РУБРИКИ

Диплом: Влияние малого бизнеса на экономику Читинской области

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Влияние малого бизнеса на экономику Читинской области

*- знак “-” означает сокращение численности занятых

На современном этапе малый бизнес в значительной мере влияет на увеличение

занятости в сфере торговли и других коммерческих отраслях, что отнюдь не

способствует улучшению отраслевой структуры занятости в малом бизнесе.

2.4 Роль малого бизнеса в формировании фонда оплаты труда

В 1999 году только 6,2% от фонда оплаты труда работников всех пред­приятий

области приходилось на долю фонда заработной платы занятых на ма­лых

предприятиях. Учитывая, что в том же году на малых предприятиях рабо­тало

9,1% занятого населения, можно сделать вывод о том, что в сфере малого

бизнеса оплата труда производится в меньшем размере, чем в крупном и сред­нем

бизнесе (Таблица 14).

Таблица 14

Доля фонда оплаты труда на малых предприятиях в общем фонде оплаты труда по

отраслям экономики, в %

Отрасль19992000
123

Всего

в том числе:

6,25,0
Промышленность5,93,8
Сельское хозяйство2,81,9
Лесное хозяйство2,21,5
Транспорт0,81,9
Связь 1,91,8
Строительство33,315,1
Торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки88,161,1
Информационно-вычислительное обслуживание___34,9
Общая коммерческая деятельность по обеспече­нию функционирования рынка93,1___
Геология3,51,4
ЖКХ0,70,3
Продолжение таблицы 14
123
Здравоохранение0,40,8
Народное образование0,10.1
Культура и искусство2,23,6
Наука и научное обслуживание6,64,1
Финансы, кредит, страхование и пенсионное обес­печение0,20,3

Однако, такая тенденция характерна не для всех малых предприятий: так в

сфере торговли и общественного питания, в общей коммерческой деятельно­сти по

обеспечению функционирования рынка вклад малого бизнеса в общий фонд оплаты

труда более значителен, по сравнению с крупным и средним биз­несом (более

60%).

В 2000 году доля фонда оплаты труда на малых предприятиях в общем фонде

оплаты труда сокращается почти по всем отраслям, что в значительной мере было

обусловлено падением числа занятых и отсутствием роста заработной платы на

малых предприятиях.

По отраслям промышленности ситуация сложилась следующим образом: наибольший

удельный вес фонда оплаты труда на малых предприятиях в общем фонде оплаты

труда прослеживается в легкой промышленности (более 80%), в пищевой и лесной

промышленности – более 30%, в промышленности по производству строительных

материалов – 12%, а в остальных отраслях – не более 8%.

Таким образом, роль малого бизнеса в формировании фонда оплаты труда в

соответствие с его влиянием на занятость наиболее значима в сфере торговли и

общественного питания, материально-технического снабжения и сбыта,

заготовках, информационно-вычислительном обслуживании, а также в таких

отраслях промышленности, как легкая, пищевая и лесная.

2.5. Место малых предприятий в производстве товаров и услуг

Для определения роли малого бизнеса в производстве товаров и услуг был

рассчитан удельный вес выпускаемой малыми предприятиями продукции в общем

объеме выпуска по наиболее значимым для экономики области отраслям (на основе

данных таблицы 15).

Таблица 15

Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями в фактических ценах, тыс. руб.

199819992000
1234
Всего594 002960 2041 350 231

Промышленность

В том числе:

124 120294 130390 095
Электроэнергетика5226 0775 028
Топливная6 79440 99163 742
Черная металлургия5623 1013 570
Цветная металлургия19 07566 465103 505
Машиностроение и металлообработка7 96838 15532 079
Лесная и деревообрабатывающая9 91633 07841 828
Промышленность строительных материалов3276 46210 324
Легкая промышленность29 35911 44523 370
Пищевая промышленность41 35874 29477242
Прочие отрасли8 23914 06229 407
Сельское хозяйство7 61528 95830 293
Транспорт28 80751 86055 979
Связь11 76716 19924 427

Продолжение таблицы 15

1234
Строительство181 997213 523252 109
Торговля и общественное питание177 950268 210486 483
Другие отрасли61 74687 324110 845

Влияние малых предприятий на производство товаров и услуг в целом по области

красноречиво характеризует удельный вес произведенной малыми предприятиями

продукции (работ, услуг) в валовом региональном продукте (Табл.13). В течение

1998-2000 годов этот показатель практически не изменялся, оставаясь равным 6%

(только в 2000 году произошло увеличение на 0,1%).

