РУБРИКИ |
Диплом: Влияние малого бизнеса на экономику |
РЕКЛАМА |
|
Диплом: Влияние малого бизнеса на экономику*- знак “-” означает сокращение численности занятых На современном этапе малый бизнес в значительной мере влияет на увеличение занятости в сфере торговли и других коммерческих отраслях, что отнюдь не способствует улучшению отраслевой структуры занятости в малом бизнесе. 2.4 Роль малого бизнеса в формировании фонда оплаты труда В 1999 году только 6,2% от фонда оплаты труда работников всех предприятий области приходилось на долю фонда заработной платы занятых на малых предприятиях. Учитывая, что в том же году на малых предприятиях работало 9,1% занятого населения, можно сделать вывод о том, что в сфере малого бизнеса оплата труда производится в меньшем размере, чем в крупном и среднем бизнесе (Таблица 14). Таблица 14 Доля фонда оплаты труда на малых предприятиях в общем фонде оплаты труда по отраслям экономики, в %
Однако, такая тенденция характерна не для всех малых предприятий: так в сфере торговли и общественного питания, в общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка вклад малого бизнеса в общий фонд оплаты труда более значителен, по сравнению с крупным и средним бизнесом (более 60%). В 2000 году доля фонда оплаты труда на малых предприятиях в общем фонде оплаты труда сокращается почти по всем отраслям, что в значительной мере было обусловлено падением числа занятых и отсутствием роста заработной платы на малых предприятиях. По отраслям промышленности ситуация сложилась следующим образом: наибольший удельный вес фонда оплаты труда на малых предприятиях в общем фонде оплаты труда прослеживается в легкой промышленности (более 80%), в пищевой и лесной промышленности – более 30%, в промышленности по производству строительных материалов – 12%, а в остальных отраслях – не более 8%. Таким образом, роль малого бизнеса в формировании фонда оплаты труда в соответствие с его влиянием на занятость наиболее значима в сфере торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и сбыта, заготовках, информационно-вычислительном обслуживании, а также в таких отраслях промышленности, как легкая, пищевая и лесная. 2.5. Место малых предприятий в производстве товаров и услуг Для определения роли малого бизнеса в производстве товаров и услуг был рассчитан удельный вес выпускаемой малыми предприятиями продукции в общем объеме выпуска по наиболее значимым для экономики области отраслям (на основе данных таблицы 15). Таблица 15 Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями в фактических ценах, тыс. руб.
Влияние малых предприятий на производство товаров и услуг в целом по области красноречиво характеризует удельный вес произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) в валовом региональном продукте (Табл.13). В течение 1998-2000 годов этот показатель практически не изменялся, оставаясь равным 6% (только в 2000 году произошло увеличение на 0,1%). Таблица 16 Удельный вес произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) в ВРП и по отдельным отраслям экономики, %
О снижении активности участников малого бизнеса в сфере строительства свидетельствует сокращение удельного веса произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) в объеме произведенной строительной продукции. На протяжении 1998-2000 годов влияние малых предприятий на объемы производства продукции в сельском хозяйстве оставалось незначительным. В силу убыточности сельского хозяйства малые предприятия не стремятся к наращиванию выпуска сельскохозяйственной продукции. Так как на транспорте большая доля услуг находится в сфере влияния естественной монополии (железнодорожный транспорт), роль малых предприятий в предоставлении транспортных услуг незначительна. Как следует из таблицы 16, постепенно увеличивается доля предоставляемых малыми предприятиями услуг связи в общеотраслевом объеме услуг. Стабильное повышение роли малых предприятий в предоставлении платных услуг населению свидетельствует о более динамичном развитии малого бизнеса в сфере платных услуг, по сравнению с более крупным бизнесом. Малые предприятий, осуществляющие свою деятельность в сфере информационно-вычислительного обслуживания, материально-технического снабжения и сбыта, торговли и общественного питания, а также на транспорте и в связи, успешно внедряются на рынок платных услуг. Тем не менее очевидно, что малый бизнес призван оказывать большее влияние на объемы платных услуг населению, по сравнению с его ролью на данном этапе. Как показывает таблица 16, удельный вес произведенной малыми предприятиями продукции в объеме произведенной продукции промышленности сравнительно выше, чем в сельском хозяйстве, и значительно ниже, чем в строительстве. В структуре произведенной малыми предприятиями продукции и услуг в разрезе отраслей промышленности наибольший удельный вес приходится на цветную металлургию, топливную и пищевую промышленность (в соответствии с данными таблицы 15). Для рассмотрения влияния малого бизнеса на развитие отраслей промышленности были проведены расчеты удельного веса произведенной малыми предприятиями продукции в общем объеме производства по данным отраслям. Как следует из таблицы 17, если в целом по промышленности доля произведенной малыми предприятиями продукции в общем выпуске товаров и услуг невелика (4% в 1999 и 2000г.г.), то в отдельных отраслях промышленности влияние малого бизнеса более значительно. Таблица 17 Доля произведенной малыми предприятиями продукции в выпуске товаров и услуг по отраслям промышленности, в %
