РУБРИКИ

Диплом: Региональные проблемы малого предпринимательства

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Региональные проблемы малого предпринимательства

Диплом: Региональные проблемы малого предпринимательства

Министерство общего и профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра менеджмента

Допустить к защите в ГАК

Зав. кафедрой менеджмента

доктор экономических наук

______________

«01» июня 2000 г.

Региональные проблемы малого предпринимательства Ханты-Мансийского

Автономного округа.

(дипломная работа)

Научный руководитель

Старший преподаватель

____________

Автор работы

____________

Нефтеюганск – 2000

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

Введение ............................. 3 - 5

Глава 1. Место и роль малого предпринимательства

в рыночной экономике ................... 6 - 32

1.1. История возникновения и эволюция теории

предпринимательства ................... 6 - 16

1.2. Малое предпринимательство: понятие, показатели,

признаки ........................ 17 - 23

1.3. Малое предпринимательство как элемент

современной рыночной системы .............. 24 - 30

1.4. Финансовые проблемы российских

малых предпринимателей ................ 31 - 32

Глава 2. Финансово-кредитная политика поддержки

малого предпринимательства ............. 33 - 57

2.1. Финансовые механизмы регулирования деятельности

малого предпринимательства ............... 33 - 43

2.2. Лизинг оборудования для малого предпринимательства .... 44 - 46

2.3. Выбор критериев эффективности лизингового проекта ..... 47 - 50

2.4. Механизмы налогового стимулирования

малого предпринимательства ................ 51 - 57

Глава 3. Региональные проблемы малого предпринимательства в Ханты-

Мансийском Автономном округе ........... 58 - 74

3.1. Современное состояние малого предпринимательства

в г. Нефтеюганске ................... 58 - 67

3.2. Проблемы, мешающие развитию малого предпринимательства

в г. Нефтеюганске .................... 68 - 69

3.3. Приоритетные виды деятельности малого предпринимательства

в г. Нефтеюганске ................... 70 - 72

3.4. Предлагаемая программа поддержки малого

предпринимательства в г. Нефтеюганске .......... 73- 74

Заключение .......................... 75 - 77

Список использованной литературы ................78 - 82

Приложения ......................... 83 - 98

Введение.

Практикой мирового бизнеса доказано, что малое предпринимательство занимает

очень важное место в национальной экономике любого государства. Ведь он во

многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового

национального продукта, формируя его 40-50 процентов. Но дело не только в

количественных показателях – этот фактор по своей сути является имманентным

элементом рыночной инфраструктуры.

Гармонично развивающему государству просто необходимо прийти к такому

рыночному хозяйству, чтобы высокий уровень развития малого

предпринимательства выступал необходимым слагаемым в нем. Раньше в России

явное предпочтение отдавалось концентрации производства, но сейчас, когда

наша экономика пытается пойти по западному пути, нельзя не признать, что

успех этого пути в большей степени возможен благодаря развитию малого

предпринимательства. В нашей же стране малое предпринимательство не только не

получает от государства достаточной помощи, но зачастую оказывается в

железных тисках государственной бюрократической машины.

Оценка реального состояния дел в сфере малого предпринимательства в России

весьма затруднена из-за скудного характера и низкой достоверности сведений о

деятельности российских малых предприятий. Приближенные оценки различных

экспертов такой величины, как количество предприятий малого

предпринимательства, действующих на сегодняшний день в России, расходятся

порой в несколько раз. Поэтому, в отношении малого предпринимательства нужна

система надежного статистического мониторинга, благодаря которому можно будет

составить четкую программу поддержки и развития малого предпринимательства,

ведь опыт мирового развития показывает, что в условиях экономического кризиса

политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию малого

предпринимательства, дает ощутимые результаты в достижении сбалансированного

экономического роста.

Малое предпринимательство как имманентная составляющая современного

производства во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в

экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству,

организованному на началах рынка, а также формирует новый социальный слой

предпринимателей. Все это обусловило выбор автором темы дипломной работы, как

наиболее актуальной.

