РУБРИКИ |
Диплом: Региональные проблемы малого предпринимательства |
РЕКЛАМА |
|
Диплом: Региональные проблемы малого предпринимательстваДиплом: Региональные проблемы малого предпринимательстваМинистерство общего и профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Кафедра менеджмента Допустить к защите в ГАК Зав. кафедрой менеджмента доктор экономических наук ______________ «01» июня 2000 г. Региональные проблемы малого предпринимательства Ханты-Мансийского Автономного округа. (дипломная работа) Научный руководитель Старший преподаватель ____________ Автор работы ____________ Нефтеюганск – 2000
ОГЛАВЛЕНИЕстр. Введение ............................. 3 - 5 Глава 1. Место и роль малого предпринимательства в рыночной экономике ................... 6 - 32
1.1. История возникновения и эволюция теориипредпринимательства ................... 6 - 16 1.2. Малое предпринимательство: понятие, показатели, признаки ........................ 17 - 23 1.3. Малое предпринимательство как элемент современной рыночной системы .............. 24 - 30 1.4. Финансовые проблемы российских малых предпринимателей ................ 31 - 32 Глава 2. Финансово-кредитная политика поддержки малого предпринимательства ............. 33 - 57 2.1. Финансовые механизмы регулирования деятельности малого предпринимательства ............... 33 - 43 2.2. Лизинг оборудования для малого предпринимательства .... 44 - 46 2.3. Выбор критериев эффективности лизингового проекта ..... 47 - 50 2.4. Механизмы налогового стимулирования малого предпринимательства ................ 51 - 57 Глава 3. Региональные проблемы малого предпринимательства в Ханты- Мансийском Автономном округе ........... 58 - 74 3.1. Современное состояние малого предпринимательства в г. Нефтеюганске ................... 58 - 67 3.2. Проблемы, мешающие развитию малого предпринимательства в г. Нефтеюганске .................... 68 - 69 3.3. Приоритетные виды деятельности малого предпринимательства в г. Нефтеюганске ................... 70 - 72 3.4. Предлагаемая программа поддержки малого предпринимательства в г. Нефтеюганске .......... 73- 74 Заключение .......................... 75 - 77 Список использованной литературы ................78 - 82 Приложения ......................... 83 - 98
Введение.Практикой мирового бизнеса доказано, что малое предпринимательство занимает очень важное место в национальной экономике любого государства. Ведь он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя его 40-50 процентов. Но дело не только в количественных показателях – этот фактор по своей сути является имманентным элементом рыночной инфраструктуры. Гармонично развивающему государству просто необходимо прийти к такому рыночному хозяйству, чтобы высокий уровень развития малого предпринимательства выступал необходимым слагаемым в нем. Раньше в России явное предпочтение отдавалось концентрации производства, но сейчас, когда наша экономика пытается пойти по западному пути, нельзя не признать, что успех этого пути в большей степени возможен благодаря развитию малого предпринимательства. В нашей же стране малое предпринимательство не только не получает от государства достаточной помощи, но зачастую оказывается в железных тисках государственной бюрократической машины. Оценка реального состояния дел в сфере малого предпринимательства в России весьма затруднена из-за скудного характера и низкой достоверности сведений о деятельности российских малых предприятий. Приближенные оценки различных экспертов такой величины, как количество предприятий малого предпринимательства, действующих на сегодняшний день в России, расходятся порой в несколько раз. Поэтому, в отношении малого предпринимательства нужна система надежного статистического мониторинга, благодаря которому можно будет составить четкую программу поддержки и развития малого предпринимательства, ведь опыт мирового развития показывает, что в условиях экономического кризиса политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию малого предпринимательства, дает ощутимые результаты в достижении сбалансированного экономического роста. Малое предпринимательство как имманентная составляющая современного производства во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, а также формирует новый социальный слой предпринимателей. Все это обусловило выбор автором темы дипломной работы, как наиболее актуальной. Целью исследования данного дипломного проекта является изучение малого предпринимательства, его роли в развитии рыночной экономики и исследование динамики развития малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе на примере города Нефтеюганска. Для достижения этой цели автором предполагается решить следующие задачи: - проанализировать состояние и условия развития малого предпринимательства; - оценить возможность нахождения и использования источников финансирования малых предпринимателей; - разработать методику формирования условий и факторов развития малого предпринимательства на примере лизинга; - разработать стратегию развития малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе (на примере г. Нефтеюганска). Объектом исследования данного дипломного проекта являются малые предприятия