РУБРИКИ |
Диплом: Особенности налогообложения индивидуальной предпринимательской деятельности в период становления рыночной экономики России |
РЕКЛАМА |
|
Диплом: Особенности налогообложения индивидуальной предпринимательской деятельности в период становления рыночной экономики РоссииДиплом: Особенности налогообложения индивидуальной предпринимательской деятельности в период становления рыночной экономики РоссииМИНИСТЕРСТВО ОБШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА МЕНЕДЖЕМЕНТА ДИПЛОМНАЯ РАБОТА На тему "Особенности налогообложения индивидуальной предпринимательской деятельности в период становления рыночной экономики России." Студент-дипломник ________________________________ Стадникова И.А. Научный руководитель ______________________________ к. э. н. Черкасова Л .Ф . Рецензент_________________________________________ начальник ГНИ по г . Волжскому __________________В. Г. Ужегов Допустить к защите в ГАК Зав. кафедрой менеджмента _______________________ «______»___________1998г. В О Л Г О Г Р А Д, 1998г. С О Д Е Р Ж А Н И Е : Введение ............................................................................. ................................................. Г Л А В А 1............................................................................ ................................................... 1. Развитие предпринимательства в России................................................... 2. Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса.................... Г Л А В А 2............................................................................ ................................................. 1. Налоговый механизм индивидуального предпринимательства в рыночной экономике России....................................................................... ............................. 2. Проблемы налогообложения предпринимательства и пути его совершенствования на современном этапе.............................................. З А К Л Ю Ч Е Н И Е............................................................................ ................................ Л И Т Е Р А Т У Р А............................................................................ ................................... П Р И Л О Ж Е Н И Я №№ 1 - 8
Введение .Люди занимались бизнесом на протяжении тысячелетий .Создавались и погибали целые государства , перекраивалась политическая карта мира ,менялся характер взаимоотношений между государственной властью и гражданами - бизнес жил. В результате мировым сообществом накоплен огромный опыт в организации бизнеса и в определении его места в жизни людей , в том числе малого бизнеса и частного предпринимательства ,как наиболее массовых и распространенных форм . В странах с развитой рыночной экономикой предпринимательская деятельность ассоциируется с такими понятиями , как личная свобода , независимость ,способность реализовать свои потенциальные возможности и увеличить имеющийся капитал. Предприниматели пользуются уважением в обществе и всемирной поддержкой со стороны государства . В России , многочисленные примеры криминальных методов создания начального капитала и приобретения за бесценок бывшей государственной собственности при одновременном обнищании большинства населения , не способствовали уяснению преимуществ и достоинств предпринимательской деятельности большинством граждан. Для многих жителей России предпринимательская деятельность стала вынужденным методом борьбы за существование в условиях ,когда государство отказалось выполнять даже минимальный объем своих обязательств по отношению к ним. Достаточно негативно на развитие частного предпринимательства и рыночных отношений сказалось отсутствие четкого, научно - обоснованного и последовательно реализуемого курса рыночных преобразований в России . Среди важнейших проблем , волнующих практически всех без исключения , была и остается налоговая политика государства . Со страниц газет, с экранов телевизоров и по радио мы слышим самые разнообразные, порой противоположные суждения о мерах, которые необходимо принять чтобы улучшить собираемость платежей в бюджет и перекрыть пути ухода от налогообложения . При этом все не забывают ратовать за усиление регулирующей функции налогов . По мнению самих предпринимателей , действующая налоговая система тормозит развитие малого предпринимательства . Так считают ,например , 49% занимающихся бизнесом в районах и 61 , 1 % - в городах Липецкой области [1] Трудности становления рыночной экономики России , эволюция малого бизнеса в условиях необходимости перевода рыночной экономики с либеральной на социально ориентированную модель , предполагают достаточную актуальность рассмотрения особенностей, проблем и путей совершенствования налогообложения индивидуального предпринимательства .