Целью исследования данного дипломного проекта является изучение малого

предпринимательства, его роли в развитии рыночной экономики и исследование

динамики развития малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном

округе на примере города Нефтеюганска.

Для достижения этой цели автором предполагается решить следующие задачи:

- проанализировать состояние и условия развития малого

предпринимательства;

- оценить возможность нахождения и использования источников

финансирования малых предпринимателей;

- разработать методику формирования условий и факторов развития

малого предпринимательства на примере лизинга;

- разработать стратегию развития малого предпринимательства в

Ханты-Мансийском автономном округе (на примере г. Нефтеюганска).

Объектом исследования данного дипломного проекта являются малые предприятия и

частные предприниматели города Нефтеюганска Ханты-Мансийского автономного

округа. Выбор объекта исследования обусловлен тем, что при анализе данных по

Ханты-Мансийскому автономному округу было обнаружено, что из всех

территориальных единиц этого региона, в городе Нефтеюганске в 1998 году с

предприятиями малого сектора национальной экономики сложилась самая

неблагоприятная ситуация.

Теоретической и методологической основой являются книги и статьи

отечественных и зарубежных ученых, директивные документы, нормативные

документы законодательных и исполнительных органов федеральных и региональных

органов власти, статистические отчеты и отчеты налоговой инспекции по

Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу, городу Нефтеюганску,

данные по статистике Госкомстата Российской Федерации.

Глава I. Место и роль малого предпринимательства в рыночной экономике.

1.1. История возникновения и эволюция теории предпринимательства.

С точки зрения римских юристов, «предпринимательством» считалось занятие,

дело, деятельность, особенно коммерческая, а предпринимателем - арендатор,

человек, ведущий общественное строительство. В средние века понятие

«предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах.[4. c.18] Прежде всего к

ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Пример такого

предпринима­тельства дает Марко Поло, стоявший у истоков развития торговли

между Европой и Китаем. Начиная торговый путь, торговец (предприниматель)

подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Предпринимателями

считались и организаторы парадов, балаганов и представлений, а также

руководители крупных произ­водственных или строительных проектов. По мнению

Берта Хозелица, «типичным предпринимателем в средние века было духовное лицо,

которое осуществляло большой объем архитектурных работ, возведение замков,

строительство фортификационных сооружений, общественных зданий, монастырей,

кафедральных соборов». [7. с.7]

В XVII веке, предпринимателем стали называть человека, заклю­чившего с

государством контракт на выполнение работ или на постав­ку определенной

продукции.

Впервые экономическое определение слова «предприниматель» появилось во

Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г., где под ним

понимался человек, берущий «на себя обязатель­ство по производству или

строительству объекта». [7. с.8]

Впервые научное определение слова «предприниматель» появилось в работах

английского экономиста Ри­чарда Кантильона. Под предпринимателем он понимал

человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы,

фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной

цене, а продают - по неизвестной.

Француз К. Бодо (физиократ) развил эту идею дальше Р. Кантильона. Им было

отмечено, что «предприниматель должен обладать определенным интел­лектом,

т.е. различной информацией и знаниями». [7. с.8] А еще один француз-

экономист, Тюрго, считал, что предприниматель должен обла­дать не только

определенной информацией, но и капиталом. Он от­мечал, что капитал служит

основой всей экономики, прибыль - цель успеха предпринимателя, основа

развития производства.

А. Маршалл и его последователи считали, что предпринимателем может быть не

каждый, ведь главный стержень предпринимательства - орга­низаторская

способность – есть не у всех. [33. c. 28]

В трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина встречается немало негативных

оценок предпринимательства, они считают его пережитком экономической

старости.

Развитие понятий «предприниматель» и «предпринимательство» от­ражено в

приложении 1.