В 2000 году более 90% от объема произведенных товаров и услуг в легкой промышленности приходилось на долю малых предприятий. Столь высокий удельный вес малых предприятий свидетельствует об укреплении позиций малого бизнеса и снижении конкуренции со стороны более крупных предприятий в легкой промышленности. Заметно возросла роль малых предприятий в выпуске товаров и услуг в лесной и деревообрабатывающей промышленности. В 1999 году прирост объема производства на малых предприятиях, осуществляющих заготовку и переработку древесины, был более чем в 4 раза больше, чем в целом по отрасли (Таблица 18). В 2000 году в результате повышения активности крупных и средних предприятий доля малых предприятий в увеличении выпуска продукции лесной и деревообрабатывающей отрасли составила только 32,1%. В рамках данной отрасли у малых предприятий есть возможность для участия во внешнеэкономической деятельности. На протяжении 1999-2000 г.г. неуклонно сокращалось влияние малого бизнеса на объемы производства продукции машиностроения и металлообработки. Если в 2000 году в целом по отрасли выпуск продукции увеличился, то в малом бизнесе продолжалось падение объема производства товаров и услуг. В результате отсутствия средств для капиталовложений и высокой себестоимости продукции малые предприятия данной отрасли уступают в конкуренции более крупным предприятиям. Как уже отмечалось выше, на малых предприятиях пищевой промышленности занято около 50% всех работников этой отрасли, но тем не менее доля произведенной малыми предприятиями продукции в общем объеме производства пищевой продукции сравнительно невысокая. В 2000 году на малых предприятиях данной отрасли наблюдался рост объема производства продукции, в отличие от от общеотраслевого сокращения выпуска товаров и услуг, что обеспечило повышение доли произведенной малыми предприятиями продукции в объеме производства пищевой продукции до 12,8%. В промышленности строительных материалов тенденция сокращения выпуска продукции и услуг малыми предприятиями соответствует общеотраслевой. В 2000 году увеличение удельного веса произведенной малыми предприятиями продукции в объеме произведенных строительных материалов на 1,2% было обеспечено меньшими темпами сокращения объема производства товаров и услуг в малом бизнесе по сравнению с отраслью в целом. Таблица 18 Влияние малых предприятий на изменение объемов производства по отраслям промышленности*
*- знак “-” свидетельствует о сокращении объема производства продукции ** - в ценах 1999 года *** - в ценах 2000 года В топливной промышленности, черной и цветной металлургии доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме производства продукции по отрасли не превышает 6%. Как положительную тенденцию следует отметить постепенное увеличение влияния малого бизнеса на выпуск продукции по данным отраслям в течение 1999-2000 г.г. 2.6. Инвестиционная активность малых предприятий Инвестиционную активность малых предприятий характеризует показатель объема капитальных вложений. Как следует из таблицы, объемы инвестиций в малом бизнесе имели тенденцию к снижению в течение 1999-2000 годов. Для малых предприятий более привлекательной для капитальных вложений является сфера строительства (Таблица 19). В разрезе отраслей промышленности наибольший объем инвестиций в течение последних лет был направлен в топливную отрасль. Таблица 19 Инвестиции малых предприятий в основной капитал, руб.
В силу того, что в отраслевой структуре малого бизнеса преобладают предприятия торговли и других некапиталоемких отраслей, вклад малых предприятий в общий объем капиталовложений невысок. На основе данных таблицы 19 был рассчитан удельный вес инвестиций малых предприятий в основной капитал в общем объеме капитальных вложений в экономике области и по отраслям народного хозяйства (Таблица 20). Таблица 20 Доля инвестиций МП в общем объеме инвестиций, %
Как показывает таблица 20, удельный вес капитальных вложений малых предприятий в общем объеме капиталовложений сокращался в течение 1999-2000 г.г. Такая тенденция была обусловлена сокращением объема инвестиций в малом бизнесе на фоне роста капитальных вложений в целом по области. Положение в сфере малого бизнеса усугубляется отсутствием источников финансирования для обновления основных производственных фондов, износ которых составляет более 60%. Высокий процент износа объясняется тем, что оборудование, особенно на малых предприятиях промышленности, приобреталось на вторичном рынке у предприятий, которые ликвидировались или сокращали производственную деятельность. Данные из таблицы 21 свидетельствуют о том, что использование прибыли в качестве источника для капитальных вложений является невозможным для большинства малых предприятий в силу их убыточности. Таблица 21 Динамика прибыли (убытка) малых предприятий, тыс. руб.
