

хозяйство Японии, где крестьяне только через кооперативы приобретают теперь

технические средства, продают продукцию, перерабатывают ее и организуют

финансово-кредитное обслуживание.

Отличает сельское хозяйство этих и других развитых стран то, что все

они исторически базируют свои экономики на частной земельной

собственности и, как правило, высоком техническом оснащении аграрного

производства. Это существенно сокращает затраты живого труда,

позволяет совмещать аграрную деятельность с другой. В Японии,

например, в среднем до 60 % доходов крестьяне получают от операций, не

связанных с сельским хозяйством. Другая особенность – государственное

регулирование наряду с рыночным, когда государство гарантирует и

обеспечивает рыночную конкуренцию, но в заданных пределах, ибо

неорганизованная свобода создает условия для возникновения монополий,

ограничения конкурентоспособности экономических субъектов, сужения для

последних возможностей развития. Существует принцип: конкуренция и

рыночное регулирование действуют “сколько можно”, а государственное

управление и вмешательство – “сколько нужно”, с учетом социально-

экономических задач политики.

Основные итоги:

В этой главе рассматривались исторические аспекты аграрных реформ в России

и за рубежом.

Был рассмотрен исторический опыт аграрных реформ в России и преобразования в

других странах. Освещены земельный вопрос и его решение, отношение самого

крестьянина к реформе, показаны роль государства в преобразованиях, а также

место и роль правительства в аграрном вопросе, в судьбе земледельческого

хозяйства. Ни одно столетие формы землевладения и землепользования,

совершенствование земельных отношений были и остаются основным фактором

политического и социального развития России. Произошли структурные изменения в

форме земельной собственности, землевладения и землепользования, усилилась

напряженность в обществе, возникла проблема продовольственной безопасности

страны, очень сильно ослаблено крупное производство коллективного сектора.

Центральным вопросом аграрной реформы является использование с/х земли. Судьбу

сельского хозяйства надо понять и разделить каждому. Необходимо обеспечить

продовольственную безопасность страны. Такой подход поможет четко определить

место и роль каждого человека в обществе, его участие в этом большом деле для

сохранения страны в современном мире.

ГЛАВА II. МОДЕЛЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ

СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В КНР.

План

2.1. Аграрная реформа на условиях реализации системы семейной ответственности;

2.2. Опыт реформирования сельскохозяйственных производственных отношений на

условиях внедрения акционерной собственности.

Преобразования в экономике КНР, как известно, начались с внедрения семейного

подряда. Вначале он рекомендовался как способ выживания для наиболее бедных

крестьянских дворов в отдаленных районах, напрямую связавший доходы крестьян

с результатами труда, но оказался настолько привлекательным, что очень быстро

спонтанно распространился по всей аграрной сфере. В значительной степени

именно благодаря подряду (в комплексе с мерами по повышению закупочных цен)

уже за первые пять лет на треть увеличился сбор продовольственных культур и

более чем вдвое выросли доходы крестьян. Соответственно улучшилось

обеспечение городского населения продовольствием, а промышленности –

сельскохозяйственным сырьем. И такой успех в сельском хозяйстве КНР был

достигнут без приватизации земли.

В то же время китайский опыт показал, что передача земли в семейный подряд

или аренду на непродолжительный срок (первоначально на один – три года) не

только не стимулировала вложения в нее, бережное к ней отношение, а напротив,

нередко вела к варварскому использованию земли, неоправданной передаче

пахотных земель под застройку, к незаконным операциям и т.п. Не чувствуя себя

хозяином земельного надела, крестьянин больше склонялся к увеличению

собственного потребления, а не к вложениям накопленных средств в расширение

или улучшение своего хозяйства. На предотвращение указанных негативных

последствий и стимулирование более интенсивного и эффективного хозяйствования

и были направлены меры по продлению сроков подряда или аренды земли вначале

до 10-15, затем до 30, 50 лет, а в ряде случаев и на более продолжительный

срок.

Быстрое распространение и успехи семейного подряда в китайской деревне стали

возможны потому, что за предыдущие примерно два десятилетия всеобщего

обобществления сельское население не утратило окончательно навыки

крестьянского труда, сохранило традиционную тягу к земле и не покинуло

деревни. Иначе говоря, оставалось главное условие подъема сельского хозяйства

– наличие тех, кто мог взять семейный подряд и по настоящему работать на

земле.

В этом смысле в России ситуация на селе изначально была сложнее: здесь на

громадных территориях опустели деревни, люди ушли с земли, навыки

крестьянского труда были потеряны уже не в одном поколении, по существу не

осталось (или осталось слишком мало) тех, кто бы мог и хотел хозяйствовать

по-новому. Очевидно, далее, что существенные различия в системах

землепользования, вытекающие из наличия преимущественно крупных пахотных

массивов в России и мелких земельных участков в КНР, предопределяют

неизбежные расхождения между нашими странами в масштабах возможного

использования семейного подряда, аренды или частных форм организации

крестьянского труда. Но то, что получение права на длительное (часто

пожизненное с передачей в наследство) пользование землей (без права

собственности на нее) оказалось достаточным для стимулирования крестьянского

труда – факт, подтвержденный практикой китайской реформы и заслуживающий

учета в развертывании дальнейших преобразований в сельском хозяйстве России.