История развития российского предпринимательства печальна. Прервавшись почти

на 70 лет правления Советской власти, оно вряд ли может рассчитывать на

возрождение. Надо строить систему нового предпринимательства, соответствующую

современной рыночной системе. Однако нужно не забывать уроки истории, ведь

осознание прошлых ошибок – важнейший момент в концепции управления

До начала XVIII века государственной поддержки предпринимательства в России

как таковой почти не было. Однако и тогда можно было встретить интересные

моменты.

С XIII по XV век пришлых крестьян (их называли «новоподрядчиками»)

освобождали от уплаты налогов собственнику этой земли на срок от 5 до 15 лет.

Существовали меры, предусматривающие защиту от нечестной торговли купцов-

иностранцев, которые в целях захвата рынка снабжали деньгами небогатых

русских купцов, превращая их в своих агентов, скупая через них товары по

чрезвычайно низким ценам. Иностранные купцы, особенно шведские, свободно

пересекали границу и торговали в России в течение всего года, скупая местные

товары в наиболее вы­годное время. Поэтому дипломатом и экономистом Ордын-

Нащокиным в 1667 г. был создан Новоторговый устав, который определял

направления внеш­неторговой политики русского правительства. В нем

предлагалось объединить торговых людей, организовать помощь мелким купцам со

стороны крупных путем создания торговых компаний на комиссионных нача­лах.

Кроме этого, поощрялся вывоз русских товаров за границу. Рус­ским купцам

разрешалось продавать свои товары во всех пригранич­ных городах и на

ярмарках, торговать с «иноземцами» вольно. На вы­рученные от экспорта деньги

купцы могли покупать беспошлинно иностранные товары.

Петр I не допускал полной монополии частных лиц: «Регламент Мануфактур-

коллегии» имел специальный пункт - «Об неисключении других фабрик». Можно

сказать, что это был первый российский антимонополистический закон. [3. c.

12]

Уже тогда предприниматели натыкались на ряд пробле­м: недостаток капиталов

для создания предприятий, конкуренция со стороны иностранных товаров. Решить

их и многие другие проблемы можно с помощью государства. Петром I был издан

ряд указов, в ко­торых определялись привилегии купечеству, такие как

освобождение от всякой службы государству; беспроцентная денежная ссуда из

казны; освобождение от уплаты торговых пошлин; передача земли, казенных

строений, оборудования; передача казенных заводов частным компаниям. По

мнению Петра, это должно было привлекать купцов к занятиям промышленными

делами. Надо заметить, что такие меры и сейчас были бы действенны.

Основным налогом в то время был промысловый налог, от которого полностью

освобождались некоторые категории, такие как, например мелкие кредитные

учреждения, товарищества, артели с капиталом меньше 10 тысяч рублей;

промыслы, требовавшие покровительства государства, в том числе первичная

обработка сельскохозяйственной продукции, крес­тьянские промыслы и т.д.

Менделеев Д.И., всерьез занимавшийся проблемами промышленного развития

России считал, что «причиной малого развития у нас промышленности должно

считать отсутствие личной предприимчивости, определенной преимущественно тем,

что русские люди привыкли все получать готовенькое, так сказать, в виде

подарка от кого бы то ни было, сверху или снизу, и если манна небесна само

собой не валит с неба, то наша образованность привыкла обвинять кого-либо или

сверху, или снизу, а сама ничего не предпринимает, если это сопряжено с

необходимостью личного труда, риска и упорства, как это и нужно для дел

промышленности». [35. с.25]

У прошлого и нынешнего предпринимательства есть два сходства - первое это то,

что и раньше и сейчас предпринимательством занимается в основном молодежь, а

второе - как «старому», так и «новому» предпринимательству приходилось и

приходится преодолевать постоянное, скрытое и явное противодействие

государственной бюрократии.

В России предпринимателями создается всего 10% валового национального

продукта страны и это неудивительно, если учесть фактический развал нашей

экономики.

Сложная внутриэкономическая ситуация вынудила российских ученых-экономистов

исследовать теории предпринимательства, в результате чего появилась

законодательная основа регулирования данной отрасли экономики.

