РУБРИКИ

Диплом: Формирование и развитие оптового продовольственного рынка в республике Мордовия

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Формирование и развитие оптового продовольственного рынка в республике Мордовия

Диплом: Формирование и развитие оптового продовольственного рынка в республике Мордовия

Мордовский государственный университет им.Н.П.Огарева

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров

Факультет экономики и права

Утверждаю

Декан к.э.н., доцент

________________ А.Е. Гридин

“___”____________1999г.

В Ы П У С К Н А Я Р А Б О Т А

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОПТОВОГО

ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Автор выпускной работы _______________________________________В.М.ПЕТРЯЕВ

Обозначение дипломной работы: ДР - 2069965 - 17 - 99

Специальность Менеджмент

Руководитель работы____________________ст. преподаватель О.Г. АРАНОВИЧ

Нормоконтролер ___________________ст. преподаватель О.Г. АРАНОВИЧ

Рецензент__________________________________к.э.н., доцент О.Ю. ЯКИМОВА

Саранск 1999

РЕФЕРАТ

Выпускная работа содержит 72 страницы, рисунок, таблицу, приложений,

источников литературы.

ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ: оптовый продовольственный рынок, оптовая торговля,

розничная торговля, продавец, покупатель, инфраструктура оптового рынка,

договор купли-продажи.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: оптовый продовольственный рынок Республики Мордовия.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: разработка методических и организационно-экономических аспектов

формирования и развития оптовых продовольственных рынков в Республике

Мордовия.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: обобщение отечественного и зарубежного опыта работы

оптовых продовольственных рынков, научная абстракция, анализ и синтез,

группировки, сравнения и др.

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: разработаны основные пути развития оптового

продовольственного рынка Республики Мордовия.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: в деятельности региональных оптовых продовольственных

рынков.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение

1. Оптовые рынки как элемент рыночной инфраструктуры

1.1.Внедрение

рыночных отношений в систему распределения

продуктов питания

1.2. Оптовые рынки, зарубежный опыт их создания и функционирования 2.

Формирование и развитие оптового продовольственного

рынка в

Республике Мордовия

2.1. Обоснование необходимости формирования оптового

продовольственного рынка в регионе. Анализ деятельности

Мордовоптторга

2.2.Формирование элементов инфраструктуры ОПР

2.3. Создание конкурентной среды на оптовом продовольственном рынке и другие

первостепенные задачи

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Потребительский рынок страны в настоящее время развивается в направлении

стремительного расширения торгового сектора экономики. Если в 1990 году на

его долю приходилось 4,6 % объема валового внутреннего продукта, то в 1997

году уже 15,8 %.

В результате перехода к открытой рыночной экономике большинство предприятий

торговой отрасли стали самостоятельными субъектами рыночных отношений. При

этом они сменили формы собственности и хозяйствования.

Сделано немало, но утверждать, что мы живем в условиях “цивилизованного

рынка”, пока рано. Потребительский рынок еще далек от идеала. Положение в

области распределения продуктов питания и снабжения ими городов и областей

России остается по-прежнему хаотичным. Прежние структуры не были своевременно

и в достаточной мере замещены более адекватными рыночными, прежде всего в

оптовом звене торговли. Появление многочисленных неорганизованных посредников

привело к неоправданному завышению цен, определенной монополизации сегментов

рынка, сложностям сбыта продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями

и предприятиями пищевого комплекса.

Структурно организованная система распределения продовольствия, как это имеет

место в развитых странах, у нас не сложилась. В стране не выработан

эффективный механизм государственной поддержки сельскохозяйственных

производителей, государственного регулирования цен не продовольствие, в т. ч.

на скоропортящуюся продукцию.

Произошел резкий спад сельскохозяйственного производства, а также в смежных с

ним отраслях, и в конечном счете - снижение уровня потребления продуктов

питания на душу населения. До 1991 г. Россия являлась одной из ведущих стран

мира по производству и потреблению продовольственных товаров на душу

населения, находясь на 7 -м месте в мире. В 1996 г. она опустилась на 42 -е

место. Покупательская способность населения в 1998 году снизилась по

сравнению с 1997 годом на 15 %.

Псевдодемократические настроения к началу либерализации экономики в клочья

разнесли худо-бедно действовавшую систему государственного контроля за

производством и торговлей продуктами питания, оставили внутренний рынок

страны фактически беззащитным перед лицом внешней продуктовой экспансии.

Четко прослеживается тенденция роста количества ввозимых в Россию

недоброкачественных продовольственных товаров.

Импорт низкокачественных продуктов питания дорого обходится России. Сегодня в

структуре питания населения объем импортной продукции достиг небывалого

уровня за всю историю России - почти 50%.

Мы ушли от дефицита, а пришли к мнимому “изобилию”, дороговизне, слабому, а

порой и полностью отсутствующему контролю за качеством продукции, низкой

культуре торговли. Все это пагубно отражается на здоровье населения, его

генофонде.

Закупая низкосортные товары, Россия поддерживает зарубежных производителей,

косвенно кредитует их программы социального обеспечения, науку и образование.