В значительной мере своими успехами реформы в КНР обязаны также быстрому

развитию индивидуальных и коллективных форм хозяйственной деятельности в

городах. Как и в случае с семейным подрядом в деревне, практика здесь

обгоняла принятие решений на официальных уровнях. И хотя это порождало немало

противозаконных действий (утаивание доходов от налогов, хищения общественного

имущества, спекуляцию и т.п.), чрезвычайное оживление предпринимательской

деятельности в стране наступило уже с первых шагов реформы. В результате

значительно улучшилось положение дел в сферах общественного питания, быстрого

обслуживания, розничной торговли, транспортных, строительных и прочих услуг.

Мелкие государственные предприятия, занимавшиеся подобными видами

деятельности (а также изготовлением несложной промышленной продукции) и в

течение длительного времени работавшие нерентабельно, стали передавать на

подряд и в аренду, продавать коллективам или отдельным лицам. В результате

они, как правило, начинали работать более эффективно. В то же время уже в

процессе функционирования малого бизнеса вырабатывались меры по преодолению

тех или иных негативов, связанных с его развитием. При таком подходе

появлялась и возможность гибко комбинировать эти меры, чтобы не только не

подавить, но и повысить экономическую активность новых предпринимателей.

Развитие села в Китае и реформирование системы собственности.

Одна из важных особенностей экономической реформы в Китае состоит в том, что

она началась в сельской местности и повлекла за собой быстрое экономическое

развитие и рост национального дохода. Это создало благоприятные условия для

ускорения преобразований. Причем движущей силой стал не сельскохозяйственный

сектор, а прежде всего, промышленные предприятия на селе.

История развития аграрных реформ и их значение.

Первая фаза: 1978-1984 годы.

Аграрная реформа началась с роспуска народных коммун и введения так

называемой “системы сельской ответственности”. Система сельской

ответственности сохраняет коллективную собственность на землю, но земля

разделенная на участки может обрабатываться крестьянами индивидуально. Эта

система позволила крестьянам оставлять себе весь доход после выплаты

установленных договором обязательств, а именно, сельскохозяйственного налога

и коллективной доли. Эта реформа реализовала социалистический принцип

распределения по труду и в значительной мере усилила заинтересованность

крестьян в увеличении производства. В 1979 году были существенно подняты

закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, вследствие чего

производство сельскохозяйственной продукции, и в первую очередь зерна, очень

быстро выросло. В период с 1978 по 1984 год годовые темпы роста производства

зерна, хлопка, растительных масел и рыбы были высокими: соответственно 5,0;

19,3; 14,7 и 10,3 процента. В результате постоянного увеличения объем

производства зерна в 1984 году перевалил за 400 миллионов тонн. Поскольку

благодаря этому могла быть устранена многолетняя нехватка зерна, создались

чрезвычайно благоприятные исходные условия для дальнейшего проведения реформ.

Вторая фаза: 1984-1988 годы.

После того, как в производстве сельскохозяйственной продукции, и прежде всего

зерна, были достигнуты столь крупные успехи, Правительство ликвидировало

существовавшую долге годы систему принудительных закупок сельскохозяйственных

продуктов и ввело договорную систему. При этом правительство покупает

определенный договором объем продукции по установленной государством цене, а

та часть продукции, которая превышает этот объем, может быть свободно

реализована на рынке. Тем самым была введена так называемая “система цен

двойной колеи”, то есть сосуществование фиксированных и рыночных цен. Но

данная реформа снизила заинтересованность крестьян в производстве

сельскохозяйственной продукции. Это снижение произошло потому, что в условиях

высоких урожаев рыночная цена упала ниже уровня установленной государством

закупки. В результате урожай зерна в 1985 году был меньше предыдущего, и

некоторое время продолжалось сокращение сельскохозяйственного производства.

Но экономика села сохраняла высокий темп роста. Причина заключалась в том,

что многие крестьяне стали работать в несельскохозяйственных секторах:

промышленности, транспорте и сфере услуг, которые по сравнению с сельским

хозяйством давали значительно более высокий доход, именно в частных,

кооперативных или коллективных предприятиях. Правительство поддерживало

развитие несельскохозяйственного сектора как налоговыми льготами, так и

другими способами. Это было начало быстрого роста сельских промышленных

предприятий. Если рассматривать рост реального дохода сельских семей,

проводя развития между доходами от сельского хозяйства и от

несельскохозяйственного сектора, то создается ясная картина: доходы от

сельского хозяйства, которые увеличивались до 1984 года, после 1985 года

стагнировали и рост доходов семей начал происходить за счет увеличения

доходов от несельскохозяйственной деятельности.

Третья фаза: 1988-1997годы.