Долгое время в нашей стране уделялось большое внимание монополизации и

укрупнению производства. Создавались предприятия с низким уровнем

технологической и подетальной специализации, обладающие жесткой

технологической структурой и во многих случаях являющиеся монопольными

производителями определенных видов продукции. Их организационную перестройку

и перепрофилирование на выпуск наукоемкой продукции очень трудно осуществить.

Стоило задуматься и отметить недопустимый уровень практически монопольного

выпуска многих видов энергетического, металлургического, транспортного и

тому подобного оборудования, а также почти всего выпуска товаров широкого

потребления.

Государственная экономическая политика, направленная на строительство и

преимущественное развитие крупных производств, приве­ла к тому, что значение

малых предприятий в экономике страны в течение многих десятилетий

недооценивалось.

Такая недооценка малых предпри­ятий обуславливалась сложившимся

представлением об их низкой эко­номической эффективности, которое исходило из

политэкономического постулата о монополизации и концентрации производства,

как о главном направлении экономики страны.

Начало развития многоукладной экономике в СССР выпало на конец 80-х годов с

появлением экономических субъектов - представителей раз­личных форм

собственности. Наиболее благоприятными для их развития оказались 1987-1991

гг. По данным налоговых организаций, в этот период было зарегистрировано 240

тыс. малых предприятий. [5. c. 14]

В 1989-1990 гг. кооперативы образовывались в основном на основе

государственной собствен­ности, поэтому сектор малого предпринимательства был

тогда незначителен. Государство оставалось доминирующим звеном экономики, а

малое предпринимательство так и оставалось на «вторых ролях». Но уже тогда

про­исходило его отделение в самостоятельную отрасль относительно системы

жесткого централи­зованного управления. Первыми формами такого отделения были

аренд­ное и кооперативное движение, но их развитие было технически отстало, и

создать инновационный климат как массо­вое явление они не могли, так как

условия хозяйствования на малых и средних предприятиях промыш­ленности того

периода не представляли собой нечто целое. [5. c. 19]

Новое в развитии малого предпринимательства появилось в 1990 г., с изданием

постановление правительства о мерах по созданию и раз­витию малых

предприятий, установлению налоговых льгот для них. Эта идея состояла в том,

чтобы начать массовый процесс приватизации мелких нерента­бельных и

малоэффективных государственных предприятий, перевести их на арендную систему

поощрений, кооперативную форму собст­венности либо передать трудовым

коллективам на принципах акцио­нирования.

В 1990-1991 гг. государственной статистикой был зафиксирован рост малого

предпринимательства, произошедший за счет преобразования кооперативов в малые

предприятия, так как они имели право на налоговые льготы. Кроме того,

сказалось отрицательное отношение населения к кооперативам. [5. c. 26]

Тогда же часть малых предприятий была учреждена крупными государственными

организациями как дочерние. Доходность таких предприятий достигалась за счет

бесплатного или льготного использования площадей, ресурсов, оборудования

организаций-учредителей.

Следующий этап развития малого предпринимательства в 1992 г. обозначился

расширением процесса приватизации в сфере обслуживания и торговли. Однако не

всегда для выкупа трудовы­ми коллективами предприятий сферы услуг у

работников хватало де­нежных средств. Отсутствие кредита и высокий риск

банкротств, связанный с резким падением спроса населения на услуги (в связи с

инфляцией в то время население почти 80% доходов тратило на продукты питания)

также сыграли свою роль. [56. c. 14]

Еще одна примета 1992 г. - кризис, охвативший крупные пред­приятия тяжелой

промышленности. Поэтому некоторые негосударственные формы хозяйствования

полу­чили развитие в промышленности.

Чаще всего малые предприятия создавались в строительстве и промышленности, а

по­среднических предприятий было меньше в 10 раз, чем стро­ительных, и в 8

раз, чем промышленных.

В течение 1992 г. на складывающиеся позитивные процессы в малом

предпринимательстве оказали разрушительное воздействие государственная

налоговая и ценовая политика. Страну захлестнула волна

псевдопредпринимательства.