и частные предприниматели города Нефтеюганска Ханты-Мансийского автономного округа. Выбор объекта исследования обусловлен тем, что при анализе данных по Ханты-Мансийскому автономному округу было обнаружено, что из всех территориальных единиц этого региона, в городе Нефтеюганске в 1998 году с предприятиями малого сектора национальной экономики сложилась самая неблагоприятная ситуация. Теоретической и методологической основой являются книги и статьи отечественных и зарубежных ученых, директивные документы, нормативные документы законодательных и исполнительных органов федеральных и региональных органов власти, статистические отчеты и отчеты налоговой инспекции по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу, городу Нефтеюганску, данные по статистике Госкомстата Российской Федерации. Глава I. Место и роль малого предпринимательства в рыночной экономике. 1.1. История возникновения и эволюция теории предпринимательства. С точки зрения римских юристов, «предпринимательством» считалось занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая, а предпринимателем - арендатор, человек, ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах.[4. c.18] Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Пример такого предпринимательства дает Марко Поло, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Начиная торговый путь, торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Предпринимателями считались и организаторы парадов, балаганов и представлений, а также руководители крупных производственных или строительных проектов. По мнению Берта Хозелица, «типичным предпринимателем в средние века было духовное лицо, которое осуществляло большой объем архитектурных работ, возведение замков, строительство фортификационных сооружений, общественных зданий, монастырей, кафедральных соборов». [7. с.7] В XVII веке, предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку определенной продукции. Впервые экономическое определение слова «предприниматель» появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г., где под ним понимался человек, берущий «на себя обязательство по производству или строительству объекта». [7. с.8] Впервые научное определение слова «предприниматель» появилось в работах английского экономиста Ричарда Кантильона. Под предпринимателем он понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают - по неизвестной. Француз К. Бодо (физиократ) развил эту идею дальше Р. Кантильона. Им было отмечено, что «предприниматель должен обладать определенным интеллектом, т.е. различной информацией и знаниями». [7. с.8] А еще один француз- экономист, Тюрго, считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль - цель успеха предпринимателя, основа развития производства. А. Маршалл и его последователи считали, что предпринимателем может быть не каждый, ведь главный стержень предпринимательства - организаторская способность – есть не у всех. [33. c. 28] В трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина встречается немало негативных оценок предпринимательства, они считают его пережитком экономической старости. Развитие понятий «предприниматель» и «предпринимательство» отражено в приложении 1. История развития российского предпринимательства печальна. Прервавшись почти на 70 лет правления Советской власти, оно вряд ли может рассчитывать на возрождение. Надо строить систему нового предпринимательства, соответствующую современной рыночной системе. Однако нужно не забывать уроки истории, ведь осознание прошлых ошибок – важнейший момент в концепции управления До начала XVIII века государственной поддержки предпринимательства в России как таковой почти не было. Однако и тогда можно было встретить интересные моменты. С XIII по XV век пришлых крестьян (их называли «новоподрядчиками») освобождали от уплаты налогов собственнику этой земли на срок от 5 до 15 лет. Существовали меры, предусматривающие защиту от нечестной торговли купцов- иностранцев, которые в целях захвата рынка снабжали деньгами небогатых русских купцов, превращая их в своих агентов, скупая через них товары по чрезвычайно низким ценам. Иностранные купцы, особенно шведские, свободно пересекали границу и торговали в России в течение всего года, скупая местные товары в наиболее выгодное время. Поэтому дипломатом и экономистом Ордын- Нащокиным в 1667 г. был создан Новоторговый устав, который определял направления внешнеторговой политики русского правительства. В нем предлагалось объединить торговых людей, организовать помощь мелким купцам со стороны крупных путем создания торговых компаний на комиссионных началах. Кроме этого, поощрялся вывоз русских товаров за границу. Русским купцам разрешалось продавать свои товары во всех приграничных городах и на ярмарках, торговать с «иноземцами» вольно. На вырученные от экспорта деньги купцы могли покупать беспошлинно иностранные товары. Петр I не допускал полной монополии частных лиц: «Регламент Мануфактур- коллегии» имел специальный пункт - «Об неисключении других фабрик». Можно сказать, что это был первый российский антимонополистический закон. [3. c. 12] Уже тогда предприниматели натыкались на ряд проблем: недостаток капиталов для создания