РУБРИКИ

Доклад: Основные показатели, характеризующие состояние жилой среды

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Доклад: Основные показатели, характеризующие состояние жилой среды

Доклад: Основные показатели, характеризующие состояние жилой среды

Основные показатели, характеризующие состояние жилой среды

Основными принципами при разработке системы показателей, характеризующих

состояние жилой среды, является научная обоснованность и возможность их

практического применения. Возможность с их помощью оценить состояние жилой

среды того или иного городского поселения, выявить глубину специфических для

него проблем, для определения путей, подходов к решению задач оптимизации

жилой среды местными органами власти и степень участия центрального

правительства.

Показатели должны охватывать все составляющие жилой среды, учитывать

различные ее грани. Система показателей должна быть построена таким образом,

чтобы можно было контролировать состояние жилой среды в различных плоскостях

(на национальном уровне, между регионами, на уровне городских поселений).

Систему показателей можно разбить на подсистемы, например, состояние

жилищного фонда, показатели работы транспорта и т.д. Кроме широкой системы

показателей в качестве мобильного инструмента может быть использован узкий

набор показателей. Данный вариант системы показателей может быть использован

для сравнений со среднероссийским уровнем или с предельно допустимыми

параметрами (стандартами).

Необходим также дополнительный набор показателей, характеризующий влияние на

жилую среду процессов реформирования экономики и развитие новых форм

собственности, изменение социальных качеств населения, связанных с его

социально-экономическим статусом. Они должны отражать удовлетворенность

(неудовлетворенность) состоянием жилой среды, улучшение (ухудшение)

положения, наличие (отсутствие) надежды на улучшение, обеспокоенность,

ощущение личной защищенности (безопасности). Надо отметить, что от различного

уровня благосостояния определенных групп населения и их социального положения

зависит степень удовлетворенности потребностей. Необходимы социальные

нормативы, отражающие уровень обеспечения государственными социальными

гарантиями в сферах, накопление производственных и бытовых отходов жилищной,

услуг ЖКХ, в сфере безопасности (в т.ч. экологической).

Существующая ныне модель федеративных отношений не позволяет проводить

политику, обеспечивающую равные условия и стимулы для развития по всем

регионам.

Налогово-бюджетный сепаратизм становится фактически средством выживания

регионов. Так, в первом полугодии 1998 г. Республики, края и области получили

лишь около половины запланированных трансфертов. В полном объеме были

профинансированы только Санкт-Петербург, Московская и Пермская области, 43

региона получили от 40% до 60% планируемых средств, а Якутия, Мордовия, Марий

Эл, Кабардино-Балкария, Орловская и Калининградская области - только одну

треть.

В условиях рыночной экономики все решают финансовые возможности регионов

(бюджетные средства для строительства муниципального жилья и средства самих

граждан). Жилищная проблема рассматривается как составляющая в социальной

политике государства. В различных регионах она решается дифференцированно.

Средняя обеспеченность жильем колеблется от 20,9 кв. м в Псковской области до

8,7 кв. м в Ингушетии, а обеспечение очередников жильем за счет нового

строительства от 30% в Чукотском автономном округе до 1% в Осетии. В

настоящее время многие города стремятся разработать жилищную политику и

гибкие организационные механизмы предоставления и перераспределения жилой

площади исходя из специфики состояния жилого фонда и социально-

демографического состава населения, новые принципы регулирования

инвестиционного процесса по жилищному строительству, строительству объектов

социальной инфраструктуры и развитию инженерно-транспортной сети.

Например, в Москве программа Правительства Москвы предусматривает:

- повышение среднего уровня жилищной обеспеченности до 21-22 кв. м.

общей площади на человека, достижение сбалансированного спроса и предложения,

соотношения частного и муниципального жиль;

- ускорение жилищного обеспечения очередников на основе комбинированной

системы мер по финансированию строительства;

- более полное удовлетворение в высококачественном жилье;

- организация кредитно-банковской системы предоставления ссуд, займов,

кредитов для малоимущих слоев населения;

- создание ассоциаций, объединений, товариществ для совместного

строительства и эксплуатации жилья;

- создание высокоразвитой муниципальной и коммерческой сфер обслуживания

частного и муниципального жилья

В Санкт-Петербурге намечено

- определить стандарты социального жилья и предоставить его льготным

категориям очередников, в том числе с использованием существующего жилищного

фонда

- достижение средней обеспеченности жильем на уровне 20 кв. м на

человека при сокращении числа коммунальных квартир, улучшении качества жилья

и жилищно-коммунальных услуг

- повысить качество услуг ЖКХ за счет развития конкуренции в сфере

предоставления услуг и контроля со стороны жильцов за условиями соблюдения

договора при оплате услуг (оценка качества и количества)

- меры, направленные на обеспечение высокого транспортно-

эксплуатационного состояния улично-дорожной сети

- повышение качества обслуживания населения (оптимизация маршрутной

сети, увеличение количества подвижного состава, планируется, что время одной

поездки в городе не должно превышать 40 мин.)