Расплачиваемся мы невосполнимыми природными богатствами России, здоровьем

населения.

Но кроме того, ввоз продовольственных товаров, часто “второй свежести”, а

потому очень дешевых, подрывает интересы добросовестных отечественных

производителей, проигрывающих эту неравную конкурентную борьбу.

В здоровой экономике конкуренция с иностранными производителями является

стимулом для развития собственного производства, у нас это приводит к его

сокращению.

Политика, делающая ставку на импорт продовольствия, не может долго

сохраняться, ибо она может привести к разрушению производственного и

человеческого потенциалов в аграрном секторе, потере национальной

продовольственной безопасности и серьезным социальным катаклизмам.

Иными словами, ситуация на продовольственном рынке страны сложна и требует

неординарных подходов и решений, способных обеспечить в кратчайший период

выход отечественного агробизнеса из кризиса.

В командно-административной экономике всегда остро стоял вопрос не только

роста сельскохозяйственного производства, но и доведения продукции в

необходимых объемах, ассортименте и качестве до конечного потребителя. Как

известно, по причине слабого развития надлежащих транспортных коммуникаций,

отсутствия современных, высокотехнологических складских помещений, тарного

хозяйства и упаковочных предприятий на стол горожанина не попадало до 25%

продукции, производимой на селе. К этому следует добавить неблагоприятное

финансовое положение, неразвитость рыночных систем сбыта продукции,

технологическую отсталость большинства пищевых и перерабатывающих

предприятий. Груз не решенных в прошлом проблем сохранился и требует

адекватного рыночной ситуации решения. Сегодня ясно, что проблема

продовольствия имеет не только производственный, но и явно выраженный

инфраструктурный аспект.

Целью дипломной работы является разработка методической и организационно-

экономических аспектов формирования и развития оптовых продовольственных

рынков в Республике Мордовия.

Исходя из данной цели были поставлены следующие задачи:

- изучение теоретических основ формирования оптовых

продовольственных рынков (ОПР);

- исследование зарубежного опыта по интересующей проблеме;

- обоснование формирования ОПР в Республике Мордовия;

- разработка оптимальной инфраструктуры ОПР;

- основание необходимости маркетинговых исследований в

деятельности оптовых продовольственных рынков.

Теоретическую и методологическую основу работы составили труды ведущих

отечественных и зарубежных экономистов, раскрывающих закономерности развития

рыночной экономики, необходимость внедрения рыночных отношений в систему

распределения продуктов питания; нормативно-правовые акты по исследуемой

проблеме.

1. ОПТОВЫЕ РЫНКИ КАК ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОЙ

ИНФРАСТРУКТУРЫ

1.1.Внедрение рыночных отношений в систему распределения

продуктов

питания

Для активного экономического взаимодействия названных субъектов необходимо

создать материальные предпосылки в виде товаропроизводящих сетей, позволяющих

быстро продвигать продукт от производителя к потребителю с наименьшими

потерями количества и качества.

В настоящее время устойчивых, стабильных связей в продовольственной цепочке

между производителями, оптовиками и розничными торговцами не существует, они

носят бессистемный, эпизодический характер. Оптовая торговля превратилась в

“челночный” бизнес и является самым уязвимым звеном в этой цепи.

Структурная реорганизация оптового звена должна разрабатываться с учетом

необходимости углубления наметившейся в последние годы дифференциации оптовых

структур, обслуживающих различные категории потребителей.

Опыт стран активной рыночной ориентации показывает, что следуя требованиям

товаропроизводителя, структура оптового звена развивается на основе выделения

в его составе специализирующихся на оптовой торговле предприятий, которые

осуществляют полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права

собственности на товар к оптовому звену. Среди них могут быть оптовики, как

специализирующиеся на отдельных группах товаров, так и универсальные. Они

могут представлять широкий набор оптовых услуг или быть ориентированы на

специфические методы работы по обслуживанию клиентов.

В советский период оптовая посредническая организация являлась лишним звеном,

и в развитии оптовой торговли ставилась задача “... выдвижение на первый план

производителей, реализующих самостоятельно продукцию на основе прямых

безлимитных заказов”. Сбыт продукции и время прохождения товара от

производителя до потребителя стоял на втором месте. “Экономически и

организационно неоправданно и практически невозможно при массовых операциях в

порядке оптовой торговли положить в основу коммерческой деятельности

снабженческо-сбытовых организаций принцип немедленного исполнения сделок

купли-продажи” . Отмеченная тенденция еще наблюдается в отдельных отраслях

российской экономики, однако при этом констатируется возрастание другой

тенденции.

Она отражает общие особенности развития оптовой торговли в мировой

коммерческой практике:

- наличие различных каналов продаж товара при осуществлении оптовой торговли

( как прямых: производитель - потребитель, так и через оптовых торговых

посредников при общем возрастании роли последних);

- стремление сократить разрыв во времени между заключением договора оптовой

купли-продажи и его исполнением;

- расширение функций вспомогательных участников оптовой торговли и видов

правовых средств, с помощью которых возможно оформление торговых отношений.