предприятий, конкуренция со стороны иностранных товаров. Решить их и многие другие проблемы можно с помощью государства. Петром I был издан ряд указов, в которых определялись привилегии купечеству, такие как освобождение от всякой службы государству; беспроцентная денежная ссуда из казны; освобождение от уплаты торговых пошлин; передача земли, казенных строений, оборудования; передача казенных заводов частным компаниям. По мнению Петра, это должно было привлекать купцов к занятиям промышленными делами. Надо заметить, что такие меры и сейчас были бы действенны. Основным налогом в то время был промысловый налог, от которого полностью освобождались некоторые категории, такие как, например мелкие кредитные учреждения, товарищества, артели с капиталом меньше 10 тысяч рублей; промыслы, требовавшие покровительства государства, в том числе первичная обработка сельскохозяйственной продукции, крестьянские промыслы и т.д. Менделеев Д.И., всерьез занимавшийся проблемами промышленного развития России считал, что «причиной малого развития у нас промышленности должно считать отсутствие личной предприимчивости, определенной преимущественно тем, что русские люди привыкли все получать готовенькое, так сказать, в виде подарка от кого бы то ни было, сверху или снизу, и если манна небесна само собой не валит с неба, то наша образованность привыкла обвинять кого-либо или сверху, или снизу, а сама ничего не предпринимает, если это сопряжено с необходимостью личного труда, риска и упорства, как это и нужно для дел промышленности». [35. с.25] У прошлого и нынешнего предпринимательства есть два сходства - первое это то, что и раньше и сейчас предпринимательством занимается в основном молодежь, а второе - как «старому», так и «новому» предпринимательству приходилось и приходится преодолевать постоянное, скрытое и явное противодействие государственной бюрократии. В России предпринимателями создается всего 10% валового национального продукта страны и это неудивительно, если учесть фактический развал нашей экономики. Сложная внутриэкономическая ситуация вынудила российских ученых-экономистов исследовать теории предпринимательства, в результате чего появилась законодательная основа регулирования данной отрасли экономики. Долгое время в нашей стране уделялось большое внимание монополизации и укрупнению производства. Создавались предприятия с низким уровнем технологической и подетальной специализации, обладающие жесткой технологической структурой и во многих случаях являющиеся монопольными производителями определенных видов продукции. Их организационную перестройку и перепрофилирование на выпуск наукоемкой продукции очень трудно осуществить. Стоило задуматься и отметить недопустимый уровень практически монопольного выпуска многих видов энергетического, металлургического, транспортного и тому подобного оборудования, а также почти всего выпуска товаров широкого потребления. Государственная экономическая политика, направленная на строительство и преимущественное развитие крупных производств, привела к тому, что значение малых предприятий в экономике страны в течение многих десятилетий недооценивалось. Такая недооценка малых предприятий обуславливалась сложившимся представлением об их низкой экономической эффективности, которое исходило из политэкономического постулата о монополизации и концентрации производства, как о главном направлении экономики страны. Начало развития многоукладной экономике в СССР выпало на конец 80-х годов с появлением экономических субъектов - представителей различных форм собственности. Наиболее благоприятными для их развития оказались 1987-1991 гг. По данным налоговых организаций, в этот период было зарегистрировано 240 тыс. малых предприятий. [5. c. 14] В 1989-1990 гг. кооперативы образовывались в основном на основе государственной собственности, поэтому сектор малого предпринимательства был тогда незначителен. Государство оставалось доминирующим звеном экономики, а малое предпринимательство так и оставалось на «вторых ролях». Но уже тогда происходило его отделение в самостоятельную отрасль относительно системы жесткого централизованного управления. Первыми формами такого отделения были арендное и кооперативное движение, но их развитие было технически отстало, и создать инновационный климат как массовое явление они не могли, так как условия хозяйствования на малых и средних предприятиях промышленности того периода не представляли собой нечто целое. [5. c. 19] Новое в развитии малого предпринимательства появилось в 1990 г., с изданием постановление правительства о мерах по созданию и развитию малых предприятий, установлению налоговых льгот для них. Эта идея состояла в том, чтобы начать массовый процесс приватизации мелких нерентабельных и малоэффективных государственных предприятий, перевести их на арендную систему поощрений, кооперативную форму собственности либо передать трудовым коллективам на принципах акционирования. В 1990-1991 гг. государственной статистикой был зафиксирован рост малого предпринимательства, произошедший за счет преобразования кооперативов в малые предприятия, так как они имели право на налоговые льготы. Кроме того, сказалось отрицательное