Г Л А В А 11. Развитие предпринимательства в РоссииПредпринимательство в России имеет глубокие исторические корни, специфику и традиции, которые, к сожалению, в определенные периоды эволюционировали в направлении, противоположном процессу общемирового развития. До недавнего времени российское и союзное законодательство не предусматривали такой формы деятельности граждан, как индивидуальная трудовая деятельность. Такое понятие, как "предпринимательская деятельность" употреблялось только в Уголовном кодексе, как преступное деяние. Принятые законы СССР" Об индивидуальной трудовой деятельности ( от 19. 11. 1986 года), " О кооперации в СССР ( от 01. 07. 1988 года) являлись той нормативной базой, на которой в дальнейшем основывались более поздние нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность граждан. [2] Характеризуя вышеуказанные законы, несмотря на их прогрессивное значение для недавних социалистических времен, можно отметить, что они сильно урезали индивидуальную трудовую деятельность граждан. Наиболее серьезный недостаток- категорическое запрещения использования наемного труда, который прямо увязывали с получением нетрудовых доходов ("эксплуатация человека человеком"). Легальное определение предпринимательской деятельности впервые было закреплено в Законе РСФСР" О предприятиях и предпринимательской деятельности (от 25. 12. 1990г. ). В соответствии со ст. 1 этого закона" Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную, самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. С момента введения в действие нового Гражданского кодекса РФ ( с 01. 01. 1995г. ) для граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица предусмотрена новая форма, именуемая как индивидуальный предприниматель. Предпринимательская деятельность- это самостоятельная , осуществляемая на свой риск деятельность физических лиц, направленное на систематическое получение личного дохода от пользования имуществом, продажа товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Исходя из признаков предпринимательской деятельности без образования юридического лица, объем полномочий индивидуального предпринимателя следующий: - от своего имени индивидуальный предприниматель заключает хозяйственные договора, причем он свободен в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора; - может быть истцом и ответчиком в суде и пользоваться всеми правами истца или ответчика, предусмотренными гражданским процессуальным законодательством; - является самостоятельным плательщиком налогов. Индивидуальный предприниматель выступает как самостоятельный субъект гражданских правоотношений и в соответствии с новым Гражданским кодексом РФ на предпринимательскую деятельность граждан распространяются правовые нормы, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Таким образом формирование правовой основы и процесс определения предпринимателей как социально- общественного слоя осуществлялся за сравнительно короткий период и практически на наших глазах. Федеральным законом" О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" ( № 88- Ф3 от 14. 07. 1995года), наряду с физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, субъектами малого предпринимательства определены коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает: в промышленности- 100, в строительстве и на транспорте- 100, в сельском хозяйстве и в научно- технической сфере- 60, в оптовой торговле- 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения- 30, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности- 50 человек. С самого начала периода на рыночные отношения в экономике законодательная и исполнительная власть Российской Федерации предпринимала усилия по созданию единой системы государственной поддержки малого предпринимательства. К настоящему времени эта система включает в себя: -Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, на который возложена задача координации деятельности органов исполнительной власти, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и общественных объединений предпринимателей, а также контроль за соответствием затрат на осуществление Федеральной программы конечным результатам; -Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства, основным источником финансирования которой являются отчисления части средств, получаемых от приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности; -Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, основными целями деятельности которого являются финансовое обеспечение Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства и участие в финансировании региональных и межрегиональных программ; -Региональные фонды и центры поддержки малого предпринимательства. Вместе с тем специалисты отмечают, что в условиях хронического недофинансирования цели "Программы" недостаточно четко сформулированы и скорее напоминают направления расходования средств; конкретные проблемы предпринимателей заменены большим комплексом мероприятий по "совершенствованию системы государственной поддержки малого предпринимательства", ориентированным на задачи органов государственной власти. [3] Во исполнение закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Волгоградской области « от 2.10.96г. №85-ОД.