Когда во второй половине 1988 года начался период аустеритарной (жесткой)

политики правительства, помимо прочего, она вызвала кредитные ограничения,

которые затронули сельские промышленные предприятия и привели многие из них к

банкротству. В результате отток рабочей силы в несельскохозяйственные секторы

сократился и, напротив, возник феномен обратного притока в сельское

хозяйство. Кроме того, правительство приняло меры к оживлению сельского

хозяйства, и как результат повторного повышения закупочных цен на

сельскохозяйственную продукцию, производство стало расти. Что касается

производства зерна, то в 1989 году оно опять достигло уровня 1984 года и с

тех пор постоянно увеличивалось. Из-за недостатков в торговой системе

возникли так называемые “трудности сбыта”, или “росло производства, но не

дохода”.

Четвертая фаза: с 1997 года по настоящее время.

После того, как весной 1997 года Дэн Сяопин произнес речь, во время так

называемой “поездки на юг”, народное хозяйство вновь вернулось к высоким

темпам роста, и для сельской экономики также сложилась благоприятная

конъюнктура. В деревнях следующий важный шаг на пути перехода к рыночной

экономике был сделан, когда торговлю сельскохозяйственными продуктами

полностью либерализовали, восстановился высокий рост сельских промышленных

предприятий, возросла мобильность населения в перенаселенных областях и

началась эндогенная урбанизация сельских районов.

Оценка аграрных реформ

ПоказателиВыпускМесто в мире1997 в % к 1998 г.
1978 г.1996 г.1997 г.1978 г.1996 г.
Производство продовольственного зерна3047750455494172162,1
Хлопка216,8420,346031112,4
Мясо865,35915,1-31
Масло семян21571313,5
Сахар----3/4-

С 1993 по 1996 год Китай удерживал первое место в мире по производству

зерновых культур, хлопка, масло семян, мяса, каменного угля, текстиля и

телевизоров. По производству электроэнергии – поднялся с четвертого на второе

место, минеральных удобрений – с третьего на второе, по производству сахара –

удерживает 3 или 4-ю позицию. По внешнеторговому обороту Китай уже давно

вошел в число ведущих стран и в течение шести лет занимал 11 место. В 1997

году объем торговли достиг 325,1 млрд. долларов США (10 место), по размерам

валютных резервов, запасам продовольственного зерна и другим видам

стратегических запасов страна достигла самого высокого уровня в своей

истории. Это укрепило возможности государства в отношении макрорегулирования,

наука, техника и оборудование достигли такого состояния, которое можно

определить как переходное от среднего к высшему уровню.

Аграрная реформа с точки зрения системы отношений собственности.

А) О значении введения системы ответственности.

Созданные в 1958 году народные коммуны были символом китайского социализма и

воплощали лозунг “Единство политики и экономики”. Их целью была

коллективизация средств производства, обобществление труда и распределения.

В течение 20 лет, вплоть до начала 80-х годов, народные коммуны доминировали

в качестве единственных субъектов собственности. Хотя формально хозяевами

коллективной собственности считались члены народных коммун – крестьяне, право

собственности крестьян стало функцией: у них, помимо излишков зерна,

отнимались сельскохозяйственные орудия и жилые дома, так что в конце концов у

крестьян не осталось почти никакой личной собственности.

За счет исключения крестьян из владения коллективной собственностью была

создана система так называемой “уравниловки” (в негативном смысле –

равномерное распределение, которое никак не связано с вкладом в

производство). Производительность на так называемых коллективных полях,

находившихся в общей собственности, была в пять-шесть раз ниже, чем на

собственных полях, свободно обрабатывавшихся крестьянами. Кроме того, чувство

ответственности за состояние ирригационных систем и прочих общественных

сооружений почти отсутствовало, и крестьяне о них практически не заботились.

Как только у крестьянина появлялась возможность, он старался незаметно

присвоить себе какую-либо часть коллективной собственности.

Введение в сельском хозяйстве системы ответственности должно было устранить

недостатки народных коммун. Следствием этого процесса стали глубокие перемены

в отношениях собственности на селе.

Во-первых, большая часть недвижимости, находившейся в коллективном владении

(пригодные для возделывания и застройки площади, а также пруды, леса и

прочее), была передана крестьянам для независимого использования, а

получаемый доход в определенной пропорции распределялся между ними и

коллективом. К моменту введения системы ответственности срок владения

крестьянами землей был ограничен в договорном порядке лишь 3-5 годами, после

1984 года его увеличили до 15 лет и, наконец, в 1993 году продлили до 30 лет.

Помимо этого, крестьянам передано право владения скотом, крупными

сельскохозяйственными орудиями и прочими средствами производства.

Во-вторых, сельские предприятия, находившиеся в коллективном владении

административных и обычных деревень, добились высоких показателей

экономического роста. После введения системы производственной ответственности

они пережили второе рождение. В настоящее время многие коллективные

предприятия находятся под управлением директоров или групп директоров,

заключивших договоры об управлении. Эта форма получила название “коллективная

собственность, частное управление”, и она является характерной чертой системы

ответственности в сельском хозяйстве.

