РУБРИКИ |
Диплом: Валютное регулирование и валютный контроль в РФ в период с 1987 по 1996 год |
РЕКЛАМА |
|
Диплом: Валютное регулирование и валютный контроль в РФ в период с 1987 по 1996 годсовершенствования регулирования в области валютных операций, становления валютного контроля и определения системы имущественной ответственности за нарушение правил этого контроля. Нельзя не отметить, что законодательство в этой сфере страдает, как указывалось выше, множеством противоречий. Сейчас, как никогда, важно унифицировать валютное законодательство, сделать его проще и доступнее. Одной из главных задач на данном этапе является совершенствование валютного рынка, чего нельзя добиться изданием многочисленных инструкций, положений, писем, циркуляров, противоречащих друг другу. Четкость и ясность нормативной базы в данной области помогут сделать валютный рынок России более предсказуемым, создать условия для перехода к полной конвертируемости рубля, а следовательно укрепить к нему доверие иностранных инвесторов. Немаловажная роль в совершенствовании валютного рынка принадлежит Центральному банку. В его распоряжении имеются в принципе три типа мер: административные (различные запреты, лимиты, нормативы) , рыночные (денежные интервенции на рынке) и неформальные. Последние ( типичные, например, для Великобритании ) означают прямые человеческие контакты руководителей Центрального банка и узкой группы крупных коммерческих банков, в ходе которых даются неформальные рекомендации и проводятся консультации. Хотя наша раздробленность системы коммерческих банков не очень благоприятствует такому типу отношений, все же при доброй воле обеих сторон он мог бы развиваться. III. Структуризация валютного рынка каждой страны во многом зависит от политики государственного регулирования экономики, от степени вмешательства государственных органов в валютно-кредитные и финансовые отношения, которое осуществляется через валютное регулирование, направленное в первую очередь на поддержание стабильного валютного курса и выравнивание платежного баланса страны. Политика валютного регулирования реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля. Валютные ограничения предусматривают определенные меры по регулированию валютных операций резидентов и нерезидентов страны, осуществлению ими платежей, инвестиций, порядка перевода национальной и иностранной валюты за границу, порядка репатриации прибыли. В СССР системе валютных ограничений в качестве одного из центральных инструментов валютной политики уделялось мало внимания. До 1986-1987 годов система ограничений была очень примитивной, так как у предприятий и учреждений не было никаких прав. При этом всерьез утверждалось, что наша валютная монополия не имеет ничего общего с западными ограничениями, и тут же признавалось, что "валютные ограничения и связанная с ними необратимость валют сопровождаются значительным разрывом между внутренним и внешним уровнем цен".* Экономика была фактически изолирована от мирового рынка, хотя, как показала практика, это не помогло защититься от неблагоприятных внешних влияний. Напротив, результатом стали ценовые диспропорции, иррациональность валютных курсов и процентных ставок, уязвимость перед лицом внешних факторов типа изменений цен на нефть и курса доллара США. Валютное регулирование до недавнего времени сводилось, как уже указывалось выше, к распределению валютных ресурсов на основе валютного плана и единой валютной кассы, а также установлению порядка ввоза, вывоза и пересылки наличных денежных знаков. Для советской валюты в принципе все это было запрещено, если не считать некоторых исключений, которое трудно воспринимать серьезно. Так, разрешалось временно вывозить советскую валюту до 30 рублей на одно лицо, но без права расходования за границей с обязательным ввозом обратно, советские монеты можно было ввозить и вывозить не более одной штуки каждого достоинства. Затем с рядом стран были заключены соглашения о расширении этих прав. Ввоз наличной валюты практически свободен, вывоз - при наличии подтверждения о ее ввозе или законности приобретения (таможенной декларации, разрешения на вывоз, выдаваемого Внешэкономбанком или Минфином). С марта 1989 года ограничения по текущим операциям приняли форму лицензирования и декларирования грузов при пересечении границы, причем соответствующие функции правительства по валютному регулированию были переданы ведомствам. Можно сказать, что по определенному кругу товаров не было никаких ограничений, если они были приобретены за счет валютных фондов предприятий и организаций, то есть существовавшие ограничения имели специфику в связи с тем,что в жизнь проводился принцип валютного самофинансирования. Четкие ограничения по финансовым операциям отсутствовали, но все они без исключения требовали получения лицензий у Внешэкономбанка, что в конечном счете означало почти полный запрет. ----------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------- * Айзенберг И.П. "Валютная система СССР".- М.: Соцэкгиз, 1962. В настоящее время по установившейся традиции и законодательству каждой страны ввоз иностранной валюты на свою территорию не ограничивается, это является одной из форм привлечения иностранной валюты в свою страну. Но необходимо обязательное оформление документа на вывозимую валюту, каковым в данном случае выступает таможенная декларация. Вывоз иностранной валюты из Российской Федерации осуществляется по разрешению, выдаваемому уполномоченным банком или его филиалом, подразделением, обменным пунктом. "Российским и иностранным гражданам разрешается вывозить инстранную валюту без ограничения суммы, но только при наличии разрешения, которое подтверждает: - покупку иностранной валюты за рубли в соответствии с валютным законодательством; - выдачу наличной иностранной валюты с текущих валютных счетов юридических и физических лиц на основе норм валютного законодательства; - покупку дорожных и банковских чеков за наличную иностранную валюту; - выдачу наличной иностранной валюты по пластиковым карточкам иностранных эмитентов и российских уполномоченных банков. Подобное разрешение выдается конкретному лицу без права передачи другому лицу." * Норма вывоза иностранной валюты на одного российского гражданина без предъявления таможенной декларации или без разрешения уполномоченного банка устанавливается Центральным банком Российской Федерации. Большинству стран, имеющих сейчас свободный валютный рынок и свободно конвертируемую валюту, в своих экономических преобразованиях приходилось использовать политику жестких ограничений на перемещение капиталов и на проведение текущих валютных операций до того, как появилась возможность полного снятия всех ограничений на перемещение валютных ресурсов внутри страны и за ее пределами. В условиях переходной экономики и глубокого кризиса в России существование некоторых валютных ограничений можно с достаточным основанием считать вполне оправданным, поскольку это - одно из средств для достижения конечной цели - цивилизованного валютного рынка, где конвертируемость российского рубля ни у кого не будет вызывать сомнений. Как уже указывалось выше, политика валютного регулирования реализуется, помимо установления валютных ограничений, через механизм валютного контроля. Характерной чертой Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", выгодно отличающей его от союзного аналога, стала детальная разработка процедуры валютного контроля. Законом предусмотрена система органов валютного контроля , включая Центральный банк и Правительство , и подотчетных им агентов валютного контроля. Для каждого звена данной системы установлен свой объем полномочий, дается определение прав и обязанностей должностных лиц, осуществляющих валютный контроль. Одновременно оговариваются права и обязанности резидентов и нерезидентов как объектов валютного контроля. ----------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------- * Козырин А.Н. Правовое регулирование порядка перемещения валюты и валютных ценностей через российскую границу" // Деньги и кредит. 