|
|
|
|
Доклад: Денежное обращение и денежная система
Доклад: Денежное обращение и денежная система
Денежное обращение и денежная система
Понятие денежного обращения.
Наличное и безналичное обращение
Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги находятся в
постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими
субъектами и органами государственной власти. Движение денег при выполнении
ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой
денежное обращение.
Общественное разделение труда и развитие товарного производства являются
объективной основой денежного обращения. Образование общенациональных и
мировых рынков при капитализме дало новый толчок дальнейшему расширению
денежного оборота. Деньги обслуживают обмен совокупного общественного
продукта, в том числе кругооборот капитала, обращение товаров и оказание
услуг, движение ссудного и фиктивного капитала и доходов различных
социальных групп.
Началу движения денег предшествует их концентрация у субъектов. Они
сосредоточиваются в кошельках населения, в кассах юридических лиц, на счетах
в кредитных учреждениях, в казне государства. Чтобы зародилось движение
денег, необходимо возникновение потребности в деньгах у одной из двух
сторон. Спрос на деньги возникает при осуществлении сделок, деньги нужны для
обращения, платежей за товары и услуги. Их объем определяется номинальным
валовым внутренним продуктом. Чем больше общая денежная стоимость товаров и
услуг, тем больше требуется денег для заключения сделок. Спрос на деньги
предъявляют и для накопления, которое выступает в разных формах: вкладах в
кредитных учреждениях, ценных бумагах, официальных государственных запасах.
Денежное обращение осуществляется в двух формах: наличной и безналичной.
Нлично-денежное обращение — движение наличных денег в сфере обращения и
выполнение ими двух функций (средства платежа и средства обращения). Наличные
деньги используются:
для кругооборота товаров и услуг;
для расчетов, не связанных непосредственно с движением товаров и услуг, а
именно: расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, пенсий; по
выплате страховых возмещении по договорам страхования; при оплате ценных
бумаг и выплат по ним дохода; по платежам населения за коммунальные услуги и
др.
Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за
определенный период времени между населением и юридическими лицами, между
физическими лицами, между юридическими лицами, между населением и
государственными органами, между юридическими лицами и государственными
органами.
Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег:
банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей,
банковских векселей, чеков, кредитных карточек). Эмиссию наличных денег
осуществляет центральный (как правило, государственный) банк. Он выпускает
наличные деньги в обращение и изымает их, если они пришли в негодность, а
также заменяет деньги на новые образцы купюр и монет.
В России в связи с огромным расширением налично-денежного оборота в последние
несколько лет[1] предприняты попытки
ограничить для юридических лиц этот оборот. Для хозяйствующих субъектов
установлен лимит наличных денег. Ежедневно они подсчитывают все поступившие и
выданные деньги и зачисляют их в оборотную кассу. Если остаток денег в конце
превысит установленный лимит, то сумма сверх лимита зачисляется в резервный
фонд. Однако на практике эти и другие ограничения действуют еще слабо.
Безналичное обращение — движение стоимости без
участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам
кредитных учреждении, зачет взаимных требовании. Развитие кредитной системы и
появление средств клиентов на счетах в банках и других кредитных учреждении
привели к возникновению такого обращения.
Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных
карточек и других кредитных инструментов.
Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между:
предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности,
имеющими счета в кредитных учреждениях;
юридическими лицами и кредитными учреждениями по получению и возврату кредита;
юридическими лицами и населением по выплате заработной платы, доходов по
ценным бумагам;
физическими и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов,
сборов и других обязательных платежей, а также получению бюджетных средств.
Размер безналичного оборота зависит от объема товаров в стране, уровня цен,
звенности расчетов, а также размера распределительных и
перераспределительных отношений, осуществляемых через финансовую систему.
Безналичное обращение имеет важное экономическое значение в ускорении
оборачиваемости оборотных средств, сокращении наличных денег, снижении
издержек обращения-
В Российской федерации форма безналичных расчетов определяется правилами
Банка России, действующими в соответствии с законодательством. Определено,
что расчеты предприятий всех форм собственности по своим обязательствам с
другими предприятиями, а также между юридическими лицами и физическими за
товарно-материальные ценности производятся, как правило, в безналичном
порядке через учреждения банка.
В зависимости от экономического содержания различают две группы безналичного
обращения: по товарным операциям и финансовым обязательствам.