В чистом виде ни коллективная, ни кооперативная формы собственности, несмотря

на кажущееся наличие высокого уровня мотивации труда, не получили широкого

распространения в рыночной экономике. Объясняется это тем, что эффективность

данных форм высока лишь в сфере малого бизнеса, где довольно четко

прослеживается связь между долей собственности и участием в управлении,

распределении дохода и получении прибыли. Наиболее рациональное и эффективное

сочетание коллективных и индивидуальных интересов достигается при акционерной

форме собственности. Поэтому она и стала главной, определяющей в условиях

перехода к рыночной экономике.

В-третьих, очень быстро прирастало частное имущество крестьян. Используя

переданную землю и по мере накопления, крестьяне направляли его в

несельскохозяйственную сферу. Быстрый рост количества индивидуальных и

кооперативных предприятий, которые отвечают признаку “частная собственность,

частное управление”, обусловил коренные изменения аграрной реформы. По

расчетам Ча Чженьсяна (1994г.), частное имущество крестьян, состоявшее из

средств производства, домов, сбережений и излишков зерна, в 1981 году

оценивалось в 2388,6 юаня, а к 1990 году увеличилось до 9210,7 юаней, что

означало высокий годовой темп прироста – 14,3 процента.

Постоянное углубление реформ в различных отраслях жизни, непрерывное развитие

народного хозяйства способствуют росту доходов как в городе, так и в деревне.

Китайцы, как правило, не склонны “забегать вперед в своих расходах”, они

сначала копят, а затем расходуют. По этой причине Китай входит в группу стран

с высоким уровнем сбережений жителей. Это является не только важные резервом

для решения проблемы инвестиций в строительство, но и предпосылкой расширения

внутреннего рынка, действительным фактором экономического роста.

В соответствии с вышесказанным, монолитная система собственности народных

коммун в виде “коллективной собственности, коллективного управления” после

введения системы производственной ответственности претерпела изменения.

Возникла так называемая система “двойного управления”, при которой

коллективные экономические организации берут на себя заботу о дальнейших

инвестициях и устройстве учреждений для общественных нужд, а крестьяне и

соответственно предприниматели в качестве субъектов частной экономической

деятельности определяют производственную деятельность (в сельском хозяйстве,

на частных и коллективных предприятиях, находящихся в аренде). Что касается

отношений между формой собственности и управление, то здесь параллельно

сосуществуют три различные формы собственности и управления, а именно

“коллективное владение, коллективное управление”, “коллективное владение,

частное управление” и “частное владение, частное управление”.

Б) Возникновение противоречий в системе собственности.

Решение о введении системы ответственности было эффективным средством борьбы

с недостатками системы “коллективное владение, коллективное управление” в

народных коммунах. Фактически, в более развитых районах возникла ситуация,

при которой вследствие увеличения имущества – неважно, частного или

коллективного – в сельском хозяйстве из-за многообразия форм пользования

имуществом возникли внутренние противоречия, которые рассматриваются ниже.

Во-вторых, возникли проблемы в сфере владения землей. Важнейшим видом

имущества в сельской местности по-прежнему является земля. Сегодня в

отдельных районах Китая существуют большие различия в способах, которыми

находящиеся в коллективном владении земля предоставляется отдельным семьям. В

соответствие с различными формами предоставления земли степень соединения

крестьянина с землей различна, соответственно сильнее или слабее. Независимо

от того, какой метод применяется (за исключением деревень с коллективно

обрабатываемой землей), существует, однако, общая тенденция: права

пользования крестьян стабилизируются и все более ориентируются на длительную

перспективу.

Крупные противоречия не возникают, когда функционирующее индивидуальное

хозяйство имеет минимальный размер, если только права собственности очень

четко очерчены. Однако в развитых сельскохозяйственных районах возросшее

использование земли в несельскохозяйственных целях повлекло за собой

трудности.

В качестве примера рассмотрим поселок Хэнган в провинции Гуандун. До начала

реформ этот городок был во всех отношениях обычной деревней. Но из-за

географического положения – близости к Гонконгу с проведением политики

открытых дверей в это поселение устремился большой приток иностранного

капитала, с участием которого основались разного рода предприятия. Они

платили налог за землепользование. Однако, будь земля в частном владении,

налога за землепользование иностранными предприятиями выплачивался бы

владельцам земли. Система производственной ответственности гарантирует только

право пользования землей в хозяйственных целях. Если площадь отводится под

несельскохозяйственное пользование, то извлекаемые доходы остаются в

распоряжении коллектива. В результате, для администрации деревень и меленьких

городов возникла проблема: как могут быть распределены доходы от

землепользования при передаче земли для несельскохозяйственного

использования.

Во-вторых, возникли сложности с распределением доходов от коллективных

предприятий. Большинство предприятий, находящихся в местном подчинении

обычных и административных деревень, в рамках системы ответственного

управления были переданы управляющим или группам управляющих. Когда

коллективные предприятия еще были бригадами, речь шла главным образом о

структурах, обслуживающих сельское хозяйство, но не получающих прибылей. Так

что если они не обладали сколько-нибудь значительным объемом капитала, то

решение вопроса об использовании прибылей не представляло почти никаких

трудностей. Но в развитых сельскохозяйственных регионах, в которых переход к

рыночному хозяйству повлек за собой бурный рост числа коллективных

предприятий, очень быстро увеличился и объем капитала. Вследствие этого во

многом обострилась проблема распределения доходов от коллективных

предприятий.