Нынешний этап развития малого предпринимательства обозначился борьбой

предпринимателей-производителей за «выживание» в условиях всеобщего кризиса

эко­номики. В силу дефицита бюджета го­сударство не может выделить финансовые

и организационные струк­туры для поддержки малых предприятий. Инвестиционная

деятель­ность малого предпринимательства практически прекратилась.

К сожалению, не представляется возможным составить полное представление о

развитии малого предпринимательства и соотношении между секторами экономики,

потому что у отечественной статистики достоверной информации относительно

малых фирм еще недоста­точно.

В таблице 1 представлено изменение процентного отношения работ­ников малого

предпринимательства в 1991 г. по сравнению с 1990 г. [5. с19] Из таблицы

видно, что за год численность занятых в госпредприятиях сократилась (с 78,7%

в 1990 г. до 72,9% в 1991 г.), в то время как численность занятых в малом

секторе экономики заметно увеличилась. Вывод напрашивается сам: в 1991 году

все больше людей стали обращать свое внимание на малое предпринимательство и

активно участвовать в расширении данного сектора экономики.

Таблица 1

количество занятых в сфере малого предпринимательства на предприятиях

различных форм собственности

1990 г. млн. ч.% к общей численности занятых1991 г. млн. ч.% к общей численности занятых
Всего занято138,2100135,7100
В том числе: госпредприятия и организации108,878,798,972,9
Арендные предприятия--9,06,6
Акционерные общества3,82,71,00,7
Концерны, объединения--0,70,5
Общественные организации, фонды1,81,31,81,3
Совместные предприятия0,10,10,20,2

В 1993 г., не взирая на налоговый пресс, неразвитость правовой базы, просчеты

приватизации, акционирования и тяжелейшие экономические условия малое

предпринимательство продолжает развиваться.

Таблица 2 представляет процентное распределение предприятий по формам

собственности и показывает развитие частной формы собственности в 1993 г.

[11. с.35]

Таблица 2

распределение малых предприятий по формам собственности (в %)

Всего предприятий

В том числе по формам собственности

Рмам собственности

ГосударственнаяЧастнаяобщественнаясмешанная
10012,570,11,116,3

Эта таблица наглядно показывает, что в 1993 году в частном секторе малых

предприятий было уже гораздо больше, чем в государственном.

Предпринимательству данного периода присуще стремление уйти в теневую

экономику, в те отрасли, которые дают быструю окупаемость затрат, не рискуя

инвестировать производства длительного цикла.

Распределение численности работающих в малых предприятиях по секторам

экономики и формам собственности показано в таблице 3.

Из таблицы 3 видно, что в 1994 г. сектор малого и среднего

предпринимательства переживает определенный спад. [15. с.54] Однако этот спад

носит не абсолютный, а относительный характер: происходит замедление темпов

роста соответствующих показателей. Инвестиционный про-

Таблица 3.

распределение численности работающих на малых предприятиях по формам

собственности (в %)

Всего работаю­щих на предприятияхВ том числе на предприятиях
Гос. СектораЧастного сектораОбществ. Формы собств.Смешанной формы собств.
Всего10030,053,30,915,8
В том числе по от­раслям экономики:
Промышленность10044,139,21,015,7
Строительство10024,759,50,914,9
Торговля и обще­ственное питание10024,469,80,25,6
Общая коммерчес­кая деятельность по обслужива­нию рынка1003,856,70,838,7
Жилищно-коммунальное хозяйст­во, непроизводст­венные виды бы­тового обслужива­ния населения10033,655,22,09,2
Наука, научное обслуживание10024,241,21,732,9
Сфера частного и индивидуального предпринимательст­ва4,93,66,54,8
В том числе:
Фермерские хо­зяйства0,10,1.0,20,2
Личные подсобные4,63,34,63,4
Индивидуальная трудовая деятель­ность0,20,21,71,2

цесс на существующих предприятиях пока играет небольшую роль. Главным

остается приток капитала извне. Продолжается резкое снижение концентрации

производства, на­чавшееся в конце 80-х - начале 90-х годов в связи с

развитием мелкого предпринимательства, началом которого послужила

развернувшаяся в начале 90-х годов мас­совая приватизация госсобственности, о

чем наглядно свидетельствуют статистические данные таблицы 4. [22 с.23]

Таблица 4.