Постановления главы администрации от 23.12.97г. №721» Об утверждении Программы государственной поддержки и развития предпринимательства в Волгоградской области на 1998- 2000гг.» созданы и функционируют соответствующие областные структуры: Управление, Совет, Региональный центр, Фонд поддержки и развития, общественные организации предпринимателей. В г. Волжском Волгоградской области до недавнего времени , несмотря на кризисную ситуацию в экономике, подобные административные структуры не создавались, хотя процесс объединения предпринимателей и деловых кругов города для защиты своих интересов активизировался. В связи с этим решение городского Совета народных депутатов № 63/2 от 22 апреля 1998 года утверждено «Положение о координационном Совете по развитию предпринимательства в г. Волжском», «Программа муниципальной поддержки и развития предпринимательства в г. Волжском на 1998-2000г.г.» и «Основные мероприятия по реализации программы муниципальной поддержки и развития предпринимательства в г. Волжском». В настоящее время значительная часть населения России так или иначе связана с малым предпринимательством ( бизнесом)- это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших суровую школу воспитания в российских условиях. Малое предпринимательство стало весомым социально-экономическим явлением, а занятые в нем являются очень активной частью общества. Здесь большей частью сосредотачиваются те, чьи опыт и знания оказались невостребованными в системе государственной собственности. Они сделали свободный выбор, предпочитая самостоятельную предпринимательскую деятельность на свой страх и риск- работе по найму. Российское малое предпринимательство обладает некоторыми, отличающими его от предпринимательства зарубежных стран особенностями: -совмещение в рамках одного субъекта малого предпринимательства нескольких видов деятельности, невозможность, в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; -стремление к максимальной самостоятельности, в то время, как значительная часть зарубежного малого бизнеса работает на условиях субподряда, франчайзинга и т. д. ; -общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом ; -низкий управленческий уровень, недостаток знаний опыта и культуры рыночных отношений; -высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубленной дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализации общества; -неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малого бизнеса; -работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и коньюктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг. Эти и многие другие характерные особенности становления предпринимательства в России напрямую связаны с основными проблемами , мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом : ограниченность внутреннего спроса при сильном давлении зарубежных производителей и недостаточность ресурсов для перестройки производства; неурегулированность отношений собственности; фрагментарность и противоречивость законодательства; теневой оборот и хронические неплатежи; слабая кредитно- финансовая система и т. д. В комплексе внешняя среда для малого предпринимательства становится все более неблагоприятной . Происходит активный процесс концентрации производства и капитала наряду с установлением финансового, имущественного и управленческого контроля за ранее самостоятельными предпринимателями со стороны финансово- промышленных групп и более крупных кампаний. Это, и ряд других факторов, способствовало появлению такого специфического явления, как рост так называемых " микропредпринимателей" или " челноков". " Челноки", заполнившие блошинные рынки дешевыми товарами из Турции, Китая, и других стран, не всегда охвачены правовым полем предпринимательства, так как ввозят товары как бы для личного потребления и реализуют их как имущество, принадлежащее им на правах личной собственности, практически без налогообложения. Естественно, для многих это единственное средство выживания. В то же время это и основная питательная среда для уклонения от налогообложения в силу многочисленности и неучтенности "челноков", недоработанности налогового законодательства. На состоявшейся в г. Волгограде в середине марта научно- практической конференции « Актуальные проблемы развития малого бизнеса. Диалог: власть- предприниматель» отмечено, что в Волгограде, например, насчитывается 11 тысяч предприятий малого бизнеса, тогда как примерно в одинаковых по количеству населения Ростове и Воронеже соответственно 30 и 24 тысячи. Доля участия малых предприятий в сфере строительства составляет 30%, промышленности 20%,торговле- 40%.[4] Информация об изменении численности налогоплательщиков- физических лиц- индивидуальных предпринимателей и частных практиков в целом по Российской Федерации характеризуется следующими данными:
За 1992 год было зарегистрировано и поставлено на учет в налоговых инспекциях 523,2 тыс. предпринимателей. За 4 года численность этой категории налогоплательщиков выросла почти в 7 раз. С 1 сентября 1996года, в связи с принятием решения о присвоении этой категории физических лиц идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН) проводится их переучет.[5] Количество деклараций поданных в 1996году увеличилось по сравнению с 1993годом в 3, 3 раза. Доля подоходного налога уплаченного по декларациям возросла в 5, 4 раза.