Например, на коллективных предприятиях плохо поставлена отчетность,

разделение общественной и частной сфер было нечетким. По этой причине

руководители предприятий и управленцы имели возможность злоупотреблять своими

правами и извлекали личную выгоду. В связи с этим, среди населения отмечалось

большое недовольство такой ситуацией. Кроме того, после введения системы

ответственности члены коллектива оказались заняты самыми разными видами

ремесел, возникли в высшей степени отличные друг от друга интересы в связи с

формированием коллективного имущества. Что же касается отношений с

коллективными предприятиями, то теперь имелись различные группы лиц – среди

них кадровые работники, директора, а также группы, которые вовсе не

поддерживали прямых контактов с предприятием. В итоге возник вопрос, а по

какому, собственно, принципу могут распределяться прибыли, полученные на

коллективном предприятии?

В-третьих, возникли проблемы с частными предприятиями. По мере углубления

аграрной реформы они (т.е. индивидуальные предприятия) развивались очень

быстро. В нормальных условиях здесь не должны были возникать такие же

юридические вопросы по поводу собственности, как на коллективных

предприятиях. Соотношение между правом собственности и управлением на частных

предприятиях вполне определенное. Но если частный капитал достиг

определенного уровня развития, то и здесь возникают осложнения.

К примеру, город Вэньчжоу в провинции Чжэцзян. Это репрезентативный район

развития частных предприятий, первоначально характеризовавшийся крайней

ограниченностью площадей, пригодных для возделывания, и высокой

перенаселенностью. До 1949 года занятие торговлей было здесь исторически

сложившейся традицией, и в соответствии с этим индивидуальная торговля в

традиционной форме получила в данной местности быстрое развитие. Поскольку в

основном это очень мелкие предприятия с низким уровнем технологической

оснащенности, то возник замкнутый круг: насыщение рынка, обострение

конкуренции, падение цен и рост убытков. Возникла необходимость увеличить

объем инвестиций, чтобы решить эти проблемы и добиться путем увеличения

производственной мощности экономичности за счет крупных объемов операций, а

также поднять уровень технологий. Однако капитал, накопленный частными

лицами, оказался рассеян между отдельными крестьянскими семьями, а косвенное

финансирование банками и кредитными товариществами также было ограничено.

Поэтому для обеспечения предприятий необходимыми средствами потребовалось

найти новый механизм аллокации капитала.

Б) Незавершенная реформа правовой системы отношений собственности.

Введение системы производственной ответственности и роспуск народных коммун

имели своей целью поставить крестьян в положение независимых производителей и

форсировать переход к рыночной экономике. Но, как это следует из проведенного

выше анализа, через систему производственной ответственности не была просто

восстановлена структура “частная собственность, частное управление”, которая

существовала до аграрной реформы в начале пятидесятых годов. В

сельскохозяйственном производстве и в управлении коллективными предприятиями

самая важная часть постоянного капитала – земля – по-прежнему находится в

коллективном владении, так что система собственности времен народных коммун

продолжает существовать.

С одной стороны, в районах, где сельское хозяйство еще пребывает в той фазе,

когда размеры предприятий малы (мелкотоварное производство), при

функционировании системы собственности и управления по типу “коллективная

собственность, частное управление” случаи возникновения глубоких внутренних

противоречий редки. Фактически, в большинстве деревень внимание жителей

сконцентрировалось на том, как по справедливости можно было поделить землю,

чтобы это соответствовало изменениям в населенности и обеспеченности рабочей

силой. Совершенно иное положение у части тех областей, где экономическое

развитие достигло более высокого уровня, где экономика села в сильной степени

определяется несельскохозяйственным сектором и где происходило быстрое

развитие коллективного и частного капитала. Здесь, из-за того, что

коллективные и частные права собственности не четко дифференцировались, а

правовая система реформирования не полностью соответствовала реалиям,

возникали различные трудности. Кроме того, в районах с очень быстрым

развитием частных предприятий обнаруживается, что и здесь нужна новая система

для возможного расширения частного капитала.

Эксперимент с системой акционерных товариществ

А) Возникновение системы акционерных товариществ.

После введения системы производственной ответственности была предпринята

попытка решить обострившиеся проблемы проведением системной реформы –

созданием акционерных товариществ. Первые постановления о них, которые в 1990

году приняло Министерство сельского хозяйства, определяют акционерное

товарищество следующим образом: “Речь идет о самостоятельно созданной

организации, в которой как минимум три крестьянские семьи договариваются о

том, чтобы в целях финансирования объединить в акционерной форме капитал,

предметы имущества, технику, рабочую силу. Что касается занятий ремеслом, то

руководящая роль отводится государственному плану, а управление предприятием

осуществляется на основе демократических принципов. Предприятие аккумулирует

капитал на совместной основе, руководствуясь при этом главным образом

принципом распределения по труду, дивиденды распределяются в определенной

пропорции. Это хозяйственные единицы, обладающие собственной независимой

гражданско-правовой ответственностью, деятельность которых осуществляется в

соответствии с правовыми нормами”.