распределение численности участвовавших в выборке предприятий по числу

занятых на них работников

Среднесписочная чис­ленность за­нятых (чел.)РангЧисло предприятий на конец года (%)
198819891991199219931994
1-5112,919,823,021,419,323,5
6-9212,923,519,220,721,117,9
11-20 .38,114,816,923,521,919,3
21-50411,312,314,614,019,019,7
51-100512,910,511,110,09,29,5
101-150611,35,63,83,12,62,2
151-20076,53,12,71,72,83,0
Более 200824,210,58,85,74,14,9
Итого:100100100100100100
Средний ранг
А4,83,53,43,23,23,2
B2,73,22,83,23,2

В 1994 и 1995 гг. предприятия все чаще стали вступать на путь рационализации

и экономии, хотя организаций, расширяющих свое производство и ищущих новые

пути развития, остается все-таки больше.

Аналитики говорят о том, что сегодня почти 90% малых и средних

предприятий выживают только за счет торговли и посредничества.

В 1995 г. сектор малого предпринимательства принял более-менее равновесное

состояние, которое выразилось падением темпов роста числа малых пред­приятий.

К началу 1996 г. в Российской Федерации насчитывалось 877,3 тыс. предприятий

малого предпринимательства. Наибольшее количество малых предприятий в 1996 г.

было сосредоточено в торговле, одна треть предприятий при­ходится на

промышленность и строительство, небольшая часть занята в сфере науки.

Сейчас нашим законодательством сделаны только самые первые попытки привести

пра­вовое и организационное обеспечение формирования малого

пред­принимательства к необходимой линии поведения. Существует много не

разрешимых проблем, сдерживающих его развитие. Они связаны с «нестабильностью

общих экономичес­ких и правовых условий, трудностями в получении малыми

предпри­ятиями необходимых инвестиций и кредитов, помещений и информа­ции,

сложной криминогенной обстановкой, неотлаженностью механиз­ма государственной

поддержки и отсутствием четкого разграничения функций между федеральными и

региональными органами, осущест­вляющими эту поддержку. Все это плюс

инфляционные процессы приводит к тому, что развивать малое

предпринимательство, и преж­де всего путем увеличения инвестиций, особенно в

производственную сферу, считается очень рискованным делом». [7. с. 25]

Однако, несмотря на это, с 1996 по 1999 год сектор малого предпринимательства

развивается бурно и стремительно. В приложении 2 показано, как быстро растет

доля выручки малых предприятий от реализации продукции (работ и услуг) в

объеме валового национального продукта, из чего можно сделать вывод, что если

малое предпринимательство и дальше будет развиваться такими темпами, то через

некоторое время мы догоним США по количеству малых предприятий. Однако

остается открытым вопрос, скажется ли это положительно на развитии нашей

национальной экономики?

1.1. Малое предпринимательство; понятие, показатели, признаки.

Начиная попытки определить такое понятие как «малое предпринимательство»

нужно принять во внимание, что чаще всего определение того или иного предмета

зависит от интере­сов понимающего лица, целей определения и уровня развития

кон­кретного окружения, в котором должно применяться это определение. Но,

определяя для себя термин «малое предпринимательство» можно выделить

следующее:

- определения малых и средних предприятий разнятся не только по странам, но в

том числе и внутри страны по отраслям и террито­риям;

- всякое определение дается в зависимости от практических нужд и служит

определенным целям;

- большая дифференциация определений показывает, что малые предприятия не

имеют четких определений границ.