Условия проживания человека в городе характеризует не только непосредственно

жилье и степень его благоустройства, а также наличие рекреационных зон,

парков и зеленых насаждений, условий для безопасной жизни (опасность от

объектов техносферы, криминогенная опасность). Огромное значение на качество

жилой среды оказывает историко-культурное наследие, организация городского

пространства, архитектурно-эстетические характеристики города. Прямое

восприятие человеком своего окружения является критерием его ценности. Город

не только объект воспринимаемый, это еще и продукт деятельности застройщиков,

постоянно изменяющих его структуру на основе собственных соображений. Будучи

в общих чертах стабильной, она изменяется в деталях, здесь не бывает

окончательного результата. Упорядоченное окружение позволяет не только легко

и быстро перемещаться с целью отыскания нужного объекта, оно создает ощущение

комфорта. В настоящее время насчитывается более 400 городов, получивших

статус «исторических населенных мест». Находящиеся в этих городах объекты

историко-культурного наследия, а также сами города с их уникальной

планировочной структурой нуждаются в помощи со стороны государства. Однако

вне зависимости от экономических и социальных проблем - жизнь в таком

окружении вызывает чувство удовлетворения, причастности.

До настоящего времени жилая среда городских поселений не рассматривалась как

объект исследования. Ее совершенствование рассматривали как составляющую

устойчивого роста качества жизни населения как ориентир и одну из целей

социального развития.

Или же рассматривается не жилая среда, а городское хозяйство и частные

целевые ориентиры его развития. Так целевыми ориентирами развития городского

хозяйства является повышение жилищной обеспеченности, качества жилья,

технического содержания жилищного фонда, уровня надежности инженерных систем,

качества коммунальных услуг, обеспеченности населения дорогами с

усовершенствованным покрытием, качества содержания улиц и внутриквартальных

территорий. Обеспечение соответствия структуры жилого фонда составу семей и

т.д.

При этом оценку качества и уровня услуг и работ в городском хозяйстве

предлагается проводить с помощью экспертизы, сопровождающейся

социологическими опросами населения. Результаты деятельности ЖКХ во многом

определяет условия проживания жителей города, но также обеспечивают

социальную защиту малообеспеченным слоям населения. Пока каждый из жителей

Санкт-Петербурга покрывает только около 40% расходов на техническую

эксплуатацию домов и коммунальные платежи. Остальное доплачивает государство.

Тарифы регулярно пересматриваются в сторону увеличения, при этом согласно

опросам общественного мнения, проводившимся Независимым аналитическим

центром, большинство петербуржцев полагает, что обеспечение населения

коммунальными услугами ухудшается. Монополизм некоторых предприятий жилищно-

коммунального хозяйства создает благоприятные условия для снижения качества

услуг.

Некоторые параметры, характеризующие состояние жилой среды, например ее

архитектурно-эстетические особенности, трудно измерить.

Наряду с этим, в статистике существует широкий набор показателей, отражающий

различные стороны состояния жилого фонда, жилищного хозяйства, работы

транспорта и связи и т.д.

Качество жилой среды во многом определяется жилищными условиями, качеством и

разнообразием типов жилья, пространственной организацией, организацией

застройки, распределением на территории жилого и нежилого фонда, наличием

рекреационных зон. В конечном счете, восприятием человеком своего окружения.

Жилищные условия отражает большой набор показателей:

- показатели обеспеченности жильем и состав жилого фонда

- показатели, характеризующие состояние жилищного фонда, его содержание,

показатели ремонта, реконструкции и строительства

- показатели, характеризующие благоустройство жилищного фонда, его

обслуживание, управление жилищным фондом

Первая группа показателей включает такие параметры, как общая площадь жилья

(миллионов кв. м) в том числе жилая, общее число квартир (в том числе

отдельных, коммунальных) распределение отдельных квартир по числу комнат,

средняя (общая, жилая) площадь на человека, распределение домашних хозяйств

по принадлежности (проживающие в государственных, кооперативных, частных

домах, снимают жилье).