1994. № 8. III.1. Эффективный контроль за соблюдением валютного законодательства является важнейшим элементом валютного регулирования. Развитие валютного рынка невозможно без действенной системы контроля, целью которого является обеспечение соблюдения норм валютного законодательства Российской Федерации всеми резидентами и нерезидентами на территории страны при операциях с валютными ценностями. К основным направлениям валютного контроля относятся: - определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; - проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством , а такжет обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации; - проверка обоснованных платежей в иностранной валюте; - проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации. Валютный контроль в России осуществляется органами валютного контроля и их агентами. В соответствии с Законом "О валютном регулировании и валютном контроле" органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Агентами валютного контроля выступают уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, и организации, на которые органами валютного контроля могут быть возложены такие функции. В пределах своей компетенции органы валютного контроля издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации. Основные полномочия органов и агентов валютного контроля в соответствии со ст.12 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" следующие: - осуществлять контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля; - проводить проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации. Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.* Центральный банк Российской Федерации как орган валютного контроля управляет валютными операциями, выдается коммерческим банкам лицензии на осуществление валютных операций на российской территории и за границей, выдает разрешения уполномоченным предприятиям на право торговли за валюту, выдает разрешения на открытие счетов за границей. Важным звеном валютного контроля является Федеральная служба Российской Федерации по валютному и экспортному контролю (ФСВК). Она была создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О системе центральных органов федеральной исполнительной власти" от 30 сентября 1992 года № 1148, Постановлением Правительства Российской Федерации "Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка" от 6 марта 1993 года № 205. Основные цели, задачи, компетенция, структура и другие вопросы, связанные с развитием ФСВК как службы центрального органа федеральной исполнительной власти, были определены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июня 1993 года № 560. ----------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------- * Федоров М.В."Валюта,валютные системы и валютные курсы".-М.:ПАИМС,1995 Главной задачей ФСВК является проведение единой общегосударственной политики в области организации и надзора за соблюдением российского законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и других внешнеэкономических операций. Основными функциями ФСВК являются: - контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами российского законодательства и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и за выполнением резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте; - участие в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг и правильности использования полученных квот и лицензий; - контроль за правомерностью предоставления или отказа в предоставлении права на экспорт стратегически важных сырьевых товаров предприятиям и организациям; - организация с участием других органов и агентов валютного и экспортного контроля, заинтересованных органов федеральной исполнительной власти проверки полноты и объективности учета и отчетности по валютным, экспортно-импортным и иным внешнеэкономическим операциям, а также проверки операций нерезидентов в валюте Российской Федерации; - контроль за эффективностью использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых России на основе международных договоров; - анализ и обобщение практики валютного и экспортного контроля, в том числе в зарубежных странах, и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства России в этой области, а также другие функции. Для реализации своих функций ФСВК имеет право: - получать от органов и агентов валютного и экспортного контроля необходимую информацию и документы; - проводить проверки финансовых документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций, контрактов, соглашений и иных документов, связанных с осуществлением хозяйствующими субъектами экспорта и импорта товаров и услуг, бартерных операций, иных внешнеэкономических операций, с получением и переводом валютных ценностей, с выполнением обязательств перед государством в иностранной валюте; - ставить вопрос в установленном порядке о приостановлении валютных, экспортно-импортных операций, о лишении хозяйствующих субъектов лицензий и других прав в области внешнеэкономической деятельности; - вносить в установленном порядке предложения по исключению хозяйствующих субъектов из перечня экспортеров стратегически важных сырьевых товаров в случаях непредставления (или отказа в представлении) органам федеральной службы соответствующих документов, связанных с проведением указанных операций; - давать предложения в установленном порядке о приостановлении или об отмене ведомственных нормативных актов по вопросам осуществления валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, а также обладает другими правами, необходимыми для эффективного выполнения своих функций и решения задач, поставленных перед этой федеральной службой. III.2. Одним из важных направлений деятельности органов валютного контроля на современном этапе является формирование в стране цивилизованного валютного рынка, создание таких условий, при которых возможно более эффективное использование валютных ресурсов в интересах развития экономики России. Наметившийся в последние годы "отток" или "невозврат" валютной выручки от экспорта товаров и услуг российских предприятий наносит значительный ущерб экономике страны, который проявляется не только в том, что из нее выкачивается сырье и идет процесс расхищения ее недр, но и в том, что оседание валютной выручки в другой стране способствует созданию дополнительных рабочих мест для ее рабочих, развитию экономики в целом, в то время как в нашей стране идет обратный процесс. Превышение вывоза на ввозом капитала в виде кредитов, прямых и портфельных инвестиций, которое может трактоваться как бегство капитала в связи с ограниченностью возможностей инвестирования этих средств во внутренней экономике, по оценкам экспертов Центробанка России, опубликованным в печати, составляло, начиная с 1992 года, более четырех миллиардов долларов ежегодно. В связи с этим 12 октября 1993 года была утверждена совместная инструкция Центрального банка Российской Федерации № 19 и Государственного таможенного комитета Российской Федерации № 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров", вступившая в силу 1 января 1994 года относительно товаров стратегического экспорта (сырьевых товаров, определенных в перечне Правительства Российской Федерации) и с 1 марта 1994 года для всех других экспортируемых товаров. Инструкция направлена на ограничение и пресечение попыток отечественных предпринимателей скрыть экспортную выручку за рубежом, на обеспечение ее полного и своевременного поступления в Россию, а также на борьбу с незаконным вывозом из страны материальных и финансовых ресурсов. Данной инструкцией активно вовлекаются в механизм валютного контроля все коммерческие банки, а базовым документом становится паспорт сделки, оформляемый экспортером в банке, где у него открыт валютный счет. Для оформления паспорта сделки экспортер предъявляет контракт в банк, где находится его валютный счет, на который должна поступить выручка от экспорта товаров. Экспортер вместе с этим банком оформляет паспорт сделки, в котором приводится краткое содержание условий контракта. По каждому заключенному контракту оформляется один паспорт сделки, подписываемый одним уполномоченным банком, на транзитный валютный счет в котором должна поступить выручка от импортера- нерезидента. Поскольку после подписания паспорта сделки банк берет на себя функции агента валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров по данному контракту, то он не имеет права подписать паспорт сделки, если в контракте имеются условия, которые предусматривают зачисление валютной выручки на счет, не принадлежащий экспортеру. Банк имеет право отказать в подписании паспорта сделки, если имеется: - несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, внесенным в паспорт сделки; - несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций требованиям действующего российского законодательства; -отсутствие