В статистике используется много показателей, определяющих принадлежность

предприятия к сектору малого предпринимательства. Все они показаны в таблице

5. [1. с.14]

Как видно из таблицы показатель численности занятых используется практически

везде, но в зависимости от страны он различен.

Таблица 5.

использование количественных показателей отнесения предприятий к разряду

«малых» в различных странах

ПоказателиСтраны
СШАЯпонияФРГВелико­британияФранцияИталия
Основные показате­ли:
Численность заня­тыххххххХ
Объем, оборота ка­питала (продаж)ххххх
Дополнительные показатели:
Объем годового до­ходах

Продолжение таблицы 5.

Степень участия в капитале других фирмх

Чаще всего при определении малого предприятия принимается во внимание его

размер, устанавливающийся на основе показателя численности работников,

количества основных производственных фондов или оборота капитала. Однако не

следует забывать об условности данных показателей и понимать, что основным

признаком малого и среднего предпри­нимательства служит численность занятых -

не более 500 человек.

Очевидно, что количественные показатели удобны для бюрократов, но с их

помощью нельзя определить существенные черты, дающие возмож­ность

предприятиям добиться успеха, составляющие секрет высокой эф­фективности

малого предпринимательства.

Вот почему необходимо изучение качественных характе­ристик малых предприятий,

которые являются наиболее важными для понимания сути малого

предпринимательства.

Русскими экономистами выявлено несколько направлений, по-своему понимающих

экономический смысл малых производственных форм: например, школа так

называемых «функци­оналистов» [15. с.10] и школа «собственников» [15. с.34].

Основные различия между этими школами проявляются в их подходах к следующим

вопросам:

- конкретные технологии и размеры расширения пред­приятий, организационные

изменения, анализ последствий НТР;

- место малого предпринимательства национальной экономике;

- проблемы опре­деления и классификации малых предприятий.

Школа «функционалистов» выводит преимущества малых предприятий из их

способности занять экономические «ниши», оставленные гигантами.

Идеалом организации (по мнению «функционалистов») является «целостная система

неболь­ших хозяйственных единиц в «силовом поле» крупных предприятий» [7.

с.35].

Недостатком этой школы является то, что эта пози­ция предопределяет малым

предприятиям роль придатков «боль­шой экономики», маленьких частей большого

комплекса, работающих на той же самой основе. В этом случае монопольные

гиганты полностью со­храняют свое положение.

«Функционалисты» выводили определение малого предприятия из технических,

технологических и численных признаков, но этого оказалось недостаточно, вот

почему «собственники» дополнили его главным признаком. По их мнению малое

предприятие - это предприятие альтернативных форм собственности, дей­ствующее

целиком в рыночных механизмах.

Малые предприятия подрывают экономическую влас­ть государства, действуя вне

планово-экономической системы, вне государственного распределения трудовых

ресурсов, без принудительного найма, вопреки финансовому диктату государства.

Таким образом, ключевое отличие малого предприятия - не разме­ры и

техническая вооруженность, а некое неформальное сочетание черт частного

сектора; формальные же наименования малого предпри­нимательства определены

нормативными государственными решения­ми, а не естественными экономическими

отношениями и поэтому не имеют решающего значения.

Сегодня многие мелкие фирмы по технической вооруженности, производительности

часто не уступают крупным компаниям, все больше превращаясь в составные

звенья крупного общественного произ­водства. В этом плане противопоставление

мелкого и крупного произ­водства теряет смысл.

На практике деятельность большого количества мелких и средних фирм сегодня

широко включается в процессы планомерно регулируе­мой монополистической (и

государственно-монополистической) дея­тельности. При этом крупный капитал

широко использует предприни­мательский потенциал мелких предпринимателей. В

таких условиях малое предпринимательство непосредственно включается в систему

большого предпринимательства, когда значительная часть небольших компаний

вообще не может су­ществовать без тесных связей с монополией.