Однако не вызывает сомнения тот факт, что значительное число физических лиц уклоняется от подачи декларации, то есть скрывает свои истинные доходы. Так к 1 апреля 1996 года добровольно декларировали свои доходы 2, 2 млн. человек , и в период с 1. 04. 1996 года до 1. 01. 1997 года по требованию налоговых органов декларации подали еще более 600 тыс. человек, что составило 23% от граждан, представивших отчеты о своих доходах. За занятие предпринимательской деятельностью без государственной регистрации, за неподачу декларации или искажение данных, заявленных в декларации, к административной ответственности привлечено 230, 1 тыс. человек. По результатам проверок 2, 7 млн. деклараций доначислено около 400 млрд. рублей подоходного налога и санкций или 24% от начисленной суммы налога. Но это только то, что удалось выявить. По экспертным оценкам, имеют самостоятельные источники дохода и являются потенциальными плательщиками подоходного налога около 6 млн. человек. Таким образом вне контроля находится значительная часть граждан, которые уходят от налогообложения. В основном это «челноки» - как российские, так и иностранные. 1 В г. Волжском Волгоградской области динамика роста предпринимателей без образования юридического лица складывается следующим образом:
Структура предпринимателей по видам выполняемых работ и услуг в 1987 году составила:
( Аналитические записки ГНИ по г. Волжскому за 1995, 1996, 1997 г. г. ) От сферы производственной деятельности, в отличии от начального периода, индивидуальные предприниматели г. Волжского практически отошли. Приведенные данные свидетельствуют об определенной тенденции некоторого снижения темпов роста индивидуального предпринимательства за последние годы и об усиливающихся тенденциях уклонения предпринимателей от налогового учета и налогообложения. Нельзя не отметить практически повсеместный отход индивидуальных предпринимателей от производственно-промышленной деятельности. Так или иначе определенные итоги развития предпринимательства в России налицо. За все годы реформ предпринимательство было единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и ресурсов. Вместе с тем формирование цивилизованного предпринимательства и подлинно предпринимательского поведения является ключевой проблемой выхода из кризиса. Возродить же российскую экономику может лишь промышленно-инновационное предпринимательство с широчайшим участием частной инициативы граждан. Государство должно стимулировать предпринимательство всеми доступными мерами: правовым, финансово-кредитным обеспечением и разумной, целенаправленной налоговой политикой.
2. Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса.Для зарубежных стран с развитой рыночной экономикой характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство в различные сферы экономической жизни. Разница лишь в степени этого вмешательства. В США оно меньше, в Швеции больше. Германия и Япония находятся в этом отношении где-то посередине. В США государственное регулирование уже давно стало неотъемлемой составной частью американского хозяйственного механизма.1 Основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. При помощи сугубо экономических регуляторов, таких как налогообложение, кредитование, инвестирование государство побуждает принимать желаемые варианты хозяйственной деятельности, удовлетворяющие общественные потребности. 2 Кроме чисто фискальной функции система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налогами стимулируется или, наоборот, ограничивается деловая активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности: создаются предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов проводится протекционистская экономическая политика или обеспечение свободы товарному рынку. Налоговая политика развитых стран, как правило рассчитана на привлечение частного капитала. Стимулирующее воздействие налоговых льгот при этом можно рассматривать как форму косвенного субсидирования предпринимательской деятельности. Следует упомянуть еще об одном обстоятельстве. Экономика развитых стран основывается на свободе предпринимательской деятельности. Конкурентно-рыночный механизм регулирует распределение ресурсов и обеспечивает установление равновесных цен на уровне отражающей затраты на производство с учетом средней нормы прибыли. Однако при возникновении монополий этот механизм не срабатывает, что может приводить к неэффективному распределению и использованию ресурсов, росту