в контракте условий, предусматривающих зачисление выручки на счет экспортера в уполномоченном банке; - отсутствие в контракте каких-либо сведений, необходимых для составления паспорта сделки в установленном порядке. После подписания паспорта сделки уполномоченный банк возвращает экспортеру первый экземпляр паспорта сделки вместе с контрактом, второй экземпляр хранится в банке. Таможенные органы принимают экспортные товары к таможенному оформлению только при предъявлении им в дополнение к другим документа, предусмотренным российским законодательством, ксерокопии паспорта сделки, заверенной ответственным лицом банка и с банковской печатью, а также копии с грузовой таможенной декларации на оформляемый груз. Таможенные органы контролируют соответствие данных паспорта сделки и данных, заявленных в грузовой таможенной декларации, и при отсутствии расхождений заверяют паспорт сделки. На основании грузовых таможенных деклараций составляется учетная карточка таможенно-банковского контроля, содержащая информацию по одной произведенной отгрузке. На основе учетной карточки в календарной последовательности оформляется реестр ожидаемого поступления на транзитные счета экспортеров валютной выручки от экспорта товаров. Экспортер после поступления на его валютный транзитный счет выручки от экспорта товаров, оформляя поручения о переводе части выручки на свой текущий валютный счет и обязательной продаже части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке, отдельной строкой указывает номер и дату паспорта сделки и учетной карточки, по которым поступила экспортная выручка (если поступил аванс, то указываются реквизиты только паспорта сделки). Инструкцией № 19 предусматривается ответственность как экспортера за несвоевременное предоставление необходимой документации или фальсификацию приводимых документов и сведений, так и банка за ненадлежащее выполнение данной инструкции. Действие инструкции № 19 имеет некоторые ограничения, так как она не распространяется на экспорт работ и услуг, а также на сделки, предусматривающие вывоз товаров с российской таможенной территории, если расчеты осуществляются в соответствии с законодательством России в ее валюте и если не предусмотрено проведение расчетов в денежной форме, как, например, при бартерной сделке. Наряду с "невозвратом" валютной выручки по экспортным контрактам отток валютных ресурсов происходит зачастую в форме авансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товаров и услуг. Некоторое сдерживающее действие оказывал введенный порядок, когда условием платежа при осуществленнии международных расчетов по импортным контрактам являлось обязательное представление российскими предприятиями в уполномоченный банк товарораспорядительных документов, подтверждающих отправку товаров в Россию. Более радикальными мерами должны стать требования, предъявляемые к импортерам, которые изложены в письме Центрального банка Российской Федерации "О введении в действие порядка осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" от 15 ноября 1995 года № 208 и в совместной инструкции Центрального банка России № 30 и Государственного таможенного комитета Российской Федерации № 01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" от 26 июля 1995 года. Инструкция введена в действие с 1 января 1996 года. Механизм контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары, так же как и валютный контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, делает важным звеном валютного контроля коммерческие банки и усиливает роль Центрального банка России. Базовым документом валютного контроля является паспорт импортной сделки, который оформляется импортером в банке импортера и содержит основные условия внешнеторгового контракта. По каждому заключенному импортером контракту оформляется один паспорт импортной сделки, подписываемый одним уполномоченным банком, где открыт валютный текущий счет импортера. Паспорт импортной сделки оформляется в двух экземплярах. С представлением в банк импортера паспорта импортной сделки импортер принимает на себя ответственность перед органами и агентами валютного контроля за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте импортной сделки, условиям контракта, а также за поступление в Россию товаров в полном объеме и в сроки, не превышающие 180 календарных дней между днем оплаты импортируемого товара и датой таможенного оформления. При невозможности поставки товаров импортер обязан возвратить в установленные контрактом сроки на указанный в паспорте импортной сделки текущий валютный счет импортера суммы предоплаты, которая ранее переведена иностранной стороне. Сделки на срок, превышающий 180 дней между днем оплаты импортируемого товара и датой его таможенного оформления, могут осуществляться только при наличии лицензии Банка России на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала. Банк импортера имеет основание для отказа в подписании паспорта импортной сделки в следующих случаях: - если он оформлен с нарушениями установленных требований; - если в контракте имеются условия, предусматривающие оплату импортируемых товаров со счетов лиц, не являющихся импортерами по данному контракту; - если в контракте имеются условия, предусматривающие оплату импортируемых товаров в наличной форме при отсутствии разрешения (лицензии) Банка России на указанные операции; - если в контракте отсутствуют конкретные сроки поступления товаров на таможенную территорию Российской Федерации или отгрузки товаров в Российскую Федерацию; - если в контракте отсутствуют конкретные сроки возврата денежных средств в иностранной валюте, переведенных в оплату импортируемых товаров, на счет импортера в банке импортера при непоставке товаров в случае, если контракт предусматривает оплату товара до его ввоза на территорию Российской Федерации; - если в контракте и/или дополнениях к нему отсутствуют какие-либо сведения, необходимые для составления паспорта импортной сделки в установленном порядке; - если контракт, представленный в банк импортера, составлен на иностранном языке, которым не владеют ответственные лица банка импортера, и при этом отсутствует заверенный перевод контракта на русский язык. В случае, если условиями контракта предусмотрена предоплата в размере, превышающем предельную сумму, разрешенную Банком России без гарантии валютного контроля, банк импортера должен, принимая решение по вопросу подписания паспорта импортной сделки, решить вопрос о выдаче гарантии валютного контроля. Банк импортера, выдавший гарантию валютного контроля, несет перед государством в лице органов валютного контроля солидарную с импортером финансовую ответственность в пределах обязательств, вытекающих из текста гарантии валютного контроля. Указанная гарантия направляется банком импортера в территориальное учреждение Банка России не позднее третьего рабочего дня со дня перевода суммы предоплаты за импортируемые товары. Важным звеном валютного контроля при осуществлении импортного контракта является таможенное оформление товаров. Импортер заблаговременно до предоставления импортируемых товаров к таможенному оформлению получает в банке ксерокопии с оригинала паспорта импортной сделки, подписанные ответственным лицом банка и скрепленные его печатью. Одновременно с подачей грузовой таможенной декларации импортер представляет в таможенный орган ксерокопию паспорта импортной сделки, заверенную банком, которая затем хранится в делах таможни и служит основанием для оформления таможенных документов. После завершения таможенного оформления товаров, ввозимых на российскую территорию, ксерокопия грузовой таможенной декларации, заверенная на таможне, передается импортеру, который в течение месяца представляет ее банк импортера, где она хранится в соответствующем досье. Банк импортера не позднее десяти дней с даты платежа за импортируемые товары или даты зачисления средств в иностранной валюте, поступивших на текущий валютный счет импортера в качестве возврата ранее произведенной им предоплаты, составляет карточку платежа и направляет ее в Государственный таможенный комитет Российской Федерации. После завершения таможенного оформления товаров, ввезенных на территорию России, Государственный таможенный комитет на основании грузовой таможенной декларации составляет учетную карточку импортируемых товаров, которая вносится в реестр. Импортер на основе имеющихся в его распоряжении транспортных и расчетных документов отбирает из