Ниже на рисунке приведены возможные связи по совершению продаж между

организациями на рынке потребительских товаров.

производитель опттовый оптовый розничный

потребитель

агент продавец продавец

производителя

На рисунке видно, что функции оптовой торговли могут исполнять:

- производитель, когда продает свою продукцию напрямую потребителю, например,

при получении заказа почтой или при продажи товара через магазины и склады,

принадлежащие производителю;

- розничный продавец, когда представляет из себя достаточно крупную в

торговле единицу, например, супермаркет;

- оптовый продавец с большим ассортиментом товаров, когда речь идет о мелких

розничных торговцах;

- оптовый агент (дистрибьютер), который часто имеет свои собственные

складские мощности и сам выходит на розничный рынок.

Количество оптовых посредников, в дальнейшем оптовиков, обусловлено

следующими факторами:

1. Сложностью товара (бытовая техника, автомобили и т.п.). в

этом случае объективно присутствие посредника, который берет на себя

обязательства по после продажному обслуживанию товара.

2. Простота товар предполагает большее число уровней в схеме

распределения.

3. Разница между оптовой и розничной ценой. Чем больше эта

разница, тем большее количество оптовиков присутствуют на рынке.

Базисное правило заключается в том, что оптовики используются, когда они

будут наиболее эффективны и выгодны как для производителя, так и для

потребителя. Выделяются следующие формы деятельности оптовиков:

1. Оптовики имеют возможность осуществлять закупку и продажу небольших

партий товара. Такая способность особенно привлекательна для малых

производителей, ибо они не всегда могут иметь собственную достаточно мощную

сеть распределения, а также для производителей, которые с большей готовностью

намерены вложить средства в развитие производственных, а не торговых

мощностей. Даже производители, обладающие некоторыми возможностями по

осуществлению собственных торговых операций, часто заинтересованы в

использовании оптовиков там, где плотность населения весьма низка, или где

объем продаж достаточно низок для того, чтобы в должной мере оплатить услуги

своего торгового агента.

2. Оптовик обычно закупает товар у многих производителей и может предложить

широкий ассортимент товаров и услуг, избавляя тем самым потребителя от

необходимости обращаться к услугам различных производителей.

3. Оптовик обычно закупает товар у производителей в больших количествах с

отгрузкой контейнерными партиями с соответствующими скидками в цене (они

могут существенно зависеть от объема и стоимости отгруженной продукции, формы

и сроков оплаты и т.д.). Следовательно, цена за единицу товара в небольших

партиях у оптовика часто ниже, чем отпускная цена у производителя (т.к. на

небольшие партии скидки в цене не предусмотрены).

4. Имея большие складские площади, необходимое складское оборудование,

квалифицированные кадры, оптовик сокращает расходы и снижает риски, связанные

с хранением. Оптовые фирмы, заявляя о закупке товаров, принимают на себя

риски производителей, фермеров и розничных торговцев. В этом случае расходы,

связанные с возможными пропажами, кражами, порчей и повреждениями товаров,

переходят на оптовиков.

5. Оптовик, закупая товар большими партиями сокращает собственные

транспортно-экспедиционные расходы на единицу продукции и затраты

производителя, связанные с отгрузкой и транспортировкой большого количества

мелких партий товара.

6. Оптовик часто занимается: упаковкой товара (например, сельхозпродукции),

тарой (например, операции, связанные со стеклопосудой, поставляемые на

ликеро-водочные и пивные заводы); утилизация отходов и т.д.

7. Оптовик часто обеспечивает финансирование как потребителей, так и

поставщиков. Он предоставляет кредиты и льготные условия платежа для своих

клиентов, а также финансирует их путем авансовых платежей.

8. Оптовик занимается маркетинговыми исследованиями, тем самым обеспечивает

производителя информацией о потенциальных конкурентах, их намерениях, новых

товарах, об изменениях цен и в целом конкурентоспособности товаров, а также

о ситуации, сложившейся на рынке продовольственных товаров.

9. Оптовик часто принимает на себя расходы, связанные с поездками торговых

агентов, помощи в организации выставочного сервиса и рекламы. Содействуют

решению вопросов по учету и анализу деятельности и организации контроля за

складскими операциями для своих партнеров по розничной торговле. Они зачастую

организуют также учебу персонала и различные виды технической помощи для

своих поставщиков.

На основании вышеизложенного следует сделать вывод о том, что оптово-

посреднические организации необходимы. Перспективы развития рыночной

экономики во многом определяют возросшую роль мощного организационного

посредника, в том числе в системе распределения продуктов питания. В какой же

форме должна осуществляться оптово-посредническая деятельность. Возможен

следующий вариант - в форме оптово-розничных мелкооптовых рынков. Однако,

все они практически являются предприятиями розничной торговли. Глубокий

самообман, что на оптово-розничных рынках мы покупаем товары по низким ,

оптовым ценам. Напротив, покупаем по самым настоящим розничным ценам, по

сравнению с ценами в стационарных магазинах. В данной ситуации, низкая цена

объясняется тем, что:

- не предусмотрена плата за коммунальные услуги;

- отсутствуют затраты, связанные с приобретением и

обслуживанием холодильного оборудования и складских помещений, с проведением

жесткого контроля в части происхождения продукции и ее качества (стационарные

предприятия в этой статье несут большие затраты);

- возможно скрыть реальные доходы от реализации товара

(большая часть товара поставляется контрабандным путем).