отношение населения к кооперативам. [5. c. 26] Тогда же часть малых предприятий была учреждена крупными государственными организациями как дочерние. Доходность таких предприятий достигалась за счет бесплатного или льготного использования площадей, ресурсов, оборудования организаций-учредителей. Следующий этап развития малого предпринимательства в 1992 г. обозначился расширением процесса приватизации в сфере обслуживания и торговли. Однако не всегда для выкупа трудовыми коллективами предприятий сферы услуг у работников хватало денежных средств. Отсутствие кредита и высокий риск банкротств, связанный с резким падением спроса населения на услуги (в связи с инфляцией в то время население почти 80% доходов тратило на продукты питания) также сыграли свою роль. [56. c. 14] Еще одна примета 1992 г. - кризис, охвативший крупные предприятия тяжелой промышленности. Поэтому некоторые негосударственные формы хозяйствования получили развитие в промышленности. Чаще всего малые предприятия создавались в строительстве и промышленности, а посреднических предприятий было меньше в 10 раз, чем строительных, и в 8 раз, чем промышленных. В течение 1992 г. на складывающиеся позитивные процессы в малом предпринимательстве оказали разрушительное воздействие государственная налоговая и ценовая политика. Страну захлестнула волна псевдопредпринимательства. Нынешний этап развития малого предпринимательства обозначился борьбой предпринимателей-производителей за «выживание» в условиях всеобщего кризиса экономики. В силу дефицита бюджета государство не может выделить финансовые и организационные структуры для поддержки малых предприятий. Инвестиционная деятельность малого предпринимательства практически прекратилась. К сожалению, не представляется возможным составить полное представление о развитии малого предпринимательства и соотношении между секторами экономики, потому что у отечественной статистики достоверной информации относительно малых фирм еще недостаточно. В таблице 1 представлено изменение процентного отношения работников малого предпринимательства в 1991 г. по сравнению с 1990 г. [5. с19] Из таблицы видно, что за год численность занятых в госпредприятиях сократилась (с 78,7% в 1990 г. до 72,9% в 1991 г.), в то время как численность занятых в малом секторе экономики заметно увеличилась. Вывод напрашивается сам: в 1991 году все больше людей стали обращать свое внимание на малое предпринимательство и активно участвовать в расширении данного сектора экономики. Таблица 1 количество занятых в сфере малого предпринимательства на предприятиях различных форм собственности
В 1993 г., не взирая на налоговый пресс, неразвитость правовой базы, просчеты приватизации, акционирования и тяжелейшие экономические условия малое предпринимательство продолжает развиваться. Таблица 2 представляет процентное распределение предприятий по формам собственности и показывает развитие частной формы собственности в 1993 г. [11. с.35] Таблица 2 распределение малых предприятий по формам собственности (в %)
Эта таблица наглядно показывает, что в 1993 году в частном секторе малых предприятий было уже гораздо больше, чем в государственном. Предпринимательству данного периода присуще стремление уйти в теневую экономику, в те отрасли, которые дают быструю окупаемость затрат, не рискуя инвестировать производства длительного цикла. Распределение численности работающих в малых предприятиях по секторам экономики и формам собственности показано в таблице 3. Из таблицы 3 видно, что в 1994 г. сектор малого и среднего предпринимательства переживает определенный спад. [15. с.54] Однако этот спад носит не абсолютный, а относительный характер: происходит замедление темпов роста соответствующих показателей. Инвестиционный про- Таблица 3. распределение численности работающих на малых предприятиях по формам собственности (в %)
цесс на существующих предприятиях пока играет небольшую роль. Главным остается приток капитала извне. Продолжается резкое снижение концентрации производства, начавшееся в конце 80-х - начале 90-х годов в связи с развитием мелкого предпринимательства, началом которого послужила развернувшаяся в начале 90-х годов массовая приватизация госсобственности, о чем наглядно свидетельствуют статистические данные таблицы 4. [22 с.23] Таблица 4. распределение численности участвовавших в выборке предприятий по числу занятых на них работников
В 1994 и 1995 гг. предприятия все чаще стали вступать на путь рационализации и экономии, хотя организаций, расширяющих свое производство и ищущих новые пути развития, остается все-таки больше. Аналитики говорят о том, что сегодня почти 90% малых и средних предприятий выживают только за счет торговли и посредничества. В 1995 г. сектор малого предпринимательства принял более-менее равновесное состояние, которое выразилось падением темпов роста числа малых предприятий. К началу 1996 г. в Российской Федерации насчитывалось 877,3 тыс. предприятий малого предпринимательства. Наибольшее количество малых предприятий в 1996 г. было сосредоточено в торговле, одна треть предприятий приходится на промышленность и строительство, небольшая часть занята в сфере науки. Сейчас нашим законодательством