К первой группе относятся безналичные расчеты за товары и услуги, ко второй —
платежи в бюджет (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и другие
обязательные платежи) ч внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд,
уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями.
Между налично-денежным и безналичным обращением существуют взаимосвязь и
взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в
другую, наличные деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и
обратно. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в
кредитном учреждении, следовательно, безналичное обращение немыслимо при
отсутствии наличного. Одновременно наличные деньги появляются у клиента при
снятии их со счета в кредитном учреждении.
Таким образом, наличное и безналичное обращение образует общий денежный
оборот страны, в котором действуют единые деньги одного наименования.
Закон денежного обращения.
Денежная масса и скорость обращения денег
Товарно-денежные отношения требуют определенного количества денег для
обращения.
Закон денежного обращения, открытый Карлом Марксом, устанавливает
количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и
средства платежа.
Количество денег, потребное для выполнения функций денег как средства
обращения, зависит от трех факторов:
количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);
уровня цен товаров и тарифов (связь прямая);
скорости обращения денег (связь обратная).
Вес факторы определяются условиями производства. Чем больше развито
общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг
на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость
товаров и услуг и цены. Формула в этом случае такова:
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | Среднее число оборотов одноименных денежных единиц (скорость обращения денег) |
| |
Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы
за известный период, так как одни и те же деньги в течение определенною периода
постоянно переходят их рук к руки, обслуживая продажу товаров и оказание услуг.
При функционировании золотых денег их количество поддерживалось на
необходимом уровне стихийно, поскольку регулятором выступала функция
сокровища. Эта функция устанавливала сравнительно правильное соотношение
между денежной массой и товарами, необходимыми для обращения. Лишние деньги в
обращении исключались, они уходили в сокровище. При росте товарной массы
деньги возвращались из сокровищ.
С появлением функции денег как средства платежа общее количество денег должно
уменьшиться. Кредит оказывает обратное влияние на количество денег. Такое
уменьшение вызывается погашением путем взаимного зачета определенной части
долговых требований и обязательств. Количество денег для обращения и платежа
определяется следующими условиями:
общим объемом обращающихся товаров и услуг (зависимость прямая);
уровнем товарных цен и тарифов на услуги (зависимость прямая, поскольку чем
выше цены, тем больше требуется денег);
степенью развития безналичных расчетов (связь обратная);
скоростью обращения денег, в том числе кредитных денег (связь обратная).
Таким образом, закон, определяющий количество денег в обращении, приобретает
следующий вид.
При металлическом обращении количество денег стихийно регулировалось функцией
сокровища, т.е. денежная масса увеличивалась и сокращалась, свободно
приспосабливаясь к потребностям товарного производства, количество денег
всегда сохранялось на требуемом уровне. Это обеспечивало устойчивость
денежного обращения.
При отсутствии золотого стандарта стал действовать закон бумажно-денежного
обращения, в соответствии с которым количество знаков стоимости приравнивалось
к оценочному количеству золотых денег, потребных для обращения. При таком
положении стабильность денег пошатнулась, стало возможным их обесценение.
Ныне в условиях демонетизации золота, т.е. утраты им своих денежных функций,
закон денежного обращении претерпел модификацию. Теперь уже нельзя оценить
количество денег с точки зрения даже приблизительного их расчета через
золото. Оно ушло из обращения и не выполняет функции не только средства
обращения и средства платежа, но и меры стоимости.
Мерой стоимости товаров и услуг стал денежный капитал, измеряющий
стоимости не на рынке при обмене путем приравнивания товара к деньгам, а в
процессе производства — товара к товару. Следовательно, количество неразменных
кредитных денег должно определяться стоимостью всех ценностей в стране через
денежный капитал. Стихийный регулятор общей величины денег при господстве
кредитных денег отсутствует. Отсюда вытекает роль государства в регулировании
денежного обращения. Эмиссия кредитных денег без учета реальной стоимости
произведенных товаров и оказанных услуг в стране в процессе производства,
распределения и обмена неизбежно вызовет их излишек и в конечном счете
приведет к обесценению денежной единицы. Главное условие стабильности денежной
единицы страны — соответствие потребности хозяйства в деньгах фактическому
поступлению их в наличный и безналичный оборот.
Денежная масса — совокупность покупательных, платежных и накопленных
средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и
юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный показатель
движения денег.