Спрос на продукцию, реализуемую на оптовых розничных рынках достаточно высок,

несмотря на то, что товар может быть не всегда качественным или с истекшим

сроком реализации, в связи с низким покупательской способностью населения.

По своей сути эти рынки напоминают продовольственные ярмарки из недавнего

прошлого, где цены, как правило, были чуть ниже магазинных. В развитых

странах эту нишу заполнили гигантские супермаркеты, преимуществами которых

являются большие объемы товарооборота, широкий ассортимент,

комфортабельность, дополнительные услуги и гарантия качества продаваемых

товаров.

О криминальных особенностях оптово-розничных рынков говорил на одном из

заседаний московского правительства Ю.М. Лужков. По его словам, они наносят

вред не только москвичам, но всей экономике. Бюджет не получает десятки

миллиардов рублей налогов, разрушается система розничной торговли, обираются

и травятся люди.

Также ясно, что оптово-розничные рынки не являются и не могут являться

оптовым звеном в канале товародвижения между производителем и потребителем в

силу отсутствия того спектра услуг, и той инфраструктуры, которая нужна

потребителю.

Сейчас, как никогда, необходимо развитие рыночной инфраструктуры, и прежде

всего создание оптовых продовольственных рынков (ОПР). Именно организованные

ОПР в максимальной степени отвечают уровню и характеру развития

производственных сил в аграрно-промышленном комплексе и в смежных с ним

отраслях.

Более совершенные оптовые рыночные структуры, известные из сегодняшней

зарубежной практики, реализовать сейчас в России не представляется возможным.

Оптовый продовольственный рынок - это коммерческое предприятие,

осуществляющее организацию проведения операций по купле-продаже

продовольствия в определенных местах и по установленным правилам. Они

представляют собой огромные базы, где товаропроизводители, фермеры и

оптовики напрямую торгуют продуктами питания с предпринимателями сферы

переработки, розничной торговли, общественного питания и другими.

Оптовый продовольственный рынок как юридическое лицо куплей-продажей не

занимается, его задача - предоставить свою инфраструктуру для обеспечения

товародвижения до конечного потребителя.

Положительными моментами для покупателя на ОПР являются:

- широкий ассортимент продуктов питания, который сосредоточен

на одном ОПР упрощает процесс покупки;

- все продукты питания сертифицированы, стандартизированы и

упакованы;

- покупателю предоставляется широкий спектр услуг,

обеспечиваемый инфраструктурой рынка.

Положительным моментом для оптового продавца является то, что место

складирования и место реализации товара совпадают, т.е. оптовик может

воспользоваться всей инфраструктурой рынка, а следовательно сократить

издержки на транспортировку, складирование, предпродажную обработку, тару,

упаковку и т.д.

Цель создания оптовых продовольственных рынков - надежное, стабильное,

круглогодичное снабжение населения городов качественной, сертифицированной

скоропортящейся продукцией в широком ассортименте и по доступным ценам.

Эта цель становится осуществимой благодаря появлению в канале товародвижения

оптового продовольственного рынка, упорядочивающего взаимоотношения по всей

технологической цепочке: производитель - оптовик - розничный торговец.

Сегодня же взаимоотношения между названными субъектами хозяйствования

принимают самые различные варианты. Скажем, производитель либо сам продает,

либо через оптовика, либо выходит непосредственно на магазины, предприятия

общественного питания, причем отношения с ними, как правило, на

долговременной основе не строятся.

Появление в канале товародвижения оптового продовольственного рынка вносит

системность и планомерность в отношения между субъектами, поскольку есть

специально обустроенное место, где могут ежедневно встретиться продавец и

покупатель и осуществить акт купли-продажи по определенным правилам. В

соответствии с Правилами торговли на оптовом рынке оптовик обязан продавать

продукцию не менее некоторого объема, в широком ассортименте,

сертифицированную, стандартизированную и упакованную. Все эти требования

оптовик, в свою очередь, предъявляет к производителю. Выступая инструментом

устойчивых, долговременных связей между участниками канала товародвижения и

предъявляя к ним свои “правила игры”, оптовый рынок формирует упорядоченную

систему распределения продовольствия на основе действия рыночных механизмов

саморегуляции: спроса и предложения, конкуренции, цены. Формирование подобной

устойчивой системы отношений между названными субъектами объективно

ориентирует их в своей деятельности на единый конечный результат -

удовлетворение потребностей населения в качественной продукции по доступным

ценам.

Россия находится в начале этого эволюционного процесса. Многие элементы

инфраструктуры оптовой торговли находятся еще в стадии становления – система

компъютерно-маркетиноговой информации, таро-упаковочная индустрия, биржевая

торговля, фьючерсная контрактная система и др. Вместе с тем, в стране есть

инфраструктура оптовой торговли, которая хотя и не отвечает новым задачам и

требованиям, однако должна быть использована.