полученных от своего банка карточек платежа относящиеся к данной учетной карточке и на их основе составляет свой вариант заполнения карточек платежа для отправки к Государственный таможенный комитет России с данной учетной карточкой. Банк импортера, проверив правильность отнесения импортером произведенных платежей к конкретным отгрузкам по учетной карточке, а также сверив фактические даты платежа с датами, указанными импортером, используя представленный импортером вариант заполнения учетной карточки и имеющиеся в досье грузовую таможенную декларацию или коммерческие документы, заполняет соответствующие данной учетной карточке карточки платежа и одновременно с учетной карточкой не позднее контрольного срока направляет их в Государственный таможенный комитет России. Инструкцией Центрального банка Российской Федерации № 30 установлена ответственность импортера. Так, если импортер не представил в определенные инструкцией сроки ксерокопии грузовой таможенной декларации, то банк импортера приостанавливает операции со средствами импортера, находящимися на его счетах, на сумму, соответствующую стоимости ввезенной партии товаров. Территориальное учреждение банка России может принять решение о наложении на импортера штрафа в размере 20 тысяч рублей за каждый день просрочки, но не свыше стоимости ввезенной партии товаров. Принимая во внимание, что ненадлежащее исполнение уполномоченным банком своих обязанностей, обозначенных в инструкции, приведет к снижению уровня контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары, банк импортера также несет ответственность в виде штрафа за несвоевременную отправку в Банк России и Государственный таможенный комитет России каждого из документов валютного контроля. Размер штрафа составляет 200 тысяч рублей за каждый день просрочки отправки данного документа сверх установленного срока, но не более 0,1 % от размера минимального уставного капитала. На банк может быть наложен штраф в размере 200 тысяч рублей за каждый неучтенный или учтенный с нарушением факт поступления или отправки документов валютного контроля, а за отсутствие учета или ненадлежащий учет в карточках платежа, подлежащих отсылке в ГТК России или направлению в досье, банк несет ответственность в виде штрафа в сумме,эквивалентной 5% суммы в иностранной валюте, которая не была учтена или учтена ненадлежащим образом, по курсу Банка России на дату взыскания. Валютный контроль в России нацелен не только на то, чтобы с помощью эффективной системы единого валютно-таможенного контроля приостановить утечку экспортной выручки и сделать обоснованными платежи в иностранной валюте за импортируемые товары, но и защитить экономику от вливания в нее "грязных" денег из других стран, в которых определенные слои предпринимателей стремятся использовать финансовую систему России для отмывания доходов, полученных преступным путем. В то же время факты торговли наркотиками в нашей стране и совершение других корыстных преступлений трудно отрицать, а значит, существуют доходы, которые их владельцы хотели бы легализовать, то есть налицо проблема отмывания "грязных" денег. В российском законодательстве пока нет специальных законодательных актов, непосредственно направленных на борьбу с отмыванием денег, поэтому большой интерес в данной области может представить опыт стран, давно столкнувшихся с этим явлением. III.3. Что касается нововведений, появившихся в валютном законодательстве России в 1995 - 1996 годах, то хотелось бы отметить в этой связи следующее. В общем контексте реализации подходов к либерализации текущих валютных операций важное значение отводится принятому решению Президента Российской Федерации о введении с 1 июня до конца 1996 года "скользящего" обменного курса рубля, вместо ранее действовавшего валютного коридора. В соответствии с данным решением совместным заявлением Правительства и Центрального банка Российской Федерации от 16 мая 1996 года на период с 1 июля по 31 декабря 1996 года была установлена граница изменений официального обменного курса рубля на межбанковском и биржевом валютных рынках. Эта граница предусматривала интервал изменения от 5000 и 5600 рублей за доллар США на 1 июня до 5500 и 6100 рублей за доллар на 31 декабря 1996 года. Так называемый "скользящий", или "наклонный", обменный курс привязывается к уровню текущей инфляции. В основу привязки положен прогноз валютного курса, сделанный Центробанком России до конца 1996 года. На базе данного прогноза ежедневно составляется таблица расчетов центрального значения обменного курса. В целях исключения спекулятивных операций с иностранной валютой в связи с принятым курсовым механизмом Центральный банк России ужесточил позицию по отношению к ведущим банкам при проведении ими операций по купле-продаже иностранной валюты на межбанковском валютном рынке. В соответствии с принятой им Инструкцией ( май 1996 года ) "О порядке отчетности по конверсионным операциям уполномоченных банков Российской Федерации, являющихся ведущими операторами межбанковского валютного рынка" эти банки обязаны ежедневно представлять отчет об объемах операций с иностранными валютами по всем видам сделок. Положительным применительно к банкам в новой ситуации следует признать автоматическое получение последними разрешения на открытие валютной позиции, которое они приобретают одновременно с получением валютной лицензии.* В связи с переходом к установлению официального обменного курса рубля и с целью правильного исчисления таможенных платежей Государственный таможенный комитет Российской Федерации издал Указания от 21 мая 1996 года № 01-14/525 "О порядке доведения курсов иностранных валют к рублю". В них приведены меры, необходимые для обеспечения своевременного доведения котировок до таможенных органов. Обобщение опыта организации порядка проведения валютных операций в переходный период к рыночной экономике вызвало необходимость корректировки некоторых из этих видов операций. В соответствии с решением Совета директоров Банка России ( протокол от 1 марта 1996 года № 11 ) было принято "Положение об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций" (утверждено приказом Центрального банка России от 24 апреля 1996 года № 02-94 ). Данное "Положение..." разработано на основании пункта 2 статьи 6, пункта 2 статьи 9 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", пункта 10 статьи 14 Федерального Закона "О центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и распространяется на некоторые виды валютных операций, по которым не требуется разрешения Банка России. ----------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------- * Инструкция Банка России "Об установлении лимитов открытой валютной позициии и контроле за их соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации" от 22 мая 1996 года № 41. В перечень таких валютных операций включены переводы иностранной валюты федеральными органами исполнительной власти и другими резидентами с их валютных счетов, открытых в уполномоченных банках России, в оплату вступительных и членских взносов Российской Федерации в пользу международных организаций, членами которых она является, в счет оплаты страховых взносов страховщикам-нерезидентам независимо от страхуемого интереса. Принципиально новым в регулировнии валютных операций является пункт 1.10 Положения, предусматривающий "возможность приобретения резидентами от нерезидентов платежных документов, выраженных в иностранной валюте при экспорте, импорте товаров ( работ, услуг ) в случае отсутствия отсрочки ( рассрочки ) платежа на срок свыше 180 дней".* Препятствием к введению в действие указанных норм является отсутствие четкого порядка по пресечению незаконной утечки валюты за границу при проведении экспортно-импортных операций. Имеет место и несогласованность в действующей нормативной базе, в соответствии с которой данные операции рассматриваются как валютные операции, относящиеся к движению капитала, а следовательно, и нуждаются в получении лицензии Банка России. Что касается валютного контроля, то хотелось бы отметить,что в конце 1995 года функции валютного и экспортного контроля, помимо Центрального банка, осуществлялись Государственным таможенным комитетом, Министерством финансов, Госналогслужбой, Госкомимуществом, Департаментом налоговой полиции, Министерством иностранных дел Российской Федерации ( в части координации действий по пресечению отмывания преступных денег ), судебными, правоохранительными органами и Министерством Российской Федерации по сотрудничеству со странами-участниками СНГ. Координирующим органом деятельности указанных министерств и ведомств в данной сфере внешнеэкономической деятельности является Федеральная служба России по валютному и экспертному контролю ( ФСВК ), образованная, как указывалось выше, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 1993 года № 1444. Множественность различных органов, для большинства из которых данная задача не является определяющей, не могла не сказаться на уровне их решений по реализации мер Правительства России в области пресечения "бегства капитала", хотя в ней и достигнуты некоторые положительные итоги. Центральный банк России оценивает вывоз валюты из страны за рубеж за последние годы в сумме 50 миллиардов долларов США.