На современном этапе малые предприятия не оказывают значительного влияния на увеличение инвестиций в области и нуждаются в помощи региональных властей в поиске источников инвестирования. 2.7. Региональная политика в области развития и поддержки малого бизнеса 2.7.1. Мероприятия по поддержке и развитию малого предпринимательства Процесс образования и функционирования малых предприятий не может носить совершенно стихийный характер. Этот процесс есть результат активной государственной политики, направленный на создание максимально благоприятных условий для деятельности малого бизнеса, его ориентации на наиболее важные и выгодные в данный момент направления. С помощью механизма поддержки малых предприятий государство может способствовать повышению роли малого бизнеса в развитии экономики. Сегодня, можно считать, что на областном уровне заложены основы политики этой поддержки. Это прежде всего: закон Читинской области «О государственной поддержке малого предпринимательства в Читинской области» и программа «Поддержка и развитие малого предпринимательства на территории Читинской области на 2001-2002 гг.». Образован и успешно работает Фонд поддержки и развития малого предпринимательства в Читинской области. Деятельность Фонда поддержки малого предпринимательства Читинской области (далее по тексту «Фонд») осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 14.06.95г. №880ФЗ«О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», Законом Читинской области от 26.05.99 №171-ЗЧО «О государственной поддержке малого предпринимательства в Читинской области» и Уставом Фонда. Региональная политика Фонда в 2000 году была направлена на дальнейшее развитие малого предпринимательства на территории области, укрепление связей с субъектами малого предпринимательства и создание целостной системы государственной поддержки малых предприятий, исходя из целей и задач областной целевой Программы «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Читинской области на 1998-1999 годы», пролонгированной Постановлением Читинской областной Думы от 22.12.99г. №325 на 2000 год. В рамках выполнения Программы «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Читинской области на 1998-1999 годы» была создана инфраструктура поддержки малого предпринимательства: 1) Читинское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса. В 2000 году Агентством оказано 750 различных услуг. Разработано 20 бизнес- планов, осуществлено 500 консультаций, 180 предпринимателям предоставлена информация. В рамках предоставленного гранта Фонда «Евразия» Агентство разработало программу микрокредитования субъектов малого предпринимательства Читинской области. Целью данной программы является предоставление финансовых услуг экономически активным людям, не имеющим доступа к кредитным ресурсам коммерческих банков. 2) Учебно-деловой центр Морозовского проекта. За 2000 год Учебно- деловым центром обучено 84 человека, разработано 10 бизнес-планов, оказано 20 консультаций по бизнес-планированию. В рамках молодежного конкурса проектов среди студентов учебных заведений г. Читы «Я - предприниматель», УДЦ совместно с Фондом было организовано обучение победителей конкурса основам предпринимательской деятельности. Центром реализован грант «Евразия» по обучению депутатов областной и городской Дум, служащих Администраций области и г. Читы по программе - «Основы рыночной экономики». 3) Межрегиональный маркетинговый центр «Чита - Москва».Данный центр является частью Всероссийской системы межрегиональных маркетинговых центров, созданных по инициативе правительства Москвы. В настоящее время центром ведется работа по формированию базы данных продукции и услуг местных производителей. С целью активизации работы по вопросам поддержки и развития малого предпринимательства на территории области Фонд заключил ряд соглашений о сотрудничестве с организациями, комитетами и управлениями Читинской области: 1. Для оказания финансовой помощи работодателям – субъектам малого предпринимательства на создание дополнительных рабочих мест, а также для реализации Программ содействия занятости населения Фондом заключено Соглашение с Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Читинской области; 2. В рамках соглашения, подписанного между Фондом и Читинским банком СБ РФ, предусмотрена реализация перспективных предпринимательских проектов на территории Читинской области, а также развитие и совершенствование механизма гарантийно – залогового обеспечения; 3. Для организации предоставления услуг по страхованию и сохранности имущества физических и юридических лиц, заложенного в обеспечение исполнения своих обязательств перед Фондом, заключены Соглашения о сотрудничестве с филиалом страховой компании «РОСНО» и управлением Рос. Госстраха по Читинской области /12/. 