Задача создания оптовых рынков должна быть приоритетной как на региональном,

так и на федеральном уровнях. Совершенно очевидно, что осуществление этого

процесса на территории России не должно происходить стихийно. Законодательное

оформление организации ОПР в России оставляет желать лучшего. Закон «Об

оптовых продовольственных рынках» и Федеральная Программа их развития на 1998

– 2005 гг. все еще находится в стадии разработки.

Тем не менее, по инициативе областных администраций крупных городов были

приняты существенные меры по созданию законодательной и нормативной базы

региональных и межрегиональных ОПР. Наиболее последовательными в этой

деятельности были областные и городские администрации городов: Волгоград,

Кемерово, Рязань, Тула, Новокузнецк, Москва, Астрахань. По данным

Минсельхозпрода, в 1997 г. деятельность ОПР в ряде городов России

характеризуется показателями, представленными в табл. 1.1.

В Волгоградской области был создан первый межрегиональный ОПР, который был

определен как базовый, т.е. ВОПР выполняет функции учебного центра по

обучению и стажировке специалистов.

Главной задачей ВОПР, именно как базового, является выполнение роли полигона

для обкатки новой модели поведения и взаимодействия всех субъектов ОПР при

движении продовольственных потоков от товаропроизводителей до потребителей, а

также отработка на нем технологической и организационно моделей будущей сети

оптовых рынков России.

Таблица 1.1

Основные показатели оптовых продовольственных рынков в 1997 г.

ГородаАссортимент, реализуемых товаровЕжемесячный товарооборот, млрд. руб.Число оптовиков, един.Годовые платежи в бюджет, млрд. руб.Снижение цен в розничной торговле, %
Волгоград20008012312,020,0
Кемерово1300521504,810,0
Тула150023763,015,0
Рязань25022653,030,0
Новокузнецк80022702,010,0

В соответствии с утвержденной программой стабилизации развития

агропромышленного производства в Российской Федерации до 2000 г. предстоит

ввести в действие 28 оптовых продовольственных рынков, а в дальнейшем создать

их во всех крупных средних городах и промышленных центрах страны.

Таким образов, формирование системы ОПР должно происходить в три этапа:

На первом этапе создаются универсальные и специализированные рынки

межрегионального уровня. В эти рыки предусматривается вовлечь крупные

промышленные города страны. Данный наименее короткий, однако его значение

очень высоко.

Второй этап. Относительно растянут по времени; активно создаются рынки в

средних городах, а также в районных центрах регионов.

Третий этап является заключительным. Система продолжает незначительно

дополнятся новыми рынками, качественно совершенствоваться, развиваться и

активно интегрироваться в мировые хозяйственные связи, прежде всего через

ОПР.

1.2. Оптовые рынки, зарубежный опыт их создания

и функционирования

Мировой опыт показывает, что создание ОПР - это лишь первый и необходимый

этап перестройки каналов товародвижения. Дальнейшее их развитие идет в

направлении углубления специализации и укрепления ОПР.

Наряду с ОПР, продолжают действовать товарные биржи, оптовые ярмарки-

выставки на федеральном межрегиональном, региональном уровнях. Одновременно

формируются каналы прямых поставок продовольствия в систему розничной

торговли (супермаркеты), минуя оптовые рыночные системы (США, Западная

Европа). Ранее созданные ОПР обрастают хранилищами и превращаются в

продовольственные центры, которые являются главным звеном централизованной

системы распределения продовольствия.

Все это обеспечивает конкуренцию и выбор каналов товародвижения. В этих

условиях, естественно, ОПР могут обеспечить лишь часть оптового оборота

продуктов питания.

Например, в целом во Франции, доля ОПР в оптовом обороте овощей и фруктов

составляет до 50% всего продовольственного оборота страны, а в Париже доля

самого крупного европейского ОПР Рюнжи (занимает 220 гектаров) - 60% всего

продовольственного оборота города. Ежегодный товарооборот Парижского Рюнжи

достигает 9 млрд. долларов.

В Японии же доля продовольствия, реализуемого через ОПР, составляет 75%, а

рыбы и морепродуктов - 85%. Парламентом Японии принят закон, обязывающий

местные органы власти за счет собственных средств во всех городах с

численностью населения более 200 тысяч человек создавать ОПР.

В целом, формирование и развитие ОПР в мире проходило двумя путями.

Первый вариант - когда строительство и создание системы ОПР происходит при

финансовой поддержке государства. В этом случае государство за счет

собственных ресурсов вводит в эксплуатацию первый оптовый рынок и

осуществляет интенсивное развитие всей системы. Яркий пример этого пути -

государственное предприятие “Меркаса” (Испания), включающее в себя сеть ОПР (

более 20 рынков по всей стране, снабжающие не только многомиллионное

население Испании, но и экспортирующие продовольствие во все уголки земного

шара).

Второй вариант - привлечение средств для создания ОПР как государства, так и

заинтересованных субъектов оптовых рынков. Примером этого является создание

Мюнхенского оптового рынка.