** В преобладающей своей основе эта сумма сокрытой выручки относится к операциям по импорту, учитывая, что в этом направлении валютный контроль недостаточно отработан по сравнению с контролем за экспортными операциями. В системе мер усиления валютного контроля важное значение отводится Инструкции Центрального банка России от 27 февраля 1995 года № 27 "О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными банками". Впервые, пожалуй, в данном документе ответственности банков, а также резидентов и нерезидентов посвящен самостоятельный раздел за нарушения требований настоящей Инструкции. ----------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------- * Положение Банка России "Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций" от 24 апреля 1996 года № 02-94. ** Из интервью с руководителем ФСВК О. Павловым // Экономика и жизнь. 1995. №49. Со стороны Главных территориальных управлений Банка России при выявлении органами и агентами валютного контроля нарушений банками требований этой Инструкции к ним применяются следующие меры: - "отказ в регистрации заявленных банками обменных пунктов; - направление в их адрес предписаний об устранении в определенный срок выявленных впервые нарушений в обменных пунктах; - аннулирование свидетельства о регистрации обменного пункта; - постановка перед Банком России вопроса о приостановлении лицензии уполномоченного банка на проведение валютных операций в части предоставленного ему права на совершение валютно-обменных операций, либо вообще лишение права на проведение им валютных операций".* С выходом Постановления Правительства России № 206 от 28 февраля 1996 года "О мерах по усилению и развитию валютного контроля в Российской Федерации" право принимать решение о предоставлении юридическим лицам Российской Федерации рассрочки до шести месяцев по уплате ими штрафов за нарушение валютного законодательства предоставлено Федеральной службе по валютному и экспортному контролю. На укрепление валютной стабилизации положительное влияние оказала также заключенное 20 марта 1996 года между Госналогслужбой России и ФСВК Соглашение о сотрудничестве в целях осуществления взаимодействия по контролю за соблюдением порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки. Эти Соглашением предусматривается также контроль по выявлению сокрытых доходов в иностранной валюте, предотвращению легализации доходов от незаконной деятельности в России. Действующее законодательство, вытекающее из содержания Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", определяет полное и своевременное предоставление резидентами и нерезидентами органам валютного контроля всей информации о валютных операциях. Согласно пункту 2 "г" статьи 13 раздела 3 данного Закона, они обязаны "вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет". ----------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------- * Инструкция Банка России "О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными банками" от 27 февраля 1995 года № 27. Наиболее распространенными нарушениями в области валютных операций является незачисление или неполное зачисление валютной выручки участниками внешнеэкономической деятельности на счета в уполномоченные банки. Уголовный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 января 1997 года, предусматривает ( статья 193 ), что невозвращение в крупном размере из- за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.* С 1 июля 1996 года в систему валютного контроля введен институт уполномоченных экспертных организаций, решение о котором принято Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 года № 1267 "О введении единой системы обязательной экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров" Ее функция - экспертная оценка количества, качества и цены экспортируемых товаров. При недополучении валютной выручки по установленному перечню товаров, прежде всего составляющих основу российского экспорта ( нефть, газ ), данная процедура является обязательной. После ее проведения таможенные органы пропускают товары через границу, не требуя сертификата установленного образца, подтверждающего физические и стоимостные параметры грузы. Таким образом, меры валютного контроля, предпринятые в последнее время с учетом сбалансированности интересов всех участников валютных операций, будут способствовать упорядочению внешнеэкономической деятельности и более стабильному формированию доходной части государственного бюджета. В целом же новшества, введенные в валютное законодательство в последнее время лишь дополняют и конкретизируют положения ранее принятых нормативных актов. ----------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------- * По данной статье деяние признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает 10 000 минимальных размеров оплаты труда. Заключение Подводя итог вышесказанному, можно сделать несколько общих выводов. Во-первых, деятельность в сфере валютных отношений в России осуществляется в целом на правовой основе. С принятием в 1992 году Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" наше государство пошло по пути большинства развитых стран в области валютного регулирования. Ярким примером этому служит отказ от валютной монополии как основополагающего принципа регулирования внешнеэкономической деятельности. Во-вторых, созданная достаточно разветвленная система валютного регулирования и валютного контроля в стране, как показало время, оказалась громоздкой, малоуправляемой и как следствие этого недостаточно эффективной. Как показывают данные, в сфере валютного обращения в 1994 году выявлено 9 тысяч 400 незаконных сделок, что на 60% превышает уровень 1993 года, а за 9 месяцев 1995 года - 11 тысяч 300 (55%). Причем, если ежемесячный отток валютных средств за рубеж в этот период оценивался в 0,5 - 1 миллиард долларов США*, то спустя год, по данным МВД России, сумма переводимой за рубеж валюты составляла уже 2 миллиарда долларов**. Положение на валютном рынке усугубляется наличием в стране общей проблемой неплатежей. Таким образом, видно, что недостаточно предоставить свободу действий участникам российского валютного рынка, провозгласив либерализацию внешнеэкономической деятельности. Необходимо ввести эту свободу в определенные законодательством рамки. Причем важно, чтобы нормативные акты различных министерств и ведомств дополняли и конкретизировали друг друга, а не были бы противоречивыми, как это у нас "принято". Валютный рынок всегда находится на перекрестке противоречивых интересов и трудносовместимых целей различных участников экономической деятельности: государственных органов, экспортеров, импортеров, банков, иностранных инвесторов, населения и так далее. Поэтому несложно обратить внимание на то, что политика Центрального банка Российской Федерации постоянно критикуется с позиции то одних, то других экономических интересов. О недостаточной эффективности и в известном смысле неупорядоченности мер государственных органов по управлению валютно-финансовыми отношениями свидетельствует целый ряд негативных процессов. К числу их можно отнести гипертрофированно высокую степень долларизации денежно-кредитной системы, неэффективное с позиций общеэкономических интересов страны движение капиталов, трудности с поиском оптимальных границ курсообразования. Объяснение этих явлений кризисом экономики, безусловно, верно. Однако одним указанием на плохое состояние дел в национальном хозяйстве не исчерпываются причины трудностей валютного регулирования в России. Для выяснения возможностей совершенствования регулирования валютного рынка в России требуется прежде всего определиться с приоритетностью задач воздействия на финансовые рынки, посредством которых государство добивается достижения целей экономической политики. Традиционными ориентирами действий государственных органов по управлению валютным рынком выступают: уровень и динамика курса национальной денежной единицы; состояние основных сегментов финансового рынка, прежде всего движение капиталов; борьба с отмыванием денег, неуплатой налогов и так далее. ----------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------- * Закалюжный В. "Остановить сползание в "тень" // Экономика и жизнь. 