С развитием форм товарного обмена и платежно-расчетных отношений состав и
структура денежной массы претерпели значительные изменения. В начале XX в.
при золотом обращении структура денежной массы была в развитых странах
такова:
золотые монеты составляли 40%, банкноты и другие кредитные деньги — 50% и
остатки на счетах в кредитных учреждениях — 10%; накануне Первой мировой
войны — соответственно 15, 22 и 67%. Уход золотых денег сначала из
внутреннего оборота, а затем из внешнего внес качественные изменения в
структуру
денежной массы. Действительные деньги (золотые) полностью исчезли из
обращения, господствующее положение заняли неразменные кредитные деньги,
которые стали выступать в наличной и безналичной формах.
Для анализа изменений движения денег на определенную дату и за определенный
период в финансовой статистике стали использовать сначала и экономически
развитых странах, а затем и в нашей стране денежные агрегаты М0, М1, М2,
М3, М4.
• Агрегат М0 включает наличные деньги в обращении: банкноты,
металлические монеты, казначейские билеты (в некоторых странах). Металлические
монеты, составляющие незначительную долю наличности (в развитых странах 2—3%),
дают возможность лицам совершать мелкие сделки. Обычно эти монеты чеканятся из
дешевых металлов. Реальная стоимость монеты значительно ниже номинальной, чтобы
не допустить их переплавку в целях прибыльной продажи в виде слитков.
Казначейские билеты — бумажные деньги, эмиссии которых осуществляются
казначейством. Бумажные деньги ныне функционируют в слабо развитых странах.
Например, в Республике Джибути в обращении находятся казначейские билеты
(достоинством 500, 5000, 1000 франков) и монеты, эмиссии которых
осуществляется казначейством; казначейские билеты и монеты функционируют и в
Королевстве Тонга.
Преобладающая роль принадлежит банкнотам.
• Агрегат М1 состоит из агрегата М0 и средств на текущих счетах
банков. Средства на счетах могут использоваться для платежей в безналичной
форме, через трансформацию в наличные деньги и без перевода на другие счета.
Для расчетов с помощью средств на этих счетах их владельцы выписывают платежные
поручения (преобладающая форма расчетов в российской экономике) либо чеки и
аккредитивы. Именно агрегат М1 обслуживает операции по реализации
валового внутреннего продукта (ВВП), распределению и перераспределению
национального дохода, накоплению и потреблению.
• Агрегат М2 содержит агрегат М1, срочные и сберегательные
депозиты в коммерческих банках, а также краткосрочные государственные ценные
бумаги. Последние не функционируют как средство обращения, однако могут
превратиться в наличные деньги или чековые счета. Сберегательные депозиты в
коммерческих банках изымаются в любое время и превращаются в наличность
Срочные депозиты доступны вкладчику только по истечении определенного срока и,
следовательно, обладают меньшей ликвидностью, чем сберегательные депозиты. В
США агрегат М2 включает:
М1 — 23%(в том числе наличные деньги 7% и чековые вклады 19%),
сберегательные и срочные депозиты — 74%.
• Агрегат М3 содержит агрегат М2 , сберегательные вклады в
специализированных кредитных учреждениях, а также ценные бумаги, обращающиеся
на денежном рынке, в том числе коммерческие векселя, выписываемые
предприятиями. Эта часть средств, вложенная в ценные бумаги, создается не
банковской системой, но находится под ее контролем, поскольку превращение
векселя в средство платежа требует, как правило, акцепта банка, т.е. гарантии
его оплаты банком в случае неплатежеспособности эмитента.
• Агрегат М4 равен агрегату М3 плюс различные формы депозитов в
кредитных учреждениях.
Между агрегатами необходимо равновесие, в противном случае происходит нарушение
денежного обращения. Практика подсказывает, что равновесие наступает при
М2 > М1; оно укрепляется при М2 + М3 > М1.
В этом случае денежный капитал переходит из наличного оборота в безналичный.
При нарушении такого соотношения между агрегатами в денежном обращении
начинаются осложнения: нехватка денежных знаков, рост цен и др.