цен. Ограничение негативных последствий деятельности монополий ведется по нескольким направлениям. Среди них- прогрессивное налогообложение доходов фирм, налоги на сверхприбыль. Практически во всех странах действует антитрестовское законодательство. К этим же мерам относится повсеместная поддержка предприятий малого бизнеса. Для последующего анализа рассмотрим объекты налогообложения, установленные в США, ФРГ, и Франции в их современном виде. Выбор США и ФРГ обусловлен их федеральным устройством, что облегчает проведение анализов применительно к российскому федеральному устройству. Для Франции характерно централизованное управление налоговой системы, позволяющий ежегодно законодательно уточнять ставки налогов в соответствии с политической и рыночной конъюкторой, а также наличие в ней многочисленных льгот и исключений из правил, что позволяет проводить аналоги с налоговой системой России. [6] Наиболее существенное влияние на функционирование малого бизнеса оказывает подоходный налог, в связи с чем он будет рассмотрен более подробно. По большинству остальных налогов и сборов придется ограничиться лишь их перечислением. Соединенные Штаты Америки Крупнейшим мероприятием за послевоенный период в США стало принятие в 1986 году нового Закона о налоговой реформе.[7] Результатом реформы стали существенные изменения индивидуального подоходного налогообложения и в системе налогов на прибыли корпораций. Так фактический «прогрессивный подоходный налог (от 15% до 50%) заменен модифицированным» с фиксированной ставкой ( 15% и 28%). Подавляющую часть всех налоговых поступлений в США обеспечивают федеральные налоги. В их состав входят: федеральный подоходный налог; налог на прибыль корпораций, федеральные налоги на социальное страхование; федеральные акцизы; таможенные пошлины; налоги с наследств и дарений. Объектом обложения федеральным подоходным налогом являются прежде всего личные доходы граждан, полученные в результате их индивидуальной предпринимательской или иной трудовой деятельности( некорпоративного бизнеса). Подоходный налог взимается с суммы дохода с учетом его деления на 3 вида: « валовой», т. е. Общая годовая сумма доходов из любых источников , «очищенный ( чистый ) доход», т. е. валовой доход за вычетом расходов ( так называемых « деловых издержек»- по предпринимательской деятельности, на спецодежду, транспортных и т. п. ) и «стандартной скидки», и, наконец, «облагаемый доход», т. е. очищенный доход после вычета ряда расходов и необлагаемого минимума. Полностью или частично исключаются из налогообложения такие виды доходов, как доходы ( 50%) от реализации долгосрочных капитальных активов ( например, ценных бумаг, находящихся у владельца шесть или более месяцев), процентные выплаты по облигациям, выпущенные правительством штатов и местными органами власти, трансфертные выплаты (например выплаты из государственных и частных фондов социального страхования). Подлежит вычету из «очищенного дохода» т.н. «стандартная скидка» размер которой составлял в 1988 году 3000 долл. для одинокого налогоплательщика, 5000 долларов для супругов, заполняющих совместную декларацию, 2500 долл. Для супругов, занимающих раздельную декларацию, и 4400 долл. для главы домохозяйства. Для престарелых налогоплательщиков или потерявших зрение предусмотрена дополнительная скидка в размере 600 долл. С 1989г. введена индексация названных скидок в зависимости от темпов инфляции. Кроме того из « очищенного дохода вычитается «необлагаемый минимум». Для одинокого налогоплательщика он составлял в 1989 г. до 2000 долл. , с 1990 года введена индексация «необлагаемого минимума» в зависимости от темпов инфляции. Эта скидка распространяется так же на неработающего супруга и других иждивенцев налогоплательщика. К налогам штатов относятся: общий налог с продаж; подоходный налог; налог на прибыли с корпораций; налог с наследств и дарения; поимущественный налог. Подоходный налог взимается в 44 штатах (за исключением Флориды, Невады, Южной Дакоты, Техаса, Вашингтона и Вайоминга). Его отличие от федерального подоходного налога заключается лишь в уровне ставок и системе льгот и вычетов, разрешенных при исчислении налоговой базы. Следует отметить, что в большинстве штатов исчисление подоходного налога осуществляется в прогрессии. Она незначительна и полностью отсутствует при доходах в 10- 15 тыс. долл. К местным налогам относятся: налог с продаж; подоходный налог; налог на прибыль корпораций; налог с