1995. №44 ** Тенденции экономического развития России (по материалам ЭКО-ТАСС) // Экономика и жизнь. 1996. № 31. Каждый из вышеупомянутых ориентиров, как правило, не используется как самоцель. Основные задачи экономической политики находятся в сфере управления уровнями и динамикой инфляции, национального продукта, доходов и занятости. Поэтому показатели валютного рынка необходимо рассматривать как подчиненные данным задачам. Безусловно, валютный курс способен оказывать определенное влияние на товарные и финансовые потоки. Благодаря целенаправленной экономической политике, которая затрагивает валютный рынок, возможно "нейтрализующее" влияние валютного курса на внешнюю торговлю. В целом в практике используемых странами рыночной экономики систем валютного регулирования можно найти самые разноообразные сочетания различных инструментов и целей воздействия на рынок. Можно выделить несколько характерных принципов построения систем валютного регулирования. Во-первых, схемы действий государственных органов находятся в диапазоне между двумя крайними режимами, котрые условно можно назвать контролирующим и дирижистским. Основная идея контролирующего режима регулирования заключается в проведении политики курсообразования, не допускающей отклонение от заранее выбранных параметров ( вариант - фиксация ), которая обеспечивается ограничениями по операциям физических и юридических лиц. Для резидентов часто создается более жесткий порядок расходования валютных средств. Такой режим решает две основные задачи: сдерживание инфляции стабильностью курса и аккумулирование валюты для финансового обеспечения государственных приоритетов ( например, инвестиции в экономику, выплата внешнего долга, формирование официальных золото-валютных резервов ). При дирижистском режиме государство полагается на эффективность рыночных механизмов перераспределения финансовых ресурсов, снимая прямые ограничения, прежде всего, по текущим операциям. Центральные банки управляют в основном конъюнктурными колебаниями спроса и предложения, полагая, что свобода рыночных отношений выводит курс на оптимальный уровень, а также поддерживают желаемые объемы и структуру золото-валютных резервов. Кроме того, совместно с органами регулирования внешней торговли и движения капиталов создаются валютно-финансовые условия эффективного участия национальных производителей товаров и услуг в международном разделении труда. Во-вторых, применение конкретной схемы регулирования связано с состоянием внутриэкономического развития. Основной причиной использования контролирующего режима является кризис экономики. Свобода рыночных сил на валютных рынках, связанная с использованием дирижистского режима, оказывает благотворное воздействие на национальное хозяйство, как правило, на фоне сильных конкурентных позиций страны на внешних рынках, выраженных в высокой доле в мировом экспорте и большом разнообразии источников поступления валюты на внутренний рынок. Либерализация внешнеэкономических связей России, переход к рыночной экономике изменили роль валютного курса в экономической политике. В командно- административной экономике курс использовался в чисто расчетных целях и не оказывал серьезного влияния на хозяйство страны. В условиях перехода к рынку он уже непосредственно воздействует на эффективнойсть экспорта, импорта, уровень цен в стране, ее финансовое положение, уровень жизни населения. Все это повысило роль курсовой политики в хозяйственном развитии страны и осуществляемых в ней реформах. При нынешнем низком курсе рубля эффективность экспортных поставок существенно выше эффективности поставок на внутренний рынок, что побуждает производителя увеличивать вывоз продукции за рубеж. Особенно активны в этом поставщики сырья и топлива. В свою очередь в условиях свободных внутренних цен низкий курс рубля удорожает импорт как потребительских товаров, так и продукции производственного назначения. Курс рубля и его динамика определяются, в конечном счете, состоянием национальной экономики. Однако на его формирование большое влияние оказывает валютная политика государства. Таким образом, политика государственных органов на валютном рынке во многом обусловлена текущим состоянием экономики и перспективными интересами ее развития. Анализ специфики обращения денежных средств на отечественном валютном рынке позволяет предположить, что совершенствование политики государственных органов целесообразно строить по следующим основным направлениям: - жесткое поддержание желаемого курса; - расширение инструментов регулирования валютного рынка; - упорядочение механизмов перераспределения валютных средств; - оптимизация движения капиталов; - совершенствование методики определения официального курса Банка России; - изменение порядка использования официальных резервов Центрального банка Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации при создании эффективной системы валютного регулирования должен исходить из следующих принципов: - валютное регулирование, являясь частью денежно-кредитной политики государства, насколько это возможно должно способствовать экономической стабилизации всеми своими методами и механизмами; - валютная политика государства должна быть последовательной, логичной, стабильной, взвешенной. Из этой сферы должны быть исключены любые непродуманные, неосторожные действия; - валютное законодательство в Российской Федерации, находящееся в самом начале своего становления и в силу этого объективно ограниченное, должно быть в срочном порядке систематизировано, упрощено. Из него необходимо убрать многочисленные противоречия, заполнить пробелы; - валютное законодательство не должно содержать изъятий и исключений из единых правил и норм, многочисленных льгот, которые в последние годы часто делались в пользу регионов, отраслей и даже отдельных предприятий, что, как показала практика, не только существенно усложняло работу банковской системы, запутывало законодательство, делало его сложным даже для специалистов, но и создавало необоснованные преимущества одних участников рынка перед другими; - валютное регулирование требует введения четких мер контроля за выполнением установленных правил совершения валютных операций, применение универсальных санкций за нарушение единых норм, то есть необходима комплексная система государственного валютного контроля за соблюдением валютного законодательства.* Если российское руководство хочет всерьез добиться успеха реформ и стабилизации экономики. требуются новые подходы и новые взгляды на валютное устройство России. Нельзя пытаться проводить жесткую финансово-кредитную политику, остающуюся центром внимания правительства, без ужесточения валютной политики, без поворота валютного механизма от обслуживания узких интересов избранных коммерческих структур к обслуживанию интересов государства и более широких слоев населения. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что "основной проблемой валютного регулирования в настоящее время является направленность происходящих изменений, которая нацелена на совершенствование решения преимущественно административных, а не экономических задач".** ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ * Федоров М.В."Валюта,валютные системы и валютные курсы".-М.:ПАИМС,1995 ** Сухов М.И. "Государственное регулирование валютного рынка России: актуальные проблемы" // Деньги и кредит. 1995. № 12. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Эволюция советской валютной политики до 30-х годов 12.01.1918 - сдача государству всех драгоценных металлов. 03.10.1918 - запрет всех сделок с иностранной валютой; сдача валюты государству. 03.02.1920 - создание Гохрана и обязательная сдача советскими организациями всех валютных ценностей. 16.04.1920, 25.07.1920, 03.01.1921 - реквизиция и конфискация валютных ценностей. 18.07.1921, 06.09.1921 - монополия Наркомата финансов ( НКФ ) на валютные операции по определяемым им курсам. 