Для определения денежной массы страны используют разное количество агрегатов
(например, США — четыре, Франция — два). В России для расчета совокупной
денежной массы применяют агрегаты М0, М1, М2 М3 К денежным агрегатам
относят; М0 — наличные деньги в обращении; М1, кроме М0 —
средства предприятий на расчетных, текущих, специальных счетах в банках,
депозиты населения в сберегательных банках до востребования, средства страховых
компаний; М2; равняется М1 плюс срочные депозиты населения в
сберегательных банках, в том числе компенсация; М3 состоит из М2
и сертификатов, облигаций государственного займа.
К началу 1994 г. структура совокупной денежной массы Российской федерации
имела следующий состав:
М0 - 29,8%; М1(без М0) - 66,71%; М2 (без М1,) - 3,1%;
М3 (без М2) - 0,5%.
Данные свидетельствуют, что почти треть денежной массы приходится на наличные
деньги. Причем этот денежный агрегат за последние четыре года резко
увеличился. Рост наличных денег, которые обслуживают население, а в
современных условиях к ним часто прибегают юридические лица, вызывает не-
хватку денег в стране. Переход денег из безналичного оборота и наличный—
результат жесткой финансовой политики и ведет к расширению уклонения от
уплаты налогов. Кроме того, сокращение безналичного оборота свидетельствует
о снижении возможности государства влиять на реальные хозяйственные
процессы.
Совокупный объем денежной массы (денежный агрегат М2) увеличивался
быстрыми темпами, о чем свидетельствуют следующие данные (на конец
соответствующего года): в 1992 г. — 7,14 трлн. руб.; 1993 г. — 36,72 трлн.
рубл. и в 1994 г. — 106,4 трлн.руб.
На денежную массу влияют два фактора: количество денег и скорость их оборота.
Количество денежной массы определяется государством — эмитентом денег,
его законодательной властью. Рост эмиссии обусловлен потребностями товарного
оборота и государства. В России главная причина увеличения денежной массы —
государство, огромный дефицит федерального бюджета, который в значительной
степени погашался в течение 1992 — 1994 гг. выпуском денег в обращение.
Товарный оборот в то же время в реальном выражении даже сократился из-за
падения темпов производства.
Другой фактор, влияющий на денежную массу, — скорость обращения денег,
т.е. их интенсивное движение при выполнении ими функций обращения и платежа. Для
расчета этого показателя используют косвенные методы, в том числе:
• скорость движения денег в кругообороте стоимости общественного продукта
или кругообороте доходов определяется как отношение:
Валовой национальный продукт, или национальный доход
Денежная масса (агрегаты М1 или М2 )
Этот показатель свидетельствует о связи между денежным обращением и
процессами экономического развития;
• оборачиваемость денег в платежном обороте определяется отношением:
Сумма денег на банковских счетах
Среднегодовая величина денежной массы в обращении
Этот показатель свидетельствует о скорости безналичных расчетов. Применяются
и другие показатели скорости оборота
денег.
На скорость обращения денег влияют общеэкономические факторы, т.е.
циклическое развитие производства, темпы его роста, движение цен, а также
денежные (монетарные) факторы, т.е. структура платежного оборота (соотношение
наличных и безналичных денег), развитие кредитных операций и взаимных
расчетов, уровень процентных ставок за кредит на денежном рынке, а также
внедрение компьютеров для операций в кредитных учреждениях и использование
электронных денег в расчетах. Кроме этих общих факторов, скорость обращения
денег зависит от периодичности выплаты доходов, равномерности расходования
населением своих средств, уровня сбережения и накопления.
Но так как скорость обращения денег обратно пропорциональна количеству денег
в обращении, ускорение их оборачиваемости означает рост денежной массы.
Увеличенная денежная масса при том же объеме товаров и услуг на рынке ведет
к обесценению, денег, т.е. в конечном итоге является одним из факторов
инфляционного процесса.
Денежная система и ее элементы
Денежная система — устройство денежного обращения в стране, сложившееся
исторически и закрепленное национальным законодательством. Она сформировалась
в XVI — XVII вв. с возникновением и утверждением капиталистического
производства, а также централизованного государства и национального рынка. По
мере развития товарно-денежных отношений и капиталистического производства
денежная система претерпела существенные изменения.
В зависимости от вида денег (деньги как товар, выполняющий роль всеобщего
эквивалента, или деньги как знак стоимости) различают денежные системы двух
типов:
система металлического обращения, которая базируется на действительных
деньгах (серебряных, золотых), выполняющих все пять функций, а обращающиеся
банкноты беспрепятственно обмениваются на действительные деньги;
система бумажно-кредитного обращения, при которой действительные деньги
вытеснены знаками стоимости, а в обращении находятся бумажные (казначейские
векселя) либо кредитные деньги.