наследства, поимущественный налог, акцизы, экологические налоги. Объекты обложения местным подоходным налогом чрезвычайно различны и зависят от соответствующих законодательных норм, установленных в конкретном штате. Так в одних местах объектом налогообложения служат доходы граждан, проживающих в данном штате и полученных ими в его границах, в других только те, которые получены за пределами штата проживания налогоплательщика, в третьих- облагаются доходы лиц, проживающих или работающих в данном штате и полученных как в нем, так и за его пределами. Федеральная Республика Германия Налоги в ФРГ являются важнейшим источником доходов государства(около 80%), особенностью правового обеспечения которых является установленным посредством Конституции ФРГ основных объектов налогообложения, взаимоотношений и полномочий по взиманию и распределению доходов от налогов между федерацией, землей и общинами.[8] Всего Конституцией установлено 45 налогов. Основным среди них является подоходный налог ( свыше 90% общий суммы доходов от налогов). Объектом налогообложения подоходным налогом является доход физических лиц, полученный ими в результате работы в сельском и лесном хозяйстве, промысловой деятельности, наемного труда, ненаемного труда, сдачи в наем или аренду движимого или недвижимого имущества или от капитала и прочих доходов (например от пенсии, учитываемой с долей дохода из фонда государственного пенсионного страхования, от спекулятивных сделок). При этом, доходом считается только прибыль, соответственно налогооблагаемая сумма доходов может быть уменьшена с учетом производственных расходов и издержек, связанных с получением доходов, а так же особых издержек, которые вычитаются неограниченно( например, уплачиваемые церковные налоги), или с ограничением максимальными суммами, дифференцированными в зависимости от семейного положения( затраты на обеспечение- страховые взносы, имеющие характер обеспечения, и взносы в целевые накопления средств на жилищное строительство), или в виде твердо установленной суммы (затраты на собственное профобучение или повышение квалификации по новой профессии, затраты на работников в собственном хозяйстве, школьные расходы). К особым издержкам относятся суммы особых издержек, подлежащих неограниченному вычету, в отношении которых налогоплательщиком не представлено документальное же подтверждение. Максимальная сумма вычета затрат составляет 2610 марок ФРГ для одиноких и 5220- для женатых. Дополнительно к этому ежегодно могут вычитаться суммы страховых взносов до 6000/12000 марок ФРГ(одинокие/женатые). К особым издержкам могут быть отнесены выплаты алиментов разведенным или живущим отдельно в течении длительного времени супругам в размере до 27000 марок ФРГ в год. Такие выплаты вычитаются у алиментоплательщика, но у алиментополучателя эти суммы подлежат в виде прочих доходов обложению подоходным налогом. В качестве особых издержек могут быть признаны расходы на поддержку благотворительных, церковных, религиозных, научных, а так же признанных особо нуждающихся в помощи некоммерческих сфер, а кроме того, взносы и пожертвования политическим партиям. В качестве непредвиденных расходов общего типа считаются такие расходы, которые плательщик вынужден был нести, например, расходы на пребывание в больнице. К непредвиденным расходам отнесены так же расходы родителя-одиночки на бытовые услуги при воспитании ребенка до 16 лет. В свою очередь, налогооблагаемый доход исчисляется с суммы, превышающей необлагаемый минимум, который составляет для одиноких/женатых 5616/11232 марок ФРГ. Нижняя пропорциональная зона подлежащих налогообложению сумм составляет 8153/16307 марок ФРГ и до 120041/240083, исчисления подоходного налога производится на основе тарифной прогрессии. В прогрессирующей зоне предельные налоговые ставки увеличиваются постоянно и по прямой от 19% до 53%. Свыше указанных облагаемых сумм, каждый прирост дохода облагается налогом со ставкой 53%. Следует отметить, что в ФРГ введен с 1993 года охраняемый от налогообложения прожиточный минимум. Он изменяется постоянно в сторону его увеличения. Для обычной семьи (супруги и двое детей) в 1995 году годовая зарплата в размере 40879 марок ФРГ освобождается от подоходного налога. Французская республика Налогообложение во Франции, как и в ФРГ являются для государства главным источником формирования доходов центрального бюджета. Налоги обеспечивают более 90% его доходной базы.