Опыт западных стран свидетельствует о том, что особенно активно интерес к

созданию оптовых рынков проявлялся местными властями, заинтересованными в

улучшении жизни горожан за счет упорядочения поступления в торговлю в широком

ассортименте скоропортящейся сельскохозяйственной продукции под единым

гарантированным контролем качества.

Кроме названных аргументов, есть еще и другие, побуждающие муниципалитеты к

активному финансированию строительства новых оптовых организованных

продовольственных рынков. Обычно неорганизованные оптовые рынки

обосновывались в центральных частях таких крупных городов, как Токио, Мюнхен,

Мадрид, Париж, и т.д. То же самое происходит в настоящее время в России.

Интенсификация оптовой торговли сделала эти неприспособленные к крупным

товарным потокам рынки источниками возникновения городских дисгармоний в

транспортном, санитарно-эпидемиологическом, социальном, экологическом и

финансовом развитии территории. Решение национальных и муниципальных властей

о строительстве просторных загородных оптовых продовольственных рынков с

предоставлением его участникам всего спектра услуг, необходимых для

функционирования стройной системы распределения скоропортящейся продукции,

легализованной в санитарном, налоговом, информационном спектре, вызвало

неоднозначную реакцию у всех субъектов оптового продовольственного рынка.

Существующий “черный рынок” по-разному сдавал свои позиции, но победа новой

системы организации была поддержана здоровой частью общества, и этим был

обеспечен успех проведения крупных экономических реформ в области АПК и

развития цивилизованной рыночной инфраструктуры в 34 странах мира, где

оптовые продовольственные рынки заняли ключевые позиции в распределении

продовольствия.

Передислокация оптовых рынков за город позволила муниципалитетам разгрузить

центр города и тем самым получить землю и недвижимость в престижных районах

для оптимального их использования с целью пополнения бюджета.

С другой стороны, современная транспортная развязка новых рынков позволила

интенсифицировать потоки транспорта на рынок и с рынка, модернизируя при этом

погрузочно-разгрузочные работы. Разместившаяся на оптовом рынке

инфраструктура (банки, общепит, страховые компании, магазины) стала мощно

развиваться, решая при этом не только сервисную проблему для участников

рынка, но и социальную как источник формирования дополнительных рабочих мест.

Так, во Франции за счет открытия оптовых рынков получили работу 25 тысяч

человек.

Для муниципалитетов на новом оптовом рынке более эффективно решается

экологический аспект, причем не столько с точки зрения разгрузки центра

города от грязи и выхлопных газов, сколько в появившейся возможности

централизованного решения проблемы утилизации отходов и контроля за этим

процессом.

Существенным фактором, стимулирующим интенсивное развитие современных

оптовых рынков, стала легализация товарных и финансовых потоков и, как

следствие, получение дополнительных налоговых поступлений как в

муниципальную, так и в национальную казну.

Таким образом, решился один из важнейших вопросов власти - это упорядочение

сбора налогов и, соответственно, увеличение налогооблагаемой базы. Рост

налоговых поступлений означал, что средства, вложенные в создание новых

оптовых продовольственных рынков, быстро окупались.

Говоря о развитии оптовых рынков, необходимо сказать, что многие

представители малого и среднего бизнеса недооценивали роль оптовых рынков как

единственного способа выживания малой и средней торговли в конкуренции с

супермаркетами.

Однако именно оптовые рынки, генерируя конкуренцию между супермаркетами и

небольшими магазинами, спасают последние от разорения в результате неравной

конкуренции с монстрами современной торговли. Примером такой борьбы могут

служить США, Испания, ФРГ. Принизить роль оптовых рынков в этих процессах

нельзя, так как они создали условия для сохранения многообразия различных

форм розничной торговли, что в свою очередь внесло гармонию между

технологичностью быстрого обслуживания в супермаркете, с одной стороны, и

традиционной европейской культурой индивидуального обслуживания в небольших

магазинах - с другой.

Существенная роль оптового рынка проявилась в унификации упаковки, ее

стандартизации, а значит, и в возможности большей интеграции всего комплекса

услуг оптовых рынков между странами, привнося упорядочение не только в

национальную продовольственную систему, но и в межгосударственную

экономическую интеграцию продовольственных рынков.

Важнейшую роль оптовые рынки стали выполнять как инструмент воздействия на

здоровье общества. Особенно ярко это происходит в США и Австралии. В свете

последних достижений медицины в области рационального, сбалансированного

питания - приоритетности потребления овоще-фруктовой группы товаров, а также

рыбы и морепродуктов - государство использовало информационный потенциал

оптового рынка для формирования качественного нового покупательского спроса

на полезную для здоровья продукцию. Именно оптовые рынки стали финансировать

за счет своих доходов крупномасштабную рекламу здорового питания. Так,

Сиднейский оптовый продовольственный рынок тратит ежегодно до 90% от своего

дохода на рекламу овощей, фруктов, цветов, а это оценивается миллионами

долларов США.