При системе металлического денежного обращения выделяются два вида
денежных систем: биметаллизм и монометаллизм в зависимости от того, сколько
металла принято в качестве всеобщего эквивалента и базы денежного обращения.
• Биметаллизм — денежная система, при которой роль всеобщего
эквивалента закреплена за двумя металлами (серебром и золотом).
Предусматривалась свободная чеканка монет из двух металлов и их неограниченное
обращение. На рынке устанавливались две цены на один товар. Эта система
существовала в XVI — XVIII вв., а в ряде стран Западной Европы действовала и в
ХX в.
Наличие двух металлов в роли всеобщего эквивалента вступило н противоречие с
природой денег как единого товара, осуществляющего измерение стоимости всех
товаров. Эта система не обеспечивала устойчивости денежного обращения,
поскольку изменение стоимости одного из денежных металлов приводило к
колебанию цен на товары. Развитие капитализма, требующее стабильности
денежной системы, единого всеобщего эквивалента, обусловило переход к
монометаллизму,
• Монометаллизм — денежная система, при которой один металл (серебро или
золото) служит всеобщим эквивалентом. При этой системе функционируют монеты из
одного благородного металла и знаки стоимости, разменные на монеты. Серебряный
монометаллизм существовал в России (1843 — 1852 гг.), Индии (1852
- 1893 гг.), Нидерландах (1847 - 1875 гг.), Китае (до 1935 г.). В большинстве
развитых стран в конце XIX в. биметаллизм и серебряный монометаллизм
сменился золотым монометаллизмом. В России золотое обращение стало
действовать с 1897 г.
• Различают три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный,
золотослитковый и золотодевизный стандарты.
Золотомонетный стандарт, соответствующий периоду свободной конкуренции и
развития производства, кредитной системы и торговли, характеризовался золотым
обращением, свободной чеканкой монет, беспрепятственным обменом банкнот на
золото, не запрещенным движением золота между странами. Закон денежного
обращения действовал автоматически. Этот стандарт требовал наличия золотых
запасов в эмиссионных центрах. Первая мировая война, потребовавшая больших
военных затрат, вызвала рост дефицита воюющих государств и привела к отмене
золотомонетного стандарта в большинстве стран.
После окончания Первой мировой войны вводятся урезанные формы золотого
монометаллизма: -золотослитковый стандарт (Великобритания, Франция),
при котором банкноты обменивались на золотые слитки, и золотодевизный
стандарт (Германия, Австрия, Дания, Норвегия и др.),при котором банкноты
обменивались на д е в и з ы (платежные средства в иностранной валюте),
разменные на золото. В результате мирового экономического кризиса (1929 — 1933
гг.) были ликвидированы все формы золотого монометаллизма и утвердилась система
обращения бумажно-кредитных денег, не разменных на действительные деньги.
Система бумажно-кредитных денег предусматривала господствующее
положение банкнот, выпускаемых эмиссионным центром страны.
• В 1944 г. международная денежная система капитализма сформировалась в рамках
мировой валютной системы на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе
(США). По форме Бреттон-Вудская денежная система представляла собой
своеобразный межгосударственный золотодевизный стандарт. Ее главными
ориентирами являются:
золото выполняло функцию мировых денег, оно выступало средством окончательных
расчетов между странами и всеобщим воплощением общественного богатства;
кроме золота в международном платежном обороте использовались национальная
денежная единица США — доллар и английский фунт стерлингов, имеющий более
узкую сферу действия;
доллар США обменивался на золото в Казначействе США по официально
установленному соотношению, если он представлялся (с 1934 г.) центральными
банками и правительственными учреждениями стран. Цена золота на свободных
рынках складывалась на базе официальной цены США и до 1968 г. не отклонялась
от нее;
национальные денежные единицы свободно обменивались через центральные банки
на доллары и между собой по твердо установленным Международным валютным
фондом (МВФ) соотношениям. Все обратимые национальные денежные единицы через
доллар могли превратиться в золото, что обеспечивало многосторонние расчеты
между странами.