Развитие малых форм предпринимательской деятельности стало в полной мере

проявляться лишь на третьем этапе развития малого и среднего

предпринимательства в эпоху монополистического капита­лизма. Это

экономическое явление отражает своеобразный синтез ор­ганизационных форм,

обеспечивающих реализацию определенных до­стижений научно-технического

прогресса, с социально-экономически­ми условиями способа производства.

Приступая к развитию малых предприятий в нашей стране, созда­вая систему мер

государственного регулирования малого предпринимательства, не­обходимо

опираться на изучение хозяйственной практики передовых в/экономическом

отношении стран, опыта функционирования, роли и места малых фирм в

современной высокоразвитой экономике.

Несмотря на то, что между промышленно развитыми странами, имеются

значительные различия, касающиеся вкладываемых ресур­сов, структуры и уровня

развития, экономической политики, а также роли и организации промышленности,

почти везде ширился и рос ин­терес к вкладу малых и средних предприятий в

развитие националь­ной экономики.

Основываясь на вышеизложенном можно вывести следующее определение малых форм

предпринимательской деятельности – «это имманентный элемент системы

экономических отношении индустриальной экономи­ки рыночного типа,

обеспечивающий ее инновационную активность и поддержание конкурентной среды»

[7. с.39].

Сейчас в нашей стране принадлежность предприятий к секторам экономики

определяется следующими призна­ками: численностью работающих, объемом валовой

продукции и величиной основных производственных фондов.

Законом РФ № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. «О государст­венной поддержке малого

предпринимательства в Российской Федера­ции», определен предельный уровень

численности персонала по отраслям, например в промышленности, строительстве

н на транспорте он составляет 100 чело­век, в науке и научном обслуживании -

60 человек и т.д.

В законе «О государственной поддержке малого предприни­мательства в

Российской Федерации», под субъектами «малого предпри­нимательства понимаются

коммерческие организации, в уставном капи­тале которых доля участия

Российской Федерации, субъектов Россий­ской Федерации, общественных и

религиозных организаций (объедине­ний), благотворительных и иных фондов не

превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим

лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25

процентов...» [18. c.9] То есть ограничение чис­ленности дополняется

ограничением в отношении вида собственности предприятия.

Многопрофильные предприятия относятся к малым по тому виду деятельности,

который занимает наибольшую долю в объеме реализации. В проекте

постановления о малых предприятиях было требование наличия главного вида

деятельности, который давал бы не менее 50% годового дохода. Скорее всего оно

обосновывалось мировым опытом, показывающим, что для наибольшей

эффективности малого предприятия необходимо, чтобы оно было специализировано

на определенном виде деятельнос­ти, так как неспециализированные предприятия

не вы­держивают конкуренции. Вот почему государственную поддержку получают

мел­кие предприятия, стремящиеся к повышению специализации.

Выделение какого-либо вида деятельности как доминирующего влечет за собой

существенные изменения в структуре производства. Можно сузить какое-либо из

направле­ний деятельности и за его счет расширить другое до требуемых

мас­штабов, однако это не всегда целесообразно. Иногда следует выделить

какое-либо направление в самостоятельное малое предприятие.

Следующий показатель - объем реализованной продукции, но в нашей стране он

почти не применяется из-за незаконченности реформы ценообразования, а также

высокого темпа инфляции.

Применение показателя объема основ­ных производственных фондов также в

настоящее время не представ­ляется возможным. Вероятно, он сможет применяться

лишь после завершения программы приватизации.

Необходимо также помнить, что в ряде случаев - в зависимости от целей - два

традиционных признака (размерный и финансовый) должны дополняться и другими

качественными характеристиками.

На территории России малым считается предпри­ятие, основывающееся на частной,

муниципальной, государственной собственности, собственности общественных

объединений, (организа­ций), доля которых в уставном капитале не превышает

25% вновь со­зданной, а также на смешанной форме собственности, не

запрещенное законодательством и отвечающее целям, предусмотренным уставами

таких предприятий. К малым относятся предприятия всех организа­ционно-

правовых форм, удовлетворяющие требованиям Закона РФ «О государственной

поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.