сделаны только самые первые попытки привести правовое и организационное обеспечение формирования малого предпринимательства к необходимой линии поведения. Существует много не разрешимых проблем, сдерживающих его развитие. Они связаны с «нестабильностью общих экономических и правовых условий, трудностями в получении малыми предприятиями необходимых инвестиций и кредитов, помещений и информации, сложной криминогенной обстановкой, неотлаженностью механизма государственной поддержки и отсутствием четкого разграничения функций между федеральными и региональными органами, осуществляющими эту поддержку. Все это плюс инфляционные процессы приводит к тому, что развивать малое предпринимательство, и прежде всего путем увеличения инвестиций, особенно в производственную сферу, считается очень рискованным делом». [7. с. 25] Однако, несмотря на это, с 1996 по 1999 год сектор малого предпринимательства развивается бурно и стремительно. В приложении 2 показано, как быстро растет доля выручки малых предприятий от реализации продукции (работ и услуг) в объеме валового национального продукта, из чего можно сделать вывод, что если малое предпринимательство и дальше будет развиваться такими темпами, то через некоторое время мы догоним США по количеству малых предприятий. Однако остается открытым вопрос, скажется ли это положительно на развитии нашей национальной экономики? 1.1. Малое предпринимательство; понятие, показатели, признаки. Начиная попытки определить такое понятие как «малое предпринимательство» нужно принять во внимание, что чаще всего определение того или иного предмета зависит от интересов понимающего лица, целей определения и уровня развития конкретного окружения, в котором должно применяться это определение. Но, определяя для себя термин «малое предпринимательство» можно выделить следующее: - определения малых и средних предприятий разнятся не только по странам, но в том числе и внутри страны по отраслям и территориям; - всякое определение дается в зависимости от практических нужд и служит определенным целям; - большая дифференциация определений показывает, что малые предприятия не имеют четких определений границ. В статистике используется много показателей, определяющих принадлежность предприятия к сектору малого предпринимательства. Все они показаны в таблице 5. [1. с.14] Как видно из таблицы показатель численности занятых используется практически везде, но в зависимости от страны он различен. Таблица 5. использование количественных показателей отнесения предприятий к разряду «малых» в различных странах
Продолжение таблицы 5.
Чаще всего при определении малого предприятия принимается во внимание его размер, устанавливающийся на основе показателя численности работников, количества основных производственных фондов или оборота капитала. Однако не следует забывать об условности данных показателей и понимать, что основным признаком малого и среднего предпринимательства служит численность занятых - не более 500 человек. Очевидно, что количественные показатели удобны для бюрократов, но с их помощью нельзя определить существенные черты, дающие возможность предприятиям добиться успеха, составляющие секрет высокой эффективности малого предпринимательства. Вот почему необходимо изучение качественных характеристик малых предприятий, которые являются наиболее важными для понимания сути малого предпринимательства. Русскими экономистами выявлено несколько направлений, по-своему понимающих экономический смысл малых производственных форм: например, школа так называемых «функционалистов» [15. с.10] и школа «собственников» [15. с.34]. Основные различия между этими школами проявляются в их подходах к следующим вопросам: - конкретные технологии и размеры расширения предприятий, организационные изменения, анализ последствий НТР; - место малого предпринимательства национальной экономике; - проблемы определения и классификации малых предприятий. Школа «функционалистов» выводит преимущества малых предприятий из их способности занять экономические «ниши», оставленные гигантами. Идеалом организации (по мнению «функционалистов») является «целостная система небольших хозяйственных единиц в «силовом поле» крупных предприятий» [7. с.35]. Недостатком этой школы является то, что эта позиция предопределяет малым предприятиям роль придатков «большой экономики», маленьких частей большого комплекса, работающих на той же самой основе. В этом случае монопольные гиганты полностью сохраняют свое положение. «Функционалисты» выводили определение малого предприятия из технических, технологических и численных признаков, но этого оказалось недостаточно, вот почему «собственники» дополнили его главным признаком. По их мнению малое предприятие - это предприятие альтернативных форм собственности, действующее целиком в рыночных механизмах. Малые предприятия подрывают экономическую власть государства, действуя вне планово-экономической системы, вне государственного распределения трудовых ресурсов, без принудительного найма, вопреки финансовому диктату государства. Таким образом, ключевое отличие малого предприятия - не размеры и техническая вооруженность, а некое неформальное сочетание черт частного