[9] Хотя Французская республика и является унитарным государством, существует жесткое разделение налогов на центральные и местные. При этом местные налоги составляют немногим более трети от общей суммы налогов, а местные бюджеты формируются на принципах самофинансирования и бездефицитности. Однако сбор как центральных, так и местных налогов осуществляется единой налоговой службой. Объектом налогообложения подоходным налогом во Франции является совокупный доход семьи вне зависимости от ее количественного состава (для уплаты налога одинокий гражданин с 18- летнего возраста составляет семью из одного человека). При этом подоходный налог составляет лишь примерно 20% доходов центрального бюджета от налогов. Это связано с тем, что данный вид налога используется в качестве инструмента стимулирующего позитивные социальные процессы, побуждению населения к включению вкладов в сбережения, недвижимость, акции, к активизации предпринимательства. Налог является прогрессивным, ставки прогрессии от 0 до 56, 8% в зависимости от размера совокупного дохода семьи. Система исчисления налога довольно обширна и сложна, но ее краткое изложение необходимо, поскольку это позволит раскрыть существующие льготы и стимулирующую функцию этого налога. Прежде всего, для исчисления налога доходы налогоплательщиков делятся на 7 категорий: оплата по труду при работе по найму; земельные доходы ( от сдачи в аренду зданий и земли); доходы от оборотного капитала (дивиденты и проценты); доходы от перепродажи, подразделяемые на доходы: от перепродажи зданий; от перепродажи ценных бумаг ( акций и облигаций); доходы от промышленной и торговой деятельности предприятий, не являющихся акционерными обществами; некоммерческие доходы (от деятельности лиц свободных профессий); сельскохозяйственные доходы. Сумма чистых доходов по всем 7 категориям, в каждой из которых существует своя методика исчисления чистого дохода, определяет сумму облагаемого дохода. Интересно, что в категории оплаты по труду при работе по найму предусмотрено уменьшение налога на 20 %, обусловленное так называемой "скидкой на вынужденную честность", поскольку наемные работники не имеют возможность укрыть свои доходы от налогообложения в отличии от торговцев и мелких предпринимателей (не применяется к зарплате, превышающей 500 тыс. франков в год). Из общей суммы дохода предприятия, не являющегося акционерным обществом. Вычитаются расходы на производство и продажу (сырье, амортизация, зарплата, кредиты и т.п.). При исчислении сельскохозяйственных доходов учитываются: -коллективные льготы если доход менее 500 тыс. франков на налогоплательщика; -при доходах от 500 до 700 тыс. франков фермер сам определяет налогооблагаемую сумму с учетом произведенных затрат и полученной выручке; -при доходах свыше 750 тыс. франков действуют нормы налогообложения, аналогичные установленным для коммерсантов. Следует отметить, что во Франции осуществляется государственная поддержка кооперативного движения на основе проведения мер льготного налогообложения. Кооперативы, как и другие предприятия, уплачивают центральные и местные налоги, но с существенными льготами и исключениями из правил: -они освобождены от уплаты налога на прибыль; -для них используется минимальная ставка НДС (5, 5%), а при инвестировании НДС вычитается; -в отношении них применяется налог на профессии с понижением базы налога на 50%; -они освобождены от налога на строения (за исключением складских зданий для хранения удобрений). Для расчета налога чистый доход семьи распределяется на части по следующей схеме:
Затем определяется сумма налога по соответствующим ставкам на 1 часть, затем полученные результаты суммируются, что позволяет смягчить прогрессию налога и обеспечить определенные льготы многодетным. Кроме того налог может быть сокращен на 25% на суммы расходов: -на содержание детей в детских дошкольных учреждениях; -на оказание помощи престарелым; -на уплату процентов за кредит на приобретение жилья(установлен потолок кредита для семьи 30 тыс. франков, для одиноких- 15 тыс. франков); -по взносам на страхование жизни; -на покупку акций. Этот перечень меняется в зависимости от изменений налоговой политики. Используя опыт налогообложения развитых зарубежных стран, для России, в ее трудные времена, очень важно найти, с точки зрения оптимального использования регулирующей функции налогов, баланс между задачами по обеспечению социально- незащищенных слоев населения и потребностью способствовать подъему экономики.