В конце 1994 года к данной форме уже относились 3 миллиона предприятий. Их

доля в общей численности достигла 12-13 процентов. Кроме того, по данной

модели были созданы так называемые сельские товарищества по образованию

капитальных фондов – нуньцунь хэцзо цзинхуэй, и в 1991 году их насчитывалось

уже 1 млн. 180 тыс. – они имелись в 33% всех деревень и малых городов Китая.

Эксперимент с системой акционерных товариществ в той же мере, что и с

системой производственной ответственности, является реформой, которая была

спонтанно проведена крестьянами. Впервые акционерной товарищество было

образовано в экспериментальном порядке в 1982 году в одной из деревень

провинции Шаньдун. Здесь после роспуска народных коммун значительная часть

коллективного имущества была распределена между крестьянами.

Это вызвало следующие проблемы. Находившийся в руках крестьян значительный

капитал был раздроблен и не использовался, в то время как кооперативные

предприятия испытывали нехватку капитала. Кроме того, коллективные

предприятия владели средствами производства, ирригационными системами, они

обладали общественным влиянием и имели прочие условия для производственной

деятельности, но у них не было необходимых трудовых ресурсов и техники. С

другой стороны, крестьяне могли предоставить трудовые ресурсы и технологии,

но у них не было средств производства. По этой причине пришлось отказаться от

идеи распределять капитал коллективных предприятий между крестьянами. Вместо

этого имущество предприятий было акционировано и распределено между

крестьянами в форме акций.

В этом случае система акций была введена для того, чтобы решить проблему

нехватки капитала, рабочей силы и техники. Поскольку для введения этой

системы имелось множество разных причин, постольку система принимает самые

разные формы. Имеется также много региональных различий в способах и видах

использования этой системы.

Б) Три типа акционерных товариществ.

В системе акционерных товариществ различаются 3 типа предприятий, когда:

· Путем акционирования может быть осуществлена реорганизация

коллективного предприятия;

· Целое коллективное хозяйство, включая земельную

собственность, может быть преобразовано в акционерное товарищество;

· Имеются модели в других сферах сельского хозяйства и в

финансовой сфере.

Акционерное товарищество типа хозяйственного предприятия

В этом случае капитал коллективного предприятия оценивается и

дифференцируется по акциям, дающим право собственности на капитал, так что

определяется принадлежность акций различного вида. Если к этому времени

предприятие получает – либо из средств самого предприятия, либо извне – новый

капитал (это называется акция принадлежности), когда возникает предприятие в

форме акционерного товарищества.

В отношении прав собственности на основной капитал имеются некоторые

региональные различия, но репрезентативно могут быть выделены три различных

типа акций, а именно:

1. Коллективная акция. Это капитал, возникший за счет прямых

инвестиций коллективных хозяйственных организаций деревни и переведенный в

акции. Право собственности на него принадлежит всем членам коллектива;

2. Акция предприятия. Этот вид акций появился после введения

системы ответственности директоров. Правом собственности обладают директора и

сотрудники предприятий;

3. Акция персонала предприятия. Эта акция в индивидуальном порядке

принадлежит работающим по найму на предприятии. Хотя работающие по найму

получают право на акцию, в случае увольнения их право собственности

автоматически пропадает. Акции не могут быть заложены, переданы другому лицу

или завещаны, и не могут передаваться по наследству.

Кроме того, встречаются варианты этих трех типов на предприятиях,

образованных путем реорганизации кооперативных предприятий в рамках системы

акционерных товариществ. Так, например, существуют предприятия, которые

возникли путем объединения капитала субъектов собственности различного вида,

и, наконец, существуют товарищества, преобразованные из частных и

индивидуальных предприятий. Хотя внутренняя структура последних не имеет

существенных отличий от таковых в товариществах, образованных из коллективных

предприятий, на них более четко выражен характер “частная собственность,

частное управление”.

Общинный тип акционерного товарищества.

В акционерных товариществах второго типа акционируется все имущество и земля

коллективного предприятия и создается “общинный” тип. Разумеется, здесь

имеются и региональные различия. Обратимся к примеру поселка Хэнган, в

котором все хозяйственные единицы обычной деревни, административной деревни и

поселка были преобразованы в предпринимательские организации по системе

акционерного товарищества:

· Уровень обычной деревни. Капитал деревни оценивается в

акциях. 30 процентов обычных коллективных акций передаются во владение

администрации деревни, а остальная часть, так называемые членские акции –

бесплатно распределяются между жителями деревни. Распределение производится

на основе реестра домашних хозяйств деревни (причем мигрирование на работу в

другую местность не включается). Лица старше 16 лет получают соответственно

одну акцию, моложе 16 лет – половинную акцию. После распределения членские

акции не могут быть отданы под залог, переданы другому лицу или завещаны.