Таблица 16

Удельный вес произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) в

ВРП и по отдельным отраслям экономики, %

199819992000
ВРП6,06,06,1
Промышленность3,84,04,0
Сельское хозяйство0,40,60,5
Строительство20,716,47,4
Транспорт0,60,60,8
Связь 3,94,24,8
Торговля и общественное питание19,219,521,2
Платные услуги населению5,55,65,9

О снижении активности участников малого бизнеса в сфере строительства

свидетельствует сокращение удельного веса произведенной малыми предприятиями

продукции (работ, услуг) в объеме произведенной строительной продукции.

На протяжении 1998-2000 годов влияние малых предприятий на объемы

производства продукции в сельском хозяйстве оставалось незначительным. В силу

убыточности сельского хозяйства малые предприятия не стремятся к наращиванию

выпуска сельскохозяйственной продукции.

Так как на транспорте большая доля услуг находится в сфере влияния

естественной монополии (железнодорожный транспорт), роль малых предприятий в

предоставлении транспортных услуг незначительна.

Как следует из таблицы 16, постепенно увеличивается доля предоставляемых

малыми предприятиями услуг связи в общеотраслевом объеме услуг.

Стабильное повышение роли малых предприятий в предоставлении платных услуг

населению свидетельствует о более динамичном развитии малого бизнеса в сфере

платных услуг, по сравнению с более крупным бизнесом. Малые предприятий,

осуществляющие свою деятельность в сфере информационно-вычислительного

обслуживания, материально-технического снабжения и сбыта, торговли и

общественного питания, а также на транспорте и в связи, успешно внедряются на

рынок платных услуг. Тем не менее очевидно, что малый бизнес призван

оказывать большее влияние на объемы платных услуг населению, по сравнению с

его ролью на данном этапе.

Как показывает таблица 16, удельный вес произведенной малыми предприятиями

продукции в объеме произведенной продукции промышленности сравнительно выше,

чем в сельском хозяйстве, и значительно ниже, чем в строительстве.

В структуре произведенной малыми предприятиями продукции и услуг в разрезе

отраслей промышленности наибольший удельный вес приходится на цветную

металлургию, топливную и пищевую промышленность (в соответствии с данными

таблицы 15). Для рассмотрения влияния малого бизнеса на развитие отраслей

промышленности были проведены расчеты удельного веса произведенной малыми

предприятиями продукции в общем объеме производства по данным отраслям.

Как следует из таблицы 17, если в целом по промышленности доля произведенной

малыми предприятиями продукции в общем выпуске товаров и услуг невелика (4% в

1999 и 2000г.г.), то в отдельных отраслях промышленности влияние малого

бизнеса более значительно.

Таблица 17

Доля произведенной малыми предприятиями продукции в выпуске товаров и услуг

по отраслям промышленности, в %

199819992000

Промышленность в целом

В том числе по отраслям

2,74,04,0
Электроэнергетика0,030,30,2
Топливная промышленность1,04,55,4
Черная металлургия0,75,85,7
Цветная металлургия1,42,32,5
Машиностроение и металлообработка5,716,79,0
Лесная и деревообрабатывающая15,533,832,9
Промышленность стройматериалов0,47,48,6
Легкая промышленность82,786,890,3
Пищевая промышленность9,28,512,8
Прочие отрасли5,76,96,8

В 2000 году более 90% от объема произведенных товаров и услуг в легкой

промышленности приходилось на долю малых предприятий. Столь высокий удельный

вес малых предприятий свидетельствует об укреплении позиций малого бизнеса и

снижении конкуренции со стороны более крупных предприятий в легкой

промышленности.

Заметно возросла роль малых предприятий в выпуске товаров и услуг в лесной и

деревообрабатывающей промышленности. В 1999 году прирост объема производства

на малых предприятиях, осуществляющих заготовку и переработку древесины, был

более чем в 4 раза больше, чем в целом по отрасли (Таблица 18). В 2000 году в

результате повышения активности крупных и средних предприятий доля малых

предприятий в увеличении выпуска продукции лесной и деревообрабатывающей

отрасли составила только 32,1%. В рамках данной отрасли у малых предприятий

есть возможность для участия во внешнеэкономической деятельности.