18.11.1921 - передача монополии Госбанку. 04.04.1922 - отмена сдачи валютных ценностей государству; свободное распоряжение валютой и драгоценными металлами в слитках и изделиях, в том числе открытие валютных счетов ( подтверждение монопольного права Госбанка на валютные операции ). 12.09.1922 - создание межведомственной котировальной комиссии - котировка золотого и серебряного рубля до 08.03.1924, 10.01.1923 - 14.02.1923 - котировка червонца. 20.10.1922 -создание фондовых бирж и фондовых отделов товарных бирж. 06.02.1923 - создание Особого валютного совещания при НКФ ( ОВС ) с участием представителей Наркомвнешторга, ВСНХ, Госбанка, Центросоюза, Наркомвнуторга как главного органа валютного регулирования ( выдача разрешений на вступление в члены бирж, вывоз валюты и др. ) 15.02.1923 - официальная котировка червонца на Московской товарной бирже; разрешение валютных операций на биржах и в банках; запрет использования иностранной валюты и золотой монеты в качестве платежного средства. 19.04.1923 - расширение права вывоза валюты без особого разрешения с 50 до 200 рублей раз в два месяца; свыше - только через банки с разрешения НКФ. 1923 год - начало золотых и валютных интервенций Госбанка. 17.10.1923 - придание котировке Московской товарной биржи законного характера. Конец 1923 года - котировка червонца за границей. 12.09.1924 - увеличение нормы свободного вывоза валюты до 200 рублей в месяц. 17.07.1925 - разрешение частных внебиржевых операций (государственные организации - с санкции ОВС ). Март 1926 года - прекращение золотых и валютных интервенций Госбанка; плановое удовлетворение валютных потребностей государственных и кооперативных предприятий; изоляция частного валютного рынка. 09.07.1926 - запрет вывоза наличных червонцев и платежных документов в червонцах вне государственной внешней торговли; прекращение приема Госбанком советской валюты в уплату по экспорту; прекращение заграничной котировки червонца. 21.03.1928 - запрет вывоза советской валюты. 1929-1931 годы - регулирование вывоза иностранцами ранее ввезенной валюты. 06.02.1930 - упразднение товарных бирж и передача котировки курса котировальеной комиссии при Правлении Госбанка. Июль 1930 года - создание Торгсина ( Торговля с иностранцами ). 03.02.1931 - ликвидация ОВС с передачей его функций НКФ; осуществление валютных операций государственными предприятиями без специального разрешения в рамках валютного плана. 1934 год - перенос заключения всех внешнеторговых сделок и расчетов на территорию СССР для ужесточения контроля. 14.11.1935 - ликвидация Торгсина ( свыше 1500 точек ) и запрещение торговли и предоставления услуг на территории СССР на иностранную валюту. 1936 год - передача права котировки курсов Управлению иностранных операций Госбанка. 17.01.1937 - окончательная концентрация всех валютных операций в Госбанке. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Эволюция валютной политики СССР в 1986-1989 годах Период до 1986-1987 годов. Официальный курс формально основан на корзине шести западных валют, но на практике нереален и ничего не отражает. Господствует административная валютная монополия государства. Все валютные поступления распределяются через валютный план. Предприятия и организации не имеют права на заработанную ими валюту. Внутренние валютные кредиты отсутствуют. Экспорт стимулируется субсидиями и ценовыми премиями. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическим связями" от 19 августа 1986 года № 991. 1. Создание Государственной внешнеэкономической комиссии Совета Министров СССР, являющейся помимо прочего высшим руководящим органом в области валютной политики. 2. Включение с 1987 года в состав плановых показателей валютной выручки. 3. Создание фондов валютных отчислений предприятий и организаций за счет выручки по стабильным нормативам. До 10% этих фондов могут централизовываться министерствами, ведомствами, Советами Министров союзных республик. 4. Установление принципа валютной самоокупаемости предприятий. 5. Предоставление Внешторгбанку СССР права выдачи кредитов в иностранной валюте на сроки до 4 лет для создания и развития экспортных производств с погашением за счет валютной выручки от экспорта. 6. Введение с 1987 года дифференцированный валютных коэффициентов для стимулирования экспорта. Реализация: - валютные фонды используются только для производственных целей. Фонды используются только в следующем году после их поступления при согласовании с соответствующими ведомствами; - кредиты погашаются из валютных отчислений, а не из всей выручки; - введены около 3000 ДВК, дифференцированных по экспорту и импорту, группам товаров и валют. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дополнительных мерах по совершенствованию внешнеэкономической деятельности в новых условиях хозяйствования" от 17 сентября 1987 года № 1074. 1. Использование валютных фондов только на производственные цели без согласования с ведомствами. Вместе с тем необходимость усиления контроля. 2. Разрешение объединения, передачи валютных фондов другим предприятиям, в том числе с уплатой процентов, а с согласия министерств и ведомств - инвестирование валюты за границей. 3. Разрешение Внешторгбанку предоставлять банковские кредиты на сроки: до 8 лет - для развития экспортного производства с погашением за счет выручки; до 2 лет - на текущие нужды. 4. Развитие с 1989 года оптовой торговли на переводные рубли. 5. Сближение соотношений цен по группам и видам продукции с мировыми ценами. Реализация: - свобода использования фондов, разрешение их обращения не материализовались; - кредиты продолжали погашаться за счет отчислений; - в конце 1988 года проведена оптовая ярмарка на переводные рубли, но о настоящей торговле нет и речи; - сближение цен осталось лозунгом. Постановление Совета Министров СССР "О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций" от 2 декабря 1988 года № 1405. 1. Предоставление с 1 апреля 1989 года права внешнеэкономической деятельности всем производственным предприятиям, кооперативам и организациям. 2. Решение постепенно отменить ДВК и с 1 января 1990 года ввести 100%-ную надбавку к официальному курсу по торговым операциям, а с 1 января 1991 года - новый валютный курс. 3. Предоставление предприятиям права использовать отчисления по мере поступления валютной выручки, а не на будущий год. Разрешение использовать до 10% отчислений в конвертируемой валюте на потребительские товары и другие нужды коллективов. 4. Разрешение делиться валютой с субпоставщиками. 5 Передача до 5% отчислений предприятий центрального подчинения местным органам власти. 6 Решение о проведении валютных аукционов. 7. Указание о переходе с 1991 года на отчисления предприятий государству, а не наоборот. 8. Предоставление Внешэкономбанку СССР права выдачи валютных кредитов на сумму до 5 миллионов рублей с погашением из всей экспортной выручки ( Госплан СССР выделяет на это средства по валютному плану ). 9. Поручение подготовить проекты законов о валютных операциях, акционерных компаниях, а также предложения о поэтапном переходе к конвертируемости рубля, изменениям в системе валютного планирования, валютному самофинансированию отраслей и регионов с 1991 года. Постановление Совета Министров СССР "О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности" от 7 марта 1989 года № 203. 1. Предоставление Министерству внешнеэкономических связей СССР (МВЭС) права регистрировать все организации, желающие воспользоваться правом непосредственного выхода на внешний рынок. 2. Установление системы декларирования товаров при пересечении границы. 3. Введение системы лицензирования экспорта и импорта отдельных товаров. 4. Установление системы оперативного регулирования внешнеэкономических связей ( квотирование, приостановление операций по экономическим, политическим и иным причинам ). Положение "О порядке лицензирования во внешнеэкономических связях СССР" от 20 марта 1989 года. Предоставление Внешэкономбанку СССР полномочий по выдаче лицензий по любым операциям по размещению и привлечению средств в иностранной валюте в форме кредитов, займов, депозитов, вкладов и так далее без согласования с МВЭС СССР. Порядок перевода средств в иностранной валюте на счета предприятий, объединений, производственных кооперативов и иных организаций (утвержден Внешэкономбанком СССР на основании Постановления Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 года ). 1. Поступления валюты в валютные фонды предприятий по мере получения экспортной выручки. 