сектора; формальные же наименования малого предпринимательства определены нормативными государственными решениями, а не естественными экономическими отношениями и поэтому не имеют решающего значения. Сегодня многие мелкие фирмы по технической вооруженности, производительности часто не уступают крупным компаниям, все больше превращаясь в составные звенья крупного общественного производства. В этом плане противопоставление мелкого и крупного производства теряет смысл. На практике деятельность большого количества мелких и средних фирм сегодня широко включается в процессы планомерно регулируемой монополистической (и государственно-монополистической) деятельности. При этом крупный капитал широко использует предпринимательский потенциал мелких предпринимателей. В таких условиях малое предпринимательство непосредственно включается в систему большого предпринимательства, когда значительная часть небольших компаний вообще не может существовать без тесных связей с монополией. Развитие малых форм предпринимательской деятельности стало в полной мере проявляться лишь на третьем этапе развития малого и среднего предпринимательства в эпоху монополистического капитализма. Это экономическое явление отражает своеобразный синтез организационных форм, обеспечивающих реализацию определенных достижений научно-технического прогресса, с социально-экономическими условиями способа производства. Приступая к развитию малых предприятий в нашей стране, создавая систему мер государственного регулирования малого предпринимательства, необходимо опираться на изучение хозяйственной практики передовых в/экономическом отношении стран, опыта функционирования, роли и места малых фирм в современной высокоразвитой экономике. Несмотря на то, что между промышленно развитыми странами, имеются значительные различия, касающиеся вкладываемых ресурсов, структуры и уровня развития, экономической политики, а также роли и организации промышленности, почти везде ширился и рос интерес к вкладу малых и средних предприятий в развитие национальной экономики. Основываясь на вышеизложенном можно вывести следующее определение малых форм предпринимательской деятельности – «это имманентный элемент системы экономических отношении индустриальной экономики рыночного типа, обеспечивающий ее инновационную активность и поддержание конкурентной среды» [7. с.39]. Сейчас в нашей стране принадлежность предприятий к секторам экономики определяется следующими признаками: численностью работающих, объемом валовой продукции и величиной основных производственных фондов. Законом РФ № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», определен предельный уровень численности персонала по отраслям, например в промышленности, строительстве н на транспорте он составляет 100 человек, в науке и научном обслуживании - 60 человек и т.д. В законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», под субъектами «малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов...» [18. c.9] То есть ограничение численности дополняется ограничением в отношении вида собственности предприятия. Многопрофильные предприятия относятся к малым по тому виду деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации. В проекте постановления о малых предприятиях было требование наличия главного вида деятельности, который давал бы не менее 50% годового дохода. Скорее всего оно обосновывалось мировым опытом, показывающим, что для наибольшей эффективности малого предприятия необходимо, чтобы оно было специализировано на определенном виде деятельности, так как неспециализированные предприятия не выдерживают конкуренции. Вот почему государственную поддержку получают мелкие предприятия, стремящиеся к повышению специализации. Выделение какого-либо вида деятельности как доминирующего влечет за собой существенные изменения в структуре производства. Можно сузить какое-либо из направлений деятельности и за его счет расширить другое до требуемых масштабов, однако это не всегда целесообразно. Иногда следует выделить какое-либо направление в самостоятельное малое предприятие. Следующий показатель - объем реализованной продукции, но в нашей стране он почти не применяется из-за незаконченности реформы ценообразования, а также высокого темпа инфляции. Применение показателя объема основных производственных фондов также в настоящее время не представляется возможным. Вероятно, он сможет применяться лишь после завершения программы приватизации. Необходимо также помнить, что в ряде случаев - в зависимости от целей - два традиционных признака (размерный и финансовый) должны дополняться и другими качественными характеристиками. На территории России малым считается предприятие, основывающееся на частной, муниципальной, государственной собственности, собственности общественных объединений, (организаций), доля которых в уставном капитале не превышает 25% вновь созданной, а также на смешанной форме собственности, не запрещенное законодательством и отвечающее целям, предусмотренным уставами таких предприятий. К малым относятся предприятия всех организационно- правовых форм, удовлетворяющие требованиям Закона РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». |
|
© 2007 |
|