На протяжении 1999-2000 г.г. неуклонно сокращалось влияние малого бизнеса на

объемы производства продукции машиностроения и металлообработки. Если в 2000

году в целом по отрасли выпуск продукции увеличился, то в малом бизнесе

продолжалось падение объема производства товаров и услуг. В результате

отсутствия средств для капиталовложений и высокой себестоимости продукции

малые предприятия данной отрасли уступают в конкуренции более крупным

предприятиям.

Как уже отмечалось выше, на малых предприятиях пищевой промышленности занято

около 50% всех работников этой отрасли, но тем не менее доля произведенной

малыми предприятиями продукции в общем объеме производства пищевой продукции

сравнительно невысокая. В 2000 году на малых предприятиях данной отрасли

наблюдался рост объема производства продукции, в отличие от от

общеотраслевого сокращения выпуска товаров и услуг, что обеспечило повышение

доли произведенной малыми предприятиями продукции в объеме производства

пищевой продукции до 12,8%.

В промышленности строительных материалов тенденция сокращения выпуска

продукции и услуг малыми предприятиями соответствует общеотраслевой. В 2000

году увеличение удельного веса произведенной малыми предприятиями продукции в

объеме произведенных строительных материалов на 1,2% было обеспечено меньшими

темпами сокращения объема производства товаров и услуг в малом бизнесе по

сравнению с отраслью в целом.

Таблица 18

Влияние малых предприятий на изменение объемов производства по отраслям

промышленности*

Отрасль промышленности1999г. к 1998г.**2000г. к 1999г.***
Изменение объема про-ва на сумму, тыс. руб.Доля МПИзменение объема про-ва на сумму, тыс. руб.Доля МП
В целом по областиПо МПВ целом по областиПо МП
Всего592 246,438 882,16,6499 626,516 549,93,3
Электроэнергетика174 327,65 482,43,254 522,5-3 096,3___
Топливная промышленность245 440,412 253,55,093 804,815 126,716,1
Черная металлургия-103 586,12 085,5___-15 258,3-914,1___
Цветная металлургия111 541,529 154, 326,1380 634,414 641,33,9
Машиностроение и металлообработка-14 849,9 -42 901,8___22 981,0-23 550,9___
Лесная и деревообрабатывающая2 731,112 968,7___51 790,716 640,132,1
Промышленность стройматериалов-25 904,7-4 793,3___-16 855,8-213,4___
Легкая промышленность2 100,9-7 047,1___4 367,613 306,1___
Пищевая промышленность97 088,8-323,7___-16 539,924 790,4___

*- знак “-” свидетельствует о сокращении объема производства продукции

** - в ценах 1999 года

*** - в ценах 2000 года

В топливной промышленности, черной и цветной металлургии доля продукции,

произведенной малыми предприятиями, в общем объеме производства продукции по

отрасли не превышает 6%. Как положительную тенденцию следует отметить

постепенное увеличение влияния малого бизнеса на выпуск продукции по данным

отраслям в течение 1999-2000 г.г.

2.6. Инвестиционная активность малых предприятий

Инвестиционную активность малых предприятий характеризует показатель объема

капитальных вложений. Как следует из таблицы, объемы инвестиций в малом

бизнесе имели тенденцию к снижению в течение 1999-2000 годов. Для малых

предприятий более привлекательной для капитальных вложений является сфера

строительства (Таблица 19). В разрезе отраслей промышленности наибольший

объем инвестиций в течение последних лет был направлен в топливную отрасль.

Таблица 19

Инвестиции малых предприятий в основной капитал, руб.

199819992000

Объем инвестиций МП всего

в том числе:

103 329,090 200,869 724,9

Промышленность

В том числе:

20 190,027 454,522 454,5
Топливная8 630,013 722,212 946,5
Цветная металлургия2 204,312 206,38 248
Машиностроение ___180100
Транспорт6 9836 2675 346,1
Связь1 6926 304,63 979,9
Строительство40 438,031 804,023 758,0
Торговля и общественное питание830,01 100,01 350,0
Сельское хозяйство ___2 827,52 710,0
Прочие отрасли33 19614 443,210 126,4

В силу того, что в отраслевой структуре малого бизнеса преобладают

предприятия торговли и других некапиталоемких отраслей, вклад малых

предприятий в общий объем капиталовложений невысок. На основе данных таблицы

19 был рассчитан удельный вес инвестиций малых предприятий в основной капитал

в общем объеме капитальных вложений в экономике области и по отраслям

народного хозяйства (Таблица 20).