В связи с ослаблением позиций США на внешнем рынке в результате сокращения
золотых запасов страны международная
денежная система, основанная на широком использовании доллара как эталона
ценности всех денежных единиц, а 1971 — 1973 гг. потерпела банкротство:
доллар перестал быть единственной мировой резервной валютой; роль резервных
валют стали выполнять марки ФРГ, японская иена, а также СДР и ЭКЮ; был
прекращен обмен с 1 августа 1971 г. доллара на золото; отменена официально
долларовая цена золота.
• На смену Бретгон-Вудской денежной системы пришла Ямайская денежная
система, оформленная соглашением стран — членов МВФ в Кингстоне (о. Ямайка)
в 1976 г. После ратификации странами этого соглашения в апреле 1978 г. были
внесены изменения в устав МВФ. Новая денежная система характеризовалась
следующими чертами:
а) мировыми деньгами объявлялись специальные права заимствования в МВФ —
СДР, которые становились международной счетной единицей;
б) доллар США сохранял важное место в международных расчетах и в валютных
резервах других стран, а также продолжал играть важную роль при расчетах
условной стоимости СДР;
в) юридически была завершена демонетизация золота; утрата золотом денежных
функций, отмена его официальной цены. Однако золото осталось резервом
государства и используется для приобретения ключевых денежных единиц других
стран.
Современные денежные системы зарубежных стран, несмотря на свои
особенности, имеют много общих черт. Они включают следующие элементы: денежную
единицу, масштаб цен, виды денег, являющихся законным платежным средством,
эмиссионную систему и государственный аппарат регулирования денежного
обращения.
• Денежная единица — это установленный в законодательном порядке
денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг.
Она, как правило, делится на мелкие пропорциональные части. В большинстве стран
действует десятичная система деления (I доллар США равен 100 центам, 1
английский фунт стерлингов равен 100 пенсам)
• Масштаб цен — как выбор денежной единицы страны и как средство
выражения стоимости товара через весовое содержание денежного металла в этой
выбранной единице. Последнее определение масштаба цен утратило экономическое
значение, поскольку кредитные деньги не имеют собственной стоимости и не могут
быть выразителем стоимости других товаров.
• Виды денег, являющихся законными платежными средствами, — прежде
всего это кредитные деньги и в первую очередь банкноты, разменная монета, а
также бумажные деньга (казначейские билеты). Так, в США в обращении находятся
банковские билеты в 100,50,20,10,5,2 и 1 доллар (выпуск 500-долл. и выше
прекращен), казначейские ноты (билеты, выпускаемые Казначейством США) в 100
долл., а также серебряно-медные и медно-никелевые монеты в 1 доллар, 50, 25, 10
и 1 цент.
В экономически развитых странах, как правило, государственные бумажные деньги
(казначейские билеты) не выпускаются либо выпускаются в ограниченных
количествах, тогда как в слаборазвитых странах они имеют достаточно широкое
обращение. Так, в Индонезии обращаются банкноты достоинством 10000, 5000,
1000, 500, 100 рупий казначейские билеты — 200, 100, 25, 10, 5 и 1 рупий и
монеты — 100 50, 25, 10, 5, 2 и 1 сен (1 сен равен 0,01 рупии).
• Эмиссионная система — законодательно установленный порядок выпуска и
обращения денежных знаков. Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию
денег из обращения) I государствах осуществляют:
центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска
банковских билетов (банкнот), составляющих подавляющую часть налично-
денежного обращения;
казначейство (государственный исполнительный орган), выпускающий
мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты,
изготовленные из дешевых видов металла, на которые приходится около 10% (в
развитых странах) общего выпуска наличных денег.
Эмиссия банкнот осуществляется центральным банком тремя путями:
предоставлением кредитов кредитным учреждениям в форме переучета коммерческих
векселей; кредитованием казны под обеспечение государственных ценных бумаг;
выпуском банкнот путем их обмена на иностранную валюту.
Государство, стремясь к ослаблению возможных циклических колебаний
экономических процессов, предпринимает меры к регулированию процесса
производства, используя денежную и кредитную системы, которые тесно
взаимосвязаны, особенно в результате господства кредитных денег.
Во многих промышленно развитых странах под влиянием усиления инфляции и
нарастания кризисных явлений в экономике в середине 70-х годов получило
распространение таргетирование — установление целевых ориентиров с
целью регулирования прироста денежной массы в обращение и кредита. которыми
должны руководствоваться центральные банки.