4. Для реализации мероприятий по информационной поддержке малого предпринимательства разработана программа «Информационно – издательская деятельность ФПМП Читинской области». Основная задача данной программы – формирование благоприятного имиджа малого предпринимательства среди самых широких слоев населения области /12/. 2.7.2.Анализ кредитной деятельности Фонда поддержки малого предпринимательства Программой «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Читинской области на 1998 – 1999 годы» предусматривалось выделение кредитов для реализации приоритетных инвестиционных проектов, отбираемых на конкурсной основе. Ресурсное обеспечение указанного направления составляло 92,5% от общего объема финансирования Программы. Поэтому финансирование проектов производится на конкурсной основе, при этом предпочтение отдается проектам, осуществляемым в приоритетных для области направлениях, указанных в Программе. Кредиты выдаются с соблюдением основных принципов кредитования – возвратности, срочности, целевого использования, платности и обеспеченности. Заявки предпринимателей, обратившихся в Фонд за получением кредита, регистрируются и проходят экспертизу. Как видно из таблицы 22, максимальное количество заявок поступает от предприятий пищевой промышленности (34,2% от общего количества), что обусловлено рядом причин: 1. Наличие в регионе сырья по сравнительно низким ценам; 2. Невысокая капиталоемкость производства; 3. Конечный продукт входит в число товаров повседневного спроса. Деятельность крестьянско-фермерских хозяйств в целом направлена также на производство и первичную переработку сельхозпродукции. Поступающие заявки на выделение кредитов с целью пополнения оборотных средств для ведения торгово-закупочной деятельности допускаются к участию в конкурсе только при условии реинвестирования прибыли на организацию производства, либо выполнения мероприятий социальной направленности /12/. Всего за 2000 год от субъектов малого бизнеса поступило 38 заявок, что свидетельствует о низкой активности предпринимателей в поиске кредитных ресурсов. Таблица 22 Отраслевая структура поданных в 2000 году заявок
Согласно данным таблицы 23, на 2000 год приходится более 50% от общего количества профинансированных проектов, что связано с увеличением кредитных ресурсов за счет поступления финансирования из бюджета денежными средствами, а также значительным объемом средств, выделенных на поддержку угольной отрасли, которые направлены в соответствии с подписанными соглашениями на кредитование проектов в Чернышевском районе Читинской области. Таблица 23 Объемы выделенных кредитов в 1997-2000 годах
В отраслевой структуре профинансированных в 1997 - 2000 годах проектов на долю отраслей промышленности, строительства и сельского хозяйства приходится 78,5 % от общей суммы финансирования. Как показывает таблица 24, размеры кредитов предприятиям, осуществляющим свою деятельность в пищевой промышленности, строительстве и производстве строительных материалов, фармацевтике были сравнительно больше. В 2000 г. значительно изменилась отраслевая структура выданных кредитов, более половины денежных средств Фонда было направлено на финансирование проектов пищевой промышленности. Данная отрасль на протяжении нескольких лет занимает значительный удельный вес в структуре кредитов, но в 2000 г. эта тенденция усилилась. Возросла доля финансирования крестьянско-фермерских хозяйств. Уменьшились объемы кредитования в отраслях строительства и лесопереработки, что связано с высокой капиталоемкостью этих производств. Максимальный размер кредитов, выдаваемых Фондом, - 500 000 рублей, что не может покрыть затраты на организацию крупного строительства или лесоперерабатывающего производства /12/. В 2000 году произошло увеличение доли коммерческих проектов, что было обусловлено отсутствием достаточного количества проработанных и обеспеченных заявок в других отраслях и социальной направленностью профинансированных проектов. Таблица 24 Отраслевая структура проектов, профинансированных в 1997 - 2000 годах.
Анализ средней ставки по выданным кредитам позволяет говорить о низкой стоимости заемных средств для субъектов малого предпринимательства. Средняя процентная ставка по проектам, профинансированным в 2000 году, находится на уровне 22,38%, что значительно ниже средней банковской ставки, сложившейся в регионе. Как следует из таблицы 25, среди заемщиков Фонда преобладают индивидуальные предприниматели и общества с ограниченной ответственностью, что можно объяснить доминированием их в общем объеме действующих субъектов предпринимательства. Таблица 25 Организационно-правовая форма субъектов малого предпринимательства, получивших кредиты Фонда в 2000 году
|
|
© 2007 |
|