Таблица 20

Доля инвестиций МП в общем объеме инвестиций, %

199819992000

Удельный вес инвестиций МП в общем объеме инвестиций

В том числе:

7,62,81,4
Промышленность2,62,61,6
Строительство48,753,230,1
Транспорт1,10,40,2
Связь44,524,114,0
Торговля и общественное питание56,274,491,4
Сельское хозяйство ___10,65,9

Как показывает таблица 20, удельный вес капитальных вложений малых

предприятий в общем объеме капиталовложений сокращался в течение 1999-2000

г.г. Такая тенденция была обусловлена сокращением объема инвестиций в малом

бизнесе на фоне роста капитальных вложений в целом по области.

Положение в сфере малого бизнеса усугубляется отсутствием источников

финансирования для обновления основных производственных фондов, износ которых

составляет более 60%. Высокий процент износа объясняется тем, что

оборудование, особенно на малых предприятиях промышленности, приобреталось на

вторичном рынке у предприятий, которые ликвидировались или сокращали

производственную деятельность.

Данные из таблицы 21 свидетельствуют о том, что использование прибыли в

качестве источника для капитальных вложений является невозможным для

большинства малых предприятий в силу их убыточности.

Таблица 21

Динамика прибыли (убытка) малых предприятий, тыс. руб.

199819992000

Всего

В том числе:

-17 638,5-47 049,6-59 494,7
Промышленность-62 884-28 770,7-7 865,4
Строительство 30 375-10 129,1-14 419,5
Транспорт-1 429-1 397,6- 2 463,9
Связь1 695,61 460,5878
Торговля и общественное питание30 407,1549,1-20 494,2
Сельское хозяйство-5 619,2-4 316,1-803,2
Другие отрасли-10 184-4 445,7-14 326,5

На современном этапе малые предприятия не оказывают значительного влияния на

увеличение инвестиций в области и нуждаются в помощи региональных властей в

поиске источников инвестирования.

2.7. Региональная политика в области развития и поддержки малого бизнеса

2.7.1. Мероприятия по поддержке и развитию малого предпринимательства

Процесс образования и функционирования малых предприятий не может носить

совершенно стихийный характер. Этот процесс есть результат активной

государственной политики, направленный на создание максимально благопри­ятных

условий для деятельности малого бизнеса, его ориентации на наиболее важные и

выгодные в данный момент направления. С помощью механизма поддержки малых

предприятий государство может способствовать повышению роли малого бизнеса в

развитии экономики.

Сегодня, можно считать, что на областном уровне заложены основы по­литики

этой поддержки. Это прежде всего: закон Читинской области «О госу­дарственной

поддержке малого предпринимательства в Читинской области» и программа

«Поддержка и развитие малого предпринимательства на территории Читинской

области на 2001-2002 гг.». Образован и успешно работает Фонд поддержки и

развития малого предпринимательства в Читинской области.

Деятельность Фонда поддержки малого предпринимательства Читинской области

(далее по тексту «Фонд») осуществляется в соответствии с Федераль­ным Законом

от 14.06.95г. №880ФЗ«О государственной поддержке малого предпринимательства в

РФ», Законом Читинской области от 26.05.99 №171-ЗЧО «О государственной

поддержке малого предпринимательства в Читинской области» и Уставом Фонда.

Региональная политика Фонда в 2000 году была направлена на дальней­шее

развитие малого предпринимательства на территории области, укрепление связей

с субъектами малого предпринимательства и создание целостной сис­темы

государственной поддержки малых предприятий, исходя из целей и задач

областной целевой Программы «Поддержка и развитие малого предпринима­тельства

в Читинской области на 1998-1999 годы», пролонгированной Поста­новлением

Читинской областной Думы от 22.12.99г. №325 на 2000 год.

В рамках выполнения Программы «Поддержка и развитие малого

пред­принимательства в Читинской области на 1998-1999 годы» была создана

ин­фраструктура поддержки малого предпринимательства:

1) Читинское региональное агентство поддержки малого и среднего биз­неса.

В 2000 году Агентством оказано 750 различных услуг. Разрабо­тано 20 бизнес-

планов, осуществлено 500 консультаций, 180 предпри­нимателям предоставлена

информация.

В рамках предоставленного гранта Фонда «Евразия» Агентство разра­ботало

программу микрокредитования субъектов малого предприни­мательства Читинской

области. Целью данной программы является предоставление финансовых услуг

экономически активным людям, не имеющим доступа к кредитным ресурсам

коммерческих банков.