Классификация оптовых рынков является достаточно условной, поэтому в

большинстве стран оптовый рынок рекламируют как инструмент распределения

продовольствия и в большей степени скоропортящейся продукции: мясо, овощи,

фрукты, рыба и морепродукты, цветы. Бакалейные товары представлены как

сопутствующие, и местонахождение их в поливалентных павильонах обусловлено

удобством потребителя получить все в одном месте и в одно время.

Следует подчеркнуть, что основная программа оптового рынка - это

скоропортящаяся продукция. Почему же именно эта группа продукции наиболее

важна и почему именно ей придается особое значение в продовольственной

политике любого государства?

Здесь следует назвать три основные причины.

Первая. Скоропортящаяся продукция входит в ежедневный рацион питания

населения, поэтому государство заботится о создании условий для ее поставки

в розничную сеть, причем с соблюдением качества, безопасности, ассортимента

и по доступным ценам. А это в свою очередь непосредственно влияет на здоровье

населения, на качество его жизни и социальную стабильность в обществе.

Вторая. Поскольку скоропортящаяся продукция - это ежедневно потребляемая

пища, то поставки ее на прилавок необходимо осуществлять бесперебойно,

следовательно, основная ее доля должна производиться в собственной стране.

Продовольственная зависимость по этой группе продовольствия чревата

серьезными социальными последствиями. Понимая это, ни одно здравомыслящее

правительство не позволит предать забвению решение продовольственного

вопроса.

Третья. Создание организованных оптовых продовольственных рынков необходимо

рассматривать как товаропроводящий механизм гарантированного сбыта продукции

отечественных товаропроизводителей, т.е. тем самым происходит их

государственная поддержка.

Исторический опыт большинства зарубежных стран показал, что сегодня самой

приемлемой и оптимальной системой распределения скоропортящейся продукции

является та, в которой ключевым звеном выступает оптовый продовольственный

рынок. Поэтому не случайно правительство этих стран активно и многогранно

участвует в создании оптовых продовольственных рынков: начиная от

крупномасштабного финансирования и кончая принятием законов и нормативных

актов, стимулирующих их эффективное функционирование и развитие.

2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОПТОВОГО

ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА В

РЕПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

2.1. Обоснование необходимости формирования оптового

продовольственного рынка в регионе. Анализ деятельности

Мордовоптторга

Задача создания оптовых рынков должна быть приоритетной как на региональном,

так и на федеральном уровнях. И совершенно очевидно, что осуществление этого

процесса на территории России не должно происходить стихийно..

Анализ общей ситуации на рынке бакалейных, плодоовощных, рыбных, мясных

товаров в Мордовии за последние три года показывает, что в целом их

товарооборот и уровень товарных запасов резко сократился.

Старые оптово-посреднические структуры ( хоть и стали называться по- новому),

как продовольственного так и промышленного направления переживают глубокий

кризис.

Эти структуры оптовой торговли постепенно выбыли из сложившейся цепочки

товародвижения, и потери АО”Хозторг”, “Культторг”, “Галантерея” своего

имущественного комплекса вряд ли дестабилизируют систему товародвижения

Мордовии, скорее будут полезны для достижения ниженазванных целей.

Создание в Мордовии республиканского оптового продовольственного рынка позволит:

- скоординировать и сконцентрировать в одном месте предложение плодоовощной,

бакалейной, мясной, рыбной и некоторой другой продукции поставщиков Мордовии

и близлежащих регионов;

- предоставить всем поставщикам этой продукции возможность устойчивого выхода

на конкурентный рынок;

- повлиять на формирование реальной рыночной цены на реализуемую продукцию;

- за счет создания цивилизованной конкурентной среды на оптовом рынке

ускорить и упростить финансовые расчеты и весь процесс товародвижения на

основе создания высокотехнологичной системы организации товарных, финансовых

и информационных потоков;

- поддержать отечественных производителей за счет создания упорядоченной

системы сбыта продукции через оптовиков на ОПР и налаживания обратной связи

от конечного потребителя до производителя;

- обеспечить цивилизованный контроль государства за безопасным распределением

продуктов питания, исключить доступ на внутренний рынок продукции, опасной

для здоровья населения;

- поддержать предприятия розничной торговли и общественного питания в части

минимизации их издержек, связанных с закупкой продовольствия в широком

ассортименте;

- легализовать все товарные потоки оптового и розничного звена, поступающие в

розничную продовольственную сеть и общественное питание, тем самым

значительно пополнить бюджеты всех уровней;

- создать дополнительные рабочие места.

Изложенное позволяет прогнозировать, что “Мордовоптторг” в серьезной мере

будет ориентироваться на региональные потребности, на местных

товаропроизводителей и местных оптовых покупателей.

В республике наметился большой и всевозрастающий спрос на услуги ОПР со

стороны оптовых продавцов, оптовых покупателей и других субъектов

цивилизованных рыночных отношений.

В постановлении № 542 определено, что “Мордовоптторг” будет создан на базе

имущественного комплекса открытых акционерных обществ “Хозторг”, “Культторг”,

“Галантерея” в районе Северной пром. зоны г.Саранска. Поручено Фонду

имущества Республики Мордовия выступить от имени Правительства Республики

Мордовия учредителем “Мордовоптторга”, рекомендовано администрации г.