Г Л А В А 21. Налоговый механизм индивидуальногопредпринимательства в рыночной экономике России. Предпринимательская деятельность граждан, осуществляемая без образования юридического лица, регулируется в основном теми же правилами и нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, что хозяйственная деятельность юридических лиц. Физические лица, так же, как и организации, вправе заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом, и совершать от своего имени любые разрешенные законом сделки, использовать наемный труд. Государственная регистрация физического лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, осуществляется регистрирующим органом сельской, поселковой, районной или городской администрацией по месту его постоянного жительства или временного проживания. До регистрации гражданин должен уплатить государственную пошлину (регистрационный сбор), величина которой не может превышать минимальную месячную оплату труда. Категории плательщиков, освобождаемых от уплаты этого сбора или имеющих по нему льготу, устанавливаются органами администрации. Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка либо иные учреждения, наделенные полномочиями принимать платежи от населения в доход бюджета, и возврату не подлежит. Вместе с квитанцией об уплате регистрационного сбора гражданин должен представить составленное по установленной форме заявление (бланк заявления выдается в регистрирующем органе), паспорт и 3 фотографии размером 3х 4см.Регистрация должна быть произведена в день подачи документов или в 3- дневный срок после получения их по почте. В те же сроки должно быть выдано или выслано по почте регистрационное свидетельство. Существующими нормативными документами не предусмотрено ограничение срока, на который может быть выдано свидетельство о регистрации, - оно, как правило, является бессрочным. Количество видов деятельности, которые могут быть указаны в нем, не ограничено, однако те виды деятельности, которые запрещены действующим законодательством или за которые предусмотрена уголовная ответственность, не разрешаются. Свидетельство о регистрации оформляется в трех экземплярах (предпринимателю, регистрирующему органу местной администрации и налоговому органу). При утере свидетельства предпринимателем регистрирующий орган может выдать дубликат с взиманием 20% уплаченного ранее сбора. Осуществление гражданином предпринимательской деятельности, не зарегистрированной в установленном порядке, в том числе не указанной в регистрационном свидетельстве, а также отказ гражданина предъявить свидетельство должностному лицу налогового органа влекут за собой административную ответственность гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также взыскание налоговым органом в доход государства всех доходов (за вычетом расходов) от предпринимательской деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства. Для отдельных видов деятельности требуется оформление специального разрешения- лицензии, которая является официальным документом, дающим право на указанный в нем вид деятельности в течение установленного срока, а также определяющим условия его осуществления. Перечни видов деятельности, на которые требуются лицензии, и органов, уполномоченных выдавать их, установленны постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994г. № 1418. Отсутствие лицензии, как правило, не является основанием для отказа в государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Исключение составляет частная детективная деятельность. Физические лица, зарегистрировавшие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны своевременно встать на учет в налоговый орган по месту постоянного жительства. Для регистрации предприниматель должен явиться в налоговую инспекцию, имея с собой: свидетельство о государственной регистрации предпринимательской деятельности без образования юридического лица; паспорт; справку с основного места работы (если нет основного места работы, то трудовую книжку); тетрадь для учета доходов и расходов (приобретается предпринимателем ). Постановка на учет в налоговом органе производится на основании заявления Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|