2) Учебно-деловой центр Морозовского проекта. За 2000 год Учебно-

де­ловым центром обучено 84 человека, разработано 10 бизнес-планов, оказано

20 консультаций по бизнес-планированию. В рамках моло­дежного конкурса

проектов среди студентов учебных заведений г. Читы «Я - предприниматель», УДЦ

совместно с Фондом было органи­зовано обучение победителей конкурса основам

предпринимательской деятельности.

Центром реализован грант «Евразия» по обучению депутатов областной и

городской Дум, служащих Администраций области и г. Читы по про­грамме -

«Основы рыночной экономики».

3) Межрегиональный маркетинговый центр «Чита - Москва».Данный центр

является частью Всероссийской системы межрегиональных маркетинговых центров,

созданных по инициативе правительства Мо­сквы. В настоящее время центром

ведется работа по формированию базы данных продукции и услуг местных

производителей.

С целью активизации работы по вопросам поддержки и развития малого

предпринимательства на территории области Фонд заключил ряд соглашений о

сотрудничестве с организациями, комитетами и управлениями Читинской области:

1. Для оказания финансовой помощи работодателям – субъектам малого

предпринимательства на создание дополнительных рабочих мест, а также для

реализации Программ содействия занятости населения Фондом заключено

Соглашение с Департаментом федеральной государственной службы занятости

населения по Читинской области;

2. В рамках соглашения, подписанного между Фондом и Читинским банком СБ

РФ, предусмотрена реализация перспективных предпринимательских проектов на

территории Читинской области, а также развитие и совершенствование механизма

гарантийно – залогового обеспечения;

3. Для организации предоставления услуг по страхованию и сохранности

имущества физических и юридических лиц, заложенного в обеспечение исполнения

своих обязательств перед Фондом, заключены Соглашения о сотрудничестве с

филиалом страховой компании «РОСНО» и управлением Рос. Госстраха по Читинской

области /12/.

4. Для реализации мероприятий по информационной поддержке малого

предпринимательства разработана программа «Информационно – издательская

деятельность ФПМП Читинской области». Основная задача данной программы –

формирование благоприятного имиджа малого предпринимательства среди самых

широких слоев населения области /12/.

2.7.2.Анализ кредитной деятельности Фонда поддержки малого предпринимательства

Программой «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Чи­тинской

области на 1998 – 1999 годы» предусматривалось выделение кредитов для

реализации приоритетных инвестиционных проектов, отбираемых на кон­курсной

основе. Ресурсное обеспечение указанного направления составляло 92,5% от

общего объема финансирования Программы. Поэтому финансирова­ние проектов

производится на конкурсной основе, при этом предпочтение от­дается проектам,

осуществляемым в приоритетных для области направлениях, указанных в

Программе. Кредиты выдаются с соблюдением основных принци­пов кредитования –

возвратности, срочности, целевого использования, платно­сти и обеспеченности.

Заявки предпринимателей, обратившихся в Фонд за получением кредита,

регистрируются и проходят экспертизу. Как видно из таблицы 22, максимальное

количество заявок поступает от предприятий пищевой промышленности (34,2% от

общего количества), что обусловлено рядом причин:

1. Наличие в регионе сырья по сравнительно низким ценам;

2. Невысокая капиталоемкость производства;

3. Конечный продукт входит в число товаров повседневного спроса.

Деятельность крестьянско-фермерских хозяйств в целом направлена также на

производство и первичную переработку сельхозпродукции.

Поступающие заявки на выделение кредитов с целью пополнения обо­ротных

средств для ведения торгово-закупочной деятельности допускаются к участию в

конкурсе только при условии реинвестирования прибыли на органи­зацию

производства, либо выполнения мероприятий социальной направленно­сти /12/.

Всего за 2000 год от субъектов малого бизнеса поступило 38 заявок, что

сви­детельствует о низкой активности предпринимателей в поиске кредитных

ре­сурсов.