Дивиденды выплачиваются один раз в год. Их размер на каждую акцию одинаков и

определяется после всех удержаний: капиталовложения в производственные фонды,

отчисления из прибылей вышестоящим управленческим структурам, погашение

кредитов, а также 10-процентные амортизационные выплаты в социальные фонды. В

1991 году максимальная выплата дивидендов на акцию составляла 5000 юаней,

минимальная сумма достигла 200 юаней на акцию. В среднем все обычные деревни

этого округа выплачивали в виде дивидендов 500 юаней на душу населения;

· Уровень административной деревни. После оценки коллективного

капитала 50 процентов оставалось на уровне административной деревни, а другая

половина распределялась между обычными деревнями. Норма распределения

устанавливается административной деревней в зависимости от земельной площади

и численности населения обычных деревень. Итак, если на уровне обычной

деревни существуют индивидуальные собственники, то на уровне административной

деревни акционеры представлены обычными деревнями (комитетами деревень).

Более того, доля, которая выплачивается обычным деревням, должна

использоваться только на общественные нужды или составлять общественные

сбережения. Но они ни в коем случае не распределяются между частными лицами.

Кроме того, эти акции не могут быть выведены из оборота, отданы в залог или

переданы другим лицам без соответствующего решения собрания акционеров и без

одобрения администрации поселка;

· Уровень поселка. На уровне поселка создается акционерное

общество с ограниченной ответственностью. Главными акционерами этого общества

являются различные административные инстанции. Кроме того, в число акционеров

входят жители поселка, а также иностранные инвесторы, прежде всего китайского

происхождения. Здесь проводят различие между “обычными” и

“привилегированными” акциями. В первом случае владелец пользуется не только

процентами, но и дивидендами. Во втором – владелец получает только твердо

установленный процент от капитала и не имеет права на получение дивидендов.

По прошествии трех лет можно возвратить акцию и получить назад внесенный

капитал. Согласно нормативным актам 40 процентов прибыли предприятия

используется на расширение производства, столько же идет на выплату процентов

и дивидендов, а оставшиеся 20 процентов направляются в социальную сферу.

Другие формы акционерных товариществ.

В отдельных отраслях сельского хозяйства и в финансовых организациях имеются

и другие формы:

· Акционерные товарищества в сельском хозяйстве. В лесном

хозяйстве, рыболовстве, растениеводстве и сельскохозяйственной сфере услуг

имеются организации типа акционерных товариществ.

· Сельские кооперативные капитальные фонды. Что касается

случаев, в которых акционерные товарищества возникли в финансовых

организациях, речь идет о сельских кооперативных фондах капитала. Это

организации по управлению и использованию капитала, предоставленного

сельскими коллективами и членами этих коллективов. Капитал фонда

дифференцируется по твердым долям и долям, ограниченным известным сроком. В

первом случае речь идет об акционировании номинального капитала коллектива, а

также о новых отчислениях капитала крестьян. Во втором случае речь идет о

поступлениях в денежной форме, которые были получены благодаря уступке земли,

об отчислениях, произведенных вышестоящими инстанциями в поддержку данной

деревни, и о капитале, который был аккумулирован самим фондом. Капитал

используется главным образом для удовлетворения краткосрочного спроса внутри

коллектива.

Кооперативный характер предприятий в системе акционерных товариществ.

Как это следует из вышеизложенного, предприятия, организованные как

акционерные товарищества, имеют черты не только акционерных обществ. Имеются

следующие три причины, по которым они также носят характер кооперативного

предприятия.

Во-первых, были случаи, когда все члены предприятия, или соответственно

коллективной организации, владеют долей в капитале, и в различной форме

участвуют в управлении предприятием, то есть распределение производится по

труду и по участию в капитале. В этих моделях все работающие по найму владеют

всей совокупностью собственных акций предприятия (это похоже на бывшую

югославскую модель рабочего самоуправления). В другом случае у Китая имеется

своя специфика, заключающаяся в том, что кооперативное хозяйство, или местная

община организуется по принципу предпринимательской организации, когда

собственниками долей являются жители деревни (в качестве критерия

используется постоянное проживание, подтвержденное списком домашних

хозяйств).

Во-вторых, кроме индивидуального владения акциями, имеются и иные формы

собственности. Почти во всех случаях при этом вводятся так называемые

“кооперативные акции”, принадлежащие коллективу. В отличие от этих

коллективных акций имеются также случаи владения предприятием так называемыми

“долями в предприятии”, принадлежащими всей совокупности работающих по найму.

Доля коллективных и других акций в коллективном владении очень различается в

зависимости от типа предприятия. Так, с одной стороны, доля коллективных

акций может составлять более 60 процентов, в то время как на частных

предприятиях, которые были преобразованы в акционерные товарищества и при

этом приобрели коллективные акции, удельный вес которых ниже и при этом

доминируют индивидуальные акции. Совершенно независимо от количества

коллективных акций все эти предприятия относятся к типу акционерных

товариществ.