2. Выбор между забалансовыми ( право на валюту ) и безбалансовыми (с уплатой процентов ) счетами. 3. Разрешение открывать валютные счета только во Внешэкономбанке СССР в соответствии с действующим законодательством. 4. Проведение всех расчетов через Внешэкономбанк СССР или по согласованию с ним через другие специализированные банки. 5. Использование валютных средств их владельцами без каких-либо ограничений. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Открытие и ведение валютных счетов юридических лиц Для открытия валютного счета российское юридическое лицо должно предоставить Банку следующие документы: - заявление по установленной форме; нотариально заверенные: - карточки с образцами подписей и оттиском печати организации в двух экземплярах; - копию утвержденного устава; - копию решения о создании акционерного общества ( товарищества, совместного предприятия ) и учредительного договора; - копию свидетельства о регистрации юридического лица; копию справки о регистрации в налоговой инспекции; - копию справки о регистрации в Пенсионном фонде; - копию справки о регистрации в качестве плательщика в Фонде обязательного медицинского страхования. Иностранное юридическое лицо представляет в Банк следующие документы: - заявление об открытии счета по установленной форме; - две карточки с образцами печати и подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом по установленной форме ( легализованных нотариально либо в посольстве / консульстве Российской Федерации за границей, либо в посольстве / консульстве соответствующего государства в Российской Федерации ); - выписка из торгового реестра страны пребывания о регистрации фирмы в качестве лица ( легализованная в посольстве / консульстве Российской Федерации за границей либо в посольстве / консульстве иностранного государства в Российской Федерации ) с нотариально заверенным переводом на русский язык ( представляют нотариально заверенную копию разрешения на открытие представительства ); - нотариально заверенная доверенность на представителя, уполномоченного распоряжаться счетом; - справка о регистрации в налоговой инспекции на территории Российской Федерации ( оригинал или нотариально заверенная копия ); - справка о регистрации в Пенсионном фонде, если среди сотрудников имеются российские граждане ( оригинал или нотариально заверенная копия); - справка о регистрации в качестве плательщика в Фонд обязательного медицинского страхования, если иностранное юридическое лицо осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через представительство или филиал и среди его сотрудников имеются российские граждане ( оригинал или нотариально заверенная копия ). ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Выдержка из правил проведения валютных аукционов Организация валютных аукционов Общее руководство и ответственность за проведение валютных аукционов возлагается на аукционный комитет, в состав которого входят представители Внешэкономбанка, Госплана, Госбанка, Минфина СССР. Источниками средств в иностранной валюте для продажи на валютных аукционах являются средства валютных фондов государственных предприятий, объединений и организаций, допущенные к продаже аукционным комитетом. К участию на валютных аукционах допускаются аукционным комитетом государственные предприятия, объединения и организации ( за исключением бюджетных ). Представление заявок на участие Предприятия, объединения и организации, желающие принять участие в аукционе, направляют во Внешэкономбанк СССР заявку по установленной форме, в которой указывают: - полное наименование предприятия, почтовый адрес, фамилию сотрудника, уполномоченного на решение вопросов, связанных с участием в аукционе, и номер его телефона; - сумму покупаемой ( продаваемой ) валюты; - цели, на которые предполагается использовать покупаемую иностранную валюту; - договорную цену ( курс ), по которой предприятие готово купить (продать ) валюту, а также эквивалентную сумму рублей, рассчитанную по этой договорной цене. Заявки на участие в валютных аукционах поступают в аукционный комитет, который рассматривает эти заявки и определяет возможность допустить их подателей к участию в валютном аукционе. Порядок проведения На валютном аукционе заявки покупателей удовлетворяются по мере снижения предложенной в них договорной цены, начиная с наивысшей, и далее последовательно до исчерпания суммы продажи соответствующей иностранной валюты ( или достижения установленной начальной договорной цены продажи ) или удовлетворения всех заявок. В случае, если два или несколько предприятий предлагают одинаковую договорную цену, а оставшаяся для продажи сумма валюты недостаточна для удовлетворения всех заявок с одинаковой ценой, решение об удовлетворении той или иной заявки принимает аукционный комитет на основании приоритета цели покупки валюты, а затем - даты поступления заявок на покупку. Комиссионное вознаграждение При продаже средств валютных фондов за советские рубли с владельцев этих фондов взимается комиссия в размере 1% суммы полученной выручки, но не более 1 тысячи рублей по каждой сделке. Участники валютных аукционов одновременно с направлением заявки на покупку валютных средств переводят во Внешэкономбанк СССР аукционный сбор в размере 200 рублей. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Валютный рынок и валютное регулирование /под ред. Платоновой И.Н. - М.: БЕК, 1996. 2. Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России .- М.: ТЕИС, 1995. 3. Федоров Б.Г. Валютная политика СССР: взгляд в будущее. - М.: Финансы и статистика, 1990. 4. Федоров М.В. Валюта, валютные системы и валютные курсы. - М.: ПАИМС, 1995. 5. Астахов В.П. Бухгалтерский учет и валютный контроль во в нешнеэкономической деятельности. - М.: Гардарика, Эксперное бюро, 1997. 6. Айзенберг И.П. Валютная система СССР. - М.:Соцэкгиз, 1962. 7. Юровский Л.Н. Денежная политика Советской власти (1917-27 годы) . - М., 1920. 8. Финансово-кредитный словарь. - М.: Финансы и статистика , 1984. 9. Хапов А. Новое валютное регулирование // Внешняя торговля. 1992. № 11 - 12. 10 Карапетян В.А., Халишхов А.В. Формирование некоторых сегментов валютного рынка России в период проведения реформ // Финансы. 1995. №11. 11. Дубинин С.К. Об итогах работы Банка России за 1996 год и задачах на 1997 год // Деньги и кредит. 1997. № 1. 12. Доронин И.Г. Валютно-финансовый рынок России в 1995 году // Деньги и кредит. 1996. № 1. 13. Доронин И.Г. Рынок наличной валюты в России // Деньги и кредит. 1996. № 11. 14. Рышков Д.А. Управление государственными валютными резервами // Деньги и кредит. 1995. № 10. 15. Аникин А. Валютный курс рубля и экономические интересы России // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 5. 16. Травин Д. Оправданный риск // Новое время. 1995. № 52. 17. Наговицин А.Г. Конвертируемость российского рубля: проблемы и перспективы // Финансы. 1995. № 6. 18. Миронов М., Шагалов Г. Вопросы изменения режима валютного курса // Внешняя торговля. 1993. № 5. 19. Сухов М.И. Государственное регулирование валютного рынка России: актуальные проблемы // Деньги и кредит. 1995. № 12. 20. Конституция Российской Федерации , принятая 12 декабря 1993 года. 21. Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 года № 3616-1. 22. Федеральный Закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 2 декабря 1990 года в ред. от 26 апреля 1995 года. 23. Федеральный Закон "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 года в ред. от 3 февраля 1996 года. 24. Постановление Правительства Российской Федерации "Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка" от 6 марта 1993 года № 205. 25. Инструкция Центрального Банка и Государственного таможенного комитета Российской Федерации "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" от 12 октября 1993 года № 19 и № 01-20/10283. 26. Инструкция Центрального банка и Государственного таможенного комитета Российской Федерации "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" от 26 июля 1995 года № 30 и № 01-20/10538. 27. Письмо Цетрального банка и Государственного таможенного комитета "О некоторых вопросах организации валютного контроля и применения Инструкции "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" от 21 января 1994 года № 73 и № 01-20/746. 28. Положение Центрального банка Российской Федерации "Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций" от 24 апреля 1996 года № 39. |
|
© 2007 |
|