Центральный банк по согласованию с государственными органами определяет сумму
увеличения денежной массы, ограничивая ее приростом в реальном исчислении. Эта
мера рассматривается как важная форма борьбы с инфляцией и обеспечения
стабилизации экономики. В США таргетируются все четыре денежных агрегата
(М1, М2, М3, М4), во Франции — только агрегат М2. Однако практика
показала слабую эффективность такой формы регулирования, ибо денежное
обращение находится под влиянием различных экономических факторов, а не только
объема денежно-кредитных операций. В связи с этим в 80-е годы центральные банки
ряда стран (Канады, Японии) отказались от таргетирования.
Итак, современная денежная система зарубежных стран характеризуется
следующими основными чертами:
1) отменой официального золотого содержания денежных единиц, демонетизацией
золота;
2) переходом к не разменным на золото кредитным деньгам, немногим
отличающимся по своей природе от бумажных денег;
3) сохранением в денежном обороте некоторых стран "наряду с кредитными
деньгами бумажных денег в форме казначейских билетов;
4) выпуском банкнот в обращение в порядке кредитования хозяйства,
государства, а также под прирост официальных золотых и валютных резервов;
5) развитием и преобладанием в денежном обращении безналичного оборота при
одновременном сокращении наличного;
6) усилением государственного регулирования денежного обращения в связи с
постоянным нарушением основополагающего принципа денежной системы —
соответствия количества денег объективным потребностям экономического
оборота, которое ведет к инфляционному процессу.
Денежная система Российской Федерации
Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом о
Центральном Банке РФ (Банке России) от 12 апреля 1995 г., определившим
правовые ее основы.
Официальной денежной единицей в нашей стране (валютой) является рубль.
Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между
рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено.
Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется
Центральным Банком РФ (ЦБР) и публикуется в печати.
Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и
изъятия на территории РФ обладает Банк России. Он отвечает за состояние
денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности
в стране.
Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и
металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в
том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами
кредитных учреждений, находящимися на счетах в ЦБР.
Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске
банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются в средствах
массовой информации. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости
на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на
счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот не должен быть,
меньше одного года, но не более пяти лет. При обмене не допускается какое-
либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть
объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платежного
средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуются по закону.
На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и
безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). В
целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк
России возложены следующие обязанности:
прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и
монет, а также создание их резервных фондов;
установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для
кредитных организаций;
определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены
поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.
Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов,
устанавливаются Банком России в соответствии с действующим
законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты
осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование
расчетных систем кредитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок
безналичных расчетов не более двух операционных дней в пределах субъекта
Федерации и пяти дней в пределах РФ. В качестве платежных документов для
безналичных расчетов используются платежные поручения, расчетные чеки,
аккредитивы, платежные требования-поручения и другие платежные документы,
утвержденные Банком России.
В связи с тем, что российская денежная единица — рубль по закону не связана с
денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует.
Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством.
Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется
в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая
разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским
законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии
денег, особо ответствен за поддержание равновесия в сфере денежного
обращения. В отличие от периода существования действительных (золотых) денег
при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от
металлической основы, Центральный банк должен создавать определенные
ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.
Используя денежно-кредитную политику как средство регулирования экономики,
Центральный банк привлекает следующие инструменты:
ставки учетного процента (дисконтную политику);
нормы обязательных резервов кредитных учреждений;
операции на открытом рынке;
регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений и другие Для
осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других
юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры
при территориальных главных управлениях Банка России. Эти центры формируют
оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды
денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды представляют
собой запасы нс выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБР и имеют
важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых
ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при
превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в
резервные фонды.
Резервные фонды банкнот и монет создаются по распоряжению Банка России,
который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема
налично-денежного оборота, условий хранения. Объективная потребность в
резервных фондах обусловлена:
необходимостью удовлетворить нужды экономики в наличных деньгах;
обновлением денежной массы в обращении в связи с пришедшими в негодность
деньгами;
поддержанием обязательного покупюрного состава денежной массы в целом по
стране и регионам;
сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.
Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения —
документа, дающего право ЦБР подкреплять оборотную кассу за счет резервных
фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка
России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска
денег в обращение, установленного Правительством РФ.
[1] По некоторым оценкам, общая сумма
наличных денег составила на начало 1995 г. 36 трлн. руб.
|
|
|
|
|