В-третьих, имеются и такие случаи, когда предприятия относятся к типу

акционерных товариществ, потому что распределение прибыли производится в

соответствии с нормативными актами правительства. Даже если в форме

предприятия почти нет отличий от акционерного общества, то факт, что

распределение прибыли производится по соответствующим правительственным

предписаниям, достаточен для признания предприятия акционерным товариществом.

Проблемы акционерных товариществ.

Важнейшая цель введения системы акционерных товариществ состоит в том, чтобы

благодаря акционированию прояснить правовые отношения собственности, которых

недостаточно для четкой дифференциации между частной и общественной сферами в

отношении коллективного хозяйства. На предприятиях, которые ввели эту

систему, руководство смогло предотвратить вмешательство номенклатуры.

Возможно, благодаря прояснению имущественных отношений такие предприятия

смогли привлекать частные инвестиции, чего прежде не удавалось добиться в

нужном объеме.

Однако ни в коей мере не удалось полностью прояснить отношения собственности.

Во-первых, почти все товарищества имеют так называемые “коллективные акции”,

принадлежащие коллективному хозяйству. На акционерных товариществах

“общинного типа” доля акций в коллективном владении превышает 60 процентов. В

этом случае права, на коллективные акции по большей части принадлежат

администрации мелких городов и деревень. Но такими способами не была

достигнута первоначальная цель – отделить права собственности от прав

управления.

Во-вторых, аналогичные трудности, когда наряду с кооперативными акциями

вводятся еще и акции предприятий. Значение этих акций состоит в том, чтобы

четко разграничить вклад предприятия и вклад кооперативного хозяйства.

Однако, отношения собственности на предприятиях все еще требуют углубленной

проработки. Пока права собственности не будут перенесены на уровень

отдельного индивида, эти проблемы не могут быть решены еще долгое время.

Проблемы системы управления на предприятии.

Что касается системы управления акционерных товариществ, то здесь имеются

некоторые особенности, отличающие эти предприятия от обычных акционерных

обществ.

Во-первых, есть особенности в отношении распределения прибыли. В акционерных

товариществах для регулирования отношений между собственным капиталом и

финансированием деятельности предприятия за счет средств, получаемых извне,

почти всегда применяется правило “гарантия процентов и распределение

дивидендов”. Это значит, что проценты по акциям выплачиваются прежде выплаты

налогов, а после этого, определенная часть прибыли распределяется в качестве

дивиденда. При этом, начисление процентов по акциям выше обычных банковских

процентов. Существование двух различных типов выплат – процентов и дивидендов

– означает, что речь идет о выгодной для собственника форме акции.

Во-вторых, акционерные товарищества обязаны не выплачивать часть прибыли,

оставшейся после вычета налогов, отдельным лицам, а оставлять эти средства

для коллективного накопления. Это выдает кооперативный характер предприятия.

Аналогичным образом, как и в случае с акциями предприятия, подобная концепция

коллективного капитала, который не может быть распределен между работниками,

препятствует выяснению юридических отношений собственности на предприятии.

В-третьих, существуют проблемы равенства акций при распределении прибыли.

Например, коллективные акции, которые имеют общественный характер, отличаются

от индивидуальных акций, и они связаны с правом получения дивидендов. Кроме

того, среди индивидуальных акций есть такие, которые, хотя и приносят

проценты, но не дают право на получение дивидендов, так что их следует

отличать от приносящих и проценты, и дивиденды.

В-четвертых, существуют проблемы с системой управления на предприятиях.

Формально на предприятии высший орган, принимающий решения – это собрание

акционеров, которое выбирает правление. Однако фактически сохраняется старая

форма управления предприятием. Например, владельцы коллективных акций,

которые являются членами Правления, в действительности назначаются местным

руководством и сохраняется лишь видимость того, что они выбраны формально

уполномоченным на это собранием акционеров.

В-пятых, имеются ограничения прав заклада, передачи и наследования акций. В

полноценных в правовом отношении акционерных обществах недопустимо изымать

капитал. Но акции могут быть проданы и переданы. Эта ситуация обеспечивает

стабильность капитала предприятия и соответственно создает стабильные

рамочные условия для менеджмента.

Выводы в связи с реформой системы собственности.

По мнению экономистов, система акционерных товариществ имеет две различные,

противоречащие друг другу стороны.

Одна из них состоит в том, что была создана институциональная основа для

ускорения перехода к рыночной экономике. Поскольку не было четкой

дифференциации между коллективным и частным имуществом, для решения

возникающих в этой связи вопросов могла быть проведена реформа собственности,

а именно в форме акционирования.

С другой стороны, второй аспект состоит в том, что сохраняется общинный

характер предприятия. Ограничены права передавать, закладывать и наследовать

акции. Существуют коллективные акции различного вида. Распределение прибыли

производится согласно постановлениям правительства.

Введение системы акционерных товариществ является важным итогом в направлении

ускорения перехода к рыночной экономике, но не в коей мере нельзя утверждать,

то при этом идет речь о полностью нормализованной форме акционерного

общества.

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.