Ко второй группе относятся показатели распределения жилого фонда по времени

застройки, показатели износа, убыли. А так же общая (полезная) площадь

построенных квартир.

К последней группе можно отнести показатели распределения домашних хозяйств

по благоустройству занимаемого жилья, обеспеченность жилищно-коммунальными

услугами, обеспеченность телефонами, автомобилями и т.д.

Как правило, расчёт таких нормативов сводится к выработке минимальных

социальных стандартов - это стандарты, «установленные органами

государственной власти на определённой период времени единые и минимальные

социальные нормативы и нормы, отражающие важнейшие потребности человека в

материальных благах и услугах, гарантирующие соответствующий уровень их

потребления и предназначенные для определения обязательного минимума

бюджетных расходов на указанные цели». В настоящее время нет утвержденной

системы стандартов качества жизни на уровне государственного управления.

Город может приступить к разработке собственной системе социальных

стандартов, учитывающей особенности его развития и специфику каждого

показателя. Для таких показателей как, например занятость и безработица, в

качестве стандарта принимается предельная величина показателя (полное

отсутствие безработицы). Например, для расчетов стандартов качества жизни

населения города можно использовать среднюю геометрическую уровня качества

жизни по трем - пяти городам с лучшими показателями. Стандарты потребления

продуктов питания должны рассчитываться из научно - обоснованных норм.

В отличие от минимальных социальных стандартов, стандарты качества жизни

нельзя рассматривать как обязательные нормативы. Минимальные социальные

стандарты образуют нижнюю границу количественных величин стандартов качества

жизни, нарушение которой требует вступления в действие системы

государственных мер поддержки населения.

Необходимо разработать определенные подходы при использовании существующей

статистической информации, при разработке и использовании социальных

стандартов, которые позволили бы, рассматривая жилую среду городских

поселений комплексно как объект изучения, определить наилучшее (оптимальное)

соотношение параметров, характеризующих жилую среду города. Это соотношение

будет неодинаковым для разных типов городов (например, по уровню

экономического развития территории), для различных социальных групп

населения. Если для определенной группы горожан важно иметь недорогое

благоустроенное жилье и возможность относительно быстро доехать до работы, то

для другой, более обеспеченной группы, которая не пользуется общественным

транспортом, более важно состояние дорог, организация движения в городе,

возможность парковки автомобиля, наличие заправочных станций и станций

технического обслуживания. Представления об оптимальной жилой среде

изменяются в связи с изменением потребностей жителей городского поселения,

которые трансформируются под воздействием технического прогресса и развития

общества в целом. На этот процесс влияет изменение форм собственности, таким

образом, на проведение жилищной политики появилась возможность привлекать

внебюджетные источники финансирования: средства от продажи принадлежащей

городу жилой площади, средства привлекаемых инвесторов на модернизацию и

реконструкцию жилищного фонда, жилищные кредиты, средства населения,

специальные налоговые поступления, средства от продажи ценных бумаг, арендная

плата за нежилые помещения, арендная плата за землю и прочие. С другой

стороны, вкладывая сбережения в недвижимость, население города, способствует

улучшению качества городской среды.

Приложение

Распределение домашних хозяйств по принадлежности занимаемого жилья

(в процентах)

1995 1996 1997 1998

Все домашние хозяйства

100 100 100 100

В том числе проживающие в домах:

государственных, включая муниципальные и ведомственных 88,1

88,7 88,0 87,0

Кооперативных

10,6 9,8 7,0 7,0

Частных

1,0 3,1 5,0 6,0

Снимают жильё

0,3 0,4 - -

Распределение домашних хозяйств по видам занимаемого жилья

(в процентах)

1995 1996 1997 1998

Все домашние хозяйства 100 100 100 100

В том числе проживающие:

В отдельной квартире 71,6 74,2 78,0

79,0

В коммунальной квартире 20,7 18,5 17,0

21,0

В общежитии 7,7 7,3

5,0 -

Распределение домашних хозяйств по благоустройству занимаемого жилья

(в процентах)

1995 1996 1997 1998

Все домашние хозяйства, проживающие в домах, оборудованных

центральным отоплением

100 100 100 100

Водопроводом

100 100 100 100

Канализацией

100 100 100 100

горячим водоснабжением

96,1 94,7 92,0 92,0

Газом

88,5 87,7 85,0 89,0

электроплитой напольной

11,5 12,3 15,0 11,0

ванной или душем

95,7 95,7 98,0 100,0

Телефоном

82,1 86,9 93,0 97,0

Строительство жилья

1995 1996 1997 1998

Построено квартир, тысяч 16,4 11,4

10,9 11,4

Общая (полезная) площадь квартир

тысяч кв. м 1011,8

713,9 756,2 849,4

В % к предыдущему году 112 71

106 112

Жилищное хозяйство

На 1 января 1999

Общая площадь жилья (включая общежития), миллионов кв. м 91,0

в том числе жилая площадь

56,3

Всего квартир, тысяч 1562

в том числе:

Отдельных 1393

из них: 1-комнатные 319

2-комнатные 605

3-комнатные и больше 469

Коммунальных 169

Средняя площадь на человека, кв. м

Общая

19,2

Жилая

11,8

Основные показатели развития городского пассажирского транспорта

1995 1996 1997 1998

Протяженность путей (маршрутов), километров

Автобусных

1852 1882 1927 2595

Трамвайных

698 687 678 661

троллейбусных линий

695 695 695 695

метрополитена (в двух путном исчислении)

92 90 94 94

Перевезено пассажиров, миллионов человек:

Автобусами

854 1280 1596 1761

Трамваями

694 796 727 815

Троллейбусами

459 531 484 539

Метрополитеном

728 721 728 727

Удельный вес перевозок пассажиров отдельными видами транспорта, %:

Автобусами

31,2 38,5 45,1 45,8

Трамваями

25,4 23,9 20,6 21,2

Троллейбусами

16,8 15,9 13,7 14,0

Метрополитеном

26,6 21,7 20,6 18,9

Структурные преобразования и организационные мероприятия по проведению

реформы жилищно-коммунального хозяйства в 1998 году

1 полугодие Год

Число муниципальных образований (МО), всего единиц

111 111

в том числе МО на территории которых созданы службы заказчика

82 84

Количество служб заказчика

87 89

Заключено договоров подряда по содержанию муниципального жилищного фонда,

всего единиц 170 322

в том числе на конкурсной основе

50 123

Площадь жилых помещений муниципального жилищного фонда, обслуживаемая

организациями подрядчиками на договорной основе, всего млн. кв. метров

80,4 70,9

в том числе на конкурсной основе

15,3 21,5

Общее число зарегистрированных товариществ собственников жилья (ТСЖ), единиц

87 92

в том числе ТСЖ которым

передано управление жилищным фондом

26 26

передан в собственность земельный участок

20 20

Жилищный фонд, находящийся в управлении предприятий новых организационно-

правовых форм, всего млн. кв. метров 80,6

80,1

в том числе в управлении служб заказчика

80,4 79,9

ТСЖ

0,2 0,2

Число зданий надлежащих оборудованию приборами учёта (контроля) потребления

ресурсов, единиц 12451 12628

Число зданий оборудованных приборами учёта (контроля) потребления ресурсов,

единиц

на вводе в дом

холодного водоснабжения

11121 11239

горячего водоснабжения

142 174

Отопления

173 213

газоснабжения

2 18

Квартирными счётчиками

холодного водоснабжения

5 27

горячего водоснабжения

5 79

Отопления -66

газоснабжения

6 6

Количество установленных счётчиков в квартирах, единиц

Холодного водоснабжения

- -

горячего водоснабжения

260 2454

Отопления -28

Газоснабжения

248 463

Жилищные субсидии и льготы

Субсидии и льготы по оплат жилья предоставляются отдельным категориям граждан

в соответствии с «Положением о порядке предоставления гражданам компенсаций

(субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг», утвержденного

постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 года №707.

Размер компенсаций определяется с учётом прожиточного минимума, совокупного

дохода семьи и действующих льгот в пределах социальной нормы жилья и

нормативов потребления коммунальных услуг.

Предоставление гражданам жилищных субсидий в 1998 году

1 квартал 1 полугодие 9 месяцев Год

Количество семей проживающих в жилищном фонде на который распространяется

право на субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг, тысяч

1737 1668 1740 1728

Количество семей получивших субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг,

тысяч 154 228 247 441

Общая сумма субсидий начисленных населению на оплату жилищно-коммунальных

услуг, всего, млн. рублей 35,6 69,7

99,3 132,3

в том числе

Жилья

11,1 20,9 25,8 39,1

Отопления

9,1 18,2 25,3

33,6

горячего водоснабжения 3,1

6,2 8,9 11,5

холодной воды

3,2 6,1 8,8

10,7

Канализации

3,2 6,1 8,8

10,7

газа сетевого и сжиженного 1,3

2,4 3,5 4,4

вывоза мусора

- - 4,5

6,0

электроэнергии

4,6 8,8 12,7

15,3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.