Таблица 22

Отраслевая структура поданных в 2000 году заявок

ОтрасльКоличество заявокСумма запрашиваемых кредитов
Шт.В % к итогуТыс. руб.В % к итогу
Строительство и ре­монтно-строительные работы25,35504,1
Лесозаготовка и лесопе­реработка12,6150011,1
Пищевая промышлен­ность1334,2676049,8
Фармацевтика12,65003,7
Легкая промышленность25,35003,7
Крестьянско-фермер­ские хозяйства410,511548,5
Автоуслуги25,310007,4
Бытовые услуги37,96004,4
Юридические услуги12,62001,5
Обучение25,31000,7
Общественное питание25,31000,7
Торговля513,26004,4
Всего заявок3810013564100

Согласно данным таблицы 23, на 2000 год приходится более 50% от общего

количества профинансированных проектов, что связано с увеличением кредитных

ресурсов за счет поступления финансирования из бюджета денежными средствами,

а также значительным объемом средств, выделенных на поддержку угольной

отрасли, которые направлены в соответствии с подписанными соглашениями на

кредитование проектов в Чернышевском районе Читинской области.

Таблица 23

Объемы выделенных кредитов в 1997-2000 годах

ГодПрофинансированные про­ектыПрофинансировано проек­тов на сумму
количествоВ % к итогуТыс. руб.В % к итогу
199712,15003,8
19981225,0280021,3
19991020,8260919,9
20002552,1721255,0
итого4810013121100

В отраслевой структуре профинансированных в 1997 - 2000 годах проектов на

долю отраслей промышленности, строительства и сельского хозяйства приходится

78,5 % от общей суммы финансирования. Как показывает таблица 24, размеры

кредитов предприятиям, осуществляющим свою деятельность в пище­вой

промышленности, строительстве и производстве строительных материалов,

фармацевтике были сравнительно больше.

В 2000 г. значительно изменилась отраслевая структура выданных кредитов,

более половины денежных средств Фонда было направлено на финансирование

проектов пищевой промышленности. Данная отрасль на протяжении несколь­ких лет

занимает значительный удельный вес в структуре кредитов, но в 2000 г. эта

тенденция усилилась. Возросла доля финансирования крестьянско-фермер­ских

хозяйств. Уменьшились объемы кредитования в отраслях строительства и

лесопереработки, что связано с высокой капиталоемкостью этих производств.

Максимальный размер кредитов, выдаваемых Фондом, - 500 000 рублей, что не

может покрыть затраты на организацию крупного строительства или

лесопере­рабатывающего производства /12/.

В 2000 году произошло увеличение доли коммерческих проектов, что было

обусловлено отсутствием достаточного количества проработанных и обеспеченных

заявок в других отраслях и социальной направленностью профи­нансированных

проектов.

Таблица 24

Отраслевая структура проектов, профинансированных в 1997 - 2000 годах.

ОтрасльКоли­чество проек­товСумма кредитовСтруктурное соот­ношение, в %
По коли­чествуПо сумме
Крестьянско-фермерские хозяйства71 344 00014,610,0
Пищевая промышленность95 178 83618,838,6
Лесозаготовка и лесоперера­ботка2968 4164,27,2
Фармацевтика2900 0004,26,7
Производство строительных материалов, СМР81450 00016,710,8
Услуги связи1380 0002,12,8
Швейное производство3699 3206,35,2
Услуги общепита2100 0004,20,8
Торговля81 150 00016,78,6
Автоуслуги2600 9624,24,5
Бытовое обслуживание150 0002,10,4
Обучение2100 0004,20,8
Юридические услуги1200 0002.11,5
итого4813 121 534100,0100,0

Анализ средней ставки по выданным кредитам позволяет говорить о низкой

стоимости заемных средств для субъектов малого предпринимательства. Сред­няя

процентная ставка по проектам, профинансированным в 2000 году, нахо­дится на

уровне 22,38%, что значительно ниже средней банковской ставки, сложившейся в

регионе.

Как следует из таблицы 25, среди заемщиков Фонда преобладают индивидуаль­ные

предприниматели и общества с ограниченной ответственностью, что можно

объяснить доминированием их в общем объеме действующих субъектов

предпринимательства.

Таблица 25

Организационно-правовая форма субъектов малого предпринимательства,

по­лучивших кредиты Фонда в 2000 году

Организационно-правовая формаКредитные договораСтруктурное соотношение
количествоНа суммуПо количеству, в %По сумме, в %
12345

Юридические лица, всего

В том числе

125761 8364879,9
ЗАО2500 00086,9
ООО82 227 0363230,9
Производственные кооперативы12 884 800440,0
МУП1150 00042,1

Физические лица * , всего

В том числе

131 450 0005220,1
Крестьянско-фермерские хозяйства3600 000128,3

Продолжение таблицы 25

12345
Индивидуальные предприниматели10850 0004011,8
Всего257 211 836100100

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.