Саранска принять участие в создании “Мордовоптторга”.

Постановление от 06.02.98г. № 38 Правительство Республики Мордовия (см.

приложение № 17) конкретизирует долю в уставном капитале в размере 1,5 млн.

рулей.

Была создана рабочая группа, разработан план мероприятий по созданию ОАО

“Мордовоптторг.

Определен состав учредителей ( см. приложение № 19), проведено Учредительное

собрание по созданию ОАО “Мордовоптторг”, подготовлены и зарегистрированы

учредительные документы ОАО ”Мордовоптторг”.

При выборе имущественного комплекса АО ”Хозторг”, “Культторг”, “Галантерея”

организаторы рынка исходили из следующих критериев:

- объект находится вне города, это положительный момент, т.к.

большое скопление машин приведет к загазованности, к загрязнению окружающей

территории, а также к неудачной транспортной развязке;

- - объект находится в непосредственной близости к развязке

дорог на республиканские магистрали (близость Ульяновской, Московской,

Нижегородской трасс);

- объект имеет железнодорожный тупик;

- объект располагает основными фондами: складскими помещениями,

автомобильными эстакадами, а также офисными помещениями – 6,5 тыс. м2

(однако почти у всех наземных помещений требуется ремонт кровли и другие

ремонтно-строительные работы);

- объект располагает коммуникациями, которые обеспечивают

жизнедеятельность ОПР (электро-, тепло-, канализационные, телефонные

коммуникации – однако они требуют больших капитальных затрат);

- территория объекта не должна быть замкнута, а должна

потенциально иметь площади для развития, которые потребуются в связи с

расширением услуг и объемов продаж на ОПР ( общая площадь около 6,7 га, есть

возможность расшириться в сторону бывшей лесоторговой базы с увеличением

площади до 13 га).

По организационно-правовой форме «Мордовоптторг» является акционерным

обществом открытого типа – это наиболее целесообразная для него форма.

При формировании уставного капитала обязательным условием является владение

со стороны государства 51 % акций, так как взаимоотношения всех субъектов

рынка должны строиться в рамках стратегии государства на удовлетворение

потребностей населения в продуктах питания, в первую очередь опираясь на

потенциал отечественного производства.

Высшим органом управления на «Мордовоптторг» в соответствии с Гражданским

кодексом (часть 1 ст. 103) является общее собрание акционеров-учредителей.

Исполнительный орган «Мордовоптторга» возглавляется генеральным директором,

избранным на общем собрании учредителей.

Контроль и координацию организационной работы по созданию «Мордовоптторга»

поручено Заместителю Председателя Правительства РМ.

Сразу после регистрации начались работы по восстановлению имущественного

комплекса, преданного «Мордовоптторгу».

1.Произведены ремонтные работы по восстановлению коммуникаций. Отопление,

ливневая канализация и некоторые другие виды коммуникаций были сданы в

эксплуатацию заново.

2.Практически закончена работа по капитальному ремонту кровли.

3.Широким фронтом ведутся строительные работы, а это огромный пласт в

восстановлении комплекса «Мордовоптторга»: строительство новой котельной,

торгового павильона, где будут осуществляться торги, огромного количества

помещений как производственного, так и бытового назначения, офисов,

специализированных помещений для контролирующих органов, банковских

помещений, железобетонного ограждения вокруг территории рынка и др. – все это

имеет функциональное значение в деятельности рынка.

Во исполнение постановления Правительства РМ от 03.06.98 г. № 254 на

территории РМ введена обязательная маркировка идентификационной маркой

(кодом) продовольственных и непродовольственных товаров, ввозимых на

территорию РМ.

Маркировка осуществляется на «Мордовоптторге». Экспертиза для идентификации

качества товаров, подлежащих маркировке, осуществляется, аккредитованными на

рынке, независимыми лабораториями РМ.

Правительством Мордовии утверждены правила оптовой торговли товарами

народного потребления на территории РМ. Так как центр оптовой торговли будет

перемещаться на «Мордовоптторг», на рынке аккредитовываются

специализированные посты организаций, осуществляющих контроль за оптовой

продажей товаров народного потребления в РМ.

С начала маркировки продуктов питания начинается практическая деятельность

«Мордовопттога» по выполнению поставленных перед ним задач в части:

обеспечения цивилизованного контроля государства за безопасностью продуктов

питания; легализации товарных потоков и пополнения доходной части бюджета;

создания дополнительных рабочих мест.

Маркировка продуктов питания, их складирование, охрана осуществляется в

специально обустроенном помещении «Мордовоптторга». Часть средств, в

процентном соотношении, от стоимости наклеенной марки, идет в бюджеты всех

уровней, часть остается в распоряжении «Мордовоптторга».

В дальнейшем активы «Мордовоптторга» должны формироваться также за счет

арендной платы за торговое, складское и др. места на рынке; доходов от сборов

за разовую торговлю; доходов в форме платежей за пользование инфраструктурой

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.